Соборы 12 века: Домонгольские храмы Древней Руси — История России в фотографиях

Содержание

Домонгольские храмы Древней Руси — История России в фотографиях

Успенский собор во Владимире возведен в XII веке по заказу князя Андрея Боголюбского в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества.

В 1185–1189 годах Всеволод Большое Гнездо существенно расширил храм, окружив его с трех сторон галереями с главами над ними.

Успенский собор. Южный портал. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

В интерьере сохранились фрагменты фресковой живописи 1161 года, а также фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году.

Деталь фрески «Шествие праведных в рай» работы Андрея Рублева. Успенский собор Владимира. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

Апостол Марк. Деталь фрески «Страшный суд» работы Андрея Рублева в соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

Недалеко от Успенского собора Великий князь Всеволод заложил Дмитриевский собор. Храм пережил пожары в 1536, 1719 и 1760 годах.

В XIX веке были снесены галереи и башни XII века.

Апсида Дмитриевского собора во Владимире. 1948–1952 годы. Вишневский.

Северный портал Дмитриевского собора во Владимире. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

Дмитриевский собор. Деталь. Апсида. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

Золотые ворота с надвратной церковью Положения риз Богородицы во Владимире. В XIX веке церковь была полностью перестроена.

Деталь фасада Золотых ворот во Владимире. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

Дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово (1158–1165). Раскопки 2018 года дали материал о вероятном участии в строительстве храма мастеров из северной Италии – Ломбардии и Эмилии-Романьи.

Аркатурный пояс Палат Андрея Боголюбского в Боголюбском монастыре с северо-западной стороны. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

Деталь фасада палат Андрея Боголюбского в Боголюбском монастыре в Боголюбово. 1948–1952 годы. Автор: Вишневский.

Храм Покрова на Нерли – один из символов древнерусского зодчества.

По мнению искусствоведа Игоря Грабаря – самый совершенный храм, созданный на Руси.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Построена при Юрии Долгоруком. Такие лаконичные одноглавые крестово-купольные храмы называли «богатырями».

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. XII век.

В конце XIX века вместо деревянного иконостаса установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле.

Рождественский собор XIII века – самый древний из сохранившихся в Суздале памятников архитектуры.

Софийский собор в Киеве. Главный христианский храм домонгольской Руси.

Софийский собор в Киеве. 1955–1969 годы. Автор: Виктор Горкин.

Интерьер собора сохранился с XI века. На фото – мозаика Богоматерь Оранта («Богоматерь Нерушимая Стена»). Высота фигуры 5 м 45 см.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове заложен около 1033 года. До XVIII века сохранялся почти в неизменном виде, но после пожара 1756 года его реконструировали – были пристроены две башни и притворы.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. 1950-е. Автор: Сергей Шиманский.

Софийский собор XI века в Новгороде несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. XII век. Практически полностью сохранился ансамбль древнерусских фресок. При росписи использовался дорогостоящий минеральный пигмент афганский лазурит (насыщенный синий цвет).

Собор Иоанна Предтечи в Пскове. XII век. Более поздние пристройки мало изменили первоначальный облик.

Вы посмотрели выставку «Домонгольские храмы Древней Руси»
Вам понравилось?

12 Да 0 Нет

Спасибо!

Посмотреть еще раз

Домонгольские храмы Древней Руси

От этого периода (после Крещения Руси в 988 году и монгольского нашествия 1230-х годов) остались монументальные каменные постройки, деревянная архитектура не сохранилась. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, либо подверглись многочисленным перестройкам. Домонгольскую архитектуру можно увидеть на территориях Владимиро-Суздальского княжества, в Новгородской земле, Киеве, Чернигове, Пскове.

Архитектура 12 века на Руси [Зодчество, Древнерусская]

Основные статьи: Архитектура Киевской Руси, Культура Руси 12 века

Содержание (план)

1. Архитектура Владимиро-суздальского княжества 12 века

1.1. Владимирский успенский собор

1.2. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

1.3. Золотые ворота

1.4. Собор Успения Божией Матери

1.5. Резиденция Боголюбово

1.6. Церковь Покрова на Нерли

1.7. Дмитриевский собор

2. Архитектура Новгородской республики 12 века

3. Картинки (фото, рисунки)

Архитектура Владимиро-суздальского княжества 12 века

«Мы, русские, по преимуществу народ зод­чих», — говорил известный искусствовед Игорь Грабарь. Архитек­турный гений наших далёких предков с особой силой проявился в несравненных по красоте белокаменных храмах Владимиро-Суздальского княжества.

До сих пор остаётся загадкой, что заставило строителей Севе­ро-Восточной Руси отказаться от обычного для построек Киевской Руси материала — широкого плоского кирпича и перейти к более сложному в обработке белому камню — известняку. Полагают, что первыми учителями для северян были строители из Галича.

Занятый борьбой на юге, Юрий Долгорукий не мог уделять много времени и сил владимиро-суздальскому зодчеству. Иное дело — Андрей Боголюбский. Желая уподобиться библейскому царю Соломону, он строил много и охотно, не жалея средств для пышного убранства своих сооружений. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. На смену простым и суровым храмам Долгорукого приходят утончённые, изысканные церкви Боголюбского. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Здесь и волнами бегущие по сте­нам лёгкие арки, и стройные колонки с капителями в виде диковин­ных животных и птиц, и таинственные женские маски.

В источниках есть сведения, что Андрей приглашал зодчих «из немец». Действительно, многие элементы владимиро-суздаль­ского зодчества находят параллели в романской архитектуре Ита­лии и Германии.

Загрузка…

Стремясь хотя бы отчасти достичь бессмертия, выдающие­ся правители всех времён воздвигали в память о себе огромные сооружения. Не был исключением и Всеволод Большое Гнездо. Среди прочих построек Всеволода во Владимире следует упомя­нуть высокую белокаменную стену вокруг центра города (детинец), собор Рождественского монастыря (1192-1196) и собор Успенского Княгинина монастыря (1200-1202). К сожалению, все эти сооруже­ния не сохранились до наших дней.

Владимирский успенский собор

Юрий Долгорукий в 1150 г. выдал свою дочь Ольгу замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла. Примерно в эти же годы в Галиче был построен белокаменный Успенский собор. По распоряжению Всеволода Большое Гнездо в 1185-1189 гг. осуществлялась грандиоз­ная перестройка владимирского Успенского собора, в результате которой храм был сильно расширен и увенчан пятью главами вме­сто одной.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

В 1152-1157 первый белокаменный храм — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — сооружался во владениях Юрия Долгорукого. Этот древний храм хорошо сохранился до нашего времени. Он сложен из аккуратных квадров белого известняка, который до­ставляли сюда водным путём из каменоломен возле городка Стари­ца на Волге.

Стройный силуэт собора возвышался над теснившимися вокруг чёрными избами. Казалось, огромный лебедь опустился из заоблач­ной выси на древнюю вечевую площадь Переславля. Ещё миг — и он снова взлетит туда, где кружит, ожидая его, белоснежная стая…

Золотые ворота

Андрей Боголюбский начал строить ещё одну линию город­ских укреплений своей новой столицы — Владимира. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158-1164). (В перестроенном виде они сохранились до наших дней.) Это была огромная камен­ная башня с аркой для проезда и стройной одноглавой церковью на вершине. По бокам к ней примыкали высокие земляные валы, по гребню которых стояли деревянные крепостные стены. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой. Попасть в город можно было только через узкий подвесной мост, который в случае опасности немедленно поднимался.

Золотые ворота имели не только оборонительное значение. Створки ворот были обиты позолоченной медью и сверкали на солн­це. Глядя на них, каждый приезжий должен был подумать о том, в какой богатый и могущественный город он прибыл.

Своими многочисленными каменными постройками князь Андрей стремился представить Владимир как новую столицу Руси. В этом от­ношении его Золотые ворота не только достойно оформляли главный въезд в город, но и напоминали о Золотых воротах Царьграда и Киева.

Собор Успения Божией Матери

Главным храмом Владимира стал построенный Андреем Бого­любским в 1158-1160 гг. собор Успения Божией Матери. (Он тоже дошёл до нас в сильно перестроенном виде.) Поставленный на са­мой кромке высокого берега Клязьмы, Успенский собор был виден издалека. Его фасады украшали фигуры из позолоченной меди и красочные фрески. В ясную погоду собор сверкал на солнце как ги­гантская золотая корона, усыпанная драгоценными камнями.

Резиденция Боголюбово

Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея — Боголюбово. Здесь было несколько каменных зданий: двухэтажный княжеский дворец, придворный храм Рождества Бо­городицы, церковь Святого Леонтия Ростовского, высокие стены и величественные ворота, над которыми помещалась небольшая цер­ковь во имя апостола Андрея Первозванного. Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Так, дворцовая церковь имела сверкающие как зеркало полы из красной меди, рас­писанные под мрамор круглые колонны с позолоченными капителя­ми, покрытые цветной глазурью керамические плитки, устилавшие полы на хорах, и множество драгоценной утвари. Гордясь творени­ем, Андрей порою лично приводил в храм своих гостей и наслаж­дался их неподдельным восхищением красотой убранства.

В настоящее время от былого великолепия Боголюбова сохра­нился лишь один драгоценный фрагмент: двухъярусная белокамен­ная галерея, соединявшая дворец с собором, и лестничная башня, возле которой был убит заговорщиками князь Андрей. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Церковь Покрова на Нерли

Подобно музыке, архитектура обладает способностью рассеивать мрачные мысли, переплавлять их в светлую и тихую печаль. В этом ещё раз убеждаешься, когда, покинув Боголюбово, уходишь по про­сёлочной дороге через поле к одиноко стоящему на небольшой возвы­шенности стройному белокаменному храму. Это знаменитая церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского око­ло 1165 г. Историки искусства считают её высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

Дмитриев­ский собор

Придворный Дмитриев­ский собор, сооружённый в 1194-1197 гг. , стал одним из памятников Всеволоду Большое Гнездо. Его отличает спокойная гармония архитектурных форм, а также многочисленные и разно­образные резные композиции на фасадах. Здесь и библейские персо­нажи, и христианские святые, и фантастические животные, и даже скульптурный портрет самого князя Всеволода с сыновьями.

Архитектура Новгородской республики 12 века

Архитектура Новгорода в XII в. совсем не похожа на владимирскую. Вместо тщательно обработанных со­оружений из белого камня здесь строят небольшие храмы из грубо отёсанных плит местного серого известняка, чередующихся с ряда­ми кирпичной кладки. В результате поверхность стены выглядит неровной, слегка округлой, а сам храм становится чем-то похожим на гигантский белый гриб.

Такие постройки соответствовали вкусам и возможностям нов­городских бояр. Стремясь расширить круг своих заказчиков, зодчие ищут способы дальнейшего удешевления храмов. Они уменьшают размеры апсид и сокращают их количество, опускают углы основ­ного четверика.

Картинки (фото, рисунки)

  • Дмитриевский собор во Владимире. XII в.
  • Храм Покрова на Нерли. XII в.
  • Золотые ворота Владимира. Реконструкция первоначального вида. XII в.
  • ru/public/page_images/1377/52.jpg»>
    Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. XII в.
Категории:

Древнерусское зодчество Древнерусская архитектура

Вопросы к этой статье:

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Соборы XII века: средневековая готика

В течение почти четырехсот лет готический стиль доминировал в архитектуре Западной Европы. Он возник в северной Франции в двенадцатом веке и быстро распространился по Англии и континенту, вторгшись в Скандинавию, в бывшую империю викингов. Он противостоял византийским провинциям Центральной Европы и даже появлялся на Ближнем Востоке и в Америке.

Готические архитекторы проектировали ратуши, королевские дворцы, здания суда и больницы. Они укрепляли города и замки, чтобы защитить земли от вторжения. Но именно в служении церкви, наиболее плодовитому строителю средневековья, готический стиль получил свое наиболее значимое выражение, дав широчайший простор для развития архитектурных идей. 0003

Хотя к 1400 году готика стала универсальным стилем строительства в западном мире, ее творческий центр находился на севере Франции в области, простирающейся от королевских владений вокруг Парижа, включая Сен-Дени и Шартр, до региона Шампань в на восток и на юг до Буржа. В пределах этой ограниченной территории, в ряде соборов, построенных в течение 12-го и 13-го столетий, произошли главные новшества готической архитектуры.2

Сверхъестественный характер средневековой религиозной архитектуры получил особую форму в готической церкви. «Средневековый человек считал себя лишь несовершенным преломлением Божественного Света Бога, Храм Которого, стоявший на земле, согласно тексту обряда посвящения, обозначал Небесный Град Иерусалим».0003

Готическая интерпретация этой точки зрения представляла собой собор, настолько величественный, что, кажется, умаляющий человека, входящего в него, поскольку пространство, свет, структура и пластические эффекты каменной кладки созданы для создания визионерского масштаба. Результатом готического стиля является искажение, поскольку в частях отсутствует фиксированный набор пропорций.

Такая архитектура выражала не только физические и духовные потребности Церкви, но и общее настроение людей того времени. Готика была не темной, массивной и сдержанной, как старый романский стиль, а светлой, открытой и воздушной, и ее появление во всех частях Европы оказало неизгладимое влияние на мировоззрение последующих поколений. глубокие социальные и экономические изменения в Западной Европе.

В конце одиннадцатого и двенадцатого веков торговля и промышленность были возрождены, особенно в северной Италии и Фландрии, и оживленная торговля способствовала улучшению сообщения не только между соседними городами, но и между отдаленными регионами.

В политическом плане двенадцатый век был также временем расширения и укрепления государства. Наряду с политическими и экономическими событиями возникло новое мощное интеллектуальное движение, стимулированное переводами древних авторов с греческого и арабского на латынь, и появилась новая литература. Готическая архитектура как способствовала этим изменениям, так и испытала на себе их воздействие5,9.0003

Готический стиль был преимущественно городским. Разумеется, все соборы располагались в городах, и большинство монастырей к XII веку стали центрами общин, выполнявших многие функции гражданской жизни. Собор или церковь аббатства были зданием, в котором люди собирались в большие праздники. Здесь начинались и заканчивались пышные и красочные церемонии, и здесь проходили самые ранние драматические представления.

Аббатство традиционно состояло из монастыря, общежития и трапезной для монахов. Но вокруг собора также был комплекс зданий, дворец епископа, монастырь и дом каноников, школа, тюрьма и больница. Однако над всеми ними возвышался собор, возвышавшийся над городом, как заметная издалека отметка6 9.0003

Архитектурные потребности Церкви были выражены как в физических, так и в иконографических терминах. Как и его романский предшественник, готический собор был в высшей степени адаптируемым. Его можно было спланировать больше или меньше, длиннее или короче, с трансептами и амбулаториями или без них, в соответствии с традициями и желаниями каждого сообщества. В нем не было заранее определенных пропорций или количества частей, как в римском храме или центрально спланированной церкви эпохи Возрождения.

Его социальные и литургические обязанности требовали главного алтаря в конце хора, где должны были сидеть капитул и различные высокопоставленные лица, нескольких малых алтарей и места для процессий внутри здания. двести человек, участвовавших в службе, хотя самый маленький готический собор легко мог вместить это число. Остальная часть здания просто дополняла это ядро ​​и предоставляла место для мирян, которым не разрешалось входить на хор или в святилище.

Тем не менее, после середины двенадцатого века хор обычно был изолирован монументальной ширмой, которая фактически не позволяла мирянам даже видеть службу, и стали использоваться специальные религиозные книги, чтобы предоставить прихожанам подходящие темы для медитации во время мессы. 8 Программа готической церкви отвечала как иконографическим, так и социальным требованиям.

Интеллектуальные центры Средневековья долгое время были связаны с Церковью, а традиции обучения, сохранившиеся в монастырских и соборных школах, породили такие университеты, как Париж и Оксфорд в конце двенадцатого и тринадцатом веках. Такое объединение, очевидно, повлияло на искусство, которое по-прежнему носило прежде всего религиозный характер. Ученые священнослужители, например, были назначены для составления сложных богословских программ для скульптуры и витражей, украшавших церковь.

Некоторые историки считают, что эта связь была еще более тесной, поскольку схоластическое мышление впервые оформилось в Париже в начале двенадцатого века, в то самое время, когда там зародилась готическая архитектура. Вполне возможно, что архитекторы, которые сами по себе были «абстрактными» мыслителями, могли время от времени усваивать некоторые мыслительные привычки философов. Однако в отсутствие письменных документов невозможно доказать, последовательно ли эти обычаи воплощались в конструкции зданий9.

Эпоха готики, как часто отмечалось, была эпохой видения. Сверхъестественное проявлялось в чувствах. В религиозной жизни двенадцатого и тринадцатого веков стремление созерцать сакральную реальность телесными очами выступало доминирующей темой. Архитектура была задумана и испытана как воплощение высшей реальности. Готический собор возник из религиозного опыта, политических и даже физических реалий Франции двенадцатого века. Это было описано как иллюзорный образ Небесного Города, вызванный в Книге Откровения.

Сущность готического стиля наиболее полно проявилась в его завоевании пространства и создании потрясающих, фантастических масштабов в соборах двенадцатого века.11

Библиография

Браннер, Роберт. Великие века мировой архитектуры: готическая архитектура. Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1967.

Гимпель, Джин. Строители собора. Нью-Йорк: Grove Press, 1983.

Митчелл, Энн. Великие строения мира: Соборы Европы. Фелтем: издательская группа Hamlyn, 19 лет. 68.

Панофски Э. Готическая архитектура и схоластика. Латроб: Faber and Faber Limited, 1951. Симсон, Отто фон. Готический собор. Нью-Йорк: Фонд Боллингена, 1956.

Воррингер, Вильгельм. Форма в готике. New York: Alec Tiranti Limited, 1957.

10 готических соборов средневековой Европы (с фотографиями)

Готические соборы — это не религиозные сооружения древних готов, а скорее соборы, построенные в готической архитектуре. Точно так же, как вандализм не имеет ничего общего с вандалами, готическая архитектура не имеет ничего общего с готами. Это стиль архитектуры, который развился во Франции из романского стиля в 12 веке и был известен просто как «французский стиль».

Готическая архитектура распространилась по всей Западной Европе и продолжала развиваться вплоть до 16-го века, прежде чем была включена в искусство эпохи Возрождения. Только тогда это называлось «готическим», и не в положительном ключе, так как готы считались грубыми и варварскими.

Готический стиль подчеркивает вертикальность и свет. Этот внешний вид был достигнут за счет развития определенных архитектурных особенностей, таких как сгруппированные колонны, ребристые своды и контрфорсы. Хотя архитектура используется во многих замках, дворцах и ратушах, великолепные соборы Европы действительно демонстрируют красоту готической архитектуры.

10. Собор Святого Стефана

Собор Святого Стефана (Stephansdom), расположенный в центре Вены, пережил множество войн и сегодня является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух более ранних церквей и в значительной степени был инициирован Рудольфом IV, герцогом Австрии, в 14 веке. Его самая узнаваемая особенность, черепичная крыша с ромбовидным рисунком, была добавлена ​​только в 1952 году.

9. Кафедральный собор Бургоса

Кафедральный собор Бургоса — средневековый собор в Бургосе, посвященный Деве Марии. Он известен своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство Бургосского собора началось в 1221 г. и после длительного перерыва почти в 2 века было завершено в 1567 г. В 1919 собор стал местом захоронения Родриго Диаса де Вивара («Эль Сид») и его жены Доньи Химены.

8. Реймский собор

Реймский собор был церковью, в которой были официально коронованы многие французские монархи. Он был построен на месте базилики, где Хлодвиг был крещен святым Реми, епископом Реймса, в 496 году нашей эры. Собор был завершен к концу 13 века, а западный фасад был добавлен в 14 веке.

7. Миланский собор

giovanni_novara / Flickr

Исключительно большой и тщательно продуманный готический собор на главной площади Милана, Дуомо ди Милано, является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из крупнейших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году при архиепископе Антонио да Салуццо в стиле поздней готики, более типично французском, чем итальянском. На возведение знаменитого собора ушло пять столетий.

6. Кафедральный собор Севильи

Ingo Mehling / Wikipedia

Построенный на месте великой мечети Альмохадов, средневековый собор Севильи был построен, чтобы продемонстрировать мощь и богатство города после Реконкисты. На момент завершения в 16 веке он вытеснил Собор Святой Софии как самый большой собор в мире. Это по-прежнему самый большой готический собор и третья по величине церковь в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы мечети, в первую очередь Хиральду, минарет, превращенный в колокольню.

5. Йоркский собор

Йоркский собор, один из двух крупнейших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии), возвышается над горизонтом древнего города Йорка. Йоркский собор включает в себя все основные этапы развития готической архитектуры в Англии. Нынешнее строительство было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году. «Большое восточное окно» внутри собора является самым большим пространством средневековых витражей в мире.

4. Нотр-Дам де Пари

MPD01605 / Flickr

Нотр-Дам-де-Пари — красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Начатый в 1163 году, он был практически завершен примерно к 1345 году. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам, прекрасный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время Французской революции 1790-х годов большая часть его скульптур и сокровищ была повреждена или уничтожена. Наполеон Бонапарт был коронован императором здесь 2 декабря 1804 г.

3. Кельнский собор

Пожалуй, самый большой готический собор в Германии, Кельнский собор (Kölner Dom) на протяжении веков был самой известной достопримечательностью Кельна. Когда-то самое высокое здание в мире, оно до сих пор имеет самый большой фасад в мире. Знаменитый собор стоит на месте римского храма 4-го века, за которым следует церковь, построенная по заказу Матернуса, первого христианского епископа Кельна. Строительство нынешней готической церкви началось в 1248 году и длилось с перерывами более 600 лет. Он посвящен святым Петру и Марии и является резиденцией католического архиепископа Кельна.

2. Санта-Мария-дель-Фьоре

Базилика Санта-Мария-дель-Фьоре, построенная в 1296 году в готическом стиле и завершенная в 1436 году, является прекрасным собором Флоренции и символом города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *