Старинная русская усадьба: 12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции • Arzamas

Что такое усадьба, советы по оформлению дачи в стиле усадьбы

Все чаще заказчики просят для загородного летнего дома интерьер в стиле «русской усадьбы». Но что под этим понимают?

Мы не будем рассуждать о великолепных дворцах придворной знати — вряд ли кто-то всерьез пытается их копировать на собственном участке. Скорее у российского заказчика есть запрос на ностальгический интерьер: летнего дома, сохранение или воссоздание провинциальной русской усадьбы (остатки таких имений разной степени сохранности разбросаны по всей России). Предлагаю разобраться, что именно мы воссоздаем и какими декоративными приемами добиваемся «эффекта усадьбы».

На фото: Графиня Екатерина Павловна Шереметева, баронесса Елисавета Сергеевна Делёр, граф Павел Сергеевич Шереметев и Иван Платонович Барсуков в Михайловском. Неизвестный автор, дата съемки: 10 июля 1886 года; © russiainphoto.ru

Что такое усадьба?
Русская провинциальная усадьба — это уникальный социокультурный феномен. В небогатых поместьях в глуши прошли детские годы целой плеяды русских писателей, художников, поэтов, мыслителей. Их воспоминаниям о родительском имении и фамильных традициях мы обязаны появлением в искусстве лирического образа русской усадьбы.

По мнению историков, расцвет русской усадьбы пришелся на конец XVIII -— первую половину XIX века. После подписания императором Петром III 18 февраля 1762 года указа «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (фактически освобождавшему от обязательной военной службы) и последующей «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», подписанной Екатериной Великой, среднее и мелкое дворянство потянулось в провинцию. Уволившись со службы, офицеры возвращались в родовые имения, чтобы возродить запущенные поместья.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Русская дача: От императорских коттеджей до фазенды на шести сотках

На фото: Усадьба Кусково, швейцарский домик. Дата съемки: 1886 год, фотоателье «Шерер, Набгольц и Кº»; © russiainphoto. ru

Наиболее распространенным на Руси был одноэтажный или двухэтажный деревянный усадебный дом с мезонином на кирпичном цоколе. Провинциальные дворяне не гнались за модой, не строили большие дома (их было трудно отапливать). Стены помещений были, как правило, деревянными, бревенчатыми или обшитыми тесом, а затем обтянутыми холстом.

Екатерина Владимирова

На фото: «Интерьер в доме Салтыковых», акварель, автор неизвестен.Спас-Угол, музей Салтыкова-Щедрина. Предоставлено Некоммерческим партнерством «Русская Усадьба» ©

Интерьер русской усадьбы
Мебель в доме собиралась поколениями семьи и нередко бывала разномастной: простые лавки и сундуки могли соседствовать со стульями и столами «столярной работы» и случайно купленными новомодными предметами интерьера. Кабинет хозяина усадьбы часто служил для отдыха, чтения и приема гостей-мужчин, на женской половине «принимали визиты» соседок-помещиц, занимались рукоделием. В парадном зале устраивали танцевальные вечера, в небольшом доме там же могла находиться и столовая.

Екатерина Владимирова

На фото: «Библиотека в готическом доме». Акварель Ш. Ребу, 1846 год. Предоставлено Некоммерческим партнерством «Русская Усадьба» ©

В интерьерах веяния моды чувствовались сильнее, чем в архитектуре. В контексте развития мирового искусства золотой век русской усадьбы пришелся на расцвет неоклассицизма и ампира. Для таких интерьеров характерны симметрия, сдержанные по сравнению с предшествующим барокко правильные формы, легкость.

Мебель простых линий, на тонких прямых ножках, классические мотивы в орнаментах листья аканта, розетки, вазоны. Общий колорит светлый, с преобладанием белого, пастельных оттенков голубого, желтого.

Граф М.Д. Бутурлин так описывал интерьер обычной помещичьей гостиной: «В двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними тумбочки или ломберные столы,… перед диваном овальный большой стол, … в углу этажерка с лучшим хозяйским чайным сервизом, затейливыми дедушкиными бокалами, фарфоровыми куколками и подобными безделушками».

Архитектурная мастерская Petr & Pavel

Как воссоздать атмосферу усадьбы?
Как же повторить эту ностальгическую прозрачную атмосферу, не задаваясь целью создать историческую реконструкцию, а, скорее, передать романтическое настроение? Давайте внимательно вглядимся в рисунки, разберем по элементам составляющие интерьера.

1. Деревянные полы. В более зажиточных усадьбах использовали наборный паркет, в усадьбах попроще — простой деревянный пол, широкие доски натурального цвета.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz тур: Очарование старины, или иллюзия старой дачи

2. Лаконичная мебель. Используйте предметы на тонких прямых ножках, натуральных оттенков дерева. Отлично будет смотреться микс из мебели популярного сейчас модерна середины XX века и нескольких антикварных предметов, например, красивой горки или буфета, где вы сможете с гордостью демонстрировать свой фарфор.

Вообще, старинная мебель лучшее средство внести знаковые акценты эпохи в интерьер. Совершенно не обязательно обставлять все помещение антиквариатом, достаточно нескольких заметных вещей, которые будут играть главную роль на фоне остальных, намеренно нейтральных.

Совет: Создать атмосферу русской усадьбы можно и без аутентичной люстры эпохи Луи XVI или Наполеона. Подберите светильник времен «советского ампира» — на блошиных рынках и просторах интернета есть прекрасные вещи за вполне умеренные деньги.

Студия дизайна интерьеров Марии Карташовой

3. Обои «под старину». Стены можно оставить деревянными, а можно использовать обои: например, имитирующие фактуру ткани или с классическим орнаментом полосы, вазоны и гирлянды, цветы в стиле шинуазри. Отдавайте предпочтение светлым голубым, желтым, розовым тонам. У английских марок Little Green, Sanderson, Cole&Son вы найдете множество подходящих вариантов — часто это современные обои, воссозданные по сохранившимся историческим образцам.

4. Светлые двери и плинтус. Двери в рамках «усадебного» стиля лучше покрасить в оттенки белого. Приветствуются порталы в неоклассическом стиле: подходящие варианты есть практически у каждого производителя — от Union до «Волоховца». Напольный плинтус и потолочные карнизы тоже желательно сделать белыми, в цвет дверей, простых форм, без излишнего декора.

Лада Кулакова

4. Изразцы для оформления прихожей и санузлов. Поддержит усадебную тему знаменитая дельфтская плитка (бело-голубые расписные изразцы, завезенные в Россию из Голландии по приказу Петра I и чаще всего использовавшиеся в облицовке печей). Похожую плитку можно найти у разных производителей и в самых разных ценовых категориях — от настоящей ручной росписи до печатного рисунка.

Lavka-Design

На фото (этот и следующий кадр): Шторы — на самом деле совсем не шторы, а ивановские скатерти

6. Легкие шторы. Обратите особое внимание на оформление окон на большинстве акварелей того времени вы увидите легкие светлые гардины, а не тяжелые портьеры. Очень уместно будут смотреться в интерьере семейные фотографии в разноформатных рамах и «бабушкины» (вязаные крючком) салфетки.

Lavka-Design

7. Подходящая кухня. В усадебной жизни кухня была рабочим помещением, сейчас же это обычно часть гостиной или столовой, требующая соответствующего оформления. Я советовала бы сделать кухонную мебель или максимально простой, незаметной, «растворив» ее в помещении гостиной, или выбрать классические светлые филенчатые фасады, а фартук украсить изразцовыми плитками, которые послужат напоминанием о традиционной печке.

8. Большой овальный стол под уютным абажуром, за которым собирается на обед вся семья или съезжаются на долгие чаепития гости, атрибут усадебной жизни, архетип «дачного лета».

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…
Houzz-тур: Дача с яблоневым садом и бабушкиным наследством

Kirill Istomin Interior Design & Decoration

Совет: Самое главное в процессе оформления помнить про легкость и воздушность. Избегайте тяжеловесной мебели, сложных многоярусных портьер, точечных потолочных светильников (современные модели вполне позволяют спроектировать разные сценарии освещения с незаметной технической подсветкой). Белая или цветная крашенная мебель скорее примета Прованса, чем русской усадьбы, а вот тонетовские темные стулья и плетеное кресло на веранде помогут завершить образ.

Как писал Н.М. Карамзин, «всякая огромность противна сельской простоте. Домик,…со всех сторон осеняемый деревами, жилище прохлады и свежести, вот чего желаю!»

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Что вы понимаете под «русским усадебным» стилем? Какие декоративные символы или предметы обстановки его четко определяют? Делитесь мнением в комментариях под статьей!

Русская усадьба как явление национальной культуры — Информио

На протяжении многих веков русская усадьба являлась одним из важных компонентов культуры. Она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр.

С русской усадьбой связаны имена большинства выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны.

Она во многом определила облик дворянства, так как именно этот правящий слой населения в них проживал. Усадьба — это, прежде всего символ отечественной культуры в таких ее проявлениях как: архитектура, живопись, литература, музыка и особое место в ней занимает домашнее обучение. Она представляла собой тот мир, который соответствовал вкусам и возможностями ее владельцев. Огромное количество имеющихся в стране дворянских усадеб представляли европейскую культуру в российской глубинке. В провинциальных усадьбах можно было увидеть постройки известных зодчих, сады с экзотическими растениями, предметы мебели, изобразительного и прикладного искусства, работы знаменитых столичных и зарубежных мастеров. А рядом с ними существовали творения местных архитекторов, столяров, живописцев, резчиков по дереву. Чаще всего это были крестьяне, одаренные от природы не только сметливостью, но и особым, совсем бессознательным, но неизменно верным пониманием красоты. [2,С. 68]

Дворянские усадьбы являлись местом, где росли, мужали, набирались опыта отечественные таланты. Столичное университетское образование, постоянное общение с лучшими умами Европы не дали бы того поразительного эффекта, если бы не атмосфера особой духовности, в которой нерасторжимо слилась музыка, живопись и поэзия с народным искусством, самобытная архитектура поместий — с их старинными библиотеками и домашними театрами. Усадьба конца XVIII — начала XIX века — это украшение блестящего периода отечественной культуры, получившего название «Русское Просвещение».[1]

История русской дворянской усадьбы насчитывает около шести столетий. Еще с XIV века русские дворяне стали получать от великих князей, а затем царей в уплату за службу землю. Усадебное строительство получило развитие при Петре I, который дарил земли своим сподвижникам. Усадьбой считается не все землевладение, а лишь помещичий дом, строения, примыкающие к нему, двор и сад. Расцвет дворянских усадеб пришелся на середину XVIII — начало XIX века. Усадьбы строились вокруг Москвы, Санкт Петербурга и в губерниях. У состоятельных дворян, кроме городских домов, во владении находилось по нескольку «ближних» и «дальних» усадеб. Во многих поместьях господского дома не было, но была церковь, построенная на средства владельца.

Усадьба была многофункциональна. Это было место проживания, центр хозяйственной деятельности, место досуга, культурный центр. Различные направления уравновешивали друг друга.

Одной из характерных черт усадебного мира называют замкнутость. Но это не означает полную изоляцию от окружающего мира. Были обязательны поездки в город, в имения родных и друзей. Эти небольшие путешествия являлись одной из составляющих усадебной жизни. Были выезды из усадьбы, связанные с искусством.

Усадебная культура была тесно связана с «крестьянской культурой». Именно крепостные своим трудом обеспечивали благосостояние усадьбы. Поэтому владелец был заинтересован в них и проявлял заботу.

Образ заботливого помещика был частью идеальной модели усадебного бытия. Помещики занимались благотворительностью и просветительством: строили в деревнях школы, больницы, профессиональные мастерские. В среде крепостных были талантливые художники, актеры, архитекторы, кустари. Их обучением занимались иностранные живописцы и архитекторы, живущие в поместьях и создающие школы подмастерьев. Многие из них стали в будущем настоящими художниками. Наряду с этим существовала и неприглядная сторона усадебной жизни, связанная с крепостничеством: бесправие крепостных, жестокость и даже самодурство помещиков.

Эпоха Екатерины II является «золотым веком» русской усадьбы и отмечена ярким многообразием и различием форм усадебной жизни, эволюция которых привела к созданию традиционной усадебной культуры.

Во второй половине XVIII — первой половине XIX веков вся европейская часть России была занята усадьбами. Эта форма собственности являлась преобладающей.

Примером для подражания в создании дворянских усадеб служили царские загородные резиденции под Петербургом. Их пример послужил образцом для подражания провинциальным усадьбам. Культура дворянской усадьбы создала прекрасные образцы архитектурных и садово-парковых ансамблей, изобразительного искусства, музыки и театра, ставших источником творческого вдохновения, запечатленных в поэзии и литературе.

Культура дворянской усадьбы — это особый мир. Она предстает перед нами в том виде, который создали владельцы усадеб, являющиеся сами частью этой культуры. Все, что мы видим, мы рассматриваем их глазами, оцениваем через их восприятие. Она оказала решающее влияние на весь уклад жизни проживающих в усадьбах. Эти отличительные признаки усадебной дворянской культуры стали синонимами, адекватными определениям «усадебный быт», «бытовая культура», связанная с семейными традициями. [3]

Культура отечественной усадьбы – это не только взаимодействие различных видов искусства, художественной, литературной и общественной жизни, но и повседневного быта, основанного на традициях российского общества.

Во многих дворянских усадьбах на рубеже XIX и XX веков были созданы огромные библиотеки, которые являлись непременным атрибутом культуры. Для хранения книг помещик отводил не только свой рабочий кабинет. Шкафы с книгами располагались в гостиной и даже в детской. Иногда библиотеки занимали отдельное здание, как, например, в усадьбе рода Бакуниных в Премухине.

Некоторые книжные собрания усадеб сохранились, правда, в усеченном виде и до наших дней. Такова библиотека И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, насчитывающая еще и сейчас 4,5 тысячи книг, большая библиотека Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и некоторые другие.

Художественная культура дворянской усадьбы тесно связана с искусством театра. Увлечение театром в последней трети XVIII века затронуло всю Европу. И в России в это время появились любительские и частные крепостные театры. На рубеже ХVIII-ХIX веков в России насчитывалось 173 крепостных театра. Домашними труппами владели князь П.М. Волконский, князь Н.И. Одоевский и многие другие. Лучшие театры были у графа Н.П. Шереметева, князя Н.Б. Юсупова, графа А.Р. Воронцова.

Усадебный быт богатых помещиков мало чем отличался от городского. Они вели «городскую жизнь в деревне». Лето у них проходило в праздниках, приемах гостей, выездах на охоту, в занятиях «художествами», чтением книг, «научными занятиями». Математикой и естественными науками занимался в своей усадьбе М.И. Глинки под Москвой известный деятель петровского времени Я. В. Брюс. Там он собрал математические и механические инструменты, открыл музей, где были представлены натуральные минералы, редкие монеты и т.д. В.Г. Орлов в подмосковной Отраде имел физический и рудный кабинеты. А.К. Разумовский в подмосковной усадьбе Горенки создал в 1777г. огромный ботанический сад с оранжереями, теплицами. В них выращивалось до 10 тысяч различных растений.

К развлекательным формам досуговой деятельности обитателей усадеб можно отнести балы. Бал — это развлекательное мероприятие, которое отражало новую европейскую культуру. Это и направления моды, музыкальные тенденции, светский этикет и стиль общения. Бал занимал значительную нишу в системе дворянского досуга. Начало русским балам было положено при Петре I.

Еще одной формой досуга являются уроки танца. Танцмейстер учил не только хореографии. Он давал уроки хороших манер, учил умению свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Он помогал молодежи выработать красивую осанку, грациозное непринужденное положение рук, ног, головы и корпуса и согласованность их движений.

Большой интерес и сегодня вызывает не только сама русская усадьба как памятник культуры, но и повседневный быт его владельца.

К парадным помещениям дворянской усадьбы относились зал, гостиная и столовая.

Зал – это большая комната для танцев, карточной игры, которую использовали и как столовую. Это наиболее представительная комната в доме. Стены этого помещения были увешаны портретами.

Особое место в русских столовых принадлежало фарфору. Его наличие говорило о богатстве и вкусе хозяина.

Гостиная комната менее строгая и официальная. Она была обставлена диваном, столом, креслами, большими зеркалами. Мебель в гостиных покрывали чехлами. На стенах висели многочисленные портреты домочадцев.

Интеллектуальным и хозяйственным центром жизни усадьбы был мужской кабинет. Обставлен он был всегда очень скромно: дубовая мебель со скромной обивкой, настольные часы, секретер, конторка. Обязательным было наличие графина с анисовой наливкой, рюмка и курительная трубка. Особую роль в интерьере кабинета играли книги, телескопы, глобусы.

Женский кабинет оформлялся иначе, т.к. выполнял двойную функцию. Это было и рабочее место и салон. В кабинете находился столик для рукоделия, письма и чаепития. Между окон были большие зеркала, в которых отражались портреты, акварели, вышивки. Мебель была в основном из карельской березы. Был и сентиментальный набор: цветы, венки, амуры, голубки, подушки-сердца, расписной фарфор и бисерные рисунки. Большую роль в женском кабинете играли ткани — шторы, драпировки, напольные ковры.

Таким образом, культура дворянской усадьбы – это особый мир. Она оказала решающее влияние на весь жизненный уклад обитателей усадеб, чей быт воспринимался через призму этой культуры. Здесь мы видим переплетение народной и дворянской культур, русской и европейской, городской и сельской.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Русская усадьба как явление национальной культуры

Страница не найдена — Главная Стратосфера

Страница не найдена — Главная Стратосфера Перейти к содержанию

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

кв. футов: 2515 | Спальни: 2 | Ванные комнаты: 2,5

Подробнее о Одноэтажное ранчо мастера с 2 спальнями для наклонного участка с гаражом на 3 машины и готовым подвалом (план этажа)

кв. футов: 3760 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 4

Подробнее о Двухэтажный роскошный дом Jolie II в европейском стиле с 4 спальнями, задним гаражом и открытой концепцией дизайна (план этажа)

Подробнее о Lorne Park от Laura Stein Interiors

Подробнее о резиденции CornWall от Boom Town

Узнайте больше о La Radieuse от _Naturehumaine

Подробнее о Chess Residence от Nottoscale Architecture

кв. футов: 2165 | Спальни: 3 | Ванные комнаты: 2

Подробнее о Двухэтажный коттедж Westbrooks в горном стиле с 3 спальнями, угловым гаражом на 2 машины и бонусной комнатой (план этажа)

кв. футов: 2322 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 3

Подробнее о Одноэтажный дом в акадском стиле с 4 спальнями, открытой гостиной и гаражом во дворе (план этажа)

кв. футов: 2886 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 2

Подробнее о Одноэтажном ранчо Мускока с 4 спальнями на наклонном участке с открытой концепцией жизни (план этажа)

кв. футов: 4 169 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 4,5

Подробнее о двухэтажном современном доме Paramount с 4 спальнями, баром и открытой концепцией дизайна (план этажа)

кв. футов: 2877 | Спальни: 3 | Ванные комнаты: 2,5

Подробнее о Двухэтажный дом в стиле ремесленника с 3 спальнями, мансардой и готовым подвалом (план этажа)

Подробнее о Le Paquebot от _Naturehumaine

Подробнее о Armor Heights от Laura Stein Interiors

Подробнее о Artist Loft от Nottoscale Architecture

Узнайте больше о изысканной роскоши от Pfuner Design

Подробнее о Весна на Ибице: искусство создания вечной весны дома от Сюзанны Котс

Подробнее о Vitri от Touzet Studio

Узнайте больше о Северном заливе от Pbw Architects

Подробнее о Serene Comfort от Pfuner Design

кв. футов: 2630 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 2

Подробнее о Ostrea Одноэтажный деревенский скандинавский дом с 4 спальнями, открытой планировкой и готовым подвалом (план этажа)

Страница не найдена — Главная Стратосфера

Страница не найдена — Главная Стратосфера Перейти к содержанию

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

кв. футов: 2515 | Спальни: 2 | Ванные комнаты: 2,5

Подробнее о Одноэтажное ранчо мастера с 2 спальнями для наклонного участка с гаражом на 3 машины и готовым подвалом (план этажа)

кв. футов: 3760 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 4

Подробнее о Двухэтажный роскошный дом Jolie II в европейском стиле с 4 спальнями, задним гаражом и открытой концепцией дизайна (план этажа)

Подробнее о Lorne Park от Laura Stein Interiors

Подробнее о резиденции CornWall от Boom Town

Узнайте больше о La Radieuse от _Naturehumaine

Подробнее о Chess Residence от Nottoscale Architecture

кв. футов: 2165 | Спальни: 3 | Ванные комнаты: 2

Подробнее о Двухэтажный коттедж Westbrooks в горном стиле с 3 спальнями, угловым гаражом на 2 машины и бонусной комнатой (план этажа)

кв. футов: 2322 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 3

Подробнее о Одноэтажный дом в акадском стиле с 4 спальнями, открытой гостиной и гаражом во дворе (план этажа)

кв. футов: 2886 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 2

Подробнее о Одноэтажном ранчо Мускока с 4 спальнями на наклонном участке с открытой концепцией жизни (план этажа)

кв. футов: 4 169 | Спальни: 4 | Ванные комнаты: 4,5

Подробнее о двухэтажном современном доме Paramount с 4 спальнями, баром и открытой концепцией дизайна (план этажа)

кв. футов: 2877 | Спальни: 3 | Ванные комнаты: 2,5

Подробнее о Двухэтажный дом в стиле ремесленника с 3 спальнями, мансардой и готовым подвалом (план этажа)

Подробнее о Le Paquebot от _Naturehumaine

Подробнее о Armor Heights от Laura Stein Interiors

Подробнее о Artist Loft от Nottoscale Architecture

Узнайте больше о изысканной роскоши от Pfuner Design

Подробнее о Весна на Ибице: искусство создания вечной весны дома от Сюзанны Котс

Подробнее о Vitri от Touzet Studio

Узнайте больше о Северном заливе от Pbw Architects

Подробнее о Serene Comfort от Pfuner Design

кв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *