Несуществующая страница, Error 404 — Одинцовский городской округ Московской области
Запрашиваемая страница не найдена
Возможно, вы ввели ошибочный адрес или набрали его русскими буквами. Если вы уверены в том, что адрес указан правильно, значит, данная страница уже не существует или была переименована. Вы можете воспользоваться поиском или попробовать самостоятельно найти нужную страницу по карте сайта.
Can’t find requested page
The web-server couldn’t locate the page you requested. To find the page you can use a search or site map.
- Территорию развития в городе Одинцово выберут с помощью голосования
- Голосование по выбору территории развития в Одинцово пройдёт с 20 февраля по 5 марта 2023 года
- Внимание! Ремонт железнодорожного переезда 189 км 2 пк перегона «Кубинка-2 — Лукино»
- Духовой оркестр «Подмосковные вечера» выступили для учеников православной гимназии концерт
- Центр дополнительного образования Московского областного филиала РАНХиГС приглашает пройти бесплатное обучение
- В 2023 году всем налогоплательщикам открыт ЕНС — Единый налоговый счет
- Итоги акции «Подари вторую жизнь своей ёлке!» подвели в Одинцовском округе
- В Одинцовском округе 20 февраля начались народные гуляния и масленичные ярмарки
- Завершились соревнования по скоростному спуску на коньках на Кубок парка «Патриот»
- Сотрудники филиала АО «Мособлгаз» Запад приняли участие в акции по переливанию крови в Одинцово
- Новости
- Архив прессы
- Сообщения пресс-центра
- Округ
- История
- Символика
- Почетные граждане округа
- Почетные граждане города Одинцово
- Города-побратимы
- Кизляр
- Новополоцк
- Бердянск
- Республика Алтай
- Суджа
- Цифры
- Средства массовой информации
- Муниципальные периодические печатные издания
- Муниципальные организации телерадиовещания
- Инвестиции
- Анкета инвестиционного проекта
- Инвестиционные проекты
- Присоединение к коммуникациям
- Прием по вопросам инвестиционной деятельности
- Инвестиционный паспорт
- Предложения по земельным участкам
- Экология
- Неблагоприятные метеорологические условия
- Особо охраняемые природные территории
- Отходы
- Строительные отходы
- Родники
- Экологические даты
- Экологические новости
- Дни защиты от экологической опасности
- Недропользование
- Рекультивация полигона ТКО «Часцы»
- Данные мониторинга атмосферного воздуха на полигоне ТКО «Часцы»- информация о состоянии воздуха
- Материалы к общественным обсуждениям в форме общественных слушаний
- Водные объекты
- Общественные обсуждения/слушания
- Туризм
- Информация
- Как добраться
- Коллективные средства размещения
- Туристические маршруты
- Санатории и пансионаты
- Достопримечательности
- Музеи
- Усадьбы
- Храмы и монастыри
- Что посетить
- Новости
- Информация
- Предпринимателям
- Вниманию предпринимателей
- Выставки и конкурсы
- Горячие линии по поддержке малого и среднего бизнеса
- Доступная среда
- Законодательство
- Инвестпроекты
- Инфраструктура поддержки
- Поддержка
- Развитие малого предпринимательства
- Реестры муниципальных контрактов и недобросовестных поставщиков
- Сфера потребительского рынка и услуг
- График приема предпринимателей
- Перечень документов необходимых для рассмотрения вопросов по землепользованию для юридических лиц
- Контроль за наружной рекламой
- Муниципальный контроль
- Торги в других регионах
- Координационный Совет
- Имущественная поддержка МСП
- Нормативно-правовые акты
- Имущество для бизнеса
- Материалы Корпорации МСП
- Коллегиальный орган
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области
- Промышленность
- Промышленность (краткая справка)
- Меры государственной поддержки
- Индустриальный парк «ОборонАвиаХран»
- Вниманию промышленных предприятий
- Образование
- Благоустройство
- Транспорт
- Расписания
- Звенигород
- Расписания
- Реестр маршрутов
- Расписания
- Сельское хозяйство
- Одинцовский парк культуры, спорта и отдыха
- Автобусные маршруты
- Театр Натальи Бондаревой
- Энергия сильных единиц
- Анонс
- Немедийные коммуникации
- Дороги
- МСУ
- Структура
- Глава округа
- Совет депутатов
- Территориальные управления
- Общественная палата
- МКУ «Муниципальный центр управления регионом Одинцовского городского округа Московской области»
- Телефоны
- Уполномоченный по правам ребенка в Московской области
- Уполномоченный по правам человека в Московской области
- График приёма населения
- Избирательная комиссия Одинцовского городского округа Московской области
- Электронная приемная
- График личного приёма граждан в Общественной приёмной представителями исполнительных органов государственной власти Московской области
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Муниципальная служба
- Нормативные документы
- Условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей
- Положения о структурных подразделениях Администрации
- Управления
- Комитеты
- Отделы
- Вакансии
- ГУСТ
- Предложения и замечания по вопросу, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в сфере градостроительной деятельности
- Территориальные избирательные комиссии
- ТИК города Одинцово
- ТИК № 2 города Одинцово
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области
- Документы
- Ежегодное обращение Главы
- Устав округа
- Решения Совета депутатов
- Распоряжения и постановления Главы
- Распоряжения и постановления Администрации
- Обращения граждан
- Нормативные документы
- График приема граждан
- Сведения об обращениях
- Социально-экономическое развитие
- Оценка регулирующего воздействия
- Правовые акты Московской области
- Контроль за наружной рекламой
- Порядок обжалования муниципальных правовых актов
- Архив проектной документации и экспозиционных материалов по проектам, рассматриваемым на публичных слушаниях и общественных обсуждениях по вопросам градостроительной деятельности
- Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории Одинцовского городского округа Московской области
- Генеральный план
Генеральный план Одинцовского городского округа Московской области, за исключением территории бывшего городского округа Звенигород Московской области- Внесение изменений в генеральный план Одинцовского городского округа Московской области, за исключением территории бывшего городского округа Звенигород Московской области, применительно к населенному пункту деревня Аниково»
- Внесение изменений в генеральный план Одинцовского городского округа Московской области, за исключением территории бывшего городского округа Звенигород Московской области, применительно к населенному пункту деревня Солманово
- Правила землепользования и застройки территории
- Правила землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области, за исключением территории бывшего округа Звенигород Московской области
- Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области, за исключением территории бывшего округа Звенигород Московской области
- Внесений изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области применительно к земельному участку с кадастровым номером 50:20:0000000:789
- Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области, применительно к земельному участку с кадастровым номером 50:20:0020101:51
- Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Одинцовского городского округа Московской области, в части корректировки градостроительных регламентов, графической части и порядка их применения
- Генеральный план
- Другие документы
- Услуги
- ЖКХ
- Освещение
- Новости
- Законодательные и нормативные документы
- Система наружного освещения
- Архитектурно-художественное освещение
- Праздничное оформление
- Комплексные проекты освещения
- Внутреннее освещение зданий
- ГВС
- Раздельный сбор мусора
- Освещение
- МВД
- Госуслуги
- Участковые
- График приема
- ГУ МВД России по Московской области
- МУ МВД России «Одинцовское»
- Услуги архива
- Реестр услуг
- Нормативные документы
- Проекты административных регламентов предоставления муниципальных услуг
- Утвержденные административные регламенты предоставления муниципальных услуг
- Одинцовский городской округ
- Городское поселение Большие Вяземы
- Городское поселение Голицыно
- Городское поселение Заречье
- Городское поселение Кубинка
- Городское поселение Лесной городок
- Городское поселение Новоивановское
- Городское поселение Одинцово
- Сельское поселение Барвихинское
- Сельское поселение Горское
- Сельское поселение Ершовское
- Сельское поселение Жаворонковское
- Сельское поселение Захаровское
- Сельское поселение Назарьевское
- Сельское поселение Никольское
- Сельское поселение Успенское
- Сельское поселение Часцовское
- Ритуальные услуги
- ЖКХ
- Финансы
- Финансово-казначейское управление
- Бюджет
- Бюджет 2018 года
- Бюджет 2019 года
- Бюджет 2020 года
- Бюджет 2021 года
- Бюджет 2022 года
- Бюджет для граждан
- Бюджеты поселений
- Отчеты об исполнении бюджета
- Отчет об исполнении бюджета за 2013 г.
- Отчет об исполнении бюджета за 2014 г.
- Отчет об исполнении бюджета за 2015 г.
- Отчет об исполнении бюджета за 2016 г.
- Отчет об исполнении бюджета за 2017 г.
- Отчет об исполнении бюджета за 2018 г.
- Отчет об исполнении бюджета за 2019 г.
- Отчет об исполнении бюджета за 2020 г.
- Отчёт об исполнении бюджета на 2021 г.
- Отчёт об исполнении бюджета на 2022 г.
- Отчёт об исполнении бюджета на 2023 г.
- Контроль в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок
- Отчеты о результатах контрольной деятельности
- Планы проведения проверок
- Контроль ГРБС
- Публичные слушания
- Нормативные документы
- Проекты нормативных документов
- Задать вопрос
- Безопасность
- Антитеррористическая комиссия
- Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
- Информационная безопасность
- Прокурорский надзор
- Московская межрегиональная транспортная прокуратура
- Межведомственная комиссия по профилактике преступлений
- Нормативные правовые акты
- Противопожарная безопасность
- Информационные сообщения и обращения к населению
- Список телефонов служб экстренной помощи Одинцовского городского округа
- Видеоматериалы
- Гражданская оборона
- Защита населения и территории от ЧС
- Росгвардия
- УМВД информирует
- ОГИБДД информирует
- Противодействие
коррупции
- Муниципальные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Методические материалы
- Формы, бланки
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
- Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Часто задаваемые вопросы и ответы на них
- КСП
- Антикоррупционная экспертиза
- Фотогалерея
- Контакты
- Итоги 2022
- Благоустройство и развитие парков
- ЖКХ и безопасность
- Образование и молодёжная политика
- Здравоохранение, социальная сфера, «Активное долголетие»
- Строительство и жилищная политика
- Дороги и общественный транспорт
- Спорт, культура, туризм
- Земля, имущество, сельское хозяйство, экология
- Бизнес, инвестиции, МФЦ
- Муниципальный центр управления регионом
Храмовая архитектура России.
— Реферат РефератовичРеферат по учебной дисциплине «Культурология»
на тему: «Храмовая архитектура России».
План
1. Введение.
2. Становление храмового зодчества на Руси.
3. Стили храмовой архитектуры. Византийский, крестово-купольный, деревянный и др.
4. Современная храмовая архитектура. Смешение стилей.
5. Заключение.
6. Список литературы.
1. Введение.
Уникальность русского храмового искусства неоспорима. Храмовое зодчество Руси является свидетельством борьбы русского народа за свою национальную самоидентичность и самостоятельность. Ключевым фактором, повлиявшим на зарождение храмовой архитектуры, стало масштабное событие – принятие христианства на Руси в 988 году. Поскольку христианство пришло в Россию из Византии, то вполне логичным явилось то обстоятельство, что оттуда были позаимствованы не только обряды и атрибуты, но и архитектурная концепция. Тем не менее, впоследствии русское зодчество приобрело поистине неповторимое звучание, и на сегодняшний день в русской храмовой архитектуре насчитывается несколько оригинальных стилей.
Храмовое искусство России прошло трудный и извилистый путь: от сложной композиции крестово-купольных храмов к более упрощённой архитектонике; от простоты и скромности одноглавых церквей к помпезности эклектичных строений. Но и сегодня, когда многие ценности прошлого оказались утраченными, жемчужины русского зодчества продолжают оставаться образцом гениального архитектурного мышления и, если брать шире, – символом истинной России.
2. Становление храмового зодчества на Руси.
Зарождение церковного зодчества произошло на основе византийского искусства. Первые храмы на территории нашей страны были построены специально приглашёнными мастерами из Византии. Однако опора на традиции этого государства не помешала русским зодчим сотворить новое искусство, базирующееся на национальных корнях и имеющее принципиальные отличия от искусства византийского.
Строительство храмов началось сразу после принятия Русью крещения по указанию князя Владимира. Это был повсеместный процесс, позволивший превратить города в единое пространство, проникнутое духом святости. В это же время велась ожесточённая борьба с язычеством и языческими капищами, которые разрушались, а на их месте появлялись православные храмы.
Всё активнее стремились русские зодчие отыскать новые пути развития храмовой архитектуры, уйти от византийских образцов, как от раз и навсегда установленных. Особенное новаторство мастеров Руси проявилось в области пластики. Древнерусские церкви появлялись на свет уже со своим собственным лицом. Изобретением русских зодчих стала многоглавость церквей. Ничего подобного не знала ни Византия, ни Рим, ни вся Европа. Так выражалось особенное отношение русских людей к Богу, как будто в ответ на это получивших от Него не менее особенный дар. Этот дар навсегда воплотился в древних и средневековых образцах русской архитектуры. Подтверждением мощного таланта русских зодчих стали неповторимые храмы с четырьмя столбами и тремя нефами (впрочем, были и другие варианты), возникшие по всей Руси. Однако и скромные одноглавые церкви не меркли на их фоне: они были отражением другой стороны уникального дара русских мастеров.
В период феодальной раздробленности русское зодчество получило иной импульс для развития, так как каждое княжество желало иметь хороших мастеров. Вступая в негласное соревнование между собой, княжества и крупные города привлекали к себе лучших зодчих. В результате на свет появлялись новые храмы, носящие в себе черты неповторимости. Так на Руси сформировались архитектурные школы, каждая из которых характеризовалась удивительной самобытностью.
Все храмы на уровне символа отражали суть христианского учения. Сложилось несколько типов православных храмов на Руси, что выражалось их формой: корабля, креста, круга, восьмиконечной звезды. Были храмы и смешанного типа, которые при этом не теряли свою красоту.
Наиболее древним является храм-корабль. Сходство с кораблём ему придаёт специальное архитектурное решение: его крупные элементы расположены в одну линию (имеются в виду сам храм, его колокольня и трапезная). Он символизирует собой корабль, плывущий к Богу.
Существовали и другие символы: восьмиконечной звезды (восходит к Вифлеемской звезде), круга (означал бесконечность), креста (олицетворял фундамент Церкви). Немало случаев, когда храмы соединяли в себе несколько символов.
В таких условиях и на фоне таких событий, как: Крещение Руси; следование, а затем и освобождение от византийских традиций; татаро-монгольское нашествие; феодальная раздробленность формировалось, развивалось, затухало и вновь крепло древнерусское зодчество.
3. Стили храмовой архитектуры. Византийский, крестово-купольный, деревянный и др.
По византийским образцам начали строиться русские храмы, формироваться архитектурные стили. Так в Киевской Руси появились храмы в византийском стиле, названные крестово-купольными. Крестово-купольный храм представлял собой прямоугольное строение, разделённое внутри несколькими столбами на девять частей. В смысловом плане особое место отводилось пространству под куполом. Это был центр храма, освещаемый естественным цветом благодаря куполу. Название стиля «крестово-купольный» возникает из-за наличия в поэтике храма двух ключевых элементов – уже упомянутого купола и образующегося внутри него крестообразной основы. Всё это носит, конечно, сакральное значение, указывающее на храм как на дом Божий.
Архитектура крестово-купольного храма характеризуется также апсидами (обычно их три – полукруглые и гранёные). В центральной апсиде расположен алтарь. В западной части расположен притвор – особое поперечное пространство перед входом в храм.
Материалом для крестово-купольных храмов служил камень (наследие Византии). Однако первый храм, построенный вскоре после Крещения Руси, – в 989 – 996 годах, был деревянным. Речь идёт о Десятинной церкви, разрушенной во время нашествия хана Батыя.
Значительным этапом для развития древнерусского зодчества стало правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054). Именно тогда в Киеве вырос один из самых красивых храмов Руси – Софийский собор, ставший в городе главным. Это был грандиозный тринадцатикупольный храм, которые символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Масштабность постройки усиливало наличие в архитектурном ансамбле пяти нефов. При Ярославе Мудром в честь святой Софии храмы были построены и в других городах – Полоцке и Новгороде.
Следует отметить, что пятинефные крестово-купольные храмы были скорее исключением из правил. Наиболее распространёнными являлись храмы с тремя нефами и определённым количеством столбов внутри: четыре, шесть или восемь. Этим традициям следовали и другие города, славящиеся своей храмовой архитектурой. Это Москва, Владимир, Чернигов, Смоленск, Великий Новгород, Псков и многие другие. Можно сказать, что каждый город имел свои отличительные особенности в храмовой архитектуре.
Так, Смоленская школа, в которую входят также киевский и черниговский стили, как и полоцкий, характеризуются отказом от канонов Византии. Им свойственна дерзость в художественном плане, динамизм и напряжённость, стремление к многоярусности и монументальному воплощению. Таков храм Иоанна Богослова и многие другие.
Имеет смысл сказать отдельно и о черниговском стиле, который можно назвать одновременно и торжественным и изысканным. Используя кладку из кирпича, черниговские зодчие укладывали её ровными слоями. Далее они подвергали стены тщательному декорированию, поскольку в Чернигове очень высоко было развито ремесло. Одна из отличительных особенностей черниговских храмов – полуколонны с капителями. Яркий тому пример – Борисоглебский собор.
Новгородский стиль обогатил русскую культуру строгими и величавыми храмами, вся сущность которых – и внешняя, и внутренняя – устремлены ввысь, к небу. Они динамичны и одухотворены. Изобилие фресок лишь усиливает это впечатление. Церковь Спаса на Нередице является великолепной демонстрацией Новгородской школы храмовой архитектуры.
Полоцкий стиль приближен к византийскому стилю. Это объясняется тем, что местные мастера обучались зодчеству непосредственно в Византии. Они использовали в своей работе особенный способ кладки – со скрытым рядом. Шедевром полоцкого зодчества считается Спасо-Преображенский собор Спасо-Ефросиниевского монастыря, в котором гениально соединились готические и чисто национальные черты, благодаря революционному архитектурному решению.
Владимиро-Суздальский стиль можно назвать доминирующим стилем до татаро-монгольского нашествия. Церковь Покрова на Нерли – лучшее творение этой школы. Скромность и вместе с тем высокая одухотворённость присущи этому храму. Совершенство, законченность архитектурной мысли, строгость, гармония внешнего и внутреннего образа характеризуют Покровскую церковь. Она выявляет высочайший уровень Владимиро-Суздальских мастеров.
Храмы, относящиеся к псковскому стилю, также отличаются скромностью, строгой геометричностью. Чаще всего это однокупольные церкви, со стенами, покрытыми белой штукатуркой. Обязательным являлось наличие звонницы. Прекрасны сохранившиеся храмы Пскова — Петра и Павла с Буя, Николая со Усохи и другие.
Серьёзным препятствием для развития архитектуры стало татаро-монгольское нашествие. Однако после завершения этого периода древнерусское зодчество буквально возродилось из пепла и совершило новый гениальный взлёт. Этот этап примечателен ещё и тем, что на передовые позиции выходят Москва и Тверь с её белокаменными соборами. Впрочем, и Москва тяготела к белому цвету, ведь не случайно столица получила к своему названию эпитет «белокаменная». Успенский, Георгиевский собор, соборы Пресвятой Богородицы, монастырские комплексы, храмы, входящие в ансамбль Кремля – всё это лишь часть достижений московских зодчих. Москва, имеющая славу, где церквей «сорок сороков», действительно стала лидером в этом направлении.
Величайшим достоянием нашей культуры является деревянное зодчество, появившееся в северных районах страны, где много лесов. В деревянном зодчестве выделяется два направления: прямоугольные и шатровые храмы. Прямоугольные церкви представляли собой деревянный сруб с куполом. Шатровые храмы – это постройки без столбов внутри, то есть возведённые по принципу шатра. Необходимо заметить, что шатровые храмы строились также из камня.
Подготовка дерева к строительству была очень сложным и трудоёмким процессом, но усилия и время, затраченные на это, стоили того: деревянные храмы, не скреплённые ни одним гвоздём, выдержали испытания многими веками.
Сначала появились самые простые деревянные храмы – по сути, обычные избы, только с небольшим куполом и крестом. Они получили название «клетские». Желание зодчих усовершенствовать храм привело их к мысли сделать его выше, более похожим на своих каменных собратьев. В результате у клетских храмов появились новые элементы – подклет, закомары и другие, которые позволили деревянному храму эволюционировать. Были случаи, когда крыши деревянной церкви придавали форму бочки, но такой храм сохранился в единичном виде. Это Благовещенская церковь в Архангельске.
Вскоре русские мастера начали строить многошатровые деревянные храмы, ставшие уникальным явлением в мировой культуре. Сложность конструкции, архитектурное совершенство и необыкновенная красота – все эти черты самым лучшим образом отразились в Преображенской церкви, расположенной на Кижах, что является одним из центров деревянного зодчества. Церковь в Кижах оправдывает расхожее мнение об архитектуре как о застывшей музыке – настолько великолепен облик этого многоярусного строения, в котором господствует именно русский национальный дух.
Каменные шатровые храмы являются не меньшей гордостью русской архитектуры, чем все остальные. Для подтверждения этих слов можно привести в пример церковь Вознесения в Коломенском, поражающая своим совершенным строением и неземной полётностью. Шатровые храмы из-за особенностей своей архитектуры имеют довольно узкие габариты и не вмещают в себя много людей – в отличие от крестово-купольных. В шатровых храмах доминирует вертикальная линия. Вместе с тем, внешние объёмы таких церквей достаточно выразительны, как и их декоративное убранство. Дополнительное очарование таким храмам придают главки, установленные непосредственно на шатёр.
Время расцвета шатровых каменных храмов – XVI – XVII вв. Именно тогда был построен знаменитый храм Василия Блаженного, установленный на Красной площади, который имеет элементы шатрового храма. Однако век шатрового каменного зодчества был недолог: реформа патриарха Никона, произведённая в 1653 году, поставила почти в прямом смысле этого слова крест на этом направлении как на несоответствующем канонам.
Таким образом, древнерусское зодчество, начав с заимствования стиля византийского искусства, пришло к собственному – неповторимому, не имеющему аналогов стилю.
4. Современная храмовая архитектура. Смешение стилей.
На современном этапе храмовое строительство России вновь находится на подъёме. Архитекторы, обращаясь к мировому опыту своих коллег, создают новые произведения искусства в этой области. В то же время, они чтут традиции прошлого.
Однако, если обратиться к исследованиям искусствоведов, можно заметить вторичность, которая неизменно присутствует в каждом стиле, будь то византийский, русско-византийский, русский или неорусский стиль. Наблюдается и перекрещивание традиционного и новаторского.
Тем не менее, современное зодчество во всех его проявлениях вызывает большой интерес. Так, русский стиль, используемый сегодня архитекторами, основан на практике XVI – XIX вв.; неорусский – на достижениях начала прошлого века; русско-византийский – на опыте XIX века.
Принцип смешения стилей (эклектика) начал складываться в позапрошлом столетии. Воплощением этого процесса можно считать знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. В нём весьма своеобразно синтезировались черты классицизма и итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Интересный этап в истории русской архитектуры – зарождение русско-византийского стиля, расцветшего в России во времена Николая I. Этот стиль связан, прежде всего, с именем архитектора А.Н. Тона (1794 – 1881). Его творения – Большой Кремлёвский дворец и храм Христа Спасителя. Таким образом, можно считать, что русско-византийский стиль и эклектика находятся на стыке. И позже элементы русско-византийского стиля присутствовали в эклектике.
На смену русско-византийскому стилю приходит эклектика. Время её возникновения – вторая половина XIX века. Эклектика соединила в себе несколько стилей, в основном с приставкой нео- или псевдо-. Храмов, выстроенных в России в таком стиле достаточно много. Как пример можно привести церковь архангела Михаила в Талдоме. Таким образом, стилистика русского зодчества XIX – начала ХХ века представляет собой весьма интересный предмет для изучения.
Прерванное на время советского периода, длившегося семьдесят лет, храмовое строительство возродилось вновь. Но это возрождение не было безболезненным, так как многие традиции были забыты. Возникла тенденция заменять их более чем смелыми решениями, идущими вразрез с установленными канонами. Иногда и попытки следовать традициям оказываются неудачными, так как являются их подменой или внешним копированием.
Проблема заключается в том, что многие современные архитекторы, берущиеся за проектирование храмов, по сути, оказываются далёкими от церковного искусства и церкви вообще или не имеют достаточных познаний о нём. Как известно, иконописец Андрей Рублёв был монахом и перед созданием и во время написания своих шедевров пребывал в посте и молитве. Поэтому его иконы проникнуты божественным духом. То же самое можно сказать и о русских храмах, построенных до революции. Русские зодчие в большинстве своём следовали той же практике. Это обстоятельство – наравне с их мастерством – объясняет эффект той возвышенности, застывшей молитвы, которую они производят.
Русская Православная Церковь очень озабочена данной проблемой, так как считает многие новопостроенные храмы лишёнными божественной благодати, в отличие от их древнерусских предшественников, которые творили в прямом сообщении с Богом. Отсюда вытекает вполне логичная мысль о том, что преображать в первую очередь следует не форму, а содержание. Иными словами – следовать духовной традиции древнерусских зодчих сотворчества с Богом.
Как утверждает прот. Андрей Юревич, являющийся главным архитектором Московского патриархата, вопрос архитектурной направленности храмов XXI века остаётся открытым. Он объясняет это обстоятельство отсутствием на сегодняшний день какого-либо крупного стиля, как это было в былые времена. Поэтому возведённые в современной России храмы оказываются либо копией древнерусских традиций, либо эклектикой. Поэтому по-прежнему остаётся проблема внутренней наполненности храма, соблюдение символики и канонов.
5. Заключение.
Итак, с приходом на Русь христианства, в стране начала развиваться храмовая архитектура. Поначалу взяв за основу византийские образцы, русское зодчество продемонстрировало свой потенциал и мощный талант на примере каменных крестово-купольных храмов.
Далее появились четырёхстолпные храмы, в которых уже проявилась самобытность мастеров Руси. Благодаря соединению византийского стиля и нововведений русских зодчих, подобные церкви стали называть храмами в русско-греческом стиле.
Особенный этап эволюции русской храмовой архитектуры – деревянное зодчество, продемонстрировавший необычайную изобретательность и силу художественного мышления мастеров.
Следующие периоды – шатровое направление в строительстве храмов, как и каменное зодчество, сделавшие ощутимый рывок в XV-XVI веках. Последующие столетия характеризуются смешением стилей, влиянием западного искусства, временной приостановкой и новым витком развития церковной архитектуры. Самым важным в этом процессе является то, что удалось сохранить немалую часть наследия, оставленную нам безымянными зодчими и именитыми архитекторами.
Русские храмы поражают разнообразием своей типологии. С возникновением каждого нового стиля или типа храма, церковное зодчество Руси становилось всё богаче и уникальнее. Возникали также новые методы, инструменты, приёмы, используемые для возведения церквей. Русская храмовая архитектура – это богатая коллекция стилей, школ и совершенных образцов церковного зодчества.
6. Список литературы.
1. Иконников А.В. Каменная летопись Москвы/А.В. Иконников. – М.: Московский рабочий, 1978. – 352 с.
2. Лайтарь Н.В. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов/Н.В. Лайтарь. – СПб., 2009. – 174 с.
3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси /Л.Д. Любимов. – М.: Просвещение, 1974. – 336 с.
4. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество/Я.В. Малков. – М.: Муравей, 1997. – 200 с.
Русская Православная Церковь | Encyclopedia.com
Русские — восточнославянский народ, чьи предки переселились на обширную равнину между Балтийским и Черным морями в шестом веке. Первоначально восточнославянские племена образовали большое количество враждующих городов-государств, но в IX веке политическая власть начала консолидироваться сначала в Новгороде, а затем в Киеве (882 г.). Христианство стало официальной религией при великом князе Владимире I (ум. 1015), который женился на Анне, сестре византийского императора Василия II. Князь Владимир крестился вместе со многими своими последователями в водах Днепра в 9 г.88 г. н.э. по греческому обряду. Таким образом, византийское христианство стало верой трех народов, ведущих свое происхождение от Киевской Руси: украинцев, белорусов и русских.
Русская Церковь стала полуавтономной в 1037 году, когда Константинопольский патриарх посвятил
Феопемпта в митрополита Киевского. Когда город был разрушен во время монгольского нашествия (1237–1240 гг.), большое количество людей двинулось на север. К XIV веку вокруг Московского княжества вырос новый центр, и там поселились киевские митрополиты. В 1448 году митрополит Исидор был низложен за то, что принял от имени своей Церкви унию с Римом, утвержденную на Флорентийском соборе. Его преемник изменил первосвятительский титул на митрополита Московского.
Третий Рим. Примерно в то время, когда Константинополь пал перед турками в 1453 году, Россия избавлялась от монгольского владычества и становилась независимым государством. Поскольку Ветхий Рим, как говорили, впал в ересь, а Новый Рим, Константинополь, попал под власть турок, некоторые русские стали говорить о Москве как о «Третьем Риме», который продолжит традиции православия и римского права. цивилизация. Царь (кесарь) был теперь поборником и защитником Православия, как когда-то был византийский император. Русская Церковь уже начала вырабатывать свой стиль иконописи и церковного зодчества, свои богословские и духовные традиции.
Русский православный патриархат был официально учрежден Константинополем в 1589 году, но упразднен Петром Великим в 1721 году. В то время Церковь находилась под управлением Священного Синода в соответствии с положениями, согласно которым Церковь находилась под пристальным надзором государства. В этот период, особенно в XIX веке, произошло великое возрождение русского православного богословия, духовности и монашества.
В августе 1917 года, после отречения царя, но до большевистской революции, в Москве начал работу Синод Русской Православной Церкви. Он восстановил русскую патриархию и избрал на эту должность митрополита Московского Тихона. Но еще до окончания синода стало известно, что митрополит Киевский убит и начались гонения. Патриарх Тихон был откровенен в своей критике коммунистов в первые годы своего патриаршего правления, но умерил свою публичную позицию после года в тюрьме.
Патриарх Тихон и его преемник Патриарх Сергий выработали modus vivendi с правительством, который задал тон церковно-государственных отношений при коммунизме. В 1927 г. Патриарх Сергий заявил о лояльности советской власти и пообещал поддержку Русской Православной Церкви во всех вопросах. Взамен государство предоставило Церкви весьма ограниченную сферу деятельности, практически ограниченную литургическим богослужением. Гонения и репрессии на религию в СССР в разные периоды принимали разные формы: практически все богословы и деятели Православной Церкви были либо сосланы в XIX20-х годов или расстреляны в 1930-х годах. Условия несколько улучшились во время Второй мировой войны и в последние годы правления Сталина, но Хрущев, намеревавшийся «упразднить» религию к 1980 году, начал усиливать гонения в 1959 году. происходил при Хрущеве в 1959-1962 гг. В 1914 г. было зарегистрировано 54 457 церквей, а в конце 1970-х гг. их было всего около 6800. Количество действующих монастырей (1498 в 1914) сократилось до 12, а действовавшие в 1914 г. 57 духовных семинарий сократились до трех в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Одессе, с высшими духовными академиями в первых двух городах.
Перестройка и гласность. С приходом к власти в 1985 году Михаила Горбачева положение Русской православной церкви стало резко улучшаться. Его политика перестройки («перестройки») и гласности («открытости») дала Церкви большую свободу и признание. В начале 1988 Горбачев принял в Кремле деятелей Православной Церкви накануне тысячелетнего юбилея крещения князя Владимира в 988 году. Божественную литургию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Пимен в окружении представителей русской православной иерархии и в присутствии кардинала Агостино Касароли, государственного секретаря Ватикана, представлявшего Папу Иоанна Павла II, Роберта Ранси, архиепископа Кентерберийского, и представителей других христианских организаций. В преклонном возрасте и немощном Патриарх Пимен скончался 3 мая 19 г.90 г. Церковь быстро приняла решение назвать его преемника. Собор в составе архиереев и избранных священников и мирян путем тайного голосования впервые с 1918 года избрал 61-летнего митрополита Ленинградского и Новгородского Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В октябре 1992 года в Москве открылся Свято-Тихоновский Московский Богословский институт для подготовки православных мирян. Студенты, более или менее поровну разделенные между мужчинами и женщинами, насчитывали около 650 человек в первый год. 24 февраля 19 г.В 93 году Русская Православная Церковь учредила Свято-Иоанно-Богословский университет в Москве, чтобы продолжить русскую гуманистическую образовательную традицию, а также предложить углубленное изучение богословских дисциплин. В 1994 году Патриарх Алексий II заявил, что на территории бывшего Советского Союза насчитывается 15 985 церквей, в которых обслуживаются 12 841 священник и 1 402 диакона. В его Церкви теперь было три духовных академии (Московская, Санкт-Петербургская и Киевская), 14 семинарий и всего 47 школ, в которых обучалось около 4000 учеников. Двести восемьдесят одна монашеская община существовала или формировалась.
Численность Русской Православной Церкви оценивается в 60 миллионов человек. В декабре 1993 г. Национальный центр изучения общественного мнения Чикагского университета опубликовал результаты опроса, который зафиксировал необычайный рост религиозной веры в России. Он показал, что в Бога верят от половины до трех четвертей россиян, в зависимости от того, как формулировался вопрос. Хотя 11 процентов; заявили, что были православными в детстве, 28 процентов заявили о себе как о православных сейчас, что указывает на то, что Русская православная церковь более чем удвоила свое членство. Тенденция к теизму была наиболее сильной в возрастной группе от 17 до 24 лет, где 30 процентов перешли от атеизма к вере в Бога. Удивительно, но 75 процентов опрошенных заявили, что «очень доверяют Церкви». А вот другой опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения в августе 1994 показало, что хотя 52 процента опрошенных считают себя верующими, только 2 процента посещают церковные службы хотя бы раз в неделю.
Новая свобода, новые вызовы. Русская Церковь пытается приспособиться к стремительным изменениям, происходящим в российском обществе. Церковь строго соблюдает запрет на участие духовенства в политике и, похоже, развивает более тесные отношения с российскими военными. Патриархия решительно выступила против прозелитской деятельности других религиозных групп в стране и поддержала принятый парламентом, но не подписанный президентом Ельциным закон об ограничении деятельности таких групп. Осенью 19В 94 году российское правительство согласилось помочь финансировать реконструкцию Храма Христа Спасителя, массивного сооружения девятнадцатого века, снесенного Сталиным в 1931 году и некогда возвышавшегося над горизонтом Москвы. Патриарх Алексий заложил новый краеугольный камень 7 января 1995 г.
С 29 ноября по 2 декабря 1994 г. в Москве состоялось собрание всего Русского Православного епископата. Патриарх Алексий сообщил архиереям, что Церковь пережила очень сложный период с момента их последней встречи в 1992, имея дело с проблемами, связанными с литургической практикой, надлежащим богословским и пастырским образованием и церковным служением обществу. Собрание отклонило призыв консервативных элементов к выходу Московского патриархата из всех экуменических организаций, но осудило миссионерскую деятельность, проводимую в России американскими методистскими, евангелическими и пресвитерианскими группами и некоторыми южнокорейскими протестантами. Епископы санкционировали начало обширной работы по катехизации и евангелизации русского населения и создали специальную комиссию для пересмотра богослужебной практики и текстов, чтобы сделать богослужение более понятным для верующих.
Постепенный распад коммунистической системы и Советского Союза породил центробежные силы, угрожавшие единству Московского патриархата. В январе 1990 года, когда условия уже менялись, в Москве собрался Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о предоставлении определенной степени автономии Православным Церквам Украины и Белоруссии (ныне Белоруссия). Каждый из них был образован экзархатом Московского патриархата с дополнительными названиями «Украинская православная церковь» и «Белорусская (ныне Белорусская) православная церковь». После распада СССР 25 декабря 19 г.91 и независимости различных государств-правопреемников патриархат предоставил аналогичный автономный статус православным церквям в Эстонии, Латвии и Молдове.
Но поскольку Православная Церковь в Украине требовала большей свободы, 27 октября 1990 г. на очередной сессии Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви была дарована «независимость и самоуправление» и упразднено название «Украинский Экзархат». Церковь оставалась автономной, а Киевский митрополит оставался членом Священного Синода Московского Патриархата. После провозглашения Украиной независимости 24 августа 1991 года митрополит Киевский Филарет стал добиваться полного отделения своей Церкви от Московского патриархата. Однако в этом было отказано на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в апреле 1992 года. Ситуация достигла апогея в мае 1992 года, когда Московская Патриархия низложила Филарета и назначила митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) новым митрополитом Киевским. . Впоследствии Филарет присоединился к неканонической Украинской Автокефальной Церкви.
Еще одна проблема возникла в недавно обретшей независимость бывшей советской республике Молдова. До 1812 г. и снова с 19 г.С 18 по 1944 год Молдова (тогда известная как Бессарабия) была частью Румынии. Несмотря на то, что Московский патриархат предоставил автономный статус своей молдавской епархии, Священный Синод Румынской Православной Церкви в декабре 1992 г. принял решение о воссоздании на той же территории собственной Бессарабской митрополии. Таким образом, православные в Молдове раскололись между двумя соперничающими юрисдикциями, но подавляющее большинство приходов остаются верными юрисдикции, связанной с Московским патриархатом.
В Эстонии автономная Православная Церковь при Константинопольском патриархате существовала с 1923 года до ее присоединения к Московскому патриархату в 1945 году после присоединения страны к Советскому Союзу. После обретения Эстонией независимости в 1991 году прозвучали призывы к восстановлению этой церкви, которая в изгнании сохранила свою штаб-квартиру в Стокгольме. Позднее эстонское правительство официально признало ее законным продолжением Эстонской православной церкви, существовавшей в межвоенный период. Но 5 окт. 1994 г. Священный Синод Московского патриархата выразил поддержку своей автономной Эстонской епархии и выразил протест по поводу того, что ей угрожает опасность потерять в собственности свои приходские храмы и большой Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Всего в стране насчитывается восемьдесят православных приходов, в которых насчитывается около 40 000 верующих, половина из которых эстоноязычны, восемь двуязычны, а остальные русскоязычны. Пятьдесят приходов поддерживают восстановление автономной церкви под Константинополем. 19 февраля95 делегация Константинопольского патриархата посетила и Эстонию, и Московский патриархат, чтобы способствовать решению проблемы.
Библиография: н. Дэвис, Долгий путь к церкви: современная история русского православия (Боулдер, Колорадо, 1995). Дж. ellis, Русская православная церковь: современная история (Лондон, 1986). д. поспиловский, Русская церковь при советском режиме 1917–1982, 2 т. (Крествуд, Нью-Йорк 1984). р. г. Роберсон, Восточные христианские церкви (пересмотренное 6-е изд., Рим, 1999 г.).
[р. г. roberson]
Как Русская православная церковь помогает путинской войне
Для Владимира Путина православие — это инструмент отстаивания прав Москвы на суверенную Украину. В своем февральском телеобращении, в котором он объявил о недавнем вторжении в Украину, он утверждал, что жители этой «древнерусской земли» с незапамятных времен были православными, а теперь столкнулись с преследованиями со стороны нелегитимного режима в Киеве.
Русская Православная Церковь, возглавляемая Патриархом Кириллом, является одним из наиболее ощутимых культурных уз между Россией и Украиной. Позолоченные купола Киево-Печерского монастыря и Софийского собора уже почти тысячу лет манят паломников со всех концов земли.
С помощью религиозной риторики Путин обращается к давней традиции, предполагающей, что Великая Россия простирается на территории современных Украины и Белоруссии на объединенной территории, известной как Святая Русь. Ностальгируя по империи, он видит в духовном единстве трех народов ключ к земной мощи России как исключительной цивилизации. Воодушевленные «спецоперацией» Путина, русские православные националисты взволнованно вспоминают пророчество святого двадцатого века из Чернигова, ныне одного из осажденных городов Украины. «Как Единый Господь Бог есть нераздельная Святая Троица Отца, Сына и Святого Духа, — предсказал этот монах, — так и Россия, Украина и Беларусь вместе — Святая Русь и неразделимы».
Путин не первый современный московский правитель, который применяет эту идею в стремлении консолидировать светскую власть. В самые мрачные часы Второй мировой войны Сталин восстановил Русскую православную церковь — почти полностью опустошив ее — и заменил коммунистический Интернационал новым национальным гимном. В его текстах утверждалось, что Советский Союз был «нерушим, навеки спаян Великой Русью».
Примерно в 2007 году Кремль продвинул союзническую концепцию Русский мир , или Русский мир, первоначально проект мягкой силы, направленный на продвижение русской культуры во всем мире и сравнимый Патриархом Кириллом с Британским Содружеством. Однако Путин, обеспокоенный массовыми протестами против своего авторитарного режима в 2011–2012 годах, а также протестами, свергнувшими его вассала на Украине в 2013–2014 годах, с тех пор искажает и Святую Русь, и Русский мир, чтобы служить более насильственным целям.
Особое внимание теперь уделяется русской традиции святых воинов. Путин сказал тысячам размахивающих флагами сторонников на недавнем митинге на московском стадионе по удивительному совпадению, что военная операция на Украине началась в день рождения святого Феодора Ушакова, русского флотоводца восемнадцатого века, прославившегося тем, что он не проиграл ни одного сражения. . «Однажды он сказал: «Эта угроза послужит прославлению России», — с энтузиазмом сказал Путин. «Так было тогда, так есть сейчас и будет всегда!»
Отброшена альтернативная христианская святая традиция демонстративного пассивного сопротивления, примером которой являются первые канонизированные святые средневековой Руси, киевские князья Борис и Глеб, принявшие мученическую кончину от руки своего брата. «Они сдались без боя», — с отвращением заметил однажды Путин. «Это не может быть примером для нас». С нападением на нынешнего правителя Киева подавляются даже небольшие акты христианского пацифизма со стороны русских. Священника из отдаленной деревни оштрафовали на сотни долларов за то, что он публично отказался поддержать войну и, таким образом, «называть черное — белым, зло — добром». Молодую женщину задержали возле главного православного собора Москвы за то, что она держала простую табличку с библейской заповедью «Не убий».
Подробнее: Российские проблемы гораздо глубже, чем у Путина
В этом Путин может рассчитывать на поддержку группы шовинистических мнений, доминирующих сейчас в церковной иерархии. Патриарх Кирилл в сопровождении награжденного медалями министра обороны Шойгу на церемонии освящения огромного черно-зеленого военного собора в 2020 году молился о том, чтобы российские вооруженные силы никогда не потерпели поражения. В марте этого года, на том самом месте, где десять лет назад Pussy Riot устроили печально известную акцию протеста против уютных церковно-кремлевских связей, Патриарх преподнес икону главе российской Национальной гвардии — того же подразделения, которое, как сообщается, сейчас несет тяжелые потери на Украине — в в надежде, что это «вдохновит новобранцев принять присягу».
Кирилл не исключение в своей поддержке войны, так как ни один высокопоставленный священнослужитель в России не выразил несогласия. «Все, что делает президент, правильно», — сказал один архиепископ местному информационному агентству Regnum в конце марта. «Говоря как монархист, я лично возложил бы корону на голову Путина, если бы Бог дал возможность». Такое же рвение наблюдается и у уважаемых московских приходских священников. «Российские миротворцы проводят спецоперацию, чтобы провести Нюрнбергский процесс против всей Европы», — проповедовал один из них во время недавней проповеди, опровергая сообщения о жертвах среди гражданского населения. «Что может произвести Запад? Только ИГИЛ и неофашизм».
Крест и купол разрушенной обстрелом русской армией православной церкви в отвоеванном украинской армией городе Хостомель Киевской области, Украина, 06 апреля 2022 г. что Казахстан, Молдова и Грузия воссоединятся с Россией в дополнение к Украине. Но если Путин хочет отполировать свое наследие собирателя исторических русских земель, возникает проблема. Жители Украины не заинтересованы в том, чтобы быть «освобожденными» благодаря его операции по «денацификации» их страны. «Русский мир наступил!» — саркастически выкрикнула одна женщина, снимая войска вторжения, сражающиеся с толпой разгневанных местных жителей всего в 20 милях от восточной границы Украины с Россией. «Мы тебя не ждем, так что убирайся отсюда!» Через несколько часов после первых ракетных ударов 24 февраля даже Православная Церковь на Украине, находящаяся под властью Московского патриарха, с негодованием обратилась к Путину. «Мы просим вас немедленно прекратить эту братоубийственную войну», — умолял митрополит Онуфрий. «Такая война не имеет оправдания ни перед Богом, ни перед людьми».
Таким образом, путинская авантюра — не только военная, но и духовная. Подобно развороту Сталина в низшей точке Второй мировой войны, его опора на православную церковь в последнее десятилетие попахивает отчаянием. Едва ли это связано с личной приверженностью вере: будучи верующим с самого начала своего президентства, Путин в течение более чем десяти лет в значительной степени отвергал политические цели Церкви, такие как обязательные занятия по православию в государственных школах, до тех пор, пока ему не понадобились автократические символизм преобладал после его возвращения на пост президента в 2011-2012 годах. На протяжении всего своего правления он постоянно говорил и вел себя вразрез с нормативным поведением православных христиан, например, заявляя, что выбор веры не имеет значения, поскольку все религиозные категории являются человеческим изобретением, или когда неловко приветствовал Патриарха Кирилла жестами, зарезервированными для поклонения священной реликвии. или значок.
Воинственная риторика православных священнослужителей находит отклик у некоторых набожных россиян, но это узкая часть населения. В то время как общенациональный опрос 2019 года показал, что более 60 процентов россиян старше 25 лет считают себя православными, тех, кто внимательно относится к институциональной церковной жизни — например, посещая пасхальные богослужения, — всего несколько процентов. Тот же опрос показал резкое сокращение числа тех, кто идентифицирует себя как православных, среди возрастной группы 18-24 лет — всего 23 процента.
Это резко контрастирует с Украиной, где четверть населения посещает пасхальные службы и большинство 18-24-летних определяют себя как верующих.