Спускаемый аппарат гагарина: Мягкая посадка: от Гагарина до «Гагарина»

Мягкая посадка: от Гагарина до «Гагарина»

Фото: Роскосмос

В этом году исполнилось ровно 60 лет как Юрий Гагарин побывал в космосе. Накануне юбилейной даты «Гагарин» снова отправился на орбиту – имя первого космонавта получил транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-18», стартовавший с космодрома Байконур 9 апреля 2021 года. Эта экспедиция была рассчитана на 191 сутки, и 17 октября «Гагарин» успешно вернулся на Землю с первой космической съемочной бригадой на борту. Кинокоманда, в которую вошли актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, провела на МКС почти неделю. Как и в апреле 1961 года, мягкую посадку «Гагарину» обеспечила парашютная система производства НИИ парашютостроения.

Как устроены «космические» парашюты и как проходит спуск с МКС на Землю ‒ читайте в нашем материале.

Космические парашюты: 60 лет в штатном режиме

НИИ парашютостроения – это единственный в России разработчик и производитель космических парашютных систем.

Все спускаемые аппараты и корабли в истории отечественной космонавтики были оснащены парашютами института. Началось все в 1961 году, когда на орбиту отправился «Восток» с первым космонавтом Земли. Спускаемый аппарат «Востока» весил порядка 2,5 тонны, и для него была создана парашютная система, которая состояла из нескольких парашютов: вытяжного, тормозного и основного. Вытяжной необходим для ввода купола основного парашюта, тормозной снижает скорость до значений, когда свою работу может начать основной купол площадью более 500 кв. метров. Кстати, в отличие от распространенного мнения, Юрий Гагарин приземлился не в кабине спускаемого аппарата, как современные космонавты. На самом деле он катапультировался и спустился на Землю на парашюте. «Восток» был оснащен катапультируемым креслом, в котором космонавт сидел прямо в скафандре. Тогда это было не только средством аварийного спасения, но и методом посадки. Катапультируемое кресло приземлялось с помощью основного парашюта площадью 83,5 кв.
метра. В случае отказа вводился запасной – с куполом в 56 кв. метров.

В конце 1960-х в космос полетел корабль нового поколения – «Союз». Основная парашютная система также состояла из трех парашютов, при этом купол основного увеличился до 1000 кв. метров.


Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» на месте приземления. Фото: Российский государственный архив научно-технической документации

В 2002 году впервые с космодрома стартовал корабль «Союз ТМА» (транспортный, модифицированный, антропометрический). Новый «Союз» был усовершенствован, изменения коснулись и его парашютной системы. В частности, добавился тормозной парашют площадью 16 кв. метров в составе запасной парашютной системы. При этом парашюты изготавливались из облегченного высокопрочного материала, который относится к арамидным волокнам. Такой материал выдерживает даже нагрев при 300 °С в течение 100 часов.

Эволюция «Союзов» продолжилась, и в 2016 году состоялся первый полет «Союза МС». Практически каждая система корабля была модернизирована, включая парашютную. Новые «Союзы» также оснащены многокаскадной парашютной системой: сначала выводится вытяжной, затем тормозной, а после основной парашют. Имеется и запасной парашют площадью 590 кв. метров.

Космические парашюты НИИ парашютостроения возвращают на Землю корабли уже на протяжении 60 лет. Последнее наглядное подтверждение – посадка спускаемого аппарата корабля «Союз МС-18 – Ю. А. Гагарин», которая состоялась 17 октября 2021 года. Посадочная парашютная система производства НИИ парашютостроения успешно приземлила спускаемый аппарат с самым необычным экипажем. На Землю вернулись космонавт Олег Новицкий и первая космическая кинокоманда – режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд.

Первое настоящее космическое путешествие в кино

Съемочная группа отправилась на МКС 5 октября с космонавтом Антоном Шкаплеровым. Кинокоманда в составе Юлии Пересильд и Клима Шипенко стала первой в мире, кто снимал на орбите художественный фильм. Драма под рабочим названием «Вызов» рассказывает историю о враче, которая отправляется на МКС, где нужна медицинская помощь одному из космонавтов. Кстати, роль больного сыграл настоящий космонавт Олег Новицкий.

В планах кинокоманды было отснять 30 минут в космосе. Первые кадры снимались еще на подлете к МКС. Но все же, не обошлось без сложностей, причем возникли они не у новоиспеченного экипажа, а со стороны техники. Актриса и режиссер достаточно быстро адаптировались к невесомости – примерно за два дня. Позже начались проблемы с аппаратурой – кинокамера не всегда слушалась. Удалось ли отснять все запланированные минуты в космосе – пока неизвестно. Зато киноэкипаж успел поучаствовать в нескольких телеэфирах с Землей.


Фото: Роскосмос

Клим Шипенко и Юлия Пересильд вернулись на Землю вместе с Олегом Новицким, который пробыл на станции уже полгода. Таким образом, это был первый случай в истории многоместных отечественных полетов, когда командир, имея на борту двух «пассажиров», вынужден пилотировать космический корабль в одиночку. Обычно ему помогает бортинженер или космонавт-исследователь.

«Спуск – это яркое впечатление»

Корабль «Союз МС-18» отделился от российского сегмента станции 17 октября 2021 года в 04:14 по московскому времени. После расстыковки корабля со станцией нужно произвести переориентацию – поскольку у МКС своя ориентация, корабль должен построить свою – на торможение, чтобы в плотные слои атмосферы войти в заданной точке. Двигательная установка «Союза МС-18» в штатном режиме включилась на торможение в 06:41, после чего корабль начал сход с орбиты. Вскоре после этого он разделился на три отсека – друг за другом отстыковываются бытовой и приборно-агрегатный отсеки. Все это происходит автоматически, но командир все четко контролирует. В случае если автоматика даст сбой, он должен произвести все в ручном режиме.

Дальше спускаемый аппарат входит в плотные слои атмосферы, гася скорость значений, которые позволяют ввести в действие тормозной парашют.  Спуск до Земли осуществляется на основном парашюте. У «Союза СМ-18», как и у всей линейки модернизированных в 2016 году кораблей, парашютная система многокаскадная. Площадь основного купола составляет 1000 кв. м. Сначала выводится вытяжной парашют, стабилизирующий корабль, затем тормозной, снижающий его скорость, и после – основной. В случае выхода из строя основного, срабатывает запасной парашют площадью 590 кв. м.


Фото: Роскосмос

В 07:35 по московскому времени, спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Ю.А. Гагарин» (Союз МС-18), совершил посадку в расчетной точке на территории Казахстана. Таким образом, от расстыковки до посадки проходит несколько часов. Как же проводит это время экипаж из трех человек в спускаемом аппарате? Во-первых, испытывает перегрузки около 4g – сила тяжести просто вдавливает в кресла. Через несколько витков вокруг Земли все предметы, которые до этого парили в невесомости, начинают «оседать», а за иллюминаторами виднеется бушующее пламя плазмы. «Из иллюминатора видишь, как она горит, а потом верхние стекла иллюминаторов отстреливаются… Это большое впечатление, очень интересно», – успела поделиться Юлия.

По словам актрисы, возвращение на Землю прошло «прекрасно». «Все было более чем штатно», – отметила она. Наиболее яркой частью приземления Пересильд назвала момент, когда у спускаемого аппарата открывается парашют. «Спуск – это яркое, скажем так, впечатление. В тот момент, когда открывается парашют, там внутри капсулу так раскручивает! Плюс все эти перегрузки, другой вопрос, что мы испытывали на себе эти перегрузки, но это все-таки немножко другое», – рассказала Юлия.


Фото: Роскосмос

Клим Шипенко также сообщил журналистам, что приземление было мягким и он чувствует себя отлично. «Мы как на американских горках получали удовольствие, мне кажется. Плазма, все горело… Нам было весело и задорно на самом деле. Когда парашют выстрелил, начало немножко трясти, но, опять же, чувствовали себя как на хорошем аттракционе», – сказал Шипенко в ходе трансляции «Роскосмоса».

Подробнее о своем космическом путешествии участники «киноэкипажа» расскажут на первой пресс-конференции, которая запланирована на 19 октября.

Аппарат, на котором спустился на землю Юрий Гагарин, показывают в Мультимедиа арт музее

Даже не верится, что в этом устройстве из космоса на Землю спустился человек / Е. Разумный / Ведомости

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток», на котором, как гласит представленный публике сертификат, «12 апреля 1961 года был совершен космический полет первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным», доставлен в «Мультимедиа арт музей». Обычно эта реликвия хранится, как написано в том же сертификате, скрепленном несколькими подписями, в «демонстрационном зале Музея НПО «Энергия», а теперь вот выставлена на обозрение в одном из самых популярных московских мест.

На обывательский взгляд, аппарат этот устрашающе мал для того, чтобы спустить человека из космоса на Землю. Когда смотришь на этот и другие подобные механизмы, особенно хорошо чувствуешь, насколько все космонавты – герои. За аппаратом помещена увеличенная почти во всю стену и известная всему миру фотография Гагарина, докладывающего руководителям государства о выполнении поставленной ему задачи. Рядом также хорошо известные фотографии Валерия Генде-Роте о том, с какой искренней радостью люди встречали Гагарина.

Выставка «Русский космос» в «Мультимедиа арт музее» посвящена 55-й годовщине полета Гагарина, и аппарат, на котором он приземлился, – главный ее экспонат. В Музее космонавтики или в Политехническом он бы не выглядел так эффектно, как здесь. Среди разного рода произведений пытливого ума и художнических фантазий этот круглый обгоревший металлический шар смотрится символически – не как вестник новой эры, а как завершение исканий, воплощение мечты. Поскольку тема выставки – путь утопической идеи, пришедшей к мечтателю Константину Циолковскому, вдохновленному учением философа Николая Федорова о преодолении смерти и выхода из «крепостной зависимости от Земли», к ее воплощению – полету человека в космос. И дальнейшему пониманию, что этот полет никак не преобразил человечество.

Второй запуск

Выставку «Русский космос» Ольга Свиблова впервые сделала в туринском музее Кастелло ди Риволи пять лет назад, она прошла с успехом. Проект удалось повторить в Москве только сейчас, он претерпел некоторые изменения, но основная идея осталась.

Идею выставки последовательно представляют самые разные экспонаты – рукописи и рисунки Циолковского, его слуховая труба и жестяные макеты ракет, графика художников русского авангарда с супрематическими композициями, похожими на модели зависших в космосе орбитальных станций, макет в масштабе 1 к 50 реальной международной космической станции. И как соединение фантазии искусства и практических достижений – псевдонаучная документация в альбоме графики «Центра космической энергии», сочиненного Ильей и Эмилией Кабаковыми.

Большая часть экспозиции отдана работам современных художников, достаточно новым, хотя и виденным. В них можно найти самое разное отношение к теме – ерническое, как в акварелях Павла Пепперштейна на тему «Христос в космосе» (на всякий случай – никакого святотатства и оскорбления чувств), или ностальгическое, как в детском воспоминании «Карандаш Гагарина» Александра Джикии. Мечта о космосе может быть представлена смешно – «Спутник» группы АВС («Арт бизнес консалтинг») собран из старых клавиатур и парит на фоне космического пейзажа, составленного из засвеченных на ксероксе листов А4. А может быть трактована жестко – веселые контуры ракет и спутников Сергей Шутов очертил колючей проволокой. А есть просто красивые пейзажи Константина Батынкова и Алены Кирцовой. Интересно, что некоторые научно-практические документы вроде проектов интерьеров космических станций, сделанных легендарной Галиной Балашовой, или технические фотографии астрономов кажутся художническими фантазиями.

Выставка «Русский космос» отлично задумана Ольгой Свибловой, но воплощена не безукоризненно, ее легко упрекнуть в эклектичности и неряшливом построении экспозиции. Но это простительно, потому что выход за рамки привычной трактовки освоения космоса как нашей победы – не над земным рабством, а над политическим соперником – насущно необходим. Гордиться случившимся полвека назад больше невозможно, нужны новые свершения и большие цели. И надо понимать, из каких высоких помыслов они рождаются.

До 11 сентября

Новости СМИ2

Хотите скрыть рекламу?  Оформите подписку  и читайте, не отвлекаясь

Посадка космического корабля «Восток»





 

Восток успешно приземлился

На обратном пути все выглядело хорошо до завершения 40-секундного включения тормозного двигателя, успешно инициированного в 10:25 мск. Космический корабль начал вращаться вокруг своей оси с очень большой скоростью. На протяжении десятилетий сам факт, не говоря уже о причине всего инцидента с отделением капсулы и ее приборного модуля, оставался неизвестным для широкой публики. Даже спустя полвека популярные описания аварии крайне неточны.

Предыдущая глава: Восток вращается вокруг Земли

Ухабистая дорога домой

Все выглядело хорошо до завершения 40-секундного включения тормозного двигателя, успешно начатого в 10:25 по московскому времени. В послеполетном отчете Гагарин написал:

.

«Как только ТДУ (тормозной двигатель) отключился, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своей оси с очень большой скоростью. Земля проходила во взоре (окне) сверху вниз и справа налево Скорость вращения была около 30 градусов в секунду, не меньше.. Все вертелось. То я вижу Африку — это случилось над Африкой — то горизонт, то небо. Я едва успел оттениться от солнце, чтобы свет не слепил мне глаза. Я протянул ноги к (нижнему) окну, но не закрыл жалюзи. Я хотел сам узнать, что происходит». (230)

Гагарин ожидал отделения спускаемого аппарата от приборного отсека через 10-12 секунд после спуска с орбиты, однако этого не произошло. Тем временем космический корабль продолжал бешено кувыркаться, приближаясь к более плотным слоям атмосферы. Несмотря на эту ситуацию, Гагарин написал, что, по его мнению, все готово для безопасной посадки:

.

«По телефону сообщил, что разделения не произошло. Решил, что ситуация не чрезвычайная, кодовой системой передал ВН4, что означает «Все Нормально» (Все в порядке).» (230)

По словам Гагарина, окончательное разделение произошло в 10:35, когда корабль находился над Средиземным морем.

Сбой при торможении

На протяжении десятилетий сам факт, не говоря уже о причине всего инцидента с отделением капсулы и ее приборного модуля, оставался неизвестным широкой публике. Даже после публикации доклада Гагарина по крайней мере один участник событий отрицал какие-либо проблемы при входе в атмосферу и пытался объяснить ситуацию замешательством Гагарина относительно реального времени отделения. Однако благодаря усилиям Новости Космонавтики и, особенно, его неутомимого исследователя Игоря Лисова, (232) в 2000-е годы наконец была нарисована правдоподобная картина события.

Как выяснилось, единственный клапан в тормозном двигателе не смог полностью закрыться в начале работы двигателя, из-за чего часть топлива вытекла и не попала в камеру сгорания. В результате у двигателя «кончился бензин» и он отключился примерно на секунду раньше запланированного срока. Прерванный маневр замедлил космический корабль на 132 метра в секунду вместо запрограммированных 136 метров в секунду. Хотя этого было достаточно, чтобы оттолкнуть космический корабль от его орбиты к входу в атмосферу, этого, по-видимому, было недостаточно для того, чтобы «пунктуальная» система управления полетом выдала номинальную команду на отключение двигателя.

В отсутствие надлежащей команды отключения топливопроводы двигателя оставались открытыми после того, как он выработал топливо и заглох. В результате газ наддува и оставшийся окислитель продолжали выходить через главное сопло и рулевые двигатели, вызывая бешеное вращение космического корабля.

Хотя позже двигатель был отключен таймером, отсутствие развиваемой тяги также заставило систему управления полетом стереть первичную последовательность разделения боеголовки и приборного модуля. К счастью, примерно через 10 минут (около 10:36 мск) разделение все-таки произошло, предположительно, в результате экстренной команды. Точный механизм, сгенерировавший эту резервную команду, обсуждался еще в 2010 году. Преобладающая теория заключалась в том, что датчики температуры, реагирующие на тепло при входе в атмосферу, вызвали разделение. (870) Однако оценки, сделанные Игорем Лиссовым, показали, что к 10:36 космический корабль мог снизиться только до высоты 150-160 километров, что, вероятно, все еще слишком высоко, чтобы датчики температуры могли вызвать разделение. (464) Таким образом, по состоянию на 2010 год этот аспект полета все еще оставался под вопросом.

Вход и посадка

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток-3КА №3», доставившего в космос Юрия Гагарина. Слева виден люк капсулы, справа демо-версия катапультного кресла. В нижней части основного люка хорошо видна направляющая, используемая катапультным креслом. Шкафчик для хранения можно увидеть выше. На «Востоке» было достаточно провизии для 10-дневной миссии.


Когда корабль погрузился в атмосферу, Гагарин увидел, как за его окнами появилось яркое малиновое свечение. Это сопровождалось потрескиванием слоев теплозащиты, сгорающих в жару входа в атмосферу.

Гагарин подсчитал, что на пике их перегрузки превышали 10:

«Был момент, секунд 2-3, когда данные на контрольных приборах стали расплываться. В глазах начало сереть. Я собрался и собрался. Помогло, все как бы вернулось на свои места.» (230)

Потенциально гораздо более тревожным и неожиданным, чем перегрузки, был запах гари в салоне. К счастью, оно было очень слабым и недолгим, по воспоминаниям Гагарина после полета.

Когда перегрузка уменьшилась и капсула продолжила безопасное снижение, Гагарин приготовился катапультироваться из своего корабля. На высоте семи километров главный люк капсулы был сброшен, а через несколько секунд пилот катапультировался. Было 10:42 по московскому времени. Затем катапультное кресло Гагарина мягко оторвалось, и он остался падать на землю. Основной парашют системы ПС-6415-59 раскрылся успешно, однако запасной парашют также раскрылся позже и с некоторой задержкой раскрылся. В результате Гагарин спускался под двумя парашютами. Во время спуска с парашютом, который длился от шести до десяти минут, Гагарин с трудом открывал клапан для дыхания атмосферным воздухом. Устройство застряло под его внешним оранжевым слоем, и ему пришлось использовать зеркало, чтобы открыть клапан.

По словам Гагарина, он мягко ударился о мягкую поверхность свежевспаханной земли в чистом поле недалеко от города Энгельса. Позже его посадку определили недалеко от села Смеловка Терновского района под Саратовом. Многие источники говорят, что Гагарин приземлился в 10:55 по московскому времени (228), но, согласно послеполетному отчету от 29 мая 1961 года, опубликованному в 2011 году, спускаемый аппарат приземлился в 10:48, а пилот в 10:53 по московскому времени. Время. Их разделяло 1,5 км. (463)

17 июля 2012 года Правительство РФ объявило памятник в трех километрах юго-восточнее станции Новая Терновка в Саратовской области, Энгельсский район, объектом культурного наследия федерального значения.

Операции по восстановлению после приземления

Анихаят (Анна) Тахтарова, жена местного лесника, и ее пятилетняя внучка Румия (Рита) Нурсканова, сажавшие картошку неподалеку на колхозном поле села Подгорное, примерно в 35 километрах от Саратова, Сначала они испугались, когда увидели мужчину в ярко-оранжевом костюме и шлеме, идущего к ним через поле. Однако они преодолели свои сомнения и ответили на его приветствия. Тахтарова помогла Гагарину открыть тугой замок шлема и предложила ему молока из бидона, который был с ней на обед. К ним присоединились и другие сельскохозяйственные рабочие.

По словам командира зенитной части № 40218, которая дислоцировалась на возвышенности в восточной части села Подгорное, майора Ахмеда Гасиева, он услышал громкий хлопок, а его подчиненный Сопельцев сообщил ему, что видел летательный аппарат в воздухе.

По словам рядового Анатолия Пекарского, его подразделение было приведено в состояние повышенной боевой готовности перед приземлением и незадолго до приземления офицеры предупредили солдат о готовящейся посадке космического корабля (а не о возможной цели противника). Затем солдаты услышали звуковой удар и бросились смотреть высадку. Они увидели капсулу, катапультное кресло и, наконец, космонавта, спускающегося на землю под парашютами на поле под Подгорным и примерно в двух километрах от блока.

Майор Гасиев направил две имеющиеся машины к местам посадки капсулы и катапультного кресла, однако, когда наконец засекли космонавта, им пришлось отправить трак ТМЗ, используемый для загрузки ракет в их пусковые установки.

Заместитель командира отряда Константин Копейкин немедленно вылетел к месту предполагаемой посадки космического корабля на гусеничном ходу, а Гасиев направился к спускающемуся Гагарину на колесном ходу. Гасиев подтвердил, что видел, как Гагарин коснулся земли в 10:55, и заявил, что догнал его всего через четыре минуты. Однако Пекарский, который также был свидетелем приземления, сказал, что он взглянул на свои очень точные спортивные часы, которые мама подарила ему на выпускной, и запомнил время приземления как 10:52, или всего одну минуту по сравнению с одновременный отчет, выпущенный ОКБ-1. (952)

Гагарин попытался сделать официальный доклад Гасиеву, сказав: «Старший лейтенант Гагарин. Приземлился успешно. Синяков и травм нет». Затем Гасиев прервал его крепким объятием. Гагарин попросил ближайший телефон, и Гасиев предложил подвезти его к себе в часть, откуда можно было позвонить. По словам Гасиева, Гагарин провел в части около 40 минут, где позвонили в военный штаб дивизии, и Гагарин доложил генералу Вовку, что находится в хорошей форме. Затем он снял свой оранжевый комбинезон и попросил Гасиева сохранить его вместе с часами, пистолетом и носовым платком. На место слетелся практически весь личный состав части, а также их родственники, которые уже слышали новость.

Там Пекарский сделал бесценные фотографии сцен после приземления на свой фотоаппарат «Зенит-С», который он контрабандой пронес в часть. Пекарски вспомнил, что сделал первые фотографии примерно через 12 минут после приземления.

Затем Гасиев попросил разрешения сфотографироваться, и Гагарин с удовольствием позировал с ним и с его шестилетним сыном Сашей, но не удосужился расчесать спутанные волосы, сняв каску. Лейтенант Буряк фотографировал.

Затем

Гагарин попросил отвезти его обратно к местонахождению его парашюта и катапультного кресла. Место охраняли лейтенант Калмыков и сержант Ершов. Как только они вышли на главную дорогу, то услышали вертолет и стали махать пилоту.

Как выяснилось, штатное место посадки Гагарина находилось в 300 км северо-восточнее, в районе райцентра Пестравка, в 89 км от Куйбышева (Самары). (468) Штаб поисково-спасательного отряда под руководством командующего Приволжским военным округом ВВС СССР К. Т. Цедрика располагался на аэродроме Кряж в 79 километрах от Пестравки.

Утром 12 апреля над местом предполагаемой посадки появились поисковые вертолеты и самолет с медиками, прошедшими подготовку в качестве парашютистов, но капсулы Гагарина нигде не было.

Один из вертолетов, летевший по предполагаемой траектории полета «Востока», наконец-то заметил Гагарина и его нечаянных спасителей, размахивающих руками, в чистом поле примерно в 300 километрах к юго-западу от запланированного места посадки. Вертолет приземлился, забрал на борт Гагарина и Гасиева, и они первыми полетели к месту его посадки. Гасиев остался на площадке, где помог установить маркер с табличкой: «10:55, не трогать».

Судя по всему, после очередной остановки возле спускаемого аппарата вертолет с Гагариным на борту добрался до аэродрома в Энгельсе, примерно в 25 километрах северо-восточнее. Эта взлетно-посадочная полоса была ближайшей к месту фактической посадки и фактически стала местом встречи спасателей. Самолет Ил-14, пилотируемый капитаном Лебедевым с бригадой медиков, засек место посадки спускаемого аппарата слишком поздно для планового послеполетного медицинского осмотра космонавта. Прыжки с парашютом отменили, а команду перенаправили в Энгельс.

Подполковнику Виталию Воловичу, руководившему медицинской бригадой, пришлось размахивать пистолетом, чтобы пробиваться локтями через возбужденную толпу возле КПП аэродрома. Наконец он догнал Гагарина на втором этаже здания аэропорта, откуда Гагарин. видимо звонил в Москву. Однако первую возможность измерить Гагарину пульс и артериальное давление Волович получил только на борту Ил-14, следовавшего из Энгельса в Куйбышев (Самару). Все жизненные показатели Гагарина были в норме.

Из Энгельса вертолетами доставлена ​​группа специалистов-эвакуаторов к месту приземления капсулы «Восток». Спускаемый аппарат был обнаружен всего в 10 метрах от склона оврага, спускающегося к Волге.

К исходу дня 12 апреля техническая группа ОКБ-1 во главе с Арвидом Палло вернулась в Энгельс, а пять членов спасательной группы во главе с Черновским М.А. и несколько парашютистов остались на ночь охранять капсулу . Когда начало темнеть и температура упала, они поняли, что у них нет ни еды, ни убежища на открытых лугах, где на земле все еще лежат участки снега. Они были вынуждены использовать парашют спускаемого аппарата в качестве одеяла, а Черновский и руководитель парашютной группы отправились в близлежащую деревню. Доехав до поселка, им пришлось стучать в окна нескольких домов, пока их не направили к главе сельсовета. Он вызвал шофера и приказал загрузить для команды дрова и пару буханок хлеба, которые быстро доставили к месту высадки. Развели костер, но все равно пришлось ночевать завернувшись в парашют. (463)

13 апреля

Утром Черновский отправил своих людей в овраг, чтобы срубить несколько палок, которые были расставлены 10-метровым кругом вокруг модуля спуска. Затем они отрезали от парашюта нить и прикрепили ее к палочкам, образовав периметр вокруг космического корабля. Палло и его инженеры вылетели обратно утром и нашли капсулу в хорошем состоянии.

С начала дня на место начала прибывать множество людей, чтобы посмотреть на капсулу, и Черновский предоставил возможность ответить на вопросы общественности. Несмотря на импровизированный забор, некоторые люди пытались достать из капсулы сувениры. Так как кормить спасателей Черновского было некому, они довольствовались космической едой в капсуле.

После того, как известие об успешном приземлении достигло Тюратама, члены Государственной комиссии, в том числе Королев, Келдыш и Рязанский, и другие первые лица устремились на аэродром «Ласточка» для вылета в Энгельс. Однако к месту приземления они прибыли на вертолете 13 апреля.

Арвид Палло сказал Королеву, что на основании его осмотра космического корабля его можно будет снова использовать после некоторых обновлений и испытаний. Однако главному инженеру Генриху Ивановскому внешний вид капсулы напоминал танки, только что вышедшие из боёв Великой Отечественной войны.

Только к концу дня техники упаковали капсулу для транспортировки и прикрепили к вертолету Ми-6, чтобы доставить в Энгельс. На маленьком углублении, оставленном капсулой при первом ударе о землю, установили самодельный шест с датой. Только тогда спасатели наконец смогли покинуть место приземления и в первый раз нормально пообедать в Энгельсе, так как было уже темно.

В Энгельсе капсулу перегрузили в транспортный самолет Ан-12 и отправили в ОКБ-1 в Подлипки. (463)

14 апреля

Тем временем Гагарин провел два дня на даче местного партийного руководства под Куйбышевом, пока Москва лихорадочно готовилась к его триумфальному приезду. 14 апреля 1961 года вылетел из Куйбышева в Москву на пассажирском самолете Ил-18. Когда самолет приближался к городу, его сопровождала группа истребителей. На взлетно-посадочной полосе Никита Хрущев с полной свитой представителей Коммунистической партии вместе с ликующей толпой зевак наблюдал, как Гагарин, одетый в форму военно-воздушных сил, выходит из самолета и идет по красной ковровой дорожке, где советский лидер встречает героя. (Шнурок на одной из туфель Гагарина развязался во время этой исторической прогулки, запечатленной в вечных видеозаписях и фотографиях. )

Исследование проблем запуска

На следующий день после запуска, когда весь СССР праздновал триумф Гагарина, группе инженеров (застрявших в Тюратаме по строгому приказу Королева) предстояло выполнить историческую, но обыденную задачу по изучению телеметрических лент, записанных во время запуска. Именно тогда они обнаружили отказ системы радиоуправления, РУП, контролирующего дальность и ускорение ракеты и отвечающего за выдачу команды на отключение двигателя на основной ступени, известной как блок А. Радиоинженеры во главе с Михаилом Борисенко объяснили проблему отказом. силового преобразователя. (466)

Как вспоминал инженер системы РУП Николай Семенов, критический сигнал на отключение двигателя «запнулся» внутри одного из дешифровальных блоков, а затем вышел на долю секунды позже, чем требовалось. Это исказило показания ракеты по дальности, в результате чего вычислительное устройство на одной из наземных станций радиоуправляемой сети РУП выдало команду на отключение чуть позже запланированного. (51)

Согласно другому источнику, оценка записей телеметрии выявила сбой питания антенн РУП всего через 156 секунд после старта, что привело к прекращению связи между наземными станциями РУП и кораблем. В результате наведение ракеты взяла на себя автономная система управления полетом. Однако его датчик скорости был откалиброван так, чтобы отключать двигатели на одну секунду позже временной шкалы системы RUP, что привело к пролету на высоте 83 км. (463)

По оценкам Игоря Лисова, 0,6-0,7-секундной задержки выключения двигателя будет достаточно, чтобы отправить космический корабль примерно на 100 километров выше, чем требуется. (467)

Узнав о проблеме, Королев приказал исключить сеть РУП (изначально разработанную для управления МБР Р-7) от дальнейших орбитальных пусков. (51)

Повезло не нарисовано

Расследование после приземления показало, что при посадке Гагарин и его капсула направлялись прямо в реку Волгу, где они обязательно окажутся либо в тихую погоду, либо при восточных и южных ветрах. Учитывая тот факт, что аварийный комплект Гагарина, включающий лодку и рацию, был сорван при спуске, такое приводнение могло закончиться катастрофически. К счастью, сильный западный ветер на высоте семи километров вызвал огромный снос спускаемого аппарата и пилота, не позволивший им совершить посадку на воду. Гагарин оказался примерно в девяти километрах от берега.

Место посадки располагалось на высоте около 50 метров над уровнем моря на мягком грунте при температуре на улице около 7,5 градусов. (463)

Последствия

Запущенный в космос из бездны секретности, Гагарин вернулся на Землю мировой знаменитостью. Ударная волна миссии «Восток» распространилась далеко за пределы советской космической программы и надолго пережила своего героя.

Вслед за Sputnik Гагарин нанес еще один серьезный удар по американскому национализму. В то же время «Восток» укрепил американскую решимость вкладывать значительные средства в их зарождающуюся пилотируемую космическую программу и политически облегчил правительству США выполнение рискованной и амбициозной задачи по высадке человека на Луну в течение десяти лет. Вместе со спутником миссия Гагарина положила начало программе «Аполлон». До сегодняшнего дня популярные американские книги и журнальные статьи по истории освоения космоса, в значительной степени не обращающие внимания на какие-либо события за пределами Соединенных Штатов, делают исключение для «Спутника» и Гагарина.

В то же время прыжок Гагарина над Землей способствовал созданию обманчивой видимости Советского Союза как самого передового и дальновидного государства на Земле. В случае с «Востоком» каприз истории наделил Кремль тем высокомерием, которое он только что снял с Белого дома. Советский лидер Никита Хрущев и его гораздо более консервативные преемники сделали Гагарина одной из самых выдающихся икон советской системы, продолжая при этом идти по пути саморазрушительной экономической политики, неконтролируемой гонки вооружений, изоляции и подавления любого инакомыслия. По иронии судьбы, советский военно-промышленный комплекс, который сделал возможным успех Гагарина, также способствовал экономическому банкротству и окончательному упадку той самой системы, которую это достижение должно было продвигать.

 

Сайты, связанные с посадкой Гагарина:

Основная (штатная) посадочная площадка корабля Восток 3КА №3

г. Пестравка

52.40 Север

49,96 Восток

Фактическая посадочная площадка

д. Смеловка

51.16 Север

45,58 Восток

Оперативный штаб поисково-спасательного отряда

Аэродром Кряж

53. 11 Север

50.10 Восток

Передовая база поисково-спасательного отряда

Аэродром Пугачев

 

Основные рекорды, официально заявленные СССР по завершении первого пилотируемого полета «Востока»:

  • Рекордная продолжительность полета: 108 минут*
  • Рекорд высоты: 327,7 км
  • Рекордная масса, поднятая на эту высоту: 4725 кг

*По более поздним данным, миссия длилась 106 минут.


 

Следующая глава: Миссия Германа Титова на борту «Востока-2»


 

 

Гагарин, вероятно, сфотографирован в в/ч 40218.







 

 

 

 

Полет Востока 1

Агентство

69877 просмотров 197 лайков

Утром 12 апреля 1961 года в 5:30 утра по московскому времени (2:30 UTC) космонавты Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов были разбужены в своей будке на космодроме Байконур. Они позавтракали, им помогли надеть скафандры, а затем их доставили на стартовую площадку. Гагарин вошел в космический корабль «Восток-1», и в 07:10 по местному времени была включена система радиосвязи.

Люк космического корабля был закрыт примерно через 40 минут, но вскоре обнаружилось, что пломба была неполной, поэтому техники потратили почти час на отвинчивание всех винтов, а затем повторное запечатывание люка.

В это время Гагарин запросил музыку для радио. Главный конструктор Сергей Королев очень нервничал в центре управления, но Гагарин был описан как «спокойный»; примерно за полчаса до запуска его пульс был зафиксирован на уровне 64 ударов в минуту.

Запуск

Выкатка ракеты-носителя «Восток-1»

06:07 UTC
Запуск производится с космодрома Байконур №1. Королев передал по рации: «Предварительный этап… промежуточный… основной… ПОДЪЕМ! Желаем вам хорошего полета. Все в порядке». Гагарин ответил: «Поехали! (Поехали!).

06:09 UTC (T+ 119 с)
Через две минуты полета четыре навесные ускорительные секции ракеты «Восток» израсходовали последний запас топлива, они выключились и отваливаются от основной машины.

06:10 UTC (T+ 156 с)
Кожух полезной нагрузки, закрывающий Восток 1 , освобождается, открывая окно у ног Гагарина с прибором оптической ориентации «Взор».

06:12 UTC (T+ 300 с)
Через пять минут полета основная ступень ракеты «Восток» израсходовала свое топливо, отключилась и падает с космического корабля «Восток-1» и последней ступени ракеты. Зажигается последняя ступень ракеты, чтобы продолжить путешествие на орбиту.

06:13 UTC
Ракета все еще стреляет, выводя Восток-1 на орбиту. Гагарин сообщает: «…полет продолжается хорошо. Я вижу Землю. Видимость хорошая. Я почти все вижу. Есть некоторое пространство под кучевой облачностью. Продолжаю полет, все хорошо».

06:14 UTC
Ракета продолжает стрелять, начав пролет над центральной Россией. Гагарин докладывает: «Все работает очень хорошо. Все системы работают. Идем дальше!»

06:15 UTC
Через три минуты после начала горения последней ступени ракеты Гагарин сообщает: «Заря-1, Заря-1, я вас плохо слышу. Я чувствую себя хорошо. Я в хорошем настроении. Продолжаю полет…» «Восток-1» движется все дальше вниз от космодрома Байконур. Он отчитывается перед Зарей-1 (наземная станция Байконур) и, должно быть, начинает выходить из зоны радиосвязи этой станции.

Орбитальный полет

06:17 UTC
Последняя ступень ракеты «Восток» отключается, через десять секунд корабль отделяется, и «Восток-1» выходит на орбиту. (T+ 676 с) Гагарин сообщает: «Корабль работает нормально. Я вижу Землю в иллюминаторе Взора. Все идет по плану». «Восток-1» проходит над Советским Союзом и движется дальше над Сибирью.

06:21 UTC
Восток-1 проходит над полуостровом Камчатка и над северной частью Тихого океана. Гагарин звонит: «… на мониторе режима спуска горят лампочки. Самочувствие хорошее, настроение хорошее. Параметры кабины: давление 1; влажность 65; температура 20; давление в отсеке 1; первый автомат 155; второй автомат 155; давление в ретрореактивной системе 320 атмосфер…»

06:25 UTC
Когда «Восток-1» начинает свой диагональный переход через Тихий океан от полуострова Камчатка к южной оконечности Южной Америки, Гагарин спрашивает: «Что вы можете рассказать мне о полете? Что вы можете мне рассказать?» Он запрашивает информацию о параметрах своей орбиты. Наземная станция в Хабаровске сообщает: «Распоряжений от № 20 (Сергей Королев) нет, полет проходит нормально». Гагарину говорят, что параметров его орбиты у них пока нет, потому что корабль находится на орбите всего шесть минут, но системы корабля работают хорошо.

06:31 UTC
Гагарин передает на наземную станцию ​​Хабаровск: «Чувствую себя прекрасно, очень хорошо, очень хорошо. Дайте результаты по полету!». «Восток-1» приближается к УКВ радиогоризонту Хабаровска, и они отвечают: «Повторяю. Я вас плохо слышу». Гагарин снова передает: «Я чувствую себя очень хорошо. Дайте мне ваши данные о полете!» «Восток-1» выходит из диапазона УКВ наземной станции «Хабаровск» и связь теряется.

06:37 UTC 903:04 «Восток-1» продолжает свое путешествие, когда Солнце садится над северной частью Тихого океана. Гагарин переходит в ночь, к северо-западу от Гавайских островов. Вне диапазона УКВ с наземными станциями связь теперь должна осуществляться через КВ-радио.

06:46 UTC
Наземная станция Хабаровск передает сообщение «КК» по телеграфу (по КВ-радио на Восток 1). Это сообщение означает «Сообщить о мониторинге команд». Они просили Гагарина доложить, когда автоматизированная система спуска космического корабля получила указание от наземного управления. Гагарин сообщил об этом в 06:48 UTC.

06:48 UTC
Восток-1 пересекает экватор примерно на 170° западной долготы, двигаясь в юго-восточном направлении, и начинает пересекать южную часть Тихого океана. Гагарин передает по КВ-радио: «Передаю очередное донесение: 9 часов 48 минут (мск), полет проходит успешно. Спуск-1 работает в штатном режиме. Подвижный указатель монитора режима спуска движется. кабина 1; влажность 65; температура 20; давление в отсеке 1,2… МКПП 150; первый автомат 155; второй автомат 155; баки ретрореактивной системы 320 атмосфер.0010

06:49 UTC
Гагарин сообщает, что находится на ночной стороне Земли.

06:51 UTC
Гагарин сообщает, что система ориентации «Поиск Солнца» включена. Система управления ориентацией по Солнцу используется для ориентации Востока-1 для обратного огня. Автоматизированная система ориентации состояла из двух дублирующих систем: автоматической/солнечной системы ориентации и ручной/визуальной системы ориентации. Любая система могла управлять двумя резервными системами двигателей с холодным азотом, каждая из которых содержала 10 кг (22 фунта) газа.

06:53 UTC
Хабаровская наземная станция передает Гагарину по КВ-радио: «Приказом №33 (генерала Николая Каманина) включены передатчики, передаем: полет идет как запланировано, а орбита соответствует расчету». Гагарину говорят, что Восток-1 находится на стабильной орбите. Он подтверждает сообщение.

06:57 UTC
Восток-1 находится над южной частью Тихого океана между Новой Зеландией и Чили, когда Гагарин отправляет это сообщение: «… Я продолжаю полет, и я над Америкой. Я передал телеграфный сигнал «ВКЛ.

07:00 UTC
Восток 1 пересекает Магелланов пролив на оконечности Южной Америки. Новости миссии Восток-1 транслируются по Радио Москвы.

07:04 UTC
Гагарин отправляет сообщение о состоянии космического корабля, подобное тому, которое было отправлено в 06:48. Сообщение не принимается наземными станциями.

07:09 UTC
Гагарин отправляет сообщение о состоянии космического корабля, сообщение не принимается наземными станциями.

07:10 UTC
Проходя над Южной Атлантикой, Солнце встает, и Восток-1 снова находится в дневном свете. Восток-1 находится в 15 минутах от ретрофайра.

07:13 UTC
Гагарин отправляет сообщение о состоянии космического корабля, подобное тому, которое было отправлено в 06:48. Москва перехватывает это частичное сообщение от Гагарина: «Я вас хорошо читаю. Рейс идет…»

07:18 UTC
Гагарин отправляет сообщение о состоянии космического корабля, сообщение не принимается наземными станциями.

07:23 UTC
Гагарин отправляет сообщение о состоянии корабля, сообщение не принимается наземными станциями.

Автоматическая система переводит «Восток-1» в режим ретростарта примерно через час после начала полета.

Вход в атмосферу и посадка

Возвращаемый аппарат корабля «Восток-1» после приземления.

07:25 UTC
Автоматические системы космического корабля приводят его в требуемое положение (ориентацию) для запуска возвращаемого двигателя, и вскоре после этого происходит запуск двигателя. Это происходит над западным побережьем Африки, недалеко от Анголы, примерно в 8000 км от желаемой точки посадки. Ретроракеты на жидком топливе срабатывают примерно 42 секунды.

Через 10 секунд после обратного запуска поступают команды на отделение служебного модуля «Восток» от спускаемого аппарата, но аппаратный модуль «Восток» неожиданно остается присоединенным к возвращаемому модулю жгутом проводов.

Около 07:35 UTC
Две половины космического корабля начинают возвращаться в атмосферу и проходят через сильные вращения, когда Восток-1 пересекает Египет. В этот момент провода обрываются, два модуля разделяются, и спускаемый модуль занимает правильное положение для входа в атмосферу. Гагарин телеграфирует: «Все в порядке», несмотря на продолжающиеся вращения. Позже он сообщает, что не хотел «шуметь», потому что он (правильно) рассудил, что вращение не представляет опасности для миссии (и, по-видимому, было вызвано сферической формой возвращаемого модуля).

Продолжая спуск, Гагарин испытывает перегрузку около 8 g при входе в атмосферу, но остается в сознании.

07:55 UTC
Восток-1 находится еще в 7 км от земли, когда открывается люк космического корабля, и через две секунды Гагарин использует катапультное кресло, чтобы покинуть капсулу. На высоте 2,5 км раскрывается основной парашют корабля «Восток».

08:05 UTC
Гагарин приземлился на собственном парашюте, который раскрылся почти сразу после катапультирования из корабля десятью минутами ранее. И он, и космический корабль приземлились в 26 км к юго-западу от Энгельса, в Саратовской области на 51° северной широты, 45° восточной долготы.

Две школьницы становятся свидетелями приземления капсулы «Восток-1» и описывают сцену: «Это был огромный мяч, около двух-трех метров в высоту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *