Старая римская дорога: Старая Римская дорога (Календская тропа) в Крыму: на карте, фото, описание

Старая Римская дорога (Календская тропа) в Крыму: на карте, фото, описание

«Все дороги ведут в Рим» — этот крылатизм применим к территориям, входившим в одноименную империю. Когда-то частью Pax Romana стали и земли греческих полисов. Как известно, многие из них находились в Крыму. Римская дорога есть и на этом полуострове. Ее средняя часть раскинулась в известной Байдарской долине, по которой пробираются в не менее популярную у «дикарей» Скельскую пещеру. Финиширует достопримечательность в Херсонесе – под Севастополем.

СОДЕРЖАНИЕ



Содержание

Где расположен объект в Крыму?

На карте Крыма Римская дорога (середина) — едва заметная линия, проходящая в 900 м от Родниковского и Подгорного. Она соединяет два природных урочища – перевал Шайтан-Мердвен (высота «точки переброса» за «Чертову лестницу» — 578 м) и Байдарский каньон (на одном из участков которого начинается охраняемый участок).

Дорога на карте Крыма

История Календской тропы

Древнеримская коммуникация уходит корнями в I век до нашей эры. Она соединяла стратегические центры еще греческого мира – Харакс («обнесенное частоколом место») и Херсонес («малый полуостров»). Между полисами в древности велась оживленная торговля, проводились делегации и сборы, связанные с союзничеством.

В эпоху завоеваний Рима старая, едва заметная «трасса» превращается в римский тракт –крым старая римская дорога мощеную булыжником магистраль. Здесь шагали легионеры, их маркитанты с обозами, пленные дикари и стада блеющих военных «трофеев». Обусловлено это тем, что в зимний шторм нельзя было плыть морем.

Свое название Календская тропа в Крыму получила в Средневековье. Языковеды уверены, что оно состоит из двух тюркских слов – «кале» и «энды» («крепость спускается»). Дело в том, что маршрут, о котором идет речь, «наложен» на довольно сложный рельеф.

В эпоху русско-турецких войн старая римская дорога использовалась как османами, так и русскими. Землетрясение 1927 г. изменило географию некоторых ее участков – подъем на гребень стал намного труднее. В «украинское», а затем и «российское» время тракт стал памятником истории, надежно охраняющимся государством. Добыча булыжника, а также любые вандальные действия в «археологическом парке» запрещены.

Почему туристы посещают Римскую дорогу?

Римская дорога в Крыму – часть транспортной коммуникации, позволявшая латинским легионам быстро добираться из одного центра юго-западной Тавриды в другой (через ее горную часть). Via Militaris нужна была, чтобы усмирять непокорные ираноязычные племена. Они обитали на полуострове уже несколько веков и считали римлян захватчиками. С помощью тракта можно было также закупаться товарами у греческих торговцев.

11-километровый фрагмент «Байдарское ущелье – Балаклава» преодолевают за 3-4 часа. Его средняя ширина – 2-3 м. Весь же путь легче описать языком географов. Путешественник поднимается (от Ай-Тодора) на Ай-Петринскую яйлу, далее еще выше – к перевалу Шайтан-Мердвен. Затем он спускается в Байдарскую долину (совсем недалеко от Скельской пещеры). Отсюда есть несколько «рукавов» «трассы»,календская тропа в крыму на карте

ведущих уже до самого Херсонеса (местные их знают).

Полная экскурсия начинается с подъезда к Хараксу – крупнейшей крымской крепости латинян. Руины видны на вершине мыса Ай-Тодор (здесь заметен останец двух рядов стен, упирающихся на юге в обрыв). Стенд-указатель имеется. Историки считают, что данный бастион построила Мезийская эскадра моряков – при Веспасиане она основала базу, защищавшую (с войсками Херсонеса и Симболона) все юго-западное побережье.

Участок указанного пути проходил через Симболон Лимен (часть Балаклавской бухты). Город был единственным портом на маршруте, поэтому играл важную роль. Римский булыжник можно увидеть вокруг крепости Чембало – наследницы римских укреплений. Наконец, проход, приближающий любопытного отпускника к знаменитому Херсонесу, примечателен конкретными экспонатами. Даже сейчас здесь можно найти следы античной архитектуры, к примеру, собранные по кусочкам базисы колонн и цоколи трактиров.

Как добраться до дороги-музея?

Самый удобный путь к Календской тропе в Крыму лежит из Скельской пещеры, к ее недрам гостей Севастополя и Балаклавы часто доставляют туристическими автобусами. 200 м вполне сносного подъема перенесут вас к самой сердцевине старого тракта. Хотите проехать на своей машине? Приезжайте к Родниковскому или Подгорному. Местные покажут дальнейшую схему движения, указав приоритетные ориентиры на местности.

Проще ориентируетесь на карте? Вот маршрут, по которому можно добраться до Римской дороги:

Ну а вот собственное маршрут движения по Календской тропе от Подгорного до перевала Чертова лестница:

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Подгорное, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.451944, 33.827778.

Римский тракт «Харакс – Херсонес» осуществлял функции сообщения двух важных форпостов Рима. Благодаря своевременной переброске военных сил имперскую власть над аборигенами удавалось сохранять веками. Маршрут интересен для любителей древней истории и местного краеведения, а также фанатов фотосессий – на фоне руин и скал. Их фото и отзывы можно в огромном множестве найти на туристических сайтах и в блогах, в том числе и на нашей страничке.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


фото с описанием, маршрут на карте, история, что посмотреть рядом
Баннер компании-представителя GreenWay

Древняя Римская дорога или Календская тропа в Крыму

С наступлением теплых дней множество туристов отправляется на Крымский полуостров, поближе к ласковому морю и солнцу. Не только южное тепло притягивает гостей, здесь ощущается особенная энергетика, накопленная веками. Древние народы, населявшие благодатную землю, оставили памятники в виде дворцов, крепостей, культовых сооружений. Тем, кто увлекается античной эпохой, будет интересно пройти по старой Римской дороге в Крыму.

Старая Римская дорога в Крыму

В 1820 году по ней проследовал Александр Сергеевич Пушкин с компанией друзей, направлявшихся в Георгиевский монастырь.

Где находится и как добраться к началу тропы

Начало дороги находится возле села Подгорное, Балаклавского района города Севастополь. Расстояние от города-героя 35км, от Ялты 60км. Географически расположено в Байдайрской долине, здесь же раскинулось Чернореченское водохранище.
Проще всего добираться с автостанции Севастополя. Пункт отправления «5-й километр Балаклавского шоссе». Садимся на автобус №41, 182 или 183, примерно через час прибываем к Подгорному. Общественный транспорт в село не заходит, поэтому нужно пройти пешком через населенный пункт примерно 1,5км и вы у цели. Ниже на карте показан путь.

История Via Militaris

Первые летописи, где упоминалась военная дорога, соединившая Харакс с Херсонесом, относятся к периоду античности. Две тысячи лет назад ее построили римские легионеры для быстрого перемещения когорт между форпостами в сезон морских бурь.

Via militars Крым

Позднее стратегический тракт стал называться Календским. По мнению краеведов, это могло произойти по разным причинам.
Село, с которого начинается маршрут, на заре нашей эры называлось Календа. Часть пути пролегала по горному перевалу через узкое ущелье, где подстерегали кочевники. Для охраны пешеходов на опасном отрезке возвели крепостные постройки — кале. Возможно, наименование старинного поселения и оборонительных сооружений породило созвучное название. По второй версии в основе лежит латинское слово «календа», связанное с ежемесячной сменой римских караулов.
Уникальная древняя тропа стала реальным доказательством высокого качества древнеримских технологий. Наглядным примером, как строили дороги, служившие десятки веков.

Строительство Римских дорог

До XIX столетия бывший военный тракт активно использовали пешие и конные путники, возчики на тяжелых груженых повозках, пастухи перегоняли крупный скот. За поддержание рабочего состояния старой Римской дороги в Байдарской долине отвечали жители. Мостовая (на фото ниже) прослужила людят с I века н.э. — интересно сколько прослужат совремменые трассы?

Римская мостовая в Крыму

Группа историков считает, что первую дорожку проложили тавры задолго до появления римлян. Примитивный тракт, размываемый осадками, затруднял переброску воинов. Легионеры расширили проход, выложили дорогу булыжником, укрепили подпорами. Большой участок тропы сохранился поныне, стал популярным направлением для пеших походов.

Маршрут по Римской дороге

Путь от с. Подгорное до поселка Олива (бывшая Мухалатка) пролегает по живописной местности: зеленым перелескам, заказнику «Байдарская долина», речным берегам, горному перевалу и склонам, поросшим можжевельником.

Общая информация:

  • расстояние между начальной и конечной точками составляет 11 км;
  • максимальная ширина дороги от 2-х до 3-х м;
  • среднее время пути около 4-х часов;
  • покрытие сохранившихся участков бывшей Via Militaris преимущественно каменное, из булыжников с щебнем;
  • сложность похода невысокая, не требует специальных навыков и вспомогательного оборудования.
Сойдя с автобуса, направляемся в сторону Подгорного по асфальтовой дороге. Вскоре с правой стороны покажется грунтовка. Сворачиваем на нее, добираемся до реки Календа, продолжаем идти по правому берегу.

