Монструозные расы Средневековья
Иногда смотришься в зеркало утром — и ощущаешь себя каким-то средневековым монстром — не то сциопод, не то кинокефал. А то и вовсе трагелаф, прости, Господи. На самом деле, разобраться во всех них просто: если у вас есть куча свободного времени, рекомендуем открыть «Нюрнбергскую хронику» 1493 года или «Естественную историю» Плиния Старшего.
Но если свободного времени нет, не расстраивайтесь, мы все сделали за вас: взяли миниатюры из «Хроники» и нашли описания из Плиния. И это — восхитительная дичь. Здесь есть: эфиопы без головы, шестирукие сексуальные женщины-йети и люди-мухоморы. Есть даже предки современных жителей Поволжья. Захватывающее путешествие по трущобам средневекового разума.
Блеммии
Абсолютно безголовые. Идеальные наемники
Блеммии — племя безголовых дикарей, живущих на просторах Эфиопии, Ливии и Нубии. Их глаза расположены на плечах, а рот и нос — на груди, так что им и без головы неплохо. В античное время их называли эпифагами, и есть сообщается о том, что самопровозглашенный римский император Песценний Нигер набирал из них наемников для войны с дргуим самопровозглашенным императором, Септимием Севером.
Откуда растут ноги у этой легенды догадаться несложно. Дело в том, что в Нубии в античные времена действительно жило племя блеммиев. Они имели обычай раскрашивать свои доспехи, рисуя у себя на груди лица, чтобы запугивать врагов. Это и стало основой для легенде о расе безголовых. В Средневековье блеммии были одной из самых любимых монструозных рас, европейцы помещали их во всех уголках мира. Стоило кому-то открыть новые земли, и он тут же рассказывал о том, что видел там людей без головы. Так блеммии «появились» в Индии, Америке и даже в Сибири.
Сциоподы
Народ-мухомор
Сциоподы — раса одноногих карликов, у которых такая большая стопа, что они могут использовать ее как зонтик. Собственно говоря, так они и проводят жаркие дни — прикрываются ногой и дремлют, спасаясь от зноя. В целом они безобидны — разве что прыгая могут отдавить вам ногу.
Крайне любопытно то, откуда взялась легенда о сциоподах: есть теория, согласно которой рассказы о них пришли из Индии, но изменились до неузнаваемости из-за эффекта «испорченного телефона». Индийцы действительно рассказывали об одноногих людях, которые спят, укрывшись от солнца под зонтом. Вот только это было поэтической метафорой сомы — священного галлюциногенного напитка, который делался из грибов (скорее всего, мухоморов). Таким образом, сциоподы — это просто мухоморы, которых приняли за расу людей.
Панотии
Летают, расправив уши как крылья
Панотии — человекоподобные существа, которые обладают такими большими ушами, что используют их в качестве одежды, укрываясь в них словно в пончо. Панотии, согласно Плинию Старшему, живут на островах в Черном море и невероятно пугливы. Завидев человека, они могут расправить свои уши как паруса и улететь, оседлав потоки воздуха. В общем, это как гарпии наоборот — добрые, стеснительные, и вызывающие смех у моряков. Единственные, кто были недовольны излишней скромностью панотий — миссионеры. Тяжело, знаете ли, крестить и проповедовать человеку, который улетает от тебя на собственных ушах.
Пигмеи
Ведут геноцид аистов
Пигмеи — самая старая из «монструозных» рас, их упоминает еще Гомер в «Илиаде». При этом отношение к ним всегда было самым позитивным. По представлениям европейских авторов, пигмеи живут а Африке (как позже выяснилось, на самом деле так и есть), ростом едва ли доходят обычному человеку до пупа и вечно страдают из-за своей низкорослости. К примеру, беднягам постоянно приходится сражаться с аистами — идут настоящие войны, в которых то одна, то другая сторона одерживает победы.
Со временем представления о пигмеях менялись: ранние античные авторы считали их темнокожими, но хорошо сложенными, хоть и невысокими. Позже пигмеев начали считать чем-то вроде шкодливых взрослых, застрявших в теле маленьких детей. Пигмей в представлении средневекового монаха (на картинке) — совсем не черный и похож на обычного европейского горожанина, только небольшого роста. Любопытно, что античная легенда о войне пигмеев и аистов дошла даже до Китая. Как — непонятно.
Антиподы
Живут на обратной стороне Земли.
Поэтому у них проблемы с ногами
Вопреки распространенному заблуждению, люди в Средние века знали о том, что Земля — это шар. И, зная об этом, могли догадаться, что у планеты есть обратная сторона, в которой все должно быть наоборот. Однако эту идею они восприняли слишком буквально и поэтому считали, что с другой стороны земного шара живут антиподы — люди с ногами, которые загнуты назад. Объяснение тут убийственно логичное: на обратной стороне Земли и ходить тоже приходится в обратную сторону — задом наперед.
Кинокефалы
Те самые гноллы из Heroes of Might and Magic III
Кинокефалы, или псоглавцы, обитали в Индии, общались с помощью лая, носили необработанные шкуры животных и дышали огнем. Они жили в пещерах, но были прекрасными лучниками и воинами, так что теперь вы знаете, откуда взялась раса гноллов из Heroes of Might and Magic III. Кроме Индии кинокефалов замечали на Дону, в Крыму, Африке и, позже, на Карибах. В общем, миф был очень стойким. Настолько, что в III веке появился христианский святой с головой пса — Христофор, и никого это не смущало. Как видите, люди тогда были парадоксально толерантны — если псоглавец крещеный, то он уже, считай что, полноценный человек.
Аримаспы
Одноглазые предки современных жителей Поволжья
Существо на этой средневековой миниатюре — не циклоп, как можно было подумать, а аримасп. Аримаспы — не великаны, хотя отличаются крепким телосложением. Они обитают на крайнем северо-западе Ойкумены, то есть где угодно за Доном, предположительно на Урале. Этот народ диковат, живет в холодных землях, ночует в пещерах, а все свободное время проводит в битвах с грифонами, которых они пытаются ограбить, отняв золото. Зачем дикарям из пещер золото — непонятно, но увлечены они им настолько, что того и гляди истребят всю популяцию.
Некоторые современные исследователи отождествляют аримаспов с финно-угорским народом — марийцами, которые и сейчас живут в Поволжье. Почему именно с ними — совершенно непонятно, но теория забавная.
Астомии
Ультра-веганы: питаются исключительно запахом
Астомии — это самые радикальные вегетарианцы в мире. У них вообще нет ртов, зато есть носы, с помощью которых они вдыхают ароматы яблок, и тем насыщаются. Правда, художник «Нюрнбергской хроники» почему-то изобразил все наоборот. В любом случае, астомии — одни из самых любопытных монструозных рас Средневековья. Их происхождение довольно прозрачно: по легенде они обитают в Индии, как раз там, где живут джайны — представители религии, которые отказываются от мясоедения и причинения вреда любым существам. Часто они даже носят повязки, покрывающие рот, чтобы ненароком не проглотить какую-нибудь мошку и тем самым не убить ее.
Отдельная разновидность астомиев — «трубочники». Эти, в отличие от своих собратьев, которым не повезло с наличием рта, — идейные. Внешне они — обычные люди, просто способны питаться одним лишь запахом еды, вдыхая его с помощью трубок.
Андрогины
Мужчино-женщины и женщино-мужчины
Андрогин: наполовину женщина, наполовину мужчина
По заверениям все того же Плиния Старшего, андрогины — это раса гермафродитов, людей, соединяющих в себе и мужские, и женские половые признаки. Плиний ничего не говорил о том, что андрогины как-то отличаются, но вот «Нюрнбергская хроника» показывает два варианта: «женский» и «мужской», хотя это могут быть гермафродиты разного возраста.
В Средние века части тела андрогинов (особенно гениталии, конечно) были ходовым товаром среди алхимиков. Так что даже если бы они существовали, их бы истребили ради трансмутации и создания красной тинктуры (иначе говоря, философского камня).
Андрогин: наполовину мужчина, наполовину женщина (не перепутайте!)
Трагелафы. Они же иркоцервусы
Несмотря на копыта, не имеют к Дьяволу никакого отношения.
Идеальные слуги
Помните Чел-медведо-свина из «Южного Парка»? Он — наполовину человек, наполовину медведосвин. В средневековом бестиарии нашлось место для чего-то похожего, только тогда все воспринимали его всерьез. Люди с козлиными ногами — давний европейский символ, и довольно очевидный: смешение животного и человеческого, вспомните тех же сатиров. В Христианскую эпоху все стало еще однозначнее: дьявольщина как она есть. Однако в позднем Средневековье ученые люди придали копытам новый философский смысл.
С модой на труды Аристотеля началась эпоха копирования его идей, причем часто безоглядного. У греческого философа фигурирует идея о Иркоцервусе — полуолене-полукозле. Классик использовал эту концепцию почти в шутку: с ее помощью он демонстрировал, что мы способны создать в воображении нечто принципиально новое на основе старого опыта. Однако многие поняли метафору буквально и решили, что олене-козел действительно существует, да еще и обладает какими-то волшебными свойствами. Потом идея мутировала еще более странным образом: словом «иркоцервус» начали называть человека с чертами оленя и козла, который одновременно является идеальным слугой. Он молчит, покорно работает и довольствуется одним лишь зерном.
«Мохнатые люди»
Их женщины, покрытые мехом, по-своему симпатичны
Легенда об этом народе родилась после индийского похода Александра Македонского. Якобы во время маршей его солдаты часто видели бродящих вдоль рек мохнатых людей. Они ловили рыбу, жили в пещерах и прятались при малейшей угрозе. Считается, что женщины племени менее волосаты, чем мужчины, и даже по-своему обаятельны, что, впрочем, можно свалить на одиночество солдат, годами скитающихся в походах.
Некоторые из «мохнатых людей» еще и шестируки. Легко догадаться, что этот образ позаимствован из индийской культуры с ее многорукими богами.
Другие, менее известные, но не менее безумные расы:
Большеротые дикари, наверняка злейшие враги безротых вегетарианцев.
Странные кентавры без передних ног.
Люди-аисты. Страшный сон пигмея.
Четвероглазые люди. Благодаря своей особенности — прекрасные лучники. Наверняка еще один образ, пришедший из Индии.
Бонус: еще более безумные твари от других средневековых авторов
Смесь панотии, аримаспа, большеротого дикаря, сциопода и черт знает чего еще. Якобс Слипериус (Jacobus Sluperius).
Рыба-епископ (наполовину рыба, наполовину епископ — даже страшно представить) — Гийом Рондле (Guillaume Rondelet).
Иллюстрация к книге XIV века «Приключения Сэра Джона Мандевиля».
Может показаться, что с уходом Средних веков исчезли и блеммии вместе с кинокефалами, но это совсем не так. Стоило исследовать земли, которые раньше казались далекими, и выяснить, что никаких демоноидов там нет, как открывались новые континенты, и путешественники снова рассказывали о собакоголовых или одноглазых племенах. Люди обожают человекоподобных монстров и не расстанутся с ними никогда. Вот увидите: первые колонисты Марса будут уверять, что видели какую-то тварь, которую уже описывал Плиний Старший.
Тем, кто хочет подробнее ознакомиться с монструозными расами Средневековья, советуем обратиться к книге «The Monstrous Races in Medieval Art and Thought» Джона Блока Фридмана. Изображения из «Нюрнбергской хроники» можно найти здесь.
Монстры средневековья:) — Fairyland — LiveJournal
Чудовищные расы и существа. У самых истоков мистического триллера.
Средневековое воображение заселяло чудовищами главным образом страны Востока и прежде всего Индию, которая со времен Александра Македонского рисовалась страной чудес.
Ещё древние греки отожествляли свои страхи с образом мифологических чудовищ — грифонов, сирен и прочих. Античные писатели придумали расы чудовищных людей и животных, которыми они заселили далекий Восток.
Ок. 300 г. до н.э. грек Мегасфен собрал в трактате об Индии известные сведения о чудовищах.
Драконы, с удовольствием пожирающие людей.
1. Миниатюра из английской Библии 13 века.
2. St. Gallen, Stiftsarchiv (Abtei Pfäfers), Cod
В этих сочинениях впервые появляются описания диковинных народов и существ, которые потом будут так долго волновать воображение людей европейского средневековья.
Сведения эти почти полтора тысячелетия были единственным источником знаний об Индии и других азиатских странах.
Дальше авторы I-III в. заимствовали эти сведения, дополняли и развивали.
Мантикора — чудовище — людоед с львиным телом ярко-красного цвета, человеческой головой и хвостом скорпиона,который заканчивается ядовитым шипом. Английский бестиарий/ приблизительно от 1225- 1250 гг/
Учёные мужи Средневековья XII—XIII вв. сделали описания чудовищ неотъемлемой частью энциклопедических трактатов.
В эпоху крестовых походов хронист Фульхерий Шартрский и писатель Жак Витрийский увлекались описанием сказочных животных, которых крестоносцы не замедлили открыть в Святой Земле.
Вот двоим морячкам «подфартило» столкнуться с морским монстром /Medieval Manuscript Illumination of a Sea Monster Found in a River by Sailors/
Многих существ, как и всё прочее, стремились рассматривать как религиозные и моральные символы.
Вот например Онокентавр.
В средневековой мифологии онокентавр — получеловек-полуосёл, иногда имевший не четыре, как кентавр, а только две ноги.
Полу-осло-человек атакует сконфуженного дракошу. Вот как-то так всё. /из Библии Мазарини, конец 15 века/
Часто их изображали с луком и стрелами.
Считалось, что онокентавры никогда не спят и что в неволе они способны уморить себя голодом, если их не освободят.
Он сочетает в себе «две природы: возвышенную и низменную», олицетворяя собою двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов.
миниатюра из Библии первой половины 13 века. Верона. Италия.
Ну а это Кентавр/центавр/ — существо дикое и очень древнее, известное ещё из греческих мифологий. Их довольно часто изображали на страницах книг Средневековья.
Вот обычный сюжет, где кентавр с луком и целиться в мирно гуляющих деву и льва.
Дева ни капли не испугана, нет. А у льва здесь такое выражение морды, дескать : «ё-моё, ты на кого батон крошишь, парниша?»
Часослов. Нормандия.15 век
1. А это кентавр творческий, музыцирующий. Фламандский псалтирь 1300 года.
2. Кентавр из французского часослова 1470-1480 гг.
Серый в яблочку Кентавр показывает дорогу заплутавшему Св.Антонию.
«Секреты естественной истории» Франция, около 1480-1485 г.
Есть в Англии легенды о мифическом чудовище, якобы живущем в северных морях.
Рассказы о «Морском монахе» известны со времен раннего средневековья.
Вот как, например, характеризует необыкновенную «рыбу» создатель первой «естественной истории» на немецком языке Конрад Мегенберг (1349 г.)
«Морским монахом/Monachus marinus/ называли чудовище в образе рыбы, с верхней частью тела как у человека; оно имеет голову, как у постриженного монаха.
Чудовище имеет обычай приманивать людей к морскому берегу, делая разные прыжки, и когда видит, что люди радуются, глядя на его игру, то оно еще веселее бросается в разные стороны; когда же ему удаётся схватить человека, то тащит его в воду и пожирает. Оно имеет лицо, не совсем сходное с человеком: рыбий нос и рот очень близко возле носа».
С точка зрения науки, эта «рыба» была не слишком редкой, и время от времени попадалась в сети вместе с сельдью.
Пойманный в 1550 г. экземпляр был послан королю в Копенгаген. У нее была человечья голова, а на голове монашеская тонзура. Одета она чешуями и как бы монашеским капюшоном. Король велел рыбу эту похоронить. С рыбы было сделано несколько рисунков, которые были посланы разным коронованным лицам и натуралистам Европы.
Но всё-таки «морской монах» — это легенда, что явилась из-за неправильного восприятия людей.
миниатюра 14 века из Британской библиотеки.
В средневековой традиции принято считать, что все твари созданы по образу и подобию Бога, а все, что отдаляется от божественного образа, чудовищно.
Чудовищное обличье — это отражение их душ, которых, видимо, не коснулось слово Божье, и потому они скорее принадлежат царству зла.
Они — вне нормы, вне традиции и обычая.
Этот стереотип легко срабатывал в сознании путешественников, знакомившихся с неизвестными народами. Так возникают образы чудовищных народов в трактатах путешественников и миссионеров.
Разработка генной инженерии — овцы с человеческми головами, живущие в буддистском монастыре. Париж,1410-1412 гг. /Hybrides dans un couvent bouddhiste
Odoric de Pordenone, Livre des Merveilles.Traduit par Jean le Long, illustré par le Maître de la Mazarine et collab. BNF, département des Manuscrits
Достаточно известно, что повседневность Западной средневековой Европы была проникнута различными мистическими суевериями и предубеждениями.
Особенно интересно это проявлялось в отношении веры в существование, разработанных ещё Античной мифологией, полу-людей-полу-зверей.
Считалось, что эта расса обитала либо на Востоке, либо в Индии и Африке.
Псоголовый человек дует в трубу. Источник миниатюры найти не удалось, но по всей видимости конец 13 -нач.14 века.
В 1252 — 1253 годах фламандец Биллом Рейсбрук, более известный под именем Гийома Рубрука, по поручению римского папы отправился с дипломатической миссией в ставку монгольского хана.
В Каракоруме(монг. Хархорин) — столица Монгольской империи в 1220—1260 годах)) он интересовался людьми с песьими головами, в существование которых жители средневековой Европы свято верили.
О том говорилось в «Книге Чудовищных людей Востока «XIV века/Thomas of Cantimpré. Liber-де-Monstruosis Hominibus Orientis/
Дык, ясен пень, ведь на существовании этих чудовищ настаивал даже такой авторитет, как епископ Исидор Севильский (VI — VII ст.).
Вот миниатюры из «Путешествий…» Марко Поло /Marco Polo, Livre des merveilles. Paris, c.1410-1412. Nicobar dog men. Bibliothèque nationale de France/
Свое описание северных, неведомых ранее земель монах-путешественник завершил словами: «Я пытался разузнать о чудовищных людях, о которых рассказывали Исидор и Солин. Татары говорили, что никогда не видели ничего подобного. Поэтому мы очень сомневаемся, что они говорили нам правду».
Рубрук возмущался и негодовал на злое коварство монгольских варваров,не желающих раскрыть истину учёному человеку. Ведь все продвинутые умы знают, что племя псоголовых людей существует.
Псоголовый охотник из французской книги 16 века /Paris, Bibl. Sainte-Geneviève, ms. 3401. Manuel Philes, De animalium proprietate (grec). (1566)/
Блемии/The Blemmyes (Latin Blemmyae)/ — в средневековых бестиариях племя безголовых людей с лицами на груди.
Средневековый путешественник Марко Поло утверждал, что они существуют на таинственных, далеких землях.Считалось, что это племя не имеет мозгов и живёт в Африке, к югу от Египта.
Блемий. Маргиналия из Псалтыри.
Рукопись из коллекции герцога Рутланда, замок Бельвуар. f.88v. Англия, 1250 год — один на жёлтом фоне
Миниатюра из «Книги романов» (французский перевод «Романа об Александре»). Франция, Руан,1444-1445 гг.
Рукопись Британской библиотеки Royal 15 E.Vi, fol.21v.
Рукопись подарена королеве Маргарите Анжуйской, жене Генриха VI, графом Шрусберри. — рыцари встречают Белеми
Слово «Сциопод» происходит от слова древнегреческого,состоящего из двух частей «тень» + «нога».
Этих одноногих существ тоже причисляли к жителям Индии /воистину жуткая страна/. Сциоподы прикрывались своей единственной огромной ногой от дождя и солнца, их изображения встречаются и на средневековых рисунках и барельефах.
миниатюра из библии Мазарини. Франция,15 век.
BNF Clermont-Ferrand MS 0084 fol-94.
Двое охотников изловили существо, заросшее шОрстью.
Не иначе как Йети.
Изображение довольно позднее. Самый конец 16-го века. /The Augsburg Wunderzeichenbuch — A mid-sixteenth century book of miracles/
За горами, за лесами
Ходит чудик с волосами.
Он не плод дурной любви,
Он упал в Патин-Про-Ви.
Такой же волосатик, только в тапочках на миниатюре 15 века. Фландрия /Hours, Use of Rome. End of the 15th century. Flanders/
Нажрался как свинья!
Оказалось, что это выражение было в обиходе и в то время.
Миниатюра о последствиях неуёмных возлияний конечно не совсем по теме, но тоже что-то есть. Люди выпивают, некоторые даже закусывают, а на земле валяется Существо, потерявшее человеческий облик.
Франция,15 век.
На том завершаю свой рассказ про существ жутких и не очень.
И потому как дело идёт к ночи, желаю всем, чтоб такие монстрилы не приходили к вам ни во сне и не при свете дня. А если и приходили, то были бы настроены улыбчиво и миролюбиво. Спокойствия и уюта вам!
Адриана спит на острове в окружении зверей. 1493 г./Adriane, asleep in bed on an island, surounded by a lion, a wolf, a griffin and a dragon/
миниатюры выужены отсюда:
1. LUNA
http://bodley30.bodley.ox.ac.uk:8180/luna/servlet
2.
в коллаже использованы миниатюры из Нормадского часослова 15 века, французская миниатюра 13 века/Дижон/ и из Амьенского часослова /Франция/ конца 15 века.
Монстры средневековья — Вспомнить, подумать… — LiveJournal
?- ngasanova
На страницах древних книг можно встретить огромное разнообразие чудовищ и химер, подробные
описания драконов, единорогов и василисков. Образы этих существ наделялись аллегорическим
содержанием и толковались как символ того или иного греха или добродетели.
Однако, есть один образ, который вовсе не вселяет ужас в наши умы и сердца — это изображение улитки.
Образ улитки как чудовища особенно распространен в маргиналиях, то есть рисунках или заметках,
находящихся на полях страниц средневековых иллюминированных книг. Большое количество подобного рода
изображений можно встретить на полях средневековых псалтырей и часословах.
изрядно увеличенные в размерах, подвергаются жестоким нападкам со стороны рыцарей и земледельцев,
выражающих явное желание лишить улитку жизни.Почему в Средние века люди боялись улиток и желали им смерти?
Очевиден тот факт, что цепь означающего и означаемого для большей части
символов средневековой культуры безвозвратно утеряна.
Однако исследователи выдвигают различные версии.Самая распространенная версия связана с тем, что улитка — это, в первую очередь, садовый вредитель.
В Средние века отношения людей с животными складывались несколько не обычно. Люди, чья жизнь была
полностью подчинена религии, искали пути взаимодействия с действительностью сквозь призму религиозных
текстов, в связи с чем возникали вопросы относительно поведения животных в этом теоцентрическом мире.
Вплоть до Нового времени обычным делом было разворачивать судебные процессы над животными, о чем пишет
французский исследователь Мишель Пастуро в книге «Символическая история европейского средневековья».В одной только Франции в период с XIII по XVI века было проведено около 60 процессов над разными
животными, как над крупными, например свиньями, так над грызунами и насекомыми. Считалось, что животное
должно нести наказание за содеянное зло, даже если оно являлось частью его естественного поведения.Изучением феномена правовой ответственности животных перед обществом озаботились в XVI веке, тогда
Бартелеми де Шасне, бургундский юрист, написал сборник разъяснений к различным вопросам юриспруденции,
где оставил подробные описания судебных процессов против животных. Он упоминает дела, связанные с этим
вопросом и создает на их основе список наиболее вредоносных животных, в который попадали крысы, гусеницы,
реальной способностью улитки навредить урожаю.Версия, безусловно, заманчивая, однако она бессильна перед спецификой некоторых изображений.
В той же Горлстонской псалтыри XIV века есть несколько изображений, не вписывающихся в эту
концепцию, например, где улитка побеждает рыцаря или, что еще более странно, рыцарь молится улитке.Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что большинство персонажей маргиналий именно животные, что,
скорее всего, указывает на некий аллегорический или даже сатирический подтекст подобных изображений,
смысл которых нам вряд ли суждено узнать наверняка.Источник — cablook.com
Tags: миниатюры, миниатюры — кровавые страницы, средневековье
Монстры средневековья
January 8th, 2018
Освещение
Этот тип средневековой живописи, предназначенный для иллюстрирования всевозможных рукописей, стал источником изучения истории и обычаев того…
Миниатюры
Этот вид росписи широко использовался для украшения рукописей монастырей, летописей и др. Unknown (ca 1490)- «Диоген и ящики из…
Медицина в иллюстрациях рукописей
О медицине Средневековой Европы Смелость и прогресс европейской средневековой медицины 2-го тысячелетия выражены на картинах самых…
Любовные игры средневековья
Конец 15 века (ок. 1490-1500) Нидерланды — Брюгге Лондон, Британская библиотека Harley 4425: Роман де ла Роуз Гийома де Лорри и Жана де…
Ранние аптеки
Сначала, конечно, зарождалось искусство исцеления и врачи сами готовили лекарства для лечения. Затем появились фармацевты, занятые приготовлением…
Алхимия в мусульманских рукописях
Из-за влияния соседних народов, интегрированных в Исламскую империю, особенно египетского происхождения, получила большое развитие алхимия как…
Сон Чингисхана
Белый Рыцарь предсказывает его коронацию Начало 15 века (1400-1410), французский — Париж Национальная библиотека Франции (BNF)…
Куртуазная любовь
Куртуазная любовь — «утонченная любовь», форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной, предполагающая утонченность ухаживания и…
Головные уборы средневековья
Начало 15 века (1400-1410), Франция — Париж Национальная библиотека Франции 15 век (1450-1480)…
средневековых монстров | Кливлендский художественный музей
Стивен Н. Флигель Роберт П. Бергман на пенсии Куратор отдела средневекового искусства
Святая Марта, укрощающая тараска из времен Генриха VIII c. 1500 г. Иллюминировано Жаном Пуайе (француз, работал в 1465–1503 гг.). Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, Дар Фонда Хайнемана, 1977 г., MS H.8 (л. 191v)
Святая Маргарет в тюрьме с драконом из Молитвенника Анны де Бретань, на латыни и французский с. 1492–95. Жан Пойер. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, приобретено Пьерпонтом Морганом (1837–1913), 1905 г., MS M.50 (л. 20 об.)
его монстры. Происхождение средневековых монстров часто восходит к древним писателям, таким как Плиний Старший (23–79 гг. Н. Э.), Который писал о странных существах и расах людей, живущих на окраинах известного мира. Средневековые авторы присвоили и адаптировали эти изображения, в то время как философ Святой Августин ссылался на их существование, а средневековые теологи учили, что они были частью божественного плана Бога.
Средневековые художники обладали энциклопедическими знаниями о таких существах, некоторые из которых, возможно, до сих пор нам знакомы, а именно драконы, гарпии, грифоны, василиски и сирены. Среди них также были монстры, ныне почти забытые, чуждые и неизвестные: кинокефалы, люди с собачьими головами; сциаподы, существа с одной гигантской ногой; блемми, безголовые люди с лицами на груди; и panotii, существа с гигантскими ушами. Монстры постоянно присутствуют в средневековом искусстве, они даже сидят на каменных капителях романских монастырей или прячутся в скульптурных порталах готических соборов. Появляясь в средствах массовой информации — в скульптуре, изделиях из металла, слоновой кости и текстиле — они особенно очевидны на полях и миниатюрах иллюминированных средневековых рукописей.
Инновационная выставка Средневековые монстры , организованная Библиотекой и музеем Моргана, впервые исследует эту тему на страницах примерно 60 иллюстрированных рукописей из знаменитой коллекции Моргана. Рукописи, охватывающие религиозные, литургические и светские функции, датируются периодом с 800-х до конца 1500-х годов. Некоторые из этих роскошно украшенных работ были украшены известными художниками, такими как Жан Пойе и Симон Бенинг, или принадлежали известным покровителям, включая Генриха VIII Английского, Анну Бретанскую, Иоланду де Суассон и Екатерину Клевскую. Исследуя сложную социальную роль монстров в Средние века, выставка побуждает зрителей задуматься о роли этих существ в средневековом искусстве, о том, как они были восприняты предполагаемым зрителем и как они служили способом взаимодействия с чужим, неизвестное и сверхъестественное.
Рукописи Моргана дополняются работами из богатых коллекций CMA, включая скульптуру, гравюры и иллюстрированные рукописи. Выставка сначала исследует происхождение монстров в древнем мире, а завершается рассмотрением чудовищных изображений как связующего звена юмора, сатиры, предостережения и вдохновения. На страницах иллюминированных манускриптов эти фигуры функционировали в контексте, который варьировался от рыцарских сказок до полей религиозных книг, в которых множество странных существ вели себя иногда знакомым, иногда странным, а иногда и грубым образом.
Средневековые монстры проводит посетителя через три секции. Первый, «Ужасы», исследует, как эти существа усиливали ауру тех, кто обладал властью, обычно мужчин, происходящих из знати и духовенства. Объекты показывают, как монструозные образы могут быть использованы для принуждения общества к согласию и подавления инакомыслия, разжигая страх. Именно в этом разделе мы встречаем героических святых и ангелов, сражающихся с силами зла, такими как драконы и демоны. Именно здесь мы сталкиваемся с грозными адскими пастями, иллюстрирующими судьбу тех, кто отвергает праведную жизнь.
Псалтирь-Часы Иоланды де Суассон на латыни c. 1280–99 и французский язык, ок. 1400. Франция, Амьен. Пергамент, тушь, темпера, золото. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, куплено, 1927 г., MS M.729 (л. 404v – 405r)
Roman du Saint Graal, et de Merlin (Роман о Святом Граале и Мерлине) на французском языке c . 1450. Франция. Пергамент, тушь, темпера, золото. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, приобретены Пьерпонтом Морганом (1837–1819 гг.).13), до 1913 г., MS M.207 (л. 129v–130r)
Второй раздел, «Чужие», использует другой подход к чудовищному, определяя его как глубокое чувство отличия или инаковости. Работы демонстрируют, как маргинализированные группы в европейском обществе, такие как евреи, мусульмане, женщины (чей пол, как считалось, несет на себе грех Евы), бедняки и инвалиды, подвергались дальнейшему отчуждению, будучи демонизированными как чудовищные. Романтизированное восприятие Средневековья с рыцарскими рыцарями, замками и монахами, переписывающими священные тексты в пределах увитого плющом монастыря, во многом является детищем XIX века.век. Здесь этот образ подвергается сомнению. Несмотря на то, что Средневековье отвечало за изысканное искусство и потрясающую архитектуру, а также за такие институты, как университеты, конституции и парламенты, оно не было эпохой толерантности или плюрализма. В этом разделе разоблачаются средневековые расовые стереотипы, антисемитизм и женоненавистничество, проиллюстрированные чудовищными изображениями некоторых людей, которые считаются за пределами мейнстрима.
Livre des merveilles du monde (Книга чудес света) на французском языке с. 1460. Освещено мастером Женевы Боккаччо (французский, работал в 1440–1480). Франция, Анже(?). Тушь и темпера на пергаменте. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, приобретено Пьерпонтом Морганом (1837–1913), 1911 г., MS M.461 (фол. 26v–27r)
Les abus du monde (Злоупотребления мира) c . 1510. Пьер Грингор (француз, ок. 1475–1538). Франция, Руан. Пергамент, тушь, темпера, золото. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, приобретены Пьерпонтом Морганом (1837–1819 гг.).13), 1899, MS M.42 (л. 14v–15r)
В третьем разделе «Чудеса» рассматривается один из самых захватывающих аспектов монстров: их способность вызывать глубокое чувство чуда. , трепет и тайна. Монстры не всегда были страшными или отталкивающими существами, вместо этого они могли принимать форму легендарных зверей, таких как кентавры, грифоны, гиганты и единороги. Звери в этом разделе могут не обязательно обладать кодифицированными значениями или коннотациями, но своей странной красотой или ужасающей ненормальностью они внушают чувство чуда. Используемый в созерцательной, декоративной или развлекательной обстановке, этот класс монстров мог принести радость и даже смех в мрачный мир.
Чудовища были не просто плодом воображения, они играли важную роль на протяжении всей истории западной цивилизации. Повсеместное распространение и разнообразие чудовищ в средневековом искусстве свидетельствует об их культурном значении и разнообразном назначении. Для средневекового разума монстры были важным свидетельством активного вмешательства божественного в этот мир.
Искусство Кливленда , июль/август 2019 г.
Почему драконы доминировали в ландшафте средневековых монстров | История
В Средние века драконы чаще фигурировали в рассказах о жизни святых и религиозных деятелей, чем в рассказах об ограблениях и приключениях. Фотоиллюстрация Мейлана Солли / фотографии из Викисклада и Британской библиотеки, находящиеся в общественном достоянии.Дракон отдыхает на своем золотом кладе. Доблестный рыцарь бросается спасать девушку от чешуйчатого зверя. Эти образы давно ассоциируются с европейским Средневековьем, но большинство (все) средневековые люди всю свою жизнь не встречали ни одного крылатого огнедышащего бегемота. Драконы и другие монстры, ночи темные и полные ужаса, скрывались в основном в области историй — сказок, отфильтрованных через прошедшие века и наши собственные интересы, которые остаются с нами сегодня.
По мере приближения Хэллоуина мы, естественно, думаем о страшных историях. Хотя хоррор сегодня чаще всего связан с развлечением — острыми ощущениями от страха перед прыжком или саспенсом триллера — так было не всегда. В европейском Средневековье истории о монстрах служили инструментом религиозного обучения, предлагая примеры того, чего не следует делать, проявления угроз, исходящих от сверхъестественного и дьявольского, и метафоры о зле, которое люди причиняют друг другу.
Средневековые люди рассказывали сказки о всевозможных монстрах, в том числе о привидениях, оборотнях и женщинах, которые по субботам превращались в змей. Но драконы занимали особое место как в современном, так и в средневековом воображении. По словам историка Скотта Брюса, редактора недавно выпущенного Penguin Book of Dragons поясняет, что в средневековом мышлении драконы стояли «как враги человечества, с которыми мы меряем доблесть наших героев». Как таковые, они были аккуратно и легко вписаны в христианскую традицию, «часто выставленные… как агенты дьявола или замаскированные демоны».
Книга драконов пингвинов (классика пингвинов)
Две тысячи лет легенд и преданий об угрозе и величии драконов, вдохнувших огонь в наше воображение, от Древнего Рима до «Игры престолов»
За последние несколько лет Брюс, историк из Фордхэмского университета, накопил обширные знания о том, как средневековые люди говорили о монстрах. В 2016 году он опубликовал The Penguin Book of the Undead , а в 2018 году The Penguin Book of the Undead . Сборники текстов из древнего, средневекового и раннего Нового времени, эти книги позволяют читателям своими глазами увидеть, как люди из прошлого думали о вещах, которые наткнулись на ночь. По словам Брюса, одна из причин, по которой он сотрудничал с Penguin в сериале, заключалась в том, что он хотел сделать «эти увлекательные темы… доступными для обычных читателей», продемонстрировав, что монстры прошлого не такие, как современные.
Иллюминированная рукопись с изображением Святой Марины и дракона. Общественное достояние через Wikimedia CommonsХотя драконы иногда появлялись как враги, которых нужно победить в доблестном единоборстве, в европейском Средневековье драконы чаще фигурировали в рассказах о жизни святых и религиозных деятелей, чем в рассказах об ограблениях и приключениях. В шестом веке, например, французский епископ и поэт Венанций Фортунат писал о епископе Парижа по имени Марцелл, который на глазах у собравшихся горожан прогнал дракона, сожравшего труп грешной дворянки. Епископ трижды ударил дракона по голове, провел его через Париж на поводке, а затем изгнал обратно в лес, чтобы он больше никогда не беспокоил город.
Точно так же византийский историк Михаил Пселл писал в 11 веке о драконе, мучившем святую Марину. Брошенная в тюрьму и подвергнутая пыткам римским чиновником, который хотел изнасиловать ее, Марина столкнулась с демоном в образе дракона. Монстр угрожал ей, проигнорировал ее молитвы и проглотил ее целиком. Не испугавшись, пишет Брюс, Марина «сделала знак святого Христа, и, когда этот знак упал перед остальными ее частями, они разорвали внутренности дракона. … [Он] был расколот на части и умер».
Драконы также могли воплощать в чешуе и огне поверженную угрозу язычества, как это было со Святым Георгием. Военный святой из восточного Средиземноморья, живший в третьем веке, Георгий предположительно убил своего дракона в римской провинции Ливия в Северной Африке. Для более поздних христиан это чудовище представляло язычников той эпохи, угрожая добродетели христианских девушек только для того, чтобы быть побежденным рыцарем. К тому времени, когда убийство дракона стало наиболее часто изображаемым элементом его истории, в Средневековье битва Джорджа также использовалась, чтобы говорить о современном западном рыцарстве и конфликтах между христианами и мусульманами. К святому активно призывали, например, латинские христиане, взявшие Иерусалим в 109 г.9.
Бернат Марторелл, Святой Георгий, убивающий дракона , 1435 Общественное достояние через Wikimedia CommonsТаким образом, монстры средневековья одновременно и естественны, и сверхъестественны, и метафоры, и более того. Дракон Венанция — существо из леса, а дракон Пселла — еще одна форма демона. Дракон Джорджа олицетворяет врагов церкви в человеческом обличье. В каждом случае эти драконы являются частью пейзажа — опасностью, с которой нужно столкнуться или, по крайней мере, подумать в повседневной жизни. Средневековые люди были не более суеверны или доверчивы, чем современные. Однако для людей прошлого истории о монстрах были не просто пугающими. Это были нравоучительные сказки, в которых содержались предупреждения и уроки для христиан, надеющихся обрести спасение.
Так что, возможно, наш современный мир не так уж и отличается. В истории Венанция дракон обитает в гробнице в качестве (сверх)естественного наказания за грехи умершего, предлагая предупреждение о том, что эти грехи будут известны. В тюрьме появляется дракон Пселла, сверхъестественное проявление опасности, которую представляет Марине правительственный чиновник. А дракон Джорджа патрулирует границы цивилизованного мира, представляя опасности чужаков. У нас в 21 веке другие тревоги, другие границы, очерченные вокруг нас, но у нас все еще есть монстры.
Паоло Уччелло, Святой Георгий и дракон , около 1470 г. Общественное достояние через Wikimedia CommonsПосмотрите еще раз на наши собственные страшилки, и вы найдете наши самые глубокие страхи. Фредди Крюгер прячется в нашем районе, готовый убить наших детей. Скайнет из фильмов «Терминатор » — лишь одно из многих проявлений нашего страха перед машинами. Демогоргон, монстр из сериала Netflix «Очень странные дела», появляется в результате секретных правительственных экспериментов. Как однажды спросил исследователь «Теории монстров» Джеффри Джером Коэн: «Действительно ли существуют монстры? Несомненно, они должны, потому что, если бы они этого не сделали, как могли бы мы?»
Монстры, как средневековые, так и современные, действительно являются частью нашей повседневной жизни. Мы задаемся вопросом вместе с Венанцием, можно ли кому-то простить то зло, которое он причинил другим в своей жизни, как мы можем считаться с последствиями тех действий после смерти грешников. Подобно Пселлу, мы можем понять мучения и внутреннюю силу молодой женщины, страдающей от жестокого обращения со стороны сильного мужчины. Это обычное человечество, которое создает монстров, чтобы наводить ужас, а также то, что вынуждено сталкиваться с этими монстрами, — это то, что очаровывает нас как историков, что побудило нас рассказать подобные истории (правда, только с одним драконом) в нашей будущей книге. Монстры, которых мы видим в своем воображении, а также монстры, которые постучатся в наши двери в этот Хэллоуин, в конечном счете являются версиями нас самих.
Светлые века: новая история средневековой Европы
Живая и авторитетная популярная история, которая опровергает распространенные заблуждения о европейском Средневековье, показывая красоту и общность, которые процветали рядом с темной жестокостью — блестящее отражение самого человечества.
Рекомендуемые видео
Бестиарий для Великолепно Неправильных Монстров Средневековья
Перейти к содержимому
Опубликовано вИскусствопо Эллисон Мейер
Св. Антоний и мучающие демоны, Йейтс Томпсон 49, ф.34v (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
За пределами карт, где границы исследования ограничивались воображением, средневековые художники и писатели создавали монстров. Люди превратились в животных, таких как панотии с огромными ушами, которые использовались вместо крыльев и одеял, и сциаподы — предположительно в Китае — которые держали одну гигантскую ногу над головой как зонтик. Единороги, которых могли приручить только девственные женщины, прятались в дремучих лесах Индии, а драконы прямо из ада терзали далекие города.
Обложка журнала «Средневековые монстры» (любезно предоставлена издательством Чикагского университета)
Книга « Средневековые монстры », выпущенная в этом месяце Британской библиотекой и распространяемая издательством Чикагского университета, содержит 100 изображений и исследует этих странных существ. Авторы Дэмиен Кемпф, средневековый историк, и Мария Л. Гилберт, старший писатель и редактор Музея Дж. Пола Гетти, пишут во введении, что книга «о том, как люди всегда представляют себе, что где-то в нашем мире или за его пределами существует существует другая категория существ, которая одновременно бросает вызов законам природы и очаровывает человеческий разум».
Это компактный том, следующий за аналогичными названиями Британской библиотеки, такими как Средневековые кошки и Средневековые собаки , которые также копались в темных уголках архивов учреждения. Изображения высокого разрешения со средневековых карт, религиозных манускриптов и томов о путешествиях заполняют страницы коротким текстом, дающим контекст. Выбранные монстры раскрывают беспокойство и любопытство к неизвестному, а также влияние религии в то время, когда считалось, что демоны посещают ваше смертное ложе для последнего искушения, а Иерусалим часто располагался в центре карт.
Страницы из «Средневековых монстров» (фото книги для гипераллергиков)
Страницы из «Средневековых монстров» (фото книги для гипераллергиков)
Некоторые из самых диковинных монстров просуществовали удивительно долго, среди них Blemmyae, безголовая гуманоидная раса с лицами на груди. Существа были описаны в 14-м веке Путешествия сэра Джона Мандевиля , вымышленном произведении, которое, тем не менее, хранил Христофор Колумб, когда он совершал свое собственное путешествие в неизвестность. Другие понимают опасности мира, такие как глубины и опасности океана, который и по сей день остается во многом загадочным. В 13 веке Гийом ле Клерк описал кита, который якобы маскировался под песчаный остров, заманивая моряков на берег для отдыха и разведения костров. «Когда чудовище чувствует жар огня, горящего на его спине, оно ныряет в глубины морские и тащит за собой корабль и всех людей», — писал он.
Доступ к путешествиям и глобальным контактам превратил сатиров, сирен, морских чудовищ, грифонов и даже странного персонажа, похожего на Йоду из Звездных войн , в миф. Подобно недавней выставке Strange Creatures в лондонском Зоологическом музее Гранта, на которой рассматривались иногда ужасно неправильные изображения экзотических животных в искусстве, они напоминают о постепенном расширении нашей глобальной связи и творчестве человеческого разума, чтобы заполнить его. пробелы.
Персонаж, похожий на Йоду, Royal 10 E.iv (любезно предоставлен Советом Британской библиотеки)
The Blemmyae, Royal 20 B. xx, (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Сирена, Add. 18852 f.102 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Единорог, Stowe 17, f.90v (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Panotii (справа), Add. 62925 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Демон на смертном одре, Арундел 484, ф. 245 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Демоны алчности, Доп. 28162 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Джордж убийца драконов, Add. 38126 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Вход в ад, Доп. 42555 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Зверь из Книги Откровения, Доп. 54180 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Битва с драконом, Доп. 62925 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Св. Антоний и демоны, Доп. 18851 f.464 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Ангел Михаил с драконами, Доп. 18851 f.464 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Дракон, Harley 3244 f.59 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Демон жадности, Йейтс Томпсон 13, f.111v (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Зверь из Книги Откровения, Доп. 28162 (любезно предоставлено Советом Британской библиотеки)
Medieval Monsters Дэмиена Кемпфа и Марии Л. Гилберт вышел в этом месяце из Британской библиотеки и издательства Чикагского университета.
Последний
Мичиганский арт-дилер обманул пожилых людей в мошеннической схеме на 1,6 миллиона долларов
Венди Холстед Берд выманила у своих клиентов более 100 фотографий, включая работы Ансела Адамса, и нацелилась на пожилых коллекционеров.
Элейн Вели
Обязательно к прочтению
На этой неделе уроки забастовки в художественном музее Филадельфии, роль Airbnb в жилищном кризисе, разница между «чай» и «чай» и многое другое.
Храг Вартанян и Лакшми Ривера Амин
От радужных и флуоресцентных до светостойких пигментов, компания, принадлежащая сотрудникам, теперь продает свои популярные краски с высокой текучестью в 85 цветах.
Рея Найяр
Геометрические картины Флеминга — это не минимализм Гринберга и Джадда с их упором на плоскостность и устранение пространства в живописи.
Джон Яу
Расписные терракоты Пола Анагностопулоса изобилуют богатыми аллегориями, которые можно распаковать — независимо от того, являетесь ли вы ЛГБТК+ или нет.
Дэниела Ларкина
Cuentos de Cuentas Карлы Закканини рассказывает о своей личной истории на фоне финансовых кризисов в Латинской Америке.
Мэг Уикс
И в основном это наша вина.
Эмма Шапиро
В вирусном ролике 21-летняя активистка Фиби Пламмер выступила в защиту протеста и раскритиковала бездействие британского правительства в отношении изменения климата.
Элейн Вели
Кентура Дэвис, Микалин Томас и Шиник Смит входят в число художников, создавших работы для K Line, которая соединяет исторические центры жизни и культуры чернокожих американцев в Лос-Анджелесе.
Мэтт Стромберг
Tagged: Статьи, Британская библиотека, Средневековье, средневековое искусство, Издательство Чикагского университетаЭллисон С.