Старые храмы россии: Древнейшие храмы России – интересные места в 2023 году, факты о Пскове – Tripster.ru

8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология
Мне повезёт!

Искусство, История

Arzamas начинает цикл материалов о редких архитектурных памятниках, которые вот-вот исчезнут из-за аварийного состояния. Первый выпуск посвящен уникальным храмам в разных частях России

Автор Александр Можаев

1. Итальянский Ренессанс в Тверской области

1 / 4

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Открытка начала XX векаhumus.livejournal.com

2 / 4

Никольский собор и колокольня. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 4

Келейный корпус. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

4 / 4

Надвратная Вознесенская церковь. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

Краснохолмский Антониев монастырь основан в 1461 году пустынножителем Антонием: он поставил здесь часовню «для пропитания» и келью «для упокое­ния». Скромную обитель очень полюбил угличский князь Андрей Большой, и уже через 20 лет началось возведение белокаменного собора. Его детали и конструкции, возможно, говорят о том, что в строительстве участво­вал итальянский мастер из числа первых фрязинов  Т. е. итальянцев., прибывших в Москву в княжение Ивана Третьего  Иван Третий (1440–1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси.. В авторстве даже подозревали великого Аристотеля Фиораванти: неизвестно, чем он занимался как раз в эти годы. По другой версии, Никольский храм строил неизвестный русский мастер, знакомый с самыми новыми веяниями.

1 / 9

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. 2013 год© Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

2 / 9

Ансамбль Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 9

Никольский собор. 2012 год© Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

4 / 9

Фрески Никольского собора © Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

5 / 9

Портал Никольского собора© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

6 / 9

Капители колонн южного портала Никольского собора© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

7 / 9

Братский малый корпус над проездными воротами монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

8 / 9

Надвратная Вознесенская церковь© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

9 / 9

Северо-восточная башня монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

В 1930-е годы пострадала самая ценная часть комплекса — говорят, колхозный трактор то ли нарочно, то ли случайно снес алтарь собора, а следом рухнули своды. Тогда же была разрушена трапезная c церковью 1494 года. Но и нетро­нутых построек XVII века — узорчатый надвратный храм, богатые кельи и баш­ня ограды — хватило бы, чтобы сделать монастырь украшением Тверской области. Это даже не глушь — монастырь находится на окраине райцентра Красный Холм, мимо проходит трасса Р-84, рядом железнодорожная станция. Удивительно, что вспомнили о заброшенном монастыре только в 2014 году, когда аварийные руины были переданы в ведение РПЦ.

1 / 2

Леса и защитная кровля над Никольским собором. 2018 год© Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

2 / 2

Леса в Никольском соборе. 2018 год© Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

В сентябре 2018 года в соборе, от которого остались три стены с фрагментами фресок XVII века, провели первую литургию. Были возведены леса и положена временная кровля, но реставрацией такого масштабного и уникального объекта может заниматься только государство. Сейчас община собирает деньги на подготовку документов, необходимых для заявки на госфинансирование.

Руины еще одного древнего монастыря работы неизвестного автора можно увидеть в Вологодской области: Корнилиево-Комельский монастырь никому не принадлежит, от разрушенной в 1930-е обители сохраняются останки трапезной палаты 1630-х годов.

2. Собор эпохи Ивана Грозного в калужском селе

1 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1898 годГосударственная публичная историческая библиотека России

2 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1941 год«Соборы.ру»

3 / 6

Вид собора с юга. 1969 год© «Архнадзор»

4 / 6

Северо-восточная часть собора. 1960-е годы© «Архнадзор»

5 / 6

Южный фасад собора. Вариант проекта реставрации 1991 года© «Архнадзор»

6 / 6

Проект главы и постамента собора. Вид и разрез. 1991 год© «Архнадзор»

Успенский собор бывшего города Перемышля (теперь тут село) — памятник, уникальный для провинции XVI века — и масштабом, и хитростью внутреннего устройства. Исследовавший собор реставратор Юрий Мосунов писал: «Перво­начально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую струк­туру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного».

Пятиглавый собор с трех сторон был окружен открытыми галереями. Под храмом находился подклетный  Подклет — нижний этаж храма. этаж, а еще ниже — подвалы, где были кладовые. Внутристенная лестница вела на хоры с двумя особыми палатами, предназначав­шимися для молитвы. Над апсидой находился тайник, основание центральной главы было решено в виде маленького храма, стоящего на сводах, и так далее. Исследователи отмечали странное сочетание сложности замысла и простоты фасадов, архаики и модных конструк­тивных приемов: судя по все­му, заказ князя выполнял «опытный зодчий, ментально принадлежащий ушед­шей эпохе». А может быть, напускная архаика является знаком опричнины, уважавшей строгость старых канонов: в 1562 году Иван Грозный отобрал Перемышль у героя взятия Казани, опального Михаила Воротынского, взяв город «на себя», то есть в свое оприч­ное владение, но через четыре года простил князя и вернул ему вотчину.

1 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2016 год© Ducat 606 / Google maps

2 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2011 год© Лобготт Пипзам / CC BY-SA 4.0

3 / 8

Внутри собора© gorod.kaluga.ru

4 / 8

Фрагмент пилона и северного фасада в интерьере основного объема собора© gorod.kaluga.ru

5 / 8

Внутри трапезной© Wikimapia

6 / 8

Фрагмент интерьера подклета трапезной© Wikimapia

7 / 8

Фрагмент фасада трапезной© gorod.kaluga.ru

8 / 8

Внутри собора © Wikimapia

В 1969 году был подготовлен проект срочных работ на аварийном памятнике, но едва работы начались, рухнули своды. С 1972 года собор лежит в руинах, и с тех пор не принималось никаких попыток консервации трех сохранившихся стен, расколотых трещинами на отдельные сегменты. В 2016 году стало извест­но о начале восста­новления храма, однако дело ограничилось молебном и во­дружением креста на колокольню.

Среди других пропадающих памятников XVI столетия (а сохранившиеся по­стройки этого времени редки для России) — разрушенные в войну и с тех пор позабытые Предтеченская церковь в селе Каменные Поляны, которое уже не существует, на окраине Ленинградской области и Ильинская в Конёчках, всего в 8 км от Пскова.

3. Запоздалое узорочье в Ивановской области

1 / 6

Колокольня и церковь Воскресения Христова в селе Воскресенском Лежневского района Ивановской области. 2003 год© Побединский В. С. / «Храмы России»

2 / 6

Церковь Воскресения Христова. 1903 год«Соборы.ру»

3 / 6

Церковь Воскресения Христова. 2016 год© / CC BY-SA 4.0

4 / 6

Церковь Воскресения Христова и церковь Святого Николая (на переднем плане справа). 2018 год© «Яндекс.Карты»

5 / 6

Наличники второго света на южном фасаде церкви. 2008 год© Architeuthis / «Соборы.ру»

6 / 6

Церковь Воскресения Христова. 2010 год© Андреева Ирина / «Соборы.ру»

Семнадцатое столетие может быть представлено постройкой, по факту относя­щейся к петровскому времени, но, как это бывало в провинции, выстроенной в лучших традициях прежней эпохи. Строительство церкви в селе Воскресен­ском (вотчина князей Прозоровских) Ивановской области началось в 1713 году. Храм имеет замечательный узорочный декор из тесаного кирпича и огромную двухэтажную трапезную, напоминаю­щую богатые московские палаты. Пяти­главие уничтожили в конце 1930-х, остальной объем порос деревьями и заметно разрушен. У прихода пока хватило сил лишь на восстановление небольшой теплой церкви и главы колокольни, стоящих по соседству.

Другая постройка той же эпохи погибает под Ульяновском — это так называемая Канадейская башня. Происхождение ее загадочно: то ли она была частью Большой Засечной черты — пояса укреплений, отражав­шего набеги крымских татар, то ли это шатровая часовня начала XVIII века. В 1970-е башня, в которой в советское время хранили колхозное зерно, начала разрушаться. Сейчас от памятника осталась треть.

4. Устюжское барокко в недрах Кировской области

1 / 4

Вид с северо-востока на церковь Покрова на Лузе. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

2 / 4

Декор северного фасада верхней церкви. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

3 / 4

Фрагмент внутренней южной стены главного объема верхней церкви. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

4 / 4

Разрушенная лестница и вход в верхнюю церковь. 2009 год© uchazdneg / «Соборы.ру»

Покровский погост на реке Лузе — это действительно даль: из Москвы 900 км до Устюга, оттуда 100 до Лальска, 17 км по грунтовой дороге до деревни Заборье и дальше еще 3 км пешком. Уединенная церковь, выстроенная местным купечеством в 1729–1751 годах, считается одним из лучших и наиболее тревожных адресов устюжского, или вятско-устюжского, барокко.

Речь о провинциальной архитектур­ной школе XVIII века, прекрасные образцы которой можно увидеть в Великом Устюге, Тотьме и соседнем Лальске. Школа примечательна тем, что провинциаль­ность в ней обуслов­лена лишь географией и непосредствен­­ностью: на самом деле это первостатейные памятники, которыми могла бы гордиться Москва, если бы не перестала в 1712 году быть столицей. Здесь есть черты нарышкинского и елизаветин­ского барокко, роскошь кирпичного декора и замечательная стройность пропорций.

Забытый храм стоит в прекрасном месте — излучина реки Лузы с широкими песчаными отмелями, вокруг бескрайние леса. Сейчас здесь совсем пусто, но в 1893 году передвижник Прянишников запечатлел нарядный и много­людный крестный ход через реку (картина хранится в Русском музее). Состоя­ние памятника тревожное — из сводов выпилены стягивавшие их железные связи. Кажется, что колокольню поддерживает жестяной ангел, пробитый насквозь ружейной дробью.

1 / 2

Крестный ход. Илларион Прянишников. 1893 годГосударственный Русский музей

2 / 2

Жестяной флюгер в виде ангела над колокольней церкви Покрова Пресвятой Богородицы. 2010 год© «Соборы.ру»

В 2015 году местные волонтеры уничтожили рощу на крыше и укрепили арки нижнего яруса. Однако спасти храм может только собственник. Епархия и область отказались брать памятник на баланс, мотивируя это отсутствием средств. Лальские прихожане сами собирают деньги на срочные противо­аварийные работы.

Неподалеку, в вологодских краях, в 2017 году рухнул другой аварийный памятник северного барокко. Покровский храм XVIII века в селе Замошье имел три главы над основным объемом и пять над трапезной. После обрушения из уникального восьмиглавого он стал пятиглавым.

5. Рококо в Липецкой области

1 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 1930-е годыWikimedia Commons

2 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1947 годarch-heritage.livejournal.com

3 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годыe-Wiki

4 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годы

Видны остатки скульптуры архангела в нише на фасаде.

e-Wiki

Покровская церковь в селе Репец (нынешняя Липецкая область) выстроена в 1760-е годы в усадьбе отставного гвардейца Кожина. Это постройка совер­шенно столичного уровня и один из немногих в России примеров рококо в архи­тектуре. Храм украшен уникальной, невероятно богатой лепниной с объем­ными растительными украшениями. Краеведы предполагали, что к постройке могли быть причастны знаменитые мастера уровня Растрелли или Ринальди, но почерк настолько своеобразен, что вероятнее предположить авторство неизвестного европейского мастера. Образ райского сада в интерьере Покров­ской церкви трактован почти буквально — вместо колонн в храме рас­ставлены гипсовые стволы деревьев. Среди памятников русской архитектуры XVIII века не сохранилось ничего подобного.

1 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

2 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2015 год© Артем Меньшиков / «Соборы.ру»

3 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

4 / 6

Строительные леса вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы© rustemple.narod.ru

5 / 6

Строительные леса внутри церкви Покрова Пресвятой Богородицы© rustemple.narod.ru

6 / 6

Усадебный дом Кожина. 2007 год© Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

К сожалению, уцелело немногое. Стены стоят до сих пор, но разру­шение купола в 1942 году повлекло за собой медленную гибель интерь­ерной лепнины. В 2010 году были установлены леса и вычинены своды трапезной, но на том все и кончилось.

В 2014 году закрылась школа, располагавшаяся в главном доме, и усадьба стала совсем бесхозной. Драгоценный подлинник может убить не только разруха, но и некачествен­ная реставрация — опыта бережной консер­вации руин в России практически нет.

Еще один памятник, разрушенный настолько, что его остатки можно сохранить лишь с помощью консервации, — церковь Троицы в Пятой Горе, которая находится в 50 км к югу от Петербурга, в безлюдном и очень живописном месте. Разрушение кровли в 1960-е годы привело к размыванию стен. С 2010-х памятник словно стекает в землю, недавно рухнули западная и восточная полуротонды, обвалился фронтон одного из портиков. Многочисленные обращения общественников к Церкви и государству ни к чему не привели. Потрясающий опыт волонтеров, остановивших разрушение столь же пропащей церкви-руины в вологодском Крохино, вселяет надежду, но Ленинградская область пока не решилась на подобный поступок.

6. Русский классицизм в тверском бездорожье

1 / 5

Северный фасад церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах в Тверской области

Фотография 1981 года из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Москва, 2002 год

© Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья «Тверские своды»

2 / 5

Восточный фасад церкви © BankGorodov.RU

3 / 5

Восточная сторона основного объема церкви © BankGorodov. RU

4 / 5

Колоннада церкви© BankGorodov.RU

5 / 5

Колокольня© BankGorodov.RU

Тему усадебных церквей, строив­шихся лучшими мастерами в дальней, а теперь совершенно обезлюдевшей провинции, продолжает Владимир­ская церковь в Горницах Тверской области. Это работа одного из интереснейших мастеров русского классицизма, Николая Львова. От Твери 110 км до Кувшиново, оттуда 20 км до деревни Бор и 3,5 км пешком. Церковь строилась в 1795 году по заказу поручика Беклемишева. Помимо нее и заросшего парка от усадьбы ничего не осталось. Прячущаяся в зарослях церковь очень необычна, ее кубический двухъярусный объем крыт двускатной кровлей без полагающейся главы. Крест водружен над колокольней-ротондой, поставленной над главным входом, но не у западного, а у южного фасада. С востока и запада расположены равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной. Строго говоря, канон соблюден, но композиция церкви сбивает с толку: она словно повернута на 90 градусов.

В советские годы церковь использовалась как овощехранилище, что все-таки сберегало ее от полного разрушения. Потом памятник пришел в запустение, рухнули своды, планов на реставрацию нет.

Другой львовский шедевр — разрушающаяся на глазах Знаменская церковь в подмосковном Теплом находится в глуши, между Клином и Волоколамском. Она более доступна и в 2007 году была включена в тревожный список Всемирного фонда памятников, что, однако, не дало результатов.

спецПРОЕКТ О владимирской ЦЕРКВИ И ДРУГИХ ЗАБРОШЕННЫХ тверских ХРАМАХ

 

Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область

Пять историй с видео и музыкой

7. Крестьянская классика Зауралья

1 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Першинском Курганской области. 1924 год«Зауральская генеалогия» / kurgangen.ru

2 / 10

Вход в верхнюю церковь. 1924 год«Соборы.ру»

3 / 10

Нижний иконостас. 1924 год«Соборы. ру»

4 / 10

Верхний иконостас. 1924 год«Соборы.ру»

5 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы © Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

6 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

7 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

8 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы © Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

9 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

10 / 10

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы© Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской митрополии Шадринской и Далматовской епархии

Великолепные храмы строились не только в дворянских усадьбах. В некоторых регионах, например в Зауралье, крестьяне имели возможность миром скиды­ваться на постройку первостатейных памятников. Покровская церковь, постро­енная в 1816–1873 годах по проекту губернского архитектора Васильева в селе Першинском Курганской области, с ее сложным объемом, пятиярусной коло­кольней, круглой лестничной ротондой при колокольне, оградой с павильоном и воротами классической архитектуры кажется монастырским или соборным комплексом. Деньги на строительство самоотверженно собирали крестьяне четырех окрестных деревень. Сегодня церковь ничья, кровля наполовину утрачена, кирпичная кладка в местах осыпания штукатурки в зауральском климате разрушается быстро.

Курганская область имеет положительный опыт реставрации другого крупного и сложного храма, недавно находившегося в подобном состоянии. Украинско-барочная Трёхсвятительская церковь в селе Карачельском (1771) была отре­ставрирована в 2015 году в рамках федеральной программы «Культура России».

8.

Калининградская готика

1 / 3

Повунденская кирха Святой Барбары. 1939 годFlickr / Ruediger Bernoteit

2 / 3

Повунденская кирха Святой Барбары. Конец 1930-х — начало 1940-х годовFlickr / Ruediger Bernoteit

3 / 3

Повунденская кирха Святой Барбары. 1898 годBildarchiv Ostpreussen

Поселок Храброво — это бывший Повунден, Восточная Пруссия. Стоящую здесь кирху Святой Барбары начали строить в 1324 году, а закончили к концу столетия. Ее, как и знаменитый Кафедральный собор Кенигсберга, основал епископ Иоганес Кларе. После войны собор был клубом, а с 1970-х годов опустел. Неф утратил кровлю, часть стен разобрана на нужды воинской части, но в 2006 году произошло событие, заставившее заговорить о памятнике: обвалившаяся штукатурка открыла хорошо сохранившуюся фреску с изобра­жением апостола Павла, современную зданию храма, уникальную по возрасту и сохран­ности. И все же никаких мер по консервации не было принято, а кры­ши над развалинами по-прежнему нет.

1 / 6

Кирха Святой Барбары в поселке Храброво Калининградской области© Юрий Бардун / Mapio.net / Fair use

2 / 6

Кирха Святой Барбары в поселке Храброво Калининградской областиeSosedi

3 / 6

Фреска XIV века изображающая апостола Павла на стене кирхи Святой Барбары. 2005 год© Alexey Yushenkov / CC BY-SA 3.0

4 / 6

Кирха Святой Барбары. 2014 год© Wikimapia

5 / 6

Кирха Святой Барбары © Mapio.net / Fair use

6 / 6

Кирха Святой Барбары. 2011 год© Mapio.net / Fair use

Этот адрес выбран произвольно среди десятков заброшенных средневековых памятников Калининградской области. Это целый ряд гибнущих храмов и замков XIV–XV веков, по большей части основанных во времена Тевтонского ордена. Наш глаз, к сожалению, привык к виду родных пепелищ и развалин, но гибнущая европейская готика смотрится непривычно. В описаниях многих памятников значится: «Во время войны кирха получила незначительные раз­рушения». Это правда: настоящая разруха пришла ближе к концу ХХ столетия. Сейчас ряд бывших кирх передан РПЦ, в руинах проводятся субботники, но финансирования по-прежнему нет.

Кирха в Алленау (поселок Поречье) начала XV века сохраняет многоярусную башню, несмотря на дыры от снарядов Второй мировой, но высокий готический фронтон, бывший ее наиболее яркой особенностью, рухнул в 2003 году. Совсем недавно, в 2012–2015 годах, полностью разрушилась многоярусная колокольная башня XVI века, сохранявшаяся от кирхи в Гросс-Энгелау (потом поселок Демьяновка, а ныне — полигон Балтийского флота). В официальных документах памятник не значился.

другие редкие архитектурные памятники, которые вот-вот могут исчезнуть

 

7 древних палат

Старинные каменные дома Москвы, Новгорода и других городов

 

7 старинных мостов

Древние плотины в Царицыно, валунная дамба на Соловках и мост, под которым Лермонтов пугал прохожих

 

12 уникальных деревянных храмов

Тройник, восьмерик, бочка и другие особенности церковной архитектуры XVII–XVIII веков

 

10 дореволюционных имений и дач

Где увидеть останки эклектики и модерна конца XIX — начала XX века

 

12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции

Елизаветинский дворец под Дмитровом, роспись Брюллова в Ступино и Кваренги под Воронежем

 

8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах

Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения

 

Путеводитель по промышленной архитектуре

Куда ехать смотреть прекрасные, но ветхие заводы

Источники

  • Будылина М.  В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов.

    М., 1961.

  • Выголов В. П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря.

    Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. М., 1991.

  • Мосунов Ю. П. Успенский собор в Перемышле.

    Архитектурное наследство. № 46. М., 2006.

  • Салимов А. М., Булкин В. А. Трапезная Антониева Краснохолмского монастыря.

    Архитектурное наследство. № 46. М., 2006.

  • Bachtin A., Doliesen G. Kirchen in Nord-Ostpreussen.

    Husum, 2000.

  • temples.ru

Теги

Путеводитель
Архитектура
Руины

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Фотография дня

Любовница Наполеона III

Патент дня

Гамак для сидячего вагона

Джаз дня

«Moanin’» (1960)

Архив

История, Литература

Ирина Врубель-Голубкина: «Нам никогда не было скучно: у нас был круг друзей и свобода»

Главный редактор журнала «Зеркало» — о свободных еврейских женщинах, первых диссидентах и эмиграции

О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Исчезающая история: зачем православные власти сносят старинные храмы — Последние новости России и мира сегодня

Posted 16 декабря 2022,, 06:51

Published 16 декабря 2022,, 06:51

Modified 23 декабря 2022,, 13:56

Updated 23 декабря 2022,, 13:56

16 декабря 2022, 06:51

фото: bestmirrors-ever.ru

Россия как никакая другая христианская страна уничтожала в 20 веке православные храмы. Эта традиция продолжилась и в 21 веке. Старые, требующие реконструкции церкви, видимо, легче снести, чем отреставрировать. Ведь реставрация не сулит таких денежных вливаний, как программа «200 храмов» в шаговой доступности.

Ирина Мишина

До Октябрьской революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храма и больше тысячи монастырей. К началу перестройки их число сократилось до 6 893 и 15 соответственно.

Гараж в церкви и распил храма на фрагменты

Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей. Большинство из них были приспособлены под хозяйственные нужды: использовались как складские помещения, казармы, дворцы пионеров. Так, в Исаакиевском соборе в Петербурге был склад из экспонатов музеев, а в церкви Спаса на Крови обустроили морг: туда свозили тела погибших от голода горожан. После войны церковь отдали под склад декораций Малому Оперному Театру. Церковь Папы Римского Климента в Москве была отдана в 1943 году под книгохранилище Библиотеки имени Ленина. Другим храмам повезло меньше. К примеру, церковь Петра и Павла в Суздале была использована под хлебопекарню, а московская Церковь Бориса и Глеба в Дегунине в 1941 году переоборудована в амбулаторию. В 1960-х в храме расположились цеха трикотажной фабрики, а во время перестройки здание арендовал под гараж комплекс «Микрохирургия глаза». Еще один московский храм — Церковь Рождества Христова в Черкизове — использовался в разное время под мельницу, склад и даже мебельный магазин.

Так выглядела изначально церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского была снесена в Москве в год его 800-т летия

Казалось бы, это дела давно минувших дней – ан нет, разрушение церквей шагнуло и в наше время. Снос коснулся в первую очередь домовых церквей. В марте было снесено здание Училища для мальчиков имени принца Ольденбургского с церковью Александра Невского (Бригадирский переулок, 12). А в октябре 2021 года распилена на фрагменты для складирования домовая церковь мученика Трифона при бывшем Убежище слепых мужчин (Подольское шоссе, 3). Это всё, чего удалось добиться вместо полного сноса храма, остановленного градозащитниками в августе 2021 года.

Все, что осталось от церкви святителя Трифона в Москве

А ведь эти места были специально освящены, там проходили службы, там молились люди, которые по разным причинам (как правило, по здоровью) не могли посещать богослужения вдали от места жительства. При этом, чтобы обустроить храм в богоугодном заведении, в больнице, например, необходимо было получить разрешение Священного Синода.

В общем, это были самые настоящие церкви, только без золотых куполов, ювелирных или свечных лавок и пекарен. Но им не повезло: расположены они были в лакомых для застройщиков местах и не давали покоя современным девелоперам.

«Кому-то не повезло»

После сноса домовых церквей Архнадзор, ВООПИиК и епархиальный древлехранитель Москвы выпустили открытое обращение к мэру города Сергею Собянину с призывом составить особый реестр сохранившихся зданий домовых храмов и защитить их законом города от сноса либо перестройки. О действиях правительства Москвы в этом направлении за истекший год ничего не известно. Ни ответа, ни привета. Вероятно, в мэрии заняты строительством по программе «200 храмов» в шаговой доступности, которые возводят уже едва ли не на голове у москвичей. Не так давно «НИ» писали о проблемах ЖК «Саларьево» в Новой Москве, где церковь по программе «200 храмов» собрались строить на месте Ульяновского леса – единственного зеленого клочка земли, ради которого многие и покупали квартиры в этом ЖК. А почему бы часть средств, направленных на строительство этих самых 200-т храмов, не пустить на восстановление церкви мученика Трифона, фрагменты которой чудом удалось спасти?

Как вообще стал возможен снос храмов при наших столь набожных градоначальниках?

А вот как.

«Проблема в том, что многие храмы на сегодня относятся к числу выявленных объектов культурного наследия, и охранные ограничения на них не распространяются. А с 2013 года вообще появилось негласное распоряжение не вносить православные храмы в реестр объектов культурного наследия, — рассказывает координатор движения «Архнадзор Мария Коробова. – В результате, у девелоперов руки оказались развязаны. С храмом св. Трифона еще получилось достаточно достойно: застройщик не стал рушить его, фрагменты распилили, и они хранятся сейчас в Патриархии. Зданию Училища для мальчиков с церковью Александра Невского в Бригадирском переулке — 12 повезло меньше. Снесли здание просто варварски, произошла фактически зачистка территории без упреждающих документов на снос, руководил всем этим процессом концерн «Монарх». Крушили стены домов, одна стена упала на автомобиль, при этом застройщик даже не извинился, отделавшись репликой: «Ну, кому-то не повезло».

Реновация дошла до Китай-города

Сейчас, по данным Архнадзора, под угрозой и церковь Успения в Чижевском подворье, что на Никольской улице. «Летом из акта госэкспертизы на проект зон охраны этого квартала мы впервые узнали о планируемой стройке. Вдоль линий улиц стоят ценные градоформирующие объекты, а значит, их внешний облик должен сохраняться. Из проекта становится понятно, что сохраняются фасады, сами они реконструируются с увеличением этажности до 6-9 этажей. Также планируется отступ от красных линий улиц. Таким образом, в проекте зон охраны, который призван защищать памятники, уже заложено уничтожение исторической среды объектов культурного наследия. Как все это переживет церковь, не понятно», — заявила «НИ» координатор Архнадзора Мария Коробова.

Храм Успения Божьей матери в Чижевском подворье на Никольской улице попал в зону застройки

Город, конечно, должен преображаться и развиваться. Но не за счет уничтожения своей исторической памяти. В противном случае, это уже не развитие, а деградация.

П.С. Публикуем карту исторических домовых церквей, не входящих в реестр памятников. Список из 78 зданий представлен в виде карты с текстами под геометками. Надеемся, что их судьба будет более счастливой, чем судьба других снесенных в наше время православных храмов.

#Новости#Реновация#Православие#Точечная застройка#Храм#Русская Православная Церковь (РПЦ)#Ирина Мишина#Город

Подпишитесь

Силовики предотвратили покушение на Симоньян и Собчак

Вчера, 12:28

«Будут умирать, уезжать, ненавидеть»: чем аукнется для России закон о смене пола

Сегодня, 08:01

В Луганске прогремели взрывы (ВИДЕО)

Сегодня, 07:51

Владимир Путин пообещал зеркальный ответ на применение ВСУ кассетных боеприпасов

Сегодня, 09:06

В Крыму отразили атаку девяти беспилотников на Севастополь

Сегодня, 06:18

1200 автомобилей застряли в пробке на подъезде к Крымскому мосту

Сегодня, 06:39

90 000 Наши церкви должны служить миру, сказал лидер Русской Православной Церкви кардиналу | Статьи

ВАТИКАН. Католическая и Русская православная церкви должны объединить усилия для укрепления мира перед угрозами «крупного глобального вооруженного конфликта», сказал глава Русской православной церкви посланнику Папы Франциска с миротворческой миссией в Москве.

На встрече 29 июня с кардиналом Маттео Зуппи, направленным Папой с двухчастной миротворческой миссией в Украину и Россию, Патриарх Русской Православной Церкви Московский Кирилл сказал, что Церкви играют роль в предотвращении «негативного развития политических условий» и работе за мир и справедливость», — говорится в сообщении Русской православной церкви.

Патриарх Кирилл неоднократно публично оправдывал и поддерживал полномасштабное вторжение России в Украину.

«В то время, когда в отношениях между Россией и Западом возникли большие проблемы, когда мы сталкиваемся как с большой напряженностью в сфере политических отношений, так и с реальными угрозами возникновения крупного глобального вооруженного конфликта, очень важно что все силы, заинтересованные в сохранении мира и справедливости, должны объединиться, чтобы не допустить такого возможного развития событий», — говорится в заявлении патриарха Кирилла.

Выразив необходимость укрепления отношений между Католической и Русской Православной Церквями, патриарх сказал: «Очень важно, чтобы в это очень непростое время христианские общины Востока и Запада участвовали в процессе примирения», — говорится в заявлении.

Кардинал Зуппи, как сообщается, подчеркнул необходимость расширения диалога между церквями во время конфликтов, «чтобы понять, что Господь просит нас сделать».

Кардинал Цуппи сообщил итальянской государственной телерадиокомпании RAI 3 июля, что «гуманитарные аспекты», особенно связанные с детьми, пострадавшими от войны, были в центре его встреч с российскими официальными лицами и главой Русской православной церкви в Москве 28 июня. 30.

В заявлении Ватикана от 30 июня говорится, что они обсуждали «гуманитарные инициативы, которые могут способствовать мирному урегулированию» войны в Украине, и что кардинал Цуппи передал патриарху приветствие папы.

Последний раз Папа Франциск встречался с патриархом Кириллом по видеосвязи в марте 2022 года, вскоре после начала войны в Украине. Папа призвал патриарха использовать не «язык политики, а язык Иисуса». Ожидалось, что два церковных лидера встретятся лично во время межрелигиозной встречи в Казахстане в сентябре 2022 года, но патриарх отменил свою поездку за несколько недель до встречи.

Во время поездки в Москву кардинал Цуппи также встретился с советником Кремля по внешней политике Юрием Ушаковым. Выступая на следующий день перед журналистами, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сказал, что «встреча не привела к конкретным договоренностям, и диалог может быть продолжен в случае необходимости», сообщает ТАСС, российское государственное информационное агентство.

Архиепископ Московский Паоло Пецци заявил, что встреча «прошла позитивно» и что кардинал и советник в первую очередь обсудили вопросы, связанные с беженцами, сообщает ТАСС.

Архиепископ сказал, что гуманитарные вопросы также станут предметом встречи кардинала 29 июня с Марией Львовой-Беловой, уполномоченным России по правам ребенка, которую Международный уголовный суд обвинил в пособничестве похищению и депортации украинских детей в Россия.

В Ватикане заявили, что гуманитарный аспект поездки кардинала был «сильно подчеркнут» во время этих встреч, как и необходимость «достижения столь желанного мира».

США поставят Украине кассетные боеприпасы, против которых выступает Церковь

Президент Джо Байден выступил в защиту того, что он назвал «очень трудным решением» о предоставлении кассетных боеприпасов Украине на фоне вторжения России в эту страну, оружия, против которого выступает Святой Престол.

В интервью программе CNN «Fareed Zakaria GPS», которое вышло в эфир 9 июля, Байден сказал, что Украина нуждается в оружии, чтобы отразить вторжение президента России Владимира Путина, и что он обсуждал свое решение как с союзниками, так и с законодателями Конгресса.

Кассетные боеприпасы — это сбрасываемые с воздуха или наземные взрывчатые вещества, которые содержат суббоеприпасы меньшего размера, увеличивающие радиус взрыва и потенциальные жертвы и повреждения физических структур.

Несмотря на правое дело Украины защищать себя, сказал один католический эксперт, Церковь выступает против кассетных боеприпасов.

Мэри Эллен О’Коннелл, профессор юридического факультета Нотр-Дама, специализирующаяся на международном праве и разрешении конфликтов, заявила, что «католическая церковь полностью поддерживает полный запрет кассетных боеприпасов» из-за их воздействия на гражданское население, в том числе спустя долгое время после конфликта. «Кассетные боеприпасы не могут различать гражданских лиц и боевиков», — сказал О’Коннелл. «Неразорвавшиеся бомбы могут убить мирных жителей через недели, месяцы или годы после боя».

Она предложила США и их союзникам поглубже покопаться в собственных запасах артиллерийских снарядов, потому что «незаконное оружие никогда не разрешается использовать из-за военной необходимости».


США поставят Украине кассетные боеприпасы, которые церковь называет «негуманными» страна, против оружия которой выступает Святой Престол.

В интервью программе CNN «Fareed Zakaria GPS», которое вышло в эфир 9 июля, Байден сказал, что Украина нуждается в оружии, чтобы отразить вторжение президента России Владимира Путина, и что он обсуждал свое решение как с союзниками, так и с законодателями Конгресса.

Кассетные боеприпасы — это сбрасываемые с воздуха или наземные взрывчатые вещества, которые содержат более мелкие суббоеприпасы, увеличивающие радиус взрыва и потенциальные потери и повреждения физических сооружений.

Святой Престол осудил применение кассетных боеприпасов, которые Россия применяла в Украине, в том числе при нападениях на мирных жителей. Святой Престол призвал к всеобщему присоединению к Конвенции по кассетным боеприпасам, договору 2008 года, подписанному более чем 100 странами, который Святой Престол в то время объявил необходимым ради «защиты гражданских лиц во время и после конфликтов от неизбирательных воздействия этого бесчеловечного вида оружия». США, Украина и Россия входят в число стран, не связанных договором.

Несмотря на правое дело Украины защищать себя, как сказал один католический эксперт, Церковь сама выступает против кассетных боеприпасов.

Мэри Эллен О’Коннелл, профессор юридического факультета Нотр-Дама, специализирующаяся на международном праве и разрешении конфликтов, заявила, что «католическая церковь полностью поддерживает полный запрет кассетных боеприпасов» из-за их воздействия на гражданское население, в том числе спустя долгое время после конфликта.

«Кассетные боеприпасы не могут отличить мирных жителей от бойцов, — сказал О’Коннелл. «Неразорвавшиеся бомбы могут убить мирных жителей через недели, месяцы или годы после боя».

Она предложила США и их союзникам поглубже покопаться в собственных запасах артиллерийских снарядов, потому что «незаконное оружие никогда не разрешается использовать из-за военной необходимости».

Уменьшающаяся община старообрядцев Казахстана

Отец Константин, 30 лет, единственный старообрядческий священник в Казахстане. Также называемые старообрядцами, они являются восточно-православными христианами, которые поддерживают обычаи Русской православной церкви в том виде, в каком они были до реформы, введенной патриархом Московским Никоном в 17 веке. © Талгат Уманов Двое прихожан обнимаются в старообрядческой церкви в Уральске, городе на северо-западе Казахстана, где около 50 человек придерживаются древних обрядов. Из-за отказа следовать реформам Русской православной церкви старообрядцы подвергались волнам гонений. © Талгат Уманов

Молодой священник поддерживает древние ритуалы в своем крошечном приходе.

Отец Константин, 30 лет, единственный в Казахстане старообрядческий священник. Также называемые старообрядцами, они являются восточно-православными христианами, которые поддерживают обычаи Русской православной церкви в том виде, в каком они были до реформы, введенной патриархом Московским Никоном в 17 веке. © Талгат Уманов Двое прихожан обнимаются в старообрядческой церкви в Уральске, городе на северо-западе Казахстана, где около 50 человек придерживаются древних обрядов. Из-за отказа следовать реформам Русской православной церкви старообрядцы подвергались волнам гонений. © Талгат Уманов

В Уральске, городе на северо-западе Казахстана, община из примерно 50 старообрядцев Русской православной церкви держится своей веры, несмотря на трудности.

«Мы благодарны властям за то, что они не притесняют нас и не оставляют в покое», – сказал IWPR отец Константин, единственный в стране старообрядческий священник. Учитывая бурную историю секты, его благодарность понятна.

Краеугольным камнем верований общины является соблюдение обрядов Русской Православной Церкви до реформ Патриарха Московского Никона, которые привели в соответствие обряды Русской Православной Церкви и Элладской Православной Церкви между 1652 и 1666 годами.

«Без каких-либо объяснений и обсуждений решили разрушить все обычаи, сложившиеся на Руси с X века, и привести их в соответствие с Элладской православной церковью», — пояснил 30-летний священник. «Царь был большим любителем Греции и греческой культуры и решил провести эксперимент [и] сказал: „Наши русские святые были неграмотными, малообразованными, поэтому мы не должны полагаться на их опыт. Мы сделаем это с нуля».

Затем на русский язык были переведены новые версии Библии, Нового Завета и молитвенников. Молитвы были изменены, службы изменены и сокращены, а службы таинств сокращены.

«Конечно, верующие и неравнодушные к церкви люди выступили против нее. С тех пор по отношению к старообрядцам были приняты строгие меры. Их казнили за веру, имущество конфисковали, а самих отправили в ссылку», — сказал священник.

Считается, что община насчитывает около 1500 человек на востоке страны, где проживает большинство, но надежных статистических данных нет. Большинство из них представляют собой крошечные общины, разбросанные вокруг поселений, основанных старообрядцами, спасающимися от преследований.

Происхождение церкви в Уральске отражает эту историю.

«Есть легенда, что после Иканского сражения под Туркестаном яицкие казаки, [которые были старообрядцами], просили у властей этот земельный участок, но, видимо, не сказали, для чего он», — сказал Константин, имея в виду к битве 1864 года между Уральским казачьим полком капитана Серова и Кокандским войском Алимкуля.

Названная в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь была построена в 1888 году, когда гонения со стороны властей были относительно умеренными. Чтобы обойти закон, запрещавший старообрядцам строить храмы или церкви, они построили квадратную коробку с двускатной крышей, и в ней стали молиться.

Однако вскоре власти узнали, что в храме идут службы, и на следующий год закрыли и опечатали здание.

Все выглядело ярче в 1905 году, когда царь Николай II издал указ, разрешающий всем религиям публично молиться и строить храмы. Старообрядцы в Уральске собрали подписи, чтобы просить царя разрешить им вновь открыть церковь, и он согласился.

В 1907 году в Уральске здание было освящено и в нем стали служить старообрядцы. Но в 1934 года при СССР арестовали старообрядческого священника, храм закрыли, а здание передали Министерству обороны.

Во время Второй мировой войны он использовался как госпиталь, а затем в нем размещалась военная связь до 1985 года, когда он использовался как клуб для кино и дискотек.

— Старообрядцам здание вернули только в 1993 году, — продолжил Константин. «Он был полностью разрушен: стены потрескались и местами обвалились, не было ни электропроводки, ни отопления».

Константин рассказал, что впервые пошел в церковь в 20 лет.

«Я увидел старообрядческую церковь в Оренбурге [на юго-западе России] и зашел в нее просто так. Я ничего не понимал в этом, и у меня не было никакого религиозного опыта. В моей семье верующей была только бабушка. Время от времени она просила меня покупать свечи».

Начав прихожанином в старообрядческой церкви в Оренбурге, Константин дослужился до диакона. Через два года его с семьей отправили в Уральск, где он стал первым бессменным священником церкви после ареста предыдущего настоятеля в 19 г.34.

«В 80 лет сюда приезжали только временные священники; приезжали из других городов на короткий срок — на неделю, на месяц — причаститься и исповедоваться».

СТРАШНОЕ БУДУЩЕЕ

«Наши отношения между государством и религией развиваются позитивно, — сказала IWPR Айгерим Темирбаева, профессор религиоведения Казахского национального университета имени аль-Фараби. «Республика Казахстан сохраняет исторические традиции и открывает новые направления для развития межконфессионального диалога».

Тем не менее, выжить далеко не просто. Община обратилась к местному и центральному правительству с просьбой о финансовой помощи для ремонта церкви, но безуспешно, несмотря на просьбы отдела, отвечающего за охрану исторических памятников, для содержания церкви.

Вместо этого церковь полагалась на пожертвования прихожан, которые платят десять процентов от своего дохода церкви в качестве десятины. Это позволило собрать достаточно средств для проведения ремонта внутри здания, но крыша и фундамент по-прежнему требуют внимания.

«Нам потребовалось 30 лет, чтобы иметь то, что мы могли бы иметь за три», — сказал Константин.

Более того, посещаемость церкви сокращается. Когда IWPR посетил 4 июня, на службе в честь православной Троицы присутствовало всего 15 прихожан.

Священник указал на историю угнетения секты.

«Мы жили, так сказать, под землей. В 1960-е из Новосибирска приехал священник. В то время в Уральске было 60-70 старообрядцев, которые едва помещались во дворе частного дома. Сейчас людей меньше», — сказал священник.

Ольга Леонтьевна — одна из них.

«Я старообрядец, [как] мои прадеды и деды. Я хожу в этот храм уже более 30 лет. Это самая первая вера, с которой началось Православие. У нас больше молитв и все правила строже», — сказала Леонтьевна IWPR.

Тем не менее, у старообрядцев Уральска никогда не было конфликтов с представителями других религий, в том числе с мусульманами, с которыми у них есть удивительное сходство.

«Мусульмане нас уважают. Они смотрят на нас и говорят: «Ваш ковер и бусы такие же, как у нас». Это наша древняя традиция. Наши коврики называются «маленькими молитвенными ковриками»: мы кладем их на пол, когда делаем простирания. Они используются для того, чтобы держать руки в чистоте. Наши четки похожи на четки мусульман, мы перебираем четки и произносим молитвы».

Действительно, во время службы Великого канона прихожане совершают более 1000 поклонов, подобно мусульманскому стилю молитвы.

Но, несмотря на трудности, Константин не собирается покидать Уральск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *