Легенды Урала — старинные сказки великих гор
Урал неспроста называют краем загадок и легенд. Местные народы хранят массу преданий об известных достопримечательностях своего края. Они с радостью делятся этими историями с путешественниками, ведь Уральские горы для их жителей – поистине живые создания.
Легенды Урала нередко раскрывают нам традиции, уклад жизни и культуру ненцев, вогулов, хантов, башкирских племён. Это могут быть истории о реальных исторических личностях или волшебные сказочные предания. В любом случае, они очень интересны тем, кто хочет лучше познакомиться с Уралом. Что же могут открыть нам уральские сказания, которые живут в народе уже не одно поколение?
Каменный народ Урала
В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.
Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.
Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.
Каменные люди – это могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги / © Rasto Cudo / artstation.comАэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.
Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.
Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.
Скалы Семь братьев / © Дмитрий Карпушин / turizm.ngs.ruПояс и кувшин Уральских гор
В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.
В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.
Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.
Вид на хребет Сулея / m.nn.ruВ знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.
Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.
Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи / © Tama66 / pixabay. comЗеркало Юрмы
Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.
Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.
Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.
Озеро Зюраткуль / © Максим Усанин / nat-geo.ruЛегенда о Большом Таганае
Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.
Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.
Хребет Большой Танагай / © Вячеслав Васильевич Болякин / fotokto.ruЭто – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.
На обложке: Уральские горы / © Коля Николаев / photographer. ru
Васина гора — уральские сказы Павла Петровича Бажова
Ровным-то местом мы тут не больно богаты. Всё у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их, не объедешь. Гора, конечно, горе рознь. Иную никто и в примету не берет, а другую не то что в своей округе, а и дальние люди знают: на слуху она, на славе.
Одна такая гора у самого нашего завода пришлась. Сперва с версту, а то и больше такой тянигуж, что и крепкая лошадка налегке идет и та в мыле, а дальше еще надо взлобышек одолеть, вроде гребешка самого трудного подъему. Что говорить, приметная горка. Раз пройдешь либо проедешь, надолго запомнишь и другим сказывать станешь.
По самому гребню этой горы проходила грань: кончался наш заводский выгон и начиналась казенная лесная дача. Тут, ясное дело, загородка была поставлена и проездные ворота имелись. Только эти ворота — одна видимость. По старому трактовому положению их и на минуту запереть было нельзя. Железных дорог в ту пору по здешним краям не было, и по главному Сибирскому тракту шли и охали, можно сказать, без передышки днем и ночью.
Скотину в ту сторону пропустить хуже всего, потому — сразу от загородки шел вековой ельник, самое глухое место. Какая коровенка либо овечка проберется — не найдешь ее, а скаты горы не зря звались Волчьими падями. Зимами и люди мимо них с опаской ходили, даром что рядом Сибирский тракт гудел.
Сторожить у проездных ворот в таком месте не всякому доверишь. Надежный человек требуется. Наши общественники долго такого искали. Ну, нашли все-таки. Из служилых был, Василием звали, а как по отчеству да по прозванию, не знаю. Из здешних родом. В молодых годах его на военную службу взяли, да он скоро отвоевался: пришел домой на деревяшке.
Близких родных, видно, у этого Василия не было. Свою семью не завел. Так и жил бобылем в своей избушке, а она как раз в той стороне, где эта самая гора. Пенсион солдатский по старому положению в копейках на год считался, на хлеб не хватало, а кормиться чем-то надо. Василий и приспособился, по-нашему говорится, к сидячему ремеслу: чеботарил по малости, хомуты тоже поправлял, корзинки на продажу плел, разную мелочь ко кроснам налаживал.
Работа все копеечная, не разживешься с такой. Василий хоть не жаловался, а все видели — бьется мужик. Тогда общественники и говорят:— Чем тебе тут сидеть, переходи-ка в избушку при проездных воротах на горе. Приплачивать будем за караул.
— Почему, — отвечает, — миру не послужить? Только мне на деревяге не больно способно скотину отгонять. Коли какого мальчонку в подручные ставить будете, так и разговору конец.
Общественники согласились, и вскоре этот служивый перебрался в избушку при проездных воротах. Избушка, понятно, маленькая, полевая, да много ли бобылю надо: печурку, чтоб похлебку либо кашу сварить, нары для спанья да место под окошком, где чеботарскую седулку поставить. Василий и прижился тут на долгие годы. Сперва его дядей Васей звали, потом стал дед Василий. И за горой его имя укоренилось. Не то что наши заводские, а чужедальние, кому часто приходилось ездить либо с обозами ходить по Сибирскому тракту, знали Васину гору. Многие проезжающие знали и самого старика.
— Ты бы, дед, хоть по вершку в год гору снимал, все-таки легче бы стало.
Дед на это одно говорил:
— Не снимать, а наращивать бы надо, потому эта гора человеку на пользу.
Проезжающие начинают допрашиваться, почему так, а дед Василий эти разговоры отводил:
— Поедешь дальше, дела-то в дороге немного, ты и подумай.
Подручных ребятишек у деда Василия перебывало много. Поставят какого-нибудь мальчонку-десятилетка из сироток, он и ходит при этом деле год либо два, пока не подрастет для другой работы, а дальше к деду Васе другого нарядят.
А ведь годы-то наши, как вешний ручей с горы, бегут, крутятся, что и глазом не уследишь. Через десяток годов, глядишь, первый подручный сам семьей обзавелся, а через другой десяток у него свои парнишки в подручные к деду Василию поспели. Так и накопилось в нашем заводе этаких выучеников Васиной горы не один десяток. Разных, понятно, лет. Одни еще вовсе молодые, другие настоящие взрослые, в самой поре, а были и такие, что до седых волос уж дотянулись, а примета у всех у них одна: на работу не боязливы и при трудном случае руками не разводят. Да еще приметили, что эти люди норовят своих ребятишек хоть на один год к деду Василию в подручные определить, и не от сиротства либо каких недостатков, а при полной даже хозяйственности. Случалось, перекорялись из-за этого один с другим: моя очередь, твой-то парнишка годик и подождать может, а моему самая пора.
Люди, конечно, любопытствовали, в чем тут штука, а эти выученики Васиной горы и не таились. В досужий час сами любили порассказать, как они в подручных у деда Василия ходили и чему научились.
Всяк, понятно, говорил своим словом, а на одно выходило.
Место у проездных ворот на Васиной горе вовсе хлопотливое было. Не то что за скотом, а и за обозниками доглядывать требовалось: на большой дороге, известно, без баловства не проходит. Иной обозник где-нибудь на выезде из завода прихватит барашка да и ведет его потихоньку за своим возом. Забивать, конечно, опасались, потому тогда и до смертного случаю достукаться можно. Наши заводские тоже ведь на большой дороге выросли, им в таком разе обозников щадить не доводилось. С живым бараном куда легче. Всегда отговориться было можно: подобрали приблудного, сам увязался за хлебушком, видно, — отогнать не можем. А отдашь — и вовсе люди вязаться не станут, поругаются только вдогонку да погрозят. Караулу, выходит, крепко посматривать надо было.
Ну, все-таки, сколь ни беспокойно было при этих проездных воротах, а досуг тоже был. Старик в такие часы за работой своей сидел, а подручному мальчонке что делать? Отлучаться в лес либо на сторону старик не дозволял. Известно, солдатская косточка, приучен к службе. С караула разве можно? Строго на этот счет у него было. Парнишке, значит, в такие досужие часы одна забава оставалась — на прохожих да на проезжих глядеть. А тракт в том месте как по линейке вытянулся. С вершины в ту и другую сторону далеко видно, кто подымается, кто спускается. Поглядит этак, поглядит мальчонка да и спрашивает у старика:
— Дедо, я вот что приметил. Подымется человек на нашу гору хоть с этой стороны и непременно оглянется, а дальше разница выходит.
Дед Василий и говорит:
— А ты сам спроси у них, чего они позади себя ищут, тогда и узнаешь.
Мальчонка так и делает: начинает у прохожих спрашивать, зачем они на перевале горы оглядываются. Иной, понятно, и цыкнет, а другие отвечали честь честью. Только вот диво — ответы тоже на два конца. Те, кто идет дальше веселым, говорят:
— Ну как не поглядеть. Экую гору одолел — дальше и бояться нечего. Все одолею. Потому и весело мне. Другие опять стонут:
— Вон на какую гору взобрался, самая бы пора отдохнуть, а еще идти надо.
Эти вот и плетутся, как связанные, смотреть на них тошно.
Расскажет мальчонка про эти разговоры старику, а тот и объясняет:
— Вот видишь, гора-то на дороге силу людскую показывает. Иной по ровному месту, может, весь свой век пройдет, а так своей силы и не узнает. А как случится ему на гору подняться вроде нашей, с гребешком, да поглядит он назад, тогда и поймет, что он сделать может. От этого, глядишь, такому человеку в работе подмога и жить веселее. Ну, и слабого человека гора в полную меру показывает: трухляк, дескать, кислая кошма, на подметки не годится.
Мальчонке, понятно, неохота в трухляки попасть, он и хвалится:
— Дедо, я на эту гору ежедень бегом подыматься стану. Вот погляди.
Старик посмеивается:
— Ну что ж, худого в этом нет. Может, и пригодится когда. Только то помни, что не всякая гора наружу выходит. Главная гора — работа. Коли ее пугаться не станешь, то вовсе ладно будет.
Так вот и учил дедушко Василий своих подручных, а те своим ребятишкам это передали. И до того это в наших местах укоренилось, что Васина гора силу человека показывает, что парни нарочно туда бегали, подкарауливали своих невест. Узнают, скажем, что девки ушли за горы по ягоды либо по грибы, ну и ждут, чтобы посмотреть на свою невесту на самом гребешке: то ли она голову повесит, то ли песню запоет.
Невесты тоже в долгу не оставались. Каждая при ловком случае старалась поглядеть, как ее суженый себя покажет на гребешке Васиной горы.
И посейчас у нас эта гора не забыта. Частенько ее поминают, и не для рассказа про старое, а прямо к теперешнему прикладывают:
— Вот война-то была. Это такая гора, что и поглядеть страшно, а ведь одолели. Сами не знали, что в народе столько силы найдется, а гора показала. Все равно, как новый широкий путь народу открыла. Коли такое сделал, так и много больше того сделать можешь.
Уральский сказочник Павел Петрович Бажов — Библиотечно
Литературный час
Сказы
Бажова, Уральские сказы
Старых старателей горных рассказы,
Что родились у костра вечерами,
Глядя на звезды, глядя на пламя.
Выйдет на солнышко ящерок стайка,
Редкостный камень подарит Хозяйка,
Вечер уложит, ночь приголубит,
Утро разбудит, авось не погубит.
Пляшет опять на углях Огневушка,
Клад стережет бабка Синюшка,
Кольцами Полоз в Землю уходит,
Черная Кошка по лесу бродит.
Медной хозяйки дивные залы,
Маркова Камня гранитные скалы,
Чудные сказы собраны в книжку
Их рассказал нам дедушка Слышко.
(Татьяна Фролова)
Протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна – Урал. Урал – край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища: золото и самоцветы, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Еще при Петре первом здесь в 15 веке основали первые солеварни и рудники. С тех далеких времен на Урал хлынул поток русских крестьян, бежавших от непосильного феодального гнета из центральных областей России. А мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменным поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках.
В рабочей семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, мастером золотые руки, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. Мама занималась рукоделием, тем и жили.
Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Лет тому было более 70, а самому Павлу Бажову 12. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню… только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются». С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей — старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна. От любимой бабушки, большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.
Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии.
Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть. Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре.
В каждый год во время школьных каникул, он пешком странствовал по родному краю, приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.
Бажов участвовал в гражданской войне 1918-1921гг. на Урале, в Сибире, на Алтае, воевал в партизанском отряде, работал в газете. После войны он снова вернулся на Урал.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки. Горщики, рудобои, камнерезы –все, кто неразрывно был связан своим трудом с природой Урала, искали объяснения земляным богатствам и создавали легенды, в которых нашла поэтическое выражение, любовь русских людей к родной земле. Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровища уральской земли. В своих сказах Бажов рассказывает об Урале, его богатствах, о тех чудесных силах, связанных с этими богатствами, в которые верили раньше люди. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа: это Хозяйка Медной горы.
Синюшкин колодец (1978) худ. фильм :
Свою знаменитую «Малахитовую шкатулку» — книгу сказов –
Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в
1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов.
За эту книгу писатель получает Государственную премию.
Сказы были так хороши, что «Малахитовую шкатулку» послали на Международную выставку в Нью-Йорк. Книге сделали специальный переплет на знаменитой свердловской гранильной фабрике — на серебряной накладке малахитовая змейка в алмазных искрах и с изумрудными глазами. «Малахитовую шкатулку» перевели на 80 языков мира!
Малахитовая шкатулка (1976) мультфильм:
Сказочны своей красотой драгоценная руда, богатимое золото, узорчатое каменье. Так, например, пролегание крупной золотой жилы действительно напоминают большую змею — отсюда и рождается образ Великого полоза.
Иногда он бывает человеком, а иногда превращается в змея, все золото в его власти. Где он пройдет, там оно и появится. Ходить он может и по земле и под землей. Полоз не любит обмана, не любит, когда человек притесняет человека.
Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, его дочери Змеёвки, Бабка-Синюшка берегут природные богатства, не позволяют их растрачивать бездумно, но вся эта тайная сила действует вполне сознательно: одним помогает, других наказывает. Всегда враждебно относится к тем, кто пытается жить за счёт труда других людей.
Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала. Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.
“Урал” по-башкирски – “пояс”. Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.
Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.
На Урале родилось слово “самоцветы”. Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.
Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: «Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок» и «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке». Сняты художественные фильмы по сказам Бажова «Каменный цветок» и «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка». На ВВЦ можно увидеть фонтан «Каменный цветок», плавает по рекам теплоход «Павел Бажов», в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.
Павел Петрович Бажов – знаменитый уральский сказочник. Он открыл миру Урал во всей его красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его богатейшим языком.
Памятник П.П. Бажову вг. Екатеринбурге
Павел Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.
Ко дню рождения Павла Петровича Бажова в Библиотечно-информационном центре имени И.С. Тургенева организовали выставку-инсталляцию «Малахитовая шкатулка сказов».
Юные читатели библиотеки прочитали отрывки произведений писателя.
youtube.com/embed/O_BM6neaX14?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Полностью прочитать произведения П.П. Бажова можно, пройдя по ссылке:
Сказы П.П. Бажова
Мероприятие подготовила: вед. библиотекарь В.Н. Трембель
Размещение на блоге: зав. сектором Е.Н. Гудкова
Царица медной горы и малахитовый сундук русские сказки
По мотивам рассказов Бажова, классического фильма Птушко 1946 года и других источников
Это рассказ о загадочных Уральских горах. Оно пришло из тех времен, когда духи лесов и гор все еще бродили среди людей, наблюдая за ними, выискивая тех, кого можно было бы научить их секретам, прежде чем такая древняя мудрость будет утеряна навсегда. Один такой дух особенно почитался за свою магию и огромную красоту. Некоторые люди знали ее как древнюю горную богиню; другие называли ее Хозяйкой Медной Горы или Малахитовой Леди, имя, взятое из-за прекрасного зеленого камня, который так часто встречается в районах, богатых медью. ..
Когда-то бродячий мальчик был усыновлен одиноким каменотесом по имени Прокопыч. Поскольку Прокопич стал слишком стар, чтобы заботиться о своем небольшом стаде овец и коз, принятие сироты позволило Прокопычу остаться дома и резать, пока мальчик каждый день гонял стадо на их пастбище над деревней. Мальчик Данила любил животных и был не прочь стать пастухом, тем более что теперь у него было достаточно еды и теплая постель на ночь.
Каждый рассвет Прокопыч готовил мальчику обед из толстого хлеба и козьего сыра, а Данила уходил в горы. Каждый вечер мальчик возвращался. После обеда Данила смотрел, как старик работает до ночи, вырезая при свечах каменные ящики и зверюшек. Говорили они мало — старик не привык к человеческому обществу, а мальчик был по натуре тихим.
Однажды Данила забыл пообедать. Занятый полировкой малахитовой шкатулки для важного клиента, Прокопьич так и не заметил. Но когда полуденное солнце светило в окна коттеджа, лучи света падали на березовую корзину мальчика и привлекали внимание каменщика. Старик посмотрел вверх. — А? Что это? Бедный мальчик, ему нужен обед. Он и так достаточно худой. Я отнесу ему — прогулка пойдет мне на пользу. Старик нашел свою трость и отправился.
Когда каменотес приблизился к высоким пастбищам, он услышал сладкие звуки флейты. Тронутый прекрасной музыкой, он замедлил шаг. Каково же было его удивление, когда он зашел за поворот и увидел, что волынщиком был Данила! Мальчик сидел на большом камне, полностью погрузившись в музыку, а стадо мирно паслось вокруг него. На небольшом камне, прямо напротив Данилы, грелась на солнышке ящерица, пристально глядя на мальчика своими яркими глазами. «Данила!» — удивленно воскликнул мужчина. Испуганный мальчик обернулся на звук. Каменотес продолжал: «Даже птицы вам завидуют — где вы научились так играть?»
Это не м-м-я, — пробормотал мальчик. — Когда я вырезал п-п-дудку, я слышал музыку внутри дерева. Старик потянулся к деревянной флейте и осмотрел ее глазом мастера. местами и не очень хорошо отшлифован, но явно у мальчика был дар. «Хм-м-м, — проворчал он, слишком мудрый, чтобы спорить с мальчиком. — Да, да, я вижу. Это было в лесу».
После этого он часто присоединялся к Даниле за обедом. Сначала он приходил послушать музыку на чистом горном воздухе. Но потихоньку начал учить мальчика и вырезанию деревянных животных. У Данилы были ловкие пальцы. и научился быстро. Прокопыч был доволен. Вскоре он научил Данилу вырезать более сложные фигуры сначала в дереве, потом в камне. ты тоже хочешь быть художником, а? — усмехнулся он. Ящерица не обратила внимания.0003
Прошли годы, и Данила из детства превратился в юношу. В один ранний весенний день Прокопыч обнаружил, что за Данилой наблюдает кто-то, кроме горной ящерицы. Это была Катя, юная дочь соседа. Она лежала в траве, ее нежный взгляд был устремлен на лицо Данилы, игравшего на флейте. Старик улыбнулся про себя и обернулся прежде, чем кто-либо из них заметил. Мальчик становится мужчиной, подумал он.
В тот день Катя не слышала, как подошел старый каменотес. Она слышала только музыку. Глядя на Данилу, она вспомнила, когда впервые влюбилась в него. Тогда она была маленькой девочкой. Это она впервые увидела его бродящим по деревенским улицам, оборванным, холодным и голодным. Что-то в его дерзком взгляде тронуло ее сердце. «Как вас зовут?» она спросила. — Данила, — ответил он. — Данила, Данила, — пробормотала она, любя его звук. — Моя Катя. Где ты живешь? Он отвел взгляд от нее. «Нигде».
Маленькая девочка нахмурила брови и закрыла глаза. Перед ее глазами мелькнуло лицо старого каменотеса. Она открыла глаза и указала на горную тропу к избе Прокопича. — Иди туда, — сказала она. Мальчик смотрел на мгновение, а затем повиновался.
После того как Прокопыч дал ему дом, она иногда присоединялась к мальчику на пастбище, где они играли вместе с козами. Это Катя нашла кусок дерева, из которого он вырезал флейту. — Ты сыграешь для меня? — спросила она, когда все было готово. «Я пока не знаю, как», — ответил он. Но когда она присоединилась к нему на следующий день, то обнаружила, что он уже освоил маленькую флейту. Ящерица смотрела на него ясными глазами — и Катя почувствовала укол ревности, потому что не она, а ящерица первая услышала его музыку. Она посмотрела на ящерицу, но та проигнорировала ее.
Когда к Даниле стал присоединяться мастер Прокопыч, Катя приходила реже, чтобы не мешать урокам. Но однажды она спряталась в деревьях, наблюдая за ними. Она видела, как у Данилы загорались глаза, когда он вырезал. Она задавалась вопросом, загорятся ли его глаза когда-нибудь, когда он посмотрит на нее.
Теперь, когда она лежала в траве, наблюдая за ним и слушая потустороннюю музыку, она снова задавалась вопросом, почувствует ли он когда-нибудь к ней то, что она давно чувствовала к нему. Данила положил трубку и улыбнулся ей. Потом он потянулся к маленькой малахитовой ящерице, которую вырезал, и Катя, разочарованная, поняла, что уже стала для него невидимой. Если бы это была не его музыка, это была бы его резьба — как она могла конкурировать? Вздохнув, она встала и направилась обратно в деревню. Он даже не взглянул вверх.
После этого Катя решила больше не навещать Данилу, надеясь, что он соскучится по ней и заедет к ней домой. Прошли недели. Мать заметила, что Катя стала грустной и задумчивой. — Что случилось, малыш? она спросила. — Ничего, — сказала Катя. Снаружи она услышала, как ее имя окликнула группа деревенских девушек. — Катя, Катя! — мы идем в лес! — пойдем с нами! Благодарная за отвлечение, Катя проводила их до березняков на дальней стороне деревенских пастбищ. Общение с подругами поднимало Кате настроение. Девы наполняли лес смехом, украшая друг другу головы цветами и косами из березовых листьев, а потом бродили, напевая, среди блестящих белых стволов леса.
Катя отошла от остальных. Она напевала себе под нос, мечтая, когда увидела большой изящный белый цветок, растущий в тени группы высоких берез. В благоговейном трепете она перевела дыхание. По березовой роще проплыл тонкий звук, похожий на ветер, и вдруг она узнала в нем звук флейты Данилы. Она была поражена. Обычно он пас свое стадо на некотором расстоянии от этого места. Она снова выслушала и медленно улыбнулась. Едва осознавая, что делает, Катя сорвала цветок и пошла на музыку.
Данила почувствовал присутствие Кати еще до того, как она вышла из тени деревьев. Он перестал дудить и повернулся к ней лицом. Он очень скучал по ней. Она увидела, как загорелись его глаза, и ее сердце екнуло. Окончательно! — подумала она, наконец! Улыбаясь, не говоря ни слова, она протянула цветок. Затем, внезапно смутившись, она убежала обратно в березы и исчезла.
Данила был очарован красотой цветка. Он никогда раньше не видел такого цветения. Он провел пальцами по бледным, гладким лепесткам, чувствуя их прохладу, их чистые линии. Если бы я только мог высечь что-то подобное в камне! он думал.
В тот вечер Данила работал как одержимый, решив найти способ запечатлеть красоту цветка в камне. Он запомнил каждую жилку и изгиб лепестков, их переливы и наклоны. Когда через несколько дней Катя вернулась на пастбище, надеясь снова увидеть свет в его глазах, его нигде не было. Вместо этого молодой соседский мальчик наблюдал за стадом. — Где Данила? она спросила. — Работаю, — сказал ребенок.
Она подошла к даче Прокопича, заглянула в окно и увидела, как Данила зубилами бьет по камню, рассыпая во все стороны каменные крошки. Рядом в кувшине с водой стоял цветок, который она ему подарила. «Что я сделал?» — несчастно подумала она и отвернулась.
Много недель Данила работал над своим каменным цветком. Лето пришло и прошло, а он продолжал работать. Он не думал ни о чем другом. Прокопыч пытался его урезонить, но Данила не обращал внимания.
Наступила осень, и Катя бродила одна по пастбищам и вдоль ручьев. Однажды ей показалось, что она увидела ящерицу, наблюдающую за ней, но она вдруг превратилась в темную мерцающую женщину, которая засмеялась над ней, а затем исчезла в падающих золотых листьях. Катя покачала головой, опасаясь, что ее разбитое сердце может привести к безумию.
В начале зимы Данила наконец закончил каменный цветок. Вся деревня согласилась, что это красиво. Никто никогда не видел лучшего. Но Данила был недоволен. Работа была искусно сделана, но безжизненна. Он был похож на камень, а не на живые лепестки. Он впал в глубокую депрессию. Встревоженный, Прокопьич послал за Катей и умолял ее помочь.
На следующий день она зашла к Даниле и почувствовала облегчение, что хоть в его глазах мелькнул проблеск света, когда он увидел ее. Она села напротив него за рабочий стол. — Нам нужно поговорить, — сказала она, — но сначала ты сыграешь мне на своей дудке? Он протестовал, но она настаивала, и, в конце концов, он сдался. Музыка снова захватила его дух, и впервые за много месяцев он почувствовал, как нежно коснулась ее радость. Он посмотрел на Катю через стол, его глаза наполнились слезами. Никогда еще она не казалась ему такой красивой. Как он мог не знать, что влюблен в нее! Как он мог тратить свое время, пытаясь высечь в камне что-то, что принадлежало только хрупким тканям жизни? Он ненавидел себя за свою слепоту, за свою глупость. Какое счастье, что Катя еще терпела его! Он отложил флейту. — Ты выйдешь за меня, Катя? он прошептал.
В день их свадьбы выпал свежий снег, и вся деревня собралась праздновать. После торжеств было пиршество и танцы, продолжавшиеся до вечера. Катя светилась от счастья, а в Даниле начало расти странное беспокойство. Он прошел по комнате и, наконец, присоединился к небольшой группе мужчин, сидевших вокруг деревенского старейшины. Этот иссохший старик рассказывал истории о Хозяйке Медной горы, чье подземное царство, по его словам, было наполнено драгоценностями и сияющими цветами из камня. Данила уставился на древнее лицо мужчины. «Я никогда не слышал о ней раньше — где ее можно найти?» — наконец спросил он. — Высоко в горах, — сказал человек, глядя на Данилу со странной полуулыбкой, — куда никто никогда не ходит. Это, конечно, просто сказка. Остальные мужчины засмеялись, опустошили стаканы, потребовали еще, и никто не заметил, как Данила выскользнул из дома.
Он вернулся на дачу Прокопича и уставился на свой каменный цветок в лунном свете на своем рабочем столе. Казалось, он насмехается над ним, насмехаясь над его отсутствием навыков. Данила взял молоток и разбил цветок на мелкие кусочки. Затем, полный решимости найти Малахитовую Даму или погибнуть при попытке, он выбежал в снежную ночь и направился в горы.
Он шел несколько дней. Сначала он не чувствовал ни голода, ни холода. Однажды, услышав шорох в соснах за спиной, он оглянулся, и ему показалось, что он заметил темноволосую женщину в радужных одеждах, идущую за ним. Он удивленно моргнул — и она исчезла. Когда сосны снова зашумели, его острые глаза уловили ящерицу, перепрыгивающую с ветки на ветку. Мои глаза играют со мной злые шутки, подумал он, — сначала красивая женщина, потом летняя ящерица!
Через много дней Данила оказался на высоком горном перевале перед возвышающимся пространством твердой скалы. Холод, голод и усталость охватили его. Он не мог идти вперед, и у него не было сил вернуться назад. В отчаянии он опустился на землю и уронил голову на руки. — Я был дураком, — пробормотал он. — А теперь я потерял все — Катю, свою жизнь, свою работу. Я все потерял.
До его ушей донесся звук, похожий на звон хрустальных колокольчиков. Я умираю, подумал он и еще глубже спрятал голову в ладони. Звон продолжался, становясь все громче, а затем перешел в смех. Вздрогнув, Данила поднял голову и снова увидел темноволосую женщину в радужном одеянии. «Ты!» он вздохнул с благоговением. Утерянные детские воспоминания неожиданно нахлынули на него, и Данила понял, что мечтал о ней с тех пор, как был маленьким мальчиком.
«Да, я всегда была рядом с тобой», — она снова смеялась, звук крошечных храмовых колокольчиков гудел на ветру. «Я давно тебя жду». Она как будто расплылась на мгновение, превратившись в женщину, высокую, как сосны, безмятежно наблюдающую за ним, ее вышитые одежды были зелеными, как малахит. Снова изменившись, она стала размером с человека, одетая в струящиеся одежды цвета рубинов и сердоликов. Лицо ее изменилось, потемнело, а одежды были лазуритовые, аметистовые, то мерцающие, то тускнеющие, пока Данила с изумлением не увидел ничего, кроме маленькой ящерки, глядевшей смело, а вокруг раздавался звонкий смех.
Он потянулся, чтобы коснуться крошечного существа, но оно мгновенно исчезло, оставив темноволосую женщину в разноцветных одеждах. В руке у нее была березовая палочка, на кончике которой росли новые зеленые листья. Она махнула им в сторону стены из твердой скалы, и стена начала двигаться, одна сторона выскальзывала из другой, обнажая ступени, вырубленные в скале, ведущие вниз в глубины горы. «Пойдем», — приказала она.
С колотящимся сердцем Данила последовал за ним. Горная богиня провела его через пещеры, одна прекраснее другой. Их стены сияли обнажениями драгоценных камней, и еще больше драгоценностей покрывали землю. В одной пещере потолок был настолько низким, что Данила едва мог стоять прямо — аметистовые стены были освещены невидимым источником света, и ему казалось, что он и Хозяйка Медной горы на мгновение оказались в сердце драгоценного камня. Она на мгновение коснулась его лба, и по всему его телу пробудились реки огня. Затем она двинулась дальше, позвав его следовать за ней в пещеру, потолок которой уходил так высоко в тени, что он даже не мог видеть, где он заканчивается. Она села на каменную скамью и жестом пригласила его присоединиться к ней. Подняв с пола горсть драгоценных камней, она соблазнила его ими. «Все это может быть твоим», — улыбнулась она. — Нет, — твердо сказал он. «Я не ищу богатства». Она снова коснулась его лба. «Что тогда?» она спросила. «Каменный цветок», — ответил он. «Я хочу, чтобы ты научил меня, как вырезать из камня нечто настолько чудесное, что оно кажется живой тканью». Она поднялась на ноги. «Ну тогда,» сказала она, довольная.
Даниле казалось, что они вечно шли по пещерам ослепительного света, пока наконец не достигли пещеры, наполненной каменными цветами, маленькими и большими, разноцветными, распускавшимися со стен и земли. Он никогда не видел ничего столь прекрасного. Смогу ли я когда-нибудь овладеть этим искусством? — спросил он.
«Даже я не могу ответить на этот вопрос», — пробормотала она, читая его мысли. Они спустились еще по ступеням и, наконец, вошли в пещеру с огромным необработанным куском полупрозрачного зеленого камня, торчащим прямо из-под земли на высоту, в два раза превышающую рост самого Данилы. Данила удивленно смотрел. — Это твой Каменный Цветок, — тихо сказала она. «Оно очень долго ждало тебя. Твои инструменты там, у его подножия». Она повернулась, чтобы уйти.
«Н-но», — пробормотал он. «Я еще не знаю секрета. Простите меня, Святая Леди, но я надеялся, что вы научите меня этому». Она рассмеялась, ее фигура расплывалась и менялась, пока она не стала высотой с большую сосну. «Ты всегда знал секрет, Данила. Слушай музыку внутри камня так же, как ты слушал ее внутри дерева, когда вырезал свою флейту. Не заставляй ее стать тем, что ты хочешь. Слушай, что хочет камень. .» Потом она исчезла.
Со смесью страха и восторга Данила подошел к большому камню и прислонился к нему щекой, ласково потирая его руками. Он ничего не слышал. Он сел спиной к камню, пытаясь вдохнуть его узоры в свое тело. Измученный, он, наконец, свернулся калачиком рядом с ним и уснул. Проснувшись, он обнаружил рядом стоявший теплый хлеб, свежие ягоды и фляжку с горной водой. Проголодавшись, он ел и пил, потом снова заснул. Наконец, отдохнув, он снова прислонился лицом к камню, обняв его руками, и оставался в таком положении часами, прислушиваясь, прислушиваясь и, потихоньку, прислушиваясь.
Только по прошествии многих дней он, наконец, начал резать, только когда музыка камня растворилась в нем, став его частью. Только тогда он по-настоящему понял, что камень приглашал его врезаться в цветок, который давно невидимо пел глубоко в сердце минерала.
Во внешнем мире зима сменилась весной, потом летом и, наконец, осенью, пока Катя тосковала по мужу. Родители и друзья уговаривали ее забыть Данилу и выйти замуж за другого, но она отказалась. Наконец, чтобы уйти от их придирчивых голосов, она поехала к Прокопычу, помогала ему чистить каменные ящики, продавать их ему на деревенском рынке и готовить ему еду. Старик говорил редко, и это соответствовало печальному настроению самой Кати. Она больше никогда не поднималась на пастбища. Соседский ребенок пас овец и коз старика, но обедал ребенок со своей семьей, и Катя редко его видела.
Однажды вечером, пока Прокопьич резал, Катя расчесывала волосы перед зеркалом. Она мечтательно смотрела в зеркало, завороженная движением своих золотых волос в свете свечи. Внезапно поверхность зеркала задрожала и затуманилась. Вздрогнув, Катя наклонилась ближе и увидела, как Данила предстал перед ее глазами! Она увидела его в пещере, где на стенах блестели драгоценности, но они были ничто по сравнению с красотой полупрозрачного зеленого цветка, который он вырезал. «Данила!» — воскликнула она, и ему показалось, что он услышал ее, потому что он уронил долото и огляделся. Она потянулась, чтобы коснуться его, но ее пальцы наткнулись только на зеркало. Затем появилась вторая фигура — смуглая женщина, которую, как ей казалось, она видела, превратившуюся в ящерицу, когда год назад с разбитым сердцем бродила по верхним пастбищам. Женщина потянулась к Даниле, и он охотно переместился в ее объятия. «Нет!» Катя всхлипнула: «Нет». Видение исчезло.
На следующий день Катя пошла за советом к старосте, мудрому человеку, старше всех на памяти живущих. Он слушал с полузакрытыми глазами. — Это Она, — сказал он наконец. — Вот кого ты видел. Данила спрашивал о Ней в ночь твоей свадьбы. Я сказал ему, что это всего лишь байка, а он, должно быть, догадался.
«Она? Кого ты имеешь в виду, «ее»?» — потребовала Катя. Когда она узнала то, что знал старец, хотя это было немного, она решила пойти за Данилой в высокие горы. Богиня она или нет, решила она, они с Данилой должны быть вместе, и она хотела, чтобы он вернулся.
Начали падать первые снега, когда Катя поцеловала Прокопича на прощание, сказала, чтобы он не беспокоился, и отправилась в путь. Она была тепло одета и несла с собой еды на несколько дней, а то и дольше, если будет осторожной. Старейшина не знала, как долго ей придется идти, и она хотела быть готовой.
Шторм усиливался по мере того, как она поднималась выше. Деревья тянулись, чтобы зацепиться за ее одежду, вырастали корни, чтобы сбить ее с ног, ветер рвал ее косы, запутывая их в ветвях, и дерево вырвалось с корнем на ее глазах и чуть не раздавило ее. Несколько раз ей казалось, что она слышит крошечные колокольчики и кто-то смеется над ней, и один раз она мельком увидела темную женщину-ящерицу, но через мгновение ничего не было. — Может быть, она следит за мной, может быть, нет, — пробормотала вслух Катя. «Мне все равно. Она не может остановить меня». Катя обладала большим мужеством. Она верила, что даже ее потусторонняя соперница не сможет победить силу любви Кати к Даниле. Опасности, с которыми ей, возможно, придется столкнуться на пути, были ничтожны по сравнению с сокровищами, которые она искала.
Работа Данилы над Каменным цветком близилась к завершению. Он был в восторге от того, что камень позволил ему превратить свою музыку в такую красоту. Лепестки словно дышали, озаренные внутренним сиянием. «Камень открыл мне секрет придания формы его душе», — подумал он. Иногда он задавался вопросом, не были ли души камня и его души одинаковыми, настолько тесно они были переплетены. Теперь он отступил назад, глядя вверх на светящиеся лепестки. Богиня внезапно появилась рядом с ним, ее шелковые зеленые одежды кружились вокруг нее. Данила едва взглянул на нее.
Нахмурившись, она прочитала его мысли. Он беспокойный, подумала она, и раздражительный. Он думает, что добился того, ради чего пришел, но ошибается. Мне удалось пробудить его душу, но не его человеческое сердце. Без того и другого однажды он будет злоупотреблять тем, что сейчас все еще имеет силу внушать ему благоговейный трепет. Он ущербен, как драгоценность без тепла. Лучше бы он умер здесь. Если только…
Она слилась с ветром, оставив пещеры далеко позади, и через мгновение уже кружила высоко над соснами в поисках голодной, измученной женщины, заблудившейся в горах.
Катя не могла позволить себе признать, что она безнадежно заблудилась, голодает, у нее распухли ноги, разорвана одежда, тело замерзло и онемело. Было бы так хорошо, подумала она, просто посидеть и немного отдохнуть, лечь на снег, заснуть и никогда не проснуться. — Нет, — мрачно пробормотала она. «Никогда. Я буду искать, пока у меня есть силы». Она крепко закрыла глаза и попыталась вызвать видения, которые когда-то так легко посещали ее. Но ничего не произошло. Она открыла их и наткнулась. — Данила, Данила, — пробормотала она, находя силу в его имени.
Через несколько часов, не зная и не заботясь о том, как она туда попала, Катя оказалась на горном перевале перед возвышающейся скалой. Оно выглядело непроходимым, но разбросанные березовые листья отмечали путь к чему-то светящемуся у основания темной скалы, приглашая ее подойти поближе. Когда она это сделала, то обнаружила секретный вход и ступени, ведущие вниз в пещеру, сияющую светом. Осторожно она вошла.
Внутри было тепло. Она нашла дымящийся, шипящий бассейн с минеральной водой, где она встала на колени и пила. Она чувствовала, как тепло пробегает по ее телу, возвращая ей силы. За бассейном был туннель, ведущий в большие пещеры. «Данила!» — крикнула она, когда тропа влекла ее вниз.
***
Малахитовая Дама встала рядом с Данилой и протянула руку, чтобы коснуться его щеки. Он отстранился. — Нет, — коротко сказал он. — Не сейчас — простите меня, Святая Госпожа, но каменный цветок готов. Мне нужно уйти — мне нужно показать другим, на что я способен. Я скучаю по пастбищам, лесам. голос перехватил полувсхлип: «Я скучаю по Кате. Я был здесь слишком долго». Когда он повернулся, она потянулась, чтобы удержать его, но он вырвался и бросился к одному из туннелей, ведущих из пещеры. Внезапно лист скалы упал на место, запечатав его. Испугавшись, Данила побежал к другому проходу, пытаясь проскочить через него, прежде чем она успела что-то сделать. Но другой лист скалы уже врезался в свое место. Ее звонкий смех разносился по воздуху. — Видишь ли, ты не можешь оставить меня, если я этого не захочу.
Издалека Данила услышал, как кто-то зовет его по имени, и замер, ошеломленный, когда это имя эхом разнеслось по обширной сети пещер. Голос медленно приближался, пока, наконец, он не узнал его. «Катя!» — воскликнул он, бросаясь к последнему отверстию. — Катя! Катя! Он прыгнул через проход в следующую пещеру, все еще крича, мчась по неровной земле. Катя, ведомая его голосом, теперь вдруг появлялась в другом конце той же пещеры и бежала к нему, как будто у нее были крылья. На мгновение они встретились в слезных, радостных объятиях. Тогда Данила вырвался на свободу. — Пойдем, — настойчиво прошептал он, — я должен вытащить тебя отсюда, пока не стало слишком поздно!
Пещера наполнилась смехом тысячи крошечных колокольчиков, а над ними возвышалась Хозяйка Медной горы. «Быстрый!» Данила сказал: «Отойди от меня». Он попытался вытащить ее в безопасное место, но Катя была слишком быстрой. Она шагнула вперед, смело противостоя богине. «Ты держал его достаточно долго,» кричала она. «Теперь моя очередь! — Я хочу, чтобы он вернулся!»
Высокая фигура расплылась и свернулась в женщину в радужных одеждах, которая теперь была лишь немногим выше самой Кати. Катя смотрела в ее темные бездонные глаза. «Я знаю, что вы хорошо заботились о нем, — сказала она более мягко, — но никто не мог бы любить его так сильно, как я, — пожалуйста, пожалуйста, Святая Госпожа, отпустите его». Богиня перевела взгляд на Данилу. — А ты, Данила? — тихо спросила она. «Что у тебя на сердце?» Данила не мог говорить. Он двинулся вперед, защищающе обняв Катю одной рукой. Слезы текли по его лицу, когда он чувствовал, как сердце разрывается внутри него. Малахитовая Дама прочла его сердце. Да, подумала она, наконец-то мы добились успеха.
Обернувшись к Кате, она засунула руку в свои развевающиеся рукава и достала малахитовую шкатулку. — Тебе, Катя, я поручаю. Я уже дал Даниле секрет Каменного Цветка, а тебе отдаю свою сущность.
Катя открыла коробку и ахнула. Он был наполнен галькой и драгоценностями всех цветов радуги. Она взяла простой камень из полированного гранита и увидела, как богиня превратилась в дух серого тумана и тумана со смехом, столь же богатым, как летний гром. Потом кусочек янтаря, и туманы закружились вниз и превратились в маленькую женщину в золотых одеждах, расшитых сосновыми иголками. Рубин, и богиня выросла, одетая в пламя. Лазурит, и она превратилась в космическую мать, чьим одеянием было ночное небо, усыпанное звездами. Она улыбнулась Кате. «Вернувшись в свой мир, ты больше не будешь видеть меня таким, каким только что видел, но сила по-прежнему свернута в каждом камне, отзываясь на сердце, достаточно мудрое, чтобы понять».
Затем она исчезла.
Концовка рассказана просто: Катя и Данила вернулись в мир, где была весна. Жители села встретили их с радостью. Вскоре Данила прославился своими прекрасными каменными цветами, и люди приезжали издалека, вплоть до царского двора, чтобы полюбоваться ими. У Кати и Данилы было много детей, и Данила терпеливо обучал их секретам своего ремесла. Но Катя научила их самому главному — уважению к внутреннему богатству и незримым силам, скрытым в деревьях, ящерицах, скалах и ручьях вокруг них.
Малахитовая шкатулка
Настасье, вдове Степана, осталась малахитовая шкатулка, наполненная драгоценностями. Сама Хозяйка Медной горы подарила Степану перед женитьбой. Настасья никогда не могла надеть драгоценности для кольца, хотя оно сидело как нельзя лучше, щипало и сжимало палец, сережки до боли стягивали мочки, а колье было льдом на шее. Когда Степан умер, Настасья спрятала коробку в сундук, чтобы никогда не продать. Настасья принесла его только для того, чтобы юная Танюшка, единственная дочь, играла и носила украшения. Потому что, когда Танюшка носила украшение, оно было теплым на ощупь и никогда не тянуло ее за любовь и не поранило палец. Деревня гудела про Танюшку, всю стройную и хорошенькую, с темными волосами и огненно-зелеными глазами, она не была похожа ни на мать, ни на отца. Прошло время и дети выросли. Они обеднели и вкалывали на хлеб, а Настасья ящик не продавала. В это время проезжавшая темноволосая женщина умоляла ненадолго погостить у Настасьи, чтобы дать ей отдохнуть. Танюшка, которая никогда ни к кому не была ласкова, мгновенно приглянулась женщине и в конце концов поделилась с ней секретом малахитовой шкатулки. Пока путешественница гостила, она научила Танюшку вышивать на шелке самые красивые узоры! Перед уходом она дала Танюшке простую стеклянную пуговицу и сказала ей: «Возьми, доченька, на память. Если вы что-то забудете в своей работе или у вас возникнут затруднения, посмотрите на кнопку. Там ты найдешь ответ». Танюшкино шитье вскоре вошло в моду, и семья жила в достатке, пока не сгорела их дача и все остальное, кроме малахитовой шкатулки, которую Настасья спасла, и детей. Вот и наступил момент, когда Настасья была вынуждена продать свою коробку, чтобы прокормить семью. В конце концов сам Молодой барин стал владельцем драгоценностей и, увидев их на прекрасной девице Танюшке, выпросил ее замуж. Танюшка выслушала и ответила: «Вот мое слово. Я слышал, что в царском дворце есть комната, украшенная малахитом, который достался моему отцу. Если ты покажешь мне царицу в той комнате, то я буду твоей женой». Но Молодой Мастер не встретил ее у ворот и повел не в ту комнату. Танюшка рассердилась на него и повела всех в малахитовую комнату. Когда прибыла императрица и заявила, что на самом деле было та встречавшая Танюшку, Танюшка растворилась в малахите, оставив прекрасные драгоценности на стене, где она когда-то была. Юный Мастер попытался снять драгоценности со стены, но они превратились в капли — одни прозрачные, как слезы, другие — желтые, третьи — густые и красные, как кровь. На полу была стеклянная пуговица, и когда Молодой барин посмотрел в нее, то увидел, что Танюшка издевается над ним. Молодой барин спился в долги и уехал из села, Настасья горевала, но вскоре появились внуки, было чем заняться и о чем подумать. Молодые люди никогда не забывали Танюшку. Пошли слухи, что у Хозяйки Медной горы был двойник: люди видели двух служанок в малахитовых одеждах, по двое вместе.
Русско-американская компания
www. RussianAmericanCompany.com
1-800-742-6228
Легенды и сказки уральской резьбы по камню
На выставке «Легенды и сказки уральской резьбы по камню» представлены лучшие изделия из твердого камня, посвященные сказкам, мифологическим персонажам и былинным героям . Фольклор всегда был неотъемлемой частью русской культуры — с древнейших времен до наших дней. Писатели и художники черпают вдохновение в народных сказках, да и сам русский язык полон отсылок к историям и образам, хорошо знакомым русским людям с раннего детства.
Резьба по твердому камню – традиционное искусство Урала, заслужившее особый статус в России. Это неудивительно, поскольку история освоения так называемого «каменного пояса» России тесно связана с камнем. Здесь добывали, хранили, обрабатывали и изучали камень. Горы, камни и камнерезы фигурируют во многих народных песнях и сказках и до сих пор фигурируют в таинственных легендах, передающихся из поколения в поколение в маленьких городках и селах Урала.
Тем важнее, чтобы секреты этого ремесла не были утеряны; благодаря преемственности этих ремесленников сегодняшние резчики по камню все еще могут овладеть методами, зародившимися много веков назад. Разнообразие камня, встречающегося на Урале и в близлежащих регионах, открывает уникальные возможности для резчиков по камню и художников.
Традиционные народные сказки до сих пор вызывают восхищение у современных ремесленников. Отчасти это можно объяснить спецификой этого искусства; вневременные и архетипические истории увековечены в твердых, прочных материалах. Более того, камень — прекрасная метафора творения в его более широком смысле. Во многих культурах камень ассоциируется с чем-то неодушевленным, застывшим, лишенным жизни, однако профессиональные резчики по камню могут превратить безжизненный камень в мощный образ и заставить его ожить. Это волшебное превращение дополняет народные сказки и легенды, в которые верили наши предшественники и красота которых до сих пор завораживает нас.
На выставке собраны лучшие образцы уральской резьбы по твердому камню, созданные двумя мастерскими — «Святогор» и «Мастерская Алексея Антонова». Большинство экспонатов представляют собой объемные мозаики, а некоторые элементы выполнены из крупных кусков камня, вырезанных с предельной точностью. Использование этих двух приемов создает совершенно особый эффект, характерный для уральской камнерезной традиции.
Внушительные размеры некоторых композиций позволяют назвать их «каменными изваяниями». Постепенно, помимо каменных миниатюр, резчики по камню осваивают более сложные, многофигурные композиции.
Ассортимент каменной скульптуры, представленный на выставке и в каталоге, знакомит посетителей с миром традиционной культуры через классические приемы резьбы по камню и знакомит посетителей с национальными народными героями, любимыми легендами и сказками, а также народными персонажами. Резчикам по камню прекрасно удалось передать неповторимый характер русских сказок, отражающих самобытность русского народа на протяжении веков.
НовостиВыставка «Герои. История в уральском камнерезном искусстве» В Лихтенштейне открылся каталог выставки «Герои. История в уральском камнерезном искусстве» Издана книга о камнерезном искусстве, отмеченная европейской премией «Герои». История в уральском камнерезном искусстве Выставленные каменные композицииКаменные скульптуры: созданиеВыставка в Лихтенштейне открыла свои двери 8 июля в Вадуце открылась новая выставка. Доступен каталог выставки «Легенды и сказки в уральском камнерезном искусстве» Урал: история с новым началомРезьба по камню: от замысла до готовой работыПять веков трехмерной мозаики
Новости
Выставка «Герои.
История в уральской резьбе по камню». История уральской резьбы по камнюОткрытие выставки «Герои. История в уральской резьбе по камню» состоится 23 марта в 19.00 в Национальном музее Лихтенштейна
Подробнее »
Новости
Выставка в Лихтенштейне открыла свои двери
9 июля 2015 г. — Экспозиция открыта для всех в Национальном музее Лихтенштейна до 18 октября 2015 г.
Подробнее »
О
Введение
Сегодня мы являемся свидетелями золотого века новых медиа. Дети теперь больше обращаются к компьютерным играм, чем к чтению или прослушиванию аудиокниг. Наверное, поэтому эта выставка каменных скульптур по мотивам сказок несколько удивляет. Возникает, пожалуй, следующий вопрос: нужны ли еще сказки или искусство резьбы по камню?
Подробнее »
О
Резьба по камню: от идеи до готовой работы
Резьба по твердому камню – поистине уникальное искусство. С одной стороны, резчик по камню — художник и творец, дающий твердому и бесформенному куску камня новую жизнь и новую форму. С другой стороны, его важнейшая задача — раскрыть и продемонстрировать то, что уже создано природой: красоту, структуру и неповторимый характер камня. Когда дело доходит до работы с камнем, каждое изделие требует тонкого баланса между созданием и управлением самим материалом.
Подробнее »
Новости
Каталог выставки «Герои. Издана история уральской резьбы по камню»
Книга подготовлена специально к выставке, открывшейся 23 марта в Национальном музее Лихтенштейна: все каменные скульптуры, представленные на выставке, читатель найдет в каталоге.
Подробнее »
Новости
Камнеобнажённые композиции
25 августа 2015 г. — В разделе «Выставка» представлены все камнерезные композиции, составляющие выставку «Легенды и сказки уральской камнерезной резьбы».
Подробнее »
Новости
8 июля в Вадуце открылась новая выставка
8 июля 2015 — 8 июля в Лихтенштейнском национальном музее состоялась церемония открытия выставки «Легенды и сказки в уральской резьбе по камню».
Подробнее »
О
Легенды и сказки уральской резьбы по камню
На выставке «Легенды и сказки уральской резьбы по камню» представлены лучшие изделия из твердого камня, посвященные сказкам, мифологическим персонажам и былинным героям. Фольклор всегда был неотъемлемой частью русской культуры — с древнейших времен до наших дней. Писатели и художники черпают вдохновение в народных сказках, да и сам русский язык полон отсылок к историям и образам, хорошо знакомым русским людям с раннего детства.
Подробнее »
О
Пять веков объемной мозаики
История камнерезного дела на Урале восходит к временам реформирования России Петром I. За триста лет своего существования это искусство менялось, но всегда имело удивительно тесные связи с западноевропейской камнерезной практикой.
Подробнее »
Новости
Книга о камнерезном искусстве получила европейскую награду
Награду «Лучшие книги Лихтенштейна 2015» получила книга «Легенды и сказки в уральской камнерезной резьбе»
Подробнее »
Новости
Каменные скульптуры: создание
Интернет-видеоканал Roomple посетил мастерскую «Святогор» и снял фильм о процессе создания каменных скульптур резчиками по камню.
Подробнее »
Новости
Доступен каталог выставки «Легенды и сказки в уральской резьбе по камню»
6 июля 2015 г. — Каталог на четырех языках будет доступен в Лихтенштейнском национальном музее в Вадуце.
Подробнее »
О
Резьба по твердому камню на Урале: история с новым началом
Интенсивное развитие резьбы по камню в XVIII–XIX веках и активное освоение Урала — одного из самых необычных регионов России , богатые уникальными драгоценными камнями, — сыграли в этом процессе важную роль. Уральские горы, давшие название региону, разделяют Европу и Азию, а за ними лежит обширная Сибирь. Исторически освоение этого региона было связано с добычей полезных ископаемых, и, естественно, такое разнообразие полезных ископаемых и горных пород вызывало большой интерес к искусству резьбы по твердому камню.
Подробнее »
Русская сказка – Каменный цветок – Жизнь в России
Русская сказка – Каменный цветок
Опубликовано by archecotech
Давным-давно в одном уральском селе жил известный каменщик Прокопьич, у которого был талантливый молодой ученик, сирота по имени Данила. Данила был чем-то вроде мечтателя, которому было трудно вписаться, пока он не пришел работать к Прокопычу. Под руководством мастера он превратился в очень искусного ремесленника, который необычайно ценил естественную красоту.
Однажды Данила услышал историю о Каменном Цветке, который находился во владениях Хозяйки Медной Горы. Обычные мастера не могли создавать произведения, сравнимые с мастерами Медной Горы, так как видели Каменный Цветок и могли понять истинную красоту камня. Эта история произвела на Данилу глубокое впечатление.
Прокопыч забеспокоился, что увлечение Данилы Каменным цветком помешает ему быть счастливым. Он уговаривал его жениться на симпатичной девушке по имени Катя, которая очень нравилась Даниле. В итоге Данила и Катя обручились. Молодой человек все еще был разочарован тем, что ему не удалось создать по-настоящему красивую каменную кладку, но когда приближалась его свадьба, он подумал: «Может быть, я просто не в состоянии понять силу и красоту камня», и вместо этого подумал о женитьбе. Но за день до свадьбы он ничего не мог поделать , ему пришлось посетить Змеиный Холм, где, как ему однажды показалось, он услышал, как женщина велела ему поискать камень. Он сел, чтобы подумать о Каменном Цветке. «Как я хочу увидеть этот цветок!» — размышлял он.
Внезапно перед ним предстала Хозяйка Медной горы. Данила умолял ее взглянуть на Каменный цветок. Она спокойно ответила, что могла бы показать ему цветок, но он пожалеет об этом, так как оставит своих близких, чтобы жить в ее горе. Она напомнила ему Прокопыча и Катю, но Данила был тверд. Он должен был увидеть цветок! «Без него для меня нет жизни!» воскликнул он. Поэтому она взяла его и показала ему чудесный Каменный Цветок.
Вечером Данила в последний раз пришел домой. Он был в странном настроении и избегал вопросов Кати. Позже той же ночью он убежал и бесследно исчез.
Прошло три года, и все это время Катя не забывала о Даниле. После смерти родителей, а затем и Прокопыча, она зарабатывала на жизнь тем, что создавала броши из камня. Она отправилась на Змеиную гору в поисках хороших камней и с грустью подумала о Даниле. Вдруг она увидела красивый кусок малахита. Она задавалась вопросом, может ли это быть знаком от Данилы. Она пошла домой и превратила камень в самую красивую брошь, которую она когда-либо делала, и продала ее по хорошей цене.
Как только она смогла, она вернулась на Змеиную гору, и там ей было видение Данилы. Она вернулась в деревню, чтобы рассказать людям о том, что видела, но никто ей не поверил.
На следующий день она вернулась на то же место и вдруг появилась Хозяйка Медной горы и спросила, зачем она пришла в ее сад. Катя смело ответила, что хочет вернуть любимого Данилу. Хозяйка Медной горы сказала, что Даниле придется выбирать между своим ремеслом и Катей.
Она вызвала Данилу и предупредила его, что он забудет все, чему научился в горах, если пойдет с Катей. Если он останется в горах, ему придется забыть об остальном мире. Данила вздохнул: «Прости. Я не могу забыть людей, которых люблю. Я думаю о Кате каждую минуту своей жизни».
Хозяйка улыбнулась и отправила их обратно, с редким подарком: Данила смог сохранить свои знания по камню. Все, что она просила, это чтобы они не рассказывали людям о горе. Катя и Данила вернулись домой, наполненные радостью, и прожили счастливо вместе много лет. Данила стал широко известен как величайший резчик по камню Уральских гор.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Posted in Русский ФольклорTagged Россия, Русские сказки, Каменный цветок, УралЧто есть в моем блогеВыберите категориюЖИЗНЬ в России (1,171) Культура (160) Причина посетить Россию (7) Древняя Русь (32) Направления в России (24) Русский фольклор (25) Русские города-призраки (9) Русский юмор 30) Русские рецепты (11) простая жизнь (14) Чем заняться в Казани (1) Мы вместе (2) Гостевые блогеры (18) Зеркальные отражения (205) М. Р. Африка (33) (14) M.R. Европа (54) M.R. Ближний Восток (9) M.R. Северная Америка (2) M.R. Южная Америка (16) M.R. Юго-Восточная Азия (7) M.R. Южно-Тихоокеанский регион (9) Reflections – Thoughts of an Expat (21) Кто сумасшедший (14) Русская пословица (14) Русская «десятка» и поговорки (89) От восхода до заката (8) Простая жизнь (1)Фотография (193) Болгар (21) Казань – Владимир – Суздаль (32) Картина дня (110) Юта (3) Вашингтон – Орегон (24) Размышления – мысли эмигранта (8)Три М о России (7) Тайны России (1)Мысли о Боге (11)
Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 4680 другим подписчикам
Недавно я решил, что пора упростить навигацию по «Жизни в России». Когда вы войдете на любую страницу моего блога (перечисленную выше), у вас будет возможность найти все сообщения, связанные с этой страницей, внизу каждого раздела. В настоящее время на их странице есть ссылки на все сказки, а также пословицы, поговорки и идиомы. Остальные еще строятся, но, надеюсь, скоро будут готовы. Спасибо за ваше терпение, поскольку я продолжаю улучшать способ доступа к сообщениям.
- K’ CLIPs
- Rotimi Onayemi : For The God of Super Freaks
- Plumber and Hardware
- HORN PEACE PRESS DAILY NEWS
- Bhutadarma
- The Godly Chic Diaries
- An Information Ecology
- iceland experiment
- VANESSA INSPIRZ
- Доверяй и верь в невидимое
- Creations for Concoctions
- MPA Travels
- Greatest Animals Ever
- Mountains and Mustard Seeds
- flashlight batteries — Ali Grimshaw
- Robert Constructions
- Ramani’s blog
- स्पंदन
- naze16
- Jesus San Agustin
Пинтерест
- hague6185.files.wordpress…
- therusblog.com/2012/03/01…
- hague6185.files.wordpress…
- en.