Софийский собор в киеве был построен: В честь какого события был построен Софийский собор в Киеве?

Содержание

Собор Святой Софии

Великий Новгород, Кремль

GPS: 58.522036 , 31.276580

Каменный Софийский собор был заложен в 1045 году на месте сгоревшей в пожаре более древней деревянной церкви, а освящен в 1052 году. Это древнейшее сохранившееся каменное сооружение на Руси. Построен он был по инициативе киевского князя Ярослава Мудрого и его сына — новгородского князя Владимира Ярославича. Назвали собор, как и построенные также в XI веке огромные соборы в Киеве и Полоцке, в честь Божественной Премудрости, по-гречески — «София».

История собора

Именно в честь Божественной Премудрости, под которой понимался Христос, был назван главный храм православного мира того времени — собор Святой Софии в столице Византийской империи Константинополе. Впоследствии новгородцы стали воспринимать образ Софии в качестве покровителя города, а сам храм — как бы материальным воплощением этого образа. «Где Святая София, там и Новгород», — писали в новгородских летописях. Когда в XII веке Новгород стал самостоятельным, София стала своеобразным символом Новгородской республики.

Детинец и Софийский собор со стороны Волхова.

Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лор

Монументальный собор построен из плинфы (тонкого кирпича византийского типа) и камня — бурого ракушечника и серого известняка. Около ста лет храм стоял с открытой кладкой, и лишь в 1151 году его решили оштукатурить. Новый собор по архитектурному строению отчасти повторял Софию Киевскую. В нем также пять нефов, а центральное пространство с трех сторон замыкается двойными арками хор.

Возведением новгородского собора, судя по всему, занималась та же артель, что строила Софийский собор в Киеве, — ее мог направить своему сыну Владимиру Ярослав Мудрый, который сам княжил в Новгороде, победил с помощью новгородцев в борьбе за киевский престол и сохранил к Новгородской земле особое отношение. Но, хотя оба собора выполнены в одном и том же византийском стиле и сильно напоминают друг друга внутри, новгородскую Софию венчают не тринадцать куполов, как киевскую, а пять — и еще одна, шестая глава возведена над лестничной башней. С востока храм замыкают три апсиды: две округлые по бокам и пятигранная в центре.

Западный фасад Софийского собора с Магдебургскими вратами XII века.

Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори

К 1109 году закончили роспись храма, хотя ныне в соборе остались лишь фрагменты древних фресок. Среди них большой интерес представляют изображения святых равноапостольных Константина и Елены, они находятся на Мартириевской паперти, в южной части собора. Замечательные образы библейских пророков сохранились в барабане центрального купола. Большая же часть стен покрыта росписями конца XIX века. Левее иконостаса, недалеко от входа, можно увидеть древний каменный Алексиевский поклонный крест, памятник XIV века. Изначально он был установлен на западной стене Софийского собора архиепископом Алексием.

На западном фасаде собора находятся Магдебургские (иначе Сигтунские, Корсунские, Плоцкие) врата XII века. Они украшены бронзовыми пластинами, покрытыми рельефами в романском стиле с изображениями библейских сюжетов. На воротах указано, что сделаны они мастерами из немецкого города Магдебурга — Риквином и Вайсмутом. В Новгороде их реставрацией занимался мастер Авраам, который оставил свое изображение между портретами немецких литейщиков.

Как врата оказались в Новгороде, неизвестно. По наиболее вероятной версии, изначально они были изготовлены для собора в польском городе Плоцке, а сюда их потом привез один из литовских князей, которых приглашала для защиты своих рубежей Новгородская республика.

Собор Святой Софии в Новгороде.

Фото: Ludvig14

Изначально Новгородская София была храмом княжеским. После установления республиканского строя на площади перед собором нередко проходило вече. Как правило, именно на вече у Софии новгородцы избирали архиепископов. В Новгороде не только светские должностные лица, но и церковные владыки были выборными, но вече избирало только трех кандидатов, а окончательное решение отдавалось на волю Божью. Жребии с именами трех кандидатов клали на алтарь Софийского собора, потом их вытягивали, и тот кандидат, жребий с именем которого оставался последним, считался избранным.

Для обеспечения беспристрастности процедуры жребий мог вытягивать ребенок или слепец.

Особый интерес представляют надписи (так называемые граффити) на стенах Софии Новгородской, многие из которых относятся к очень раннему времени: XI–XII векам. Найдено уже несколько сотен текстов. Есть среди них надписи не только на кириллице, но и на глаголице — более древней славянской азбуке, текстов на которой сохранилось очень мало. Надписи новгородской Софии — ценнейший источник по истории Древней Руси, сопоставимый по значению с берестяными грамотами.

Собор Святой Софии в Новгороде.

Фото: Президентская Библиотека

В 1922 году часть церковного имущества была изъята советской властью. В 1929 году Софийский собор был закрыт и стал антирелигиозным музеем, где предназначавшиеся для богослужений сокровища из ризницы представлялись как доказательства зажиточности церковных служителей. Верующим храм вернули только в 1991 году.

Собор Святой Софии в Новгороде.

Фото: Президентская Библиотека

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, в том числе от обстрелов советской артиллерии — в Кремле находилась немецкая комендатура. Многие произведения искусства были вывезены оккупантами, позолота содрана. Откровенным грабежом занимались и бойцы испанской добровольческой «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистов. Их усилиями в Мадриде оказался крест главного купола собора с легендарным окаменевшим голубком. По преданию, во время кровавого опричного погрома в Новгороде, учиненного Иваном Грозным, сидевший на кресте Софийского собора голубь окаменел от ужаса; до тех пор, пока он остается на месте, с городом ничего плохого не случится (на самом деле изображение голубя — символ Святого Духа).

Лишь в 2004 году утраченная реликвия была возвращена — сейчас она размещена внутри собора.

Среди трех иконостасов собора наиболее известен главный, с иконами XV–XVI веков. В Рождественском иконостасе в основном представлены иконы XVI века, выделяется икона «Спас на престоле» XIV века. Праздничный ряд икон XIV века можно увидеть в экспозиции музея.

Особо почитаема верующими еще с древнерусских времен икона Божией Матери «Знамение». По преданию, в 1170 году она спасла Новгород от осады, организованной владимирским князем Андреем Боголюбским. Ее можно увидеть перед главным иконостасом собора. В соборе хранятся также мощи святых, в том числе строителя собора, благоверного князя Владимира Ярославича, других князей и княгинь и многих новгородских владык.

Поделиться

Похожие места

Женский монастырь Рождества Богородиц создан в XIV веке  благодаря Федору Симоновскому — архиепископу Ростовскому и племяннику Сергия Радонежского. До сегодняшнего дня дошла лишь часть построек монастыря.

Обитель на озере Мячино, в Людине (Гончарном) конце Софийской стороны Великого Новгорода, судя по всему, появилась не позднее начала XII века

В деревне Воробьевка на берегу реки Тускарь сохранилась усадьба Афанасия Фета.

Расположенная по обе стороны реки Тускарь усадьба располагает несколькими видовыми площадками, с которых открывается панорама храмов Коренной пустыни

Подписаться

Подпишитесь на обновления всех материалов нашего ресурса

Софийский собор в Киеве. 100 великих храмов

Софийский собор в Киеве

Первым значительным памятником древнерусского зодчества стал Софийский собор – главный храм Киевской Руси. Его строительство было начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен он был в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», – писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Софийский собор в Киеве

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Киевской Руси. Здесь происходили церемонии «посажения» великих князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити – надписей и рисунков, относящихся к XII–XIII векам. Нацарапанные людьми того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Сегодня к Софийскому собору со всех сторон подступают многоэтажные дома. Но даже в их окружении силуэт храма не теряет своего величия и мощи. Можно представить, какое впечатление он производил в древности, на фоне невысоких деревянных домов древнего Киева!

Проведенные уже в новейшее время исследования показали, что замысел собора принадлежит одному зодчему, разработавшему модель храма, а затем осуществившему этот проект. Этот неизвестный гений, несомненно, бывал в Константинополе и хорошо знал приемы византийского зодчества: Киевская София относится к типу пятинефного крестовокупольного храма, выработанного архитекторами Византии. Но произведение безымянного киевского мастера оказалось настолько самобытно и своеобразно, что историки искусства с уверенностью говорят о существовании в ту пору в Киеве самостоятельной школы зодчества.

