Софийский собор в киеве год создания – Софийский собор (Киев) — Википедия. Что такое Софийский собор (Киев)

Власти передали «Киевскому патриархату» один из храмов Софии Киевской

Неуважение к церкви и провокация

По его словам, такое решение министерства — провокация, демонстрирующая желание украинских властей разжечь противостояние на религиозной почве.

На Украине в настоящее время действует каноническая УПЦ МП, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры — УПЦ КП и Украинская автокефальная православная церковь. При этом в УПЦ МП неоднократно сообщали о случаях притеснения священнослужителей и захватов православных храмов представителями КП.

Анисимов напомнил, что когда на постсоветском пространстве в 1990-е годы было решено вернуть здания религиозного назначения, конфискованные во времена СССР, «законных владельцев даже на порог (Софии Киевской) не пустили — якобы, там музей». «А раскольникам церковь в пользование передали», — отметил собеседник агентства.

По его мнению, Украина на сегодняшний день — единственная из постсоветских стран, принявших в 1994 году на себя обязательство вернуть церковные здания законному владельцу, и не сделавшая этого.

«Это неуважение к церкви, законам и традициям нашей страны», — подчеркнул Анисимов.

Софийский собор

Софийский собор, согласно летописи, был построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым, позднее перестроен в стиле украинского барокко. Собор, а также его территория были местом погребения в течение XI-XX веков. Здесь похоронили несколько князей, включая Ярослава Мудрого, а позже — митрополитов Киевских. В советское время собор действовал до 1929 года, а в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. С 1990 года Софийский собор был занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список ЮНЕСКО колокольня, южная въездная башня, трапезный храм (Теплая София), хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.

После распада СССР, как Московский патриархат, так и непризнанный «Киевский патриархат» на протяжении нескольких лет регулярно направляли в адрес правительства Украины обращения с просьбой о передаче в их распоряжение зданий заповедника. При этом УПЦ МП изначально выступала за возвращение ей кафедрального собора Святой Софии, а раскольники просили передать им в пользование Трапезную церковь — Малую Софию (Теплую) – часть архитектурного ансамбля Софийского собора, построенную в первой половине XVIII века на территории Софийского монастыря, упраздненного в 1786 году. КП также предлагал схему поочередного с Московским патриархатом пользования Трапезной церковью.

Со своей стороны, руководство музея-заповедника выступало категорически против передачи какой бы то ни было части архитектурного комплекса какой-либо религиозной организации, мотивируя свою позицию тем, что ни одна из представленных в споре конфессий не сможет обеспечить сохранность уникального памятника. Когда в 2010 году Софийский заповедник из ведения Министерства регионального развития и строительства был передан Министерству культуры, в музейном сообществе Украины, а также в радикально настроенных кругах украинского общества возникли подозрения, что данный шаг станет первым этапом будущей передачи Киевской Софии.

ria.ru

Киевская София — это… Что такое Киевская София?

Собо́р Свято́й Софи́и (укр. Собор святої Софії; Софи́йский собо́р, укр. Софійський собор) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта

.

Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и внесён у список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года), 22 ноября 2006 года Украинская православная церковь Московского Патриархата отказалась участвовать в будущем в этом мероприятии: согласно заявлению Синода УПЦ МП, молитва вместе с «отлученными от церкви» противоречит Апостольским Правилам[1].

История

Реконструкция первоначального облика собора

Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более вероятной видится вторая дата. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки.

В 1240 Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385 — 90 гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».

Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющимии поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

Вид собора с юго-восточного угла

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.

Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.

Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.

На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила, на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.

Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.

Некрополь

В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. Остальные, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены.

Примечания

Ссылки

Литература

Достопримечательности Киева

 

Wikimedia Foundation. 2010.

Состояние Музей
Софийский собор на Викискладе

biograf.academic.ru

Знаменитый Софийский собор в Киеве :: SYL.ru

Памятники архитектуры Украины

В центре столицы Украины, Киеве, расположен величайший памятник Киевской Руси – Софийский (Софиевский) собор. Это сооружение времен, когда правил Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.). Под его могучими стенами сходилось Киевское вече. Многие исследователи и ученые предполагают, что собор несколько старше, и основать его мог князь Владимир. Софийский собор в Киеве – первый украинский памятник истории, внесенный в списки наследия ЮНЕСКО.

софийский собор в киеве

История создания

История создания этого храма окутана тайнами, не до конца ясна. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно даты его появления и имени основателя. По одной версии, храм возвел Князь Владимир Святославович, по другой – его сын, Ярослав Мудрый. Общепринятая версия утверждает, что Софийский собор в Киеве построен в честь греческой церкви Константинопольского храма – Богоматери – Оранте, символом которой была София (Премудрая). Для храма было выбрано символичное место: здесь в 1036 году киевляне одержали победу над печенегами.

Строительство Софийского собора в Киеве

Изучая технические приемы, архитектурные особенности, ученые и исследователи пришли к выводу, что Софийский собор в Киеве возводили греки, прибывшие из Константинополя. Здание храма насыщено признаками византийского зодчества.

софийский собор киева

Достопримечательности храма

Несмотря на многочисленные нападения и разграбления собора до наших дней дошли уникальные памятники культуры, архитектуры и живописи Киевской Руси. Сегодня мы имеем возможность любоваться ранними мозаиками и росписями, исполненными живописцами из Византии. Стены Софийского собора сохранили граффити – надписи, рассказывающие о политических деятелях и государственных событиях. Таких надписей насчитывается более трехсот. Благодаря им ученые смогли более точно определить дату выполнения внутренней отделки храма. Изначально в соборе было более шестисот сорока квадратных метров ценнейшей мозаики. Сегодня мы можем увидеть только двести шестьдесят квадратных метров уцелевшей мозаики и три тысячи квадратных метров фресок. Самыми ценными мозаиками храма считаются Христос-Пантократор и Богоматерь-Оранта. Мозаика выполнялась смальтой – особым сплавом стекла, металлов и солей. Но есть здесь некоторые образцы, исполненные из камня. Крошечные кусочки смальты (1х1 см) вдавливались в свежую штукатурку. Цветовая палитра мозаики Софийского собора насчитывает более ста семидесяти оттенков.

строительство софийского собора в киеве

Фрески собора

К большому сожалению, основная часть фресок храма сохранились не так хорошо, как мозаика. Железные плиты, выложенные на полу, сохранили изображения мусульманской символики – полумесяца. В XVII веке состоялось первое обновление фресок, которое проводилось клеевыми красками. В начале XVIII века все стены в храме были оштукатурены и побелены. На обновленные стены наносилась масляная роспись. В девятнадцатом веке фрески, которые сохранились, раскрыли и реставрировали их маслом.

Софийский собор в Киеве: захоронения

С глубокой древности Софийский собор Киева является местом захоронения великих киевских князей. Здесь в резном саркофаге покоятся останки Ярослава Мудрого. Здесь же покоится прах его сына – Всеволода и его сыновей Ростислава и Владимира Мономаха.

www.syl.ru

София Киевская. Часть 3: собор: varandej — LiveJournal

В первой части мы любовались Киевом с колокольни Софийского собора, во второй — бродили круг да около, ну а в третьей пройдём на соборный двор и внутрь храма. Киевская София, конечно, и так всем известна, во френд-лентах светится регулярно и даже в ВКН ЮНЕСКО вошла ещё в 1990 году, вместе с Московским кремлём, Петербургом, Кижами и Хивой. Но это — сердце Древней Руси, краеугольный камень всех её потомков, и потому не рассказать о ней в своём журнале я не могу.

Историю Софийского собора я уже рассказал в прошлых частях, но сейчас повторюсь. По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке — «сыновья» Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава. Её строили приглашённые византийцы — но сама Византия подобных храмов не знала:

2.

13-главый собор с лестничными башнями, охваченный двумя рядами галерей. С башнями и галереями всё вполне ясно — климат требовал более толстых стен, поэтому лестницы были вынесены в отдельные башни; галерея делалась для беспрепятственных крёстных ходов в дожди и метели. А вот 13 главок в виде пирамиды стали чем-то вроде «наглядного пособия» для вчерашних язычников: Христос — 4 евангелиста — остальные апостолы. Новгородцы, когда строили в камне свою Софию, решили, что 13 главок — перебор, оставив только Христа и евангелистов. Так и родилось русское пятиглавие:

3.

София оказалась одной из немногих церквей, переживших монгольское нашествие, и оставалась сердцем средневекового Киева. Тут кто-то спрашивал — неужели в Киеве ничего не осталось со Средних веков? Но в том-то и дело, что в сдувшейся княжьей столице, превосходившей давным-давно Париж и Лондон, новых храмов просто не требовалось: до 17 века, когда Киев вновь пошёл в рост, София и несколько уцелевших церквей, а также Лавра, вмещали всех прихожан. А Киевская митрополия (полное название — Киевская, Галиция и всея Руси) с 1458 года базировалась в Вильнюсе.

4.

…потому и Киевский митрополит Михаил Рогоза, в 1595 подписавший Брестскую унию, к Киеву не имел почти никакого отношения. Киевская митрополия с этого момента стала греко-католической, и в Речи Посполитой началось триумфальное шествие новой конфессии… споткнувшейся как раз о Киев. Греко-католики, которым сразу же передали Софию, так и не смогли завладеть Киево-Печерской Лаврой, православные нашли себе хорошую защиту в лице казаков, которые не гнушались и физической расправой над чересчур рьяным униатами, и наконец в 1620 году Иерусалимским патриархом была образована уже православная Киевская митрополия во главе с митрополитом Иовом (Борецким), чьей резиденцией стал соседний Михайловский Златоверхий собор. Эту историю, впрочем, я рассказывал уже в прошлой части, и кончилась она тем, что в 1633 году греко-католики оставили Софию, польский король признал легитимность православной митрополии на своих землях, в 1637 году сдался последний киевский оплот униатства — Выдубицкий монастырь, а в 1654 году и сам Киев вошёл в состав православного Русского Царства. На западных землях же к началу 18 века греко-католичество полностью вытеснило православие, и было ликвидировано Россией уже в 1830-е годы, но прекрасно себя чувствовало в Австро-Венгрии, откуда и вернулось в Киев уже в наше время. Киевская митрополия же с 1688 года окончательно подчинилась Москве, и примерно тогда же в Софийском соборе началась масштабная реконструкция.

5.

Несмотря на внушительный размер (42х55 метров), София невысока (29 метров) и даже приземиста, а во всей красе оценить её можно лишь сверху. Соборный двор, стены и ворота которого я показывал в прошлой части — это фактически Киевский кремль с периметром около километра, а во внешний мир обращена колокольня:

6.

Её историю я уже рассказывал в первой части, но сейчас повторюсь. Она возведена в 1697-1706 годах на средства гетмана Мазепы, и в Киеве играла ту же роль, что Адмиралтейская игла в Петербурге, замыкая перспективы от всех городских ворот… впрочем, построена она была с ошибками, и её верхние ярусы пришлось перекладывать уже в 1740-е годы. В 1806 году в колокольню ударила молния, и к 1812 её верхушка была перестроена в «петербургском» духе со шпилем. Окончательный облик она приобрела в 1851-52 годах, когда был надстроен 4-й ярус с грушевидным куполом. Тем не менее, что колокольня перестраивалась трижды, совсем не заметно — потрясающе цельная и выдержанная в духе «высокого» украинского барокко, на мой взгляд это красивейшая колокольня Украины. К тому же одна из самых высоких — 76 метров.

7.

Особенно хороши детали — такую пышность без аляповатости ещё поискать:

8.

О внутреннем устройстве колокольни и видах с неё — см. первую часть:

9.

Сама же София, на первый взгляд, перестроена до неузнаваемости. Хотя на самом деле всего-то: переделали главки, заложили кирпичом и надстроили ещё парой главок обводные галереи да лепнины поналепили.

10.

На мой взгляд получилось довольно громоздко:

11.

Достаточно сравнить с новгородской «сестрой», судьба которой, впрочем, была гораздо завиднее:

12.

Я не знаю, есть ли ещё на Руси храмы таких необычных пропорций, но в целом София выглядит группой сросшихся зданий:

13.

Поймите меня правильно — я очень люблю украинское барокко, однако всё же саму реконструкцию Софии считаю не самым удачным его проявлением. Хороши детали, которых при этом ровно столько, чтобы любоваться каждой, но вот в цельную картину они как-то не складываются:

14.

15.

16.

Однакор здесь Киевская София диаметрально противоположна Новгородская. Та почти не изменилась снаружи, зато Киевская — внутри. И если в Новгороде древний храм скрывает внутри помимо великолепных икон и реликвий унылые казённые росписи 19 века, громоздкая барочная Киевская София сберегла внутри Древнюю Русь:

17.

Потускневшие фрески, и ещё яркие мозаики, да пышный барочный иконостас (1731-47), и ничего лишнего, а над всем этим царит Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена». Оранта («молящаяся») — название сюжета, изображающего Богородицу с воздетыми руками, а «Нерушимой Стеной» называется конкретно эта. И мне кажется, она ни кто иная, как Душа Руси:

18.

В Новгороде тоже была подобная фреска — Христос Вседержитель в главном куполе со сжатой в кулак ладонью, которой, как считалось, держал Новгород… но та фреска была уничтожена в войну прямым попаданием авиамбомбы.

Киевская София ещё в 1934 году стала музеем, и остаётся таковым поныне. Статус ЮНЕСКО обязывает драть за вход по-драконовски — что-то вроде 100 гривен на человека (400-450р.). Кроме того, в Софие я для себя поставил точку в вопросе, чьи же храмы на Украине самые нелояльные к фотографам. Не Московский патриархат, и не римо-католическая церковь, а храмы-музеи! Смотрительниц много, следят за туристами внимательно. На пару-тройку кадров закрывают глаза, а вот дальше начинают бесноваться вплоть до подбегания, закрывания объектива ладонью и угроз милицией. Тем не менее, я наснимал тут кадров 20, хотя качество и не ахти.

19.

Часть фресок всё-таки 19 века, некоторые (как в Кирилловской церкви и Владимирском соборе) делал Врубель. Разница 11 и 19 веков видна невооружённым глазом:

20.

В старых притворах (после реконструкции оказавшихся в глубине собора) фрески сохранились куда лучше, чем в главном зале:

21.

22.

В притворе левее главного зала — древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился — его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по  его черепу было реконструировано его лицо… но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (!!!), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах — нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают  — теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.

23.

В галереях ныне музей (в том числе макет древнего Киева, частично показанный в прошлой части), росписи явно моложе:

24.

А вот росписи лестницы сохранились прекрасно. Попадаются очень странные сюжеты. Увы, я не знаток…

25.

С хоров (где смотрительницы особенно вредные) вид особенно хорош:

26.

А вон там, за теми колоннами — ещё один музейный зал с фресками, мозаиками и скульптурами Михайловского Златоверхого собора (см. прошлую часть), которые оттуда развезли по музеям перед сносом:

27.

Там же всякие выставки, например Богородица, сложенная из писанок (пасхальных яиц):

28.

А ещё здесь сохранились граффити, покрывающие древнюю роспись везде, куда могла дотянться рука. Удивительно, но в Древней Руси было нормально писать на стенах храмов, и выцарапанные на штукатурки или камне буковки и рисуночки попадаются повсюду. Такие  есть и в Новгороде на уцелевшем фрагменте древних фресок, и в Галиче, и наверное где-то ещё. Маленькие-маленькие люди, чья жизнь стоила копейки, обычный возобновляемый ресурс для княжеских амбиций… но при том в Киеве и Новгороде почти поголовно грамотные (в отличие от Галича, где рисунки явно преобладают над надписями). Я много слышал об отдельных граффити Софии: например, тут где-то есть рецепт языческого снадобья, к которому другим почерком приписано что-то вроде «грех великий писать такое!»; есть что-то вроде «[некто] — парась», есть какие-то полуофициальные надписи, сделанные священниками — навроде мемориальных досок, есть афтографы князей. Я не сумел прочитать даже те, что нашёл…. Но это потрясающее чувство — «общаться» вот так вот с людьми, жившими почти тысячу лет назад.

29.
.

Другие здания Митрополичьего двора построены в 18 веке, как и колокольня. Трапезная церковь (1722-30) также известна как Тёплая София — в ней молились зимой:

30.

31.

Дворец Митрополита (1722-30, надстроен в 1748 году) стоит напротив входа в собор. Его построил Рафаил (Заборовский), и по-моему это лучший образец украинского барокко в гражданском зодчестве:

32.

Причём красив не только фасад:

33.

Внутри сохранились интерьеры, дополненные мебелью:

34.

Росписи прямо как в русских теремах:

35.

Лепнина на потолке:

36.

И великолепные изразцовые печи — вроде бы на родных местаз, но не знаю, какого века:

37.

Ещё тут есть бывшая Софийская бурса (1763-67, ныне архив):

38.

39.

Консистория, в 1848-50 годах перестроенная из пекарни 1720-х годов (извиняюсь за самоповтор кадра):

40.

Братский корпус (1760-е):

41.

И колоритные задворки:

42.

43.

Вот так изнутри выглядит Южная башня:

44.

А так — ворота Заборовского, чьим красивейшим барочным порталом мы любовались в начале прошлой части. В те времена сюда вела прямая улица от руин Золотых Ворот (использовавшихся, впрочем, по назначению). А ещё на территории Софии растут породистые киевские каштаны, чьи орёхи твёрдые, как камушки.

45.

…Визуально древнерусский Киев не имел с современным Киевом почти ничего общего. Город строгих кирпичных храмов, сферических куполов, и бесконечных деревянных кварталов. Да и если сейчас Подол воспринимается как «впадина», в те времена напротив — Верхний город был «горой», нависавшей над Подолом, примерно как Высокий замок над Львовом или Хоэнзальцбург над Зальцбургом. Собственно, весь Киев был меж двух центров — детинцем на горе и портом на Днепре, служа «южными воротами» Пути из варяг в греки (равно как Новгород отвечал за «северные ворота»). Ещё где-то слышал (но подтверждений так и не нашёл), что Киев украшало несколько греческих статуй, завезённых из Византии. А после Великого раскола 1054 года Киевская Русь так и не сделала явного выбора, ориентируясь на Константинополь, но и связи с Римом не порывая — так, в 1089 году Киев посещали послы антипапы Климента III, а первый «латинский» монастырь здесь возник ещё в 1228 году, незадолго после того, как крестоносцы разгромили Царьград… Возвышение Киева начали в 860 году варяги Аскольд и Дир — здесь Север встречался с Югом. Почти столько же, сколько сам город, существует его еврейская община (о чём напоминают древние Жидовские ворота и «Киевское письмо» 10 века — древнейший аутентичный документ с территории Руси), пережившая и Монгольское нашествие, и княжьи войны, и Хмельниччину, и погромы ХХ века, и Холокост, а рассеявшаяся лишь в наше время. Дочери киевских великих князей выходили замуж за европейских монархов. Торговля с Великой Степью и Азией держалась на хазарах. По этим улицам собственной персоной ходил Илья Муромец. И хотя и нынешний Киев непохож ни на что, Древний Киев был непохож ни на что в ещё большей степени. Остаётся лишь пытаться его себе представить.

Написал бы ещё, но как-нибудь потом. Теперь меня ждёт Калининград.

varandej.livejournal.com

Софийский собор в Киеве :: SYL.ru

Священная Премудрость

Ранее, когда кто-нибудь в разговоре упоминал Софийский собор, я для себя отмечала, что это какой-то собор в честь одной из православных святых (сама я являюсь представителем католического вероисповедания). Тогда почему таких храмов во всем мире много?

Софийский соборНеужели эта святая настолько известна? Оказывается, что София – это вовсе не собственное имя, а называют им христиане Божью Священную Премудрость, олицетворение высших духовных качеств. Впервые это понятие появилось еще в античной Греции. Позже его повсеместно стали использовать христиане, а православные верующие даже придали ему женский облик, иногда отождествляя его с Девой Марией или святой мученицей Софией (имевшей, по преданию, трех дочерей – Любовь, Надежду и Веру). Некоторые его называют женским началом Бога.

Киевский Софийский собор

Храмы, возведенные в разное время во славу Божьей Премудрости, радуют христиан (и вообще всех людей) в Стамбуле, Полоцке, Москве, Лос-Анджелесе и многих других городах мира. Похвастаться такой достопримечательностью может и Киев. Софийский собор здесь отличается особой величественностью и красотой, являясь главным храмом страны. В украинской столице он представляет собой целый комплекс сооружений, включающий саму церковь, монастырь, колокольню и некоторые другие постройки.

Киевский Софийский соборВозведен он в первой половине одиннадцатого века по приказу Ярослава Мудрого местными и византийскими мастерами-строителями. В семнадцатом веке храм отошел от униатской и передан православной церкви.

Величие и красота храма

Софийский собор имеет по-настоящему внушительные размеры. А особенно они ощущаются, если к храму подойти совсем близко. В свое время на богослужениях, которые в нем проводились, присутствовал сам князь со всей своей свитой. Если вы сегодня взглянете на самый верх собора, то насчитаете девятнадцать куполов. Конечно, теперь храм не имеет того вида, который был у него тысячу лет назад. При новейшей реставрации стены снаружи покрыли шпаклевкой и покрасили в белый цвет, хотя раньше они были красно-коричневые. Софийский собор в Киеве является также и усыпальницей для многих правителей (так, например, для Ярослава Мудрого, его жены и их потомков).

Киев: Софийский соборПод храмом находятся лабиринты подвалов, до настоящего времени не изученные до конца. Считается, что где-то там, возможно, находится старинная библиотека одиннадцатого века. Нельзя не сказать и про внутреннее убранство. Многочисленные и неповторимые по своей красоте мозаики, фрески, элементы настенной живописи, отлично сохранившиеся до сегодняшних дней, радуют взоры людей. Для того чтобы они сохранились и для наших правнуков, внутри запрещено фотографировать (особенно со световой вспышкой). Изображения в интерьере храма, нанесенные в более позднее время, – сугубо религиозной тематики; а те, что были выполнены до пятнадцатого века, иллюстрируют быт князей, прогулки княгинь и имеют иные светские сюжеты. В самом начале девяностых годов прошлого века Софийский собор заслуженно был внесен в перечень памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

www.syl.ru

История создания Софийского собора в Киеве.

Софийский собор является всемирным памятником монументальной живописи и архитектуры 11-го века, расположенным на территории современного архитектурно-исторического заповедника «София Киевская» в центре украинской столицы. Его построили во времена расцвета Киевской Руси, когда она достигла апогея своей силы при правлении Ярослава Мудрого.

Введение христианства


В 988 году князь Владимир Святославич крестил Русь, в результате чего в государстве начало интенсивно развиваться строительство христианских храмов из камня. Для возведения таких построек привлекали самых лучших доступных художников и каменщиков того времени, которые использовали наиболее высокие эпохальные достижения в сфере строительства. Религиозные сооружения начали украшать резьбой и настенными росписями.
Владимир Мономах построил первую каменную церковь в центре столицы, названную Десятинной, а уже в то время, когда начал править его сын – Ярослав Мудрый – началась более крупная застройка. Ярослав увеличил территорию кремля практически в 10 раз, обнес валами для обороны, а затем отдал приказ о вознесении главного монументального строения в городе – Софийского собора, ставшего центром русского православия.

Возведение Софийского собора


Возведение Софийского собора началось в 1017г. и продолжалось более 10 лет. В округе находились другие храмы из камня, а также дома бояр и дворян. Вся митрополия была ограждена величественной каменной стеной. Из начального архитектурного ансамбля сейчас остались лишь развалины Золотых ворот, которые служили парадным въездом в город и сам собор.
В имени «Софийский», данному от греческого «София», что в переводе означает «мудрость», заложено «посвященный мудрости христианства». Как задумывали создатели, митрополия должна была стать главным храмом Киевской Руси, утверждающим Православную религию. Собор стал настоящим культурным центром, в котором производились крупнейшие государственные мероприятия: княжения, прием иностранных делегаций, киевское вече и другие. При митрополии вели летописания, а сам государь Ярослав Мудрый создал при соборе первую библиотеку на Руси.
Современники высочайшим образом оценивали рассматриваемое архитектурное сооружение. Его воспевали многие публицисты и летописцы того времени, а митрополит Илларион, будучи первым митрополитом на Руси, писал о том, что «сия церковь славится на все страны».

Тяжелая история собора


Как и практически любое строение с тысячелетней историей, русской митрополии пришлось пережить многочисленные нашествия враждебных народов, приведших к ограблениям, разрушениям и перестройкам.
В истории навечно останется поход хана Батыя в 1240г, когда сам Киев был захвачен, а собор разграблен и опустошен, в результате чего были потеряны изначальные красоты и величественность. Но даже несмотря на это, он продолжал оставаться главным храмом городов русских.
В 14-15вв. Софийский собор неоднократно грабился Поляками и Литовцами, был практически полностью разрушен. Лишь в середине 17-го века в храме был образован монастырь, здание было отремонтировано, а территория обнесена заборами.
В конце 17-го века на монастырь обрушилось очередное несчастье – он был дотла спален пожаром. По указам царя Петра собор начали восстанавливать, а вокруг строить новые дома из камня. По прошествии 70-ти лет бурного строительства, архитектурный ансамбль собора вернул былое величие, возвели стену, башни, западные ворота, построили новую колокольню и трапезную. Лишь в 19-м веке митрополию частично перестроили, и с тех времен она дожила уже с очень незначительными изменениями.

www.istmira.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о