Старая римская дорога: Военная Римская дорога в Крыму

Старая Римская дорога (Календская тропа) в Крыму: на карте, фото, описание

«Все дороги ведут в Рим» — этот крылатизм применим к территориям, входившим в одноименную империю. Когда-то частью Pax Romana стали и земли греческих полисов. Как известно, многие из них находились в Крыму. Римская дорога есть и на этом полуострове. Ее средняя часть раскинулась в известной Байдарской долине, по которой пробираются в не менее популярную у «дикарей» Скельскую пещеру. Финиширует достопримечательность в Херсонесе – под Севастополем.

СОДЕРЖАНИЕ


  • Где расположен объект в Крыму?
  • История Календской тропы
  • Почему туристы посещают Римскую дорогу?
  • Как добраться до дороги-музея?

Где расположен объект в Крыму?

На карте Крыма Римская дорога (середина) — едва заметная линия, проходящая в 900 м от Родниковского и Подгорного. Она соединяет два природных урочища – перевал Шайтан-Мердвен (высота «точки переброса» за «Чертову лестницу» — 578 м) и Байдарский каньон (на одном из участков которого начинается охраняемый участок).

Дорога на карте Крыма

История Календской тропы

Древнеримская коммуникация уходит корнями в I век до нашей эры. Она соединяла стратегические центры еще греческого мира – Харакс («обнесенное частоколом место») и Херсонес («малый полуостров»). Между полисами в древности велась оживленная торговля, проводились делегации и сборы, связанные с союзничеством.

В эпоху завоеваний Рима старая, едва заметная «трасса» превращается в римский тракт – мощеную булыжником магистраль. Здесь шагали легионеры, их маркитанты с обозами, пленные дикари и стада блеющих военных «трофеев». Обусловлено это тем, что в зимний шторм нельзя было плыть морем.

Свое название Календская тропа в Крыму получила в Средневековье. Языковеды уверены, что оно состоит из двух тюркских слов – «кале» и «энды» («крепость спускается»). Дело в том, что маршрут, о котором идет речь, «наложен» на довольно сложный рельеф.

В эпоху русско-турецких войн старая римская дорога использовалась как османами, так и русскими. Землетрясение 1927 г. изменило географию некоторых ее участков – подъем на гребень стал намного труднее. В «украинское», а затем и «российское» время тракт стал памятником истории, надежно охраняющимся государством. Добыча булыжника, а также любые вандальные действия в «археологическом парке» запрещены.

Почему туристы посещают Римскую дорогу?

Римская дорога в Крыму – часть транспортной коммуникации, позволявшая латинским легионам быстро добираться из одного центра юго-западной Тавриды в другой (через ее горную часть). Via Militaris нужна была, чтобы усмирять непокорные ираноязычные племена. Они обитали на полуострове уже несколько веков и считали римлян захватчиками. С помощью тракта можно было также закупаться товарами у греческих торговцев.

11-километровый фрагмент «Байдарское ущелье – Балаклава» преодолевают за 3-4 часа. Его средняя ширина – 2-3 м. Весь же путь легче описать языком географов. Путешественник поднимается (от Ай-Тодора) на Ай-Петринскую яйлу, далее еще выше – к перевалу Шайтан-Мердвен. Затем он спускается в Байдарскую долину (совсем недалеко от Скельской пещеры). Отсюда есть несколько «рукавов» «трассы», ведущих уже до самого Херсонеса (местные их знают).

Полная экскурсия начинается с подъезда к Хараксу – крупнейшей крымской крепости латинян. Руины видны на вершине мыса Ай-Тодор (здесь заметен останец двух рядов стен, упирающихся на юге в обрыв). Стенд-указатель имеется. Историки считают, что данный бастион построила Мезийская эскадра моряков – при Веспасиане она основала базу, защищавшую (с войсками Херсонеса и Симболона) все юго-западное побережье.

Участок указанного пути проходил через Симболон Лимен (часть Балаклавской бухты). Город был единственным портом на маршруте, поэтому играл важную роль. Римский булыжник можно увидеть вокруг крепости Чембало – наследницы римских укреплений. Наконец, проход, приближающий любопытного отпускника к знаменитому Херсонесу, примечателен конкретными экспонатами. Даже сейчас здесь можно найти следы античной архитектуры, к примеру, собранные по кусочкам базисы колонн и цоколи трактиров.

Как добраться до дороги-музея?

Самый удобный путь к Календской тропе в Крыму лежит из Скельской пещеры, к ее недрам гостей Севастополя и Балаклавы часто доставляют туристическими автобусами. 200 м вполне сносного подъема перенесут вас к самой сердцевине старого тракта. Хотите проехать на своей машине? Приезжайте к Родниковскому или Подгорному. Местные покажут дальнейшую схему движения, указав приоритетные ориентиры на местности.

Проще ориентируетесь на карте? Вот маршрут, по которому можно добраться до Римской дороги:

Ну а вот собственное маршрут движения по Календской тропе от Подгорного до перевала Чертова лестница:

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Подгорное, Севастополь, Крым.
  • Координаты: 44.451944, 33.827778.

Римский тракт «Харакс – Херсонес» осуществлял функции сообщения двух важных форпостов Рима. Благодаря своевременной переброске военных сил имперскую власть над аборигенами удавалось сохранять веками.

Маршрут интересен для любителей древней истории и местного краеведения, а также фанатов фотосессий – на фоне руин и скал. Их фото и отзывы можно в огромном множестве найти на туристических сайтах и в блогах, в том числе и на нашей страничке.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


фото с описанием, маршрут на карте, история, что посмотреть рядом

ГидКрыма

Вы в городе: »?

Перейти Нет

  1. Весь Крым
  2. Севастополь
  3. Активный отдых, экскурсии, морские прогулки
  4. org/ListItem»> Древняя Римская дорога Древняя Римская дорога

2573

Об объекте

Древняя Римская дорога или Календская тропа в Крыму

С наступлением теплых дней множество туристов отправляется на Крымский полуостров, поближе к ласковому морю и солнцу. Не только южное тепло притягивает гостей, здесь ощущается особенная энергетика, накопленная веками. Древние народы, населявшие благодатную землю, оставили памятники в виде дворцов, крепостей, культовых сооружений. Тем, кто увлекается античной эпохой, будет интересно пройти по старой Римской дороге в Крыму.

В 1820 году по ней проследовал Александр Сергеевич Пушкин с компанией друзей, направлявшихся в Георгиевский монастырь.

Содержание:

Где находится и как добраться к началу тропы

Начало дороги находится возле села Подгорное, Балаклавского района города Севастополь. Расстояние от города-героя 35км, от Ялты 60км. Географически расположено в Байдайрской долине, здесь же раскинулось Чернореченское водохранище.
Проще всего добираться с автостанции Севастополя. Пункт отправления «5-й километр Балаклавского шоссе». Садимся на автобус №41, 182 или 183, примерно через час прибываем к Подгорному. Общественный транспорт в село не заходит, поэтому нужно пройти пешком через населенный пункт примерно 1,5км и вы у цели. Ниже на карте показан путь.

История Via Militaris

Первые летописи, где упоминалась военная дорога, соединившая Харакс с Херсонесом, относятся к периоду античности. Две тысячи лет назад ее построили римские легионеры для быстрого перемещения когорт между форпостами в сезон морских бурь.

Позднее стратегический тракт стал называться Календским. По мнению краеведов, это могло произойти по разным причинам.
Село, с которого начинается маршрут, на заре нашей эры называлось Календа. Часть пути пролегала по горному перевалу через узкое ущелье, где подстерегали кочевники. Для охраны пешеходов на опасном отрезке возвели крепостные постройки — кале. Возможно, наименование старинного поселения и оборонительных сооружений породило созвучное название. По второй версии в основе лежит латинское слово «календа», связанное с ежемесячной сменой римских караулов.
Уникальная древняя тропа стала реальным доказательством высокого качества древнеримских технологий. Наглядным примером, как строили дороги, служившие десятки веков.

До XIX столетия бывший военный тракт активно использовали пешие и конные путники, возчики на тяжелых груженых повозках, пастухи перегоняли крупный скот. За поддержание рабочего состояния старой Римской дороги в Байдарской долине отвечали жители. Мостовая (на фото ниже) прослужила людят с I века н.э. — интересно сколько прослужат совремменые трассы?

Группа историков считает, что первую дорожку проложили тавры задолго до появления римлян. Примитивный тракт, размываемый осадками, затруднял переброску воинов. Легионеры расширили проход, выложили дорогу булыжником, укрепили подпорами. Большой участок тропы сохранился поныне, стал популярным направлением для пеших походов.

Маршрут по Римской дороге

Путь от с. Подгорное до поселка Олива (бывшая Мухалатка) пролегает по живописной местности: зеленым перелескам, заказнику «Байдарская долина», речным берегам, горному перевалу и склонам, поросшим можжевельником.

Общая информация:

  • расстояние между начальной и конечной точками составляет 11 км;

  • максимальная ширина дороги от 2-х до 3-х м;

  • среднее время пути около 4-х часов;

  • покрытие сохранившихся участков бывшей Via Militaris преимущественно каменное, из булыжников с щебнем;

  • сложность похода невысокая, не требует специальных навыков и вспомогательного оборудования.

Сойдя с автобуса, направляемся в сторону Подгорного по асфальтовой дороге. Вскоре с правой стороны покажется грунтовка. Сворачиваем на нее, добираемся до реки Календа, продолжаем идти по правому берегу.

Сразу после перелеска начинается плавный подъем. Справа по ходу движения видна вершина Календы-Баир. На противоположной стороне находится другая гора — Хазанджик. Дальнейший путь пролегает как раз между ними.

Затем, как в русских сказках, перед нами окажутся 3 тропы. Не тратя времени на долгие размышления, выбираем ту, что посредине. По ней идем до памятника партизанам, затем направо в юго-восточном направлении, пока не увидим Анахлы-Бель. Гора высотой 681 м находится примерно в 3 км от с. Подгорное. Дальше тропа проходит через ущелье по горному перевалу Шайтан-Мердвен (тат.), что означает Чертова Лестница.

Несмотря на устрашающее название, преодолеть подъем на высоту 600 м над уровнем моря способен любой здоровый пешеход. Крупные известняковые глыбы служат крутыми ступенями, сотворенными природой. Следуя по указателям в виде стрелок, оставленных прежними путешественниками, находим начало спуска и через четверть часа оказываемся внизу. Проходя по извилистому серпантину, не забываем любоваться прекрасными видами долины. Затем выходим на удобную грунтовку и направляемся к поселку Олива. От него рукой подать до Севастопольского шоссе. Ниже на карте показана Римская дорога в Крыму.

Отправляясь в поход, воспользуйтесь советами опытных путешественников. Правильная экипировка выглядит так:

1. Подходящая спортивная одежда.

2. Ветровка, бутылка воды, бутерброт, карта в рюкзаке и телефон с полной зарядкой.

3. Обувь на толстой нескользящей подошве.

Новичкам целесообразно воспользоваться помощью проводника или идти с организованной группой.

Что посмотреть в окрестностях

До начала похода по Календской тропе запланируйте осмотр близлежащих достопримечательностей, чтобы в полной мере погрузиться в историческую атмосферу. Большой интерес вызывает единственная в своем роде крепость Харакс, построенная римлянами вместо таврских оборонительных сооружений. Кроме крупных фрагментов древней цитадели, можно увидеть клейма победоносных римских легионов и другие приметы минувших столетий.

От выхода с Шайтан-Мердвена совсем недалеко до Скельской сталактитовой пещеры. Возраст уникального памятника природы исчисляется миллионами лет. Популярная достопримечательность Крыма расположена поблизости от села Родниковое (прежнее название Скеля). Впечатления от посещения запомнятся надолго.

Нельзя обойти вниманием загадочное культовое сооружение, которое многие любят сравнивать со знаменитым Стоунхенджем. Речь идет о группе из трех древнейших Скельских менгиров на западной границе того же села, рядом с небольшим памятником. Вертикальная каменная глыба с остроконечной вершиной возвышается почти на 3 м. Ходят упорные слухи, что ровесница египетских пирамид обладает мощной энергетикой. Даже в самую жаркую пору от нее исходит ледяной холод.

Над скалой у Байдарских ворот «парит» в воздухе Воскресенская церковь (второе название Форосская), возведенная в конце XIX столетия. Гармоничное здание восхищает совершенством архитектуры, органично вписывается в ландшафт.


Храм Воскресения Господня похож на воплощенную картинку из старинной книги. Расположенная в чаше горного амфитеатра местность необычайно красива. Во времена СССР цветущая долина была излюбленной площадкой авторов многих кинолент.

Благодарим за посещение нашего сайта! Надеемся статья для вас была интересной и информативной!
Если вы любите активный отдых, предлагаем познакомится с самыми интересными туристическими тропами Крыма на этой странице: https://gidcrima.ru/aktivnyy-otdyh/?vid-otdykha=turisticheskie-tropy


Дополнительно

Туристические тропы, Семейные, Групповые, Взрослые, Горы, Пешие, Обзорные, Пара часов, День

Поделиться

Древняя Римская дорога на карте Крыма

Отзывы

Отзывов нет!

Добавить отзыв

Для того, чтобы оставлять отзывы, необходимо авторизоваться:

Сообщить об ошибке

Посмотреть все

Похожее рядом

Перейти

г. Севастополь, пл. Нахимова

Экскурсии по Крыму из Севастополя
ЭкскурсииСевастополь
Рейтинг: нет оценокЧек: 400 ₽

Перейти

г. Севастополь, Качинское шоссе

Полет на параплане Севастополь
Полеты и прыжкиСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь

Турфирма Сказочный Крым
ЭкскурсииСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь

Конные прогулки Двор
Конные прогулкиСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь, ул. Синопская, 25

Конный клуб ARION
Конные прогулкиСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь, улица Батарейная, д. 32

Конно-спортивный клуб Алькадар
Конные прогулкиСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь, п. Любимовка, Полигон

Лазертаг клуб Вежливые люди
ЛазертагСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь

Парапланеризм Авиаклуб
Полеты и прыжкиСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь, наб. Назукина 23

Отдых на воде ATICA TRAVEL
Морские прогулкиСевастополь
Рейтинг: нет оценок

Перейти

г. Севастополь

Севастопольский Парапланерный Клуб
Полеты и прыжкиСевастополь
Рейтинг: нет оценок

1,13,16,26,27,29,796,37,866,2574,605,752,801,1045,1455,2222,2225,2470,2475,2476,2489,2557,2573,2588,2601

Активный отдых

‘ + ‘$[[options.contentLayout observeSize minWidth=370 maxWidth=370 maxHeight=370]]’ + ‘

Древнеримские дороги — памятник истории и дорожного строительства

Древнеримские дороги — памятник истории и дорожного строительства

Древние римляне были известными строителями. Они оставили после себя множество мостов, каналов, мощеных дорог и других инженерных шедевров по всей Римской империи. Огромная Римская империя могла похвастаться очень большой и разветвленной сетью дорог. Подсчитано, что длина дорог в сети составляет более 400 000 км, из них более 80 500 км вымощены камнем. Дорожная сеть была важна для поддержания стабильности империи и ее расширения. Дороги использовались для перевозки из одного места в другое. По дорогам разрешалось ходить, проезжать, прогонять скот и колесные повозки, заниматься любым видом движения.

Древнеримские дороги в основном строились самими легионерами. Инженеры были постоянными членами древнеримской армии, и их знания в области строительства дорог, фортов, акведуков и мостов были неоценимы.

Строительство дорог

В Древнем Риме не существовало универсальной техники строительства дорог. Метод их строительства варьировался в зависимости от географического положения, морфологии местности, геологического строения и доступного материала. Например, для строительства дорог в заболоченной местности или в местах, где дорога проходила через коренные породы, требовались различные технические решения. Тем не менее, были соблюдены определенные стандартные правила.

Изображение 1. Древнеримская дорога

Средняя ширина древнеримской дороги составляла от 5,5 до 6,0 м, и они состояли из нескольких характерных несущих слоев, независимо от основания, на котором они были построены.
Древнеримские дороги состояли из нескольких слоев:

  • Грунт основания – основание, на котором строилась дорога, уплотнялось, чтобы оно было плотным и чтобы избежать оседания конструкции, а затем покрывалось песком или известковым раствором.
  • Статумен – слой, укладываемый на уплотненный грунт основания, состоящий из щебня минимальной зернистостью 5 см. Мощность этого слоя колебалась от 25 до 60 см.
  • Рудус – слой толщиной 20 см, состоящий из щебня диаметром 5 см в цементном растворе.
  • Nucleus – базовый слой бетона из цемента, песка и гравия; толщиной 30 см.
  • Summum dorsum – последний слой, состоящий из крупных каменных блоков толщиной 15 см.
Изображение 2. Поперечное сечение древнеримской дороги

Дороги были намеренно слегка наклонены от центра к обочине, чтобы дождевая вода могла стекать по бокам, и с этой же целью многие из них также имели водостоки и водостоки каналы. Дорожки из утрамбованного гравия для пешеходов обычно проходили вдоль каждой стороны дороги и имели ширину от 1 до 3 метров. Отделяя дорожку от дороги, был сделан бордюр из ровных вертикальных плит. Через каждые 3-5 метров в бордюр втыкался более высокий блок. Блок позволит людям останавливаться, садиться на лошадей или загружать животных в экипажи.

«Все дороги ведут в Рим»

Самой старой древнеримской дорогой была Виа Аппиа, дорога длиной 261 км, которая тянулась на юго-восток от Рима до Тарента (сегодня Таранто). Позже дорога была продлена до побережья Адриатического моря, до Брундизия (сегодня Бриндизи). Другой дорогой была Виа Попилия, которая тянулась через Калабрию к Мессинскому проливу.
В начале 2 века до н.э. из Рима шло еще несколько дорог: Виа Аурелия, Виа Фламиния, Виа Эмилия, Виа Валерия, Виа Латина, Виа Аппиа.
Вдоль этих главных дорог было построено множество меньших дорог и троп, по которым можно было добраться до Рима из римских провинций.
Так со временем появилась поговорка: «Все дороги ведут в Рим».

Изображение 3. Вид на основные римские дороги – «Все дороги ведут в Рим»
Заключение

Древние римские дороги соединяли города и провинции. Без них древние римляне никогда бы не смогли завоевать и удержать столь обширную территорию на протяжении нескольких столетий — в разгар римской экспансии Римская империя занимала площадь в 4 400 000 км².

Хотя сеть римских дорог постепенно исчезла после падения Римской империи, она стала основой для сотни современных инфраструктурных коридоров по всей Европе и Средний Восток. Многие древние римские дороги также проходили через территорию Хорватии. некоторые из них совпадают с современными маршрутами.

Подробнее: Ваджонт, 10 мегапроектов в истории

Римские дороги — Энциклопедия всемирной истории

Римляне построили дороги по древним маршрутам и создали огромное количество новых. Инженеры были смелыми в своих планах соединить одну точку с другой как можно более прямой линией, несмотря на географические трудности и затраты. Следовательно, многие из длинных прямых дорог римлян через их империю сами по себе стали известными именами.

римских дороги включали в себя мосты, туннели, виадуки и многие другие архитектурные и инженерные хитрости, чтобы создать серию захватывающих дух, но очень практичных памятников, которые простирались от Португалии до Константинополя. Сеть римских дорог общего пользования покрывала более 120 000 км и в значительной степени способствовала свободному передвижению армий, людей и товаров по империи. Дороги также были очень наглядным индикатором могущества Рима и косвенно помогали объединить огромный плавильный котел культур, рас и институтов.

Roman Road, Испания

Пользователь Википедии: Jaume (CC BY-SA)

Сеть римских дорог

Римляне, конечно, не изобрели дорог, но, как и во многих других областях, они взяли идею, восходящую еще к бронзовому веку, и расширили ее, осмеливаясь выжать из нее максимально возможный потенциал. Первой и самой известной великой римской дорогой была Виа Аппиа (или Аппиева дорога). Построенный в 312 г. до н. э. и протянувшийся на 196 км (132 римских мили), он соединял Рим с Капуей максимально прямой линией и был известен римлянам как 9-й мост.0012 Regina viarum или «Королева дорог». Подобно современной автомагистрали, она не проходила по пути через менее важные города и в значительной степени игнорировала географические препятствия. Например, впечатляющий 90-километровый участок от Рима до Террачины был построен по одной прямой. Позже дорога будет продлена до Брундизия и, таким образом, достигнет 569 км в длину (385 римских миль).

YouTube Следите за нами на YouTube!

Сеть постепенно распространилась по империи от Британии до Сирии, и некоторые дороги стали такими же известными и посещаемыми, как и дороги вокруг самого Рима.

Другими известными дорогами в Италии были Виа Фламиния, которая шла из Рима в Фанум (Фано), Виа Эмилия из Плаценции в Аугусту Преторию (Аоста), Виа Постумия из Аквилеи в Генуя (Генуя), Виа Попиллия из Ариминума (Римини). ) до Падуи на севере и от Капуи до Регия (Реджо-Калабрия) на юге, и многое другое, кроме того, все с расширениями, сделанными с течением времени. Дороги стали настолько известными, что даже дали названия местам и регионам. Сеть постепенно распространилась по империи от Британии до Сирии, и некоторые дороги стали такими же известными и посещаемыми, как и дороги вокруг самого Рима. Например, Виа Домиция (начатая в 116 г. до н. э.) шла от французских Альп к Пиренеям и имела неоценимое значение для передвижения войск в кампаниях в Испании. Была также Виа Эгнатия (начавшаяся в середине II века до н. э.), которая пересекала Балканский полуостров и заканчивалась в Византии, что делало ее жизненно важным сухопутным путем между западной и восточной частями империи.

Для достижения цели построения кратчайших маршрутов между двумя точками (часто не видимыми одна для другой) приходилось преодолевать всевозможные инженерные трудности. После того, как были проведены обширные изыскания, чтобы убедиться, что предложенный маршрут действительно прямой, и определить, какие различные инженерные методы требуются, необходимо было осушить болота, прорубить леса, отвести ручьи, проложить каналы в коренных породах, прорезать склоны гор, пересечь реки мостами, пересечь долины. с виадуками и туннелями, проложенными через горы. После того, как все это было сделано, дороги должны были быть выровнены, укреплены опорными стенами или террасами, а затем, конечно же, отремонтированы, что они и делали на протяжении более 800 лет.

Roman Road Network

Андрей Наку (CC BY-SA)

Римские дороги не только позволяли быстро перебрасывать войска и, что более важно, колесные транспортные средства, которые снабжали их продовольствием и снаряжением, но и способствовали развитию торговли и культурного обмена. Дороги также были одним из способов, которыми Рим мог продемонстрировать свою власть. По этой причине многие дороги начинались и заканчивались триумфальной аркой, а имперский престиж, связанный с реализацией проекта, проявлялся в том факте, что дороги очень часто назывались в честь магистратского чиновника, который их финансировал; отсюда, например, Аппиевая дорога получила свое название от цензора Аппия Клавдия Цека.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Дорожный дизайн и материалы

Основные дороги имели стандартную ширину около 4,2 м, что было достаточно для разгона двух колесных транспортных средств. Дороги были покрыты гравием, иногда смешанным с известью, или, для более престижных участков, таких как окрестности городов, с облицованными каменными блоками из вулканического туфа, булыжниками или брусчаткой из базальта ( кремний ) или известняка. Сначала вырыли траншею и заложили фундамент ( rudus ) укладывали из грубого гравия, кирпичного щебня, глиняных материалов или даже деревянных свай в болотистой местности и укладывали между бордюрными камнями. Поверх этого был добавлен слой более мелкого гравия ( core ), а затем дорога была покрыта блоками или плитами ( summum dorsum ). Горные дороги также могут иметь гребни, идущие по поверхности, чтобы улучшить сцепление людей и животных, и колеи, вырезанные в камне, для направления колесных транспортных средств.

Римское дорожное покрытие

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Дороги намеренно были слегка наклонены от центра к обочине, чтобы дождевая вода могла стекать по сторонам, и с той же целью на многих из них также были водостоки и водоотводные каналы. Дорожки из утрамбованного гравия для пешеходов обычно проходили вдоль каждой стороны дороги и имели ширину от 1 до 3 метров. Отделяя дорожку от дороги, был сделан бордюр из ровных вертикальных плит. Кроме того, через каждые 3-5 метров в бордюр вставлялся более высокий блок, который останавливал выезд колесного транспорта на пешеходную дорожку и позволял людям садиться на лошадей или вьючных животных. На более загруженных участках главных дорог были участки, где движение могло остановиться, а на некоторых из них также были услуги для путешественников и их животных. Вехи также устанавливались через равные промежутки времени, и на них часто фиксировалось, кто отвечал за содержание этого участка дороги и какой ремонт был сделан.

Мосты, виадуки и туннели

Непреходящими символами воображения римских инженеров являются многочисленные арочные мосты и виадуки, которые до сих пор стоят по всей империи. От ранних мостов, таких как Понте-ди-Меле возле Веллетри, с его единственным сводом и скромным пролетом в 3,6 м, до 700-метрового 10-арочного виадука через реку Карапелле, эти конструкции помогли инженерам достичь прямолинейной цели. Римляне строили на века, и опоры мостов, которые пересекали реки, например, часто строили с более устойчивой формой носа и использовали массивные прочные каменные блоки, а верхние части либо строили из каменных блоков, укрепленных железными скобами , использовали более дешевый бетон и кирпич или поддерживали плоскую деревянную надстройку. Возможно, самый впечатляющий мост был в Нарни. 180 м в длину, 8 м в ширину и 33 м в высоту, он имел четыре массивных полукруглых арки, одна из которых, протяженностью 32,1 м, считается одним из самых длинных блочно-арочных пролетов в древнем мире. Два из лучших сохранившихся мостов — Мильвийский мост в Риме (109 г.до н.э.) и мост через реку Тежу в Алькантаре (106 г. до н.э.) на испано-португальской границе.

Римский мост, Пон-Сен-Мартен

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Тоннели были еще одним важным элементом дорожной сети, если нужно было избежать длительных объездов. К наиболее важным относятся три туннеля, построенные в I веке до н. э.: Кумея длиной 1000 м, Крипта Неаполитано длиной 705 м и Гротта ди Сейано длиной 780 м. Туннели часто строились путем раскопок с обоих концов (встречные раскопки), что, очевидно, требовало точной геометрии. Чтобы убедиться, что оба конца соприкасаются, иногда сверху просверливали валы, чтобы проверить ход работ, а валы также можно было использовать для ускорения раскопок и работы в скале под двумя углами. Тем не менее, при работе в твердой породе продвижение было утомительно медленным, возможно, всего 30 см в день, в результате чего проекты туннелей длились годами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *