Средневековая мода: Мода средневековой Европы

Мода средневековой Европы

В средневековье мода зависела от того, к какому социальному классу принадлежал человек. На Англию средних веков сильное влияние оказывала Франция, Испания, Италия. На знатных людей той эпохи на их стиль одежды большое влияние имела мода монархов, какой стиль одежды они предпочитали. Одежда в средневековье показывала к какому сословию принадлежал подданный королевства. Влияние на моду оказывали и крестовые походы. Крестоносцы из них приносили разные новые ткани, такие как шёлк, атлас, парча. Из крестовых походов европейцы получили и булат. С Дальнего Востока пришли в Европу и тюрбаны. Их привозили для высшего сословия, так как они были изготовлены из дорогих материалов. Кочевники очень любили длинные штаны кожаную обувь. Одежда кочевников была сделана в основном из шерсти и кожи.

Короли разных стран вводили ограничения на моду. Так, королём Эдуардом III было введено ограничение на ношение золотой одежды и из пурпурного шёлка всем подданным, кроме членов королевской семьи. Остальные граждане носили одежду зелёного и голубого цвета. Также отличалась одежда дворян от крестьянской. Наряды, которые носили знать и богатые торговцы, была изящной и украшенной драгоценностями. Также отличались и рукава. На одеяниях рыцарей был изображён их фамильный герб.

Большое влияние на моду в средние века оказывала и церковь. Священники требовали, чтобы тело человека было полностью прикрыто одеждой. В большинстве случаев одежда была очень аскетичной. Постепенно менялись эпохи, соответственно менялась и мода. В раннем Средневековье больше присутствовали простые формы. Платья были широкими с вышитым подолом. Их линии были прямыми. Все, руки, плечи, грудь, было наглухо закрыто. К платью была приспособлена туника. Платья той поры подчёркивали беременность, так как в мире свирепствовали эпидемии, уносящие много жизней. Мужчины той поры тоже носили широкие туники, тоги, узкие штаны. Их сандалии были украшены кружевом. Бельём были нательные рубахи и длинные кальсоны.

На них надевались широкие бриджи, подвязанные на ногах лентами. Но в северных странах предпочитали носить штаны, подобные современным. Сверху надевалась безрукавка, а на неё уже туника. Чуть позднее в мужском гардеробе появились чулки. Мужские плащи надевались через голову, как и куртки. Для этого у них было широкое отверстие сверху. Плащ и куртка защищали от дождя и холода. На голове средневековые мужчины шляпы, но не часто. Каждодневными были небольшие капюшоны.

Женской одеждой в Средневековье было длинное прямое широкое платье, прикрывающее лодыжки. Его носили поверх рубашки. Чем знатнее была женщина, тем богаче и роскошнее была её одежда. Замужние женщины носили плотные головные уборы и сетки на волосах, уложенных в форме булочки. Также женским головным убором была накидка. Под ней были заплетённые или просто свободно спадающие по спине волосы. В Средневековье можно было легко определить, к какому социальному классу принадлежит человек: к королевской семье, аристократической или крестьянской. По одежде было видно и семейное положение человека: женат он или холост, например.

В Средневековье верхнюю одежду шили в основном из шерсти, а нижнюю из льняных тканей. Одежда аристократов была более яркой, выполненной из дорогих тканей. Богачи всячески выставляли напоказ своё благосостояние. Их куртки были более длинными. Мужчины носили плиссированные курточки, рубаху и сюртук.

К концу Средневековья наряды женщин стали иметь более плавные силуэты. Женщины больше внимания стали головным уборам. Они сооружали на голове красивые причёски и тюрбаны. Платья стали шнуроваться сильнее, что придавало более прилегающую форму. Тонкие талии подчёркивали поясами. В конце средневековья женщины увеличили длину юбок и рукавов. У мужчин в моде преобладал бургундский стиль, который выражался в более короткой одежде и узкими заострёнными носами туфель. Длинные концы обуви указывали на более высокое происхождение человека.

Священники были одеты в длинную шерстяную одежду римского стиля. Цвет и отделка показывала какого сана и к какому ордену принадлежал данный священник. Бенедиктинцы были одеты в чёрные цвета, а цистерианцы носили шерстяную одежду белого цвета. Монахи были одеты в простую удобную льняную одежду. На их головах были накинуты капюшоны, чтобы защищать от холода голову. Сначала монахини имели запрет на ношение шерстяных носков, для этого нужно было специальное разрешение папы после просьбы.

Крестьяне получали довольно маленькую плату за свой труд, так что модно одеваться могли позволить себе лишь очень богатые и знатные люди. Мужской одеждой в Средневековье были чулки и рубахи, типа туник. Женщины же были одеты в длинные платья и накидки без рукавов. У знатных дам платье заканчивалось длинным шлейфом. Его длина говорила о статусе дамы. Головы женщин были покрыты.

Зимней одеждой служили овчинные плащи, вязанные из шерсти варежки и шапки, защищающие их от дождя и снега. Ноги аристократов и богатых торговцев были обуты в кожаные сапоги с деревянными подошвами. Верхняя одежда никогда не стиралось. Стирке подвергалось лишь нижнее бельё. Одежда имела запах дыма. Женщины специально вплетали в неё шерстяные нити, окуренные дымом. Это делалось для того, чтобы завуалировать неприятный запах, источаемый грязной одеждой. Это было типа дезодоранта.

У богатых людей верхняя одежда была оторочена мехом горностаев или бобров и украшениями. Богачи носили драгоценности, которые привозились из разных стран. Это были перстни и брошки. Но они не были столь блестящими как в наши дни.

Огранка камней появилась только в пятнадцатом веке. Бриллианты на территории Европы получили популярность уже в XIV веке. Но носить драгоценные украшения могли далеко не все. В этом людей ограничивал закон, контролирующий их ношение. Рыцари не имели права носить кольца. Средневековая мода была тесно связана с сословиями.

Средневековая одежда, что носили люди различных сословий

Средневековье овеяно духом рыцарства, борьбой за власть, преклонением перед Прекрасной Дамой. Один за другим издаются законы, регламентирующие одежду, в которую необходимо облачаться в зависимости от классовой принадлежности. Различалась фермерская, аристократическая и крестьянская средневековая одежда по покрою, качеству и структуре ткани, богатству отделки и аксессуарам. Модные платья и костюмы могли носить только состоятельные горожане, хотя принципа многослойности придерживались все слои населения.

Содержание

  1. Средневековая одежда
  2. Разновидности
  3. Женская
  4. Мужская
  5. Отличия для бедных и богатых
  6. Что носили в Европе
  7. Какой был идеал красоты
  8. Модели для современности
  9. Видео
  10. Фото

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

Основные тенденции:

  1. Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  2. Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  3. Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  4. Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  5. В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  6. Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  7. Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  8. Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Материал белого цвета во времена Средневековья считался слишком дешевым, поэтому редко использовался при пошиве одежды. Знатная средневековая аристократка подчеркивала красоту сочетанием самых ярких тканей для платья, использовала головные уборы, расшитые на восточный манер.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Разновидности

В одежде раннего Средневековья господствовал прямой покрой, делался акцент на распашные наряды. Вплоть до XI века не существовало особых различий между женскими и мужскими одеяниями, особенности средневековой моды выделяются по периодам:

  1. От XII до начала XIV века. Длинные наряды в пол, облегающие фигуру. При помощи боковых швов плотно шьют лиф, а с талии начинают расширять юбку специальными клиньями. Пояс не имеет функциональной нагрузки, а служит декоративным элементом;
  2. Со второй половины XIV до начала XV века. Бурное развитие архитектуры Средневековья приводит к расцвету искусства кроя и шитья. Период дает начало формированию готической одежды, популярной среди определенных молодежных направлений до сих пор. Мужской средневековый костюм укорачивается, женский обогащается декоративными элементами. Параллельно развиваются две тенденции – максимально закрыть тело во имя христианских норм или утянуть фигуру, показав достоинства;
  3. Со второй четверти XV века. В массы попадает франко-бургундская мода, показавшая величие аристократии. Наряды стали шить тесными, их фалды тянулись по земле, а дополняли великолепие громоздкие головные уборы.

Женская одежда подчеркивала хрупкость владелиц, мужские костюмы демонстрировали богатство и статус. Людей, нежелающих носить наряды, соответствующие их полу, отлучали от церкви, провозглашали еретиками. Одежда в Средние века олицетворяла благочестие владельца, смирение перед мирскими тяготами.

Женская

Средневековая женская одежда раннего периода состояла из двух туник. Если нижняя должна доставать пола и обладать длинными рукавами, то верхняя была короче и имела широкие рукава. Туники декорировались отделкой по низу подола, горловине и рукавам.

Постепенно входит в моду облегающий жилет, вышитый узорами или украшенный отделкой. Пояс служит украшением, его носят на бедрах, украшают пластинками из металла.

Блио или платье длиной в пол с зауженными рукавами имеет шнуровку по бокам. В качестве верхней одежды женщина носила длинный плащ на тканевой или меховой подкладке. В поздние периоды Средневековья увеличивается многослойность одежды.

До талии силуэт остается облегающим, но к низу постепенно расширяется. В женском гардеробе, кроме туник, появляется камиза, котт, плащ, сюрко.

Если туники и камиза служат нижней одеждой, то котт надевается сверху. Линия талии в сюрко акцентируется под грудью, а юбка сзади дополняется шлейфом, достигающим в длину нескольких метров. Под нарядом на животе прикрепляли подушечку, чтобы имитировать беременность. Область декольте закрывают вставкой из кружевной или прозрачной материи.

Головными уборами служили бархатные или парчовые «сахарные головы», эннены, генины, рогатые чепцы. Чем выше по происхождению дама, тем более высокий головной убор она носила. В Средневековье девушки полюбили носить огромное количество украшений. Образ прекрасной дамы немыслим без колец, ожерелий, цепочек, вышитых носовых платков. На поясе крепили четки, амулеты, зеркальце, позолоченные зубочистки.

Мужская

В средневековом костюме мужская одежда предполагала ношение двух туник. Ближе к телу носили длинную тунику камизу из простой ткани, а сверху надевали богато разукрашенную короткую тунику – котт. Со временем туники у знатных особ становятся длинными, а нижняя и верхняя одежда крестьян Средневековья остается укороченной.

У мужчин тоже в гардеробе присутствовало блио. Такая свободная одежда имела боковые разрезы, подпоясывалась на талии. Также различали блио без пояса, но со свободной юбкой и обозначенной талией. Прародителями шорт являлись бре, то есть простая материя, обернутая в районе бедер. Позже этот элемент гардероба стали шить до колен, оснащая снизу завязками или шнуровкой. К бре или к коленям ремнями привязывали шоссы или чулки из плотной материи.

Верхней одеждой мужчины служили сюрко, плащи и мантии. Сюрко представляли собой кусок материи не сшитый по бокам, но с проделанным отверстием для головы. Средневековые плащи достигали пола, прикреплялись фибулой на груди или плече. Аристократы носили мантии из дорогого материала, отделанные драгоценностями и мехом. В Средневековье рыцарское обмундирование состояло из «гербового» костюма, в котором присутствовал один из цветов дамы сердца.

Отличия для бедных и богатых

По покрою и фасону одежды не существовало классовых различий. Покрой во времена Средневековья был самым простым, куски ткани могли соединять шнуровкой, использовать накладные элементы костюма. Отличия касались исключительно дороговизны ткани, качества отделки и вышивки. Даже разбогатевший крестьянин не мог пойти против устава, чтобы носить одежду из ткани не для своего сословия. Бархат, парча и меха относились к привилегии высших слоев общества.

В Средневековье разработали законы против роскоши, разделяющие виды одежды по рангам. Все излишества считались грехом, поэтому приравнивалось к преступлению облачение в дорогие наряды. Даже цвет одежды крестьянам приписывался серый или коричневый, но богачи носили костюмы всех цветов радуги. Черный тон во времена Средневековья свидетельствовал о горе, белый – означал веру, а синий – чувствительность.

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  1. «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  2. Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  3. Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  4. Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  5. Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  6. Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

Отверстия в одежде Средневековья скреплялись шнуровками, булавками, иголками. Непосвященному человеку было не понятно, где в многослойном платье скрываются острые скрепляющие элементы. Кавалеры только вздыхали в стороне, сетуя, что прекрасная дама напоминает розу с острыми шипами.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Во времена Средневековья в ранг идеального цветка попадает роза. Среди серости и междоусобиц розы преподносят возлюбленным, вплетают в венки, осыпают лепестками новобрачных, украшают одежду вышивками со сплетенными розами.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Видео

Фото

Норманнская и средневековая мода и одежда

Бена Джонсона

Добро пожаловать в первую часть нашей серии «Мода сквозь века». Начиная со средневековой моды и заканчивая бурными шестидесятыми, этот раздел охватывает британскую моду от норманнов через средневековье и средневековье до конца 15 века.

Повседневная одежда около 1050

Эти мужчина и женщина (слева) датируются примерно 1050 годом, незадолго до норманнского завоевания в 1066 году. Они носят основные средневековые одежды: тунику, вероятно, из шерсти, слегка приталенную, с высоким воротником и длинными рукавами, которую обычно носят поверх льняной ткани. Рубашка.

Женская туника, похожая на мужскую, но более длинная, имеет полукруглую накидку, застегивающуюся на плече. Дама покрывает свои длинные волосы капюшоном на ленте и носит с собой дорожную сумку; мужчина носит свободные чулки и кожаные туфли.

Англосаксы были известны своим умением вышивать и плести косы, например тунику, отделанную мужской туникой.

Повседневная и дорожная одежда около 1150

В средние века мода менялась медленно. Этот мужчина и женщина (слева) до сих пор носят полукруглые мантии и туники, застегивающиеся на плечи, как и те, что были столетием ранее, отличаясь только тем, что они более плотно прилегают и имеют длинные струящиеся манжеты. Длинные волосы были англосаксонской модой, заимствованной норманнами. а у женщины косички заплетены в обтянутые тканью косы под капюшоном. Мужчина одет для путешествий в меховой плащ с капюшоном и остроконечную шапку. Он носит леггинсы с тканевой обвязкой вместо чулков. Его ноги здесь босые, но некоторые современные туфли были весьма декоративны.

Одежда для путешествий около 1250 (слева)

К 1250 г. мужские и женские туники кроились с широким верхним рукавом. Большинство мужчин, кроме стариков, предпочитали короткие туники. Плащи обычно удерживались шнуром на плече. Также были популярны различные свободные верхние платья, у них были рукава с двумя отверстиями, что позволяло им свободно свисать, как университетские платья, основанные на них, которые до сих пор можно увидеть. сетка, а плоская повязка на голове удерживается на месте вуалью или «уимполом», плотно стянутым под подбородком.

Справа: Дама в энене (14 век)

Повседневная одежда около 1300

Молодой человек (слева) одет в более короткую тунику и остроносые туфли. Эти туфли были характерны для 14-го века и назывались Cracowes или poulaines и, как полагают, произошли из Польши. Считалось, что длина пальца указывает на ранг владельца, и к концу 14 века она становилась все более и более преувеличенной.

Справа: Дама c. 1346

Повседневная мужская одежда около 1430

Этот человек раннего Возрождения (слева)
носит богатую одежду. Его тщательно сшитая, отороченная мехом туника сложена на подкладке и имеет мешковатые рукава, а вышитая рубашка видна на шее и запястьях. Его капюшон носится как «шаперон» (шапка, похожая на берет), с его головой через плечевое отверстие, а остальная часть декоративно закручена в сторону. Он носит тяжелый, украшенный драгоценными камнями ошейник и пояс, на котором удобно держать сумку и кинжал.
Ткачи того времени были высококвалифицированными, и во Фландрии и Италии производилось много шелка и бархата с богатым узором.

Женское праздничное платье около 1490

Эта дама (слева) около 1490 г. носит богатое платье из толстой парчи с золотом. Эта линия предвещает строгие придворные стили ранних Тюдоров с заниженной талией и высоким вырезом. У ее юбки есть шлейф, но он заколот сзади для удобства при ходьбе и для демонстрации меховой подкладки. Рукава у нее по новой моде, воронкообразные, отороченные мехом.

Она носит капюшон, накидка свисает, как занавеска, передняя часть загнута и укреплена, и надетая поверх украшенной драгоценными камнями нижней шапочки, почти скрывающей ее расчесанные на затылке волосы. У ее туфель очень широкий носок. Материалы богатые и тяжелые, многие импортированы из Фландрии и Италии.

Повседневная мужская одежда около 1490

Этот молодой человек носит одежду по «итальянской моде», гораздо менее обволакивающую, чем одежда его дамы сверху. Его камзол доходит только до талии и очень тесный, с прорезями на груди и рукавах, дающими пространство для движения и позволяющими увидеть его красивую рубашку. Его чулки привязываются к талии «точками» (шнурками) и застегиваются спереди «треской» (клапаном). Для верховой езды он носит защитные кожаные чулки, а его туфли с широкими носками. Этот стиль пришел на смену остроконечной обуви примерно в 1480 году.0005

Его короткое свободное платье с длинными свисающими рукавами разрезано так, чтобы открываться и показывать контрастную отделку. Его волосы доходят до плеч, а его плоская шляпа украшена ободом из драгоценных камней.

Одежда в средневековой Англии — Энциклопедия всемирной истории

Как и в любой другой исторический период, одежду в Средние века носили по необходимости, для удобства и для демонстрации. Яркие цвета и богатые украшения создавали поразительный средневековый гардероб, по крайней мере, у богатых, хотя в одежде разных социальных слоев и полов наблюдалось удивительное сходство. Более дорогие предметы одежды, как правило, отличались не дизайном, а использованием лучших материалов и кроем. Правительства иногда вмешивались в то, кто что должен носить и сколько облагались налогом определенные предметы, в то время как некоторых представителей духовенства, в частности, часто ругали за то, что они выглядели слишком кричаще и неотличимы от рыцарей. Тенденции приходили и уходили, как и сегодня, когда кружева иногда были в моде, остроносые туфли стали обычным явлением, а туники становились все короче к концу периода, когда вершиной моды считалось немного больше ноги (и это было только что). мужчины).

Английская средневековая одежда, ок. 1200 CE

Альберт Кречмер (общественное достояние)

Материалы и цвета

Одежда в целом была одинаковой для всех классов, но с важным отличием в дополнительном украшении, использовании большего количества и более качественных материалов и улучшенном покрое для более богатых. Дополнения из металла, драгоценных камней и меха или замысловатая вышивка также отличали гардероб богатых от гардероба бедняков. Верхняя одежда также не сильно различалась между полами, за исключением того, что мужская была короче, а рукава просторнее. Поскольку вся одежда шилась на заказ, гарантировалась хорошая посадка.

Удалить рекламу

Реклама

Вкус к цветам был чем ярче, тем лучше: малиновый, синий, желтый, зеленый и фиолетовый были популярным выбором для всех типов одежды.

Одежду обычно шили из шерсти, хотя изделия из шелка и парчи можно было приберечь для особых случаев. Верхняя одежда из козьей или даже верблюжьей шерсти согревала богачей зимой. Мех был очевидным способом улучшить изоляцию и обеспечить декоративную отделку, наиболее распространенными из которых были кролик, овечья шкура, бобр, лиса, выдра, белка, горностай и соболь (последние три стали стандартным фоном в средневековой геральдике, так как они были широко распространены). ). Больше украшений было достигнуто за счет добавления кисточек, бахромы, перьев и вышитых рисунков, в то время как более дорогие дополнения включали строчку из драгоценных металлов и пуговицы, жемчуг и кабошоны из стекла или полудрагоценных камней. Вкус к цветам был чем ярче, тем лучше: малиновый, синий, желтый, зеленый и фиолетовый были наиболее популярным выбором во всех типах одежды.

Нижнее белье

Одежда для сна не была важным социальным индикатором и не требовала особой предусмотрительности, поскольку большинство людей спали обнаженными. После быстрого омовения холодной водой в тазу первое, что надевалось утром, по крайней мере, для более состоятельных членов общества, было нижнее белье, обычно из льна, — рубашки с длинными рукавами и кальсоны у мужчин (до колена). или ниже и известный как braies) и длинная сорочка для женщин.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Англосаксонская одежда, 6-9 век н.э.

Альберт Кречмер (общественное достояние)

Оба пола носили туники с длинными рукавами, у которых был либо низкий вырез на шее, либо разрез спереди, чтобы их можно было надеть через голову, а затем завязать на шее, иногда с помощью броши. Туника могла спускаться до колен или даже до щиколоток в случае более формальной одежды для знати. Более длинные версии обычно разделялись до талии спереди и сзади. Большинство туник было сделано в одном цвете, хотя они могли иметь подкладку другого цвета. Декоративная вышивка чаще всего добавлялась на горловину, обшлага и подол, реже на предплечье или по всему изделию. Модой 14 века н.э. был джупон или пуант, обтягивающая туника или куртка с набивкой. Юпон застегивался на пуговицы или шнурки по всей передней части, иногда пуговицы шли от локтя до запястья; рукава этой одежды иногда доходили до костяшек пальцев.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Верхняя одежда

Поверх первой туники надевали другую тунику, но либо без рукавов, либо с гораздо более широкими рукавами; он также был короче в талии, чем подтуника. Для более холодной погоды эти верхние туники часто были подбиты мехом (тогда это называлось пелиссон). Поясной ремень с декоративной металлической пряжкой надевался поверх туники и был самой яркой частью мужского гардероба, очень часто с золотыми, серебряными и драгоценными украшениями.

Иллюстрации средневековья часто изображают довольно простые платья с минимальным декором.

Альтернативным типом верхней туники была накидка, покроенная как пончо, но с боковыми швами или застежками. Геральды носили версию гербовой накидки с рукавами, закрывающими только внешние руки, и грудью, украшенной гербом дворянина, которого они представляли. И снова в 14 веке н.э. появилась новая мода, мода на кот-харди, узкую куртку с рукавами, доходящими только до локтей, и пуговицами или шнурками от шеи до талии (кружева были особенно модны в 12 веке). век нашей эры). Подвязанная ремнем часть ниже талии вздымалась, как юбка, иногда с рваным краем. Со временем к рукавам были добавлены подвесные манжеты, которые стали длиннее, и добавлен воротник.

Удалить рекламу

Реклама

Благородные женщины носили красивые платья, особенно при дворе и на таких светских мероприятиях, как средневековый турнир. В отличие от более поздних романтических картин, средневековые иллюстрации часто изображают довольно простые платья с минимальным декором. Как правило, однотонные (иногда с подкладкой другого цвета), они длинные, с длинными рукавами, с высоким вырезом и плотно облегающие выше пояса на талии. Женские ремни, почти всегда присутствующие на могилах и иллюстрациях, иногда имели свисающие цепи (chatelain), к которым были прикреплены небольшие декоративные предметы (для работающих женщин это были бы небольшие инструменты, полезные для таких задач, как ткачество и вышивка). Самым распространенным дополнительным украшением является кайма на манжетах и ​​вырезе горловины. платья. На иллюстрациях часто изображены высокие остроконечные или плоские шляпы со свисающей вниз вуалью, хотя и не закрывающей лицо.

Английская средневековая одежда, ок. 1300 г. н.э.

Альберт Кречмер (общественное достояние)

Мужчины носили чулки или длинные чулки из шерсти или льна, которые доходили до колена или чуть выше него и прикреплялись к поясу комбинезонов. Женские чулки были короче и удерживались подвязкой ниже колена. Некоторые чулки заканчивались стременем, а те, которые полностью закрывали ногу, могли иметь добавленную к ним кожаную подошву. Чулки также могут быть дополнены, чтобы создать модный ярко выраженный кончик на пальцах ног.

Плащи и накидки

Для выхода в свет надевали плащ или мантию, которые обычно шили из примерно круглого или прямоугольного куска ткани, который также мог быть отделан мехом. Это был еще один шанс немного украшений, так как плащи застегивались либо цепочкой, либо брошью на шее. Альтернативным креплением было протянуть один угол плаща через отверстие в другом верхнем углу, а затем завязать узел. Мужчина мог застегнуть плащ на левом плече, чтобы правая рука могла свободно выхватывать меч. Альтернативой плащу был большой плащ (гард-корпус или геригурд), доходивший до голени или щиколотки и с широкими рукавами, собранными на плече. И плащи, и пальто могут иметь капюшон, некоторые из них застегиваются на пуговицу. Альтернативой головному убору был полностью отдельный капюшон, закрывавший также плечи. Альтернативной верхней одеждой 14 века н.э. был houppelande, длинный халат, разделенный по бокам от талии вниз, с расклешенными рукавами и высоким воротником.

Удалить рекламу

Реклама

Генри, герцог Ланкастерский

Неизвестный художник (общественное достояние)

Перчатки, головные уборы и обувь

Перчатки носили на открытом воздухе и могли доходить почти до локтя. Они также использовали меховую подкладку и часто имели вышивку, обычно золотую ленту. Шляпы носили все. Дома мужчины носили полотняный чепец (прилегающую шапку), который завязывался под подбородком и украшался вышивкой. Между тем женщины носили вимпл (головной убор, который также закрывает шею и бока лица). Оставаясь в домашнем головном уборе, на улице носили кепку или капюшон, а в путешествии — шляпу с полями, которые можно было завернуть сзади или спереди. Одни шляпы имели мягкую и бесформенную тулью, другие были круглыми или имели плоскую вершину, и все типы легко могли быть украшены парой страусиных или павлиньих перьев. С 14 века н.э. в моду вошли ленты для шляп.

Сапоги, обычно достаточно свободного кроя, были либо высокими, либо низкими (башкины). Обувь, закрывающую щиколотку, носили на улице, а в личных покоях — мягкие шлепанцы. Обувь из ткани или кожи закрывалась внутренними шнурками, ремешком или пряжкой, что давало еще одну возможность для украшения и персонализации. С течением Средневековья обувь становилась все более остроконечной, особенно мужской.

Техническое обслуживание

Аристократам не нужно было заботиться об уходе за своим гардеробом, так как этим занимался их персонал. Камергер (до того, как роль расширилась и стала более важной) отвечал за гардероб своего хозяина, который хранился сложенным в сундуках или на крючках («окунях»), когда он не использовался. У дам были фрейлины и горничные, которые помогали им одеться. Стиркой занимались прачки, которые замачивали одежду или, по крайней мере, менее деликатные мелкие вещи в ваннах с водой, смешанной с едким натром и древесной золой, а затем оттирали их дочиста деревянными лопатками.

Удалить рекламу

Реклама

Социальный дисплей и управление

Как уже было сказано, такого различия между общим фасоном одежды разных сословий, кроме как по крою и материалам, не было. Тем не менее, различие было резким, и его защищали высшие классы, особенно когда люди пытались одеваться выше своего положения для личного продвижения. Начиная с 13 века н.э. были приняты различные законы о роскоши, которые ограничивали ношение определенных материалов низшими классами, чтобы сохранить классовое разделение общества. Были даже ограничения на количество таких дорогих импортных материалов, как меха и роскошные ткани, такие как шелк, для той же цели. Другим показателем взаимосвязи между одеждой и социальным статусом является тот факт, что одежда рассматривалась наряду с другими предметами собственности человека для определения их налоговых обязательств, но для высших классов одежда часто не учитывалась, предполагая, что социальная демонстрация считалась необходимостью. для них и ненужная роскошь для всех остальных.

Herald of Arms

Неизвестный художник (общественное достояние)

Духовенство было той частью общества, у которой было больше ограничений в одежде, чем у большинства: монахини не могли носить дорогие меха, а члены определенных монашеских орденов должны были носить особый стиль одежды, чтобы их было легко узнать. Члены светского духовенства также не могли принять некоторые более широкие моды, в частности укорочение туники в 13 веке н.э., чтобы показать немного больше ноги, или использование слишком большого количества цветов в одном наряде. Хотя есть свидетельства того, что эти правила часто игнорировались, идея заключалась в том, чтобы сохранить различие между духовенством и другими членами общества, особенно рыцарями. Были даже меры, чтобы различать конфессии, и еврейское духовенство, например, должно было носить на груди две белые таблички из льна или пергамента с середины 13 века н.э.

Доступ к одежде также был ограничен во времена экономических конфликтов во время таких войн, как Столетняя война с Францией (1337-1453 гг. н.э.), по-видимому, чтобы остановить расточительные расходы. В такие времена правительства, по сути, нормировали одежду, так что, например, священникам разрешалось надевать только одно новое одеяние в год, а епископам — три. Те же правила применялись к аристократическим дамам и рыцарям, которые могли иметь только одну новую смену наряда в год. Для персонала, нанятого местным бароном или владельцем замка, существовали различия в стоимости, ткани и цвете одежды, которую их лорд давал им, так что существовали заметные различия между такими группами, как мелкая прислуга, оруженосцы, клерки. , солдаты и сержанты.

Одежда оставалась важным и легко сообщаемым способом отображения ранга и должности. На поле боя рыцари носили кольчуги или пластинчатые доспехи с оттенком цвета, возможно, обеспечиваемым сюркотом и шлемом с перьями, но они все равно должны были выглядеть как представители рыцарства общества, даже когда были на досуге. Особые одежды носили в особых случаях те, кто имел привилегированное право их носить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *