Сколько лет водил моисей евреев по пустыне: Кто такой Моисей, зачем Моисей водил евреев по пустыне

Кто такой Моисей, зачем Моисей водил евреев по пустыне

Содержание статьи

  • Что значит имя Моисей
  • Кто такой Моисей в Библии: жизнеописание
  • Скитания Моисея
  • Смерть фараона
  • Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне

Что значит имя Моисей

В переводе с иврита имя Моисей означает «взятый из воды» . Моисей — основоположник иудаизма и пророк Ветхого Завета. Моисей сплотил все колена израильские в единый народ.

Кто такой Моисей в Библии: жизнеописание

Когда молодой человек из древнего израильского рода Левия взял в жены прекрасную девушку из своего же народа, никто еще не знал, какая судьба уготована их сыну. Он родился сильным, красивым и здоровым. Его мать любила его и не хотела, чтобы он стал еще одним слугой египетского фараона. Три месяца она скрывала его, после чего решила дать сыну шанс на лучшую жизнь. В отчаянии она взяла плетеную корзину, положила туда сына и оставила в густом тростнике на берегу Нила.

В Ниле любила купаться дочь фараона, она увидела корзину и заглянула туда. Девушка сразу догадалась, что в корзине спрятан еврейский младенец. По достижению возраста взросления, юношу из корзины привели жить во дворец фараона, и дочь фараона относилась к нему как к родному сыну. Она назвала его Моисей, что означало «взятый из воды».

Моисей рос среди богатых и знатных людей словно равный им по происхождению. Но он всегда помнил, откуда он родом и о том, что его выкормила бедная женщина. Однажды Моисей увидел, как работают мужчины из еврейского народа, как жесток с ними египетский надсмотрщик. Моисей в гневе убил надсмотрщика и похоронил его тело в песке. За это Моисею грозила смерть. Он вынужден был бежать в пустыню и скитаться в песках.

Скитания Моисея

В Мадиамской земле Моисей решил отдохнуть у колодца. Там он встретил двух девушек, дочерей Иофора, местного священника. Они пришли за водой для своих овец. Другие пастухи хотели оттеснить девушек, чтобы набрать воду для своего скота, но Моисей заступила за дочерей священника.

За это священник пригласил Моисея остаться жить в их доме. Одну из девушек по имени Сепфора ему отдали в жены, вскоре у них родился сын Гирсам.

Читайте также — Уроки Ветхого Завета

Смерть фараона

В изгнании Моисей узнал о смерти фараона, но новый фараон был не менее жесток с израильтянами. Пришло время спасать народ, с которым Бог заключил завет во времена Авраама, Исаака и Иакова.

Однажды, когда Моисей пас овец, он зашел со стадом в пустыню и с изумлением обнаружил там пылающий терновый куст. Куст пылал, но огонь не вредил ему. Моисей подошел, чтобы рассмотреть чудо поближе и услышал Голос.

«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» (Исх. 3: 4).

«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3: 5).

Господь сказал Моисею, что, узрев страдания Его народа в Египте, он велит Моисею вывести израильтян в землю, где их ждет лучшая жизнь, где течет молоко и мед.

Моисей был напуган и не знал, как он сможет сделать это, но Господь ободрил его «Я буду с тобой».

Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне

Моисей встретился со своим братом Аароном, которому тоже явился во сне Господь и велил выйти навстречу Моисею. Вместе они собрали старейшин колен Израилевых и передали слова Господа.

Люди пошли на отчаянный шаг — явились к фараону и сказали, что он должен их отпустить — такова воля Бога.

Читайте также — Точно ли автором Пятикнижия был Моисей?

Фараон смеялся над ними: «кто ваш Господь, чтобы я слушал Его?» и прогнал тех, кто к нему пришел.

Несмотря на то, что люди приходили к нему снова и снова, Фараон видел чудеса, которые творит Господь, он был непреклонен.

И тогда Бог наслал на Египет 10 казней:

  1. Превращение вод Нила в кровь;
  2. Нашествие жаб;
  3. Нашествие мошек;
  4. Нашествиее пёсьих мух;
  5. Мор скота;
  6. Болезни на людях и скоте;
  7. Град и огонь между градом;
  8. Нашествие саранчи;
  9. Тьма;
  10. Смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Наконец, фараон сдался и разрешил отлучиться на три дня. Народ отправился в пустыню Сур. Фараон, осознав, что его слуги не собираются возвращаться, отправил погоню. Скитания по пустыне длились долго, наконец, люди вышли на берег моря. Но люди фараона настигали. Что было делать? По велению Господа, Моисей поднял свой жезл над водой и тут случилось невероятное: воды расступились перед израильтянами и сошлись обратно перед египтянами.

Израильтяне были свободны. Но скитания на этом не закончились. Они длились 40 лет.

Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх.

19-32).

Моисей же отошел ко Господу перед самой Землей Обетованной.

«И не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Второзак. 34:10).

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Зачем Моисей 40 лет водил евреев по пустыне


Читая как-то раз Ветхий Завет, нашел одно любопытное несоответствие между доминирующим в обществе толкованием одного фрагмента и тем, что там действительно написано.

Речь идет обо всем известном эпизоде с водительством евреев по пустыне в течение 40-ка лет. Почему-то сложилось мнение, что это сделано для того, чтобы умерли люди, которые были в Египте рабами. Видимо, быть носителями рабской модели поведения это плохо (то ли с точки зрения Моисея, то ли, а этот вывод здесь неминуем, самого Господа Бога).

Не знаю, как в других странах, но у нас эта мысль обрела популярность. Эту идею густо замешали в одном котле с мыслями о том, что, у нас «отсутствует гражданское общество», как проклятье — «плохое государство» и нужно «выдавливать раба по капле». Мол, вот, как умные люди народ учили. Поэтому у них все хорошо «по жизни». А у нас – Расея и есть Расея, что с нее взять. У кого-то дамы и господа, а у нас – мужики, да бабы.

Красивая и влиятельная идеологемма, ничего не скажешь. Да и опора есть в религии. Казалось бы… Или все-таки нет?


В Книге Числа, начиная с 13 главы, можно почитать подробное изложение этой истории. Давайте посмотрим, что там написано. А чтобы меня не обвинили в том, что я вырываю фразы из контекста, я буду стараться этот самый контекст захватить путем «обильного» цитирования. Так что, кто не любит читать много букв — извиняйте.

Итак, евреи Господь вывел евреев из Египта и помог пересечь пустыню. В конце концов, евреи вышли к тем землям, которым им обещал Господь отдать во владение.

Книга Числа, Глава 13:

2 И сказал Господь Моисею, говоря:
3 пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них.

18 И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору,
19 и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?
20 и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?
21 и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда.
22 Они пошли и высмотрели землю от пустыни Син даже до Рехова, близ Емафа;
23 и пошли в южную страну, и дошли до Хеврона, где жили Ахиман, Сесай и Фалмай, дети Енаковы: Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города Египетского;
24 и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв;
25 место сие назвали долиною Есхол, по причине виноградной кисти, которую срезали там сыны Израилевы.
26 И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней.
27 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли;
28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее;
29 но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там;
30 Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана.
31 Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее.
32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.

Продолжим (Книга Числа, Глава 14):

1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь;
2 и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!
3 и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам; не лучше ли нам возвратиться в Египет?
4 И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет.
5 И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества сынов Израилевых.
6 И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои
7 и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша;
8 если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед;
9 только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.
10 И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым.
11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его.
13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,
14 и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;
15 и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:
16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне.
17 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:
18 Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.
19 Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе.
20 И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему;
21 но жив Я, и славы Господней полна вся земля:
22 все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего,
23 не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее;
24 но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее;
25 Амаликитяне и Хананеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню к Чермному морю.
26 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
27 доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу.
28 Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам;
29 в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня,
30 не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
31 детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели,
32 а ваши трупы падут в пустыне сей;
33 а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною.
35 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут.
36 И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него все сие общество, распуская худую молву о земле,
37 сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом;
38 только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю.

В книге Второзакония сам Моисей кратко пересказывает эту историю для потомков. Может быть, он видит ее как-то по-другому? Посмотрим.

Книга Второзаконие, глава 1:

24 Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее;
25 и взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам.
26 Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего,
27 и роптали в шатрах ваших и говорили: Господь, по ненависти к нам, вывел нас из земли Египетской, чтоб отдать нас в руки Аморреев и истребить нас;
28 куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, и выше нас, города там большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там.
29 И я сказал вам: не страшитесь и не бойтесь их;
30 Господь, Бог ваш, идет перед вами; Он будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте, пред глазами вашими,
31 и в пустыне сей, где, как ты видел, Господь, Бог твой, носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, которым вы проходили до пришествия вашего на сие место.
32 Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему,
33 Который шел перед вами путем — искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке.
34 И Господь услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря:
35 никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим;
36 только Халев, сын Иефонниин, увидит ее; ему дам Я землю, по которой он проходил, и сынам его, за то, что он повиновался Господу.
37 И на меня прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда;
38 Иисус, сын Навин, который при тебе, он войдет туда; его утверди, ибо он введет Израиля во владение ею;
39 дети ваши, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, и сыновья ваши, которые не знают ныне ни добра ни зла, они войдут туда, им дам ее, и они овладеют ею;

Бог упомянул о том, что подобный инцидент непослушания, или даже предательства, был не единственным. И действительно, их было много. Особенно вопиющим мне кажется случай с обретением заповедей Моисеем на горе Синай.

Книга Исход, глава 19

3 Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу.

16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.

На этой горе Бог дал Моисею 10 заповедей.

В том числе, напомню и следующую (Книга Исход, Глава 20):

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Книга Исход, Глава 24:

3 И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.

И, далее:

12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.

18 Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

Пока Моисей слушал закон, в том числе подробную инструкцию изготовления Ковчега откровения и Скинии, произошло невероятное (Книга Исход, Глава 32):

1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5 Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;
10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Кстати, когда евреи были отправлены ходить по пустыне, они, тем не менее, продолжали, то и дело роптать на Господа:

Книга Числа, Глава 20.

2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона;
3 и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!
4 зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?
5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?
6 И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.
7 И сказал Господь Моисею, говоря:
8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему.
10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему.

Итак, по-моему, в тексте написано все очень ясно. Бог не ввел евреев в обещанную им землю по причине того, что евреи «не верили» Богу, «роптали» на Бога, «раздражали» Бога и вообще «блудодействовали». Хождение по пустыне было для них наказанием и уроком. Уроком послушания Богу.

И ничего не написано про рабство. Ни слова.

И действительно, как-то не очень похожи эти евреи на рабов, не правда ли? Хозяин таких рабов, поистине, должен быть святым человеком, не побоюсь этого слова с буддистским терпением, чтобы совладать с такими рабами.

Более того, ведь получается интересная вещь. Бог водил евреев по пустыне для того, чтобы ее привить им эту саму рабскую модель поведения (послушание, вера, подчинение приказам и пр.), а не для того, чтобы ее искоренить. Но привить в отношении Бога и человека. Евреи, будучи рабами в земле Египетской оказались непокорными, «жестоковыйными», честно говоря, даже наглыми по отношению к Богу. Они просто ему не поверили, усомнились в его словах о том, что он им дает ту землю, куда они шли. Чудеса, знамения, ничего не сработало.

В общем, на этом можно заканчивать. Особенно, если Вы сторонники буквального толкования Библии. А здесь, честно говоря, все очень ясно, даже просто (это не Откровение Иоанна, прямо скажем).

Однако давайте займемся «духовным блудодейством» и попробуем все-таки придумать аргументы «за» «рабскую» трактовку этого фрагмента.

Во-первых, можно возразить, что вызывающие манеры, наглость, оппортунистическое поведение, предательство и пр. – это другая сторона раба. В этой связи вспоминается, как невероятно быстро наглел Шариков в «Собачьем Сердце». Такая же метаморфоза происходила со всей «командой» Швондера, которые почувствовали себя «хозяевами жизни», оставаясь при этом «лакеями» духа. Раб не чувствует себя полноценным человеком и, поэтому, не чувствует ответственности за свои поступки. Как собака, которую чужой человек поманил колбасой, и она побежала за ним. Винить ее бесполезно – инстинкты. Может быть, мгновенная свобода, по принципу из грязи в князи (подразумевая, что все еще «грязь», хотя уже и «князь»), не привела к появлению чувства ответственности. А без какого чувства с человеком заключать договор и надеется на его исполнение (Завет, напомню, это и есть договор Бога с человеком) тяжеловато.

Более искушенные люди, подумав, могут предложить второй аргумент в пользу того, что Бог все-таки «лечил» евреев от рабства. Мол, раб Бога – это высокое и почетное звание (и это правда), подразумевающее (что уже не так очевидно), что других хозяев у человека нет. Об этом, помниться говорил Кураев (с гордостью, естественно). Соответственно, можно предположить, что Бог хотел сделать людей свободными (излечить их от рабской модели поведения к другим людям) для того, чтобы они стали настоящими рабами Бога.

Оба эти аргумента опираются на предположение, согласно которому раб не угоден Богу как служитель, а подлинный народ Божий должен проявлять черты «свободной» модели поведения.

Что тут скажешь. На мой взгляд – это ошибка, так как смешиваются отношения между людьми (в том числе отношения хозяин-раб) и отношение между человеком и Богом. Первые проецируются на вторые, что неверно.

Все-таки раб Бога и раб Бори или Вани – это разные вещи, находящиеся в разных плоскостях. Одно другому не мешает. На практике, эти вещи легко могли быть совмещены. Евреи, когда были рабами, оставались народом Бога. Христианами также вполне спокойно потом становились рабы. Кстати, тут можно предположить, что, как раз, наоборот, евреем не хватало покорности, доверия, исполнительности при взаимоотношении с Богом, то есть не хватало, собственно, черт настоящего раба. Почему же они не перенесли эту «рабскую модель» поведения, отработанную в отношении с египтянами на отношение с Богом? Не потому ли, что это совсем разные ситуации?

Но, что более важно – обратная связь «раб Бога – свободный человек» не работает. Положим, логическая связь «раб Бога – следовательно, не раб никому» истина. Но это не значит, что «не раб никому, следовательно, раб Бога» также истинно. Отметим, что враги Бога — хананеи, в истреблении которых заключалась миссия евреев в Земле Обетованной, были свободным народом. И это их не делало ближе к Богу.

Совершенно не факт, что профессор Преображенский как христиание лучше Шарикова и Швондера (хотя в данном случае, может быть и лучше, так как последние – носители социалистической идеологии).

Из текста Библии следует, что Бог пожелал сделать свой народ свободным. И сделал он это быстро. Но это не привело автоматически к послушанию перед Богом. В этом ключевая проблема.

Книга Левит, глава 26.

13 Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою. 
14 Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, 
15 и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, — 
16 то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; 
17 обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. 
18 Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, 
19 и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; 

Сотни, если не тысячи раз в Ветхом Завете повторяется одно и то же словосочетание «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Здесь видно, что освобождение от рабства, с одной стороны, и послушание Богу, с другой, вещи автоматически не связанные. Следовательно, полагать, что Бог, наказывая евреев 40-ним путешествием по пустыне, говоря, что это им за недоверие, ропот, непослушание Богу, на самом деле пытался искоренить в них рабскую модель поведения, нет никаких оснований. Становление свободного человека и становление покорного Богу человека – разные процессы.

На самом деле, раб ты или не раб по отношению к другим людям никак не влияет на то, являешься ли ты достойным рабом Бога. Дело вообще не в том, раб ты или свободный человек. В силу этого, христианство, возникнув в мире, в котором рабовладельческий уклад доминировал (Римская Империя), никакого особого мнения по поводу этого института не имело, а само рабовладение как социальный порядок не противоречило христианскому миропониманию. Это отдельный и очень интересный вопрос (ведь это противоречит так называемой нравственности и так называемой морали), который я рассмотрю в одном из следующих своих постов.


Tags: Религия

80+1+40=120 « Спросите у раввина « Ор Сомаяч

Тема: Блуждание по пустыне, сколько времени?

Брэндон Рафф писал:

Уважаемый раввин,

Сколько времени евреи скитались по пустыне? Глупый вопрос, 40 лет, как говорит Тора. Там же сказано, что в конце этих 40 лет Моисей умер в возрасте 120 лет. Это делает Моисея 80 , когда он вывел народ из Египта.

Теперь мой вопрос: На начало миссии Моисея, стих говорит: «И Моисею было 80 лет, и Аарону было 83 года, когда они говорили с фараоном». эпидемии происходят в течение всего года? Моисей должен в этом году у них был день рождения. Это сделало бы ему 81 , когда он выводил евреев из Египта. Итак, вернемся к моему оригинальный «глупый» вопрос: Как долго скитались евреи в пустыне?


Дорогой Брэндон,

Хороший вопрос. Теперь я спрошу тебя об одном.

Как в стихе может быть указан возраст Моисея, когда он разговаривал с фараоном? Не он говорил с фараоном в течение всего года? У него было день рождения в этом году. Как же тогда стих может дать окончательную цифра для возраста Моисея, «когда он говорил с фараоном».

Очевидно, стих относится к его возрасту либо в начале года или конец. Ваш вопрос предполагает, что стих относится к началу.

Но логичнее предположить, что этот стих относится к возраст в конец года. Ведь конец его миссия была существенной частью, включая предупреждение ‘смерть первенца’. И внимательный взгляд на контекст стиха показывает, что это часть обзора событий года:

Ашем говорит Моисею:

«Ты скажешь все я тебе прикажу…и Я выведу Мой народ, сынов Израилевых, из земли Египта… И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Ашем … а Моисею было
80 лет
и Аарону было 83 года в их разговаривая с фараоном.»

Сейчас принято уходить на пенсию в 65 лет. Играем в гольф, бездельничаем и отдыхаем. являются основными видами деятельности во время того, что иногда называют «упадком годы.’ Тора сообщает нам возраст Моисея, чтобы показать, что великий лидеры еврейского народа никогда не теряют рвения к росту и достижение. В возрасте, когда большинство уже давно на пенсии, Моисей и Аарон добился величайших достижений в своей истории.

Источники:

  • Исход 16:34, Второзаконие 1:3
  • Второзаконие 34:7, 31:1 и Раши
  • Исход 7:7, см. Мознаим Л’Тора

Введите поисковую фразу:
Просмотр по ключевым словам: A B C D E F G H I J K L M N O P0001

40 лет в пустыне были суровыми и необходимыми для того, чтобы еврейский народ стал тем, кем он будет.

Тора не задумывалась как книга по истории. Его повествование никогда не ограничивается одними сухими фактами, а раскрывает человеческий фактор и психологическое/духовное значение событий. Эта книга предназначена для рассмотрения достижений и недостатков человечества, величия и мелочности, а также великой способности делать добро и быть злым.

Четвертая книга Торы,

Книга Чисел посвящена рассказу об опыте еврейского народа во время его 40-летнего пребывания в Синайской пустыне. Она полна зарисовок и описаний людей, которые своими действиями изменили ход еврейской истории не только в Синайской пустыне, но и во все времена.

Поразительно, что многих великих людей, названных в начале Чисел , больше нет в конце книги. Должности власти наносят ущерб их обладателям.

Пустыня была суровым местом обучения для еврейского народа. Однако его уроки были усвоены и воплощены в индивидуальной и общественной жизни евреев и, таким образом, оказались непреходящей ценностью.

Reality Sets In

За победами и триумфами неизбежно следуют разочарования, разочарования и разочарования. Ликование Израиля при виде уничтожения ненавистных угнетателей у его ног не знало границ. Его самые смелые мечты об успехе и достижениях сбылись и осуществились. Однако почти сразу народ Израиля, столкнувшись с проблемами реального мира, стал угрюмым и мятежным.

Не хватало еды, воды и крова. Даже когда Бог творил чудеса, чтобы позаботиться об этих нуждах, их предчувствие и пессимизм было нелегко рассеять.

И это настроение было усилено внезапным ничем не спровоцированным нападением Амалика ( Исход 17:8). Амалик был побежден Иисусом Навином и Моисеем, но сам факт того, что такое нападение произошло вскоре после исхода, произвел на людей унылое впечатление.

Шпионы

С самыми позитивными намерениями Моисей поручил двенадцати лидерам разведать землю, обещанную Богом ( Числа 13:1-16). Он, несомненно, безоговорочно доверял их благочестию и мудрости и ожидал, что они вернутся с восторженной оценкой Земли Израиля.

Вместо этого они вернулись с отчетом о земле и ее обитателях, чьи отрицательные стороны преобладали над положительными утверждениями, которые они произносили ( Числа 13:27-29). В конце концов они подкрепили свой отчет личными планами, печальными прогнозами и демагогическими заявлениями. И Моисей был бессилен сказать людям отвергнуть отрицательный отчет.

Настроение дикой депрессии охватило Израиль, и Бог сообщил им, что они не войдут в Землю Обетованную. Эта честь и возможность будут переданы следующему поколению. Дети поколения, покинувшего Египет, возьмут на себя задачу национального строительства. Они никогда не были рабами; никогда не знал кнута надсмотрщика.

Возникает вопрос, почему Моисей, сумевший убедить Израиль покинуть Египет, пройти через пустыню, принять ярмо Торы, отвергнуть Золотого тельца, построить Скинию и т. д., не смог убедить свое поколение в важности Земли Израиля.

Суровая правда заключается в том, что большинству евреев легче и комфортнее жить под чужим правлением, чем строить собственное самоуправляемое общество и нацию. Менталитет изгнания еврейского народа, сформировавшийся еще в египетском рабстве более трех тысячелетий назад, остается частью еврейской ДНК даже сегодня.

Восстание Корея

Подобно костяшкам домино, падающим одна за другой, сразу после провала шпионов в лагере вспыхнуло восстание. Корей — вождь колена Левия, один из носителей Священного ковчега, самый богатый человек в Израиле и близкий родственник Моисея и Аарона — поднял других на мятеж и назначил его вождем.

Хотя Корей сформулировал свою мотивацию в идеалистически-идеологических терминах — что все люди святы и достойны, и Моисей не имел права единолично править ими ( Числа 16:3) — его настоящая мотивация была личная вендетта против тех, кто не смог назначить его на высокий пост, которого, по его мнению, он заслуживал. Тем не менее его популистские лозунги находили отклик среди евреев, и сотни влиятельных родственников присоединились к нему в его протесте против правления Моисея.

Моисей, самый скромный из людей, отреагировал нехарактерно резко. Истинная причина этого в том, что Корей хотел превратить иудаизм в искусственную «демократическую» веру, а не в его изначальный и истинный источник веры, открытой людям свыше, системы веры и жизни, установленной на Небесах и открытой людям. . Таким образом, не только Моисей и его руководство были ключевыми вопросами в этом споре, но и само определение иудаизма: явлено ли оно и божественно или создано людьми и изобретено?

В этом основном ключевом вопросе иудаизма Моисей не видел места для компромисса или терпимости. На карту здесь был поставлен не статус Моисея. Это было понимание и истинное значение иудаизма. Само его будущее было под угрозой.

Конечным результатом восстания было то, что Земля чудесным образом разверзлась и поглотила Корея и его последователей, утащив их в бездонную пропасть без возврата (как исторически сложилась судьба рукотворных «иудаизмов» на протяжении веков). ). Урок был усвоен, и лидерство Моисея больше никогда не подвергалось сомнению.

Валак и Валаам – два типа ненавистников евреев

Другим крупным инцидентом в пустыне была попытка моавитского царя Валака нанять нееврейского пророка Валаама, чтобы проклясть еврейский народ ( Числа 22-24 ). Валак жесток, прямолинеен и не стесняется в выражениях. Существование самого еврейского народа каким-то образом рассматривается как смертельная угроза для него и Моава. Валаам, с другой стороны, учтив, хитер, полон ласковых слов и благословений, но не менее враждебен существованию еврейского народа.

Валаака, кажется, благополучно игнорируют небеса, но не Валаама. По-видимому, нет никакой человеческой силы, которой обладает еврейский народ, которая могла бы безопасно противодействовать яду Валаама. Он пророк, прорицатель и «святой» человек, обладающий большой харизмой и разумом. Но за этой видимостью искренности и добрых намерений скрывается настоящий злодей этой истории – жадный, разочарованный, аморальный ненавистник евреев.

В конце концов, Бог обращает проклятия Валаама в благословения. Так сказать, без вмешательства Бога истинные желания Валаама могли бы исполниться.

И Валак, и Валаам — повторяющиеся персонажи еврейской истории на протяжении веков, присутствующие в нашем нынешнем мире. Валак угрожает физической расправой, открыто заявляя о своих целях и угрозах. Валаам организует бойкоты и выступает от имени искаженного правосудия и прав человека.

Тора нигде не описывает кончину Валака; это касается только смерти Валаама. Ибо конец Валаама на самом деле является концом Валака. Валак — заклятый враг, хулиган и мнимый агрессор. Однако именно у Валаама есть ключ к окончательному разрешению ситуации. С его поражением и устранением ситуация может вернуться в нормальное состояние.

Путешественники во времени и пространстве

Книга Чисел содержит подробное описание всех мест, где останавливались евреи с момента, когда они покинули Египет, до конца их 40-летнего пребывания в пустыне.

Евреи заядлые путешественники. За время их долгого изгнания почти нет места в мире, где бы они не побывали, не поселились и, в конце концов, не уехали. Таким образом, запись всех путешествий и остановок, которые евреи пережили за годы своего пребывания в Синайской пустыне, является небольшим пророчеством относительно будущего исторического опыта евреев за тысячелетия странствий.

Парадигма еврейской истории в изгнании состоит в том, что евреи прибывают в новое место, обосновываются, помогают развивать эту страну, начинают чувствовать себя как дома и пытаются ассимилироваться в культуре и обществе большинства. Внезапно все рушится. Могучий и непредвиденный ветер вырывает их с корнем после столетий жизни там, и они переходят к новым берегам.

В Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Румынии и т. д. больше нет евреев, о которых можно было бы говорить. На протяжении столетий это был еврейский центр. Но теперь евреи снова перебрались на другие берега.

Каждая станция и оазис в пустыне записываются, чтобы служить напоминанием о том, что будущее еврейского народа лежит только на Земле Израиля.

Последние слова Моисея

Книга Второзакония , которая состоит из заключительных лекций Моисея в течение его последнего месяца на Земле, является самой человечной из всех пяти книг Торы.

Последние слова Моисея еврейскому народу – это слова любви и благословения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта