ТАЙНЫЕ ТРОПЫ СТАРООБРЯДЦЕВ — Агентство ТВ-2 — актуальные новости в Томске сегодня
«Далеко раскинулась земля… Кто изочтет в ней дебри, леса и пустыни? Кто изведал в ней все «сокровенные места» где живут «люди под скрытием», кинувшие постылую родину и доживающие свой век в незнаемых миру дебрях, вдали от больших городов и селений». П.А.Мельников (Андрей Печерский). Роман «В лесах».
Монахини поморского согласия. Рудный Алтай
Немногим более тридцати лет назад публикация документальной повести «Таежный тупик» Василия Пескова вызвала ажиотажный интерес у советских читателей. Автор подробно рассказал эпопею семьи Лыковых, которые по своей воле прожили в полной изоляции от людей очень долгое время. Писать об отшельниках-староверах, не впадая в антирелигиозную риторику, в 1982 году было сложно. Василий Песков сумел это сделать и поведал миру историю, героями которой стали верующие старообрядцы с таежной речки Еринат.
Василий Песков и Агафья Лыкова
Семейство Лыковых обнаружили геологи.
Старообрядцы поморского согласия. Рудный Алтай
В фондах Государственного архива Томской области хранится документ середины 70-х годов прошлого века. Бумагу составил председатель сельского совета поселка Красный Яр А.Б.Тау. Он назвал свою служебную записку «Некоторые данные о жизни старообрядцев в лесах Кривошеинского лесхоза» и подробно изложил детали отшельнического быта. «Живут староверы в небольших избушках, покрытых берестой. Передний угол занят иконами. Посуда разделена на свою и «мирскую» (она с пометкою). Некоторые совсем не берут в руки деньги. Разговорчивы, гостеприимны, всегда предложат поесть.
Почти все они пожилого возраста. Питаются с огородов, мясо почти не едят. Собирают орехи, грибы, ягоды. В разговорах поясняют, что они беженцы от новой эры, которая неправильная»…Историки, филологи, археографы из СО АН СССР в те же годы проводили исследовательские экспедиции в Рудном и Горном Алтае, в Красноярском крае и в Туве. Ученые посещали старообрядческие селения и монастыри, сумев собрать уникальные коллекции древних рукописей, книг, предметов быта. В 1982 году поисковая удача сопутствовала специалистам Томского областного краеведческого музея. В нарымской тайге ими было открыто сохранившееся (со всей утварью, старопечатными текстами) старинное поселение, по каким-то причинам брошенное хозяевами. Ценные находки можно увидеть на редких кадрах кинохроники.
Репортаж Западно-Сибирской студии кинохроники. 1982 год
В 2017 году ученые Томского государственного университете собираются запустить электронный ресурс о таежных старообрядческих общинах на территории Томской области.
— Скиты формировали конфессиональную идентичность, сохранив эту роль даже в советское время. И сейчас там продолжают создавать рукописи, опираясь на древнерусскую кириллическую традицию — отметил ученый секретарь Научной библиотеки ТГУ Артем Васильев.
Специализированный сайт в первую очередь будет полезен тем, кто изучает памятники древней письменности с целью их прочтения, определения авторства, места и времени создания.
Старообрядческий текст на бересте
А вот на обывательском уровне ориентироваться в отличиях между многочисленными старообрядческими толками и согласиями довольно трудно. Для непрофессионалов все староверы ассоциируются с такими понятиями: раскольник, отшельник, кержак, а иногда-сектант. Только специалист может объяснить отличие поморских старообрядцев от часовенных, бегунов от дырников, средников от субботников, федосеевских от даниловских. Названия объединений древлеправославных христиан (порой экзотические) фигурируют в большом массиве документов 18-20 веков, хранящихся в Государственном архиве Томской области.
Некоторые из них будут представлены в публикации. Не станут лишними и репортажи, снятые в рамках проекта «Экспедиция ТВ2». Автору довелось побывать в самых потаенных уголках Сибири и рассказать зрителям о бытовой и духовной стороне жизни старообрядцев.Сюжет «Телекомпании ТВ2», 2006 год
Впервые мы познакомились с обитателями таежных поселков во время путешествий по Обь-Енисейскому каналу. В разные годы съемочная группа ТВ2 неоднократно проходила маршруты по заброшенной системе гидротехнических сооружений на границе Томской области и Красноярского края. В тех местах возникало ощущение отсутствия границы между прошлым и настоящим. В домах не было телевизоров и магнитофонов, но многие староверы пользовались сотовой связью. Моторные суда не вытеснили долбленных лодочек. Современная одежда всегда сочеталась с традиционными для староверов опоясками. У каждого взрослого человека при себе всегда находилась лестовка (предназначена для счета молитв, своего рода четки).
Старообрядческая лестовка
Домотканные опояски
В домах можно было увидеть не только иконы, но и написанные кириллицей от руки тексты духовных стихов для знаменного распева. Мы могли сидеть за одним столом, но попытки угостить хозяев или детей конфетами, печеньем неизменно заканчивались лаконичным отказом: — «Нам не можно». Молитвы и богослужебные ритуалы перед пришлыми людьми не афишировались, охотнее старообрядцы (особенно пожилые) делились историями о том, как их единоверцы оказались на водоразделе Кети и Каса.
Сюжет Телекомпании ТВ-2. 2010 год
В разгар никонианских религиозных преобразований в среде старообрядцев сформируется объединение беспоповцев. Так называются древлеправославные христиане, не приемлющие духовенства и отвергающие священников нового наставления. Беспоповцы, осевшие на побережье Белого моря, причисляли себя к поморскому согласию. Близкими к ним считались староверы, ушедшие в необжитые места Олонецкого края (Карелия) и в нижегородские земли на реке Керженец (отсюда и название кержаки).
Старообрядцы-кержаки Нижегородской губернии. 1897 год
В Сибири же наиболее распространилось часовенное согласие, которое появилось позднее — в первой половине XIX века. Беспоповские богослужения проводили и до сих пор проводят духовные наставники или уставщики. Они и определяли внутренний порядок в общинах. В часовенном согласии постановления по важным религиозным и бытовым вопросам принимались на Соборах. В институте истории СО РАН есть сведения об одном из таких Соборов, который состоялся в декабре 1990 года у деревни Безымянка. Это как раз на Обь-Енисейском канале. Приведу лишь некоторые из правил, установленных более 20 лет назад. «1. У кого из христиан еще имеются радиоприемники в домах, избушках, то таковые в братию не принимаются и милостыню от таковых не брать. 2. Электрочайник подобен самовару. 5. У которых христиан дети ходят на елку, то за сие епитимии 300 поклонов. А если и родители пойдут, им епитимии 10 лестовок….11. На христианских браках строго запрещается плясать и вносить музыку, сие не христианское, но еллинское беснование. 12. Если кто табакур и хочет прийти к браку, таковому выдержки 6 месяцев. Потом брачить. … 15. О выгонке самогонки и пития ея. Кто производит и выпивает, пока не оставит сие дело, в братию не принимать согласно Бийского соборного уложения. 16. Духовным лицам неприлично быть пенсионером и кадровым работающим по заявлению». Соборные положения менялись. Если предмет признавали полезным, его разрешали. Лодочные моторы, сотовая связь необходимы охотникам промысловикам — значит пользоваться ими можно. Крепкий алкоголь и табак всегда находились под запретом. Полезность телевизора староверами тоже отрицается…
Село Верхний Уймон в Горном Алтае
В конце 18 века беспоповцы пришли в пределы Горного Алтая. Спасаясь от преследования властей, приверженцы дореформенных верований искали глухие, потаенные территории не случайно.
К «земле обетованной» стремились не только староверы, но и беглые солдаты, заводские крестьяне. Их задерживали, ловили в горах и в лесах, наказывали, а поток ищущих Беловодье людей не уменьшался. В 1836 году Бийский земский исправник сообщал:«Проживающие в деревне Уймонской… заводские крестьяне Вавило Болтовский с братом Харитоном намереваются совершить побег на место, называемое Беловодьем. С ними могут последовать и другие жители деревни Верхне-Уймонской».
Донесение адресовалось в Томское губернское правление.Документ из фондов Государственного архива Томской области
В мае 1837 года под грифом «секретно» губернские власти получат очередной рапорт «О намерении крестьян Алтайской волости скрыться на какое-то Беловодье и о пойманных четырех раскольниках». Подобные документы в фондах ГАТО не единичны.
Документ из фондов Государственного архива Томской области
Потомки старообрядцев и сейчас живут в алтайском селе Верхний Уймон. По словам краеведа и хранительницы местного музея старообрядчества Раисы Кучугановой:«несмотря на сталинские репрессии, изменения в укладе общины многое остается как прежде. Если малые дети крестятся двумя перстами, я сразу вижу — вот они староверы. Значит каноны в семье, пусть не полностью, на бытовом уровне, но соблюдаются».
Раиса Кучуганова — хранительница музея старообрядчества в п. Верхний Уймон
Вернемся к событиям прошлого. Более 200 лет назад старообрядцам запрещалось занимать государственные и общественные должности, быть свидетелями в судах. Они платили двойной налог за право жить в городе. Тем не менее, все больше людей «записывалось в раскол», то есть переходило в старообрядчество. Для государственной власти и официальной церкви это стало тревожным сигналом. Были приняты меры по созданию особой структуры «Единоверческой церкви» под общей юрисдикцией официальной православной церкви. Так появилось еще одно направление в старообрядчестве, сторонники которого, признав главенство официальной церковной власти, сохранили все дореформенные ритуалы. В 40-е годы 19 века в Томске на средства прихожан единоверческой общины был построен Свято-Троицкий храм.
Свято-Троицкий храм в начале XX века
Современный вид Свято-Троицкого храма
Компромисс со стороны властей мало повлиял на самостоятельные процессы внутри старообрядческого движения. В 1846 году после перехода в «старую веру» митрополита Боснийского Амвросия возникла Белокриницкая иерархия, признававшая священство. Образовалось новое старообрядческое «поповское» согласие, ставшее основой для будущей Русской Православной Старообрядческой Церкви, но до момента ее официального признания и независимости пройдет еще много лет. ..
Старообрядческий митрополит Амвросий Белокринницкий
Поповство превратится со временем в самое представительное объединение старообрядцев. В 1907 году Томск признают центром Сибирской епархии, в которую войдут Енисейская и Иркутская губернии. В сентябре 1913 года в городе будет освящен храм Успения Пресвятой Богородицы. В одной из местных газет напечатали репортаж.«Старообрядцы-томичи радуются. Подходя к храму и слыша несущийся мощными волнами звон, они приходят в восторг и плачут от радости, ибо случилось наяву то, о чем предки наши и не помышляли».Храм Успения Пресвятой Богородицы, 1913 год
Современный вид храма Успения Пресвятой Богородицы
В середине 19 века на территории огромной Томской губернии на учете состояло более 25 тысяч старообрядцев принимавших священство. Священство не приемлющих насчитывалось 13 тысяч человек. Статистика не указывает на принадлежность верующих к согласиям и толкам. С поповцами и беспоповцами властям было все более-менее понятно, сложнее приходилось с теми, кто предпочитал радикальное отшельничество, строгий аскетизм и избегал контактов с «антихристовым миром». Такие староверы не признавали гражданских и церковных законов. Они жили на нелегальном положении, скрывали имена. Их не случайно называли бегунами, странниками, скрытниками, подпольщиками, а еще чолбешниками. Случаи задержания бегунов фиксировались с особой тщательностью. 22 июня 1874 года Томскому губернатору докладывали: «3 гильдии купец Петр Вихряев взят в Томске с поддельным паспортом, многими старообрядческими книгами и вещами. Задержанный принадлежит к религиозной секте бегунов». Странствующие находили приют у единоверцев в скитах. Иногда, такие обители находили в относительной близости от столицы губернии. Обратите внимание на содержание документа из фондов Государственного архива Томской области:
Документ из фондов Государственного архива Томской области
Сведениям, поступившим в серьезные ведомства нашлось подтверждение. Томский окружной исправник сообщил, что действительно, «в 100 верстах от Томска, на дальних пасеках Нелюбинской волости открыто 4 скита, в которых найдено 21 человек мужского пола и 22 женщины, которые жили в особом монастыре (отдельно). Все они бродяги из разных мест России и Сибири». Зачем «бродяги» устроили предназначенное для полного самообеспечения хозяйство, что с ним и с его насельниками стало — исправник не пояснил.
Старообрядец с молитвенником
Эта давняя история самым причудливым образом повторилась в конце 1985 года. Тогда в Томском районе с вертолета были обнаружены многочисленные поселения отшельников. Во время милицейских рейдов нашли 57 келий, в которых проживало более 70 человек в возрасте от 65 до 80 лет. Об этом случае доложили в обком КПСС. Эпопея отшельников Лыковых вполне могла получить продолжение уже на томской земле. Однако, в местных газетах об этом не писали, зато сохранился уникальный (на мой взгляд) архивный документ.
Документ из фондов Государственного архива Томской области
Оружия в скитах не нашли. Лиц, скрывающихся от следствия и суда тоже. Детей определили в интернат. Были приняты меры по перекрытию каналов снабжения отшельников продуктами и одеждой. «Монастыри» рекомендовали ликвидировать. Как все это происходило — неизвестно. Но вот что интересно, охотники и туристы до сих пор продолжают рассказывать о встречах в тайге с обитателями «тайных» заимок и называют их староверами. Подобные встречи происходят в разных районах Томской области. Кажется, приходит время для новой экспедиции. Пойду готовить лыжи…
Метки: Томск, Томская область, старообрядцы, отшельники, Обь-Енисейский канал, церковный раскол, Беловодье, Горный Алтай
История главных советских отшельников
В 1980-е, скорее всего, не было в Советском Союзе семьи известнее этой. Про нее регулярно писали газеты, выходили книги, снимались телесюжеты и документальные фильмы. Вся страна увлеченно следила за жизнью и судьбой Лыковых, отшельников, обнаруженных геологами в глухой, безлюдной тайге Хакасии. Сбежав от цивилизации в 1937 году, они несколько десятилетий жили без контакта с внешним миром, пока там начиналась и заканчивалась Вторая мировая война, взрывались атомные бомбы, человек летал в космос и высаживался на Луне. Из шести человек, выбравших одиночество на склонах Западного Саяна, сейчас осталась в живых лишь одна Агафья Лыкова. Она отказалась уезжать на «большую землю», сохранив верность своей заимке в 250 км от ближайшего населенного пункта. 76-летняя Агафья по-прежнему регулярно становится героиней новостей, а свежие ролики про поездки к ней собирают миллионы просмотров уже на YouTube. Феномен самых известных отшельников СССР, ушедших в тайгу от этого самого советского государства ради полной тяжелых испытаний жизни наедине с дикой природой, — в обзоре Onliner.
Первое знакомство«Наш приход был, как видно, замечен. Скрипнула низкая дверь. И на свет божий, как в сказке, появилась фигура древнего старика. Босой. На теле латаная-перелатаная рубаха из мешковины. Из нее ж — портки, и тоже в заплатах, нечесаная борода. Всклокоченные волосы на голове. Испуганный, очень внимательный взгляд. И нерешительность. Переминаясь с ноги на ногу, как будто земля сделалась вдруг горячей, старик молча глядел на нас. Мы тоже молчали. Так продолжалось с минуту. Надо было что-нибудь говорить. Я сказала:
— Здравствуйте, дедушка! Мы к вам в гости…
Старик ответил не тотчас. Потоптался, оглянулся, потрогал рукой ремешок на стене, и наконец мы услышали тихий нерешительный голос:
— Ну проходите, коли пришли…»
Так описывала свою первую встречу с Лыковыми геолог Галина Письменская. Дата действия ее истории — 15 июня 1978 года. Место действия — крутой берег реки Еринат, притока Большого Абакана. Горная Хакасия, труднодоступный уголок Западного Саяна, неподалеку от границ с Алтаем и Тувой.
Именно здесь, в местах, где на сотни километров вокруг просто не было, не должно было быть человеческой жизни, обнаружили железорудную залежь. Летом 1978 года для более подробной разведки потенциальных месторождений на берега Большого Абакана решили отправить группу геологов. Именно в процессе поиска подходящего места для их лагеря пилоты вертолета и заметили нечто очень странное. На берегу Ерината, неподалеку от его впадения в Абакан, летчики разглядели сначала огород, потом вырубку, ну а в конце концов, и покосившуюся, вросшую в землю, почерневшую хату. Ничего из этого на самых подробных картах отмечено не было.
Место для лагеря геологов нашли лишь в 15 км от загадочного объекта. Высадившаяся группа, четыре человека во главе с Галиной Письменской, быстро решила познакомиться с потенциальными соседями. Ими двигало не только вполне понятное в данных обстоятельствах любопытство. В безлюдной тайге мог найтись кто угодно, поэтому на встречу Письменская на всякий случай прихватила выданный ей пистолет.
Оружие не понадобилось. Вместе со стариком, чье появление на свет было описано выше, жили две дочери, одежду которым заменяли рубахи из домотканой мешковины. «И только тут мы увидели силуэты двух женщин. Одна билась в истерике и молилась: „Это нам за грехи, за грехи…“ Другая, держась за столб, подпиравший провисшую матицу, медленно оседала на пол», — писала позже Письменская. Впоследствии выяснилось, что у древнего деда была и пара сыновей, но те обитали в своем доме в 6 км вниз по течению Ерината.
Геологи очень быстро смогли войти в доверие к отшельникам и выяснить, что обнаружили они семью Лыковых. Отец семейства Карп, сыновья Савин и Дмитрий, дочери Наталия и Агафья. Больше трех десятилетий те жили здесь, на берегу Ерината, и за все эти 30 с лишним лет Галина Письменская со своими коллегами стали первыми людьми, которых они встретили. Общение Лыковых с геологами стало регулярным, но мир про них узнал лишь спустя еще четыре года, когда на заимке побывал журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. В своем документальном цикле «Таежный тупик» он впервые рассказал о Лыковых широкой аудитории, и история эта произвела оглушительный эффект. В течение следующих лет в сотнях статей, нескольких книгах и бессчетном количестве видеосюжетов страна узнала об удивительном бегстве отшельников от цивилизации и жизни в тайге, единственным помощником в которой были лишь их собственные силы.
ЧасовенныеСтрого говоря, судьба Лыковых была сколь необычна для широких народных масс, столь и типична для той среды, к которой они принадлежали. Они были старообрядцами, т. е. решительно отвергали церковную реформу середины XVII века. Многие из старообрядческих течений предполагали минимизацию контактов с государством, считая его (в постреформенном виде) сатанинским порождением. Часовенное согласие староверов, к которому относились Лыковы, было как раз из таких. Лишившись в XIX веке из-за репрессий императора Николая I своих священников, они заменили их выходцами-мирянами из своей среды, а богослужения стали проводить в тайных (часто домашних) часовнях (отсюда название). Оснований доверять режиму, лишившему их даже собственных иереев, у часовенных не было, поэтому они предпочитали жить уединенными коммунами, сами по себе.
Именно так предки Лыковых и перебрались сначала в Горный Алтай. Там их все полностью устраивало. Власть была далеко, их почти не тревожила, зато простора для деятельности трудолюбивым непьющим людям (а почти все староверы таковыми и были) было много. Все поменялось с приходом к власти большевиков.
В отличие от прежней власти, в конце концов смирившейся со своеобразием старообрядцев, большевикам такие автономные сообщества, живущие по своим правилам, да еще и объединенные по религиозному принципу, были не нужны. В начале 1930-х новая политика докатилась и до Горного Алтая. В ходе коллективизации в сельхозартели попытались объединить и коммуны староверов. Кто-то из них смирялся с неизбежным и соглашался жить по-новому, кто-то рассматривал все это как очередную волну уже привычных гонений на «истинных христиан». Лыковы были как раз из таких. В попытке избавиться от «сатанинской» власти они принялись забираться все глубже и глубже в тайгу, но в результате противостояние привело к открытому конфликту.
На землях, где укрылись Лыковы, Советы организовали Алтайский заповедник. Попытка прогнать семью («браконьеров»!) с земли, объявленной заповедной, закончилась винтовочными выстрелами. Так погиб брат Карпа Лыкова Евдоким, ну а сам Карп окончательно уверился в том, что новая власть тоже от дьявола и спокойной жизни им не даст. В 1937 году после очередного визита сотрудников НКВД на их алтайскую заимку старший Лыков принимает решение отправиться с женой, сыном Савином и дочерью Наталией еще глубже в тайгу.
В попытке избавиться от нежелательных соседей семья постепенно забиралась все дальше и дальше в совсем уже глухие, безлюдные места и лишь в начале 1940-х наконец окончательно обосновалась на берегу реки Еринат. Место для новой, уже не алтайской, а саянской заимки было выбрано с умом. Дом Карп Лыков срубил высоко, на достаточно крутом склоне горы, рядом с ручьем, но в точке, укрытой от ветров и, самое главное, незаметной со стороны реки. Именно оттуда мог прийти нежелательный контакт с внешним миром.
Во многих источниках утверждается, что в 1978 году геологи стали первыми людьми, встреченными Лыковыми с момента начала их одиссеи в 1937-м. Это не так. В августе 1940 года их пути вновь пересеклись с сотрудниками Алтайского заповедника. Уговоры тех вернуться в мир и даже обещания легальной работы в структурах заповедника не подействовали. Староверы лишь снялись с очередной заимки, чтобы забраться еще дальше в тайгу (на этом этапе они как раз и оказались на Еринате). Ну а в 1945-м на семью, в которой к тому моменту появилось еще двое детей, Дмитрий и Агафья, наткнулась экспедиция военных топографов. От них Лыковы узнали про войну с «немцем», в которой глава семейства обвинил Петра I, главного своего (и всех староверов) недруга («Это цё же такое, второй [после Первой мировой войны] раз, и все немцы. Петру — проклятье. Он с ними шашни водил. Едак…»), и о советской победе. Вернувшись на «большую землю», топографы, разумеется, доложили о неожиданной встрече, и в поисках Лыкова было даже организовано пару рейдов, но семья смогла укрыться и остаться незамеченной. Потом про них вновь постепенно забыли и лишь в 1978 году, тридцать лет спустя, в очередной раз, к всеобщему удивлению, обнаружили с воздуха.
Без хлеба и соли«Стены и при лучине были темны: многолетняя копоть света не отражала. Низкий потолок тоже был угольно-темным. Горизонтально под потолком висели шесты для сушки одежды. Вровень с ними вдоль стен тянулись полки, уставленные берестяной посудой с сушеной картошкой и кедровыми орехами. Внизу вдоль стен тянулись широкие лавки. На них, как можно было понять по каким-то лохмотьям, спали и можно было теперь сидеть. Слева от входа главное место было занято печью из дикого камня. <…> Посредине жилища стоял маленький стол, сработанный топором. Это и все, что тут было. Но было тесно. Площадь конурки была примерно семь шагов на пять, и можно было только гадать, как ютились тут многие годы шестеро взрослых людей обоего пола». Так описывал основную «усадьбу» Лыковых, похожу на вросшую в землю баню, Василий Песков. Быт отшельников, устоявшийся за прошедшие три десятилетия, представлял особый предмет интереса и ныне хорошо изучен.
Главной проблемой выживания оставалась еда. Ее Лыковы получали из двух источников. В первую очередь помогала окружающая заимку и неиспорченная человеческим влиянием тайга. Грибы, лесные ягоды (малина, черника, брусника), травы, в меньшей степени рыба неплохо дополняли рацион, но были сезонным продуктом. Охота была не так эффективна. По религиозным соображениям отшельники позволяли себе есть только копытных (медведей было нельзя, у тех были лапы), на тропах которых устраивали ловчие ямы. Со временем лоси, олени-маралы и кабарги научились их все чаще избегать и мясо стало совсем редким гостем на столе Лыковых. Ну а самым важным таежным продуктом был кедровый орех. Время его созревания было ключевым периодом года, ведь тогда можно было сделать стратегические запасы плохо портящегося продукта, который спасал в голодные зимы.
Многие старообрядческие течения, в том числе и часовенные, к которым принадлежали Лыковы, считали картофель «бесовским многоплодным блудным растением», к тому же завезенным в Россию главным врагом всего сущего — Петром I. Однако при этом во многих изолированных, разбросанных по безлюдной тайге скитах староверов именно картошка становилась важнейшим фактором выживания. Лыковы исключением не были. Основу их рациона, несмотря на свою греховность, составлял картофель. Его ели печеным (прямо в кожуре), сушили и делали из него «хлеб» — толстый черный блин из смеси сушеной картошки, пригоршни зерен конопли и двух-трех горстей измельченной ржи. Когда другие припасы заканчивались, зачастую именно этот продукт становился единственным в рационе, вплоть до начала сезона грибов и ягод.
Настоящего хлеба, а заодно и соли, которая помогала дольше хранить продукты, Лыковы не знали. На своем огороде они выращивали немного ржи, но ее хватало лишь на картофельный хлеб и на ржаную кашу по большим религиозным праздникам. На том же огороде росли лук, репа, горох, конопля. Последнюю использовали для создания одежды, которую делали на примитивном ткацком станке, захваченном с собой с «большой земли» еще в 1930-е годы. Чуть позже научились выделывать кожу убитых животных.
Как показала жизнь, картофель был настолько важен для выживания, что требовалось создавать его двухгодичный запас для гарантии своего существования. Всего лишь одна затяжная зима 1961 года, ровно 60 лет назад, когда снег выпал в июне, привела к гибели урожая. Картошки собрали только на семена, рожь вымерзла, пострадали и таежные богатства, а прошлогодние запасы быстро кончились. В тот страшный год Лыковы ели и солому, и кору, и березовые почки, и кожу, но пережили голод не все. Младшая из семьи, Агафья, рассказывала: «На постном мама не вынесла. К рыбалке нельзя стало — вода большая. Не позаботились, чтобы скотина была, охотиться не смогли. Баданный корень толкли, на рябиновом листу жили». Так в 1961 году от голода погибла Акулина Лыкова, Карп остался без жены, а четверо детей без матери.
Важным уроком трагедии было понимание важности запасов. Помогло и чудо (как рассматривала его набожная семья). Рожь погибла летом 1961-го, но в следующий сезон на площадке, где когда-то рос горох, взошло случайно выросшее одно зерно. Этот колосок Лыковы оберегали весь 1962 год, и он дал 18 зерен. На следующий год у семьи уже была тарелка зерна. Ну а на четвертый год они смогли вновь поесть ржаной каши.
Трагедий, подобных голодному году и смерти матери, Лыковы не переживали вплоть до «большого контакта» с внешним миром. Первые годы после знакомства с геологами тоже прошли вроде бы успешно. Отшельники начали постепенно приобщаться к благам цивилизации, у них появилась новая одежда, предметы быта, орудия труда, а в 1981 году случилась еще одна катастрофа. 6 октября от тяжелой пневмонии умирает самый младший, всегда бывший самым выносливым в семье Дмитрий. Скорее всего, его иммунитет, сформировавшийся в изолированном сообществе, не перенес встречи с чужаками и принесенными ими вирусами.
В декабре с разницей в 10 дней умирают Савин и Наталия. Причиной смерти, вероятно, стала почечная недостаточность. Не старые, в общем-то, организмы были истощены однообразным питанием с периодическими голоданиями. Карп и младшая Агафья остаются одни.
Казавшийся глубоким стариком уже в 1978 году Карп тем не менее проживет до 1988-го. Переезжать к оставшимся на Алтае родственникам или хотя бы куда-то поближе к цивилизации ставшие уже знаменитыми на весь Советский Союз Лыковы категорически отказались. Отказалась и Агафья, когда после смерти отца осталась в одиночестве. Впрочем, ее быт стал гораздо проще и комфортнее, ведь у известности были и свои достоинства. Младшая из Лыковых с высокого склона горы переехала вниз к реке, у нее появился свой домашний скот и множество котов. Зачастили к ней и гости, каждый из которых считает необходимым привезти какой-то подарок. Заимка по-прежнему труднодоступна, но сейчас ее включили в Хакасский заповедник как его составную часть, поэтому вертолетные облеты стали регулярными, а значит, у Агафьи стало больше и гостей. Последняя отшельница настолько осмелела, что попросила о помощи российского олигарха Олега Дерипаску, хозяина Хакасского алюминиевого завода, одного из крупнейших предприятий региона. Миллиардер в помощи не отказал, и осенью прошлого года на заимке для Агафьи начали рубить новый дом.
Вот так и заканчивается эта таежная эпопея, начавшаяся в далеком и страшном 1937-м. Через сотни километров непроходимой чащи, диких зверей и НКВДшные облавы, голод и тяжкое существование на картошке и «кедровом молоке», смерти родных и внезапную славу — к дому на берегу Ерината, построенному на деньги миллиардера. XXI век со всем своим колоритом добрался даже в этот глухоманный тупик, чьи жители, приговаривая «Звезды стали скоро по небу ходить», удивленно наблюдали за первыми спутниками.
Читайте также:
Капсулы для стирки с доставкой к машинке. Ariel 45 шт. за 35.99 р.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]
Отшельники Лыковы умерли от коронавируса еще в далеких 80-х ? — Столица С
Староверы Лыковы стали известны на весь Советский Союз, когда в конце 70-х в Саянской тайге на них случайно наткнулись геологи. До этого семья, бежавшая в лес от «красных» безбожников, с 30-х годов жила в строгой изоляции. Когда на старообрядцев наткнулись инженеры, она состояла из пяти человек: отца Карпа Осиповича, и четверых его детей — Наталии, Савина, Дмитрия, Агафьи. Последние двое детей родились уже в тайге.
Фото: СоцсетиИх мать — Акулина умерла в 1961 году от голода. Во второй приход геологов в 1981 году семью Лыковых поразила страшная болезнь. Врач Игорь Назаров, который проводил наблюдения за отшельниками, предположил, что это было неустановленное ОРВИ, осложненное пневмонией. Инфекция скоротечно унесла жизни сразу троих членов семьи — Дмитрий, Савин и Наталья скончались один за другим. В живых остались только двое – Карп Осипович и Агафья. Он был самым старшим, она – самой молодой. Для отшельников, десятилетиями не имевших контакты с другими людьми, болезнь стала аналогом ковида. Истории болезни Лыковых в общепринятом смысле этого слова не существует. Анализ крови, понятное дело, тоже никто не брал, потому что, пока семья боролась с тяжелым недугом, медиков поблизости не было. До ближайшей больницы – нескончаемые километры пути. Рассчитывать на помощь не приходилось, и Лыковы безуспешно пытались справиться самостоятельно. О том, как протекало заболевание, выжившие Карп Осипович и Агафья позже рассказали Игорю Назарову. Основатель Красноярской школы анестезиологов-реаниматологов не раз прилетал в таежный тупик.
Эту драматичную историю он описал в своей книге. Болезнь поразила Лыковых практически одновременно – в сентябре 1981 года. Первый удар принял на себя Дмитрий, которому на тот момент было 39 лет. Сначала недомогание приняли за простуду от переохлаждения в воде, хотя для закаленных Лыковых это было странно. Они привыкли ходить босиком при температуре минус 5 градусов, в легкой одежде из конопляной ткани. Копали картошку голыми руками из-под снега, стирали одежду в студеной воде. Конечно, и они иногда болели, но, в основном, это были травмы, «надсады», простуды. Лечились только травами и ягодами: жимолостью, черникой, крапивой, подорожником и т. д. «Как можно заключить, – пишет в своей книге доктор Назаров, – у Дмитрия было тяжело воспаление легких, от которого он через неделю скончался. В эти же дни заболели все остальные Лыковы, у них также отмечались явления поражения дыхательной системы: слабость, одышка, чувство удушья, кашель, жар». Савин (48 лет) болел тяжело около двух месяцев. Испытывал сильную слабость, боль в спине, был стул с кровью. Наталья (46 лет) уходила в мучениях, «ее давило, душило», открылось кровохарканье. Именно она ухаживала за больным братом Савином, стирала его белье. После его смерти Лыковы, подозревая, что одежда умершего могла быть источником заразы, сожгли ее подальше от дома. Легче всех болезнь перенес глава семьи – Карп Осипович, которому на тот момент было 74 года. Более легкое течение заболевания у самого старшего члена семьи доктор Назаров объясняет большей «тренированностью» его иммунных систем, так как он вырос и жил многие годы «в миру», при контакте со многими людьми, а значит, и со многими инфекциями».
Агафья, его младшая дочь, тоже переболела пневмонией. Путь к выздоровлению оказался долгим – только к концу зимы наступило облегчение. В отличие от отца, Агафья родилась и выросла в тайге, и болезнь, унесшая жизни ее родных, была ее первой встречей с вирусной инфекцией. Но молодость победила – Агафье тогда было 37 лет. «Причиной болезни и смерти Лыковых явилась какая-то инфекция, развитию которой способствовали охлаждение, тяжелая изнурительная работа и, конечно, ослабление или отсутствие специфического иммунитета», – такой вывод делает Игорь Назаров.
Однако очередное заражение, подхваченное, с высокой вероятностью, опять от геологов, с которыми накануне общалась дочь, глава семьи уже не пережил. За день до болезни крепкий старик еще пилил дрова и на себе таскал тяжелую древесину, а потом слег и сгорел за считанные дни. Да и Агафья трудно выкарабкивалась на этот раз. Даже отважилась принимать антибиотики. Интересно, что исследования, проведенные в вирусологической лаборатории краевой СЭС, на выявление антител в крови Агафьи к вирусам кори, паротита, токсоплазмоза, клещевого сыпного тифа, эпидемического сыпного тифа, гриппа и парагриппа дали отрицательные результаты. Не выявлены антитела и к аденовирусам.
Исследования подтвердили, что Агафья практически не имеет специфического иммунитета против широко распространенных среди людей вирусных заболеваний, и они представляют для нее огромную опасность. Единственное, на что у нее обнаружен иммунитет, это на вирус клещевого энцефалита. В крови присутствует высокий титр антител (1:80) к возбудителю этого заболевания. Доктор Назаров сравнивает организм последней представительности семьи Лыковых с полем сражения без солдат. Поэтому ее проживание среди людей представляет серьезную опасность. Тоже самое сейчас происходит и с человечеством — любой новый респираторный вирус у большинства не проходит, как привычный грипп, и у многих заразившихся вызывает тяжелое течение. Можно понять, что наш организм так реагирует на всех «чужих», в первую очередь, «мутантов» – испанки, гонконгского гриппа, недавних коронавирусных инфекций SARS и MERS.
«Учёные считают, что причина в особенностях нашей иммунной системы, которая у части людей выдаёт слишком бурную реакцию на незнакомый вирус, когда он попадает в лёгкие. Вплоть до цитокинового шторма. Но на самом деле подобное может вызвать не только новый, но и самый обычный, безобидный респираторный возбудитель, если человек с ним ни разу в жизни не встречался, и для его иммунитета этот привычный нам генератор лёгкого насморка – коварный и опасный мутант», пишет в своем блоге кардиохирург Алексей Федоров. Тогда из пяти членов семьи Лыковых, проживших в изоляции более 40 лет, и не имеющих иммунитета к инфекциям, удалось выжить только младшей Агафье. Такова убойность вируса при встрече с «чистым» организмом — 1/5. Сейчас Агафье 76 лет, и она продолжает жить одна в тайге. Главное, чтобы в пандемию ее никто не навещал.
Кондинские отшельники. Как в прошлом веке в Югре жили староверы | ОБЩЕСТВО
Люди пытались сохранить древние христианские традиции, уходили в сибирские леса. до сих пор есть приверженцы «старой» веры и у нас, в Югре.
История одной семьи
Банновы, Филимоновы, Самсоновы, Собянины, Карандашовы, Жлудовы. .. Многие уже отошли от почитания старинных христианских устоев и живут в городах и поселках, но кое-кто предпочитает жить уединенно.
В Кондинском районе жили Филимоновы. Отец семейства — Зиновей Яковлевич. Он с родными преодолел более 100 км болот и лесов, чтобы добраться до югорского края. На 24-х подводах везли много чего нужного для обзаведения на новом месте. Край, приютивший семью, оказался богатым пушным зверем, дикоросами, в реках было вдосталь рыбы. Пришлось вручную разрабатывать пашню, выкорчевывая вековые пни. Построили конную мельницу, баню, вырыли колодцы.
Грамотных людей почти не было, самым начитанным местным «Кулибиным» был Фиогней Дегтярев — тесть Зиновея. Руки у него были золотые, на все пригодные — бойки к ружью выточить на самодельном токарном станке, серпы, плуг, прялки, даже колеса, различные запчасти. Еще он катал валенки, шил из кожи бродни и чирки, учил этому подростков.
Знахари от Бога
Официальной медицины в поселке не было. Сами лечились народными средствами. Знатным лекарем был Зиновей Яковлевич, он знал, наверное, как использовать каждую травинку. Особенно целебной считалась береза.
Здоровый образ жизни, физический труд, простая калорийная еда, в напитках только травы, никакого курева и хмельного. Почти все перешагивали 90-летний рубеж.
Женщины занимались скотиной, огородами, посевами, выращивая не только хлебные культуры, но и коноплю, лен, обрабатывали их, пряли и делали холсты. На грядках у них росли репа, морковь, лук, капуста, а вот картошку не сажали, это — бесово.
Староверы не употребляли в пищу медвежатину, зайчатину, только копытных животных.
Жить по совести
Довольно замкнуто жили раскольники, но все же держали связь с единоверцами из других мест. Когда у Зиновея умерла жена Полуферья, родившая ему пятнадцать детей, он нашел себе жену, такую же раскольницу, в Сургутском районе.
Как все староверы, от пенсии Зиновей отказался, поскольку не заработанные деньги — греховны.
Невозможно обойти молчанием истовую религиозность кондинских отшельников, чистоту их отношения друг к другу. Жили люди согласно старообрядческим устоям и собственной совести. Даже если потерянный гвоздь кто найдет, ищет — чей. Почитали старших, послушание — это неписаный моральный закон. В 4 часа утра все вставали на молитву перед иконостасом со старинными иконами. Молились за здоровье живущих, упокой умерших. Потом шли на кладбище — и так каждое утро.
Такой житейский порядок нисколько не угнетал староверов.
Другая жизнь детей
Кондинские отшельники общались с мирянами. Дед Зиновей, например, помогал изыскателям железной дороги Тавда — Сотник. Из пятнадцати детей Зиновея сейчас в живых —
шестеро. В лесу никто из них не живет, поселочек раскольников опустел. Дети рассеялись по всей Югре, а Василий Зиновеевич перебрался в Тюмень. Мальчишкой, он против воли отца ушел к родственникам в деревню Сотник и стал строить свою жизнь по-другому — вступил в комсомол, потом — в партию, выучился, работал.
Василий Зиновеевич говорит, что пока был жив отец, постоянно ездил на родину, но не теперь — возраст не позволяет. Ностальгия мучает не только его, но и остальных сестер и братьев.
Смотрите также:
Экспедиция «В гостях у Агафьи Лыковой»
На территории Хакасии живёт самая известная в мире таёжная отшельница Агафья Лыкова. Главной целью сентябрьской экспедиции Отделения стало оказание помощи пожилой женщине.
Об истории семьи, последней представительницей которой является Агафья Карповна, можно написать целый роман. До 20-х годов прошлого столетия, в 150 километрах от города Абазы, жила небольшая староверческая община. Мать и отец Карпа Лыкова пришли с тюменской земли и поселились в этих местах. Староверы имели огороды, скотину, ловили рыбу и били зверя. Назывался этот малодоступный в тайге жилой очажок Лыковской заимкой. Тут и родился Карп Иосифович. В 1929 году, спасаясь от коллективизации, все Лыковы ушли от Абазы ещё дальше в тайгу. Жили открыто, вместе с местными жителями поставили лечебницу на Горячем Ключе. А в 1930 году Карп Иосифович сходил на Алтай и привёз себе жену – Акулину. В тайге, без помощи врачей, появились на свет их дети – сыновья Саввин, Дмитрий и дочери Наталья и Агафья.
В 1932 году был создан Алтайский заповедник, куда попала и Лыковская заимка. Семье запретили стрелять, рыбачить, пахать землю, и в 1935 году Лыковы ушли на Алтай к родне, где прожили несколько лет. После долгих скитаний по тайге Лыковы пришли на побережье реки Еринат, срубили избы и стали жить почти в полной изоляции от мира.
Обнаружили их летом 1978 года при проведении воздушной геологической съёмки в самом верховье реки Абакан. К тому моменту таёжных жителей было пятеро – жена главы семейства Акулина умерла в 1961 году.
Во время первого знакомства с семьёй отшельника геологи увидели избушку, по оконце вросшую в землю, чёрную от времени и дождей. Обстановка более чем аскетичная – в правом верхнем углу на полке лежали богослужебные книги и чёрные доски икон, а на шестах и на полках вдоль стен находились мешочки с семенами и сухими таёжными травами.
В настоящее время из большой семьи осталась только самая младшая, Агафья. В 1981 году один за другим умерли Саввин, Димитрий и Наталья, а в 1988 году ушёл из жизни Карп Иосифович. Семейная жизнь Агафьи не сложилась, не получился у неё и уход в монастырь – таёжница не смогла принять вероучение инокинь и вернулась в тайгу.
Хозяйство у Лыковой небольшое: козы, собака, кошки, куры и огород, где она выращивает картошку и капусту. Родня уже много лет зовёт пожилую женщину переехать к ним в село Килинск, где живут староверы. Но Агафья, хоть и начала мучиться от болезней, оставлять заимку не хочет.
Сейчас Агафья Карповна и её заимка находятся под охраной заповедника «Хакасский». Сотрудники отдела охраны регулярно посещают её, помогая по хозяйству и привозя необходимые для жизни вещи. Правительством Республики Хакасия несколько лет назад был создан Попечительский совет при Министерстве труда и социального развития, заботой которого является социальная и материальная помощь отшельнице, которая, по сути, является достопримечательностью края.
Результатом экспедиции, в которой принимали участие члены Хакасского республиканского отделения Русского географического общества, государственного природного заповедника «Хакасский» и национального фонда «Страна заповедная», стала доставленная гуманитарная помощь и сбор оперативной информации о нарушителях и несанкционированных посещениях территории заповедника.
Лыковы — староверы отшельники
Одним из последних кластеров, присоединенных к Хакасскому заповеднику, стал участок «Заимка Лыковых» (площадь 142 441 га), где в начале 1980-х годов было обнаружено поселение староверов, сбежавших от цивилизации в 30-х годах прошлого века. Известность семье Лыковых принесли статьи журналиста Василия Пескова и его книга «Таежный тупик», изданная по всему миру. Знаменитая Агафья Лыкова, последняя из шести обнаруженных в тайге старообрядцев, до сих пор живет на своей заимке.
Лыковы, таёжные отшельники, прожившие почти 40 лет в Алтайской тайге
Самые первые заметки об обнаружении прожившей без всякой связи с внешним миром более сорока лет, появились в печати в 1980 году, сначала в газете «Социалистическая индустрия», потом в «Красноярском рабочем». А затем уже в 1982 году цикл статей об этой семье опубликовала «Комсомольская правда». Писали, что семья состояла из пяти человек: отец — Карп Иосифович, два его сына — Дмитрий и Саввин и две дочери — Наталья и Агафья.
Писали, что в тридцатых годах они добровольно ушли от людей, на почве религиозного фанатизма. Писали о них много, но с точно отмеренной порцией сочувствия. «Отмеренной» потому, что уже тогда тех, кто принял к сердцу эту историю, поразило высокомерное цивилизованно-снисходительное отношение советской журналистики, которая окрестила удивительную жизнь русской семьи в лесном уединении «таежным тупиком». Высказывая одобрение Лыковым в частностях, советские журналисты оценивали всю жизнь семьи категорично и однозначно:
— «житье и быт убоги до крайности, рассказ о нынешней жизни и о важнейших событиях в ней слушали, как марсиане»;
— «убито было в этой убогой жизни и чувство красоты, природой данное человеку. Ни цветочка в хижине, никакого украшения в ней. Никакой попытки украсить одежду, вещи… Не знали Лыковы песен»;
— «младшие Лыковы не имели драгоценной для человека возможности общения с себе подобными, не знали любви, не могли продолжить свой род. Виной всему — фанатичная темная вера в силу, лежащую за пределами бытия, с названием бог. Религия, несомненно, была опорой в этой страдальческой жизни. Но и причиной страшного тупика была тоже она».
Несмотря не заявленное в этих публикациях желание «вызвать сочувствие», советская печать, оценивая жизнь Лыковых в целом, назвала ее «сплошной ошибкой», «почти ископаемым случаем в человеческом бытии». Будто забывая о том, что речь все же идет о людях, советские журналисты объявили обнаружение семьи Лыковых «находкой живого мамонта», как бы намекая на то, что Лыковы за годы лесной жизни настолько отстали от нашей правильной и передовой жизни, что их нельзя относить к цивилизации вообще.
Правда, уже тогда внимательный читатель замечал несоответствие обличительных оценок тем фактам, которые приводили те же самые журналисты. Они писали о «темноте» жизни Лыковых, а те, ведя счет дням, за все время своей отшельнической жизни ни разу не ошиблись в календаре; жена Карпа Иосифовича выучила всех детей читать и писать по Псалтири, которая, как и другие религиозные книги, бережно сохранялась в семье; Саввин же знал даже Священное писание наизусть; а после запуска первого спутника Земли в 1957 году Карп Иосифович заметил: «Звезды стали скоро по небу ходить».
Журналисты писали о Лыковых как о фанатиках веры — а у Лыковых не только не принято было поучать других, но даже и говорить о них плохо. (Заметим в скобках, что некоторые слова Агафьи, для придания вящей убедительности некоторым журналистским рассуждениям, были самими же журналистами и придуманы.)
Справедливости ради надо сказать: не все разделяли эту заданную точку зрения партийной прессы. Нашлись и те, кто писал о Лыковых иначе — с уважением к их духовной силе, к их жизненному подвигу. Они писали, но очень мало, потому что газеты не давали возможности защитить имя и честь русской семьи Лыковых от обвинений в темноте, невежестве, фанатичности.
Одним из таких людей был писатель Лев Степанович Черепанов, побывавший у Лыковых уже через месяц после первого сообщения о них. С ним вместе были доктор медицинских наук, заведующий кафедрой анастезиологии Красноярского института усовершенствования врачей, профессор И. П. Назаров и главврач 20-й больницы Красноярска В. Головин. Уже тогда, в октябре 80-го, Черепанов просил руководство области ввести полный запрет на посещение Лыковых случайными людьми, предполагая на основе знакомства с медицинской литературой, что такие посещения могут угрожать жизни Лыковых. И Лыковы предстали перед Львом Черепановым совершенно другими людьми, чем со страниц партийной прессы.
— Люди, которые с 1978 года встречались с Лыковыми,— говорит Черепанов,— судили о них по одежде. Когда они увидели, что у Лыковых все домотканое, что у них шапки сшиты из меха кабарги, а средства борьбы за существование — примитивные, то поспешно заключили, что отшельники намного отстали от нас. То есть начали судить о Лыковых свысока, как о людях низшего по сравнению с собой сорта.
У Лыковых полунатуральное или даже натуральное хозяйство, но нравственный потенциал оказался, вернее остался, очень высоким. Мы же его утратили. По Лыковым можно воочию увидеть, какие нами приобретены побочные результаты в борьбе за технические достижения после 17-го года. Ведь для нас самое главное —наивысшая производительность труда. Вот мы и гнали производительность. А надо было бы, заботясь о теле, не забывать и о духе, потому что дух и тело, несмотря на свою противоположность, должны существовать в единстве. А когда равновесие между ними нарушается, то и появляется неполноценный человек.
Да, мы были экипированы лучше, у нас были ботинки на толстой подошве, спальные мешки, рубахи, которых сучья не рвали, штаны не хуже этих рубах, тушенка, сгущенка, сало — все что угодно. А выяснилось, что Лыковы превосходили нас нравственно, и это сразу же предопределило все отношение с Лыковыми. Этот водораздел так и прошел, независимо от того, хотели мы с этим считаться или нет.
Мы пришли к Лыковым не первые. С ними с 78-го года встречались многие, и когда Карп Иосифович по каким-то жестам определил, что я в группе «мирян» — старший, он отозвал меня в сторону и спросил: «Не возьмешь ли своей, как там у вас говорят, жене, мех на воротник?» Я, конечно, сразу воспротивился, что очень удивило Карпа Иосифовича, потому что он привык к тому, что приходящие брали у него меха.
Я рассказал об этом случае профессору Назарову. Тот, естественно, ответил, что, мол, такого в наших отношениях быть не должно. С этого момента мы начали отделяться от других посетителей. Если мы приходили и что-то делали, то только «за так». Мы ничего с Лыковых не брали, и Лыковы не знали, как к нам относиться. Кто мы такие? — Цивилизация уже успела показать себя им по-другому? — Да, и вроде бы мы из этой же цивилизации, но не курим, не пьем. И вдобавок — соболей не берем
. А потом мы работали в поте лица, помогая Лыковым по хозяйству: опиливали пеньки до земли, кололи дрова, перекрыли крышу домика, где жили Саввин и Дмитрий. И мы считали, что очень хорошо работаем. Но все равно Агафья через какое-то время, в другой наш приезд, не видя, что я прохожу рядом, сказала отцу: «А братки-то лучше работали». Мои подруги удивились: «Как же так, да мы же потом обливались». А потом поняли: мы и работать разучились. После того, как Лыковы пришли к этому заключению, они уже относились к нам снисходительно.
как живут старообрядцы в Сибири —
Фото: Андрей Картавцев
О домах и быте жителей староверческих деревень на берегу Енисея и в тайге — в репортаже Веры Луньковой.
На берегах реки Енисей в Сибири сегодня проживает несколько тысяч старообрядцев. Они селятся не только в глухих скитах, но и в многолюдных селах. Одним из таких населенных пунктов является село Ярцево Енисейского района Красноярского края с населением около 2 тыс. человек.
Многие старообрядцы, живущие здесь, отказываются от паспортов, регистрации, пенсии и различных пособий. Они объясняют это господством антихриста в современной России и нежеланием связываться с государством. В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и Wi-Fi, под запретом алкоголь и сигареты, а стиральной машиной разрешено пользоваться только с благословения наставника.
Попасть в деревню крайне сложно, да и незваным гостям здесь не очень рады. Мне удалось добраться сюда по реке вместе с экспедицией в рамках круиза на лайнере «Максим Горький 5*», который курсирует по Енисею и делает остановки в самых диких местах Сибири. Местные жители могут покинуть деревню только на лодках и изредка прилетающих сюда вертолетах.
Как выглядит деревня староверов
В Ярцево у меня создалось ощущение, что я попала в деревню из старого фильма. Однако все здесь перемешалось — женщины в длинных сарафанах и платках, как из русской сказки, модно одетые подростки, старые дома с ажурными окнами, «жигули», советские мотоциклы, старинные деревянные лодки, индюки, куры и огромное количество бегающих без присмотра детей. Я не увидела здесь ни одного полицейского, на всю деревню один врач, но подавляющая часть старообрядцев не признает местную медицину и отказывается пить лекарства. В центре села — четырехэтажная школа и православный храм, неподалеку от которого община староверов строит свой собор.
Большинство старообрядцев в Ярцево живут в кирпичных домах или срубах. Мирских в свои дома они не пускают. Мне удалось пообщаться с семьей староверов из семи человек, которые разрешили посмотреть, как выглядит одна из комнат в их доме и участок. Они ведут более современный образ жизни, чем старшее поколение, — мужчины не носят бороду и даже ездят на автомобиле.
«Дом мы купили сразу же, когда переехали сюда из Ангары в Иркутской области. Жизнь здесь спокойная, размеренная. Однако многие местные, наоборот, уезжают в поисках работы в другие города. Говорят, здесь раньше было много предприятий. Мы живем за счет своего хозяйства — вся семья работает на огороде. На Енисее легко поймать самую разную рыбу — щук, осетров, карасей, пелядь. Нам здесь нравится. Сейчас еще и собор строят, можно будет всем вместе молиться», — рассказал отец семейства Сергей.
В комнате, которую показала семья, — принадлежности для охоты и рыбалки, прялка и множество книг, в том числе старинных, для молитв, которые передаются из поколения в поколение. На стенах висит праздничная молитвенная одежда для служб — кафтан, азям, сарафан, платок и пляс. «Женщина после замужества должна носить такую одежду не только на молитвы, но и в обыденной жизни. Голова обязательно должна быть покрыта двумя платками», — рассказал Сергей. Он уточнил, что одежду в основном принято шить самим, но ткани иногда покупают в магазинах.
Староверы рассказали, что у большинства жителей деревни в домах есть печи и даже разрешены духовки. В каждой комнате — красный угол с иконами для молитвы, которую совершают не меньше пяти раз в день. Иконы староверов отличаются от православных — они выполнены из меди или бронзы. Телевизоров, компьютеров, микроволновых печей и другой техники здесь не найти. Однако по благословению наставника пожилые люди могут использовать стиральные машины.
Комнат, как правило, не меньше трех, ведь семьи здесь большие. Помимо дома, на каждом участке есть баня и хозяйственные постройки. Старообрядцы объяснили, что живут за счет сельского хозяйства — выращивают овощи и фрукты, разводят кур, коров, коз, поросят, пчел. Запасов хватает, чтобы пережить суровые сибирские морозы. Часть продуктов они продают, однако оплата разрешена только наличными. Кредитные карты, по их мнению, также являются изобретением антихриста.
Во дворе я поговорила с Петром, сыном Сергея. Ему 9 лет. Вот его рассказ:
— Семь лет назад мы c родителями и пятью братьями переехали в Ярцево из Ангары. Купили у местных дом из кирпича и дерева. Потом своими силами достроили его и переделали. У нас два этажа, на втором — две спальни, на первом — зал и ванная комната с туалетом. Также есть кухня с печью и духовкой. Телевизора у нас нет, а интернет здесь плохой. Им разрешают крайне редко пользоваться. Если пользоваться часто, то накажут и наложат епитимью.
У нас во всех комнатах красные углы, где мы молимся перед сном и едой. Есть также специальное место для хранения книг, которые достались по наследству от предков. Обычно при пожаре в доме все спасают деньги и документы, а мы — иконы и книги. Документы для нас не важны.
Родители занимаются сельским хозяйством. У нас три коровы, 11 гусей, петух и две курицы. За домом большой огород, где мы с братьями помогаем родителям после школы. Братья также делают посуду из дерева, а мама шьет нам одежду и плетет обереги. Они у нас являются обязательными, так же как и крест.
Сейчас община строит собор, но, мне кажется, места там для всех маловато. Но в основном мы все равно молимся дома. Когда вырасту, думаю, тоже построю свой дом. У нас, кстати, чтобы получить благословение на женитьбу, нужно обязательно построить или купить свой дом. Уезжать из Ярцево я не хочу, уже привык и завел много хороших друзей. Хотя все больше семей покидают деревню в поисках работы. Когда вырасту, хочу стать дальнобойщиком и путешествовать по России.
Староверы в скитах
Староверы-отшельники, которые выбирают более строгий уклад жизни, селятся в скитах, ближе к тайге. Их жилища представляют собой небольшие срубы или избы из деревянных досок. Здесь есть лежанка без подушки, стол, стул, книги и красный угол с иконами. Большую часть времени в скитах старообрядцы проводят в молитве. Распорядок строже, чем в монастыре. В некоторых из таких поселений есть тайные выходы на случай гонений, а в домах скрыты чердаки на случай «раскулачиваний».
Все скиты закрыты для посещения посторонних. Считается, что некоторые кельи на берегах Енисея объединяют подземные ходы. Связь с миром у скитских староверов происходит через благодетелей. Весной они доставляют отшельникам необходимые продукты питания — рис, пшеницу, соль и сахар.
Особенности быта
Самым главным отличием в быту старообрядцев является особое отношение к кухонным принадлежностям. У каждого члена семьи старовера своя собственная «христианская» — «чистая» — посуда. «Еду, выращенную на собственном огороде и купленную в магазинах, мы едим из разных тарелок. После трапезы каждый сам моет свою посуду и ставит в отдельно отведенное место в шкафу», — рассказал старовер Петя. Он уточнил, что для гостей старообрядцы держат отдельную — мирскую — утварь. При этом если из посуды поел представитель другой религии, ее считают оскверненной и «исправляют», проводя обряд освящения огнем и водой. Также к «поганой» относится вся посуда, которую не покрыли каким-либо предметом.
Представители старообрядческих течений верят в то, что в воде и продуктах, оставленных открытыми, купаются бесы. Как утверждают старообрядцы, люди, употребившие в пищу соль или воду, в которых «искупались» нечистые, обязательно заболеют. Особенно строго правило, согласно которому следует накрывать любую посуду, действует в вечернее время. Если кто-то из членов семьи нечаянно оставит ведро с водой открытым на всю ночь, то пить ее запрещено. То же самое относится и к любой пище или напитку, который оставили на тарелке или в чашке, не накрыв каким-либо предметом.
www.realty.rbc.ru
Известный сибирский отшельник получает помощь миллиардера перед суровой зимой
Российский алюминиевый магнат Олег Дерипаска перед суровой зимой отправил предметы первой необходимости и помощника известному сибирскому отшельнику, сообщил в среду сайт РБК-новостей.
Агафья Лыкова родилась 76 лет назад в семье старообрядцев, традиционной православной секты, спасаясь от сталинских гонений в далекой сибирской тайге. После смерти членов ее семьи она вела в значительной степени самодостаточную жизнь вдали от цивилизации, при этом региональные чиновники и другие доброжелатели время от времени присылали ей припасы, при этом, как сообщается, держали ее подальше от новостей о пандемии коронавируса, чтобы не расстраивать ее.
Дерипаска, 41-й в списке самых богатых бизнесменов России с состоянием в 2,3 миллиарда долларов, помог доставить Лыковой предметы домашнего обихода, включая кухонные принадлежности и постельные принадлежности, на вертолете, сообщает РБК со ссылкой на его неназванного помощника.
Издание сообщило, что 52-летний Дерипаска уже давно оказывает помощь Хакасскому заповеднику у границы с Монголией, где живет Лыкова.
Согласно сибирскому изданию Newslab.ru, Дерипаска также помог отправить сына покойного друга и соседа Лыковой, который пошел по стопам отца и вызвался помочь ей.
Отец Николая Седова, Ерофей Седов, был членом советской геологической группы, которая случайно обнаружила семью Лыковых в конце 1970-х годов, превратив ее в национальное явление. Он умер в тайге возле ветхого хижины Лыковой в 2015 году в возрасте 77 лет.
Русские старообрядцы отделились от Православной церкви в 1666 году после протеста против реформ. Общины старообрядцев бежали от царских и советских преследований в глубь сибирской тайги и в другие уголки мира, включая Северную и Южную Америку, а также Австралию и Новую Зеландию.
Многие начали возвращаться в Россию в последние годы в рамках новой программы репатриации, которая помогает соотечественникам за рубежом переезжать на территории Дальнего Востока России.
72-летний отшельник живет в сибирской глуши: ФОТО, ВИДЕО
Вы, наверное, никогда не слышали об Агафье Лыковой.
У большинства людей нет, и это сделано намеренно: Агафья — отшельница, живущая в нескольких километрах от ближайшего города, в сибирской глуши.
Жить в глухой Сибири — значит иметь шикарный задний двор. Это также означает отсутствие водопровода, электричества или цивилизации. ПорокУсадьба Агафьи была построена на протяжении большей части ХХ века ее семьей — единственными жителями с 1937 года.В этом году отец Агафьи, Карп, отправился с женой и двумя детьми в сибирскую глушь.
Агафье сейчас за семьдесят, она все еще живет одна в сибирской глуши, и она крепка как гвоздь. Это Агафья в 2013 году:
Агафья Лыкова.ПорокКаково это жить в отдаленной Сибири, где нет доступа к водопроводу, электричеству и другим благам современной цивилизации? В 2013 году Vice выпустила документальный фильм об Агафье, в котором показано, что это даже сложнее, чем вы думаете .
Агафья Лыкова Отшельник в Сибири — последняя из «старообрядцев»
Агафья Лыкова Отшельница в Сибири — последняя из «старообрядцев»
В январе 70-летняя Агафья Лыкова была эвакуирована из Сибири и лечилась от боли в ноге после того, как она позвонила по спутниковому телефону экстренной помощи, чтобы позвать на помощь.В итоге она провела неделю в больнице, пока врачи, как сообщается, лечили ее от разрушения хряща.
Но это был не какой-то дурацкий сибирский кемпинг: всю жизнь Агафья отшельником жила в Сибири. Она совершенно не знала, что Вторая мировая война вообще была чем-то, пока советские геологи случайно не пересеклись с ее семьей в 1978 году в поисках железной руды.
Видите ли, семья Агафьи принадлежала к «старообрядцам» — глубоко религиозной секте, которая отделилась от Русской православной церкви около 350 лет назад.При коммунизме такой религиозный экстремизм не допускался, поэтому ее отец решил покинуть цивилизацию и изгнать себя в 1936 году. Агафья родилась только после того, как ее семья бежала, поэтому у нее не было никаких контактов с людьми за пределами ее семьи, пока не появились геологи. .
На самом деле нужна преданность, чтобы жить так далеко от сети (каламбур). У семьи Лыковых не было ни ружей, ни луков для охоты, поэтому им приходилось заманивать животных ловушками. Никакие металлические технологии не означают, что кухонная утварь и тарелки в семье были сделаны из коры, из которой нелегко готовить, так как она, как вы знаете, легко воспламеняется.1950-е и 1960-е годы Агафья называет «голодными». Мясо было трудно достать, и дикие животные уничтожали посевы моркови и картофеля. (Почему они не убили и не съели животных, уничтоживших их урожай ?!) Не говоря уже о погоде: сибирское лето хорошее, если не сказать больше. В 1961 году в июне выпал снег, и мороз погубил урожай. К весне следующего года ее семья ела обувь и кору. Мать Агафьи умерла от голода.
Однако в распоряжении семьи было несколько ресурсов.Они выращивали семена конопли, чтобы шить одежду. Много сосны и ели означало, что есть дрова. Дом семьи находился рядом с источником чистой и холодной воды. Кедровые орехи тоже были в изобилии; которые очень дороги!
Подобно религиозным фанатикам, отрицающим изменение климата, семья Лыковых придумывала истории о технологиях, которые они не могли (или не хотели бы) понимать. Когда советские геологи разговаривали с Лыковыми, они отказались верить, что человек побывал на Луне, и выдвинули свои собственные идеи относительно спутников: «Люди что-то придумали и излучают огни, очень похожие на звезды.Со временем Лыковы завоевали доверие геологов и неохотно взяли некоторые из столь необходимых подарков, которые они предлагали: ножи, паяльную лампу, немного зерна и соль (то, что семье действительно очень не хватало).
Агафья — единственный оставшийся в живых член семьи с 1988 года. Когда ее брат Дмитрий в 1981 году заболел пневмонией, он отказался от помощи геологов в лечении и в конечном итоге умер: «Нам этого не разрешают, мужчина жив. для чего бы ни даровал Бог ». Так что, возможно, Агафья не так глубоко религиозна, как ее семья.Если бы ее семья была еще жива, Агафья, возможно, не хотела бы принимать помощь от боли в ноге, поскольку ее семья считала лечение кощунственным. Может быть, ей сейчас нравится жить отшельником: ей нужно только позаботиться о себе, и у нее для этого достаточно припасов. И я не могу ее винить: она всю жизнь жила отшельником, зачем ей возвращаться в общество в свои 70?
Итак, в следующий раз, когда ваши друзья скажут, что они собираются отказаться от сети, чтобы избежать государственного угнетения, налогов или стрессов современного общества, вы можете просто посмеяться.Затем вы можете напомнить им, что они, вероятно, умрут от голода, если группа государственных геологов не захочет им помочь.
Следуйте за Рэнди Нордом по телефону TWITTER
Рэнди Норд живет в Понтиаке, штат Мичиган, и работает журналистом Pontiac Tribune.
Старообрядец Агафья Лыкова переезжает в новый дом в глухой части Западных Саян
Агафья Лыкова, 76 лет, на фото в своем новом доме с митрополитом Корнилием.Фото: Олег Дерипаска медиа-команда
Прошлой ночью 76-летняя Агафья впервые покинула отцовский дом, построенный 80 лет назад, когда ее родители бежали от советских репрессий и приехали в сибирскую тайгу, спасаясь от религиозных преследований сталинской эпохи.
Большую часть своей жизни Афафья жила крестьянином 18 века, почти не имея современных удобств, руководствуясь древней Библией и мало контактировав с внешним миром.
Строительство нового дома Агафьи — простой одноэтажной хижины, как она и просила — началось в декабре 2020 года, через несколько дней после того, как она обратилась за помощью к бизнесмену Олегу Дерипаске.
Новый дом был построен несколько дней назад и предлагает больше комфорта и тепла, чем полуразрушенная лачуга, построенная ее отцом.
Вчера его освятили священники Русской Православной старообрядческой церкви, специально прилетевшие к Агафье из Москвы.
Агафья на фото в начале 1980-х, с отцом Карпом (слева) и красноярским профессором Игорем Назаровым (справа), 72 года. Фото: Игорь Назаров, Николай Пролецкий
«Новый дом солидный, с теплой верандой и большим количеством естественного света, проникающего через четыре окна.
‘Агафье преподнес икону митрополит Московский и всея Руси Корнилий, и она была благодарна за возможность побеседовать с ним один на один. Ей понравился новый дом, и, чтобы поблагодарить всех, кто помогал в его строительстве, она испекла хлеб и подала его с домашними напитками », — сказал директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий.
Дом нужно было собрать в городе Абакан, Хакасия, пронумеровать бревна, а затем разобрать, чтобы сократить время строительства.
Участок затворника находится в отдаленной, труднодоступной части Саян, поэтому дом было проще привезти по частям, чем доставлять стройматериал. Для доставки нового дома было осуществлено не менее 18 пароходов на воздушных лодках.
Отшельница Агафья Лыкова внутри и перед своим новым домом со священниками-старообрядцами. Фотографии: Виктор Непомнящий
Агафья Лыкова — последняя оставшаяся в живых из семьи православных старообрядцев, бежавших в 1936 году в лес, спасаясь от религиозных преследований сталинской России.
Они были обнаружены десятки лет спустя, в 1978 году, после того, как были обнаружены с воздуха группой геологов на удаленном горном склоне недалеко от реки Эринат в Абаканском хребте на юго-западе Сибири.
Когда их нашли, они понятия не имели, что Вторая мировая война началась — или закончилась.
Агафья была четвертым ребенком Карпа и Акулины Лыковых, и первые 35 лет своей жизни она вообще не имела контактов ни с кем, кроме своей семьи.
Ее мать умерла в 1961 году, отец скончался в 1988 году.
Умер друг затворника-отшельника, оставив старообрядца снова одного в тайге
Ерофей Седов считался единственным соседом Агафьи в глубине леса примерно в 500 метрах вверх по Абаканскому хребту в юго-западной Сибири. Фото: Денис Мукимов / danlux.livejournal.com
Геолог, который вел затворнический образ жизни в избе рядом со знаменитой сибирской отшельницей Агафьей Лыковой, умер, оставив женщину одну в тайге. Ерофей Седов считался ее единственным соседом в глубине леса, примерно в 500 метрах вверх по Абаканскому хребту, в юго-западной Сибири.
На протяжении многих лет он заботился о 71-летней Агафье, единственной выжившей из старообрядческой семьи, десятилетиями отрезавшей себя от цивилизации.
«Мой отец умер на 77-м году жизни, как и хотел, на реке Еринат», — сказал сын Седова Николай. «Все это произошло 3 мая, но я не знаю подробностей. Некоторые туристы приехали в резиденцию Агафьи, а потом позвонили мне, когда вернулись.
«Не могу сказать, что случилось, но мой отец был довольно старым человеком.Агафья его похоронила. Она поступила правильно. Он умер, но стояла довольно теплая погода, поэтому я уверен, что ей не пришлось ждать, пока кто-нибудь приедет, чтобы забрать его тело. Я благодарен за это, так как теперь он навсегда останется на своем заветном Еринате. Как можно скорее я лечу к его могиле, хотя когда это будет, трудно сказать ».
Смерть Седова также была подтверждена исследователями, работавшими поблизости и проверявшими образцы почвы и воды после запуска ракеты с космодрома на Байконуре.
Дружба Седова с отшельником насчитывает много лет.Он работал мастером по бурению в геологической экспедиции, которая в конце 1970-х обнаружила семью Лыковых глубоко в лесу. Фото: Денис Мукимов / danlux.livejournal.com
Чиновники Хакасского государственного природного заповедника отправились в хижину Агафьи, чтобы узнать подробности об обстоятельствах смерти, и полиция тоже посетит это место. Когда они прибудут в удаленное место, вероятно, появится больше деталей.
Дружба Седова с отшельником насчитывает много лет.Он работал мастером по бурению в геологической экспедиции, которая в конце 1970-х обнаружила семью Лыковых глубоко в лесу.
Однажды он спас ее покойного отца от неминуемой смерти, когда, долгое время не получая вестей от Лыковых, посетил их и нашел его серьезно больным. Измученные и почти без сознания им дали еду, горячий чай и кров. С тех пор он почувствовал сильное родство с семьей, и особенно с Агафьей, после того, как ее отец в конце концов умер в 1988 году.
Около 18 лет назад он потерял ногу из-за того, что сильно обмороженный палец ноги не лечили должным образом. После этого врачи посоветовали ему больше времени проводить на свежем воздухе, поэтому он переехал к реке Еринат рядом с Агафьей и построил себе хижину в 100 метрах от ее ветхого дома.
Время от времени он ходил к семье, но всегда возвращался в таежную изоляцию. Его сын Николай приехал к нему в гости в апреле, всего за несколько недель до смерти.
«Это была Страстная неделя», — вспоминал Николай.«Мой отец выглядел очень усталым. Они с Агафьей постились, но он не болел. Мы не говорили ни о чем особенном, только о повседневной жизни ».
На протяжении многих лет Ерофей Седов заботился о 71-летней Агафье, единственной оставшейся в живых из старообрядческой семьи, десятилетиями оторвавшейся от цивилизации. Фото: пресс-служба Кемеровской области
В редком интервью в декабре прошлого года Агафья сказала, что ее сосед болел, и она попросила его держаться подальше, опасаясь, что она заразится.Она сказала: «Он кашлял и кашлял, и я испугалась. Для меня это случай, если ты кашляешь, убирайся отсюда ».
Лыковы были членами фундаменталистской русской православной секты, преследуемой еще со времен Петра Великого в 18 веке, и бежали глубоко в сибирскую пустыню во время сталинской чистки религий в 1936 году.
Шли годы, они уходили все глубже и глубже в леса, добывая все, что могли найти, а однажды даже были вынуждены есть свою кожаную обувь, чтобы выжить.Агафья была четвертым ребенком Карпа и Акулины Лыковых, и первые 35 лет своей жизни она вообще не имела контактов ни с кем, кроме своей семьи.
Их полная невероятная история возникла только в 1980-х годах, превратив их в национальный феномен, хотя Агафья предпочла остаться на маленьком сюжете.
Современные отшельники: русские старообрядцы восстанавливают поселение в Западной Сибири — Архив
В 3500 километрах от Москвы, Алтайский край расположен в величественных Горном Алтае, стране, где встречаются Россия, Монголия, Китай и Казахстан.Это место в глуши, где одни исследуют пустыню, а другие ищут лекарство или новую жизнь. Русский Алтай стал местом, где старая вера встречается с естественной духовностью. В заброшенном селе Анамас старообрядцы, или русское «староверие», восстанавливают поселение, основанное более ста лет назад. Александр и Дарья Поповы стали первыми, кто поселился в селе Анамас. У них пятеро детей. Самому старшему 15 лет, а самому младшему всего несколько месяцев. Они начинают свою жизнь с нуля: в заброшенном поселке нет объектов; ближайшая школа находится в 10 км.Поповы начали свой огород и освоили пчеловодство. На протяжении веков Горный Алтай был домом для отшельников и шаманов. Но сейчас осталось мало семей. Их можно узнать по широкой и густой бороде. Старообрядцы считают бритье тяжким грехом: у Христа была борода, и у мужчин тоже должна быть борода. Они используют два пальца при крестном знамении, их религиозная процессия движется по часовой стрелке, а крест восьмиконечный. Но желание старообрядцев отделиться связано с твердостью их веры — с точки зрения одежды, которую они носят, и молитв, которые они произносят.Все больше людей направляются на Алтай в поисках места, где можно поселиться и обрести душевный покой. Этим летом село Анамас посетят семьи из Барнаула, Курска, Республики Бурятия. Весной деревню уже посетили гости из американского штата Орегон, где проживает более 10 тысяч русских старообрядцев. Сообщества разбросаны по США, Канаде и Южной Америке. И даже за границей им удалось сохранить свои обычаи и веру. Многие из них теперь хотят вернуться домой и увидеть восстанавливающуюся деревню Анамас как свою Шамбалу.
Старый отшельник одиноко живет в сибирском лесу, ищет помощи — RT World News
Русская бабушка Агафья, семья которой бежала от цивилизации почти столетие назад, родилась в глуши глубокой сибирской тайги. RT посетил Агафью, которая является единственным живым человеком в семье старообрядческой православной церкви.
В середине 17 века лидер Русской Православной церкви Патриарх Никон, провел радикальные реформы в России.Многие не могли принять изменился и стал известен как «старообрядцев».
Избегать религиозных гонения сначала со стороны Православной Церкви, а затем со стороны Советы, многие семьи бежали в самые отдаленные уголки страна.
В 1978 году одно такое семейство было обнаружено группой геологов. в далекой Российской республике Хакасия, Сибирь. Лыковых, семья с четырьмя детьми, не видела других людей в течение десятилетия.
Агафья, которой сейчас почти 70 лет, родилась в пустыне, и геологи были первыми посторонними, которых она когда-либо встречал.Это не стало сюрпризом для геологов, так как семья в лесу выглядела так, как будто они принадлежали к прошлого века, одетый в домотканую одежду и с использованием примитивных инструменты в их повседневной жизни.
Они были полностью самодостаточными и по-прежнему очень религиозными. Всего через три года после того, как они были обнаружены, три из дети заболели и умерли. Агафья, отец которой тоже скончался прочь, теперь единственный оставшийся в живых из ныне известной семьи отшельников.
Усердно работая и весь день молившись, Агафья теперь живет одна в тайга, где медведи регулярно пытаются добраться до ее скромной обители. Единственный человек, живущий поблизости, — бывший геолог-бурильщик, Ерофей Седов, который был среди тех, кто открыл Лыковых и рассказал о них миру. Теперь отношения между единственными соседи в пределах 200 миль несколько сложны.
Местные власти пытались помочь Агафье, но добирались до нее. удаленный дом — довольно сложная задача.Она отчаянно нуждается в помощник, но, кажется, никто не хочет быть отрезанным от остальной части мир.
ОТКРЫТИЕ: найдена сибирская отшельница, танцующая с медведями. глубоко в тайге от команды @rt_doc http://t.co/lWDCJYvzfspic.twitter.com/XiYQnZi0y6
— RT (@RT_com) сентябрь 18, 2014
«Господь наш Иисус Христос, сын Божий, помилуй нас. Аминь. Это письмо Агафьи Лыковой братьям и сестрам. я желаю, чтобы Бог даровал всем вам крепкого здоровья, но, прежде всего, спасение вашей души и всевозможное благополучие.Другой то, что я должен сказать вам, мои отцы, братья и сестры в Боже, что я живу одна, я сирота, мое здоровье на исходе. Мой возраст пожилой. Мне нужен человек, который мне поможет. Пожалуйста, не уходи Ради всего святого, я смиренная нуждающаяся сирота.