Софийский собор в киеве год создания: описание, адрес, время и режим работы 2023

Софийский собор в Киеве: история, архитектура, святыни, билеты

Софийский собор в Киеве является одним из самых легкоузнаваемых символов столицы Украины. Богослужения проводятся в нем исключительно по расписанию и попасть на них «с улицы» не получится, все остальное время очаровательный храм работает как музей настоящей Веры и Мудрости. «София» в переводе с греческого как раз и означает «мудрость».

Как добраться

Необычно привлекательный собор расположен в Киеве на улице Володимирской, 24.

На примерно одинаковом расстоянии от него находятся две станции метро: Крещатик и Театральная, откуда путешественнику надо будет пройти минут 10-15.

Наземный транспорт довезёт туристов до остановок «Владимирская» или «Софийская площадь».

История создания

Долгое время считалось, что Софийский храм был основан в XI веке князем Ярославом Мудрым. По одной из версий сооружение было приурочено к прибытию в столицу Киевской Руси будущего предстоятеля русской церкви: митрополита Феопемпта, переезжающего из Константинополя.

Однако в 2012 году учёные-археологи доказали, что здание было возведено на 26 лет раньше (при царствовании Владимира Святославовича), чем это отражено в летописях. Но официальная история пока не готова пересмотреть время постройки прелестного собора, предпочитая основываться на документальных записях.

Софийский собор стал вторым строением Киева, выполненным из камня. На его строительство ушло всего три года, что по неспешным меркам того времени было просто невероятным чудом.

Храм в византийском стиле задумывался не только как символ веры, но и как культурный и общественный центр. Именно здесь появились первые библиотека и школа для детей; служил собор местом обитания Митрополита и залом принятия послов дружественных и не очень лояльно настроенных стран.

Первоначально собор возводился как 13-купольное сооружение, но позднее (пару веков спустя) к нему достроили ещё 6 куполов. В XVII веке, в результате реконструкции, храм стал больше напоминать строения украинского барокко.

Судьба у храма складывалась не очень лёгкая. Первый раз он пострадал в XII веке от рук Андрея Боголюбского, в XIII веке до него добрался хан Батый, который при оставлении Киева повелел сжечь Кафедральный храм.

В XV-XVII веках собор не работал, не сумев оправиться от очередного разграбления татарами. И лишь благодаря стараниям митрополита Петра Могилы он стал восстанавливаться, приобретя современную немного грушевидную форму, засияв обновлёнными фресками, лепниной и иконами.

Революция 1917 года первоначально обошла собор стороной. Некоторое время он продолжал оставаться главным храмом Украины, но споры между двумя митрополитами страны привели к его полному закрытию. Собор готовили к полному уничтожению и спасти великолепное здание помогла только настоятельная просьба французских властей (одна из королев этого государства была дочерью Ярослава Мудрого).

Очередные реставрационные работы начались только в конце XX века. За это время смогли восстановить внутреннее убранство храма, очистить и обновить мозаику и фрески и даже начать службы. Но решение Юнеско о придании зданию статуса памятника Всемирного наследия перевели строение в ранг музейного комплекса, который ежегодно посещают туристы со всего света.

Билеты на посещение

За вход в храм придётся заплатить. Информацию о стоимости билетов необходимо уточнять на официальном сайте Софийского собора.

Святыни собора

Собор должен был стать главным храмом Руси, поэтому, несмотря на привлечение строителей из Византии и Греции, обладает совершенно уникальной архитектурой.

Высокий купол собора олицетворяет самого Христа, его двенадцать апостолов и четырёх евангелистов. Особый интерес вызывают фрески, рассказывающие о детстве Богоматери, деяниях апостолов, житии святых, мучениях Спасителя.

Прелестная мозаика украшает не только стены собора, поднимаясь на купол, занимая арки и столбы. Самое известное произведение, составленное из нарядного стекла, называется «Нерушимая стена» и повествует о причащении апостолов. Необычное название мозаика получила из-за того, что только она смогла остаться неповреждённой в течение более 10 веков.

Кроме этого, в соборе расположено около ста захоронений. Самые древние принадлежат Ярославу Мудрому и его супруге, Владимиру Мономаху и Всеволодовичам. Чуть позже в храме стали хоронить высших иерархов церкви.

Легенда гласит, что во время отделки на алтаре вдруг сам собой проявился образ Девы Марии и засиял ярче жаркого солнца. Считается, что таким образом Богоматерь взяла собор под свою особую опеку.

Видео

 

Софийский собор в Новгороде — подробная информация с фото

Видео: Софийский собор и звонница

Содержание

  • История Софийского собора
  • Архитектура
  • Росписи Софийского собора
  • Реликвии
  • Посетителям
  • Как добраться

История Софийского собора

Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы велись с 1045 по 1050 год. Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник, которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.

Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии», представляющего значительный историко-культурный интерес.

На протяжении столетий Софийский собор был духовным центром Новгородской республики – русского средневекового государства, существовавшего с 1136 по 1478 гг.

В 1478 году Новгородская республика вошла в состав Московского государства. При правящем в то время Московском князе Иване III Софийский собор утвердился как один из главных храмов объединенной державы. С тех пор все русские цари считали своим долгом поклониться святыням храма, оставить здесь память о себе и своих деяниях.

Сохранившиеся иконы, драгоценная утварь, шитые покровы, плащаницы, рукописные и старопечатные книги доносят до наших дней имена знаменитых жертвователей – царей и бояр, священнослужителей и светских меценатов. Пожертвованиями и вкладами в Софийский собор сопровождались и все великие баталии русского воинства. Но драгоценные реликвии на протяжении веков нередко и уничтожались. Ущерб аутентичности храма был нанесен в период петровских времен, когда древнее художественное наследие энергично вытеснялось светской культурой, и в XIX веке во время синодальных обновлений.

Более всего Софийский собор пострадал в ХХ столетии. В 1922 году, во время проводимой советской властью кампании по изъятию культовых ценностей, церковное имущество по большей части было реквизировано, а в 1929 г. власти и вовсе закрыли храм для богослужений. В его помещении разместился антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, которые таила ризница собора – это должно было обличать церковь, демонстрируя ее «неправедные» богатства.

Следует сказать, что Софийский собор был не только культовым сооружением. В его огромных подземельях хранилась городская казна и многочисленные сокровища не только религиозного происхождения. Собственно, решение создать музей, принятое благодаря усилиям Общества любителей древности, члены которого входили в состав комиссии по изъятию ценностей, позволило сохранить и оставить в соборе исторические реликвии.

В годы Великой Отечественной войны храм разграбили оккупанты, сооружение было повреждено обстрелами и бомбежками. После войны здание было восстановлено и включено в состав Новгородского музея-заповедника.

В 1991 году Софийский собор был передан Российской православной церкви. Патриарх Всея Руси Алексий II освятил храм 16 августа того же года. Сегодня он имеет статус кафедрального собора Новгородской митрополии.

Архитектура

Первый камень в фундамент новгородского Софийского собора был заложен 21 мая (3 июня) 1045 года, в День Святых равноапостольных Константина и Елены. Согласно преданиям, в этот день сгорела («вознеслась») деревянная «о тринадцати главах» церковь Софии – первый храм Премудрости Божией на славянских землях. Другие источники утверждают, что церковь сгорела в год завершения постройки нового храма, но точных подтверждений обеим версиям нет.

К этому времени в Киеве уже возвышался Софийский собор, возведенный в византийском стиле. Может показаться, что храм в Новгороде во многом повторяет киевский образец. Это отчасти верно: ведь в первой половине XI века традиции возведения сооружений из камня еще не сложились. Вероятно, князь Владимир Ярославич пригласил мастеров-каменотесов из Киева или даже из самого Константинополя.

Строительные материалы и техника смешанной кладки из камня и плинфы практически аналогичны киевским сооружениям. Кладка скреплена цемянкой – розовым известковым раствором, замешанном с толченым кирпичом.

Оба храма пятинефные, с галереями и лестничными башнями, обширными хорами. Однако традиционная крестово-купольная система в новгородском Софийском соборе была дополнена приделами, основой которых послужили три уже существовавшие небольшие часовни. Зодчие объединили их в единый храмовый комплекс, связав дополнительными галереями.

Эти архитектурные объемы стали отличительной чертой облика Софии Новгородской. Они определили высоту сводов храмового ядра, способ перекрытия кровли. Необходимость увязки уровней всех построек, объединяемых в одно здание, обусловила надстройку стен, возведение опорных арок (акбутанов). Вынужденное увеличение высоты хоров, подкупольных пространств и других объемов собора были неканоничными для византийской и киевской церковной архитектуры. Эти вытянутые в высоту пропорции в дальнейшем стали отличительной чертой собственно новгородского храмового зодчества.

Внутренние стены Софийского собора заполнены голосниками – специально изготовленными сосудами из керамики. Их расположение тщательно продумано. Отверстия большинства голосников направлены во внешнее пространство, но некоторые сосуды обращены горловинами вовнутрь. Благодаря такому чередованию в большом объеме храма обеспечена прекрасная акустика, при этом исключается эхо. Голосники имеют еще одно предназначение: сферическая форма придает сосудам особую прочность, а поскольку они пустотелые, вес купола значительно уменьшается. Соответственно, снижается нагрузка массивной конструкции на опорный барабан, несущие арки и кирпичные своды.

Храм имеет пять куполов, шестой венчает лестничную башню, которая находится в западной галерее к югу от входа. Они выполнены в форме, напоминающей древнерусские шлемы. С креста среднего купола, впервые позолоченного еще в XV в., вот уже почти тысячелетие на город взирает свинцовый голубь. По преданию, присев отдохнуть на возвышающийся крест, птица увидела мучения новгородцев, на которые их обрек Иван Грозный, прислав сюда своих опричников. Голубь окаменел от ужаса. Согласно легенде, Новгород будет существовать до тех пор, пока его крылатый символ не улетит.

Звонница Софийского собора была возведена в XVII веке. На нее можно подняться и обозреть с высоты живописные окрестности. Здесь периодически проходят выставки колоколов.

Росписи Софийского собора

Вероятно, Софийский собор в Новгороде начали расписывать сразу после завершения строительства. Но от оригинальной росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола, где изображены фигуры пророков и архангелов. Образ Христа Пантократора, который располагался в центре росписи, был уничтожен в результате прямого попадания в храм снаряда во время Великой Отечественной войны.

Помимо этого, в Мартирьевской паперти под более поздними росписями реставраторам удалось обнаружить древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Существует мнение, что эта фреска должна была стать основой для мозаики, так как выполнена начерно изрядно разбавленными красками.

Представленная ныне роспись Софийского собора в основном относится к концу XIX века.

Реликвии

Храм знаменит своими иконостасами. Главный из них украшают иконы XV-XVI веков, среди них – София, Премудрость Божия (XV в.). Она выделяется мистическим символизмом: на изображении преобладают алые тона – Премудрость в новгородском исполнении имеет красный цвет, означая жертву Христа.

На Рождественском иконостасе находится Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Она освящала заключение Столбовского мира, положившего конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. Она оправлена в ризу, изготовленную по заказу царевны Софьи. На этом же иконостасе – образ «Спас на престоле» XIV в., а также образы XVI-XIX веков.

Первостепенная святыня Софийского собора – икона Божией Матери «Знамение», особо почитаемая в православном мире. Богоматерь изображена на ней с раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте, обозначающем заступническую молитву. Этот иконописный тип изображения Божьей Матери называется Оранта. Согласно легенде, икона спасла жителей Новгорода от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 г.

Западный фасад Софийского собора украшают Магдебургские врата, которые также именуют Корсунскими, Плоцкими, Сигтунскими. Они выполнены из бронзы, в романском стиле и покрыты многочисленными горельефами и скульптурами, изображающими евангельские сцены. Врата на протяжении многих столетий служили парадным входом в храм. Сегодня они открыты лишь по праздникам, в часы службы, которую проводит архиепископ Новгородский и Старорусский.

Согласно одной из версий, которая наиболее пришлась по душе жителям Новгорода, ворота были изготовлены в 1153 году в Магдебурге, и являют собой трофей новгородцев, ходивших в военный поход на шведскую столицу Сигтуну в 1187 г. О красоте ворот, искусно созданных западноевропейскими мастерами, слагали легенды. По одному из преданий, в XVII веке, когда Новгород оккупировали войска шведского короля, монарх велел доставить на родину утраченную пять столетий назад реликвию. К счастью, шведам не удалось снять массивные врата с главного новгородского храма.

Главный крест Софийского собора также стал легендой. 5 июля 1942 года советские войска обстреляли немецкую комендатуру, располагавшуюся на территории Новгородского кремля. Пять из 80 выпущенных снарядов нанесли храму значительный ущерб. От взрывов значительно пострадал купол. Его золотую обшивку немцы пустили на сувениры, которые в виде тарелок, табакерок и прочих солдатских поделок отправляли на родину. Повисший же на цепях крест вместе с голубем-хранителям достался союзникам немцев – испанцам: в городе базировался персонал инженерного корпуса их «Голубой дивизии». Храмовая реликвия была вывезена в Испанию в качестве трофея, и до начала нынешнего столетия находилась в Мадриде. Ее временным приютом стала часовня музея Военно-инженерной академии.

С начала 2000-х годов между Россией и Испанией шли переговоры по поводу возвращения креста на родину. По итогам беседы российского президента с королем Испании испанцы согласились вернуть реликвию. В Мадриде осталась ее точная копия.

16 ноября 2004 года в стенах Храма Христа Спасителя, кафедральном соборе Русской православной церкви, глава министерства обороны Испанского государства торжественно передал крест Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Сегодня он находится во внутреннем помещении Софии Новгородской, а на его месте возвышается копия, изготовленная в 2006 г. и установленная через год. На вершине креста снова сидит легендарный голубь, охраняющий город.

Посетителям

Софийский собор в Великом Новгороде открыт ежедневно с 8:00-20:00. Вход свободный. Собор является действующим, поэтому необходимо соблюдать правила посещения православного храма. Фотографировать внутри запрещено. Чтобы осмотреть внутреннее убранство, фрески, почитать жизнеописания святых и приложиться к мощам, рекомендуем выделить 40-60 минут. Можно посетить богослужение, подать записочки о здравии и упокоении, поставить свечи.

Уточнить интересующую информацию и заказать гида можно по телефону собора: +7 (816) 277-35-56.

Как добраться

Адрес Софийского собора: территория Новгородского кремля, 11.

Добраться до храма можно на общественном транспорте: автобусы № 17,17А, 26, 7, 7А идут до Сенной площади. Войдя в Новгородский кремль со стороны Кремлевского парка, нужно пройти прямо около 50 м. Софийский собор будет с левой стороны, напротив памятника 1000-летия России. Его сияющие купола заметны издалека.

Смотрите также: Воронцовский парк, Барбадос, Доминика, Ботсвана, Порт-о-Пренс, Макао, Национальный морской парк Анг Тхонг, Остров Рождества

Украина объявляет о создании независимой церкви, выбирает лидера

Украинские православные лидеры договорились о создании новой национальной православной церкви и избрали лидера, который возглавит эту церковь, шаг, который лидеры Украины считают жизненно важным для безопасности и независимости страны, но может еще больше усилить напряженность в отношениях с Москвой.

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что 39-летний митрополит Киевского патриархата Епифаний был избран главой церкви на соборе, сравнив этот шаг с референдумом Украины о независимости от Советского Союза в 1991.

«Этот день войдет в историю как священный день… день окончательной независимости от России», — сказал Порошенко тысячам сторонников в центре Киева 15 декабря.

«И Украина больше не будет пить, по словам Тараса Шевченко, «московский яд из московской чаши», — сказал он, цитируя народного поэта страны.

Заседание церковного совета по созданию самостоятельной Украинской православной церкви на Софийской.

Порошенко заявил, что у украинцев наконец-то появилась своя православная церковь.

«Что это за церковь? Это церковь без [президента России Владимира] Путина. Что это за церковь? Эта церковь без [РПЦ] Кирилла. Что это за церковь? Это церковь без молитв за русских властями и российскими войсками, потому что они убивают украинцев. Но это церковь с Богом и Украиной!»

Отношения между Россией и Украиной резко ухудшились после захвата Москвой Крыма в 2014 году и ее последующей поддержки сепаратистов, сражающихся с украинскими войсками на востоке Украины. В результате конфликта с апреля 2014 года погибло более 10 300 человек9.0003

Епифаний был избран собором при Софийском соборе в Киеве, построенном сыном князя Владимира, чьё крещение в 988 году привело к распространению христианства в регионе.

Новоизбранный глава Украинской Православной Церкви митрополит Епифаний выступает на закрытом Объединительном Соборе в Софийском соборе.

​Обращаясь к толпе, Епифаний сказал: «Бог услышал наши призывы и дал нам это долгожданное единство».

Он подчеркнул, что двери новой церкви будут открыты для всех, и призвал украинцев сплотиться вокруг нее.

Россия выступила против усилий Киева по созданию независимой церкви, сравнив это с Великим расколом 1054 года, разделившим западное и восточное христианство.

15 декабря Русская православная церковь назвала собор несостоявшимся, поскольку на нем присутствовали только два члена церкви, которую она поддерживает в Украине, сообщает «Интерфакс».

Пресс-секретарь митрополита Илариона заявил, что план «уговорить каноническую Украинскую церковь участвовать в создании новой структуры провалился.

.. за исключением двух предателей».

В октябре Украина получила разрешение на строительство новой церкви от Вселенского Патриархата в Стамбуле, резиденции мирового духовного лидера православных христиан.

«Мы хотим поддержать процесс отделения Украины от Москвы и чтобы у нас была своя церковь, которой не управляет Кремль», — сказала 66-летняя Людмила Алексеева, пенсионерка, пришедшая на мероприятие с дочерью и внучка, в комментарии Reuters.

Порошенко встречается с людьми, митингующими у Софии перед заседанием Рады 15 декабря.

​Несколько тысяч человек собрались у древней Софии, где собрание проходило за закрытыми дверями.

Порошенко сделал независимую церковь предвыборным залогом в рамках своей кампании за переизбрание в 2019 году. в собор.

«Создание нашей церкви — это еще одно провозглашение независимости Украины, и вы — главные участники этого исторического события», — добавил он.

Украинская православная церковь Киевского патриархата сообщила 13 декабря, что Вселенский патриарх Константинопольский Варфоломей, «первый среди равных» в мировой восточно-православной вере, вручит «томос» — указ о предоставлении автокефалии или независимости — будущему главе Поместной Православной Церкви в Украине 6 января.

Варфоломей объявил о решении признать просьбу Украины об автокефальной церкви в октябре.

Заявление Варфоломея побудило Русскую Православную Церковь через несколько дней объявить о прекращении отношений со Вселенским Патриархатом в знак протеста.

В преддверии встречи Русская Православная Церковь призвала международных лидеров «защитить» своих последователей в Украине перед лицом того, что она назвала официальным давлением на назначенных Москвой священнослужителей.

По сообщениям Украинской службы РСЕ/РС, AFP, AP и dpa

Как ученые спасают культурное наследие Украины во время российского вторжения

Стоя на сердце Киева на протяжении более тысячи лет, Софийский собор является одним из самых важных культурных объектов Украины.

К сожалению, средневековые фрески, украшающие его стены, разлагаются микроорганизмами. В разгар вторжения России в Украину ученые работали над тем, как защитить эти исторические произведения искусства от дальнейшего повреждения.

Пока Украина находится в тисках войны, ученые работают по всему миру, чтобы защитить ее культурное наследие.

Некоторые из самых значительных произведений искусства страны были нарисованы на стенах Софийского собора около 1000 г. н.э. Эти произведения искусства сейчас медленно стираются микроскопическими организмами. Выяснив, что вызывает этот ущерб и как это происходит, исследователи надеются противостоять этой угрозе и спасти картины.

Но столкнувшись с российской оккупацией Украины и их попытками насильственно уничтожить и ассимилировать большую часть национальной культурной самобытности, работа по сохранению Святой Софии и ее произведений искусства приобрела совершенно новый смысл.

Доктор Хавьер Куадрос — старший научный сотрудник Музея и соавтор статьи, сыгравший решающую роль в продвижении статьи на финишной прямой во время вторжения в Украину.

«Мы сотрудничали с ними в этой очень сложной ситуации, — объясняет Хавьер. «В самом начале войны Киев был быстро атакован. В то время мы получили первые комментарии к статье от рецензентов научного журнала, но, конечно, наши коллеги в Киеве тогда не могли продолжать работу, потому что им пришлось прервать свою жизнь и покинуть свои дома».

‘Наши украинские коллеги очень рады, что это наконец опубликовано. Эта статья много значит для них, поскольку этот культурный объект является частью их наследия, и публикация нашего исследования была актом проявления и защиты их культурной самобытности».

‘Это было очень эмоционально с самого начала, вплоть до самых худших моментов.’

Статья была опубликована в журнале International Biodeterioration and Biodegradation.

Тысячелетний Софийский собор — один из самых значимых культурных объектов во всей Украине © Shutterstock/Батурина Юлия

На страже прошлого

Около десяти лет назад кураторы и исследователи, работающие в украинском Софийском соборе, заметили кое-что, что настораживает. Некоторые исторические и культурно важные росписи, украшающие стены собора, расположенного в центре Киева, повреждались.

На штукатурке фресок образовались темные пятна, сопровождаемые отслоением. Стремясь защитить и восстановить искусство, исследователи всерьез взялись за выяснение того, что происходит.

Их первые несколько тестов позволили им найти микробного преступника. В дополнение к повреждению людьми, животными и растениями, исторические фрески по всему миру часто подвергаются риску разрушения целым рядом микробных сообществ.

«Две основные группы микроорганизмов, которые могут быть распространены в больших количествах, — это бактерии и грибки, — объясняет Хавьер. «Иногда также есть водоросли, но обычно они видны, а в этом случае водорослей не было видно».

Команда взяла образцы ДНК с поврежденных стен собора и сравнила их с образцами из неповрежденных участков. Из этого они смогли увидеть, что, хотя уровни бактерий в обоих регионах были одинаковыми, в поврежденных частях церкви был гораздо более высокий уровень грибковой ДНК.

Это означало, что они могли быть уверены, что причиной повреждений были грибки. Следующим шагом было точно определить, что это был за ущерб и как он возник, прежде чем найти способ его предотвратить.

Средневековые картины повреждаются грибками, из-за которых на поверхности гипса появляются темные пятна © Марина Фомина

«В рамках расследования мои коллеги обнаружили трещины и пустоты в ткани стены и несколько относительно крупных кристаллов, выглядевших совершенно инородными, — говорит Хавьер. «Они сильно отличались от общей ткани гипса».

‘Первая химическая оценка кристаллов, проведенная с использованием микроскопических методов в Киеве, Риме и Данди, показала, что они представляют собой органическое вещество, богатое кальцием. Идентификация была завершена здесь, в музее, с использованием микрорентгеновской дифракции. Мы пришли к выводу, что это была органическая соль под названием малат кальция. Обычно грибы выделяют другие органические вещества, но это выделяется очень редко».

Малат кальция находили на испорченных росписях всего пару раз до этого, в монастыре в Барселоне и в гробнице Тутанхамона.

Кристаллы малата кальция являются просто побочным продуктом грибков, растворяющих неорганические компоненты в гипсе для извлечения минеральных питательных веществ. Кристаллы образуются в результате реакции между яблочной кислотой и кальцием из гипса.

Яблочная кислота является очень распространенным соединением, вырабатываемым в клетках каждого живого организма, но почему грибы выделяют его, до сих пор неизвестно. Кислотное растворение гипса и отложение кристаллов внутри гипсового изделия вместе с «выталкивающим действием» грибков по мере их распространения разрушают гипс, окрашивая его и вызывая его разложение.

Теперь, когда исследователи и кураторы в Киеве точно знают, что происходит в стенах собора, они надеются предотвратить это и сохранить картины на долгие годы, например, обработав стены фунгицидами.

Сохранение наследия Украины в военное время

Когда проект по защите росписей Софии Святой только начинался, никто из исследователей не мог предсказать, чем он закончится.

24 февраля 2022 года самой большой угрозой для собора были уже не грибки, растущие сквозь штукатурку, а колонна российских танков и бронетехники, которая медленно и в конечном итоге роковым образом продвигалась к Киеву, когда бесчисленные российские ракеты падали на город. и прилегающие районы.

Перед лицом того, что, как многие опасались, станет жестокой оккупацией столицы, многие жители бежали, пока у них был шанс.

Война принесла новую угрозу наследию Украины, но исследователи делают все возможное, чтобы дать ей наилучший шанс ©Shutterstock/Drop of Light

«Первый автор статьи, Марина, и ее муж бежали из Киева на два-три месяца, когда думали, что нападение неминуемо и они могут покинуть город, — объясняет Хавьер. «Затем, когда русские отступили из этого района, они вернулись в столицу и снова приступили к работе».

‘Они и другие коллеги, участвующие в этой работе, здоровы, слава богу. Удивительно видеть их стойкость».

Экзистенциальная угроза и ужасающие человеческие жертвы, с которыми столкнулась Украина и ее граждане, сделали усилия по защите глубокого культурного наследия страны очевидными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *