Женщина тысячелетия против экстремистов: как погибла Индира Ганди?
«Бэнг, бэнг, бэнг», – три пули 38-го калибра из тяжелого револьвера Беанта Сингха поразили сердце не только Индиры Ганди, но и самой Индии. Спустя мгновение его товарищ Сатварт Сингх разрядил магазин пистолета-пулемета на 30 пуль в уже упавшего на землю премьер-министра. Несмотря на общую фамилию, они не были братьями. Сингх – обыкновенное второе имя для всех мужчин из религиозной общности сикхов.
Они мстили за операцию «Голубая звезда», которую лично санкционировала Ганди. Она вообще никогда не стеснялась силой устанавливать порядок на вверенной ей территории. Вот и сикхи, которые раз за разом устраивали террористические акты, мечтая об отделении от Индии, стояли на пути премьера в ее попытках сделать свою страну процветающей державой. В результате атаки на сикхский Золотой храм погибли более 500 человек, включая мирных паломников.
Индира Ганди скончалась от 33 выстрелов в упор от собственных охранников-сикхов 31 октября 1984 года – ровно 35 лет назад. «МИР 24» вспомнил, что предшествовало покушению и к чему привела смерть одного из самых уважаемых политиков в индийской истории.
Страна сикхов
Как и в любом серьезном эпизоде истории, искать корни произошедшего приходится за несколько веков до. Так и здесь, невозможно понять мотивацию сикхских боевиков, не узнав, откуда они вообще появились. Сикхизм как религиозное учение образовался в северной части современной Индии – Пенджабе – около 600 лет назад. Для простоты часто говорят, что это религия на стыке индуизма и ислама. Нельзя сказать, что их взгляды как-то кардинально отличались от южных или северных соседей, но, как и любая этноконфессиональная группа, в какой-то момент они захотели образовать собственное государство.
И это даже получилось, когда сикхи прибрали к своим рукам часть развалившейся Империи Великих Моголов в начале XVIII века. Дальше были полтора века независимости и, наконец, покорение Британской Империей, которая, как и в случае с многими другими народами Индостана, не стала разбираться в различиях захваченных народов. Сикхов отнесли к индийской колонии, в которой те и просуществовали до момента освобождения Индии в 1947 году.
Важно понимать, что исторически Индии в ее современном виде никогда не существовало. По своей сути это еще одна империя, собрание десятков различных народов, у которых зачастую даже различается язык и культура. Пакистанцам удалось выбить себе отдельное государство, хотя изначально они тоже рассматривались лишь как часть Индии. Другим народам повезло гораздо меньше.
В середине XX века у довольно крупной группы численностью в 10 млн человек был достаточно простой выбор: либо оставаться на территории мусульманского Пакистана, отношения с которым были напряженными еще за много лет до провозглашения индийской независимости, либо присоединяться к Индии, где им не гарантировали особых прав, но хотя бы обещали не убивать, как в стране западных соседей.
Оказавшись запертыми между двумя большими державами, сикхи при этом не растеряли стремление к независимости и образованию собственного государства. В 1947 году казалось, что вот-вот парад суверенитетов дойдет и до Пенджаба, где им дадут организовать свой Халистан – «страну чистых». Правда, этого им приходится ждать до сих пор.
Фото: ТАСС
Экстремисты против премьера
Индира Ганди – даже не дальняя родственница Махатмы Ганди. Зато она была дочкой первого премьера независимой Индии – Джавахарлала Неру. Она с самого начала своей политической карьеры считалась перспективным либералом, который в будущем сможет не только занять ключевые посты в государстве, но и объединить столь разобщенные культурные слои индийского общества. Ганди даже замуж вышла за исповедующего зороастризм перса, наплевав на все обычаи. Можно ли найти человека, который лучше бы подошел на роль объединяющего нации премьера?
После смерти Неру в 1964 году, Ганди предложили войти в кабмин в качестве главы министерства информации и радиовещания. Спустя два года умер и второй индийский премьер, а Индиру настойчиво попросили занять место ее популярного отца. Это произошло прямо во время мирных переговоров с Пакистаном, что еще раз подчеркнуло ее статус как политика, учитывающего интересы всех народов.
Однако возлагавшихся на нее надежд премьер явно не оправдала. Спустя пять лет мира, она развязала новую войну с Пакистаном, способствовала созданию независимого Бангладеш, затем и вовсе национализировала несколько секторов частного бизнеса, включая банки, и существенно увеличила собственные полномочия. Судя по всему, с одной стороны, она действовала с опорой на поддержку Москвы и агентов КГБ в Индии. С другой – прислушивалась к мнению бывшей метрополии Великобритании. Обеим странам нужна была экономически сильная страна на Индостане, а вот политические свободы граждан – и уж тем более национальных меньшинств – совсем не заботили ни СССР, ни Англию.
Исходя из постановления индийского Верховного суда, она выиграла выборы-1971 лишь благодаря существенным нарушениям избирательного законодательства. Ей приказали уйти в отставку. Однако мать народов не стала слушать какие-то там суды и просто объявила в стране чрезвычайное положение, благодаря которому смогла остаться на посту премьера еще на два года, пока наконец не проиграла на выборах-1977.
Большинству этноконфессиональных групп в Индии не нравилось происходящее со страной. Да, экономика росла, но какой ценой? За это ли боролись с британским колониализмом в течение долгих десятилетий представители всех народов, населяющих полуостров? Смириться с политикой Ганди, которая постепенно становилась новым диктатором, влиятельные нацменьшинства не могли. Обострилась ситуация в связи с ее избранием на новый срок в январе 1980 года. Тогда же было совершено первое покушение на премьера. Террорист метнул нож в Индиру, удар принял на себя охранник политика. На первый раз обошлось, но Ганди кое-что поняла: главной угрозой для ее власти остаются именно экстремисты из числа меньшинств.
В 1981 году религиозный лидер сикхов Джарнаил Сингх Биндравал заявил, что индийское правительство дискриминирует его общину, поэтому он в одностороннем порядке решил объявить о независимости Пенджаба. Столицу нового «государства» оборудовали вокруг Золотого храма в Амритсаре, где не только молились своим богам, но и оборудовали полноценное производство оружия для борьбы с индийским правительством. Сикхи начали планомерно осуществлять террористические акты по всей территории страны, за два года погибли сотни человек. Ганди объявила Золотой храм базой главных террористов в истории Индии и призвала к штурму здания – той самой операции «Голубая звезда», которую готовили несколько месяцев при участии британских военных советников.
Действительно, по официальным данным индийского правительства, жертв было около 500. Однако сами сикхи в те времена говорили практически о 10 тысячах истребленных людей, в том числе женщин и детей. В те дни на сикхских территориях звучала только одна мысль: нужно как можно быстрее отомстить.
31 октября Индира Ганди должна была под камеры давать интервью для ирландского телевидения. Она надела лучшее сари и отказалась взять бронежилет. По словам женщины, он ее полнил. В приемную, где и должна была происходить съемка, она прошла через открытый двор, где в этот момент должны были дежурить два охранника-индуса. Но почему-то там находились два охранника-сикха. Один из них в последний момент попросил поменяться сменами с коллегой, другой, сославшись на проблемы с желудком, пожелал дежурить у ближайшей к туалету точки – это как раз был двор.
Сразу после убийства сикхи положили оружие на землю и сказали: «Мы сделали то, что были должны». Ганди умерла спустя несколько часов в больнице. Одного из убийц застрелил прибывший на место охранник, второго приговорили к повешению.
Фото: ТАСС
После убийства
Успешное покушение на одного из самых популярных политиков в истории Индии произвело эффект разорвавшейся бомбы. Подогретые антисикхской пропагандой граждане начали беспорядочно громить кварталы нацменьшинств и убивать попадавшихся под руку сикхов. Только по официальным данным, заявленным правительством, в течение трех дней после убийства Ганди, в результате погромов погибли почти три тысячи человек. Детей заживо сжигали, женщин насиловали. Полиция не только покрывала, но и поощряла действия разгневанной толпы. За эти убийства осудили всего 20 человек.
Премьер-министром Индии стал сын Индиры Раджив Ганди. Он тоже начал свое правление со слов о необходимости мира между всеми национальностями, проживающими на территории страны. И тоже погиб в результате теракта, совершенного экстремистами из числа нацменьшинств. За ввод войск на Шри-Ланку его убила смертница из группировки «Тигры освобождения Тамил-Илама».
Сикхи после этих событий стали серьезной политической группой в Индии. С ними начали считаться, современные правители учитывают их интересы и даже перестали считать террористической группировкой. Несмотря на то, что 25 миллионов сикхов представляют лишь около 2% граждан страны, они занимают существенный процент всех офицеров в местной армии, а сикх Манмохан Сингх даже стал премьер-министром Индии в нулевых.
Спустя 15 лет после покушения, BBC назвала Ганди «женщиной тысячелетия». Она успела провести невероятные реформы в стране и стала достойным последователем своего отца. Во многом благодаря заложенному ей фундаменту сегодня Индия стремиться попасть в число передовых экономик мира. Вместе с тем, Индира показала себя властолюбивым политиком, который не терпит конкурентов и готов пойти на многое, чтобы сохранить свою власть. Когда политик пытается стать самодержцем в многонациональной стране, ему всегда предстоит либо договариваться с нетитульными нациями, либо вечно бороться с ними. Ганди считала, что ее влияния хватит, чтобы править, не обращая внимания на сикхов, тамилов, бенгальцев. Но это была неверная ставка и роковая ошибка «матери Индии».
СИКХИЗМ | это… Что такое СИКХИЗМ?
Сикхизм — одна из национальных религий Индии. Ее название происходит от санскритского слова «шишья» (ученик). По национальной принадлежности почти все сикхи — пенджабцы, они образуют довольно компактную этноконфессиональную общность. Сикхи сосредоточены в основном в штатах Пенджаб и Хариана, незначительная часть их живет в других штатах Индии. В современной Индии сикхи составляют 1,9% от общего числа населения (их больше, чем буддистов и джайнов, но меньше, чем индусов, мусульман и христиан).
Сикхизм сложился в Индии в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, индуистской и мусульманской. Основателем сикхизма был гуру Нанак (1469—1539). О его жизни сохранилось мало достоверных сведений, они тонут во множестве легенд. Известно, что он родился в семье мелкого торговца из касты кхатри. Ему была предсказана слава великого духовного вождя.
Около четверти века гуру Нанак бродил по стране, произнося проповеди и слагая гимны во славу бога. Главной темой его проповедей было равенство людей перед богом. По легенде его сопровождали мусульманин-музыкант и индус, записывавший гимны учителя.
Конец жизни гуру Нанак провел в Картапуре. Здесь и начала складываться сикхская община. Обязательными для ее членов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался также «стол гуру» — общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших. Он и сейчас не утратил своего первостепенного значения.
Тогда же были заложены основы религиозно-философской доктрины сикхов. Ее основные положения были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхакти и суфизму. С самого начала в нем утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства, связанные с осознанием общности судеб индусов и мусульман. Организация сикхской общины имела много общего с суфийскими орденами.
Со стороны индуизма на сикхских гуру наиболее заметное влияние оказали идеи бхактов Рамануджи (XI в.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.), Валлабхи (XV в.) и др. Именно они задавали тон в духовной атмосфере средневековой Индии, проповедуя глубокую преданность личному богу и непосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ богопознания и путь спасения, гарантирующий слияние индивидуальной души с богом.
Путь спасения в сикхизме — нам-марг, или сахадж-йога, предполагает 5 последовательных стадий духовного совершенствования. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянное размышление о боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение богу — это прежде всего служение людям, и потому во главу угла ставится активная жизнь и труд на благо людей.
Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников.
Центром религиозной жизни были молельные дома-гурдвары («Врата Гуру»). В них находилась главная святыня сикхов — священная книга «Ади Грантх». Гурдвары строились по мере роста общины в исторических для сикхов местах и были связаны, как правило, с именами и деятельностью сикхских гуру.
Всего их было 10 гуру. Во время правления второго гуру, Ангада (1539—1552), стали устраиваться бесплатные кухни — лангары, где могли беспрепятственно получать еду члены разных каст.
Третий гуру, Амар Дас (1552—1574), начал постепенно отходить от непритязательной простоты первых учителей. Он учредил сикхские праздники, ввел особый брачный ритуал «ананд» и стал более благосклонно, чем его предшественники, относиться к мирским благам.
Четвертый гуру, Рам Дас (1574—1581), установил наследственный характер власти гуру (до него каждый гуру сам назначал своего преемника). Изменилась при нем и структура общины: она была поделена на территориальные единицы—манджи, во главе которых назначались масанды. Рам Дас заложил также будущую столицу сикхов Амритсар.
Еще резче обозначился отход от первоначальных строгих принципов при пятом гуру, Арджуне (1581—1606). При нем община значительно увеличилась, распространившись в пределах всего Пенджаба, и упрочилась в структурном отношении, став мощной организацией. Но прославился гуру Арджун главным образом благодаря составлению священного сикхского канона «Ади Грантх».
Так постепенно сикхи превратились в сплоченную, влиятельную и сильную организацию. В XVII— XVIII вв. Пенджаб входил в состав империи Великих Моголов, и существование крупной сикхской общины на северо-западной границе не могло не беспокоить монархов. Противостояние было неизбежным. Результатом его явилось преобразование мирной религиозной общины в военную могущественную организацию и обретение сикхами того воинственного духа, который с той поры стал неизменно с ними ассоциироваться. Преобразование особенно активным было при шестом гуру, Харгобинде (1606—1645).
До десятого гуру, Гобинда Сингха (1675—1708), кардинальных изменений в сикхской общине не происходило. Гобинд Сингх произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру, уничтожил систему масандов и создал новое сообщество сикхов — хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые «пять «к » (длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род одежды).
Единственным гуру Гобинд Сингх провозгласил священную книгу «Ади Грантх». Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи считали вероотступником. Это положение послужило главной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, беди и др.).
В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780—1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи вели борьбу против махантов, которые пользовались покровительством англичан и по сути были проводниками их политики. Результатом борьбы явилось создание «Сингх сабхи» и других организаций, отстаивавших чистоту сикхской веры. С 1920 г. делами сикхской общины управляет Комитет по управлению гурдварами. Сикхи считают гурдвары «оплотом сикхизма» и источником силы сикхов.
В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии религия сикхов играет заметную роль.
Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
Сикхи — Группа по защите прав меньшинств
Профиль
Сикхи являются религиозным меньшинством в северо-западном штате Пенджаб, где они составляют большинство. Они также разбросаны по разным частям Индии и мира. Хотя значительное число эмигрировало, в Индии их насчитывается около 20,8 миллиона (по данным переписи 2011 г.), подавляющее большинство из которых сосредоточено в своем родном штате Пенджаб. Есть и другие значительные сикхские общины в Харьяне, Химачал-Прадеше, Уттаранчале и Дели. Значительные популяции сикхов можно найти в Северной Америке, Европе и Австралии. Религия сикхов восходит к концу пятнадцатого века и была основана Гуру Нанаком (1469 г.).-1539).
Исторический контекст
Религия сикхов восходит к концу пятнадцатого века и была основана Гуру Нанаком (1469-1539). Неудовлетворенный учениями индуизма, а также ислама, он сформулировал эгалитарную доктрину, которая превзошла их обоих и стала мощной силой перемен в последующие века. Важнейшим элементом этой новой религии было создание общины Хальсы, или Общества Чистых, в 1699 году, в период правления десятого Гуру, Гуру Гобинда (1675–1708). В соответствии со своими религиозными предписаниями они обязаны носить символы, называемые пятью К, взятыми из слов 9.0009 кеш (нестриженые волосы), кангха (гребень), кирпан (меч), кара (стальной браслет) и качча (бриджи). Мужчин-сикхов легче всего узнать по тюрбану. Создание этого сообщества ознаменовало изменение акцента, которое увело сикхизм от его традиционного мирного пути к более воинственной позиции, и, хотя не все сикхи приняли знаки крещения, бородатые и тюрбанные члены Хальса стали признаны хранителями сикхов. православие.
В течение следующих 150 лет сикхская Хальса оставалась вовлеченной в конфликт с афганскими захватчиками и мусульманскими правителями Лахора. В 1746 году город Амритсар был разграблен, Золотой храм осквернен, а сикхские войска убиты одним из таких губернаторов. Еще одна резня, на этот раз совершенная афганскими войсками, произошла в 1762 году. В последовавших за этим беспорядках и последующем вакууме власти появился Ранджит Сингх. После захвата Лахора в 1799 году он правил как махараджа Пенджаба до своей смерти в 1839 году. Некоторые сикхские государства сохраняли отдельное существование под британским правлением, но в других местах Пенджаба сикхская Хальса оставалась независимой. Межфракционная борьба дала британцам шанс вмешаться, и после двух англо-сикхских войн в середине девятнадцатого века британцы получили контроль над всем Пенджабом, а армия Хальсы была расформирована.
Сикхи играли ведущую роль в индийской армии во времена британской колонизации, а также использовали возможность, предоставляемую британским гражданством, для эмиграции в другие части тогдашней Британской империи. Избранные провинциальные правительства начали осуществлять больше полномочий в Индии в годы, предшествовавшие обретению независимости. По мере приближения независимости сикхи выдвинули предложения об изменении границ Пенджаба, чтобы исключить преимущественно индуистские и мусульманские районы на юго-востоке и западе, или, в качестве альтернативы, увеличить представительство сикхов в парламенте для защиты своих интересов. Эти предложения были в значительной степени проигнорированы, и преимущественно мусульманская профсоюзная партия сохранила контроль над провинцией. В течение 19В 40-е годы мусульмане все чаще требовали создания отдельного мусульманского государства после обретения независимости. Мусульмане призывали сикхов присоединиться к ним в новом государстве, но между ними было слишком мало культурных и религиозных связей, чтобы сделать это возможным. Опасаясь разделения своего числа между Индией и Пакистаном, лидеры сикхов в 1946 году безуспешно призывали к созданию своего собственного независимого государства Сихистан или Халистан. Ситуация быстро ухудшалась, происходили вспышки насилия и кровопролития в беспорядках между мусульманами, с одной стороны, и сикхами и индусами, с другой.
После обретения независимости и раздела большая западная часть Пенджаба была передана Пакистану, ныне мусульманскому государству. В последовавших насильственных беспорядках были убиты сотни тысяч пенджабцев, а миллионы бежали из одной части провинции в другую. Община сикхов была разделена пополам, и более 40 процентов были вынуждены покинуть Пакистан и уехать в Индию, бросив дома, земли и священные святыни. Большинство беженцев-сикхов поселились в индийской части Пенджаба, хотя многие переехали в Дели и другие соседние регионы.
В 1966 году был создан новый штат Пенджаб с преобладающим сикхским населением, но многие сложные вопросы остались нерешенными. Во-первых, столица Чандигарх также являлась столицей соседнего штата Харьяна. Затем водоснабжение из рек Пенджаба было разделено между ними, что сикхи сочли несправедливым. Как и в 1947 году, многие религиозные и языковые группы после разделения оказались по ту сторону границы: пенджабские индуисты составляли большинство городского населения Пенджаба, а значительное меньшинство сикхов оставалось в Харьяне. Большинство сикхов также не были политически едины. Акали Дал представляла по большей части фермеров-джат-сикхов, но партия Конгресса штата привлекла многих избирателей-сикхов помимо индуистов. Пенджаб теперь был объявлен одноязычным пенджабским государством с гарантиями для индуистского меньшинства.
Между 1966 и 1984 годами эти конфликты оставались неразрешенными, что приводило к растущему разочарованию среди сикхского сообщества. Отношения между политическими лидерами сикхов обострились, возникли споры между Пенджабом и соседними штатами, особенно Харьяной. Они усугублялись доминированием Индиры Ганди на политической сцене Индии и ее тенденцией к централизации власти, а не к предоставлению большей автономии многим регионам страны, включая Пенджаб. В тот же период в Пенджабе произошел заметный сельскохозяйственный и экономический бум, в первую очередь в результате внедрения технологии выращивания пшеницы в рамках зеленой революции. Несмотря на это экономическое процветание, многие сикхи считали вклад Пенджаба в национальную экономику недостаточно признанным. В то же время иммиграция индусов в Пенджаб повлияла на восприятие сикхов с точки зрения опасений стать численным меньшинством в своей провинции. Приток индусов также означал, что значительное число молодых сикхов из семей раджпутов остались без работы во все более мобильной и урбанизированной экономике в то время, когда набор в армию шел на спад.
Подъем экстремистского сикхского движения во главе с харизматическим проповедником Сант Джарнаилом Сингхом Бхиндранвале получил большую поддержку внутри сикхской общины и привел к призывам к созданию независимого государства Халистан для защиты прав и самобытности сикхов. Это движение приняло насильственный характер и в конечном итоге привело к скандальной операции «Синяя звезда» в июне 1984 года, в ходе которой индийская армия штурмовала Золотой храм, самую святую из сикхских святынь, чтобы избавиться от подозреваемых террористов, укрывшихся в помещениях. Действия армии вызвали большое негодование среди сикхов в целом из-за того, что это было воспринято как осквернение сикхских святынь и оскорбление всей общины со стороны индийского государства. Последним актом этой политической трагедии стало убийство Индиры Ганди 19 октября. 84 двумя ее телохранителями-сикхами, что привело к волне индуистского насилия против сикхской общины, в ряде случаев с молчаливого согласия полиции и предположительно при политической поддержке политиков из партии Конгресс по всей стране. Произошло массовое уничтожение собственности сикхов, по меньшей мере 2150 сикхов, в основном мужчин, были убиты в Дели и более 600 в других частях Индии. Армия вступила во владение через три дня, но убийства вызвали глубокую и длительную горечь и негодование среди сикхов не только в Индии, но и за рубежом.
После назначения Раджива Ганди премьер-министром Индии в 1984 году было подписано соглашение (Пенджабское соглашение) с лидером Акали Дал, по которому Чандигарх стал исключительной столицей штата Пенджаб, и вопрос Речная вода должна была быть решена комиссией. Было также решено ускорить контроль сикхов над своими религиозными делами, и были обещаны новые инвестиции в Пенджаб. Эти меры оказались недостаточными для многих сикхов, и вскоре после подписания соглашения лидер Акали Дал был убит. На последовавших за этим выборах Акали Дал пришел к власти под руководством умеренного лидера, но рост экстремизма в государстве продолжался. В конце концов правительство было отправлено в отставку, а государство передано под власть президента, а полиция и все чаще армия получили полную свободу действий в борьбе с растущим вооруженным сепаратистским движением. После длительного периода президентского правления, в течение которого были широко распространены нарушения прав человека, верховенство закона, похоже, было восстановлено, что нашло отражение в государственных выборах 1989 (хотя многие их бойкотировали). Правительство Конгресса, пришедшее к власти, попыталось восстановить нормальную жизнь в штате за счет сочетания крайних мер в отношении боевиков и восстановления веры людей в демократическую систему правления.
Однако до сих пор не устранены корни проблем, породивших вооруженное движение в штате. Требования о расследовании массовых убийств в Дели не были услышаны центральным правительством. Более того, пошатнулась вера сикхской общины в способность индийского государства защитить свою самобытность, культуру и религию. Экстремизм оставался проблемой, о чем свидетельствует убийство главного министра государства в 19 году.95, но количество людей, вовлеченных в сепаратистское движение за независимое государство Халистан, резко сократилось.
Хотя движение Халистана потеряло силу во второй половине 1990-х и начале 2000-х годов, общенациональные антисикхские беспорядки в 1984 году оставили много вражды между двумя общинами — индуистами и сикхами — и оставили глубокий чувство несправедливости на их пути. С 1984 года были созданы различные комиссии для расследования беспорядков правительством, но не было предпринято никаких шагов для наказания виновных в насилии или даже для судебного преследования против них. Комиссия Марва создана 19 ноября.84 под председательством Веда Марва, дополнительного комиссара полиции Дели, расследовал конкретную роль полиции во время беспорядков. Однако отчет Комиссии остался безрезультатным после того, как правительство распорядилось передать дела и документы новой Комиссии, созданной в мае 1985 года под руководством судьи Ранганата Мисры, действующего судьи Верховного суда Индии. В конце 1980-х и 1990-х годах правительство создало несколько комиссий без какого-либо существенного продвижения вперед или каких-либо конкретных шагов по восстановлению справедливости.
Политический тупик продолжался и в 2000-х годах, препятствуя принятию каких-либо мер против виновных в беспорядках. Несмотря на неоднократные рекомендации нескольких официальных комитетов, созданных за последние три десятилетия, правительство не предприняло никаких шагов для судебного преследования политических лидеров, непосредственно причастных к подстрекательству толпы к насилию или за их роль в беспорядках. Точно так же со стороны правительства было полное молчание, когда дело дошло до принятия мер против полицейских, обвиненных в их роли и соучастии во время беспорядков. Неоднократные случаи бездействия правительства до сих пор вызывают у многих сикхов чувство несправедливости.
Текущие проблемы
Проблемы, связанные с признанием, влияют на сикхское население Индии: в частности, Конституция Индии объединяет сикхов, наряду с буддистами и джайнами, с индуизмом, и поэтому они не признаны юридически отдельными религиями. Наряду с христианами и мусульманами сикхи также становились объектом межобщинного насилия, хотя и реже. Относительно мало сикхов представлено в высших эшелонах правительства и на государственной службе.
В 2015 году в Пенджабе вспыхнули протесты после обнаружения оскверненных экземпляров Гуру Грант Сахиб, священной книги сикхизма, когда сикхские демонстранты блокировали дороги после того, как двое протестующих были убиты, а другие ранены полицией.
Еще более позитивным и редким проявлением позитивного трансграничного диалога является то, что в ноябре 2019 года сотни индийских сикхов смогли воспользоваться недавно созданным коридором в Пакистан, чтобы совершить паломничество к святыне основателя сикхизма Гуру Нанака. Святыня находится в Картарпуре, небольшом городке, расположенном всего в 4 км от пакистанской стороны границы, где, как считается, умер Гуру Нанак. Переговоры между Индией и Пакистаном привели к созданию безвизового коридора непосредственно к святыне, что позволяет совершать путешествие до 5000 паломников в день.
Как сикхи стали новой мишенью правого крыла Индии и проголосовали против БДП
НЬЮ-ДЕЛИ — Результаты выборов в Индии свидетельствуют о сокрушительном поражении партии Бхаратия Джаната премьер-министра Нарендры Моди в северном сельскохозяйственном штате Пенджаб, сердце сикхизма . Хотя Пенджаб никогда не был оплотом БДП, это худший результат для партии в штате за последние два десятилетия.
Партия индуистов провела активную кампанию в штате, надеясь склонить сикхов к БДП, а также поляризовать индусов. Но в итоге БДП получила только два места из 117 в законодательном собрании штата. Партия Аам Аадми, которая до сих пор управляла Дели, столицей Индии, на местном уровне, выиграла 92 места в Пенджабе. Победа может превратить молодую партию в национальную партию, которая конкурирует с исторической партией Конгресса Индии в качестве главной оппозиции БДП. Около 21 миллиона индийцев исповедуют сикхизм — менее 2 процентов населения страны, но 58 процентов жителей Пенджаба.
Неприятие пенджабскими сикхами БДП связано с растущим мнением об антисикхизме в партии Моди, несмотря на то, что Моди совершил три политических митинга в Пенджабе в поддержку БДП в преддверии выборов в феврале, а партийные лидеры пытались бросить Сикхи близки к индусам и противостоят мусульманам.
В январе кавалькаде Моди не позволили провести политический митинг в Пенджабе. Несколько профсоюзов фермеров протестовали против его визита в штат, заблокировав дороги, так что машине Моди пришлось повернуть обратно в Дели. Десятки тысяч фермеров, многие из которых были сикхами из Пенджаба, протестовали в лагерях недалеко от Дели в 2020–2021 годах против трех законов о фермерских хозяйствах, принятых парламентом Индии в 2020 году. Протестующие выступали за поддержку минимальных цен на урожай, чтобы корпорации не могли контролировать цены. Многие фермеры в Индии получают низкие доходы от мелкомасштабного сельского хозяйства, борясь с высоким уровнем самоубийств и огромными долгами.
Вынужденная отмена митинга Моди стала поводом для беспокойства сикхской общины Индии. Чиновники БДП заявили о нарушении безопасности и угрозе жизни премьер-министра. Уезжая, Моди, как сообщается, сказал чиновникам аэропорта: «Спасибо вашему главному министру, я смог сбежать живым».
За заявлением о нарушении безопасности и угрозе жизни Моди в Пенджабе, штате, где проживает большинство сикхов, последовал поток ненавистнических высказываний в адрес сикхов в Индии. Угрозы «повторения 1984» широко распространялись в сети, некоторые из них исходили даже от лидеров БДП.
Широко распространен твит: «В 1984 году упало дерево, и земля содрогнулась. Он (Моди) — гора Эверест. Будет полное опустошение». Твит был производным от речи бывшего премьер-министра партии Конгресса Раджива Ганди, которого помнят как оправдание антисикхского «погрома» — организованных убийств, — которые произошли после того, как его мать, Индира Ганди, была убита ее сикхскими телохранителями. в 1984. В то время как индийское правительство зафиксировало менее 4000 смертей, независимые оценки насчитали до 17 000 сикхов, убитых в ходе беспорядков по всей стране.
Онлайн-призывы к новому геноциду сикхов вызвали резкую реакцию Джани Харприта Сингха, главы Акал Тахт, высшего духовного центра сикхизма, который попросил правительство БДП принять меры против «терроризма ненависти».
В беседе с ReligionUnplugged.com Харджиндер Сингх Дхами — президент Комитета Широмани Гурдвара Прабандхак, высшего выборного органа сикхов, — сказал: «Призывы к геноциду и угрозы повторения 1984 Резня сикхов была попыткой убить чувства сикхов, что неприемлемо».
Однако это был не первый раз, когда антисикхские высказывания ненависти были свидетелями в Индии, а скорее последний из серии подобных нападок на сикхов.
Роль протеста фермеров26 января 2021 года тысячи фермеров, которые в течение нескольких месяцев протестовали против законов правительства БДП о сельском хозяйстве в ходе сидячих демонстраций, прошли маршем в Дели. Это был День Республики, ежегодный праздник, посвященный Конституции Индии, во время которого в Дели проходит общегородской парад. Протестующие фермеры вошли в исторический Красный форт — символ независимой Индии — поднялись на башню форта и водрузили религиозный флаг сикхов, называемый Нишан Сахиб, ставший символом протеста фермеров.
ПРОЧИТАЙТЕ: Индийские фермеры штурмовали столичный форт, чтобы поднять сикхский флаг
Хотя многие фермеры также несли индийский трехцветный флаг, изображения сикхского флага, развевающегося над Красным фортом, подпитывали антисикхские настроения. -крыло и социальные сети: что индийцы-сикхи были «предателями», «экстремистами» и «антинационалистами».
Моди назвал людей, участвующих в мирных протестах, «паразитами», в то время как сын министра БДП, как сообщается, напал на фермеров в результате инцидента с бегством.
В то время лидер фермеров Балбир Сингх Раджевал утверждал, что правительство целенаправленно пытается разжечь напряженность между индуистами и сикхами. В последующие дни в социальных сетях появилось множество сообщений с призывами к индийцам повторить резню сикхов 1984 года. Сообщается, что группа правых протестовала и скандировала лозунг «Халистан мурдабад!» — что означает «смерть Халистану!» — возле сикхского храма в Дели.
Халистан — это название желаемого суверенного государства в Северной Индии и Пакистане, за которое выступают некоторые сикхские сепаратисты. Халистанское движение достигло своего пика в 19 в.80-х годов и привели к вооруженному мятежу в Пенджабе и индийской военной операции под руководством бывшего премьер-министра Индиры Ганди, в ходе которой были начаты нападения на самую святую сикхскую святыню и несколько других «гурдваров» — мест отправления культа сикхов — в Пенджабе с целью захвата сикхских боевиков. В то время как правительство Индии зафиксировало 554 жертвы среди боевиков и гражданских лиц, по независимым оценкам, число погибших намного выше: до 20 000 человек, включая столкновения с сельскими жителями и солдатами. Мировое сикхское сообщество резко осудило военные действия в сикхских храмах, расценив действия как нападение на саму религию и гражданских паломников.
Именно эта история беспокоит сикхов, когда они слышат, как индуистские националистические группы называют их «халистанцами».
«Община сикхов недовольна БДП не только из-за того, как она решает проблему сельскохозяйственных законов, но и из-за постоянной демонизации сикхов», — Балджиндер Маан Сингх, лидер фермеров, связанных с Союзом Бхаратия Кисан, сказал ReligionUnplugged.com . «Этот гнев (был) виден на выборах».
Сикхизм, индуизм и RSSВ течение долгого времени Раштрия Сваямсевак Сангх — известная индуистская националистическая организация, которой приписывают успешный рост БДП, — рассматривала сикхизм как продолжение индуизма. Сикхизм был основан Гуру Нанаком в 15 веке в Пенджабе и разделяет теории кармы и реинкарнации с индуизмом, но является монотеистическим. Основатели сикхизма пытались отменить некоторые индуистские обычаи, такие как кастовая система, и подчеркивали равенство всех людей и общественные работы.
Недавно лидеры БДП попытались изобразить сикхов близкими индуистам и противостоящими мусульманам.
«Идеология хиндутвы (индуистского национализма) считает сикхизм сектой индуизма, а христианство и ислам — иностранными религиями», — сказал ReligionUnplugged.com Манджит Сингх, бывший профессор социологии Пенджабского университета. «Однако сикхи этого не приемлют, и поэтому все религиозные меньшинства в какой-то момент оказываются в противоречии с правыми».
Не так давно Джани Харприт Сингх даже призвал запретить RSS после того, как его глава Мохан Бхагват сказал: «Бхарат (Индия) — это Индостан, индуистская Раштра (нация)», добавив, что «все бхараты — индуисты».
В то время как БДП регулярно упоминает операцию «Голубая звезда» — военные нападения на сикхские храмы, в результате которых погибли мирные жители — как пятно против Индийского национального конгресса, БДП поддерживает Л.К. Адвани и Атал Бихари Ваджпаи участвовали в сидячей акции протеста, требуя ввода вооруженных сил в Золотой храм, самое святое место сикхизма.