Скифы на алтае: Скифы: алтайский след | Наука и жизнь

как жили скифские племена на Алтае в древности

Почти три тысячи лет назад на территории Алтая жили скифы — воинственные кочевники. Во главе скифских племен стояла военная аристократия, женщины могли быть воинами, а ценились больше всего те качества, которые помогают одержать победу в сражении и охоте. Altapress.ru рассказывает о жизни алтайских скифов много веков назад. 

Откуда взялись кочевники?

С 11 по 1 тысячелетия до нашей эры люди, жившие в евразийских степях и предгорьях, постепенно перешли к кочевому скотоводству. По данным историков, скифо-сибирский мир сложился «вдоль северных границ древних цивилизаций: Греции, Ахеменидского Ирана, эллинистических государств и Древнего Китая». Мир кочевников в степях Евразии существовал с конца 6 века до начала 2 века до нашей эры.

Дело в том, что у скота и продуктов скотоводства появилась меновая стоимость. То есть они стали одной из первой форм денег, и это богатство было легко захватить или отнять, а уберечь его можно было только с помощью оружия. Для кочевников война стала видом труда и нормой жизни. Большие группы скотоводов двигались по степям Евразии в поисках пастбищ, воды и мест, где можно наладить сотрудничество с земледельцами.

Скифы — древний народ, часть которого обитала в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона. О них известно из сочинений античных авторов, археологических раскопок и генетических исследований.

Стадо

СС0

Как жили алтайские скифы?

На Алтае переход к кочевому скотоводству произошел к 7 веку до нашей эры.

Скифским обществом правила военная аристократия — цари. Кроме того, были жрецы, рядовые свободные воины и рабы. Женщины могли быть воинами, их социальная роль не была ограничена только ролями жены и матери. 

Семьи были небольшими, а линия родства велась по мужской линии. Семьи и группы семей объединялись в кочевые соседские общины, а они группировались в племена. 

Вся жизнь алтайских скифов была «пронизана» войной. Она стала и главной темой искусства, которая прослеживается в надгробных памятниках, одежде и даже сбруе боевых коней.  

Стадо. Горы

СС0

Как одевались скифские воины?

Воины считали красивым то, что гарантирует победу и выживание: что-то быстрое, сильное, стремительное. Поэтому на одежду и оружие скифских воинов наносили изображения в «зверином стиле», а также прикрепляли фигурки волков, львов, тигров. Украшая вооружение звериными мотивами, скифы будто призывали свойства этих животных на всадников и их коней. 

Утки-демиурги и предок-волчица: какие мифы слагали народы Алтая в древности

Жизнь

То, что мужчина принадлежит к военной аристократии, можно было определить, в частности, по головному убору и наборному поясу.

Воинский шлем выполняли в виде головы хищной птицы. На макушке птичьей головы мастера укрепляли фигурку коня с рогами козерога (символ возрождения мира). Вторую такую фигурку прикрепляли к лобной части шлема. Слева закрепляли фигурку оленя. Всю эту композицию размещали на фоне войлочной поверхности шлема красного цвета. Все фигурки были позолочены.

На пряжках наборных поясов изображали готовящихся к прыжку зверей кошачьей породы. Изображения хищных зверей украшали оружие и служили как обереги-талисманы: они охраняли воинов и отпугивали злых духов. Агрессивность, молниеносная реакция, свирепость и безжалостность хищного зверя олицетворяли стремления всадника быстро настигнуть и поразить врага. 

Лошадь. Конь

СС0

Символы скифской культуры: что о них известно?

Важным образом скифской культуры был Фарн — символ воинской доблести и славы. По поверьям скифов, после смерти кочевника-воина его душа перемещалась по мирам вселенной в образе хищной птицы — Фарна.

Еще одни важным образом культуры скифов была Великая Матерь, или Великая Богиня. Этому божеству, возрождающему жизнь, древние народы поклонялись с эпохи первобытности. Знаки-символы Богини скифы наносили на прическу и головной убор: озолоченные фигурки двух оленей и пятнадцати птиц прикрепляли к высокому войлочному лепестку, символизирующему Мировое древо — символ плодородия.

По мнению историков, эти два образа свидетельствуют о том, что у скифов Алтая существовало разделение труда между мужчиной и женщиной. Роль военной аристократии и мужчины-воина в экономике была весомой. Кочевая культура поддерживала две идеи: «мужчины существуют для войны, а женщины — для воспроизводства воинов».

Источники:

  • С. Я. Щеброва. Искусство скифов Алтая и картина мира.

  • С. Я. Щеброва. Тип скифской культуры Алтая и его военный дискурс.

Происхождение скифов связали с алтайскими народами

Исследователи показали, что скифы и сарматы, в том числе, произошли от древних алтайских народов, говорится в Current Biology. В их геномах нашли более высокий процент алтайского генетического «наследства», чем у их предшественников и у сменивших их племен. По мнению авторов работы, распространение скифской культуры было связано не только с распространением технологий, но и с миграцией народов.

Евразийская степь была ареной перемещений многочисленных племен и народностей. После миграции в Понтийско-Каспийскую степь представителей ямной культуры в эпоху ранней бронзы (4,3-6 тысяч лет назад), в раннем железном веке (2,2-2,8 тысяч лет назад) здесь формируется скифская культура. Скифские племена жили на огромной территории от Центральной Азии до Центральной Европы. Во II веке нашей эры их сменили представители черняховской культуры.

Происхождение скифов до сих пор изучено недостаточно. Непонятно, насколько распространение скифской культуры было обязано миграции народов, или оно происходило только за счет заимствования технологий и идей. Недавние исследования показали (1, 2), что скифы представляли собой конгломерат генетически непохожих друг на друга племен. При этом масштабных миграций с востока на запад ученые не выявили. Ранее исследователи предполагали, что предками скифов могли быть представители срубной общности, жившие между Днепром и Уралом 3,2-3,8 тысяч лет назад, однако недавняя работа опровергла эту гипотезу.

Коллектив ученых из России, Украины и Эстонии под руководством Ричарда Виллемса (Richard Villems) из Тартуского университета попытался прояснить вопрос о происхождении скифов. Исследователи секвенировали геномы 31 жителя Евразийской степи, скифов и родственных им сарматов, а также живших до их появления и после их исчезновения народов. Для сравнения они использовали геномы как современных евразийцев, так и представителей ямной культуры, срубной общности, киммерийцев, саков.

Авторы обнаружили пять групп, отличавшихся друг от друга как генетически, так и по времени проживания в степи, и таким образом подтвердили результаты предыдущих исследований (1, 2). Ученые выделили людей, живших на территории современной Украины в бронзовом веке, живших позднее там же скифов, и представителей черняховской культуры; скифов и сарматов, живших на Южном Урале, и восточных скифов с территории современного Казахстана.

В геномах всех пяти групп исследователи обнаружили три основных генетических компонента, распределенных в разных пропорциях: европейских охотников-собирателей, натуфийцев (натуфийская культура существовала на территории Леванта 11,5-13,5 или 9,5-14 тысяч лет назад) и древних жителей Алтая.

При этом с одной стороны, чем западнее жили древние кочевники, тем меньше у них было алтайского генетического «наследства». С другой стороны, у скифов и сарматов эта географическо-генетическая корреляция не работала. Процент алтайского «наследства» у них был выше, чем у их предшественников, живших в бронзовом веке, и у сменивших их представителей черняховской культуры. Единственным исключением были западные скифы, жившие на территории современной Венгрии; у них алтайского генетического компонента практически не было.

По мнению авторов исследования, полученные ими результаты свидетельствуют о том, что скифская культура распространялась не только, как заимствование технологий и идей. Миграция восточных народов на запад тоже имела место.

Скифы были кочевниками, поэтому неудивительно, что они, как выяснилось, были хорошими коннозаводчиками. Они вывели лошадей с полезными чертами, которые востребованы и в современных породах, например, долго обходиться без воды и быть способными к спринтерскому бегу.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Происхождение генетического смешения между европейцами и азиатами — ScienceDaily

Группа исследователей под руководством Автономного университета Барселоны (UAB) обнаружила первое научное свидетельство генетического смешения между европейцами и азиатами в останках древних скифских воинов, живших на 2000 лет назад в Алтайском районе Монголии. Вопреки тому, что считалось до сих пор, результаты, опубликованные в PLoS ONE , показывают, что это смешение произошло не из-за миграции европейцев на восток, а из-за демографической экспансии местного населения Центральной Азии благодаря технологическим усовершенствованиям, которые привнесла скифская культура. с ними.

Алтай — горный массив в Средней Азии, занимающий территории России и Казахстана на западе и Монголии и Китая на востоке. Исторически степи Центральной Азии были коридором для азиатского и европейского населения, что привело к большому разнообразию населения региона сегодня. Однако в древности Алтайские горы, расположенные посреди степей, представляли собой важную преграду для сосуществования и смешения народов, проживающих по обе стороны. И так они жили изолированно в течение тысячелетий: европейцы на западной стороне и азиаты на восточной стороне.

Исследование, проведенное учеными из UAB, Института каталонской палеонтологии Микеля Крузафонта и Института эволюционной биологии (UPF-CSIC), проливает новый свет на то, когда и как произошло это евразийское генетическое смешение.

В палеогенетической лаборатории ЗАО исследователи проанализировали митохондриальную ДНК (унаследованную от матери, она позволяет проследить наших предков), извлеченную из костей и зубов 19 скелетов бронзового века (7-10 века до н.э.) и железного века (2-7 вв. до н.э.) из гор Монгольского Алтая. Останки были извлечены из открытых семь лет назад гробниц, в которых были обнаружены скелеты скифских воинов и которые представляли собой первые научные свидетельства существования этой культуры в Восточной Азии.

Полученные результаты показывают, что население железного века, соответствующего времени, когда скифская культура проживала в Горном Алтае, имело идеальное сочетание (50%) европейских и азиатских линий или последовательностей митохондриальной ДНК. Открытие актуально, учитывая, что в предыдущих популяциях не было признаков смешения линий: ДНК, проанализированная в могилах, расположенных в России и Казахстане, принадлежит к европейским линиям, тогда как ДНК из восточной части, в Монголии, содержит азиатские линии.

«Результаты дают исключительно ценную информацию о том, как и когда появилось то разнообразие населения, которое наблюдается сегодня в среднеазиатских степях. Они указывают на возможность того, что это произошло на Алтае более 2000 лет назад между местным населением по обе стороны горного хребта, совпало с распространением скифской культуры, пришедшей с запада», — объясняет Ассумпцио Малгоса, профессор биологической антропологии UAB и координатор исследования.

Исследования, проведенные до сих пор на образцах древней ДНК из Алтайского региона, уже показали, что скифы были первым большим населением, которое представляло собой смесь европейцев и азиатов. Однако единственными популяциями, которые нужно было изучить, были популяции в западной части евразийских степей, что позволяет предположить, что эта смесь возникла из-за миграции населения из Европы на восток.

Настоящее исследование впервые предлагает научные доказательства такого смешения популяций на восточной стороне Алтая и указывает на то, что контакты между европейскими и азиатскими линиями произошли до железного века, когда популяции существовали по обе стороны горы. Исследование предполагает, что азиатское население переняло скифскую культуру, более развитую в технологическом и социальном отношении, и это заставило их демографически улучшиться, способствуя их экспансии и контактам с европейцами.

Идея выдвигает новую гипотезу о происхождении современного разнообразия населения в Центральной Азии и позволяет лучше понять происходившие демографические процессы.

Замороженные гробницы скифских воинов

С 2005 по 2007 год исследователи UAB совместно с французскими и монгольскими исследователями работали над европейским проектом по раскопкам скифских гробниц в горах Монголии на Алтае. В ходе трех проведенных раскопок было раскопано более двадцати гробниц. Многие из них были заморожены и содержали мумифицированные человеческие останки воинов, захороненных вместе с их имуществом и лошадьми. Это был первый раз, когда могилы скифских воинов были обнаружены в Монголии, поскольку все другие найденные ранее могилы располагались на западной стороне Алтая.

Скифы были индоевропейским народом, занимавшимся кочевым скотоводством и коневодством. Они пересекли евразийские степи от Каспийского моря до Алтайских гор во 2-м и 7-м веках до нашей эры. Скифы известны больше всего благодаря древним текстам, написанным греческим историком Геродотом.

Нетронутый сапог скифской женщины возрастом 2300 лет, найденный в замерзших горах Алтая

Фото: Эрмитаж.

В наши дни трудно найти приличную пару ботинок, которые не рассыплются через год, не говоря уже о 2300 годах. Хотите верьте, хотите нет, но именно столько лет этому удивительному сапогу, обнаруженному в скифском кургане в холодных горах Алтая в Сибири.

Красный кожаный ботинок, обтянутый тканью, был обнаружен в 1948 году вместе с драгоценностями, едой, оружием и одеждой. Как и во многих древних культурах, скифы хоронили своих умерших с различными вещами, которые могли пригодиться в загробной жизни.

У скифов также было принято сооружать курганы, возводя деревянные конструкции на дне вырытых ими глубоких ям. Эти курганы, похожие на бревенчатые хижины, были выстланы и покрыты темным войлоком, а крыша покрыта слоями лиственницы, бересты, мха и других местных материалов.

Иллюстрация скифского кургана. Кредит: Институт археологии Российской академии наук, Санкт-Петербург
.

Это довольно впечатляюще и довольно удивительно, учитывая, что скифы (произносится как «SIH-thee-uns») были кочевниками-воинами. Скифы процветали с 900 г. до н.э. примерно до 200 г. до н.э., и в момент своего максимального расширения их влияние распространялось на Среднюю Азию, от северного Причерноморья до Китая.

Мы многого не знаем о скифской культуре, поскольку они не оставили письменных источников. Однако у нас есть отчеты, написанные древними людьми, которые действительно пользовались письменностью, такими как греки, ассирийцы и персы. Одно можно сказать наверняка, все они казались довольно напуганными ими.

В своей книге 5-го века до н.э. Истории Геродот сказал, что «Никто, кто нападает на них, не может убежать, и никто не может поймать их, если они хотят, чтобы их не нашли». мощный тип лука, сделанный из разных слоев дерева и сухожилий, который изменил правила игры на поле боя. За столетия до гуннов и их Золотой Орды скифы использовали большое количество конных лучников, которые могли за несколько минут обрушить сотни смертоносных снарядов, обрушивая смерть на своих врагов.

Если не считать трудов историков других культур, которые, как правило, посвящены войне, то, что мы знаем о скифах, в основном получено благодаря раскопкам их курганов, называемых курганами .

Будучи кочевым народом, предметы, которые они хоронили вместе со своими умершими, были такими же, как и предметы, которые использовались в повседневной жизни: портативные, легкие и маленькие. Некоторые из артефактов, найденных в скифских погребальных формах, включают небольшие фляги и деревянные чаши.

В другой раз скифы хоронили удивительные артефакты, такие как этот женский сапог, сделанный из мягкой красной кожи, подошва которого украшена геометрическим узором, вышитым кристаллами пирита и черными бусинами.

Но зачем кому-то столько сил украшать поверхность сапога, которая просто испортится от ходьбы? Некоторые историки считают, что скифы регулярно общались у костров, сидя на коленях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *