Старые русские дома: Русская изба. История сруба дома под названием «изба»

Русская изба. История сруба дома под названием «изба»

К истокам… Русская изба.

Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба — родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали…

Название исконно русского деревянного дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».

Еще в «Повести временных лет…» летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника — главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей — отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками — клетями. Клеть — неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища — обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

В древности избы были «черными» или «курными». Такие избы топились печами без дымохода.

Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Русскую баню по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого «Банька по-черному»:

«…Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! «….

По количеству стен в избе, деревянные дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба-четырехстенка

— простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Изба-пятистенкасруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь — сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Изба-крестовик — это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному — вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.

Изба-шестистенка — это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором — дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые — без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового деревянного дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Основное требование к строительному материалу было одинаковым — сруб рубился из зимнего леса: из сосны, ели или лиственницы. Будущий дом из сруба ставился под усадку, в первый год сруб отстаивался, а на следующий сезон отделывался и в новый деревянный дом с печкой заселялась семья. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Подробно о строительстве деревянных домов на Руси можно почитать в книге «Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество», написанной в начале 20 века известным русским архитектором, историком и исследователем русского деревянного зодчества М.В.Красовским. В его книге собран грандиозный материал по истории деревянного зодчества на Руси с самых древних времен и до начала 20 века. Автор книги изучил развитие древнейших традиций в строительстве деревянных строений от жилых построек до церковных храмов, изучил приемы строительства языческих деревянных храмов и капищ. Обо всем этом М.В.Красовский написал в своей книге, оформив ее рисунками с пояснениями.

Со временем на Руси стали возводить настоящие деревянные дворцы для царей, особняки и усадьбы для дворянства, традиции строительства которых восходят к избам. Подробнее об этом можно почитать в разделе «Деревянные дворцы, особняки и усадьбы прошлого».

Строительство деревянного дома всегда сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян.

Вновь популярны становятся деревянные дома и русские бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке…

 

Полезные статьи, которые могут пригодиться вам при строительстве будущего деревянного дома или бани:
  • 7 шагов, которые нужно сделать, чтобы построить свой дом с компанией «Чухломская усадьба». Ваша «дорожная карта» строительства будущего деревянного дома.
  • Ваши вопросы — наши ответы.
  • Решили строиться с этой компанией, потому что доверяете рекламе на ТВ? Почему нельзя доверять некоторым строительным компаниям.
  • Для строительства деревянного дома нужны умелые и опытные плотники.
  • Сруб из бревна ручной рубки.
  • Сменил квартиру на собственный дом… История одного горожанина, переехавшего жить из мегаполиса в собственный загородный дом.
  • Старинные русские поверья о бане.
  • Деревянный дом-дуплекс на две семьи.

Как строили дома на Руси?

Одним из самых уважаемых ремесел в прошлом считалось плотницкое дело. До конца XVII столетия наши предки строили преимущественно деревянные дома. Причем само слово «строить» использовали редко, говорили – «срубить избу». Считалось, что опытный плотник справится с этой задачей, имея в своем распоряжении один топор. На самом деле все было несколько сложнее: перед началом строительства долго искали место для будущей избы, тщательно выбирали самые крепкие деревья, а также до мелочей продумывали облик жилища.

На поиски материала  

Избы чаще всего делались из ели, сосны и лиственницы. Они хорошо укладывались в сруб, могли подолгу сохранять тепло и не прогнивали. Из дуба изготавливали те части жилища, которые могли прийти в негодность быстрее всего – это двери и окна. Выбор «правильного» дерева был настоящей наукой. На поиски подходящего материала шли в спокойный и тихий лес, расположенный вдалеке от дорог и перекрестков. Старые и больные деревья не трогали, причем связано это было не только с чисто практическими соображениями. Наши предки полагали, что такие деревья принесут жителям будущего дома несчастье. Деревья, росшие на дорогах, называли буйными. Их строители тоже избегали: считалось, что буйное дерево может выпасть из стены и придавить хозяина дома.

Заготовка материала начиналась в середине зимы. В это время древесина была самой прочной. Сруб готовили в марте и выстаивали на протяжении нескольких месяцев (а порой и нескольких лет), чтобы он дал усадку. За это время подбирали место для избы: сухое, светлое и чистое. Будущие хозяева дома узнавали, не было ли на приглянувшемся им месте захоронений или бань – оба варианта являлись неприемлемыми и «нечистыми». Наши предки зачастую прибегали к массе хитростей и суеверий, чтобы отыскать хорошую площадку для избы. Крестьяне пекли три небольших каравая и прятали их за пазуху. Затем они приходили на выбранное место и сбрасывали этот «груз», внимательно наблюдая за его приземлением. Если любой из трех караваев падал коркой вниз, хозяева могли всерьез засомневаться в пригодности места. Когда с территорией наконец определялись, наступало время закладки фундамента. Впрочем, в некоторых регионах избы строились и без него. Закладывая фундамент, рыли траншеи и клали в них каменные валуны. Поверье гласило: положи в каждый уголок фундамента клок овечьей шерсти и горсть зерна – и в доме всегда будут тепло и достаток.

Местные особенности

Дольше всего деревянное зодчество просуществовало на севере России. Причина заключалась в обилии лесов, и, как следствие, в дешевизне стройматериала. Древесина хорошо защищала жилище от холода благодаря своим природным свойствам. Главным украшением таких домов была художественная резьба по дереву как внутри помещения, так и снаружи. Жители южных регионов предпочитали глинобитные хаты или саманные избы из кирпича-сырца. Дома на юге были, как правило, меньше северных. Самая распространенная конструкция называлась «четырехстенок», а крыши были четырех- или двухскатными. На Дальнем Востоке и в Сибири избы рубили из хвойных деревьев, а к началу XIX века одними из первых в Российской империи начали строить так называемые «шестистенки». Большие дома могли позволить себе люди зажиточные или несколько семей, проживавших вместе под одной крышей. Такая практика получила распространение среди рабочих – они старались найти жилье неподалеку от предприятия, на котором трудились.

Внутреннее убранство изб на Руси не отличалось разнообразием. Главной задачей было разместить в жилище большую семью. Освободить место в основной части избы старались, вынося печь в сени. «Переходной» частью между жилым помещением и сенями была клеть – подобие кладовой. Там наши предки хранили домашнюю утварь и некоторые ценные вещи, в том числе и одежду, чтобы она не пострадала от печного дыма. Летом в клети спали, чтобы спрятаться от жары. Сени были единственным местом в доме, куда почти не проникал свет. В этом нежилом помещении оставляли обувь и верхнюю одежду, держали корыта и ведра, могли в сильные холода перевести туда домашний скот. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, слово «сени» является производным от «сень» – защита, покров, убежище. Окна в избе закрывались деревянными задвижками изнутри, а вот стекол на них не существовало вплоть до середины XVIII-XIX веков. Вместо стекла на раму натягивался бычий пузырь. Более обеспеченные хозяева вместо него могли использовать слюду и ее производные – материалы с прекрасными теплоизоляционными свойствами.

«Избушка на курьих ножках»

Зловещий образ избы на курьих ножках, в которой проживает нечистая сила, встречается во многих русских сказках. Почему же именно на курьи ноги поставили сказочники эту необычную постройку, при чем здесь вообще куры? На самом деле, безобидные домашние птицы никак не связаны со строительством. Вновь обратимся к словарю Даля. Итак, «куръ» – это стропила на крестьянских избах (поддерживающие конструкции). Широкое распространение они получили в болотистой местности. Например, даже в Москве одну из церквей XVII века местные называли «Николой на курьих ножках», поскольку она стояла на пеньках. Вторая версия возникновения «избушки на курьих ножках» связана с образом славянского погоста – «домика» для мертвых. Его как раз ставили на столбы или пеньки.

Однако и эта версия происхождения загадочной избушки – лишь одна из многих. Достаточно вспомнить самый древний вариант жилища на Руси – курную избу, название которой очень созвучно «избушке на курьих ножках». Свое название изба получила потому, что внутри нее устанавливали очаг без дымохода, то есть, топили помещение «по-черному», будто окуривая его. Дым выходил через окна, дверь и специальное отверстие в крыше, называемое дымницей. Проделав путь через сени на чердак, он покидал помещение благодаря дымнице. Курные избы просуществовали на редкость долго: в русских деревнях их можно было найти вплоть до начала прошлого века.

20+ Старинный русский деревянный дом с мезонином Сток Фото, Ресимлер и Роялти-фри Фото

Фото

  • Фото
  • Фото
  • Иллюстрация 900 06
  • Vektörler
  • Видео
старинный русский деревянный дом с мезонином videosunu görüntüleyin

20

старый русский деревянный дом с антресолью stok fotograf ve görselini inceleyin veya daha fazla stok foto graf ve görsel keşfetmek için yeni bir arama başlatın.

Поиск:

En popüler

деревянный дом — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

деревянный дом

güneşli bir çim bir asma ile rustik ahşap ev — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotograflar ve resimler

güneşli bir çim bir asma ile rustik ahsap ev

старый деревянный дом в деревне — старый русский деревянный дом с антресолью stok fotoğraflar ve resimler

Старый деревянный дом в деревне

старый бревенчатый дом среди деревьев — старый русский деревянный дом с антресолью stok fotoğraflar ве ресимлер

Старый бревенчатый дом среди деревьев

курган, русья тарихи ильче максим горки сокакта асма иле 18. юзйыл эвин цефе. — старый русский деревянный дом с антресолью stok fotoğraflar ve resimler

Kurgan, Rusya tarihi ilçe Maksim Gorki sokakta asma ile 18. yüzyıl

kuprin’in evde kolomna kremlin, kolomna, rusya federasionu — старый русский деревянный дом с антресолью ул ok fotograflar ve resimler

Kuprin’in evde Коломенский Кремль, Коломна, Российская Федерация

ahşap kırsal ev — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

ahşap kırsal ev

музей народно-прикладного искусства в г. йошкар-ола — старинный русский деревянный дом с антресолью stok fotoğraflar ve resimler

музей народно-прикладного искусства в г. йошкар-ола

вид на музей народно-прикладного искусства в йошкар-оле — старый русский деревянный дом с антресолью stok fotoğraflar ve resimler

вид на музей народно-прикладного искусства в Йошкар-Оле

старый деревянный дом в центре москвы. — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

Старый деревянный дом в центре Москвы.

старый деревянный дом — старый русский деревянный дом с антресолью

Старый деревянный дом

старый деревянный дом — старый русский деревянный дом с антресолью

Старый деревянный дом

дом — старый русский деревянный дом с антресолью stok fotoğraflar ve resimlerДеревянный дом — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

Деревянный дом

eski ahşap evlerin sokağı — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

Eski ahşap evlerin sokağı

eski rus ahsap ev kez rus i̇mparatorluğu’nun parçası — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

Eski Rus Ahşap ev kez Rus İmparatorluğu’nun par çası

bir ara, rus i̇mparatorluğu’nun kez ile eski rus ahşap ev — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

Bir ara, Rus İmparatorluğu’nun kez ile eski Rus ahşap ev

старый русский деревянный дом — старый русский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

Древнерусский деревянный дом

Древнерусский деревянный дом — Древнерусский деревянный дом с мезонином stok fotoğraflar ve resimler

Древнерусский деревянный дом

bir ara, rus i̇mparatorluğu’nun kez ile eski rus ahşap ev — Древнерусский деревянный дом с мезонином stok fotograflar ve resimler

Bir ara, Rus İmparatorluğu’nun kez ile eski Rus ahsap ev

/1

Древнерусские деревенские деревянные рядные дома в традиционном векторном изображении

Древнерусские деревенские деревянные рядные дома в традиционном векторном изображении
    org/BreadcrumbList»>
  1. лицензионные векторы
  2. Русские векторы
ЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.

Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.

Станд. Расшир.
Печатный/редакционный
Графический дизайн
Веб-дизайн
Социальные сети
Редактировать и изменить
Многопользовательский
Предметы перепродажи
Печать по требованию
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже:

Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.

Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник прекратит продажу работ.

Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 1,00 Подписка $ 0,69

Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены составляют долларов США долларов США.

Оплата с помощью Цена изображения
Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж
Предоплаченные кредиты $ 1 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р.
План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00

Существует два способа оплаты расширенных лицензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *