Сколько церквей в Суздале, не скажет даже тот, кто бывал в этом городе не раз. В историческом районе храмы, колокольни и монастырские постройки встречаются буквально на каждом шагу. Согласно некоторым источникам, первая церковь здесь появилась в 999 году. Активное строительство пришлось на 16 век. Ответ на вопрос о том, сколько церквей и монастырей в Суздале, содержится в это статье.
История города
Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.
В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.
Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.
Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.
После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.
Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».
Суздальский кремль
Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.
Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.
Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.
Спасо-Евфимиев монастырь
Обитель расположена на правом берегу Каменки. Основана в 1352 году. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. Спасо-Преображенский собор – главный храм монастыря. Относится он к концу 16 столетия. В архитектурный ансамбль входит еще три церкви – Благовещенская надвратная, Никольская, Успенская.
Покровский монастырь
Нынешний облик этого архитектурного ансамбля сложился в 16 веке. Но основана обитель в середине 14-го. В 1923 году монастырь был закрыт, разорен. Некоторое время здесь располагалась так называемая шарашка – биологическая лаборатория, в которой трудились ученые-заключенные. Главный храм – Покровский собор. Других церквей на территории монастыря нет.
Александровский монастырь
Обитель основана в 1240 году, но спустя 500 лет упразднена (вследствие реформы, проведенной Екатериной Великой). Богослужения возобновились в 2006 году. К Александровскому монастырю относится Вознесенская церковь.
Ризоположенский монастырь
Это одна из старейших религиозных построек в России. Первая деревянная церковь, конечно же, не дошла до наших дней. Древнейшая постройка на территории монастыря – Ризоположенский собор. Этот храм возведен в начале 16 века. В 1882-м была построена Сретенская трапезная церковь.
Васильевский монастырь
Архитектурный ансамбль расположен в восточной части Суздаля. Монастырь был основан в 13 веке на пути из кремля в город Кидекшу. Собор Василия Великого возвели в 60-е годы 16 века, отреставрировали в 1961 году.
Торговая площадь
Эта достопримечательность находится в центре города и входит во все туристические маршруты по Суздалю. Торговые ряды были построены в начале 19 века. Этот ансамбль стал первым архитектурным комплексом в стиле ампир. На площади находится семь церквей.
Другие храмы
На правом берег реки Каменки, в той части города, которая называется Заречной стороной, расположено девять церквей. Большая часть из них основана в 18 столетии. Две церкви – в 16 веке.
К памятникам слободы Скучилихи относятся храмы Смоленской иконы Божьей матери и Симеона Столпника. Еще пять сооружений находятся в Посаде.
Итак, сколько церквей в Суздале? Количество храмов, расположенных у монастырей, – 12. За пределами обителей – 23. То есть всего в Суздале 35 церкви и 5 монастырей. Кроме того, более десяти православных храмов расположено в окрестностях города.
есть официальная повестка этого вопроса и неофициальная, скрытая, иногда даже неосознанно скрытая.
Официально любая конфессия верит в то, что она сеет «разумное, доброе вечное» и этого должно быть больше и больше и таким образом строя новые храмы она надеется что будет расширяться и расширять своё влияние на «массы«. К примеру православие мечтает о православной России как минимум, где все православные, все ходят в храмы и начиная со школы везде «внедряется святоотеческое православие», где издаются православные законы и где остальные веры и конфессии были бы запрещены. Мусульмане тоже как бы за «зеленое знамя ислама» в мире и Шариат.
Неофициальная повестка в том, что православному духовенству нужно где то «окормляться«, а для этого не мешало бы получить некий приход — все таки храм это место привязки целенаправленыхъ доходов, пожертвований, пополнений, отчислений от частных лиц, организаций и простых прихожан, реализации православных услуг, треб и атрибутики. Многие «отцы» мечтают получить себе какой нибудь богатый приход. Другими словами здесь на лицо банальная корпоративная этика и целый комплекс своих собственных интересов. Тоже самое я наблюдаю и у протестантов в своем регионе — все хотят построить себе огромные дома молитвы и иметь многотысячную паству для того, чтобы «сделать себе имя» и карьеру — а не для того, чтобы послужить как можно большему количеству людей. Инфляция веры, так сказать.
«Порывистая душа отца Федора не знала покоя. Не знала она его никогда. Ни тогда, когда он был воспитанником духовного училища, Федей, ни когда он был усатым семинаристом, Федор Иванычем. Перейдя из семинарии в университет и проучившись на юридическом факультете три года, Востриков в 1915 году убоялся возможной мобилизации и снова пошел по духовной. Сперва был рукоположен в диаконы, а потом посвящен в сан священника и назначен в уездный город N.
И всегда, во всех этапах духовной и гражданской карьеры, отец Федор оставался стяжателем.» Ильф и Петров «12 стульев»
Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв.Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско – Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен. У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.
На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена. Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела. В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в. Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.
Собор Рождества Богородицы
К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита. В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).
Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери. Их створки выполнены с использованием техники “огневого золочения”. Богородице – Рождественский храм включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.
Смоленский храм
Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля. Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.
Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах. Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.
Лазаревская церковь
На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью. Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.
Воскресенская церковь
Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня. Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.
Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь. Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.
Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века. В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. “нарышкинского” барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез. На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
После смерти основателя Спасо-Евфимиевого монастыря – игумена Евфимия, над его могилой поставили небольшую церквушку. Она является самым старым зданием на территории обители (1507 -1511 гг.). В конце 16 столетия к корпусу добавили большое здание храма. С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.
Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям. Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.
Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием “Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.
Покровский монастырь
Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века. Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину. Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.
Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении. Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием -17 век, а с полукруглым – 18 век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Ризположенский монастырь
Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви – Ризположенская. Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.
Борисоглебская церковь
Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв. Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской. Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница. На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.
Кресто-Никольская церковь
Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни”Кресты”, которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора. Храм располагается у северной оконечности торговой площади. Он отличается от прочих городских соборов двухцветным декором в оформлении. Часть стен помещения выкрашена в белый оттенок, а часть -в желтый. Вокруг церкви сформировался комплекс культовых сооружений. В него вошли трапезная и колокольня.
Цареконстантиновская церковь
Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось. В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.
В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в.здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых – Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.
Александровский монастырь
Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г. На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря. Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.
Успенская церковь
Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции. К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие “нарышкинскому” барокко. В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.Варганова.
Петропавловская церковь
Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью. Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.
Васильевский монастырь
Васильевская обитель входит в “пятерку” монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами. На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета. Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.
Покровский собор
Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть. Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.
В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня. Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой). Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.
Церковь Вознесения Господня
Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками. В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.
После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины. Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.
Никольская церковь
Церковь Николы является типичным примером т. наз. “клетских храмов”. Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев – Польский район, Владимирская область). В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св.250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль. Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню. По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре – мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.
В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели:
Церкви Суздаля на карте
Загрузка…Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:
Храмы и соборы Суздаля: список, описание
Содержание:Суздальские рекордсмены
Церкви на территории Посада
Храмовые ансамбли в центре
Церкви, в суздальских слободах
Город-заповедник в 26 км от Владимира невелик по размерам. Суздаль занимает площадь 15 квадратных километров, и здесь живет меньше 10 тысяч человек. Удивительно, но в маленьком провинциальном городке более 50 церквей. Мы расскажем о самых интересных храмах, звонницах и соборах Суздаля, которые считаются жемчужинами русского зодчества и настоящими хранителями истории России.
Собор Рождества Богородицы в Суздальском Кремле
Суздальские рекордсмены
Если внимательно посмотреть на карту города, то становится понятно, что в старину строители обладали особым эстетическим вкусом. Почти все архитектурные памятники Суздаля стоят на приметных местах. Храмы построены на возвышенностях и берегах Каменки. Они отражаются в водах небольшой реки и выглядят очень живописно. Некоторые церкви расположены на территориях древних монастырей Суздаля, другие украшают торговую часть города – Посад, а третьи – возведены на окраинах, в слободах.
Самый старый храм находится на территории Суздальского Кремля. Величественный собор Рождества Богородицы был построен в 1220-е годы на месте более древней церкви XII века. Вначале храм имел три главы, но в XV столетии собор стал пятиглавым. Сегодня это действующая церковь и музей. Внутри можно увидеть знаменитые Златые врата и великолепные росписи.
Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря
Какая суздальская церковь самая высокая? Небольшой город имеет малоэтажную застройку, поэтому Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря видно издалека. Трехъярусная башня поднимается на высоту 72 м и является самым высоким церковным зданием города. Со старинной колокольни открывается отличная панорама улиц, куполов суздальских храмов, живописной долины реки Каменки и зеленых окраин Суздаля.
Церкви на территории Посада
В центре города раскинулась вторая по значению после Кремля часть Суздаля – торгово-ремесленный Посад. На посадских улицах жило «третье сословье» — купцы, мастера и ремесленники. Уникальный церковный ансамбль Посада сложился 3-4 века назад, благодаря разбогатевшим суздальским торговцам.
Вид на церковь Воскресения на торгу (слева) и Казанский храм (справа)
В сердце Посада находится Торговая площадь. Раньше сюда привозили товары из Владимира, Ростова и Нижнего Новгорода. Старинное торжище украшают два архитектурных памятника – белоснежная одноглавая церковь Воскресения на Торгу и строгий Казанский храм. Эти церкви очень гармонично смотрятся рядом друг с другом и представляют пример так называемых «парных» храмов.
Раньше на торговом месте стояли деревянные церкви, но в 1719 году в Суздале случился сильный пожар. Разбушевавшееся пламя уничтожило центр города, и все постройки из дерева сгорели дотла. После пожара на пустыре появились два каменных храма – «летний» и «зимний», поэтому горожане могли приходить на церковные службы в любое время года.
Храмовые ансамбли в историческом центре
Вид на Пятницкую церковь (слева) и Входо-Иерусалимскую церковь (справа)
С западной стороны от Торговых рядов, на высоком берегу Каменки можно увидеть другие «парные» храмы – Входо-Иерусалимскую церковь и Пятницкую церковь. В старину между Торговой площадью и оборонительными укреплениями Кремля стояли три деревянных здания. В начале XVIII века обветшавшие церкви разобрали и заменили на каменные.
Первый храм возвели в 1707 году, а второй – в 1772 году. Примечательно, что более позднюю церковь вначале освятили в честь Николая Чудотворца. Однако суздальцы так любили свой деревянный храм Параскевы Пятницы, что продолжали называть новый храм Пятницким.
Вид на Антипиевскую церковь (слева) и Лазаревскую церковь (справа)
Еще один «парный» ансамбль находится на Старой улице, между Ризоположенским монастырем и Торговыми рядами. Лазаревский храм был построен в 1667 году и сегодня является самой старой церковью Посада.
Это необычный пример суздальского зодчества. Впервые строители возвели в городе пятиглавый храм, а в декоре его карнизов использовали поливные изразцы. Ажурные световые барабаны, фигурные наличники и аккуратные кокошники этого храма настолько хороши, что от него трудно отвести взгляд!
Вид на Цареконстантиновский храм
Рядом можно увидеть теплую Антипьевскую церковь. Ее построили позже – в 1745 году и посвятили епископу и священномученику Антипу, который жил в I веке нашей эры, когда Римом правил император Нерон. Как и все зимние храмы города, Антипьевская церковь имеет простую конструкцию и небольшой размер. Благодаря нарядной разноцветной колокольне, архитектурный ансамбль двух суздальских храмов – самый узнаваемый в городе.
В нескольких шагах друг от друга стоят Цареконстантиновский храм и Скорбященская церковь Суздаля. Они находятся рядом со сквером, где горит Вечный огонь. В старину здесь пролегал гужевой Нижегородский тракт, который связывал Суздаль и Поволжье. Деревянный храм в честь царя Константина был построен в начале XVII века. Спустя почти 100 лет его заменили на каменный.
Вид на Скорбященскую церковь
В конце XVIII века рядом появилась зимняя церковь, посвященная иконе «Всех скорбящих радость». Великолепный белый храм состоит из разновысоких клетей, трапезной и типичной для Суздаля колокольни-дудки. В его отделке использовано изящное кирпичное узорочье и цветные изразцы.
Церкви, которые стоят в суздальских слободах
Замечательный «парный» ансамбль находится возле древнего Спасо-Евфимиевого монастыря, на центральной улице города. Летняя Смоленская церковь и зимний храм святого Симеона появились в слободе почти одновременно, на рубеже XVII-XVIII веков.
Вид на храм святого Симеона (слева) и Смоленскую церковь (справа)
Несколько веков назад на этих землях жили крестьяне, которых привезли из монастырских вотчин. В Суздале они выполняли нужные для города работы, переучивались и становились ремесленниками, каменщиками и кирпичниками.
Бывшие хлебопашцы скучали по родным местам, поэтому здешнюю слободу называли «Скучилово» или «Скучилиха». По другой версии необычное название возникло потому, что в слободе «скучивались» обозы, которые везли товары из Москвы, Шуи, Костромы и Ярославля.
Вид на храм Ильи Пророка
На противоположном берегу Каменки, на Ивановой горе возвышается старинный храм Ильи Пророка. Церковь стоит на высоком двухсветном кубе, что довольно редко встречается в архитектуре Суздаля. Ажурная колокольня Ильинской церкви была восстановлена в 2010 году.
В бывшей Кожевенной слободе, на окраине Ильинского луга, красуется «парный» ансамбль храма Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской церкви. Они расположены неподалеку от низкого правого берега реки Каменка.
Вид на Рождественскую церковь (слева) и Богоявленскую церковь (справа)
Рождественская церковь была построена в 1739 году, а второй храм – в 1781 году. Деньги на строительство обеих церквей собрали сами прихожане. Любители русского зодчества приезжают сюда, чтобы полюбоваться на смешение архитектурных стилей, типичных для России XVII-XVIII веков.
На окраине города, в месте, где раньше располагался Андреевский монастырь, можно увидеть другой храм бывшей Кожевенной слободы – Тихвинскую церковь. Православную обитель сожгли во время нашествия поляков, а каменный храм построили в конце XVII века. Церковь ждала непростая судьба, и до наших дней старое здание сохранилось с большими утратами.
Вид на Тихвинскую церковь
Память о другой разрушенной христианской обители Суздаля хранят церковь Ризоположения и Знаменский храм. Они стоят на крутом берегу небольшого притока Каменки – речки Мжары. Очень давно здесь находились деревня Пинаиха и Введенский женский монастырь. Православную обитель стерли с лица земли во время нашествия татаро-монголов в начале XIII века, а деревня в конце XVII столетия вошла в состав города. По ее названию местность стали именовать «Пинаевой стороной».
Вид на Знаменский храм (слева) и церковь Ризоположения (справа)
Возле Музея деревянного зодчества, на Борисоглебской стороне, возвышается краснокирпичный храм Бориса и Глеба. Это все, что осталось в Суздале от старого Борисоглебского монастыря.
Одноглавая Космодемьянская церковь и стройная шатровая колокольня стоят на возвышенности, которую с древних времен называют «Яруновой горой». Красивый храм отлично видно с большого моста через реку Каменку.
Вид на церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
В бывшей Никольской слободе сохранился «парный» ансамбль из Петропавловской церкви и Никольского храма. Раньше здесь находился женский Покровский монастырь. Именно в эту обитель в 1698 году Петр I сослал свою жену, неугодную царицу Евдокию Лопухину.
Вид на Козьмодемьянскую церковь на Яруновой горе
За несколько столетий в Суздале были построены самые разные храмы – одноглавые и пятиглавые, бесстолпные и двухстолпные, кубические, «клетские» и ярусные. Строители использовали различные архитектурные приемы и декоративную отделку. Почти ко всем церквям они пристраивали высокие колокольни с необычным шатром-дудкой, характерным только для Суздальского края.
Вид на Петропавловскую церковь (справа) и Никольскую церковь (слева)
Надо отдать должное суздальским зодчим, они были настоящими мастерами! Несмотря на кажущийся разнобой в формах, силуэтах и стилях, все храмы старинного города отличают удивительная красота и природное чувство меры.
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва |
Санкт-Петербург |
Владимир |
Ярославль |
Муром |
Ростов Великий |
Александров |
Иваново |
Калуга |
Кострома |
Сергиев Посад |
Нижний Новгород |
Псков |
Касимов |
Переславль-Залесский |
Казань |
Топ 20 — храмы Суздаля
Суздаль не зря называют жемчужиной Золотого кольца России, на относительно небольшой территории – всего 9 км2 – сосредоточено более 200 памятников архитектуры. Большинство из них – древние храмы и соборы, главным из которых является Богородице-Рождественский собор Суздальского кремля, построенный еще в XI веке. Не менее интересен и Покровский собор одноименного женского монастыря, куда ссылали неугодных представительниц царских и княжеских кровей.
В городе сохранилось множество парных архитектурных ансамблей из летних и зимних храмов, как, например, Воскресенская и Казанская, Знаменская и Ризположенская церкви и множество других. В последние годы в Суздале была проведена реставрация многих храмов, что придало городу еще более нарядный и ухоженный вид.
Самые известные церкви и соборы Суздаля
1. Богородице-Рождественский собор
Величественный собор, увенчанный пятью голубыми куполами с золотыми звездами, является визитной карточкой Суздаля. Он расположен в Кремле, поэтому с него начинается обычно знакомство с городом. Собор построен в 1222-1226 годах. Сейчас это не только действующий храм, но и филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Здесь сохранились уникальные врата XIII века, выполненные в технике «огневого золочения», а также самый крупный в мире выносной фонарь. Собор поражает фресковой живописью и прекрасной акустикой.
Адрес: г. Суздаль, ул. Кремлёвская, 20
2. Успенская церковь
Предположительно, церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе была построена в конце XVII века. После пожара 1719 года ее перестроили в стиле нехарактерного для Суздаля нарышкинского барокко. У храма была шатровая колокольня, которую разрушили в 20-е годы XX века. Однако в 2010 году она была восстановлена. В 2012-2013 годах после масштабной реставрации настенной росписи и установки нового иконостаса храм был заново освящен.
Адрес: г. Суздаль, ул. Кремлёвская, 12
3. Спасо-Преображенский собор
Собор был построен в конце XVI века в традициях суздальского белокаменного зодчества XII-XIII веков. Изначально он был похож на Богородице-Рождественский собор Кремля, однако позднее его перестроили. Стены украшены наружной росписью и традиционным колончатым поясом. Внутреннюю роспись стен выполнила в XVII веке артель художников под руководством Гурия Никитина. Собор входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, 135, корп. 2
4. Покровский Собор
Массивный трехглавый собор одноименного монастыря на высоком цоколе с открытой двухэтажной галереей был построен в начале XVI века на месте более древнего деревянного храма. Под зданием собора находится усыпальница инокинь монастыря из царских, княжеских и аристократических родов, которых ссылали сюда по повелению царя. Самой знаменитой из них является жена Василия III Соломония Самбурова (в монашестве Софья), причисленная к лику святых.
Адрес: г. Суздаль, ул. Покровская, 76
Сайт: http://spokrovmon.ru
5. Никольская церковь
Построена в первой половине XVIII века после пожара 1719 года как летняя церковь. Предположительно, у храма было пять главок, сейчас его венчает одна маленькая главка на высоком тонком барабане. Колокольня имеет характерную шатровую кровлю в виде так называемой «суздальской дудки». После революции храм закрыли. Богослужения в нем возобновились в 1960 году после реставрации. Храм запечатлен на картине Б. Кустодиева «В Старом Суздале».
Адрес: г. Суздаль, ул. Лебедева, д. 17 корп. 1
6. Смоленская церковь
Летняя каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери была возведена в 1709 году на месте одноименного деревянного храма. Позднее рядом появился и теплый зимний храм во имя Симеона Столпника, образовав единый ансамбль со Смоленской церковью. Массивное здание храма венчают пять небольших луковок, что придает ему легкости и воздушности. Реставрация храма была проведена в 1960 году, а верующим храм был возвращен в 1999-м.
Адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, 148 А
7. Церковь Михаила Архангела
Пятиглавая летняя церковь во имя Архангела Михаила была построена в Михайловской слободе в 1769 году. Через трапезную храм соединен с высокой колокольней в классическом стиле. Реставрация была проведена в начале 2000-х годов. Сейчас в храме располагается Суздальская православная школа им. Арсения Элассонского, где помимо светского образования воспитанники получают и духовное.
Адрес: г. Суздаль, ул. Михайловская, 58 А
8. Церковь Александра Невского
Единственная церковь Суздаля, построенная в псевдорусском стиле. Ее возвели в начале XX века в Михайловской слободе (ныне – поселок Михали). Храм обильно украшен кокошниками, наличниками, карнизами и колоннами, а венчает его небольшой шатер с луковичной главкой. В советские годы храм был заброшен, и только в начале 2000-х годов его отреставрировали и заново расписали. В настоящее время он принадлежит православной школе им. Арсения Элассонского, доступ в храм ограничен.
Адрес: г. Суздаль, ул. Михайловская, 58 А, корп. 4
9. Храм Иоанна Предтечи
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была построена в 1720 году на месте одноименного храма, сгоревшего при пожаре 1719 года. Храм напоминает деревянные клетские храмы XVII века. Под его южной стеной погребен местночтимый святой, юродивый Трофим, живший во времена Ивана Грозного. Сохранился надглавный крест Предтеченской церкви, который относят к началу XVIII века. После комплексной реставрации храма, прошедшей в 2016 году, крест был возвращен на купол церкви.
Адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, 55 А
Сайт: http://ioann-suzdal.cerkov.ru
10. Ризоположенский собор
Собор в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы был построен в XVI веке. Это один из первых бесстолпных храмов в русской средневековой архитектуре. Изначально его венчали три шлемовидных купола, в XIX веке их заменили на луковки, а в 30-е годы XX века и вовсе разрушили, так как в здании расположилась электроподстанция. Исторический облик был восстановлен в 1964-м, а с начала 2000-х храм вновь открылся для прихожан. В 2015-м сюда были возвращены мощи св. прп. Евфросинии Суздальской.
Адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, д. 79
Сайт: https://vk.com/riza_monastir_suzdal
11. Церковь Вознесения Господня
Пятиглавая церковь Александровского монастыря с шатровой колокольней были построены в 1695 году на месте двух других церквей. Средства на строительство выделили царица Наталья Кирилловна и ее сын царь Петр Алексеевич. У храма не было «зимней» пары, ее заменял теплый северный придел и паперть. Колокольня отличается от остальных шатровых колоколен Суздаля полным отсутствием декора. С 2006 года в обители возродилась монашеская жизнь.
Адрес: г. Суздаль, ул. Гастева, 26
12. Васильевский собор
Собор является памятником архитектуры XVII века. Это единственный собор в России, освященный в честь святителя Василия Великого. Сам Васильевский монастырь считается одним из самых древних монастырей Суздаля. Он существует здесь еще с конца XI века. До 1899 года монастырь был мужским, затем стал женским вплоть до его закрытия в 1923 году. Возрождение монастырской жизни в обители началось в 1995 году, до этого на территории монастыря располагались склады.
Адрес: г. Суздаль, ул. Калинина, 1
13. Воскресенская и Казанская церкви
Холодная Воскресенская церковь была построена в 1720 году на месте сгоревшей деревянной церкви. В паре с ней в 1739 году рядом возвели теплую церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Матери. До революции храм Воскресения Христова был главным в городе, именно сюда первым делом приезжали все архиереи, посещавшие Суздаль. В конце XX века, когда храмы были возвращены верующим, их приходы были объединены, а Воскресенский храм получил статус кафедрального.
Адрес: г. Суздаль, ул. Торговая площадь, 1
14. Церковь Ильи Пророка
Ильинская церковь появилась в излучине реки Каменки в 1744 году. Она стоит на краю Ильинского луга, являющегося природной достопримечательностью города. Вскоре рядом с церковью возвели и небольшой зимний храм Иоанна Богослова, однако его снесли в первые годы советской власти вместе с колокольней и трапезной Ильинской церкви. Восстановлены они были только в 2010 году. Яркий и нарядный храм прекрасно смотрится на фоне окружающего ландшафта и является одной из визитных карточек города.
Адрес: г. Суздаль, ул. Пушкарская, 51
15. Цареконстантиновская церковь
Каменный храм был построен в 1707 году на месте обветшавшей деревянной церкви царя Константина. Возле него была построена невысокая зимняя церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». С 1923 по 1976 годы храм был закрыт. С 1988 года в нем хранились мощи св. Евфросинии Суздальской и Евфимия Суздальского. В 2011 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. Пять фигурных главок придают собору легкость и создают ощущение праздничности.
Адрес: г. Суздаль, пер. Запрудный, 2 Б
16. Скорбященская церковь
Теплая церковь в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» была построена рядом с холодной Цареконстантиновской церковью в 1750-1787 годах. На ее месте прежде стояла деревянная Воздвиженская церковь, которую разобрали из-за ветхости. Средства на строительство каменного храма собирали прихожане. Колокольня храма завершается типичным для Суздаля шатром-«дудкой». В 1952 году Скорбященскую церковь отреставрировали, однако в пользование верующим она была возвращена только в 2009 году.
Адрес: г. Суздаль, пер. Запрудный, 2 А
17. Церковь Косьмы и Дамиана
Космодамиановская зимняя церковь была построена в 1725 году на месте старой деревянной церкви. Благодаря тому, что храм построен на возвышенности, его видно издалека. Он построен в традициях зодчества XVII века, однако отличается ассиметричной композицией. Кубическое здание храма практически лишено декора и дополняется строгими формами колокольни с вогнутым шатром-«дудкой». Богослужения в храме возобновились в 2010 году.
Адрес: г. Суздаль, ул. Красная Горка
18. Кресто-Никольская церковь
Построена в 1770 году на месте деревянной часовни Крест в память об избавления Суздаля от морового поветрия 1654 года (чумы), истребившего почти половину жителей города. В XIX веке к храму была пристроена колокольня со шпилем и трапезная. Храм отличается двухцветным оформлением и выглядит по-разному с противоположных сторон, хотя первоначально здание было окрашено в красный цвет. В 2009 году Кресто-Никольскую церковь вернули верующим.
Адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, 65 А
19. Знаменская и Ризоположенская церкви
Теплая церковь Знамения Пресвятой Богородицы была построена в 1749 году на месте одноименного деревянного храма. А спустя 30 лет рядом с ней была возведена небольшая «холодная» Ризоположенская церковь. Таким образом, существующий ансамбль сформировался еще в XVIII веке. Средства на строительство церкви Положения риз были выделены местным купцом Зубковым. Между храмами отдельно стоит колокольня, на которой в XIX веке было 10 колоколов. В 1991 году храмы отреставрировали и передали Русской Православной Церкви.
Адрес: г. Суздаль, ул. Ленина, 20
20. Богоявленская и Рождественская церкви
Обе церкви были возведены в XVIII веке в Кожевенной слободе Суздаля на берегу реки Каменки. Они были построены на средства прихожан на месте обветшавших деревянных храмов. В архитектурном облике «летней» Богоявленской церкви сочетаются стили XVII и XVIII веков, а «зимняя» Рождественская церковь имеет черты деревянных клетских построек с двускатной крышей. В 2018 году была проведена реставрация обеих церквей.
Адрес: г. Суздаль, ул. Шмидта, 7
Сколько церквей в Суздале, не скажет даже тот, кто бывал в этом городе не раз. В историческом районе храмы, колокольни и монастырские постройки встречаются буквально на каждом шагу. Согласно некоторым источникам, первая церковь здесь появилась в 999 году. Активное строительство пришлось на 16 век. Ответ на вопрос о том, сколько церквей и монастырей в Суздале, содержится в это статье.
История города
Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.
В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.
Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.
Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.
После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.
Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».
Суздальский кремль
Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.
Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.
Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.
Спасо-Евфимиев монастырь
Обитель расположена на правом берегу Каменки. Основана в 1352 году. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. Спасо-Преображенский собор – главный храм монастыря. Относится он к концу 16 столетия. В архитектурный ансамбль входит еще три церкви – Благовещенская надвратная, Никольская, Успенская.
Покровский монастырь
Нынешний облик этого архитектурного ансамбля сложился в 16 веке. Но основана обитель в середине 14-го. В 1923 году монастырь был закрыт, разорен. Некоторое время здесь располагалась так называемая шарашка – биологическая лаборатория, в которой трудились ученые-заключенные. Главный храм – Покровский собор. Других церквей на территории монастыря нет.
Александровский монастырь
Обитель основана в 1240 году, но спустя 500 лет упразднена (вследствие реформы, проведенной Екатериной Великой). Богослужения возобновились в 2006 году. К Александровскому монастырю относится Вознесенская церковь.
Ризоположенский монастырь
Это одна из старейших религиозных построек в России. Первая деревянная церковь, конечно же, не дошла до наших дней. Древнейшая постройка на территории монастыря – Ризоположенский собор. Этот храм возведен в начале 16 века. В 1882-м была построена Сретенская трапезная церковь.
Васильевский монастырь
Архитектурный ансамбль расположен в восточной части Суздаля. Монастырь был основан в 13 веке на пути из кремля в город Кидекшу. Собор Василия Великого возвели в 60-е годы 16 века, отреставрировали в 1961 году.
Торговая площадь
Эта достопримечательность находится в центре города и входит во все туристические маршруты по Суздалю. Торговые ряды были построены в начале 19 века. Этот ансамбль стал первым архитектурным комплексом в стиле ампир. На площади находится семь церквей.
Другие храмы
На правом берег реки Каменки, в той части города, которая называется Заречной стороной, расположено девять церквей. Большая часть из них основана в 18 столетии. Две церкви – в 16 веке.
К памятникам слободы Скучилихи относятся храмы Смоленской иконы Божьей матери и Симеона Столпника. Еще пять сооружений находятся в Посаде.
Итак, сколько церквей в Суздале? Количество храмов, расположенных у монастырей, – 12. За пределами обителей – 23. То есть всего в Суздале 35 церкви и 5 монастырей. Кроме того, более десяти православных храмов расположено в окрестностях города.
Суздаль — город храмов и церквей
На прошлых выходных выбрались компанией из четырех человек во Владимирскую область — эдакое двойное свидание длиной в два дня 🙂 Первым пунктом программы стал славный город Суздаль.01. Осмотр города начинаем конечно же с Торговой площади. На фото Воскресенская церковь на торгу, построенная в 1720 году на месте одноименной деревянной. Воскресенская среди городских церквей занимала главенствующее положение, поэтому все прибывающие в суздальскую епархию архиереи сначала останавливались именно в ней, а уже потом направлялись на молебен в Рождественский собор.
В центре городского герба изображен сокол — символ красоты и храбрости. Корона на его голове показывает, что Суздаль имеет богатую историю: в первой половине XII века город был центром Ростово-Суздальского княжества, с середины XIII века — столица самотоятельного Суздальского княжества, в первой половине XIV века — столица Новгородско-Суздальского княжества. Синий цвет символизирует честь, славу, преданность, истину, добродетель и чистое небо. Красный — храбрость, мужество, великодушие, любовь, религиозные и политические идеалы.
02. Торговые ряды постройки 1806-1811 годов.
03. В северной части рядов находится Кресто-Никольская церковь 1770 года, построенная в честь избавления от «морового поветрия» (чумы), свирепствовавшего веком раньше — в 1654 году.
04. Внутреннее убранство.
05. А на этой фотографии на фоне Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря видны сразу две церкви — церковь Антипия, епископа Пергамского (на переднем плане) и церковь Лазаря Праведного Воскрешения (на заднем). Тут, наверное, стоит упомянуть одну отличительную особенность города: большинство церквей здесь парные — зимние и летние. Как следует из названия, в летних служба велась в теплое время года, а в зимних — в холодное. Просто зимнюю церковь отапливать было легче.
06. Панорама излучины реки Каменки. А сколько храмов вы сможете насчитать на этом снимке? 🙂 (панорама кликабельна до 4234×1280)
07. Слева на снимке видны еще две парные церкви — зимняя Пятницкая (1772) и летняя Входо-Иерусалимская (1702-1707).
08. Хоть в Березку отправляй.
09. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно, каменная церковь была поставлена на этом месте в 1650 году на месте сгоревшей деревянной. После сильнейшего пожара в 1719 году она была перестроена.
10. Здание пожарного отряда №1 постройки конца XIX века. Памятник архитектуры, между прочим.
11. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 1720 год. Судя по всему ее не так давно отреставрировали, в конце 2014 года она представляла собой довольно печальное зрелище.
12. Летняя церковь Святого Николая, 1720-1739 годы.
13. А вот и глава парной ей зимней церкви Рождества Христова (1775).
14. Ну а мы движемся в сторону кремля. В городе, кстати, очень много китайских туристов.
15. В кремле находится Никольская церковь из села Глотово, построенная в 1766 и перевезенная в Суздаль в 1960 году.
16. На противоположном берегу Каменки стоит церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1744).
17. Ну и собственно то, ради чего — Богородице-Рождественский собор. Был построен в 1222-1225 годах. В 1445 году Суздаль сожгли крымские татары, в результате этого пожара обвалилась верхняя часть собора. В 1528 году старые стены разбираются до аркатурного пояса и заменяются кирпичными, прежде трехглавый собор становится пятиглавым, в XVII он расписывается изнутри.
18. Соборная колокольня.
19. Убранство собора.
20.
На улице темнеет и холодает, мы решаем поужинать и двигать к месту нашего ночлега. Да-да, идею блока про еду и ночлег стырил у Лебедева.
Ужинаем в ресторане Погребок (ул. Кремлевская, 5)
★★★⋆⋆
Вкусная медовуха, ничешные пельмени, пиво так себе, цены кусаются.
Ночуем в гостевом доме Эко Хаус у реки (ул. Виноградова, 43)
★★★★★
Гостеприимная хозяйка, уютные номера, вкуснейшие завтраки.
21. На следующее утро идем смотреть Спасо-Евфимиев монастырь. По дороге встречаем котеечку.
22. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696-1706).
23. Посадский дом постройки XVII-XVIII веков, единственный сохранившийся в городе каменный жилой дом того времени.
24. Вот мы и подходим к монастырю.
Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, однако он сменил свое название на нынешнее в честь первого своего игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского. Нынешний облик монастыря сложился в XVI-XVII веках. В 1445 году у стен монастыря произошло сражение между русским войском под командованием великого князя московского Василия II и казанским войском под командованием казанских царевичей Махмуда и Якуба, в котором Василий потерпел поражение и был взят в плен.
25. Монастырские стены.
26. По ним, кстати, можно погулять.
27. Я фотографирую, как фотографирует Рита 🙂 «We need to go deeper» 🙂
28. Экспонаты на втором ярусе проездной башни.
29. Надвратная Благовещенская церковь поcтройки XVI-XVII веков. В XVI веке именно по этой церкви проходила южная граница монастыря.
30. Аптекарский огород.
31. Успенская трапезная церковь, построенная в 1525 году.
32. Спасо-Преображенский собор, который строился с 1507 по 1594 год. В 1507-1511 года здесь появилась маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее дошедшее до нас сооружение монастыря, возведенное над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к церкви было пристроено здание собора, а сама она стала называться Евфимиевским приделом.
33. Интерьер. Можете передать привет Рите, Кате и Илье — вон они справа на снимке собор рассматривают 🙂
34. Монастырская звонница.
35.
36. Усыпальница князей Пожарских.
37. К сожалению, у монастыря было и темное прошлое. В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1923-1939 годах тюрьма была превращена в политизолятор. После начала Великой Отечественной войны здесь был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. В 1943 году монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской армий (в частности, в нем содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс). В 1946-1967 году на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних.
38.
39.
40. Прощаемся с монастырем, да и с городом тоже и едем во Владимир.
Перед отъездом перекусываем в кафе Блинная (ул. Ленина, 135, на территории монастыря)
★★★★⋆
Отличные сырники и сочники, самообслуживание.
Stay tuned!
Суздаль, Россия: очаровательно или абсурдно?
К тому времени, как мы добрались до Москвы, Дэн и я не проводили никакого времени за пределами города с момента нашего пребывания на Байкале. Сейчас я люблю города, особенно российские, но по Москве я начала мечтать о спокойной прогулке на свежем воздухе.
К счастью, всего в нескольких часах езды от Москвы находится Суздаль, о котором Википедия говорит: «Сопоставление потрясающей средневековой архитектуры с ее пасторальным окружением придает Суздалу живописное очарование, а летом художники и мольберты являются обычным явлением.
Отлично!
Суздаль настолько совершенен, что я почувствовал прикосновение дизайна — советский дизайн, если быть точным.
Оказывается, что Советский Союз решил избегать строительства каких-либо современных зданий в Суздале, чтобы сохранить свою туристическую привлекательность, запретив двухэтажные здания — конечно, за исключением соборов. Поэтому сегодня в Суздале нет ни одного из высоких жилых домов, которые бы характеризовали другие бывшие советские города, но вместо этого он полон прекрасных церквей и деревянных домов!
Суздаль действительно имеет лотов и красивых зданий.
Что-то в этом чувствуется немного … О, что за слово? Начинается с буквы D и рифмуется с блистней?
Суздаль является домом для многих церквей, но в советский период, когда базировалась экономика Суздаля на туризме, небольшой город также был заполнен церквями и деревянными домами из других регионов России.
Я думаю, это было хорошо для Суздаля, но как печально это должно было быть для городов, которые потеряли свои самые красивые сооружения из-за этой туристической достопримечательности?
Когда я гулял по Суздалю, я не мог не задаться вопросом, откуда на самом деле появились некоторые из его красивых мест — и как эти города выглядели после своих собственных советских преобразований.
Хотя было немного приятно выбраться из города, и Суздаль, конечно, прекрасен, я в основном нашел город странным. Летом здесь явно туристично, поэтому было интересно увидеть его в пустом межсезонье. Суздаль был странным (и красивым!) Настолько, что я действительно наслаждался своим визитом туда, но я подозреваю, что если бы я приехал туда летом, я бы, возможно, не любил его так сильно.
Опять же, может быть, было бы забавно увидеть Суздаль во всей его красе — переполненный туристами, любующимися скотом, живописно бегущим по улицам, пока художники рисуют очаровательную сцену.
Где остановиться в Суздале
Мы остановились в хостеле Godzillas, который находится в просторном деревянном домике на окраине города. Моя единственная жалоба заключалась в том, что от Годзиллы до центра города ушло около часа.
Хотя я должен добавить, что это было связано исключительно с толстым слоем скользкого льда, покрывающего все дороги, пока мы были в Суздале, потому что, давайте просто скажем, что я не Мишель Кван, когда ступаю на лед. Хостел действительно находится всего в 20 минутах от центра.
Добраться в Суздаль из Москвы
В Суздаль нет никаких поездов, поэтому проще всего добраться туда через Владимир.Вы можете добраться на местном электричке от московского вокзала, который занимает 3,5 часа и стоит около 400 рублей, или вы можете воспользоваться одним из более быстрых и удобных (и более дорогих) региональных экспрессов.
Из Владимира можно доехать на автобусе до Суздаля от автовокзала напротив вокзала за 72 руб.
Как вы думаете, очарователен ли Суздаль? Я до сих пор не могу решить!
.Суздаль | историческое княжество, Россия
Суздальское , полностью Суздальское княжество, русское полностью Суздальское княжество , средневековое княжество, занимавшее территорию между рекой Окой и Верхней Волгой на северо-востоке России. В 12-14 веках Суздаль находился под властью ветви династии Рюриковичей. Будучи одним из регионов-преемников Киева, княжество приобрело большое политическое и экономическое значение, впервые проявившись во времена правления Андрея Боголюбского (1157–74), который завоевал Киев (1169) и перенес с него титул «великого князя». Древняя столица сначала Суздаль, затем Владимир, его новая столица на реке Клязьме.Он и его брат и преемник Всеволод III (1176–1212) организовали сильную монархическую политическую систему и, будучи правителями Великого княжества Владимирского, стали самыми могущественными из русских князей. Они поощряли своих подчиненных князей развивать княжество и строить церкви, дворцы и новые города.
Британика Викторина
визит в Европу
Какое океанское течение объясняет умеренную погоду в Западной Европе?
Но суздальские князья стали считать свои территории частной, наследственной собственностью и, вопреки русскому обычаю, поделили ее между своими наследниками.Таким образом, Суздаль-Владимир распался на мелкие княжества (13 и 14 вв.), Которые номинально признали старшинство великого князя владимирского. После нашествия татар (1237–40) они попали в Золотую Орду. Князь Константин Васильевич (1332–1555 гг.) Попытался восстановить территорию Суздаля и Нижнего Новгорода, которую татарский хан Яни Бег превратил в новое великое княжество ( г., 1342). Его сын Дмитрий был кратко великим князем Владимира (1359–62). Тем не менее титул великого князя вскоре был возвращен московским князьям, а в 1392 году московский князь Василий I Дмитриевич аннексировал Суздальско-Нижегородскую область.
.Суздаль — Russia.com
Суздаль — один из самых живописных городов Золотого кольца. Бесчисленные церкви и древние монастыри уютно расположены на холмистых берегах реки Каменка, и пейзаж почти не менялся на протяжении веков. Это как если бы старые картины русских художников были воплощены в жизнь. Древний колорит содержится в туристической инфраструктуре: здесь много ресторанов в «старом стиле», а традиционные русские праздники отмечаются в своем собственном масштабе.В городе всегда много туристов: он третий по посещаемости в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
«Жемчужиной» города является Спасо-Евфимиев монастырь с его могучими стенами и 17 -м башнями века, спрятанными в белоснежных церквях. Каждый час раздается звон колоколов. По сравнению с монастырем, Суздальский кремль выглядит довольно маленьким, с его городским музеем и древним собором Рождества, с его прекрасно сохранившимися картинами с 13 по -17 по веков.В нескольких минутах ходьбы от Кремля находится торговый пассаж Гостиного двора 19 9000-х годов 9-го века, в котором сейчас много продавцов сувениров. На другом берегу реки Каменка находится интересный музей деревянного зодчества, куда были привезены старинные здания со всего региона. Во многих его домах можно прийти и познакомиться с реконструированными жизнями купцов и крестьян.
Одно из самых атмосферных мест в Суздале — Покровский монастырь. Его история драматична: русские правители сослали сюда своих бывших жен.Монастырь действует и по сей день (хотя здесь больше никого нет в изгнании). Вы можете исследовать элегантные белые церкви с 16 по до 18 веков, где когда-то молились известные заключенные. В городе есть и другие интересные церкви и монастыри, в основном построенные вдоль улицы Ленина — главной улицы Суздаля. Все они, несмотря на огромный поток посетителей, сохраняют дух древних времен.
Суздаль — город, в котором приятно гулять.Здесь красочное, регулярное городское развитие: многие коттеджи украшены резными деревянными орнаментами. Режиссеры приезжают сюда, чтобы снимать исторические фильмы, а туристы погружаются в прошлое. Это особенно актуально в Масленице (российский эквивалент Масленицы), которая отмечается здесь стильно, с гусями и праздничными парадами. Сливочное слабоалкогольное медовое изделие из меда со специями продается в фирменных киосках — отличная возможность дополнить эстетическое удовольствие гастрономией.
,