Кто в действительности построил Софийский собор
В самой ранней летописи Киевской Руси «Повесть временных лет» сказано, что строительство Софийского собора в Киеве началось по приказу великого князя Ярослава Мудрого в 1037 году. Неудивительно, что эта дата считалась хрестоматийной многими поколениями историков. Представляете, какой шквал критики пришлось выдержать профессору из Киева Надежде Никитенко, которая в результате изучения живописи и архитектуры Софийского собора, а также свидетельств, оставленных современниками князя Ярослава, пришла к заключению: в летописи таится неточность. «Строить Софийский собор начал великий князь Владимир, крестивший Русь, а его сын князь Ярослав завершил дело отца, — заявила «ФАКТАМ» доктор исторических наук Надежда Никитенко. — Мне удалось вычислить, что собор был заложен четвертого (по новому стилю 17) ноября 1011 года, а первое богослужение (освящение уже построенного и расписанного храма) прошло 11 (по новому стилю 24) мая 1018 года. То есть намного раньше, чем сказано в «Повести временных лет».
— Какие факты подтолкнули вас к мысли о том, что в «Повести временных лет» слава строителя Софийского собора незаслуженно приписана Ярославу Мудрому? — спрашиваю у заведующей научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская», профессора Надежды Никитенко.
— В процессе изучения живописи собора я обратила внимание на то, что она прославляет не Ярослава, а его отца князя Владимира. В средневековье существовала традиция: в росписи церквей мастера отдавали должное тем, кто инициировал и оплачивал их строительство. Поэтому у меня и возникли сомнения насчет того, что в «Повести временных лет» все изложено так, как было в действительности. Чтобы проверить это, я подняла другие исторические источники времен жизни князей Владимира и Ярослава, в которых есть сведения о Софийском соборе. Оказалось, что современник обоих этих князей митрополит Киевский Иларион (он стал первым митрополитом из числа русичей) в своей знаменитой проповеди «Слово о законе и благодати» (ее текст сохранился) сказал, что как царь Соломон завершил дело своего отца Давида, закончив строительство Иерусалимского храма, так князь Ярослав завершил дело своего отца Владимира — создал Софийский собор.
— Митрополит как бы утверждал, что князь Владимир распорядился возвести Софию Киевскую, но не дожил до окончания строительства?
— Да, Владимир неожиданно заболел и скончался в июле 1015 года. После этого началась кровопролитная четырехлетняя война между сыновьями за киевский престол. В 1018 году его захватил (правда, на короткое время) князь Святополк при поддержке своего тестя польского короля Болеслава Храброго (их полкам тогда удалось разбить дружину князя Ярослава в сражении на речке Буг). В войске польского короля были немецкие рыцари. Вернувшись через некоторое время в Германию, они рассказали епископу и хронисту Титмару Мерзебургскому о том, в чем участвовали и чему стали свидетелями во время службы у короля Польши.
* Надежда Никитенко: «Информация в летописи о том, по чьей инициативе был построен Софийский собор, оказалась неверной. В росписях храма содержатся красноречивые свидетельства о том, кто в действительности распорядился его построить»
— Какие конкретно фрески, мозаики на стенах собора свидетельствуют о том, что он строился по распоряжению князя Владимира?
— Прежде всего, фреска «Княжеский портрет», на которой изображено, как великий князь Киевский с семьей входит в освящаемый храм. Эта композиция, размещенная в центре храма, символизирует то, что Владимир привел Русь в лоно православной церкви.
До наших дней эта фреска сохранилась лишь частично, однако мы можем увидеть ее полностью — на рисунке голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда. Он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, с войском которого в 1651 году побывал в Киеве. Вестерфельд сделал тогда целую серию рисунков: руин Десятинной церкви, Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, Софийского собора… Среди этих работ есть срисованная голландцем фреска «Княжеский портрет», которая тогда еще была почти полностью цела. Она в соборе являлась самой большой по размерам (длина 15 метров) и размещалась на трех стенах.
Если бы заказчиком Софии Киевской был Ярослав Мудрый, то на «Княжеском портрете» была бы изображена его семья, но на ней нарисована семья князя Владимира. Ярослав показан как старший из сыновей. Очень важный момент: Владимир, его жена — византийская царевна Анна — и их общие дети Борис, Глеб и дочь Феофана одеты в особые плащи — корзна, которые являлись символом великокняжеской власти. Плащ на Борисе отмечен изображениями царских орлов. На старшем сыне Владимира Ярославе, матерью которого была полоцкая княжна Рогнеда, такого плаща нет.
* Фреска «Княжий портрет» (реконструкция)
— Что это значит?
— То, что Владимир хотел, чтобы велико-княжеский престол унаследовал Борис. Если тот не смог бы этого сделать (например, погиб), то властителем страны должен был стать Глеб. Это решение Владимира объясняется просто: Борис и Глеб родились в его христианском браке с византийской принцессой. Византия была тогда самым развитым, сильным и богатым государством в мире. Понятно, что Владимир хотел оставить Русь сыновьям, которые были племянниками византийского императора.
Ярослава отец отправил править Новгородом. Но тот стал предъявлять претензии на великокняжеский престол — решил обособиться, не отправлял дань в Киев и готовился пойти войной на отца. Владимиру ничего не оставалось делать, кроме как готовить свое войско выйти навстречу Ярославу.
* Изображение князя Владимира на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)
— Борис и Глеб принимали в ней участие?
— Глеб был еще слишком мал, а Борис, которому отец завещал свою власть, стал главным соперником Ярослава. Заручившись поддержкой печенегов, Борис пошел на Киев. Чтобы его остановить, Ярослав подослал к нему убийц-варягов. Об этом рассказано в древнем скандинавском сказании — «Эймундовой саге». Когда дружинники Бориса перепились, варягам удалось проникнуть в его лагерь и убить князя. Они принесли отрубленную голову своей жертвы Ярославу. Тот покраснел и со свойственным ему двуличием, как бы укоряя наемников, сказал: «Ну и быстро же вы управились». Вскоре был убит и Глеб.
В древнерусских летописях вина за гибель обоих братьев возложена на Святополка (ему даже дали прозвище Окаянный). Однако как он мог погубить Бориса и Глеба, если во время их гибели находился в Польше у своего тестя — князя Болеслава Храброго? Тут нужно учитывать, что летопись составлялась после того, как Ярослав окончательно утвердился на великокняжеском престоле. Летописец был вынужден освещать события в угоду правящему князю. А автору «Эймундовой саги» никто не диктовал свою волю, поэтому в ней обстоятельства убийства Бориса описаны с предельной откровенностью и ясностью.
— Давайте вернемся к Софийскому собору. Как вам удалось вычислить даты начала и завершения его строительства?
— Помогли Святцы (церковный календарь). В них нет информации, когда строительство началось и когда завершилось. Но в этом календаре указаны дни, в которые освящали собор — 4 (по новому стилю 17) ноября и 11 (по новому стилю 24) мая. Следует понимать, что первое освящение было проведено в связи с закладкой первого камня в основание храма, второе — после того, как собор был построен и расписан.
* Фреска княгини Анны на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)
— Именно с Владимиром и Анной связаны и знаменитые светские фрески двух лестничных башен Софии, которые ведут на княжеские хоры, — продолжает Надежда Никитенко. — Фрески рассказывают о заключении их династического брака в конце 987-го — начале 988 года, положившего начало Крещению Руси. В южной (мужской) башне изображен прием послов Владимира на константинопольском ипподроме — форуме византийцев, а в северной (женской) показано брачное венчание принцессы Анны царским венцом. Вот почему в источниках она называется царицей. Ее короновали как невесту царя (кесаря), поскольку Владимир был удостоен этого титула в качестве зятя императора. Владимир и представлен на своих монетах в царском облачении, с короной на голове.
И вот еще о чем я хотела сказать: изучение архитектурных особенностей Софийского собора показало, что Ярослав внес некоторые изменения в его первоначальный проект, уже осуществленный при Владимире. В частности, когда в 1019 году Ярослав сел на киевский престол, то встроил в уже возведенную и расписанную фресками северную открытую галерею собора усыпальницу с мраморным саркофагом для себя. В древности правители создавали свои усыпальницы сразу же после занятия престола. Ведь никто не знает, когда его призовет Бог… С Ярославом это случилось через 35 лет. Он скончался в 1054 году и был погребен в этом саркофаге. Останки князя исчезли из Софии в ХХ веке во время Второй мировой войны. Скорее всего, они сейчас находятся в США. Но это уже другая история…
— Чем-либо еще подтверждается дата основания Софии в 1011 году?
— Да. В XVII веке митрополит Киевский Петр Могила провел масштабную реставрацию Софийского собора, капитально отремонтировал его и частично восстановил росписи. Он, в частности, распорядился сделать под центральным куполом большую надпись: «Нача здатися (строиться) сей Премудрости Божией храм в лето 1011». То есть он точно указал год начала строительства собора.
* Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы
— Откуда он мог его знать, если в «Повести временных лет» указана другая дата — 1037 год?
— В его распоряжении был архив Софийского монастыря, в котором хранилось большое количество старинных документов. К сожалению, в конце XVII века архив сгорел. В нем были ценные материалы, которые современным ученым неизвестны. До наших дней не сохранилась и надпись, сделанная под центральным куполом по распоряжению Петра Могилы. Как это ни странно звучит, ее уничтожили… реставраторы. Это произошло в прошлом веке — в 1950-е годы. В те времена считалось, что в соборе ценность имеют только мозаики и фрески XI века. Поэтому значительную часть масляной живописи XVII—ХVIII столетий реставраторы либо записали однотонным слоем краски, либо вообще уничтожили. Хорошо хоть, что они сфотографировали эти изображения. Снимки и негативы сохранились в архиве заповедника. Так что негативы и фотографии надписи, сделанной по приказу Петра Могилы, у нас есть.
Еще одним доводом в пользу начала строительства в 1011 году и его завершения в 1018-м является то, что их отделяет семь лет. Дело в том, что именно за такой срок был возведен Иерусалимский храм, который является священным прообразом всех христианских храмов. Поэтому Десятинную церковь в Киеве князь Владимир построил за семь лет. Как видим, в этот срок удалось уложиться и при создании Софийского собора. Кстати, София Киевская — это образ Небесного Иерусалима (Царства Небесного), как он описан в Апокалипсисе: в ней 12 столбов, 12 арок-врат, посередине над княжеским портретом в парапет хор был вмонтирован большой камень зеленого цвета (яшма — светило Небесного Иерусалима).
Научным руководителем кандидатской диссертации, которую я защитила в начале 1990-х по результатам своих исследований Софийского собора, был академик из Москвы Геннадий Григорьевич Литаврин (крупнейший в мире специалист по истории Византии, к сожалению, уже покойный). Он сказал мне: «Ваша диссертация будоражит умы. Я бы ее никогда не поддержал, если бы вы меня не убедили в правоте своих выводов». Кандидатскую я защитила в Москве, а докторскую — в Киеве. Обе эти работы легли в основу моих монографий.
В 2012 году мы вместе с коллегой, исследователем граффити Вячеславом Корниенко, опубликовали в совместной работе 11 уникальных надписей с датами их написания — 1018, 1019, 1022, 1023, 1028, 1033 годы… Они обнаружены и прочитаны на стенах Софийского собора в последние годы. Я была потрясена этими находками, ведь они являются неопровержимыми доказательствами того, что в 1018 году храм уже был действующим.
* Специалисты утверждают, что чем дольше стоит Софийский собор, тем прочнее становятся его стены — секрет этого феномена в технологии кладки, которую применили византийские мастера
— Как получилось, что до этого никто не обнаружил столь важные для науки надписи?
— Граффити на стенах Софии более семи тысяч. Им посвящены целые книги. Но прежде исследователи обращали внимание на самые заметные, легко прочитываемые надписи. Сейчас стены собора исследуют очень тщательно, не пропуская ни одного граффити.
P. S. Софийский собор стал музеем в 1934 году, службы в нем, кроме особых случаев, не проводятся. В день юбилея, 24 мая, в нем планируется провести торжественный молебен с участием высшего руководства Украины.
* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»
4970
Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Instagram
Сделайте «ФАКТЫ»избранным источником
в Google News
Софийский собор в Киеве — Памятники русской истории и культуры на Украине
Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.
В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
К ансамблю Софийского собора относятся включённые вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII века: колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.
История
Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины. По убеждению академика Дмитрия Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись — вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 года. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению академика Алексея Шахматова, в 1017 году, указывает этот год как дату закладки Софии Киевской. В то же время митрополит Иларион Киевский — современник появления Софии — свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает под 1017/1018 годами уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита. Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, — 1037 год. По версии историков Надежды Никитенко и В. В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведён в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии. Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 года по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по указу Президента Украины от 11 июня 2010 года на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.
В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались.
В 1596 году Софийский собор перешёл к Русской униатской церкви.
В 1633 году Софийский собор отобран у Русской униатской церкви Киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор, расширил и основал при нём мужской монастырь.
Современный вид
На рубеже XVII—XVIII веков собор был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х годов, когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.
Современная колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 годах по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже — остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722—1730 годах трапезная, хлебня (пекарня, позже — консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731—1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века. ) и бурса (1763—1767).
В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 году международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.
Архитектурные особенности
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.
Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки.
Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.
В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная — двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии.
Интерьер
Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них в мозаике сохранился лишь один — в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 — на северной.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.
На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе — фигура архангела Гавриила, на южном — Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.
Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.
На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, то есть в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя. От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части — 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII века. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год). Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н. Н. Никитенко — как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987—988 гг. династического брака заказчиков фресок — княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI — до начала XVIII вв., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.
Архитектура Софийского собора в Киеве: уникальность и универсальность в историко-культурных пространствах
Бумага • Следующая статья находится в открытом доступе
Галина Шевцова 1 , Елена Горбык 1 , Наталья Меженная 1 , Оксана Чобитько 1 , Юрий Козак 2 и Ольга Андропова
5 1
6 Опубликовано по лицензии IOP Publishing LtdСерия конференций IOP: Материаловедение и инженерия, Том 960, 5-й Всемирный междисциплинарный симпозиум по гражданскому строительству, архитектуре и городскому планированию — WMCAUS 15–19 июня 2020 г. , Прага, Чешская Республика Citation Галина Шевцова et al 2020 IOP Conf. Сер.: Матер. науч. англ. 960 022105 DOI 10.1088/1757-899X/960/2/022105
Скачать статью PDF
1004 Всего загрузок
Поделиться этой статьей
Информация о статье
Аффилиация авторов
1 Киевский национальный университет строительства и архитектуры, кафедра архитектурной основы и дизайна, г. Киев, ул. Воздухофлотский проспект, 31, 03037, Украина
2 Киевский национальный университет строительства и архитектуры, кафедра архитектурных конструкций, г. Киев, ул. Воздухофлотский проспект, 31, 03037, Украина
Купить эту статью в печатном виде
Подпишитесь на уведомления о новых проблемах
Создать уведомление о цитировании
1757-899X/960/2/022105
Реферат
Софийский собор в Киеве (нач. XI в.) – крупнейший, сложнейший, монументальнейший архитектурный объект, в котором переплетается стилистический опыт украинского зодчества всех времен. Цель исследования — выявить современное понимание и многогранное культурное содержание этого памятника, сочетающего в себе логику мышления средневековой Византии и традиции местных языческих построек, а также моду европейского барокко в ее региональной вариативности. Площадь перед собором неизменно играла важную роль в культурных мероприятиях по государственному строительству, но ее контекст также менялся в каждую эпоху в соответствии с городской модой. Уникальность и универсальность сочетаются в этом здании, создавая бесконечное пространство для раскрытия своего культурного содержания. Новая интерпретация этого содержания в каждом научном поколении обогащает и расширяет понимание как самого этого объекта, так и скрытого в нем генезиса стилеобразующего феномена монументальной архитектуры в его историческом и современном измерении. В публикации представлена современная интерпретация понимания содержания и формы Софийского собора. Это в некотором смысле демонстрация современного состояния развития украинской фундаментальной науки, которая не может иметь однозначных ответов на «вечные» вопросы, а стремится приблизиться к научной истине через постоянное уточнение знаний. В статье определены планировочные, конструктивные, объемно-композиционные, художественно-эстетические и образные характеристики архитектуры Софии Киевской. Также разработан новаторский анализ генезиса и сакрального смысла соборной архитектуры, основанный на оригинальном авторском определении архетипических (базовых, исходных) семантических моделей мировых храмов, формирующихся в различных географических и религиозных контекстах. Отмечаются также культурные взаимовлияния и исторические изменения в архитектуре памятника. В области исторического строительного опыта отмечены акустические особенности Софийского собора, которые сохраняют свою актуальность в современном оформлении храмов. В заключение делается вывод о том, что Софийский собор в Киеве представляет собой выдающийся пример соединения континентальных традиций сакрального строительства доклассовой эпохи с контекстом достижений монументального опыта христианской античной и византийской архитектуры. Софийский собор, как наиболее монументальное идейное достижение государства Киевская Русь, отражает слияние этих двух линий, двух традиций. Именно поэтому этот памятник имеет огромное значение для углубления понимания эволюции украинской и мировой архитектуры. Кроме того, Софийский собор в Киеве стал основой для дальнейших исторических форм украинского православного храмового строительства – как народного (деревянные многобашенные храмы), так и стилистической профессиональной монументальной архитектуры (украинские храмы эпохи Возрождения и барокко, модерн). Поэтому мы считаем, что Софийский собор в Киеве является ключевым объектом для научного изучения развития украинской архитектуры.
Экспорт цитат и рефератов БибТекс РИС
Предыдущая статья в номере Следующая статья в номереКонтент из этой работы может быть использован в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 3.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно поддерживать указание автора (авторов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.
у.е. RU. ан. Музей ул. СОФИЙСКИЙ СОБОР Экскурсии Киев | Софийский собор — выдающийся памятник древнего зодчества Киевской Руси 11 века, всегда очаровывал всех, кто хоть раз видел его в жизни. Украшенный великолепными элементами барокко, Софийский собор органично сочетается с живописным комплексом Софийского монастыря 18 века, построенного в стиле украинского барокко. Комплекс Софийского собора — Митрополичий дом, Консистория, Трапезная, Семинария, Кельи соборных старцев, Колокольня, радующая человеческий глаз южная башня. Здания отличаются торжественностью и гармонией с природой, выразительным национальным характером. Находясь во дворе, окруженном этими красивыми постройками, можно на мгновение погрузиться в древность и ощутить тихую монашескую жизнь. Уникальный комплекс Софийский собор на холмах Старого Киева сформировал архитектурный облик Верхнего Киева. Он производит большое впечатление своей торжественной монументальностью и пышной барочной праздничностью. Комплекс Софии олицетворяет сакральное сердце города. Главный вход в Софийский собор расположен с западной стороны: Софийский собор , премудрость Божия, митрополит основан Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 году (дата основания собора долгое время была предметом бурных дискуссий исследователей). Считается, что 40 мастеров и 80 помощников могли закончить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийский собор в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота всегда восхищали митрополита Илариона (11 век) и епископа Иосифа Верещинского (XVI век). С 19 века. (от Евгения Болховитинова) Софийский собор в Киеве стал объектом исследования. Пространственное решение собора Софии Киевской имело пирамидальную форму: большой центральный купол окружен двенадцатью меньшими. К основному зданию с трех сторон примыкали две открытые галереи — внутренняя одноэтажная и внешняя двухъярусная. Лофты в Софийский собор имел необычайно большую площадь, поэтому многие исследователи считают, что здесь находился главный «офис» киевского митрополита — приемная, библиотека, канцелярия, казна. Кроме того, в клиросе во время богослужений находился князь со своей свитой. Сюда они попали по винтовой лестнице, бывшей в двух башнях, построенных в западной галерее. Дизайн Софийского собора в Киеве гармонирует с его архитектурой. Центральный купол главного алтаря Софийский собор были украшены мозаикой, а остальные части храма, столпы галерей и ниши на фасаде — фресками. Эффект настенной росписи усиливают мозаичные полы, резная мраморная преграда перед алтарем (иконостасов в те времена не производили), мраморные пороги и столбы, резной сланцевый парапет на первом этаже. Посетители Софийского собора в Киеве также вносят свой вклад в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити. Софийский собор служил и некрополем, и княжеской усыпальницей. До сих пор в Софийском соборе Киева хранится Саркофаг Ярослава Мудрого. также в Софийском соборе похоронены сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав Всеволодович и Владимир Всеволодович, правнук Вячеслава Владимировича. Но это не мешало близким родственникам умерших князей периодически грабить храм. Первыми были суздальцы и их союзники во время нападения в 1169 г. , а в 1203 г. их примеру последовал и Рюрик Ростиславич . Между этими двумя нападениями внутреннее убранство Софийского собора в Киеве было почти повреждено большим пожаром 1180 г. Во время монгольского нашествия Софийский собор в Киеве и Софийский подворье также были зверски разграблены, но Софийский собор не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Киевской Руси. Однако киевский митрополит после 1300 года редко посещал свою заброшенную резиденцию, поэтому Софийский собор медленно приходил в упадок и к концу 16 века представлял собой печальное зрелище. Униаты, владевшие киевскими Софийскими соборами с 1596 г., не только не улучшили положение, но, наоборот, продали даже каменные архитектурные украшения. Только после того, как Петр Могила отобрал собор Софии у униатов и основал вокруг монастыря начались перемены к лучшему. В 1633 году под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы в Софийский собор в Киеве , который просуществовал до 1640-х годов, но так и не был достроен. Полное восстановление собора происходило с 1688 года на средства гетмана Ивана Мазепы. В это время здание приобрело черты стиля барокко, которые стали еще более значимыми после окончательной перестройки в 1740-х годах, когда вид собора (в котором сейчас 17 алтарей) приобрел почти современный вид. кроме притвора, построенного в 1889 г. Софийский собор был построен в 11 веке. Он расположен в самом сердце Киева. Сохранившиеся сквозь века и дошедшие до наших дней 260 кв.м. мозаики и 3000 кв.м. фрески. Вряд ли где-нибудь в Европе можно найти собор, в котором сохранилось столько фресок 11 века. Вокруг Софийского собора в Киеве расположены монастырские постройки 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Интерьер собора почти не изменился. Только иконостас появился в конце 18 века, а железные напольные плитки в 19 веке.век Софийский собор — это неисчерпаемый кладезь произведений искусства, к которому приезжают историки и туристы, чтобы увидеть и насладиться чудом византийского и древнерусского зодчества. У всех, кто входит в Софийский собор поражает размах центральной фигуры в апсиде — молящейся фигуры Богородицы — Оранты. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластин разного цвета (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображены Евхаристия и Отцы Церкви, впечатляют своей уравновешенностью. Центральная апсида и купол Софийский собор украшен мозаикой, стены расписаны фресками. Архитектурные формы и роспись Софийского собора образуют уникальное единство. Фрески в виде орнаментальной вышивки украшают стены, столбы, арки. Среди изысканной и красочной живописи можно увидеть изображения святых и сцены из Евангелий. В отличие от других образцов византийской религиозной живописи, дошедших до наших дней, некоторые фрески 9 в.0026 Софийский собор не являются библейскими сюжетами. Среди них есть и приземленные сюжеты, например, портреты семьи великого князя Ярослава Мудрого. Великий князь Ярослав, прозванный «Мудрый» — выдающаяся фигура в истории ранней Киевской Руси. В первой половине XI века он правил великой страной Киевской Русью, которая располагалась на значительной части Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одним из крупнейших цивилизованных народов Европы. Ярослав налаживает связь Киевской Руси с Европой. Он женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочерей, Анна, стала женой короля Франции, вторая — женой короля Венгрии, третья — женой короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил основу Софийский собор Роспись 11 века колокольни Софийского собора в Киеве украшена , изображает сцены игр, устроенных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Киевской Руси Ольги. На фресках Софийского собора в Киеве изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки на колесницах. Более поздние фрески собора (17-19 вв. |