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) – 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению – центральному куполу на высоком барабане…

Фасады собора были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресковыми росписями. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, разрушения. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, захвативший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги, и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».

В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах киевский митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини. К тому времени Софийский собор уже находился в полном упадке.

Первоначально собор имел классические византийские формы и был, как считают некоторые исследователи, 13-купольным. Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника

А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685–1707 годах храм был основательно перестроен в формах барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII–XVIII веков. Восточный и западный фасад украсили фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. В 1744–1748 годах при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола дополнил лепной орнамент. Тогда же в храме были установлены новый иконостас и серебряные царские врата.

Софийский собор в Киеве. Богоматерь «Нерушимая стена»

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство – высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески. Дальние углы собора тонут в полумраке. Центр, подкупольное пространство, залито ярким светом, льющимся в проемы светового барабана главного купола. А прямо навстречу входящему в храм, из полумрака выходит Богоматерь в ярко-голубых одеждах, в мягком золотом мерцании, с воздетыми руками – «Богоматерь Нерушимая Стена», защитница киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары долго и безуспешно били тараном в стену собора, в котором укрылось множество горожан. Били как раз с той стороны, где помещалось огромное мозаичное изображение Богоматери. И стена устояла…

Высоко из-под купола смотрит строгий лик Пантократора – Христа-Вседержителя. Лик Христа как бы парит в высоте, завершая сложную многоцветную мозаичную композицию. Ниже, по четырем сторонам света, расположены фигуры четырех архангелов, а еще ниже – фигуры двенадцати апостолов.

Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве относятся к выдающимся произведениям древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к лучшим образам Богоматери в мировом искусстве.

Некогда среди росписей собора находились портреты членов семьи князя Ярослава Мудрого. Но они практически не сохранились. Кроме того, западная стена собора в XVII веке рухнула и после восстановления была покрыта поздними росписями. Что ж, князья, цари и президенты не вечны. А Богоматерь Нерушимая Стена по-прежнему осеняет свой народ воздетыми к небу руками.

«Окном в исчезнувший мир» служат фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых, они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи – скоморохи, ряженые, борцы, танцоры, дудочники, органист, играющий на органе; охота на медведя; выход княжны из дворца.

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Киевская Русь только-только была крещена, и церковь придавала огромное значение изобразительному искусству – росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты народа Божьего Христом и Богоматерью. Они, вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками, находятся в вечном единении с церковью Христовой на земле. И с нами, конечно, – если мы того захотим…

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор в Киеве В 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) высказал идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летию Крещения Руси. Эта мысль очень понравилась императору Николаю I, одобрившему проект. По всей стране начался сбор пожертвований на

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде Величавая громада Святой Софии господствует над Кремлем и Волховом, как седой исполин «в броне и венце», поставленный на стражу Великого Новгорода. Четыре ее купола тускло отливают свинцом, а пятый горит на солнце, подобно богатырскому шлему.

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) Николо-Богоявленский кафедральный собор считается символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы. Но это не просто символ – Никола Морской, как его называют

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)

Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца) Силуэт этого грандиозного собора виден за несколько десятков километров до подхода к городу. Морской Никольский собор, видимый в хорошую погоду из Петербурга, – это не только одна из

Солдаты Петра I взорвали Полоцкий Софийский собор

Солдаты Петра I взорвали Полоцкий Софийский собор Этому преступлению предшествовали не менее драматические события. Начало XVIII века вновь превратило Беларусь в театр военных действий. Часть белорусских магнатов, возглавленная Сапегами, поддержала в Северной войне

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор)

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

СОФИЙСКИЙ СОБОР

СОФИЙСКИЙ СОБОР В городе Полоцке, расположенном в устье речки Полоты, впадающей в Западную Двину, всё дышит историей. И немудрено, ведь именно здесь в период существования Полоцкого княжества зарождались основы будущей белорусской государственности. А величественный

Путешествие по Украине.

Украинские церкви. Софийский собор в Киеве
ул. Софийский собор в Киеве
        Встроен в удаленный одиннадцатый века Софийский собор в Киеве не перестает вызывать восхищение как выдающийся шедевр монументального искусства. Писатель Древней Руси Илларион заявил: «Церковь чуда и славы, предмет зависти всех далеких стран». и широкий». Собор был окружен церквями, посвященными покровителю святых Ирины и Георгия и у боярских дворцов каменных и деревянные жилища простых горожан. Собор сохранил его ключевую роль в последующие годы: разграблен и опустошен после набегов степных кочевников в 1240 г., это была еще центральная церковь в Киеве: в семнадцатом веке возводились новые строения из дерева во дворе собора. В восемнадцатом веке собор был окружен ансамблем каменных зданий в стиле барокко, украшающих город даже сегодня.
        Многие события в политической и общественная жизнь Киевской Руси были тесно связаны со Святой Софией. Именно здесь проходила церемония миропомазания и коронации князя. выполнила; здесь он взошел на великий киевский престол для приема иностранных послов и заключать торговые соглашения или мирные договоры с другими княжества. Первое упоминание о библиотеке, собранной Ярославом Мудрый (первый, насколько нам известно, в Древней Руси) также связан с Софийский монастырь. В Киеве состоялось вече (народное собрание). Софийский двор. В последующие столетия собор сохранил свою роль центра города. Именно здесь в январе 1654 г. Киевляне одобрили исторические решения Переяславской Рады о воссоединение Украины с Россией.
        Работы по реконструкции проведенные в семнадцатом восемнадцатом веке, коренным образом изменили первоначальный вид памятника. Архитектурные барочные модификации сделанные в более поздние периоды, скрывают архитектурные элементы одиннадцатого века и структуры. Основные внутренние размеры конструкции (37 х 55 метров; высота потолка 29 метров) остаются без изменений. Тем не менее, изменено композиционное расположение архитектурных элементов. восточный фасад имел пять апсид, столько же, сколько и нефов. Там были два ряда монастырей, внутренний ряд был двухэтажным, а внешний один.’ Они огибали здание с севера, запада и юга. Собор был увенчан тринадцатью полусферическими куполами, покрытыми свинцом. Две асимметричные лестничные башни на западном фасаде вели на хоры. В восточной части северной галереи находилась камера с небольшим апсида, служившая княжеской усыпальницей. Каменные саркофаги г. когда-то здесь стояли великие князья киевские, в том числе Ярослав Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других политических фигуры Древней Руси.
        Каменная кладка показала чередование слоев темно-красного бутового камня и плинтусов, разделенных тонкий слой розового раствора из побелки и коркового кирпича. Это сделано структура особенно привлекательна.
        Дизайн интерьера собор остался практически без изменений: стены и двенадцать крестообразных опоры, которые делят внутреннее пространство на пять проходов, колонны и арки монастырей остались. Тринадцать куполов с барабанами полностью сохранились. Основной барабан наложен на пересечение нефа и трансепта и освещает пространство под центральным купол.
        В восемнадцатом веке открытые двухэтажные монастыри были завалены, а одноэтажные монастыри получили второй этаж и были увенчаны куполами. Окно в стенах были прорублены проемы, а на месте прежней была большая арка. вход. Западная двухъярусная трехпролетная аркада в центральной части купольное пространство (аналогично сохранившимся южным и северным) и хоры над ним не сохранились. Поэтому пространство под центральный купол, некогда имевший крестообразные очертания, изменил свою форму в его западной части.
        Софийский собор имеет около 260 кв.м. мозаики и 3000 кв.м. фресковой живописи датируется одиннадцатым веком. Эти образцы древнего искусства наши люди особенно ценны. Сохранившиеся мозаики и фрески представляют лишь одну треть росписей, когда-то украшавших собор. В семнадцатом веке недостающие части росписи Святой Софии были наполнены размерно-цветными картинами. На рубеже восемнадцатого века, стены собора были оштукатурены и побелены. На протяжении восемнадцатого века новые картины были выполнены маслом по гипсовому покрытию. в девятнадцатого века, фрески были очищены, а затем перекрашены маслом, причем сохранились в основном старинные рисунки. Пропавшее фрагменты фресок заменены штукатуркой и росписью.
        Как только собор Святой Софии Собор был объявлен музеем, были предприняты масштабные реставрационные работы. очистить мозаику и фреску от позднейшей штукатурки и перекраски. Искусство более поздних периодов сохранилось лишь в тех разделах, где древняя штукатурка испортилась. Итак, кроме мозаик одиннадцатого века и фрески, есть отдельные работы, датируемые семнадцатым и восемнадцатого века, а некоторые из девятнадцатого века. Тема содержание подавляющего большинства картин основано на религиозной темы. Наши современники восхваляют их художественные качества линии, цвета схема, композиция и искусная психологическая обработка.
        Гармоничное единство мозаичные и фресковые композиции – характерная черта настенной орнаментики в Софийском соборе. Мозаики, отличающиеся яркостью цвета, украсить центральный купол и центральную апсиду, чтобы привлечь внимание посетителя алтарной части собора. Принцип персонажи христианского учения представлены в мозаиках Святой Софии: на вершине купола мозаичное изображение Христа Пантократора помещен в медальон и окружен четырьмя фигурами архангелов, из которых только один, одетый в синее, остается мозаикой. Остальные три были покрашены. Врубелем в 1884 году. В промежутках между барабанными окнами двенадцать апостолов изображены (но только св. Павел сохранился в виде мозаики). подвески отданы виду четырех евангелистов, из которых образ св. Марк более или менее полностью сохранился. Сцена Благовещения украшает причалы перед алтарем. Архангел Гавриил относится к слева и Богородица справа. Над этой композицией расположены представления мучеников в медальонах. Над центральной аркой мозаичная композиция «Деисус». представлен. Величественный шестиметровый образ Оранской Богородицы, Мадонну в молитве можно найти в своде алтаря, в центральном пространство апсиды представляет собой многофигурную композицию «Евхаристия». Мозаики в верхнем ряду апсиды изображают Хребет Отцов Церкви.
        Мозаики были сделаны из смальта сплав стекла, солей и окисленных металлов: кусочки природного также использовались камни. Чтобы добиться мозаичности изображения, тессеры размером около одного куб. см. по размеру были залиты сырой штукатуркой. Специалисты предполагают, что восемь работы выполняли неизвестные мастера-мозаичисты. Мозаики в соборе отличаются богатыми и чистыми тонами. Номера мозаичной палитры 177 оттенков и оттенков. Золотой фон покрывает примерно треть мозаики. пространство, а основные цвета композиций — синий, кремовый и малиновый. Каждый цвет имеет количество оттенков: 19красные: 21 синие: 34 зеленых; и 25 золотых. Сочетание крупных цветовых пятен, которые хорошо видно издалека (например, голубой массив Богородицы Ораны на золотом фоне или темно-фиолетовый стол в центре. Евхаристии и не совсем белые одежды апостолов) характерно мозаики Святой Софии. С другой стороны, мозаичные композиции Отличаются тонкими нюансами цвета, которые помогают передать черты лица или складок одежды. Иллюстрацией указанного факта является представление Архангела из сцены Благовещения. Мозаики в алтаре и главный купол составляют неотъемлемую часть художественного единства и мозаики, и фрески.
        Фрески были более или менее сохранились во всех залах собора.
        Пространство под центральным купол украшен циклом евангельских сюжетов. Монументальный картины в капелле Иоакима и Анны рассказывают историю Богородицы Мэри. Фрески в капелле св. Петр и Павел рассказывают о делах апостола Петра. Росписи в южной часовне посвящены святому Михаилу, считавшемуся покровителем Киева и княжеского воины. Фрески в северной часовне рассказывают о жизни святого Георгия, покровитель Ярослава Мудрого.
        На чердаках целый Сохранился цикл фресковых росписей. Он включает в себя сцены встречи Авраама Три незнакомца, Авраам и ангелы, Авраам приносит в жертву Исаака, «Три отрока в огненной печи», «Тайная вечеря» и «Чудо в Кана.
        Важное место в собор занимают орнаментальные росписи: они обрамляют окна и двери проемы, сделать акцент на изогнутых линиях арок и сводов, украсить поверхности колонн и столбов и декорировать панели над полом.
        Цветовая палитра Древние фрески основывались на сочетании темно-красного, желтого, оливкового и белые тона изображены на синем фоне. Монументальная живопись в Софийском соборе отличается четкостью композиции, выразительные изображения и яркие цвета. Он также представляет собой органическое единство с архитектурой собора.
        Тематически фрески Святой Софии были объединены единой концепцией распространения христианского учения и укрепления феодальной власти. Кроме это, однако, росписи в митрополичьей церкви должны были отражать величие Древней Руси, ее международный авторитет и роль Киевский княжеский дом в политической жизни Европы. Вот почему большое количество композиций носило светский характер. Три стены нефа напротив алтаря были покрыты групповым портретом семья Ярослава Мудрого, основателя собора. Центральный место в композиции заняли образ Христа и фигуры княгини Ольги и князя Владимира. Налево и направо там Ярослав, его жена княгиня Ирина, их сыновья и дочери. Шествие возглавляет Ярослав Мудрый, который держит модель собора св. Софийский собор в его руке. На этой фреске изображен Ярослав Мудрый. как строитель города и основатель митрополичьего храма, рисовавший на традициях, заложенных его прабабушкой княгиней Ольгой и его отец князь Владимир, внесший большой вклад в объединение славянских племен, к объединению государства Киевская Русь и к установлению равноправных отношений с Византией и другими странами. Члены семьи Ярослава играли важную роль в европейской политическая жизнь: жена Ярослава Мудрого была дочерью шведского Царь, двое сыновей Ярослава женились на византийских принцессах, а его дочери были королевами Франции, Норвегии и Венгрии. По словам Иллариона, выдающегося писателя того времени, «Земля Русская была известна на четыре четверти земного шара». К сожалению, только фигурки детей Ярослава на южной и частично на северной стене до нашего времени сохранились какие когда-то была великолепной настенной композицией. Недостающие части могут быть восстановлены по рисунку голландского художника Авраама ван Вестерфельдта, который видел фреску в середине семнадцатого века.
        Специалисты, в т.ч. С. Высоцкий, д.т.н. (История), доказал, что фрески в башни собора были посвящены важному политическому и культурному событие Х века визит киевской княгини Ольги в Византийскую столицы и почестей, оказанных ей византийским императором Константином Багрянородным.
        И на севере как и южная башня, фрески следует рассматривать снизу, как лестницы на чердаки. Фрески северной башни изображают Церемония въезда княгини Ольги в Константинополь. Только фрагменты, представляющие императрица со свитой и император Роман, сын Константина До нас дошли Багрянородные, верхом на белом коне. В верхнем на площадке лестницы можно увидеть Константина Багрянородного Получает Княгиня Ольга, крупная композиция, полностью сохранившаяся. Левый часть композиции занимает изображение императора на трон окружен двумя телохранителями, вооруженными копьями и щитами. фигура княгини Ольги занимает правую часть композиции. Ее головной убор состоит из короны и ниспадающего прозрачного белого платка. на ее плечи. Рядом с ней изображены женщины из ее свиты.
        Фокус южного башня — роспись росписи Ипподрома. Сцена показывает второй прием Киевской княжны византийским императором на ипподроме в Константинополе, куда княгиня Ольга была приглашена посмотреть гонки на колесницах. В верхнем часть башни, есть хорошо сохранившееся изображение ипподрома помещений большое трехэтажное здание, открытые галереи которого предназначены для зрителей. В правой части композиции мы видим Сам Константин Багрянородный. В этом портрете художник удачно передал черты лица императора выразительные глаза, большой орлиный нос и борода. Княгиня Ольга изображена в светлых одеждах рядом с ему. Скорее всего, с ним связаны и другие фрески в башне. зрелища на ипподроме. Среди них групповая картина «Акробаты». и композиция The Buffoons, в которой музыканты играют на струнных, перкуссии и духовые инструменты, в том числе орган.
        Стены в башнях украшены разнообразными орнаментами, символическими рисунками и сценами охоты: Охота на медведя, Бои ряженых, Охота на кабана и т. д. Эти сцены проливают свет о различных аспектах придворной жизни, охоте, флоре и фауне Древнего рус. Фресковая роспись башен собора представляет собой уникальные образцы монументального искусства и является важным источником информации об исторической и культурные связи Древней Руси и Византии.
        Интересные фрески есть сохранились в бывшем баптистерии Софийского собора. Они включают фресковую композицию XI века «Сорок мучеников Севастийских». Эта палата была превращена в баптистерий на рубеже двенадцатого века. когда к арке монастыря была пристроена апсида. Сохранившиеся фрески в этой апсиде изображены крещение и изображения отцов церкви. стилистических особенностей монументального искусства того периода.
        Декоративные сланцевые плиты изготовление парапетов чердаков, а также саркофага из резного мрамора место погребения Ярослава Мудрого в 1054 г. являются уникальными памятниками Старой Русское искусство. Большую роль во внутреннем убранстве собора сыграли по этажам: центральная часть была мозаичной, а полы в проходы, на чердаках и в погребальной камере были из керамической плитки с цветная шлиф-глазурь. Сохранилась часть древних полов в современность,
        Средневековые надписи (граффити) сохранились во многих местах на стенах собора. особых значение имеют те, которые предоставляют нам факты о политических и культурных жизнь в Киевской Руси. Старославянский алфавит сохранился среди граффити на стенах Софийского собора. Он пролил свет на формирование кириллического алфавита. Среди произведений искусства, датируемых XVIII в. века золоченый иконостас, резной из дерева, золоченые медные двери в притворе и фрагменты настенной росписи. Особый интерес посетителям представляются ценные образцы монументального искусства начала XII в. мозаики века, фрески и сланцевое рельефное панно из Михайловского собора Золотых куполов, выставленных в залах второго этажа собора. Сравнивая фрески Святой Софии с фресками Михайловского, можно проследить стилистические изменения, происходившие в монументальном искусство Древней Руси к двенадцатому веку. В росписях Михайловского собора, фигуры более оживлены, позы разнообразны, пропорции являются более вытянутыми. Мозаичные тессеры крупнее, чем в Софийском соборе. Соборный, а доминирующие тона в мозаичных композициях – зеленые в сочетании. с фиолетовым, розовым и не совсем белым. Росписи Михайловского собора линия напряжения. Особенно это касается обращения художников с Фигурами. одежда. Предположительно, выдающийся художник Древней Руси Алипий Киево-Печерский. Лавра участвовала в росписи росписи Михайловского собора. Сегодня Софийский собор окружен бывшими монастырскими постройками. которые представляют собой ценные образцы украинской архитектуры восемнадцатого века. Над всем ансамблем доминирует богато украшенная колокольня высотой 76 метров. с лепниной. Он придает неподражаемый шарм городскому горизонту.
        К югу от зданий собора являются помещением Трапезной, которая в девятнадцатом веке была перестроена в отапливаемую церковь Малой Софии. Уникальный контур и выразительные формы здания характерны для украинского барокко структуры. Резиденция митрополита, двухэтажное монументальное сооружение. с фронтоном в стиле барокко, также подвергся реконструкции на протяжении всего его существование. Тем не менее, в целом он сохранил форму восемнадцатого века. Здание расположено напротив главного входа Софийского собора. Он занимает высокое место среди других памятников украинского искусства восемнадцатого века. архитектура.
        В первой половине восемнадцатого века, Пекарня была построена в юго-западной части территория собора; в девятнадцатом веке он был преобразован в консисторию. Исследования, проведенные на здании, помогли нам обнаружить его первоначальный вид. форма. У Консистории расположена южная двухъярусная въездная башня. который был возведен в середине XVIII в. В девятнадцатом веке здесь хранилась часть архивных документов Консистории. Башня увенчан полусферическим куполом, заканчивающимся шпилем.
        К северу от Святой Софии Кафедральный собор Церковной семинарии построен в 1763-1767 гг. оконные наличники и лепнина на верхней части пилястр. Эти черты определенно были заимствованы у русских восемнадцатого века. архитектура. Здание, в котором располагались кельи соборных старцев расположен к северо-западу от собора. Он был возведен в 1750-х годах. За эти годы здание значительно преобразилось. В 1970 это было восстановлены, а помещения первого этажа возвращены в исходное состояние. устройство и внешний вид восемнадцатого века. Строгие формы и деревянный монастырь (напоминает здания, построенные в народном стиле) эта структура уникальный внешний вид.
        Подход к собору со стороны Стрелецкого переулка виден участок монастыря Стена возведена в 1745-1746 гг., сохранившаяся до наших дней. В восемнадцатом века такая стена окружала весь монастырь. Западная часть г. стена включает в себя Заборовские ворота, прекрасное сооружение, типичное украинского барокко. Ворота возведены по проекту архитектора Ж.-Г. Шадель в 1746 г. Он служил формальным входом с запада в митрополичью двор. Обильная лепнина, покрывающая поверхности фронтона а арка ворот свидетельствует о том, что народные мастера часть на предприятии.
        Софийский собор и окружающие архитектурные памятники восемнадцатого века имеют большое интерес к гостям Киева.

Софийский собор
старое фото


Трапезная
XVIII ст.
Западный фасад


Метрополитен
Резиденция.
XVIII ст.
Восточный фасад


Вид на алтарь


Интерьер


Вид на
купол центральный


«Рождество
Дева»
Начало XVIII ст.

Центральный купол
Архангел
XI ст. мозаика


Иконостас.
XVIII ст.
Деталь


«Чудо в
Кония»
XVIII ст.


Центральный купол
Чистый Пантократор
XI ст. мозаика


Саркофаг
Княгиня Ольга из
Церковь св.
десятина


Мозаика XII века
от Святого Михаила
Кафедральный собор
Золотые купола.
Святой Фаддей


Апсиды
Софийская кафедра


«Евхаристия»
Левая часть


«Евхаристия»
Правая часть


Хоры. «Авраам
Оферс Ап Исаак»


Хоры. Юг-
западный купол.
Архангел


Саркофаг
Ярослав Мудрый


«Благовещение»
Дева Мария
Фреска XI века


Западный внутренний
монастырь. Святая Евдокия
Фреска XI века


Южный внутренний монастырь.
Санкт-Фокус
Фреска XI века


Фреска XII века
от Святого Михаила
Кафедральный собор
Золотые купола.
Святой Захария


«Благовещение».
Дева Мария

Украина: В Андреевской церкви в Киеве прошла церемония переезда во время войны

Главная Новости Украина: В Андреевской церкви в Киеве прошла церемония переезда во время войны

13 декабря 2022 г. | Опубликовано в Награды

Во время войны Андреевская церковь в Киеве, Украина, 12 декабря мужественно провела церемонию вручения премии «Европейское наследие» / Europa Nostra Award 2022 в категории «Сохранение и адаптивное повторное использование». Это была трогательная церемония в холодной церкви, но с теплой атмосферой. Культурное наследие и дипломатическое сообщество Киева собрались, чтобы поздравить реставраторов, получивших престижную награду за долговременный проект, и открыть бронзовые награды на фасаде Андреевской церкви. 9К собравшимся обратились 0005 Катерина Чуева , заместитель Министра культуры и информационной политики Украины, и Наталья Мусиенко , член Совета Europa Nostra.

Катерина Чуева , заместитель Министра культуры и информационной политики Украины, подчеркнула важность награды, присужденной замечательному проекту Украины, особенно в тяжелое военное время.

Неля Куковальска , генеральный директор Национального заповедника «Св. Софии Киевской», частью которой является Андреевская церковь, рассказал о долгом пути к награде.

Расположенная на Старокиевской горе в историческом центре Киева, Андреевская церковь была построена во второй половине 18 века по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли и построен ведущими европейскими и местными мастерами. Построенный как дворцовый храм для киевской резиденции Романовых, он является непревзойденным образцом интерьера православного храма в стиле барокко. После его основательной реставрации государственной организацией Национальный заповедник «Св. Софии Киевской, Андреевская церковь сейчас функционирует как музей, в ней проходят богослужения, научно-просветительские мероприятия и концерты камерной музыки. Проект, основанный на результатах десятилетнего научно-технического мониторинга, проведенного Национальным заповедником совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами Украины, полностью финансировался Министерством культуры и информационной политики Украины.


Наталья Мусиенко , член Совета Europa Nostra, представила результаты стипендии солидарности наследия для Украины, созданной Europa Nostra и ее партнерами для помощи защитникам культурного наследия в Украине. На сегодняшний день 106 украинцев получили финансовую поддержку (500 евро на человека) благодаря этой инициативе. Только что стартовал второй этап краудфандинговой кампании в поддержку защитников исчезающего наследия Украины. Все пожертвования, большие или малые, приветствуются и важны, и их можно легко сделать через веб-сайт Europa Nostra.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *