Происхождение скифов связали с алтайскими народами
Исследователи показали, что скифы и сарматы, в том числе, произошли от древних алтайских народов, говорится в Current Biology. В их геномах нашли более высокий процент алтайского генетического «наследства», чем у их предшественников и у сменивших их племен. По мнению авторов работы, распространение скифской культуры было связано не только с распространением технологий, но и с миграцией народов.
Евразийская степь была ареной перемещений многочисленных племен и народностей. После миграции в Понтийско-Каспийскую степь представителей ямной культуры в эпоху ранней бронзы (4,3-6 тысяч лет назад), в раннем железном веке (2,2-2,8 тысяч лет назад) здесь формируется скифская культура. Скифские племена жили на огромной территории от Центральной Азии до Центральной Европы. Во II веке нашей эры их сменили представители черняховской культуры.
Происхождение скифов до сих пор изучено недостаточно. Непонятно, насколько распространение скифской культуры было обязано миграции народов, или оно происходило только за счет заимствования технологий и идей.
Коллектив ученых из России, Украины и Эстонии под руководством Ричарда Виллемса (Richard Villems) из Тартуского университета попытался прояснить вопрос о происхождении скифов. Исследователи секвенировали геномы 31 жителя Евразийской степи, скифов и родственных им сарматов, а также живших до их появления и после их исчезновения народов. Для сравнения они использовали геномы как современных евразийцев, так и представителей ямной культуры, срубной общности, киммерийцев, саков.
Авторы обнаружили пять групп, отличавшихся друг от друга как генетически, так и по времени проживания в степи, и таким образом подтвердили результаты предыдущих исследований (1, 2).
Ученые выделили людей, живших на территории современной Украины в бронзовом веке, живших позднее там же скифов, и представителей черняховской культуры; скифов и сарматов, живших на Южном Урале, и восточных скифов с территории современного Казахстана.В геномах всех пяти групп исследователи обнаружили три основных генетических компонента, распределенных в разных пропорциях: европейских охотников-собирателей, натуфийцев (натуфийская культура существовала на территории Леванта 11,5-13,5 или 9,5-14 тысяч лет назад) и древних жителей Алтая.
При этом с одной стороны, чем западнее жили древние кочевники, тем меньше у них было алтайского генетического «наследства». С другой стороны, у скифов и сарматов эта географическо-генетическая корреляция не работала. Процент алтайского «наследства» у них был выше, чем у их предшественников, живших в бронзовом веке, и у сменивших их представителей черняховской культуры. Единственным исключением были западные скифы, жившие на территории современной Венгрии; у них алтайского генетического компонента практически не было.
По мнению авторов исследования, полученные ими результаты свидетельствуют о том, что скифская культура распространялась не только, как заимствование технологий и идей. Миграция восточных народов на запад тоже имела место.
Скифы были кочевниками, поэтому неудивительно, что они, как выяснилось, были хорошими коннозаводчиками. Они вывели лошадей с полезными чертами, которые востребованы и в современных породах, например, долго обходиться без воды и быть способными к спринтерскому бегу.
Екатерина РусаковаНашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
“Алтай о том, что уже есть в вас”. Про артефакты скифского времени, алтайские языки и неземную энергетику
Интервью | 21.09.2020
Сказочный Алтай так и манит своими пейзажами и легендами! Мы поговорили с опытным путешественником и фотографом Александром Пермяковым о неземной энергетике, раскопках пазырыкских курганов и музее под открытым небом. Когда-то алтайские пейзажи вдохновили его на занятия фотографией и не отпускают до сих пор. Но на самом деле, единственное, что стоит знать перед поездкой сюда: Алтай не о том, что здесь, а о том, что уже есть в вас.
Буквально каждый второй вернувшийся из Алтая путешественник обязательно расскажет о его неземной энергетике или назовет местом силы. Откуда берется это ощущение?
