Старообрядческие монастыри россии действующие: Все старообрядческие церкви России. Народный каталог православной архитектуры

Будни старообрядческого монастыря под Угличем — Русская вера

В Ярославской области, недалеко от памятного Углича, живет строго по уставу Николо-Улейминский женский монастырь. Это единственный в России женский монастырь Русской Православной старообрядческой Церкви.

Вид на Николо-Улейминский женский монастырь

Можно подумать, что он стоит на отшибе, но на самом деле он расположился на развилке времени. Обитель основал ростовский инок, старец-странник Варлаам. Монастырь был основан во второй половине XV века и чудом дотянул до наших дней. Польско-литовские шайки, которые рыскали по Руси, добирались до монастыря и оставили после себя могилы павших защитников обители. Советская власть накладывала свою длань: монастырь использовали как зернохранилище, колонию для заключенных и психоневрологический диспансер. Только спустя семь десятков лет обитель возвратили Церкви.

…Игуменья монастыря матушка Олимпиада встречала меня в городе. Она была за рулем недорогой машины. Перед въездом в монастырь остановилась и сказала, что пойдет открывать ворота. Меня это удивило и я поспешил за ней.

— Вы сами открываете ворота, матушка Олимпиада?

— Да.

— У вас нет сторожей?

— Нет. Господь Бог нас охраняет.

Матушка Олимпиада

Странно это было слышать: я ведь насмотрелся, знаю, что московские монастыри охраняют пуще, чем военные объекты, но привратник из меня, скорей всего, получится. Матушка Олимпиада мне доверила закрыть за ней ворота, и беседа наша дальше продолжалась в храме.

— У нас в монастыре три храма, но один пока не действует. Мы молимся в Надвратном храме, он связан с нашим келейным корпусом, и нам не надо выходить на улицу, чтобы пройти в храм. А вот, где мы с вами сейчас беседуем, — это Введенский храм, он тоже освящен. На втором этаже мы молимся на богородичные праздники, а на первом этаже планируем создать музей. И остался у нас Никольский собор. Что мне удалось там сделать — это ликвидировать в подвале воду, там было полно воды, она размывала стены и подклет, и все это было в таком страшном аварийном состоянии. Сейчас воды и подтопления нет, слава Богу.

— Сколько инокинь в монастыре?

— На сегодняшний день 12 инокинь, в том числе две схимницы. Возраст у всех преклонный: до 70-ти лет у нас четыре человека, остальным — под восемьдесят и больше. Хотелось бы, безусловно, видеть молодых, чтобы было будущее у монастыря, пока этот вопрос для нас очень больной, но Господь все устроит. Когда я пришла сюда 17 лет назад, то здесь были всего три насельницы.

— Откуда вы пришли? Как звали Вас в миру?

— Константинова Ольга Ивановна. Я приехала сюда из Омска, а родом из Красноярского края, закончила там десятилетку и поехала к старшей сестре в Омск. Поступила в строительный техникум, потом окончила институт, у меня два строительных образования.

Больше тридцати лет проработала в городской администрации, в управлении капитального строительства. Потом прослышала, что у нас есть старообрядческий женский монастырь, решила все оставить, хотя было, что оставлять, и приехала сюда.

— Не жалели никогда об этом?

— Владимир, я считаю, что это единственный правильный выбор в моей жизни. Мы приехали сюда вдвоем с сестрой, она была старше меня на семнадцать лет.

— У вас была семья?

— Мужа я похоронила до ухода в монастырь. У дочки с зятем пятеро детей, и все дети у них приемные, своих они не дождались и стали брать из Детского дома.

— Они вас навещают?

— Они были у меня три раза.

— За 17 лет?!

— А больше и не надо. Мы ведь все-таки ушли из мира.

