Катастрофа в Соборе Святой Софии: пол помыли так, что треснули плиты
Культура 9357
ПоделитьсяДва года назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял решение поменять статус легендарного Собора Святой Софии: из музея памятник византийского зодчества превратился в мечеть. С тех пор культурный объект, включенный в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО, переживает одну тяжелую травму за другой.
Собор Святой София более тысячи лет оставался самым большим храмом в истории христианского мира – вплоть до постройки Собора Петра в Риме в начале ХVI века. С 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками, православный храм превратился в мечеть. А в 1935 году Айя-София получила музейный статус. Почти 80 лет там не велись религиозные службы. В 2006-м в музейном комплексе выделили небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов. В то же время появилось движение, призывающее вернуть христианам возможность проводить службы в историческом соборе. Словом, у Собора Святой Софии сложная и насыщенная не только древняя история, но и современная.
Все вековые потрясения собор, возведенный в 530-х годах на месте еще более древнего храма, стойко перенес. Однако за последние два года на его долю выпали тяжелые испытания.Сначала были повреждены императорские ворота, которые являются центральным входом в храм и датируются VI веком нашей эры. Легенда гласит, что дубовые врата высотой 7 метров были сделаны из Ноева ковчега. Кто-то отколол несколько больших кусков от ворот, а служба безопасности даже не заметила. Внимание к проблеме привлекли местные искусствоведы.
Потом в турецкой прессе появились кадры, запечатлевшие акт вандализма: женщины отдирали куски исторической росписи и складывали в пакеты, чтобы унести в качестве талисмана. Теперь же люди, которые должны отвечать за сохранность объекта, нанесли ему серьезные травмы.
Из-за наплыва туристов и паломников, сотрудники Айя-Софии решили убирать мечеть с помощью тяжелой моющей машины. В результате древние мраморные плиты разбились, не выдержав тяжести современного устройства. Теперь исторический пол весь в трещинах. Заметим, что скандальному ЧП, которое искусствоведы и археологи называют катастрофой, предшествовал ряд инцидентов – в соцсетях появились кадры замусоренной Айя-Софии. Пыль и куски грязи лежали плотным слоем на плитах, словно там не убирались месяцами. Видимо, после этого в мечети решили навести порядок. И перестарались.
Турецкая ассоциация истории искусств бьет тревогу. За последний два года, с тех пор, как Айя-София утратила музейный статус, что ни день появляются свидетельства недобросовестного отношения к памятнику культуры. Как со стороны посетителей, так и со стороны сотрудников.
Подписаться
Авторы:- org/Person»>
Мария Москвичева
ЮНЕСКО Реджеп Эрдоган Турция
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28818 от 6 июля 2022
Заголовок в газете: Древние плиты оттерли до трещин
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Туристка рассказала о пробке перед Крымским мостом: досматривают даже детей
38710
Крымфото: МК в Крыму
Британские фантазеры: ВСУ зайдут в Крым через месяц
14690
Крымcrimea. mk.ru фото: МК в Крыму
Что стало причиной самого страшного в Карелии железнодорожного ДТП
Фото 11804
КарелияАлександр Трубин
7 июля – день Ивана Купалы, что можно, а что строго запрещено делать в большой праздник
Фото 9953
ПсковВ Новосибирской области жители заявили о зверском убийстве председателя СНТ «Автомобилист»
6982
НовосибирскДарья Мелехова
ЧП на Крымском мосту: движение в Крым остановлено
Фото 4156
Крымфото: МК в Крыму
В регионах:Ещё материалы
Из православия в ислам
Новости 26. 05.2023В Швеции обнаружили петроглифы возрастом 2700 лет
Сборник
Уинстон Черчилль
Новости 15.01.2023Умер Вахтанг Кикабидзе
Новости 14.01.2023Умерла Инна Чурикова
«Золотой век» Византии
Символ византийского «золотого века», грандиозный Софийский собор в Константинополе, построенный в 6 веке, долгое время считался самым большим христианским храмом во всём мире. Его высота превышает 55 метров, а диаметр огромного купола достигает 32 метров. Обошёл его по размаху только собор Святого Петра в Риме, который был построен в 17 веке.
Когда-то на месте, где сейчас стоит Софийский собор, находился языческий храм. В 325 году началось строительство церкви святой Софии, её освятили в 360-м. В течение следующего столетия она неоднократно горела и перестраивалась. В 5 веке на месте церкви построили внушительную базилику, которая простояла до 532 года — её уничтожил пожар во время очередного восстания. Иоанн Малала в своей «Хронографии» писал, что пожар произошёл 13 января 532 года. Уже через сорок дней Юстиниан I приказал построить новый собор, который и известен нам.
Христианская святыня
Храм построили всего за пять лет. Юстиниан не жалел средств: для базилики использовали лучший мрамор, золото, серебро, слоновую кость, а также колонны из античных храмов; золотой крест был украшен жемчугом. Почти тысячу лет собор был главным собором Константинопольской православной церкви.
По словам Прокопия Кесарийского, храм «представлял чудесное зрелище: для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным». В народе верили, что в строительстве участвовали небесные силы — настолько потрясающим воображение было его великолепие.
Айя-София в 1900 году. Источник: pikrepo.comНо, хотя разрушительных пожаров больше не было, собор ждало ещё немало печальных событий. Его купол трижды рушился из-за землетрясений (в итоге купол уменьшили), а в 1204 году его разграбили крестоносцы.
Именно в Софийском соборе в 1054 году кардинал Гумберт, легат папы римского, вручил патриарху Константинополя Михаилу Керулларию отлучительную грамоту. Тогда патриарх предал анафеме папских легатов и обвинил Рим в ереси, что послужило началом разделения церквей на православную и католическую.
Падение Константинополя
В 15 веке Святой Софии суждено было пасть одновременно с Константинополем и остатками некогда великой Византийской империи. Падение Константинополя датируется 29 мая 1453 года, тогда же — в ночь с 28 на 29 мая — в Софийском соборе состоялось последнее православное богослужение. Проходило оно, по мнению историка Эдвина Пирса, по византийским источникам реконструировавшего события того дня, следующим образом: «Император и его свита приобщились Святых Тайн и попрощались с патриархом. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме…».
Айя-София в 1930-е годы. Источник: flickr.comКогда турки захватили Константинополь, первым же делом они ворвались в главный храм города. Запертые ворота их, разумеется, не остановили: захватчики разломали засовы и ринулись внутрь, предвкушая лёгкую наживу. Действительно, ценностей в монументальном соборе, одной из главных христианских святынь мира, оказалось немало. «В одну минуту разрубили собаки святые иконы, похитив с них украшения, ожерелья и браслеты, а также одежды святой трапезы… — сокрушался историк Дука, очевидец тех страшных событий. — Блестящие лампады — одни портят, другие забирают. Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные, и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли, покинув храм пустынным и ограбленным и ничего не оставив».
Ещё один свидетель падения Константинополя, Георгий Франдзи, тоже с содроганием рассказывал, что происходило с собором в конце мая 1453 года: «Храм прекрасный и из прекрасных прекраснейший! Внутри его запретных святилищ, а также на их жертвенниках и трапезах, турки ели и пили. И на них же приводили в исполнение и осуществляли свои развратные намерения и похоти с женщинами, девицами и мальчиками. Кто не оплакал бы тебя, храм святой?»
Интерьер Айя-Софии. Источник: flickr.comТурки не только разграбили собор, но и расправились с молящимися в нём людьми. Считается, что красная полоса на одной из колонн в храме показывает, до какой высоты он наполнился кровью убитых.
На следующий день в Святую Софию победоносно въехал на белом скакуне Мехмед II. Хоть ранее собор и был оплотом христиан, уничтожение такой величественной красоты показалось захватчику нецелесообразным. Он решил превратить православный храм в мечеть Айя-София. Фрески и мозаики по его велению закрасили — кстати, по мнению реставраторов, именно это в конечном счёте помогло сохранить их на протяжении веков. Также возле бывшего собора были возведены четыре минарета. Определённые изменения в облик Святой Софии привносили и последующие султаны, из-за чего она постепенно утрачивала вид православного храма и приобретала черты, характерные для мечети.
Из мечети — в музей и обратно
В 19 веке, во время реставрации, часть византийских мозаик расчистили. Султан приказал не закрашивать орнамент, но потребовал, чтобы лики святых вновь забелили. Православную мозаику раскрыли от штукатурки, лишь когда мечеть стала музеем. Это произошло в 1935 году по решению первого президента Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Годом ранее турецкий Совет министров предложил секуляризовать мечеть, так как здание представляло архитектурную ценность.
Интерьер Святой Софии. Источник: wikimedia.orgВпрочем, уже в начале 21 века многие начали выступать за то, чтобы Айя-София вновь стала церковью. В 2007 году американские предприниматели и политики создали Совет по освобождению Святой Софии, который требует, чтобы бывший собор вернули христианам.
При этом, хотя с 2006 года сотрудники музея могли проводить религиозные обряды, а в 2016 году в Айя-Софии читали Коран во время Рамадана, турецкие власти не собирались возвращать ей статус мечети. По крайней мере, до недавнего времени. В 2018-м Конституционный суд Турции назвал требование вернуть статус мечети недопустимым. Однако в 2019 году президент Эрдоган заявил, что статус Святой Софии вполне может быть изменён с музея на мечеть — тогда собор вход в собор будет бесплатным.
Мозаика. Источник: flickr.comИ вот 10 июля 2020 года власти Турции постановили, что Айя-София — не музей, а мечеть, и с 24 июля в ней могут начаться богослужения. Против этого выступили ЮНЕСКО, Европейский союз, США, представители Константинопольской, Иерусалимской и Русской православных церквей.
Сборник: Уинстон Черчилль
Он занимал пост премьер-министра Великобритании в годы Второй мировой войны. В 2002-м участники опроса Би-би-си назвали Черчилля величайшим британцем в истории.
- Статьи
- Европа
- XX век
Пять провалов Черчилля
Пять провалов Черчилля
Премьер-министр Великобритании быстро усвоил уроки, стоившие человеческих жизней.
- Статьи
- Европа
- XX век
Речь Уинстона Черчилля в Цюрихском университете
Речь Уинстона Черчилля в Цюрихском университете
Речь Черчилля 19 сентября 1946 года считается сегодня отправной точкой в создании Совета Европы.
- Статьи
- Европа
- XX век
Фултонская речь, 1946 год
Фултонская речь, 1946 год
Железный занавес —выражение, автором которого является Уинстон Черчилль.
- Статьи
- Европа
- XX век
Письмо Черчилля и Рузвельта Сталину
Письмо Черчилля и Рузвельта Сталину
В письме главы государств сообщали о готовности немедленно помочь СССР в войне с Германией.
- Статьи
- Европа
- XX век
Быть Уинстоном Черчиллем
Быть Уинстоном Черчиллем
Для Черчилля распорядок дня был свят — только так британский премьер-министр мог эффективно работать.
- Статьи
- Европа
- XX век
Черчилль в кресле Гитлера
Черчилль в кресле Гитлера
Британский премьер потратил весь день 16 июля 1945 года на осмотр Берлина.
- Статьи
- Европа
- XX век
Уинстон Черчилль: непотопляемый политик
Уинстон Черчилль: непотопляемый политик
Блестящий ум, сильный характер и редкую трудоспособность Черчилля признавали даже его противники.
- Статьи
- Европа
- XX век
Пять провалов Черчилля
Премьер-министр Великобритании быстро усвоил уроки, стоившие человеческих жизней.
- Статьи
- Европа
- XX век
Речь Уинстона Черчилля в Цюрихском университете
Речь Черчилля 19 сентября 1946 года считается сегодня отправной точкой в создании Совета Европы.
- Статьи
- Европа
- XX век
Фултонская речь, 1946 год
Железный занавес —выражение, автором которого является Уинстон Черчилль.
- Статьи
- Европа
- XX век
Письмо Черчилля и Рузвельта Сталину
В письме главы государств сообщали о готовности немедленно помочь СССР в войне с Германией.
- Статьи
- Европа
- XX век
Быть Уинстоном Черчиллем
Для Черчилля распорядок дня был свят — только так британский премьер-министр мог эффективно работать.
- Статьи
- Европа
- XX век
Черчилль в кресле Гитлера
Британский премьер потратил весь день 16 июля 1945 года на осмотр Берлина.
- Статьи
- Европа
- XX век
Уинстон Черчилль: непотопляемый политик
Блестящий ум, сильный характер и редкую трудоспособность Черчилля признавали даже его противники.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Азия
- XX век
Что, если бы СССР не ввёл войска в Афганистан
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
- Статьи
- Европа
Опередивший палачей Ян Гамарник
- Статьи
- Европа
- III век до н. э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XX век
И любимая подпись — Ильич
- Статьи
- Европа
- XVI век
Екатерина Арагонская: история испанской принцессы
- Статьи
- Азия
- XIX век
Грозное слово Кракатау
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Бонапарт: история взлёта и падения
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Спасти императора Иоанна
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Исаак Ньютон: мистик и масон
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Самые ужасные пытки (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX век
Королева Виктория: символ на троне
- Статьи
- Европа
- XVI век
За что истребляли гугенотов? (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Открытое письмо Фёдора Раскольникова Сталину
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Севастопольская трагедия
- Статьи
- Европа
- XIV-XIX вв.
Уланы: самая смертоносная конница
- Статьи
- XX-XXI вв.
Секс-символы 1950-1960-х
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XX век
«Неужели мы всё же уедем? Неужели это не сон?»
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 202051
- 📚 Статьи
- 👀 197355
- 📚 Статьи
- 👀 137379
- 📚 Статьи
- 👀 134495
- 📚 Статьи
- 👀 90326
- 📚 Статьи
- 👀 79623
- 📚 Статьи
- 👀 72959
- 📚 Статьи
- 👀 56858
- 📚 Статьи
- 👀 45572
- 📚 Статьи
- 👀 40729
- 📚 Статьи
- 👀 1208821
- 📚 Статьи
- 👀 495505
- 📚 Статьи
- 👀 466878
- 📚 Статьи
- 👀 372888
- 📚 Статьи
- 👀 307777
- 📚 Статьи
- 👀 306462
- 📚 Статьи
- 👀 294826
- 📚 Статьи
- 👀 294779
- 📚 Статьи
- 👀 272765
- 📚 Статьи
- 👀 237059
Собор Святой Софии
Что такое Собор Святой Софии?
Собор Святой Софии (Ая-София по-турецки) изначально был построен как базилика для греческой православной христианской церкви. Однако с тех пор его функция несколько раз менялась.
Византийский император Констанций заказал строительство первого собора Святой Софии в 360 году нашей эры. Во время строительства первой церкви Стамбул был известен как Константинополь, получив свое название от отца Констанция, Константина I, первого правителя Византийской империи.
Первый собор Святой Софии имел деревянную крышу. Строение было сожжено дотла в 404 г. н.э. во время беспорядков, произошедших в Константинополе в результате политических конфликтов в семье тогдашнего императора Аркадия, правившего бурно с 395 по 408 г. н.э.
Преемник Аркадия, император Феодосий II, перестроил собор Святой Софии, и новое строение было завершено в 415 году. Второй собор Святой Софии имел пять нефов и монументальный вход, а также был покрыт деревянной крышей.
Однако немногим более века спустя это снова оказалось роковым недостатком для этой важной базилики греческой православной веры, поскольку строение было сожжено во второй раз во время так называемых «восстаний Ники» против Император Юстиниан I, правивший с 527 по 565 гг. Tralles) для постройки новой базилики.
Третий собор Святой Софии был завершен в 537 году и стоит до сих пор.
Первые религиозные службы в «новом» соборе Святой Софии были проведены 27 декабря 537 года. Сообщается, что в то время император Юстиниан сказал: «Мой Господь, спасибо, что дал мне возможность создать такое место поклонения ».
Дизайн собора Святой Софии
С момента своего открытия третий и последний собор Святой Софии действительно был замечательным сооружением. Он сочетал в себе традиционные элементы дизайна православной базилики с большой купольной крышей и полукупольным алтарем с двумя притворами (или «притворами»).
Поддерживающие арки купола были покрыты мозаикой из шестикрылых ангелов, называемых гексаптеригоном.
Стремясь создать величественную базилику, которая представляла бы всю Византийскую империю, император Юстиниан издал указ о том, что все провинции, находящиеся под его властью, присылают архитектурные элементы для использования в ее строительстве.
Мрамор, используемый для пола и потолка, был произведен в Анатолии (современная восточная Турция) и Сирии, в то время как другие кирпичи (используемые для стен и частей пола) поставлялись даже из Северной Африки. Интерьер собора Святой Софии облицован огромными мраморными плитами, которые, как говорят, были созданы для имитации движущейся воды.
104 колонны собора Святой Софии были привезены из храма Артемиды в Эфесе, а также из Египта.
Здание имеет длину около 269 футов и ширину 240 футов, а в самой высокой точке куполообразная крыша возвышается на 180 футов. Когда первый купол частично обрушился в 557 году, его замена была спроектирована Исидором Младшим (племянником Исидора, одним из первых архитекторов) со структурными ребрами и более выраженной аркой, и эта версия конструкции остается на месте сегодня. .
Этот центральный купол опирается на кольцо окон и поддерживается двумя полукуполами и двумя арочными проемами, образующими большой неф, стены которого первоначально были выложены сложной византийской мозаикой из золота, серебра, стекла, терракоты. и разноцветные камни, изображающие известные сцены и фигуры из христианских евангелий.
Бурная история собора Святой Софии
Поскольку официальной религией византийцев было греческое православие, собор Святой Софии считался центральной церковью веры и, таким образом, стал местом коронации новых императоров.
Эти церемонии проходили в нефе, где в полу находится омфалион (пуп земли), большая круглая мраморная секция из разноцветных камней в переплетающемся круглом узоре.
Собор Святой Софии играл ключевую роль в византийской культуре и политике на протяжении большей части первых 900 лет своего существования.
Однако во время крестовых походов город Константинополь и, как следствие, собор Святой Софии на короткое время в 13 веке находились под властью римлян. Собор Святой Софии был сильно поврежден в этот период, но был отремонтирован, когда византийцы снова взяли под свой контроль окружающий город.
Следующий значительный период изменений для собора Святой Софии начался менее чем через 200 лет, когда османы во главе с императором Фатихом Султаном Мехмедом, известным как Мехмед Завоеватель, захватили Константинополь в 1453 году. Османы переименовали город в Стамбул.
Ремонт собора Святой Софии
Поскольку ислам был центральной религией османов, собор Святой Софии был преобразован в мечеть. В рамках преобразования османы покрыли многие оригинальные мозаики на православную тематику исламской каллиграфией, разработанной Казаскером Мустафой Иззетом.
На панелях или медальонах, которые висели на колоннах в нефе, изображены имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, первых четырех халифов и двух внуков Пророка.
Мозаика на главном куполе, считавшаяся изображением Христа, также была покрыта золотой каллиграфией.
Михраб или неф был установлен в стене, как это принято в мечетях, чтобы указать направление на Мекку, один из священных городов ислама. Османский император Кануни Султан Сулейман (1520–1566 гг.) установил по две бронзовые лампы с каждой стороны михраба, а султан Мурад III (1574–159 гг.5) добавлены два мраморных куба из турецкого города Бергама, которые датируются 4 годом до н.э.
В этот период к первоначальному зданию также были пристроены четыре минарета, частично в религиозных целях (для призыва муэдзина к молитве), а частично для укрепления строения после землетрясений, обрушившихся на город примерно в это время.
Во время правления султана Абдул-Мецида, между 1847 и 1849 годами, собор Святой Софии подвергся обширной реконструкции под руководством швейцарских архитекторов братьев Фоссати. В это время Хункар Махфили (отдельный отсек, который императоры использовали для молитв) был удален и заменен другим рядом с михрабом.
Собор Святой Софии сегодня
Роль собора Святой Софии в политике и религии остается спорной и важной даже сегодня — спустя почти 100 лет после падения Османской империи.
С 1935 года — через девять лет после основания Турецкой Республики Ататюрком — до 2020 года легендарное сооружение использовалось национальным правительством как музей. Начиная с 2013 года, некоторые исламские религиозные лидеры в стране стремились снова открыть собор Святой Софии в качестве мечети. В июле 2020 года Государственный совет Турции и президент Эрдоган реклассифицировали его как мечеть.
Источники
История. Музей Святой Софии.
Аллен, Уильям. «Святая София, Стамбул». Академия Хана.
Мэтьюз, Оуэн (2015). «Исламисты и секуляристы сражаются за музей Святой Софии в Турции». Newsweek.
Собор Святой Софии. Энциклопедия древней истории.
Собор Святой Софии на протяжении всей истории: один купол, три религии
Великая церковь Святой Софии, посвященная Святой Мудрости, представляет собой яркий пример человеческой инженерии, архитектуры, истории, искусства и политики, объединенных под одной крышей. Он был построен в VI веке в Константинополе, ныне Стамбуле, во время правления императора Юстиниана I. Собор Святой Софии был самым важным церковным сооружением Византийской империи. Его купол монументальных размеров, золотая мозаика и мраморная мостовая — лишь малая часть величия византийского искусства и архитектуры. На протяжении всей истории это был крупнейший храм православного христианства, римско-католический собор, мечеть и музей. Хотя его снова переоборудовали в мечеть, это здание остается одним из самых важных мест для православных христиан, влияя на строительство подобных церквей по всему миру.
История собора Святой Софии началась задолго до Юстиниана. Перенеся столицу Римской империи в город Византий и переименовав его в Константинополь, Константин Великий увеличил существующий город в три раза по сравнению с его первоначальными размерами. Поскольку большое население переселялось в город, ему требовалось больше места для новообращенных. Это включало строительство большого собора рядом с Императорским дворцом, завершенное при Констанции II в 360 г.
Информация о том, как выглядела эта церковь или о ее значении, скудна. Она упоминается как Великая церковь, что подразумевает ее монументальные размеры и важность. Вероятно, это была базилика U-образной формы, типичная для церквей 4-го века в Риме и Святой Земле. Эта церковь была разрушена во время беспорядков после изгнания из города патриарха Иоанна Златоуста в 404 году. Почти сразу по приказу императора Феодосия II началось строительство новой церкви. Название Айя-София вошло в обиход около 430 года. Эта новая церковь, вероятно, была базиликой с пятью нефами, галереями и атриумом на западной стороне. Феодосийская Святая София была сожжена дотла в 532 г. во время восстания Ники против императора Юстиниана I.
Юстиниан, превосходящий Соломона
Подавив восстание, Юстиниан решил восстановить Великую Церковь. В ходе подготовки мрамор был привезен со всех земель Эгейского моря, собрались тысячи рабочих, а логистика и наблюдение за строительством были переданы Анфемиосу Траллесскому и Исидору Милетскому. Всего через пять лет был освящен новый собор Святой Софии. Предание передало слова Юстиниана после этого события: «Соломон, я превзошел тебя!»
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
В отличие от предыдущих версий церкви, план Юстиниана Святой Софии представляет собой смесь базилики и здания с центральной планировкой. Важной частью церкви были галереи, которые использовала императорская семья во время религиозных ритуалов.
Интерьер собора Святой Софии был облицован мрамором разных цветов, а колонны, взятые из древних построек, были повторно использованы для поддержки аркад. Верхняя часть была украшена золотом с массивным крестом в медальоне на вершине купола. Этот купол диаметром 31 метр является кульминацией сложной системы сводов и полукуполов. Первоначальный купол рухнул в 558 году после землетрясения и был заменен в 563 году. Прокопий, придворный историк Юстиниана, описал его как «золотой купол, подвешенный к небу».
Здание Юстиниана продолжало отражать теологические споры, имперские пожертвования и даже повторные браки, иллюстрирующие сложность жизни памятника в обществе.
Две волны иконоборчества, обрушившиеся на Византийскую империю между 730 и 843 годами, стерли с лица земли большинство прежних религиозных изображений собора Святой Софии. Восстановление иконопочитания дало возможность для новой программы украшения, основанной на новом богословии образов. Новые мозаики были размещены в церкви во времена правления Василия I и Льва VI.
Первым представленным изображением была Богородица с младенцем в апсиде около 867 года. Следующими были фигуры отцов церкви и пророков в северной и южной тимпанах. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь несколько фигур и фрагментов. Вероятно, вскоре после смерти Льва VI над Императорскими вратами, главным входом в церковь, была помещена мозаика с изображением императора, преклонившего колени перед Христом на троне. У одного из юго-западных входов находится мозаика с изображением Девы Марии с младенцем Христом в окружении императоров Константина и Юстиниана; эта мозаика подчеркивает византийскую веру в Деву как в защитницу города.
В годы заката македонской династии в южную галерею была добавлена новая мозаика. Первоначально на нем были изображены императрица Зоя и ее первый муж Романос III. Изображение Романа было заменено между 1042 и 1055 годами портретом третьего мужа Зои, императора Константина IX Мономаха. Обе версии посвящены двум разным императорским пожертвованиям церкви.
Еще одна интересная деталь этого периода — скандинавская руническая надпись, найденная в галереях. Единственная читаемая часть рунической надписи — имя «Халвдан».
К концу 11 века к власти пришла династия Комнинов, положив конец периоду упадка и раздоров. Великая церковь Юстиниана оставалась незавершенной, и новые правители продолжали ее украшать. Император Иоанн II Комнин вместе со своей женой Ириной и сыном Алексиосом профинансировал восстановление церкви, о чем свидетельствуют их портреты в южной галерее. Эти портреты показывают связь Святой Софии с культом Императора. Южная галерея храма предназначалась для императорской семьи и двора во время литургии. Поскольку доступ в галереи был разрешен только высшим имперским чиновникам, эти портреты должны были напомнить им о законности и благочестии династии Комнинов.
После того, как крестоносцы захватили Константинополь в 1204 году, собор Святой Софии был преобразован в католический собор, и эту функцию он выполнял до восстановления города в 1261 году. Следуя византийской практике, Балдуин I Константинопольский был коронован как первый латинский император в соборе Святой Софии. София. Лидер разграбления Константинополя, дож Венеции Энрико Дандоло, был похоронен внутри церкви, но его могила была позже разрушена, когда церковь была превращена в мечеть.
Династия Палеологов и падение Константинополя
В 1261 году столица была возвращена, Михаил VIII Палеолог был коронован императором, Святая София была снова обращена в православный храм, и на престол был возведен новый патриарх. Многие церкви пришли в упадок во время так называемого латинского правления, поэтому византийцы начали большую реставрационную кампанию. Вероятно, по приказу Михаила VIII в южной галерее была установлена монументальная новая мозаика. Деисусная сцена состоит из Христа в центре в окружении Девы Марии и Иоанна Крестителя.
Собор Святой Софии вновь стал местом коронации законных императоров. Это значение подтверждается двойной коронацией Иоанна Кантакузеноса. В 1346 году Иоанн Кантакузенос провозгласил себя императором и был коронован иерусалимским патриархом. Несмотря на то, что Иоанн уже был императором, он должен был быть коронован в соборе Святой Софии, чтобы считаться законным императором. После победы в гражданской войне с Иоанном V, законным наследником династии Палеологов, Кантакузин был коронован в соборе Святой Софии Вселенским патриархом в 1347 году и стал императором Иоанном VI.
Великая Церковь следовала за судьбой Империи, и ее состояние ухудшалось в последнее столетие перед падением Константинополя.
В последние дни Империи те, кто не смог бороться с османскими захватчиками, нашли убежище в соборе Святой Софии, молясь и надеясь на защиту и спасение.
После завоевания города Мехмедом II в 1453 году собор Святой Софии был преобразован в мечеть, и этот статус он сохранял до падения Османской империи в начале двадцатого века. В этот период по периметру комплекса зданий были построены минареты, христианские мозаики были покрыты побелкой, а для поддержки конструкции были добавлены внешние контрфорсы. Собор Святой Софии стал личной собственностью османского султана и занимал особое положение среди мечетей Константинополя. Никакие изменения не могли быть внесены без одобрения султана, и даже исламские фанатики не могли разрушить мозаики, поскольку они принадлежали султану.
Около 1710 года султан Ахмет III разрешил европейскому инженеру по имени Корнелиус Лоос, прикомандированный к королю Швеции Карлу XII, который был гостем султана, войти в мечеть, чтобы сделать ее подробные чертежи.
В 19 веке султан Абдул-Меджид I приказал провести обширную реставрацию собора Святой Софии между 1847 и 1849 годами. Руководство этой огромной задачей было передано двум братьям-архитекторам швейцарско-итальянского происхождения, Гаспару и Джузеппе Фоссати. В это время в здании повесили восемь новых гигантских медальонов по проекту каллиграфа Казаскера Мустафы Иззета Эфенди. Они носили имена Аллаха, Мухаммеда, Рашидуна и двух внуков Мухаммеда: Хасана и Хусейна.
Другое изменение
В 1935 году турецкое правительство секуляризировало здание, превратив его в музей, а оригинальные мозаики были восстановлены. Были приложены огромные усилия для исследования и реставрации этого великого памятника. В июне 1931 года Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, разрешил Византийскому институту Америки, основанному Томасом Уитмором, обнаружить и восстановить оригинальные мозаики в соборе Святой Софии.