Река Календа

Сразу после перелеска начинается плавный подъем. Справа по ходу движения видна вершина Календы-Баир. На противоположной стороне находится другая гора — Хазанджик. Дальнейший путь пролегает как раз между ними.

Календская тропа в Крыму

Затем, как в русских сказках, перед нами окажутся 3 тропы. Не тратя времени на долгие размышления, выбираем ту, что посредине. По ней идем до памятника партизанам, затем направо в юго-восточном направлении, пока не увидим Анахлы-Бель. Гора высотой 681 м находится примерно в 3 км от с. Подгорное. Дальше тропа проходит через ущелье по горному перевалу Шайтан-Мердвен (тат.), что означает Чертова Лестница.

Чертова лестница в Крыму

Несмотря на устрашающее название, преодолеть подъем на высоту 600 м над уровнем моря способен любой здоровый пешеход. Крупные известняковые глыбы служат крутыми ступенями, сотворенными природой. Следуя по указателям в виде стрелок, оставленных прежними путешественниками, находим начало спуска и через четверть часа оказываемся внизу. Проходя по извилистому серпантину, не забываем любоваться прекрасными видами долины. Затем выходим на удобную грунтовку и направляемся к поселку Олива. От него рукой подать до Севастопольского шоссе. Ниже на карте показана Римская дорога в Крыму.

Отправляясь в поход, воспользуйтесь советами опытных путешественников. Правильная экипировка выглядит так:

1. Подходящая спортивная одежда.

2. Ветровка, бутылка воды, бутерброт, карта в рюкзаке и телефон с полной зарядкой.

3. Обувь на толстой нескользящей подошве.

Новичкам целесообразно воспользоваться помощью проводника или идти с организованной группой.

Что посмотреть в окрестностях

До начала похода по Календской тропе запланируйте осмотр близлежащих достопримечательностей, чтобы в полной мере погрузиться в историческую атмосферу. Большой интерес вызывает единственная в своем роде крепость Харакс, построенная римлянами вместо таврских оборонительных сооружений. Кроме крупных фрагментов древней цитадели, можно увидеть клейма победоносных римских легионов и другие приметы минувших столетий.

Крепость Харакс

От выхода с Шайтан-Мердвена совсем недалеко до Скельской сталактитовой пещеры. Возраст уникального памятника природы исчисляется миллионами лет. Популярная достопримечательность Крыма расположена поблизости от села Родниковое (прежнее название Скеля). Впечатления от посещения запомнятся надолго.

Скельская пещера

Нельзя обойти вниманием загадочное культовое сооружение, которое многие любят сравнивать со знаменитым Стоунхенджем. Речь идет о группе из трех древнейших Скельских менгиров на западной границе того же села, рядом с небольшим памятником. Вертикальная каменная глыба с остроконечной вершиной возвышается почти на 3 м. Ходят упорные слухи, что ровесница египетских пирамид обладает мощной энергетикой. Даже в самую жаркую пору от нее исходит ледяной холод.

Скельские Менгиры

Над скалой у Байдарских ворот «парит» в воздухе Воскресенская церковь (второе название Форосская), возведенная в конце XIX столетия. Гармоничное здание восхищает совершенством архитектуры, органично вписывается в ландшафт.
Храм Воскресения Господня похож на воплощенную картинку из старинной книги. Расположенная в чаше горного амфитеатра местность необычайно красива. Во времена СССР цветущая долина была излюбленной площадкой авторов многих кинолент.

Благодарим за посещение нашего сайта! Надеемся статья для вас была интересной и информативной!
Если вы любите активный отдых, предлагаем познакомится с самыми интересными туристическими тропами Крыма на этой странице: https://gidcrima.ru/aktivnyy-otdyh/?vid-otdykha=turisticheskie-tropy

Дополнительно

Поделиться

Календская тропа в Крыму — как добраться, маршрут

Прогулка по старой Римской дороге

Прогулка по старой Римской дороге

Крым – идеальное место для терренкура. Этим словом обозначают полезные для здоровья пешие прогулки по горным тропам. Маршрутов для таких прогулок на полуострове предостаточно, однако, считанные крымские дороги могут похвастаться более чем двухтысячелетней историей. Календская тропа в Крыму – один из немногих сохранившихся памятников периода римского доминирования на полуострове. Это к тому же природный памятник удивительной природе Крыма, место, где стоит побывать каждому путешественнику. Расскажем подробнее об истории одного из старейших крымских трактов, и предложим маршрут прогулки по нему.

 Происхождение названия и история тропы

Военная дорога, проходящая по Байдарской долине, через перевал Шайтан — Мердвен в Херсонес, уходит корнями в 1 век нашей эры. Это наиболее сохранившаяся тракт со времен римского господства на полуострове, и неудивительно — дороги римлян, как известно, пережили империю на многие сотни лет.

Основные центры присутствия римлян в Крыму располагались в районах Севастополя, в материк завоеватели не углублялись. Возведенный на мысе Ай — Тодор военный лагерь под названием Харакс (территория современной Гаспры) был «окраиной», которой необходима была постоянная и оперативная связь с центром.

Морские пути обеспечить постоянство связи не могли, особенно в холодное время года, когда штормить море могло неделями. В качестве запасного пути связи между Хараксом и центром римского присутствия – греческим полисом Херсонесом – и была проложена Via Militaris, или Военная дорога.

Название тропы часть ученых объясняют римскими «календами» — так назывался первый день месяца. Караул на дороге военного назначения менялся, как правило, как раз в первый день нового месяца. Другие исследователи приводят тюркское «Кале Энды» в обоснование названия дороги, что в переводе означает «крепость спустилась». Это название могло обозначать крымские оборонительные сооружения, которые обычно возводились на горных перевалах. Руины такой крепости можно увидеть неподалеку от Шайтан – Мердвена. Учитывая непростые отношения Крыма с завоевателями, обе версии, вероятно, имеют право на существование.

После того как «римский период» в истории Крыма завершился, тропу не перестали использовать. Теперь она служила для торговли, перевозки грузов и путешествий. Во времена Крымского ханства за дорогу отвечали жители Байдарской долины, за что были освобождены от уплаты налогов. Дорога активно использовалась во время русско-турецких войн. В 1820 году сам Пушкин спустился по Чертовой лестнице «держа за хвост татарских лошадей». Наконец, в 1941 году, при наступлении на Севастополь, поверх участка тропы немцы возводили дороги для танков.

Ширина тропы на протяжении маршрута изменяется, на самых широких участках составляет 2-3 метра, по краям в скалах вырублены ниши и полки. По краю тропы, в тех местах, где она примыкает к обрыву, словно специально высажен можжевельник, выполняющий роль своеобразного отбойника. Дорога построена основательно, вымощена булыжником.

Техника строительства римских дорог предусматривала дренаж и водостоки, поэтому гулять по тропе можно в любое время года – она не размокает, в отличие от большинства других пешеходных троп Крыма. Конечно, не на всем протяжении маршрута дорога сохранилась в таком состоянии – разрушению способствовало и время, и землетрясение 1927 года, в результате которого перепад высот на дороге значительно увеличился. Тем не менее участок дороги длиной около 11 километров открыт для посещения, и круглый год пользуется популярностью у туристов.

 Календская тропа - маршрут

Календская тропа — маршрут

Как пройти маршрут и что посмотреть

Пройти маршрут можно не спеша за 3-4 часа, с задачей справится даже ребенок. Главное – правильно выйти на тропу и не заблудиться в многочисленных развилках и ответвлениях, поскольку маршрут никак не маркирован. Руководствоваться можно следующим:

  •  В начале пути нужно свернуть налево на грунтовую дорогу, не доезжая (доходя) до села Подгорное;
  • Далее выйти к реке Календе, причем в теплое время года русло может быть пересохшим, поэтому не ждите «бурлящих вод». Двигаться нужно вдоль реки, по ее правому берегу.
  • Затем ориентиром послужат две горные вершины – Хазанжик и Календы-Баир. Древняя римская дорога пролегает ровно между ними.
  • Сразу после, на перекрестке из трех дорог выбираем среднюю тропу. Пройдя по ней буквально несколько шагов, упираемся в металлические кормушки для животных. Иногда, особенно в голодный осенне-зимний период, здесь можно увидеть косуль.
  • Следующая контрольная точка маршрута – памятник крымским партизанам, представляет собой гору из камней с мемориальной табличкой. От памятника нужно двигаться вправо по пешеходной тропе. Выйдем к большому камню, с которого открываются живописные виды на ЮБК. Здесь настоятельно рекомендуется остановиться и сделать красивые фото.
  • С правой стороны от «фотокамня» располагается знаменитая Чертова лестница.

Шайтан – Мердвен (в переводе с татарского «Чертова лестница») представляет собой горный перевал на высоте 578 метров над уровнем моря. Глыбы камней в ущелье нагромождены друг на друга так, что образуют нечто вроде ступеней, дорога петляет 23 раза. Несмотря на угол крутизны почти в 40 градусов, за счет сглаживающих наклон поворотов осилить дорогу может любой турист без специальной подготовки. На пути встречаются подпорки, по всей видимости, оставленные еще римлянами.

После спуска с Чертовой лестницы нужно снова выбрать правую дорогу, и серпантинами добраться до поселка Олива, откуда можно выйти на трассу Ялта-Севастополь, откуда легко уехать в любом из этих направлений.

По мере прохождения Календского маршрута турист увидит множество природных и исторических достопримечательностей. Всего 11 километров, а сколько всего встретится на пути – горы и перевалы, лесная и степная растительность, долины и река, можжевеловые рощи, реликтовые деревья, памятники архитектуры времен римских завоевателей.

Как добраться до тропы

Добраться до тропы совсем несложно. Из Севастополя это можно сделать, сев на городской автостанции на автобус или маршрутное такси до села Подгорное. Время в пути составит менее часа.

Можно совместить маршрут с посещением Скельской пещеры, которая находится недалеко от выхода с Чертовой лестницы – впечатления от этих двух достопримечательностей совершенно разные и прекрасно дополнят друг друга. Причем посетить объекты можно в любой последовательности. В случае, если вы решите сначала посетить Скельскую пещеру, то приведенный выше маршрут пройдете в обратном порядке. Если же сначала пройдете тропу, то в пещеру попадете по указателям сразу после выхода с Шайтан – Мердвена.

Как уже упоминалось, военная тропа проходима в любое время года благодаря дорожно-строительным талантам римлян, и по-своему прекрасна в любом сезоне – снежной зимой и цветущей весной, багряной осенью или жарким летом.
Адрес: Крым, Севастополь, п.Подгорное

Календская тропа на карте Крыма

Пешие походы в Крыму

Римские дороги | Журнал Популярная Механика

В это нелегко поверить, но еще на закате античности, более полутора тысяч лет назад, можно было пропутешествовать из Рима в Афины или из Испании в Египет, практически все время оставаясь на шоссе с твердым покрытием. За семь веков древние римляне опутали весь Средиземноморский мир — территории трех частей света — высококачественной дорожной сетью общей протяженностью в два земных экватора.

Расположенная на юго-востоке исторической части Рима маленькая церковь Санта-Мария-ин-Пальмис с неброским классическим фасадом XVII века выглядит, конечно, не так эффектно, как грандиозные памятники Вечного города вроде Колизея или собора Святого Петра. Однако нарочитая скромность храма лишь подчеркивает особую атмосферу места, связанного с одной из самых красивых и драматичных легенд времен раннего христианства. Как повествует новозаветный апокриф «Деяния Петра», именно здесь, на Старой Аппиевой дороге, бегущий от языческих гонений апостол Петр встретил шествующего в Рим Христа. — Domine, quo vadis? (Господи, куда идешь?) — с удивлением и испугом спросил апостол давно распятого и воскресшего Учителя. — Eo Romam iterum crucifigi (Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым), — ответил Христос. Устыдившись своего малодушия, Петр вернулся в город, где принял мученическую смерть.


Индейская сеть

Среди дорожных систем, созданных в доиндустриальную эпоху, лишь одна по масштабам сопоставима с древнеримской. Речь идет о горных путях инков, чья империя протянулась в XV—XVI вв.nbsp;вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки — от современной столицы Эквадора Кито, до современной столицы Чили Сантьяго. Общая протяженность этой дорожной сети составила около 40 000 км. Дороги инков служили примерно тем же целям, что и римские — обширные просторы империи требовали быстрой переброски войск в «горячие точки». Теми же путями сквозь Анды пробирались торговцы и вестники, переносившие послания в виде особым образом завязанных узелков. Постоянно в пути находился и сам император — Великий Инка, который считал необходимым лично инспектировать владения. Самым впечатляющим элементом системы были, пожалуй, веревочные мосты, которые инки протягивали над глубокими пропастями. Однако если по римским дорогам как ходили, так и ездили — верхом или в повозках — то инки шли своими путями исключительно пешком, и лишь грузы доверялись навьюченным ламам. Ведь доколумбовая Америка не знала ни лошади, ни колеса.

Дар слепого цензора

К тому моменту, когда, согласно преданию, произошла эта легендарная встреча (середина I века н.э.), Аппиева дорога существовала уже почти четыре столетия. Римляне знали ее как regina viarum — «королева дорог», ведь именно с via Appia ведет свой отсчет история мощеных путей, соединивших города Италии, а затем и всей Средиземноморской ойкумены — обитаемого мира.


Загадочная карта

Конрад Пейтингер (1465−1547) — образованнейший человек эпохи Возрождения, историк, археолог, букинист, коллекционер, советник австрийского императора и один из тех, благодаря кому мы знаем, как выглядела сеть римских дорог. От своего покойного друга Конрада Бикеля — библиотекаря императора Максимилиана — Пейтингер унаследовал старинную карту, выполненную на 11 листах пергамента. Происхождение ее было покрыто завесой тайны — при жизни Бикель лишь обмолвился, что нашел ее «где-то в библиотеке». Рассмотрев карту внимательнее, Пейтингер пришел к выводу, что перед ним средневековая копия римской схемы, на которой изображены Европа и весь Средиземноморский мир. Собственно этого оказалось достаточно для того, чтобы находка вошла в историю как «таблица Пейтингера». Впервые она была издана в Антверпене в 1591 году, уже после смерти самого ученого. Еще 300 лет спустя — в 1887 году — Конрад Миллер выпустил в свет заново отрисованное издание «Таблицы Пейтингера».
«Таблица» состоит из 11 фрагментов, каждый шириной 33 сантиметров. Если их сложить вместе, то получится узкая полоса длиной 680 см, в которую древний картограф ухитрился втиснуть весь известный ему мир от Галлии до Индии. По неизвестным причинам на карте отсутствует самая западная часть Римской империи — Испания и часть Британии. Это позволяет предположить, что один лист карты потерян. Историков также озадачивают некоторые анахронизмы. Например, на карту нанесен как город Константинополь (это имя прежний Византий получил лишь в 328 году), так и Помпеи, полностью уничтоженные извержением Везувия в 79 г. Автор карты не старался передать ни масштабы, ни пропорции, ни точные очертания береговых линий. Его работа больше походит на схему линий метро — главная задача которой лишь изобразить пути движения и остановочные пункты. Карта содержит около 3500 географических названий, что включает в себя наименования городов, стран, рек и морей, а также схему дорог, общая протяженность которых должна была бы составлять 200 000 км!

Имя дороге дал выдающийся древнеримский государственный деятель Аппий Клавдий Цек («Слепой» — лат. Caecus). В конце IV века до н.э. Рим, находившийся еще у истоков своего могущества, вел с переменным успехом так называемые Самнитские войны в Кампании (исторической области с центром в Неаполе). Чтобы крепче связать вновь приобретенные территории с метрополией и облегчить быструю переброску войск в «горячую точку» Апениннского полуострова, в 312 году н.э. Аппий Клавдий, занимавший тогда высокую должность цензора, приказал проложить дорогу от Рима до Капуи — этрусского города, отвоеванного четвертью века ранее у самнитов. Длина пути составила 212 км, однако строительство завершилось в течение года. Во многом благодаря дороге во Второй самнитской войне римляне победили.

Как нетрудно заметить, подобно интернету или системе GPS, римские дороги изначально создавались в расчете на военное применение, однако впоследствии открыли небывалые возможности для развития гражданской экономики и общества в целом. Уже в следующем веке Аппиеву дорогу продлили к южноитальянским портам Брундизий (Бриндизи) и Тарент (Таранто), и она стала частью торгового пути, связавшего Рим с Грецией и Малой Азией.

Дороги разных эпох С тех пор как тропы, стихийно протоптанные людьми и домашним скотом, сменились в римскую эпоху специально проложенными мощеными путями, технология дорожного строительства несколько раз менялась. Тем не менее и нынешние дороги формируются в несколько слоев. В XVII веке, когда дорожное строительство активизировалось, дороги делались из уплотненного гравия на фундаменте из крупных блоков. Создателем этой технологии был француз Пьер Трезаге (1716−1796).

Опасная прямолинейность

Завоевав сначала весь Апеннинский полуостров, а затем и Западную Европу до Рейна, Балканы, Грецию, Малую и Переднюю Азию, а также Северную Африку, Римское государство (сначала республика, а с I века до н.э. — империя) методично развивало дорожную сеть в каждом вновь приобретенном уголке державы. Поскольку, как уже говорилось, дороги были прежде всего военным сооружением, их прокладывали и строили военные инженеры и солдаты римских легионов. Порой привлекались рабы и вольнонаемное местное население.

Многие римские дороги сохранились до наших дней, и это лучшее свидетельство того, что к их строительству подходили основательно и со всем тщанием. В других местах время не пощадило творений античных строителей, но там, где когда-то маршировали легионы, проложены современные трассы. Эти пути нетрудно узнать на карте — шоссе, идущие по маршруту римских viae, как правило, отличаются почти идеальной прямизной. Что неудивительно: любой «крюк» приводил бы к серьезной потере времени для римских войск, передвигавшихся преимущественно в пешем строю.

Тоньше и прочнее Шотландец Джон Макадам (1756−1836) нашел способ уменьшить толщину основания, так как пришел к выводу, что сухая утрамбованная почва сама по себе хорошо выдерживает вес дорожного покрытия.

Европейская Античность не знала компаса, да и картография в те времена находилась в зачаточном состоянии. Тем не менее — и это не может не поражать воображение — римским землемерам — «агримензорам» и «громатикам» — удавалось прокладывать почти идеально прямые трассы между населенными пунктами, отстоящими друг от друга на десятки и даже сотни километров. «Громатик» — это не написанное двоечником слово «грамматик», а специалист по работе с «громой».

«Грома» была одним из главных и наиболее совершенных инструментов римских геодезистов и представляла собой вертикальную металлическую штангу с заостренным нижним концом для втыкания в землю. Верхний конец венчался кронштейном с осью, на которую была посажена горизонтальная крестовина. С каждого из четырех концов крестовины свисали нити с грузиками. Прокладка дороги начиналась с того, что землемеры расставляли колышки вдоль линии (rigor), представляющей собой будущий маршрут. Грома помогала наиболее точно выстроить три колышка вдоль одной прямой, даже если все они не находились одновременно в зоне прямой видимости (например, из-за возвышенности). Другое назначение громы — проведение на земляном участке перпендикулярных линий (для чего, собственно, и нужна была крестовина). Землемерные работы велись буквально «на глазок» — совмещая в поле зрения нити отвесов и стоящие в отдалении колышки, инженеры проверяли, не отклоняются ли колышки от вертикальной оси и точно ли они выстроены в прямую линию.

В трех частях света Общая протяженность построенных римлянами дорог не поддается точной оценке. В исторической литературе обычно приводится «скромная» цифра 83−85 тыс. км. Однако некоторые исследователи идут дальше и называют гораздо большее число — до 300 000 км. Определенные основания для этого дает «Таблица Пейтингера». Надо однако понимать при этом, что многие дороги имели второстепенное значение и были попросту грунтовыми тропами или мостились не на всем протяжении. Первым документом, регламентирующим ширину римских дорог, стали т.н. «Двенадцать таблиц». Принятые в Римской республике в 450 г. до н. э.(то есть еще до появления длинных мощеных дорог) эти законодательные уложения устанавливали ширину «виа» в 8 римских футов (1 римский фут — 296 мм) на прямых участках и в 16 футов в местах поворота. В реальности дороги могли быть и шире, в частности такие знаменитые итальянские магистрали, как Via Appia, Via Flaminia и Via Valeria даже на прямых участках имели ширину 13 — 15 футов, то есть до 5 м.

Каменный пирог

Конечно же, не все дороги, входившие в колоссальную коммуникационную сеть Древнего Рима, отличались одинаковым качеством. Среди них были и обычные грунтовые тропы, покрытые гравием, и гати из присыпанных песком бревен. Однако настоящим шедевром римской инженерии стали знаменитые via publicae — мощеные общественные дороги, построенные по технологии, пережившей тысячелетия. Именно их праматерью стала знаменитая Аппиева дорога.

Римская технология дорожного строительства довольно подробно описана выдающимся архитектором и инженером Античности Марком Витрувием Поллионом (I век н.э.). Строительство via начиналось с того, что вдоль будущего маршрута на заданном расстоянии (2,5−4,5 м) прорывались две параллельные канавки. Они отмечали зону производства работ, а заодно давали строителям представление о характере почв в данной местности. На следующем этапе грунт между канавками выбирался, в результате чего появлялась длинная траншея. Ее глубина зависела от рельефа геологических характеристик — как правило, строители старались докопаться до скального грунта либо до более твердого слоя почвы — и могла составлять до 1,5 м.

Сумма технологий Прокладывая дороги по пересеченной местности, римские инженеры разрабатывали и возводили разнообразные сооружения для преодоления естественных препятствий. Через реки перебрасывались мосты — их делали из дерева или камня. Деревянные мосты как правило ставили на вбитых в дно сваях, каменные мосты часто основывались на внушительных арочных конструкциях. Некоторые из таких мостов неплохо сохранились до нашего времени. Болота проходились с помощью каменных насыпей, но иногда использовали деревянные гати. В горах дороги порой вырубались прямо в скалах. Прокладка дороги начиналась с того, что землемеры расставляли колышки вдоль линии, представляющей собой будущий маршрут. Чтобы строго выдерживать направление землемерами использовался инструмент «грома». Другая важная функции громы — проведение на местности перпендикулярных прямых линий. Строительство римской дороги начиналось с канавы, в которую последовательно укладывались слой крупных необработанных камней (statumen), слой щебня, скрепленного связующим раствором (rudus), слой зацементированных мелких обломков кирпича и керамики (nucleus). Затем делалась мостовая (pavimentum).

Дальше дорога строилась методом «слоеного пирога». Нижний слой имел название statumen (опора) и состоял из крупных необработанных камней — размером примерно от 20 до 50 см. Следующий слой назывался rudus (щебень) и представлял собой массу более мелкого битого камня, скрепленного связующим раствором. Толщина этого слоя составляла около 20 см. Состав древнеримского бетона варьировался в зависимости от местности, однако на Апеннинском полуострове в качестве раствора чаще всего применялась смесь извести с пуццоланом — перемолотой вулканической породой, содержащей силикат алюминия. Такой раствор проявлял свойства схватывания в водной среде и после застывания отличался водостойкостью. Третий слой — nucleus (ядро) — был тоньше (около 15 см) и состоял из зацементированных мелких обломков кирпича и керамики. В принципе, этот слой уже вполне мог использоваться как дорожное покрытие, однако часто поверх «ядра» клали четвертый слой — pavimentum (мостовая). В окрестностях Рима для мостовой обычно использовали крупные булыжники из базальтовой лавы. Они имели неправильную форму, однако их обтесывали так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Мелкие неровности мостовой выравнивали цементным раствором, но даже на наиболее хорошо сохранившихся дорогах эта «затирка» в наши дни исчезла без следа, оголив отполированные булыжники. Иногда для создания мостовой применялись и камни правильной, например четырехугольной, формы — их, разумеется, было легче подгонять друг к другу.

Мостовая имела слегка выпуклый профиль, и попадавшая на нее дождевая вода не стояла в лужах, а стекала в идущие по обе стороны мостовой дренажные канавки.

Топ 10 Римских дорог, сохранившихся до наших дней

Территория древней Римской империи охватывала не только большую часть Европы, она простиралась до Африки, захватывала Азию, а также покрывала собой многочисленные острова. Конечно, чтобы сохранять повиновение провинций Риму требовалась огромная армия. Но не только. Нужна была мобильность – возможность быстро пройти из одного места в другое. Поэтому римляне строили дороги везде, куда только ступала нога легионера. А когда произошло падение Империи, дороги остались, как маленький сувенир на память. Сувенир, который кое-где сохранился до наших дней…
Мне очень доставляют такие артефакты,  взглянув на них, можно мысленно пронестись сквозь века и увидеть, отряд легионеров, идущий на усиление северной границы и воинов, присевших в тени сосен на обед или простых жителей, укладывающих камень за камнем эту дорогу.  Фантазируйте сами, Топ 10 Римских дорог

1 Аппиева дорога

Аппиева дорога
Аппиевой дороге, которая считается самой важной римской дорожной артерией своего времени, в следующем году исполнится 2330 лет – юбилей, теряющийся в тысячелетиях. Движение в две полосы осуществлялось от Рима до Бриндизи и сейчас на этом маршруте существует современная автострада с небольшими участками древнего булыжного покрытия.

2 Домициева дорога

Домициева дорога
В 120 году до н. э. ба построена дорога, соединявшая Рим с Испанией через Галлию. Строительство римских дорог уже тогда отличалось основательностью. Под дорожное полотно вырывались широкие канавы, на дно которых бросали куски твердых скальных пород, далее насыпали гравий, а затем укладывали большие плоские булыжники, скрепляя их цементом на основе пуццолана. Естественно, дорога сохранилась до нашего времени.

3 Агриппиева дорога

Агриппиева дорога
Из Рима на север, во Францию, вела Агриппиева дорога. Сейчас ее остатки можно высмотреть близ Лиона, а раньше он вела в Па-де-Кале, то есть простиралась до Верхней Франции. Любопытно, что отдельные участки дороги используются и сейчас и это несмотря на очень почтенный возраст – 1977 лет.

4 Календская дорога

Календская дорога
Примерно в одно время с Агриппиевой дорогой проходило строительство Календской дороги (тропы) в Крыму. Она извилиста и частично проходит по карнизам над обрывами, что в принципе для Римских дорог нетипично. Бывало, римляне даже срубали скалы, чтобы положить путь попрямее. Римская дорога в Крыму еще и уже (в среднем два метра), но уж сделана на совесть и продолжает служить до наших дней.

5 Дорога из Виндонисса в Гренарио

Дорога из Виндонисса в Гренарио
На земле современной Германии римляне в свое время хозяйничали, как у себя дома. В частности строили не только военные лагеря, но и дороги. Нельзя сказать, было ли радо этому местное население, так как его часто привлекали к финансированию строительства, скорее всего, в добровольно-принудительном порядке.

6 Эгнатиева дорога

Эгнатиева дорога
Эта римская дорога – одна из самых протяженных. Все 800 километров она проходит по Албании, Турции, Македонии и, естественно, ведет в Рим. Строительство заняло 99 лет, так как помимо протяженности по ходу строительства были встречены участки с очень сложным рельефом. Однако после постройки регион получил торговый путь, а города, через которые проходила Эгнатиева дорога, стали процветающими торговыми центрами.

7 Августова дорога

Августова дорога
Еще более длинной была Августова дорога на территории современной Испании – 1500 км. Она шла от Кадиса до Жироны, заходя в Барселону. Любопытно, что почти все римские дороги назывались по имени их строителя, но Августова дорога названа по имени императора, который ее отремонтировал – Октавиана Августа. Остатки дороги можно увидеть в Сагунто.

8 Дорога в Салониках

Дорога в Салониках
В Салониках древняя римская дорога находится прямо посередине города и представляет собой работающий перекресток и часть улицы. Построена она в 4 веке нашей эры, и это было уже более совершенное сооружение 7,5 метров шириной (например, ширина Аппиевой дороги – 4 метра). Дорогу обнаружили в ходе строительства метро, и как не удивительно, ее ответвления совпадают с расположением современных улиц.

9 Икнилдская дорога (Рыкнилдкая)

Рыкнилдкая дорога
Много дорог римляне построили в Англии – это было просто необходимо в условиях климата провинции. Для Икнилдской дороги и маршрут был выбран настолько удачно, что большая его часть была застроена современными автострадами, а небольшой участок римского полотна сохранился в Бирмингеме.

10 Блэкстон Эдж

Блэкстон Эдж
Около Манчестера находится отменно сохранившийся участок римской дороги с канавой для отвода воды посередине пути – Blackstone Edge. Построен он на Ришвортских болотах – вот яркий исторический пример, как надо строить дороги!

Римская дорога из крепости Харакс в Херсонес.

Сентябрь 19th, 2015 admin

С глубокой древности вдоль Южного берега Крыма существовало несколько путей через Главную гряду Крымских гор. Многие тропы были проложены местными жителями, таврами и греками, а каменные дороги через перевал прокладывали римские легионеры.
Древнеримская дорога«Via militaris» в Крыму соединяла второй половине I века н. э. два крупных римских гарнизона – Херсонес и крепость Харакс на мысе Ай-Тодор, проходя вдоль побережья через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвень) в Байдарскую долину и далее через римскую крепость «Symbolum portus» Симбалон берегу Балаклавской гавани в Херсонес.


Перевал «Чёртова лестница» (Шайтан-мердвен) – это перевал над Гурзуфом, Василь-богаз у Ялты, Гаспра-богаз в районе горы Крестовой, Эски-богаз над Симеизом, Байдарский перевал. Однако самый замечательный среди них в природно-живописном отношении и самый короткий путь с Южного берега на плато Яйлы – это «Чёртова лестница». Главная гряда Крымских гор снижается в районе посёлка Мухалатка, образуя широкую выемку. Через неё и проходит тропа, ведущая через перевал на высоте 578 метров на северный склон горной цепи. Этой горной дорогой через перевал пользовались ещё римские легионеры, проложив дорогу из Херсонеса в крепость Харакс на мысе Ай-Тодор.

Староримская дорога — Спирады

Сейчас можно увидеть несколько участков старо-римской дороги, все они небольшие, но по ним можно проследить весь путь через перевал Шайтан-Мердвень, соединяющий предгорные районы с Южным берегом Крыма:
«Via militaris», начинается от села Календа (ныне село Подгорное) — Календская тропа идёт в сторону Чёрного моря через перевал «Чёртова лестница». (по-тат. Шайтан-Мердвен).
Второй участок «Via militaris» Мордвиновская дорога сохранился у села Орлиное
Третий участок «Via militaris» сохранился у села Родниковое, далее путь ведёт через урочище Карадагский лес в Байдарскую долину.
Из села Подгорного «Via militaris» прямиком шла на село Широкое римская дорога пересекала Байдарскую долину, потом поднималась на склон горы Симналых и далее вверх и вниз по невысоким горам, где крутые склоны преодолевают серпантинами, и приводила в село Морозовку. Дальше «Via militaris» шла по правому берегу реки Чёрной, по долине Кара-Коба, а оттуда в Херсонес Таврический.

Первые попытки Римской империи, предпринятые в начале 40-х годов I века, взять под контроль Боспорское царство окончились неудачей. В 60-х годах I века греческий Херсонес сам обратился за помощью к Риму, так как не мог самостоятельно защитить город и дать отпор скифам. Римская империя воспользовалась ситуацией для укрепления своего влияния в Тавриде и Причерноморье.


Римский военный гарнизон возглавил легат Мёзии Тиберий Плавтий Сильван, командовавший XI Клавдиевым, I Италийским, V Македонским легионами и 40 кораблями Раввенской эскадры, которые обосновались в Карантинной бухте.


Кроме Херсонеса форпоста римской армии в Крыму, для контроля над обширными территориями Тавриды было решено построить еще одну военную крепость. Выбор пал на бывшую военную крепость тавров на мысе Ай-Тодор, римская крепость была названа Харакс, и возведены новые укрепления.
Связь между римскими крепостями осуществлялась по морю, но этого пути было явно недостаточно из-за частых морских штормов и ураганов, часто бушевавших на Черном море осенью и зимой. Солдаты римского гарнизона взялись за строительство надёжной в любую погоду сухопутной дороги.

Староримская дорога — Спирады

Во многих местах старо-римской дороги сохранились насыпи, подпорные стенки – «крепиды» — характерные технологии строительства римских дорог в горной местности.
Старо-римская дорога была самой короткой дорогой, соединяла морское побережье с долинам Тавриды. Не только римляне пользовались римской дорогой, но и местные жители тавры, греки и скифы. Римские легионеры не раз вступали в бой с обитателями Тавриды, местные жители яростно сопротивлялись римлянам и часто устраивали на дороге засады и нападения.

В 240-х годах н. э. Римские легионеры покинули крепость Харакс, а старая римская дорога осталась в Крыму.  Календской тропой и сегодня можно пройти, а ведь, по ней шагали римские легионеры 1775 лет назад.

Местами по пути следования римской «Via militaris» можно увидеть и добротную булыжную мостовую, но это уже заслуга жителей Байдарской долины, которые сотни лет поддерживали дорогу в надлежащем состоянии, и взамен были освобождены от уплаты налогов.

Календская тропа столетиями использовалась как дорога для вьючных животных, переносящих грузы. Календная тропа кое-где вымощена добротными булыжниками, идёт на подъём, петляя по густому лесу, периодически выходит к обрыву на Чертовой лестнице.
Глубокие колеи от колес повозок, тысячу лет врезавшиеся в скальную поверхность старо-римской дороги лучше всего видны на яйле до Кильсе-Бурун. На тропе, среди камней можно найти осколки древнегреческой керамики относящейся к I веку нашей эры и осколки средневековой керамики.

Исследователи Календской тропы не сомневаются, что сам путь существовал на яйле Кильсе-Бурун и до прихода римлян в Тавриду, однако легионеры укрепили горную тропу «варваров» и проложили по ней настоящую дорогу и обеспечили её охрану. Римские стражи дорог — бенефицарии, следили за передвижениями по римской дороге и предупреждали римский гарнизон о засаде и опасности столкновений с воинственными таврами.

Староримская дорога — Спирады

Топонимика названия
Как переводится топоним Календа? Календа, от корня слова кала – kāla – коло, круг жизни, момент времени, пространство, время-календарь, вечный круговорот жизни. Большинство древних календарей круглые и имеют форму круга, колеса.
Для защиты дорог в Таврии строили крепости в начале Календской тропы, и на южной стороне Чертовой лестницы. Высокие стены крепости замыкались по кругу, потому и крепости назывались — «кале». Крепость в Крыму Ени-Кале, город во Франции Кале в проливе Па-Де-Кале.
Некоторые исследователи считают, что название села Календа относится ко времени пребывания римлян в Крыму, когда основной базой войск и флота в I веке н. э. был для римских легионеров греческий Херсонес .
В 1820 г. по старой римской дороге по «Чёртовой лестнице» поднимался А.С.Пушкин со своими спутниками, направляясь в Георгиевский монастырь, что близ Севастополя.
Подробнее: http://italia-ru.com/page/dorogi-drevnego-rima

Статьи по теме:

Both comments and pings are currently closed.

Дороги Древнего Рима: vasily_sergeev — LiveJournal

Древние римляне создали множество инженерных достижений, и одним из важнейших стала развитая дорожная сеть общей протяжённостью около 100 тысяч километров, связавшая величественную столицу Империи с её многочисленными владениями. На протяжении тысячелетий славу римским дорогом обеспечило не столько их количество, сколько качество: каменное покрытие служило многим народам долгие годы после падения Римской Империи и до сих пор сохранились некоторые его участки.

История

Древний Рим известен как страна завоевателей, обладавшая немалым могуществом и ещё большими амбициями. С ростом территории страны и подвластных ей территорий возникала всё большая потребность в быстром перемещении между пунктами. Если гонец или военный отряд мог в силу опыта и мобильности более-менее хорошо перемещаться по пересечённой местности, то обозам, переселенцам и простым торговцам становилось всё тяжелее.

Как большинство римских начинаний, план строительства дорог отличался заметной помпезностью: хорошие дороги умеют строить в любой стране, Империя строит лучшие. К разработке структуры дорожного полотна подошли с точки зрения практичности – дороги планировалось эксплуатировать, а не ремонтировать. Многослойный разнородный состав придавал покрытию не только отличные показатели долговечности, но и служил защитой от разрушений, вызванных перепадами температур.

Много неудобств в то время доставляли дожди, выносящие на грунтовые дороги камни или попросту смывавшие их. От первой напасти римляне решили спастись высоким бордюрным камнем, а от второй – организацией продуманной дренажной системы.

Все мы слышали древнее высказывание о том, что все дороги ведут в Рим, но не причины не столько поверхностны, как следствие. Конечно, прямые лучи римских дорог, расходящихся во все стороны от столицы, позволяли легче определиться с выбором направления и экономили время, проведённое в пути, а римская армия оказывалась у границы раньше, чем враг успевал перейти её. Простая и понятная организация дорожной сети помогала без труда достичь Рима, для этого достаточно было на каждой развилке поворачивать на более широкую дорогу. Однако одинаково лёгкий доступ из Рима к любой его провинции был необходим также для быстрого реагирования на вспыхивавшие восстания.

Огромная дорожная сеть требовала соответствующей инфраструктуры: постоялые дворы, кузницы, конюшни – всё это строилось по мере строительства полотна дороги, чтобы к завершению работ новое направление сразу становилось действующим.

Технология строительства

Строили основные римские дороги не рабы и даже не наёмные рабочие. Наряду с большинством укреплений, дорога рассматривалась как военный объект, поэтому строилась силами армии (но не на её средства, конечно же). Этим можно объяснить невероятный запас прочности, рассчитанный на агрессивное обращение.

Одним из обязательных условий, поставленных перед началом строительства, была непрерывная доступность дороги при любой погоде. Для этого полотно дороги не только возвышалось на 40-50 см над местностью, но и имело в разрезе покатую форму, из-за чего на ней никогда не бывало луж. Дренажные канавы по обе стороны от проезжей части отводили воду, не давая ей ни единого шанса начать размывать основание.

Вошло в историю и одна из ярких особенностей римских дорог – их прямолинейность. Ради сохранения этой характеристики часто жертвовалось удобством: дорога могла свернуть в сторону только из-за очень серьёзного препятствия, иначе через реку строился мост, в горе рылся тоннель, а пологие холмы и вовсе не считались проблемой, из-за чего путникам приходилось частенько карабкаться по крутым подъёмам и спускам.

Стандарты

Если состав и толщина дорожного покрытия были везде примерно одинаковыми и отличались только в зависимости от характера почвы, то его ширина создавалась под строго определённые цели, т.е. беспрепятственно разъехаться на ней могли две колесницы, два продовольственных обоза, а то и вовсе пара всадников. Такая точность вполне объяснима, ведь трудозатраты на строительство дороги были колоссальными, и лишние полметра не только затягивали сроки работ, но и ощутимо сказывались на казне Империи.

Самые узкие дороги принадлежали частным лицам и предназначались для обслуживания их владений. Ширина таких путей не превышала 4 метров, если движение осуществлялось в двух направлениях, и 2,5 метров, если движение было преимущественно односторонним. Довольно скромными были и дороги между небольшими городами и деревнями, четырёхметровой ширины вполне хватало для разъезда небольших крестьянских повозок. Наиболее впечатляющими были основные транспортные артерии, носившие военное значение. Для них ширина в 6 метров считалась минимальной, а обычно была больше и могла достигать 12 метров. По такому проспекту с достаточно высокой скоростью могла двигаться целая армия.

Практически на всех центральных и некоторых второстепенных дорогах устанавливались мильные камни – тяжёлые каменные столбы, испещрённые надписями. Название этих указателей не должно вводить в заблуждение, они вовсе не были расставлены через каждую милю. Надписи на камне сообщали путнику расстояние до ближайшей деревни или города, до крупного перекрёстка, до границы и иногда – до Рима. Расстояния указывались в милях, отсюда и название.

в Крыму сохранилась римская дорога, ведущая через перевал Шайтан-Мердвен. Это дорога, некогда соединявшая Харакс на мысе Ай-Тодор и Херсонес, две основные базы римских войск.Сохранилось 10 км настоящей римской дороги, вот фото:


Отсюда

Использование

Хотя основной целью создателей сети отличных дорог с твёрдым покрытием была военная мощь, больше всего эта система пошла на пользу торговцам. Их повозки теперь могли беспрепятственно пересекать всю страну (а также некоторые соседние) без риска развалиться на очередном ухабе. И даже платный проезд по некоторым участкам не смог перекрыть очевидной выгоды. Крупные порты стали ещё богаче, т.к. товары с прибывших кораблей тут же вывозились в соседние населённые пункты и продавались, оборот значительно повысился по сравнению с периодом «бездорожья».

Первые римские дороги именовались очень просто – по названию города к которому они вели и по имени построившего её архитектора. Ниже описаны некоторые, самые известные и значительные из них.

Соляная дорога (Via Salaria)

Этот древний торговый путь был создан в IV веке до н.э. и, как следует из названия, использовался для доставки продукции соляных промыслов. Соляная дорога начинается от римских Соляных ворот стены Аврелия и тянется 242 км до Адриатического побережья, где раньше находился город Каструм Труентинум (сегодня Порто-д’Асколи). Дорога проходила через города Реате (Риети) и Аскулум (Асколи-Пиченто).

Фото allaboutitaly.info

Аппиева дорога (Via Appia)

Эта дорога была построена в 312 году до н.э. под руководством Аппия Клавдия Цека. Она была заложена как военная дорога и со временем стала одной из наиболее стратегически важных для страны. Аппиева дорога соединила Рим Капую, а позже и Брундизий (совр. Бриндизи) – основным портом на Адриатическом побережье, связывавшим Римскую Империю с Грецией и странами Востока. За многовековую историю 540 км древней дороги успели стать свидетелями самых разных событий, став хранителями легенд и античных памятников.

Аврелиева дорога (Via Aurelia)

Аврелиева дорога, построенная в 241 году до н.э., получила имя своего создателя Гая Аврелия Котты, который был в то время цензором. Этот путь проходил вдоль западного побережья Апеннинского полуострова, соединял Рим и Пизу и был предназначен в основном для движения военных колесниц.

Фламиниева дорога (Via Flaminia)

Руководитель строительства, консул Гай Фламиний, в 220 году до н. э. проложил дорогу от Рима к порту Фанум Фортуна (Фано) на север Италии, а позже она была продлена по побережью к Ариминуму (Римини). Эта дорога получила вторую жизнь в средние века, когда была восстановлена и стала вновь активно эксплуатироваться под названием Равеннская дорога.

Кассиева дорога (Via Cassia)

Начиная с 187 года до н.э. эту дорогу строили представители знатного рода Кассиев. Она дублировала Аврелиеву дорогу, но проходила гораздо дальше от побережья. Начиналась она от Фламиниевой дороги неподалёку от Мульвиева моста и присоединялась в Аврелиевой в Луни.

Постумиева дорога (Via Postumia)

Эта дорога, построенная в 148 году до н. э. по инициативе консула Спуриуса Постуминуса Альбинуса, соединяла северные города Римской Империи и служила для перемещения войск на границе с Галлией. Кроме того, она объединила крупные порты на западном и восточном побережье: Геную и Аквилею. Аквилея хотя и несколько удалена от самого побережья, но имеет речной выход к нему. Постумиева дорога пролегала от Генуи через горы к Дертоне (Тортона), затем через Пласентию (Пьяченца), от неё пересекала реку По, достигала Кремоны, откуда поворачивала на Восток к Бедриакуму (Кальватоне), где раздваивалась: левое направление вело к Вероне, а правое к Аквилее через Мантую и Джемону.

Реконструкция участка Постумиевой дороги

Эгнатиева дорога (Via Egnatia)

Это один из самых масштабных римских проектов времён завоеваний. Дорогу, подобную тем, что уже были построены на территории современной Италии, решено было создать на подвластных территориях Балкан. Дорога, построенная в 146 году до н. э. проконсулом Гаем Эгнатием пересекла провинции Иллирик, Македонию и Фракию, территория которых сегодня является частью Албании, Македонии, Греции и Турции, и оканчивалась в Византии. Её длина составляла 1120 км, а ширина – около 6 метров.

География Эгнатиевой дороги

Аквитанская дорога (Via Aquitania)

Эта дорога стала строиться вскоре после победы над южными галльскими племенами, в 118 году до н. э. Она связала только что основанную римскую колонию Нарбо Мартиус (Нарбонна) с Тулузой и городом Бурдигала (Бордо) на атлантическом побережье, протянувшись на расстояние около 400 км.

Реконструированный участок Аквитанской дороги. Фото xtremearttourists1.blogspot.com

Домициева дорога (Via Domitia)

Эта дорога строилась одновременно с Аквитанской и, возможно, имела одного создателя. Она стала первым сухопутным путём, связавшим Италию, её колонии в южной Галлии и Испанию. По легендам, в её основу легли древние маршруты, по которым путешествовал Геракл, совершая свои подвиги, и именно по ним войска Ганнибала в своё время проникли с севера в Италию.

Дорога Эмилия Скавра (Via Aemilia Scauri)

Дорога, построенная под руководством цензора Марка Эмилия Скавра в 109 году до н. э., соединила Пизу, Луни, Геную и Пласентию (Пьяченца). Она частично перекрывалась с другими, более ранними маршрутами, объединяя их.

Фото castelnuovobormida.net

Дорога Клавдия-Августа (Via Claudia Augusta)

Это одна из самых сложных дорог, созданных римлянами. Её строительство началось в 15 году до н. э. и продлилось около трёх лет. Дорога, созданная императором Августом и его приёмным сыном Клавдием, перекинулась через Альпы и связала Венецию и всю долину реки По с провинцией Рецией (ныне территория южной Германии).

Современная копия мильного камня, найденного неподалёку от Баварии

Дорога Клавдия-Августа – одна из немногих, отлично сохранившихся до наших дней. Она многократно реставрировалась и сегодня представляет большую ценность как велосипедный маршрут через Альпы, который начинается в Донауверте (Германия) и оканчивается в Венеции или Остилье.

Августова дорога (Via Augusta)

Пиренейский полуостров обладал разрозненными дорогами разного типа, пока на заре нового тысячелетия римский император Август улучшил их, объединил в настоящую транспортную сеть, которая получила его имя, и присовокупил её к развитой системе римских дорог. Общая протяжённость сильно разветвлённой Августовой дороги составляет около 1500 км.

Процесс реконструкции Августовой дороги. Фото Jose Francisco Ruiz

Фоссе-Уэй (Fosse Way)

Так называлась римская дорога, построенная в Британии в середине I века и связавшая южное побережье острова с северным (около 300 км). Название происходит от латинского слова «ямы», и обозначало скорее всего оборонительный ров, которым римляне, вторгшиеся в Британию, защищали свой транспортный путь.

Уотлинг-стрит (Watling Street)

Практически одновременно с постройкой Фоссе-Уэй создавалась дорога с западной части Британского острова (Дувр) на восточное побережье (Уэльс). На языке англо-саксов слово «стрит» обозначало мощеную дорогу со сложной слоистой структурой и не имело никакого отношения к внутригородским улицам.

Стоунгейт (Stonegate)

По-староанглийски Стоунгейт означает «каменная дорога». Она была построена римлянами в I-II веках на территории современной северной Англии и предназначалась для сообщения между двумя важными речными фортами: Корстопитумом (Корбридж) и Лугувалиумом (Карлайл). Стангейт имеет важное отличие от всех ранее созданных римлянами маршрутов: дорога построена с минимальными уклонами, из-за чего получилась достаточно извилистой. Для римлян же типична прямолинейная прокладка, даже если ради сохранения направления приходилось жертвовать комфортом и простотой перемещения.

Источник: портал «Италия по-русски». Добавленные мною в текст рисунки ведут по щелчку на свои источники.

римских дорог | UNRV.com

A Roman road

Инженеры древнего Рима построили бесподобную сеть дорог в древнем мире. Приблизительно 50 000 миль (80 000 км) дорог охватывали Римскую империю, распространяя ее легионы, культуру и огромное влияние по всему известному миру.

Старая поговорка «все дороги ведут в Рим», просто не могла быть правдивее. Рим был центром торговли, торговли, политики, культуры и военной мощи в Средиземноморье, и великое достижение ее дорожной сети привело непосредственно к городу и обратно на его многочисленные территории.

Несмотря на грандиозное зрелище, которым действительно была дорожная сеть, первоначальная функциональность римских дорог была в основном предназначена для военной эксплуатации. Начиная с местных дорог, Рим сначала был связан с Лацио, Остией и прилегающими районами. К середине 4-го века до нашей эры, когда они продвинулись на юг, к самнитским территориям и Кампании, были разработаны более длинные магистрали, чтобы дать легиону преимущество перед противниками Рима. Виа Аппиа, построенная между, была первой и самой известной из них.Начатый в 312 г. до н.э. Аппием Клавдием Цекусом, он бежал на юго-запад из Рима, в Капую, затем в Тарент, а затем был перенесен в Брундусий (Бриндизи) на Адриатике, в конечном итоге простирающийся вплоть до Мессинского пролива.

Как и большинство основных римских укреплений и общественных работ, римские дороги были построены в основном самими легионами, поскольку они расширяли границы. Инженеры были постоянными членами римской армии, и их знания в области дорог, фортов и мостостроения были бесценным активом, не имеющим аналогов в любой другой культуре в течение двух тысячелетий.Оценка стоимости дорожного строительства значительно варьируется в зависимости от эпохи и местности, но нет никаких сомнений относительно экономической эффективности. Поскольку империя расширила расходы, ответственность за строительство и обслуживание дорог несла местное население и племена, а не сама римская казна.

Когда римские генералы шли со своими легионами, они должны были строить дороги из своих собственных ресурсов. Тем не менее, с полной властью в любой данной юрисдикции, эти ресурсы, как оказалось, в основном собирались у местных жителей, в виде монет, сырья и дополнительной рабочей силы.По существу, в течение 7 веков римское дорожное строительство продолжалось и поддерживалось в хорошем состоянии, пока экономический спад и внешнее давление не начали уступать. К падению запада в 476 году нашей эры состояние дорог соответствовало обстоятельствам империи, и многие дороги рушатся, разрушаются и разрушаются на протяжении всего средневекового периода.

Помимо скорости и доступности, предоставляемой римским легионам, дороги также давали возможность для торговли, путешествий и общения, неизвестного остальному миру.Хотя путешествия любой значительной длины обычно ограничивались богатыми, теоретически можно было путешествовать из Испании в Грецию, даже не ступая с дороги. Несмотря на очевидные преимущества для торговли, дороги снова никогда не были основным источником торговли. Большая часть торговли и перевозок на дорогах была ограничена короткими маршрутами, поскольку морские перевозки были гораздо более привлекательной альтернативой. Автомобильные маршруты позволяли удобно перемещать товары из источника, непосредственно в близлежащий порт, или легионные припасы морем могли быть перемещены на их окончательное расстояние по дороге.Самыми тяжелыми дорогами были те, которые соединяли внутренние города с близлежащими портами в провинциях и из портов, таких как Остия, с Римом в Италии.

Также была разработана разновидность древнего пони-экспресса, а также обширная сеть почтовых станций вдоль автомобильных дорог. Для быстрой доставки корреспонденции в отдаленные места использовались как повозки, запряженные лошадьми, так и ездовые лошади. Впервые в истории стало возможным получить письмо в Риме из северной Галлии всего за несколько дней.В то время как военные курьеры были гораздо более распространенным явлением, посылая письма между командирами, Сенатом, Императором или различными учреждениями, гражданская почтовая служба также была быстро развивающимся бизнесом.


Roman Road Construction

Стандартные римские дороги состояли из металлической поверхности (т.е. гравия или гальки) на прочном основании из земли или камня.

Был разработан простой, но технологически продвинутый план строительства каждой дороги.

Там, где это было возможно, дороги были построены по самой прямой линии, избегая крупных препятствий на местности, где это имело практический смысл. Римская дорога была многослойным архитектурным достижением, но процесс строительства был довольно прост для определения.

Сначала две параллельные траншеи были построены по обе стороны от запланированной дороги, а полученные в результате земляные работы, камень и т. Д. Были сброшены и собраны в пространстве между двумя канавами. Аггер, как это называлось, мог достигать 6 футов.(1,8 м) в высоту и 50 футов (15 м) в ширину. В качестве альтернативы он может быть очень слабым или почти отсутствовать, как в случае с большинством второстепенных дорог.

Затем копатели будут делать небольшое углубление шириной от 8 до 10 футов по длине аггера и выравнивать края бордюрными камнями, чтобы удержать всю конструкцию на месте. Дно этой впадины будет затем покрыто рядом каменных наполнителей. Камни размером от 6 до 8 дюймов образуют фундамент, с камнями размером с кулак, помещенными сверху.На ранних дорогах оставшийся промежуток затем будет заполнен обычным песком, чтобы заполнить камни и покрыть их примерно на 1 фут.

Более поздние дороги, возможно, использовали римский вулканический бетон, чтобы смешать всю смесь вместе, делая всю структуру более твердой. Дорожное покрытие затем укладывалось большими плотно прилегающими плоскими камнями, которые можно было найти и транспортировать на месте. Эти более крупные поверхностные камни должны быть вырезаны так, чтобы по возможности соответствовать поверхности, чтобы сделать поверхность как можно более гладкой и бесшовной.

Затем были вырыты и сглажены

тропы уздечки, оставив землю непокрытой для конных путешествий. Дороги были построены для пехоты, и на копытах было легче идти вдоль каменных дорог. Хотя римляне использовали подковы, они были привязаны к копытам, а не прибиты гвоздями, что делало их неустойчивыми. Кроме того, во время строительства леса и препятствия по обе стороны дороги можно было расчистить на значительное расстояние, чтобы избежать попыток засады.


Карта некоторых выдающихся римских дорог

Дорога Дата Место Строитель Соединения
Via Salaria г. до н.э. Италия неизвестно От Рима до Аскулума Каструм Труентинум
Via Appia 312 до н.э. Италия Аппиус Клавдий Цекус Рим в Капуа, Тарантум и Брундизий
Via Aurelia 241 г. до н.э. Италия Луций Аурелия Рим в Пизу и в Галлию
Via Flaminia 220 BC Италия Гай Фламиниус от Рима до Аримина
Via Cassia гр.187 г. до н.э. Италия неизвестно от Рима до Arretium
Via Postumia 148 до н.э. Италия Spurius Postumius Albinus Connected Genua, Placentia, Кремона, Bedriacum, Верона, Мантуя, Altinum и Аквилея.
Via Egnatia 146 г. до н.э. Италия Гай Игнатий Иллирия, Македония и Греция
Via Aquitania 118 г. до н.э. Галлия неизвестно от Нарбонны до Аквитании
Via Domitia 118 г. до н.э. Галлия Гней Домиций Ахенобарбус Италия в Испанию
Виа Эмилия Скаура 109 г. до н.э. Италия Марк Эмилий Скаур Пиза в Геную в Пласенсию
Via Augusta 8 BC Испания Август Пиренеи МТС.в Кадис
Via Claudia Augusta 13 BC Италия Август и Клавдий Венеция на юг Германии
Fosse Way Середина 1-го века нашей эры Британия неизвестно Эксетер в Линкольн
Уотлинг-стрит Середина 1-го века нашей эры Британия неизвестно Дувр в Уэльс
Stanegate 1-й — 2-й векAD Британия неизвестно Маршрут, по которому следует стена Адриана
Знаете ли вы …
римские дороги были настолько эффективны, что в более поздней империи они фактически стали пассивом, потому что силы вторжения могли перемещаться вдоль них так же быстро, как римские армии!
Знаете ли вы …
Гиппосандалы (римские подковы) были привязаны к ногам лошадей, а не прибиты гвоздями.Считается, что они использовались для защиты травмированных ног, а не для постоянного использования, поскольку эксперименты показали, что они отрываются не только при ходьбе.
Знаете ли вы …
После восстания рабов в Спартаке от 5000 до 6000 захваченных рабов были выстроены и распяты вдоль Виа Аппиа в качестве примера для других.
,
old roman road — Перевод на немецкий — примеры английский

Эти примеры могут содержать грубые слова, основанные на вашем поиске.

Эти примеры могут содержать разговорные слова на основе вашего поиска.

Easthorpe находится на старой римской дороге .

Вот остатки старой римской дороги в Розелле.

Красивая и романтичная деревня, которая находится на старой римской дороге в Арльберг.

Даже в прежние времена по старой римской дороге через Клаудию служили важным связующим звеном между севером и югом.

Bereits früher diente die alte Römerstraße Via Claudia als wichtige Verbindung zwischen Nord und Süd.

Часовня построена рядом с старой римской дорогой от Гранд до Сулосса.

Руины «Földvár» Расположенный на Лаз, недалеко от старой римской дороги , описанной Téglás Gábor как место под названием Várhegy или Földvár площадью 36×36 м, которая была охраняющей башней (castellum) римлян.

Die Ruinen von «Földvárer» определится с именем Лазера на улице alten römischen Straße , в Тигласе Габоре и Аль-Айнен-Орт-на-Варне Фельдварере или в Квадрате 36×36 м от войны.

На тропе есть три ориентира: в Хольцкирхене можно отдохнуть на пересечении старой римской дороги .

Auf der Strecke liegen drei «An-Halts-Punkte»: в Хольцкирхене, Канада, 9 августа 2009 г., 9109 alten Römerstraße Eine Pause Gönnen.

Большая Корниш (в переводе: дорога с большой скалой) была построена Наполеоном I.рядом с старой римской дорогой Via Aurelia.

Die Grande Corniche (übersetzt: große Klippenstraße) в фоновом режиме Наполеон I. entlang der alten Römerstraße Via Aurelia erbaut.

Ampass находится на старой римской дороге и предлагает множество пешеходных маршрутов для всех способностей и привлекательные маршруты для горных велосипедистов.

Ampass lie an der alten Römerstraße , в том числе и Wanderwege в Аллен Шверигкейтсграден и привлекательный маршрут для горных велосипедистов.

старая римская дорога , признак оккупации Кейраса, объясняет строительство этих высокогорных деревень.

Eine alte Römerstraße is it der Grund für diese hoch gelegenen Dörfer, die auch Zeichen der Besetzung von Queyras sind.

На это указывает старая римская дорога на левом берегу реки Гайлиц, протекавшая от Аквилеи до Вирунума.

Als Beweis gilt die alte Römerstraße am linken Ufer der Gailitz, die sich von Aquileia nach Virunum zog.

1935 г. В результате раскопок были обнаружены многочисленные гробницы Меровингов (шестой и седьмой век), вдоль старой римской дороги года.

1935 Ausgrabungen haben zahlreiche Gräber der merowingischen (sechste und siebte Jh.) Ausgragraben, entlang der alten Römerstraße .

Маршрут в основном следует старой римской дороге и проходит параллельно реке Рейн, которая течет на востоке.

Die Mit roter Farbe eingezeichnete Маршрут следования по alten Römerstraße и verläuft параллельно в реальном времени.

Прогулка по старой римской дороге на «Via Claudia Augusta», которая раньше была старой границей между Австрией и Швейцарией.

Wanderung über die alte Römerstraße «Via Claudia Augusta» zum ehemaligen Grenzübergang zwischen Österreich und der Schweiz.

На старой римской дороге , которая связывала порт Аквилеи с Австрией, сосредоточены вековые традиции и нетронутые ландшафты.

Auf der alten Römerstrasse , ver of Aquileia mit Österreich verbe, gehen Jahrtausende alte Traditionen mit einer unberührte Landschaft einher.

Маршрут пролегает по старой римской дороге , через овраг и выходит на солнечную равнину Суаллас.

Die Strecke verluuft entlang der alten Römerstrasse , в котором можно поужинать, или пообщаться с сыном Эбене Суалас.

Также стоит посетить Барбаракирхе и приходскую церковь, а также древнюю римскую дорогу Via Claudia Augusta.

Sehenswert sind auch die Barbarakirche и die Pfarrkirche, und die alte Römerstraße Via Claudia Augusta.

старая римская дорога соединяет Фон-д’Эйглер с главным городом и позволяет нам представить маршрут, по которому римские войска уходят, чтобы завоевать Италию.

Eine alte Römerstraße verbindet Font-d’Eyglier mit Hauptstadt des Departments and lssst un uns die die Die Route der Römischen Truppen Bei der Eroberung Italiens vorstellen.

Поверните направо на улицу Jean Petit и снова направо на развилке, чтобы занять по старой римской дороге .

Biegen Sie rechts in Rue Jean Petit wieder an der Gabelung rechts nach, um den alten Römerstraße zu leihen.

Г-н Айгуи сказал, что пара хочет остаться неизвестной, но они живут на улице Дройт, старой римской дороги , которая является самой старой улицей в Мийо на юге Франции.

Герр эгуй сагте, дас дас паар аноним блебен мёхте Die beiden Finder wohnen in der Rue Droite, einer , alten Römerstraße , в настоящее время в Мийо. ,
Romantic Road Германия — информация, карты и достопримечательности

Немецкая романтическая дорога — один из самых больших магнитов для туризма в южных провинциях Бавария и Баден-Вюртемберг.

Концепция романтической дороги (очень) в значительной степени основанная на старом римском маршруте между городами-участницами и добавление в некоторых потрясающих средневековых местах на севере, немного похожа на британский «ланч-плуг» — маркетинговая идея, которая, похоже, основываться на истории и традициях, но на самом деле это гораздо более современное изобретение.

В случае с Романтической дорогой Германия отчаянно пыталась восстановить индустрию туризма в послевоенное время, и идея формального «маршрута» была создана в 1950 году (вскоре после создания Федерального Республика Германия и конец военно-управляемой оккупации).

Schloss Neuschwanstein, Schwangau

Первыми посетителями были друзья и семьи американских солдат, дислоцированных на больших базах в Баварии и Баден-Вюртемберге, но идея маршрута из Вюрцбурга в Фюссен вскоре стала невероятно популярной.

Нетрудно увидеть причину популярности — несмотря на современные корни идеи, тур объединяет исторические города Вюрцбург и Аугсбург с тремя средневековыми городскими стенами Ротенбург-на-Таубере, Динкельсбюль и Нордлинген, а затем завершается туристическими достопримечательностями замка Нойшванштайн и Альп.

В эти дни автобусные вечеринки со всего мира можно увидеть на самых популярных остановках по пути, указатели маршрута по пути на немецком и японском языках, а в 2010 году Романтической дороге исполнилось 60 лет.

www.romanticroadgermany.com

Этот сайт предназначен для тех, кто предпочитает исследовать всю или некоторые романтические дороги самостоятельно, а не на тренерской вечеринке. Он написан с независимой точки зрения и не является официальным маркетинговым сайтом для Romantic Road. Здесь находятся все более крупные и популярные достопримечательности (см. Навигацию справа), а также некоторые из небольших городов и деревень, иногда теряешься в маркетинговой потасовке и стрессовом порыве от одного «помеченного» исторического взгляда к другому.

Частью очарования этого региона является открытие пешеходных троп через виноградники в долине Таубер или традиционные деревни и церкви Пфаффенвинкеля. Если есть что-то еще, что вы хотели бы видеть на этом сайте, или какие-либо комментарии, которые у вас могут быть — и особенно если вы хотите оставить свой собственный отзыв после того, как вы прошли весь романтический путь или его часть — пожалуйста, не стесняйтесь обращаться к нам.

Если вы путешествовали по Романтической дороге и ищете другой туристический маршрут в Германии, посетите страницы Немецкой альпийской дороги на нашем дочернем сайте GermanSights.ком может быть интересным.

Rothenburg ob der Tauber - one of the favourite stops along the Romantic Road

Импрессум | Конфиденциальность

,

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о