Соборы 16 века в россии: Культура России XVI века. Архитектура.

Содержание

Русская архитектура 16 века. Немосковские кремли и соборы

Церкви и крепости строили во многих русских городах. Если на архитектуру укреплений влияние оказывали военные действия, то на храмы — Ренессанс. Разберемся, почему так получилось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

1, 2. Нижегородский кремль, Россия, 1508–1515
3, 4. Тульский кремль, Россия, 1514–1520
5, 6. Коломенский кремль, Россия, 1525–1531
7, 8. Зарайский кремль, Россия, 1528–1531

В 16 веке крепости и кремли строили не только в Москве.

При Василии III и Иване Грозном строили крепости, которые укрепляли рубежные города.

Вот несколько примеров 👇

🏰 Тула. Кирпичный кремль с белокаменными элементами.

🏰 Коломна. Большой мощный кремль с кирпичными стенами, от которого сохранилось несколько башен и фрагментов укреплений.

🏰 Зарайск. Самый маленький кремль в степной зоне с белокаменным основанием и кирпичной стеной. Хорошо себя показал, отражая набеги крымских татар.

⚔️ Защита южных границ была особенно важной: Казань и Астрахань в это время не такие сильные, а Крымское ханство пользовалось поддержкой Османской империи — самого мощного государства. Это позволяло крымчанам совершать частые и успешные набеги на Русь.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1–5. Ивангородская крепость, Ивангород, Россия, 1492
6. Нарвский замок и Ивангородская крепость — расстояние между крепостями всего 130 метров

Ивангород интересен как пример влияния военных действий на архитектуру.

⚔️ Ивангород построили на реке Нарове в 1492 году для защиты от ливонцев. Напротив на другом берегу стояла крепость Ливонского ордена. В ходе Ливонской войны крепость пережила много осад. В какой-то момент ее захватили шведы, потом отбили обратно.

🏰 Сначала крепость была небольшой. Потом к ней постепенно начали достраивать укрепления. Вражеская крепость на другом берегу тоже усиливалась. В результате локальной «гонки вооружений» Ивангород стал очень мощным форпостом, который весь 16 век контролировал близлежащие территории.

1, 2. Успенский собор, Дмитров, Россия, начало 16 века
3, 4. Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря, Великий Новгород, Россия, 1515
5, 6. Софийский собор, Вологда, Россия, 1568–1570
7, 8. Спасо-Преображенский монастырь, Ярославль, Россия, 1506–1516
9. Успенский собор, Ростов, Россия, 1508–1512
10. Собор Пафнутьево-Боровского монастыря, Боровск, Россия, 1584–1589

Архангельский собор в Кремле стал образцом для других княжеств. В разных городах и монастырях в 16 веке тоже начали появляться большие соборы — некоторые вполне ренессансные, другие более традиционные русские, но все равно что-то знающие про итальянскую архитектуру.

Вот несколько примеров 👇

⛪️ Успенский собор в Дмитрове. Большой пятиглавый собор с ренессансными чертами — скорее всего, итальянские мастера приложили руку. Ордер с тонкими профилями, классический антаблемент отсекает закомары. Круглые окошки по четыре на закомарах напоминают об Архангельском соборе. Вокруг собора двухъярусная галерея. Четыре купола по бокам появились позже, галереи перестроили, но четверик сохранился в изначальном виде.

⛪️ Спасо-Преображенский собор Хутынского монастыря. Заложен под Новгородом в 1515 году по велению Василия III. Здесь влияние ренессанса только в ясности и размеренности: классического ордера и антаблемента нет, традиционные килевидные закомары. Галерея и крыльцо пристроены в 17 веке. Раньше было позакомарное покрытие, но потом его заменили кровлей. Стилистика собора имеет политическую подоплеку: в недавно присоединенном Новгородском княжестве архитектура тоже должна быть московской.

⛪️ Софийский собор в Вологде. Построен во второй половине 16 века. Очень сдержанный, минималистичный облик на перекрестке традиций. Декора на фасаде практически нет: «итальянские» пилястры правильных пропорций, традиционный русский килевидный портал.

⛪️ Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Галерея собора сохранилась в первоначальном виде. Она ордерная, совершенно итальянская по духу.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Русская архитектура 16 века [России] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat

Каменные храмы

Пятиглавые соборы

В больших городах и крупнейших монастырях России иногда стро­ились огромные пятиглавые соборы по образцу Успенского собора Московского Кремля. Примером может служить Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный в 1525 г. по распоряжению Василия III. Такие же каменные великаны возводились и при Ива­не Грозном (Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софий­ский собор в Вологде).

Собор Соловецкого монастыря

Неповторимой кра­сотой и своеобразием конструкции отличается собор Соловецкого монастыря на Белом море (1566). Его огромный четверик увенчан высоким пятиглавием. В боковых частях размещены приделы во имя почитаемых святых. При этом своды и главы опираются всего лишь на два монументальных столба. Заказчиком собора был соло­вецкий игумен Филипп — широко одарённый церковный деятель, впоследствии митрополит.

Четырёхстолпные храмы

Однако гораздо чаще встречались более скромные по разме­рам храмы с четырьмя внутренними столбами и одной или тремя главами. Переход от основного четверика к барабану центрального купола у этих храмов обычно выполнялся в виде нескольких яру­сов полукруглых кокошников. До наших дней сохранились многие образцы этого типа — собор Рождественского монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в Ярославле и др.

Загрузка…

Бесстолпные церкви

Ещё один распространённый в России XVI века тип каменных храмов — небольшие бесстолпные церкви с одной главой. Их заказ­чиками обычно выступали жители одной улицы или разбогатевшие купцы. В Москве примером такого типа может служить церковь За­чатия Анны.

Шатровые хра­мы

Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые хра­мы. Все они строились как памятники какому-то важному собы­тию. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коло­менском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окру­жён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения пре­столов храма связаны с памятными датами казанского похода. Тре­тий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.

Развитие архитектуры городов

Москва

При Иване IV Москва — столица Русского государства — разрасталась. Мощные стены с бойницами для пушек и пищалей и множество башен окружало Москву.

Кремль

Продолжалось строительство на территории Московского Кре­мля. Он поражал иностранцев белизной соборов, золотом куполов, цветными фресками храмов, росписью царских палат.

При Иване IV внутри Кремля была создана Оружейная палата. Царь очень гордился ею. Там хранилось: дорогое оружие; золотая и серебряная посуда; царские одежды, шитые жемчугом и украшенные драгоценными камня­ми; царские регалии.

Церковь Вознесения

В честь рождения сына Ивана, будущего первого русского царя, его отец — великий князь Василий III — повелел построить в селе Коломенском под Москвой церковь Вознесения. Она ознаменовала появление нового направления в архитек­туре — шатрового стиля. При взгляде на неё кажется, что видишь ги­гантский шатёр.

Знаменитый французский композитор XIX в. Г. Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерус­ского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, но древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который стро­ился веками, я стоял вблизи Миланского собо­ра, но, кроме налепленных украшений, я ниче­го не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты за­конченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».

Храм Василия Блаженного

В честь взятия русскими войсками Казани царь повелел в Москве на Красной площади построить храм Покрова. Он более известен как храм Василия Блаженного, потому что у его стен был погребён известный в те времена в Москве Василий по прозвищу Блаженный. Храм построен в шатровом стиле. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Белокамен­ная стена

Столица разрасталась. Потребовались новые городские укрепления. Белокамен­ная стена, возведённая под руководством русского зодчего Фёдора Коня, опоясала город. Эта новая территория получила название Белый город.

Монастырские укрепления

За столицей шло кольцо мона­стырских укреплений. В Симоновом мо­настыре в Москве до сих пор сохранилась башня «Дуло», что была создана в конце XVI в.

Другие города

Фёдор Конь выстроил стены Смоленского кремля — «ожерелья земли русской». Был обнесён каменными стенами Троице-Сергиев монастырь. В 60-х гг. XVI в. Иван IV повелел основать Тихвинский монастырь.

Устройство дворцов

см. Царский дворец#Помещения дворца

Картинки (фото, рисунки)

  • Церковь Вознесения в Коломенском. XVI в.
  • ru/public/page_images/1158/23.jpg»>
    Храм Василия Блаженного в Москве
  • Храм Преображения Господня XVI в. в селе Остров
  • Английское подворье в Москве
  • Башня Симонова монастыря в Москве («Дуло»). XVI в.
  • ru/public/page_images/1158/27.jpg»>
    Стены Смоленского кремля. XVI в.
  • Богоявленская церковь в селе Красном на Волге
  • Соловецкий монастырь. Рисунок XIX в.
Категории:

Россия в XVI веке Архитектура Русского государства

Вопросы к этой статье:

  • Почему в XVI в. исчезают многие местные школы архитектуры?

  • Как связаны политиче­ская история XVI в. и развитие архитектуры?

  • Докажите, что для архи­тектуры XVI век был эпохой расцвета.

  • Назовите выдающиеся архитектурные сооружения XVI в.

  • Какие новые здания появились в Москве при Ива­не IV, с чем это было связано?

  • В каком архитектурном стиле постро­ены здания при Ива­не IV?

  • Каковы характерные черты шатрового стиля?

  • Почему Москву называли «бело­каменной» и «златоглавой»?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Благовещенский собор, Москва


Какова история Благовещенского собора?

  • Благовещенский собор был основан как личная часовня российской царской семьи и служил местом проведения особых церемоний. Сохранившийся в советское время как музей, сегодня он остается одним из самых особенных храмов Кремля

Благовещенский собор, Москва

Фото с https://annunciation-cathedral.kreml.ru/

История Благовещенского собора

Императорская Россия

Благовещенский собор (Благовещенский собор) был построен по приказу великого князя Ивана III между 1484 и 1489 годами. В отличие от других храмов на Соборной площади Московского Кремля, которые были построены итальянскими зодчими, Благовещенский собор строили мастера из Пскова. Форма Благовещенского собора была еще более усовершенствована при Иване Грозном, который стремился сделать его более подходящей часовней для царской семьи.

Знаете ли вы? По легенде, Иван Грозный стоял на крыльце Благовещенского собора, когда увидел комету. Астрологи и гадатели считали, что это предвещает его скорую смерть, и вскоре Иван умер от инсульта, играя в шахматы. Похоронен в Архангельском соборе на Соборной площади Кремля.

Благовещенский собор был задуман Иваном III как личная часовня российской царской семьи, и он был соединен с парадными и жилыми помещениями Кремлевского дворца лестницей. В документах XVI–XVII веков Благовещенский собор упоминается как «Княжеский двор» и «Преддверие». С середины 16 века здесь проводились особые мероприятия, в том числе королевские браки и крещения, прием иностранных послов и важные религиозные церемонии. Даже после того, как Санкт-Петербург стал столицей России, Благовещенский собор сохранил свое значение.

Знаете ли вы? В подвале Благовещенского собора хранилась королевская казна, хотя многие бесценные предметы были разграблены литовско-польской армией в 1612 году и армией Наполеона 200 лет спустя.


Советская Россия и не только

Фото с сайта https://annunciation-cathedral.kreml.ru/

Благовещенский собор был закрыт после Октябрьской революции, пострадал во время Гражданской войны. Однако позже его отреставрировали и превратили в музей, чтобы защитить сокровища, лежащие внутри. С 1993 года Патриарх Российский возглавил богослужение в Благовещенском соборе в ознаменование праздника Благовещения.


Что можно увидеть в Благовещенском соборе?

  • Посетители могут полюбоваться изысканной архитектурой Благовещенского собора, увидеть внутри редкие образцы древнего культового искусства и артефакты, посетить исторических выставок

Что можно увидеть в Благовещенском соборе?

Фото с https://annunciation-cathedral. kreml.ru/

Архитектура и искусство

Несмотря на свои небольшие размеры, Благовещенский собор представляет собой настоящее произведение искусства как внутри, так и снаружи. Над белокаменной церковью возвышаются девять золотых глав, а ее конструкция воплощает в себе религиозные архитектурные традиции древнего Пскова и Москвы, украшенные ярусами полукруглых ниш и кокошников, арок и изящной лепниной.
Под многочисленными позолоченными куполами собор украшен росписями религиозных и царских деятелей и сцен (некоторые росписи являются оригиналами XVI века), а также иконами мастеров, в том числе Симона Ушакова и Андрея Рублева. Внутри стоит один из старейших в России иконостасов, украшенный иконами с 14 по 19 век.века, а в его центре серебряная дверь, ведущая на лестницу в личные царские покои в Кремлевском дворце.

Знаете ли вы? Интересно, что на фресках, украшающих паперть собора, изображены древнегреческие философы!


Выставки

В подклете Благовещенского собора находится выставка, посвященная истории городища Боровицкий холм (на котором построен Кремль) и коллекция кремлевских сокровищ и древностей XII-XVII веков. В Южной галерее на первом этаже находится выставка драгоценных икон, религиозной скульптуры и реликвариев.


Важная информация для посетителей
Адрес и контактная информация
Соборная площадь, Московский Кремль, Москва, 103132
Тел: +7 (495) 695-46-31 (касса)
Веб-сайт: https // Благовещенский собор.кремль.ру/?
Ближайшее метро: Библиотека имени Ленина/Александровский сад/Боровицкая (550м)
Часы работы
С 15 мая по 30 сентября — с 9:30 до 18:00, с 1 октября по 14 мая — с 10:00 до 17:00. Закрыт по четвергам.
Стоимость билета на посещение ансамбля Соборной площади, включая Благовещенский собор, составляет 700 рублей.

: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Русское зодчество XVI века

16 июня 2014 г. 14:13

Московская архитектура восприняла традиции владимирского, суздальского, псковского и новгородского зодчества.

Новый статус города потребовал строительства больших общественных зданий.

 

Московский Кремль стал архитектурным символом государственной власти, стены которого начали заново возводиться при Иване III в конце XV века. Для реконструкции Московского Кремля были приглашены миланские инженеры. Они возглавили строительство Тайницкой, Водовзводной, Спасской и Боровицкой башен в составе Кремля. Приглашая иностранных мастеров, Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства и в то же время сохранить национальные традиции. Поэтому зодчие почти полностью сохранили старую планировку стен Кремня, сделав их еще более величественными и высокими. Кирпичные стены с 18 башнями и общей протяженностью более 2 км стали не только грозной крепостью, но и замечательным произведением архитектуры. После достройки его стен и башен в 1515 году Кремль стал одной из лучших крепостей Европы. Кремль почти полностью следовал проекту «Крепости Дмитрия Донского».

Новые соборы стали строиться в основном на месте старых церквей, построенных при Иване Калите. Так Москва подчеркивала свои древние корни. Старые церкви были ветхими и маленькими и не соответствовали повышенному политическому статусу столичного города России.

 
Новый Успенский собор должен был стать главным храмом Московского государства и затмить величием Софийский собор в Новгороде. Для строительства собора из Италии был приглашен архитектор Фиораванти. Ему предложили пройти мимо Успенского собора во Владимире, так как московские цари считали себя наследниками владимирских князей. Талантливому зодчему удалось быстро уловить красоту и логику древнерусской архитектуры и творчески соединить самые существенные черты древнерусского искусства со своими ренессансными представлениями. Фиораванти повторил характерные черты Владимирского собора в московском Успенском соборе. Однако Московский собор производил впечатление более монолитного и величественного зодчества, что соответствовало представлениям о государственности того времени.

 

Архангельский собор был возведен на центральной площади Московского Кремля и стал усыпальницей московских царей. Возглавил его строительство итальянский зодчий Алоизио Новый, сохранивший традиционные формы и планировку русской пятиглавой церкви с хорами и дополнивший ее пышными архитектурными деталями венецианского чинквеченто. Они органично сочетались с русскими архитектурными традициями и вписывались в традиционный мировоззрение православной церкви.

 

Благовещенский собор Московского Кремля был построен русскими мастерами и служил домовым храмом для великих князей и императорской семьи и, таким образом, был непосредственно связан с дворцовыми помещениями. Здание собора было полностью совместимо с русскими архитектурными традициями и в нем переплелись характерные черты разных архитектурных школ: от туманной лепнины, как в Пскове, до слепых аркад на апсидах, как во Владимире и Суздале, и кокошниковых килевых арок московской архитектурной школы.

 

Столкнувшись с западноевропейским искусством, русские мастера отошли от него на самостоятельный путь в ответ на столкновение новых идей со старыми канонами, в которых укоренилась русская культура. Этот период в русской культуре называется Предренессансным, но XVI век отмечен ее видоизменением, проявившимся, в частности, в новых типах церквей, которые стали строиться на Руси. Так появились шатровые церкви (с шатровым верхом) и столпные церкви.

 

Вознесенская церковь в усадьбе Коломенское — самая известная шпилевая церковь. Это подлинно русское сооружение, вырвавшееся из привычного образа византийского крестово-купольного храма. Устройство церкви состоит из четырех основных элементов: цоколя, массивного четырехугольного каркаса с притворами, образующими крестообразный план, восьмиугольного строения и шатровой крыши. Устремленное к небу светлое здание Вознесенской церкви в то же время торжественно-монументально. Помимо оригинального архитектурного замысла, здание поражало современников архитектурным декором: капителями колонн, карнизами, орнаментальным рисунком кирпичной кладки шатра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта