Как Софийский собор в Киеве защищали от российских ракет рассказали в заповеднике
Фото: Софийский собор в Киеве (wikimedia by Сергей Венцеславский)
Автор: Владимир Костырин
Одной из приоритетных целей российских ракетных ударов по столице Украины еще с первых дней полномасштабного вторжения был национальный заповедник «София Киевская», при этом вражеские воздушные атаки создали угрозу многочисленным историческим достопримечательностям города.
Об этом рассказала гендиректор заповедника Неля Куковальская, говорится на Facebook-странице заповедника.
«Меня предупредили из очень высоких кабинетов власти, что существует большая угроза разрушения Софии», — сообщила она участникам киевской международной научно-практической конференции «Культурное наследие в условиях войны: защита, сохранение и реставрация».
Руководитель заповедника отметила, что «выдержать такое морально было очень тяжело».
«Понимали, почему агрессор нацелился именно на Софию, потому что она олицетворяет основы нашего народа — государственность, духовность, культуру, образование.
Как защищали древнюю Софию
Сотрудники заповедника начали действовать немедленно. Учитывая, что София Киевская является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому от откровенного российского варварства ее могла уберечь прежде широкая огласка в мире, говорится в сообщении.
«Вместе с министерством культуры мы начали рассылать соответствующие петиции коллегам по всему миру. Добрались даже в Латинскую Америку и Австралию», — вспоминает Неля Михайловна.
Гендиректор национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская (фото: facebook.com/SophiaKyiv)
Понимая, что от вражеского прямого ракетного удара тысячелетнюю Софию мало что спасет, специалисты начали срочно изучать опыт защиты исторических построек во время разных войн в мире. Была организована рабочую группу в составе инженеров и конструкторов заповедника, также подключили обширную группу экспертов.
От проектов по строительству большой наружной стены пришлось отказаться, учитывая возможность негативного влияния строительных работ на археологические памятники под самой Софией.
В конце концов, специалисты решили укрепить мешками с песком самые уязвимые объекты заповедника: часть зданий с неустойчивым конструктивом и помещения с важными художественно-архитектурными ценностями.
Всего упаковали и надежно защитили около 90 тысяч музейных экспонатов.
«Кстати, целесообразность такого подхода позже подтвердили и эксперты ICOMOS и ЮНЕСКО», — рассказали в заповеднике.
София Киевская (фото: facebook.com/SophiaKyiv)
Новая угроза
В настоящее время, кроме атак российских ракет и иранских дронов, украинскому культурному наследию грозит еще одна опасность — веерные отключения электроэнергии, что вводятся из-за разрушения оккупантами энергетических объектов страны.
«Я хочу акцентировать внимание на влажности помещения. Это сейчас будет беда для всех музеев и достопримечательностей. Из-за отключения электроэнергии не работает специальное оборудование. А капиллярный подсос влаги в стены и фундаменты происходит почти мгновенно», — рассказала Куковальская.
Гендиректор заповедника обратила внимание, что в таком случае «незаменим наш опыт использования системы BioDry».
«Она не использует электроэнергию, а питается электромагнитными волнами земли. Но эта система стоит очень дорого, нам ее поставили меценаты», — отметила она.
В ходе конференции музейщики вместе с представителями власти обсудили варианты решения этой проблемы. Для этого будут привлекать, в том числе, и заграничных партнеров.
Читайте РБК-Украина в Google News
София Киевская Война России против Украины
Собор Святой Софии (Софийский собор) — СТИФ
На территории современной России сохранился только один христианский храм XI в. – собор Святой Софии, архитектурный символ Великого Новгорода. Этот храм является выдающимся памятником русско-византийского зодчества, дошедшим до нас с тех давних времен. Громада собора возвышается над Новгородским кремлем и Волховом как часовой, поставленный на стражу города, зримо воплощая слова древних новгородцев: «Где Святая София — тут и Новгород!»
Софийский собор по своему архитектурному решению можно отнести к крестово-купольным храмам византийского типа. Такие церкви в плане представляют собой крест, в центре которого находится главный купол. Они широко представлены на территории исторической Византии, а также в некоторых странах, входивших в ареал византийской культуры. На Руси в XI в. под руководством византийских зодчих было построено всего 4 подобных храма, из них 3 на территории современной Украины, где в то время располагался центр Киевской Руси. Ближайшим прототипом нашей Софии послужила София Киевская, построенная незадолго до новгородского собора. Архитектурное сходство этих церквей, что называется «бьет в глаза», но есть между ними и существенные отличия. Как мы уже отмечали, главными заказчиками храмов были князья Ярослав Мудрый и его сын Владимир. Но правили они в разных, далеко отстоявших друг от друга, княжествах, поэтому поневоле в архитектуре храмов отразились черты местной природы, местного характера. Киевская София больше по размерам (все-таки центр тогдашней Руси находился в Киеве), пышнее по внешним формам (она имеет 13 куполов против 5 основных у новгородского собора) и архитектурному декору.
В то же время строгость форм и компактность объемов Новгородской Софии как нельзя лучше передавали сущность новгородского характера – сдержанность, граничащую с суровостью, простую, но величавую мощь. Сложенный из почти не обработанных плит волховского известняка, с возвышающимися над ним простыми шатровыми куполами (только позже они были переделаны на купола шлемовидного типа, центральный из которых позолотили), новгородский храм поражал взор своей суровой лаконичностью и монументальностью. Но стоило прихожанину зайти внутрь, как он попадал словно в другой мир.
Высота Софийского собора составляет около 40 м., его каменные стены, скрепленные известковым раствором с примесью толченого кирпича (так называемой «цемянки») имеют толщину более 1,2 м. Кроме применения цемянки, в конструкции храма можно выделить и множество других характерных византийских архитектурно-строительных приемов. Так, его арочные перемычки и своды выложены плинфой (тонким обожженным кирпичом), в стены апсиды храма вмурованы голосники – керамические сосуды особой формы, причем некоторые из них имеют выход наружу. Применение системы таких голосников приводит к отсутствию в соборе эха и значительно улучшает его акустику.
В конструктивных особенностях Святой Софии отчетливо прослеживаются и местные строительные приемы, к которым прибегали греческие и русские мастера, выполняя заказ новгородского князя. К ним можно отнести необычную высоту хоров, превышающих нормы византийской архитектуры, а также весьма своеобразный ритм разновеликих закомар, также не имеющий аналогов ни в Византии, ни в западной архитектуре. И такое «нарушение канонов» стало очень характерным признаком северной христианской архитектуры в дальнейшем, так как новгородский храм стал образцом каменного зодчества Руси на столетия вперед. Этот образ сдержанной и величавой северной красоты воспроизводится в храмах Ладоги, Изборска, Владимира, отражается в могучих соборах Псково-Печерского монастыря и в сельских скромных северных церквах.
Софийский собор
Святая София Собор в Киеве – выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси. Сегодня это одна из самых известных достопримечательностей города и первая украинская вотчина, внесенная в Список всемирного наследия.
На украинском языке собор известен как Собор Святой Софийи или Софийский собор .
Комплекс Собора является основным компонентом Национального святилища «София Киевская», государственного учреждения, отвечающего за сохранение Соборного комплекса наряду с рядом других исторических достопримечательностей города.
История
Название собора происходит от собора Святой Софии 6-го века в Константинополе (что означает Святая Премудрость и посвящено Святой Премудрости Божьей, а не конкретной святой по имени София). Согласно менее популярной теории, его образцом послужил 13-главый дубовый Софийский собор в Новгороде (ок. 989 г.), который Ярослав I Мудрый решил имитировать в камне в знак благодарности новгородцам, оказавшим ему помощь. закрепить киевский престол в 1019 г..
Первый фундамент был заложен в 1037 году, но на возведение собора ушло два десятилетия. Сооружение имеет 5 нефов, 5 апсид и (весьма неожиданно для византийской архитектуры) 13 куполов. С трех сторон его окружают двухъярусные галереи. Имея размеры от 37 до 55 м (от 121 до 180 футов), снаружи раньше были облицованы плинтуса. Внутри сохранились мозаики и фрески XI века, в том числе полуразрушенное изображение семьи Ярослава и Богородицы Ораны.
Первоначально собор был усыпальницей киевских правителей, в том числе Владимира Мономаха, Всеволода Ярославича и, конечно же, основателя собора Ярослава I Мудрого, хотя до наших дней сохранилась только могила последнего.
После разграбления Киева Андреем Боголюбским Владимиро-Суздальским в 1169 году, а затем монголо-татарами в 1240 году собор пришел в упадок. После Брестской унии 1595-96 годов собор Святой Софии принадлежал Украинской греко-католической церкви, пока в 1633 году на него не претендовал молдавский православный митрополит Петр Могила (Могила). Могила заказал ремонтные работы, и верхняя часть здания была капитально перестроен по проекту итальянского архитектора Октавиано Манчини в ярко выраженном стиле украинского барокко, сохранив при этом византийский интерьер, сохранив его великолепие. Работы продолжались при казачьем гетмане Иване Мазепе, и в 1740 году собор был достроен до современного вида.
После революции 1917 года и во время советской антирелигиозной кампании 1920-х годов правительственный план предусматривал разрушение собора и превращение территории в парк «Героев Перекопа» (после победы Красной Армии в Гражданской войне в России в Крыму). ). Собор был спасен от разрушения в первую очередь усилиями многих ученых и историков. Тем не менее, в 1934 году советские власти конфисковали здание церкви, включая окружающий архитектурный комплекс XVII–XVIII веков, и объявили его архитектурно-историческим музеем.
С конца 1980-х годов советские, а позже и украинские политики обещали вернуть здание православной церкви. Из-за различных расколов и фракций внутри Церкви возвращение было отложено, поскольку на него претендовали все православные и греко-католические церкви. Хотя всем православным церквям разрешено проводить богослужения в разное время, в другое время доступ запрещен.
21 августа 2007 года Софийский собор был назван одним из семи чудес Украины по результатам голосования экспертов и интернет-сообщества.
http://www.ukrainatour.com/ru/excurssion/excurssion-to-kiev-2
http://www.ukrainatour.com/ru/excurssion/kyiv-city-excurssion
http://www.ukrainatour.com/ru/excurssion/saint-sophia-cathedral
http://www.ukrainatour.com/ru/excurssion/excurssion-to-pecherskaya-lavra
Софийский, г. Киев (разведанный) | Вид изнутри обнесенной стеной…
Вид изнутри обнесенной стеной территории, главного здания Софийского собора (укр. : Собор Святої Софії) в украинской столице Киеве, со смотровой площадки его 76-метровой колокольни.
Это одна из самых известных достопримечательностей города и первый совместный объект наследия в Украине, внесенный в Список всемирного наследия наряду с монастырским комплексом Печерской Лавры в 4 км к югу.
Названный в честь стамбульского собора Святой Софии, он посвящен Святой Мудрости, а не конкретной святой по имени София. Первые фундаменты были заложены либо в 1011, либо в 1037 году, а более ранняя дата была принята, чтобы официально отпраздновать ее тысячелетие в 2011 году. Строение имеет 5 нефов, 5 апсид и (весьма неожиданно для византийской архитектуры) 13 куполов. Первоначально собор был усыпальницей киевских правителей, хотя предполагаемый основатель собора, Ярослав I Мудрый, является единственной сохранившейся царской могилой.
После разграбления Киева Андреем Боголюбским Владимиро-Суздальским в 1169 г., а затем монголо-татарами в 1240 г. собор пришел в упадок. Он также сильно пострадал в 16 веке, когда Речь Посполитая пыталась объединить римско-католическую и православную церкви. В этот период собор был почти разрушен: его крыша обветшала, многие настенные росписи исчезли. После Брестской унии 1595-96 годов Софийский собор принадлежал Украинской греко-католической церкви, пока в 1633 году на него не претендовал молдавский православный митрополит Петр Могила (Могила). Могила заказал ремонтные работы и верхнюю часть здания. был основательно перестроен по проекту итальянского архитектора Октавиано Манчини в ярко выраженном стиле украинского барокко, сохранив при этом византийский интерьер, сохранив его великолепие. Работы продолжались при казацком гетмане Иване Мазепе до 1707 года. В этот период была построена колокольня и многие монастырские сооружения, все в стиле украинского барокко.
Во время советской антирелигиозной кампании 1920-х годов советское правительство планировало разрушение собора и превращение его в военно-мемориальный парк.