Прикосновение к истории. Скифские каменные бабы
Каменные бабы – довольно популярное явление как на территории Украины, так и в других странах, начиная от Румынии и заканчивая Закавказьем.
Бабы – это каменные изваяния. До сих пор точное их назначение остается неизвестным. Одни ученые говорят, что они были ориентирами в степях, которые помогали кочевым племенам понимать направление движения, другие настаивают на том, что они были частью погребальных обрядов. В любом случае, мы не можем отрицать факт, что каменные бабы были важным, и даже культовым элементом жизни давних племен.
В Украине первые каменные скульптуры начали появляться в 4-3 тыс. до н.э. Тогда «бабы» были просто каменными глыбами, размещенными на захоронениях. В конце медной эпохи глыбы начинают обрабатываться и приобретать человеческий образ.
Стоит сказать, что вокруг каменных баб ходит очень много легенд. Например, раньше люди верили, что когда-то давно в степях жили богатыри, которые плевали на солнце, за что оно превратило их в каменные статуи. Другие легенды повествуют о том, что бабы являются богами плодородия, благодаря которым вырастает богатый урожай.
Месторасположение баб
Как правило, месторасположение для каменных баб выбиралось не случайно. Это были курганы или места возле них, могильники, территории, имеющие сакральное значение.
Разнообразие каменных баб
Чаще всего такие каменные статуи выполнены очень примитивно. Тем ни менее, можно наблюдать некую расхожесть между ними. Например, каменные бабы могут находиться в стоячем или сидячем положении, иметь признаки принадлежности к мужскому или женскому полу. Различить «женские» и «мужские» бабы можно по атрибутам на них. Так, мужчин изображали с оружием, в обмундировании.
Женщины чаще всего держали у живота мешочек, их могли украшать аксессуары, головные уборы.Существует несколько теорий, относительно того, кого же изображали эти каменные скульптуры. Например, есть мнение, что они ассоциировали собой умершего, на чьем захоронении стояли. Также считается, что они могут символизировать воинов или убитых врагов. Кочевые племена верили, что изобразив своего злейшего врага, после смерти он станет их рабом.
Со временем количество каменных баб уменьшается – их уничтожают, разбирают на камни. Из культовых предметов они превратились в «дорожные знаки», которые устанавливали на обочинах дорог и перекрестках, для обозначения дорожных путей. Статуи перемещали, использовали в хозяйственных пристройках, в качестве столбов, точилок и т.д.
Поэтому на данном этапе задачей современных людей является сохранение наследия в виде каменных баб.
Приглашаем всех желающих посетить Парк природы «Беремицкое» и посмотреть на каменных баб своими глазами.
Каменые бабы в Украине. Когда появились скифские бабы?
Ориентиры в широкой степи: действительно ли скифские, действительно ли бабы?
Вопрос-ответ
Среда, 16 февраля 2022
Какие функции выполняли каменные стелы, которые древние народы устанавливали на территории нынешней Украины на протяжении тысячелетий?
Посреди бескрайней степи — высокая могила с каменной статуей наверху, рядом с которой несет стражу запорожский казак. Наверное, у многих в воображении возник бы такой образ как ответ на вопрос, как они представляют архетипичную Украину. Но не все знают, что в такой картине спрятаны следы разных народов, населявших когда-то территорию нашей страны, а теперь бесследно растворившихся в течении истории. Те же скифские бабы, как в народе называют каменные стелы, — это реликты времени, когда хозяевами в степях были кочевые племена с востока.
Фото: Getty Images
На фото: каменная баба на Алтае
Ученые до сих пор спорят о назначении этих памятников, которые находят, кроме Украины, в Средней Азии, Монголии, в Сибири и на Алтае.
Когда появились скифские бабы?
Термин «скифская баба» неправильный, неточный, ведь он касается только периода скифского присутствия на территории нынешней Украины. А каменные стелы на нашей территории устанавливали представители разных культур, начиная еще со времен энеолита. Самой известной находкой того периода является так называемый Керносовский идол. Каменную статую, которую датируют концом третьего-началом второго тысячелетия до нашей эры, в 1973 году случайно обнаружили на месте разрушенного кургана возле села Керносовка Днепропетровской области, когда бульдозером рыли силосную яму. Сейчас статуя хранится в историческом музее Днепра.
На ней четко изображены мужские черты, пояс, которому уделяли большое внимание индоевропейские народы, оружие. Все эти моменты позже можно встретить в статуях уже других народов, пришедших сюда с востока спустя много лет. Именно центральноазиатские истоки традиции создания таких стел называли украинские историки, в частности Ярослав Дашкевич, Николай Жарких. Хотя если посмотреть на стелы киммерийцев, кочевавших в Северном Причерноморье в IX-VII веках до нашей эры, то не специалистам иногда сложно будет отличить их от обычных каменных глыб. Очертания человеческой фигуры не сразу угадываются, и только высеченное оружие и те же пояса свидетельствуют: их авторы хотели показать воинов.
А вот скифы, пришедшие на смену киммерийцам, свои стелы делали более тщательно. У высоких и суровых усатых воинов есть не только оружие, но и шейные украшения, рог в руке. Древние мастера не поленились даже изобразить на своих скульптурах… половые органы. Почему же существует выражение «скифские бабы», если скифы изображали именно мужчин? Их путают со значительно более поздними половецкими каменными стелами. Наряду с воинами-мужчинами половцы ваяли и женщин.
Блюстители вечного покоя
Какие же функции на протяжении веков выполняли эти каменные статуи, иногда напоминающие людей, а порой и не имеющие антропоморфных черт? Исследователи не могут назвать точного предназначения каменных баб, но все сходятся во мнении, что они играли важную культовую роль у кочевников и связаны с темой смерти. Один из вариантов – их устанавливали в честь умерших предков. А может быть, это были стражи, защищавшие могилы от расхищения. Обычно их размещали на местах захоронений.
Фото: Getty Images
На фото: каменные бабы на острове Хортица.
Там казаки много лет спустя любили устраивать наблюдательные пункты. В условиях степи скифские бабы часто служили ориентиром для путешественников, а иногда их просто выкапывали и устанавливали у дорог.
Об этих «болванах» или «мамаях», как еще в народе называли стелы, существует немало народных легенд. Часть из них на рубеже XIX-XX веков записал известный историк Дмитрий Яворницкий. Преимущественно это рассказы о народе, который по определенным причинам в прошлом окаменел. Именно Яворницкий собрал одну из самых больших коллекций этих скульптур, часто спасая их от исчезновения при создании водохранилищ на Днепре.
Фото: Юлія Піщанська
На фото: каменные бабы во дворе музея им. Яворницкого, автор фото — директор музея Юлия Песчанская
Сейчас коллекция в Днепропетровском национальном историческом музее имени Яворницкого самая большая в мире – 80 фигур! Некоторые датируются IV в. до нашей эры.
А вот о принадлежности этих статуй к погребальному обряду писал еще в XIII веке путешественник Виллем Рубрук. В своей работе «Путешествие в восточные края» он так описывает традиции половцев, которых он называет команами: «Команы насыпают большой холм над умершим и устанавливают статую, повернутую лицом к востоку и с чашей в руках перед собой».
Каменные идолы славян
Примечательно, что создание таких каменных стел приписывают и славянам. Известного Збруцкого идола, хранящегося в Кракове, ученые датируют IX-X веками. На нем изображен уже не один человек, а представители разных миров — с четырех сторон скульптуры. Однако существует и версия, что эта стела, копию которой в натуральную величину можно увидеть в Киеве, создана только в XIX веке. В 2011 году такое мнение высказали сотрудники Института археологии НАН Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко.
Расположение скифских баб
Где расположены скифские бабы? В Украине насчитывают несколько сотен каменных стел разных периодов. Из них почти три сотни – это половецкие скульптуры. Большинство их можно увидеть в Днепровском историческом музее, Луганске, Одессе, Харькове.
Фото: Getty Images
На фото: каменные бабы в Харькове
Половецких и скифских баб можно увидеть и у стен Национального исторического музея в Киеве. Часто новые стелы находят в самых неожиданных местах, иногда они выполняют роль ограды или просто лежат как мусор в хозяйствах людей — которые и не подозревают о ценности, казалось бы, обычного куска камня. Но на самом деле этот камень столько увидел за время своего существования!
Читайте также:
Уикенд на острове Хортица: казаки близко, скифы далеко
В захоронении скифа на Хортице нашли тайник
Антропологи восстановили лица скифского царя и его жены
Загрузить еще
Скифских женщин — Энциклопедия всемирной истории
Скифские женщины в свое время занимали руководящие должности и занимали повышенный уровень статуса, что, возможно, не имело аналогов до недавнего времени. Хотя многие женские фигуры сыграли ключевую роль в истории, их восхождение не было отражением системных возможностей. Исторически сложилось так, что женщины часто вели обособленную, наполненную трудом жизнь, но для скифских женщин исторические и археологические данные указывают на нечто иное.
Скифские дворянки, 4-3 вв. до н.э.
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Скифское происхождение и территория
В то время как о происхождении скифов ведется много споров, «Геродот утверждает, и большинство современных ученых соглашаются: они двинулись [на запад] из Азии в Европу через великий степной коридор» (Алексеев, 23). Тем не менее, в I веке до нашей эры греческий историк Диодор Сицилийский утверждает, что первые скифы двинулись на север от реки Аракс в Армении в северное Причерноморье. Современная традиционная точка зрения состоит в том, что они были «потомками срубной культуры, которые между серединой 2-го тысячелетия до н. Море» (Мелюкова, 99).
Удалить рекламу
Реклама
Роль скифских женщин-воительниц была не просто вспомогательной; они, по сути, тоже стали правителями.
Геродот, писавший V век до н. э., также показывает, что сарматы, отколовшиеся от причерноморских скифов, двинулись на восток. Затем недавнее археологическое открытие в Туве в горах Алтая, которое датирует скифское поселение 9 веком до н.э., предполагает раннее происхождение на востоке. В конечном счете, хотя китайские историки I века н.э. говорят об их рыжих волосах и голубых глазах, кавказские черты скифов и индоевропейский язык подтверждают более раннее происхождение бронзового века на западе, вероятно, от кельтов.
YouTube Следите за нами на YouTube!Скифское господство, часто упоминаемое в древних источниках, охватило период между 7 и 3 веками до нашей эры в районах вокруг Черного и Каспийского морей. Занимая территорию в 2500 миль (4000 км) в длину, их территория простиралась от Фракии на западе через степи Центральной Азии до Алтайских гор на востоке. Открытые равнины, пустыни и лесостепные просторы, по которым они бродили, благоприятствовали выпасу скота и передвижению на лошадях, а не оседлому образу жизни, связанному с сельскохозяйственным производством.
Удалить рекламу
Реклама
Скифское территориальное пространство, гр. 700–300 гг. до н. э.
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Амазонки
Когда женщины-воительницы, известные нам сегодня как амазонки, впервые вошли в исторические записи, они, согласно Геродоту (ок. 484–425/413 до н. э.), пришли на скифскую территорию как своего рода захватчики. Смешивая миф с легендой, амазонки считались дочерьми Ареса, бога войны, и изображались сражавшимися с героями греческой мифологии, такими как Геракл, Тесей и Беллерофонт (хотя и на стороне проигравших).
В то время как рассказы об амазонках находят свое отражение в современных знаниях (Чудо-женщина), реальность их истории уже давно обсуждается. Кажется, амазонки также играли выдающуюся роль в военной и политической жизни своего народа. Они даже получили — как группа — социальный статус, равный своим мужчинам. Геродот рассказывает историю о чужеземной расе воинственных женщин, пришедших к берегам Скифии. Соответственно, после поражения от греков амазонки были согнаны на три корабля, но оказавшись в море, амазонки убили их охранников. Ничего не зная о морском мореплавании, они плавали по Азовскому морю во власти ветров и волн, пока не подошли к берегам Скифии, где совершали набеги и угоняли лошадей, что вызвало войну со Скифией.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Амазонский воин, рельефная табличка на чердаке
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Геродот не указывает, кто победил в конфликте, но скифы, должно быть, были достаточно впечатлены их военными навыками и храбростью, чтобы захотеть включить их в свое общество и родословную. Их стратегия заключалась в том, чтобы отправить пропорциональное количество молодых людей с инструкциями приблизиться к амазонкам, не сражаться, бежать, когда их преследуют, и вернуться в свой лагерь поблизости. Две группы, хотя и говорили на разных языках, в конце концов смешались. Однако, когда позже молодые люди предложили всем остепениться и вернуться домой, амазонки отказались, предложив вместо этого отправиться на восток, чтобы создать свое собственное племя. Геродот утверждает, что сарматы были результатом этого союза и говорили на гибридном скифском языке. Более того, эти женщины-воины сохраняли свою независимость, следуя своим древним обычаям, часто охотясь в одиночку и сражаясь вместе со своими мужчинами. Они также запрещали своим дочерям выходить замуж, пока они не убьют человека в бою. ( Истории , 4.110-117)
Скифские женщины-правительницы
Независимо от того, верно ли описание Геродота полностью или частично, историк II века н.э. Аппиан подтверждает статус суверенной/воительницы скифских женщин. Описывая римский триумф Помпея (106-48 гг. до н.э.) после победы над Митридатом VI Понтийским (120-63 гг. до н.э.), он включает в процессию захваченных царей и полководцев «женщин-правительниц Скифии» ( Митридатовы войны , 17.116-17) . Тот факт, что Аппиан упоминает женщин-правителей во множественном числе и современных, указывает на широкий, общий, общий и кооперативный статус правления. Более того, упоминание Геродота о Томирис, скифской царице-воительнице, победившей Кира Великого (ок. 550–530 гг. до н. э.) в битве веками ранее, снова предполагает традицию женского суверенитета (1.205–14). Кроме того, о близкородственном племени, «живущем на перекрестке Шелкового пути между областями Алтая и северо-западным Китаем» (Майор, 138), Геродот также сообщает, что «среди цивилизованных и праведных исседонцев женщины делят власть наравне со своими мужчинами» (4.26). .2).
Скифская золотая пектораль из Толстой Могилы
Терминатор (общественное достояние)
Археологические данные также указывают на широкий воинский, если не на властный статус скифских женщин. В 1993 году на самой восточной окраине Скифской конфедерации в Ак-Алахе на плато Укок в Горном Алтае археологами было обнаружено захоронение богатой скифской женщины. Она была центральной фигурой на этом месте, похороненной с предметами статуса, окруженной шестью оседланными лошадьми, что делает вероятным то, что она была главной элитой своего народа. Наконец, по словам Бэрри Канлиффа, на сарматской территории «пятая часть раскопанных воинских погребений, датируемых V—IV веками, — женские, тогда как на скифской территории известно более сорока женских погребений воинов» (187).
Удалить рекламу
Реклама
Итак, пока у нас есть захватывающая история о легендарной самоуверенной скифской женщине-воительнице Скифии, что насчет обычной женщины из рабочего класса, не являющейся воином? Пользовались ли они как группа соразмерным уважением в своей семье и сообществе? Структура скифского общества, безусловно, делает это возможным.
Кочевая социальная структура Скифии
Управление Скифии наверху было в основном формой разделения власти. В то время как Геродот называет скифских «царей» и некоторых по имени, скифское правительство было скорее конфедерацией племен и вождей, распространенной формой социальной организации в Средней Азии. Племенная структура Скифии раскрывается в рассказе Геродота о вторжении в Скифию при Дарии I Персидской империи Ахеменидов (годы правления 522–486 до н. э.). Рассказ Геродота показывает, что в то время как верховный вождь представлял скифскую нацию в обмене сообщениями между знатными людьми, другие подчиненные также высказывали свое мнение и имели значительное влияние на осуществление действий.
Скифские женщины делились со своими мужчинами утонченными вкусами в искусстве и моде.
Говоря об их социальной структуре, помимо кочевого типа, Геродот упоминает еще два оседлых класса скифов: «царский» и «земледельческий». Тем не менее, как свидетельствуют древние источники и как указывает их военная организация, скифы в основном были кочевниками. Их дома на колесах, запряженные упряжками волов, упоминаются не в одном источнике. По сравнению с городскими центрами более социально стратифицированных сельскохозяйственных обществ, сама природа их образа жизни — кочевничество в повозке — могла породить у скифов более высокую степень общей цели и более открытое общество. Хотя и были вожди, как нация, все жили одинаково и двигались одновременно.
Удалить рекламу
Реклама
Не было больших дворцов с высокими стенами, требующих протокола социального разделения для элиты. Когда они селились, праздничные или церемониальные мероприятия были общими для всех. Кроме того, в то время как чрезмерное накопление богатства немногими имело бы социально несогласованный эффект на взаимозависимое сообщество людей в движении, когда дело дошло до повседневной деятельности животноводства, торговли, ремесел, охоты и войны, вклад каждого был бы велик. были заметны и существенны. Для женщин, не являющихся воинами, каждый дом-фургон должен был принадлежать ей.
Скифские повозки могли быть богато и красочно украшены, как и сами скифы. Хотя можно было бы подумать, что кочевники в пути жили бы просто, археологические открытия обнаруживают нечто необычайно иное. С равной и плодовитой демонстрацией скифские женщины делились со своими мужчинами утонченными вкусами в искусстве и моде.
Равенство скифской моды и искусства
Многое из того, что известно о скифской культуре, получено из недавних находок в курганах (курганах) к северу от Черного моря и в Алтайском районе Монголии. В то время как древние письменные источники сосредотачиваются на их кочевом воинственном характере, скифские захоронения добавляют еще один слой понимания их замечательной культурной сложности и социальной активности. Помимо искусной работы из сверкающего золота, многие скифские артефакты рассказывают историю жизни. Итак, гребень — это не просто гребень, а создан для изображения сцен из скифской войны в ожесточенном бою, или нагрудник — сцены из повседневной жизни: доение овцы, двое мужчин шьют рубаху, выкармливание теленка и жеребят.
Удалить рекламу
Реклама
Артефакты Черного моря предлагают драматические снимки скифской моды, интересов, верований, привычек и повседневной жизни, как некоторые погребальные предметы. Многие, как нагрудный рисунок, изображенный выше, имеют темы добычи/хищника. Другими распространенными темами являются лежащие кошки и лежащие олени, либо удивительно точно изображенные, либо уникально стилизованные.
Скифский золотой гребень
Maqs (общественное достояние)
Не уступая своему воображению в золоте, «замерзшие гробницы Алтая дают ни с чем не сравнимое видение явного изобилия одежды кочевников: любовь к ярким, контрастным цветам и замысловатым украшениям, образованным шитьем, вышивкой и креплением кожаного кроя. ауты» (Канлифф, 207). Такие продукты нравятся как мужчинам, так и женщинам. Характерным для скифских погребений является то, что в них присутствуют спутницы и начальницы. Из пяти погребений Пазырыкского городища «каждая могила представляла собой срубную камеру с срубными гробами, обычно с мужчиной и женщиной внутри» (Степанова, 9). 8). На этом и других алтайских памятниках вместе с человеческими останками были обнаружены красочные ковры и ткани сортовых переплетений и орнамента с использованием красок зеленого, синего, желтого, красного и оранжевого цветов. Дополнительные находки включают в себя множество предметов, отражающих соответствие модным тенденциям. Помимо практических предметов, таких как гребни и зеркала, предположительно использовавшихся обоими полами, было множество животных с золотыми бляхами в скифском абстрактном стиле.
Табличка со скифским оленем
Художественный музей Кливленда (общественное достояние)
Также были найдены ожерелья из цветных камней и стеклянных бусин и несколько золотых серег с зернистыми подвесками. На стоянке под названием Пазырык-2 пару золотых серег со свисающими перегородчатыми секциями носила женщина с проколотыми обоими ушами. У мужчин, обнаруженных в том же комплексе, была проколота левая доля. Более того, как часть скифской одежды войлочные чулки были популярны у представителей обоих полов. «Чулки у женщин были украшены аппликацией из лотосовых пальметт, соединенных в гирлянду; у мужчин чулки имели сердцевидные фигуры» (Степанова, 127). Головные уборы могли быть богато украшены; один, принадлежащий вождю, состоял из мифического орла высотой 14 дюймов (34,5 см), держащего в клюве голову оленя, но найденный поблизости женский головной убор высотой 16 дюймов (40 см) привлек бы такое же внимание. Такие головные уборы, найденные на скифских стоянках в Горном Алтае (носившиеся поверх бритой головы, с протянутым через верх дамским узлом на макушке), как правило, были украшены гребнем с силуэтами оленей. Их дополнительно украшали фигурками птиц, каркасами-стержнями, шпильками из златолистных оленей. Такое преувеличенное украшение, очевидно, привлекло бы заметное внимание к владельцам.
Сихтианский золотой шлем
VoidWanderer (CC BY-SA)
Так же важно, как их модная одежда, татуировки также имели широкую привлекательность для обоих полов. Ценители татуировки сегодня оценят склонность скифов к татуировкам абстрактных изображений свернувшихся кошек, оленей, баранов, антилоп, коз и мифических существ. В то время как на теле директора-мужчины в Пазырке были татуировки животных на ногах, груди, спине и плечах в скифском стиле, у директора-женщины, широко известной как Сибирская принцесса, также были татуировки аналогичного дизайна и покрытия. Точно так же, как современные татуировки предназначены для демонстрации и оценки, скифские татуировки также отражают уровень взаимного признания.
Заключение
При изучении скифских женщин, когда речь идет об обычном человеке, мы мало что знаем. Фантастические курганные находки принадлежат скифской элите, а древние источники в основном рассказывают об их боевой машине. Тем не менее, сравнение их социальной структуры с недавними кочевниками подтверждает предположение о склонности к социальной эквивалентности. Адриенн Мейор метко заявляет:
Товарищеские отношения, характеризующиеся равенством и чувством взаимозависимости, являются традиционным и практичным образом жизни во многих кочевых и полукочевых культурах. В то время как древние нартские саги Кавказа ссылаются на общую власть, ответственность, взаимозависимость, любовь и привязанность между мужчинами и женщинами, европейские путешественники раннего Нового времени на Кавказе отмечали большую свободу и уважение, предоставляемые женщинам. Более того, «легкий товарищеский союз» и «размытые границы между половыми ролями» — фразы, используемые для описания эгалитарного образа жизни некоторых кочевников, живущих сегодня в Казахстане и других древних скифских землях. (138-39)
Таким образом, если говорить о женском статусе, история Скифии действительно представляет собой волнующую историю группы женщин, которые заняли более равное место в обществе. Поскольку скифская кочевая социальная структура порождала равенство, женщины воевали вместе со своими мужчинами, в то время как другие были самостоятельными правителями. Более того, яркость и изысканность скифского искусства сочетаются с общей изысканностью вкуса. Для невоюющих женщин равный доступ, использование и демонстрация одежды и украшений обоими полами, найденными в курганах, изображают взаимную оценку продуктов и людей. В то время как взаимное уважение на более высоких уровнях предполагает общее отражение, известная склонность кочевников к широкому социальному паритету в наше время предполагает определенную степень общего уважения в древние времена. В любом случае, когда дело доходит до женской напористости, история скифских женщин занимает уникальное место в древней истории.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Забытая история амазонок-воительниц Древней Скифии
Пентесилея была легендарной воительницей, вундеркиндом не кого иного, как Отреры, первой царицы амазонок, и Ареса, греческого бога насилия и войны. О ее боевых навыках ходили легенды, что привело ее на сторону царя Приама в Троянской войне, но в конце концов она столкнулась с более крупной силой. Согласно гомеровской традиции, Ахиллес победил ее после очень равной борьбы.
«Когда она умирает, он снимает с нее шлем и влюбляется в нее», — говорит Эдриенн Майор, автор книги «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц в древнем мире».
Пентесилея была описана как могущественная королева амазонок — группа свирепых женщин-воинов, которые не уступали мужчинам в силе и навыках. Они сражались верхом, отлично владели луком и были прекрасными охотниками. Была ли Пентесилея реальной исторической фигурой или нет, древние греки были очарованы идеей сильных женщин-воительниц. Такие герои, как Геракл и Тесей, также сражались с амазонками — последний даже женился на Ипполите, другой царице амазонок и сестре Пентесилеи, и отправился с ним в Афины. Амазонки часто фигурируют на вазах и других греческих поделках и произведениях искусства.
«Возможно, это был способ для греков, в обществе которых доминировали мужчины, представить себе, что было бы, если бы общество управлялось женщинами», — говорит Майор.
Но никаких письменных свидетельств от самих амазонок не сохранилось, что заставило многих недооценивать их существование — возможно, из-за сексистского убеждения, что женщины не могли сражаться и охотиться, как мужчины. «Долгое время историки и классические истории думали, что мифы об амазонках — это просто чистые истории, — говорит Майор.
По крайней мере до тех пор, пока археологические методы не начали развиваться, начиная с 19 века.70-х годов, когда в Средней Азии был выявлен ряд захоронений женщин-воительниц, которые вполне могли соответствовать легендарным амазонкам.
Скифия
(Источник: DBachmann/CC-by-3.0/Wikimedia Commons)
Греки верили, что свирепые, любящие лошадей женщины прибыли из экзотических земель на северо-востоке Греции, области, которую многие исследователи теперь считают соответствующей Скифия — обширная территория, протянувшаяся примерно с севера от Черного моря на западе до Монголии на востоке.
Скифы не были единой культурой как таковой — кочевые степные племена, жившие в Скифии, вероятно, говорили на множестве разных языков примерно с 8 века до н.э. до конца V века нашей эры, говорит Майор.
В этом огромном регионе археологами было обнаружено множество могил того времени, но только в 1970-х годах археологи начали обнаруживать, что некоторые скифы, захороненные с оружием и лошадьми, были женщинами. У некоторых были явные боевые ранения, а некоторых женщин даже хоронили вместе — в одном случае на западе России даже было видно, что три поколения находятся в общей могиле.
«[Женщин] хоронили с теми же почестями, что и мужчин, и с такими же боевыми шрамами, — говорит Майор.
Она говорит, что многие из ранних изображений амазонок, сделанных греками, часто изображали их больше похожими на греческих женщин. Но со временем изображения стали изображать амазонок, больше похожих на скифов верхом на лошадях с луками, вероятно, по мере того, как греки начали контактировать с кочевыми культурами Скифии.
«Они одеты как женщины, которых мы находим в могилах», — говорит Мэр.
Подробнее: Кем были древние скифы?
Противоречивые рассказы
Греки были не единственными, кто писал об этих женщинах. Амазонки упоминались в текстах персов, египтян и китайцев, но их рассказы немного отличались. У скифов не было собственной письменности, поэтому большая часть того, что мы о них знаем, исходит из других культур, которые их окружали. Хотя в некоторых из этих рассказов может быть доля правды, большинство из них больше отражают культуру, написавшую рассказ, чем самих скифских женщин.
Повествование, которое использовали греки, обычно включало в себя, например, героя-мужчину, побеждающего амазонку. «Они не могли вообразить ничего, кроме игры с нулевой суммой», — говорит Майор. «Битвы всегда изображаются очень напряженными», — добавляет она. «Конечно, вы не станете рассказывать в Греции истории о том, как иностранки избивают ваших героев».
Персидские, китайские и египетские рассказы рассказывают о конфликтах и торговле с амазонками, но эти истории немного более реалистичны, с более равноправными боями, которые в конечном итоге привели к союзам. Великая Китайская стена была построена, чтобы удерживать кочевые племена от шага. Хотя само слово «амазонка» впервые появляется в греческих отчетах, это не греческое слово, и некоторые лингвисты считают, что это слово может быть связано с персидским «хамазон», что означает «воин».
Фрагменты египетского папируса рассказывают историю о египетском царе Педихонсе, который три дня сражался с королевой амазонок Серпот, прежде чем они настолько утомились, что заключили союз.
«Это очень отличается от древнегреческого общества, — говорит Майор.
Эти мифы сохранятся на протяжении столетий — название реки Амазонки даже появилось из сообщений, услышанных европейскими колониальными исследователями об эгалитарных племенах в Южной Америке.
Игнорирование истории
Некоторые греческие рассказы были более правдоподобными, чем другие — один миф гласит, что женщины отрезали себе грудь, чтобы облегчить метание копья и натягивание тетивы. Некоторые статуи амазонок и другие изображения до сих пор изображают амазонок с одной грудью, но даже древнегреческие историки оспаривали эту идею как нелепую, говорит Майор.
Греки, как общество, в котором доминируют мужчины, были очарованы концепцией эгалитарного общества или даже общества, управляемого женщинами. Мы еще не обязательно нашли доказательства того, что скифы были полностью женщинами или управлялись женщинами, но Майор говорит, что, учитывая характер скифов, возможно, некоторые племена потеряли много мужчин в битвах и могли быть в основном женщинами, по крайней мере, временно. .
Долгое время археологи хотели игнорировать греческие истории, списывая их не более чем на фантастику. «Я думаю, что историки-мужчины и классики вполне могли обесценить любые зерна правды в древнегреческих рассказах об амазонках из-за сексизма», — говорит Майор.
Несмотря на то, что ведущие греческие историки и философы, такие как Геродот и Платон, упоминали женщин в регионе Черного моря и Кавказа, живущих подобно мифическим амазонкам, Майор написал в последующем электронном письме, что некоторые современные ученые «предпочитают утверждать, что амазонки были изобретены греками, чтобы быть побеждены героями-мужчинами, или что амазонки были просто символами «других» — «чудовищных женщин, которые отказываются выходить замуж».