Да кто ж знает, просто так сложилось у нас на Алтае. Даже те люди, которые обычно бывают не в восторге от гор, или которым приходилось в горах трудно, возвращаются оттуда, смотрят восторженными глазами и говорят — это святое место. Если сильно не забираться в дебри, то так оно и есть. Алтай — это святое место, вне зависимости от конфессии. А еще люди, которые ходят по горам давно, знают, что на самом деле горы живые.
Местные тоже ощущают эту энергетику или это чисто туристическая история?
Местные даже зря не поднимаются в горы, чтобы их попусту не тревожить. Для алтайцев горы это не просто ландшафт, в котором они живут или с которым они соседствуют, для них горы как огромные спящие великаны. По алтайским поверьям каждое место в горах — будь то источник, река или перевал — имеет своих духов. Правила поведения в горах очень строги, главное из них — не подниматься в горы, а если и поднялся, то там нельзя шуметь, мусорить и вообще лучше вести себя прилично. На Алтае горы не достопримечательность, а святыня.
Читала интересное исследование по ДНК-генеалогии алтайских народов. Получается, что современные алтайцы это потомки древних скифов?
Не совсем. Современные алтайцы не являются потомками древних скифов, только их части. Ведь скифы были разными, почти как россияне. Например, можно быть татарином, но при этом быть россиянином, или быть алтайцем, но и россиянином тоже. Так и с древними скифами. Только тогда было не государство, а культура. Эти скифы — а точнее люди, которых мы сегодня называем скифами — были очень разные. Одни были похожи на тюрков, часть была монголоидного типа, а часть — европеоидного. Поэтому алтайцы это не просто потомки скифов, это скифы — одна из культур, которая в свое время жила на Алтае.
Поэтому Алтай называют колыбелью тюркских народов?
Иногда Алтай называют колыбелью мира и даже пуповиной земли, предполагая, что именно отсюда человечество начало свой путь. Есть такой термин — алтайская языковая семья. По разным исследованиям она объединяет народы от Турции до Японии, которые когда-то вышли из Алтая. Думаю, любителям лингвистики будет особенно интересно побывать здесь.
Про алтайские языки читала две версии. Согласно первой, существовал единый проалтайский язык, от которого пошли остальные, согласно другой версии, алтайские языки схожи из-за взаимодействия друг с другом.
Мне кажется, что обе версии имеют право на существование. Сложно представить, чтобы древние алтайцы не кочевали, ведь это были не просто племена, а огромные кочевые империи. Например, был тюркский каганат, который объединял древних тюрок, были монгольские племена, которые потом рассеялись по Великой степи… Они кочевали, соседствовали и всячески взаимодействовали друг с другом. Были народы, которые подверглись влиянию Китая, потому что ушли на восток, а те народы, которые держались запада, больше попали под влияние иранских племен. Языковых заимствований было много и это легко проверить по самым простым словам. Например, русское слово «деньги» и казахское «тенге» явно имеют общее происхождение, исконно русское слово «богатырь» происходит от тюркского «батыр», еще «тюрки» и «турки» это буквально одно и то же слово.
Какие народы сейчас проживают на Алтае?
Те, кого мы называем алтайцами, на самом деле не единый народ, а много субэтносов: телеуты, теленгиты, кумандинцы, табалары… Конечно, они друг другу родственные, но это не одна и та же культура. Даже языки разные — южноалтайский и североалтайский. Разный и быт. Например, южные алтайцы — из кочевников. Чаще всего они живут на стоянках и занимаются полуоседлым скотоводством: выращивают скот, пасут в высокогорьях овец и коров. Северные алтайцы — охотники и собиратели. Они живут в тайге, ходят на охоту, занимаются ягодами и медом. Буквально живут тем же, чем жили их предки. Алтайская культура очень древняя и тесно связана с природой. Природа для алтайцев это их жизнь.
Ваши любимые места на Алтае?
Известен Чуйский тракт. Его называют самой живописной дорогой России, даже входит в десятку самых красивых автодорог мира. Почти тысяча километров от степей Западно-Сибирской равнины до высокогорья на границе с Монголией. Это правда очень красивые, но очень разные места: Алтайское предгорье, долина реки Катунь, вечные снега на монгольской границе, Алтайское предгорье, огромные межгорные котловины, которые раньше были гигантскими озерами… Когда-то алтайские пейзажи вдохновили меня на занятия фотографией и продолжают вдохновлять до сих пор. Я посетил сотню стран, побывал в самых невероятных местах, видел патагонские фьорды, французские и швейцарские Альпы, Гималаи, Тибет, Новую Зеландию… И хочу сказать, что пейзажи Алтая ничуть им не уступают. Разгар золотой осени — самое красивое время на Алтае. Лиственницы и березы желтеют по-разному, вечнозелеными стоят кедры, красные оттенки дают кустарники… Алтай будто укрывается огромным пестрым ковром. Основной пик туризма приходится на лето, поэтому когда осенью Алтай пустеет в этом есть свой шик.
На протяжении многих веков Алтай являлся своеобразным «коридором» между сибирскими просторами и монгольскими степями. Какие артефакты сегодня свидетельствуют об этом?
Это последние лет двести, когда русские торговали с южанами, Алтай был «коридором». До этого же на протяжении тысячелетий на территории Западной Сибири не было ровным счетом ничего, точно также ничего не было в Монголии. Там — холод, там — пустыня, а посередине — Алтай. Поскольку вокруг было не так уж много места, где было удобно жить, то Алтай стал этаким комфортным островком между севером и пустыней. Вокруг холод, ветер, жара, нет воды, и вообще выжить сложно, не то чтобы жить, а на Алтае зарождаются все эти культуры. На Алтае все эти древнейшие артефакты, которым в другой стране было бы место в музее, находятся буквально под открытым небом. Подобного места не найти больше нигде в мире, а я уж кое-где бывал и кое-чего повидал. Просто представьте, что вы гуляете по высокогорным долинам, а вокруг наскальные рисунки возрастом от пяти до десяти тысяч лет, или вот мое любимое место — каменный воин. Это каменная стела с высеченным лицом, мечом, колчаном и даже конем. На нем даже можно разглядеть оставленные впоследствии монголами и тюрками надписи. Нет никаких заборов, ограждений или бабушек, которые будут отгонять посетителей от экспоната. Воин просто стоит четыре с лишним тысячи лет под открытым небом и все.
Даже в Эрмитаже хранится коллекция алтайских древностей. Самой известной находкой, мне кажется, считается Алтайская принцесса.
В Эрмитаже выставлены предметы из пазырыкских курганов, найденные еще в 20-40-х годах эрмитажными археологами Сергеем Руденко и Михаилом Грязновым. Это были первые серьезные археологические раскопки, которые вскрыли курганы с вечной мерзлотой. Алтайскую принцессу нашли в 1993 году, но называть ее так не совсем корректно. Это достаточно хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины, которая, судя по количеству захороненных с ней лошадей, происходила не из простой, но и не и самой богатой семьи. Уже потом вокруг находки нагнали мистики и окрестили принцессой, хотя эта мумия — далеко не первая, которая была выкопана на Алтае. При тех же первых раскопках 20-40-х годов было найдено несколько мумий, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. Никакой мистики с ними не связывают, хотя это были захоронения самого высокого слоя пазырыкского общества. Знаю, что мистифицировать все и вся на Алтае любят сами гиды, ведь чем больше нагоняешь загадок, тем больше людей хотят увидеть их своими глазами.
Какая самая известная легенда на Алтае?
Говорят, что давным-давно не было на Алтае ни высоких гор, ни бурных рек. Жил посреди большой равнины хан Алтай, была у хана дочь — красавица Катунь, Очень хотел он выдать дочь замуж за богатого жениха, но она всем отказывала. Потому что была влюблена в бедного пастуха Бия. Когда хан прознал об этом, то решил сделать по своему. Но в ту же ночь его дочь убежала к своему возлюбленному. Хан отправил за ней в погоню своих воинов, пообещав, что тот, кто поймает беглянку, возьмет ее в жены. Быстрее всех был батыр Бабырган. Он почти догнал Катунь и даже успел схватить ее за руку, но та одернула руку и обернулась рекой. Бий тоже стал рекой и помчался навстречу возлюбленной. Реки Катунь и Бия сливаются вместе, образуя одну большую сибирскую реку Обь, которая уходит далеко на север и впадает в Северно-Ледовитый океан. Хан Алтай в гневе превратил всех своих воинов в горы, а потом окаменел сам и превратился в самую большую горы Белуху. Батыр Бабырган, который бежал быстрее остальных воинов, стоит отдельной горой на въезде в Алтай.
У всех на слуху алтайский мед и травы. Что еще есть на Алтае такое, чего нет нигде?
Например, продукция пантового мараловодства. Панты — молодые оленьи рога, которые срезают каждую весну. Из них делают пантовые ванны, пантогематоген и другие целебные штуки. Говорят, они полезны для мужского здоровья, нормализуют давление и в целом укрепляют иммунитет.
Что обязательно стоит сделать на Алтае?
Я на Алтае с 1995 года. Раньше жил, сейчас просто приезжаю, но сколько раз приезжаю, столько раз и понимаю, что каждому Алтай предлагает что-то свое. Пару лет назад Гарик Сукачев снял фильм «То, что во мне» по итогам своего путешествия по Чуйскому тракту. Но это фильм не про те места, которые он увидел. Алтай не о том, что здесь, а о том, что уже есть в вас. Для тех, кто интересуется энергетикой, он станет местом для перезагрузки. Для тех, кто просто хочет выбраться из этого беличьего колеса офисной работы и суеты больших городов, это хороший способ замедлиться. Творческим людям Алтай подарит вдохновение, для интересующихся историей откроется музей под открытым небом… Все зависит от того, что у вас в голове.
Происхождение генетического смешения между европейцами и азиатами — ScienceDaily
Группа исследователей под руководством Автономного университета Барселоны (UAB) обнаружила первое научное свидетельство генетического смешения между европейцами и азиатами в останках древних скифских воинов, живших на 2000 лет назад в Алтайском районе Монголии. Вопреки тому, что считалось до сих пор, результаты, опубликованные в PLoS ONE , показывают, что это смешение произошло не из-за миграции европейцев на восток, а из-за демографической экспансии местного населения Центральной Азии благодаря технологическим усовершенствованиям, которые привнесла скифская культура. с ними.
Алтай — горный массив в Средней Азии, занимающий территории России и Казахстана на западе и Монголии и Китая на востоке. Исторически степи Центральной Азии были коридором для азиатского и европейского населения, что привело к большому разнообразию населения региона сегодня. Однако в древности Алтайские горы, расположенные посреди степей, представляли собой важную преграду для сосуществования и смешения народов, проживающих по обе стороны. И так они жили изолированно в течение тысячелетий: европейцы на западной стороне и азиаты на восточной стороне.
Исследование, проведенное учеными из UAB, Института каталонской палеонтологии Микеля Крузафонта и Института эволюционной биологии (UPF-CSIC), проливает новый свет на то, когда и как произошло это евразийское генетическое смешение.
В палеогенетической лаборатории ЗАО исследователи проанализировали митохондриальную ДНК (унаследованную от матери, что позволяет проследить наших предков), извлеченную из костей и зубов 19 скелетов бронзового века (7-10 века до н.э.) и железного века (2-7 вв. до н.э.) из гор Монгольского Алтая. Останки были извлечены из открытых семь лет назад гробниц, в которых были обнаружены скелеты скифских воинов и которые представляли собой первые научные свидетельства существования этой культуры в Восточной Азии.
Полученные результаты показывают, что население железного века, соответствующего времени, когда скифская культура проживала в Горном Алтае, имело идеальное сочетание (50%) европейских и азиатских линий или последовательностей митохондриальной ДНК. Открытие актуально, учитывая, что в предыдущих популяциях не было признаков смешения линий: ДНК, проанализированная в могилах, расположенных в России и Казахстане, принадлежит к европейским линиям, тогда как ДНК из восточной части, в Монголии, содержит азиатские линии.
«Результаты дают исключительно ценную информацию о том, как и когда появилось то разнообразие населения, которое наблюдается сегодня в среднеазиатских степях. Они указывают на возможность того, что это произошло на Алтае более 2000 лет назад между местным населением по обе стороны горного хребта, совпало с распространением скифской культуры, пришедшей с запада», — объясняет Ассумпцио Малгоса, профессор биологической антропологии UAB и координатор исследования.
Исследования, проведенные до сих пор на образцах древней ДНК из Алтайского региона, уже показали, что скифы были первым большим населением, которое представляло собой смесь европейцев и азиатов. Однако единственными популяциями, которые нужно было изучить, были популяции в западной части евразийских степей, что позволяет предположить, что это смешение произошло из-за миграции населения из Европы на восток.
Настоящее исследование является первым, в котором представлены научные доказательства такого смешения популяций на восточной стороне Алтая и указывается, что контакты между европейскими и азиатскими линиями произошли до железного века, когда популяции существовали по обе стороны горы. Исследование предполагает, что азиатское население переняло скифскую культуру, более развитую в технологическом и социальном отношении, и это заставило их демографически улучшиться, способствуя их экспансии и контактам с европейцами.
Идея выдвигает новую гипотезу о происхождении современного разнообразия населения в Центральной Азии и позволяет лучше понять происходившие демографические процессы.
Замороженные гробницы скифских воинов
С 2005 по 2007 год исследователи UAB совместно с французскими и монгольскими исследователями работали над европейским проектом по раскопкам скифских гробниц в горах Монголии на Алтае. В ходе трех проведенных раскопок было раскопано более двадцати гробниц. Многие из них были заморожены и содержали мумифицированные человеческие останки воинов, захороненных вместе с их имуществом и лошадьми. Это был первый раз, когда могилы скифских воинов были обнаружены в Монголии, поскольку все другие найденные ранее могилы располагались на западной стороне Алтая.
Скифы были индоевропейским народом, занимавшимся кочевым скотоводством и коневодством. Они пересекли евразийские степи от Каспийского моря до Алтайских гор во 2-м и 7-м веках до нашей эры. Скифы известны больше всего благодаря древним текстам, написанным греческим историком Геродотом.
История Источник:
Материалы предоставлены Universitat Autònoma de Barcelona . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
изменение климата и права коренных народов в горах Алтая – культура не запятнана
На этой странице представлена предыстория последней выставки Британского музея, спонсируемой BP, «Скифы: воины древней Сибири» . Чтобы перейти к другим страницам в Crude Connections , нажмите ниже:
Crude Connections – Home
Лоббирование: встречи с министрами и обход санкций
Спонсорство: культура брендинга от Великобритании до России
ВР и Роснефть: разливы, скандалы и Сечин
Изменение климата и права коренных народов в Алтайских горах
Алтайские горы на юго-востоке Сибири являются домом для замерзших скифских гробниц, которые доминируют на текущей выставке Британского музея, спонсируемой BP. Это отдаленный район, где сходятся границы России, Китая, Монголии и Казахстана.
В переводе «Золотые горы» этот регион, в основном находящийся под управлением России, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь проживают полукочевые коренные алтайцы (31% населения) и многие исчезающие виды, в том числе снежные барсы.
Алтай, или «Золотые» горы, где тысячелетиями в вечной мерзлоте сохранялись тела скифских воинов. Кобсев / русская Википедия
Плато Укок, местонахождение многих замерзших скифских (известных как Пазырык) гробниц, которые вызывают такое восхищение у археологов и других ученых, является особенно священным для алтайцев, что делает археологические раскопки человеческих останков здесь весьма спорными. Укоку также угрожает строительство газопровода, который соединит Россию и Китай, предложенный российским государственным энергетическим гигантом «Газпром», но еще не начатый.
Дженнифер Кастнер, директор проекта «Алтай» — неправительственной организации, которая занимается защитой природных ландшафтов и дикой природы, а также поддержкой коренных народов и традиционных укладов жизни в регионе, — объясняет, почему BP спонсирует выставку скифских артефактов из Горного Алтая так проблематично:
«Выбор Британским музеем компании BP в качестве спонсора выставки «Скифы» вызывает тревогу по двум причинам. Во-первых, BP — международная компания по добыче ресурсов, которая захватывает и уничтожает родные земли, нарушает традиционный образ жизни и демонстрирует фундаментальное неуважение к глубокой связи между коренными народами и их ландшафтом.
«Во-вторых, есть близкие параллели на Алтае, где конкурент BP «Газпром» стремится построить трубопровод, который разрушит древние памятники, нарушит документально подтвержденные священные земли и памятники и разрушит полукочевое скотоводство алтайского народа. экономики, одновременно спонсируя капитальный ремонт и выставку Алтайского национального музея.
В обоих случаях господствующие западные рн культурные установки отрицают связь между археологией и современными коренными народами, а гиганты нефтегазовой промышленности «отмывают» собственный имидж за счет алтайцев и им подобных»9.0004
В этом разделе:
- Изменение климата в Горном Алтае
- Таяние вечной мерзлоты : Археологи и ЮНЕСКО бьют тревогу
- «Земля истощается» : Взгляд коренных народов на регион и его археологические сокровища
- Споры вокруг Укока «Ледяная принцесса» и спонсорства Газпрома
- Репрессии правительства против НПО, выступающих против строительства трубопровода
- Британский музей и согласие исходных сообществ
Изменение климата в Горном Алтае
Как и в Арктике, в Горном Алтае повышение температуры, вызванное изменением климата, происходит гораздо быстрее, чем в среднем по миру.
Это уже привело к значительной потере ледниковой массы и другим изменениям местного климата, экосистем и средств к существованию, включая опустынивание, сокращение водных ресурсов, негативное воздействие на скотоводческое хозяйство и культуру коренных народов, а также ухудшение качества воздуха и воды.Отступающий ледник на Южном Алтайском хребте. Фото: Сергей Спицын
По словам Глеба Райгородецкого в его новой книге «Архипелаг надежды: мудрость и стойкость с порога изменения климата», в которой подробно исследуется влияние изменения климата на Алтайский край и его коренные народы:
«Вечная мерзлота на Алтае была относительно стабильной со времен позднеплейстоценового оледенения около восемнадцати тысяч лет назад. Однако в течение 20 века средняя температура земли в регионе увеличилась примерно на 1,4 градуса по Фаренгейту.
На нижнем краю вечной мерзлоты, где находится много алтайских курганов [мерзлых могил], этого небольшого потепления достаточно, чтобы вечная мерзлота растаяла. В результате повышения температуры больше вечной мерзлоты тает — так называемый активный слой, где вечная мерзлота оттаивает и замерзает каждый год, увеличился на 23 процента с 1970-х годов. За тот же период нижний край вечной мерзлоты отступил вверх по склону примерно на двести метров, а ее общая площадь сократилась на 15 процентов.
Ученые предсказывают, что по мере дальнейшего повышения температуры воздуха на Алтае вечная мерзлота полностью исчезнет к концу XXI века, оставив древнее содержимое курганов Укока оттаивающими и разлагающимися. Археологи и ЮНЕСКО бьют тревогу
Сохранение мерзлых гробниц Горного Алтая : доклад ЮНЕСКО, который забил тревогу об угрозе таяния вечной мерзлоты для скифской археологии
Замерзшие гробницы или курганы Горного Алтая являются уникальным источником информации о малоизвестном скифском народе. Внутри гробниц лежат тела, которые так хорошо сохранились в вечной мерзлоте более 2000 лет, что до сих пор видны даже их татуировки.
Непреходящее значение этих гробниц таково, что в 2008 г. ведущие археологи объединили усилия с ЮНЕСКО в рамках крупного проекта по повышению осведомленности об угрозе, которую представляет таяние вечной мерзлоты для сотен до сих пор не раскопанных алтайских курганов, а также по выработке стратегии и предложения о том, как сохранить их и их содержимое. Один из выдающихся археологов, доктор Герман Парцингер, президент Фонда культурного наследия Пруссии, резко выразился:
‘Сейчас мы столкнулись с ситуацией спасательной археологии. Трудно сказать, сколько еще эти могилы простоят здесь». археологические и искусствоведческие аспекты Горного Алтая. В нем рассматривается наука, связанная с таянием вечной мерзлоты, и освещаются будущие проблемы для исследований и сохранения, включая предложения о том, как защитить материал, содержащийся в замороженных гробницах.
«Земля истощается»: взгляды коренных народов на регион и его археологические сокровищаКоренные алтайцы с благоговением относятся ко всей природе и используют древние культурные обычаи и церемонии для восстановления и поддержания своих связей с животными, растениями, горы, ветер и вода.
Алтайский обряд в поселке Аргут в рамках празднования Нового года Чага-Байрам в феврале. Фото: Майя Эрленбаева
Их традиционное мировоззрение объясняет Чагат Алмашев из Фонда устойчивого развития Алтая:
«У земли есть дыхание, пуповина, нос, рот, глаза и уши… все, что существует на земле, живо. Алтай — это гармоничное сосуществование человека и природы». Это традиционная мудрость жителей Республики Алтай… «Горы с ледниками несут благо в жизнь людей. Долины с ледниками дают пастбища для здорового скота».
Алтай — регион, полный уникальных особенностей, которые придают ему поразительную красоту и особую важность для биологического разнообразия его растений, млекопитающих, рептилий и рыб.
На протяжении веков у алтайцев сформировалась уникальная экологическая культура, включающая в себя весь спектр нравственных ценностей и необычный философский взгляд на мир. Горы Алтая являются священными местами для родов и племен коренного населения. У каждой долины, у каждой горной вершины, у каждого родника есть свои духи, или хозяева, называемые по-алтайски «иэзи». Вся природа одушевлена; природный мир вокруг людей полон духов, и каждое живое существо имеет божественное происхождение и служит божественной цели…
Слава Челтуев, лидер общины теленгитов и шаман в высокогорном Кошагачском районе Алтая, размышляет о нашем мире 21 века и подчеркивает необходимость возрождения важных традиционных знаний. «Природа сильно меняется. Наше лето наступает через месяц. Дождя нет. Земля истощается», — говорит Челтуев». невероятно хорошо сохранившиеся останки молодой женщины, захороненной 2500 лет назад. Они раскопали гробницу и забрали тело женщины для изучения.
Но алтайцы считают так называемую «Ледяную принцессу» могущественной и важной, а плато Укок — священным могильником, где предки продолжают защищать своих потомков. Они считают, что она была похоронена, чтобы обеспечить мир и благополучие своего народа, и что ее удаление нарушило равновесие в регионе. Они утверждают, что им должно было быть дано добровольное предварительное и осознанное согласие, и что они не дали бы согласия на ее удаление.
Вид на плато Укок с древнего кургана. Фото: Дженнифер Кастнер
Глеб Райгородецкий, побывавший в регионе и пообщавшийся с алтайцами, которые полны решимости вернуть ее, описывает, как считается, что об этом дисбалансе свидетельствуют не просто рекордные наводнения, климатические изменения и угрозы развития, которые переживает регион, но от ‘от кошмаров, рассказанных археологами во время раскопок, до чуть не разбившегося вертолета при доставке саркофага с Укока, до последующих мощных землетрясений, одно из которых сровняло с землей целую алтайскую деревню. Алтайцы считают, что для восстановления порядка вещей необходимо вернуть принцессу Кадын на ее законное место на плато Укок» 9 .0004
Местные жители настолько переживают по этому поводу, что в 2014 году совет старейшин Алтая проголосовал за возвращение ее тела в могилу. Однако в 2016 году судья отменил их.
Вместо этого она была возвращена в регион в 2012 году, в Алтайский национальный музей Анохина в Горно-Алтайске, который был полностью отремонтирован и увеличен в два раза с новым мавзолеем специально для Ледяной Принцессы. Более миллиарда рублей на реконструкцию выделила российская государственная энергетическая компания «Газпром», которая хочет проложить новый крупный газопровод от газовых месторождений Западной Сибири в Китай прямо через плато Укок, которое когда-то было священным местом упокоения принцессы. Это беззастенчивая попытка использовать культурное спонсорство для продвижения своих деловых интересов.
Председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер во время посещения Национального музея Республики Алтай им. Анохина после завершения реконструкции. Фото: Газпром
В 2006 году Газпром и Китайская национальная нефтяная компания подписали соглашение о поставках природного газа из России в Китай, для чего будет построен газопровод, пересекающий Горный Алтай, в том числе очень чувствительные в экологическом, археологическом и культурном отношении регионы, такие как Плато Укок. Против него решительно выступают многие местные сообщества и организации, экологические НПО и ЮНЕСКО.
Несмотря на то, что в настоящее время этот проект находится на втором плане, по мнению российского правительства, он все еще является «официальным» проектом и остается в их документах долгосрочного планирования. Он регулярно упоминается в российско-китайских нефтегазовых переговорах, последний раз в сентябре 2017 года: «Алексей Миллер и Чжан Гаоли обсуждают поставки газа в Китай с Дальнего Востока России».
Репрессии правительства против НПО, выступающих против строительства трубопроводаСайт Сибирского экологического центра, вынужденный закрыться после того, как его обвинили в том, что он «иностранный агент».
Несколько местных неправительственных организаций, выразивших озабоченность по поводу трубопровода Газпрома, были вынуждены закрыться в соответствии с российским законом, который клеймит организации с любым внешним финансированием как «иностранные агенты». Закон был введен по всей России, сократив общее количество НПО на треть.
Правительство Алтая особенно поддержало его – отчасти, казалось бы, для того, чтобы фактически заставить замолчать большую часть критики воздействия предлагаемого трубопровода. Среди них Сибирский экологический центр, Фонд «Алтай XXI век», Школа духовной экологии Тенгри, Экологическое общество Геблера и Алтайский центр независимых исследований.
Несмотря на то, что эти НПО вынуждены закрыться, все работающие на них лица нашли способы продолжить свою работу, часто в качестве неформальных групп, но без прежнего столь необходимого официального признания и легкого финансирования.
Британский музей и
согласие сообществ источниковТатуированная кожа из кургана в Горном Алтае, выставленная на выставке «Скифы» Британского музея
Были ли какие-либо из этих сложностей приняты во внимание кураторами Британского музея при принятии решения о том, какие артефакты отображать и как их описывать? Если и были, то на самой выставке доказательств этому нет. Он включает в себя человеческие останки с плато Укок, такие как кусок кожи с татуировкой. Но в нем не упоминаются ни споры вокруг Ледяной принцессы, ни тот факт, что алтайцы считают скифов своими предками и считают их могилы священными.
Также не упоминается тот факт, что вечная мерзлота, которая хранила так много экспонатов в течение тысяч лет, теперь начинает таять. В конце выставки есть стенд, на котором представлены текущие исследования и проблемы скифской археологии, в том числе пример скифского наскального искусства, которому в настоящее время угрожает опасность из-за плотины в Сибири. Но нигде не упоминается о чрезвычайной ситуации, связанной с таянием вечной мерзлоты.
Возможно, кураторы выставки подверглись процессу самоцензуры, чтобы порадовать спонсора нефтяной компании или избежать профессионально неловкой ситуации? Или, возможно, они не считают важной связь своих выставок с текущим контекстом. Безусловно, решение музея , а не , чтобы упомянуть тающую вечную мерзлоту или оспариваемые артефакты на выставке «Скифы», говорит так же громко, как если бы это было так.