Сикстинскую мадонну: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти — Описание и ВидеоОбзор

Сикстинская мадонна — Рафаэль Санти. Холст, масло. 256х196


   Вот уже несколько веков именно эта работа великого мастера Возрождения принята за образец и вершину старой живописной европейской школы. Безупречность и глубина работы признаны критикой, и никакие попытки усомниться в совершенстве этого полотна еще не увенчались успехом, вызывая бурю протестов и отвержение всякого критического анализа.

   О феномене «общественного восхищения», который мешает воспринимать эту работу индивидуально и объективно, еще в XIX веке говорили и Толстой, и Достоевский, и многие художники. Причем, все как один соглашались с тем, что это несомненный шедевр.

   Необычность этой работы мастера, для которого Богоматерь с младенцем на руках — излюбленный сюжет, в том, что написана она на холсте.

В то время абсолютное большинство работ подобного толка писались на досках. Некоторые исследователи считают, что художник выбрал холст, потому что никак не мог найти доску подходящего размера.

   Картина была заказом кардинала де Ровере, будущего папы Юлия II. Работа предназначалась для алтаря одного из провинциальных соборов, в котором хранились мощи святого Сикста и святой Варвары. Обе личности представлены на картине рядом с Богородицей и младенцем.

   Все персонажи картины имели прототипы в жизни. Известно, что папу Сикста художник писал с кардинала-заказчика. Одна из легенд картины утверждает, что папа изображен шестипалым. Несостоятельность этого утверждения очевидна, если взглянуть на руку папы внимательнее.

Композиция картины становится понятней, если знать о том, что перед работой должно было быть размещено распятие. Тогда понятен становится жест папы, указывающий на Великую жертву Сына Богородицы в будущем, а также скорбная покорность Святой Варвары.


   Необыкновенно лиричное звучание картине придает пара ангелочков в самом низу композиции. Эта милая парочка лишает картину всякого пафоса, выделяя главный и простой смысл сюжета — тревога матери о судьбе своего сына.

   Сильное впечатление производит недетское лицо спасителя и его очевидное внешнее сходство с Матерью.

   Зрителя сбивает с толку нарочито «земной» занавес, нанизанный на примитивный карниз. Та тщательность, с которой выписана эта неясная деталь, сбивает с толку публику, заставляет ее думать о смысле этой детали, ее назначении.

   Облака фона работы, представляющие собой многочисленные ангельские лики, подчеркивают торжественность, значимость происходящего, вносят в работу ту сакральную парадность, которая есть непременная составляющая всех алтарных картин эпохи Возрождения.

история картины и магия восприятия

Сикстинская Мадонна Рафаэля покорила весь мир. Талант лучшего живописца эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти позволил создать такую картину, которая влечет, вызывает гамму чувств и поражает своей живостью. Полотну более пятисот лет, но техника исполнения столь высока, что воспринимается как 3D-изображение. И, когда стоишь перед картиной, так и кажется, что Мадонна сейчас шагнет навстречу.

Картина вызывает неподдельный интерес. С тех пор, как «Сикстинская Мадонна» в 1754 году поступила в коллекцию саксонских курфюрстов и ее разместили в Дрезденской картинной галерее, картину увидели миллионы человек.

Описание картины и магия восприятия

Не очень большое по размерам полотно 256 см х 196 см каким-то магическим образом удерживает внимание зрителя. Специалисты утверждают, что это особенный динамический круг, который управляет взглядом человека, смотрящего на картину.

Зритель всматривается в образ Богоматери с младенцем на руках, потом его взгляд перемещается на золотистые одеяния Св. Сикста, и, главное, его руку. Святой Сикст протягивает руку в сторону зрителя, как будто включая его в композицию. И зритель невольно следует за взором святого, вновь направляя внимание на Мадонну и младенца.

Далее взгляд скользит к образу Св. Варвары, так как подключается «химия» восприятия схожей цветовой гаммы одеяния. Святая Варвара смотрит вниз, приглашая проследовать за ее взглядом к милым ангелочкам. Но когда глаза зрителя останавливаются на парочке херувимов внизу картины, которые направили все свое внимание вверх, то неизменно продолжают движение к верхнему центру полотна – к образу Марии с младенцем.

Так раскладывает на составляющие магию живописи Рафаэля современная наука. Возможно, что взгляд большей части зрителей именно так и скользит по картине. В зале, где демонстрируется полотно, всегда больше посетителей, чем в других залах. Неискушенный посетитель просто рассматривает картину и впитывает тот посыл, который исходит от композиции. Знатоки особо пристрастны. Их интересует и общее восприятие композиции, и детали.

Из своего опыта скажу, что «Мадонна» Рафаэля воздействует многопланово. Живописное полотно удерживает при непосредственном рассматривании. Хочется вглядываться, но также появляются вопросы… С кого писал автор прекрасный образ?.. Как получилось, что лучшая работа Рафаэля – главного художника Ватикана – хранилась в церкви небольшого городка Пьяченца?. . И почему Август III приобрел для своей коллекции именно это полотно, в то время как Рафаэль Санти многие работы посвятил Мадонне с младенцем?..

История создания картины Сикстинская Мадонна

Некоторые исследователи предполагают, что данный шедевр Рафаэль создавал все же для собора Святого Петра в Риме. Заказ поступил от папы Юлия II. Было предусмотрено и место для картины – в капелле, где был похоронен папа Сикст IV. Но во время перестройки храма было произведено перезахоронение Сикста IV, а великолепное полотно переместить к алтарю не позволяли церковные каноны.

В главной церкви Ватикана эти каноны строго соблюдали, но на периферии, к которой относился город Пьяченца, к подобным правилам относились не столь привержено. Поэтому картину Рафаэля переместили в церковь Св. Сикста при монастыре в Пьяченце.

Творчество знаменитого итальянского живописца не давало покоя саксонскому курфюрсту Августу III, который пожелал дополнить свою коллекцию образом Мадонны кисти Рафаэля. Август III присмотрел полотно «Мадонна Фолиньо», которую автор написал годом ранее – в 1511-12 гг.

Эта картина находилась в Ватикане, и Папа римский противостоял торгу. В процессе длительных переговоров интерес переместился к полотну «Сикстинская Мадонна», и глава римско-католической церкви уступил. Тем более что в храме Пьяченца начиналась реставрация.

Так шедевр оказался в Германии, а с середины XIX века постоянным местом размещения картины является Галерея старых мастеров в Цвингере.

Для современных посетителей важно знать, где именно в галерее находится Сикстинская Мадонна Рафаэля. Это второй этаж (в нашем понимании, а не европейском), где экспонируется живопись, принадлежащая эпохе Высокого Возрождения.

И все же, кто был удостоен чести позировать Рафаэлю при создании образа Мадонны. Все больше источников подтверждают, что это тайная возлюбленная живописца Маргарита Лути. Те же черты, что в образе Мадонны, можно увидеть в портрете «Форнарина» и на картине «Святая Цецилия».

Потрясающе, что гениальный художник, связанный крепкими узами с Ватиканом, не имел права даже на открытые чувства. Его официальной невестой была племянница кардинала Мария да Боббиена. Похоже, ни жениться на ней, ни писать картины с ее лица Рафаэль Санти не собирался…

Возвращаясь к полотну «Сикстинская Мадонна», следует уточнить, что именно в Дрезденской картинной галерее находится оригинал. Существуют и копии картины. В том же городе Пьяченца осталась копия, созданная еще в 1730 году Пьером Антонио Аванзини. А сколько еще найдется менее известных копирований!

Галерея Старые мастера на карте Дрездена

Сикстинская Мадонна (картина) — Рафаэль Санти

“Сикстинская мадонна” — одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Эта картина принадлежит к числу самых ярких поэтических образов, созданных художниками эпохи Возрождения. Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году.
“Сикстинская мадонна” еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о “редчайшей и единственной в своем роде вещи”.
Известно также, что картина была полностью написана рукой Рафаэля, без помощи учеников, что было тогда редкостью.
Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках. Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении св. Варвары. Римский Папа Сикст II как бы вверяет человечество заступнице. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление. За фигурой мадонны клубятся облака и сияет манящая даль. Я часто смотрю на репродукцию этой картины, потому что она висит на стене в нашем доме, но каждый раз композиция картины поражает меня своей величественностью и в то же время гениальной простотой. Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи “Мадонна Литта” — фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т.д. Рафаэль, видимо, создал полотно, принципиально отличающееся не только от работ его предшественников, но и от своих собственных творений, написанных ранее.
По-моему, Рафаэль пошел по естественному пути любого настоящего художника. Он все более отождествлял красоту и совершенство божественного начала с человеческим. Это, на мой взгляд, придает особое обаяние “Сикстинской мадонне”. В картине все естественно и человечно, хотя перед нами богоматерь. Легко и плавно струятся складки одежд Марии, подчеркивая воздушность ее движения. Ее прекрасное в своей человеческой кротости и умилении лицо будит ответное светлое чувство, как при встрече с родным человеком.
Я с трудом принимаю общепринятое толкование образа, будто бы лицо Марии овеяно светлой печалью, предчувствием того, что она родила сына на страдания за человечество и т. д. Мне кажется, на людей с полотна Рафаэля смотрят мать человеческая и дитя человеческое. Через свет их лиц смотрящий на картину человек постигает божественное начало в мире. Потому что к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды. У меня и у икон возникают подобные чувства: если икона написана слишком схематично, она не вызывает во мне ответного чувства.
Приближение к человеческому нисколько не умалило религиозную идею “Сикстинской мадонны” Рафаэля, а лишь подчеркнуло гуманистическую глубину мысли художника.
Реалистические и гуманистические устремления таких художников эпохи Возрождения, как Рафаэль, разбили условную схему средневекового церковного изображения, придали мадонне с младенцем глубоко человеческий образ счастливого и здорового материнства, которое лишено всякого мистического ореола и полно чистой земной прелести. Поэтому в нашем доме, словно талисман добра и человечности, висит на стене моя любимая картина “Сикстинская мадонна».

Рассказы о шедеврах — Рафаэль «Сикстинская мадонна» -100 картин

Рафаэль был счастливым художником Поглощенный обилием почетных и грандиозных заказов, прославляемый своими почитателями, он работал быстро и радостно Никогда творчество не было для него горькой мукой.

Современные Рафаэлю гуманисты считали, что для того, чтобы быть понятными народу, поэт должен изъясняться на языке «vulgare» В тех же целях некоторые художники Возрождения обращались к старинным народным преданиям и расцвечивали их красками своего воображения.

На картине Рафаэля явление Мадонны умершему папе Юлию II превратилось в явление ее людям, о котором и рассказывалось в старинных сказаниях В таких легендах находили свое выражение чаяния народа о справедливости, желание и потребность простых людей представить небесную царицу и покровительницу в непосредственной близости Однако Рафаэль не ограничился только пересказом средневековой легенды.

В истории создания самого знаменитого произведения Рафаэля до сих пор многое окутано тайной Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости на голове ее не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и в сущности это простая женщина Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки Но эту босоногую женщину ветре чают, как царицу — владычицу небесную Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу. Земной владыка, как волхвы перед рождественскими яслями, обнажил свой лоб, и перед зрителем предстает почти дрожащий от волнения старичок.

Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного это божество, облеченное в человeческую форму Лицо ее еще напоминает знакомые черты Форнарины, но черты преобразованные Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына.

Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской мадонне» каждый свое Одни видели в ней только религиозное содержание, другие — скрытую в ней нравственную философию, третьи ценили в ней художественное совершенство Но три этих аспекта неотделимы друг от друга.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник.

В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление.

Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.

Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям.

С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Эти фигуры некоторые называют вспомогательными, второстепенными, но если убрать их (хотя бы только мысленно) или даже чуть изменить их положение в пространстве, — сразу разрушится гармония целого. Изменятся смысл всей картины и сам образ Марии.

Благоговейно и нежно Мадонна прижимает к груди сына, сидящего у нее на руках. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария — заступница человеческая — несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь.

Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю.

Все взоры действующих лиц картины направлены в разные стороны, и только Мария с божественным младенцем смотрят на нас. Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. Вся картина полна внутреннего движения, озарена трепетным светом, как будто таинственное свечение излучает сам холст. Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед, ибо «не мир принес Я вам, но меч…». Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле:

«Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который «Предчувствует свою великую будущность».

Рассказывают, что «Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны — наисовершеннейшее воплощение идеала в христианстве. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нем черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью.

«Сикстинской мадонной» давно восхищаются, и о ней сказано много прекрасных слов. А в прошлом веке русские писатели и художники, как на паломничество, отправлялись в Дрезден — к «Сикстинской мадонне». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

В.А. Жуковский говорит о «Сикстинской мадонне» как, воплощенном чуде, как, поэтическом откровении и признает, что создана она не для глаз, а для души: «Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит…
И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершилось»
. А.С. Пушкин знал картину по гравюрному воспроизведению, и она произвела на него очень сильное впечатление. Поэт неоднократно вспоминал о рафаэлевском шедевре, и, воспевая задумчивые глаза застенчивой красавицы, он уподобляет ее ангелу Рафаэля.

Самым восторженным почитателем «Сикстинской мадонны» среди русских писателей был Ф.М. Достоевский. Однажды он горячо возмущался, когда в его присутствии некий художник профессиональным языком стал разбирать художественные достоинства картины. Многие герои романов писателя характеризуются через их отношение к Мадонне Рафаэля.
Например, в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны.
Жена губернатора Юлия Михайловна («Бесы») два часа провела перед картиной, но, как дама светская, ничего в ней не поняла.
Степан Трофимович, наоборот, чувствует настоятельную потребность писать об этом шедевре, но ему так и не суждено было выполнить свое намерение.
Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет читателю увидеть всю глубину его нравственного падения.

«Сикстинскую мадонну» внимательно изучали и русские художники.
Карл Брюллов восхищался: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».
А. Иванов копировал ее и мучался от сознания своей неспособности уловить ее главное обаяние.
Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. Особенно занимал его общечеловеческий смысл создания Рафаэля:

«Это что-то действительно почти невозможное…
Была ли в действительности Мария такая, какою она здесь изображена, этого никто никогда не знал и, разумеется, не знает, за исключением современников ее, которые, впрочем, ничего нам хорошего о ней не говорят. Но такою, по крайней мере, создали ее религиозные чувства и верования человечества… Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания… откроют действительно исторические черты обоих этих лиц6… и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль».

…А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи.
«Сикстинская Мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика — рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть, и…

Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко раскрыв лучезарные глаза, женщина дивной, неземной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки…

по материалам «Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

Рассказы о шедеврах

 

Рафаэль — Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна

1508г, масло на холсте, 265 x 196 cм

Дрезденская галерея, Германия

Картина предназначалась для украшения могилы Юлия II, так как римский папа св.Сикст III (432-440), был из семейства Делла Ровера (как и Юлий II).

Св.Сикст III и Св.Варвара были покровителями Делла Роверов.

Холст находился в женском монастыре Cв. Сикста в Пьяченце и был позже пожертвован монахами Августу III, королю Саксонии.

После Второй Мировой войны картина попала в Москву, а затем — возвращена Дрездену.

Где-то около 1515 года Рафаэля посетили в Риме черные монахи, представители далекого монастыря из глухого городка Пьяченце. Они заказывают ему «Сикстинскую мадонну»…

И свершается чудо.

Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст. И собственноручно, без единого прикосновения учеников, пишет свой шедевр. Апофеоз всего своего гигантского творчества.

Мать с младенцем. Величайшее творение мира «Сикстинскую мадонну».

И недаром ее название как бы отвечает на титульное обозначение росписей Микеланджело в Сикстинской капелле. Да, это был ответ Буонарроти. В этом полотне Рафаэль синтезировал как бы весь накал, мудрость и красоту Высокого Ренессанса. И не только непостижимая пластика этой композиции, где светотень и лепка формы достигают недосягаемой вершины, превзойдя по мощи выражения самого Леонардо, но трагизм и философская суть картины нисколько не уступают драматизму творений Микеланджело.

Да, Рафаэль нашел воплощенный ответ на вопрос, кто же он сам. Или лишь камерный создатель маленьких очаровательных мадонн, или творец грандиозных фресок, или великолепный портретист, удививший всех своей виртуозностью?

— Нет! — отвечает живописец в «Сикстинской мадонне».

Рафаэль — это Рафаэль. Великий мастер синтеза в искусстве. Непревзойденный и единственный. Все, все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени претворил Рафаэль и воплотил в «Сикстинской мадонне». Это было поистине творение гения. Вдохновенный мастер, собрав воедино всю духовную и художническую силу, воспользовавшись, казалось, второстепенным заказом, вдруг творит бессмертный шедевр, навечно утвердив свое имя.

Еще более потрясает, что «Сикстинская мадонна» создана в дни безмерной славы Рафаэля, несмотря на то, что он уже был смертельно утомлен. И, однако, подобно гётевскому Фаусту, Рафаэль будто снова обретает вторую юность. Он снова пишет. Нет, не пишет, он словно «выпевает» из самых глубин сердца заветную тему.

Но это не экспромт. Он приходит к решению своей кардинальной картины уже со всем колоссальным опытом компоновки монументальных композиций. Уже сотворена «Афинская школа», ставшая эталоном классической гармонии во всем мировом искусстве. Уже испытано, пережито, глубоко прочувствовано чудотворное влияние глубочайшего мастера Леонардо да Винчи. Уже изучен до предела язык самого Микеланджело Буонарроти…

Но, повторяю, Рафаэль есть Рафаэль!

«Сикстинская мадонна» отражает не только ослепительную технику мастера кисти из Урбино; в это полотно вложена вся мудрость его мировидения. И все же в этой картине, прежде всего, чаруют могущество души, ее человеколюбие. В холсте нет ни загадочного леонардовского сфумато, хотя лепка формы безупречна, в картине вы не найдете ошеломляющих микеланджеловских ракурсов. Все предельно просто.

Рафаэль оставляет завещание людям. И этот памятник живописи делает его имя поистине нетленным.

Сикстинская мадонна», пожалуй, самая знаменитая картина мира. И хотя, как и на «Джоконду», на нее пролиты ушаты помоев и грязи досужими формотворцами, от этого две немеркнущие жемчужины нисколько не потускнели.

Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии? И тут вступают в действие оптика, рентген, фотография. Находят, что «Сикстинская мадонна» схожа «ДОННОЙ ВЕЛАТОЙ (Дамой с покрывалом)». Иные просто утверждают, что Рафаэль был вдохновлен ФОРНАРИНОЙ, своей последней и беззаветной привязанностью. Однако нельзя не удивиться слепоте многих, многих искусствоведов, не увидевших в Марии мечту Рафаэля. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет. Черты лица Марии — синтез, это символ Матери, обобщенный, наполненный состоянием человеческой любви и печали.

Начинать сравнивать разрез глаз, пересчитывать количество ресниц на женских портретах Рафаэля и у Марии в «Сикстинской мадонне», конечно, увлекательное занятие, может быть, близкое к науке, но очень далекое от понимания роли создания этого архиважного для живописца полотна. Рафаэль в «Сикстинской мадонне» написал всю свою судьбу. Он вспоминал Урбино и полустертые в памяти чарующие черты своей матери, перед его мысленным взором проходили сотни милых, добрых женщин, ласкавших своих младенцев. Наконец, и что самое главное, художник в своей мастерской был не один. Рядом с ним, вместе с ним, в каждой клеточке его плоти жило его время. Пора жестокая, непростая, напитанная до краев войнами, скорбью, борьбой света и тьмы. И эта магнетическая сила ощущения эпохи, желание что-то сказать людям, помочь им понять несуразность злобы, уродства, мрака, утвердить победность добра и света двигали кистью Рафаэля…

**********

Простодушно и чуть ошеломленно взирает на Марию СИКСТ. Он потрясен. Свидетельство его земного могущества — тиара — уже не венчает его лысоватую голову, а стоит скромно в углу. ВАРВАРА опустила глаза, задумавшись о суете земной. Лишь две мордашки АНГЕЛОЧКОВ лукаво взирают на сотни людей, толпящихся в зале у картины. Зеленая драпировка раздвинулась, и мы зрим, как к нам шагнула задумчивая, грустная женщина, прижимая к груди дитя.

Печальная, почти застывшая в своем горе…

Можно удивляться, как Рафаэль сумел сбросить с себя некоторую театральность монументальных росписей, исполнявшихся ранее, и пришел к этой суровой, почти скупой, но поэтому столь разящей простоте.

Но напрасно вы думаете, что мастер хоть на миг забыл весь опыт искусства, созданного до него. Он знал и умел все, поэтому мог писать без натуры любую фигуру, поэтому так волшебно использовал законы, открытые художниками Ренессанса. Недаром Леонардо называл музыку сестрой живописи. И недаром контрапосто так близко по смыслу и звучанию законам контрапункта.

«Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные ГЛАЗА МАРИИ.

Картина Рафаэля необычайно современна. Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне. Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. Во время дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.

Едва ли кто из бывших в Дрездене забудет руины Фрауен-кирхе — единственные развалины, оставленные для напоминания потомкам об ужасах войны, о разбитом за одну ночь налетом англо-американских эскадрилий городе, о разбомбленном Цвингере, музее, где много лет жила «Сикстина». Она и сегодня там. Возвращенная и живая. И снова тысячи и тысячи людей толпятся у подножия полотна, неотрывно глядя в глаза Марии и думая о своих судьбах.

…Рафаэль и современность… Это далеко не риторическая фраза. Именно сегодня, когда столь обострены вопросы гуманности и спасения цивилизации, «Сикстинская мадонна», созданная давным-давно, ставит перед миллионами людей несравненную этическую задачу о войне и мире, о спасении самого человечества. ..

(И. ДОЛГОПОЛОВ «РАФАЭЛЬ»)

И.Долгополов «Сикстинская мадонна»

Рассказы о шедеврах

Рафаэль Санти

 

Шедевр Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (1513-1514). Описание картины.

17 мая 2020

 Рафаэль Санти

«Сикстинская Мадонна». Фрагмент

Рафаэль Санти

«Сикстинская Мадонна»

Холст, масло

Галерея старых мастеров, Дрезден

1513-1514

Алтарный образ, посвященный дорогой сердцу урбинского живописца теме — Мадонне с Младенцем — одна из вершин мирового изобразительного искусства, был создан Рафаэлем в начале XVI века. Холст был заказан Папой Юлием II и установлен на высоком алтаре церкви бенедиктинского аббатства Святого Сикста в Пьяченце.

Папа Сикст I (в левой части полотна) изображен на полотне ввиду того, что именно он был покровителем клана Юлия, семьи Делла Ровере. Обратите внимание на тиару с венчающим ее желудем под его ногами, служащую своего рода мостом между реальным и живописным пространствами.

Святой Сикст созерцает божественное явление, меж тем, как Святая Варвара обратила взор на двух херувимов, получивших неимоверную популярность в истории живописи. Они, словно исполняя надоевшую им роль, со скучающим видом облокотились на парапет и ждут окончания действа.

Картина, затерявшаяся в одном из многочисленных храмов Пьяченцы, не была широко известна за пределами города вплоть до середины 18 века, когда Август III (1696-1763), курфюрст Саксонии, приобрел полотно и перевез «Сикстинскую мадонну» в Дрезден. В 1855 году холст был размещен в новом королевском музее города (Neues Konigliches Museum) в отдельном выставочном помещении. В 1946 году, после II мировой войны, шедевр Рафаэля около десяти лет хранился в запасниках Пушкинского музея изобразительных искусств в Москве, а затем был возвращен в Германию в 1955 году.

Облака, служащие фоном «Сикстинской Мадонны», последней Мадонны, написанной Рафаэлем, представляют собой многочисленные ангельские лики, подчеркивают торжественность, значимость происходящего.

Сила этой картины кроется не столь в тонком использовании цвета, сколько в сложной, исключительной в своей театральности композиции. Дева Мария, решительно ступает по белоснежному облаку навстречу зрителю, держа в руках младенца.

Три главные фигуры (Богородица, Святой Сикст, Святая Варвара) обитают в воображаемом пространстве, обрамленном тяжелыми темно-зелеными занавесями, которые были открыты, чтобы показать небесную сцену. Расположение фигур исключительно сбалансировано. Объединенные жестами и позами, трио наслаждается совершенно гармоничными живописными отношениями.

 Художник создает глубину через вторжение путти в реальное пространство зрителя, через пирамидальную композиционную структуру расположения фигур. Таким образом, фигура Мадонны выделяется среди прочих, подчеркивается ее значимость.

Все цвета (золотой, красный, синий, белый), использованные живописцем, пребывают в удивительном внутренним диалоге.  Традиционные красно-синее платье Марии перекликается с подолом одежды Сикста, с крыльями ангелочков. Драпировки одежд участников сцены помогают направить взгляд смотрящего, создать ритм – картина наполнена звучанием.

Почему мать и дитя так печальны и напуганы, а Святой Сикст указывает с картины на нас, зрителей? Ответ кроется в предполагаемом расположении хоста. Помещенная за хоровой ширмой «Сикстинская Мадонна» стояла аккурат напротив распятия, прикрепленного к ширме. Таким образом, святым уже известна судьба ребенка.

Джорджо Вазари назвал в своих «Жизнеописаниях» картину «вещью поистине из ряда вон выходящей и единственной в своем роде».

Теги

Описание картины, Рафаэль, Высокое Возрождение.


Рекомендуем почитать

Сикстинская мадонна, Рафаэль, 1512. История картины

Художник: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская мадонна»
Картина написана: 1513—1514 г.
Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль написал в 1513-1514 годах. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.

Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям.

У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.

Художник: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская мадонна»
Картина написана: 1513—1514 г.
Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль написал в 1513-1514 годах. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник. В Галерее Питти находится его «Мадонна в кресле», в Музее Прадо — «Мадонна с рыбой», в Ватиканской пинакотеке — «Мадонна дель Фолиньо», другие мадонны стали сокровищами других музеев. Но когда пришло время написать главное свое произведение, Рафаэль оставил ученикам своим многочисленные работы в Ватиканском дворце, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви Святого Сикста в далекой Пьяченце запрестольный образ.

Алтарные образы писались тогда на доске, но эту свою мадонну Рафаэль написал на холсте. Сначала «Сикстинская мадонна» находилась в полукруглом хоре монастырской церкви (ныне не существующем), и возвышающаяся фигура Богоматери издалека казалась парящей в воздухе. В 1754 году картина была приобретена королем Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за нее 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму. И теперь, когда посетители знаменитой Галереи ближе подходят к картине, их сильнее охватывает новое впечатление. Богоматерь уже не парит в воздухе, а как бы идет навстречу вам.

Парапет внизу картины — единственная преграда, которая отделяет мир земной от мира небесного. Как наяву раздвинулся в стороны зеленый занавес, и Мария с божественным сыном на руках является вашему взору. Она идет, и чудится, что вот сейчас Богоматерь перешагнет парапет и ступит на землю, но мгновение это длится вечно. Мадонна остается неподвижной, всегда готовой спуститься и всегда недоступной.

В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками, более сгущенными и темными внизу, более прозрачными и лучезарными вверху. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках золототканого папского облачения, застыла в торжественном поклонении. Его протянутая к нам рука красноречиво подчеркивает главную идею картины — явление Богоматери людям.

У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.

Сикстинская Мадонна — Рафаэль

Сикстинская Мадонна , пожалуй, наиболее подробно обсуждаемая и проанализированная из всех картин Рафаэля — ей посвящена не одна длинная монография, но вопросы интерпретация остается без ответа. Открытые занавески, хитроумное устройство trompe l’oeil, раскрывают это видение святых персонажей, как если бы они представляли собой своего рода священная реликвия, которая экспонируется только временно.Использование задвинутых штор было давней традицией в гробницах средневековья и эпохи Возрождения, как в трехмерной, так и в барельефной скульптуре, и эти памятники могли дать Рафаэлю первоначальную идею. Видение находится перед деревянным парапетом, на котором покоится не только папская тиара с желудями Rovere impresa, но и восхитительные, на вид скучающие, крылатые путти, которые служат подходящим противовесом священным фигурам выше.

У модели довольно предыстория.Предполагается, что это Маргарита Лути, дочь римского пекаря по имени Франческо. Многие искусствоведы считают, что Маргарита принадлежала Рафаэлю. любовницей на протяжении последних двенадцати лет его жизни, с какого-то момента в 1508 году до его смерти в 1520 году.

Использование Рафаэлем занавеса на этой картине вызвало прием, который использовался некоторыми старыми мастерами как тромп-л’оэйл, способ вовлечь зрителя в композицию, указывая на искусность сцены, а также демонстрация своей способности рисовать что-то столь же реалистичное, как драпировка, висящая перед картиной; так было, например, в Искусство живописи и Девушка с жемчужной сережкой Йоханнеса Вермеера.

Переехавшая в Дрезден в 1754 году, эта известная картина имела особое влияние в Германии. После Второй мировой войны он на десять лет переехал в Москву, а затем вернулся в Германию. это теперь шедевр Gemaldegalerie Alte Meister.

Углубленный взгляд на Сикстинскую Мадонну Рафаэля

Правильное художественно-историческое название картины — Мадонна на облаках с СС.Сикст и Варвара 900 16. Однако это одно из тех названий, которые требуют сокращения, поэтому все называют его Sistine Madonna .

Картина была заказана в 1512 году папой Юлием II в честь его покойного дяди, папы Сикста IV. Его пунктом назначения была бенедиктинская базилика Сан-Систо в Пьяченце, церковь, с которой семья Ровере имела давние отношения.

Мадонна

У этой модели довольно предыстория. Предполагается, что это Маргарита Лути (итальянец, ок.1495-?), Дочь римского пекаря по имени Франческо. Считается, что Маргарита была любовницей Рафаэля последние двенадцать лет его жизни, с какого-то момента в 1508 году до его смерти в 1520 году.

Имейте в виду, что между Рафаэлем и Маргаритой нет бумажного следа или соглашения о палимоне. Однако их отношения, кажется, были секретом полишинеля, и есть свидетельства того, что паре было очень комфортно друг с другом. Маргарита присутствовала как минимум на 10 картинах, шесть из которых были Мадоннами.Однако это последняя картина, La Fornarina (1520), на которой висит претензия «хозяйки». На нем она обнажена до пояса (за исключением шляпы) и носит ленту вокруг левого плеча с именем Рафаэля.

Ла Форнарина подверглась реставрации в 2000 году, и, естественно, ей сделали серию рентгеновских снимков, прежде чем можно было рекомендовать курс действий. Эти рентгеновские снимки показали, что Маргарита изначально была изображена с большим квадратным рубиновым кольцом на левом безымянном пальце, а фон был заполнен ветвями мирта и айвы.Это две чрезвычайно важные детали. Кольцо необычно, потому что оно могло быть обручальным или обручальным кольцом невесты или будущей невесты очень богатого человека, а мирт и айва были священными для греческой богини Венеры; они символизировали любовь, эротическое желание, плодородие и верность. Эти детали были скрыты почти 500 лет, наспех закрашенные, когда (или очень скоро после) Рафаэль умер.

Будь или не Margherita была любовницей, жених, или тайна жена Рафаэля, она была, несомненно, красиво и вдохновенно обращение с ней нежные подобию в каждой картине, для которого она позировала.

Самые узнаваемые фигуры

Два херувима внизу часто копировались поодиночке, без остальной части Сикстинской Мадонны , с начала 19 века. Они были напечатаны на всем: от образцов для вышивки до консервных банок, зонтиков и туалетной бумаги. Вероятно, есть сотни тысяч людей, которые узнают их, но не знают о большей картине, с которой они произошли.

Сикстинская Мадонна Рафаэля

Одной из последних Мадонн Рафаэля была Сикстинская Мадонна около 1514 года.

Сикстинская Мадонна была заказана Папой Юлием II в 1512 году для Сан-Систо Пьяченца, римско-католической церкви в Пьяченце, Италия. Он много лет занимал свое место в качестве запрестольного образа в церкви, прежде чем в 1754 году был продан в 1754 году королю Польши в то время Августу III бенедиктинцами за двенадцать тысяч цеккини или около 110 тысяч франков, что было значительной суммой.

Картина была доставлена ​​в Дрезден, Германия, где ее известность резко возросла.Судя по всему, король Август III сдвинул свой трон, чтобы лучше рассмотреть картину, потому что она считалась чрезвычайно религиозной. С годами стало популярной легендой о том, что сама картина может вызывать у зрителей религиозный экстаз.

Некоторые даже считали, что Рафаэль получил божественное послание или видение, в котором ему велели написать этот шедевр, что сделало его важной картиной немецкого Возрождения 1800-х годов (см. Картины Альбрехта Дюрера).Сикстинская Мадонна оказала влияние даже на таких значительных фигур, как Достоевский, Нейтше, Гете и Вагнер.

Эта картина маслом на холсте огромных размеров — 265 см на 196 см. Рафаэль изображает фигуру Мадонны, держащую Младенца Христа, женскую фигуру — святую Варвару, а мужчину — святого Сикста.

На заднем плане среди облаков видно много нечетких лиц херувимов, а внизу видны два херувима.Эти херувимы на самом деле довольно известны, так как часто изображаются сами по себе. Очевидно, вдохновленные детьми, которых знал Рафаэль, их можно найти на оберточной бумаге, открытках и марках. К счастью, картину спасли во время бомбежек Дрездена во время Второй мировой войны.

После этого он пробыл в Москве, но после смерти Иосифа Сталина его вернули в Германию. Приобретение картины Советским Союзом было предметом разногласий между двумя народами, поэтому картина была возвращена, чтобы ослабить эту борьбу.Сегодня «Сикстинская Мадонна» Рафаэля является частью коллекции Gemaldegalerie Alte Meister в Дрездене. Она считается одной из самых известных картин в коллекции и достопримечательностью, которую стоит увидеть.

Рафаэль был известным итальянским художником и архитектором, а также одним из лидеров итальянского Высокого Возрождения. Находясь под сильным влиянием Леонардо да Винчи, Микеланджело и фра Бартоломео, Рафаэль смог создать свой собственный художественный стиль.

Он скончался в молодом возрасте тридцати семи лет, но, тем не менее, сделал успешную карьеру и оставил значительное наследие.Хотя он, возможно, наиболее известен своими работами, выполненными для Ватикана, серии Мадонн, которые он нарисовал, также очень примечательны.

Исторический блог »Архив блога» Сикстинской Мадонне Рафаэля исполняется 500 лет

Сикстинской Мадонне , культовой Мадонне со святыми и херувимами, которая является последней картиной Рафаэля, написанной собственными руками перед преждевременной смертью, в этом году исполняется 500 лет. Gemäldegalerie Alte Meister (Картинная галерея старых мастеров) в Дрездене, гордый владелец шедевра, устраивает новую крупную выставку в честь пятисотлетия. В честь особого случая картина была переработана в позолоченном храме с модифицированными коринфскими колоннами и огромным карнизом.

В 1512 году Папа Юлий II поручил Рафаэлю создать алтарь Девы Марии и Младенца Христа для недавно построенного бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Понтифик потребовал, чтобы на картине были изображены Святой Сикст в память о его дяде Папе Сиксту IV и Святая Варвара, одна из Четырнадцати Святых Помощников, чьи способности заступничества считаются особенно острыми.Рафаэль закончил картину около 1513 или 1514 года. Он умер в 1520 году, и хотя он проектировал и работал над другими Мадоннами и картинами за шесть или семь прошедших лет, его помощники сделали большую часть работы.

Картина хранилась над алтарем в малоизвестном монастыре до 1754 года, когда Август III, отсутствующий король Польши и курфюрст Саксонии, купил ее у бенедиктинцев за 110 000–120 000 франков. Август III, как и его отец и дед до него, был заядлым коллекционером произведений искусства. Они создали коллекцию картин старых мастеров мирового класса с изображением Сикстинской Мадонны в качестве жемчужины в короне. Легенда гласит, что Август сдвинул свой трон, чтобы картина могла лучше всего освещаться в комнате, но вся коллекция была перенесена из Дрезденского замка в более просторный Stallgebäude (здание конюшни курфюрстов) по соседству в 1747 году; таким образом, либо Август хотел побыть наедине с Рафаэлем в тронном зале на некоторое время, либо история апокрифична.

Единственный Рафаэль в Германии, Сикстинская Мадонна , сразу произвел фурор.Несмотря на то, что протестантская Саксония была обеспокоена недавним папистским происхождением и общими католическими образами, картина отражает классицизм (Мадонна с таким же успехом могла быть Юноной, а композиция следовала древнему принципу sectio aurea или золотого сечения) и его осознанное представление как произведение искусства (см. зеленые занавески в верхних углах и херувимов внизу, которые упираются в балюстраду, во многом напоминающую алтарь, для украшения которого был создан алтарь) сделало его фаворитом среди начинающих романтиков и классиков одинаково. Гете написал об этом песню; Вагнер специально ездил в Дрезден, чтобы увидеть его; Альфред Ретель сказал: «Я не променяю на королевство тот восторг, который я испытал, стоя перед этой картиной», и это было до того, как он сошёл с ума.

Когда в 1938 году надвигалась война, Gemäldegalerie Alte Meister закрыла магазин и вывезла свою коллекцию в безопасное подземное хранилище в Швейцарии. Таким образом, Рафаэль пережил бомбардировку Дрездена, которая настолько сильно повредила галерею, что она не была полностью реконструирована до 1960 года.Он пережил и советскую армию, которая, по сообщениям собственной прессы, «спасла» драгоценную картину из затопленной пещеры. Фактически, складское помещение было полностью функциональным и с климат-контролем; Советы просто чувствовали себя вправе требовать любые и все сокровища врага в качестве платы за все свое культурное наследие, разграбленное нацистами (подробнее по этому поводу см. в этой прекрасной статье).

В 1955 году, через два года после смерти Сталина, Советский Союз решил вернуть Германии Сикстинскую Мадонну в качестве жеста доброй воли для укрепления отношений между странами. Драгоценный камень в короне снова был выставлен в Gemäldegalerie Alte Meister.

Выставка, посвященная 500-летию, открылась в субботу, 26 мая, и продлится до 26 августа. Она охватывает пеструю историю картины в четырех разделах: Рафаэль в Риме — исследование контекста, в котором Рафаэль писал картину; Приобретение Августа III и переезд из Пьяченцы в Дрезден; влияние Сикстинской Мадонны на искусство, литературу, музыку и дизайн; и, наконец, возня через богатую раздельную жизнь двух маленьких херувимов внизу, которые впервые были скопированы сами по себе в 1800 году и с тех пор были на всем: от плакатов до подставок и футболок.

Эта запись была опубликована в субботу, 26 мая 2012 г., в 23:59, находится в разделе «Музеи, Возрождение». Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через канал RSS 2.0. Вы можете перейти к концу и оставить отзыв. Пинг в настоящее время не разрешен.

самых знаменитых детей-звезд искусства празднуют 500-летие | арт

500 лет, а в душе все еще ребенок. Рафаэлло Санцио Рафаэль, Два херувима (деталь Сикстинской Мадонны), (ок.1512-1514), Масло на панели. 265 х 196 см. Gemäldegalerie, Германия

Прославленные херувимы Рафаэля почитаются на предстоящей выставке

Слышал о любимой Мадонне, уложенной парой херувимов? Речь идет о Сикстинской Мадонне Рафаэля, которая отмечает свое 500-летие в 2012 году.

На протяжении веков она считалась величайшей Матерью с младенцем лучшим художником Матери с младенцем. Ее приветствовали все, от Гете до королевы Виктории.Для немецкого историка искусства девятнадцатого века Вильгельма Любке она была «вершиной религиозного искусства».

Примечательно и в высшей степени иронично то, что, хотя на картине все еще есть пара мгновенно узнаваемых фигур, это уже не Мадонна и Младенец Христос. В последнее время пара пухлых херувимов Рафаэля, которые можно найти внизу сцены, причудливо глядя вверх, полностью их вытеснила.

Ангелы стали настолько известными сами по себе, украшая все, от коробок для шоколада до пакетов с презервативами, и настолько оторваны от своего первоначального контекста, что немногие поклонники сегодня понимают, что они на самом деле лишь часть шедевра Высокого Возрождения.

Сикстинская Мадонна, запрестольный образ, заказанный Папой Юлием в 1512 году для монастыря Сан-Систо в Пьяченце, изображает очаровательную Мадонну с младенцем, парящую в облаках. По обе стороны от них стоит пара святых, стоящих на коленях — Сикст и Варвара, — а два херувима завершают сцену внизу, опираясь на балюстраду и глядя на божественные события наверху.

Рафаэлло Санцио Рафаэль, Сикстинская Мадонна (c.1512-1514), масло на панели. 265 х 196 см. Gemäldegalerie, Германия

Легкие мазки, которыми их изобразил Рафаэль, наводят на мысль, что дуэт был добавлен поздно, возможно, даже в качестве запоздалой мысли, чтобы заполнить пространство облаков под ногами Мадонны.Согласно одной апокрифической истории, они были основаны на сыновьях Рафаэля, модели для Марии, которые устали целый день слоняться без дела, чтобы мама закончила работу, и очень хотели отправиться домой на ужин.

В 1754 году Сикстинская Мадонна была продана Августу III, курфюрсту Саксонии. С тех пор он почти всегда оставался в Дрездене — за исключением короткого пребывания в Москве — и в настоящее время находится в городской Gemäldegalerie. В 2012 году он будет отмечен собственной выставкой, которая будет проходить с 26 мая по 26 августа.

Возможно, теперь наконец-то будет объяснено скучающее выражение на лицах херувимов.Им не хватает того благоговения, которое присуще алтарю. Особенно от такого мастера сияния и приличия, как Рафаэль. Традиционно ангелы были плаксивыми маленькими вещами (при Распятии) или веселыми малышами (на Рождество), но сикстинская пара кажется своеобразной, граничащей с иконоборческой.

Возможно, именно этим объясняется их долголетие. В этот светский век херувимы, оторванные от своего христианского происхождения, теперь регистрируются так, как не регистрируются Мадонны, Младенцы Христа и явно религиозные деятели.В каком-то смысле они стали символами апатии и скуки конца двадцатого века. Задуманные Рафаэлем в качестве высокочеловеческой фольги для его божественной сцены, приведенной выше, они предлагают нам, вкратце, и стильную облицовку эпохи Возрождения, и совершенно современную чувственность.

Херувимы приобрели совершенно новый набор культурных коннотаций. Связь с амурами классической традиции, как одаренных мальчиков, была достаточно логичной: отсюда их появление на открытках ко Дню святого Валентина и, соответственно, на упаковках презервативов.В 1995 году пара также украсила американские почтовые марки накануне Дня святого Валентина.

В наши дни херувимы украшают магниты на холодильник, меню в ресторанах, сиденья унитазов — почти все, что угодно. Погруженные в свои мысли, без заботы о мире, маленькие херувимы с ностальгией возвращают нас к нашей собственной детской невинности: неизменно популярному направлению.

Как и Мона Лиза, они стали иконами поп-культуры. И так же, как Дюшан добавил усы к Ла Джаконде, так и херувимы теперь обычно появляются — на карточках, футболках и т. Д. — в игриво измененной форме, например, пыхтя марихуаной.Рафаэль, по-видимому, оценил бы непочтительность.

символов, зашифрованных в Сикстинской Мадонне

Мадонна ди Сан-Систо, картина итальянского художника Рафаэля. 1512

Символы, зашифрованные в Сикстинской Мадонне . На картине Мадонна, держащая Младенца Христа и окруженная святыми Сикстом и святой Варварой, стоит на облаках перед десятками темных херувимов, в то время как два характерных крылатых херувима покоятся на локтях под ней. «Гений чистой красоты», — сказал о «Сикстинской Мадонне» Василий Жуковский.Позже Пушкин позаимствовал этот образ и посвятил его своей земной женщине — Анне Керн. Рафаэль также нарисовал Мадонну с реального человека, вероятно, своей любовницы.

Символы, зашифрованные в Сикстинской Мадонне

Мадонна

1. Мадонна. Некоторые исследователи считают, что образ Богородицы Рафаэль нарисовал от своей любовницы Маргариты Лути. По словам искусствоведа Сергея Стама, «в глазах Сикстинской Мадонны застыли прямая открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность, но вместе с тем настороженность и тревога, гнев и ужас человеческого греха; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг »(отдать сына на смерть).

Младенец Иисус

2 Младенец Иисус. У него высокий лоб, и он не ребенок, глаза серьезные. Однако, по их мнению, мы не видим ни назидания, ни прощения, ни примирительного утешения … Его глаза открыты к миру, и он смотрит с недоумением и страхом. И все же в глазах Христа читается решимость следовать воле Бога-Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

Папа Сикст

3 Папа Сикст.О папе известно очень мало. На своем святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год и был казнен при императоре Валериане путем обезглавливания. Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «Дуб»). Поэтому его золотые одежды расшиты желудями и дубовыми листьями.

Руки Сикста

4 руки Сикста. Святой Рафаил нарисовал папу указывающий правой рукой на распятие покровителя (напомним, что «Сикстинская Мадонна» висит за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом).Любопытно, что художник изобразил руку понтифика с шестью пальцами — еще шесть, зашифрованные на картине. Левая рука прижалась к груди первосвященника — знак преданности Деве Марии.

папская тиара

5 папских тиар, снятых с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара имеет три короны, символизирующие царство Отца, Сына и Святого Духа. Его венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.

Святая Барбара

6 Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы.Эта святая тайна от отца-язычника III века обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил свою дочь.

Облако

7 Облако. Некоторые считают, что Рафаэль рисовал облака в виде поющих ангелов. Фактически, согласно учениям гностиков, они не ангелы, а еще нерожденные души, которые обитают на небесах и прославляют Бога.

Два ангела

АНГЕЛЫ 8. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль.Их кажущееся безразличие — символ неотвратимости принятия божественного промысла: Христос поставил крест, и судьбу изменить нельзя.

занавес

9 раскрытие завесы символизирует расколотые небеса. Его зеленый цвет указывает на милость Бога-Отца, который послал своего сына на смерть за спасение людей.

Автопортрет Рафаэля

В начале XVI века Рим вел ожесточенную войну с Францией за владение землями северной Италии.В общем, удача была на стороне папских войск, и города Северной Италии один за другим перешли на сторону римского понтифика. В 1512 году присоединился к Пьяченце — городу в 60 км к юго-востоку от Милана. Для Папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новая территория: здесь находился монастырь Святого Сикста — доброго покровителя Ровере, который принадлежал понтифику. Чтобы отпраздновать это событие, Юлий II решил поблагодарить монахов (которые активно выступали за присоединение к Риму) и заказал алтарный образ Рафаэля Санцио (уже признанного мастера), на котором Дева Мария находится со святым Сикстом.Рафаэлю заказ понравился.

Гностики всех магических свойств особенно почитали число шесть (что на шестой день, согласно их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст просто переводится как «шестой». Рафаэль решил обыграть совпадение. Таким образом, композиционный узор, по мнению итальянского искусствоведа Маттео Фицци, зашифрован шестью: он состоит из шести частей, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была завершена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре св.Сикст, пока его не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 блесток (почти 70 килограммов золота). Перед Второй Мировой «Сикстинская Мадонна» была в галерее Дрездена. Но в 1943 году фашисты спрятали картину в галерее, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. С момента создания Рафаэль попал в СССР. В 1955 году «Сикстинская Мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее

.

источник http: // www.vokrugsveta.ru/article/206841/

Искусство и живопись: Рафаэль — Сикстинская Мадонна

Сикстинская Мадонна — 1513-14
Germaldegalerie — Дрезден — Германия


Драматический шедевр Рафаэля, известный как Сикстинская Мадонна, имеет увлекательную историю, сочетающую церковную реторику и навыки практического иллюзионизма. Завершенная незадолго до его смерти, в 1513–1514 годах, как алтарь по заказу, это была последняя из Мадонн художника и последняя картина, которую он написал своими руками.Первоначально он был заказан для украшения гробницы Папы Юлия II. Изображение Папы Сикста I, показанное слева, было выбрано в первую очередь потому, что он был покровителем клана Юлия, семьи Делла Ровере. Святая Варвара, нарисованная справа от Богородицы, осматривает сцену, глядя вниз на двух крылатых путти, которые пристально смотрели на небесные процессы над ними. Пожалуй, самая восхитительная особенность сегодняшней картины — путти, которые, как считается, символизируют похоронную процессию.Репродукции их пассивного воплощения детского любопытства стали очень популярными, и если вы заглянете в магазины ручной работы во Флоренции, вы найдете множество коммерческих товаров с этими маленькими ангелочками, которые стали очень популярными во всем мире. Однако это не должно отвлекать нас, недооценивая бдительность других персонажей Рафаэля. Как часть занавеси, раскрывающая упорядоченное и треугольное расположение Богородицы, принимающей младенца Христа, клоуны внизу, поскольку сценический дым может поглотить современную публику.Святой Сикст, пребывающий в смиренном покое, с папской тиарой, расположенной на краю картины, указывает на верующих, подтверждая его роль в этой традиции непреходящей преданности. Картина была впервые установлена ​​в монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Позже он был подарен Августу III, королю Саксонии. Сикстинская Мадонна была спасена от разрушения во время бомбардировки Дрездена во время Второй мировой войны, но условия, в которых она была спасена, и последующая история произведения сами по себе являются предметом споров.Картина хранилась вместе с другими произведениями искусства в туннеле в Саксонии, Швейцария, когда Красная Армия столкнулась с ними. Они, как говорят, вывезли их из раздираемой войной Германии в Москву для безопасного хранения и вернулись в Дрезден только несколько лет спустя.

Источник: Стивен Пуллимуд, Википедия, сеть

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *