Сколько лет крещению руси: какого числа, история и традиции праздника

дата и история праздника, мероприятия

https://ria.ru/20220714/kreschenie-1802555523.html

День крещения Руси: дата, история и традиции православного праздника

День крещения Руси 2022: дата и история праздника, мероприятия

День крещения Руси: дата, история и традиции православного праздника

День крещения Руси — православный праздник, число и месяц которого зафиксированы в календаре. В 2022 году он отмечается, как и в другие годы, 28 июля. Об… РИА Новости, 14.07.2022

2022-07-14T20:18

2022-07-14T20:18

2022-07-14T20:18

религия

русская православная церковь

религия

киев

москва

россия

день крещения руси

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0e/1802549810_0:0:2839:1597_1920x0_80_0_0_782a49d4888ecdf00df18b16b73ee7fc.jpg

МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. День крещения Руси — православный праздник, число и месяц которого зафиксированы в календаре. В 2022 году он отмечается, как и в другие годы, 28 июля. Об истории торжества и о том, какие на эту дату запланированы мероприятия, о традициях празднования в России — в материале РИА Новости.День крещения Руси“Праздник приходится на 28 июля — день памяти князя Владимира Святого (он как креститель Руси причислен к лику святых, а при жизни был обладателем прозвища «Красное солнышко» — за его заботу о народе). Однако событие произошло не в один день, поэтому точной даты нам конечно неизвестно. Известен год — 988-й, хотя крещение русского народа растянулось на долгое время”, — поделилась Анна Бахтиярова, религиовед, историк.Само крещение Руси означало принятие христианства в качестве государственной, официальной религии. После того, как Владимир сделал выбор в пользу этой веры, в стране стали массово строится церкви и храмы, а языческие идолы уничтожаться.Учреждение праздникаВ мае 2010 года этот день был внесен в список государственных памятных дат, после того как двумя годами ранее патриарх Алексий II (Ридигер) предложил это сделать от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ). История крещения РусиКнязь Владимир Святославич сначала принял крещение сам, рассказывает Анна Бахтиярова:По словам эксперта, сначала князь пытался создать единый пантеон славянских богов, установив в столице идолов четырех богов. Однако требовалась не просто вера в одних богов, а новая идеология. Соседи Руси в большинстве своем были христианами, а также мусульманами и иудеями, то есть верили в одного Бога. Один из основных источников того времени — «Повесть временных лет», сообщает, что князь тщательно подошел к выбору новой веры. Он пригласил послов от иностранных государств, чтобы те рассказали о своей религии, а затем отправил свое посольство в эти страны. В итоге выбор пал на православие.Одна из причин такого выбора была политической. Русь имела торговые и военные связи с Византией. Принятие христианства по византийскому обряду укрепляло эти отношения. Также сыграли роль впечатления послов от православной службы: они, побывав на литургии в храме св. Софии в Константинополе, описывали князю Владимиру красоту здания, церемонии, пение хора и говорили, что не поняли, где находились — на небе или на земле. История праздникаПразднование Дня крещения Руси на государственном уровне впервые прошло в 1888 году 15 июля (по новому стилю — 28 июля), когда была круглая дата с момента принятия христианства — 900 лет. Тогда в стране прошли массовые гуляния, торжественные церковные службы и крестные ходы, которые проводятся и по сей день.Традиции праздникаКаждый год 28 июля ровно в полдень по благословению патриарха Кирилла, совершают в полдень праздничный колокольный звон. В День крещения Руси в Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме и там – торжественный молебен святому. В храмах проходят торжественные службы, православные молятся святому князю Владимиру и устраивают народные гуляния. Как правило, в городах проходит ряд мероприятий:Кроме этого в День крещения Руси показывают по телевидению тематические программы, а на православных телеканалах — трансляцию праздничных богослужений.Крещение Руси в живописиОсобое место крещение Руси занимает в русской живописи. Существует множество знаменательных работ, которые отражают те дни, когда Владимир Красное Солнышко выбирал религию и крестил Русь. Некоторые из них:

https://ria.ru/20220628/prazdniki-1798725999.html

https://ria.ru/20220707/prazdnik-1800325788.html

киев

москва

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Алёна Пава

Алёна Пава

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/07/0e/1802549810_31:0:2760:2047_1920x0_80_0_0_7f9c17bbdd31393ff10063d777210695. jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Алёна Пава

русская православная церковь, религия, киев, москва, россия, день крещения руси

Религия, Русская православная церковь, Религия, Киев, Москва, Россия, День крещения Руси

МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. День крещения Руси — православный праздник, число и месяц которого зафиксированы в календаре. В 2022 году он отмечается, как и в другие годы, 28 июля. Об истории торжества и о том, какие на эту дату запланированы мероприятия, о традициях празднования в России — в материале РИА Новости.

День крещения Руси

“Праздник приходится на 28 июля — день памяти князя Владимира Святого (он как креститель Руси причислен к лику святых, а при жизни был обладателем прозвища «Красное солнышко» — за его заботу о народе). Однако событие произошло не в один день, поэтому точной даты нам конечно неизвестно. Известен год — 988-й, хотя крещение русского народа растянулось на долгое время”, — поделилась Анна Бахтиярова, религиовед, историк.

Само крещение Руси означало принятие христианства в качестве государственной, официальной религии. После того, как Владимир сделал выбор в пользу этой веры, в стране стали массово строится церкви и храмы, а языческие идолы уничтожаться.

© РИА Новости / Сергей Пятаков / Перейти в медиабанкВерующая перед праздничной Божественной литургией в храме Христа Спасителя в день памяти святого равноапостольного князя Владимира и День Крещения Руси

Верующая перед праздничной Божественной литургией в храме Христа Спасителя в день памяти святого равноапостольного князя Владимира и День Крещения Руси

Учреждение праздника

В мае 2010 года этот день был внесен в список государственных памятных дат, после того как двумя годами ранее патриарх Алексий II (Ридигер) предложил это сделать от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ).

История крещения Руси

Князь Владимир Святославич сначала принял крещение сам, рассказывает Анна Бахтиярова:

“На тот момент Русь была языческой. Язычество славян — это смесь обрядов, традиций и верований. Оно было очень “разношерстным”, в разных городах верили в разных богов. И Владимир хотел объединить государство единой верой”.

28 июня, 16:54Религия

Православный календарь на июль 2022: праздники и традиции

По словам эксперта, сначала князь пытался создать единый пантеон славянских богов, установив в столице идолов четырех богов. Однако требовалась не просто вера в одних богов, а новая идеология. Соседи Руси в большинстве своем были христианами, а также мусульманами и иудеями, то есть верили в одного Бога. Один из основных источников того времени — «Повесть временных лет», сообщает, что князь тщательно подошел к выбору новой веры. Он пригласил послов от иностранных государств, чтобы те рассказали о своей религии, а затем отправил свое посольство в эти страны. В итоге выбор пал на православие.

Одна из причин такого выбора была политической. Русь имела торговые и военные связи с Византией. Принятие христианства по византийскому обряду укрепляло эти отношения. Также сыграли роль впечатления послов от православной службы: они, побывав на литургии в храме св. Софии в Константинополе, описывали князю Владимиру красоту здания, церемонии, пение хора и говорили, что не поняли, где находились — на небе или на земле.

7 июля, 07:03

Праздник Ивана Купалы

“Крещение Руси произошло примерно через два года после крещения самого князя. Народ Киева принял крещение с легкостью, так как уже давно был знаком с этой религией и ее представителями. А также сам князь и его дружина служили примером для жителей столицы. В городе были снесены языческие идолы и сброшены в Днепр”, — добавила Анна Бахтиярова.

История праздника

Празднование Дня крещения Руси на государственном уровне впервые прошло в 1888 году 15 июля (по новому стилю — 28 июля), когда была круглая дата с момента принятия христианства — 900 лет. Тогда в стране прошли массовые гуляния, торжественные церковные службы и крестные ходы, которые проводятся и по сей день.

Традиции праздника

© РИА Новости / Алексей Майшев / Перейти в медиабанкЗвонарь Иван Привалов звонит в колокола в церкви Иоанна Богослова на Новой площади в Москве

Звонарь Иван Привалов звонит в колокола в церкви Иоанна Богослова на Новой площади в Москве

Каждый год 28 июля ровно в полдень по благословению патриарха Кирилла, совершают в полдень праздничный колокольный звон. В День крещения Руси в Москве стало традицией совершать крестный ход к памятнику князю Владимиру на Боровицком холме и там – торжественный молебен святому. В храмах проходят торжественные службы, православные молятся святому князю Владимиру и устраивают народные гуляния. Как правило, в городах проходит ряд мероприятий:

  • l поздравления официальных лиц;
  • l лекции, концерты, гуляния;
  • l театрализованные представления;
  • l крещения людей.

Кроме этого в День крещения Руси показывают по телевидению тематические программы, а на православных телеканалах — трансляцию праздничных богослужений.

Крещение Руси в живописи

Особое место крещение Руси занимает в русской живописи. Существует множество знаменательных работ, которые отражают те дни, когда Владимир Красное Солнышко выбирал религию и крестил Русь. Некоторые из них:

CC0 / Public domain / Великий князь Владимир избирает религию. Иван Эггинк. 1822 г. Холст, масло. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

CC0 / Public domain /

Великий князь Владимир избирает религию. Иван Эггинк. 1822 г. Холст, масло. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

  • Великий князь Владимир избирает религию. Иван Эггинк. 1822 г. Холст, масло. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
  • Обращение князя Владимира в христианство. Заболотский Петр Петрович (1842 – не ранее 1916). 1866 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.
  • Крещение Руси. Василий Перов. Кон. 1870-х — нач. 1880-х гг. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
  • Первые христиане в Киеве. Василий Перов. 1880 г. Картон, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Крещение князя Владимира. Виктор Васнецов. 1885-1893 гг. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.

CC0 / Public domain / Крещение князя Владимира. Виктор Васнецов. 1885-1893 гг. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

CC0 / Public domain /

Крещение князя Владимира. Виктор Васнецов. 1885-1893 гг. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

«Стоит ли в России отмечать крещение Киевской Руси?»

О династии Романовых и опять о Иване Грозном, потерянном интернационализме и 100-летии республики

Календарь фиксирует завтра, 31 мая, в России маленький юбилей: 10 лет назад Госдума приняла федеральный закон об установлении в стране новой памятной даты — Дня крещения Руси (празднуется 28 июля). Автор «БИЗНЕС Online», мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, объясняет, что за вопросы у него есть к этому историческому празднику.

«Завтра, 31 мая, в России отмечается маленький юбилей. Ровно 10 лет назад Госдума приняла федеральный закон об установлении в стране новой памятной даты — Дня крещения Руси» Фото: © Сергей Пятаков, РИА «Новости»

Киевская Русь являлась плацдармом,
с которого разворачивалась западная экспансия на нашу родину.

Профессор Александр Пыжиков

МАЛЕНЬКИЙ ЮБИЛЕЙ

Завтра, 31 мая, в России отмечается маленький юбилей. Точнее, он даже не празднуется, а просто фиксируется календарем. Ровно 10 лет назад Госдума приняла федеральный закон об установлении в стране новой памятной даты — Дня крещения Руси (празднуется 28 июля). Наверняка, будущие историки самой яркой страницей в президентстве Дмитрия Медведева сочтут пятидневную войну в Южной Осетии, но мне кажется, что этот ничем не примечательный юбилей куда эпохальнее по своим последствиям, чем все прочие достижения бывшего президента. Данную дату можно рассматривать как своего рода Рубикон, на котором по факту исчерпалась остаточная инерция интернационалистских идеалов, созданных еще в СССР, и началась новая веха в истории страны. Зримым ее воплощением стал храм Воскресения Христова в парке «Патриот», построенный за счет государственного бюджета к 75-летию Победы как главный храм Вооруженных сил РФ и прославляющий ратный подвиг единственно русского народа. При этом 50-летний юбилей Победы страна увековечила несколько иначе — добрососедским возведением на Поклонной горе храмов сразу нескольких традиционных российских конфессий, причем равных по размеру. Как говорится, почувствуйте разницу.

Вне всяких сомнений, крещение Руси — эпохальное событие в судьбе духовно братского для татар русского народа, цивилизационное значение которого трудно переоценить. Речь о другом. Когда, например, празднуется День русского языка (кстати, он также введен при Медведеве), то все мы хорошо понимаем его общероссийское фундаментальное значение: государственный язык России должны знать и чтить на всей ее территории. Но когда законодатель нашего светского государства решает, что религиозный выбор древних киевлян значим не только для их современных единоверцев из Золотого кольца России, но и для всех субъектов Федерации от Бурятии и Калмыкии до Дагестана и Чечни, то нам ничто не остается, кроме как присоединиться к осмыслению этого решения, ведь уже давно и совершенно справедливо подмечено, что народ, не знающий своей истории, лишится и своего будущего.

Фрагмент барельефа «Крещение Руси» на памятнике князю Владимиру, сооруженном по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского и архитектора Константина Тона в 1853 годуФото: © Олег Макаров, РИА «Новости»

ПРЕСТУПЛЕНИЯ АНТИРОССИЙСКОЙ ЭЛИТЫ

Начать следует с принципиального уточнения: под крещением Руси подразумевается не укоренение православия в Московии, а крещение Киевской Руси в 988 году. Киевские же земли, напомню, вошли в состав российского государства лишь при Романове Алексее Михайловиче в середине XVII века. И тогда же при Романовых было составлено каноническое прочтение отечественной истории, включившее в себя в том числе целый ряд придуманных концепций, которых прежде никогда не существовало. Среди них и «Киевская Русь», а также «татаро-монгольское иго». Вновь рожденные понятия и конструкции создавались правящей верхушкой ради вполне конкретных целей, которые далеко не всегда совпадали с интересами коренных народов России, прежде всего русского и татарского, и которые вряд ли отражают и интересы современной России.

Если называть вещи своими именами, то династия Романовых, взошедшая на престол в результате Смуты, развернула против народов нашей страны крайне агрессивную, враждебную политику, которая заключалась в их нещадной эксплуатации и всестороннем порабощении. Ради этой глобальной цели был сломан привычный уклад жизни коренного населения, а его разноплеменные народы усердно стравливались между собой по принципу «разделяй и властвуй». Притом правящая элита при Романовых в этническом плане состояла главным образом из пришлых элементов: сначала из представителей «польско-украинской» партии, которая затем расширилась также выходцами из «немецких» (в широком смысле, в том числе тевтонских) кругов. Сразу следует оговориться, что, упоминая в столь негативном ключе данные народы, здесь и далее имеются в виду не сами нации, а вышедший из их рядов политико-управленческий бомонд.

Преступления этой антироссийской элиты хорошо известны. Первым делом она попыталась уничтожить русское древлеправославие. Если первый Романов, царь Михаил, после Смуты находящийся еще в шатком положении, не решился на такой шаг, который нельзя было осуществить без кровавых репрессий, то его сын Алексей уже вовсю развернул войну против русского народа, не пожелавшего отказываться от исконных духовных устоев. Хорошо известно, что главная цель ломки отечественной церковной жизни заключалась в том, чтобы привести ее в полное соответствие с теми порядками, которые царили на украинских (малороссийских) землях (греческий мотив служил здесь лишь благовидным прикрытием). В качестве тарана был использован патриарх Никон. Его низложение на Большом Московском соборе ничуть не остановило Романовых: они продолжили насаждение новых порядков огнем и мечом (в буквальном смысле), что фактически привело страну к гражданской войне (осада Соловецкого монастыря, восстание Степана Разина, Стрелецкий бунт — все это ее звенья) и расколу на две части, одна из которых надолго ушла в подполье с тем, чтобы взорвать ненавистный режим в 1917 году.

Сын Алексея Петр I пошел еще дальше: он рубил бороды и срывал с русских национальные кафтаны, а затем, вдоволь наглумившись над христианством на 30-летнем Всешутейшем, всепьянейшем и сумасброднейшем соборе, уничтожил русское патриаршество, напрямую подчинив православную церковь Синоду, то есть одному из светских «министерств» государства. К слову, ключевую роль в этом крамольном начинании играл малороссийский (украинский) богослов, ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович. Одновременно русские священники активно вытеснялись из церковной жизни. На их место ставились выпускники Киевской-Могилянской академии, которым уже к середине XVIII века фактически принадлежала монополия на епископские кафедры в России. Они также занимали места в виднейших монастырях, играли ключевые роли в епархиальном управлении, входили в штат придворного духовенства, руководили духовными академиями и семинариями, которые в своем большинстве наполнялись воспитанниками, вызванными из Малороссии/Украины.

Параллельно шло крепостное закабаление коренного населения, из которого выжимались все соки до последней капли. Притом украинские вотчины не знали никакого рабства и освобождались даже от рекрутской повинности. Эту вольницу приструнила лишь Екатерина II, более ориентированная на интересы «немецкой» партии. Однако коренным народам России от того не становилось легче. Их как секли розгами до мяса и костей за малейшую провинность, так и продолжали сечь и травить гончими псами. Хозяева же российской жизни беззаботно развлекались на балах и охоте, а если кто из них и уличался в уголовных преступлениях, то, как правило, легко мог уйти от сурового наказания. Но, даже попадая в тюрьму, им разрешалось брать с собой прислугу, дабы пребывание в неволе не прерывало их жизненного комфорта, что великолепно описал Михаил Гернет в своем фундаментальном труде «История царской тюрьмы».

ЗАТЕМ ТАТАРАМ, КАК И РУССКИМ СТАРОВЕРАМ, ПРАВЯЩИЙ РЕЖИМ УСТРОИЛ НАСТОЯЩУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ ТРАВЛЮ

Романовы свирепствовали и над татарами, превратив их, как и сторонников исконного русского православия, в изгоев на родной земле. Первым делом Романовы запретили татарам государственную службу. Так ушел в небытие слой служилых татар из числа касимовских, темниковских, кадомских, шацких, арзамасских и других, верой и правдой служивших царю. При этом источники свидетельствуют, что до воцарения Романовых немало приказных, а также государевых слуг на местах являлись мусульманами. Так, посол Ивана IV писал падишаху османов в 1570 году: «Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Сеин-Булат, господствует в Касимове, Кайбулла — в Юрьеве, Ибак — в Суржике, князья ногайские — в Романове. Все они торжественно славят Магомета в своих мечетях». С приходом к власти Романовых о таком помыслить уже было нельзя. Вот почему знаменитый род Юсуповых был вынужден креститься, как и другие татарские мурзы, пожелавшие сохранить посты и влияние. Религиозная нетерпимость — отличительная черта правления романовской династии.

Затем татарам, как и русским староверам, правящий режим устроил настоящую религиозную травлю. Чего стоит только Контора новокрещенских дел, при которой состояли особые воинские отряды, приводившие к «святому крещению» плетьми, палками, тюрьмами, угрозами смерти. Эти лжеправославные миссионеры при помощи солдат ловили на улицах татарских детей, насильно крестили их и засаживали в Зилантов монастырь «на воспитание». Особо буйствовал на данном поприще казанский архиерей Лука Конашевич. При нем, как указывал историк Николай Калинин, из 536 мечетей Казанской губернии было сломано 418.

Ту мрачную страницу романовской истории все мы хорошо знаем. Только мало кто из нас обращает внимание на то, что Аксак Каратун, «хромой черноризец», как образно прозвали татары Луку Конашевича, к русскому народу не имеет ни малейшего отношения, ведь он был родом все из той же Украины. Отучившись в уже упомянутой выше Киевско-Могилянской академии, Конашевич приехал в наши края, чтобы творить свои деяния именем русской (!) церкви, то есть именем нашего многовекового соседа, к которому сам ни на йоту не относился. Цель такого кощунства со стороны пришлого человека предельно ясна — поссорить духовно братские народы между собой, то есть воплотить в жизнь установку правящего режима «разделяй и властвуй». Продолжатель дела Конашевича Николай Ильминский хоть и отличался от предшественника методами пропаганды, но, как и он, был представителем все той же «украинско-польской» партии, о чем красноречиво свидетельствует его фамилия.

О беспощадной эксплуатации татар писать нет необходимости — они страдали не меньше русских людей, особенно из числа «раскольников».

РОМАНОВСКИЕ ИСТОРИКИ ПРЕПОДНОСЯТ ОПРИЧНИНУ КАК КРОВАВОЕ СУМАСБРОДСТВО ГРОЗНОГО

На этом фоне становится более понятным, для чего понадобилось Романовым возведение России к Киевской Руси. Таким способом правящая верхушка, которая, напомню, особенно на первом этапе состояла из представителей «украинско-польской» партии, легализовала в глазах порабощенного народа и мирового истеблишмента свои права на управление доставшимися во владение российскими землями.

При этом новоиспеченная династия всячески дистанцировалась от московских царей, чьим царством, собственно, и завладела после Смуты. Неслучайно за 300 лет правления Романовы не поставили последним ни одного (!) памятника, если не считать скульптурную композицию «Тысячелетие России» (1862 год), весь пафос которой сводится как раз-таки к утверждению идиологемы о том, что наша страна есть продолжатель Киевской Руси и в которой среди сонма других исторических персонажей можно разглядеть фигуру Ивана III. Казалось бы, Романовы должны были вознести на знамена прежде всего внука последнего Ивана IV, фактического создателя Российской империи, однако все происходит с точностью до наоборот: стараниями Миллера и других романовских историков Грозный объявляется чуть ли не психически больным человеком с кровавыми замашками, маньяком. Интересно: чем же этот московский царь особенно не угодил правящей верхушке?

При Иване III, которого Романовы, как уже было сказано, отметили на своем памятнике, к великокняжескому столу устремляется поток так называемых выезжан, то есть, говоря по-современному, экспатов из польско-украинских земель. Так, при московском дворе появляются Милославские, Глинские, Оболенские, Палецкие, Голицыны, Трубецкие и иже с ними. Пятая колонна занимает при московском троне весьма прочные позиции. Фактически тогда они прибрали к рукам все московское царство, а Иван IV (по матери Глинский) уже и вовсе считался ими своим человеком. Руками последнего вершится и новая геополитика: Россия с Запада разворачивает оружие на Восток. Совсем еще молодого государя приближенные родственники убеждают начать войну против Астраханского и Казанского ханств, хотя последнее уже и так подчинялось Москве.

Однако дальше происходит нечто, что привело Ивана Грозного к полному разрыву отношений со своим «польско-украинским» окружением. Что именно случилось, неизвестно. Отголоском тех событий служит повествование о смерти первенца царя, произошедшей сразу же после похода на Казань, что оказалось им воспринято как божья кара. Как бы там ни было, Грозный, видимо, раскусил подлинные цели пятой колонны и решил вырваться из ее опеки. Страна разворачивается в обратном направлении, и, к шоку приближенных царя, начинается Ливонская война. Быстро выяснилось, что последние без энтузиазма включились в боевые действия, о чем свидетельствуют их переходы на сторону противника, то есть в Польшу. А когда среди предателей-перебежчиков оказался Андрей Курбский (кстати, один из воевод, зверствовавших при взятии Казани), Иван Грозный учиняет опричнину.

Романовские историки преподносят опричнину как кровавое сумасбродство Грозного. Однако внимательный анализ жертв репрессий, предпринятый историками, показывает, что она была крайне избирательна: пострадали прежде всего польско-украинские фамилии, а также их приспешники. Другими словами, Иван IV устроил чистку элит от пятой колонны. В результате на авансцену российской политики выходят роды, далекие от прежнего польско-украинского замеса: Годуновы, Щекаловы, Клешнины, Вылузгины, Хворостины, Басмановы и другие.

Пятая колонна в полной мере смогла отыграться лишь после Смуты, в которой Польша, скажем мягко, играла не последнюю роль. И тогда для народов России наступает, пожалуй, самый мрачный период в истории. Именно в нем рождается концепция Киевской Руси, нужная властям для обоснования своего господства, и начинают стравливаться российские народы. Так, поход Ивана Грозного на Казань, в войске которого было до 40% татар и который изначально преследовал целью, говоря современным языком, наведение конституционного порядка внутри фактически единого политического образования, или, как бы мы сейчас выразились, федерации, в трудах романовских церковников (равно как и их идеологических предшественников) стал обретать религиозный окрас, то есть интерпретироваться как война христианства с исламом. Тогда же рождается и демонизация золотоордынского периода в истории нашей страны. Кстати, первым понятие «иго» употребил по отношению к нему польский (!) историк Ян Доглуш.

И хотя официальная романовская история просто кишит всеми этими сюжетами, обмануть русский народ оказалось не так-то просто, о чем красноречиво свидетельствуют его былины — хранилище народной памяти. В них много раз встречается образ поганых «татар». Но, что интересно, все эти «татары» прибывали на Русь не с Востока, как по логике романовской истории должно было быть, а с Запада (с «ляховинской» земли, из-за «синя моря») и непременно на кораблях. Вспомним, к примеру, по какому маршруту Садко отправился в Золотую Орду: сначала он поплыл по реке Волхове, затем пересек Ладожское озеро, вышел в Неву-реку и попал в «сине море» (судя по карте, Балтийское), лишь переплыв его, очутился в стане врага.

В данном контексте можно также вспомнить былинного героя Илью Муромца, который боролся с татарским «Идолищем». Только вот где восседал этот самый Идолище, от которого нужно было очистить мир? По одному изводу — в Царьграде (т. е. Константинополе), а по другому — в Киеве. Все эти вещи не могли быть случайными. Остается только добавить, что татары в те времена себя татарами еще не называли. Они приняли данное слово как самоназвание в результате целенаправленного государственного внушения.

ПРО ГРАБЛИ

Российские народы не раз пытались дать отпор враждебной им элите. В крестьянских войнах Степана Разина и Емельяна Пугачева русские, татары, башкиры, чуваши, мордва и другие коренные народы страны плечом к плечу боролись за общую Родину и свою свободу. В конечном итоге протестная энергия смогла сорганизоваться в действенную силу лишь к началу XX века. Не секрет, что революцию 1917 года вершили те, кто больше всех пострадал от романовского гнета. Вот почему Александр Солженицын отмечал: «Не было бы раскола XVII века — не случилось бы и революции 1917 года».

Сбросив с шеи романовскую удавку, народы России впервые за несколько веков получили возможность построить страну, исходя из своих, а не чужеродных интересов. Конечно, религиозные иерархи, в глазах простых людей запятнавшие себя многовековым обслуживанием правящего режима, получили свою порцию народного гнева, который, кстати, обрушивали на них и разиновцы с пугачевцами. И все же даже в этих условиях русская православная церковь спустя три столетия романовских кандалов впервые смогла избрать себе патриарха, а мусульмане — муфтия, прежде назначаемого правительством. Народы России, в том числе и татары, наконец-то получили некогда отнятую у них государственность. Так родилась, в том числе, и ТАССР, 100-летие которой наша республика отмечает в этом году. Впервые за несколько веков во главе Казанского края смогли встать его коренные жители — татары. А для всех, даже самых простых граждан страны, открылись недоступные прежде социальные лифты.

Это и был исконный отечественный интернационализм в действии, который нынче оформился в конституционный принцип федерализма. Так нужно ли нам теперь рубить сук, на которым мы все сидим, и вовлекаться в романовские идеологические конструкции? Как бы снова не наступить на те же самые грабли.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

День Крещения Руси 2021 — 28 июля — какой сегодня праздник — с Днем Крещения Руси / НВ


27 июля 2021, 05:58

27−28 июля Украина отмечает День Крещения Киевской Руси. НВ напоминает 10 малоизвестных фактов о государстве, от которого ведет свои исторические корни современная Украина.

28 июля украинцы отмечают День Крещения Киевской Руси-Украины, праздник, учрежденный в 2008 году президентом Виктором Ющенко. Указ главы государства предписывал отмечать этот день каждый год двадцать восьмого июля, «в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Киевской Руси».

Видео дня

В 2021 году исполняется 1033 года с даты Крещения Руси князем Владимиром Великим. Сама же дата 28 июля, которая одновременно является днем памяти князя Владимира и просто днем Владимира, — это день смерти равноапостольного князя Владимира Киевского, внука княгини Ольги, также причисленной православной церковью к лику святых.

Крещение жителей Киева и целой страны остается одним из наиболее дискуссионных моментов в истории. Многие исследователи отмечают, что факты о той эпохе были не раз искажены из-за социальных и политических преобразований, в том числе самой церковью, которая стремилась упрочить свое влияние и значимость.

НВ изучило взгляды украинских, российских и зарубежных историков на культуру, быт и политику Киевской Руси периода до и после крещения, составив подборку интересных малоизвестных фактов.

Высокие технологии

Киевская Русь была знаменита искусством оружейных мастеров. По заверениям историков, именно на этих землях впервые были созданы шестопер, наруч, крюк для натягивания арбалета, кольчуги с плоскими кольцами, стальная маска для коней, шпоры с пластинчатым козырьком и шпоры с колёсиком, а также пластинчатая броня. Отличились и ювелиры — уровень работы городских мастеров не уступал творениям лидеров мирового искусства той эпохи в Византии и на Ближнем востоке. Специалисты по золотым и серебряным делам стремились максимально улучшить игру света, для чего оттеняли серебро чернью и позолотой. Иногда для этого ювелирные украшения даже покрывали тысячами миниатюрных колец, напаивая на каждое немного серебра.

Малый бизнес

Занятие ремеслом на Руси было популярным и востребованным. Умелый гончар или кузнец мог обслуживать три-четыре населенных пункта. Киевская Русь была одной из наиболее «урбанизированных» стран тогдашней Европы: в 9−10 веках там было не менее 25 городов, а в 11 веке их число подбиралось к сотне. Из-за этого в скандинавских сагах эти земли называют Гардарикой, страной городов. Средневековый «бизнес» активно развивался — и на смену скоту и мехам в роли денег пришли монеты из золота и серебра, а также серебряные слитки — гривны.

Поп-музыка

Еще до крещения в Киевской Руси было множество «сказителей», певцов, которые играли на гуслях, исполняя песни на героическую тематику — походы на Византию, на Балканы, битвы с захватчиками, подвиги народных богатырей. Историки пишут также о еще более ранних скорбных песнях, в частности о трагической судьбе славянского князя IV в. Буса, плененного в битве с готами и мучительно убитого ими.

Выпивка

В Киевской Руси не знали водки и не гнали спирта. Ключевыми хмельными напитками были квас, мед и вино. Первый зачастую был вовсе безалкогольный или же со слабым градусом, его изготовляли из ржаного хлеба, получая схожий на пиво напиток. О нем вспоминает еще в пятом веке византийский путешественник наравне с медом. Мед был наиболее распространенным — после крещения Руси его начали изготавливать и в монастырях. Мед варили разных сортов на любой вкус: сухой, сладкий, с перцем. Вареный мед как напиток был более низкого качества по сравнению со ставленым. Последний выдерживали по 10−15 лет и более — его получали благодаря естественному брожению пчелиного меда с соком лесных ягод.

Квас — напиток, известный со времен Киевской Руси-Украины / Фото: Depositphotos

Письменность до кириллицы

Ученые приводят множество доказательств в пользу присутствия письменности в Киевской Руси задолго до Кирилла и Мефодия. По их мнению, местные жители писали «чертами» и «резами» — локальным вариантом рун — с помощью которых «читали и гадали». О письменности древних славян пишут также арабские и немецкие источники. Хроникеры сообщали о пророчествах на камнях, подписях к памятникам и о дипломатической почте на «русских письменах».

Любовь

До крещения на землях Киевской Руси преобладало многоженство, как правило, супруг было от двух до четырех. По мнению историков, жесткого подчинения в семье не было, более того, «нелюбимые» жены могли практически открыто изменять супругам или же уходить к другому, посулившему больше внимания. Маврикий Стратег, византийский историк 6-го века, удивлялся одной из интимных практик славян — занятия любовью в воде, на озерной или речной отмели. Он также писал о развлечениях местной молодежи и свободных нравах — на праздниках часто практиковался групповой секс. Многоженцем, как минимум до крещения, был и сам князь Владимир.

Борьба за мораль

Одной из первых возмущаться свободными нравами молодежи начала княгиня Ольга, первая из власть имущих принявшая христианство. Тем не менее, долго ее запреты на шумные гуляния не продержались из-за возмущения народа. Стоит отметить, что по одной из легенд Ольга и ее будущий муж Игорь познакомились в малоромантичной обстановке. Князь был на охоте, переправлялся через реку, тогда как перевозчиком оказалась Ольга, почему-то в мужской одежде. Игорь разгадал ее маскировку и немедля сделал нескромное предложение псковчанке, но та дерзко отказалась, заявив, что лучше бросится в реку.

Княгиня Ольга — памятник в Киеве / Фото: Depositphotos

Торги политическими должностями

Перед крещением Руси состоялась война с Херсонесом (Корсунью), откуда Владимир привез священников и святыни, в том числе почитаемые мощи святого Климента. Завладеть городом ему помогло предательство попа Анастаса, который указал Владимиру на водовод, снабжающий город. Князь вознаградил изменника: Анастас стал настоятелем киевской Десятинной церкви, иконы и утварь в которой были завоеваны в Корсуни.

Киево-Печерская лавра — один из старейших монастырей Украины, основан в 1051 году / Фото: Depositphotos

Непростые отношения князя Владимира с первой женой

Первой женой князя Владимира стала полоцкая княжна Рогнеда, дочь князя Рогволода, который предположительно имел скандинавское происхождение. Сначала она отказалась выйти замуж за Владимира, назвав его оскорбительным словом «рабычич». Историки связывают это с тем, что Владимир был сыном князя Святослава и его наложницы Малуши, а значит имел недостаточно высокое происхождение. Это возмутило Владимира и его дядю, брата Малуши. Вместе они захватили Полоцк, убили отца и братьев Рогнеды, после чего Владимир женился на ней насильно. У них было четверо сыновей, в том числе будущий князь киевский Ярослав Мудрый. Вероятно, после крещения и брака с византийской царевной Анной Владимир отдалил от себя Рогнеду, отправив ее из Киева в село Предславы.

Политические мотивы крещения

Решив принять христианство, князь Владимир стремился усилить свой международный авторитет и стать равным другим европейским христианским монархам. До этого Киевскую Русь на ставших христианскими просторах бывшей Римской империи считали страной варваров — частью «скифского мира». Вместе с христианством и новой женой князь Владимир получил от Константинополя признание легитимности его власти другими христианскими правителями.

День Крещения Руси — празднование 1025 лет с даты крещения Руси / Фото: Depositphotos

Сегодня в Украине с Андреем Смирновым

Дайджест новостей от ответственного редактора журнала НВ

Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости

Про использование cookies

Продолжая просматривать NV. ua вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом и соглашаетесь на использование файлов cookies

Про файлы cookies

Духовная судьба Путина | Религия и глобальное общество

На этой неделе мир наблюдал, как война разворачивается в Европе, когда Россия нападает на Украину и нацеливается на Киев. Шок и недоверие прокатились по всему миру, но для некоторых эта трагедия не стала неожиданностью.

Сегодня на Западе к религии часто относят второстепенное значение в геополитике и международных отношениях, и это должно измениться. Так какая же связь между религией и конфликтом, разворачивающимся в Европе? В этой статье, первоначально опубликованной в UnHerd , Джайлз Фрейзер пишет о духовной судьбе Владимира Путина и о вторжении на Украину на этой неделе.

Фото: Wikimedia Commons

Под угрозой восстания своих вероломных полководцев христианский император Василий II, обосновавшись в славном граде Византии, обратился к своим врагам-язычникам в земле Руси. Василий II умел заключать сделки. Если бы Владимир Русский помог ему подавить восстание, он отдал бы ему в жены руку своей сестры. Это изменило статус Владимира: женитьба язычника на царевне была беспрецедентной. Но сначала Владимир должен был принять христианство.

С триумфом вернувшись в Киев, Владимир созывает весь город на берега Днепра для массового крещения. Год 988. Это знаменательный акт основания русского православия. Именно отсюда распространится христианство и сольется с русской любовью к родине, создав мощное варево национализма и духовности. В мифологии 988 года как бы крестился весь русский народ. Владимир был причислен к лику святых. Когда Византийская империя пала, русские считали себя ее естественными преемниками. Они были «третьим Римом».

Советский коммунизм пытался все это сокрушить — но не смог. А в постсоветский период были построены и перестроены тысячи церквей. Хотя на Западе христианство представляется чем-то ослабевшим и приходящим в упадок, на Востоке оно процветает. Еще в 2019 году глава Русской православной церкви патриарх Кирилл хвастался, что они строят по три храма в день. В прошлом году открыли Собор Вооруженных Сил в часе езды от Москвы. Религиозная образность сливается с военным прославлением. В витражах установлены боевые медали, напоминающие посетителям о русском мученичестве. В большой мозаике отмечаются недавние победы, в том числе «возвращение Крыма» 2014 года. «Блаженны миротворцы» это не так.

В основе этого постсоветского возрождения христианства лежит другой Владимир. Владимир Путин. Многие люди не понимают, в какой степени вторжение в Украину является для него духовным поиском. Крещение Руси — основополагающее событие формирования русской религиозной психики, здесь берет свое начало Русская православная церковь. Вот почему Путина не так сильно интересуют несколько пророссийских районов к востоку от Украины. Его цель, ужасающая, — сам Киев.

Он родился в Ленинграде — городе, который вернул себе первоначальное имя святого — в семье набожной христианки и отца-атеиста. Его мать крестила его тайно, и он до сих пор носит свой нательный крестик. С тех пор, как он стал президентом, Путин представил себя истинным защитником христиан всего мира, лидером Третьего Рима. Его безжалостные бомбардировки ИГИЛ, например, были представлены как защита исторической родины христианства. И он, как правило, использует веру как способ ударить Запад, как он это сделал в своей речи в 2013 году:

«Мы видим, что многие евроатлантические страны фактически отказываются от своих корней, в том числе от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Они отрицают моральные принципы и все традиционные идентичности: национальные, культурные, религиозные и даже половые. Они проводят политику, приравнивающую большие семьи к однополым партнерствам, веру в Бога к вере в сатану».

Путин считает своим духовным предназначением восстановление христианского мира с опорой в Москве. Когда панк-группа Pussy Riot хотела провести демонстрацию против президента, они решили сделать это в храме Христа Спасителя в Москве, огромном бело-золотом здании, снесенном советской властью и восстановленном в девяностых. Это синтез национальных и духовных устремлений России. Это не просто Россия, это «Святая Русь», отчасти религиозный проект, отчасти продолжение российской внешней политики. Говоря о массовом крещении Владимира, Путин пояснил: «Его духовный подвиг принятия православия предопределил общую основу культуры, цивилизации и общечеловеческих ценностей, объединяющих народы России, Украины и Белоруссии». Он хочет сделать то же самое снова. А для этого ему нужен Киев.

«Духовный выбор, сделанный Святым Владимиром, и сегодня во многом определяет нашу близость», — писал Путин только в прошлом году. «По словам Олега Вещего о Киеве, да будет он матерью всем городам русским».

К этой религиозной напряженности мы можем добавить немного злой церковной политики. В 2019 году украинская ветвь семьи православных церквей объявила о своей независимости от Русской православной церкви — и ее поддержал номинальный глава православной семьи Варфоломей I Константинопольский. Президент Украины Петр Порошенко назвал это «великой победой набожного украинского народа над московскими демонами, победой добра над злом, света над тьмой».

Русская православная церковь яростно отвергла это требование независимости, заявив, что Украина безвозвратно принадлежит ее «канонической территории». Это привело к историческому расколу внутри православной семьи, когда Русская церковь отвергла первенство Варфоломея, заявив, что они больше не находятся в общении с остальной православной семьей. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал Варфоломея американской марионеткой. Кирилл даже заявил, что превращение собора Святой Софии — изначально всемирной штаб-квартиры православия — в мечеть в 2020 году было «Божьим наказанием». Затем Русская Церковь приступила к созданию собственных епархий по всему миру, особенно в Африке. «Они выходят на улицы с плакатами «Спасибо, Путин! Спасибо, Патриарх Кирилл!» — так описала это пропагандистская машина Русской церкви.

Такова центральность Украины вообще и Киева в частности, по воображению Русской церкви, они готовы разбить многовековой союз Православия. Снова и снова речь идет об Украине, воображаемом месте материнской церкви Руси.

Такое согласие Русской православной церкви с политическими целями великой России было постыдным. По крайней мере, официально они придают большое значение заявлению о том, что не вмешиваются в политику. Но это никогда не было правдой. В постсоветскую эпоху Православная церковь была щедро вознаграждена не только грандиозной государственной программой строительства церквей, но и участием в прибыльных бизнес-операциях, включая импорт табака и алкоголя на 4 миллиарда долларов. В 2016 году Крилл был сфотографирован с часами Breguet за 30 000 долларов. Он также назвал Путина «чудом Божьим». Когда Кирилл говорит «Господь усмотрит», он вполне может иметь в виду своих господ в Кремле. Немногие церкви продались государству более полно, чем Русская православная церковь.

В прошлом году, в годовщину крещения Руси, Кирилл проповедовал своему народу, призывая его оставаться верным обращению Владимира и крови православных мучеников. Он сказал им любить «нашу родину, наш народ, наших правителей и нашу армию».

Западное светское воображение этого не понимает. Он смотрит на выступление Путина на днях вечером и описывает его как сумасшедшего – это еще один способ сказать, что мы не понимаем, что происходит. И мы показываем, как мало мы понимаем, думая, что набор санкций может изменить ситуацию вслепую. Они не будут. «Украина — неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства», — сказал Путин. Вот что это такое, «духовное пространство» — страшное словосочетание, укоренившееся в более чем тысячелетней русской религиозной истории.

Примечание. В этом материале представлена ​​точка зрения автора, а не позиция блога LSE Religion and Global Society или Лондонской школы экономики. Версия этой статьи была первоначально опубликована на UnHerd.

Владимир Путин: чудо-защитник христианства или самый злой человек? | Тим Костелло

В связи с вторжением России в Украину ее президента Владимира Путина многие в западных СМИ называют самым злым человеком в мире.

Комментаторы утверждают, что это преднамеренное действие является злом. Я не согласен. Увидеть войну в Европе почти через 80 лет после окончания Второй мировой войны немыслимо. Какие другие слова описывают такое насилие и человека, единолично санкционировавшего это нападение? Теперь, когда Путин дважды выдвинул пугающее предложение о ядерном оружии, назвав Россию «одной из самых могущественных ядерных держав», а затем отдав приказ привести ядерные силы в «особую боевую готовность», глобальные образы растяжки к ядерному армагеддону нарушают нашу невозмутимость. Какое другое слово, кроме зла, отражает это? Размышляя над этим, я думаю, что в названии путинских мессианских и религиозных притязаний упущено измерение. И как служителя Евангелия, эта перспектива причиняла мне глубокую душевную боль.

На личном уровне мне пришлось задуматься о своих воспоминаниях об этом человеке и о том, чувствовал ли я, что нахожусь в присутствии зла. Еще в 2013 году я встречался с Путиным на его даче в двух часах езды от Москвы. Шли больше полутора часов. Он был вежлив и любознателен и даже соглашался на некоторые наши просьбы. Я и делегация из трех человек ушли, думая, что он может быть разумным. Никто из нас не считал его злым. Но теперь интересно?

Поводом тогда стала G20, когда Россия председательствовала, а Путин был первым лидером, пригласившим лидеров гражданского общества встретиться и принять участие на самом высоком уровне и получить равный доступ и платформу с бизнесом G20. Я возглавлял делегацию Австралии, и мы призвали его прекратить избиение российских НПО и расширить пространство для разногласий и дискуссий гражданского общества. Удивительно, но он не возражал.

Насколько я помню, было несколько интересных подсказок. Мы ждали встречи в прихожей под картиной первой Крымской войны. Все, что я знал об этом, была история Флоренс Найтингейл, а не то, почему она боролась и даже кто победил. Помощник Путина сказал нам, что война 1853–1856 годов была личной для Путина, и россияне помнили ее так, как будто это было только вчера. Христианская Россия была потрясена тем, что христианский Запад встал на сторону турок-мусульман и победил их. Я думал об этом позже, когда в 2014 году Путин аннексировал Крым и вторгся в суверенную украинскую территорию.

На нашей встрече с Путиным он сказал, что настаивает на том, чтобы молодые русские снова начали ходить в церковь. Он носил крест на шее, и позже я узнал, что его мать тайно крестила его, так как его отец был атеистом. Он казался очарованным тем, что я был преподобным, и расспрашивал меня о вере. Я толкнул конверт и поднял, почему он осудил Pussy Riot за пение в Храме Христа Спасителя в Москве, и он сказал, что церковь была глубоко оскорблена. Я сказал, но церковь, несмотря на ее оскорбление, верит в первенство прощения, а не наказания за богохульство, и он посмотрел на меня с недоумением, моргая, как бы говоря, почему они должны прощать? Но чувствовал ли я, что нахожусь в присутствии зла? №

Он плохо понимает Иисуса, сказавшего «блаженны миротворцы». русские. Это все пропаганда и бред. Что было упущено, так это религиозное измерение в мышлении Путина, хотя, делегитимируя Украину, он ссылался на нее как на неотъемлемую часть нашей собственной истории, культуры и духовного пространства.

Это духовное пространство — важная подсказка, которую часто упускают из виду. В 988 году Владимир царь Руси был первым обращенным христианином. В Киеве он созвал весь город на берега Днепра для массового крещения. Родилась Святая Мать Россия. В 2019 году Украинская церковь порвала с Русской церковью и объявила о своей независимости. Но Путин и русская церковь этого не примут, потому что это место воображаемой материнской церкви для всей Руси.

Я был ободрен, прочитав, что около 176 православных священников несколько дней назад подписали открытое письмо с осуждением войны. Это небольшая трещина в путинском полном захвате церкви в России. Такие признаки инакомыслия указывают на восстановление Евангелия мира и трансцендентности религиозного племени русов.

Несмотря на большевистские годы, это чувство святой судьбы Киева и России-матушки никогда не покидало, и Путин является его защитником. При Путине православная церковь хвасталась, что строит и открывает по три храма в день, и церковь праздновала возвращение Крыма. Неудивительно, что православный патриарх Кирилл десять лет назад назвал Путина «чудом Божьим».

А в мыслях Путина дело идет дальше.

Расспрашивая меня о христианстве на Западе, он, как сообщается, сказал в своей речи в 2013 году: «Мы видим, что многие евроатлантические страны на самом деле отказываются от своих корней, включая христианские ценности, составляющие основу западной цивилизации. Они отрицают моральные принципы и все традиционные идентичности: национальные, культурные, религиозные и даже половые».

Киев надо брать, по его мнению, для сохранения христианской битвы. И может быть много христиан на западе, которые согласны с некоторыми его взглядами.

Чудо-защитник христианства или самый злой человек? Ну, это украинские христиане в числе прочих, которых он сейчас вырезает без разбора и мало понимает Иисуса, сказавшего «блаженны миротворцы».

Нет, это видение власти, пронизанное националистической христианской теологией. И зло — правильное слово, когда лидер использует религию, чтобы во имя Бога оправдать вторжение, насилие и уничтожение.

Тим Костелло, научный сотрудник Центра общественного христианства в Сиднее

Отредактированная версия этой статьи была впервые опубликована здесь и публикуется с разрешения автора

Религия как гибридное военное оружие для достижения геополитических целей России

Крестный ход Крещения Киевской Руси, Киев, 27 июля (Источник: Kyiv Post)

28 июля украинские православные христиане отметили 1 033   годовщину Крещения Киевской Руси — знаменательное ежегодное событие в украинской истории и еще один повод для Политические спекуляции президента России Владимира Путина. После того, как Вселенский Константинопольский Патриарх Варфоломей I подписал Украинскую Православную Церковь 9Томос 0094 в 2019 г., предоставляющий автокефалию — независимость от Русской православной церкви (см. EDM, 26 июля 2018 г.; RFE, 23 января 2020 г.) — эксперты предупредили, что Москва удвоит свои усилия по использованию религиозных вопросов как элемента своей «гибридной войны» против Украины (Warsawinstitute.org, 31 января 2019 г.).

В своей недавней статье «Об историческом единстве русских и украинцев» (Kremlin.ru, 12 июля) Путин почти в каждом абзаце апеллирует к «единству православного христианства», делая особый акцент на принятии киевским князем Владимиром Великим христианская вера в 988 как символ родства. Более того, факт крещения правителя Киевской Руси в Херсонесе (сегодня Севастополь, Крым) был использован Путиным как оправдание оккупации Крыма, а именно «объединения священных земель колыбели славянских народов — Киева». Русь» ( «Парламентская газета» , 27.07.2018). Однако исторически ошибочной является не только ассоциация терминов «Русь» и «Россия» (Fakeoff.org, 18 февраля 2015 г.; RFE, 12 апреля 2020 г.), но и факт принятия Россией Дня Крещения Киевской Руси в 2010 г. всего через два года после указа бывшего президента Украины Виктора Ющенко об учреждении праздника в 2008 году — поднимает вопрос о реальных намерениях России (Rada.gov.ua, 25 июля 2008 г.; Кремль.ру, 1 июня 2010 г.).

Согласно последнему опросу Аналитического центра Разумкова, 34 процента украинцев идентифицируют себя с Автокефальной Православной Церковью Украины Киевского Патриархата (УПЦ КП), и только 13,8 процента опрошенных склоняются к Украинской Православной Церкви Московской Патриаршество (УПЦ МП). В свою очередь, 27,6% украинцев считают себя православными, но не принадлежат к какой-либо конкретной церкви, 9,3% говорят, что они христиане, но не православные, 8,8% вообще не исповедуют никакой религии, 5,6% называют себя атеистами, 0,6% считают себя атеистами. к другим религиям — преобладающие взгляды среди молодежи, презирающей межконфессиональные конфликты внутри страны (Razumkov.org.ua, 3 февраля 2020 г.).

Поэтому эффективность религии как оружия гибридной войны Кремля против Украины, особенно в последние несколько лет, вызывает сомнения.

Принадлежность к Московской православной церкви неуклонно снижается в украинском обществе с начала войны с Россией. УПЦ МП неоднократно подвергалась упрекам и критике за то, что официально не осудила (а вместо этого даже поддержала) оккупацию Россией Крыма и восточноукраинских областей (см. ЭДМ, 26 июля 2018 г.). С началом российской военной интервенции в 2014 году промосковские священники были уличены в проведении российских идеологических кампаний, таких как пресловутый «Дар волхвов» (9).0094 «Дары волхвов» ) операция. В феврале 2014 года «Дар волхвов», святое православное золотое украшение, которое должно было быть перевезено из Греции в Киев, оказалось в Крыму под охраной Игоря Гиркина — лидера сепаратистов, впоследствии виновного в катастрофическом сбитии рейса MH. -17 над Донбассом (The Interpreter, 27 июля 2014 г.). Так называемые «священники» впоследствии собрали толпы крымчан, чтобы «отпраздновать святыню», во время которой общественность открыто призывали молиться за интеграцию Крыма в Россию в условиях неопределенности, вызванной Революцией Достоинства на Украине (Радио Свобода, февраль 27).
Большое количество украинцев также отталкивают обязательные молебны в приходах УПЦ МП за церковного лидера Патриарха Московского Кирилла — близкого союзника Путина, а также многочисленные инциденты, когда местные священнослужители УПЦ МП отказываются проводить панихиды по убитым украинским воинам. на передовой (Religion.in.ua, 4 августа 2014 г.).

Однако религиозная пропаганда Кремля не ограничивается внутренними делами. После письма Патриарха Кирилла Папе Франциску Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, канцлеру Германии Ангеле Меркель и президенту Франции Эммануэлю Макрону с жалобой на «притеснение поддерживаемой Москвой церкви со стороны украинского правительства» (Mospat.ru, 14 декабря 2018 г.) к этому натиску дезинформации добавилась волна русских православных религиозных лидеров. Так, пророссийский епископ Гедеон пожаловался в Госдепартамент США на свою депортацию из Украины и предполагаемые злоупотребления со стороны Киева в отношении УПЦ МП (

Spzh. news , 16 февраля 2019 г.). За этим последовал другой епископ, Виктор Коцаба, составивший письмо с аналогичными обвинениями в адрес Европарламента (Risu.ua, 28 февраля 2020 г.). Ни один из этих призывов не был принят во внимание Западом — еще один провал «религиозной» политики России.

Конечно, все подобные жалобы на Запад о предполагаемых нападениях на Русскую Церковь в Украине игнорируют или отвлекают внимание от реальных злоупотреблений, происходящих внутри России. Действительно, всего за год до того, как Патриарх Кирилл обратился к представителям Нормандского формата по поводу того, что, по его словам, является нарушением прав человека в Украине (Patriarchia.ru, 17 мая 2017 г.), он прямо назвал концепцию прав человека «глобальной ересью». (Интерфакс, 20 марта 2016 г.). А позже он открыто демонизировал сообщества ЛГБТК+ как в Украине (Dumskaya.net, 20 августа 2019 г.) и Грузии, в основном на фоне недавних насильственных протестов в последней (

Коммерсантъ , 8 июля 2021). Более того, продвигая Россию как предполагаемое светило православия и святого спасителя во всем мире, Москва игнорирует преследования других религиозных групп в своем «мультикультурно дружественном» государстве (Hrw.org, 9 января 2020 г.; Crisisgroup.org, май 2020 г.). 12 сентября 2021 г.), включая запугивание крымскотатарских мусульман в оккупированном Крыму (State.gov, 12 мая).

Поскольку Московский Патриархат потерял значительную поддержку среди прогрессивных украинских граждан, продолжающаяся линия путинской «религиозной» атаки теперь, возможно, нацелена только на две основные группы: оставшихся в стране прихожан УПЦ МП, таких как те, кто собрался во вторник в Украинская столица (несмотря на COVID-19ограничений) для шествия в честь Дня Крещения Киевской Руси (Hromadske.ua, 27 июля), а также российских верующих, желающих вести «священную войну» на Донбассе (BBC, 18 декабря 2014 г.). Хотя влияние УПЦ МП продолжает резко снижаться с 2014 года, в основном из-за устаревших церковных практик и печально известных примеров неуважения к современным устремлениям Украины, опасность российских «религиозно» настроенных боевиков сохраняется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *