Стереотипы о цыганах: Берегите коней! или Пять стереотипов о цыганах

Берегите коней! или Пять стереотипов о цыганах

8 апреля 1971 года в Лондоне прошел первый в истории Всемирный цыганский конгресс, объединивший одну из самых многочисленных этногрупп без собственного государства. С тех пор каждый год в этот день отмечается Международный день цыган.

© Мир24

Об этом гордом народе ходят сотни самых разнообразных легенд: то они удачу приносят, то коней крадут, а иной раз и вообще умеют сглазы накладывать и привораживать людей. Зачастую только такими мифами знания о цыганах и ограничиваются. Корреспондент «МИР 24» разобрался в истории и правдивости стереотипов.

Видео дня

Стереотип первый. Все цыгане из Румынии

В народной культуре устойчиво закрепилось мнение о том, что Румыния – страна цыган. Между тем сами румыны лишь смертельно обидятся, если их так назвать. Действительно, цыган в стране по официальным оценкам всего около 2,5% (по неофициальным – до 11%). Это и кочевники, проживающие в лесах, и городские попрошайки, и вполне уважаемые артисты. Отношение к ним зачастую негативное, более того Румыния до XIX века считалась одной из столиц работорговли, а основным товаром выступали именно цыгане.

Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский».

Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии. В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они в основном занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах. А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.

Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.

После падения Византии в XV веке нашей эры ром рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.

Фото: Алексей Липницкий/ТАСС

Стереотип второй. Цыгане – это одно племя

Цыгане действительно очень похожи друг на друга, да и язык их звучит схоже. Однако понятие «цыган» столь же расплывчатое, как «кавказец» или «европеец». У этого народа много различных ветвей, отличающихся традициями, культурой и вообще менталитетом.

Крупнейшей ветвью считаются рома. Они живут практически во всей западной Европе и в Северной Америке. Они – положительные герои в мире цыган. Творческие люди, которые практически не занимаются криминалом (об этом подробнее ниже), в целом аккуратные и чистоплотные люди, понимающие, что такое честь. К рома относится, например, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко. Да и в целом, говоря о цыганах в лучших их проявлениях, подразумевают чаще всего рома.

Самая многочисленная группа рома, проживающая среди славян – это сэрвы. Они поселились на территории Украины и с тех пор живут бок о бок со славянами. Это одни из самых зажиточных и умелых цыган. Также в СНГ распространены котляры. Это консерваторы, живущие по старинным обрядам и традициям цыган. Кале, то есть «смуглые», проживают в испано- и португалоязычных странах. Из-за гонений они долгое время жили в пещерах, а некоторые и по сей день там обитают. Известны тем, что придумали и популяризировали танец фламенко.

Гораздо меньше повезло тем, кто имеет дело с цыганами на востоке. Вместо рома там обитают дом – те, кто не ушел в Византию вместе с «европейцами». Живут они в Египте, Турции, Греции, Сирии и многих других странах Ближнего и Среднего Востока. В целом живут бедно, занимаются попрошайничеством и криминалом. Они строго делят соседей на «своих» и «чужих» и в целом сильно маргинализированы. Практически всегда насильно забирают детей из школы, чтобы искусственно поддерживать низкий уровень образования в таборе.

Особой группой среди дом значатся люли. Все отрицательные истории о немытых цыганах-преступниках, живущих грабежом и насилием, идут именно от люли. Они же – главные наркобароны Средней Азии.

Отдельно стоит отметить боша или лом. Это пришедшие с Иранского плоскогорья в Армению и Грузию цыгане. Они практически полностью ассимилировались с армянами, говорят на их языке и используют их обряды. Многие исследователи считают, что эта группа вскоре полностью исчезнет.

Цыган цыгану рознь, и лучше их не путать, особенно когда речь идет о рома и люли.

Кроме того, цыганами могут быть и те, кто по всем внешним признакам к ним не относится. Этакими «почетными цыганами» могут стать люди, которые смогли доказать свою приверженность к этому народу. Например, тех, кто помогал рома во время геноцида 1935-1945 годов, признают настоящими членами сообщества.

Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей

Что ж, не все стереотипы оказываются ложными. Действительно, и у люлю, и даже у рома в культуре присутствует фактически обрядовая кража лошадей. Это национальный цыганский спорт: они уводят лошадей друг у друга, у бедных, у богатых. При этом в пропаже лошади они всегда винят пострадавшего: мол, если бы ты хорошо обращался с животным, то оно бы с другим человеком никогда не ушло.

Фото: Ian Forsyth/ZUMAPRESS.com/TASS

Впрочем, если говорить о рома, то они никогда не уведут у вас лошадь с помощью угроз и не станут скрывать совершенное преступление. Для них украсть средство передвижение – это большая наука, мастерство и даже шоу. Один из возможных путей становления цыганом без цыганской крови – украсть из табора лошадь.

Традиция не умерла вместе с развитием средств передвижения. Лошадей сейчас меньше и крадут их, соответственно реже, зато среди цыган процветает угон авто. Все те же поверья сохраняются: в машине живет дух, и если бы хозяин почитал его должным образом, то автомобиль никогда бы не уехал с цыганом. Не забывайте хорошо обращаться со своим авто.

Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры

Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови.

Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.

Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие, да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются. Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток. Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.

Стереотип пятый. Цыгане крадут детей и занимаются колдовством

Миф о краже детей цыганами идет из Средних веков. Тогда рома ходили по европейским городам и выкупали у семей детей, которых те не могли прокормить. Таким образом цыгане и проявляли милосердие, спасая малышей от голодной смерти, и свой табор расширяли – лишние руки нужны всегда.

С детьми ничего плохого, конечно, не делали. С ними обращались как со всеми другими малышами табора, учили их ремеслу и искусству обращения с лошадьми. В 12 лет им, как всем другим цыганам, выдавали нож и признавали полноправными членами общины.

Конечно, ничего этого настоящие родители уже не видели. Они считали, что рома скупают детей, чтобы проводить над ними колдовские обряды и использовать их кровь для всевозможных зелий. Стоит отметить, что и случаи краж бывали: цыгане без спроса забирали малышей из семей, если видели, что дети несчастны. Слухи быстро распространялись по городам, и вот уже колдунов-босяков боялись все родители.

Само «колдовство» по большей части также связано с гонениями цыган. Тем приходилось жить в лесу, перемещаться исключительно по ночам и в целом вести антисоциальный образ жизни, что и породило множество слухов о таинственных обрядах и сглазах рома.

Верят они в это и сами. Так, по их мнению, провалы Германии во Второй Мировой связаны именно с магическими силами цыган. Мол, свое дело сделали многочисленные сглазы, направленные на вермахт и лично Гитлера. Такие легенды помогают народу выживать, ведь мало кто после такого захочет повторить геноцид. Верить в это или нет – дело каждого.

К сожалению, большинство стереотипов о цыганах негативные и зародились, пускай не безосновательно, на почве обыкновенного страха перед чужаками. На самом же деле пришедший когда-то из Индии народ, пускай и мало интегрирован в современную культуру, но необычайно самобытен и обладает гигантским творческим потенциалом.

Цыгане, а в особенности рома, – это прежде всего танцы, музыка и задорный боевой характер, а не преступления и маргинальный образ жизни. Отметьте Международный день цыган походом в местный цыганский музей культуры или театр, прочитайте о традициях и быте этой этногруппы; расскажите об этой статье тем, кто еще остается заложником стереотипов о большом и гордом народе.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Другое, Николай Сличенко, ИТАР-ТАСС

Мир24: главные новости

  • Поезд, посвященный 100-летию столичного спорта, запустили в метро Москвы

  • В космосе впервые нашли ключевую для органики молекулу

  • Материнский капитал в России в 2024 году увеличится

10 главных мировых мифов о цыганах — 7 апреля 2013

Поделиться

8 апреля во всем мире отмечается Международный день цыган. Дата эта взята «не с потолка» — именно в этот день в 1871 году в Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс, на который съехали представители общины из 30 государств. И именно тогда цыгане объявили себя единой нетерриториальной нацией и утвердили единый флаг и гимн.

Цыгане ? самый крупный из народов, у которых до сих пор нет своего государства и они живут в прямом смысле на всей планете. Про цыган слышали все, их видели все, но они не похожи на простого обывателя, поэтому на бытовом уровне об этом народе гуляют многочисленные мифы и стереотипы. В основном, отрицательные. И возникли они, как часто бывает, от незнания и той же необычности.

Мы составили 10 самых главных мифов и стереотипов о цыганах. Что любопытно ? мифы эти существуют во всех странах мира, а не только в России.


Цыгане живут в основном в Центральной и Восточной Европе. Миф этот часто гуляет в Западной Европе, мол, все цыгане живут на Балканах и восточнее. А жителей государств бывшей Югославии некоторые считают отнюдь не сербами, черногорцами или боснийцами, а цыганами и применяют этот термин, скорее как оскорбление (так же как в России часто обыватели называют хачиками представителей кавказских народов, не разбирая кто они есть на самом деле). Такая же участь у венгров и румын. Но на самом деле больше всего цыган живут в США ? примерно миллион человек, затем идет Бразилия (более 600 тысяч). А вот дальше действительно Румыния и Болгария. Но цыган там далеко не большинство местного населения (500 и 300 тысяч соответственно). В России же по переписи 2010 года цыганами назвались 220 тысяч человек.

Цыгане ? кочевой народ. Миф этот очень древний и прочно осел в головах европейцев. Если задать вопрос даже детям во всем мире: Кто у нас кочевой народ?, они хором ответят: Цыгане. Но уже несколько веков никаких массовых естественных (если нет войны, например) переселений цыган не наблюдается. Миф родился из средних веков, когда цыгане действительно кочевали и передается из поколения в поколение.

У каждой цыганской семьи много детей. Этот миф из той же серии, что и кочевой народ. Еще век назад действительно цыгане отличались тем, что они были плодовиты. Но позвольте! Вспомните своих прабабушек и прадедушек. Сколько у них было братьев и сестер? Зачастую, много. Сейчас же цыгане во всем мире рожают как все. Норма ? один, два ребенка в семье. Естественно, встречаются и многодетные, как и у любого другого народа.

Цыгане крадут детей. Признайтесь, что вас самих, ну или ваших знакомых в детстве родители пугали: Будешь плохо себя вести ? придут цыгане и заберут тебя. Этот миф чуть ли не самый дремучий. И пошел он от того, что среди цыганских детей встречались и встречаются не совсем классические цыгане ? не темненькие, не кучерявые, а светленькие и ничем от нас (от русского, француза, немца, англичанина ? нужное подчеркнуть) не отличающиеся. Вот тут то и начинаются сплетни и пересуды. Нередки случаи, когда по разным причинам дальние цыганские родственники усыновляют детей, и если эти дети непохожи на родителей, то это тоже повод пошептаться.

Цыганами управляют бароны. Ну раз у цыган нет государства или что-то его напоминающее, значит ими управляют бароны, этакие авторитетные мужчины, власть которых можно назвать царской. Миф этот тоже древний и связан он с тем, что когда нужно было решить какие-то важные вопросы (например, полиция подозревает в преступлениях какого-то цыгана или местным властям нужно решить какие-то юридические вопросы с табором), то цыган представлял барон ? как правило самый авторитетный человек. Но в любой другой ситуации такой предводитель не требуется и все главные вопросы цыгане решают общими собраниями. Сейчас баронов в классическом понимании нет. Но у нас и европейцев сложился стереотип, что этот некий барон до сих пор держит своих под контролем. Вообще, подобные вещи почти неактуальны. Многие цыгане социализированы в общество того государства, где живут и подчиняются властям также как и любые другие люди и народы. Но как и среди всех, есть маргинальные группы. Вот по ним зачастую и судят обо всех цыганах.

У цыган во всем мире единая культура. Поговорка: Цыган ? он и в Африке цыган не совсем точно отражает реальность. Да, есть цыганский язык, который относится к группе индоевропейских языков, но цыгане в разных странах разные. Во-первых, у их языка есть куча диалектов и ответвлений, в зависимости от географического расположения. Во-вторых, их культуру нельзя назвать единой. На это во многом влияет религия того государства, где они живут. Например, русские цыгане в основном православные, а крымские ? мусульмане. Хорватские ? католики, а палестинские ? тоже мусульмане. Многие из нас считают, что цыгане где бы не находились, ищут связи друг с другом, со своим народом. Но в реальности их нельзя назвать единым народом. Скорее, цыгане в определенном государстве имеют общее друг с другом, но не поддерживают связи с цыганами из других стран.

Цыгане не служат в армии. Корни мифа просты: раз у цыган нет своего государства, то какой смысл им воевать за чуждое неродное государство? Вроде бы рациональное зерно у мифа есть, да и действительно не так то просто отыскать в армии цыган, кроме того они сами себя называют миролюбивым народом. Но… Начнем с того, что цыган вообще не так уж и много (в мире насчитывается примерно 10 миллионов человек, а в России, как указано выше немногим больше 200 тысяч), а мужчин призывного возраста и того меньше. И история все же доказывает, что цыгане служат. Типичный пример ? цыгане были в действующих частях наполеоновской армии. Но тогда же возник миф о пацифизме цыган: цыгане французской армии публично братались с цыганами испанской. Тем не менее, цыгане воевали и в составе армии Османской империи, есть доказательства службы во французской армии Людовика XIV и т. д. Но действительно какого-то массового стремления воевать у них не наблюдалось.

Цыгане только и делают, что воруют, гадают и продают наркотики. Миф взят не с пустого места. Никто не будет спорить, что цыгане раньше часто воровали. Но просто потому что есть было нечего. В связи с нелюбовью к цыганам, они не могли просто так взять и войти в элиту местного населения и жить припиваючи. Можно сказать, что воровать заставила жизнь. Та же история и с наркотиками. Как говориться, в семье не без урода. Что касается гаданий, то это тоже пошло с древних времен: надо было как-то зарабатывать деньги. А так как цыгане гадали охотно, то и сложился миф о том, что они все умеют это делать. В этом во многом виноваты сами европейцы ? раз цыгане отличаются, то им приписывались какие-то сверхъестественные способности. Наиболее предприимчивые цыгане используют этот стереотип сполна.

Все цыгане умеют играть на гитарах. Ну какая же свадьба без цыган, судя по произведениям XIX века. Медведи, красные рубахи и гитары. Прихоть помещиков переросла в до сих пор актуальный миф. Все это из разряда ? все темнокожие американцы умеют читать рэп и играть в баскетбол, все бразильцы играют в футбол раньше, чем начинают ходить и т. д. На самом деле цыгане играют на гитарах не больше, чем русские. А, скажем, венгерские цыгане вообще предпочитают играть на скрипке.

Цыгане всегда живут общинами. Очень древний, очень устойчивый и интернациональный миф. Мол, все цыгане друг за другой, живут тесно друг с другом и где один, там и второй. Да, и еще все друг друга знают. Факт в том, что так раньше и было. Но уже не одно десятилетие такого, в основном, нет. Хотя не редкость, когда несколько семей живут рядом, но это объясняется лишь общими интересами и менталитетом. Общинного строя у цыган давно нет, а в развитых странах об этом давно забыли.

Восхищение и ненависть: цыгане в европейской культуре | Национальный музей Второй мировой войны

Немецкая фотография семьи цыган, Марсель, Франция, ноябрь 1942 года. Подарок миссис Пэтти Миллетт, из коллекции Национального музея Второй мировой войны, 2011 г. 403 132.

В дискуссиях о чудовищности преступлений Третьего рейха часто говорят о недостаточном внимании к массовым убийствам цыган. Это бесспорно верно. Тем не менее было бы ошибкой просто добавлять несколько сотен тысяч цыганских жертв к шести миллионам евреев, уничтоженных нацистским террористическим аппаратом. Смерти этих мужчин, женщин и детей, убитых как «цыгане», нельзя рассматривать с точки зрения «также», «вдобавок» или «нельзя не заметить этого. . . ». Ни в коем случае нельзя рассматривать их уничтожение как дополнение к юдоциду. Хотя преследование гитлеровским режимом цыган в нескольких европейских странах во время Второй мировой войны совпало и пересекалось с Холокостом, первое произошло от формы расизма, отличной от геноцидного антисемитизма.

Чтобы понять антицыганскую расовую ненависть, нужно изучить более долгую историю цыган в европейской культуре. Эта статья, первая из серии, подготавливает почву для такого исследования.

Прежде всего, важно бросить вызов некоторым давним и глубоко укоренившимся стереотипам и неправильным терминам в отношении рома или, точнее, рома и синти (часто термин «рома» используется как категория, охватывающая и то, и другое). Опровержение этой лжи следует начинать с самого слова «цыган». Английское «Gypsy», как и испанское «Gitano», теперь в основном считающееся оскорблением, раскрывает старое ложное предположение: что это народ, происходящий из Египта. Исторические исследования уже давно опровергли это убеждение. Рома и синти можно проследить до Индии, до региона Пенджаб. Цыганский язык (источник названия «рома») родственен санскриту. Более тысячи лет назад они начали мигрировать из Индии, направляясь на запад последовательными волнами. Они пересекли Ближний Восток и прибыли в континентальную Европу в позднем средневековье.

Политолог Гюнтер Леви утверждал, что свидетельства существования рома в Греции относятся к четырнадцатому веку, в поздневизантийский период. Для их классификации был придуман греческий термин «атцинганой». Существуют записи, свидетельствующие об их прибытии в Центральную Европу столетие спустя. «Атцинганой» является основой для немецкого «Цигеунера», а также для итальянского «Зингари» и французского «Цинганес». Однако следует отметить, что это корневое слово на самом деле переводится как «неприкасаемый». Здесь язык раскрывает жестокую социальную иерархию с цыганами, приговоренными к статусу изгоя. Как это произошло?

Это не простой вопрос. Безусловно, ключевым фактором, сформировавшим отношение европейцев, был кочевой образ жизни, который вели многие цыганские семьи в те времена. Они переезжали из одного места в другое, что создавало вокруг них ауру таинственности и подозрительности. Уродливые стереотипы сформировались уже в период позднего средневековья/раннего Нового времени.

«Цыгане» считались грязными, лживыми, слишком ленивыми для работы и склонными к воровству. Самое гнусное обвинение заключалось в том, что они похищали молодежь, обвинение часто выдвигалось и против евреев.

Некоторые из этих стереотипов явно проистекают из кочевого образа жизни рома. Сидя вместе в своих знаменитых караванах, европейцы стали приравнивать их к бродягам. Более того, при их своеобразной одежде и языке (рома и синти говорили на разных диалектах цыганского языка) их культура, даже если они исповедовали веру в христианство, часто поносилась как нечто чуждое и нежелательное. Немалую роль сыграли и социально-экономические факторы. Цыгане веками были известны своими навыками работы по металлу и плетения корзин. Местные гильдии часто возмущались такой конкуренцией со стороны. Экономические действия этих гильдий вполне могли подтолкнуть цыганских мужчин и женщин к совершению мелких преступлений, таких как воровство, чтобы остаться на плаву. Готовность цыган заниматься гаданием, чтобы заработать деньги, также вызвала дальнейшую враждебность, хотя у этих гадалок, безусловно, было много покровителей нецыганского происхождения.

Враждебность к цыганам привела к волне декретов и указов. Религиозный конфликт в Европе (протестантская Реформация) и вторжение на континент турок-османов, безусловно, обострили вражду. В 1498 году император Священной Римской империи Максимилиан I приказал изгнать цыган, обвинив их в поддержке турок (некоторые цыгане обратились в ислам в районах, находящихся под контролем Османской империи). Однако строгого соблюдения приказа не проводилось. Затем последовало еще много подобных действий. По словам Дженнифер Иллуцци, между 1551 и 1774 годами правители немецких земель приняли более 130 законов против цыган.

Распространение идей Просвещения о «правах человека» и влияние Великой французской революции противодействовали прежней враждебности к цыганам. Хотя не следует романтизировать этот период — понятия исключения и изгнания начали уступать все еще проблематичному понятию «улучшения» — это определенно была более открытая и гуманная социально-политическая среда для рома в большей части Центральной и Западной Европы. В Восточной Европе это заняло больше времени. Например, вплоть до девятнадцатого века цыгане были закрепощены в некоторых частях империи Габсбургов (крепостное право там было отменено во время революции 1848 года) и порабощены в Валахии и Молдавии (современная Румыния).

Тем не менее, в то же время можно различить новое увлечение цыганской культурой, результат исследования романтиками народных традиций. Блеск цыганской музыки и танца не остался незамеченным. Венгерский композитор Ференц Лист опубликовал чрезвычайно влиятельную книгу об их музыке в 1859 году. В Австрии Иоганнес Брамс использовал цыганские мелодии для своих прекрасных «Венгерских танцев» (1869, 1880). Этому увлечению способствовали более глубокие причины, выходящие за рамки оценки великого искусства.

С распространением промышленного капитализма из Соединенного Королевства в другие страны Европы и, быстро, по всему миру пришли фабрики, механизированный труд, временная дисциплина и чрезвычайно длинный рабочий день (до тех пор, пока попытки сократить рабочее время не увенчались успехом) .

Цыганская жизнь беспокойного движения вскоре понравилась многим, кто чувствовал себя отчужденным от этого нового капиталистического порядка. Многие европейские (а позже и североамериканские) художники и интеллектуалы считали цыганскую культуру свободной духом и ближе к природе и идеализировали ее скитальческое существование. Это было как проекцией их собственного недовольства, так и серьезной попыткой понять культуру, лежащую на обочине господствующей социально-экономической системы.

Влечение к цыганам, смешанное со старшими подозрительностью и враждебностью взрывоопасным образом. Это особенно заметно в знаменитой опере Жоржа Бизе «Кармен». Впервые поставленный в Париже в 1875 году, он рассказывает историю испанского солдата Дона Хосе, который влюбляется в огненную Кармен, ослепительную цыганскую танцовщицу. В конце концов, он бросает свою возлюбленную детства ради нее. И все же Кармен отдает свою любовь другому, Эскамильо. В ярости Дон Хосе убивает ее. Этот сплав очарования и обмана в

Кармен на протяжении поколений собирал публику в концертных залах и кинотеатрах (было несколько его киноверсий). Части оперы, как утверждал марксистский социальный мыслитель Теодор В. Адорно, выражают «зависть к яркой и беспрепятственной жизни тех, кто изгнан из буржуазного мира труда, обречен на голод и нищету и подозревается в том, что обладает всем счастьем, которое буржуазный мир отрицает себя в своей иррациональной рациональности». Тем не менее старая обида и недоверие к цыганам проявляются в Кармен .

Бетти Шварцберг Джейкобс танцует в роли Кармен, тыл США, 1942-45. Подарок Бетти Шварцберг из коллекции Национального музея Второй мировой войны, 2009.346.004.

Эта динамика очарования и ненависти, все еще относительно новая в европейской истории, вступила в новую фазу в последней трети девятнадцатого века с появлением расовой теории. Попытка расовых мыслителей, таких как Артур де Гобино и Хьюстон Стюарт Чемберлен, разделить людей на отдельные расы в рамках системы превосходства и неполноценности, попытка объяснить культуру и поведение с помощью биологии, а также страх перед «смешением рас» имели бы ужасные последствия.

последствия для цыганских общин. В следующей статье этой серии я рассмотрю, как развивались эти последствия.

Баварский прецедент: цыгане в европейской культуре

До 1933 года баварские власти разработали целую систему охраны и преследования рома.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Участник

Джейсон Доуси, доктор философии

Джейсон Доуси, доктор философии, историк-исследователь в Институте Дженни Крейг по изучению войны и демократии.

Узнать больше

Темы

Европейский театр военных действий

Холокост

Конец цыганским стереотипам | Новости Великобритании

Быть цыганом — это такая же этническая идентичность, как быть евреем или англичанином. Это то, что вы берете с собой, независимо от того, как и где вы живете. Я современный цыган в том смысле, что больше не делаю прищепки для одежды, а продаю слова как журналист. Я цыган в век информации.

В соответствии с Законом о расовых отношениях цыгане признаются этническим меньшинством, но в 1968 Закон о караванах гласит, что люди, ведущие кочевой образ жизни, независимо от их расы или происхождения, являются цыганами. Здесь вы видите законодательно закрепленную всю проблему отношения к цыганам как к образу жизни. Это то, что усиливается причудливым словом «путешественник». Путешествие относится просто к образу жизни, и описывать большинство цыган как путешественников так же полезно, как и называть их курильщиками или велосипедистами. Это глупое слово, которое я отвергаю.

Хотя это и не определяет нас, связь между цыганами и путешествиями восходит к кочевой истории, насчитывающей более 1000 лет, так что это, безусловно, часть нашей идентичности и культуры. Большинство цыган в мире в настоящее время ведут оседлый образ жизни, особенно в Восточной Европе, где некоторые люди не путешествовали поколениями. Вероятно, половина цыган в Британии не путешествовала.

Моя семья путешествует из поколения в поколение в глубине веков. По иронии судьбы, я, вероятно, единственный в моей семье, кто путешествует больше всего из-за моей работы. Я путешествую по цыганской общине так же, как и большинство журналистов, за исключением того, что я часто беру с собой караван. Сообщество, в котором я работаю, живет именно так, так что для этого есть место.

Жизнь путешествующей семьи основана на чрезвычайно тесных связях. Я один из 17 братьев и сестер – я знаю своих первых, вторых, третьих, четвертых и пятых кузенов, и они разбросаны по всей стране. Я происходил из довольно стабильной семьи; мы путешествовали летом и имели места, чтобы остановиться зимой. Когда мы остановились, я пошел в школу, и мы хорошо интегрировались в общество. Но когда мы путешествовали, я не ходил в школу.

Во многих отношениях нас окружали предубеждения, но мы не испытывали их напрямую. Людей бросают в окна кирпичами, и они страдают от жестоких издевательств в школе, но это не однородный опыт.

Большая часть моей семьи в настоящее время либо живет в цыганских поселениях, где кочевой образ жизни запрещен законом, либо они были вынуждены жить в жилье, так что мне удалось сохранить элемент культуры, которого лишены другие члены моей семьи .

Я путешествовал, пока мне не исполнилось 25. Я жил в старом фургоне в Дорсете и подвергался множеству оскорблений. Мне негде было остановиться, и часто люди отказывались давать мне воду. У меня была лошадь и повозка, но даже когда я жил жизнью открытки, люди не хотели, чтобы я был рядом с ними. Моя жена забеременела моим первым ребенком, и мы решили, что не хотим больше жить как отверженные, потому что так смотрит на нас общество.

Я помню, как однажды мы путешествовали по части Дорсета с лошадью и повозкой и обнаружили, что все обочины, на которых останавливались наши предки, были религиозно загорожены камнями и канавами. Мы не смогли найти ни одного кусочка травы, на котором можно было бы остановиться. Я пошел на ферму и попросил немного воды, но парень не дал мне ее. Он сказал: «Я бы не ссыт на таких, как вы, если бы вы были в огне. Вы разрушаете страну».

Меня поразило, что у него не могло быть прямого контакта с цыганами. Его восприятие было создано через враждебные средства массовой информации. Я подумал, что если я собирался остепениться, я мог бы также использовать безопасность, которая пришла вместе с ней, чтобы что-то сделать с этим восприятием, чтобы те, кто все еще путешествует, могли жить в более доброй среде.

Моя радиопередача транслируется на восток Англии; это помогает путешествующему сообществу поддерживать связь друг с другом, поскольку цыгане теперь более оседлые, чем когда-либо прежде. Я надеюсь, что это также поможет просвещению более широкого сообщества о том, кто мы такие, потому что многие средства массовой информации по-прежнему враждебны. Если вы посмотрите на таблоиды и репортажи в местных газетах, вы увидите, что нарушаются все правила журналистики: они никогда не разговаривают с цыганами или самими путешественниками, и их тон обычно подстрекательский.

Я только что создал веб-сайт под названием savvychavvy.com, который является механизмом для создания новых статей цыганских журналистов. У нас есть средства на обучение 50 молодых журналистов из Департамента культуры, СМИ и спорта.

Я путешествую по стране, работая с организациями, занимающимися улучшением понимания сообщества цыган и путешественников. Я только что вернулся из Уэльса, где проект Croeso (что означает «добро пожаловать» на валлийском языке), который является частью Комиссии по вопросам равенства и прав человека, проводит кампанию за то, чтобы сообщество цыган и путешественников было принято в Уэльсе — примерно через 500 лет после мы впервые приехали туда.

Вопрос сложный: оседлое сообщество смотрит на нас сквозь призму стереотипов. Два основных цыганских стереотипа — это вор (или дегенерат), который ничего не делает, и романтичный цыган, нематериальный и беззаботный, который бродит по проселочным улочкам с бубном.

Единственной настоящей отличительной чертой кочевой культуры является то, что она учит вас стоять на собственных ногах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *