Сказочная изба картинки: Сказочная избушка на курьих ножках — скачать и распечатать. Дом, предметы быта — Архитектура, дома. Иллюстрации — Русские народные с…

Содержание

Избушка на курьих ножках — Лукоморье в Ульяновке (Сказочные места Ленинградской области)

В Санкт-Петербурге и его окрестностях немало сказочных мест. Жители города на Неве и Ленобласти очень любят чудеса, свято в них веря, создают и сами много всего волшебного. Так, за последние лет 20 в Северной столице и пригородах было создано множество всевозможных неподражаемых сооружений, дворов и площадок.

Причём, их любят посещать как семьи с детьми, так и одинокие взрослые. Нравятся и местным, и туристам места в Санкт-Петербурге, где сбываются желания, стоит только сильно захотеть, выполнить требуемые ритуалы, или попросту правильно загадать.

Избушка на курьих ножках — исполняет желания тех, кто хочет попасть в сказку. Интересный момент: данное рукотворное Лукоморье вошло в список достопримечательностей Ульяновки вместе со знаменитейшим Саблинским заказником и его выдающимися водопадами, порогами, каньонами и пещерами.

К Избушке Бабки-Ёжки на курьих ножках приезжает множество туристов; даже свадьбы из Санкт-Петербурга стремятся сюда, чтобы сказочно нафотографироваться.

Чем не исполнение желаний?

Начало сказки

В некотором царстве, в некотором государстве… что близ Московской трассы — на 30-м километре пути в Северную столицу, в 10 км к юго-востоку от границы Санкт-Петербурга расположен маленький и уютный посёлок Ульяновка, на его юго-западной окраине, откуда ни возьмись — выросла сказочная избушка на курьих ножках.

Избушка установлена на высоком цилиндрическом постаменте, красуясь перед туристами в огромную сказочную величину и доминируя над окрестными домостроениями. Её можно увидеть издалека всем проезжающим по трассе Москва — Санкт-Петербург.

Устроил Лукоморье под Петербургом, сделав сказку былью, бывший директор одного из петербургских заводов минеральных вод. Зовут нашего героя, который возвёл избушку бабы-Яги на своём подворье — настоящий русский мужик, кто и 3-х сыновей растит, и на ком страна стоит — Василий Козин. С чего же всё началось?

Как Козин пришёл к Пушкину

Когда у Василия из-за директорской должности случилась депрессия, он захотел обратиться к творчеству на природе, чтобы от городского недуга исцелиться. Козин решил стремительно действовать. Как вспоминает сам зодчий:

Всё началось со статьи в «Известиях» про пенсионера в Калужской области, который рисовал картины на домах. И понял, что в России еще что-то можно. Поверил, что необычные идеи можно реализовать.

Сначала хотел построить летающую тарелку, какие нередко сооружают в западных странах. Но потом решил: надо что-то наше, русское.

Тогда взял книгу Пушкина и увидел иллюстрации — избушку. Пушкин — это же наш первый фантаст! Сами почитайте: «русалка на ветвях сидит», «следы неведомых зверей»… Я избушку делал по Александру Сергеевичу — чтобы поворачивалась и чтобы выглядела по-сказочному.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Получается, сам Александр Сергеевич Пушкин воодушевил… В середине лета 2007 года Василий Козин купил участок земли, который некогда был занят мусорной свалкой. Отсюда умелец начал «плясать» и изобретать. Как только удалось ему эту территорию приобрести, решил избушку Бабы-Яги возвести.

Прежний сюжет в наши дни

К строительству избушки Василий Козин подошел основательно. Наш герой хорошенько изучил сказочную науку — русский фольклор, а заодно и справочники по возведению деревянных срубов. Он посетил даже Музей деревянного зодчества в Нижнем Новгороде.

Сперва создал зодчий макет будущей избушки и несколько образцов «курьих ножек». Из последних выбрал наилучший вариант. Друг автора, который является профессиональным конструктором, помог сделать расчёты.

Избушка деревянная, но «курьи ножки» для надёжности пришлось мастерить из железобетона. Этим делом занимался Козин самолично, окончив курсы сварщиков. Мастер соорудил внутренний каркас, покрыл его бетоном, оштукатурил, покрасил, наконец, вдохнул магию притягательной силы.

Но расскажем всё по порядку и в целом.

Шаги Василия Козина

  • купил место с бывшей свалкой
  • проштудировал массу книг со сказочными иллюстрациями, по строительству деревянных срубов, съездил в Музей деревянного зодчества под Новгородом
  • разработал дизайн-проект избушки, с другом-конструктором рассчитали нагрузки
  • возвёл самостоятельно сруб «вразвалку» — это когда верхняя часть дома шире нижней
  • закончил курсы сварщиков и сам сварил основание «курьих ножек»
  • залил «курьи ножки» бетоном, оштукатурил и покрасил (о чём говорилось выше)
  • поставил сруб на «курьи ножки» с помощью крана

Избушечное волшебство

К делу волшебник Василий подошел очень творчески и получилось необыкновенное чудо. Хэппи эндом сказки её создатель весьма доволен. Ведь здесь не просто застывший объект, а настоящее сказочное строение, дышащее жизнью.

При проектировании и строительстве избушки зодчий учёл все параметры волшебного строения. Она состоит из настоящих брёвен. К тому же, избушка Бабы-Яги, построенная кудесником Василием Козиным, слушается приказов гостей. Как в сказке, помните?

Избушка, избушка! Повернись ко мне передом, а к лесу …

Не будем говорить, каким местом в сказке Иван Царевич просил повернуться избушку к лесу. А вернёмся к нашей доброй сказке. Так, вот эта избушка как из настоящей сказки умеет поворачиваться вокруг себя.

Больше всего мастер гордится тем, что его избушка по первому требованию способна повернуться «разными местами» — прямо как в сказке! Для этого — в пьедестал, на котором зиждется избушка, было вмонтировано поворотное устройство от крана «Ивановец».

Всё реально как в сказке

Но только ли можно ею повелевать? Да, её можно и посещать. Забраться в избушку можно по лесенке с песенкой… И попадаешь в палаты, точнее, в большую комнату, типа зала. И что же получилось в оконцовке?

«Вот и сказки — конец, а кто слушал молодец», — можно было бы сказать про любую другую сказку и поставить точку, но не про эту…. В то время сразу же народный умелец Козин замыслил продолжение и впереди его ждало — очень много работы.

В его мечтах было, в первую очередь, поместить саму хозяйку избушки — Бабу-Ягу, а также возвести некий замок, на его крышу усадить огнедышащего Змея Горыныча, а также населить двор другими сказочными персонажами…

Сказочное учение и продолжение

Неудивительно, что сюда приезжают туристы со всех уголков России и мира. И посмотреть тут реально есть на что. Избушка Бабы-Яги на курьих ножках пользуется огромнейшей популярностью. Здесь проводят утренники и праздники дети из интерната, расположенного неподалеку.

Василий был счастлив, но на этом не остановился. Автор планировал организовать на подворье настоящее Лукоморье. Хоть мы уже рассказывали, но повторимся. Ведь «повторение — мать учения». В поговорке тут поставим точку, и не будем заканчивать, что «и прибежище для лентяев».

Ведь у нас поблизости никаких лентяев нет. Мы сказки читаем и на них учимся, также кто-то обязательно последует примеру Василия Козина и создаст что-то этакое красивое и чудесное. Зодчий планировал изображения Бабы-Яги, Лешего, прочих сущностей. Как мы уже говорили выше, Козин хочет поставить Змея Горыныча на крыше…хозблока.

Пока умелец поместил под избушкой его хозяйку — деревянную Бабу-Ягу в ступе с волосами из пакли, зелёными глазами и даже с бородавкой на носу. Найдутся тут и другие интересные обитатели волшебного леса. Есть здесь и золотая цепь; осталось на неё кота учёного посадить…

Адрес и как добраться до Избушки Бабы-Яги

  • Ленинградская область, Тосненский район, пос. Ульяновка, Московское ш., 52 / ул. Калинина 
  • Посёлок Ульяновка расположен на реке Саблинка, которая является притоком Тосны 
  • Из Санкт-Петербурга до Ульяновки ехать на электричке с Московского вокзала в направлении Тосно до ж/д. станции «Саблино»
  • Больше подробностей про интересные места в окрестностях Санкт-Петербурга, до которых можно добраться на электричке
  • Желаете продолжения путешествия? На северной окраине Ульяновки расположен Саблинский геоэкологический заказник — Саблинский памятник природы, основу которого составляют различные знаменитые объекты: Саблинские водопады, Саблинские пещеры, Каньоны рек Саблинки и Тосны, старинные выработки — каменоломни, что можно посетить там же рядышком.
     

Мусоргский. Картинки с выставки — Избушка на курьих ножках или Баба-Яга

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

«Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга»

Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.

Это — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит, наконец, в финал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка», присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик. Она звучит то спокойно, то напряженно, то светло, то скорбно, в зависимости от того, с какими образами она сопоставляется. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

В девятой «картинке» образ полон жизни и движения — «Избушка на курьих ножках»  или «Баба-Яга». У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. В начале пьесы слышны какие-то стуки, сердитые выкрики, ворчание. Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой;  села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути.  Затем наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. В третьей части резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса  переходом без  перерыва в финальную пьесу — «Богатырские ворота».

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.

С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись. И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов. В 1975 году увидело свет факсимильное издание рукописи Мусоргского.


Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Мусоргский. Картинки с выставки:
      «Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга». Прогулка, mp3;
      «Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга» (в 2-х вариантах исполнения: в симфоническом и фортепианном), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга): история, содержание, интересные факты

М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга)

 

Баба-Яга. Этот колоритный персонаж русских народных сказок всегда привлекал внимание поэтов, художников и композиторов. Она упоминается в первых строфах гениальной поэмы «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина. Её живописно в своей картине отобразил художник Виктор Михайлович Васнецов, а композитор Александр Константинович Лядов портрет злой волшебницы красочно нарисовал музыкальными звуками в симфонической миниатюре. Не обошёл своим вниманием всемогущую вещую старуху и Модест Петрович Мусоргский. Он воссоздал образ Бабы-Яги в композиции, которая вошла в его знаменитую сюиту «Картинки с выставки».

Историю создания «Избушки на курьих ножках» Мусоргского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

Краткая история

В последнее десятилетие жизни великому русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому не часто улыбалась удача и над ним то и дело сгущались мрачные тучи. Всё началось с того, что он получил послание от директора императорских театров Степана Александровича Гедеонова об отказе в постановке оперы «Борис Годунов» и вследствие этого композитору необходимо было срочно подготовить новую редакцию произведения, которая в дальнейшем тоже была отвергнута. В результате работа над задуманной им новой исторической оперой «Хованщина» откладывалась на неопределённый срок.

Помимо неудач на композиторском поприще, Модест Петрович получал тяжёлые удары судьбы от потери дорогих его сердцу людей, одним из которых был художник Виктор Александрович Гартман. С этим необычайно талантливым человеком, отличавшимся беспредельным остроумием и артистизмом, Мусоргского познакомил Владимир Васильевич Стасов. Уже с первой минуты знакомства Модест Петрович воспринял Виктора, как близкую себе по духу родственную душу. Впоследствии они часто встречались, чтобы вместе обсудить те или иные события культурной жизни или творческие планы друг друга. И вот ушёл из жизни любимый Витюша, которому было всего тридцать девять лет. Для Модеста это стало огромным ударом, вылившимся в безмерное горе. Прошло много месяцев, но душевная боль от потери друга у Мусоргского не утихала, и только новость, которую принёс Стасов, его немного успокоила и оживила. Владимир Васильевич известил композитора о том, что намечается проведение выставки художественных работ Виктора Гартмана.

Модест Петрович, будучи одним первых посетителей экспозиции, был растроган и восхищён. Все представленные на вернисаже экспонаты привели его в восторг, однако были произведения, которые заслужили особого внимания композитора, как например изящные часы, выполненные в форме избушки Бабы-Яги, то есть они были на курьих ножках.

После посещения выставки угрюмое настроение Мусоргского заметно изменилось и он, находясь под впечатлением от увиденного, в творческом порыве, за двадцать дней сочинил сюиту, состоящую из десяти миниатюр, объединённых связующей интермедией с названием «Прогулка». В фортепианный цикл вошла яркая пьеса «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга». Её фольклорный сюжет композитору навеяли представленные на вернисаже сказочные часы.

После завершения сочинения цикла, Модест Петрович, не мешкая, представил его своим соратникам по «Могучей кучке», а выслушав одобрительные отзывы, приободрился и с душевным подъёмом приступил к работе над «Хованщиной».

Сюита, впоследствии названная Мусоргским «Картинки с выставки», впервые увидела свет лишь спустя пять лет после смерти композитора. Она вышла из печати в 1886 году с редакционными поправками Николая Андреевича Римского-Корсакова.

 

 

Интересные факты

  • Свою сюиту «Картинки с выставки» Модест Петрович Мусоргский посвятил умершему другу архитектору Виктору Гартману, выставка творческих работ которого вдохновила композитора на создание этого произведения.
  • На выставке работ Гартмана, организованной инициативной группой во главе с Владимиром Васильевичем Стасовым, было представлено около четырёхсот творческих работ, которые были созданы Виктором Александровичем не только в России, но и во время его четырёхлетних странствий по странам Европы. Экспозиция была представлена в феврале и марте 1874 года в помещении Академии художеств.
  • Сюита «Картинки с выставки» была написана Модестом Петровичем Мусоргским для фортепиано, однако широкая публика впервые познакомилась с этим произведением в оркестровом варианте осенью 1891 года. Премьерное исполнение цикла на фортепиано состоялось лишь в 1903 году. Его первым исполнителем был Григорий Беклемишев, впоследствии известный пианист и профессор Киевской консерватории.
  • Первое издание сюиты «Картинки с выставки» вышли из печати под редакционной обработкой Римского-Корсакова в 1886 году, однако к 50-ти летней годовщине со дня смерти Мусоргского был выпущен оригинальный авторский вариант произведения, который многими известными пианистами, к примеру Святославом Рихтером, признаётся более интересным.
  • Выдающийся советский мультипликатор Инесса Алексеевна Ковалевская, разработав тематику, основанную на шедеврах музыкальной классики, в 1984 году выпустила замечательный мультфильм, использовав в нём три композиции из сюиты «Картинки с выставки». Эпизод, озвученный музыкой пьесы ««Избушка на курьих ножках» получился весьма впечатляющим.

 

 

Содержание «Избушки на курьих ножках» (Баба-Яга)

«Избушка на курьих ножках». На выставке работ Виктора Гартмана этот экспонат представлял рисунок, отображающий элегантные часы в форме сказочной избушки, стоящей на куриных ногах, однако Мусоргский, взяв за основу данный эскиз, весьма фантазийно его переосмыслил. Композитор в своей одноимённой музыкальной миниатюре, которая в цикл «Картинки с выставки» вошла под номером девять, проиллюстрировал не изящное жилище сказочной волшебницы, как было показано на наброске, а устрашающий образ её хозяйки — злой Бабы-Яги.  Будучи искусным мастером изобразительности, Модест Петрович в своей миниатюре, в стиле русских сказок, музыкальными звуками нарисовал фантастическую картинку, в которой над таинственным лесом, размахивая помелом, пролетает страшная Яга. От свиста проносящейся ступы деревья прогибаются до земли, птицы разлетаются в разные стороны, да и звери разбегаются от страха.

Мусоргский заключил композицию в трёхчастную форму и выбрал для неё тональность До мажор. Это может показаться странным, однако автор тематический материал пьесы обильно обогатил альтерированными ступенями и тем самым впечатляюще окрасил его мистическими мрачными красками. Темповые указания «Allegro con brio, feroce» и динамические оттенки фортиссимо и сфорцандо придали музыке залихватский и пугающий характер.

Пьесу открывают резкие аккорды. Изначально они звучат редко, но затем учащаются, как будто имитируют разгон ступы, в которой Баба-Яга поднимается в небо. Здесь нет мелодической линии, а только ломаные зигзагообразные мотивы с неравномерно расставленными акцентами, которые придают фантастическому образу особую злобную свирепость.

В следующем далее среднем разделе характер композиции резко меняется. Тихая, но в то же время тревожная тремолирующая музыка, наполненная таинственными шорохами, изображает Ягу, которая вернулась в свою избушку и над огромным котлом ворожит над колдовским зельем. Вскоре все умолкает и наступает загадочная тишина.

В заключительной части вновь возвращается энергичная первая тема. Она динамично развивается и подводит к каденции, которая представляет собой волну нисходящих, а затем восходящих попеременных октавных звуков.

 

 

«Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). Эта красочная миниатюра, в которой не только создан яркий образ фольклорного персонажа, но и колоритно отображён эпизод из русской сказки, является ярким примером мастерства музыкальной изобразительности великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

 

 

Модест Петрович Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга)

Фото брошенной в зоне отчуждения избы, поросшей растительностью