Сколько новых боевых самолетов получила Россия в 2021 году
Источник: журнал «Наука и техника»
Автор: | Иван Киричевский |
Под бременем внутренних проблем в российском ОПК производство и поставки боевых и военных самолетов для вооруженных сил РФ сокращаются уже третий год подряд.
Российский Центр анализа стратегий и технологий на страницах своего неофициального блога bmpd подвел общие итоги по поставкам новых самолетов для военных РФ в прошлом, 2021 году.
В целом для россиян вывод неутешительный — под бременем внутренних проблем в экономике РФ, в частности нехватки квалифицированных кадров, объемы производства авиатехники на предприятиях российского ОПК падают уже третий год подряд. За 2021 год россияне произвели всего 21 новый военный самолет.
Больше всего в 2021 году россияне произвели самолетов типа Су-34 — шесть единиц. Из них четыре изготовлено по модернизированным вариантом Су-34 НВО, который в том числе допускает применение аппаратуры для разведки в подвесных контейнерах.
Из шести новых самолетов Су-34 четыре получил 277 авиаполк Восточного военного округа РФ, еще два-переданы в Центр подготовки персонала для ВКС РФ в городе Липецк. Эти самолеты изготавливались в рамках 3-летнего контракта на 24 новых Су-34. Поэтому, чтобы уложиться в условия контракта, в следующие два года Новосибирский авиазавод (производитель Су-34) должен сдавать сразу по 9 машин в год. В целом, на конец 2021 года россияне изготовили в общей сложности 145 единиц Су-34, в том числе семь предсерийных самолетов. Об этой уникальной боевой машине можно узнать в нашем материале — «Тридцатьчетверка» XXI века. Многоцелевой боевой самолет поколения IV++ Су-34
На другом месте по объемам поставок в 2021 году — истребитель Су-35С. По официальным заявлениям, было изготовлено сразу пять новых самолетов, но фактически военные РФ получали только три новых Су-35С.
На данный момент, военная авиация РФ имеет до 103 истребителей Су-35С. По текущим планам, авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (производитель Су-35С) должна передать российским военным семь новых истребителей этого типа.
На третьем месте по объемам поставок в 2021 году — истребители Су-30СМ2, четыре самолета морской авиации для Балтийского флота.
Это была первая с 2018 года поставка истребителей типа Су-30СМ для Вооруженных сил РФ. По текущим данным, сейчас РФ имеет 120 самолетов типа Су-30СМ, из которых 26 — служить в строю морской авиации ВМФ РФ.
По Су-57- отчитались, что в 2021 году изготовили два самолета этого типа. Но фактически, перспективный истребитель до сих пор не покинул цеха авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, а авиация РФ эти два новых Су — 57 на данный момент не получила.
В то же время, в 2021 году ВКС РФ получили последние два из шести заказанных истребителей типа МиГ-35 по контракту еще в 2018 году. Также в прошлом году российские военные получили первые два новых учебно-боевые самолеты Як-130 по контракту, что предполагает поставку 25 таких самолетов
Отдельная история — поставка новых Ил-76МД-90А для военно-транспортной авиации РФ. Формально, в 2021 году российские военные получили 5 новых самолетов этого типа, но три из них — «хвост» еще с невыполненного плана поставок за 2020 год.
В свою очередь, поставка этих 5 самолетов была предусмотрена контрактом еще в 2012 году на 13 новых Ил-76МД-90А, который, по прогнозам ЦАСТ, будет закрыт не ранее 2023 года.
По новому контракту, завод «Авиастар-СП» в Ульяновске до 2028 года должна передать российским военным еще 14 новых Ил-76МД-90А по заказу от 2021 года.
Отдельным штрихом стоит упомянуть — в 2021 году морская авиация ВМФ РФ получила два самолета-амфибии Бе-200ЧС, один из которых (номер 20 «желтый), к сожалению, россияне разбился в августе прошлого года во время тушения пожаров в Турции.
Важно также, что ЦАСТ привел примерную статистику экспортных поставок военных самолетов РФ: от шести до 12 самолетов Як — 130 для Вьетнама; десять истребителей Миг-29М / М2 и два Су-30мки — А) — для Алжира; два истребителя Су-30СМЭ — для Мьянмы.
Год назад НиТ писал о том, какие военные новинки получит российская авиация в 2021 году, поэтому читателям будет интересно сравнить сбылись ли прогнозы военных или остались благими пожеланиями?
Дайджест прессы за 31 января 2022 года | Дайджест публикаций за 31 января 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Военно-воздушные силы России: 110 лет на высоте
Сегодня в России замечательный праздник – день Военно-воздушных сил. В этом году ВВС России отмечают свое 110-летие. Отечественная военная авиация родилась 12 августа 1912 года, когда был учрежден Штат воздухоплавательной части Генерального штаба русской армии.
В истории российской военной авиации немало славных страниц − становление в дореволюционные годы, прорывы первых пятилеток, героизм Великой Отечественной, «холодное» послевоенное противостояние и восстановление после распада СССР. Военные успехи каждого из этих периодов неотделимы от успехов авиастроителей. Многие предприятия, сегодня работающие в составе Ростеха, внесли свою лепту в становление отечественной военной авиации и продолжают обеспечивать ВВС России лучшими образцами авиатехники.
У истоков воздушного флота
Интересный факт: первое военное применение авиации в Российской империи могло состояться в ходе Бородинской битвы 1812 года. Тогда проект немца Ф. Леппиха в виде боевых аэростатов в прямом смысле не взлетел, и еще долгое время такое ведение войны в наших широтах считалось как минимум неблагородным. Только в 1885 году при Главном инженерном управлении формируется первая штатная команда воздухоплавателей, и военное воздухоплавание становится частью славного русского войска.
Летающая лодка Франца Леппиха. Фото: wikimedia.org
В 1904 году в Русско-японскую войну воздушные шары впервые участвуют в боевых действиях − в качестве средств разведки и наблюдения. В дальнейшем военачальники все больше задумываются об охране воздушных границ и неба над страной. Стоит отметить, что один из первых натурных самолетов в мире был создан именно в России военным и изобретателем Александром Можайским еще в 1882 году.
Таким образом, к моменту, когда 12 августа 1912 года военная авиация перешла в ведомство Генерального штаба и была сформирована специальная воздухоплавательная часть, история военной авиации в нашей стране насчитывала уже несколько десятков лет. В 1913 году российская авиация была окончательно отделена от воздухоплавания и насчитывала 263 самолета.
Начало Первой мировой войны стало стимулом к укрупнению и реорганизации военной авиации. Заведовал организацией авиационного дела тогда сам великий князь Алексей Михайлович Романов. В 1914 году авиация была разделена на тяжелую и легкую, разворачивается воздушная оборона. Самолет «Илья Муромец» стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Истребительная авиация, как отдельный род войск, была сформирована к 1916 году. В эти годы набирает славу русская школа воздушного боя, пионером которой стал знаменитый пилот Петр Нестеров.
К началу Гражданской войны в военно-воздушном флоте уже сложилась разветвленная структура и были заложены основы будущих родов авиации. В составе Красной армии за годы противостояния участвовало около 2,5 тыс. самолетов. После поражения белых сил большинство летчиков эмигрировали за границу, авиапарк значительно пострадал.
Первые годы советской власти и Великая Отечественная война
1920-30-е годы − время рекордов в мировой авиации: это и первый межконтинентальный перелет, и первый трансатлантический, и первый трансарктический перелеты – и многие из них были поставлены советскими пилотами и экипажами. Формируется система подготовки и обучения летных кадров в масштабах всей страны.
В самом начале Великой Отечественной войны ВВС Красной армии понесли большие потери, но несмотря на это сумели сохранить боевой дух и восстановиться. С первых дней пилоты массово проявляли невероятный героизм, совершая тараны и дерзкие атаки. Уже в июле 1941 года начинаются бомбардировки аэродромов противника, а в августе − и его глубоких тылов. Истребители и зенитная артиллерия ПВО успешно защищают Москву и Ленинград от авианалетов гитлеровцев.
С началом войны большинство авиационных предприятий европейской части страны было эвакуировано, процесс затронул сотни заводов и КБ, миллионы человек. В тяжелейших условиях в короткие сроки удалось пополнить ВВС новыми машинами − истребителями Як-7б, Як-9, Ла-5, штурмовиками Ил-2, а также значительно увеличить выпуск успешных моделей. К середине 1943 года ВВС Красной армии смогли переломить превосходство противника в воздухе, и это стало огромной победой не только военных, но и авиационной промышленности.
К концу войны советский авиапром представлял собой передовую отрасль, идеально отлаженный механизм, выпускавший до 100 и более самолетов в сутки. Всего же за годы войны в СССР было создано более 115 тыс. самолетов. Великая Отечественная война подтвердила решающее значение военной авиации, а победа в ней стала подлинным триумфом советского авиастроения.
Послевоенные годы и золотая эпоха авиации
Развитие ВВС в послевоенные годы проходило под знаком холодной войны. В это время было создано большое количество новой техники, сформировались принципиально новые подходы к ее разработке, появились новые направления. Первые послевоенные годы ознаменовались переходом от поршневой к реактивной авиации. В 1946 году создаются первые реактивные самолеты − истребители МиГ-9 и Як-15. За ними следует целый ряд новой реактивной техники − истребители МиГ-15, Ла-15, Як-23, бомбардировщики Ил-28, Ту-14. Вырастает количество авиационных КБ и НИИ, и в целом увеличивается доля научной составляющей в авиастроении.
С появлением первых ядерных бомб ставится задача по созданию тяжелых бомбардировщиков, выпускаются такие стратегические и дальние бомбардировщики, как М-4/3М, Ту-95, Ту-16. В начале 1950-х годов появляются первые серийные вертолеты для военных целей. После завершения войны многие заводы переориентируются на гражданскую технику, причем нередко пассажирские самолеты разрабатываются на основе военных.
В период правления Н.С. Хрущева упор делается на развитие ракетного вооружения, что приводит к сокращению производства бомбардировщиков. Многие авиационные КБ и заводы переводятся на ракетную тематику, что не могло не сказаться на новых разработках в авиации. Тем не менее в 1950-е годы создается целый ряд самолетов нового поколения: МиГ-21, Су-7, Су-9, Як-28.
Фото: wikimedia.org
1960-е годы ознаменовались появлением большого количества принципиально новой техники: самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38, истребитель с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23, гигант Ан-22 «Антей», самолеты-амфибии ОКБ Г. М. Бериева. Основу советских военно-воздушных сил и ВВС стран восточного блока тогда составляли истребители-бомбардировщики МиГ-27, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.
1970-80-е годы принято считать золотой эпохой в истории отечественной авиации. В это время создаются военные самолеты и вертолеты, которые до сих пор применяются во многих странах. Продолжая удерживать паритет между войсками НАТО и военными силами стран − участниц Варшавского договора, Советский Союз создает новые поколения военной авиатехники: бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и его модификации, истребители МиГ-31, МиГ-29, Су-27, стратегический бомбардировщик Ту-160, сверхтяжелый транспортник Ан-124. В эти годы СССР производит больше военных самолетов, чем США, Великобритания и Франция, вместе взятые.
На защите новой России
Еще в конце 1980-х годов правительством СССР был взят курс на сокращение вооружения, а распад Союза привел к практически полной остановке производства военной авиатехники. Большинство предприятий лишились государственных заказов и выживали, как могли: переходили на гражданскую продукцию, отправляли технику на экспорт. Одновременно с этим сокращался состав ВВС.
Однако государство, как и раньше, нуждалось в защите границ, в мощной и современной авиации. С наступлением 2000-х годов начинаются обратные процессы − кропотливое восстановление войск и оборонно-промышленного комплекса. В 2006 году указом президента создается Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в состав которой входят практически все авиазаводы страны. Ее задачей обозначается восстановление российского авиапрома. В 2007 году вертолетные предприятия страны объединяются в холдинг «Вертолеты России» в составе Госкорпорации Ростех. С 2004 по 2009 год объем финансирования отрасли увеличивается в 20 раз. В 2009 году объем закупок авиатехники Министерством обороны РФ приблизился к показателям времен Советского Союза.
Техническое перевооружение ВВС началось с поступления в войска истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34. На смену устаревшей технике поступают новые модификации и современные самолеты и вертолеты: многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, модификации истребителя-перехватчика МиГ-31, транспортник нового поколения Ил-76МД-90А, модификации вертолета Ми-8, многоцелевой вертолет Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52. В 2010 году впервые в небо поднимается ПАК ФА, будущий истребитель пятого поколения Су-57.
В 2020 году ОАК была интегрирована в Госкорпорацию Ростех. Кроме ОАК и «Вертолетов России» активное участие в реализации авиационной части гособоронзаказа принимают Объединенная двигателестроительная корпорация − поставщик силовых установок и другие холдинги и предприятия в контуре управления Ростеха.
В 2015 году ВВС включаются в Воздушно-космические силы РФ. Сегодня в состав ВВС входит дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. По численности авиапарка и личного состава ВВС России занимают второе место в мире после ВВС США. Современная военная авиация России охраняет границы Родины, защищая ее целостность, выполняет боевые задачи в горячих точках, участвует в учениях и ликвидации природных катастроф. Российский авиапром развивает новые военные направления, например беспилотную технику, продолжается обновление и модернизация авиапарка ВВС.
Сколько истребителей у России?
Когда в конце февраля Россия впервые вторглась в Украину, многие эксперты предсказывали, что огромные российские вооруженные силы быстро превзойдут численность обороняющихся и разгромят их. Однако после более чем двухнедельного конфликта Россия все еще не взяла столицу Украины , и скорость наступления, похоже, замедляется.
« Русские не достигли превосходства в воздухе над всей страной », — заявил журналистам высокопоставленный представитель министерства обороны США. «Украинская ПВО остается неповрежденной и дееспособной как с точки зрения авиации, так и с точки зрения систем ПРО, и они задействованы».
Однако президент Путин возглавляет вторую по величине воздушную службу среди всех стран мира, уступая только Соединенным Штатам. Flying Mag сообщает, что ВВС России могут похвастаться 1507 штурмовиками , подавляющее большинство которых дислоцировано в России или в Восточной Европе.
В состав ВВС России входит также 1837 самолетов обеспечения; 485 учебных самолетов; и 820 самолетов будущего. В общей сложности ВВС России состоят из 3829 действующих самолетов.
Новости по теме:
- Стратегия России по захвату украинских ядерных активов
- Россия выдвигает требования прекращения войны на Украине
- Как долго Россия может вести войну на Украине?
Почему России не удалось захватить Украину?
Пока Путин собирал огромные силы вторжения вдоль границы с Украиной, все считали, что Россия должна иметь возможность легко одолеть своего соседа. По данным The Economist, за последнее десятилетие Россия потратила миллиарды долларов на военные самолеты, добавив около 440 новых самолетов с неподвижным крылом в период с 2009 по 2020 год.
Считалось, что Россия быстро сможет взять на себя воздушное господство над Украиной, что позволит Кремлю по своему желанию снять оборону Украины и проложит путь для успешного вторжения на землю .
⚡️Силы ПВО Украины сбили российский самолет над Киевом.
Вскоре после этого, в 21:10, в воздушном бою на подступах к городу был уничтожен еще один российский самолет, сообщил главком ВСУ Валерий Залужный.
— The Kyiv Independent (@KyivIndependent) 7 марта 2022 г.
Их неудача в этом отношении во многом связана с масштабом и сложностью средств ПВО Украины, которые не позволили России закрепиться. Опасаясь вторжения, украинские официальные лица рассредоточили национальную систему ПВО , что затруднило их поиск и обеспечило большее оборонительное прикрытие.
Вторжение началось с того, что батарея крылатых и баллистических ракет была направлена на авиабазы Украины, но они не смогли вывести из строя ПВО. Американские источники говорят, что украинская система противовоздушной и противоракетной обороны «остается эффективной и используется» и помогает предотвратить захват сухопутных войск.
Они задействовали систему защиты, состоящую из двух частей, которая, как сообщается, уже уничтожила десятки российских самолетов. Украина использовала зенитно-ракетные комплексы «Бук» для поражения российских самолетов, летящих на большой высоте. Эта мобильная система позволяет операторам вести огонь по врагам, прежде чем быстро отступить в укрытие.
Достигнув успеха, российские пилоты были вынуждены лететь ниже, чтобы уклониться от радаров «Бука», но это привело лишь к тому, что они оказались в пределах досягаемости небольших зенитных ракет «Стингер», запускаемых с плеча . На нескольких видео, которыми поделилось Минобороны Украины, видно, как российские штурмовики поражены этим видом оружия и сбиты с неба.
Российский ударный вертолет сбит над Украиной зенитной ракетой pic. twitter.com/VWfqJlFI2s
— Лукас Томлинсон (@LucasFoxNews) 5 марта 2022 г. количество российских самолетов уже. Правительство Украины утверждает, что 39самолетов и 40 вертолетов уже уничтожено.Кадры из Украины были изучены Стейн Митцер, военным аналитиком из Амстердама, который подтвердил, что Украина вывела из строя 11 самолетов, 11 вертолетов и два беспилотника.
Это по-прежнему оставляет Путина с огромными военно-воздушными силами и значительно превосходящими вооруженными силами, но теперь есть ощущение, что неспособность России бороться за контроль над небом над Украиной дорого обходится им.
Русские потеряли над Украиной почти 300 самолетов — в основном беспилотники
Горит российский истребитель после того, как он был сбит над Украиной в марте 2022 года.
Через социальные сетиУкраинские войска сбили 278 российских самолетов за восемь месяцев, прошедших с тех пор, как Россия расширила свою войну против Украины, Валерий Залужный, командующий — заявил на прошлой неделе главнокомандующий Вооруженных сил Украины.
Это почти наверняка преувеличение. Но не намного. Независимые аналитики с помощью фото- и видеодоказательств подтвердили уничтожение 184 российских самолетов. Украинцы захватили у русских еще 73 самолета, всего подтверждено 257 российских потерь.
Но вот в чем загвоздка. Большая часть потерь — и всех захватов — приходится на небольшие беспилотники, которые стоят недорого и заменить их Кремлю легче, чем пилотируемые самолеты.
Однако эта оговорка не отменяет заявления Залужного. Потери России в воздухе над Украиной огромны. «За время полномасштабной агрессии защитники Украины уничтожили вдвое больше российских самолетов, чем СССР потерял за 10-летнюю войну в Афганистане», — заявил Залужный.
Украинские истребители, наземные ПВО и диверсанты с февраля уничтожили 55 российских истребителей и 54 вертолета. Еще пять истребителей и транспортный самолет потерпели крушение, когда действовали на территории Украины или вокруг нее.
Это всего лишь три процента всего действующего парка пилотируемых самолетов ВВС, ВМФ и армии России. Но потери сосредоточены среди самых новых и совершенных фронтовых типов. Кремль списал 15% своих лучших ударных истребителей Су-34 и не менее четверти лучших ударных вертолетов Камов Ка-52.
Иностранные санкции в отношении российской аэрокосмической отрасли, ужесточившиеся с февраля, ограничили способность отрасли компенсировать убытки. Кремль не очень быстро покупал новые самолеты даже до ужесточения санкций.
Теперь скупает их еще медленнее. «Потери российских самолетов, вероятно, значительно превышают их возможности по производству новых планеров», — пояснили в Минобороны Великобритании. Может пройти десятилетие или больше, прежде чем летные полки вернутся в полную силу.
Нехватка кадров может быть и хуже. Неясно, сколько пилотов погибло в результате столкновений и аварий. Разумное предположение: много. Экипажи Ка-52 из двух человек, вероятно, гибнут особенно часто. Чтобы понять почему, посмотрите любой видеоролик, на котором украинская ракета поражает зависший Ка-52.
Потеря опытных экипажей может быть еще более катастрофичной для российской авиации, чем потеря планеров. «Время, необходимое для обучения компетентных пилотов, еще больше снижает возможности России по восстановлению боевой авиации», — заявили в Минобороны Великобритании.
Российские военно-воздушные силы, военно-морской флот и армия испытывают растущее давление, требуя ускорить летную подготовку новых экипажей. Но недостаточная подготовка уже стала причиной потерь тяжелой авиации России. Недостаток в обучении, вероятно, станет еще более серьезным фактором, чем , когда зеленые экипажи устремятся в бой.
В то же время украинские средства ПВО расширяются за счет недавнего прибытия американских ракетных батарей NASAMS и испанских ракетных батарей Aspide. Тем временем Германия поставила Украине 50 мобильных артиллерийских установок «Гепард». Небо над Украиной не становится безопаснее для российских экипажей.
Единственным утешением для российских планировщиков и пилотов, и то холодным, является то, что Украина тоже потеряла много самолетов.