актуальный взгляд — Статьи — ARTUKRAINE
В рамках Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012 Мыстецкий Арсенал подготовил титульный проект, который представил около сотни статуарных памятников, известных как каменные бабы, расположенные во дворе культурно-художественного музейного комплекса
Фото: Александр Дирдовский
Статья из ART UKRAINE № 3(28) май-июнь 2012. Рубрика ПАНОРАМА.UA
Титульный проект под названием «Древние формы: актуальный взгляд» должен достойно представлять один из первоисточников пластического искусства в Украине. До открытия ARSENALE 2012 на территории исторического ландшафта Мыстецкого Арсенала вдоль бывших укреплений-валов Старой Печерской крепости было установлено около сотни каменных баб — аутентичных экспонатов из коллекций таких музеев, как Днепропетровский национальный исторический музей им. Д. И. Яворницкого, Херсонский областной краеведческий музей, Запорожский областной краеведческий музей, Национальный историко-этнографический заповедник «Переяслав», Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник, Евпаторийский краеведческий музей, частный историко-этнографический музей «Казацкие земли Украины».
Такой формат проекта предоставляет уникальную возможность увидеть коллекции привлеченных музеев и одновременно является попыткой проследить влияние архаичных традиций на развитие искусства до сегодняшнего дня — показать универсальный первоисточник скульптурной формы, к которой художники обращаются на протяжении многих веков.
Село Каиры, Херсонская обл. Место хранения: Херсонский областной краеведческий музей
Важность проекта заключается в том, что наследие украинского народа презентуется как весомая и равноправная часть мирового культурного достояния. Ведь когда речь идет о древних цивилизациях, каждый из нас интуитивно вспоминает палеолитических Венер, неолитические менгиры и мегалиты, египетские пирамиды и статуи фараонов, шумеро-аккадских идолов, греческие куросы и коры или даже статуи моаи с острова Пасхи. Мы не всегда знаем, как они называются или к какому времени относятся, однако все эти артефакты уже давно стали стереотипными признаками и визитными карточками своих стран. И почему-то никогда не приходят в голову степные каменные скульптуры, когда речь идет об Украине. Скорее вспоминается украинская икона, деревянные церкви и памятники последующих эпох украинского искусства, таких как барокко.
И все же наша страна имеет достойного представителя, который может стать узнаваемым символом и дополнить логический ассоциативный ряд мировых шедевров древнего искусства.
Середина — конец III тыс. до н.э. с. Чернобаевка, Херсонская обл. Место хранения: Херсонский областной краеведческий музей
Чтобы подготовиться к восприятию большого количества памятников, который выстроились на территории Мыстецкого Арсенала, следует разобраться в их происхождении и классификации. Поэтому рассмотрим подробнее, что такое загадочные «каменные бабы», о которых все наслышаны, и встречали в разных уголках страны, но ошибочно называют все их разновидности «скифскими бабами».
Собственно, такое название имеет право на существование, однако касается она лишь каменных статуй кочевых племен скифов. И нельзя считать, что слово «баба» означает женскую фигуру — «баба» («болван») происходит от тюркского «балбал», что означает «предок», «дед-отец». То есть под термином «каменная баба» понимают монументальные каменные скульптуры, изображающие как женские фигуры, так и мужские.
Середина — конец III тыс. до н.э. с. Чернобаевка, Херсонская обл. Место хранения: Херсонский областной краеведческий музей
Практика создания подобных скульптур связана с традицией степных курганов — высоких погребальных сооружений, которые возводились над могилами предков. На их вершины устанавливали каменные стелы, олицетворявшие умерших предков и помогавшие им переправляться в потусторонний мир. Именно такое мировосприятие сформировалось в древности среди скотоводов-кочевников, передвигавшихся по украинской степи — они верили, что с восходом солнца душа умершего возрождалась. А значит, степной курган, по сути, является тем самым, что и, например, пирамида.
Статуя мужская. Скифы. V в. до н.э. Место хранения: Археологический музей Института археологии НАН Украины
Появление первых каменных скульптур на территории Украины достигает раннего этапа медной эпохи (энеолита, IV-III тыс. до н.э.), когда в степной зоне страны начали появляться первые племена скотоводов, которые начали традицию культовой монументальной погребальной архитектуры — строительство курганов. Осваивая пространство степи, они строили над захоронениями умерших каменные и земляные сооружения и устанавливали у этих могил простые вертикальные камни удлиненных пропорций.
В конце медного периода появляются тщательно обработанные камни прямоугольной формы, изготовленные из плит известняка или песчаника. Также в это время их формы приобретают антропоморфные признаки, т.е. становятся человекообразными. Истоки этой традиции следует искать во влиянии трипольской культуры — общества земледельцев, живших по соседству в лесостепной правобережной части Украины. Заимствованная идея претерпела определенную адаптацию в обществе скотоводов, которые развивали мужской образ вождя-патриарха, в то время как для трипольцев-земледельцев традиционным был женский образ богини-матери.
Когда трипольская цивилизация исчезла, в степной зоне сформировалась так называемая ямная культура — культурно-историческая область племен с развитым скотоводческим хозяйством, которые активно использовали каменную скульптуру во время культового захоронения практики. Этот этап приходился на ранний период бронзового века — первую половину III тыс. до н.э.
Статуи мужская и женская. Половцы XI — XIII вв. Место хранения: Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И. Яворницкого
Распространенным типом скульптуры были стелы упрощенного человекоподобного образа, изготавливались из плоских прямоугольных каменных плит. Их нижняя часть не была обработана, поскольку предназначалась для вкапывания в землю, однако они имели четко обозначенные плечи и головы с вырезанными чертами лица. Большинство стел предназначалось для вертикальной установки, однако некоторые памятники использовались и во время погребального ритуала, когда после жертвоприношений перед стелой его хоронили вместе с покойником. В этом случае она выполняла функцию носителя персонифицированного образа умершего.
Одновременно со стелами существовали скульптуры с четкими антропоморфными чертами — идолы. В отличие от стел, они имели больше разнообразия форм и сложные изображения на своей поверхности. Скульптурным идолам свойственно подчеркивание физических особенностей: от черт лица, ребер, лопаток, сложенных на груди рук до акцента на мужской пол. Обязательной составляющей было изображение таких предметов, как топоры, луки, колчаны, посохи, которые свидетельствовали о социальном статусе мужчин. Существование таких идолов связывают с культом племенного бога-воина. Собственно, становление этого образа мужчины в культах скотоводов совпало с господством патриархальных отношений, где человек был наделен особым статусом вождя и божества. К концу бронзового века у скотоводов уже не наблюдалось живого использования культовой каменной скульптуры, а следующий этап в ее развитии наступил в начале железного века (I тыс. до н.э.) с появлением кочевых племен, например, киммерийцы, скифы и половцы.
Киммерийские статуи — невысокие стволоподобные статуи, изображающие воинов-всадников, сходных с идолами эпохи бронзы. Такие достопримечательности довольно редки на территории Украины.
Скифские статуи — монументальные скульптуры ираноязычных племен скифов, живших в VII — III вв. до н.э. Эти памятники бывают двух основных типов. К первому относятся простые антропоморфные формы с четко выраженным торсом, плечами и головой, но без излишней детализации. Ко второму — мужские статуи с выразительным лицом и наличием опущенных вниз усов. Они представляют собой вождей-воинов и сопровождаются обозначенным топором и футляром для лука и стрел, а также ритоном (сосуд в виде рога) в руке. Также их характерным признаком считаются сложенные на груди руки. Традиционно такие статуи устанавливались на курганах скифской знати.
Непонятной остается примитивность их выполнения, ведь это довольно странно для народа, который был носителем скифского искусства, воспитанного во взаимодействии с древнегреческой классической традицией.
Отдельно следует отметить половецких каменных баб. Их до наших дней дошло более двух тысяч. Устанавливались они группами по две-три статуи на высоких участках степи — святилищах поминального культа предков. Половецкие статуи символизировали предков и не были связаны с ритуалом погребения.
Статуя женская. Половцы. XI — XIII вв. Место хранения: Днепропетровский национальный исторический музей им. Д.И. Яворницкого
Фото: Александр Дирдовский
К ранним образцам принадлежат стелоподобные плоские статуи с нечетко выраженной или вовсе отсутствующей детализацией фигур. Это были грубо обтесанные каменные столбы, иногда с вырезанным в виде «сердечка» верхом. Такие фигуры впервые появились в донских степях в начале XI века.
Со временем на территории от Северского Донца до Приазовья возник другой вид половецких истуканов — с выпуклым изображением груди и руками, которые держали чаши на уровне живота. Мужские статуи всегда изображались с усами или бородой, а женские — с маленькими губами. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины оберегали их и давали им силу.
Периодом расцвета и распространения половецкой скульптуры считается XII век — время, когда большое количество заказов стимулировало производство и в половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. В конце же века произошло заметное упрощение форм, когда статуи почти не декорировалась.
В течение веков количество половецких баб постоянно уменьшалась. Первое их уничтожение было осуществлено татаро-монголами, которые, покоряя завоеванный народ, полностью разрушали его культ.
До XIX века каменные бабы стояли на видных местах украинских степей, обозначая пути и их ответвления. Под конец позапрошлого века отношение к ним изменилось не в лучшую сторону — почти все памятники были перемещены из своих первичных локаций. Местные жители украшали ими парки своих имений или использовали как строительный материал, как межевые знаки, угловые опоры в жилых и хозяйственных постройках, столбы в ограждениях или как точилки для сап, топоров и ножей. Вследствие этого много мелких деталей статуй потеряно навсегда …
Существует легенда о происхождении каменных баб. Жили когда-то на земле богатыри-великаны. Позарились они на солнце, начали на него плевать. Разгневалось солнце и превратило великанов в камни.
«Болванами» каменные статуи называли в древние времена на Руси.
Слово «баба» («болван») происходит от тюркского «балбал», что означает «предок», «дед-отец».
Вера Ганжа
Каменые бабы в Украине. Когда появились скифские бабы?
Ориентиры в широкой степи: действительно ли скифские, действительно ли бабы?
Вопрос-ответ
Среда, 16 февраля 2022
Какие функции выполняли каменные стелы, которые древние народы устанавливали на территории нынешней Украины на протяжении тысячелетий?
Посреди бескрайней степи — высокая могила с каменной статуей наверху, рядом с которой несет стражу запорожский казак. Наверное, у многих в воображении возник бы такой образ как ответ на вопрос, как они представляют архетипичную Украину. Но не все знают, что в такой картине спрятаны следы разных народов, населявших когда-то территорию нашей страны, а теперь бесследно растворившихся в течении истории. Те же скифские бабы, как в народе называют каменные стелы, — это реликты времени, когда хозяевами в степях были кочевые племена с востока.
Фото: Getty Images
На фото: каменная баба на Алтае
Ученые до сих пор спорят о назначении этих памятников, которые находят, кроме Украины, в Средней Азии, Монголии, в Сибири и на Алтае.
Когда появились скифские бабы?
Термин «скифская баба» неправильный, неточный, ведь он касается только периода скифского присутствия на территории нынешней Украины. А каменные стелы на нашей территории устанавливали представители разных культур, начиная еще со времен энеолита. Самой известной находкой того периода является так называемый Керносовский идол. Каменную статую, которую датируют концом третьего-началом второго тысячелетия до нашей эры, в 1973 году случайно обнаружили на месте разрушенного кургана возле села Керносовка Днепропетровской области, когда бульдозером рыли силосную яму. Сейчас статуя хранится в историческом музее Днепра.
На ней четко изображены мужские черты, пояс, которому уделяли большое внимание индоевропейские народы, оружие. Все эти моменты позже можно встретить в статуях уже других народов, пришедших сюда с востока спустя много лет. Именно центральноазиатские истоки традиции создания таких стел называли украинские историки, в частности Ярослав Дашкевич, Николай Жарких. Хотя если посмотреть на стелы киммерийцев, кочевавших в Северном Причерноморье в IX-VII веках до нашей эры, то не специалистам иногда сложно будет отличить их от обычных каменных глыб. Очертания человеческой фигуры не сразу угадываются, и только высеченное оружие и те же пояса свидетельствуют: их авторы хотели показать воинов.
А вот скифы, пришедшие на смену киммерийцам, свои стелы делали более тщательно. У высоких и суровых усатых воинов есть не только оружие, но и шейные украшения, рог в руке. Древние мастера не поленились даже изобразить на своих скульптурах… половые органы. Почему же существует выражение «скифские бабы», если скифы изображали именно мужчин? Их путают со значительно более поздними половецкими каменными стелами. Наряду с воинами-мужчинами половцы ваяли и женщин.
Блюстители вечного покоя
Какие же функции на протяжении веков выполняли эти каменные статуи, иногда напоминающие людей, а порой и не имеющие антропоморфных черт? Исследователи не могут назвать точного предназначения каменных баб, но все сходятся во мнении, что они играли важную культовую роль у кочевников и связаны с темой смерти. Один из вариантов – их устанавливали в честь умерших предков. А может быть, это были стражи, защищавшие могилы от расхищения. Обычно их размещали на местах захоронений.
Фото: Getty Images
На фото: каменные бабы на острове Хортица.
Там казаки много лет спустя любили устраивать наблюдательные пункты. В условиях степи скифские бабы часто служили ориентиром для путешественников, а иногда их просто выкапывали и устанавливали у дорог.
Об этих «болванах» или «мамаях», как еще в народе называли стелы, существует немало народных легенд. Часть из них на рубеже XIX-XX веков записал известный историк Дмитрий Яворницкий. Преимущественно это рассказы о народе, который по определенным причинам в прошлом окаменел. Именно Яворницкий собрал одну из самых больших коллекций этих скульптур, часто спасая их от исчезновения при создании водохранилищ на Днепре.
Фото: Юлія Піщанська
На фото: каменные бабы во дворе музея им. Яворницкого, автор фото — директор музея Юлия Песчанская
Сейчас коллекция в Днепропетровском национальном историческом музее имени Яворницкого самая большая в мире – 80 фигур! Некоторые датируются IV в. до нашей эры.
А вот о принадлежности этих статуй к погребальному обряду писал еще в XIII веке путешественник Виллем Рубрук. В своей работе «Путешествие в восточные края» он так описывает традиции половцев, которых он называет команами: «Команы насыпают большой холм над умершим и устанавливают статую, повернутую лицом к востоку и с чашей в руках перед собой».
Каменные идолы славян
Примечательно, что создание таких каменных стел приписывают и славянам. Известного Збруцкого идола, хранящегося в Кракове, ученые датируют IX-X веками. На нем изображен уже не один человек, а представители разных миров — с четырех сторон скульптуры. Однако существует и версия, что эта стела, копию которой в натуральную величину можно увидеть в Киеве, создана только в XIX веке. В 2011 году такое мнение высказали сотрудники Института археологии НАН Украины Алексей Комар и Наталья Хамайко.
Расположение скифских баб
Где расположены скифские бабы? В Украине насчитывают несколько сотен каменных стел разных периодов. Из них почти три сотни – это половецкие скульптуры. Большинство их можно увидеть в Днепровском историческом музее, Луганске, Одессе, Харькове.
Фото: Getty Images
На фото: каменные бабы в Харькове
Половецких и скифских баб можно увидеть и у стен Национального исторического музея в Киеве. Часто новые стелы находят в самых неожиданных местах, иногда они выполняют роль ограды или просто лежат как мусор в хозяйствах людей — которые и не подозревают о ценности, казалось бы, обычного куска камня. Но на самом деле этот камень столько увидел за время своего существования!
Читайте также:
Уикенд на острове Хортица: казаки близко, скифы далеко
В захоронении скифа на Хортице нашли тайник
Антропологи восстановили лица скифского царя и его жены
Загрузить еще
Каменная баба | это… Что такое Каменная баба?
Стела эпохи меди-бронзы (3-2 тыс. до н. э.) с сакральными изображениями (СватовоЛуганской области)
Скифское каменное искусство
Хронологическая таблица половецкого каменного искусства XI—XIII веков
Ка́менные ба́бы — антропоморфические каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другие. Найдены в больших количествах в степной полосе России, южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Связаны с культом предков.
Содержание
|
Исторические источники о каменных статуях
В древние времена на Руси каменные статуи называли истуканами. В «Слове о полку Игореве» упоминается «тмутараканский истукан». Орхоно-енисейские рунические надписи, сделанные тюрками Сибири, сообщают о балбалах — каменных статуях, изображающих предков.
Упоминание о каменных бабах оставил поэт XII века Низами, который рассказывал о пожертвованиях половцев каменным идолам.[1] Посол папы римского Вильгельм де Рубрук, проезжая в 1253 году половецкой степью, наблюдал, как половцы насыпали большие холмы и сооружали на них статуи, обращённые лицами на восток и держащие в руке чашу.[2]
В 1594 году немецкий посол Э. Лассота, который прибыл к запорожцам, оставил сообщение о том, что на «татарском берегу Днепра» на курганах или могилах он видел больше двадцати каменных статуй. В изданной в 1627 году российской географической работе «Книга Большому Чертежу» упоминаются каменные фигуры «демны», которые были установлены на курганах или просто в степи и выполняли роль указателей для ориентиров бродов.[3]
Начиная с XVIII века интерес к изучению каменных баб возрос. О статуях писали академики П. Паллас, И. Лепёхин, В. Зуев, А. Гатцук и многие другие. В 1851 году чиновник департамента Министерства внутренних дел России Пискарёв составил первую карту местонахождений каменных статуй.
Общая характеристика каменных статуй
Каменные истуканы, которые рассматривались людьми как идолы-обереги, появились на территории Кипчакской степи (территория от Иртыша до Дуная) в IV—II тысячелетии до н. э. Антропоморфные стелы обнаруживались археологами при исследовании катакомбных погребений. Большие камни устанавливались на курганах.
Каменные статуи делятся на несколько групп:
- Антропоморфные стелы эпохи бронзы.
- Скифские статуи.
- Половецкие каменные бабы.
Антропоморфные стелы эпохи меди и бронзы
Каменные статуи высекали в основном потомки индо-иранцев, которые жили в степях на территориях нынешней России и Украины в период раннего металла (энеолит и бронза 4-2 тыс. до н. э.). Ими созданы так называемые нижнемихайловская, кеми-обинская, ямная и катакомбная археологические культуры.
В степи между Дунаем и Доном выявлено более чем 330 стелоподобных монументальных скульптур. Значительное их количество найдено в Северном Причерноморье и Крыму. Массовость и разнообразие ранних каменных статуй вызвало в 1960-х годах необходимость их классификации. Появились объяснения иконографического и семантического смысла статуй.
В зависимости от формы и приемов обработки стелы делятся на две группы:
- стелы-плиты без антроподобности;
- антропоморфные стелы.
Первый тип — стелы-плиты без контуров головы, хотя их поверхность обработана. По своей форме они лишь условно приближаются к антропоморфности. Второй тип, антропоморфные стелы выполненные из плит, или столбоподобных глыб песчаника или кварцита с обязательным изображением головы.
Скифские статуи
Следующую по хронологии группу статуй составляют истуканы, оставленные скифами — ираноязычными племенами, которые появились в российско-украинских степях в середине 1 тыс. до н. э.
Скифские скульптуры датируются 6-3 столетием до н. э. Ареал их распространения довольно значительный — от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно. Это довольно удивительно для народа, носителя высокохудожественного скифского «звериного стиля», воспитанного на контактах с древнегреческим классическим искусством. Этот парадокс всегда удивлял учёных:
Скифские статуи не сравнить с греческой скульптурой. Интересно только, что скифы, которые так много позаимствовали у греков в монументальном искусстве, оказались мало восприимчивы к импульсам, которые исходили от их более утончённых соседей. А тем временем они посещали греческие полисы, видели скульптуры на площадях, которые передают образ человека с завершенным реализмом. Видели и, вероятно, оставались к ним равнодушными. |
На стелоподобных корпусах скифских статуй по обыкновению изображены три-четыре предмета: рог, горит, кинжал или меч. Рог помещён в правую руку на уровне груди, горит — на левой стороне, кинжал или меч — в левой руке на уровне пояса. Подобные атрибуты встречаются и у тюркских каменных статуй, найденных в Сибири. Они держат в правой руке чашу, а в левой кинжал. Отсутствие бороды и, напротив, изображение усов также подчёркивает сходство скифских статуй с тюркскими.
Половецкие каменные бабы
Половецкая курганная фигура в Харькове, среди местного населения по ошибке называемая Скифской бабойПоловецкая каменная баба, XI век (Ртищевский историко-краеведческий музей)
Половецкая баба с чашей (Луганск)
Половецкие каменные бабы, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы, являются памятниками сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Обычай возводить идолов зародился в VI—VII веке в Монголии и на Алтае и распространился к Дунаю. Статуи символизировали предков и ставились на наивысших участках степи, водоразделах, курганных могильниках в специально сооружённых для них святилищах, которые иногда ограждались камнями. Святилища были квадратные или прямоугольные, их размеры зависели, видимо, от количества чтимых в нем предков. В центре святилища, ставили одну и больше мужских или женских статуй с лицами, обращёнными на восток. Изредка попадались святилища со скоплением статуй — в каждом не меньше 12-15.
Половец с косой (Луганск)
«Чернухинская мадонна» (Луганск)
Святилища с истуканами были местом осуществления поминального культа предков, не связанного непосредственно с погребениями. Собственно, этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».[5] Со временем этот обряд трансформировался в культ вождей-покровителей орды. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. [6] Покровители в образе женщины давали им силу, выкармливали и оберегали их. За это кочевники приносили им жертву. Возле подножия статуй исследователи находили кости баранов.
Портрет половца XII век. (Луганск)
Кипчацкий истукан (Луганск)
В XIII веке половцы были покорены монголами. Значительная часть памятников половецкой культуры погибла от рук мусульман, которые боролись с язычеством. Однако оно так и не было полностью искоренено и в дальнейшем адаптировалось к православию. На протяжении последующих столетий, в некоторых славянских поселениях жила традиция отдавать почёт половецким идолам, которые наделялись силой, способной влиять на возрождение природы, плодородность земли, успех общины. Всего до наших дней дошло свыше двух тысяч каменных баб.
Парк-музей половецких баб (Луганск)
Типы половецких каменных статуй
- Антропоморфные фигуры из специально подобранных удлинённых камней.
- Изображения мужчин с усами и небольшой бородой.
- Изображения мужчин преимущественно без шапок, иногда с одной или несколькими косами до пояса. На некоторых фигурах одно или оба уха украшены серёжками, изредка на шее гривна или ожерелье.
- Изображения мужчин, одетых в кафтан с треугольными отворотами и узкими рукавами. На талии — пояс с набором украшений, пряжек и бляшек. Реже в просторной одежде с широкими рукавами без пояса и оружия.
- Фигуры с кинжалом или саблей.
- Фигуры женщины с подчёркнутыми детородными органами. «Чернухинская мадонна» (найденная в посёлке Чернухино Луганской области) держит на руках ребёнка.
- Каменные бабы с сосудами, которые они держат в правой руке, реже в обеих руках. Формы сосудов разнообразные: кубки, чаши, цилиндрические сосуды. Известно несколько случаев, когда на правой руке показанная сидячая птица[7].
Старейшие типы статуй — стеловидные плоские со слабой детализацией фигур или совсем без неё, причём характерной особенностью было абсолютное преобладание последних.
Это были грубо обтёсанные каменные столбы, контуры лица которых иногда вырезались в виде «сердечка» с закругленной или заострённой в виде башлыка вершиной. Лица вообще не изображались, или наносились Т-образные брови и нос, глаза и рот в виде овальных углублений. Такие фигуры впервые появились в половецкой степи приблизительно в первые десятилетия XI века.Со временем на фигурах появились руки, которые держали на уровне живота чаши, и круглые выпуклости, которые изображали грудь.
XII век — век расцвета половецкой скульптуры и её распространения в половецкой степи. Огромное количество заказов стимулировало рост производства, его развитие и усовершенствование, увеличение камнерезов и скульпторов. В половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. Мужчины и женщины изображались стоя и сидя, всегда с канонизированным положением рук с чашами для жертвоприношения или «угощения». Благодаря очень полным изображениям можно точно представить костюмы, украшения, оружие, материальную и даже духовную жизнь половцев.
В конце XII века происходит заметное упрощение и примитивизация статуй. Перестали декорировать спины и изображать детали причесок и нарядов, убрали детализацию костюмов и с лицевой стороны. Нередко даже лица статуй оставляли гладкими без необходимого, казалось бы, рисунка лица. Вполне вероятно, что статуи раскрашивали. Очень редко, но можно увидеть в особенно глубоких вырезах орнамента следы чёрной или красной красок. На хорошо отшлифованной поверхности можно было нарисовать сложный и красивый рисунок, дать большую выразительность[8].
Статуи южной Сибири
Каменная баба перед зданием Томского университета.
См. также
- Бабы прусские
- Збручский идол
- Керносовский идол
- Этокский памятник
Примечания
- ↑ Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния // Свод археологических источников. — Вып. У4-2. — М., 1974.- С. 5.
- ↑ Рубрук В. де. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. — М., 1957. — С. 102.
- ↑ Книга Большому Чертежу/ Под ред. К. Н. Сербиной. — М.-Л., 1950. -С. 64-65, 68, 86.
- ↑ Хазанов А. М. Золото скифов. – М., 1975. — С. 88.
- ↑ Форостюк О. Д. Луганщина релігійна. — Луганськ: Світлиця, 2004.
- ↑ Красильников К. И. Древнее камнерезное искусство Луганщины. — Луганск: Шлях, 1999. — С. 42-43.
- ↑ Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.: Наука, 1966. С. 139
- ↑ Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века. — Воронеж, 2003. — С. 157—160
Литература
- Веселовский Н. И. Современное состояние вопроса о «каменных бабах» или «балбалах» // Записки Одесского общества истории и древностей. — Т. XXXIII. — Одесса, 1915.
- Дашкевич Я. Р., Трыярски Э. Каменные бабы Причерноморских степей. Коллекция из Аскании-Нова. — Варшава, 1982.
- Древние изваяния Сибири. Путеводитель. — Новосибирск: Наука, 1980.
- Евтюхова Л. А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии / Материалы и исследования по археологии СССР. — № 24. М.: Изд-во АН СССР. — С. 72—120.
- Книга Большому Чертежу / Под ред. К. Н. Сербиной. — М.-Л., 1950.
- Красильников К. И. Древнее камнерезное искусство Луганщины. — Луганск: Шлях, 1999.
- Кызласов Л. Р. О назначении древнетюркских каменных изваяний, изображающих людей // Советская археология. — 1964. — № 2.
- Плетнева С. А. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века. — Воронеж, 2003.
- Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния // Свод археологических источников. — Вып. У4-2. — М., 1974.
- Рубрук В. де. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. — М., 1957.
- Уваров С. А. К вопросу о каменных бабах // Труды XIII археологического съезда. — Т. II. — М., 1908.
- Форостюк О. Д. Луганщина релігійна. — Луганськ: Світлиця, 2004.
- Харламов В. А. О каменных бабах Донской области // Труды археологического съезда в Екатеринославле 1905. — Т. II. — М., 1908.
- Чириков Г. С. Каменные бабы в Харьковской губернии. — Харьков, 1901.
- Шепінський А. А. Антропоморфні стели Північного Причорномор’я // Археологія. — 1973. — № 9.
- Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. — М.: Наука, 1966. С. 139.
- Яворницкий Д. И. Каменные бабы // Исторический вестник. — Т. XI. — СПб., 1890.
- Тернопільський енциклопедичний словник. — Тернопіль, видавничо-поліграфічний комбінат «Збруч», том І, 2004
- Енциклопедія Коломийщини, зшиток 2, літера Б
Ссылки
- Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. Л. А. Евтюхова
- Национальный историко-археологический заповедник «Каменная Могила»
- Чурилова Л.Н. «Хранители вечности» («Каменные бабы» в коллекции Днепропетровского исторического музея)
- Колекція кам’яної пластики
Скифских женщин — Энциклопедия всемирной истории
Скифские женщины в свое время занимали руководящие должности и занимали повышенный уровень статуса, что, возможно, не имело аналогов до недавнего времени. Хотя многие женские фигуры сыграли ключевую роль в истории, их восхождение не было отражением системных возможностей. Исторически сложилось так, что женщины часто вели обособленную, наполненную трудом жизнь, но для скифских женщин исторические и археологические данные указывают на нечто иное.
Скифские дворянки, 4-3 вв. до н.э.
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Скифское происхождение и территория
В то время как о происхождении скифов ведется много споров, «Геродот утверждает, и большинство современных ученых соглашаются: они двинулись [на запад] из Азии в Европу через великий степной коридор» (Алексеев, 23). Тем не менее, в I веке до нашей эры греческий историк Диодор Сицилийский утверждает, что первые скифы двинулись на север от реки Аракс в Армении в северную часть Причерноморья. Современная традиционная точка зрения состоит в том, что они были «потомками срубной культуры, которые между серединой 2-го тысячелетия до н. Море» (Мелюкова, 99).
Удалить рекламу
Реклама
Роль скифских женщин-воительниц была не просто вспомогательной; они, по сути, тоже стали правителями.
Геродот, писавший V век до н. э., также показывает, что сарматы, отколовшиеся от причерноморских скифов, двинулись на восток. Затем недавнее археологическое открытие в Туве в горах Алтая, которое датирует скифское поселение 9 веком до н.э., предполагает раннее происхождение на востоке. В конечном счете, хотя китайские историки I века н.э. говорят об их рыжих волосах и голубых глазах, кавказские черты скифов и индоевропейский язык подтверждают более раннее происхождение бронзового века на западе, вероятно, от кельтов.
Часто упоминаемое в древних источниках, скифское господство охватило период между 7 и 3 веками до нашей эры в районах вокруг Черного и Каспийского морей. Занимая территорию в 2500 миль (4000 км) в длину, их территория простиралась от Фракии на западе через степи Центральной Азии до Алтайских гор на востоке. Открытые равнины, пустыни и лесостепные просторы, по которым они бродили, благоприятствовали пастьбе скота и передвижению на лошадях, а не оседлому образу жизни, связанному с сельскохозяйственным производством. Живя в крытых повозках, скифы таким образом вели кочевой воинский образ жизни. Интересно, что группа их женщин жила так же, и их роль воинов была не просто вспомогательной; они, по сути, тоже стали правителями.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Скифское территориальное пространство, гр. 700–300 гг. до н. э.
Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)
Амазонки
Когда женщины-воительницы, известные нам сегодня как амазонки, впервые вошли в исторические записи, они, согласно Геродоту (ок. 484–425/413 до н. э.), пришли на скифскую территорию как своего рода захватчики. Смешивая миф с легендой, амазонки считались дочерьми Ареса, бога войны, и изображались сражавшимися с героями греческой мифологии, такими как Геракл, Тесей и Беллерофонт (хотя и на стороне проигравших).
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
В то время как рассказы об амазонках находят свое отражение в современных знаниях (Чудо-женщина), реальность их истории уже давно обсуждается. Кажется, амазонки также играли выдающуюся роль в военной и политической жизни своего народа. Они даже получили — как группа — социальный статус, равный своим мужчинам. Геродот рассказывает историю о чужеземной расе воинственных женщин, пришедших к берегам Скифии. Соответственно, после поражения от греков амазонки были согнаны на три корабля, но оказавшись в море, амазонки убили их охрану. Ничего не зная о морском мореплавании, они плавали по Азовскому морю во власти ветров и волн, пока не подошли к берегам Скифии, где совершали набеги и угоняли лошадей, что вызвало войну со Скифией.
Амазонский воин, рельефная табличка на чердаке
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Геродот не указывает, кто победил в конфликте, но скифы, должно быть, были достаточно впечатлены их военными навыками и храбростью, чтобы захотеть включить их в свое общество и родословную. Их стратегия заключалась в том, чтобы отправить пропорциональное количество молодых людей с инструкциями приблизиться к амазонкам, не сражаться, бежать, когда их преследуют, и вернуться в свой лагерь поблизости. Две группы, хотя и говорили на разных языках, в конце концов смешались. Однако, когда позже молодые люди предложили всем остепениться и вернуться домой, амазонки отказались, предложив вместо этого отправиться на восток, чтобы создать свое собственное племя. Геродот утверждает, что сарматы были результатом этого союза и говорили на гибридном скифском языке. Более того, эти женщины-воины сохраняли свою независимость, следуя своим древним обычаям, часто охотясь в одиночку и сражаясь вместе со своими мужчинами. Они также запрещали своим дочерям выходить замуж, пока они не убьют человека в бою. ( Истории , 4.110-117)
Удалить рекламу
Реклама
Скифские женщины-правительницы
Независимо от того, верно ли описание Геродота полностью или частично, историк II века н. э. Аппиан подтверждает статус суверенной/воительницы скифских женщин. Описывая римский триумф Помпея (106-48 гг. до н. э.) после победы над Митридатом VI Понтийским (120-63 гг. до н. э.), он включает в процессию захваченных царей и полководцев «женщин-правительниц Скифии» ( Митридатовы войны 9).0052, 17.116-17). Тот факт, что Аппиан упоминает женщин-правителей во множественном числе и современных, указывает на широкий, общий, общий и кооперативный статус правления. Более того, упоминание Геродота о Томирис, скифской царице-воительнице, победившей Кира Великого (ок. 550–530 гг. до н. э.) в битве веками ранее, снова предполагает традицию женского суверенитета (1.205–14). Кроме того, о близкородственном племени, «живущем на перекрестке Шелкового пути между областями Алтая и северо-западным Китаем» (Майор, 138), Геродот также сообщает, что «среди цивилизованных и праведных исседонцев женщины делят власть наравне со своими мужчинами» (4.26). .2).
Скифская золотая пектораль из Толстой Могилы
Терминатор (общественное достояние)
Археологические данные также указывают на широкий воинский, если не на властный статус скифских женщин. В 1993 году на самой восточной окраине Скифской конфедерации в Ак-Алахе на плато Укок в Горном Алтае археологами было обнаружено захоронение богатой скифской женщины. Она была центральной фигурой на этом месте, похороненной с предметами статуса, окруженной шестью оседланными лошадьми, что делает вероятным то, что она была главной элитой своего народа. Наконец, по словам Бэрри Канлиффа, на сарматской территории «пятая часть раскопанных воинских погребений, датируемых V—IV веками, — женские, тогда как на скифской территории известно более сорока женских погребений воинов» (187).
Итак, в то время как у нас есть захватывающая история легендарной самоуверенной скифской женщины-воительницы Скифии, что насчет обычной женщины из рабочего класса, не являющейся воином? Пользовались ли они как группа соразмерным уважением в своей семье и сообществе? Структура скифского общества, безусловно, делает это возможным.
Удалить рекламу
Реклама
Кочевая социальная структура Скифии
Управление Скифии наверху было в основном формой разделения власти. В то время как Геродот называет скифских «царей» и некоторых по имени, скифское правительство было скорее конфедерацией племен и вождей, распространенной формой социальной организации в Средней Азии. Племенная структура Скифии раскрыта в рассказе Геродота о вторжении в Скифию при Дарии I Персидской империи Ахеменидов (годы правления 522–486 до н. э.). Рассказ Геродота показывает, что в то время как верховный вождь представлял скифскую нацию в обмене сообщениями между знатными людьми, другие подчиненные также высказывали свое мнение и имели значительное влияние на осуществление действий.
На равных и плодотворных выставках скифские женщины делились со своими мужчинами утонченными вкусами в искусстве и моде.
Говоря об их социальной структуре, помимо кочевого типа, Геродот упоминает еще два оседлых класса скифов: «царский» и «земледельческий». Тем не менее, как свидетельствуют древние источники и как указывает их военная организация, скифы в основном были кочевниками. Во многих источниках упоминаются их дома на колесах, запряженные упряжками волов. По сравнению с городскими центрами более социально стратифицированных сельскохозяйственных обществ, сама природа их образа жизни — кочевничество в повозке — могла породить у скифов более высокую степень общей цели и более открытое общество. Хотя были вожди, как нация, все жили одинаково и двигались одновременно.
Не было больших дворцов с высокими стенами, требующих протокола социального разделения для элиты. Когда они селились, праздничные или церемониальные мероприятия были общими для всех. Кроме того, в то время как чрезмерное накопление богатства немногими имело бы социально несогласованный эффект на взаимозависимое сообщество людей в движении, когда дело дошло до повседневной деятельности животноводства, торговли, ремесел, охоты и войны, вклад каждого был бы велик. были заметны и существенны. Для женщин, не являющихся воинами, каждый дом-фургон должен был принадлежать ей.
Удалить рекламу
Реклама
Скифские повозки могли быть богато и красочно украшены, как и сами скифы. Хотя можно было бы подумать, что кочевники в пути жили бы просто, археологические открытия обнаруживают нечто необычайно иное. С равной и плодовитой демонстрацией скифские женщины делились со своими мужчинами утонченными вкусами в искусстве и моде.
Равенство скифской моды и искусства
Многое из того, что известно о скифской культуре, получено из недавних находок в курганах (курганах) к северу от Черного моря и в Алтайском районе Монголии. В то время как древние письменные источники сосредотачиваются на их кочевом воинственном характере, скифские захоронения добавляют еще один слой понимания их замечательной культурной сложности и социальной активности. Помимо искусной работы из сверкающего золота, многие скифские артефакты рассказывают историю жизни. Итак, гребень — это не просто гребень, а создан для изображения сцен из скифской войны в ожесточенном бою, или нагрудник — сцены из повседневной жизни: доение овцы, двое мужчин шьют рубаху, выкармливание теленка и жеребят.
Артефакты Черного моря предлагают драматические снимки скифской моды, интересов, верований, привычек и повседневной жизни, как некоторые погребальные предметы. Многие, как нагрудный рисунок, изображенный выше, имеют темы добычи/хищника. Другими распространенными темами являются лежащие кошки и лежащие олени, либо удивительно точно изображенные, либо уникально стилизованные.
Скифский золотой гребень
Maqs (общественное достояние)
Не уступая своему воображению в золоте, «замерзшие гробницы Алтая дают ни с чем не сравнимое видение явного изобилия одежды кочевников: любовь к ярким, контрастным цветам и замысловатым украшениям, образованным шитьем, вышивкой и креплением кожаного кроя. ауты» (Канлифф, 207). Такие продукты нравятся как мужчинам, так и женщинам. Характерным для скифских погребений является то, что в них присутствуют спутницы и начальницы. Из пяти погребений Пазырыкского городища «каждая могила представляла собой срубную камеру с срубными гробами, обычно с мужчиной и женщиной внутри» (Степанова, 9). 8). На этом и других алтайских памятниках вместе с человеческими останками были обнаружены красочные ковры и ткани сортовых переплетений и орнамента с использованием красок зеленого, синего, желтого, красного и оранжевого цветов. Дополнительные находки включают в себя множество предметов, отражающих соответствие модным тенденциям. Помимо практических предметов, таких как гребни и зеркала, которые предположительно использовались обоими полами, было множество животных с золотыми бляхами в скифском абстрактном стиле.
Табличка со скифским оленем
Художественный музей Кливленда (общественное достояние)
Также были найдены ожерелья из цветных камней и стеклянных бусин и несколько золотых серег с зернистыми подвесками. На стоянке под названием Пазырык-2 пару золотых серег со свисающими перегородчатыми секциями носила женщина с проколотыми обоими ушами. У мужчин, обнаруженных в том же комплексе, была проколота левая доля. Более того, как часть скифской одежды войлочные чулки были популярны у представителей обоих полов. «Чулки у женщин были украшены аппликацией из лотосовых пальметт, соединенных в гирлянду; у мужчин чулки имели сердцевидные фигуры» (Степанова, 127). Головные уборы могли быть богато украшены; один, принадлежащий вождю, представлял собой мифического орла высотой 14 дюймов (34,5 см), держащего в клюве голову оленя, но найденный поблизости женский головной убор высотой 16 дюймов (40 см) привлек бы такое же внимание. Такие головные уборы, обнаруженные на скифских стоянках в Горном Алтае (носившиеся поверх бритой головы, с протянутым через верх дамским узлом на макушке), обычно украшались гребнем с силуэтами оленей. Их дополнительно украшали фигурками птиц, стержнями-каркасами, шпильками из златолистных оленей. Такое преувеличенное украшение, очевидно, привлекло бы заметное внимание к владельцам.
Сихтианский золотой шлем
VoidWanderer (CC BY-SA)
Так же важно, как их модная одежда, татуировки также имели широкую привлекательность для обоих полов. Ценители татуировки сегодня оценят склонность скифов к татуировкам абстрактных изображений свернувшихся кошек, оленей, баранов, антилоп, коз и мифических существ. В то время как на теле директора-мужчины в Пазырке были татуировки животных на ногах, груди, спине и плечах в скифском стиле, у директора-женщины, широко известной как Сибирская принцесса, также были татуировки аналогичного дизайна и покрытия. Точно так же, как современные татуировки предназначены для демонстрации и оценки, скифские татуировки также отражают уровень взаимного признания.
Заключение
При изучении скифских женщин, когда речь идет об обычном человеке, мы мало что знаем. Фантастические курганные находки принадлежат скифской элите, а древние источники в основном рассказывают об их боевой машине. Тем не менее, сравнение их социальной структуры с недавними кочевниками подтверждает предположение о склонности к социальной эквивалентности. Адриенн Мейор метко заявляет:
Товарищеские отношения, характеризующиеся равенством и чувством взаимозависимости, являются традиционным и практичным образом жизни во многих кочевых и полукочевых культурах. В то время как древние нартские саги Кавказа ссылаются на общую власть, ответственность, взаимозависимость, любовь и привязанность между мужчинами и женщинами, европейские путешественники раннего Нового времени на Кавказе отмечали большую свободу и уважение, предоставляемые женщинам. Более того, «легкий товарищеский союз» и «размытые границы между половыми ролями» — фразы, используемые для описания эгалитарного образа жизни некоторых кочевников, живущих сегодня в Казахстане и других древних скифских землях. (138-39)
Таким образом, если говорить о женском статусе, история Скифии действительно представляет собой волнующую историю группы женщин, которые заняли более равное место в обществе. Поскольку скифская кочевая социальная структура порождала равенство, женщины воевали вместе со своими мужчинами, в то время как другие были самостоятельными правителями. Более того, яркость и изысканность скифского искусства сочетаются с общей изысканностью вкуса. Для невоюющих женщин равный доступ, использование и демонстрация одежды и украшений обоими полами, найденными в курганах, изображают взаимную оценку продуктов и людей. В то время как взаимное уважение на более высоких уровнях предполагает общее отражение, известная склонность кочевников к широкому социальному паритету в наше время предполагает определенную степень общего уважения в древние времена. В любом случае, когда дело доходит до женской напористости, история скифских женщин занимает уникальное место в древней истории.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Забытая история амазонок-воительниц Древней Скифии
Пентесилея была легендарной воительницей, вундеркиндом не кого иного, как Отреры, первой царицы амазонок, и Ареса, греческого бога насилия и войны. О ее боевых навыках ходили легенды, что привело ее на сторону царя Приама в Троянской войне, но в конце концов она столкнулась с более крупной силой. Согласно гомеровской традиции, Ахиллес победил ее после очень равной борьбы.
«Когда она умирает, он снимает с нее шлем и влюбляется в нее», — говорит Эдриенн Майор, автор книги «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц в древнем мире».
Пентесилея была описана как могущественная королева амазонок — группа свирепых женщин-воинов, которые не уступали мужчинам в силе и навыках. Они сражались верхом, отлично владели луком и были прекрасными охотниками. Была ли Пентесилея реальной исторической фигурой или нет, древние греки были очарованы идеей сильных женщин-воительниц. Такие герои, как Геракл и Тесей, также сражались с амазонками — последний даже женился на Ипполите, другой царице амазонок и сестре Пентесилеи, и отправился с ним в Афины. Амазонки часто фигурируют на вазах и других греческих поделках и произведениях искусства.
«Возможно, это был способ для греков, в обществе которых доминировали мужчины, представить себе, что было бы, если бы общество управлялось женщинами», — говорит Майор.
Но никаких письменных свидетельств от самих амазонок не сохранилось, что заставило многих недооценивать их существование — возможно, из-за сексистского убеждения, что женщины не могли сражаться и охотиться, как мужчины. «Долгое время историки и классические истории думали, что мифы об амазонках — это просто чистые истории, — говорит Майор.
По крайней мере до тех пор, пока археологические методы не начали развиваться, начиная с 19 века.70-х годов, когда в Средней Азии был выявлен ряд захоронений женщин-воительниц, которые вполне могли соответствовать легендарным амазонкам.
Скифия
(Фото: DBachmann/CC-by-3.0/Wikimedia Commons)
Греки верили, что свирепые, любящие лошадей женщины пришли из экзотических земель на северо-востоке Греции, области, которую многие исследователи теперь считают соответствующей Скифия — обширная территория, протянувшаяся примерно с севера от Черного моря на западе до Монголии на востоке.
Скифы не были единой культурой как таковой — кочевые степные племена, жившие в Скифии, вероятно, говорили на множестве разных языков примерно с 8 века до н.э. до конца V века нашей эры, говорит Майор.
В этом огромном регионе археологами было обнаружено множество могил того времени, но только в 1970-х годах археологи начали обнаруживать, что некоторые скифы, захороненные с оружием и лошадьми, были женщинами. У некоторых были явные боевые ранения, а некоторых женщин даже хоронили вместе — в одном случае на западе России даже было видно, что три поколения находятся в общей могиле.
«[Женщин] хоронили с теми же почестями, что и мужчин, и с такими же боевыми шрамами, — говорит Майор.
Она говорит, что многие из ранних изображений амазонок, сделанных греками, часто изображали их больше похожими на греческих женщин. Но со временем изображения стали изображать амазонок, больше похожих на скифов верхом на лошадях с луками, вероятно, по мере того, как греки начали контактировать с кочевыми культурами Скифии.
«Они одеты как женщины, которых мы находим в могилах», — говорит Мэр.
Противоречивые рассказы
Греки были не единственными, кто писал об этих женщинах. Амазонки упоминались в текстах персов, египтян и китайцев, но их рассказы немного отличались. У скифов не было собственной письменности, поэтому большая часть того, что мы о них знаем, исходит из других культур, которые их окружали. Хотя в некоторых из этих рассказов может быть доля правды, большинство из них больше отражают культуру, написавшую рассказ, чем самих скифских женщин.
Повествование, которое использовали греки, обычно включало в себя, например, героя-мужчину, побеждающего амазонку. «Они не могли вообразить ничего, кроме игры с нулевой суммой», — говорит Майор. «Битвы всегда изображаются очень напряженными», — добавляет она. «Конечно, вы не станете рассказывать в Греции истории о том, как иностранки избивают ваших героев».
Персидские, китайские и египетские рассказы рассказывают о конфликтах и торговле с амазонками, но эти истории немного более реалистичны, с более равноправными боями, которые в конечном итоге привели к союзам. Великая Китайская стена была построена, чтобы удерживать кочевые племена от шага. Хотя само слово «амазонка» впервые появляется в греческих отчетах, это не греческое слово, и некоторые лингвисты считают, что это слово может быть связано с персидским «хамазон», что означает «воин».
Фрагменты египетского папируса рассказывают историю о египетском царе Педихонсе, который три дня сражался с королевой амазонок Серпот, прежде чем они настолько утомились, что заключили союз.
«Это очень отличается от древнегреческого общества, — говорит Майор.
Эти мифы сохранятся на протяжении столетий — название реки Амазонки даже появилось из сообщений, услышанных европейскими колониальными исследователями об эгалитарных племенах в Южной Америке.
Игнорирование истории
Некоторые греческие рассказы были более правдоподобными, чем другие — один миф гласит, что женщины отрезали себе грудь, чтобы облегчить метание копья и натягивание тетивы. Некоторые статуи амазонок и другие изображения до сих пор изображают амазонок с одной грудью, но даже древнегреческие историки оспаривали эту идею как нелепую, говорит Майор.
Греки, как общество, в котором доминируют мужчины, были очарованы концепцией эгалитарного общества или даже общества, управляемого женщинами. Мы еще не обязательно нашли доказательства того, что скифы были полностью женщинами или управлялись женщинами, но Майор говорит, что, учитывая характер скифов, возможно, некоторые племена потеряли много мужчин в битвах и могли быть в основном женщинами, по крайней мере временно. .
Долгое время археологи хотели игнорировать греческие истории, списывая их не более чем на фантастику. «Я думаю, что историки-мужчины и классики вполне могли обесценить любые зерна правды в древнегреческих рассказах об амазонках из-за сексизма», — говорит Майор.
Несмотря на то, что ведущие греческие историки и философы, такие как Геродот и Платон, упоминали женщин в регионе Черного моря и Кавказа, живущих подобно мифическим амазонкам, Майор написал в последующем электронном письме, что некоторые современные ученые «предпочитают утверждать, что амазонки были изобретены греками, чтобы быть побеждены героями-мужчинами, или что амазонки были просто символами «других» — «чудовищных женщин, которые отказываются выходить замуж». несколько десятков лет. И вероятны новые открытия.
«Меня сбивает с толку, что некоторые ученые все еще придерживаются устаревшего мнения о том, что амазонки были чисто символическими, несмотря на археологические открытия вооруженных женщин в степях», — говорит она.
Непонятно, почему исчезли скифы, если они вообще исчезли — кочевая конная культура сохранилась в некоторых частях региона, только под другими названиями — монголы — лишь один из примеров.
«Среди степных кочевников во времена Чингисхана были сильные женщины, — говорит Майор.
Распространение ислама во многих частях бывшей Скифии, начиная с 7 века, возможно, повлияло на положение женщин в кочевых племенах в этом районе, но пережитки эгалитаризма сохраняются даже сегодня в районах Таджикистана и Казахстана, говорит мэр .
Представьте свирепых женщин-воительниц Скифии, настоящих амазонок
Год 700 до н.э., место — Черное море. Вы оказываетесь на земле к востоку от древней Греции. Справа от вас лежит бурное море, слева от вас горный хребет. В промежутках: плодородные земли, где растут фундук, ягоды, дикий шалфей и душица. Вы едете по неглубоким болотам вдоль побережья, и только случайная цапля, дикая лошадь или ястреб пересекают ваш путь. Как вдруг на вас нападает свирепая банда воинов на лошадях.
По словам греческого ученого Геродота, именно это произошло с племенем скифов. Они были сообществом кочевых конных лучников, живших на Черном море примерно в 7 веке до нашей эры, которые однажды обнаружили, что их лошади захвачены таинственной боевой силой. Только после того, как молодые люди вступили в бой и убили некоторых из них, они поняли, что их противниками были женщины. Женщины-воительницы назывались амазонками, которые «не имели ничего, кроме своего оружия и лошадей» и «посвятили свою жизнь охоте и набегам».
По словам Геродота, скифские юноши быстро решили сменить тактику. Они не убили своих противников, они даже прекратили все дальнейшие атаки. Вместо этого они предложили себя для секса.
Амазонки были очень увлечены этой идеей, рассказывает нам Геродот, и вскоре два лагеря слились в один. «Мужчины обнаружили, что язык женщин невозможно выучить, но женщинам удалось освоить язык мужчин», — продолжает он. Как только они смогли общаться, мужчины сказали амазонкам, что сейчас они хотели бы вернуться домой: «У нас есть родители, и у нас есть свои вещи» 9.0003
Ответ амазонок? — Мы никогда не сможем поладить с вашими женщинами. У нас нет с ними общих обычаев… Мы стреляем из лука, метаем копья, ездим на лошадях. Но что делают ваши женщины? Ничего из того, что мы только что перечислили. Они всегда делают только женскую работу! На охоту они не ходят, да и вообще куда-то, а просто прячутся в своих фургонах. Так что, как видите, нам было бы совершенно невозможно ужиться». ну, иди к своим родителям и возьми причитающуюся долю твоего имущества. Потом, когда ты вернешься, мы сможем пойти и обустроиться вместе сами по себе».
Молодые люди согласились и вместе поселились на новом месте, к великому счастью обеих сторон. Потомков этого союза называли савроматами. Геродот сообщает нам, что «с того времени и по сей день савроматские женщины держались своего первобытного образа жизни: они выходят на охоту, независимо от того, с ними их мужья или нет, они идут на войну и одеваются точно так же, как мужчины».
Удивительно то, что рассказывает нам здесь Геродот: во времена, когда женщинам древней Греции не разрешалось даже выходить из дома в одиночестве, женщины у савроматов были наравне с мужчинами, верховая езда, охота, сражение от заката до рассвета. Кем были эти люди и какая правда в описании Геродота?
Савроматы были частью скифов, греческий обобщающий термин для множества культурно сходных, но различных кочевых и полукочевых сообществ, которые веками жили, ездили верхом и сражались в непосредственной близости от древнегреческих поселений на востоке Эгейского моря, в современной Анатолии. Скифы жили на территории, простирающейся от Гималаев и Алтая в современном Китае до Черного моря в сегодняшних Грузии и Турции. О них рассказывают древнегреческие историки и философы, такие как Платон или Геродот, причем последний уверяет нас, что в некоторых племенах женщины стали обладать «властью не меньшей, чем у мужчин».
Совсем недавно историк Эдриен Майор заново открыла для нас этих независимых женщин-воительниц. Будучи исследователем в области классики и истории науки в Стэнфордском университете, она проследила археологические и литературные следы мифических амазонок и определила в качестве их исторических двойников женщин-конных лучниц Скифии и Савроматии, описав свои открытия в 9005 году. Амазонки: жизни и легенды женщин-воинов в древнем мире (2014). Долгое время считалось, что свирепые, независимые женщины-воительницы — всего лишь плод воображения древних греков. Доказательства, которые собрал Майор, говорят о другом: эти женщины были настоящими.
Выводы Майора показывают, что женщины в скифских обществах вели гораздо более свободный образ жизни, чем их современницы-греки. Представьте себе древнее общество, где не было необходимости выполнять гендерную бинарность, наделявшую мужчин властью и престижем, а от женщин требовавшую пассивности и раболепия. Девочки могли вырасти кем угодно: охотницей, художницей, бардом, садовницей. Лидер, могучий воин, героиня, путешественница. По крайней мере, об этом говорят имена этих женщин. Майор собрал обширный список женских имен амазонок, большинство из которых были нарисованы на греческих вазах, широко популярном в то время искусстве. Вот только образец:
Alkaia – mighty
Kheuke – one of the heroines
Euryale – far-roaming
Molpadia – death or divine song
Khasa – one who heads a council
The hopes the parents in эти общества имели для своих дочерей очевидные вещи: они хотели, чтобы они много путешествовали, были политическими лидерами, были хозяйками своей судьбы. Пассивность, скромность, красота? Судя по свидетельствам, которыми мы располагаем сегодня, ни одна из этих черт не была важна и не ценилась у женщин среди кочевых и полукочевых конных лучников в скифских степях. Они не оставили нам письменных источников, по крайней мере таких, которые мы можем понять, но их материальная культура и то, что мы знаем о них из других культур с письменными источниками, позволяет нам собрать воедино то, что могла иметь жизнь женщины-воина в Скифии. выглядит как.
Год 600 до н.э., место — Скифия. Представьте еще раз, что вы оказались на востоке древней Греции. Справа Черное море; слева горный хребет; между ними земли, где растет фундук. Вы женщина, которая не спит с рассвета, охотится верхом на лошади на болотах для себя, своей семьи и друзей. Твое имя Кхеуке, данное тебе матерью и отцом, которые были уверены, что ты будешь одной из героинь.
Золотое кольцо с изображением охоты на оленей, 450–400 гг. до н. э. Предоставлено Музеем изящных искусств, БостонВы почувствуете некоторое раздражение после полдня катания, но не так сильно, как могло бы быть: вы носите стеганые брюки. Как рассказывает нам Майор, древние греки приписывали изобретение брюк женщинам-варварам на востоке, что кажется правдоподобным, если большую часть своей жизни вы проводите верхом на лошади. Согласно одному древнему источнику, историческая царица Вавилона Семирамида изобрела брюки и рубашки с длинными рукавами и лично возглавила группу скалолазов, чтобы атаковать цитадель врага. Многие амазонки, изображенные в греческом искусстве, носят узорчатые брюки и туники и высокие шапочки.
И ты тоже: едешь верхом на гнедом коне в теплых брюках и шерстяной тунике с длинными рукавами с яркими зигзагообразными узорами зеленого и красного цвета, а также в высокой кепке, защищающей от дождя. Вы живете в умеренном климате, с частыми дождями даже летом, что делает землю плодородной. Кроме того, ваша одежда защищает вас от непогоды — и скрывает татуировки на руках и ногах всех диких животных, на которых вы охотились и все еще хотите охотиться, таких как олени, кабаны и мифический грифон, охраняющий золотые горы. куда-то на восток.
Олень на правом плече, ряд точек на левом запястье – вам нравятся татуировки. Возможно, вы слышали о греках, живущих на западе, которые татуируют только заключенных и преступников. Какая трата искусства! Кроме того, греки вообще не носят штанов, во всяком случае, вам сказали, ни мужчины, ни женщины. Какой совершенно непрактичный образ жизни. Семирамида никогда бы не взобралась на эти скалы в тунике.
Скифы с лошадьми под деревом. Табличка с золотым поясом. Сибирь, 4-3 века до н.э. Предоставлено и © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. Теребенин. группа высоких деревьев, возможно, черных сосен, темно-зеленых, пахнущих смолой. Вместе с другими охотниками, среди которых были ваши друзья и семья, партнер или любовник, вы подъезжали к деревьям и слезали с лошадей, чтобы немного отдохнуть. Сними свой gorytus – великолепные кожаные и золотые ножны, в которых держится лук и стрелы – вы можете сидеть спиной к стволу сосны, упираясь негнущимися ногами, глядя на себя в зеркало, которое всегда носите с собой. Это единственный инструмент, позволяющий общаться на больших расстояниях в степях. И женщины, и мужчины будут похоронены вместе со своими зеркалами, когда придет время отправиться в землю, где ничто не движется.Это также удобно для проверки вашей косы во время отдыха или, как мужчина, для проверки вашей бороды. На самом деле, твой товарищ-охотник Тулме сейчас именно этим и занимается. Он достал ручное зеркальце из кармана на нагрудном ремне и рассматривает свое отражение. Он также, кажется, очень увлечен своими золотыми и синими серьгами. Вы, собственно, тоже. Ты проводишь перерыв, положив его голову себе на колени, лениво поглаживая его волосы. Время от времени вы видите серую цаплю, бесшумно скользящую по воде.
Скифские женщины наслаждались сексуальной свободой, которая была бы немыслима для гречанок.
После перерыва вы возвращаетесь к охоте. Все, что вы принесете, будет передано сообществу по возвращении в лагерь. И, если охота вам не по душе, вы можете с тем же успехом провести день в поисках пищи, чтобы собрать ягоды и орехи или поймать в ловушку мелких животных, по всей вероятности, давая лагерю гораздо больше калорий, чем охотники, и гораздо надежнее. Или выращивать овощи и фрукты на небольших полях, как мотыжный фермер, со многими другими женщинами, каждая из которых будет владеть своим полем, но урожай будет доставаться всем. Будь то охотник, собиратель или земледелец, поэт, целитель или кузнец, ты, Кхеуке, будешь считаться одной из героинь.
Тем не менее, вы все еще можете держаться за свой колчан, нравится вам охота или нет. Согласно Геродоту, савроматские женщины и мужчины действительно образовывали пары по двое, как Кхеуке с Тулме, отцом ее детей. Но у них также были способы общаться друг с другом, если им нужно было немного повеселиться вне партнерства: «Знаком того, что секс в процессе, был колчан, подвешенный снаружи фургона женщины», — говорит нам Майор. В кавказских нартских сагах, поясняет она, «признаком того, что у женщины был сексуальный гость, было его копье, воткнутое в землю вне ее жилища».
Итак, как Кхеуке, вы можете позволить своим глазам блуждать, когда вы сидите под деревом с головой Тулма на коленях. Если вас интересует Бейрек из Фракии или ваша подруга-охотница Эвриала, спустившаяся с гор по Красной реке, похожая на богиню Кибелу, хотите ли вы действовать в соответствии с этим или нет, будет полностью вашим выбором. Древнегреческие комментаторы единодушны в своей оценке того, что амазонки и скифские женщины пользовались сексуальной свободой, которая была бы немыслима для греческих женщин. Вы слышали об их изумлении, но вряд ли можете поверить в это. Должно быть, это преувеличение — как и другие слухи, которые вы слышали, что у греков отцы и мужья контролируют сексуальность своих дочерей и жен. Конечно, это должно быть изобретение. Никто не был бы таким варваром.
Золотые бляшки с изображением пьющих скифов. Предоставлено и © Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2017. Фото: В. ТеребенинПосле дня охоты вы возвращались в лагерь или поселение вместе с Бейреком, Тулмом, Эвриалом и другими охотниками. Как пишут Дэвид Грэбер и Дэвид Венгроу в своей книге «Рассвет всего: новая история человечества » (2021 г.), для вашего сообщества не было бы нетипичным менять форму и тактику в течение года, особенно с учетом смена времен года в умеренном климате. Расформирование на более мелкие охотничьи отряды зимой, например, и возведение более крупных, хотя и временных поселений для мотыжного земледелия летом, или наоборот. Допустим, сейчас лето, и что вы возвращаетесь в свое поселение вечером. Вы проверяете своих детей вместе с Тулмом, за которыми днем присматривает поселение. Затем вы идете в хижину, которую делите с Тулмом, и достаете свое масло халинды. Когда вы втираете его в свои бедра и руки, воспаленные после дня верховой езды и стрельбы из лука, вы чувствуете его горячее, расслабляющее ощущение. Если вам так хочется, вы можете попросить Тулма нанести его туда, куда вы не можете дотянуться: на нижнюю часть спины и плечи. Вы также можете вернуть услугу.
Завтра ты снова отправишься на охоту, или собираешь пищу, или на ферму.
Когда ты вернешься на улицу, зажжется центральный костер, и воздух наполнится ароматом жареного птичьего мяса, приправленного орегано и шалфеем. Охотники, собиратели и мотыги объединяют найденную ими пищу. Во время еды – кроме мяса, это могут быть свежие ягоды, козий сыр, мед и орехи – вы пьете перебродившее кобылье молоко, запиваете пищу, сладкий вкус меда и сыра на языке.
Продолжая пить молоко с друзьями, ты напиваешься. Кобылье молоко, возможно, использовалось скифами так же, как разбавленное вино в Древней Греции. Звезды выходят над вами. Тулм обнимает тебя, твои дочери и другие дети умоляют барда рассказать им историю. Ты опускаешь голову на плечо Тулма и смотришь на звезды, огонь согревает твои воспаленные мышцы и охлаждает кожу. Неподалеку могут ухать совы, пока бард достает свой инструмент, возможно, мало чем отличающийся от уда или лиры, и начинает рассказывать старинный миф о нартах, о герое Варзамеге и героине Псатине, обманувшей Смерть в образе великана. Архон Архож. Ваши дочери расположились у костра, очарованные бардом, ее песней и рассказом. Вы с удовольствием наблюдаете за ними, взволнованный тем, что день за днем они превращаются в женщин и совершают великие дела в своей жизни.
Когда ночь станет темнее, вы сможете увидеть свою подругу Эвриалу с ее темными волосами и карими глазами через костер. Она ставит небольшую палатку, достаточно большую, чтобы в нее можно было засунуть голову. Внутри на костре будут сожжены семена конопли. Вы целуете Тулме, встаете и идете к Эвриале. С ухмылкой ваш лучший друг позволяет вам наклонить голову вперед и вдохнуть пары, выделяемые горящим конопляным семенем. Это успокаивает ваш разум. Когда вы высовываете голову из палатки, вы вполне удовлетворены тем, что еще некоторое время перед сном слушаете рассказ барда. Завтра ты снова отправишься на охоту, или собирательство, или на ферму. Делать изделия из кожи или строить луки и стрелы, придумывать истории или произведения искусства, мастерить золото и драгоценные камни, торговаться с коллегами-торговцами из Вавилонии, Египта или Милета, заботиться о своей семье или возглавлять совет, решающий вопросы поселения , не исключено, что ее ведет старуха, возможно, даже посторонняя. Кто знает, однажды этой женщиной станете вы.
Если мы позволим нашему воображению полететь, основываясь на имеющихся свидетельствах, то, возможно, так выглядел день взрослой женщины среди некоторых скифских обществ. Скифы охватывают очень разнообразный культурный континуум, некоторые из которых могли быть гораздо более патриархальными. Но, как отмечают Грэбер и Венгроу в книге «На заре всего », вполне вероятно, что на протяжении большей части истории человечества сосуществовали мириады форм социальной и политической организации. Это, безусловно, вероятно, среди скифов.
К какой бы скифской культуре вы ни принадлежали, ваша жизнь как женщины не могла бы больше отличаться от типичного дня древнегреческой жены или дочери, привязанных к домашнему хозяйству и находящихся под контролем своего отца или мужа. Во многих отношениях жизнь савроматской женщины была гораздо больше похожа на жизнь современной женщины: наши савроматские праматери гораздо чаще были независимыми женщинами, которые контролировали свою судьбу и сексуальность, свободно выбирали своих романтических партнеров, друзья, профессия и место жительства, живущие в полной мере из своих вкусов и способностей.
Напрашивается вопрос: почему мы сегодня не помним этих женщин? Почему мы забыли Кхеуке и Эвриалу, Кхасу и Алкайю и всех других наших героических праматерей?
У женщин «нет ни прошлого, ни истории, ни собственной религии», — писала Симона де Бовуар в своем новаторском феминистском исследовании « Второй пол » (1949). Она утверждала, что «женщины были всегда», что «насколько можно проследить историю, они всегда подчинялись мужчинам». мужчины, от Древней Греции до второй половины 20-го века, даже до наших дней. В наших основополагающих историях, мифическом прошлом, на котором мы основываем наше культурное понимание, женщины — слуги и рабыни мужчин: от библейской истории об Адаме и Еве до древнегреческого рассказа о Троянской войне.
«Мифическое прошлое» дает нам наши нормы в настоящем, нашу культурную память
«Я сделаю ваши детородные боли очень сильными; в мучительных родах вы будете рождать детей. Твое желание будет с твоим мужем, и он будет господствовать над тобой», — говорит Бог Еве после того, как она вкусила от Древа познания в Эдемском саду. История Троянской войны уготовила подобную судьбу своим женщинам: «Меня уносят греки, наши господа… Я хочу умереть, / Я не могу совладать с этой тоской», — говорит Андромаха, жена Гектора, князя Троя в пьесе древнегреческого драматурга Еврипида. А ее свекровь, Гекуба, бывшая царица Трои, отвечает: «Это наша судьба, печальная, эта тоска». Две истории с двумя подозрительно похожими исходами для женщин: печальная жизнь в рабстве и страданиях.
Короче говоря: мы помним прошлое как место патриархата. Бовуар аккуратно резюмирует это в «Второй пол », когда она спрашивает : : «Почему этот мир всегда принадлежал мужчинам и что только сегодня все начинает меняться?» Это наша память о прошлом, из которой мы Приходите, «мифическое прошлое», которое обеспечивает нас нашими нормами в настоящем – то, что среди исследователей называется нашей культурной памятью.
Судя по костям женщин-воительниц, то, что мы помним, неверно. От женщин-воительниц, сражавшихся с римской армией у стены Адриана в Великобритании, и воинов-викингов в Швеции до скифских женщин-воительниц, которые были историческими аналогами амазонок из древнегреческих мифов, их захоронения ясно показывают, что женщины не всегда подчинялись люди. В таких местах, как Скифия, они жили вольной жизнью.
Важно то, что мы помним. Мы обращаемся к прошлому, чтобы понять, кто мы есть, и, что более важно, кем, по нашему мнению, мы должны быть. Как люди, мы извлекаем из нашего мифического прошлого нормы, которые определяют наше поведение в настоящем и будущем, как показали исследователи памяти, такие как Ян Ассманн и Алейда Ассманн.
Сегодня мы достигли состояния, когда наша культурная память больше не соответствует тому, что мы переживаем в настоящем. Некоторые из нас живут в обществах, где женщины и мужчины равны перед законом, и где гендерная бинарность подвергается всеобщему сомнению и даже начинает растворяться. Современные профессионалы в области памяти, такие как историки, археологи, писатели, кинорежиссеры, музейщики и журналисты, обновляют нашу культурную память, обращаясь к архивам, чтобы извлечь элементы нашего прошлого, которые до сих пор упускались из виду, переписать и интегрировать их в нашу культурную память. канон. Примеры включают историка Джуди Батальон, автора The Light of Days (2021), крупное исследование еврейских женщин-борцов сопротивления в нацистских гетто; журналистка Даниэль Пакетт, написавшая о полностью женской армии королевства Дагомея в Западной Африке в 19 веке для номера The Washington Post ; и ученый Мэрилен Пату-Матис, исследовавшая эгалитарную роль женщин в доисторических обществах.