На территории Николо-Улейминского монастыря: вид на Введенскую и Троицкую надвратную церкви

— Я бывал в монастырях Москвы, и часто возникало чувство, что попал на ярмарку, в торговые ряды: народ снует, передвигаются монахи на машинах по монастырю, я даже, грешным делом, думал, что им, бедным, некогда и помолиться в суматохе, а у вас тут словно на другой планете…

— Сейчас у нас ворота и калитка закрыты, но мы не закрыты для тех, кто хочет нас увидеть и услышать, наведываются и туристы к нам. Мне звонят из городского департамента культуры и туризма, мы договариваемся, и они приезжают два — три раза в месяц.

— Однако, если нет туристов, значит, нет доходов и нет средств на содержание монастыря. Разве не так?

— У нас у всех есть свои пенсии, и мы свои деньги тратим на питание и на содержание обители. Государство нам не помогало и не помогает. Иногда оказывают помощь спонсоры. Чаще всего это одноразовая помощь. Постоянным нашим попечителем можно назвать Беломестных Любовь Леонидовну. У нее своя адвокатская контора в Москве. Это очень умный человек, знает четыре языка, ведет международные дела. Можно ей адресовать все теплые слова, какие есть. Она верующая, старообрядка, на службе у нас бывает вместе с нами, когда приезжает.

— А епархия материально и финансово вам помогает?

— Нет, они сами бедные.

— Кто вас окормляет?

— Окормляет нас священник Анатолий Носочков, он приезжает к нам из Ярославля на выходные и на праздники. А нашим духовным отцом является епископ Костромской и Ярославский Викентий, он приезжает к нам несколько раз в год, принимает исповеди и причащает.

— Миряне ходят к вам на службы?

— Нет. У нас ведь, в основном, ночные службы. Такой уклад именно для монастыря. Всегда так было, есть и будет, потому что Господь придет нас судить в 2 часа ночи, так сказано в Евангелии и у святых отцов. Поэтому мы начинаем службу в половине второго ночи. У нас десять лестовок — они и составляют иноческое правило. Десять лестовок — это тысяча молитв, одна молитва— один поклон.

— Поразительно! Наука, медицина утверждают, что ночью надо спать, чтобы организм отдыхал, а вы бодрствуете по ночам, годами так живете, и при этом сохраняете работоспособность до преклонных лет. Это феномен, который надо изучать. Когда вы отдыхаете?

— С вечера немного спим и после службы отдыхаем два часа. Ночью мы молимся. Каждая из нас оставила в миру детей, внуков, за них тоже хочется помолиться, вообще, — за весь мир мы молимся. Каждую ночь. Потом немного отдыхаем и выполняем послушания. Летом — огород, теплицы, зимой — снег. В храме надо прибраться, все надо в надлежащем состоянии держать. У нас один гектар занимает огород. Мы выращиваем для себя все овощи.

— Сами управляетесь со всем?

— Со всем мы сами управляемся, конечно, с Божьей помощью. Все сами. Правда, у нас еще есть мой помощник, отец Михей, он старообрядец, тоже принял иночество, ему в этом году будет 84 года, но он к труду привычный. Старообрядцы помогают иногда, по своей инициативе приезжают. Вот сейчас приехали из Пермской области муж и жена, они на недельку приехали, помогают по хозяйству, и я им очень благодарна.

— Матушка Олимпиада, просмотрел буклет, посвященный вашему монастырю, и прочитал четверостишие, под ним значится Ваше имя. Вы пишите стихи?

— Это без моего разрешения, без спроса напечатали. Я раньше писала стихи, у меня осталась тетрадь со стихами, но сейчас ничего не пишу. Чувства свои надо вкладывать в молитву.

— Осмелюсь все-таки спросить по окончании беседы: почему Вы без наперсного креста?

— Наперсный крест у меня есть, конечно, но зачем его все время выставлять, как будто напоказ? Поэтому я надеваю крест тогда, когда это нужно.

— А когда нужно?

— На службах, на великих службах, когда приезжает к нам духовенство, а так — я в молитве и в трудах. Но иноческий крест всегда на мне.

— Спасибо Вам большое, матушка Олимпиада, за беседу. Пожалуйста, не забывайте меня, грешного, в своих молитвах. К Богу у молитвы ночью более короткий путь.

Никольский собор и Введенская церковь Николо-Улейминского монастыря

… Из монастыря я уходил пешком, оглянулся на обитель и поймал себя на том, что я бы даже перебрался сюда жить, где-нибудь тут поселился бы поблизости… Душа тут словно что-то приглядела для себя.


Автор: Владимир Смирнов

Русские липоване — старообрядцы в Румынии

Липоване — потомки старообрядцев, бежавших из России в XVII–XVIII вв. Они согласны были терпеть бытовые нестроения ради возможности свободно совершать богослужения и требы, что в России в то время запрещалось на уровне закона. Старообрядцы, переехавшие из России, селились вдоль Дуная, в Закарпатье, основывали свои села, строили в них храмы, соблюдали церковные праздники, разговаривали между собой на русском языке, хранили традиции в образе жизни, в одежде, семейном укладе, развивали народные промыслы.  

Профессор Ф. Кирилэ отмечает, что эмиграция русских старообрядцев в Румынию проходила поэтапно. Одним из первых русских поселений на территории Румынии было село Липовень, что неподалеку от города Сучавы. Здесь, в дремучем липовом лесу, староверы укрылись от преследования российских властей. Отсюда, по мнению некоторых ученых, и ведет происхождение термин «липоване» [2]. По другой версии, термин ведет происхождение от слов «филипповцы», «филиппоны» — так называли представителей одного из старообрядческих согласий.

В 1743 году было основано селение Маноля (по-липовански — Маныловка, по-русски — Мануйловка). Оно надолго стало духовным центром староверов-эмигрантов. Здесь по сей день действуют женский и мужской монастыри. В мужском монастыре провел свои последние годы и написал заключительные труды своей жизни известный русский начетчик Федор Евфимович Мельников. Его еще помнят мануйловские старожилы, за его могилой, расположенной на территории монастыря, бережно ухаживают иноки.  
Позже, во второй половине XVIII в., появились поселки в пограничных южных районах страны: Русская Слава, Камень, Журиловка. Со временем Румыния официально признала русских липован своими гражданами, дозволив им вносить в паспорт свое данное при крещении имя почти неизменно, изменив на румынский манер русскую фамилию: Мироновы получили фамилию Мирон, Филипповы — Филип и т.п.

Сегодня в Румынии проживают более ста тысяч русских-липован. На территории Румынии имеются более 70 сел, в которых преобладает русское липованское (старообрядческое) население. Они расположены в основном вдоль северо- и юго-восточной территории Румынии (в Буковине, Молдове, Добрудже и Мунтении (Валахии). В ряде городов целые кварталы заселены русскими-липованами: это такие города, как Бухарест, Тульча, Констанца, Брэила, Галаць, Яссы, Сучава, Ботошань и др. [1] 

Духовная жизнь

Старообрядцы в Румынии признают Белокриницкую иерархию и законность присоединения к Церкви в 1846 году Босно-Cараевского митрополита Амвросия. Митрополитом Амвросием был рукоположен митрополит Кирил (Тимофеев).

Митрополит Белокриницкий Кирил (Тимофеев)

Митрополит Кирил, в свою очередь, рукоположил архиепископа Антония (Шутова), отправившегося в Россию и положившего начало Белокриницкой иерархии Московской Митрополии. В Румынии же образуется своя, по причине гонений на старообрядчество обособленная от России, Митрополия, епископы которой всегда были в достоинстве митрополитов.

Предстоятели Древлеправославной старообрядческой Церкви в Румынии [2]:

  • Кирилл (Тимофеев) (4 января 1849 — 2 декабря 1873)
  • Афанасий (Макуров) (9 мая 1874 — 1 октября 1905)
  • Макарий (Лобов) (10 сентября 1906 — 2 января 1921)
  • Никодим (Федотов) (24 сентября 1924 — 15 октября 1926)
  • Пафнутий (Федосеев) (8 июня 1928 — 8 апреля 1939)
  • Силуян (Кравцов) (9 июля 1939 — 5 января 1941)
  • Иннокентий (Усов) (10 мая 1941 — 16 февраля 1942)
  • Тихон (Качалкин) (12 апреля 1942 — 4 марта 1968)
  • Иоасаф (Тимофей) (15 декабря 1968 — 16 февраля 1985)
  • Тимон (Гаврилов) (1 июня 1985 — 8 августа 1996)
  • Леонтий (Изот) (с 27 октября 1996)

В пределах границ Румынской Митрополии сегодня действуют следующие епархии:

  • Белокриницкая епархия — митрополит Леонтий (Изот)
  • Браильское викариатство — епископ Геннадий (Тимофеи)
  • Тульчинская епархия — епископ Паисий (Халким)
  • Славская епархия — архиепископ Флавиан (Федя)
  • Буковино-Молдавская епархия — архиепископ Нафанаил (Иким)
  • Епархия США, Канады и Австралии — епископ Софроний (Липали).

По своему административному устройству старообрядческая Церковь Румынии схожа с Русской Православной Старообрядческой Церковью. Главным органом управления является здесь Освященный Собор, состоящий из священства и мирян, который собирается раз в год для решения важных проблем Церкви. По мере необходимости для решения вопросов, касающихся священнослужителей, созывается Архиерейский Собор.

Вера — одна, традиции — разные

В вопросах вероучения и чинопоследований русским липованам удалось сохранить неизменным все вплоть до малейших деталей. В том же, что касается обычаев и традиций, изолированные от старообрядцев России, старообрядцы в Румынии развивались самобытно, и сегодня их обычаи зачастую отличаются от обычаев старообрядцев русских. Традиционной одеждой для похода в храм в Румынии являются яркие цветные рубахи. У женщин — юбки, украшенные лентами, и яркие платки, завязанные узлом под подбородком. В России приняты однотонные сарафаны и белые платки, заколотые булавкой.

Еще в начале ХХ века ночная служба не была редкостью в старообрядческих храмах России. Сегодня обычай совершать утреню ночью, а литургию — ранним утром сохранился только на праздник Пасхи, и в некоторых приходах — Рожества Христова. В Румынии ночная служба — явление привычное. В период от Воздвижения Креста до Пасхи все всенощные бдения совершаются ночью, как то и предписывает церковный устав. Службы в румынских приходах совершаются чаще. Привычное дело здесь — заказные службы. К примеру, чтоб помянуть усопшего на девятый, сороковой день по смерти или в «годину», в России принято заказывать панихиду. В Румынии при этом совершают, даже в будний день, полную службу с литургией и молятся литию по ее совершении.

Повсеместно среди липованских приходов распространен обычай раздавать по окончании литургии антидор. «Под дары» подходят христиане, отстоявшие всю службу всенощного бдения, тогда как в русских приходах по окончании литургии раздают, как правило, только просфиру.

Митрополит Леонтий (Изот) раздает дору после литургии

Среди липован бытует мнение, что причащать младенца стоит не чаще одного раза в сорок дней. При этом на причастие малыша должно непременно привести до пения Херувимской. Во время Херувимской все причастники, взрослые и дети, выходят на середину храма, а когда священник выносит чашу — полагают земной поклон и в земном поклоне пребывают до того момента, пока священник не занесет чашу в алтарь.

Церковное чтение и пение на клиросе считается в большинстве приходов сугубо мужским делом, правый и левый клироса в храмах занимают мужчины. В храме же во время службы они занимают переднюю половину храма, женщины — заднюю. Для мужчин и женщин существуют два разных входа в помещение церкви. 
Сохранился обычай совершать крещение рано утром накануне литургии, совершать заупокойные поминовения, на которые собирается все село, провожать покойника до кладбища в сопровождении священника в полном облачении, приглашать в дом священника для чтения молитв, положенных при рождении ребенка до совершения над новорожденным обряда крещения, а также много других обычаев, связанных с церковно-обрядовой жизнью людей.

Чтобы сохранить культуру

Липоване сегодня считаются в Румынии национальным меньшинством и получают государственную поддержку. Церковные общины имеют государственную регистрацию, священники получают минимальную государственную заработную плату. В 1990 году была создана Неправительственная организация «Община русских-липован», в составе которой сегодня около 35 000 человек, имеет 43 филиала, ежемесячно издает на русском и румынском языках газеты «Зори» и «Китеж-град» и имеет своего представителя в Парламенте Румынии. 
Создание Общины было встречено всеобщим воодушевлением и поддержано духовной властью. «Положительно откликнулась на наш призыв и Русская Древлеправославная Церковь во главе с её пастырем митрополитом Тимоном и Епархиальным комитетом, что было отражено в Протоколе, подписанном 6 февраля 1990 года в городе Брэиле членами Инициативного комитета и руководством Русской Древлеправославной Церкви», — вспоминает стоявший у истоков Общины русских-липован профессор Федор Кирилэ [3]. Сегодня задачи Митрополии и Общины русских-липован решаются параллельно, пересекаются, но не совпадают в полной мере. В числе своих задач Община видит сохранение культуры, традиций и родного языка русских- липован в Румынии, тогда как Митрополия видит перед собой задачи духовного характера и в первую очередь — духовное просвещение. 
Сегодня Община русских-липован имеет свое издательство и типографию, печатает учебники русского языка. Почти во всех основных старообрядческих селах есть дома культуры Общины, где проходят мероприятия, нацеленные на сохранение русского языка. С 1995 года проходят фестивали песни, танцев и народного липованского костюма. С 1993 года раз в четыре года проходят международные научные симпозиумы на тему «Культура русских-липован в национальном и международном контексте». С 1995 года организуются национальные олимпиады учащихся русских-липован по родному языку и культуре, а с 2014 года — фестиваль духовных песнопений. Существуют выездные курсы для молодежи, действующие в летний период, и многое другое.

Мероприятие для молодежи, организованное Общиной русских липован

Организации удалось добиться того, что преподавание русского языка было разрешено и в румынских школах, где учатся русские дети. Еще один необычный предмет в расписании липованских школьников — Закон Божий. В законе об образовании было предусмотрено, что, начиная со второго класса, четыре часа в неделю дети-липоване могут изучать русский язык. Вначале было сложно найти учителей для преподавания русского языка. Для того чтоб преодолеть эту сложность, в педагогических коллежах городов Яссы и Сучава было организовано два выпуска преподавателей русского языка. 

В семьях липован до недавнего времени было принято разговаривать на русском языке, точнее на липованском диалекте русского языка. Однако поскольку изолировать себя от государства невозможно, румынский язык занимает все более прочные позиции и в обиходной речи липован. Преподавание в учебных заведениях, медицинское обслуживание осуществляются на румынском языке, на государственном языке вещают местные СМИ. Румынский язык с каждым годом все больше и больше вытесняет русский, что влечет за собой еще одну проблему — непонимание богослужебного языка, церковнославянского.

Связь с исторической Родиной

Румыния является членом Евросоюза, и русские-липоване, как граждане Евросоюза, свободно перемещаются по странам Европы. Миграция происходит в основном с целью трудоустройства. Покинувшие Румынию липоване основали старообрядческие общины и построили храмы в Турине (Италия), Бильбао (Испания), в довольно большом количестве они проживают и в других странах Европы. В Россию даже с туристической целью попасть куда сложнее: необходимо пройти длительную дорогостоящую процедуру приобретения визы. 

По программам Общины русских липован школьники имеют возможность провести время в детских лагерях отдыха в России, русскоговорящие студенты из Румынии по квотам обучаются в российских вузах. Поскольку у Древлеправославной Церкви в Румынии нет своего образовательного учреждения, получение духовного образования возможно только в России.

В 1996 году по благословению митрополита Московского и всея Руси Алимпия был организован набор студентов для обучения церковному пению, уставу, истории старообрядчества. Помимо учащихся из России на курсы приехали несколько молодых людей из Румынии. По окончании учебы они вернулись на Родину, где стараются применить свои знания и адаптировать русскую систему старообрядческих воскресных школ к реалиям липованских приходов. В 2005 году Московское старообрядческое духовное училище возобновило работу, и в числе его абитуриентов ежегодно есть ребята из Румынии. Самый большой набор студентов-липован был в 2017 году, когда в Москву на учебу приехали пять человек. 

Интерес со стороны русских старообрядцев к липованам, живущим в Румынии, также существует. В первую очередь, интерес для христиан из России представляет иноческая жизнь. Традиция иночества здесь не прерывалась, в отличие от России, где старообрядческие монастыри периодически разрушались и традицию монастырской жизни пришла почти в полный упадок. В Румынии сегодня действуют монастыри: мужской и женский в Мануйловке, мужской и женский в селе Русская Слава, мужской скит во имя прп. Паисия Великаго близ г. Пьятра Ньямц. 

Список источников

Ф.И. Кирилэ. Русские липованские селения в Румынии — http://ruvera.ru/articles/seleniya_v_rumynii 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_православная_старообрядческая_церковь_в_Румынии 
Как создавалась Община русских-липован Румынии — 

http://vksrs.com/publications/kak-sozdavalas-obshchina-russkikh-lipovan-rumynii/ 
Липоване в Румынии: сохранившие русский дух — 9http://ruvera.ru/articles/lipovane_russkiiy_duh 

Старообрядец | Русское православие, раскол и история

Старообрядец , русский Старовер , член группы русских религиозных раскольников, отказавшихся принять литургические реформы, навязанные Русской Православной Церкви патриархом Московским Никоном (1652–58) . Насчитывая миллионы верующих в 17 веке, старообрядцы распались на множество различных сект, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Патриарх Никон столкнулся с трудной проблемой выбора авторитетного источника для исправления богослужебных книг, употребляемых в России. Эти книги, использовавшиеся с момента обращения Руси в христианство в 9 г.88, были дословными переводами с греческого на древнеславянский. В течение столетий рукописные копии переводов, которые вначале были иногда неточными и неясными, еще более искажались ошибками писцов. Реформа была сложной, поскольку не было согласия относительно того, где можно найти «идеальный» или «оригинальный» текст. Выбор, принятый патриархом Никоном, заключался в том, чтобы точно следовать текстам и обычаям Греческой Церкви, существовавшим в 1652 году, в начале его правления, и с этой целью он приказал печатать новые богослужебные книги по греческому образцу. Его указ также требовал принятия на Руси греческих обычаев, греческих форм церковной одежды и изменения манеры креститься: вместо двух пальцев должны были использоваться три. Обязательная для всех реформа считалась «необходимой для спасения» и была поддержана царем Алексеем Романовым.

Противодействие никоновским реформам возглавила группа московских священников, в частности протоиерей Аввакум Петрович. Даже после низложения Никона (1658 г.), бросившего слишком сильный вызов царской власти, ряд церковных соборов, кульминацией которых стал собор 1666–1667 гг., официально утвердили литургические реформы и предали анафеме несогласных. Несколько из них, в том числе Аввакум, были казнены.

Раскольники, которых иногда называли раскольниками, были наиболее многочисленны в труднодоступных районах северной и восточной России (но позже и в самой Москве) и сыграли важную роль в колонизации этих отдаленных районов. Против всех перемен, они решительно сопротивлялись западным новшествам, введенным Петром I, которого они считали антихристом. Не имея епископской иерархии, они разделились на две группы. Одна группа, поповцы (священнические секты), стремилась привлечь рукоположенных священников и смогла учредить епископат в XIX в.век. Другие, беспоповцы (беспоповские секты), отреклись от священников и всех таинств, кроме Крещения.

Из этих групп развились многие другие секты, некоторые из которых практиковали экстравагантно.

Старообрядцы извлекли выгоду из указа о веротерпимости (17 апреля 1905 г.), и большинство групп пережили русскую революцию 1917 г. Многочисленные ветви как поповцев, так и беспоповцев удалось зарегистрировать и, таким образом, официально признать советским государством. Принадлежность к одной московскоцентристской поповской группе — Белокриницкому съезду — оценивалась в начале XIX в.70-х на 800 000. Однако мало что известно о старообрядческих поселениях, предположительно существовавших в Сибири, на Урале, в Казахстане и на Алтае. Некоторые группы существуют в других странах Азии, а также в Бразилии и США.

В 1971 году Собор Русской Православной Церкви полностью отменил все анафемы XVII века и признал полную законность старых обрядов.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

В Москве старообрядцы начинают отстаивать свое наследие

Президент России Владимир Путин в Православной церкви старообрядцев в Москве.

Спустя более трех столетий после исторического раскола Русской Православной Церкви старообрядцы хотят отстоять свои права и наследие.

«Мы существуем. Не только в музеях и книгах по истории», — говорит Михаил Шахов, уважаемый деятель одного из двух старообрядческих храмов Москвы.

— Это, конечно, не громко сказано. Но это реальность, — сказал Шахов.

«Отныне мы общаемся друг с другом и организуемся. В результате правительство слушает нас и относится к нам серьезно. Кремль, который разговаривал с католиками, мусульманами и евреями, но не со старообрядцами, поставил положить конец этой дискриминационной ситуации».

Обновление

2020 год ознаменуется важной вехой – 400-летием со дня рождения протоиерея Аввакума. Из своего собора в Казани он возглавил оппозицию реформам патриарха Никона, который с 1652 года реформировал русскую литургию, положившую начало расколу 1666 года.

«Мы и сегодня по-прежнему считаем, что из настоящей Церкви вышел Патриархат, а не мы. Именно он продолжает оставаться лишенным Божественной благодати», — настаивает Шахов.

Но за догматической твердостью скрывается план диалога для большего признания старообрядцев. В результате в следующем году протоиерея Аввакума, чьи сочинения считаются шедеврами русской литературы, в России будут открыто чествовать.

Юбилей проходит при поддержке Президента России Владимира Путина. Он подписал указ о поминках, как в Москве, так и в регионах. Официально власти будут чествовать писателя Аввакума.

«Но посыл ясен. Государство проявляет уважение ко всем староверам», — говорит Шахов. «Наша цель — работать как профсоюз».

Именно в этом благоприятном контексте только что был создан Всемирный союз старообрядцев в Москве.

«Наша цель — работать как профсоюз, чтобы юридически и культурно помогать и защищать старообрядцев», — объясняет его основатель Леонид Севастьянов, сам выходец из семьи старообрядцев из Ростова-на-Дону.

Этот 40-летний мужчина после учебы в Московской духовной семинарии и Папском григорианском университете в Риме поступил на факультет международных отношений Джорджтаунского университета в Вашингтоне.

Поклонник западного мира и сторонник технологической революции, но в то же время проявляющий определенный консерватизм, он долгое время работал в Московской Патриархии.

Севастьянов защищает свой эклектизм, чтобы продвигать форму современности.

К новым церквям

«Я верю в то, во что верили мои предки. Старообрядцев хранил Бог, иначе они бы не пережили геноцид. Но, прежде всего, старообрядцы создали современную Россию», — сказал Севастьянов.

Чтобы создать свой союз, он полагался на сдержанную поддержку нескольких старообрядцев на самом высоком уровне. Даже если никто из приближенных к Кремлю публично о себе не заявил, несколько личностей вроде мэра Москвы Сергея Собянина гордились бы своими старообрядческими корнями.

Неудивительно, что Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл старался не комментировать ни создание унии, ни запуск Аввакумовского Юбилея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *