Соборы 16 века в россии: Культура России XVI века. Архитектура.

Содержание

Русская архитектура 16 века [России] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat

Каменные храмы

Пятиглавые соборы

В больших городах и крупнейших монастырях России иногда стро­ились огромные пятиглавые соборы по образцу Успенского собора Московского Кремля. Примером может служить Смоленский собор Новодевичьего монастыря, построенный в 1525 г. по распоряжению Василия III. Такие же каменные великаны возводились и при Ива­не Грозном (Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софий­ский собор в Вологде).

Собор Соловецкого монастыря

Неповторимой кра­сотой и своеобразием конструкции отличается собор Соловецкого монастыря на Белом море (1566). Его огромный четверик увенчан высоким пятиглавием. В боковых частях размещены приделы во имя почитаемых святых. При этом своды и главы опираются всего лишь на два монументальных столба. Заказчиком собора был соло­вецкий игумен Филипп — широко одарённый церковный деятель, впоследствии митрополит.

Четырёхстолпные храмы

Однако гораздо чаще встречались более скромные по разме­рам храмы с четырьмя внутренними столбами и одной или тремя главами. Переход от основного четверика к барабану центрального купола у этих храмов обычно выполнялся в виде нескольких яру­сов полукруглых кокошников. До наших дней сохранились многие образцы этого типа — собор Рождественского монастыря в Москве, собор Спасского монастыря в Ярославле и др.

Загрузка…

Бесстолпные церкви

Ещё один распространённый в России XVI века тип каменных храмов — небольшие бесстолпные церкви с одной главой. Их заказ­чиками обычно выступали жители одной улицы или разбогатевшие купцы. В Москве примером такого типа может служить церковь За­чатия Анны.

Шатровые хра­мы

Среди построек России XVI века особняком стоят шатровые хра­мы. Все они строились как памятники какому-то важному собы­тию. Так, например, прекрасная церковь Вознесения в селе Коло­менском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окру­жён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения пре­столов храма связаны с памятными датами казанского похода. Тре­тий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.

Развитие архитектуры городов

Москва

При Иване IV Москва — столица Русского государства — разрасталась. Мощные стены с бойницами для пушек и пищалей и множество башен окружало Москву.

Кремль

Продолжалось строительство на территории Московского Кре­мля. Он поражал иностранцев белизной соборов, золотом куполов, цветными фресками храмов, росписью царских палат.

При Иване IV внутри Кремля была создана Оружейная палата. Царь очень гордился ею. Там хранилось: дорогое оружие; золотая и серебряная посуда; царские одежды, шитые жемчугом и украшенные драгоценными камня­ми; царские регалии.

Церковь Вознесения

В честь рождения сына Ивана, будущего первого русского царя, его отец — великий князь Василий III — повелел построить в селе Коломенском под Москвой церковь Вознесения. Она ознаменовала появление нового направления в архитек­туре — шатрового стиля. При взгляде на неё кажется, что видишь ги­гантский шатёр.

Знаменитый французский композитор XIX в. Г. Берлиоз писал: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерус­ского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, но древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который стро­ился веками, я стоял вблизи Миланского собо­ра, но, кроме налепленных украшений, я ниче­го не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты за­конченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый».

Храм Василия Блаженного

В честь взятия русскими войсками Казани царь повелел в Москве на Красной площади построить храм Покрова. Он более известен как храм Василия Блаженного, потому что у его стен был погребён известный в те времена в Москве Василий по прозвищу Блаженный. Храм построен в шатровом стиле. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Белокамен­ная стена

Столица разрасталась. Потребовались новые городские укрепления. Белокамен­ная стена, возведённая под руководством русского зодчего Фёдора Коня, опоясала город. Эта новая территория получила название Белый город.

Монастырские укрепления

За столицей шло кольцо мона­стырских укреплений. В Симоновом мо­настыре в Москве до сих пор сохранилась башня «Дуло», что была создана в конце XVI в.

Другие города

Фёдор Конь выстроил стены Смоленского кремля — «ожерелья земли русской». Был обнесён каменными стенами Троице-Сергиев монастырь. В 60-х гг. XVI в. Иван IV повелел основать Тихвинский монастырь.

Устройство дворцов

см. Царский дворец#Помещения дворца

Картинки (фото, рисунки)

  • Церковь Вознесения в Коломенском. XVI в.
  • Храм Василия Блаженного в Москве
  • jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1158/24.jpg»>
    Храм Преображения Господня XVI в. в селе Остров
  • Английское подворье в Москве
  • Башня Симонова монастыря в Москве («Дуло»). XVI в.
  • Стены Смоленского кремля. XVI в.
  • jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1158/38.jpg»>
    Богоявленская церковь в селе Красном на Волге
  • Соловецкий монастырь. Рисунок XIX в.

Категории:

Россия в XVI веке Архитектура Русского государства

Вопросы к этой статье:

  • Почему в XVI в. исчезают многие местные школы архитектуры?

  • Как связаны политиче­ская история XVI в. и развитие архитектуры?

  • Докажите, что для архи­тектуры XVI век был эпохой расцвета.

  • Назовите выдающиеся архитектурные сооружения XVI в.

  • Какие новые здания появились в Москве при Ива­не IV, с чем это было связано?

  • В каком архитектурном стиле постро­ены здания при Ива­не IV?

  • Каковы характерные черты шатрового стиля?

  • Почему Москву называли «бело­каменной» и «златоглавой»?

Материал с сайта http://WikiWhat. ru

Архитектура в России 10-16 вв.

Памятники русской архитектуры 10-16 веков

X век

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве.

Была воздвигнута святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства “Повесть временных лет” относит к 989 году. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь – последний оплот киевлян.

XX XI век

Софийский собор в Киеве.

Построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя.

XI век

Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах Ярославом Мудрым . Представляет собой крестово-купольный храм . На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны – полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.

XI век

Новгородский кремль.

Заложен князем Ярославом , он является древнейшим из сохранившихся в России кремлём ( впервые упоминается в летописи под 1044годом ). Сам кремль, его стены и башни представляют собой огромную ценность как с архитектурной, так и с инженерной сторон. Сохранившиеся кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484-1490гг. . Длина кремлевских стен-1385м, высота-от 8,5 до 10,6м, толщина от 2,7 до 3,3м.

XII век

Успенский собор во Владимире. Белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158-1160 годах . На высоком берегу Клязьмы в центре города и мыслился не только как главный храм Владимиро-Суздальского княжества

, его культурный, политический и религиозный центр, но и как главный центр всей Руси. В нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева .

XII век

Золотые ворота во Владимире. Были возведены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, торжественным въездом в город , а также служили непосредственно религиозному назначению-в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро-монголами, в 1238г. дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и

ворота затонули .

XII век

Золотые ворота в Киеве. Памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого . Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Золотые ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров . В 1240г. ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXIв.

XII век

Церковь Покрова на Нерли . Белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165г . князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Уникальная особенность – построена на рукотворном холме . Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем.

Стены церкви строго вертикальны , но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь . Стены церкви украшены разными рельефами.

XII век

Церковь Спаса на Нередице.

Был построен в 1198 году при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о погибших сыновьях . Церковь отличается во внешнем облике земной простотой и кажется живой формой самой природы.

XII век

Дмитриевский собор во Владимире. Придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой .

XIII век

Троице-Сергиева лавра. Крупнейший православный мужской монастырь России, основанный Сергием Радонежским в XIII веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380г. во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря – Пересвет и Ослябя. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

XIII век

Георгиевский собор во Владимире. Был возведён в период 1230-1234гг . при князе Святославе Всеволодовиче. Георгиевский собор был украшен богатейшей каменной резьбой . Камни с искусно вырезанными на них рельефными изображениями людей, зверей, птиц и растений были выложены так, что составляли цельные картины.

XIV век

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Храм представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. На фасаде немало декоративных элементов . Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками . По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф .

XIV век

Андроников монастырь. Бывший мужской монастырь в черте г. Москвы . Спасский собор монастыря-древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан

в середине 14 века митрополитом Алексием . В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок , выполненных Андреем Рублёвым. В XIV-XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 году монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

X XIV век

Церковь Спаса на Ковалеве. Построена по заказу боярина Онцифора Жабина около 1345года. Одноглавый четырёхстолпный храм с позакомарным покрытием и угловатыми лопатками. В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен до высоты в 5м. По официальной версии, храм был выбран Советской армией в качестве опорной точки обороны. Только подвижническая работа реставраторов, с 1965 года по мельчайшим кусочкам собиравшим древние фрески, позволила восстановить значительную часть первоначальной росписи собора.

XIV век

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Церковь отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Наружный декор отличается редким богатством. Фасады украшены многочисленными крестами. Храм был построен жителями Ильинской улицы-главной в Славенском конце Новгорода.

XV век

Успенский собор Московского Кремля. Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475-1479 гг . под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий . В 1547 г. здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 г.. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российский императоров, начиная с Петра II. В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией.

XV век

Кремль.

Крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города. Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад . Это установили археологи, по найденным здесь орудиям труда. Место строительства кремля было выбрано не случайно. Кремль построен на высоком холме, с двух сторон окружен реками. Первоначально кремль был деревянным. При Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены-каменные. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. На трон пришёл московский князь Иван III. Он собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Феарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. Строители начали возводить новый кремль-из кирпича . Во время Октябрьской революции кремль подвергается бомбардировке. При советской власти на территории Кремля строят Кремлёвский дворец съездов, установили звёзды на башнях.

XV век

Грановитая палата. Главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. Построена в 1487-1491 гг. по указу Ивана III . В нём проходили собрания Боярской Думы , заседания Земских соборов , празднечества в честь покорения Казани, победы под Полтавой. Здесь на Земском соборе 1653г. было принято решение о воссоединении Украины с Россией . Название получила по фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ.

XV век

Благовещенский собор . Храм на Соборной площади был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году . В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначально иконостас собора содержал иконы , написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда- Деисусный и Праздничный. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московского государства.

XVI век

Архангельский собор . Православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был сооружён в 1505-1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового . Выстроен из кирпича , декорирован белым камнем . В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения . Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним- император Пётр II.

XVI век

Новодевичий монастырь. В 1524-1525 годах был сооружён грандиозный пятиглавый собор по образцу кремлевского Успенского собора. Однако зодчий изменил соотношение высоты и ширины прясел стен, сделал подклет, которого нет в Кремле, теснее поставил главы. Это придало собору динамичность.

XVI век

Покровский собор. Был построен на Красной площади в 1555-1561годах . Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. В 1552 году Иван Грозный , лично возглавивший поход на Казанское ханство , дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом вернулось в Москву , Иван Грозный принял решение на месте восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную. Храм Василия Блаженного состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Русское зодчество XVI века

16 июня 2014 г. 14:13

Московская архитектура восприняла традиции владимирского, суздальского, псковского и новгородского зодчества. Новый статус города потребовал строительства больших общественных зданий.

 

Московский Кремль стал архитектурным символом государственной власти, стены которого начали заново возводиться при Иване III в конце XV века. Для реконструкции Московского Кремля были приглашены миланские инженеры. Они возглавили строительство Тайницкой, Водовзводной, Спасской и Боровицкой башен в составе Кремля. Приглашая иностранных мастеров, Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства и в то же время сохранить национальные традиции. Поэтому зодчие почти полностью сохранили старую планировку стен Кремня, сделав их еще более величественными и высокими. Кирпичные стены с 18 башнями и общей протяженностью более 2 км стали не только грозной крепостью, но и замечательным произведением архитектуры. После достройки его стен и башен в 1515 году Кремль стал одной из лучших крепостей Европы. Кремль почти полностью следовал проекту «Крепости Дмитрия Донского». Новые соборы стали строиться в основном на месте старых церквей, построенных при Иване Калите. Так Москва подчеркивала свои древние корни. Старые церкви были ветхими и маленькими и не соответствовали повышенному политическому статусу столичного города России.

 
Новый Успенский собор должен был стать главным храмом Московского государства и затмить величием Софийский собор в Новгороде. Для строительства собора из Италии был приглашен архитектор Фиораванти. Ему предложили пройти мимо Успенского собора во Владимире, так как московские цари считали себя наследниками владимирских князей. Талантливому зодчему удалось быстро уловить красоту и логику древнерусской архитектуры и творчески соединить самые существенные черты древнерусского искусства со своими ренессансными представлениями. Фиораванти повторил характерные черты Владимирского собора в московском Успенском соборе. Однако Московский собор производил впечатление более монолитного и величественного зодчества, что соответствовало представлениям о государственности того времени.

 

Архангельский собор был возведен на центральной площади Московского Кремля и стал усыпальницей московских царей. Возглавил его строительство итальянский зодчий Алоизио Новый, сохранивший традиционные формы и планировку русской пятиглавой церкви с хорами и дополнивший ее пышными архитектурными деталями венецианского чинквеченто. Они органично сочетались с русскими архитектурными традициями и вписывались в традиционный мировоззрение православной церкви.

 

Благовещенский собор Московского Кремля был построен русскими мастерами и служил домовым храмом для великих князей и императорской семьи и, таким образом, был непосредственно связан с дворцовыми помещениями. Здание собора было полностью совместимо с русскими архитектурными традициями и переплело характерные черты различных архитектурных школ: от туманной лепнины, как в Пскове, до слепых аркад на апсидах, как во Владимире и Суздале, и кокошниковых килевых арок московской архитектурной школы.

 

Столкнувшись с западноевропейским искусством, русские мастера отошли от него на самостоятельный путь в ответ на столкновение новых идей со старыми канонами, в которых укоренилась русская культура. Этот период в русской культуре называется Предренессансным, но XVI век отмечен ее видоизменением, проявившимся, в частности, в новых типах церквей, которые стали строиться на Руси. Так появились шатровые церкви (с шатровым верхом) и столпные церкви.

 

Вознесенская церковь в усадьбе Коломенское — самая известная шпильчатая церковь. Это подлинно русское сооружение, вырвавшееся из привычного образа византийского крестово-купольного храма. Устройство церкви состоит из четырех основных элементов: цоколя, массивного четырехугольного каркаса с притворами, образующими крестообразный план, восьмиугольного строения и шатровой крыши. Устремленное к небу светлое здание Вознесенской церкви в то же время торжественно-монументально. Помимо оригинального архитектурного замысла, здание поражало современников архитектурным декором: капителями колонн, карнизами, орнаментальным рисунком кирпичной кладки шатра.

 

Покровская церковь, более известная всему миру как Собор Василия Блаженного , не менее замечательный памятник русской архитектуры XVI века. Он был построен русскими зодчими Бармой и Постником в честь завоевания Казанского ханства. Архитектурный комплекс собора сложной звездообразной планировки состоит из девяти столпных церквей разной высоты: центральный шатровый храм окружен восемью другими. Все его части поднимаются с единого тяжелого каменного леса и соединяются с прогулочной галереей. Первоначальная цветовая палитра здания состояла из сочетания красного кирпича и белого резного декоративного камня, подчеркнутого сверкающими белыми железными обшивками куполов и покрытых ими голов, и цветными майоликовыми украшениями центрального шатра. Изящные луковичные купола собора выполнены в конце 16 века, а витиеватая роспись появилась в 17-18 веках.

Прочитайте также: русский ульт 16 -го века

Автор: Вера Иванова


Теги: Культура России Архитектура России История России   
Следующий Предыдущий

Московские храмы | КНЭВА

  • Купола и кресты Богоматери Знамения ловят свет на закате. (фото: Майкл Дж. Л. Ла Чивита)
  • Раздача милостыни на Пасху в неоклассическом Богоявленском соборе. (фото: Ричард Лорд)
  • Золотые купола Благовещенского собора Кремля. (фото: Майкл Дж. Л. Ла Чивита)
  • Шатровая крыша собора Василия Блаженного — это буйство цветной черепицы и эмалированного кирпича. (фото: Майкл Дж. Л. Ла Чивита)

Историю Москвы можно проследить по многочисленным церквям, которые до сих пор усеивают российскую столицу. Огонь, война, империя, торговля, теология, реформа и революция: все это можно проследить, прогуливаясь по извилистым улочкам города.

Впервые Москва упоминается в древних летописях русов (восточнославянских предков белорусского, русского и украинского народов) в XII веке. Это было малоизвестное пограничное село, стоявшее на крутом берегу притока великой реки Волги. Однако судьба этого захолустья изменилась после того, как на русские владения обрушилась беда.

В середине 13 века столица Руси Киев был разграблен и сожжен монголами. Две трети населения были убиты. Торговля с Константинополем и Западом была прервана, а светские деятели Руси казнены. На протяжении более 200 лет монголы взимали суровую дань с тех князей, которых считали верными Золотой Орде, и произвольно казнили виновных в честолюбии.

Православие пережило монгольский натиск и было единственной силой, которая сохранила память о Киевской Руси. Спасаясь от Киева, святые мужчины и женщины скитались по отдаленным лесам севера в поисках убежища. По мере роста репутации этих аскетов вокруг них процветали монашеские и светские поселения.

Тем временем Москва процветала. Его ловкие князья присоединяли земли, взимали дань за монгольского хана (оставляя себе здоровую долю) и заручались поддержкой православной церкви.

Признавая первенство Москвы, православный митрополит Владимирский перенес в XIV веке место своей власти в Москву. До реформ Петра Великого в 18 веке подъем России и православия был единым целым. Великие соборы Московского Кремля иллюстрируют этот союз церковной и светской власти.

Благовещенский собор XIV века с инкрустированным драгоценными камнями полом и великолепным иконостасом был местом королевских крещений и бракосочетаний.

В Успенском соборе XV века, построенном по проекту итальянца, хранились важнейшие реликвии царства: византийская икона Владимирской Божией Матери, образ Спаса Огненное Око и икона св. Георгий, насильственно переселенный Иваном Грозным из города-соперника Москвы, Новгорода.

Собор также был местом коронации царей; возвышенные события, которые терзали элементы византийской службы коронации императора и рукоположения епископов.

Собор Святого Михаила с его прекрасной отделкой в ​​стиле итальянского Возрождения защищал умерших монархов. Цветы украшают могилы нескольких мужчин, их подвиги помнят массы.

Хотя соборы были завершены в разное время, они удивительно похожи в плане: рациональная конструкция греческого креста внутри квадрата, увенчанного барабанами и луковичными куполами. За исключением купола-луковицы, план похож на конструкцию византийских церквей.

Если кремлевские соборы — это средневековая ода Москвы Западу, то собор Василия Блаженного — это отвержение города Западу.

Собор Василия Блаженного — уникальное русское творение: группа часовен, окружающих главное святилище и увенчанных шатровой крышей — элемент, заимствованный русскими зодчими у деревянных церквей крайнего севера России.

Собор был построен Иваном Грозным, который приказал построить его в честь победы над татарами (потомками монголов) в середине 16 века. По легенде, Иван велел зодчим вырвать глаза — это гарантировало, что другого подобного не построят.

Неохотные контакты Москвы с Западом усиливались по мере объединения восточных славян. Отфильтрованные поляками и украинцами западные идеи стали проникать в царский двор, в церковное искусство и во вкусы шляхты.

Сооружения, подобные церкви свв. Петра и Павла, построенные купцами, иллюстрируют ассимиляцию западных мотивов и традиционных русских форм.

В 1652 году царь Алексей «благочестивый» поставил на патриарший престол западника. Никон, ревнитель противоречий, очистил русскую церковь от накопленных годами практик. Никон основывал свои литургические реформы на текстах, используемых в церкви Украины и грекоязычного мира.

Его влияние распространялось и на иконографию и церковную архитектуру: он приказал уничтожить все иконы, выдающие западное влияние, однако презирал традиционные шатровые церкви и возводил трезвые византийские церкви.

Архитектура Никоновского собора Святых Апостолов в Кремле напоминает Успенский собор, только без луковичных глав.

Реформы Никона раскололи русскую церковь. Созданная Православная Церковь уже никогда не восстановит своего прежнего положения в русской жизни. С восшествием на престол Петра Великого и упразднением им патриаршества церковь станет простым ведомством государства.

Старообрядцы, протестовавшие против реформы «истинной» веры, унесли свою практику далеко на север и презирали устоявшуюся церковь как орудие дьявола.

Когда Петр Великий привел правительство в Петербург его «Окно на Запад» Москва лишилась своего двора. Российские императоры продолжали проводить свои коронации в Успенском соборе, а городские святыни оставались объектами паломничества. Но Москва больше не была политическим центром Российской империи.

Когда Наполеон вторгся в Россию в 1812 году, его великая армия двинулась к Москве если Санкт-Петербург был головой России, Москва была ее сердцем и душой. После того, как его войска разграбили древние церкви и оставили город в огне, российское правительство вложило миллионы рублей в восстановление и восстановление любимого города. Вскоре Москва, воздвигнутая на пепелище старой, станет превосходить прекрасный город на Неве, Санкт-Петербург.

Храм Христа Спасителя, чудовищный храм, построенный на крутом берегу Москвы-реки, воздвигнут в память о поражении Наполеона и возрождении русской идеи.

Огромное здание без архитектурной целостности, было завершено только в начале нынешнего века.

В разгар гонений на Православную Церковь в 1930-е годы Сталин приказал взорвать памятник, чтобы освободить место для своего Дворца Советов. Его разрушение было зафиксировано на камеру для потомков.

Однако сталинские инженеры не смогли должным образом закрепить фундамент его помпезного дворца. Вместо этого диктатор остановился на самом большом в мире открытом бассейне с подогревом.

Положительным аспектом нынешнего возрождения русского национализма является стремление восстановить духовные сокровища Москвы.

По всей Москве, как и по всей России, храмы, превращенные в зернохранилища или водочные заводы, возвращены церкви. Московская патриархия, потрясенная количеством возвращенных церквей и потраченными средствами, обратилась за помощью к Западу.

Тем временем рядом с самой большой и уродливой гостиницей мира «Россия», построенной на фундаменте монастыря XVI века, реставраторы с любовью реставрируют Знаменский собор XVII века. Знак надежды на будущее русской церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *