Собор Святой Софии. Киев. Украина — «Национальный заповедник «София Киевская»»
Посещение Софийского собора — святыни русского православия — было для меня обязательным пунктом знакомства с достопримечательностями Киева.
Добирались до Софийской площади мы своим ходом пешком с Майдана Незалежности — следуя указателю.
Указатель
Вышли прямо к колокольне пройдя по улице Софийской. На другом конце улицы Владимирской, которая примыкает к площади — виден Михайловский золотоверхий монастырь — кроме того, там находится памятник княгине Ольге и чуть дальше до пересечения с Десятинной — Андреевский спуск.
Софийская площадь
Софийский собор — это не просто отдельно стоящий храм в городе, как я себе представляла, а целый комплекс построек религиозного назначения, который согласно мемориальным знакам внесен в список всемирного наследия, как архитектурный исторический памятник одиннадцатого-девятнадцатого веков.
Информация
Знаки архитектурного памятника
Прежде чем заходить в ворота колокольни — справа, стоит обратить внимание на могилу Патриарха Киевского и Всея Руси-Украины — Владимира.
Могила Патриарха Владимира
Несмотря на то, что незаконное захоронение 1995 года находится вне кладбища — у стены исторического памятника в центре города — тем не менее, капитальное надгробие огорожено, и к тому же, достаточно хорошо ухожено.
Личность Василия Романюка, который похоронен здесь, была довольно скандальной при жизни и закончилась не менее одиозно, что на мой чисто субъективный взгляд человека далекого от политики, да, и по большому счету от религии, как то не вяжется с моим понятием звания Патриарха Всея Руси.
Впервые осуждён в 19 лет — за принадлежность к Организации украинских националистов (ОУН). В сентябре 1944 года приговорён Военным трибуналом НКВД Станиславской области к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях.
Срок снизили до 10 лет. Наказание отбывал в Кустоливской сельскохозяйственной колонии № 17 Полтавской области.В 1946 году в лагере осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Наказание отбывал в Магаданской области.
В январе 1972 года арестован, в июле осуждён по ст. 62 ч. 2 Уголовного кодекса УССР («антисоветская агитация и пропаганда») на семь лет лагерей особо строгого режима и три года ссылки; признан особо опасным рецидивистом. Участвовал в голодовках в дни политзаключённых и прав человека, в дни начала репрессий на Украине и других акциях протеста.
Похороны. Траурная процессия начала свой путь от Владимирского собора. Дойдя до Владимирской улице, процессия повернула не в сторону Байкового кладбища, где было запланировано захоронение, а налево — в сторону Софии Киевской. На Владимирской улице стоял милицейский кордон, который отказался пропустить процессию, несмотря на призывы церковных деятелей и народных депутатов. В ответ на попытку прорыва представителями УНА-УНСО, духовником которой был Владимир, бойцы «Беркута» применили резиновые дубинки и слезоточивый газ, что, однако, не помогло.
Прорвав границу и дойдя до храма, процессия остановилась у закрытых ворот, заметив в храме значительное скопление милиции. Активисты УНА-УНСО начали рыть могилу прямо на тротуаре, ломая асфальт. Когда гроб уже был засыпан землёй, бойцы отрядов спецназ вышли из ворот храма и начали зачищать площадь.
Даже не представляю, что при таких обстоятельствах захоронение могло появится, к примеру где-нибудь в Минске.
Хочется верить, что душа отца Владимира упокоилась с миром в этом святом месте, как говориться: Бог нам всем судья…
А мы проходим в ворота колокольни, где находится касса и турникеты перед входом на территорию комплекса.
Вход
Стоимость посещения
Прежде чем покупать билеты рекомендую внимательно ознакомится с прейскурантом цен на услуги — эта информация есть возле кассы.Здесь стоит учитывать, что «Золотые ворота» так же входят в состав заповедника, а вход в музеи Ворота Заборовского, Трапезной церкви, Дома митрополита и Софийского собора оплачиваются отдельно и есть различные варианты по стоимости в зависимости от комбинаций, количества человек и располагаемым временем.
Информация об услугах
Я опрометчиво решила, что билета на осмотр территории будет достаточно, что так же, как в Лавре, которую мы посетили накануне — посещение Софийского собора будет включено в эту стоимость.
По уже сложившейся у нас традиции подниматься на высокие места решили посмотреть на город с колокольни.
Вход на территорию обошелся нам на двоих (взрослый 20 и студент 10) в 30 гривен, плюс колокольня (60 и 20) — 80 UAH.
Колокольня (внутри)
Визуально здание модно разделить на четыре яруса.
Лестница на колокольне
В начале восхождения идет традиционно узкая винтовая лестница. Продолжение осмотра обозначено указателями.
Указатель
Далее путь на верх проходит по периметру строения.
Колокольня
Колокольня
Потолок становится все ближе, а пропасть пугающе увеличивается
Потолок
На втором уровне рассматриваем колокола.
Звонница
Звонница
Обращает на себя внимание самый большой колокол — и не только внушительными размерами, но и красивым литьем. пытаюсь рассмотреть надписи и узоры на нем. Даже не будучи экспертом в старине — понятно, что работа отнюдь не нашего времени.Колокол Мазепы
Звонница
Уже после поездки узнаю, что колокол чудом сохранился со дня постройки колокольни в восемнадцатом веке и носит название «Мазепа» — по имени гетмана, который собственно и стал инициатором реконструкции и расширения комплекса Киевской Софии.
Отсюда хорошо видны грушевидные купала собора, которые характеризуют украинское барокко — стиль, получивший распространение как раз во времена деятельности гетмана Ивана Мазепы.
Купола Софии
К этому периоду перестройки относится и Трапезная церковь:
Купол Трапезной церкви
Где-то с третьего уровня у меня стало захватывать дух и появилась слабость в коленках, поэтому на верх сын пошел один.
Колокольня
И как апофеоз восхождения до четвертого уровня — виды на Киев.
Вид с колокольни
Софийская площадь с памятником Богдану Хмельницкому:
Вид с колокольни
Территория
В стоимость посещения входит прогулка и знакомство с архитектурными памятниками.
Идем по кругу слева от колокольни.
Теплая София — или трапезная церковь:
Трапезная церковь
Памятник архитектуры «Трапезная церковь»
Информация
Современные инсталляции в виде малых скульптурных форм:
Территория
Стена вдоль Георгиевского переулка:
Жилой дом возле комплекса
Ворота Заборовского —
памятник архитектуры в Киеве национального значения XVIII столетия — западный (со стороны Золотых ворот) парадный въезд в резиденцию митрополитов Киевских и всея Руси — на территории Софийского собора. Относится к образцам стиля украинское барокко.
Сооружены в 1746 году во время масштабных реставрационно-строительных работ на территории Софии Киевской архитектором Иоганном Шеделем. Заказчик — митрополит Киевский и Галицкий -епископ Русской православной церкви Рафаил (в миру Михаил Заборовский) — знаток и любитель искусства, именем которого и назван памятник.
Ворота Заборовского
Памятный камень в честь строительства Софии Киевской Ярославом Мудрым:
Дом митрополита
или митрополичьи палаты — здание дворцового типа было сооружено в 1722—1730 годах в характерном для Киева тех лет украинском барокко прямо напротив главного входа в Софийский собор. Из года в год здание постоянно видоизменялось. Первоначально (при митрополите Варлааме) дом был одноэтажным. Однако несколько позже, в бытность Рафаила Заборовского киевским митрополитом, был надстроен второй этаж. Работами, судя по всему, руководил известный в те времена зодчий Иоганн Готфрид Шедель. Лишь при следующем митрополите — Тимофее Щербацком удалось завершить и без того затянувшееся строительство. На сей раз работами руководил архитектор С. Антонов.
В 1838 году была значительно перестроена расположенная на втором этаже домовая церковь киевских митрополитов.
В 1918—1923 годах в доме размещался Украинский архитектурный институт. В 1924 в здании расположился Центральный исторический архив, а также (до 1941 года) — киевская городская комендатура. В послевоенное время в доме обосновался Президиум Академии строительства и архитектуры УССР
Дом Патриарха
И наконец, почти в центе комплекса — Софийский собор:
Софийский собор
Информация
Заглянув в окно одного из самых старых сохранившихся храмов на территориях Белруси-Украины-России, я поняла, что не смогу уйти отсюда не побывав внутри. Работница стоявшая на входе подсказала, что билет можно купить в кассе дома Митрополита.
Окно в Софийском соборе
Софийский собор (внутри)
Итак, плюс еще 80 гривен, куда входит так же посещение музеев Трапезной и Ворот.
Уникальность этого храма и главной причиной почему его стоит обязательно посетить — состоит в том, что это одна из трех (кроме Полоцкой и Новгородской) Софий Византийской традиции одиннадцатого века — существовавших на территориях современных государств Беларуси-Украины-России. Кроме того, киевский Софийский собор старше Полоцкого ( в первозданном виде к нашему времени не сохранившийся) и Новгородского на несколько десятилетий.
Сразу стоит отметить, что фотографировать в Киевской Софии запрещено и за этим следят бдительные работницы музея. Однако телефоны, понятное дело, никто не изымает и от входящих звонков никто не застрахован и под этим видом я все же нарушила запрет (каюсь!) сделав несколько снимков не очень хорошего качества.
В Софийском соборе
Здесь, например можно рассмотреть характерное для византийских храмов чередование камня и кладки плинфы —
от греч. πλίνθος — «плита» —тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы
До сих пор я думала, что София Киевская построена по образу и подобию Константинопольского храма, но это не совсем так — православная церковь Святой Софии в Киеве уникальна:
собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя
Впечатление, которое производит центральная часть храма — трудно передать словами — это золото в сочетании с другими цветами мозаики.
В Софийском соборе
Здесь мне удалось запечатлеть ту часть сводов, на которых изображены архангелы внизу — по обе стороны арки и медальоны с поясными фигурами ангелов. В правом верхнем углу фото — при детальном рассмотрении — обратила внимание на святого с нимбом на голове, сидящего перед объектом внешне очень напоминающем гаджет с голубым экраном — воображение рисует космическо-фантастические сюжеты и это поражает до глубины души…
Далее в одном из пределов — нахожу саркофаг, в котором якобы был похоронен Ярослав Мудрый с женой Ириной.
Саркофаг
Похожий более скромный шиферный гроб мы видели в археологическом музее города Турова — тем более было интересно познакомится с более богатым — украшенным лепниной — киевским раритетом. История с останками извлеченными из софийского саркофага очень запутанная и загадочная:
10 сентября 2009 года состоялось научное вскрытие саркофага: были обнаружены останки двух женщин — одна жила примерно во времена Ярослава Мудрого (из чего сделан вывод о принадлежности их жене Ярослава Ирине) вторая жила примерно в VII веке до нашей эры (!), последующая экспертиза показала отсутствие в нём останков Ярослава (до того саркофаг Ярослава Мудрого ученые вскрывали трижды: в 1936, 1939 и 1964 годах)
При этом, параллельно считается, что останки Ирины (Ингигерды) хранятся так же и в Софии Новгородской, а кости Ярослава Мудрого пропавшие из Киева до сих пор не найдены.
Территория
Мы решили, что полученных впечатлений от Софийского комплекса нам достаточно: в музеи Храма Святого благоверного князя Ярослава Мудрого (он же Трапезная, а так же Малая София) и Ворот Заборовского не пошли.
Напоследок, внимательнее рассмотрели лепнину колокольни.
Колокольня
Мемориальная доска на колокольне
Мемориальная доска на колокольне
Бело-голубой цвет украинского барокко и двуглавый орел Российской империи:
Лепнина на колокольне
Прощальный взгляд — на Южную въездную башню со стороны улицы Владимирской:
Южная въездная башня
Итого, посещение колокольни, Софийского собора и территории комплекса (взрослый и студент без музея Софии) обошлось мне в 160 плюс 30 — всего 190 гривен — это шесть с хвостиком евро.
Софийский собор в Киеве: фото, описание достопримечательности
Софийский Собор — древний христианский храм в самом сердце города Киева, возведенный еще во времена расцвета Киевской Руси. Он входит в число всемирно известных храмов и знаменит своим величием, красотой и масштабами.
У храма Святой Софии богатая история. Он стал символом христианизации Руси-Украины, и памятником щедрости и славы, мудрости и благочестия киевских князей.
Софийский собор — центральная фигура Национального заповедника «София Киевская», к которому также относятся Золотые ворота, Кирилловская и Андреевская церкви.
Собор с тысячелетней историей и сегодня является действующим — отведенные дни в нем проводятся богослужения, а в остальное время художественные памятки, фрески и мозаики на стенах храма отрыты для глаз посетителей и туристов.
Древний собор в центре столицы
Собор Святой Софии – не просто духовная святыня Украины. Во все времена он производил большое впечатление на ценителей искусства.
Софийский собор строился как главный храм государства и резиденция Киевских митрополитов. Храм Софии посвящен Премудрости Божией.
Собор был не только центром церковной жизни духовного развития народа, политической и культурной деятельности. Здесь возводили на престол киевских князей, принимали иностранные делегации, заключали соглашения о мире.
В стенах собора разместилась первая рукописная библиотека, основанная Ярославом Мудрым. В храме работали художники и летописцы. Перед собором люди организовывали всенародные собрания — вече.
Архитектура Софийского собора сохранилась с ХІ века, но первоначальный внешний вид храма изменен перестройками XVII-XVIII веков.
Фрески составляют менее половины площади первоначальной стенописи, утраченной в течение веков. Во время ремонтов и перестроек собора в XVIII-XIX веках древние фрески неоднократно восстанавливались масляными красками. Поэтому мозаики на стенах собора дополнены изображениями XVII-ХVIII и даже XIX века.
История главного храма Киевской Руси
В начале ХІ столетия по приказу киевского князя Ярослава Мудрого, в честь победы русского народа над печенегами, был заложен первый камень Софийского собора.
Название собора произошло от слова «софия», что в переводе с греческого означало «мудрость». Такое название дали не просто так – новый грандиозный храм должен был символизировать «мудрость христианского учения» и утвердить христианство на всей Руси.
Размеры собора по тем временам производили неизгладимое впечатление. Он гордо располагался в самой высокой точке города. Храм пережил войны, пожары, грабежи, реконструкции и достройки.
Во время нападения на Киев князя А. Боголюбского, город жгли и грабили в течение нескольких дней. Тогда было спасено много ценных вещей, золотых крестов, икон – они были спрятаны в соборе.
В 1240 году город пережил нападение хана Батыя. Большая часть сооружений была разрушена. Софийский Собор выстоял после разгрома, но лишился кровли и несколько веков пробыл в упадке.
Восстановление собора началось, когда киевский митрополит Петр Могила основал в нем мужской монастырь. С 1699–1767 реконструкцией храма занялся гетман Иван Мазепа. С тех пор храм приобрел черты украинского барокко. Были построены западные ворота, колокольня, трапезная, пекарня и дом митрополита.
В период с 1917 по 1921 год на Софиевской площади проходили народные манифесты в честь провозглашения объединения УНР и ЗУНР, а позже собор стал храмом Украинской автокефальной церкви.
«Секрет» архитектуры
Софийский собор прославлял «Премудрость Божию» не только своим названием. Красивая архитектура была хорошо продумана отечественными и византийскими строителями и архитекторами:
Увенчанный крестами компактный 13-ти купольный массив храма несет в себе идею освященного Богом единства Иисуса Христа и 12 апостолов.
Величественное пятиглавие центральной части храма олицетворяло образ Христа и четырех евангелистов.
Снижение высоты куполов от больших центральных до четырех средних и восьми маленьких было символом единения церкви небесной и земной.
У Софийского собора есть одна интересная особенность: по размерам он не такой уж и большой, удачная продуманная композиция разномасштабных элементов создает ощущение грандиозности постройки.
«Говорящие» фрески
Красочные мозаики и фрески украшают купол и главный алтарь собора. Стены украшены сюжетами библейских легенд.
Фрескам и мозаикам на стенах собора была отведена важная роль. Поскольку храм был построен незадолго после крещения Киевской Руси, для простого народа, который в большей части был неграмотным, библейские сюжеты, изображенные на фресках, объясняли суть христианской религии.
Но некоторые фрески могли видеть только придворные, имевшие доступ на хоры. На них изображены соревнования на константинопольском ипподроме, сцены жизни при дворе, прием княгини Ольги византийским императором.
Изображение Христа-Вседержителя
В самой высокой точке центрального купола изображен Христос Вседержитель, который господствует над всем миром. Образ выглядит величественно, взгляд суровый и проницательный, будто видит душу человека. В левой руке Христос держит Евангелие, а правой благословляет верующих.
Христос окружен архангелами, стоящими с четырех сторон света. В мозаике сохранился архангел в голубой одежде, других нарисовал Михаил Врубель масляными красками в конце XIX века.
В простенках светового барабана центрального купола изображены двенадцать апостолов. Евангелие в руках апостолов означает просветление ими народов словом Божьим. Среди мозаичных образов апостолов сохранилась только верхняя часть фигуры святого Павла.
Ниже, на парусах (вогнутых треугольниках, которые осуществляют переход к барабану), изображены четыре евангелиста — Иван, Матвей, Марк и Лука. Сегодня сохранилось лишь изображение святого Марка, который сидит на стуле перед раскрытым Евангелием.
На столбах перед алтарной аркой находится мозаичная сцена «Благовещение», слева — фигура архангела Гавриила, справа — Девы Марии.
Архангел Гавриил принес Марии весть о том, что она должна родить Сына Божьего Иисуса Христа. Дева Мария изображена в одежде синего цвета с золотом на рукавах, в левой руке она держит красную пряжу, а в правой — веретено. Гавриил изображен в белой одежде с красной лилией в левой руке.
На всех четырех арках находятся изображения 40 севастейских мучеников — римских воинов, которых жестоко наказали язычники за христианскую веру.
Изображение Богоматери
В своде главного алтаря расположено величественное изображение Богоматери Оранты – заступницы людей, за которых она молится Богу. Веками ее почитали как защитницу Отечества. В народе считалось, что пока стоит стена с изображением Богоматери, будет существовать и государство. Удивительно, но татары во время набегов не раз безуспешно пытались «протаранить» стену собора, в котором укрывался от захватчиков народ Киева. Били как раз с той стороны, где размещалось изображение. И она выстояла… Поднятые вверх руки Матери Божьей стали символом вечной молитвы, которая несет людям веру, защиту и надежду.
Некрополь Софии Киевской
Внутри самого собора находится отдельная интереснейшая историческая достопримечательность. Это захоронения выдающихся людей – князей и митрополитов киевской Руси.
Со времен древних погребений в храме находится саркофаг великого князя Ярослава мудрого. За всю историю собора саркофаг вскрывали неоднократно. На сегодняшний день останков в гробнице нет, тело находится на исследовании.
Саркофаг княгини Ольги находится в трапезной. В Софийский собор его перенесли из Десятинной церкви.
Тут покоятся Святой Макарий, Сильвестр Косов, Кирилл II, Гедеон Четвертинский, Рафаил Заборовский, которые в разные времена служили в храме митрополитами.
Собор Святой Софии – вечный символ духовной и исторической миссии. Это нерушимое напоминание о предках, которое удалось сохранить спустя множество веков. Неповторимая красота и величие прославили ее на весь мир как настоящее чудо света.
Поделись с друзьями!
Софийский собор | Киев, Украина | Достопримечательности
Внутреннее убранство старейшей действующей церкви Киева поражает больше всего. Многие мозаики и фрески являются оригинальными и относятся к 1017–1031 гг., когда собор был построен в честь победы князя Ярослава в защите Киева от печенегов (племенных набегов). Не менее привлекательные золотые купола здания и 76-метровая колокольня в виде свадебного торта являются дополнениями 18-го века в стиле барокко. Стоит подняться на колокольню, чтобы увидеть собор с высоты птичьего полета и 360-градусные панорамы Киева.
Названная в честь великого собора Святой Софии в Стамбуле, византийская архитектура Святой Софии провозгласила новую религиозную и политическую власть Киева. Это был центр обучения и культуры, в котором располагались первая школа и библиотека Киевской Руси. Рядом с Королевским дворцом здесь также проходили коронации и другие королевские церемонии, подписывались договоры и принимались иностранные сановники.
Каждая мозаика и фреска занимали отведенное место по византийским декоративным схемам, превращая храм в гигантский 3D-символ православного мироустройства. Есть пояснения на английском к отдельным мозаикам, но сразу бросается в глаза 6-метровая Virgin Orans возвышается над центральной апсидой. Богородица Оранта — это своеобразное православное представление о Богородице как символе земной церкви, ходатайствующей о спасении человечества. Прожив так долго, именно этот Оранс теперь считается православными верующими нерушимым. (ЮНЕСКО была менее уверена, добавив собор в свой охраняемый список Всемирного наследия в 1990 году.)0008 , по одной по обе стороны от центрального нефа. Здесь был похоронен сам князь Ярослав, но считается, что его останки были контрабандой перевезены в США священником-коллаборационистом, покинувшим Киев вместе с отступающей немецкой армией во время Второй мировой войны. Правительство Украины ведет переговоры об их возвращении. Пустую гробницу принца можно найти на первом этаже, в дальнем левом углу от главного входа.
Другие достопримечательности собора включают полы из чугунной плитки, датируемые 18 веком; потрясающая модель, изображающая Киев времен Киевской Руси; и художественные галереи наверху с древними иконами и фрагментами оригинальных фресок, спасенных из близлежащего Михайловского Златоверхого монастыря до того, как Советы снесли его в 1919 году.37.
Дополнительные музеев на территории собора малоинтересны. Прямо перед колокольней находится богато украшенная гробница Киевского Патриарха Владимира Романюка. Религиозные споры помешали ему быть похороненным в комплексе.
Перед соборным комплексом на пл. Софийской установлена статуя казака-богатыря Богдана Хмельницкого.
- Адрес: пл. Софийская
- Время работы: собор и музеи с 10:00 до 18:00, территория и колокольня 9до 19:00
- Цена: площадка/собор/колокольня 20/80/40грн
Предложить правку на эту достопримечательность
Изучение древнего граффити Софийского собора в Киеве (фотоотчет)
ул. София Киевская – одна из важнейших христианских святынь Восточной Европы, исторический центр Киевской митрополии. Весь ансамбль внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
Культура Украины, История Украины
Источник: Радио Свобода. 0008 № , десятая часть и последний том которого вышли в свет в 2020 году. Историки, специалисты и ученые обнаружили в темных потайных ходах Софийского собора более 7000 граффити XI — начала XVIII веков.
Корпус граффити Святой Софии Киевской – исчерпывающий 15-летний исследовательский проект, изданный в 12 томах. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
Во время презентации посетителям разрешалось просматривать тома и просматривать результаты 15 лет исследовательской работы, а также общаться напрямую с авторами и другими участниками проекта. Затем историк Вячеслав Корниенко провел экскурсию по закоулкам святыни, где показал восхищенным гостям тайные надписи на стенах тысячелетнего храма.
Часть надписей выполнена на официальном письменном церковнославянском языке того времени. Однако интересно отметить, что жители Киевской Руси говорили на разговорном языке, близком к современному украинскому, и использовали много общеупотребительных и узнаваемых слов для вырезания своих граффити. Подробнее здесь.
Софийский собор в Киеве – шедевр украинского искусства и архитектуры княжеской эпохи Киевской Руси. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
«Мать невольно обижает своего ребенка. Господу это не нравится, поэтому Он обременяет ее бедами. Человек, чей разум отклонился от правильного порядка вещей, будет вместилищем для всех грехов». Надпись конца XI – начала XII века (перевод со старославянского). Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
«Мать невольно обижает своего ребенка. Господу это не нравится, поэтому Он обременяет ее бедами. Человек, чей разум отклонился от правильного порядка вещей, будет вместилищем для всех грехов». Надпись конца XI – начала XII века (перевод со старославянского). Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
Жители Киевской Руси говорили на разговорном языке, близком к современному украинскому, и использовали много общеупотребительных и узнаваемых слов для вырезания своих граффити. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода).
В темных потайных ходах Софийского собора найдено более 7000 граффити XI — начала XVIII веков. Фото Сергея Нужненко, Радио Свобода. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
«Богдан Кам… кий, 1625». Это было первое граффити, расшифрованное исследовательской группой… и стимулировавшее дальнейшие исследования и исследования. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
Историк Вячеслав Корниенко во время экскурсии. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода. Есть «рисунок утки», а над ним надпись «псах Петро» — что означает «написано Петром» — и год «1076». По мнению ученых, буква «О» в надписи присуща украинскому языку. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
«Рисунок зайца». В христианстве заяц был символическим животным. В Средние века зайцев сравнивали с христианами, находящими спасение от земных забот в церкви. Неизвестный художник нарисовал этого зайца, но потом решил, что нужно больше, и подписался как «Езекия», вероятно, имея в виду фрески с изображением Езекии, царя Иудеи. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
«Григорий Дидович был здесь, чтобы поклониться и поклониться Святой Софии!» Григорий Дидович Трипольский – воспитанник Лаврского училища, известный деятель XVI века. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
Граффити, написанное двумя братьями, посетившими Святую Софию в 1614 году. «Иван Стоцкий и Валтазар Стоцкий, 1614 год». Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (РСЕ/РС)
«Молитва святому Минасу». Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.орг (Радио Свобода)
«Ты, грешный Яков, лжесвидетельствовал против Анны во время бракоразводного процесса в суде. Да избавит Господь всех грешников от мучений!» Художник-граффитист явно знал, что развод несправедлив.
Эту надпись читали другие люди, которые позже добавили «Ой» над словами «грешник» и «Яков». Если проводить аналогию с современностью, термин «Ой» можно было бы перевести как сегодняшний хмурый смайлик. Фото: Сергей Нужненко, Радио Свобода.