Софийский храм в киеве: Храм София Киевская | izi.TRAVEL

София Киевская. Часть 3: собор: varandej — LiveJournal

В первой части мы любовались Киевом с колокольни Софийского собора, во второй — бродили круг да около, ну а в третьей пройдём на соборный двор и внутрь храма. Киевская София, конечно, и так всем известна, во френд-лентах светится регулярно и даже в ВКН ЮНЕСКО вошла ещё в 1990 году, вместе с Московским кремлём, Петербургом, Кижами и Хивой. Но это — сердце Древней Руси, краеугольный камень всех её потомков, и потому не рассказать о ней в своём журнале я не могу.

Историю Софийского собора я уже рассказал в прошлых частях, но сейчас повторюсь. По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке — «сыновья» Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава. Её строили приглашённые византийцы — но сама Византия подобных храмов не знала:

2.

13-главый собор с лестничными башнями, охваченный двумя рядами галерей. С башнями и галереями всё вполне ясно — климат требовал более толстых стен, поэтому лестницы были вынесены в отдельные башни; галерея делалась для беспрепятственных крёстных ходов в дожди и метели. А вот 13 главок в виде пирамиды стали чем-то вроде «наглядного пособия» для вчерашних язычников: Христос — 4 евангелиста — остальные апостолы. Новгородцы, когда строили в камне свою Софию, решили, что 13 главок — перебор, оставив только Христа и евангелистов. Так и родилось русское пятиглавие:

3.

София оказалась одной из немногих церквей, переживших монгольское нашествие, и оставалась сердцем средневекового Киева. Тут кто-то спрашивал — неужели в Киеве ничего не осталось со Средних веков? Но в том-то и дело, что в сдувшейся княжьей столице, превосходившей давным-давно Париж и Лондон, новых храмов просто не требовалось: до 17 века, когда Киев вновь пошёл в рост, София и несколько уцелевших церквей, а также Лавра, вмещали всех прихожан. А Киевская митрополия (полное название — Киевская, Галиция и всея Руси) с 1458 года базировалась в Вильнюсе.

4.

…потому и Киевский митрополит Михаил Рогоза, в 1595 подписавший Брестскую унию, к Киеву не имел почти никакого отношения. Киевская митрополия с этого момента стала греко-католической, и в Речи Посполитой началось триумфальное шествие новой конфессии… споткнувшейся как раз о Киев. Греко-католики, которым сразу же передали Софию, так и не смогли завладеть Киево-Печерской Лаврой, православные нашли себе хорошую защиту в лице казаков, которые не гнушались и физической расправой над чересчур рьяным униатами, и наконец в 1620 году Иерусалимским патриархом была образована уже православная Киевская митрополия во главе с митрополитом Иовом (Борецким), чьей резиденцией стал соседний Михайловский Златоверхий собор. Эту историю, впрочем, я рассказывал уже в прошлой части, и кончилась она тем, что в 1633 году греко-католики оставили Софию, польский король признал легитимность православной митрополии на своих землях, в 1637 году сдался последний киевский оплот униатства — Выдубицкий монастырь, а в 1654 году и сам Киев вошёл в состав православного Русского Царства. На западных землях же к началу 18 века греко-католичество полностью вытеснило православие, и было ликвидировано Россией уже в 1830-е годы, но прекрасно себя чувствовало в Австро-Венгрии, откуда и вернулось в Киев уже в наше время. Киевская митрополия же с 1688 года окончательно подчинилась Москве, и примерно тогда же в Софийском соборе началась масштабная реконструкция.

5.

Несмотря на внушительный размер (42х55 метров), София невысока (29 метров) и даже приземиста, а во всей красе оценить её можно лишь сверху. Соборный двор, стены и ворота которого я показывал в прошлой части — это фактически Киевский кремль с периметром около километра, а во внешний мир обращена колокольня:

6.

Её историю я уже рассказывал в первой части, но сейчас повторюсь. Она возведена в 1697-1706 годах на средства гетмана Мазепы, и в Киеве играла ту же роль, что Адмиралтейская игла в Петербурге, замыкая перспективы от всех городских ворот… впрочем, построена она была с ошибками, и её верхние ярусы пришлось перекладывать уже в 1740-е годы. В 1806 году в колокольню ударила молния, и к 1812 её верхушка была перестроена в «петербургском» духе со шпилем. Окончательный облик она приобрела в 1851-52 годах, когда был надстроен 4-й ярус с грушевидным куполом. Тем не менее, что колокольня перестраивалась трижды, совсем не заметно — потрясающе цельная и выдержанная в духе «высокого» украинского барокко, на мой взгляд это красивейшая колокольня Украины. К тому же одна из самых высоких — 76 метров.

7.

Особенно хороши детали — такую пышность без аляповатости ещё поискать:

8.

О внутреннем устройстве колокольни и видах с неё — см. первую часть:

9.

Сама же София, на первый взгляд, перестроена до неузнаваемости. Хотя на самом деле всего-то: переделали главки, заложили кирпичом и надстроили ещё парой главок обводные галереи да лепнины поналепили.

10.

На мой взгляд получилось довольно громоздко:

11.

Достаточно сравнить с новгородской «сестрой», судьба которой, впрочем, была гораздо завиднее:

12.

Я не знаю, есть ли ещё на Руси храмы таких необычных пропорций, но в целом София выглядит группой сросшихся зданий:

13.

Поймите меня правильно — я очень люблю украинское барокко, однако всё же саму реконструкцию Софии считаю не самым удачным его проявлением. Хороши детали, которых при этом ровно столько, чтобы любоваться каждой, но вот в цельную картину они как-то не складываются:

14.

15.

16.

Однакор здесь Киевская София диаметрально противоположна Новгородская. Та почти не изменилась снаружи, зато Киевская — внутри. И если в Новгороде древний храм скрывает внутри помимо великолепных икон и реликвий унылые казённые росписи 19 века, громоздкая барочная Киевская София сберегла внутри Древнюю Русь:

17.

Потускневшие фрески, и ещё яркие мозаики, да пышный барочный иконостас (1731-47), и ничего лишнего, а над всем этим царит Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена». Оранта («молящаяся») — название сюжета, изображающего Богородицу с воздетыми руками, а «Нерушимой Стеной» называется конкретно эта. И мне кажется, она ни кто иная, как Душа Руси:

18.

В Новгороде тоже была подобная фреска — Христос Вседержитель в главном куполе со сжатой в кулак ладонью, которой, как считалось, держал Новгород… но та фреска была уничтожена в войну прямым попаданием авиамбомбы.

Киевская София ещё в 1934 году стала музеем, и остаётся таковым поныне. Статус ЮНЕСКО обязывает драть за вход по-драконовски — что-то вроде 100 гривен на человека (400-450р.). Кроме того, в Софие я для себя поставил точку в вопросе, чьи же храмы на Украине самые нелояльные к фотографам. Не Московский патриархат, и не римо-католическая церковь, а храмы-музеи! Смотрительниц много, следят за туристами внимательно. На пару-тройку кадров закрывают глаза, а вот дальше начинают бесноваться вплоть до подбегания, закрывания объектива ладонью и угроз милицией. Тем не менее, я наснимал тут кадров 20, хотя качество и не ахти.

19.

Часть фресок всё-таки 19 века, некоторые (как в Кирилловской церкви и Владимирском соборе) делал Врубель. Разница 11 и 19 веков видна невооружённым глазом:

20.

В старых притворах (после реконструкции оказавшихся в глубине собора) фрески сохранились куда лучше, чем в главном зале:

21.

22.

В притворе левее главного зала — древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился — его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по  его черепу было реконструировано его лицо… но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (!!!), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах — нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают  — теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.

23.

В галереях ныне музей (в том числе макет древнего Киева, частично показанный в прошлой части), росписи явно моложе:

24.

А вот росписи лестницы сохранились прекрасно. Попадаются очень странные сюжеты. Увы, я не знаток…

25.

С хоров (где смотрительницы особенно вредные) вид особенно хорош:

26.

А вон там, за теми колоннами — ещё один музейный зал с фресками, мозаиками и скульптурами Михайловского Златоверхого собора (см. прошлую часть), которые оттуда развезли по музеям перед сносом:

27.

Там же всякие выставки, например Богородица, сложенная из писанок (пасхальных яиц):

28.

А ещё здесь сохранились граффити, покрывающие древнюю роспись везде, куда могла дотянться рука. Удивительно, но в Древней Руси было нормально писать на стенах храмов, и выцарапанные на штукатурки или камне буковки и рисуночки попадаются повсюду. Такие  есть и в Новгороде на уцелевшем фрагменте древних фресок, и в Галиче, и наверное где-то ещё. Маленькие-маленькие люди, чья жизнь стоила копейки, обычный возобновляемый ресурс для княжеских амбиций… но при том в Киеве и Новгороде почти поголовно грамотные (в отличие от Галича, где рисунки явно преобладают над надписями). Я много слышал об отдельных граффити Софии: например, тут где-то есть рецепт языческого снадобья, к которому другим почерком приписано что-то вроде «грех великий писать такое!»; есть что-то вроде «[некто] — парась», есть какие-то полуофициальные надписи, сделанные священниками — навроде мемориальных досок, есть афтографы князей. Я не сумел прочитать даже те, что нашёл…. Но это потрясающее чувство — «общаться» вот так вот с людьми, жившими почти тысячу лет назад.

29.
.

Другие здания Митрополичьего двора построены в 18 веке, как и колокольня. Трапезная церковь (1722-30) также известна как Тёплая София — в ней молились зимой:

30.

31.

Дворец Митрополита (1722-30, надстроен в 1748 году) стоит напротив входа в собор. Его построил Рафаил (Заборовский), и по-моему это лучший образец украинского барокко в гражданском зодчестве:

32.

Причём красив не только фасад:

33.

Внутри сохранились интерьеры, дополненные мебелью:

34.

Росписи прямо как в русских теремах:

35.

Лепнина на потолке:

36.

И великолепные изразцовые печи — вроде бы на родных местаз, но не знаю, какого века:

37.

Ещё тут есть бывшая Софийская бурса (1763-67, ныне архив):

38.

39.

Консистория, в 1848-50 годах перестроенная из пекарни 1720-х годов (извиняюсь за самоповтор кадра):

40.

Братский корпус (1760-е):

41.

И колоритные задворки:

42.

43.

Вот так изнутри выглядит Южная башня:

44.

А так — ворота Заборовского, чьим красивейшим барочным порталом мы любовались в начале прошлой части. В те времена сюда вела прямая улица от руин Золотых Ворот (использовавшихся, впрочем, по назначению). А ещё на территории Софии растут породистые киевские каштаны, чьи орёхи твёрдые, как камушки.

45.

…Визуально древнерусский Киев не имел с современным Киевом почти ничего общего. Город строгих кирпичных храмов, сферических куполов, и бесконечных деревянных кварталов. Да и если сейчас Подол воспринимается как «впадина», в те времена напротив — Верхний город был «горой», нависавшей над Подолом, примерно как Высокий замок над Львовом или Хоэнзальцбург над Зальцбургом. Собственно, весь Киев был меж двух центров — детинцем на горе и портом на Днепре, служа «южными воротами» Пути из варяг в греки (равно как Новгород отвечал за «северные ворота»). Ещё где-то слышал (но подтверждений так и не нашёл), что Киев украшало несколько греческих статуй, завезённых из Византии. А после Великого раскола 1054 года Киевская Русь так и не сделала явного выбора, ориентируясь на Константинополь, но и связи с Римом не порывая — так, в 1089 году Киев посещали послы антипапы Климента III, а первый «латинский» монастырь здесь возник ещё в 1228 году, незадолго после того, как крестоносцы разгромили Царьград. .. Возвышение Киева начали в 860 году варяги Аскольд и Дир — здесь Север встречался с Югом. Почти столько же, сколько сам город, существует его еврейская община (о чём напоминают древние Жидовские ворота и «Киевское письмо» 10 века — древнейший аутентичный документ с территории Руси), пережившая и Монгольское нашествие, и княжьи войны, и Хмельниччину, и погромы ХХ века, и Холокост, а рассеявшаяся лишь в наше время. Дочери киевских великих князей выходили замуж за европейских монархов. Торговля с Великой Степью и Азией держалась на хазарах. По этим улицам собственной персоной ходил Илья Муромец. И хотя и нынешний Киев непохож ни на что, Древний Киев был непохож ни на что в ещё большей степени. Остаётся лишь пытаться его себе представить.

Написал бы ещё, но как-нибудь потом. Теперь меня ждёт Калининград.

Софийский собор Киев. Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир

Софийский собор

Киев

Софийский собор в Киеве (собор Святой Софии) – самый величественный и роскошный храм XI века – является выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Архитектура и живопись Святой Софии – это уникальное явление в истории мировой культуры.

Храм был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Ярослав Владимирович – сын крестителя Руси князя Владимира Святославича из рода Рюриковичей. Он устанавливал династические связи со многими европейскими правящими домами и, таким образом, являлся отцом, дедом и дядей многих правителей Европы. В истории получил прозвище Мудрый. При крещении Ярослав был наречён Георгием. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября – «Юрьев день».

Большое значение Ярослав придавал возвышению и украшению столицы своего усиливающегося христианского государства – Киеву. В это время Киев уже был чрезвычайно большим и крепким городом, в котором было около 400 церквей и 8 рынков. Киев называли соперником Константинополя, «блестящим украшением».

Триумфальное утверждение христианства в большом могущественном государстве обусловило появление грандиозного храма, архитектура и живопись которого воспевали Бога как творца мира, подносили к нему души верующих.

Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве храм Святой Софии на месте битвы с печенегами. Летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. В научной литературе обозначено, что летописная статья 1037 года, которая вспоминает под одним годом про создание целого комплекса больших сооружений, суммирует градостроительную деятельность Ярослава за все годы его княжества.

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи – ещё более широкой одноярусной. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина – 29,3 м; с галереями: 41,7 м и 54,6 м. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму.

Свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками.

Первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе – Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них – с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение, и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так как мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева – архистратига Михаила и многих православных святых.

В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела.

В барабане между окнами изображены фигуры апостолов, ниже изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

Самая известная мозаика собора – Богородица Оранта («Нерушимая Стена») – находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Высота ее – около 6 м. Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву. Под ней изображена Евхаристия (христианский обряд, заключающийся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении) – причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители – древние святые епископы, Отцы Церкви.

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на втором – Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей – будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии – и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и других. Большое место занимает композиция «Ипподром» в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола – шедевр искусства.

В архитектурный комплекс Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория. Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы в 1699 – 1706 годах. Она трехъярусная, высота ее 76 м. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 году также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385 – 1390 годах митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать.

В 1934 году архитектурный комплекс был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», который включён в Список Всемирного наследия в 1990 году.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Казанский собор

Казанский собор 1801–1811 гг., А.Н. Воронихин В 1733–1737 годах вдоль красной линии Невского проспекта была возведена церковь Рождества Богородицы. Позади нее, в глубине, находилась Переведенская слобода. Авторство проекта церкви часто приписывается М.Г. Земцову, но возможно,

Собор и обелиск

Собор и обелиск Мы с вами на Аптекарском острове – небольшом, отделенном от Петроградского острова речкой Карповкой. С тех пор, как мы прогуливались в этих местах с Виктором Михайловичем Бузиновым многое изменилось. Но мне показалось, что есть смысл вернуться сюда,

Древний Киев

Древний Киев Время возникновения Киева, как и ряда других городов, к эпохе летописца было уже основательно позабыто, но пытливый народный ум пытался восполнить пробел.

Во времена летописца в Киеве рассказывали древнюю легенду об основании его тремя братьями – Кием, Щеком

Киев и Москва

Киев и Москва Киев, русский по преимуществу город, передает русское имя не только южной России, в частности, и Черному морю, на которое опирается его могущество, а и средней России и новгородскому северу. Правда, в Ростове и Суздале Русью называют по преимуществу южную

«Наш Киев дряхлый…»

«Наш Киев дряхлый…» Зимой 1787 года императрица Екатерина впервые увидела Киев, но даже не признала его городом: «С тех пор как я здесь, всё ищу: где город, но до сих пор ничего не обрела, кроме двух крепостей и предместий»[43]. Императрице гораздо больше понравится Кременчуг.

1. КИЕВ

1. КИЕВ По сути, история русской культуры есть история трех городов: Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Не один из них не может быть назван древним по стандартам всемирной истории. Первый, вероятно, основан в VIII в., второй в XII, последний заложен в XVIII. Каждый был столицей

Киев в оранжевых тонах

Киев в оранжевых тонах В спальном вагоне мчащего меня на Украину поезда едет певица Анжелика Варум. Какая же она хорошенькая без грима, просто прелесть! В Киеве ее и меня радушно встречают на вокзале. Ей петь вечером концерт, а мне судить украинскую моду.Мне очень не

Гостиница «Украина» Киев

Гостиница «Украина» Киев Гостиница «Украина» – до 2001 года носившая название «Москва» – расположена в сердце Киева – на Майдане Незалежности (Площади Независимости), в уникальном месте, где пересекается культурная, политическая и развлекательная жизни города. Недалеко

Ершалаим и Киев

Ершалаим и Киев Два подозрительных человека везут Сережу в Серпухов, потом в Киев. Там они поселяются у полубезумной старухи. Мальчик по наущению дяди должен познакомиться со Славкой – сыном крупного военного инженера, сблизиться с ним и помочь преступникам убить

Оксана Чепелик (Киев) Абсурд как средство препарирования реальности

Оксана Чепелик (Киев) Абсурд как средство препарирования реальности Хорошо в аду, так как там тепло, а пойди в рай, так еще и о дровах думай. Украинская народная мудрость Задача данной статьи — представить визуальные формы репрезентации абсурда в современной украинской

Культурный символизм: почему объекты наследия в Украине, такие как Софийский собор, остаются угрозой для России

Правительство Украины утверждает, что количество поврежденных сайтов намного больше. Россия отвергает эти обвинения. Украинские официальные лица обвиняют Россию в преднамеренном нанесении ударов по культурным объектам, половина из которых составляют церкви, монастыри, молитвенные дома, синагоги и мечети. Такой выбор был бы нарушением международного права.

Как ученый, более 30 лет изучающий русскую и украинскую религию и культуру, я глубоко обеспокоен культурным разрушением этой войны, которая уже унесла тысячи жизней и превратила более 12 миллионов украинцев в беженцев.

Важный памятник под угрозой — Софийский собор в Киеве. Построенная в 11 веке, церковь является одним из семи объектов Всемирного наследия Украины, признанных Организацией Объединенных Наций. Он представляет собой общую православную веру, которую разделяют многие россияне и украинцы.

Святая София и византийская модель

Софийский собор был построен при великом князе Ярославе Мудром, отец которого Владимир, также известный как Владимир, принял православие в 988 году.

Согласно легенде в «Первой летописи» начала XII века Владимир выбрал православие за красоту его богослужений. Послы, которые он отправил в Константинополь, столицу Византийской империи, посетили знаменитую церковь Святой Премудрости, Святую Софию.

Собор Святой Софии, построенный императором Юстинианом в шестом веке, посвящен Божественной Мудрости, которая олицетворяется в образе женщины в библейской «Книге Притчей». Убежденный благоприятным отчетом своих посланников, Владимир решил креститься и обратить своих подданных.

После смерти Владимира Ярослав пригласил византийских архитекторов и художников построить для Киева впечатляющий собор, подобный собору Святой Софии в Константинополе. Ярослав, который вел гражданскую войну, чтобы стать преемником своего отца, сознательно подражал византийской столице, чтобы укрепить свою легитимность. Его новый собор Святой Софии даже получил свое название от императорской церкви в Константинополе.

Христианская символика в соборе

Святая София с 13 куполами и центральным куполом, возвышающимся на 95 футов, представляет собой внушительное сооружение, служившее свидетельством могущества и благочестия ее правителя. Искусная мозаика украшает святилище и купол. Портреты Ярослава и его семьи занимают видное место в княжеской галерее собора, где правитель посещал богослужения.

Мозаика с изображением Девы Марии, Богородицы, стоит в апсиде над алтарем. Воздевая руки в молитве, Мария обрамлена греческой надписью из 46-го псалма: «Бог посреди Нее; Она не должна двигаться».

Образы и язык заимствованы из Византии. Как в ней видели могущественную божественную защитницу Константинополя, так и теперь Мария защищает Киев. Высокий центральный купол украшен мозаичным изображением всемогущего образа Христа, известного как «Христос Пантократор», который смотрит со своего трона на своих поклонников.

Искусствовед Елена Бек называет Святую Софию «самой грандиозной православной церковью, построенной в XI веке».

Упадок и восстановление

Софийский собор был освящен в 1049 году и завершен около 1062 года. По мере того как могущество и значение Киева падало, храм страдал от внешних нападений и внутреннего запустения.

В 1169 году северный князь Андрей Боголюбский из Владимира разграбил Киев – событие, которое глава Православной церкви Украины митрополит Епифаний сравнил с нынешним русским вторжением. Нападения монголов в 1240, 1416 и 1482 годах еще больше повредили собор.

Реставрационные работы XVII века в стиле барокко коренным образом изменили внешний вид собора. Наружные стены были оштукатурены и побелены. Церковь подверглась бомбардировке во время гражданской войны в России в 19 г.18. При советской власти коммунисты разграбили его казну и секуляризировали здание, которое стало музеем. В 1940-х годах церковь снова пострадала от немецкой оккупации.

Софийский собор является памятником восточнославянского культурного наследия, которое объединяет россиян и украинцев. Его необыкновенные византийские мозаики и фрески пережили почти тысячелетие.

Сегодня, как и во время Второй мировой войны, в Украину вторглась иностранная армия, которая угрожает этому наследию. Хотя Россия заверила ООН, что ее вооруженные силы принимают «необходимые меры предосторожности» для предотвращения нанесения ущерба объектам всемирного наследия, таким как собор Святой Софии, война разрушительна и непредсказуема. Остается ли собор Святой Софии неповрежденным во время этого последнего вторжения, остается открытым вопросом.

Искусство | Посетите Киев

Автор: ianvankibutz

Название этого собора происходит от храма Святой Софии в Константинополе (что означает Святая Премудрость – один из аспектов Бога в христианском богословии). Собор был заложен в 1011 году, при правлении Владимира Великого. До 13 века это была самая важная церковь в городе. Разрушенный татарами в 1240 г., храм был перестроен в 17-18 вв. в стиле украинского барокко (однако сохранился первоначальный интерьер 11 в. с мозаиками и фресками). После перестройки церковь имеет тринадцать приделов. Соборный комплекс состоит из нескольких зданий.

Фото 1. Софийский собор

Собор – место захоронения Ярослава I Мудрого (его могила сохранилась – здесь же были погребены Владимир II Мономах и Всеволод I Ярославович).

Фото 2. Колокольня

Лавра признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также одним из семи чудес Украины. Сейчас музей Собора является основной составляющей Национального заповедника «София Киевская» (Национальный заповедник «София Киевская»), который отвечает за сохранение этого комплекса. Регулярные богослужения в храме не проводит ни одна из Православных Церквей Украины.

Фото 3. Скульптура святой Ольги на Софийской площади перед Соборным комплексом

Комплекс расположен на Софийской площади в центре города. Есть возможность заказать экскурсию на английском языке.

Рубрика: Культура, История

Tagged Архитектура, Искусство, Барокко, Собор, Христианство, Казацкое Барокко, Культура, История, Киев, Киевская Русь, Средневековье, Музей, Православная Церковь, Семь чудес Украины, София, Украина, Объект всемирного наследия

Сен·18

Автор: ianvankibutz

Музей был основан в 1919 году, когда частная коллекция произведений искусства Богдана и Варвары Ханенко была узаконена как государственный музей. Сейчас в нем самая большая коллекция зарубежного искусства во всей Украине. Есть залы с произведениями искусства и экспонатами, посвященными Западной Европе, Ближнему и Среднему Востоку, Средней Азии, Дальнему Востоку, древнегреческому и римскому искусству, византийскому искусству.

Фото 1. Название музея напротив здания

Здесь можно увидеть скульптуры греко-римской античности; буддийское искусство 17, 18 и 19 веков из Калмыкии, Индии, Непала, Тибета, Монголии и Таиланда; керамика и вышивка средневековья, Турции 16, 17 и 18 веков, Дагестана, Ирака, Сирии, Персии, Бухары, Самарканда и Туркмении; китайское искусство средневековья и 17, 18, 19 и 20 веков; японские картины, цветные ксилографии, миниатюрные скульптуры, мечи и керамика 18-19 вв.век; фарфор, офорты, гравюры, картины, предметы декоративно-прикладного искусства, керамика, глазурованные оловянные изделия и скульптуры из таких стран, как Испания, Франция, Италия, Нидерланды, Фландрия и Германия средневековья и раннего Нового времени.

Здесь представлены шедевры таких великих и всемирно известных художников, как Диего Веласкес, Питер Пауль Рубенс, Иероним Босх, Питер Брейгель Младший, Донателло, Франсиско Гойя, Франсуа Буше, Клод Жозеф Верне и многих-многих других.

Музей находится по адресу ул. Терещенковская, 15.

Рубрика: Культура, История

Tagged Искусство, Художественная галерея, Барокко, Буддийское искусство, Китайское искусство, Культура, История, Индийское искусство, Японское искусство, Киев, Средневековье, Музей, Живопись, Украина, Западное искусство

Сен·06

Автор: ianvankibutz

Основан как монастырь для отшельников в 1051 году святыми Антонием Киевским и святым Феодосием Киевским, когда киевским князем был Ярослав Мудрый, в пещерах на Днепре. Вначале монахи жили в пещерах, расположенных на территории монастырского комплекса. В 17-18 веках монастырь развивался и расширялся.

Фото 1. Надвратная церковь Святой Троицы

Лавра делится на две части: Верхнюю Лавру и Нижнюю Лавру. В первом находятся такие постройки, как: Надвратная церковь Троицы, церковь Спаса на Берестове (вне стен), Успенский собор, Большая Лаврская колокольня, Никольская трапезная церковь, Всехсвятский собор. церкви, Благовещенской церкви и Трапезной церкви.

Фото 2. Храм Всех Святых

В Нижней Лавре находятся Крестовоздвиженская церковь, Зачатия Анны, Рождества Богородицы, Воскресенская церковь, Живоносного источника, Феодосиевская церковь, Всехв. Печерская святая церковь, пещеры (где сейчас покоятся православные святые). В монастырский комплекс входят также общежития монахов, здание Киевской духовной академии и семинарии, Зал собраний Украинской православной церкви, башни в крепостных стенах и так далее.

Фото 3. Успенский собор

Фото 4. Колокольня Великой Лавры

Многие храмы построены в стиле украинского барокко. Также на территории монастыря есть несколько музеев: Музей исторических сокровищ Украины, Музей истории книги и книгопечатания, Музей украинского народного творчества, Музей театрального и киноискусства, Государственная историческая библиотека и Мартыновский клад.

Фото 5. Трапезная церковь

В настоящее время юрисдикция над монастырским комплексом поделена между Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником и Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Лавра также является резиденцией главы этой Церкви митрополита Владимира.

В 2007 году монастырь был признан одним из семи чудес Украины. Он также внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с Софийским собором.

Киево-Печерская Лавра расположена на берегу Днепра, по улице Лаврской, 15, в Печерском районе.

Рубрика: Культура, История

Tagged Архитектура, Искусство, Барокко, Собор, Христианство, Казацкое Барокко, Культура, История, Киев, Киевская Русь, Лавра, Средневековье, Музей, Православная Церковь, Украина

Сен·06

Автор: ianvankibutz

Одним из крупнейших арт-центров Киева является Мыстецький Арсенал, расположенный по адресу ул. Лаврская, 10–12. На протяжении столетий здание, в котором сейчас находится картинная галерея, использовалось военными (построено в конце 18 века). Учреждение культуры в этом объекте образовано в 2003 году. Основная цель музея – представление украинского культурного наследия. В этом очень большом комплексе организуются выставки, презентации и художественные проекты.

Фото 1. Интерьер музейного комплекса

Сейчас в Мистецьком Арсенале организован всеукраинский художественный проект «Великое и великое». Это мероприятие создано в ознаменование 1025-летия крещения Киевской Руси. Выставка пытается показать нам влияние христианства на развитие культуры Украины и изменения искусства на нынешних украинских территориях на протяжении веков – от предыстории до современности. Мы можем увидеть здесь произведения эпохи палеолита, произведения искусства, выполненные в древности греками и скифами с побережий Черного моря, образцы средневекового церковного искусства, множество росписей, выполненных в таких стилях, как барокко, неоклассицизм, реализм, Стили модерн, модерн и авангард (например, супрематизм) и постмодернизм. Здесь много картин всемирно известных художников – Казимира Малевича, Василия Кандинского и так далее. Произведения искусства взяты из коллекций 35 других культурных учреждений Украины. Проект заканчивается в конце сентября.

Фото 2. Интерьер

Рубрика: Культура

Tagged искусство, художественная галерея, культура, история, Киев, музей, живопись, супрематизм, Украина

Сен·02

Автор: ianvankibutz

Всем, кто интересуется историей этого города, стоит отправиться в Музей истории Киева, расположенный на улице Богдана Хмельницкого, недалеко от станции метро «Театральная». В этом музее есть несколько экспозиций, посвященных истории Киева от первого поселения на этой территории до наших дней. Здесь можно увидеть экспонаты, связанные со средневековыми истоками города, эпохой киевского величия в средние века, городом под литовским, а затем польским владычеством, периодом восстаний казаков и временем существования Казацкая Гетманщина, культурная и общественная жизнь Киева 19го и 20 веков и города во время Второй мировой войны. Каждый человек, ориентированный на историю, должен найти там что-то интересное для себя: военное дело, литература, культурная жизнь, история спорта, быт и так далее. Фото 1. Экспонаты музея

В музее можно заказать экскурсию на английском языке.

Рубрика: Культура, История

Tagged Искусство, Казацкая Гетманщина, Культура, История, Киев, Музей истории Киева, Киевская Русь, Литература, Средневековье, Музей, Украина, Украинская Советская Социалистическая Республика

Сен·02

Автор: ianvankibutz

Этот музей под открытым небом был основан в 1969 году и расположен на южной окраине Киева. На закрытой территории (около 150 га) собрано множество произведений украинской народной архитектуры из разных регионов страны. Она разделена на несколько зон (экспозиции построены в виде маленьких дружных деревень), представляющих части Украины (есть и одна выставка деревень советского периода). Так, здесь можно увидеть старинные деревянные дома, церкви, ветряные мельницы и другие хозяйственные постройки из таких историко-географических регионов, как Полесье, Слобода, Полтавщина, Среднее Поднепровье, Подолье и Карпаты. Традиционную одежду, утварь, вышивку, керамику, изделия народных промыслов и другие предметы народного творчества, которые есть в этом месте, также можно купить в некоторых магазинах, расположенных в старых зданиях (а также много других сувениров там же). Более того, поесть и выпить можно в нескольких кафе и ресторанах на территории музея. Они также располагаются в оригинальных народных постройках. У вас есть возможность попробовать там множество традиционных украинских блюд в традиционных украинских тарелках и пиалах, а также выпить в традиционных чашках.

Летом и осенью в этом музее также проводится множество народных ремесел.

Фото 1. Деревянная церковь из музея-заповедника «Пирогово»

Добраться до музея можно на станции метро «Лыбедская». Рядом с ним находится автобусная остановка, от которой можно доехать до Пирогово на маршрутке.

В музее Пирогово можно заказать экскурсию на английском языке.

Рубрика: Культура, История

Tagged Архитектура, Искусство, Культура, Народный, История, Киев, Музей под открытым небом, Традиционная архитектура, Украина

31 августа

Автор: ianvankibutz

Этот монастырь, посвященный Святому Архангелу Михаилу, покровителю Киева, был построен князем Святополком II (1050–1113) в XII веке. Здания комплекса были перестроены в 18 веке в стиле казачьего барокко (однако внутреннее убранство церкви сохранилось в первоначальном византийском стиле).

Фото 1. Михайловский собор

В состав монастыря входят Собор, Трапезная Иоанна Богослова, Хозяйственные ворота и Колокольня. Характерная голубая церковь имеет шесть золотых куполов.

Фото 2. Фрагмент фасада храма

Фото 3. Вид на монастырь и Михайловскую площадь с колокольни Софийского собора

В 1934–1936 гг. Советы. Весь комплекс был реконструирован в 1997–1999 г. , сейчас является собственностью Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Монастырь действует до сих пор.

Фото 4. Часовня у церкви

Расположена в историческом центре Киева, на Михайловской площади (Михайловская площадь), примерно в 550 метрах от Софийского собора.

Фото 5. Вид на церковь с Михайловской площади

Рубрика: Культура, История

Tagged Архитектура, Искусство, Барокко, Собор, Христианство, Казацкое Барокко, Культура, История, Киев, Киевская Русь, Михаил (архангел), Монастырь, Православная Церковь, Святой Михаил, Украина, Украинская Советская Социалистическая Республика

31 августа

Автор: ianvankibutz

Построен в 1747–1754 годах по проекту итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771). Церковь находится на Андреевской (Андиевской) горке, недалеко от Андреевского спуска. Он был построен на том месте, где, по преданию, апостол Андрей Первозванный воздвиг деревянный крест и предсказал, что в этом месте в будущем возникнет великий христианский город.

Фото 1. Андреевская церковь

Решение о строительстве этой церкви приняла императрица Елизавета (1709–1762), которая решила построить себе летнюю резиденцию в Киеве. Дворец (Мариинский дворец) был построен рядом с нынешним Мариинским парком, храм было велено расположить на Андреевской горке. Храмом пользовались только царские особы во время их пребывания в Киеве.

Церковь построена в стиле русского барокко (единственная в этом стиле в Украине – остальные церкви построены в стиле казацкого барокко). У него всего один купол и четыре башни. Внутри мы можем увидеть множество заимствований из западной (римской) архитектуры и искусства. Не только иконы в иконостасе – это на самом деле росписи, которые мы можем увидеть почти в каждом римско-католическом барочном храме Западной Европы (эти иконы написаны представителями вишняковской школы). Есть также скульптуры и даже кафедра (впрочем, эта никогда не использовалась), и две огромные картины в стиле барокко на стенах трансепта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *