Собор в кельне: Кельнский собор: долгая история строительства

Содержание

Сколько лет строили Кёльнский собор на самом деле?

Многие из вас наверное уже наслышаны об уникальном, средневековом, готическом Кельнском соборе, который строили целых 632 года. Эту информацию растиражировали буквально все кому не лень, хайп наше все, куда же без него в интернете. В этой же статье я вас разочарую, приведу неоспоримые факты, свидетельствующие о том, что около 70% объема «средневекового» собора построили в XIX веке. К оставшимся 30% якобы старинного здания тоже есть вопросы.

Строили собор не 632 года, а 280 + 38 лет с перерывом в 314 лет посередине. Цифры 280 и 314 способны перетекать друг в друга, т.к. однозначного мнения, когда же закончился средневековый период строительства не существует, разные источники трактуют его по разному. Вся нижеследующая информация взята с Википедии и официального сайта собора на немецком языке. На всех остальных языках написано намного меньше, т.е. этого даже никто не скрывает.

Кельнский собор, западный фасад, вторая половина 19 века

На месте настоящего здания Кёльнского собора последовательно стояло несколько старинных церквей и даже языческий храм, что безусловно подтверждается данными многочисленных археологических раскопок. Я не буду описывать все эти здания, упомяну только непосредственного предшественника старый собор времен Каролингов, существовавший с 857 года по 1248 год.

Описание собора получено из кодекса Гиллиниуса (Hillinus-Codex) 1025 года. Смотрите на нижеследующее изображение сверху, над фигурами изображен собор. Любопытно, то что часть Каролингского собора существовала вплоть до 1809 года в составе недостроенного нового здания, смотрите на фотографии ниже.

Наверху изображение Каролингского собора, предшественника Кёльнского собора

Содержание

  1. Когда начали строить Кёльнский собор?
  2. История создания в изображениях с 1411 года
  3. Город Кёльн и собор на картине 1411 года
  4. Недостроенная башня Кёльнского собора 1437 год
  5. Изображение Кёльна от 1499 года
  6. Кёльн на иллюстрации 1493 года
  7. Панорама Кёльна от 1531 года
  8. Кёльн на карте Арнольда Меркатора 1570 год
  9. Кёльнский собор на картине 1684 года
  10. Кёльнский собор в изображениях конца XVIII и XIX веков.
  11. Когда достроен Кёльнский собор
  12. Несоответствие длительного срока строительства износу каменных пород
  13. Другие мои статьи про средневековые соборы Европы

Когда начали строить Кёльнский собор?

Архиепископ Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в здание нового собора 15 августа 1248 года, согласно официально признанной исторической версии. Новый собор было решено построить для хранения мощей Трех Волхвов или Трех Царей или Трех королей, тех самых, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу, ведомые Вифлеемской звездой. Ценная реликвия попала в Кёльн из Милана 23 июля 1164 года благодаря усилиям  Кёльнского архиепископа Райнальда фон Дассель, канцлера и военачальника императора Фридриха I Барбароссы. Обратите внимание, что архиепископ одновременно являлся и военным, в наше время подобное уже невозможно, церковь таки отделили от государства.

Мощи трех королей стали военным трофеем. Для хранения мощей был изготовлен специальный реликварий, называемый Ларем трех королей, достойный отдельной статьи, поэтому здесь я не буду углубляться в этот вопрос.

Ларь трёх волхвов, тех самых о которых говорится в Библии

На данный момент не установлено были ли мощи предметом почитания в Милане, абсолютно точно, что в Кёльне они стали привлекать тысячи паломников, а паломники это деньги на возведение нового собора. Кроме того в это время Кёльн стал сильным городом, входящим в Ганзейский союз, торговля процветала и доходы с неё тоже шли в том числе и на возведение нового собора, достойного хранилища для почитаемой святыни.

Новый собор решили строить на месте предшествующего, постепенно разбирая старые стены, возводя новые и перенося старые захоронения уважаемых людей в новое здание. Ведь останавливать поток паломников было нельзя. Первым архитектором собора работал мастер Герхард (1210- 1271 годы жизни). Предполагают, что он посещал Францию и хотел построить собор подобный собору во Амьене. За время строительства на посту архитектора сменилось множество людей, я не буду вас утомлять перечислением их имен и фамилий. В итоге Кёльнский собор получился совершенно не похожим на Амьенский собор.

С 1248 по 1528 год, т.е. за  280 лет без отрыва от проведения богослужений и приема многочисленных паломников было построено всего лишь около 30% существующего ныне здания. Законченные части подводили под крышу, закрывали главный неф вспомогательной стеной, иначе храм не смог бы функционировать и интерьер бы повредился из-за дождей и ветра. В 1528 году деньги на строительство иссякли. Германия погрузилась в Реформацию, паломников стало намного меньше, а затем выяснилось, что готический стиль безнадежно устарел и стал не модным.Таковы официальные причины прекращения строительства грандиозного готического сооружения, главного долгостроя Германии.

Не официально можно предположить, что в тот момент создатели готического стиля проиграли в политической и военной борьбе, сторонникам Ренессанса и соответственно всё, что когда-либо делали первые было объявлено неправильным и устаревшим, архитектурный стиль тоже попал под раздачу.

Кельнский собор со стороны набережной, 13-14 век

История создания в изображениях с 1411 года

Поскольку многие справедливо сомневаются в реальных сроках возведения собора, рассмотрим какие существуют доказательства его наличия в городе Кёльн в разные отрезки времени. Никаких изображений строительной площадки за XIII-XIV века не сохранилось. Т.е. процесс первоначального строительства никем не запечатлен.

Город Кёльн и собор на картине 1411 года

Самое раннее изображение Кёльна и Кёльнского собора  принадлежит кисти неизвестного автора. На картине изображено мученичество Святой Урсулы, предположительно убитой гуннами при переправе через Рейн в городе Кёльне. Святая Урсула, дочь английского короля, совершила паломничество в Рим с 11000 девиц, в общем это очень странная легенда, частично германская, частично церковная. Но нас на картине интересует Кёльнский собор, вроде он есть, но башня выглядит вполне законченной со шпилем, хотя возможно это средневековый кран, а не шпиль. Само собой это художественное изображение и давать гарантии о точном соответствии действительности не приходится.

Мученичество Святой Урсулы на фоне Кёльна, около 1411 года

Недостроенная башня Кёльнского собора 1437 год

Ниже приведен подписанный рисунок голландского живописца Яна Ван Эйк, датированный 1437 годом. Рисунок выполнен на дубовой доске и хранится в настоящее время в Королевском музее изобразительных искусств города Антверпен. Нигде не сказано, что это южная башня недостроенного Кёльнского собора, но очень похоже на неё.

Если бы мне не сказали, что это рисунок XV века, я бы сама не догадалась, выглядит вполне современно, на какой-нибудь «изм» тянет. Доподлинно известно, что художник бывал в Кёльне и использовал его пейзажи и в других своих картинах. Естественно, рисунок носит художественный характер, рисовальщик явно был сосредоточен на образе Святой Барбары(Варвары), а башня присутствует просто в качестве пейзажа, но за неимением лучшего стоит обратить внимание на это изображение.

На заднем плане недостроенная башня Кёльнского собора 1437 год

Изображение Кёльна от 1499 года

Следующая картина уже относится к искусству книгопечатания. Считается что нижеследующее изображение напечатал Иоганн Кельхофф Младший или Иоганн из Кёльна, слово младший добавлено чтобы отличать его от отца-тезки и так же печатного мастера. Изображение входило в «Кёльнскую хронику».

Вид на город “Агриппина или Кельн” из Кельнской хроники , напечатанный в 1499 году Иоганном Кельхоффом

Тут город Кёльн назван по своему изначальному имени Колония Агриппины, хотя считается, что имя Агриппины, древней римской матроны, к средним векам из названия уже пропало.

На картинке мы видим недостроенный собор и южную башню с деревянным краном на ней. Конечно, «Кёльнской хронике» нельзя доверять на 100%, книга относится к периоду зарождения книгопечатания и наряду с данными, которые сейчас принято считать историческими, там на полном серьезе упомянуты библейские и мифологические события, как и во многих других средневековых летописях.

Кёльн на иллюстрации 1493 года

Изображение города Кёльна так же было напечатано в «Нюрнбергской хронике», однако оно несколько отличается от предыдущей картинки, хотя год издания практически совпадает. Естественно, будет считать изображение из Кёльнской хроники более достоверным, т.к. его напечатали в Кельне и печатник родился и проживал там. Тогда как «Нюрнбергская хроника» содержит в себе изображения множества городов Европы, вполне возможно, что их рисовали не с натуры, а с более ранних изображений, возможно по памяти или со слов. В Нюрнбергской хронике все изображено наоборот – башня стоит готовая, а само помещение не закончено с краном.

Изображение города Кёльн из Нюрнбергской хроники, 1493 год

С 1528 по 1823 годы (295 лет) строительных работ в соборе не велось, новые объемы к зданию не прирастали. Единое пространство было разделено стенами. В XVII веке началась переделка интерьера в стиле барокко, многие готические детали были утеряны. Следующие изображения просто призваны проиллюстрировать факт, что собор всё это время стоял.

Панорама Кёльна от 1531 года

Нижеследующую гравюру изготовил Антон фон Вормс (1500-1541), что в просторечии значит Антон из Вормса (это такой городок). Антон занимался резьбой по дереву. Он вырезал формы для печати, эта картина главный его шедевр. Подумайте только все эти черточки сначала надо было вырезать из дерева, чтобы потом напечатать несколько оттисков. Гравюра на доске имела внушительный размер  59,2 × 352,6 см и была подарена императору Священной Римской империи Фердинанду  I. Это не единственное произведение, приписываемое  Антону из Вормса, известны и другие его иллюстрации к старинным книгам. Надпись: «o felix agrippina nobilis romanorvm colonia» обозначает «О счастливая Агриппина благородная римская колония», т.е. еще в 1537 году помнили, что Кёльн это Колония Агриппины. Жаль что невозможно прочитать мелкие надписи.

Антон фон Вормс. Панорама Кёльна с 1531 года

Кёльн на карте Арнольда Меркатора 1570 год

Так же город Кёльн и собор запечатлен на карте Арнольда Меркатора, в русскоязычной среде более известен  его отец Герхард Меркатор, фамилия обозначает просто торговец на латыни. На карте изображен недостроенный собор на 1571 год, всё традиционно, никаких отклонений в изображении нет.

Арнольд Меркатор : вид на город Кельн с 1570 года (деталь)

Кёльнский собор на картине 1684 года

Интересна картина голландского живописца Яна Ван дер Хейдена от 1684 года. Вроде бы уже совсем приближаемся к современному времени, но южная башня Кёльнского собора изображена как-то странно. При виде сверху башня квадратная, а на картине она выглядит, как тонкая стенка. Можно, конечно пенять на художника, что у него проблемы с изображением перспективы, но на других зданиях никаких противоестественных искажений не видно. Возникает справедливый вопрос, куда делась остальная часть башни?

Так же совсем непонятен ракурс изображения. Если то здание с башенкой и есть недостроенный Кёльнский собор, то совершенно очевидно, что это знание не имеет к ныне существующему никакого отношения. Или нужно предположить, что само здание собора на картину не попало. Тогда возникает вопрос к художнику, почему он выбрал именно этот пейзаж, когда рядом с ним стояло значительно более внушительное строение. Картина хранится в Британской национальной галерее и крупное изображение доступно для изучения на сайте галереи.

Вид Кёльна 1684 год, Ян дер Ван Хейдер, Британская национальная галерея

Внешний вид строительной площадки практически не изменился за 300 лет, что само по себе выглядит подозрительно, а вот изображения стали намного качественнее. Даже деревянный кран XIV столетия не сгнил за три века. Изображения следуют друг за другом с максимальным интервалом около 100 лет. Из общего ряда выбивается только произведение Яна дер Ван Хейдера, на остальных картинах и гравюрах собор практически не меняет своего вида, а вот окружающий пейзаж обновляется на 100%

Кёльнский собор в изображениях конца XVIII и XIX веков.

Для строительного сооружения 300 лет не малый срок, без ухода любое здание обветшает, да на нем просто кусты вырастут за счет наноса почвы в щели и выемки, коих великое множество. Однако, на изображениях XIX века мы ничего подобного не наблюдаем, каменная резьба в отличном состоянии, без признаков коррозии и выветривания. Картин и даже фотографий с изображением Кёльнского собора в XIX веке сохранилось великое множество, я не буду приводить их все, только самые ранние и самые характерные, показывающие интересные детали.

Кёльнский собор с юго-запада, около 1795 года. Цветная медная гравюра по рисунку Лоренца Янши, гравировка Иоганна Андреаса Циглера

После вторжения французских революционных войск в Кельн в октябре 1794 года собор был сильно поврежден. В ноябре 1796 года оккупанты прекратили богослужения, а французские военные временно использовали здание как конюшню и склад. Ларь Трех Королей был эвакуирован архиепископом в Вестфалию в 1794 году и вернулся на прежнее место, в недостроенный Кёльнский собор, только  4 января 1804 года. Самоё ужасное, то что французы вывезли абсолютно все бумаги, связанные со строительством Кёльнского собора, и с тех пор они считаются безвозвратно потерянными. Документации ранее 1823 года не существует.

Нижеследующее изображение относится к 1809 году и это рисунок. На нем прослеживается наличие романского здания поверх которого начали строить собор в далеком 1248 году. Утверждается, что средневековый кран, последний раз поднявший груз в 1560 году,  пребывал в рабочем состоянии вплоть до 1809 года, а демонтировали его и вовсе в 1868 году. По большому счету это наверное самый длительно работающий кран на свете, странно что на этом факте никто не хайпанул.

Кёльнский собор с южной стороны, 1809 год. Michael Angelo Quaglio

Интересным мне кажется и эта фотография. Во-первых за то, что это фотография и пенять на избыточное воображение художника уже не приходится. А во-вторых обратите внимание на цвет собора. Старинная часть одного цвета с вновь возводимой, намного темнее выглядит только южная башня. Рядом лежат каменные блоки светлого цвета. Кранов нигде не видно, кроме средневекового, который уже не мог функционировать к 1855 году согласно сообщениям из исторических документов. Ни для кого не секрет, что каменная поверхность собора отлично впитывает грязь, соответственно старая часть должна выглядеть темнее новой, а этого нет.

Кельнский собор, южная сторона, 1855 год

Когда достроен Кёльнский собор

Как ни странно, но на принятие решения о завершении строительства собора повлиял Иоганн Вольфганг фон Гете, он с большим энтузиазмом относился к Страсбургскому готическому собору и вызвал переосмысление в обществе ценности готического стиля. Позже, публицисты –  такие как естествоиспытатель и писатель-путешественник Георг Форстер (1790 г. ) и философ культуры Фридрих фон Шлегель (1804 г.) – отмечали Кельнский собор как произведение искусства, которое не было завершено. Католический публицист Джозеф Гёррес восхвалял собор как национальное святилище, тем самым делая его символом желаемого немецкого национального государства.

Между 1821 и 1831 гг. Буассери опубликовал серию гравюр, на которых изображен завершенный собор. Эта работа значительно способствовала увлечению строительством соборов по всей Германии. Романтическое преображение готики, которое тогда понималось как подлинно немецкий архитектурный стиль, и превращение собора в немецкий национальный памятник, наконец, заинтересовало прусского наследного принца Фридриха Вильгельма.

С 1823 по 1842 год занимались ремонтом и восстановлением старой обветшавшей части собора. 4 сентября 1842 года король Пруссии Фридрих Вильгельм IV и соучредитель, а затем архиепископ Йоханнес фон Гейссель заложили первый камень для дальнейшего строительства. Камень был поднят на все еще незаконченную южную башню и замурован там.

Любопытно, что каким-то чудом нашлись чертежи западного фасада собора за XIV век, выполненные мастером Михаилом или Майклом фон Савойен, в просторечии Михаилом из Савойи. Вся документация считалась утраченной со времен нашествия Наполеона.

Только на том основании собор считается средневековым, его построили в XIX веке по якобы старинным чертежам. Южный и северный фасады официально выполнены по чертежам  XIX века. При строительстве использовали паровые машины для подъема грузов, шпили крепятся на металлической арматуре, в средние века такие конструктивные решения было бы невозможно воплотить.

Официальное завершение строительства собора было отмечено 15 октября 1880 года. Это произошло во время так называемой Культуркампф, в которой прусское государство боролось за влияние с католической церковью в Рейнской области. Кайзер Вильгельм I использовал это событие для своих целей, чтобы продемонстрировать единство и размеры вновь основанной империи, привлечь на свою сторону католиков Кёльна. Пруссия была протестантской страной, поэтому сомнения католической части населения вполне оправданы.

Таким образом, с начала достройки собора прошло всего 38 лет, если добавить сюда и время потребовавшееся на ремонт старинной части, то 57 лет. Вполне резво получилось. Собор достроили быстрее, как национальный памятник, символ единства объединенной Германии. Здание принадлежит само себе, а не католической церкви.

Странно, что гугл на вопрос: “Сколько лет Кёльнскому собору?” Выдает ответ – 772, т.е. электронный мозг отсчитывает возраст от даты начала строительства. В аналогичном случае с Собором Святого Вита в Праге, гугл выдает ответ 91 год, считая с даты окончания строительства, а не его начала. Налицо двойные стандарты.

Несоответствие длительного срока строительства износу каменных пород

Только завершив строительство немцы осознали, что  такое большое и сложное здание нуждается в почти постоянном и непрерывном ремонте. На официальном сайте говорится, что практически не бывает времени, когда можно любоваться собором без строительных лесов. В обслуживании и реставрации задействована целая бригада каменщиков, бригада плотников, команда специалистов по работе с витражами. Общее число работников около 100 человек.

Оказывается в Германии бывают сильные ветра, приводящие к выветриванию каменных пород. Сейчас заменяют каменные блоки, уложенные всего то в XIX веке, дают гарантию всего на 200 лет вперед. Ураганные ветры вообще способны обрушить резные конструкции и повредить свинцовую крышу. Приходится непрерывно менять утраченные элементы каменных фигур, обновлять скульптурные группы. Более того были разработаны специальные методики очистки поверхностей от лишайников, мхов, помета птиц при помощи лазера и химикатов.

Вы думаете камень не подвержен порче со временем?

Я лично видела монумент в Загребе (Хорватия), посвященный коррозии камня. Его поставили по политическим соображениям, нужно было поругать пренебрежение коммунистического режима к сохранности архитектурных памятников, иначе бы мы этого не увидели.

Между двумя состояниями камня прошло всего 100 лет

Резные детали соборов обычно делают из известняка или песчаника, это мягкие породы камня, легко поддающиеся обработке, но и повреждаются они в разы быстрее.

Между двумя состояниями камня прошло всего 100 лет

Всё вышесказанное, мягко говоря, сильно противоречит официальным срокам строительства собора. Первые 280 лет, что были чудесными и не приходилось заниматься ремонтом и очисткой построенных частей здания? А ведь при тогдашнем низком уровне развития производственных сил это было в разы сложнее осуществить, требовалось больше людей, времени, средств.  Я уже не говорю о чудной сохранности недостроенного собора в течении почти 300 лет.

Все эти 280+314 лет образовались из летописей, даты в которых указаны в непривычном нам формате. Ну например, в старинном документе может быть указан срок 455 лет от воцарения дома X или что-то еще более замысловатое, в 10 год правления епископа Y, и хорошо если X и Y, упомянуты в других летописях и вообще известно, что это за люди. Тогда даже цифры арабские не использовали, цифры обозначались буквами и единых правил, как это все происходило не было, рукописи чаще всего писали на латыни.

Т.о. восстановление хронологии по летописям носит неоднозначный характер и хуже всего даже не неполнота исходных данных, а многочисленные политические интересы, заложенные в этот процесс. Там где начинается политика, истина уже никого не интересует. Так же сомнения может вызывать подлинность самой летописи и правильность её датировки. На таком непрочном фундаменте стоит вся история древнего мира и средних веков.

Не исключено, легенду о средневековом Кёльнском соборе сочинили одновременно со строительством, уж слишком много было политики в решении о достройке. Да некий старый собор был, но не исключено то, что это было совсем другое здание. А если допускать возможность подделки хроник и рисунков, то тут можно вообще утверждать всё, что угодно. Я 12 лет отработала в издательстве и не понаслышке знаю насколько терпелива бумага. Печатают по принципу – любой каприз за ваши деньги, ответственность за содержание всегда несет заказчик. А если заказ на подделку делает король, император, то тут мы бессильны.

Все исторические фото взяты с Википедии, современные фотографии я сделала лично в 2012 году в Кёльне и в 2017 году в Загребе.

Я много путешествовала по Европе до закрытия границ и всегда посещала столичные соборы, они вызывали мой живой интерес в связи со своим возрастом. На самом деле когда речь идет о соборе построенном в XII-XVII веках нужно сразу задаваться вопросом – какая именно часть настоящего здания относится к столь отдаленному от нас времени. Во многих случаях речь идет  даже в официальных версиях о 20-30% объема здания.

Пантеон в Риме, а ныне церковь Святой Марии и мучеников – древнее здание из кирпича и бетона, вызывающее больше всего вопросов к себе в плане официально установленного возраста. Считается, что его построили в 120 году нашей эры, а все строительные институты мира учат своих студентов, что кирпичное здание живет максимум 600 лет.

Собор Святого Вита в Праге – о том, как маскировали христианскими святыми поклонение предкам,  о чудесной мозаике на внешней стене, которой якобы более 600 лет, о соборе, который достроили  более чем на 50% в XIX веке и эта история не единична.

Церковь Матьяша в Будапеште, главный собор Буды в прошлом, отметила своё тысячелетие на основании, что сохранились летописные упоминания, указывающие на столь почтенный возраст. Настоящее здание было основательно перестроено в конце XIX века. Есть фото до перестройки.


Как по вашему исходя из всего вышесказанного можно ли назвать Кёльнский собор готическим и средневековым? На мой взгляд все таки собор неоготический, слишком мутная история связана с потерей всей документации, а потом с чудесным обретением всего нескольких чертежей, что впрочем не умоляет достоинств Кёльнского собора в качестве памятника архитектуры.

Вне зависимости от сроков постройки Кёльнский собор – грандиозное сооружение, достойное всяческого внимания. А коллектив строителей и реставраторов даже хотят занести в список нематериального культурного наследия человечества за кропотливую работу по поддержанию памятника архитектуры в надлежащем состоянии.

Готические барельефы и скульптуры Кельнского собора Святых Петра и Марии

Кельнский собор – величественный римско-католический кафедральный собор в Кельне, который славится на всю Европу богатством барельефов и уникальных религиозных скульптур. Сегодня это место архиепископа Кельна и резиденция администрации Кёльнской архиепископии.

Кельнский собор Святых Петра и Марии — известный памятник немецкого католицизма и готической архитектуры, который был объявлен объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. На сегодняшний день — это самая популярная достопримечательность Германии, посещаемость которой в среднем насчитывает 20 000 туристов в день. Также в настоящее время Кельнский собор входит в тройку самых высоких соборов в мире, с двойными шпилями, возвышающимися на высоту 157 м. Еще одна уникальная особенность собора – редкая специфическая готическая лепнина и скульптура, которая делает храм шедеврам художественного искусства.

Строительство Кельнского собора началось в 1248 году, и было приостановлено в 1473 году. На этом этапе здание осталось недостроенным. Работы возобновились лишь в XIX веке и были завершены к 1880 году. Собор является крупнейшей готической церковью в Северной Европе. Башни, выполненные в виде двух огромных шпилей, делают фасад собора самым большим в мире. Средневековые строители Кельна планировали собор, как грандиозную и уникальную структуру для размещения реликвария Трех Королей. В их представлении храм должен был соответствовать своей роли как места поклонения Святому Римскому императору.

Несмотря на то что в средневековый период он остался незавершенным, Кельнский собор в конечном итоге унифицирован как «шедевр исключительной культурной и религиозной ценности» и остается для церкви «мощным свидетельством силы и упорства христианской веры в средневековую эпоху и во времена современной Европы».

Страшная легенда Кельнского Собора

Взглянув на величественный и торжественный, богатый лепниной и готической скульптурой собор, сложно поверить, что проект его дизайна и основная часть строительства датируются Средними веками. Создание такого сложного с архитектурной и художественной точки зрения творения, потребовало от архитектора совершенно уникальных для средневековья знаний, умений и таланта. Не поверив в то, что человек мог создать шедевр такого масштаба, в народе родилась страшная легенда об архитекторе собора Герхарде.


Фото: источник

Согласно этой легенде, долгими бессонными ночами мастер трудился над проектом и терялся в расчётах, не в силах добиться желаемого результата. Тогда, отчаявшись, он призвал на помощь дьявола и заключил с ним контракт. Согласно этому контракту, дьявол обязался предоставить архитектору чертежи величайшего храма в истории человечества, а Герхард, в свою очередь, обещал ему продать свою душу. Сделку договорились провести на рассвете, в момент, когда пропоют первые петухи. Узнав о сделке в эту же ночь, жена архитектора придумала план, как обмануть дьявола. Задолго до рассвета, жена пробралась к окну и тихо прокукарекала. В эту же минуту явился дьявол и передал Герхарду проект. Сам же архитектор сказал, что передаст душу только тогда, когда пропоет настоящий петух. Когда же наступило утро и это произошло, архитектор отказался выполнять свои обязательства, так как чертежи уже были в его руках.

Согласно продолжению этой легенды, разгневанный дьявол наложил проклятье на архитектора и собор. В результате строительство собора затянулось на долгие века, а в тот момент, когда работы будут полностью завершены, по легенде должен был наступить конец света.

История возведения Кельнского Собора

Когда строительство началось в 1248 году, участок на месте нынешнего Кельнского собора, уже был занят несколькими предыдущими сооружениями. Самое раннее, возможно предназначалось для хранения зерна. Согласно мнению историков, несколько позже его заменил римский храм, построенный Меркурием Августом. Однако с 4-го века на этом участке располагались исключительно христианские здания, в том числе квадратное здание, известное как «самый старый собор», который был возведен Матернусом (первым епископом Кельна).


Фото: источник

Этот баптистерий храм, относящийся к VII веку, находился в восточной части нынешнего собора, но был разрушен в 9 веке, с целью освобождения места для строительства другого здания. Сегодня остаются только руины баптистерия и восьмиугольного крестильного шрифта. Вторая церковь, называемая «Старый собор», была завершена в 818 году. Она была уничтожена пожаром 30 апреля 1248 года.

Период средневековья

Старая фотография собора, сделанная в 1856 году, показывает, что еще во времена средневековья восточное крыло было отделано и покрыто крышей, а другие части здания находились на разных стадиях строительства.

История строительства собора началась в 1164 году, когда архиепископ Кельнский, Райндалд из Дассела, приобрел мощи Трех Королей. Реликвии имели большое религиозное значение и привлекали паломников со всего христианского мира. Для церковных чиновников было исключительно важно, чтобы они были надлежащим образом размещены и представлены. Именно таким образом было начато строительство собора в новом стиле готической архитектуры, предшественником которого стал французский кафедральный собор Амьена.

Основополагающий камень был заложен 15 августа 1248 года архиепископом Конрадом фон Хохстаденом. Восточное крыло было завершено под руководством Мастера Герхарда и освящено в 1322 году. В середине 14 века работа над западным крылом началась под руководством папы Михаила. Эта работа остановилась в 1473 году, оставив южную башню построенной до уровня колокольни и увенчанной огромным краном. Этот кран оставался на месте в качестве ориентира на горизонте Кельна в течение 400 лет.

Окончание XIX века

С романтическим энтузиазмом XIX века было решено завершить строительство собора. Это было достигнуто исключительно благодаря гражданским усилиям. Государство рассматривало это как способ улучшить свои отношения с большим количеством приверженцев католической церкви. Работа была возобновлена ​​в 1842 году по первоначальному проекту дизайна, сохранившемуся со средневековых планов и рисунков, но с использованием более современных строительных технологий и материалов, в том числе железобетонных блоков. Неф собора был достроен, а башни выполнены в соответствии с задумкой средневековых архитекторов. Колокола были установлены в 1870-х годах.

Завершение строительства крупнейшего в Германии собора было отмечено как национальный праздник 14 августа 1880 года, через 632 года после начала строительства. На праздновании присутствовал сам император Вильгельм I. Возвышаясь на высоту 157,38 метра, собор стал самым высоким зданием в мире и оставался таковым в течение четырех лет, вплоть до завершения строительства Монумента Вашингтона.

Вторая мировая война и послевоенная история собора

Во время Второй мировой войны собор получил четырнадцать воздушных ударов. Имея серьезные разрушения, он, тем не менее остался стоять в полуразрушенном городе. Высокие шпили стали легко узнаваемым навигационным ориентиром для бомбардировок самолетов союзников. Собор и непосредственно окружающая его территория стали местом интенсивного танкового боя между американскими танками 3-й бронетанковой дивизии и легендарными немецкими танками Пантеры Аусф. В ходе сражения Пантеры были разбиты. Затем разрушенная Пантера была показательно выставлена ​​на базе собора на протяжении всей войны в Европе.

Ремонт был завершен в 1956 году. Аварийный ремонт на базе северо-западной башни, выполненный в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из соседнего разрушенного здания, оставался видимым до 2005 года как тягостное напоминание о войне. Лишь в 2005 году было решено восстановить участок до его первоначального внешнего вида. Работы по ремонту и техническому обслуживанию собора постоянно проводятся в той или иной части здания и в наши дни. В связи с этим фасад редко полностью свободен от лесов, так как ветер, дождь и загрязнения медленно съедают камни.

В 1996 году собор был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, относящийся к культурным памятникам. В 2004 году он был включен в список «Мировое наследие под угрозой», как единственный западный храм, находящийся под угрозой, из-за планов построить многоэтажное здание неподалеку, которое визуально повлияло бы на эстетику старинного здания. Собор был удален из списка «Опасных мест» в 2006 году, после решения властей ограничить высоту зданий, построенных вблизи и вокруг собора.

В качестве объекта Всемирного наследия и благодаря удобному расположению на туристических маршрутах, сегодня Кельнский собор является главной достопримечательностью как для туристов, так и для верующих лиц, совершающих христианское паломничество. Посетители могут подняться на 533 каменных ступеньки винтовой лестницы, оказавшись на смотровой площадке, высота которой около 100 м над землей. Платформа открывает великолепный панорамный вид на Рейн.

18 августа 2005 года Папа Бенедикт XVI посетил собор во время его апостольского визита в Германию в рамках празднования Всемирного дня молодежи. В это время в соборе побывало около миллиона паломников. Также в рамках мероприятий Всемирного дня молодежи в Кельнском соборе состоялось музыкальное представление Бетховена в исполнении Королевского филармонического оркестра и хора лондонской филармонии под руководством сэра Гилберта Левина.

По состоянию на 1 марта 2017 года немецкие власти ввели запрет на сумочки в свете недавних терактов по всей стране. Теперь посетителям не разрешается проносить с собой сумки любого размера внутрь собора.


Фото: источник

Архитектура и декор

Дизайн Кельнского собора был довольно тесно связан с собором Амьен с точки зрения планирования местности, стилистики, высоты центрального нефа и архитектуры. План храма выполнен в форме латинского креста, как это обычно бывает в готических соборах. Он имеет два прохода с обеих сторон, которые помогают поддерживать один из самых высоких готических склепов в мире, почти такой же высокий, как у Собора Бове, большая часть которого уже рухнула.

С точки зрения эстетики, зрителя поражают великолепные реалистичные барельефы, горельефы и скульптуры. Готический стиль здания объясняет пугающее и впечатляющее объединение библейских мотивов лепнины с каменными скульптурами мифических животных и чудовищ. Особенно поражает экстерьерная композиция, декорированная арочными и заостренными сводами. Внешне, особенно издалека, в здании доминируют огромные шпили, которые полностью германские по своей стилистике, но по эстетике ажурные, как ульмы Вены, Страсбурга и Регенсбургских соборов.

Внутри собор имеет множество заостренных аркад, колонн и великолепных витражных стекол, создающих загадочную и таинственную атмосферу религиозного храма. В хоре сохранилось множество оригинальных предметов, в том числе резные скульптуры, что стало еще более удивительным из-за того, что французские революционные войска осквернили здание. Большая каменная статуя Святого Кристофера смотрит вниз на то место, где раньше был вход в собор, до его завершения в конце 19 века. В нефе много витражей 19 века.

Каждому ценителю готической архитектуры и великолепной лепной композиции, следует посетить и оценить уникальную красоту Кельнского Собора святых Петра и Марии.

источник обложки

Посещение впечатляющего готического Кёльнского собора в Кёльне, Германия

Кельнский собор, возвышающийся над горизонтом Кёльна (также известного как Кёльн на английском языке) в Германии, является одним из немногих сооружений, уцелевших после того, как большая часть города была снесена землей. авиабомбы во время Второй мировой войны. Хотя строительство этой гигантской готической церкви началось в 1248 году, здание (включая то, что сегодня представляет собой большую часть фасада) фактически не было завершено примерно до 1880 года из-за серии войн и нехватки средств. Стоя перед этой огромной и мощной готической церковью, любой может почувствовать себя крошечной церковной мышью. Учитывая его статус крупнейшей готической церкви Германии, статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО и давнюю важную остановку на маршруте римско-католического паломничества, неудивительно, что Кёльнский собор является самой посещаемой достопримечательностью во всей Германии. Мы поделимся всей основной информацией, необходимой для посещения собора, а также нашим собственным опытом посещения этой великолепной церкви.

Где?

Как только вы доберетесь до центра Кельна, вы не сможете не заметить этот гигантский собор. Для целей GPS церковь расположена по адресу Domkloster 4, 50667 Köln, Germany. Для носителей английского языка церковь может быть отмечена как Кельнский собор или Кельнский собор на картах, путеводителях или в вашем GPS, тогда как на немецком языке вы увидите ее как Köln Dom. Не волнуйтесь, это все одно и то же место.

Как добраться?

Есть несколько довольно простых способов добраться до Кельнского собора, что делает Кельн легкой однодневной поездкой, если вы остановились поблизости или едете недалеко от города. Ближайший аэропорт — аэропорт Кельн-Бонн, откуда можно сесть на автобус или поезд до Кельна.

На поезде : Просто остановитесь на железнодорожной станции Кёльна, и церковь находится всего в нескольких кварталах от отеля, до которой можно легко дойти пешком.

На машине : По прибытии в Кельн следуйте указателям на центр города («Центр»), а затем найдите поблизости парковку (parkhaus). Ближе всего к собору находится гигантский «Parkhaus am Dom». Плата была около 2 евро/час во время нашего визита.

На лодке : Если вы едете на лодке линии Кельн-Дюссельдорфер (K-D) по этому участку реки Рейн, просто сойдите на лодочной пристани Кельна и поверните направо, чтобы следовать за Франкенверфтом вдоль реки в направлении моста Гогенцоллернов и в конце концов вы увидите Кельнский собор слева от вас, прежде чем вы доберетесь до моста. Просто следуйте по улице налево, чтобы направиться к собору.

Стоимость?

Посещение основных помещений церкви бесплатно!

Хотите посетить дополнительные места Кёльнского собора или отправиться на экскурсию?

Экскурсии с гидом, литература и видео : Посетите Домфорум, Центр посетителей собора, в котором есть люди, которые помогут ответить на ваши вопросы, литература на 16 языках, информация об экскурсиях, закуски и видео о соборе. Он находится в отдельном здании напротив входа в церковь. Вы можете записаться на часовую экскурсию по собору на английском или немецком языке. Экскурсии на английском языке обычно проводятся с понедельника по субботу в 10:30 (10:30) и 14:30 (14:30), а по воскресеньям и праздникам в 14:30 (14:30). Английские туры стоят 7 евро для взрослых и 5 евро для студентов. Видео на Домфоруме длится около 20 минут и доступно за 2 евро (или бесплатно с экскурсией) на английском, французском и немецком языках.

Поднимитесь на Соборную башню : С правой стороны снаружи церкви вы найдете еще один вход, где вы можете заплатить, чтобы подняться по более чем 500 ступеням, чтобы получить хороший вид на город и осмотреть церковные колокола вблизи. Стоимость 3 евро (или 6 евро в сочетании с посещением казначейства).

Посетите Сокровищницу Собора : Если вы стоите снаружи перед главным входом в церковь, вы можете найти вход в Сокровищницу с левой стороны церкви в дальнем конце от главного входа. Вы найдете золотой столб с пометкой Schatzkammer перед входом в церковную сокровищницу. Оказавшись в церковном подвале, вы сможете посетить несколько комнат, наполненных средневековыми облачениями, драгоценностями и реликвариями. Стоимость 5 евро (или 6 евро в сочетании с восхождением на Церковный шпиль).

Часы посещения?

Кёльнский собор открыт ежедневно круглый год. Он открыт с 6:00 до 19:30 (с 18:00 до 19:30) с ноября по апрель и с 6:00 до 21:00 (с 6:00 до 21:00) с мая по октябрь. Тем не менее, посетителям не разрешается ходить во время месс (хотя посетители могут сидеть и присутствовать) или специальных мероприятий, поэтому обязательно ознакомьтесь с календарем веб-сайта собора, чтобы узнать список месс (messe) и любых других мероприятий во время вашего визита.

Домфорум работает с понедельника по пятницу 9с 30:00 до 18:00 (с 9:30 до 18:00), по субботам с 9:30 до 17:00 (с 9:30 до 17:00), по воскресеньям с 13:00 до 17:00 (с 13:00 до 17:00). Проверьте веб-сайт собора, чтобы узнать часы работы Церковной башни и Сокровищницы, так как часы работы более ограничены, чем церковь, и зависят от сезона.

Хотите узнать больше?

Дополнительную информацию о церкви можно найти на веб-сайте офиса Кёльнского собора, включая историю, расписание массовых служб, специальные мероприятия и время работы Сокровищницы и Башни. Вы также можете посетить официальный сайт Домфорума или позвонить в визит-центр по телефону 0221 9.25-84720. Веб-страницы ЮНЕСКО и Википедии о соборе также содержат полезную справочную информацию.

Мы посетили Кёльнский собор как остановку на пути между аэропортом Дюссельдорфа и Мозельской долиной. После нашего полета мы забрали нашу арендованную машину в Дюссельдорфе, а затем поехали в Кельн. Подойдя ближе, мы заметили с моста ряд канатных дорог, пересекающих реку Рейн. Возможно, мы рассмотрим их в будущей поездке.

канатных дороги в Кёльне пересекают Рейн

Оказавшись в городе, мы с трудом нашли гараж из-за дорожного строительства, и нам пришлось пару раз объехать, чтобы добраться сюда. Но гараж «Parkhaus am Dom» удобно расположен рядом с Кельнским собором и некоторыми крупными музеями. Собор невозможно пропустить, когда вы приближаетесь к городу, учитывая размер церкви и высоту гигантских церковных шпилей. Мы думали, что добраться на поезде будет проще, чем на машине, но у нас не было выбора, так как нам нужна была машина для следующей остановки.

Стоя перед этой большой и важной церковью, чувствуешь себя совсем крошечным. Мне было очень трудно поместить всю церковь в поле зрения моей камеры даже с довольно большого расстояния. Если вы хотите рассмотреть один из церковных шпилей вблизи, есть копия кончика шпиля в натуральную величину на Соборной площади напротив главного входа в церковь.

Мы немного побродили вокруг церкви снаружи, чтобы попытаться все это осмотреть. Мы также немного осмотрели несколько фонтанов и место раскопок, прежде чем отправиться внутрь.

Оказавшись внутри, вы попадете в 140-футовый неф, заполненный дорогими витражами. Некоторые из витражей на южной стороне церкви были дорогими подарками короля Людвига I. Орган «ласточкино гнездо» наверху сбоку был встроен в галерею в 1998 году в честь 750-летия собора. Церковь следует обычной крестообразной планировке, при этом многие из наиболее важных святынь и сокровищ расположены в самом дальнем конце от входа.

Алтарь волхвов с драгоценностями Мадонны в центре

Среди многих сокровищ церкви — резное Геро-Распятие (большой крест, вырезанный из дуба, датируемый 970-ми годами), Усыпальница волхвов, которая, как полагают, содержит кости три библейских волхва (также известные как короли или мудрецы) и скульптура Миланской Мадонны . Хороший исчерпывающий список основных памятников, произведений искусства и архитектурных сокровищ указан на веб-сайте собора вместе с описаниями и фотографиями. На самом деле мы использовали бы эту информацию, чтобы идентифицировать одну из наших многочисленных фотографий собора. Оказывается, на фотографии ниже изображена могила и изображение графа Готфрида Арнсбергского, богатого человека, который оставил все свое состояние архиепископскому государству Кельн. Он был единственным мирянином, похороненным в хоре готического собора среди ряда архиепископов и святых в средние века. Он одет в средневековую рыцарскую одежду и доспехи, а железная сетка окружает чучело, что выделяет этот памятник во время нашего визита.

Гробница с изображением графа Готфрида Арнсбергского

Если вы обратите внимание на красивое «радужное» окно в южном трансепте, это одно из самых последних дополнений к церкви. В 2007 году этот витраж заменили разрушенным во время Второй мировой войны. Окно, созданное немецким художником Герхардом Рихтером, состоит из 11 500 цветных стекол одинакового размера, случайно расположенных с помощью компьютера и напоминающих пиксели. Выглядит довольно современно для готической церкви!

Витраж Герхарда Рихтера

Пожалуй, одной из наших любимых скульптур в церкви является резная средневековая статуя Святого Христофора. Если вы уже бывали в местах паломничества, вы узнаете его с посохом и младенцем Иисусом на плече. Он является желанным зрелищем для паломников, поскольку является их святым покровителем.

Средневековая статуя св. Христофора

Итак, это была наша экскурсия по Кёльнскому собору в Германии. Мы потратили около полутора часов, бродя по площади и внутри церкви, прежде чем отправиться обратно в гараж, чтобы мчаться в наш отель в долине Мозеля, прежде чем закончится время регистрации. В идеале человек должен провести целый день или, по крайней мере, целый день, исследуя Кельн. Те, у кого больше времени, могут подумать о посещении одного из городских музеев, таких как близлежащий Римско-германский музей (Römish-Germanisches Museum) для римских артефактов, Епархиальный музей Колумбы для большего количества произведений искусства из собора, Музей Людвига для современного искусства, Wallraf- Музей Рихарца для искусства старых мастеров или Музей шоколада Имхофф для тех, кто предпочитает шоколад искусству. Существует также Археологическая зона со странным названием – Еврейский музей, где можно увидеть раскопки римских памятников, а также части старого Еврейского квартала, который постепенно становится запланированным музейным комплексом. У нас не было времени на посещение музея или долгих прогулок по городу, но мы надеемся сделать это во время нашего следующего визита.

Не стесняйтесь задавать нам вопросы о нашем визите. Если вы были в Кельнском соборе, что вы думаете о своем посещении? Любые дополнительные советы? Что бы вы еще сделали, проведя день в Кельне?

 

Кельнский собор Германия — все, что вам нужно знать

Немецкий Одеколон носит имя старейшего города Германии; Кельн. Множество красивых церквей, современная и старинная архитектура, уличные рынки и всемирно известные музеи составляют этот мегаполис.

Но среди всех этих достопримечательностей выделяется одна. Всемирно известный Кёльнский собор своими колоссальными размерами и изысканно украшенным интерьером производит захватывающее впечатление на посетителей со всего мира.

 

История Кельнского собора

Строительство Кельнского собора было начато в средние века в 1248 году. более 300 лет. Процесс строительства не возобновлялся до 1842 г., а проект был завершен в 1880 г.

Сокровища

Католической церкви было необходимо построить такой большой, вместительный храм, чтобы принимать паломников, которые приходили посетить мощи трех волхвов, расположенные в одном из самых важных ее мест. В старинном золотом ларце, веками хранившемся в соборе, хранятся их реликвии. В нем также есть много хорошо сохранившихся витражей, в том числе витраж Герхарда Рихтера, украшающий собор с 2007 года. Храм волхвов, крупнейший романский реликварий, сохранившийся до наших дней. Кроме того, сокровищница собора, в которой выставлены бесценные артефакты и религиозные артефакты, остается открытой для посетителей.

Кельнский собор

 

Часы работы

Ежедневные часы работы: с 06:00 до 20:00. Большинство экскурсий проводятся с 10:00 до 20:00 (с понедельника по субботу) и с 8:00 до 20:00 в воскресенье. Во время религиозных церемоний время может меняться. Доступ в собор возможен только по предварительной записи, которую можно забронировать на входе в здание. Имейте в виду, что предварительная запись на прием невозможна.

Кельнский собор

 

Что делать

Вы можете присоединиться к мессам, молитвам или остаться для личной молитвы. Помимо того, что собор открыт для безмолвной молитвы, он доступен и для личного поклонения. Туристам следует иметь в виду, что собор закрыт во время дневных месс и вечерних мероприятий. Кроме того, некоторые части собора могут быть закрыты во время важных событий.

Исповедь предлагается в рабочие дни (на немецком языке). В амбулатории находятся часовни, где можно найти исповедальни. Разрешается публичное присутствие на утренних мессах в будние дни (с понедельника по субботу). Для этих масс не нужно покупать билет.

Кельнский собор

 

Обновления Covid-19

  • Носите маски FFP2 или что-то подобное во время посещения и держитесь подальше от других людей. Посетители будут ограничены служителями собора до 200 человек во время пандемии.
  • Пожалуйста, не посещайте мессу в Кёльнском соборе, если вы больны или нездоровы.
  • Требуется предварительная запись на воскресные мессы или вечерние мессы в рабочие дни (18:30 с понедельника по субботу). Забронировать можно на сайте собора. Ваш билет будет отправлен вам по электронной почте после регистрации. Посетите мессу с этим билетом. Бронирование на предстоящую неделю будет открыто каждую среду в 9утра Каждое бронирование может включать не более двух бесплатных билетов. Передача билетов не допускается.
  • Богослужения в рабочие дни (ПН-СБ) не требуют предварительной регистрации. Присутствовать здесь также смогут только 122 человека. Собор не будет открыт ни для кого, как только будет достигнуто это число. Чтобы можно было отследить цепочку заражения, они будут записывать информацию обо всех, кто посещает мессу.
  • Пожалуйста, используйте маркировку на земле за пределами Западного портала, чтобы держаться на безопасном расстоянии от других. Для вашего удобства диспенсеры с дезинфицирующим средством для рук расположены за пределами собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *