Власти передали «Киевскому патриархату» один из храмов Софии Киевской
Неуважение к церкви и провокация
По его словам, такое решение министерства — провокация, демонстрирующая желание украинских властей разжечь противостояние на религиозной почве.
На Украине в настоящее время действует каноническая УПЦ МП, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры — УПЦ КП и Украинская автокефальная православная церковь. При этом в УПЦ МП неоднократно сообщали о случаях притеснения священнослужителей и захватов православных храмов представителями КП.
Анисимов напомнил, что когда на постсоветском пространстве в 1990-е годы было решено вернуть здания религиозного назначения, конфискованные во времена СССР, «законных владельцев даже на порог (Софии Киевской) не пустили — якобы, там музей». «А раскольникам церковь в пользование передали», — отметил собеседник агентства.
По его мнению, Украина на сегодняшний день — единственная из постсоветских стран, принявших в 1994 году на себя обязательство вернуть церковные здания законному владельцу, и не сделавшая этого.
«Это неуважение к церкви, законам и традициям нашей страны», — подчеркнул Анисимов.
Софийский собор
Софийский собор, согласно летописи, был построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым, позднее перестроен в стиле украинского барокко. Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI-XX веков. Здесь похоронили несколько князей, включая Ярослава Мудрого, а позже — митрополитов Киевских. В советское время собор действовал до 1929 года, а в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. С 1990 года Софийский собор был занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО колокольня, южная въездная башня, трапезный храм (Теплая София), хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.
После распада СССР, как Московский патриархат, так и непризнанный «Киевский патриархат» на протяжении нескольких лет регулярно направляли в адрес правительства Украины обращения с просьбой о передаче в их распоряжение зданий заповедника. При этом УПЦ МП изначально выступала за возвращение ей кафедрального собора Святой Софии, а раскольники просили передать им в пользование Трапезную церковь — Малую Софию (Теплую) – часть архитектурного ансамбля Софийского собора, построенную в первой половине XVIII века на территории Софийского монастыря, упраздненного в 1786 году. КП также предлагал схему поочередного с Московским патриархатом пользования Трапезной церковью.
Со своей стороны, руководство музея-заповедника выступало категорически против передачи какой бы то ни было части архитектурного комплекса какой-либо религиозной организации, мотивируя свою позицию тем, что ни одна из представленных в споре конфессий не сможет обеспечить сохранность уникального памятника. Когда в 2010 году Софийский заповедник из ведения Министерства регионального развития и строительства был передан Министерству культуры, в музейном сообществе Украины, а также в радикально настроенных кругах украинского общества возникли подозрения, что данный шаг станет первым этапом будущей передачи Киевской Софии.
ria.ru
Состояние | Музей |
Софийский собор на Викискладе |
biograf.academic.ru
Знаменитый Софийский собор в Киеве :: SYL.ru
Памятники архитектуры Украины
В центре столицы Украины, Киеве, расположен величайший памятник Киевской Руси – Софийский (Софиевский) собор. Это сооружение времен, когда правил Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.). Под его могучими стенами сходилось Киевское вече. Многие исследователи и ученые предполагают, что собор несколько старше, и основать его мог князь Владимир. Софийский собор в Киеве – первый украинский памятник истории, внесенный в списки наследия ЮНЕСКО.
История создания
История создания этого храма окутана тайнами, не до конца ясна. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно даты его появления и имени основателя. По одной версии, храм возвел Князь Владимир Святославович, по другой – его сын, Ярослав Мудрый. Общепринятая версия утверждает, что Софийский собор в Киеве построен в честь греческой церкви Константинопольского храма – Богоматери – Оранте, символом которой была София (Премудрая). Для храма было выбрано символичное место: здесь в 1036 году киевляне одержали победу над печенегами.
Строительство Софийского собора в Киеве
Изучая технические приемы, архитектурные особенности, ученые и исследователи пришли к выводу, что Софийский собор в Киеве возводили греки, прибывшие из Константинополя. Здание храма насыщено признаками византийского зодчества.
Достопримечательности храма
Несмотря на многочисленные нападения и разграбления собора до наших дней дошли уникальные памятники культуры, архитектуры и живописи Киевской Руси. Сегодня мы имеем возможность любоваться ранними мозаиками и росписями, исполненными живописцами из Византии. Стены Софийского собора сохранили граффити – надписи, рассказывающие о политических деятелях и государственных событиях. Таких надписей насчитывается более трехсот. Благодаря им ученые смогли более точно определить дату выполнения внутренней отделки храма. Изначально в соборе было более шестисот сорока квадратных метров ценнейшей мозаики. Сегодня мы можем увидеть только двести шестьдесят квадратных метров уцелевшей мозаики и три тысячи квадратных метров фресок. Самыми ценными мозаиками храма считаются Христос-Пантократор и Богоматерь-Оранта. Мозаика выполнялась смальтой – особым сплавом стекла, металлов и солей. Но есть здесь некоторые образцы, исполненные из камня. Крошечные кусочки смальты (1х1 см) вдавливались в свежую штукатурку. Цветовая палитра мозаики Софийского собора насчитывает более ста семидесяти оттенков.
Фрески собора
К большому сожалению, основная часть фресок храма сохранились не так хорошо, как мозаика. Железные плиты, выложенные на полу, сохранили изображения мусульманской символики – полумесяца. В XVII веке состоялось первое обновление фресок, которое проводилось клеевыми красками. В начале XVIII века все стены в храме были оштукатурены и побелены. На обновленные стены наносилась масляная роспись. В девятнадцатом веке фрески, которые сохранились, раскрыли и реставрировали их маслом.
Софийский собор в Киеве: захоронения
С глубокой древности Софийский собор Киева является местом захоронения великих киевских князей. Здесь в резном саркофаге покоятся останки Ярослава Мудрого. Здесь же покоится прах его сына – Всеволода и его сыновей Ростислава и Владимира Мономаха.
www.syl.ru
София Киевская. Часть 3: собор: varandej — LiveJournal
В первой части мы любовались Киевом с колокольни Софийского собора, во второй — бродили круг да около, ну а в третьей пройдём на соборный двор и внутрь храма. Киевская София, конечно, и так всем известна, во френд-лентах светится регулярно и даже в ВКН ЮНЕСКО вошла ещё в 1990 году, вместе с Московским кремлём, Петербургом, Кижами и Хивой. Но это — сердце Древней Руси, краеугольный камень всех её потомков, и потому не рассказать о ней в своём журнале я не могу.
Историю Софийского собора я уже рассказал в прошлых частях, но сейчас повторюсь. По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке — «сыновья» Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава. Её строили приглашённые византийцы — но сама Византия подобных храмов не знала:
2.
13-главый собор с лестничными башнями, охваченный двумя рядами галерей. С башнями и галереями всё вполне ясно — климат требовал более толстых стен, поэтому лестницы были вынесены в отдельные башни; галерея делалась для беспрепятственных крёстных ходов в дожди и метели. А вот 13 главок в виде пирамиды стали чем-то вроде «наглядного пособия» для вчерашних язычников: Христос — 4 евангелиста — остальные апостолы. Новгородцы, когда строили в камне свою Софию, решили, что 13 главок — перебор, оставив только Христа и евангелистов. Так и родилось русское пятиглавие:
3.
София оказалась одной из немногих церквей, переживших монгольское нашествие, и оставалась сердцем средневекового Киева. Тут кто-то спрашивал — неужели в Киеве ничего не осталось со Средних веков? Но в том-то и дело, что в сдувшейся княжьей столице, превосходившей давным-давно Париж и Лондон, новых храмов просто не требовалось: до 17 века, когда Киев вновь пошёл в рост, София и несколько уцелевших церквей, а также Лавра, вмещали всех прихожан. А Киевская митрополия (полное название — Киевская, Галиция и всея Руси) с 1458 года базировалась в Вильнюсе.
4.
…потому и Киевский митрополит Михаил Рогоза, в 1595 подписавший Брестскую унию, к Киеву не имел почти никакого отношения. Киевская митрополия с этого момента стала греко-католической, и в Речи Посполитой началось триумфальное шествие новой конфессии… споткнувшейся как раз о Киев. Греко-католики, которым сразу же передали Софию, так и не смогли завладеть Киево-Печерской Лаврой, православные нашли себе хорошую защиту в лице казаков, которые не гнушались и физической расправой над чересчур рьяным униатами, и наконец в 1620 году Иерусалимским патриархом была образована уже православная Киевская митрополия во главе с митрополитом Иовом (Борецким), чьей резиденцией стал соседний Михайловский Златоверхий собор. Эту историю, впрочем, я рассказывал уже в прошлой части, и кончилась она тем, что в 1633 году греко-католики оставили Софию, польский король признал легитимность православной митрополии на своих землях, в 1637 году сдался последний киевский оплот униатства — Выдубицкий монастырь, а в 1654 году и сам Киев вошёл в состав православного Русского Царства. На западных землях же к началу 18 века греко-католичество полностью вытеснило православие, и было ликвидировано Россией уже в 1830-е годы, но прекрасно себя чувствовало в Австро-Венгрии, откуда и вернулось в Киев уже в наше время. Киевская митрополия же с 1688 года окончательно подчинилась Москве, и примерно тогда же в Софийском соборе началась масштабная реконструкция.
5.
Несмотря на внушительный размер (42х55 метров), София невысока (29 метров) и даже приземиста, а во всей красе оценить её можно лишь сверху. Соборный двор, стены и ворота которого я показывал в прошлой части — это фактически Киевский кремль с периметром около километра, а во внешний мир обращена колокольня:
6.
Её историю я уже рассказывал в первой части, но сейчас повторюсь. Она возведена в 1697-1706 годах на средства гетмана Мазепы, и в Киеве играла ту же роль, что Адмиралтейская игла в Петербурге, замыкая перспективы от всех городских ворот… впрочем, построена она была с ошибками, и её верхние ярусы пришлось перекладывать уже в 1740-е годы. В 1806 году в колокольню ударила молния, и к 1812 её верхушка была перестроена в «петербургском» духе со шпилем. Окончательный облик она приобрела в 1851-52 годах, когда был надстроен 4-й ярус с грушевидным куполом. Тем не менее, что колокольня перестраивалась трижды, совсем не заметно — потрясающе цельная и выдержанная в духе «высокого» украинского барокко, на мой взгляд это красивейшая колокольня Украины. К тому же одна из самых высоких — 76 метров.
7.
Особенно хороши детали — такую пышность без аляповатости ещё поискать:
8.
О внутреннем устройстве колокольни и видах с неё — см. первую часть:
9.
Сама же София, на первый взгляд, перестроена до неузнаваемости. Хотя на самом деле всего-то: переделали главки, заложили кирпичом и надстроили ещё парой главок обводные галереи да лепнины поналепили.
10.
На мой взгляд получилось довольно громоздко:
11.
Достаточно сравнить с новгородской «сестрой», судьба которой, впрочем, была гораздо завиднее:
12.
Я не знаю, есть ли ещё на Руси храмы таких необычных пропорций, но в целом София выглядит группой сросшихся зданий:
13.
Поймите меня правильно — я очень люблю украинское барокко, однако всё же саму реконструкцию Софии считаю не самым удачным его проявлением. Хороши детали, которых при этом ровно столько, чтобы любоваться каждой, но вот в цельную картину они как-то не складываются:
14.
15.
16.
Однакор здесь Киевская София диаметрально противоположна Новгородская. Та почти не изменилась снаружи, зато Киевская — внутри. И если в Новгороде древний храм скрывает внутри помимо великолепных икон и реликвий унылые казённые росписи 19 века, громоздкая барочная Киевская София сберегла внутри Древнюю Русь:
17.
Потускневшие фрески, и ещё яркие мозаики, да пышный барочный иконостас (1731-47), и ничего лишнего, а над всем этим царит Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена». Оранта («молящаяся») — название сюжета, изображающего Богородицу с воздетыми руками, а «Нерушимой Стеной» называется конкретно эта. И мне кажется, она ни кто иная, как Душа Руси:
18.
В Новгороде тоже была подобная фреска — Христос Вседержитель в главном куполе со сжатой в кулак ладонью, которой, как считалось, держал Новгород… но та фреска была уничтожена в войну прямым попаданием авиамбомбы.
Киевская София ещё в 1934 году стала музеем, и остаётся таковым поныне. Статус ЮНЕСКО обязывает драть за вход по-драконовски — что-то вроде 100 гривен на человека (400-450р.). Кроме того, в Софие я для себя поставил точку в вопросе, чьи же храмы на Украине самые нелояльные к фотографам. Не Московский патриархат, и не римо-католическая церковь, а храмы-музеи! Смотрительниц много, следят за туристами внимательно. На пару-тройку кадров закрывают глаза, а вот дальше начинают бесноваться вплоть до подбегания, закрывания объектива ладонью и угроз милицией. Тем не менее, я наснимал тут кадров 20, хотя качество и не ахти.
19.
Часть фресок всё-таки 19 века, некоторые (как в Кирилловской церкви и Владимирском соборе) делал Врубель. Разница 11 и 19 веков видна невооружённым глазом:
20.
В старых притворах (после реконструкции оказавшихся в глубине собора) фрески сохранились куда лучше, чем в главном зале:
21.
22.
В притворе левее главного зала — древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился — его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по его черепу было реконструировано его лицо… но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (!!!), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах — нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают — теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.
23.
В галереях ныне музей (в том числе макет древнего Киева, частично показанный в прошлой части), росписи явно моложе:
24.
А вот росписи лестницы сохранились прекрасно. Попадаются очень странные сюжеты. Увы, я не знаток…
25.
С хоров (где смотрительницы особенно вредные) вид особенно хорош:
26.
А вон там, за теми колоннами — ещё один музейный зал с фресками, мозаиками и скульптурами Михайловского Златоверхого собора (см. прошлую часть), которые оттуда развезли по музеям перед сносом:
27.
Там же всякие выставки, например Богородица, сложенная из писанок (пасхальных яиц):
28.
А ещё здесь сохранились граффити, покрывающие древнюю роспись везде, куда могла дотянться рука. Удивительно, но в Древней Руси было нормально писать на стенах храмов, и выцарапанные на штукатурки или камне буковки и рисуночки попадаются повсюду. Такие есть и в Новгороде на уцелевшем фрагменте древних фресок, и в Галиче, и наверное где-то ещё. Маленькие-маленькие люди, чья жизнь стоила копейки, обычный возобновляемый ресурс для княжеских амбиций… но при том в Киеве и Новгороде почти поголовно грамотные (в отличие от Галича, где рисунки явно преобладают над надписями). Я много слышал об отдельных граффити Софии: например, тут где-то есть рецепт языческого снадобья, к которому другим почерком приписано что-то вроде «грех великий писать такое!»; есть что-то вроде «[некто] — парась», есть какие-то полуофициальные надписи, сделанные священниками — навроде мемориальных досок, есть афтографы князей. Я не сумел прочитать даже те, что нашёл…. Но это потрясающее чувство — «общаться» вот так вот с людьми, жившими почти тысячу лет назад.
29.
.
Другие здания Митрополичьего двора построены в 18 веке, как и колокольня. Трапезная церковь (1722-30) также известна как Тёплая София — в ней молились зимой:
30.
31.
Дворец Митрополита (1722-30, надстроен в 1748 году) стоит напротив входа в собор. Его построил Рафаил (Заборовский), и по-моему это лучший образец украинского барокко в гражданском зодчестве:
32.
Причём красив не только фасад:
33.
Внутри сохранились интерьеры, дополненные мебелью:
34.
Росписи прямо как в русских теремах:
35.
Лепнина на потолке:
36.
И великолепные изразцовые печи — вроде бы на родных местаз, но не знаю, какого века:
37.
Ещё тут есть бывшая Софийская бурса (1763-67, ныне архив):
38.
39.
Консистория, в 1848-50 годах перестроенная из пекарни 1720-х годов (извиняюсь за самоповтор кадра):
40.
Братский корпус (1760-е):
41.
И колоритные задворки:
42.
43.
Вот так изнутри выглядит Южная башня:
44.
А так — ворота Заборовского, чьим красивейшим барочным порталом мы любовались в начале прошлой части. В те времена сюда вела прямая улица от руин Золотых Ворот (использовавшихся, впрочем, по назначению). А ещё на территории Софии растут породистые киевские каштаны, чьи орёхи твёрдые, как камушки.
45.
…Визуально древнерусский Киев не имел с современным Киевом почти ничего общего. Город строгих кирпичных храмов, сферических куполов, и бесконечных деревянных кварталов. Да и если сейчас Подол воспринимается как «впадина», в те времена напротив — Верхний город был «горой», нависавшей над Подолом, примерно как Высокий замок над Львовом или Хоэнзальцбург над Зальцбургом. Собственно, весь Киев был меж двух центров — детинцем на горе и портом на Днепре, служа «южными воротами» Пути из варяг в греки (равно как Новгород отвечал за «северные ворота»). Ещё где-то слышал (но подтверждений так и не нашёл), что Киев украшало несколько греческих статуй, завезённых из Византии. А после Великого раскола 1054 года Киевская Русь так и не сделала явного выбора, ориентируясь на Константинополь, но и связи с Римом не порывая — так, в 1089 году Киев посещали послы антипапы Климента III, а первый «латинский» монастырь здесь возник ещё в 1228 году, незадолго после того, как крестоносцы разгромили Царьград… Возвышение Киева начали в 860 году варяги Аскольд и Дир — здесь Север встречался с Югом. Почти столько же, сколько сам город, существует его еврейская община (о чём напоминают древние Жидовские ворота и «Киевское письмо» 10 века — древнейший аутентичный документ с территории Руси), пережившая и Монгольское нашествие, и княжьи войны, и Хмельниччину, и погромы ХХ века, и Холокост, а рассеявшаяся лишь в наше время. Дочери киевских великих князей выходили замуж за европейских монархов. Торговля с Великой Степью и Азией держалась на хазарах. По этим улицам собственной персоной ходил Илья Муромец. И хотя и нынешний Киев непохож ни на что, Древний Киев был непохож ни на что в ещё большей степени. Остаётся лишь пытаться его себе представить.
Написал бы ещё, но как-нибудь потом. Теперь меня ждёт Калининград.
varandej.livejournal.com
Софийский собор в Киеве :: SYL.ru
Священная Премудрость
Ранее, когда кто-нибудь в разговоре упоминал Софийский собор, я для себя отмечала, что это какой-то собор в честь одной из православных святых (сама я являюсь представителем католического вероисповедания). Тогда почему таких храмов во всем мире много?
Неужели эта святая настолько известна? Оказывается, что София – это вовсе не собственное имя, а называют им христиане Божью Священную Премудрость, олицетворение высших духовных качеств. Впервые это понятие появилось еще в античной Греции. Позже его повсеместно стали использовать христиане, а православные верующие даже придали ему женский облик, иногда отождествляя его с Девой Марией или святой мученицей Софией (имевшей, по преданию, трех дочерей – Любовь, Надежду и Веру). Некоторые его называют женским началом Бога.Киевский Софийский собор
Храмы, возведенные в разное время во славу Божьей Премудрости, радуют христиан (и вообще всех людей) в Стамбуле, Полоцке, Москве, Лос-Анджелесе и многих других городах мира. Похвастаться такой достопримечательностью может и Киев. Софийский собор здесь отличается особой величественностью и красотой, являясь главным храмом страны. В украинской столице он представляет собой целый комплекс сооружений, включающий саму церковь, монастырь, колокольню и некоторые другие постройки.
Возведен он в первой половине одиннадцатого века по приказу Ярослава Мудрого местными и византийскими мастерами-строителями. В семнадцатом веке храм отошел от униатской и передан православной церкви.Величие и красота храма
Софийский собор имеет по-настоящему внушительные размеры. А особенно они ощущаются, если к храму подойти совсем близко. В свое время на богослужениях, которые в нем проводились, присутствовал сам князь со всей своей свитой. Если вы сегодня взглянете на самый верх собора, то насчитаете девятнадцать куполов. Конечно, теперь храм не имеет того вида, который был у него тысячу лет назад. При новейшей реставрации стены снаружи покрыли шпаклевкой и покрасили в белый цвет, хотя раньше они были красно-коричневые. Софийский собор в Киеве является также и усыпальницей для многих правителей (так, например, для Ярослава Мудрого, его жены и их потомков).
Под храмом находятся лабиринты подвалов, до настоящего времени не изученные до конца. Считается, что где-то там, возможно, находится старинная библиотека одиннадцатого века. Нельзя не сказать и про внутреннее убранство. Многочисленные и неповторимые по своей красоте мозаики, фрески, элементы настенной живописи, отлично сохранившиеся до сегодняшних дней, радуют взоры людей. Для того чтобы они сохранились и для наших правнуков, внутри запрещено фотографировать (особенно со световой вспышкой). Изображения в интерьере храма, нанесенные в более позднее время, – сугубо религиозной тематики; а те, что были выполнены до пятнадцатого века, иллюстрируют быт князей, прогулки княгинь и имеют иные светские сюжеты. В самом начале девяностых годов прошлого века Софийский собор заслуженно был внесен в перечень памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.www.syl.ru
История создания Софийского собора в Киеве.
Софийский собор является всемирным памятником монументальной живописи и архитектуры 11-го века, расположенным на территории современного архитектурно-исторического заповедника «София Киевская» в центре украинской столицы. Его построили во времена расцвета Киевской Руси, когда она достигла апогея своей силы при правлении Ярослава Мудрого.
Введение христианства
В 988 году князь Владимир Святославич крестил Русь, в результате чего в государстве начало интенсивно развиваться строительство христианских храмов из камня. Для возведения таких построек привлекали самых лучших доступных художников и каменщиков того времени, которые использовали наиболее высокие эпохальные достижения в сфере строительства. Религиозные сооружения начали украшать резьбой и настенными росписями.
Владимир Мономах построил первую каменную церковь в центре столицы, названную Десятинной, а уже в то время, когда начал править его сын – Ярослав Мудрый – началась более крупная застройка. Ярослав увеличил территорию кремля практически в 10 раз, обнес валами для обороны, а затем отдал приказ о вознесении главного монументального строения в городе – Софийского собора, ставшего центром русского православия.
Возведение Софийского собора
Возведение Софийского собора началось в 1017г. и продолжалось более 10 лет. В округе находились другие храмы из камня, а также дома бояр и дворян. Вся митрополия была ограждена величественной каменной стеной. Из начального архитектурного ансамбля сейчас остались лишь развалины Золотых ворот, которые служили парадным въездом в город и сам собор.
В имени «Софийский», данному от греческого «София», что в переводе означает «мудрость», заложено «посвященный мудрости христианства». Как задумывали создатели, митрополия должна была стать главным храмом Киевской Руси, утверждающим Православную религию. Собор стал настоящим культурным центром, в котором производились крупнейшие государственные мероприятия: княжения, прием иностранных делегаций, киевское вече и другие. При митрополии вели летописания, а сам государь Ярослав Мудрый создал при соборе первую библиотеку на Руси.
Современники высочайшим образом оценивали рассматриваемое архитектурное сооружение. Его воспевали многие публицисты и летописцы того времени, а митрополит Илларион, будучи первым митрополитом на Руси, писал о том, что «сия церковь славится на все страны».
Тяжелая история собора
Как и практически любое строение с тысячелетней историей, русской митрополии пришлось пережить многочисленные нашествия враждебных народов, приведших к ограблениям, разрушениям и перестройкам.
В истории навечно останется поход хана Батыя в 1240г, когда сам Киев был захвачен, а собор разграблен и опустошен, в результате чего были потеряны изначальные красоты и величественность. Но даже несмотря на это, он продолжал оставаться главным храмом городов русских.
В 14-15вв. Софийский собор неоднократно грабился Поляками и Литовцами, был практически полностью разрушен. Лишь в середине 17-го века в храме был образован монастырь, здание было отремонтировано, а территория обнесена заборами.
В конце 17-го века на монастырь обрушилось очередное несчастье – он был дотла спален пожаром. По указам царя Петра собор начали восстанавливать, а вокруг строить новые дома из камня. По прошествии 70-ти лет бурного строительства, архитектурный ансамбль собора вернул былое величие, возвели стену, башни, западные ворота, построили новую колокольню и трапезную. Лишь в 19-м веке митрополию частично перестроили, и с тех времен она дожила уже с очень незначительными изменениями.
www.istmira.com