Сколько было фресок у софии киевской: «Фрески Софии Киевской»

Содержание

Российские древности: Софийский собор Великого Новгорода

Там же, в Мартирьевской паперти, сохранилось и большинство древних граффити — надписей, процарапанных на штукатурке. Это очень интересный пласт истории и культуры наших предков, ведь, по сути, лишь такие записи и берестяные грамоты доносят до нас живую речь наших современников. Очень интересны, например, автографы мастеров-строителей собора. А уж граффити о жизни жреца воронов или о том, что сожгли двор одного из первых клириков храма, показывают драматичное взаимодействие язычества и христианства в первый век его существования на новгородской земле.

Знаменитые могилы

Строитель (а точнее, заказчик) храма, Владимир Ярославич скончался сразу после освящения. В Софии его и похоронили. Рядом с гробницей Владимира расположен еще один почитаемый саркофаг. На табличке можно прочесть, что там покоится «святая княгиня Анна». По церковной легенде, это могила жены Ярослава Мудрого, матери Владимира, по той же легенде, трижды менявшей имя. Сначала скандинавка Ингигерд, потом христианское имя Ирина, ну а затем — якобы монахиня Анна. Красивая получается легенда: муж обрел покой в Киевской Софии, супруга упокоилась в Новгородской, где она часто бывала в годы Ярославова княжения в Новгороде. Очень трогательно, но, увы, это всего лишь легенда.

Начнем с того, что имя Анна впервые встречается в источниках, отстоящих на полтысячи лет от кончины супруги Ярослава (вообще-то так звали последнюю жену отца Ярослава, Владимира, византийскую принцессу). Данных о монашестве Ирины тоже нет. А уже в советское время археологи обследовали некрополь Софийских соборов в Новгороде и Киеве. В саркофаге Ярослава Мудрого в Киевской Софии вместе с костями обнаружен и скелет «женщины… пожилого возраста, северного типа». А вот «мощи Анны» в Софии Новгородской при всем желании не могли быть останками супруги Ярослава Мудрого. Исключительно в силу возраста: женщине, захороненной в Софийском соборе, было около 30 лет, а Ирина прожила больше 50.

Увы, неверна церковная атрибуция и мощей князя Федора Ярославича, умершего 5 июня 1233 года, в день своей свадьбы, в возрасте 40 лет. Тогда его похоронили в соборе Юрьева монастыря в Новгороде, века спустя тело якобы «нашли нетленным» и похоронили в Софии. Судмедэкспертиза показала: в гробнице Федора действительно захоронен человек в возрасте около 40 лет, отравленный мышьяком. Но, скорее всего, останкам на пару веков меньше. Это, вероятно, останки Дмитрия Шемяки, которого умертвили таким способом по приказу Василия Темного в XV веке (как мы видим, особой добротой великие князья вообще не отличались).

Другие реликвии

В Софийском соборе сейчас хранится самая почитаемая в Новгороде икона — Богоматерь Знамение. Она, по преданию, пострадала во время осады Новгорода войсками, руководимыми сыном Андрея Боголюбского, Мстиславом, на рубеже 1169—1170 годов (Андрей Боголюбский был тот еще подарок!). Кто-то из осаждающего войска пустил стрелу в икону, и, по преданию, Богородица наслала смуту на войско неприятеля и заставила его отступить. Именно на тему этого предания создано знаменитейшее произведение древнерусской живописи — икона «Чудо от иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» (или «Битва новгородцев с суздальцами»), хранящаяся в Третьяковской галерее, фактически, древнерусский комикс.

Вторая реликвия — каменный резной крест митрополита Алексия в честь победы на Куликовом поле. Это единственное известное нам произведение искусства, достоверно созданное в честь этой победы «по горячим следам».

Третья реликвия появилась в соборе недавно. Дело в том, что Новгород вместе с немцами оккупировали испанцы — «Голубая дивизия». Эти ценители прекрасного, отступая, прихватили с собой древний крест, на котором «сидел» металлический голубь. Вообще-то он — символ Святого Духа, но, по новгородской легенде, это голубь, который увидел зверства Ивана Грозного и окаменел. Следы креста затерялись, но в 2003 году в одной из испанских военных академий крест нашелся, и его вернули. Чтобы испанцам не было обидно, в Новгороде сделали еще одну копию и подарили ее испанским военным. А древний крест решили не возвращать на место, а выставить в Софии. В 2007 году над куполом поставили еще одну копию.

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»

В. Кикта
«Фрески Софии Киевской»

Урок  музыки в 6 классе.

Учитель: Денисова И.А.

МАОУ СОШ № 45

г. Калининград

 (слайд 1)

  • Святая София Киевская — уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором Святой Софии, Софийским музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии. Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения. (слайд 3)
  • Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. (слайд 4)
  • Мозаики и Фрески Софии Киевской.
    В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь. Все остальное пространство, вторые этажи («полати», или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками.  (слайд 5)
  • Христос-Вседержитель» В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. «Оранта» Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты(премудрость божия), размещенная в своде алтаря.  (слайд6)
  • Мозаики и Фрески Софии Киевской. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе
    .
     (слайд7)
  • Валерий Григорьевич Кикта. Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией.(слайд8)
  • Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»    В.Кикты.  «Фрески» были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.  «Фрески» — взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств — музыки и древней живописи. (слайд9)
  • «Фрески» -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке — «концертная симфония для арфы с оркестром» фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):

      1 Орнамент 1
       2 Зверь нападает на всадника
       3 Орнамент 2
       4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого             
       5 Михайловский придел
       6 Борьба ряженых
       7 Музыкант
       8 Скоморохи
       9 Орнамент 3. (слайд10)

  • №1,№3,№9  «Орнамент» Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси. «Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость. (слайд11)
  • По словам композитора «Фрески» выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что «Фрески Софии Киевской» стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио. (слайд16)
  • Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в музыке. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств — музыки и древней живописи. (слайд17)

Используемая информация:

  • http://fb.ru/article/229337/
  • http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/
  • http://keepslide.com/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/  (слайд18)

Просмотр содержимого документа
«В. Кикта «Фрески Софии Киевской»»

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»

Урок музыки в 6 классе

Учитель- Денисова И.А.

МАОУ СОШ№45

Г. Калининград

София Киевская

  • Святая София Киевская — уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором Святой Софии, Софийским музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии. Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.
  • Собор  София Киевская , заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. 

Мозаики и Фрески Софии Киевской

  • В  Софии Киевской  гармонично сочетаются два вида монументальной живописи — мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера — центральный купол и алтарь. Все остальное пространство, вторые этажи («полати», или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие  Храм Софии Киевской  в древности, были украшены фресками.

«Христос-Вседержитель»

В зените центрального купола  Святой Софии Киевской , в медальоне,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя.

«Оранта»

Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери —  Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря.

Мозаики и Фрески Софии Киевской

  • До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.
  • В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

Валерий Григорьевич Кикта

Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией

Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В.Кикты

 

  •   «Фрески» были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже.
  • Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.  
  • «Фрески» — взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств — музыки и древней живописи.

«Фрески» -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке — «концертная симфония для арфы с оркестром» фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):

1 Орнамент 1        2 Зверь нападает на всадника        3 Орнамент 2        4 Групповой портрет дочерей Ярослава

Мудрого        5 Михайловский придел        6 Борьба ряженых        7 Музыкант        8 Скоморохи        9 Орнамент 3

№ 1,№3,№9 «Орнамент»

  • Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси.

«Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….

№ 4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

  • В этом фрагменте два пласта звучания. Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

№ 6 «Борьба ряженых»

  • В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

№ 7 «Музыкант»

  • Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.

№ 8 «Скоморохи»

  • В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.
  • По словам композитора «Фрески» выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что «Фрески Софии Киевской» стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио. 
  •   Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в музыке.

  Автор проводит идею

вечности живого

прошлого через

сближение

искусств — музыки

и древней

живописи.

Интернет ресурсы:

  • http://fb.ru/article/229337/
  • http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/
  • http://keepslide.com/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/

Названия частей симфонии Фрески Софии Киевской

Подскажите аккорды к песнеВ этом мире многоточийВсе так зыбко и непрочно,Что, порою, маршал падает с коня.Ни к чему чины и званья –Мне б играть на бар … абане!Запишите в барабанщики меня!Знаю, адская работа,И забот всегда до черта,И ни ночи нет для отдыха, ни дня.Но ведь я же не из хлипких,Все осилю и привыкну –Запишите в барабанщики меня!У меня как струны нервы,Я иду в шеренге первым,Я играю так, что плавится броня.Я для всех ребят примером,Я для всех ребят, как вера –Запишите в барабанщики меня!Ну, а если пуля встретит,Это сразу все заметят,Тишина страшнее смерти и огня.Скажет кто-то непременно:«Я готов ему на смену!Запишите в барабанщики меня!»​

Прослушать 5 часть «Рондо» Кончерто Гроссо «№1 Алфреда Шнитке. и ответить на вопросы: 1. какую музыку композитор противопоставляет «высокому» искусст … ву 1ой барочной темы? 2. какая новая тема появляется в музыке «Рондо», черты какого жанра она имеет? 3. какие чувства испытывает герой этого произведения?

Прослушать 2 произведения Ф.Шуберта «Аве Мария» и «Форель» какова эмоциональная окраска произведений в начале и в их окончании? какое из произведений … понравилось больше? почему?

Помогите пожалуйста с музыкой. «Русская музыкальная культура 19 века» (ответить на вопросы ) 1) Основоположник русской музыкальной классики — 2) Рус … ские оперы 19в. на сюжеты произведений А. С. Пушкина (назвать 5-6 произведений, указать название оперы и автора музыки ). 3) Где, когда были сформированы первые русские консерватории ? 4) Кратко охарактеризуйте деятельность Антона и Николая Рубинштейнов. 5) Кто из русских композиторов большинство своих опер написал на сказочные сюжеты ? Назовите 3-4 произведения на сказочные сюжеты известных русских писателей. 6) Какие балеты написал П И Чайковский ? 7) Кто автор симфонической сюиты «Шехеразада» ( на основе какого литературного произведения ) ? 8) Назовите 2-е самые известные оперы 19в. на исторический сюжет ( назвать авторов музыки и литературного произведения ). 9) Кто автор оперы «Eвгений Онегин» ( кто автор сюжета ) ? 10) Кто автор «Картинок с выставки» ( сколько пьес в цикле, для какого инструмента написаны) ? 11) Назовите автора «Испанских увертюр» . 12) «Венецианская ночь» — назовите автора музыки, укажите жанр ( опера, балет, романс, сюита ).

Кем был создан жанр симфонического мугама?

Композитор 2 половины 19 века Западная Европа​

основные события в рассказе Думы Рылеев. Очень срочно надо! ​

Сообщение о выдающемся человеке, профессия которого не была связана с музыкой, но музыка была его увлечением

Нужны ответы на Музыку (Кондратова) Тема 2.Новарство в музичному мистецтви СРОЧНО

в каком темпе звучит ритмический мугам Хейраты ​

О чем рассказывают фрески Софии?

Более семи тысяч посланий со столетним бэкграундом вскоре опубликуют в научном сборнике

Всегда привлекательная, нарядная и чарующая — София Киевская — несмотря на тысячелетнюю историю и многолетнее ее исследование учеными до сих пор сохраняет свою таинственность. Часть этих секретов спрятана в настенных надписях Софийского собора, которым уже по 800, а то и по 1000 лет. Сейчас ученые исследовали 7,5 тыс. таких граффити! Каждое послание имеет свой смысл, историю создания и даже автора. Изучение посланий из прошлого дополняет историю Киевской Руси новыми деталями или же подтверждает те тезисы, которые описаны в летописях.

При этом упомянутое количество надписей в Софии — не окончательное. До сих пор не изученными остаются граффити, которые находятся под слоем масляной краски или под фресками, то есть те, которые физически недоступны для фотографирования и прорисовки. Их анализ — это задача на будущее, когда высокие технологии позволят считать их содержание безболезненно для памятника.

А то, что сейчас известно исследователям Софии, вскоре будет опубликовано в многотомном издании, состоящем из 10 частей и 12 книг. Таким образом, все 7,5 тыс надписей будут введены в научный оборот и станут доступными для ознакомления.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

РАЗРЕШАЛИСЬ ЛИ ТЕКСТЫ НА СТЕНАХ?

О небольшой части изученных граффити недавно рассказал во время виртуального лектория доктор исторических наук, заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Вячеслав Корниенко.

«Если присмотритесь к стенам Софии, то увидите, что они исписаны значками, черточками и рисунками. Невольно задаешься вопросами — это акт вандализма, кто мог это писать, о чем и почему эти надписи остались, почему их во время реставрационных работ не убрали, — спрашивает слушателей пан Вячеслав. — Все эти надписи имеют чрезвычайно большую историческую ценность, так как выполнены 1000—900—800 лет назад. Эти надписи оставляли посетители, заходя в храм, молясь в нем. И эти тексты отражают мировоззрение тогдашнего человека, восприятие им мира и окружающей среды. Такие тексты, рисунки сами по себе являются ценным историческим источником. Другой вопрос — разрешалось ли это делать? Такая деятельность не поощрялась, устав князя Владимира запрещал резку стен. Но учитывая на то, что все памятники средневековья усеяны такими граффити, мы можем только предположить, что при определенных условиях это можно было сделать».

Какими же граффити богаты стены Софийского собора? Несмотря на то, что это храм для молитв, писали здесь все, что считали в то время нужным. Кстати, для создания надписей использовали писала. «Это инструменты, которыми выполнено большинство граффити в Софии и других храмах. Их использовали для написания текстов по вощеных дощечках, но подходили они и для того, чтобы по штукатурке выписывать буквы и делать рисунки», — объясняет историк.

ПОСЛАНИЕ КНЯЗЬЯМ

Самая известная надпись ХІ века извещает о захоронении в Софийском соборе князя Ярослава Мудрого, основателя храма. «Для людей средневековья история воспринималась как что-то священное, стены храма были как страницы книг, и на них считали необходимым оставить важные надписи, — добавляет Вячеслав Корниенко. — В надписи о захоронении Ярослава говорится, что в лето 6522-е, 20 февраля, состоялось успение (спокойная смерть) царя нашего, в воскресенье в неделю мученика Феодора. Хотя здесь не упомянуто имя князя, но, сопоставив эту надпись с летописным сообщением, историки пришли к выводу, что речь идет именно о Ярославе Мудром».

Кроме новостей о смерти князей, оставляли тогдашние киевляне и записи-проклятия в сторону тех, кто чем-то прогневал или разочаровал народ. Так, о князе Ростиславе (сыне Всеволода и внуке Ярослава) ученые нашли граффити со словами «Да не будет принят Ростислав в Царствие небесное» (ученый переводит слова со староукраинского языка на современный). Еще одна запись об этом же князе запрещает поминать его.

«Почему же киевляне так не любили князя Ростислава? Летопись сообщает, что он умер в мае 1093 года — князь участвовал в борьбе против половцев, в битве с ними Ростислав, отступая, утонул в реке Стугна. Как сообщает летопись, все киевляне были опечалены этим. Его с торжествами похоронили в Софийском соборе, но мы видим надпись-проклятие, а затем надпись того, кто читал этот текст и стер дату смерти, чем ликвидировал возможность поминания этого князя. Почему? Ответ на этот вопрос дает Киево-Печерский патерик, в частности легенда о чудотворце Григории, — рассказывает исследователь. — Когда княжеские войска стояли неподалеку от переправы возле Выдубицкого монастыря, князь Ростислав был там, Григорий спустился набрать воды. Солдаты начали издеваться над старым монахом, оскорблять его. На что Григорий ответил, что им следует покаяться, ибо примут смерть от воды вместе со своим князем. Князь разозлился и приказал утопить чудотворца, но пророчество сбылось. За убийство печерского монаха не все киевляне с сожалением отнеслись к смерти князя».

ЦЕРКОВНЫЕ ГРАФФИТИ

Религиозная власть тоже нашла отражение в настенных граффити. Так, есть надпись о том, что 12 февраля 1051 года, а тогда как раз состоялся собор епископов, первым митрополитом-русином был избран по настоянию князя Ярослава — Иларион. Об этом и сообщает автор надписи.

Несколько иного характера есть упоминание о митрополите Кирилле ІІ, который возглавлял церковь во времена послемонгольского нашествия, — о его погребении в Софии. Кстати, доказать факт, что Кирилл ІІ действительно похоронен в соборе, удалось относительно недавно современной исследовательнице Надежде Никитенко.

«Были и надписи простых мирян, как то: «Святой Пантелеймон, помилуй раба своего Мартина», — рассказывает Вячеслав Корниенко. — Этот Мартин — очень интересная личность. Он сделал пять надписей в Софии и два в Кирилловской церкви, это было установлено после исследований особенностей выполнения этих граффити. Мартин происходил из семьи софийского священника Семьюна и Анны, назван был в честь Папы Римского — Мартина Исповедника, который был очень уважаем в Херсонесе в то время, когда князь Владимир захватил город. Родился Мартин на начале XII века, подобно многим поповским детям пошел по стопам отца. Начал служение свое в Софийском соборе, а когда была построена Кирилловская церковь и основан монастырь, Мартин был переведен на новое место служения — в Кирилловскую церковь».

Так что иногда исследователям удается не просто растолковать надпись, но и установить их автора. Например, надпись «Киприан, красив ты, сколько мне еще зря распаляться», скорее всего, выполнила женщина по имени Елена. Граффити выполнено на фреске, где изображена Святая Елена. Возможно, просила влюбленная помочь любовным делам свою покровительницу.

«Не вписывается ни в какие рамки надпись — «Симьюну не люба борода рыжая». Возможно, этот Симьюн очень хвастался своей рыжей бородой, о чем автор сделал запись на фреске. Еще одна форма граффити — покаяние, когда человек называет грех, за который он раскаивается, и просит Господа о помощи. Есть даже детские граффити, то есть выполненные детьми, например, есть надпись с изображением азбуки, — добавляет историк. — Вообще, такое большое количество граффити свидетельствует о том, что люди были грамотными, а результаты их обучения мы можем видеть на стенах».

Подробно настенные надписи в Софии изучал Сергей Высоцкий, посвятив этому около 30 лет исследований. Сейчас его путь продолжает Вячеслав Корниенко. Без специальных знаний растолковать послание из прошлого нам вряд ли удастся, но попробовать можно?

Киевская София — это… Что такое Киевская София?

Собо́р Свято́й Софи́и (укр. Собор святої Софії; Софи́йский собо́р, укр. Софійський собор) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и внесён у список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года), 22 ноября 2006 года Украинская православная церковь Московского Патриархата отказалась участвовать в будущем в этом мероприятии: согласно заявлению Синода УПЦ МП, молитва вместе с «отлученными от церкви» противоречит Апостольским Правилам[1].

История

Реконструкция первоначального облика собора

Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более вероятной видится вторая дата. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки.

В 1240 Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385 — 90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».

Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющимии поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.

Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.

Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.

Некрополь

В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. Остальные, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены.

Примечания

Ссылки

Литература

Достопримечательности Киева

 

Wikimedia Foundation. 2010.

СостояниеМузей
Софийский собор на Викискладе

Идея об открытии «Евровидения» в храме вызвала неоднозначную реакцию — Российская газета

Знаменитый Киевский собор Святой Софии построен в центре Киева в первой половине XI века. Как говорит летопись, князь Ярослав Мудрый определил, что ему надо стоять на месте победы в 1037 году над печенегами. Сегодня София Киевская предстоит перед многочисленными и религиозными, и культурными паломниками как храм, перестроенный в XVII-XVIII веках в стиле украинского барокко. Но и он не может погасить звучащее в его стенах древнее культурное эхо. Здесь находится один из самых полных в мире ансамблей подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. Музеям, уже не говоря о храмах, положено дрожать над столь несомненными культурными сокровищами. Как впускать в эти стены многодецибельный конкурс, к тому же стилистически отвратительно диссонирующий с сутью и смыслом древнего храма.

По словам заместителя главы киевской администрации Алексея Резникова, София Киевская сейчас не действует как храм, а является известным музеем, внесенным в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Поэтому мы не оскорбим никаких религиозных чувств верующих», — заявил чиновник.

Даже теоретическое обсуждение этого варианта вызывает оторопь. Храм — не место для шоу

После церемонии гости и участники, по замыслу организаторов, отправятся на официальную вечеринку в «Евроклуб», который станет местом закрытых вечеринок для стран-участниц.

Комментарий

Елена Жосул, советник председателя Синодального информационного отдела РПЦ, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета:

Если Киевские власти и власти Украины хотят окончательно понизить собственные рейтинги в глазах украинской общественности (не только православной, кстати, но и светской)  они могут спокойно осуществлять задуманное.

Но мне кажется, что даже теоретическое обсуждение такого варианта вызывает оторопь, негодование и естественный протест тех, кто считает себя сколько бы то ни было цивилизованными людьми.

Храмы и любые другие сакральные места — отдельно, а ток-шоу и шоу-бизнес — отдельно. Это не должно ни у кого вызывать сомнений. Эти вещи нельзя смешивать ни в коем случае. Какой бы сегодня, в 2016 году, официальный статус в соответствии с Украинским законодательством не носил бы комплекс «София Киевская» (формально он считается музеем), он остается одной из значимых святынь Киевской Руси. Важной не только для украинцев, но и для всех православных верующих Московского Патриархата. А имеющиеся намерения — это, по сути, прямое оскорбление и вызов миллионам православных людей.

Самый яркий пример, когда в храме попытались устроить шоу, — это так называемый «панк-молебен» группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в 2012 году. Конечно, «Евровидение» и акция этих девушек — мероприятия разного уровня, но принцип тот же — танцы у алтаря, шоу у святыни. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Украина: Киев (пара любимых мест).: kuba — LiveJournal

В Киеве последствия событий последних нескольких месяцев видны на каждом шагу. И уж куда сильнее, чем в центральноукраинской провинции. В отведенные полдня я запланировала посещение Софии Киевской. Хотела еще доехать до Кирилловской церкви, но музей там в этот день не работал, так что пришлось от идеи отказаться.

Софийский собор Киева – древнейший из сохранившихся православных храмов на территории бывшего СССР. Строительство начато в 1019 году, росписи и мозаики относятся к первой четверти XIв. Со временем вокруг собора вырос целый комплекс зданий, основная масса которых относится к XVII веку, когда была сильно перестроена и сама София. Так что свой первоначальный облик она утратила (в отличие, например, от Софии новгородской). Зато в Новгороде практически не сохранился древний внутренний декор храма («спасибо» горе-реставраторам XIXв), а вот в Киеве фресок и мозаик XIв и сейчас можно видеть довольно много. Некоторые участки росписи, конечно, поновлялись, но не столь значительные, да и многое потом было расчищено.
Самая известная мозаика собора – Богоматель Оранта в конхе апсиды. Таких изображений много было в Константинополе, кроме того,  известно, что греки принимали активное участие в строительстве и украшении Софии Киевской. Но эту Оранту, похоже, делали местные мастера – слишком уж тяжеловесным и прямолинейным получилось изображение — на греческую работу совсем не похоже. Впрочем, учитывая полное отсутствие опыта у киевских художников XIв, нельзя не отдать им должное.
Другие мозаики алтарной части собора выполнены более искусно – здесь участие греков вполне вероятно. Хороши и фрески, тем более что на некоторых из них, предположительно,  можно видеть реальных исторических персонажей – например, очень известны 2 фрагмента с изображениями членов семьи князя Ярослава Мудрого (строителя Софии).
Очень интересные росписи украшают лестницу, ведущую на второй этаж. Здесь также много старых граффити (хотя и в основном объеме храма они тоже встречаются).

На втором этаже Софии в одной из галерей работает выставка мозаик из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Небольшое их количество было снято со стен храма прямо перед его разрушением в 1930-х гг (это вообще одна из самых значительных культурных и архитектурных потерь Киева за всю его историю – тем более обидная, что собор XIIв благополучно пережил все катаклизмы прошедших веков и был варварски снесен сравнительно недавно). Самый большой из фрагментов – изображение Евхаристии (довольно искусно выполненное), да и остальные мозаики заслуживают самой высокой оценки — и заставляют еще больше сожалеть о потере столь ценного памятника.

Как можно понять из сказанного выше, осмотр одного лишь Софийского собора может занять немало времени (у меня ушло более часа). А ведь это еще не все.
Перед тем, как попасть в храм, экскурсовод (по территории регулярно проводятся экскурсии, к которым можно присоединиться по входному билету) повела нас в музей, расположенный в т.н. Малой Софии (1722-1730гг), где выставлены на обозрение древние фрагменты Софии, найденные во время раскопок, копии отдельных ее фресок, несколько каменных саркофагов, а также пара-тройка артефактов из Десятинной церкви (первого каменного храма Киевской Руси, разрушенного ордами Батыя в 1204г). Особенно впечатляет фрагмент мозаичного пола (вполне внятный – я и не думала, что от Десятинной церкви осталось хоть что-нибудь).
Неудивительно, что на оставшиеся выставки (которых еще несколько на территории комплекса), времени у меня не хватило. Ну и музей закрывается рановато, надо признать (в 16.30 или 17.00 – не запомнила). В теплое время года такой памятник все-таки должен работать хотя бы часов до 6-7 вечера.


Евхаристия — мозаика Михайловского златоверхого собора XIIв.



И еще Евхаристия — фрагмент.


Святой Стефан — еще одна мозаика Михайловского собора.


Пророк Захария — фреска Михайловского собора.


Фрагмент фрески Десятинной церкви (Xв).


Фрагмент пола Десятинной церкви.


Софийский собор сейчас мало напоминает храм XIв, его сильно перестроили в XVIIв в стиле т.н. «казацкого барокко».


Местами раскрыты фрагменты древней кладки собора.


Саркофаг Ярослава Мудрого XIв неоднократно вскрывался. После последнего вскрытия реконструирован внешний облик князя.
Фото внутри собора получились даже хуже обычного — здесь запрещено фотографировать, так что все имеющееся сделано наспех и контрабандой.


Дева Мария с веретеном (фрагмент Благовещения) — мозаика собора.


Богородицу-Оранту XIв из апсиды собора мне лично снять не удалось. Фото отсюда: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/25/Oranta-Kyiv.jpg


Святой Павел XIв- фреска Софийского собора.


А это роспись свода нижней площадки лестницы, ведущей на второй этаж.


А это фреска из галереи с изображением Готских игр.


Ритуальное убийство медведицы — тоже из галереи (интересно, связан ли этот сюжет как-то с легендой об основании Ярославля?).

Оставшееся время потратила на то, чтобы добраться еще до одного интереснейшего места в Киеве – Дома с химерами. Для этого нужно было пройти через Майдан и Институтскую улицу. Майдан нынче, действительно, пуст (только ОМОНа много по периметру да выставка фотографий из зоны АТО), на Крещатике шла репетиция парада ко Дню независимости, а Институтская улица оказалась вся уставлена самодельными надгробными памятниками и увешана фотографиями Небесной сотни.
Дом с химерами (1901-1903гг, арх. Городецкий – сейчас дом приемов Президента Украины) теперь доступен для осмотра весьма условно – подходы к нему перегорожены решетками, так что нормальные фото можно сделать только снизу со стороны театра Ивана Франко. Хорошо, что у меня есть более ранние фото этого нетривиального здания, сделанные несколько лет назад, когда доступ сюда был свободный.
Дом этот интересен как своим декором, так и конструктивно — стоит он на крутом склоне — таким образом, что с одной стороны имеет больше этажей, чем с другой. Но главной особенностью Дома с химерами, конечно, являются многочисленные скульптурные изображения на
морскую, по преимуществу, тему, обильно украшающие его крышу и немного стены.
Не менее замечателен, судя по фотографиям, и интерьер дома, но туда, к сожалению, попасть простому смертному вряд ли возможно.

В окрестностях можно увидеть немало других образцов киевского модерна, не столь, может быть, известных, но тоже по-своему интересных.
Здесь же находится кирха Св. Екатерины Александрийской (1857г).


Богатый скульптурный декор Дома с химерами.



Дом с бокового фасада.


Вид дома с нижней части склона.

И еще скульптуры:


Оригинальный эркер.


Еще один интересный дом в стиле модерн стоит неподалеку.


И его фрагмент.


И еще одно здание в стиле модерн.


Его фрагменты.


Дом на ул. Ольгинской.


И грифон с соседнего здания.


А именно, вот с этого.


Кирха Св. Екатерины Александрийской (1855-1857гг).


Некрополь на Институтской улице я не снимала, это фото оттуда единственное. Как бы ни относились к нам эти люди, но они погибли. Потому Царствие им небесное.

СОФИЙСКИЙ СОБОР — Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве

Мозаики и фрески Софийского собора В КИЕВЕ

Софийский собор , который Ярослав Мудрый, Великий князь Киевский, и Киевская Русь , основали в 1037 году, сохранили не только богатство старинной архитектуры, но и живописный декор 11 века. Софийский собор гармонично сочетает в себе две формы монументальной художественной мозаики и фресок.260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера — центральный купол и алтарь. Стены пяти нефов, чердаков и обеих лестничных башен покрыты фресками XI века площадью 3000 квадратных метров.

Расположение картин и выбор сюжета служат определенной идеологической цели, вытекающей из значения Софийского собора как главного храма феодального государства Древней Руси.Посвященный Святой Премудрости, Софийский собор , его архитектура и декор утверждали как всемогущество христианской веры, так и силу феодального правления. Важнейшие религиозные и светские идеи того периода нашли свое выражение в художественном оформлении Софийского собора в Киеве и стали лейтмотивом всей системы художественного декора.

Мозаики центрального купола и алтаря Софийского собора представляют главных персонажей и сцены из Евангелия.Золотой фон подчеркивает ослепительно яркие краски изображений. Мозаики Софийского собора выполнены в 177 цветовых оттенках. Мозаики, имена которых неизвестны, прекрасно владели богатой цветовой гаммой.

На медальоне на вершине центрального купола Софийской церкви изображена огромная поясная фигура Христа Вседержителя. Вокруг него расположились четыре архангела. Из них сохранилась только одна мозаичная фигура в синей одежде.Три других художника Михаил Врубель отреставрировал масляными красками в 1884 году.

Христос Вседержитель. Центральный купол:

Из двенадцати мозаичных портретов апостолов в межкупольных пространствах сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла. На сферических подвесках, поддерживающих центральный купол, изображены фигуры четырех евангелистов, от которых сохранилась фигура святого Марка.На арках стен сохранилось пятнадцать мозаичных медальонов с изображением мучеников Себастьянов. На двух опорах восточной арки Софийского собора изображено Благовещение (слева Архангел Гавриил, а справа — Дева Мария).

Великолепный ансамбль мозаик украшает алтарь Софии Киевской . В своде центральной апсиды возвышается величественная монументальная фигура Девы Оранты. Сочетание синего цвета ее одежды и теплого золотистого фона характерно для всего колористического дизайна St.Софийский собор . Многофигурная композиция «Евхаристия» занимает большую площадь в промежуточном ярусе апсиды.

Богородица Оранская, Софийский собор:

Символическая сцена причащения апостолов раскрывает основной догмат христианской религии. Фрески нефа, трансепта и чердаков Софийского собора тесно связаны с этой темой.

На нижнем ярусе апсиды изображены фигуры Отцов Церкви (от которых до наших дней сохранились только верхние части).Это настоящие шедевры психологического портрета.

Мозаики всех трех ярусов алтаря Софийского собора образуют композиционно-колористическое целое. Белые омофоры Отцов Церкви соответствуют светлым облачениям Апостолов в Евхаристии, а голубые одежды Богородицы и Христа сочетаются с фоном орнаментов над Отцами Церкви. Синие и белые тона апсиды подчеркнуты малиновым цветом стола причастия в центре сцены Евхаристии.

Декор алтаря Софийского Киевского собора является прекрасным примером синтеза архитектуры и живописи, характерного для интерьера Софийского собора в целом. Мозаичные сцены и изображения не только символизируют основные принципы христианского учения, но и служат эпиграфом к последующему живописному повествованию, передаваемому фресковой живописью. На фресках трансепта изображены евангельские сцены. Наиболее хорошо сохранившимися среди них являются: «Распятие», «Сошествие Христа в аду», «Явление Христа женщинам, несущим пряности», а также сцена «Сошествие Святого Духа», примечательная своей композицией, оригинальной манерой исполнения и окраской.

фреска «Сошествие Христа в ад». Трансепт. Северный участок:

На чердаках Софийского Киевского собора представлены такие евангельские и библейские сюжеты, как «Чудо в храме», «Чудо с хлебом и рыбой», «Тайная вечеря», «Встреча Авраама с тремя незнакомцами», «Авраам, принимающий ангелов», «Авраам предлагает Исаака». , и «Три юноши в огненной печи».

Авраам встречает трех незнакомцев:

Интересный цикл фресок, композиционно напоминающих старинные миниатюры, сохранился в часовнях и проходах церкви St.Софийский собор . Здесь сцены из житий святых нарисованы в хронологической последовательности на каждом ярусе. С предметами обращаются максимально реалистично. У святых живые, выразительные лица, естественные позы и динамичные жесты. Печально лирический образ Анны («Призыв Анны»), «Явление Марии и Елизаветы», трогательная фигура маленькой Марии в «Представлении Марии в храме» и другие сцены передают глубокую эмоциональность. На стенах крестообразные опоры и своды St.Софийский собор — это многочисленные фигуры и поясные портреты святых. Древние мастера создали целую галерею ярких образов. Уделяя особое внимание чертам лица, художники передали все оттенки строгости выражения, величия, возвышенности, аскетизма, фанатизма и юношеской мягкости.

Фреска «Целующие Марию и Елизавету». Деталь.

Северная боковая часовня Софийского собора посвящена святому Георгию, покровителю Ярослава Мудрого (христианское имя князя — Георгий).На фресках южной боковой часовни изображены подвиги архангела Михаила, который считался покровителем стражи князя и Киева. В этом заключается прямая связь религиозных и светских образов, последние занимают значительное место в декоре Собора Святой Софии .

Основной светской композицией в Софийском соборе был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, который был написан на трех стенах нефа напротив алтаря.На нем изображен вход князя, его жены Ирины, его дочерей, ставших впоследствии королевами Франции, Норвегии и Венгрии, и его сыновей, ставших известными политическими деятелями древнерусского государства во второй половине XI века. Ярослав Мудрый запечатлен на макете основанной им Софийской церкви . Все, что осталось от большой композиции, — это лишь часть портретов сыновей и дочерей князя.

Портрет семьи Ярослава Мудрого.Теоретическая реконструкция:

1. По В.Лазареву: слева Христос-княгиня Ирина с дочерьми, справа-Ярослав Мудрый с сыновьями.

2. По С. Высоцкому: слева от Христа — князь Владимир и князь Ярослав с сыновьями, справа — княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми.

3. По А. Поппе: слева от Христа — князь Ярослав с сыновьями и дочерью, справа — княгиня Ирина с дочерьми.

Уникальные фрески светского характера сохранились на стенах и опорах двух лестничных башен, которые вели в помещения князя на чердаках.На них изображены сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и тому подобное. Большое пространство занимает композиция «Гипподром» в южной башне. Здесь представлены квадриги, церемониймейстеры, подающие сигнал старта гонкам, мчащиеся колесницы и трибуна на ипподроме, на которой сидят Византийский император и его многочисленные гости.

Ипподром. Реконструкция А. Радченко:

Ипподром.Подробности:

Изображения зверей (гепард, лев, медведь, верблюд, осел, кабан, собака, заяц), птиц и фантастических существ часто встречаются на фресках Софиевского собора . Большой интерес представляют фигурки скоморохов с музыкальными инструментами: музыкант с смычковым инструментом, просеивающий придорожный камень, флейтисты и другие музыканты, играющие на псалтирях и лютнях. Единственное изображение органа, известное в древнерусском искусстве, изображено на южной башне.Легко различить орган, органиста, бьющего по клавишам, и двух мужчин, накачивающих воздух в трубы с помощью мехов.

Орган в картине Скоморохи Реконструкция С. Высоцкого и И. Тоцкой:

Скоморохи. Подробности:

Фрески на башне Софийского собора дают нам интересное представление о жизни и нравах княжеского двора того времени.Это единственное собрание монументальной жанровой живописи, дошедшее до нас со времен расцвета государства Древняя Русь (Киевская Русь).

Орнамент, украшающий оконные и дверные проемы Софийского собора , также является важной составляющей внутреннего убранства. Они обрамляют определенные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. В большинстве случаев они имеют цветочную природу и состоят из стилизованных пальметточек, побегов винограда, усиков и бутонов.Геометрические узоры встречаются редко. Красочный и элегантный орнамент привносит светские черты в систему декора интерьера Софийского собора .

Фрески также широко использовались в украшении фасадов Софийского собора в Киеве . Мастера нарисовали ярко-красные полосы, чтобы подчеркнуть все выступы ниш, арок и других архитектурных элементов на фасадах. Они разместили картины во многих нишах, а с внешней стороны оконных и дверных проемов украсили узором.Покрытые фресками открытые галереи (позже замурованные) опоясывали здание богато раскрашенной лентой. В настоящее время в нише западного фасада находится довольно яркая фреска с пышным растительным орнаментом, которая наводит на мысль о великолепном убранстве прошлого.

На стенах Софийского собора сохранились многочисленные славянские граффити, помогающие установить даты фресок. По всей видимости, фрески в центральной части Софийского собора выполнены в 1040-х годах, а в галереях — в 1060-х годах.Подробнее о граффити >>>

На протяжении веков Софийский собор и его внутреннее убранство подвергались разрушению, обновлению и переделке. На рубеже XVIII веков Софийский собор подвергся капитальному ремонту. Росписи на его стенах были покрыты штукатуркой и украшены новыми композициями маслом. Со временем существование некогда красочных фресок было предано забвению. Лишь в XIX веке их иногда открывали, а в 1840-х и 1850-х годах они приобрели современный вид.С момента создания Государственного музея Софийского собора в 1934 году здесь велись масштабные реставрационные работы. Древние мозаики и фрески были очищены и надежно закреплены на месте. Сегодня интерьер полностью освобожден от слоев штукатурки и краски более позднего времени. Фрески и мозаики были восстановлены только в тех местах, где первоначальный декор был полностью разрушен. Как результат; Несравненно красивая и упорядоченная коллекция картин XI века открылась взору наших современников.

Совершенные мозаики и фрески Софийского собора характеризуются ясностью и лаконичностью художественного выражения, глубоким эмоциональным воздействием, декоративной красотой, композиционной и колористической целостностью, тонкостью художественного замысла.

Традиции монументалистов Киевской Руси пропагандировались древнерусскими мастерами более позднего поколения. Эти традиции живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в росписи Новгорода и Пскова, в старинных украинских иконах и деревянных церквях, в ансамбле Московского Кремля.

Мозаика и фрески Софийского собора в Киеве являются выдающимся образцом средневекового монументального искусства. Вместе со знаменитыми архитектурными шедеврами Равенны, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо и Константинополя они занимают видное место в сокровищнице мирового искусства.

Канцелярия Софийского собора

Рассказ про Софийский собор в Киеве фото описание, мозаики, фрески, граффити, картины, Софийский заповедник

Подробнее:
г.Софийский собор История
— Мозаика
— Фрески
— Граффити
— Прочие детали интерьера Софийского собора
АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ на территории заповедника Софийский собор

Софийский собор | Киев, Украина Достопримечательности

Самым поразительным аспектом старейшей киевской церкви является интерьер. Многие мозаики и фрески являются оригинальными и датируются 1017–1031 гг., Когда собор был построен в честь победы князя Ярослава в защите Киева от печенегов (племенных разбойников).Не менее привлекательные золотые купола здания и 76-метровая колокольня в виде свадебного торта являются дополнениями 18-го века в стиле барокко. Стоит подняться на колокольню, чтобы увидеть собор с высоты птичьего полета и панорамы Киева на 360 градусов.

Названная в честь великого собора Святой Софии в Стамбуле, византийская архитектура Святой Софии провозгласила новый религиозный и политический авторитет Киева. Это был центр обучения и культуры, в котором находилась первая школа и библиотека на Киевской Руси. Рядом с Королевским дворцом, он также был местом проведения коронаций и других королевских церемоний, подписания договоров и приема иностранных сановников.

Каждая мозаика и фреска имели свое отведенное место в соответствии с византийскими декоративными схемами, превращая церковь в гигантский трехмерный символ православного миропорядка. Есть объяснения на английском языке отдельных мозаик, но сразу бросается в глаза 6-метровая Virgin Orans , возвышающаяся над центральной апсидой. Богородица Оранская — это своеобразное православное представление о Богородице как о символе земной церкви, ходатайствующей за спасение человечества. Прожив так долго, православные теперь считают этого конкретного оранца несокрушимым.(ЮНЕСКО была немного менее уверена, добавив собор в свой список всемирного наследия в 1990 году.)

Менее очевидны, но стоит поискать два светских групповых портрета Ярослава и семьи , по одному по обе стороны от центрального нефа. . Здесь был похоронен сам князь Ярослав, но считается, что его останки были тайно вывезены в США священником-коллаборационистом, который покинул Киев вместе с отступающей немецкой армией во время Второй мировой войны. Правительство Украины ведет переговоры об их возвращении.Пустую гробницу принца можно найти на первом этаже, в дальнем левом углу от главного входа.

Среди других особенностей собора — полы из чугунной плитки 18 века; потрясающая модель, изображающая Киев времен Киевской Руси; и художественные галереи наверху, содержащие древние иконы и фрагменты оригинальных фресок, спасенных из соседнего Михайловского Златоверхого монастыря до того, как Советский Союз снесли его в 1937 году.

Дополнительные музеев на территории собора малоинтересны.Прямо перед колокольней находится богато украшенная могила киевского патриарха Владимира Романюка. Религиозные споры не позволили похоронить его на территории комплекса.

Перед соборным комплексом на Софийской площади стоит статуя казацкого героя Богдана Хмельницкого.

Софийский собор | Национальный заповедник «София Киевская»

Великолепный памятник архитектуры Киевской Руси XI-XVIII веков величественно возвышается в самом центре Киева.Этот замечательный архитектурный комплекс занимает 5 гектаров (12 1/3 акра) просторной территории. Святая София Премудрость Божия — одна из основополагающих идеологем восточного христианства.

С введением христианства в 988 году в Киевской Руси началось интенсивное строительство каменных христианских церквей. Храмы были украшены мозаикой, фресками — настенными росписями, резьбой по камню и выглядели как настоящие шедевры. Согласно летописям, его строительство началось во времена правления князя Владимира Великого в 1011 году, а завершил его сын великий князь Ярослав Мудрый.

Собор, помимо главного здания, включает в себя ансамбль несущих конструкций, таких как колокольня и Дом Митрополита, а также монастырские постройки. Софийский собор — главная составляющая музея Национального заповедника «София Киевская».

Название собора «София» происходит от греческого языка и означает «мудрость». Посвященный мудрости христианской религии Софийский собор, по мнению создателей веры, должен был утвердить христианство в Киевской Руси.Поскольку он был построен как крупный митрополичий храм, здесь проходили церемонии коронации князей на Киевский престол и приемы иностранных послов.

За свою долгую историю Софийский собор пережил множество грабежей, частичных разрушений, ремонтов и реконструкций. В один из самых сложных периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных построек было разрушено. Но София выжила.В 16 веке собор был захвачен униатами и полностью обветшал. Обветшала крыша, разрушены своды галерей и некоторые фрески.

В 17 веке после национально-освободительной борьбы украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого и воссоединения Украины и России началось интенсивное каменное строительство города. Новый монастырский комплекс был завершен только к 1767 году. В этот период были возведены чудесная колокольня, трапезная церковь, пекарня, Митрополитский дом, Западные ворота (или Заборовские ворота), кирпичная стена монастыря, южная входная башня, кельи собора. старейшины и семинария.После этой реконструкции архитектурный стиль монастырских построек и внешний вид Софийского собора отразил черты, характерные для украинского барокко 17-18 веков.

После русской революции 1917 года и во время советской антирелигиозной кампании 1920-х годов правительственный план предусматривал разрушение собора и превращение его территории в парк. Каким-то образом собор удалось спасти от разрушения (а, например, Михайловский Златоверхий монастырь был разрушен) прежде всего усилиями многих ученых и историков.

Интересен тот факт, что в конце 80-х годов прошлого века все православные и греко-католические церкви претендовали на Софийский собор. Но советские политики обещали вернуть здание Православной церкви.

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская , в который вошли Софийский собор и монастырские постройки 18 века.

Колокольня Софийского собора

Особо хочется выделить великолепную колокольню Софии Киевской.На мой взгляд, это по праву прекрасное сооружение, доминирующее над комплексом. Его высота 76 метров, он построен в форме ступенчатой ​​четырехъярусной пирамиды, постепенно уменьшающейся в размерах к кульминационной точке купола.

Особый интерес представляет архитектурное убранство фасадов колокольни. Все его стены покрыты пышной богатой лепниной. Первый ярус колокольни отличается особым богатством архитектуры и лепнины, что свидетельствует о большом влиянии украинского народного искусства.Есть скульптурные изображения князя Владимира, апостола Андрея, апостола Тимофея и архангела Рафаила.

От первоначального строительства Башни Ббелл (1699–1706) сохранились только первый и часть второго яруса. Но, несмотря на это, архитектура и убранство всей колокольни выдержаны в едином стиле.

Сохранившийся во втором ярусе колокол был отлит в 1705 году талантливым киевским мастером Афанасием Петровичем. Он декорирован богатым растительным орнаментом, который покрывает широкую шейку колокольчика фриза и проходит по его нижнему краю на тонкой нити.Это ценный памятник украинского художественного литья начала XVIII века.

Цвета стен колокольни до реконструкции 1851-1852 гг. Были полихромными. Так, после реконструкции 1744-1748 годов стены были окрашены в синий цвет, лепной декор — слоновая кость, а фигуры святых, ангелов и маски раскрашены следующим образом: лица — желтый цвет, волосы — черный цвет, костюмы — разные цвета. .

После реставрации и строительства четвертого яруса колокольня была окрашена в два цвета.Эта цветовая гамма сохранилась до наших дней. Во всех случаях цветная лепка и орнаменты оставались белыми или слоновой костью, а поля стен окрашены в зеленый или бирюзовый цвет различной интенсивности.

20 Бронзовых колоколов Святой Софии

До 1930 года колокольня насчитывала 20 колоколов. Среди них было пять «великих» колоколов: например, «Рафаэль» и «Мазепа» были самыми крупными. Все колокола Святой Софии были изготовлены в разное время исключительно киевскими мастерами.

На втором ярусе колокольни сохранился колокол «Мазепа», отлитый в 1705 году известным тогда киевским мастером Афанасием Петровичем.Название колокола происходит от имени мецената, который выделил средства на его отливку, а также на строительство всей колокольни — Ивана Мазепы (видного гетмана Украины). «Мазепа» — самый большой среди всех бронзовых колоколов, которые сохранились в Украине. Он имеет один из богатейших орнаментальных украшений. Диаметр колокола 1,55 м, высота 1,25 м. Вес около 2 тонн, но точно измерить вес невозможно, потому что колокол крепко висел.

В 2008 году, к 1020-летию христианизации Руси, на колокольне установили 20 новых бронзовых колоколов, именно такое количество колоколов в сочетании с «Мазепой» должно давать законченную мелодию.Самый большой из них весит 300 кг, а самый маленький — 4 кг; общий вес всех колоколов — 835 кг, что намного меньше веса большинства старых колоколов.

Мозаики и фрески Святой Софии

Мозаики и фрески играли чрезвычайно важную роль: они были подобны «Библии для неграмотных». Ведь Киевская Русь только что была крещена, и Церковь придавала большое значение изобразительному искусству — как будто росписи храма объясняли людям сущность христианской религии и нравственности, разъясняли события Ветхого и Нового Завета.

Святая София была символом Церкви Мудрости для восточнославянского мира. Это лучшее доказательство его высокой духовной миссии. В соборе сохранилась старинная архитектура и самый полный в мире ансамбль оригинальных мозаик и фресок 11 -го века — 260 квадратных метров мозаики и 3000 квадратных метров фресок. Это настоящие шедевры мирового искусства.

достопримечательностей Киева | Софийский собор


Софийский собор был основан как главный собор Киевской Руси в 1037 году князем Ярославом Мудрым.Внутри Софийского собора князья возводились на киевский престол, принимали иностранных послов и заключали договоры. В соборе велась летопись и основана библиотека Ярослава Мудрого.

Софийский собор в Киеве относится к крестовым соборам. Их ядро ​​- пространственный крест, в центре которого расположен купол. Купол опирается на четыре колонны с арками, от которых расходятся цилиндрические своды главного нефа и трансепта. Этот тип соборных построек сформировался в Византии в конце IX века.Длина Софийского собора в направлении восток-запад составляет 41,7 метра, а ширина с севера на юг — 54,6 метра при общей площади 2310 квадратных метров.

Освещение пространства обеспечивается окнами в барабанах куполов, которые возвышаются над тринадцатью куполами Софийского собора. Такого количества куполов в истории строительства византийских церквей не известно. Другое отличие состоит в том, что собор имеет пирамидальный силуэт. Современный облик Софийского собора был создан в начале XVIII века.Он существенно изменил надстройку внешних галерей с новыми большими куполами на них.

Интерьер Софийского собора украшен мозаикой и фресками. Площадь мозаик собора, хранящихся до сегодняшнего дня, составляет 271 квадратный метр, а площадь оригинальных мозаичных изображений достигла 640 квадратных метров. Ориентировочная площадь фресок, хранящихся во всех частях интерьера Софийского собора, составляет 3000 квадратных метров, а их ориентировочная начальная площадь достигала 6000 квадратных метров.

Ядром живописного ансамбля Софийского собора является изображение Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов, помещенных в центральный купол, и фигура Богородицы Оранты в раковине апсиды главного алтаря. Оранта означает Дева, которая молится.

Фигура Оранты доминирует в интерьере собора, а также над другими мозаиками и фресками. Его высота около 6 метров. Оранта стоит с поднятыми руками на широкой платформе, украшенной драгоценными камнями.На ней — синяя туника, пурпурные мафоры с золотыми складками и красные сапоги. С его пояса свисает белый носовой платок. Фигура Оранты выделяется среди полотен Софийского собора особым величием, монументальностью и богатством красок.

В 1987 году международное жюри Гамбургского фонда наградило заповедник София золотой медалью Европы за сохранение исторических памятников. В 1990 году Софийский собор в Киеве вместе со всем комплексом монастырских построек был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.После обретения Украиной независимости заповедник приобретает статус национального и теперь носит название Национальный заповедник «София Киевская».

Посетите достопримечательности Киева — Софийский собор | Всемирное наследие ЮНЕСКО с экскурсией «Достопримечательности Киева»

сакральных пространств: Софийский собор

На этой неделе мы продолжаем серию блогов Sacred Spaces посещением Новгорода и Софийского собора. Не забудьте перейти по ссылкам ниже и следить за этой серией блогов!


Божественная мудрость

(Фото через https: // www.prlib.ru/node/370257)

Одно из старейших каменных построек на севере России, Софийский собор — жемчужина Новгорода. Он расположен на западном берегу реки Волхов. Собор был построен между 1045 и 1050 годами князем Владимиром, сыном Ярслава Мудрого (который построил свой Софийский собор в Киеве).

«Город Новгород, официально именуемый Великим Новгородом» (Великий Новгород), с 1999 года, является великолепным хранилищем средневекового русского искусства, с более чем 50 церквями и монастырями, простирающимися с 11 -го до 17 -го вв.В 1992 году это богатство исторических памятников, в центре которых находится Новгородский кремль, было внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО ».

Собор был известен не только своими внушительными размерами и структурой, но и каменной кладкой — редким строительным материалом в Новгороде того времени. «Собор такого размера и сложности мог быть построен только под наблюдением опытных строителей». Также заслуживают внимания элементы в византийском стиле — Софийский собор был первым славянским храмом, в котором использовался этот стиль.

Внутри собора, «[т] северная и южная галереи содержат часовни на уровне земли, а западная галерея включает круглую лестничную башню, ведущую на верхние уровни галереи, включая хоровую галерею в основном строении».

Вскоре после того, как собор был завершен, интерьер был просто украшен лепниной. Позже были приглашены мастера из Греции, Балкан и Константинополя, чтобы украсить собор прекрасными фресками и иконами.К сожалению, многие из этих оригинальных картин исчезли при ремонте или были повреждены пожарами. Некоторые работы, такие как полноразмерные изображения императора Константина и Елены, были обнаружены, но подавляющее большинство этих образцовых произведений искусства потеряно навсегда.

Также по-своему «потерянный» самый большой из пяти колоколов с каменной колокольни собора (постройки 15 века). Этот колокол стоит на подросе возле башни, его нельзя использовать. «Уши» колокола (части на вершине колокола, на котором он висит) были удалены Иваном III в качестве предупреждения новгородцам во время его завоевания в 1570 году.Звонили в колокол, чтобы предупредить город о его приближении, но теперь он молчит и непригоден для использования после «ампутации» Ивана.


Источники
Главное фото пользователя №101, через Wikimedia Commons
Софийский собор — https://www.spottinghistory.com/view/2123/saint-sophia-cat Cathedral/

Святая Премудрость Святой Софии над Новгородом — https://www.rbth.com/arts/travel/2016 / 01/28 / st-sophias-divine-wisdom-over-novgorod_562815
Собор Святой Софии, Новгород — https: // www.encyclopedia.com/history/encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/cat Cathedral-st-sophia-novgorod
Софийский собор (Новгород) — https://orthodoxwiki.org/St._Sophia_Cathael_(Novgorod) Теги: Древняя история, Архитектура, Византийский собор, История, Новгород, Россия, сакральные пространства, Сентябрь 2018, Святая София, Софийский собор

Категория: Без категории

Софийский собор в Киеве

Софийский собор — старейший из действующих храмов Киева.Он был построен в 1037 году князем Ярославом Мудрым, останки которого были похоронены внутри церкви. Церковь ставила своей целью увековечить место победы Киевской Руси над печенигами (азиатскими кочевыми племенами) и прославить христианство.

Собор был назван в честь самого большого православного собора того времени — Константинопольского собора Святой Софии (храм Святой Софии, ныне мечеть в Стамбуле). Этот величественный 13-купольный храм примыкал к Ярославовскому дворцу и стал святым местом поклонения киевлян, а также международным политическим и культурным центром.

Интерьер — самый поразительный аспект Софийского собора в Киеве. Многие мозаики и фрески являются оригинальными и датируются 1017–1031 гг., Когда собор был построен в честь победы князя Ярослава в защите Киева от кочевых племен. Каждая мозаика и фреска имели свое отведенное место в соответствии с византийскими декоративными схемами, превращая церковь в гигантский трехмерный символ православного миропорядка. Есть объяснения отдельных мозаик на английском языке, но сразу бросается в глаза 6-метровая Богородица Оранта, возвышающаяся над центральной апсидой.Богородица Оранта — это своеобразное православное представление о Богородице как о символе земной церкви, ходатайствующей за спасение человечества. Выжившая так долго, эта Оранта теперь считается нерушимой православными верующими.
Читайте: Никольский собор в Киеве

Не менее привлекательные золотые купола здания и 76-метровая колокольня являются дополнениями 18 века в стиле барокко. Византийская архитектура Святой Софии провозгласила новый религиозный и политический авторитет Киева.Это был центр обучения и культуры, в котором находились первая школа и библиотека на Киевской Руси.

На протяжении многих лет Софийский собор служил местом захоронения князей Киевской Руси. В склепе собора захоронены останки Ярослава Мудрого, его сына Всеволода и Владимира Мономаха.

Читайте: Достопримечательности Киева
Собор окружают монастырские постройки 17-18 веков в стиле украинского барокко. Архитектурный ансамбль включает в себя колокольню, митрополитский дом, трапезную, Заборовские ворота, южную въездную башню, кельи соборных старост и семинарию, окруженную каменной стеной.На протяжении веков собор и монастырские постройки выражали уникальную гармонию архитектурных и природных форм и национального духа и занимали важное место в традиционном историческом ландшафте Киева.
Источник фото: shutterstock.com

Киевские пещеры, священный монастырь

Киево-Печерская лавра, одно из семи чудес Украины, является значительным сакральным и историческим местом. Киево-Печерская Лавра имеет много названий, одним из которых является Киево-Печерский монастырь, и она вместе с Софийским собором входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Этот монастырский комплекс, расположенный в Киеве, столице Украины, славится своими захороненными монахами, духовной атмосферой и уникальными подземными пещерами.

© Александр Зыков | Flickr

На протяжении всей своей истории Украина следовала христианской вере, и современные традиции все еще проистекают из ее глубоко укоренившейся религиозности. Архитектура Украины развивалась на протяжении веков, во многом определяясь религиозным происхождением страны. В 12-15 веках наблюдалось увеличение оборонительных сооружений, возводились укрепленные монастыри, крепости и замки.Эти постройки имеют свой собственный декоративный стиль и использование материалов, таких как плахта из красного кирпича. В XVI и XVII веках архитектура страны переросла в украинское барокко. На украинскую архитектуру оказали влияние разные жанры, и, формируя, адаптируя и заимствуя детали, Украина создала уникальное архитектурное присутствие.

Хотя многие из них были разрушены во время коммунистического режима, некоторые архитектурные жемчужины Украины существуют до сих пор и служат свидетельством ее обширной истории и культуры.Эпоха барокко была особенно распространена в Украине, поскольку стиль легко поддавался религии. Театральность стиля барокко играла с драматическими эффектами светотени, интенсивными формами и орнаментами. Такое величие может легко выражать религиозную преданность, одновременно являясь напоминанием о силе и авторитете, которыми обладает религия. Хотя в конечном итоге украинское барокко не было таким чрезмерным, как в других странах, и имело относительно более простой орнамент.

Жан и Натали | Flickr

Один из лучших образцов украинского барокко можно найти, посетив Надвратную церковь Святой Троицы в Киеве.Церковь была построена с 1106 по 1108 годы, но отреставрирована в стиле украинского барокко в 17-18 веках. Южный фасад особенно тяжел с элементами барокко, а другие стены церкви украшены фресками, написанными монахами. Как следует из названия, церковь построена над воротами, ведущими в монастырь.

Монастырь является популярным туристическим местом, а также местом религиозного значения. Он играет важную роль в восточном православии, и многие христиане стекаются сюда во время религиозного паломничества.Основанный в 1051 году двумя монахами, сегодня он служит резиденцией митрополита Киевского Владимира, главы украинской церкви.

В 11 веке православный инок Антоний основал монастырь в поисках уединения в украинской глуши. Он выкопал пещеру на склоне холма, где жил скромной жизнью. Один за другим к нему стали присоединяться монахи, и образовалась община. Когда в конечном итоге были реализованы решения и правила, возникла иерархическая структура, и монастырь прочно утвердился.Монастырь рос, поскольку богатые князья и патриархальные деятели жертвовали здания, землю и деньги.

© Prime Экскурсионное бюро

Киево-Печерская Лавра по сути представляет собой комплекс, разделенный на две части. Один над землей и один внизу. Пещеры были началом детальных раскопок, в ходе которых монахи создали лабиринт подземных пещер и катакомб. Под землей эта сеть приобретает большее значение, поскольку она полна мумифицированных монахов, религиозных реликвий и икон. Эта святыня христианства в такой уникальной среде, как говорят, оказывает успокаивающее и духовное воздействие, а как действующий монастырь дает невероятно редкую возможность заглянуть в прошлое и настоящее украинского христианства.Священное захоронение окутано противоречиями и мифами. Легенда гласит, что во время Второй мировой войны немецкие солдаты эксгумировали тела захороненных монахов с намерением бросить их в реку. Однако после их загрузки грузовики не заводились, и миссия была прекращена. Композиция климата и воздуха сохранила тела монахов, и хотя они покрыты тканью, их все еще можно увидеть благодаря стеклянным гробам.

Расположенный на земле, посетители могут увидеть множество впечатляющих зданий, в том числе руины Успенского собора, церкви Святой Троицы, Большой колокольни, церкви Св.Николая, Церковь Святой Анны и Церковь Всех Святых — все это сопровождается микромузеем, который пользуется большой популярностью. Этот музей с одной комнатой хранит коллекцию миниатюр, созданных в таком впечатляюще маленьком масштабе, что есть микроскопы, чтобы увидеть детали, которые можно по-настоящему оценить. Один из удивительных примеров — попытки художника выдолбить прядь волос так, чтобы вставить в нее миниатюрную розу.

Киево-Печерская Лавра, одна из немногих в мире, — это опыт, который можно найти только в Украине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *