Соборы ярослава мудрого: Недопустимое название — Русский эксперт

где находится и что посмотреть рядом

Средневековый князь основал первую в Украине библиотеку в Софийском соборе, где он был погребён

Колокольня днем Собрание святых отцов (левая часть) Молящаяся Дева Мария (Оранта) Софийский собор Саркофаг Великого князя Ярослава Мудрого 

Собор Святой Софии, построенный в 12 веке, является памятником византийского архитектурного искусства. Церковь крестово-купольная, она имеет 5 неф, 5 апсид и 13 куполов. На строительство храма, сегодня выполненного в стиле барокко, ушло 20 лет.

Близость собора к царскому дворцу делала его постоянным местом проведения таких мероприятий, как венчания на царство и подписания договоров. Великий князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого строительство собора было закончено, основал первую в Украине библиотеку. Многие правители были похоронены в соборе за все эти годы. Саркофаг князя Ярослава находился в соборе с момента его захоронения. Хотя его останки, как полагают, вывезли во время Второй мировой войны.

Между 1169 и 1585 годами собор много раз переходил из рук в руки, и в результате был значительно повреждён. Во время его реконструкции в 1600-х и в начале 1700-х годов были добавлены детали в стиле барокко, такие как: купола грушевидной формы, а также колокольня, резиденция митрополита (глава местной церкви) и украшенные ворота в западном стиле. Именно в данное время в реконструкции внешней части здания начали применять штукатурку и побелку, а центральный купол золотили.

Фрески и мозаики, которые были созданы в одно время со строительством собора Святой Софии, украшают внутреннюю часть интерьера. Одним из самых известных произведений искусства является 6-метровая каменная и стеклянная мозаика молящейся Девы Марии.

С 1934 года церкви удалось устоять в послереволюционные времена, когда религия подвергалась гонениям, но церковным мозаикам удалось пережить тяжёлые времена, поэтому они считаются неразрушимыми.

Собор Святой Софии прекратил своё функционирование в качестве церкви. Собор начали использовать как музей истории христианства Украины.

исскусство реликвии и мощи церковь церкви захоронения религия мозаика христианство колокольни

Авторы: Maria Ermolaeva, Татьяна Корчагина

Где остановиться

Booking.com

Места поблизости

Может быть интересно

Постройки времени правления Ярослава Мудрого / Архитектура Древней Руси / История архитектуры / www.

Arhitekto.ru

Следующий значительный этап в развитии каменного зодчества приходится на годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), который после смерти князя Мстислава сосредоточил в своих руках власть над всей Русской землей. Это время наивысшего расцвета и политического могущества Древнерусского государства. Усиление раннефеодального государства и решительное поражение, нанесенное печенегам, резко повысили роль Киева как стольного города мощной державы.

Город Ярослава охватил большую территорию (около 80 гектаров) нагорной части Киева, превышавшую город Владимира почти в восемь раз. Возводится новая оборонительная линия — мощные валы с бревенчатыми стенами достигали высоты 14-16 м. В окольный город, каким по сути являлся город Ярослава, вели трое ворот, выводивших на основные дороги в Белгород, Васильков и Печерский монастырь. Новый город, защищенный валом, включил в свои пределы вал Владимира Святого, а также и Михайловскую гору, на которой стоял сначала Дмитриевский монастырь (XI в.

), а затем златоверхий Михайловский монастырь (1108 г.). Посреди нового Кремля высился величественный Софийский собор в Киеве (около 1037 г.), рядом с ним монастырь Ирины (начало XI в.), а немного севернее — Георгиевская церковь (XI в.).

В крепость вели Золотые ворота (1037 г.) — величественная башня с проездной аркой в 7,5 м ширины и надвратной церковью Благовещения; остатки этого сооружения сохранились по сей день. Название ворот копировало название главных ворот Константинополя (весьма распространенное явление: позже и во Владимире появляются свои Золотые ворота, копирующие уже Киев, и даже окрестные реки будут переименованы киевскими названиями. Ворота имели военную функцию и были приспособлены к обороне, но все же основное их назначение не военное, а репрезентативное.

В центре нового города был возведен Софийский собор. На его строительстве работали уже не только византийские, но и русские мастера. Он сохранился до наших дней, хотя первоначальный его облик был сильно искажен в XVII-XVIII вв. перестройками в стиле барокко. Он был статическим центром Кремля, приводившим к равновесию весь его ансамбль и царившим над днепровскими просторами.

Из ансамбля построек, окружавших Софийский собор в Киеве, ни одна до наших дней не сохранилась. Монастыри Ирины и Георгия, расположенные к юго-западу от Софийского собора, как можно предполагать, стояли один против другого на главной магистрали города, которая вела от Золотых ворот мимо Софийской митрополии к Софийским воротам детинца. Фундаменты церквей этих монастырей (как предполагают) были обнаружены раскопками. Большинство исследователей считали, что данные церкви как бы представляли собой значительно уменьшенные варианты Софийских соборов, т. е. были пятинефными храмами без галерей.

Фундаменты третьей церкви, входившей в ансамбль центра города Ярослава, были обнаружены в западном углу Софийского заповедника. Все три церкви были построены в одно (или очень близкое) время с Софийским собором, и все они чрезвычайно близки по плану друг к другу. Тип их плана идет от Софийского собора, он лишь значительно упрощен, а самые здания значительно меньше по масштабу. Это трехапсидные, пятинефные. крестовокупольные храмы. В северо-западном углу одного из храмов находилась башня с винтовой лестницей. Об объемной архитектуре этих зданий ничего не известно.

Одновременно с архитектурным развитием Кремля быстро рос собственно город. За период с 60-х гг. XI в. по начало XII в. в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам. Видимо, раньше других был заложен собор Дмитриевского монастыря, в 1070 г. — собор Выдубицкого монастыря, в 1078 г. — Успенский собор Печерского монастыря, а вскоре после него — церковь Бориса и Глеба в Вышгороде. Затем был построен собор Кловского монастыря, а в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Около 1106 г. возведена надвратная церковь Печерского монастыря, а в 1108 г. заложен собор Михайловского Златоверхого монастыря. В эти же годы построили неупомянутые в летописи, но вскрытые раскопками церковь Николы Иорданского, храм в Зарубском монастыре на Днепре.

Жилые районы, расположенные на территории Подола, в этот период приобрели более определенную планировочную структуру. Улицы, вероятно, еще не имели сплошной застройки и служили лишь проезжими дорогами к торговой площади и к Кремлю.

В XI-XII вв. развился третий важный район Киева, так называемый Печерск, который, по-видимому, начал заселяться еще в докняжеский период. На древних «варяжских» пещерах в середине XI в. возникла Киево-Печерская Лавра. Архитектурный комплекс лавры был образован Успенской церковью (1073-1089 гг.), одновременно с ней построенной церковью Иоанна Предтечи, трапезной и, наконец, каменной оградой со Святыми воротами. Вся территория между лаврой и Кремлем (до Крещатицкого оврага) в это время интенсивно заселялась и обстраивалась. Здесь были построены церковь Влахернской Божьей матери на Клове, ряд монастырей и отдельных селений.

В XI в. в Киеве работали греческие мастера — строители и живописцы. По их замыслу возводились храмы и украшались мраморными плитами, мозаиками, фресками и иконами.

В XII в. в Киев была привезена из Константинополя знаменитая икона Владимирской богоматери, один из лучших памятников византийской иконописи. Приезжие мастера нашли в Киеве иную общественную среду, чем та, что окружала двор византийского императора. Богатый жизненный опыт славян, их здоровое, жизнерадостное мироощущение воплотились и в художественных образах. Искусство утратило отпечаток мрачного аскетизма, свойственного византийскому искусству XI-XII вв.

Среди городов обширного Киевского государства Киев был главным художественным центром. Только здесь развивалось тонкое искусство мозаики. Здесь же создаются великолепные образцы книжного (знаменитое «Остромирово Евангелие», украшенное были построены миниатюрами, 1056-1057 гг.) и декоративно-прикладного искусства. Влияние киевской художественной школы сказывается во всех русских городах.

Уже в конце XI в. Киевское государство начинает распадаться на мелкие княжеские уделы. Во второй половине XII в. Киев теряет ведущее политическое и культурное значение, оно переходит к Владимиро-Суздальскому княжеству (8, стр.

111-115; 16, стр. 87-96; 18, стр. 32-43; 24, стр. 50-52).

План Киева X-XI вв.
Город Владимира:
1-3 — дворцовые постройки; 4 — Десятинная церковь; 5 — церковь Василия; 6 — церковь Федоровского монастыря; 7 — церковь Андреевского монастыря; 8 — церковь Крестовоздвиженского монастыря; 9 — Витые вы ворота; 10 — Подольские ворота; 11 — ворота к Воричеву взвозу.

Город Ярослава:
12 — Софийский собор; 13 — церковь Св. Ирины; 14 — церковь Св. Георгия; 15 — церковь, открытая Д. В. Милеевым в 1911 г: 16- дворец; 17 — Золотые ворота; 18 — Львовские ворота; 19 — Лядские ворота; 20 — собор Михайловского Златоверхого монастыря; 21 — церковь Дмитриевского монастыря; 22 — остатки каменной стены.

Читайте также:

  • Первый каменный храм Древней Руси — Десятинная церковь в Киеве (конец X в.)
  • Оборонительные сооружения Древней Руси X-XIV вв.
  • Софийский собор в Киеве
  • Киевская архитектура второй половины XI — начала XII в.
  • Архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря
  • Новгородские крепостные укрепления
  • Городские постройки древнего Новгорода
  • Источники



Ярослав Мудрый — Карли Сильвер

Среди этих сумасшедших времен коронавируса одни заняты вязанием, другие запоем смотрят сериалы на Netflix. Сейчас я по колено в раннесредневековой русской генеалогии. Я начал с чтения « Неизменная королева » Джоанны Кортни, бесшабашной исторической фантастики, рассказывающей историю Елизаветы Киевской, жены Харальда Хардрады. Этот последний норвежский король-воин наиболее известен как «третья сторона» вместе с Вильгельмом Нормандским и Гарольдом Годвинссоном в битве за Англию в 1066 году.

Российские королевские особы, кроме Романовых, редко получают по заслугам, и когда я познакомилась с родителями Елизаветы — Ярославом, великим князем Киевским, и Ингрид Шведской, — я была очарована этой необычной парой. Сын первого русского христианского князя Киевского, Ярослав заслужил прозвище «Мудрый» за свои мудрые военные маневры, кодификацию правовых прецедентов и основания библиотек и церквей. Возможно, его Киев можно было бы назвать местом «золотого века», как предполагают историки.

 Он помогал строить дипломатические мосты с Западной Европой, но, несмотря на то, что Ярослав был плодовит в своей культурной деятельности, он был столь же плодовит в спальне. И он помог построить эти мосты, выдав своих многочисленных отпрысков замуж за могущественных правителей по всей Европе. Во многих смыслах он предвосхитил Кристиана IX, короля Дании, как так называемого «тестя Европы», чьи многочисленные сыновья и дочери вышли замуж за великих домов Европы к 800 годам.

Во-первых, вышеупомянутая Елизавета (Елизавета), скрепившая брачные узы между Киевом и Норвегией. К сожалению, у ее двух дочерей от Харальда самих детей не было, но если бы усилия Харальда по захвату Англии увенчались успехом, Ярослав был бы тестем правителям Англии и Франция. Это потому, что другая из его дочерей, Анна, вышла замуж за Генриха I Капета, короля молодого французского государства. Вероятно грамотный — в своей статье «Воспитание первых капетингов» Джоэл Розенталь отметил, что «у нас есть неопровержимые доказательства подписи его жены; оно дошло до нас в кириллице» — возможно, Анна ввела греческое имя Филипп во французскую королевскую семью, как прекрасно объясняет средневековый историк Жан Дюбабен в своем эссе «Что в имени? Филипп, король Франции». Анна оказалась первой французской супругой, которая наняла репетитора для своих детей. Последнее сработало хорошо, поскольку Филипп, как говорят, был блестящим молодым человеком. Филипп основал династию, чьи потомки до сих пор выживают и претендуют на несуществующий французский престол, а также на существующие в Испании и Люксембурге. Да, и Владимир Путин упомянул ее в разговоре с президентом Франции.

Другая дочь Ярослава с Ингрид, Анастасия, вышла замуж за Андрея I Венгерского, который отвоевал свой престол у узурпатора. По общему признанию, правление Андрея длилось недолго, и ее сыновья, получившие библейское прозвище дуэт Соломона и Давида, провели большую часть своей взрослой жизни, сражаясь со своими двоюродными братьями по отцовской линии. Но снова приходит дочь, чтобы спасти положение: единственный ребенок женского пола Анастасии, Аделаида, стала бабушкой по материнской линии ключевого польского князя Болеслава III (по прозвищу Кривоустый). Болеслав обратил в христианство большую часть Померании и оказался безжалостной силой, изменившей Восточную Европу.

А для поклонников британской монархии, это одна из возможных дочерей Ярослава, Агата, которая, возможно, является самой интригующей из всех. Мы знаем, что у Ярослава было четыре дочери, основываясь на современных портретах, но личность четвертой не установлена. Примерно в то же время, когда четвертая дочь Ярослава должна была выйти замуж, дворянка по имени Агата появляется как жена Эдуарда Изгнанника, изгнанного принца Англии. Ее отцовство никогда не упоминается, но мы знаем, что Эдуард в это время бродил по Восточной Европе, а у Ярослава была привычка выдавать своих дочерей замуж за изгнанных князей, которые могли вернуться домой, чтобы потребовать свои королевства (см.: Анастасия и Андрей).

Как отметил российский историк Норман У. Ингам в эссе 1998 года, многие ученые считают Агату потерянной дочерью Ярослава и Ингрид, и Агата стала «очень важной генеалогически». Ее муж так и не стал королем, но ее дочь Маргарет вышла замуж за Малькольма III Кэнмора из Шотландии, стала матерью трех королей, в том числе революционера Давида I, чье уникальное имя интригующе похоже на имя его венгерского кузена, и была причислена к лику святых. Еще одним ребенком Маргарет была Эдит, которая вышла замуж за норманнского короля Генриха I и таким образом основала династию британских правителей, которая существует и по сей день.

А шестеро сыновей Ярослава? Старший сын Владимир, названный в честь святого отца Ярослава, княжил над Новгородом и не дожил до того, чтобы вырваться самостоятельно, но имел сына по имени Ростислав. Ростиславу пришлось воевать с двоюродными братьями, сыновьями братьев Владимира, за свое наследство, но сумел захватить себе богатый город Тмутарахан не раз, а дважды. К сожалению, правил он недолго, так как убийца якобы использовал специальное кольцо. На убийце было кольцо с маленькой кнопкой, которую он тайно нажимал пальцем, выливая яд в чашу жертвы. Так умер Ростислав в 1067 г.

Сын Ярослава Изяслав женился на Гертруде, сестре короля Польши. Она помогла ему укрепить власть и править в Киеве после смерти Ярослава — и после того, как его дважды выгнали из его княжества; их сын стал православным святым. Другой Ярославич, Святослав, женился дважды, его вторая супруга была племянницей папы Льва IX и двоюродной сестрой императора Германии, добавляя к этому хорошие западноевропейские связи. Его сыновья сражались с другими своими двоюродными братьями за господство над ныне расколотыми владениями своего деда.

 Еще одним сыном Ярослава был великий князь Вселевод, укрепивший связи с югом Киева женитьбой на византийской принцессе, дочери Константина Мономаха. Этот тип союза не был новым — собственный отец Ярослава женился на Анне Багрянородной, другой византийской принцессе, — но оказался полезным, когда Вселеводу надоел его племянник Олег, сын вышеупомянутого Святослава от первого брака этого князя. Смутьян Олег после плена был отправлен в ссылку… Дядя Вселевод причастен? Не беда, что он уехал в Константинополь, где родственники Вселевода могли за ним присматривать. С женой-византийкой у Вселевода был знаменитый и плодовитый князь Владимир Мономах, который довольно долго поддерживал династию Рюриковичей.

 Будучи второй женой, Вселевод, по-видимому, женился на принцессе половцев, кочевого народа, годами терзавшего его поселения. Названная Анной, она родила Евпраксию Киевскую, которая приняла имя Аделаида, когда вышла замуж за императора Священной Римской империи. Евпраксия-Аделаида, однако, восстала против своего мужа, который был императором Генрихом IV, и жаловалась, что он обращался с ней как с пленницей и заставлял ее быть свидетельницей или даже участвовать в гнусных актах невыразимого «блудодеяния». Сохранились письма Евпраксии-Аделаиды, умоляющие ее семью разрешить ему вернуться в Россию. Излишне говорить, что эти двое не были родственными душами, хотя историк Кристиан Раффенспергер называет ее «рок-звездой» как посредника между Востоком и Западом.

Другой сын Ярослава, Игорь, женился на немецкой графине Кунигунде. У них было двое сыновей, но их дети не произвели такого большого впечатления, как их двоюродные братья; то же самое касается и последнего сына Ярослава, Бориса.

Библиография

 

Брэдбери, Джим. Капетинги: Короли Франции: 987-1328 . Лондон: Hambledon Continuum, 2007.

Димник, Мартин. Черниговская династия 1054–1146 гг. Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1994.

Данбабин, Джин. «Что в имени? Филипп, король Франции», Speculum 68 (1993): 949–68.

Дворник, Фрэнсис. «Киевское государство и его отношения с Восточной Европой». Труды Королевского исторического общества , XXIX (1947). 27-46.

Ингам, Норман В., «Найдена ли пропавшая дочь Ярослава Мудыри?» История России ‘/Histoire Russe , 25 (1998), 231-70.

Ковач, Сильвиа. «Династические отношения между половцами и соседними государствами». Материалы Девятой конференции Европейского общества центральноазиатских исследований , под редакцией Томаша Гачека, Ядвиги Пструсинск, Cambridge Scholars Publishing, 2009, 200-210.

Раффенспергер, Кристиан. «Агент перемен: Евпраксия Всеволодовна между императором и папством». Портреты средневековой Восточной Европы , 900-1400, под редакцией Дональда Островского и Кристиана Раффенспергера. Абингдон: Рутледж, 2018 г., стр. 178–214.

—. «Превосходное приключение Изяслава Ярославича: построение родства для обретения и восстановления власти в Европе одиннадцатого века», Средневековая просопография (2015): Том. 30: Вып. 1 , Статья 2.

—. Царство Русское. Каламазу. MI: Arc Humanities Press, 2017.

Робинсон, И.С. Генрих IV Германский: 1056-1106. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2003.

Розенталь, Джоэл. «Образование ранних капетингов». Traditio 25 (1969):366–76

Росик, Станислав. «Формирование постварварской идентичности: пример Померании в 11-12 веках». Воображаемые сообщества: создание коллективных идентичностей в средневековой Европе, под редакцией Анджея Плещинского, Иоанны Александры Собесяк, Михала Томашека и Пшемыслава Тышки, Brill, 2018, 293–303.

«Ярослав Мудрый». Британская энциклопедия . https://www.britannica.com/biography/Ярослав-Мудрый. Доступ

30 марта 2020 г.

Киевское государство под властью Ярослава Мудрого

Презентация плана

  1. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича. Претензии Ярослава Владимировича Великого к столу.
  2. утверждаю Владимировича Ярослава в Киеве.
  3. Внутренняя политика Ярослав.
  4. внешнеполитических мероприятий Ярослава Мудрого.

Хронология событий

1019

Битва Ярослава Святополка на реке Альте

1019-1054 двухлетний период

княжение Ярослава Мудрого в Киеве

1017-1037 он

строительство Софийского собора, укреплений вокруг г. Ярослава, строительство Золотых ворот в Киеве

1048

Посольство французского короля Генриха I Капета Франции в Ярославе. Женитьба Анны на дочери принца французского короля

1051

назначение митрополита Киевского Илариона, первого на этом посту русича. Основание Пещерного монастыря

основные понятия и термины

«Русская правда» сборник, или свод законов Руси, состоявший из нескольких поколений. Древнейшие части созданы при Ярославе Мудром, отдельную часть статьи заключили сыновья Ярославов — Устав Ярославичей. В «Русской правде» есть статьи и более поздних времен. Сборник, действовавший на территории Украины, Белоруссии, Литвы и России на протяжении нескольких столетий, стал основой для развития права и правосудия.

Евангелие (от греч. Вести) — одна из важнейших частей Нового Завета, состоящая из первых четырех книг, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. В ней описывается земная жизнь Господа, Сына Божия, Иисуса Христа: Его учение, чудеса, религиозные страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо.

Граффити — надписи и рисунки, выцарапанные на стенах и архитектурных деталях древних зданий, контейнерах и других предметах, обнаруженных при археологических раскопках.

Мозаика — Приборы для отделки стен и полов, на основе которых цементируют в определенном порядке мелкие кусочки цветного камня или стекла — смальты.

Собор — дом или большая церковь в городе, главный храм монастыря. Собор Православный Собор созвал большое собрание представителей духовенства и мирян для обсуждения важных вопросов и принятия обязательных для исполнения решений.

Патриарх — высший чин клирика в православных храмах.

Митрополит чин второй, после патриарха. Во главе церкви стояла и территориальная единица — митрополия.

Диакон — помощник священника в совершении церковных служб, низший духовный чин.

Монах (ченец ) — верующий, отказавшийся от условной светской (мирской) жизни в пользу служения Богу.

Монастырь п — комплекс зданий, предназначенных для религиозного размещения, отправления своих религиозных обрядов, обучения и т. п. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 978 — 1054) — великий князь киевский (1019 — 1954). Сын Владимир Святославич и Полоцкая княгиня Рогнед Рохволодивны . Князю Ярославу Мудрому повезло, говорят исследователи, гораздо больше, чем всем его предшественникам и даже многочисленным преемникам. Он прожил долгую жизнь и умер в расцвете своей славы и могущества. До наших дней сохранился мраморный саркофаг с его остатками, при исследовании которого ученые не только восстановили внешний вид принца, но и обнаружили перенесенное заболевание. О жизни Ярослава и его семьи рассказывают россияне не только записи, но и многие зарубежные источники. На стенах Софийского собора в Киеве – храма, построенного Ярославом Мудрым, сохранились древнейшие фрагменты изображений, среди которых есть несколько самого Ярослава и его семьи. После многих походов и сражений, завоевав в противостоянии с братьями право на княжение в Киеве, Ярослав избежал обвинений в жестокости и коварстве и остался в памяти потомков миролюбивым, тихим и благоразумным князем, который проявлял увлечение книгами, часто их читая. день и ночь, за что удостоился имени Мудрого.

1. Борьба за власть между детьми Владимира Святославича

Претензии Ярослава Владимировича Великого Стола

  • Из летописи узнаем, что Ярославу впервые достались владения от отца Ростова.
  • Владимир
  • вскоре дал ему престижный удел — Новгород. Произошло это, как свидетельствуют записи, после смерти старшего сына новгородского князя Владимира Вышеслава.
  • г. княжение в Новгороде было омрачено осложнением отношений с отцом. Летописец повествует, что из-за нежелания Ярослава киевлянина ежегодно платить дань между отцом и сыном едва не дошло до войны. Вообще-то жена Владимира готовилась к походу на Новгород, но он неожиданно умер, рожворивсь.

Смерть Владимира Великого разрушила устои в государственном строе, четыре года лихоманило страну, шли межкнязивские междоусобицы за власть в Киеве, в ходе которых были арестованы четыре сына председателя Владимира, которым суждено было стать победителем Ярославу.

битва за Киев

Вся вина за кровавые междоусобицы между русскими Владимировичем письменный памятник возложила на Святополка — старшего из живших в то время детей Владимира. Это Святополк по смерти отца в 1015 году утвердился в Киеве.

  • Первыми жертвами коварного плана стали младшие В. — Борис и Глеб. Чуть позже их разделила и судьба Святослав.
  • пролитая невинная кровь поквапыла Ярослава к действию. В Новгороде, получив известие о смерти отца и беззаконии Святополка, он приказал дружиннику лаштуватыся в поход.
  • г. Первое вооруженное столкновение с Ярославом Святополком произошло, предположительно, у исследователей в начале зимы 1015 г. под Любечем. Ожесточенная битва закончилась полным поражением войска Святополка.
  • г. побежденный князь отступил с поля боя, поэтому Ярослав беспрепятственно вошел в Киев.
  • После поражения в 1015 г. Святополк бежал в Польшу, под прибежище короля Болеслава Храброго, на что он доводился испытаниями. Болеслав уговорил Святополка возглавить войско в земле Руси. Поездка произошла в 1018 году
  • На этот раз бой между Ярославом и Святополком проходил в университете, недалеко от города Волынь.
  • победил Болеслава Храброго воина, Ярослав ушел обратно в Киев и Новгород.
  • Тем временем 4 августа 1018 г. к столице Руси присоединилось войско Святополка и Болеслава.
    • Хроника сообщает, что с ними обращаются очень грубо, чувствуя себя завоевателями.
    • не любил Киев. Жители города взбунтовались.
    • Болеслав, взяв много имущества и ограбив многих пленников, поспешил покинуть Киев.
    • г. Святополк, потеряв последнее обязательство под Киевом, при угрозе нового похода Ярослава бежал из города к печенегам.
    Ярослав
  • правильно воспользовался горьким опытом поражений и собрал для решающей битвы со Святославом «много воинов».
  • В 1019 на реке Альте Ярослав Святополк разбил войско, заставив Каина с позором бежать — куда-то в изгнание навеки потерянное должно быть.

усопшие братья Борис и Глеб вскоре были причислены к лику святых: им суждено стать первыми святыми, канонизированными Русской церковью. И так же, как они, и мы пошановуемо. Святополк был осужден братоубийством Каином как ветхозаветный — история до сих пор помнит его как Святополка Окаянного. А славу Ярослава Мудрого заслужил справедливый правитель, положивший конец междоусобицам и первым начавший почтить память жертв братоубийственной войны, найдя их останки и с почестями похоронив в Вышгороде.

2. Консолидация в Киеве Ярослав Владимирович

В течение года

1019 летописец занотував: «сидел Ярослав в Киеве, обтерев пот от жены, показывая великие победы и труды».

  • Вскоре после утверждения в Киеве Ярославу пришлось покинуть столицу и отправиться на север в землю, чтобы остановить нападение новгородского полоцкого князя на племянника Ярослава, Брячислава.
  • Как только этот конфликт был улажен, как пришла новая сила — с тмутараканским князем Мстиславом, который в 1023 г. неожиданно привез свою жену в Киев. Мстислав доводился братом Ярослава.
  • В предыдущих междоусобицах
  • года он, по словам летописца, не участвовал. Что касается его претензий к Киеву, то они получили неожиданное развитие.
  • Дело в том, что Мстислав выиграл битву с Ярославом, но Киев отказался признать старшего брата.
  • г. 1026 г. заключить мирный договор, по которому русские разделили земли по Днепру: правобережные земли Киева принадлежали Ярославу, а левобережные черниговские — Мстиславу. Правление этого порядка длилось 10 лет — до смерти Мстислава.

поэтому только с 1036 г. Ярослав единовладным стал правителем Киевской Руси.

3. Внутренняя политика

Сохранение территориальной целостности и единства Руси

Ярослав

  • возвратив под свою власть город Червенск, отвоеванный во время княжеских междоусобиц Болеса
  • , также ушел на север к побережью Балтийского моря, где на землях Чудского заложил город Юрьев.
  • , не выходя из начатого отцом здания на северной границе Руси.
  • окончательно одолели печенегов.

известие о последнем, победном для Ярослава сражении с печенегами, произошедшем в стенах Киева, опубликовано в 1036 году, однако современные историки относят его к 1017 году, в ознаменование победы Ярослав приказал построить великолепный храмовый город Битвы — Софийский собор .

Здание Киев

    О Киеве
  • раз Ярослав Мудрый говорил, что он был украшением России и соперником самого Константинополя.
  • Район «город Ярослава» по сравнению с городищем под Владимиром увеличился в семь раз. Еще мощные и высокие стены и стальной вал.
  • Изюминкой Киева стали Золотые Ворота — парадный въезд в город — от надвратной Благовещенской церкви, Софийского собора Георгиевской церкви, построен в честь покровителя великого князя [Ярославское имя церкви — Георгий (Юрий)] и Церковь Святой Ирины .
  • Настоящей жемчужиной древнерусского зодчества, величайшим сооружением Киева времен Ярослава Мудрого был Софийский собор .
    • Это был большой, увенчанный 13 куполами каменный храм, окруженный с трех сторон двумя рядами открытых галерей.
    • с запада к собору были пристроены две башни с широкой винтовой лестницей на церковные хоры.
    • Еще больше, чем внешнее величие, удивило внутреннее убранство дома. Больше всего впечатлили настенные изображения — Росписи и мозаики, среди которых многие были посвящены основателю храма — князю Ярославу.
    • Киевская София символизировала соединение божественного и начала государственной власти. Собор одновременно был главным, столичным храмом Руси и местом совершения наюрочистиших государственных церемоний — восхождения на Великий стол, приема на нем иностранных послов и др.

Управление законами

  • Налаживание быта было невозможно без упорядочивания законов.
  • г. к шагам в этом направлении однажды прибегнул князь Владимир.
  • и честь истинного реформатора законов принадлежит Ярославу — потому что он первый подписал написанный Русь сборник законов .
  • В этом документе
  • исследователи назвали «истинным Ярославом», или старейшим истинным.
  • Он состоял из 18 статей, положивших начало знаменитому сборнику законов — «Русская правда».
  • В статьях обсуждался Ярослав
    • наказания за убийство,
    • избиение до крови или синяков,
    • совершено с нанесением увечий,
    • дергать за бороду и усы,
    • верхом на странной лошади,
    • порча имущества,
    • укрывательство инопланетного крепостного и т.д..
  • Наказание обычно предусматривало выплату наличными, но сохраняло право на семейную вендетту.
  • Денежные пособия выплачивались либо в пользу князя — их называли «верами», либо в пользу потерпевшего или его родственников — головщины. Телесные наказания должны применяться только к крепостным за избиение свободного человека. Среди мер наказания не было смертной казни.

Поддержка христианской церкви

Ярослав Мудрый

всячески способствовал установлению и распространению на Русских землях христианского учения.

  • Он не только руководил строительством церквей, но и поддерживал авторитет княжеской власти в некрепких церковных организациях.
  • При поддержке Ярослава Мудрого 1051 был избран первым митрополитом Руси — им стал Иларион.
  • г. В 1051 г., как свидетельствует летописец, монах Антоний начал Печерскую обитель — в недалеком будущем ведущий центр церковной и культурно-просветительской жизни.

Просветительская деятельность Ярослава Мудрого

  • Для обеспечения нужды русинских церквей в книгах, Ярослав организовал в Киеве при Софийском соборе скриптор-мастерскую по переписыванию книг.
  • Здесь до сих пор обучают грамоте и ознайомлювалы базовым знаниям детей из благополучных семей.
  • Собор являлся своеобразной библиотекой, вмещающей до 1000 томов редких книг. В Софии библиотека работала с древнерусскими книжниками — священниками, богословами, летописцами, древнерусскими писателями и учеными.
  • Были школы и при других церквях и монастырях. Свидетельством распространения грамотности среди разных слоев тогдашнего Киева является граффити .

4. Внешние события Ярослав Мудрый

  • Во внешней политике использовались все возможности дипломатии, среди которых важное место занимали междинастических браков. Недаром Ярослава Мудрого называют отцом в Европе.
  • масштаб внешней политики и авторитет Ярослава ему как правителю в том, что всех своих детей он выгодно женил. Породычавшийся знатнейший из европейского рода, мудрый князь Киевской Руси связан с Европой кровными узами.
  • г. между Киевской Русью и Византией сложились традиционно тесные отношения.
    • Однако
    • дружественно-союзнических отношений Византии и России подверглись испытаниям после закрепления за царским престолом Константина IX Мономаха в 1042 году
    • Начал свою деятельность с того, что отстранил от управления доверенных лиц всех предыдущих императоров.
    • опозорил банду россиян и людей. Отношения между Русью и Византией особенно обострились в 1043 г.
    • прямым приводом русинов к византийскому конфликту была ссора между рынком Константинополя греками и русинами. Во время нее русские купцы понесли большие потери, а один знатный русич погиб.
    • Ярослав Мудрый, конечно, не мог не ответить на антируски Константина IX. Была собрана большая армия. Экспедицию на Константинополь возглавил сын Владимира и Ярослава Вышата воеводы.
    • русские корабли предстали перед Константинополем в июне 1043 г., однако до войны дело не дошло.
    • Византия согласилась на уступки. Новый мирный договор был скреплен браком сына Ярослава и дочери Всеволода Мономаха Марии.
    • А вскоре, в 1051 году, отношения между Киевом и Константинополем снова обострились. Причиной недовольства константинопольского правительства стало рукоположение в митрополиты Киевские. Но и тогда конфликт уладился мирным путем.
  • поддерживал постоянную связь со времен Киевской Руси Ярослава и Германскою Империи . Современные источники включают русинское посольство в 1040 г. к Генриху III.
    • За три года от гонцов «Русский царь» еще раз посетил германского правителя: они якобы преподнесли ему дары летописцу, жене дочери князя.
    • и Генрих уже были женаты, поэтому предложения Русу нет.
    • Еще примерно в середине XI в. было заключено несколько браков между княжеским родом Ярослава и германскими державами.
  • Особенно оживленно было отношение Киевской Руси к Польше.
    • свидетельствует о том, что соседские отношения превратились в супружеские отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *