Софиевский собор в киеве: описание, адрес, время и режим работы 2022

Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества.

Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества.

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Софийский собор. Открытая древняя кладка.


Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.

Колокольня Софийского собора на Софийской площади.


В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства.

Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней.

Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане…

Макет — реконструкция первоначального облика собора

Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными…» Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).


Саркофаг Ярослава Мудрого, покоящегося в киевском Софийском соборе

За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».

В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.

Из рисунков А. ван Вестерфельда. 1651 г.

Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов).

Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата.
В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.

Софийская площадь.1840 г                                                                Софийская площадь.1851 г

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Дальние углы собора тонут в полумраке.

Центр, подкупольное пространство, залит ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола. А прямо навстречу входящему в храм из полумрака в мягком золотом мерцании выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, с воздетыми руками — «Богоматерь Нерушимая Стена», защитница киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары долго и безуспешно били тараном в стену собора, в котором укрылось множество киевлян.

Били как раз с той стороны, где помещалось огромное мозаичное изображение Богоматери. И стена устояла…

Мозаика 11 в., Киев, Софийский собор Богоматерь Оранта. Стена Нерушимая

Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора — Христа Вседержителя. Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже — фигуры двенадцати апостолов.

Мозаики Софийского собора в Киеве . 1040-е гг

Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.

                                    Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

«Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.

Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим…

Софийский собор

София Киевская — это зримая связь времен, поколений и душ миллионов людей. Святыня, без которой невозможно представить себе Киев. Много веков назад на месте Софийского собора было поле, на котором великий князь Киевской Руси Ярослав Мудрый велел возвести собор в честь победы над печенегами.

И вот на святой киевской земле возникло поистиние уникальное по своей конструкции и маштабах культовое сооружение. Строительство которого было завершено в 1041 году. Посвящение его Софии Премудрости указывало на преемственную связь с центром всего православного мира, с храмом св. Софии в Константинополе, столице Византии.

Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение (в XVII в. были добавлены еще 6 глав).С архитектурой Софийского собора в Киеве гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь собора Святой Софии были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах — фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа. Посетители Софийского собора в Киеве также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити. София Киевская — это неистощимый кладезь произведений искусства. Каждого входящего в собор поражает величиной фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики около 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок разных цветов и оттенков (приблизительно 177 оттенков цветов). Мозаики с изображением Евхаристия и Отцов Церкви поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.

С самого начала существования София Киевская испытала несколько набегов и ограблений. В 1180 году София едва не сгорела во время большого пожара. Монголо-татарские орды, ограбили собор, но не уничтожили и, что самое главное, собор продолжал действовать, но постепенно приходил в упадок. Современный вид София приобрела в 1740 году после последней реставрации.

Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы XI века.Это — стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство. В XVIII веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.

Святая София служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе Святой Софии хранится саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе Святой Софии сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович. Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми «отличились» суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 г. с них взял пример Рюрик Ростиславич. Между этими двумя нападениями интерьеры Софийского собора в Киеве едва уцелели от большого пожара 1180 г.

Одной из самых больших загадок украинской истории является судьба библиотеки великого князя киевского Ярослава Мудрого – первой не только в Украине, но и во всей Восточной Европе. Местонахождение легендарной библиотеки неизвестно и поныне. Библиотека была основана великим князем в 1037 году как книгохранилище Софийского собора Киева. Князь создавал библиотеку на протяжении семнадцати лет – до своей смерти. Конечно, библиотека Ярослава Мудрого могла попросту сгореть в 1240 году – тогда в Киеве погибло немало разных ценностей. Однако верить в то, что старинные летописи и книги, содержащие уникальные материалы по древней истории Украины, утрачены навсегда, все же не хочется. Ведь время от времени исчезнувшая библиотека дает о себе знать… А вдруг она действительно спрятана в каком-либо из подземелий, и только дожидается момента, когда ее, наконец, извлекут из почти 800-летнего заточения?

Почти тысячу лет возносит к небу свои купола величественная София — земное воплощение Премудрости Божьей. Святая София Киевская, древняя резиденция киевских митрополитов, играла ведущую роль в судьбе православной Руси. Собор является главной духовной опорой народа, символом его бессмертия. Сердцем Украины назвал Софию Киевскую Президент Украины. Её история неразрывно связана с историей государства. Под сенью собора Святой Софии происходили знаменательные события в становлении государственности.

Вы можете увидеть Софийский собор во время наших следующих экскурсий:

http://www.ukrainatour.com/excurssion/excurssion-to-kiev-2

http://www.ukrainatour.com/excurssion/kyiv-city-excurssion

http://www.ukrainatour.com/excurssion/saint-sophia-cathedral

http://www.ukrainatour.com/excurssion/excurssion-to-pecherskaya-lavra

украинских христиан опасаются, что Россия планирует «воздушную атаку» на Софийский собор

Новости

01 марта 2022 22:37

российская бомбардировка, по словам украинских религиозных авторитетов, которые опасаются, что она станет целью преднамеренного нападения.

«Мы получили тревожную информацию о возможности авиаудара по одному из самых известных символов Украины, духовной святыне — Софийскому собору», — предупредил во вторник Украинский совет церквей и религиозных организаций. «Поэтому мы обращаемся к политическому руководству России с требованием немедленно прекратить ракетные удары!»

В экуменическом органе признали, что «не могут проверить» слух, но в своем обращении напоминают об аналогичной атаке во время Второй мировой войны. А команда госсекретаря Энтони Блинкена признала «тревожные сообщения о планах Кремля нанести удар по Софийскому собору», осуждая при этом новые волны российских ударов по гражданским объектам по всей стране.

СМОТРЕТЬ: УЖАС В ГОРОДАХ УКРАИНЫ ПОКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВТОРЖЕНИЕ РОССИИ

«Неспровоцированное и неоправданное вторжение России теперь включает разрушение религиозных и культурных объектов в Украине. Мы осуждаем ущерб, нанесенный католической епархии в Харькове, а также Бабьему Яру в Киеве», — написал во вторник в социальных сетях посол Рашад Хуссейн, ведущий сотрудник Госдепартамента по вопросам международной свободы вероисповедания. «Мы призываем Кремль прекратить жестокое насилие в отношении невинных жертв, а также религиозных и культурных объектов».

(2/2) Мы также слышали тревожные сообщения о планах Кремля нанести удар по Софийскому собору в Киеве. Мы призываем Кремль прекратить жестокое насилие в отношении невинных жертв, а также религиозных и культурных объектов.

— Посол. на свободе за международную религиозную свободу (@IRF_Ambassador) 1 марта 2022 г.

В ВСЦРО входят священнослужители из различных христианских, иудейских и мусульманских образований, которые вместе составляют «более 90 процентов всех религиозных организаций в Украине», согласно веб-сайту организации. В этот список входят две ведущие и конкурирующие украинские православные организации в стране, которые разделились в 2018 году, когда Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей, стамбульский епископ, считающийся «первым среди равных» в православном общении, признал Православную церковь Украины. как официальная украинская национальная церковь за счет традиционной косвенной юрисдикции Русской православной церкви над приходами в стране.

«В годы Великой Отечественной войны советские диверсанты взорвали еще одну святыню — Успенский собор Киево-Печерской Лавры», — рассказали религиозные деятели. «Не исключено, что извращенный разум агрессора способен на другое подобное преступление».

Эти опасения усилились, когда российские войска, не сумев быстро свергнуть президента Украины Владимира Зеленского и захватить другие города, перешли к более агрессивным бомбардировкам украинских населенных пунктов. Ранний утренний обстрел правительственного здания в Харькове на востоке, нападение, которое было заснято на видео, сменилось новостями о других ударах по другим гражданским районам.

«Путин не в состоянии сломить Украину», — написал в Твиттере министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в ответ на штурм Харькова. «Он совершает новые военные преступления из-за ярости, убивает невинных мирных жителей».

Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» также пострадал во время очевидной попытки снести телебашню в Киеве

«Также вполне возможно, что российские ракеты поразят Софийский собор из-за технических неполадок в системах вооружения», «Каждый день эти ракеты летят в сторону Киева, и любая из них может, пусть не намеренно, а из-за дефектов или ошибок поразить всемирно известные святилища».

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ ОТ WASHINGTON EXAMINER

В заключительном требовании он также упрекнул «российское руководство» в «преступных обстрелах украинских городов». «Еще раз решительно осуждаем российскую военную агрессию против Украины и требуем ее немедленного прекращения», — говорится в сообщении.

Поделитесь своими мыслями с друзьями.

Украинская архитектура под угрозой — WSJ

К

Константин Акиньша

Возобновить подписку

Мы рады, что вы хотите возобновить подписку.

С вас будет взиматься плата $ + налог (если применимо) для The Wall Street Journal. Вы можете изменить свои платежные предпочтения в любое время в Центре обслуживания клиентов или по телефону Обслуживание клиентов. Вы будете заранее уведомлены о любых изменениях в тарифах или условиях. Вы можете отменить подписку в любое время, позвонив по телефону Обслуживание клиентов.

Нажмите «Подтвердить», чтобы продолжить.