Собор кельн: История Кёльнского собора – DW – 23.12.2002

История Кёльнского собора – DW – 23.12.2002

Кельнский соборФото: picture-alliance/dpa/O. Berg

Религия

23 декабря 2002 г.

Над мирской суетой и греховностью средневекового Кёльна гордо возвышался собор.

https://p.dw.com/p/31Jn

Реклама

В Средние века Кёльн был одним из самых великолепных городов Западной Европы. Он был центром деловой активности, где встречались потоки товаров, перевозимых по Рейну и суше, куда сходилось всё, что где-либо производилось, всё, чего можно было достичь с помощью наук или искусства, всё, что могло служить предметом обмена и что вереницы повозок свозили из близлежащих деревень.

Над мирской суетой и греховностью средневекового города гордо возвышался собор. Собор обладал символическим значением. Если монастыри были замкнуты в себе, то соборы всегда открыты миру. Это — публичная проповедь, безмолвная речь, обращённая ко всем верующим, но, прежде всего, это демонстрация власти. Своими фасадами, похожими на крепостные, неприступными башнями, служившими им продолжением, собор говорил о верховной власти, о Христе-Царе. И стены его украшали вереницы царей и епископов. Собор, в самом деле, утверждал, что спасения достигают, соблюдая порядок и дисциплину, под контролем власти, или, точнее, двух сотрудничающих властей — епископа и государя. При всём своём внешнем великолепии собор был памятником смирению, символом отрешения. Его этика, как и этика цистерцианской церкви, это этика добровольной жертвы.

Примерно к 1240 году практически все значительные церкви Кёльна были отстроены заново в романском стиле. И лишь собор по-прежнему сохранял очертания стиля эпохи поздних Каролингов. В период римского господства, примерно в 50 году нашей эры, на холме в северо-восточной части Кёльна (тогда город назывался Colonia Claudia Ara Agrippinensium), где сейчас находится собор, был построен храм Меркурия Августа. В 313 году, в период быстрого распространения христианства, первый известный по имени епископ города — Матернус — распорядился соорудить на этом месте большой церковный комплекс, включавший в себя и баптистерий — небольшую церковь, в которой совершался обряд крещения. В 6 веке во внутреннем дворе епископской церкви была сооружена часовня, в которой были похоронены некоторые члены семьи франкского короля Теудеберта Второго.

В 818 году архиепископ Хильдебольд на месте прежнего комплекса выстроил новую церковь, взяв за образец раннехристианский собор святого Петра в Риме. Это была уже трёхнефная базилика с хó рами и криптой. В 870 году “старый собор” был освящён, а через сто лет он был расширен ещё на 2 нефа, став, таким образом, пятинефным.

15 августа 1248 года архиепископ Конрад фон Хохштаден в присутствии короля Вильгельма Голландского, папского легата и множества епископов заложил первый камень в фундамент готического собора. Толчком для постройки нового собора послужил тот факт, что в середине 12 века из Милана в Кёльн были перевезены мощи трёх волхвов, которые первыми пришли с дарами к новорождённому Христу. Естественно, что для хранения этих священных реликвий необходимо было соорудить достойное здание.

Собор строился не в романском стиле, распространённом в то время в Германии, а в готическом. Неясно, что побудило первого зодчего собора — Герхарда — обратиться именно к французской готике, тем не менее, совершенно очевидно, что за образец он взял собор в городе Амьен. Кстати, название “готический” этот стиль приобрёл гораздо позже. Известный историк искусства Джорджо Вазари, живший в эпоху Ренессанса, пренебрежительно назвал средневековое зодчество “архитектурой готов”, то есть варваров.

Строительство собора прекратилось в 1560 году. Ренессанс выработал новые формы в архитектуре, и Кёльнский собор теперь казался безнадёжно “старомодным”. Почти 300 лет собор оставался недостроенным. И лишь в 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм Четвёртый и Гейсельский кардинал Иоганнес распорядились о возобновлении строительных работ под руководством архитектора Фридриха фон Цвирнера. В 1880 году — через 632 года после того, как был заложен первый камень в фундамент, — строительство Кёльнского собора, взметнувшего свои башни на высоту в 157 метров, было завершено. Когда смотришь на теряющиеся в небе шпили собора, вспоминаются строки из одного стихотворения Осипа Мандельштама:

Кружевом, камень, будь

и паутиной стань!

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань!

Впрочем, строительные работы в соборе продолжаются постоянно, ведь в Кёльне существует поверье, что, как только собор будет окончательно сооружён, наступит конец света.

Готический собор своей формой и литургической функцией является отражением небесного порядка. Своими пропорциями, в основу которых положена числовая символика, он как бы олицетворяет собой космический миропорядок, архитектором которого является сам Бог. Подчёркнуто вертикальная направленность должна обратить дух от видимого к невидимой, вечной истине. Свет, считавшийся в Средние века видимым проявлением духа, и гармоничность пропорций свидетельствовали о непреходящей, вечной красоте. Кёльнский собор знаменит своими цветными витражами. На синем и красном фоне изображены 48 королей; центральный витраж рассказывает легенду о поклонении волхвов.

Внутреннюю часть собора украшают работы мастеров Кёльнской школы. На них представлены сцены из жизни Девы Марии, легенда о трёх волхвах, жития святых, а также история первого христианского императора Константина и его матери Елены. На северной стене — изображения всех архиепископов Кёльна. Алтарь собора, освящённый в 1322 году, сделан из чёрного мрамора. С ним контрастируют сделанные из светлого мрамора фигуры пророков, апостолов и святых. За алтарём сияет святыня собора — саркофаг трёх волхвов, работа золотых дел мастера Николауса Верденского. Он изготовлен в конце 12-го-начале 13-го века в форме трёхнефной базилики: нижнюю часть составляют два соединённых друг с другом саркофага, на которых покоится третий. Саркофаг, при изготовлении которого было использовано 43 килограмма чистого золота, богато украшен цветной эмалью, филигранью, античными камеями. Боковые части нижних саркофагов украшены рельефными изображениями ветхозаветных царей и пророков, в верхней части изображения апостолов и ангелов.

Для поклонения мощам трёх волхвов в Кёльн стекались паломники со всей Европы. Тот факт, что мощи трёх волхвов находились в Кёльне, позволял кёльнскому архиепископу настаивать на своём праве короновать германских королей в Ахене. Поэтому на одном из изображений сцены поклонения волхвов мы видим присоединившегося к ним короля Оттона Четвёртого.

Церковь утверждает своё господство не силой оружия, но силой слова. Она учит святым догматам и указывает праведный путь, даёт нравственный закон, которому безропотно должен следовать каждый. Для лучшего убеждения она прибегает к наглядным картинам. Эти полные дидактики картины разворачиваются вокруг порталов собора, на трёх фасадах церковного здания. Это изобразительные проповеди, застывший театр. Сцена не ограничивается двумя створками ворот, а продолжается с обеих сторон, переходя на стены, в широко зияющие проёмы.

Здесь предстаёт всё творение во всей его полноте, избавленное от диссонансов, преобразованное, ведомое к добру порывистым движением, подобным тому, которое вызывало кружение роз витражей. Собор в действительности есть призыв. Он обращает к народу знаки подлинной веры, но с тем, чтобы пленить, подчинить живые силы. Он хочет дисциплинировать эти силы, заставить их действовать сознательно и целенаправленно. Призыв, который несут в себе формы и декор собора — это призыв к постоянству и подчинению порядку.

Скульптуры центрального портала собора, как бы являющиеся продолжением колонн, кажется, застыли в своём каменном плену. В их телах — узких и изборождённых жёсткими складками сковывающих их одежд, не угадывается никакого движения. Однако в лицах уже ощущается трепет жизни, они уже лишены той холодной симметрии романского стиля, которая безвозвратно переносила их в область абстракции. Черты персонажей стали значительно более определёнными, что как бы свидетельствует об узах братства между Богом и пророками, предсказавшими приход мессии; апостолами, которые, оставив всё, последовали за своим учителем; мучениками, пострадавшими за истинную веру. Каждый персонаж приобрёл бó льшую индивидуальность. Их уже можно узнать не только по их традиционным атрибутам (святого Петра по ключам, святого Андрея по его кресту, святого Павла по мечу), но и по выражению лиц. У каждого — свой характер, живое дыхание; их глаза больше не обращены лишь вовнутрь собственной души, а губы плотно сжаты — ими уже владеют страсти, не умаляя, однако, подобающей им степенности, той возвышенности, что создаёт дистанцию между ними и суетящейся внизу людской толпой.

Над порталом собора возвышается Богочеловек, как бы напоминая слова Евангелия: “Я есмь дверь, кто войдёт Мною, тот спасётся”. Через слово, выраженное в камне и, наконец, понятое (глухие да услышат, слепые да увидят!), Иисус Христос предстаёт в позе учителя, законника, того, кто знает и учит. В его лице прославляется мудрость и искусство речи. Произнесённые им слова, те, что он ещё сейчас произносит, несут жизнь, ту самую жизнь, для которой восстанут люди после смерти.

Кёльнский собор с его дерзкими сводами, благородными нефами, размахом и гармонией пропорций действительно являет собой земное воплощение мировой души (anima mundi), считающейся связующим звеном между Богом и его творением. Он — как космический резец, запечатляющий в разуме человека скрытые, божественные истины и всеобщий порядок.

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

фото и отзывы — НГС.

ТУРИЗМ

Показать карту Скрыть карту Кёльнский собор (Kölner Dom)

Саграда Фамилия по сравнению с этим готическим шедевром не такой уж и долгострой, за Кёльнский собор как взялись в середине 13 века, так и «держатся» до сих пор: что-то достраивают, переделывают, реконструируют нон-стоп. Торопить рабочих не хочется, ведь согласно легенде, когда всё будет готово, миру придет «финита». ЮНЕСКО говорит, собор гениален. А кто спорит?!

Кельнский собор не просто высокий, он громадный. Выше 157-ми метров ажурной красоты, которая визуально облегчает строение, на планете только 2 храма.

У собора всегда людской ажиотаж: туристы, горожане, паломники (внутри немало захоронений различных святых), эзотерики и исследователи паранормальных явлений. Серьезно! Ведь со зданием, пережившим десяток столетий, связано немало легенд и загадок.

А еще здесь собираются археологи. Доподлинно известно, что место, на котором стоит собор, являлось святым еще за 6 веков до появления Христа. А потому ближайшее пространство постоянно роют и «перетряхивают» в поисках «интересненького» и древнего. И ведь находят! Вот, например, руины храмов языческим богам, построенные невесть когда. С появлением в Кельне христиан, на месте нынешнего собора церкви возводили регулярно, но каждой уготовано было забвение путем сноса или пожара. Также рядом с храмом нашли древнее захоронение, свидетельствующее о том, что на заре 6 века вблизи Кёльна жили представители правящего семейства. Предполагают, что ими были Меровинги. В гробнице покоились тела женщины и мальчика, с которыми погребли массу драгоценностей. Странно, что за столько времени могилу не обнаружили и не разграбили.

Как появился собор?

Архиепископу Конраду фон Гохштадену захотелось подарить Кёльну такую церковь, чтобы нигде в мире, особенно во Франции, такого не было. Тем более в 1164 году в город прибыли останки Святых Волхвов, привезенные из побежденного Милана, а таким мощам не пристало покоиться в посредственном храме. Для останков приготовили красивый саркофаг, его и сегодня можно увидеть в соборе.

Первый камень лег в основу Кельнского собора в 1248 году. Забавно, что при желании перещеголять французов, внешний облик подглядели именно у них, правда, арки решили сделать заостренными, чтобы хоть как-то отличаться. Помещение храма должно было наполняться светом естественным образом, этот прием разбавляет угрюмости готики, делает ее легче и воздушнее, на то же работают изящные пилястры.

До 18 века о Кельнском соборе если и говорили, то с придыханием, хотя до завершения строительства было еще далеко.

Второй этап возведения начался в середине 19 столетия с подачи Фридриха Вильгельма Четвертого. Априорный проект Герхарда всех устраивал, и продолжали дело по его чертежам. 157-ми метров башни достигли уже в 1880 году, но даже после собор постоянно совершенствовали: меняли стекла, элементы декора, ворота, проводили реставрацию интерьеров, в 1906 году подвернулся повод серьезней – обрушилась одна из башен, за ее восстановление взялись с превеликим воодушевлением. Казалось бы, после Второй мировой любители доделать и переделать Кельнский собор могли бы ликовать, но сооружение практически не пострадало. На расстоянии пары шагов всё лежало в руинах, а он уцелел. Говорят, бомбардировщики использовали башни собора как ориентир и потому не трогали его. С этим ладно, логика победила, но снаряды дальнобойных орудий попадали в любую цель, кроме собора. Лишь единичные осколки и пули угодили в сооружение, скорей всего рикошетом. Так началась новая реставрация.

С чего немцы так любят корпеть над Кельнским собором? Существует легенда, согласно которой архитектор постоянно путался в расчетах, чертежи были настолько сложны, что картина не хотела складываться, и тогда он позвал на помощь дьявола. Сатана отказывать бедняге не стал, но в разработке участвовать не хотел — принес готовые чертежи и пообещал, что результат покорит всех жителей земли. Естественно, взамен он хотел душу Герхарда, которую тот обязался отдать с криком первого петуха на рассвете. Жена архитектора, узнав о сделке, решила схитрить и сымитировала петушиный крик еще до рассвета. Сатана пришел, чертеж отдал, а душа осталась у Герхарда. Обескураженный дьявол проклял собор, сказав, что едва работы над ним будут закончены, придет конец света.

За апокалипсис переживать не стоит, реставрациям и достройкам конца не видно. Хотя некоторые источники обещают забвение не целому миру, а только Кельну, проверять гипотезу никто не спешит.

На сегодняшний день в соборе по-прежнему хранятся мощи св. Волхвов, а также Миланская Мадонна. Бесценные предметы содержат в сокровищнице собора – палате Святынь. Например, Посох св. Петра и его дароносица, драгоценные мечи и жезлы скрыты за пуленепробиваемыми стеклами. Некоторые экспонаты датируют 5 тысячелетием. Здесь же представлены находки из могилы мальчика и женщины, о которых говорилось выше. Крест Геро – особенный предмет коллекции. Это одно из первых распятий Старого Света. Интересен он не своими габаритами и датой создания, а тем, как на нем изображен Иисус: слишком детально для того времени — прорисованы каждый мускул, кость, сухожилие.

А ведь про анатомию на заре новой эры мало что знали.

Кельнский собор часто попадает в кадры мистических кинолент, что понятно – вместе с величием и красотой строение мрачновато. Зато готика и прилагающийся антураж вкупе со спецэффектами – хороший синема-коктейль.

Говорят, на осмотр нутра Кельнского собора уйдет без малого неделя, а атмосфера храма не отпускает и после ухода. Что ж, почему бы не проверить это на практике!?

22 просмотра за май, 195 за апрель, 15094 всего » data-postfix=»

«>

  • Сплав в Маслянино

    Никоново-Легостаево 5 дней плыть?

    Костя Кошкин, 05.10.22 16:57 Сообщений: 18

  • Ищем попутчиков ТУТ!

    Едем в начале сентября в Актру. Ищем попутчиков на транфер из Курая в альплагерь. Потом обратно. Ориентировочно, 1-3 сентября — наверх, 6-8 — вниз.

    mwalker, 14.08.22 12:44 Сообщений: 605

  • Джипы на метео Каратюрек (2600 м над уровнем моря)

    На метео Каратюрек (2600м, самая высокогорная метео в России) 25 июля поднялись ребята с Н-ска на 5 машинах.

    Михаил_Елена, Сообщений: 0

Обзор Кёльнского собора | Кельн, Германия

Домклостер 4, 50667 Кельн, Германия

http://www.koelner-dom.de

Chris Dudek/Shutterstock

Одна из самых известных достопримечательностей Германии, Кёльнский собор (известный среди местных жителей как Кельнский собор) оправдывает шумиху. Его готический внешний вид и особенно его парящие шпили-близнецы видны со всего города, а его огромный интерьер площадью 66 370 квадратных футов наполнен религиозными и культурными сокровищами. Хотя его первый камень был заложен в 1248 году, собор не был закончен до 1880 года.

Сегодня его достопримечательности включают Алтарь святых покровителей Кельна работы Стефана Лохнера, резные дубовые хоры и витражи, которые варьируются от Примеры 13-го века к более позднему (и яркому) дополнению современного художника Герхарда Рихтера. Однако настоящим сокровищем является Святилище Трех Королей — впечатляющее произведение средневекового мастерства по золоту, которое больше и величественнее любого другого в Европе. Взгляните на все это, затем поднимитесь по 533 ступеням на смотровую площадку на южной башне, чтобы осмотреть город, а в ясный день — на Зибенгебирге. Также обязательно посетите сокровищницу, в которой хранятся произведения искусства из золота, серебра, бронзы и слоновой кости, а также святые реликвии и скульптуры средневековья.

Пол Салливан

Кёльнер Дом

Кёльн стал одним из моих любимых городов Германии с тех пор, как в прошлом году мы побывали там на рождественской ярмарке. С нетерпением жду возможности посетить его летом, так как зимой очень холодно, что затрудняет отдых и прогулки. Тем не менее, рождественский базар был потрясающим, он был расположен прямо рядом с Домом.

Кимберли

Пт, 18 июля 03:41:39 EDT 2014

Исторический, захватывающий дух

Ни одно путешествие в Кельн не будет полным без посещения Дер Дом. Планируйте совершить экскурсию и узнать о ее истории. Внутри чувствуется благоговение и умиротворение. Это действительно красивый собор.

Пт, 18 июля 03:41:16 EDT 2014

Домский собор

Собор является самой большой готической церковью в Северной Европе и имеет второй по высоте шпиль и самый большой фасад среди всех церквей в мире….

Пт, 18 июля, 03:41:34 EDT 2014

Вид с башни собора

Вид с вершины южной башни Кельнского собора был вдохновляющим. Хотя это того стоило, путь к вершине из более чем 600 ступенек по узкой винтовой лестнице, чтобы добраться до вершины, был действительно сложным.

Пятница 18 июля 03:41:19 EDT 2014

Kölner Dom

6 августа 2004 Как человек нерелигиозный, я по-прежнему являюсь большим поклонником церковной архитектуры. Трудно найти более знаковое место, чем Кёльнский собор. Если вы приедете на вокзал и приедете с него, вас высадят прямо рядом с ним. Поднимитесь по лестнице и пройдите вперед, чтобы полностью погрузиться в готический штурм.

Вт, 03 января, 11:26:21 EST 2017

Собор Кельн

Великий собор Собор внутри поражает воображение

Пт, 18 июля 03:41:31 EDT 2014

Weihnachtsmarkt

Поездка в Германию на Рождество не будет завершена, пока вы не побываете на рождественской ярмарке, а в Кельне их предостаточно. Было так много вариантов еды, от Bratwurst, Raclette, глинтвейна и бесчисленного множества других, что даже если есть каждые 20 минут в течение всего дня, вы не сможете попробовать все, что есть. Определенно зрелище, которое стоит увидеть, если вы никогда не были на немецкой рождественской ярмарке.

Как это построено: Кёльнский собор, Германия

В мире мало зданий, которые могут сравниться по эстетике и красоте с церквями и религиозными сооружениями. Часто эти исторические и архитектурные сооружения были самыми хорошо финансируемыми проектами своего времени и были спроектированы величайшими архитекторами, из которых были построены великолепные здания.

Кельнский собор в Кельне, Германия, ничем не отличается. С двумя большими шпилями это второе по величине здание в Кельне и самая популярная туристическая достопримечательность города. Расположенный в центре Кельна, недалеко от реки Рейн, он не только служит прекрасным фоном для города на высоте 157 метров, но и обеспечивает потрясающий вид сверху.

Однако, как покажет история собора, он служит не только религиозным святилищем, но и демонстрацией настойчивости и самоотверженности.

Для чего был построен Кельнский собор?

В Кельнском соборе, изначально предназначенном для архиепископа Кельнского, в настоящее время находится святилище Трех волхвов, одного из самых известных библейских сюжетов. Эта святыня была возвращена в Кельн в середине 12 века архиепископом Райнальдом фон Дасселем. То, что когда-то было популярным местом для поклонения христианских посетителей, с тех пор стало зданием, которое уважают за его захватывающую дух готическую архитектуру и высокие шпили.

Кельнский собор и знаменитые шпили

Когда был построен Кельнский собор?

Хотя строительство собора началось в 1248 году, строительство не было завершено до 1880 года. Однако это произошло из-за почти 300-летнего перерыва между 1560 и 1840-ми годами.

Место, выбранное для строительства собора, также было основанием для многих предыдущих религиозных организаций, что делает его подходящим местом для новой постройки. Сюда входит предыдущий собор, который был известен как «самый старый собор», за который выступал Матернус, первый епископ Кельна. Считается, что архиепископ Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в фундамент в августе 1248 года. Восточная часть собора была завершена в 1322 году, и строительство продолжалось примерно до 1560 года, пока не закончилось финансирование. Одной из причин, по которой историки считают, что строительство остановилось, было то, что готическая архитектура потеряла свое место и ценность в обществе.

Попытки возобновить строительство предпринимались в течение следующих 300 лет, но безуспешно. Однако в 1840-х годах общественность и протестантский прусский двор подтолкнули к завершению собора. Благодаря силе города и горожан, а также государственных организаций было собрано финансирование, и строительство было возобновлено в 1842 году. Первый новый камень в фундамент возобновленного строительства был заложен королем Фридрихом Вильгельмом IV.

Когда проект был продолжен, его также поддержали архитекторы и художники, которые считали, что средневековье и готический дизайн снова вызывают интерес. Таким образом, несмотря на огромную задержку и промежуток времени между строительством, перезапуск здания все еще соответствовал первоначальным планам и чертежам. Когда Кельнский собор был закончен в 1880 году, считалось, что это самая высокая башня в мире высотой 515 футов (157 метров). Однако это обозначение просуществовало недолго и в 1884 году было передано другому зданию.0003

Кто построил Кельнский собор?

Из-за всех задержек и того, сколько времени ушло на завершение конструкции, в завершении проекта участвовало множество людей. Первоначальный проект был разработан Герхардом Рейльским, каменщиком, который черпал вдохновение в других соборах, спроектированных и построенных по всей Европе. Идея его проекта заключалась в том, чтобы построить собор, который сверху выглядел бы в форме латинского креста, что является стандартным для большинства готических соборов.

Когда в 1842 году строительство Кельнского собора было продолжено, архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Рихард Фойгтель взяли на себя руководство процессом. Из-за уважения, которое они испытывали к первоначальным проектам, они не сильно изменили первоначальные планы и завершили работу, которую начал Герхард из Рейля.

Интерьер Кёльнского собора с его высокими потолками

Интерьер здания тоже потрясающий. Некоторые из самых высоких стен церкви во всем мире, особенности потолка здания являются свидетельством мастерства строителей, а также их строительной изобретательности. Строительство такого типа интерьера без инструментов, используемых сегодня, таких как воздушные подъемники, — это удивительный подвиг.

Интерьеры готических соборов известны своим акцентом на высокие потолки и наполненные светом пространства, поскольку они призваны отражать божество, которому они поклоняются. Из-за этого желания архитекторы и дизайнеры тех лет были вынуждены переосмыслить то, как инженерия и строительство могут создавать такие интерьеры. Это привело к таким инновациям, как большие сводчатые потолки, большие витражи, стрельчатые арки, которые обеспечивают больше места для света, а также снижение нагрузки и контрфорсы. Вместе эти проекты привели ко многим инновациям, которые мы имеем сегодня, и переосмыслили то, как могли бы выглядеть стандартные здания из стоек и балок. Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть больше:

Совсем недавно не было ни одного архитектора, который руководил бы перестройкой здания. Однако во время Второй мировой войны собор все же несколько пострадал и подвергся многочисленным ремонтам как внутри, так и снаружи. Теперь это самая посещаемая достопримечательность Германии, которую посещают около 20 000 человек в день.

Посещение Кёльнского собора

В 1996 году Кёльнский собор был объявлен объектом Всемирного наследия в связи с его влиянием в Германии и памятником готической архитектуры и католицизма. Посещение Кёльнского собора является популярным занятием среди туристов. Посещение собора бесплатно, если вы не хотите экскурсию, и вы даже можете получить прекрасный вид на город Кельн с вершины южной башни, которая составляет около 97 метров высотой. Однако для этого вам нужно пройти 533 ступеньки, так как здесь нет лифта или лифта.

Тим Форестелл

Тим Форестелл — один из соучредителей DOZR и коммерческий директор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *