Стихи о отселенных деревнях в зоне отчуждения: Стихи на день чернобыльской трагедии. Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф Сегодня день чернобыльской трагедии

Родная деревня — Тукай. Полный текст стихотворения — Родная деревня

Литература

Каталог стихотворений

Габдулла Тукай — стихи

Габдулла Тукай

Родная деревня

Стоит моя деревня на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я всё в краю моем.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.

Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу — ведь жизнь еще длинна.
И ждет меня, наверно, дорога не одна;
Но только где б я ни был и что б ни делал я —
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

1909 г.

Другие стихи этого автора

Книга

Когда душа измучится в борьбе,

Когда я ненавистен сам себе,

Шурале

Родной язык

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

О родине

Театр

Театр — и зрелище и школа для народа,

Будить сердца людей — вот в чем его природа!

О жизни

Водяная

(Со слов деревенского мальчика)

I

Для детей

Ребенку

Дружок, не бойся шурале, ведьм не бойся и чертей,

Никто, поверь мне, отродясь не встречал таких гостей.

Для детей

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Стихи Клавдии Тимофеевны Петровой — Старость в радость

← Все новости

В доме престарелых в Псковской области живет замечательная Клавдия Тимофеевна — бабушке за 90, она знает очень много стихов и песен, и даже пишет стихи сама. Может быть, они не столь складные, как у выпускников литературных вузов и «профессиональных» поэтов, да и у многих любителей. Но бабушка записывает их каллиграфическим почерком в тетрадь, как самое дорогое, что оставит на этой земле. Мы хотим поделиться ими с вами.

Старость

Ой, старость – не радость
Так рано пришла.
Дети ушли из родного села
И в городе дальнем неплохо живут,
А все же от матери помощи ждут.
Растут, уезжают они в города,
Вот только бы нам не стареть никогда.
Все им отдала я, что только могла,
Всего лишь хатёнка осталась одна.
В окошки смотрела – все деток ждала,
Здоровья не стало – все им отдала.
И вот дождалась, что дом продала,
И дочь меня сразу в приют отдала,
А я их растила, для них я жила,
Теперь вот под старость я им не нужна.
Мне было так трудно, ночей не спала,
Но я их в приют никого не сдала.
Теперь умирать там, где я не жила.
И будет заросшей могилка моя.
Где мы родились, там и нам умирать,
А в дом престарелых не надо сдавать.

18.02.2016

 

Путь, пройденный мной

Измерить бы путь весь, пройденный мной
За 90 с лишним прожитых лет…
Да жаль, что приборов таких не создали,
Измерений таких нет.

Измерить его бы от бега вприпрыжку,
В цыпках ногами и босиком.
И после – годы с сумкой тяжелой,
В школу по пять километров пешком,
Когда не всегда могла хлеба покушать,
Не то, чтобы сытно и вдоволь поесть.

Тяжелое детство в военные годы,
Разруха – пришлось все вновь поднимать,
Пришлось испытать мне холод и голод,
Но на ногах удержалась стоять.

А после – работа, работа, работа…
В колхозе, на ферме без выходных,
В доме, в хозяйстве, на огороде,
Земли полгектара – все обработать одной.

Измерить бы путь в муках желанных,
Когда появился сыночек на свет.
Его на руках я качала ночами,
И ночи порой проходили без сна.

Потом уже с толком и с расстановкой
Старалась время распределить.
Следить, чтоб сынок был здоровым,
Вырос хорошим мужем, отцом.

Годы младые давно пролетели.
На смену им мудрость и старость пришли.
Трудно вставать стало утром с постели,
Но не окончились жизни пути.

Пусть Господь мне пути освещает,
Господь пусть добавит терпения, сил,
Деткам здоровья дает
И повсюду хранит.

Пускай детки всегда будут рядом,
Любят, как в детстве, помнят и чтят,
Чтоб не о чем было на старости плакать,
Смогла бы спокойно свой путь дошагать.

2016

Умирают деревни в России

Ели, березы, осины…
Ивы в деревне растут…
Это посажено нами –
Для Родины любимой, милой, родной.

Еле заметные тропы,
Забытый, заброшенный край,
Заросшее прелью болото,
И в лесу в ясный день – полумрак.

Осушали болото когда-то,
Тратили силы, средства.
Заросло оно быстро обратно,
Да вот поросль пошла не та.

Чернику, бруснику, клюкву
Собирали, бывало, мы.
А теперь лишь жгучая крапива
Да растут молодые кусты.

Да горит плодородная, тучная,
Торфяная в болоте земля —
Серый дым расстилается тучами,
Чтоб залить ее, ждут дождя.

На полях – пырей и репейник,
Да разросся чертополох…
Не пашут на них и не сеют,
Ни машин нет, ни тракторов.

Разрушены старые хаты,
Разрушен давно сельсовет,
Давно нет колхоза,
И колхозников тоже нет.

Заколочены окна и двери
Или черным зияют пятном,
Лишь весной расцветают сирени,
Что сажали под каждым окном.

Изредка встретишь бабушку Клаву –
С двумя тросточками еле бредет.
Ждет – не дождется деток,
Внучка, правнучка ждет.

А теперь заросла бурьяном деревня,
И бабушки в деревеньке той нет,
Добрая, родимая сторонка,
От бабушки Клавы огромный привет.

А село стоит кособокое,
Все бурьяном вокруг поросло,
Где голодное, босоногое
И тяжелое детство прошло.

Те же ели, березы, осины…
Те же ивы в деревне растут…
Умирают деревни в России –
Сила родины милой, родной…

6.11.2016

Мемориалы славным погибшим в Чернобыльской зоне отчуждения

Дармон Рихтер посетил Чернобыльскую зону отчуждения, обширную территорию площадью около 2600 км2 в Украине. Он окружает Чернобыльскую АЭС, которая взорвалась 26 апреля 1986 года на территории тогдашнего Советского Союза.

Он показывает нам военные мемориалы советской эпохи в память о погибших в стране, символы памяти, чтобы почтить память некоторых из миллионов погибших, сражавшихся в «Великой Отечественной войне» с нацистской Германией, и миллионов других, хладнокровно убитых.

Это увлекательное исследование того, что происходит с местом без людей. Павших вспоминают в эвакуированных деревнях. Кто видит эти памятники и читает надписи, которые клянутся «никогда не забывать»? Кого там помнить?

Дармон рассказывает нам о своей работе:

Я фотографирую памятники в Чернобыльской зоне отчуждения с 2013 года. намного больше, чем то, что обычно видят туристы. По мере того, как я лучше узнавал это место за 20 последующих посещений, эти памятники стали служить иллюстрированной мерой масштаба: каждый деревенский памятник, который появляется ниже, означает целое уникальное перемещенное сообщество. Подумайте об этом, пока будете пролистывать.

Большинство объектов, указанных ниже, расположены в Чернобыльской зоне отчуждения в Украине. В Беларуси эвакуированный район называется Полесским государственным радиоэкологическим заповедником, и я впервые побывал там в 2019 году — ездил из села в село, документировал воинские мемориалы. Хотя этот проект включает в себя почти все памятники Украинской зоны (я уверен, что некоторые из них я пропустил), в Белорусском заповеднике есть еще много других, которые здесь не представлены.

Несколько мест ниже не находятся ни в Зоне, ни в Заповеднике. Радиация коварна – она не подчиняется административным границам. Точно так же последствия Чернобыльской катастрофы сегодня ощущаются за пределами этой эвакуированной территории, и ниже перечислены многочисленные памятники, связанные с Чернобылем, в городах Киев и Славутич, а также в нескольких селах, расположенных сразу за ограждениями по периметру.

Он добавляет примечание: «Чернобыль» — это украинское написание слова «Чернобыль». Везде, где это казалось уместным, для названий городов и деревень использовались исконно украинские или белорусские варианты написания.

Полесское, Украина. На окраине города стоит мемориал, посвященный жертвам Великой Отечественной войны. Простое посвящение гласит: «1941-1945 гг. Мы помним.» Статуи, расположенные вокруг главного мемориального камня, изображают солдата, защищающего ребенка, и женщину, держащую венок.

 

 

Еврейский мемориальный курган. Чернобыль, Украина. До войны город Чернобыль был важным центром хасидского иудаизма в регионе. Многие еврейские граждане были убиты, когда нацисты вторглись в регион и оккупировали его в 1941 году. После войны большинство советских мемориалов было посвящено солдатам, в то время как еврейская трагедия была в значительной степени отодвинута на второй план — в пользу более политического сообщения, которое представляло средний Советский гражданин как цель и жертва нацистской агрессии. Однако рядом с еврейским кладбищем в Чернобыле установлен этот мемориальный курган с надписью: «Здесь покоится прах жителей, зверски убитых фашистами 19Ноябрь 1941 года». – Читать далее: Нацистские фотографии резни в Бабьем Яру – 80 лет амнезии и стирания

 

 

Памятник нашим воинам-землякам.

Парк Славы, Чернобыль, Украина. До создания Припяти в 1970 году Чернобыль был здесь самым крупным городом, и район носит его название. Парк Славы — это зеленая зона недалеко от центра города, изначально созданная в память о участниках Великой Отечественной войны (хотя позже здесь появятся и памятники жертвам Чернобыльской катастрофы). Центральной инсталляцией в парке является Памятник нашим воинам-землякам – увенчанный звездой столб перед скульптурным красным знаменем с надписью: «Нашим воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. 1941-1945».

На мемориальной стене справа от этого столба перечислены имена погибших воинов Чернобыля, а также тех, кто погиб в здешних конфликтах. Надпись на нем гласит: «Город Чернобыль освобожден от немецко-фашистских захватчиков 16 ноября 1943 года войсками 1-го Украинского фронта под командованием генерала Николая Федоровича Ватутина».

 

 

Памятник Телеграмме в Москву. Парк Славы, Чернобыль, Украина. Хотя это и не строго военный мемориал, этот памятник был добавлен в парк в 1984 — за два года до катастрофы. Он был разработан Тарасом Юхимовичем Мысковцом и посвящен отправке телеграммы в 1922 году призывниками из Чернобыльской области «Председателю Совета Народных Комиссаров товарищу Ленину».

Текст гласит: «Мы, призывники 1901 года рождения Чернобыльского уезда Киевской губернии, услышав доклад уездного секретаря и радостное известие о выздоровлении товарища Ленина, передаем товарищу Ленину горячий привет вместе с нашей клятвой с честью соблюдать волю вождя пролетарской мировой революции. Подпись: Новобранцы, 1922».

 

Чапаевка, Украина. Этот памятник, расположенный в центре бывшей деревни, представляет собой торжественную статую солдата с именами жителей деревни, погибших на войне. Надпись гласит: «Слава героям. Солдатам-сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.

Вечная память тем, кто спас отечество от фашизма». Бывшие жители села вернулись, чтобы оставить пластиковые цветы у ног солдата.

 

 

Диброва, Украина. На этом памятнике из черного гранита выгравировано изображение скорбящей матери. Он был спроектирован в 1980-х годах Тарасом Юхимовичем Мысковцом, который также создал аналогичный памятник для села Залесья. Надпись гласит: «Никто не забыт, ничто не забыто». Подробные фотографии списка имен можно посмотреть здесь.

 

Городище, Украина. Памятный обелиск, расположенный у кладбища на окраине села. Подпись к нему гласит: «Стой, низко поклонись! Они отдали свои жизни за ваше счастье! Вечная слава воинам-сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. 1941–1945».

 

 

Кливины, Украина. Эта деревня так заросла лесом, что обелиск затерялся глубоко в деревьях. Однако бывшие жители все же нашли к нему подход, чтобы оставить подношения из пластиковых цветов. Нарисованная табличка, по-видимому, была восстановлена ​​в какой-то момент после эвакуации. В нем говорится: «В память о наших земляках, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945».

 

 

Копачи, Украина. Из всех деревенских памятников Зоны этот в Копачах сегодня, пожалуй, самый посещаемый. Сама деревня находилась недалеко от электростанции, и из-за высокого уровня загрязнения она была в значительной степени снесена бульдозерами и засыпана землей после стихийного бедствия. Однако деревенский детский сад остался и уже давно является популярной остановкой в ​​турах по Чернобылю. Этот памятник стоит сразу за детским садом. Надпись под центральной статуей гласит: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».

В блоках слева и справа от основного именного списка написано: «Никто не забыт, ничто не забыто» и: «Вечная память тем, кто спас Отечество от фашизма». На главном мемориальном панно список имен разбит на две колонки: для жителей Копачей, погибших в других боях войны, и для советских воинов, погибших при освобождении Копачей в 1943 году.

 

 

Коцюбинское, Украина. Этот необычный памятник установлен на месте, где в бою были сбиты два советских летчика. «Здесь 3 октября 1943, при выполнении боевого задания погиб экипаж 59-го гв авиаполка – летчик младший лейтенант Прядко А.И., 1922 г.р., и летный стрелок младший сержант Дудко А.Н., 1922 г.р.». А дальше надпись добавляет: «Слава героям, павшим в боях за Советскую Родину».

 

 

Куповатое, Украина. На деревенском кладбище у этого памятника Великой Отечественной войне есть надпись: «Вечная слава воинам, павшим за свободу и независимость нашей Родины. 1941–1945».

 

 

Ладыжичи, Украина. Деревню Ладыжичи во время войны удерживал фашистский гарнизон, но местный «сталинский» партизанский отряд неоднократно пытался ее освободить. В 1943 году Советская Красная Армия прибыла сюда и нанесла поражение нацистам под Ладыжичами, хотя в ходе конфликта было убито 72 советских солдата. Этот памятник был создан в 1963 году. Статуя солдата высотой 2,5 метра с тех пор исчезла, остался только пьедестал, на котором она стояла. Здесь (на русском языке) появляются слова: «Вечная слава воинам, павшим за свободу и независимость нашей Родины. 1941-1945».

Рядом с ним установлен 5-метровый обелиск в память о паше Осидаче – уроженце этого села, который в годы войны был связным партизанского отряда в Брагине. Согласно рассказу, Паша прятал послания в косах своих длинных волос. Однако в 1943 году она была схвачена нацистскими войсками в Белоруссии, а затем подвергнута пыткам и допросам. Когда она все же отказалась раскрыть информацию, нацисты похоронили ее заживо. Позже ее перезахоронили здесь, в Ладыжичах, в 19 г.65. Надпись на ее обелиске на украинском языке гласит: «П. Н. Осидач, 1924-1943 гг. Партизанский посланник».

 

 

Памятник Паше Осидачу.

Парк Славы, Чернобыль, Украина. В 1965 году под обелиском в Ладыжичах была перезахоронена партизанская связная Прасковья «Паша» Николаевна Осидач. Два десятилетия спустя ее семья заказала ей более персонализированный памятник, который был сделан из бронзы по проекту самого плодовитого художника-мемориала региона Тараса Ефимовича Мисковца. Однако создание нового памятника в 1986 совпало с аварией на электростанции, и Ладыжичи эвакуировали раньше, чем успели установить. Бронзовый монумент хранился несколько лет, прежде чем был установлен сначала на месте Чернобыльской школы. Совсем недавно его перенесли в городской парк Славы, где его можно увидеть и сегодня.

 

 

Нагорцы, Украина. Деревня Нагорци была эвакуирована за десять лет до катастрофы — ее жители были переселены в 1970-е годы, когда село было затоплено для создания резервуара-охладителя для Чернобыльской АЭС. Этот военный мемориал, который первоначально располагался на окраине села, до сих пор стоит на краю водохранилища. Он состоит из простой бетонной панели с металлической звездой и надписью: «Здесь 19 октября43 мая бойцы 310-го стрелкового полка 8-й стрелковой дивизии выстояли и разгромили врага под командованием Героя Советского Союза подполковника П. И. Жданова. Вечная слава героям».

 

 

Опачичи, Украина. На этом мемориале в центре села написано: «Вечная слава нашим односельчанам, погибшим за свободу и независимость Советской Родины. 1941–1945». В 2002 году этот памятник был видоизменен с добавлением христианского креста, который был приварен прямо к советской звезде.

 

 

Опачичи, Украина. На кладбище на окраине села на этой статуе коленопреклоненного солдата есть надпись: «1941-1945 гг. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины». Сегодня его украшают пластиковые цветы, оставленные бывшими жильцами.

 

 

Паришев, Украина. Расположенный в Парышеве — селе на севере, недалеко от границы с Беларусью — этот мемориал состоит из ансамбля из трех памятников. Обелиск слева имеет надпись на украинском языке и увековечивает память воинов из этого села. На ней написано: «Память о них не сотрется веками».

Справа на памятнике солдату надпись на русском языке: «Вечная память воинам Советской Армии, павшим при освобождении села Парышев». Героями Советского Союза названы двое погибших бойцов: младший сержант Кайгельды Аухадиев и лейтенант Георгий Данилович Бутаев.

Центральная решетчатая структура также содержит текст, написанный на русском языке. «Стой, прохожий! Поклоняйтесь этой земле! Здесь в грозные годы Великой Отечественной войны сражались доблестные воины-гвардейцы 6-й Краснознамённой ордена Ленина Ровенской ордена Суворова стрелковой дивизии. Слава тебе, смелая, заслуженная, бесстрашная, тебе народ вечную славу поет! Доблестный в жизни, победивший смерть, память о тебе никогда не умрет!»

 

 

Оране, Украина. Оране — одна из самых процветающих деревень, расположенных сразу за границей Зоны отчуждения. Расположенный в 7 км от контрольно-пропускного пункта в Дитятках, через который туристические автобусы въезжают в Чернобыльскую зону, многие местные жители нашли способы заработать на туризме, благодаря ряду гостевых домов и независимых экскурсоводов, работающих в этом поселке. Деревенский мемориал содержится в хорошем состоянии, и над списком имен павших стоит лозунг «Ничто не забыто».

 

 

Полесское, Украина. Полесское изначально не входило в Зону отчуждения. Однако в связи с изменившимся распространением заражения в годы после катастрофы границы Зоны были скорректированы, и в 1993 году был отдан приказ об эвакуации этого города с населением почти 12 тысяч человек. Сейчас он практически заброшен, хотя бывшая пожарная часть в настоящее время используется в качестве тренировочной базы Национальной гвардии Украины. Снаружи этого здания находится этот военный мемориал, с надписью: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей великой Родины».

 

 

Триумфальная арка. Полесское, Украина. Эта мемориальная арка была создана в 1954 году в ознаменование окончания гораздо более раннего конфликта. Он отмечает 300-летие со дня «Воссоединения Украины с Россией» — имеется в виду Переяславский договор 1654 года между Москвой и казаками под предводительством Богдана Хмельницкого.

 

 

Припять, Украина. На этом мемориальном участке, расположенном между Припятью и электростанцией, расположен ряд памятников, посвященных как героям Великой Отечественной войны, так и добавленным позже памятникам участникам ликвидации последствий аварии после 1986. До войны здесь находилось характерное трехствольное дерево, на котором фашистские оккупанты якобы вешали партизан (история, подробно описанная в книге «Чернобыль: Путеводитель сталкеров»). Подобие этого дерева теперь появляется на главном обелиске. Надпись гласит: «Ваши имена известны и ваш подвиг бессмертен», а другие мемориальные доски увековечивают конкретные военные бригады (карпатские и одесские), которые вступили здесь в боевые действия.

Памятники жертвам стихийных бедствий, установленные рядом с главным обелиском, используют те же формулировки, что и военные мемориалы, поскольку они увековечивают действия бригад по ликвидации последствий стихийных бедствий: «Никто не забыт, ничто не забыто – Посвящается инженерно-техническому батальону сибирских воинов, которые участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 19 марта87».

Более новая табличка подводит итоги двух событий: «Слава героям-партизанам! Ваш подвиг навсегда запомнится здесь, на полигоне ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС».

 

 

Рудня Ильинецкая, Украина. Этот необычный монумент выполнен из вертикально стоящих деревянных панелей, окрашенных в золотой цвет и дополненных полированными металлическими деталями. Он посвящен месту, где в годы Великой Отечественной войны был сбит советский летчик-истребитель. Оригинальная надпись гласит: «Прохожий! Склоните голову перед могилой, где покоятся останки неизвестного советского летчика, погибшего 4 октября 19 г. 43 года, когда наша Родина была освобождена от немецко-фашистских захватчиков». Однако, судя по всему, личность пилота была установлена ​​позднее, поскольку на другой, более поздней табличке добавлено: «Младший лейтенант Курбанов Сафар Абуталыб-оглы. 4.10.1923-1943».

 

 

Стечанка, Украина. Интересный памятник в виде пламени в деревне Стечанка (обратите внимание на металлическую опору в виде звезды) увековечивает: «Нашим воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны». В нем очень длинный список имен, а также стих: «Вспомним всех по именам / С печалью своей вспомним / Это не в услужение мертвым / Это нужно живым».

 

 

Теремцы, Украина. Во время войны двое мужчин из этой деревни присоединились к союзной нацистам полиции и сыграли важную роль в захвате местной антифашистской партизанской бригады. Партизаны содержались здесь в заключении в доме, прежде чем были казнены без суда. Этот памятник был построен на месте, где когда-то стояла эта тюрьма. Он выполнен в необычайно экспрессионистском стиле, с датами «1941-1945» на столбе, списком имен павших на его основании, а под плитой, на которой когда-то горел церемониальный огонь, выгравировано стихотворение: «В память камня / В памяти сердца / Каждое из этих имен никогда не изгладится».

 

 

Залесье, Украина. Село Залесье находится к югу от Чернобыля, и этот памятник выходит на главную дорогу, ведущую в город со стороны Киева. В результате перед памятником проезжают экскурсионные автобусы, и он посещается чаще, чем большинство мемориальных объектов в Зоне. Надпись на нем гласит: «В годы Великой Отечественной войны в ноябре 1943 года на этой земле героически сражались воины Ровенской ордена Ленина Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Многие из них отдали свои жизни за наше светлое будущее. Вечная слава павшим героям!»

Залесье, Украина. Неподалеку, на противоположной стороне дороги, появляется этот мемориал, спроектированный Тарасом Юхимовичем Мысковцом. Центральная композиция, созданная в 1985 году, состоит из плит черного гранита, на которых выгравирован лик скорбящей матери и слова: «Солдатам-сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны». Дизайн этого памятника очень похож на памятник на Диброве того же автора.

Замошня, Украина. В ноябре 1943 года части 151-го стрелкового полка 13-й армии освободили от немецко-фашистских захватчиков деревню Замошня (старообрядческая слобода). В боях за освобождение села погибли шесть советских воинов. Позже они были похоронены здесь в братской могиле. Эта статуя солдата из железобетона высотой 2 метра была добавлена ​​в 1960-х годах вместе с мраморной памятной доской. Лозунг на украинском языке гласит: «Вечная слава воинам-сельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. 1941-1945».

Внизу посвящение на русском языке шести воинам, погибшим здесь в боях: рядовым Гончару, Коркишко, Курносову, Муравьеву, Гахаеву и Петрову. «Вечная слава воинам Советской Армии, погибшим при освобождении сел Замошня и Глинка от немецко-фашистских захватчиков, ноябрь 1943 года».

 

Вы можете увидеть больше фотографий и прочитать больше об этом увлекательном проекте в книге Дармона: Чернобыль: Путеводитель сталкеров (FUEL, 2020).

Пожалуйста, подумайте о том, чтобы сделать пожертвование для нашего сайта. Мы не хотим полагаться на рекламу, чтобы принести вам лучшее из визуальной культуры. Вы также можете поддержать нас, подписавшись на нашу рассылку. И вы также можете следить за нами на Facebook, Instagram и Twitter. Для великого искусства и культуры, доставленных к вашей двери, посетите наш магазин.

Устроить рейв глубоко в Чернобыльской зоне отчуждения ‹ Литературный центр

Официально село Губынь никогда не эвакуировали, но за последние 30 лет уехало так много людей, что эффект тот же. Из нескольких десятков домов большинство стоит пустыми. Единый многоцелевой магазин обслуживает стареющее население. Пластиковые цветы украшают советский военный мемориал, на котором выгравированы символы, которые больше не терпят в Киеве. Дорога, которая когда-то соединяла Губынь с местным муниципальным городом — Чернобылем, — была перекрыта три десятилетия назад, когда по северной окраине села была проведена граница Зоны отчуждения.

Мы въезжаем в Хубин в полдень. Двое стариков сидят на скамейке, а горстка женщин в шалях бредет по главной улице, их шаги синхронизируются с ритмом грохочущего индустриального техно. Возле давно заброшенного деревенского клуба молодые украинцы в дредах и неоновой рейв-экипировке пьют пиво и делят косяк, ожидая начала вечеринки.

Знак города, Чернобыль. В советское время в городах и селах было принято устанавливать свои собственные своеобразные «приветственные» знаки. Наряду с серпом и молотом есть различные символы, представляющие речной порт, промышленность и близлежащую атомную электростанцию.

Рейв в Губине – детище Игоря Опря. В течение нескольких недель он и команда волонтеров сметали мусор в кучи внутри старого здания клуба, чтобы освободить место для танцполов и бара. Продвижение мероприятия вызвало неоднозначную реакцию: в сети появился видеоклип, на котором мужчина в маске красил радужной краской вывеску города в 4-м микрорайоне Припяти с надписью: «Приглашаю всех на Чернобыль Future Rave».

Некоторые сталкеры были возмущены тем, что они считали осквернением Зоны. Я поговорил со Степаном, одним из тех сталкеров, которые контрабандой пронесли банки с серой краской, чтобы вернуть вывеске ее первоначальное состояние. «Эти люди называют себя AVO, — сказал он мне. В соцсетях Анархо-вандальского отряда АВО проект описывается как «театр перформанса» и содержится призыв к декоммунизации Припяти. Предыдущий рейв, который они провели в Зоне, назывался «Трипять», а до следующего мероприятия, «Чилнобыль», оставалось всего неделя. Мне было любопытно узнать, как AVO оправдывает свое вмешательство в Зону, и казалось, что лучший способ узнать это — пойти на рейв и спросить их.

С наступлением сумерек деревенский клуб наполняется людьми, и шаг за шагом музыка становится все громче. К залу подходит местная женщина лет пятидесяти. Я предполагаю, что она пришла пожаловаться, но вместо этого она начинает представляться участникам вечеринки. Мы разговариваем. Ее зовут Валя, она жила в Донецке, но приехала к семье в Губинь, когда на востоке Украины вспыхнул конфликт. Она не хочет говорить о войне, поэтому вместо этого я спрашиваю ее, что она думает о рейве. «Замечательно, — говорит она. «Хубин в основном заброшен. Это грустное место. Когда закрыли Зону, она стала тупиковой. Приятно видеть здесь молодежь!» Перед началом вечеринки на стену, когда-то увешанную досками объявлений и украшенную портретами советских лидеров, проецируют фильм. Валя приводит из села двух пожилых соседок, и мы вместе смотрим документальный фильм Бабушки Чернобыля (2015).

Деревенский клуб, Хубин. В сентябре 2019 года это давно заброшенное здание на границе Зоны отчуждения омолодили под место проведения нелегального техно-рейва.

К ночи танцпол сходит с ума. Накачанные рейверы в неоновых костюмах размахивают светящимися палочками и дуют в свистки. К 10 вечера один тусовщик уже потерял сознание на диване, и после того, как его друзья помогли ему выйти на улицу, он тут же, пошатываясь, вернулся обратно и снова рухнул на то же место. Люди собираются вокруг костров на лужайке снаружи; случайные искры и дым марихуаны висят в воздухе, когда местные бабушки то появляются, то исчезают из толпы. Я покупаю «Black Stalker» (виски и кола) в удивительно богатом баре и выношу его на улицу, где болтаю с техно-диджеем, ожидающим своего утреннего слота.

«Техно — это чистые эмоции», — говорит он между глотками энергетического напитка. «Самый честный из всех музыкальных жанров». Я спрашиваю его, кто эти тусовщики — сталкеры или рейверы? Он смотрит на толпу на мгновение. «Некоторые сталкеры, я думаю, но многих из этих людей я знаю. Это как киевская рейв-сцена, захватившая Зону. Я сначала подумал, что это странно, когда меня попросили сыграть здесь. Но потом подумал, а почему бы и нет? Чернобыль – это наша история. Я думаю, что хорошо вернуть сюда жизнь, выразить новые эмоции в этом месте».

Около полуночи прибывает туроператор «Сталкер» Владислав Суворов. Он только что из нелегального похода, и, видимо, это была настоящая катастрофа. Весь день шел проливной дождь, промокший их группу из восьми человек до нитки и превративший землю в скользкую грязь. Через десять километров они сдались, решив сдаться полиции для беспрепятственного подвоза обратно к блокпосту. Но у одного из туристов не было паспорта, а это означало долгий допрос пограничников. Так что Владислав остался с ним, и они вдвоем шли еще девять часов под дождем, чтобы благополучно выбраться из Зоны. Чуть позже приезжает мой собственный сталкер-гид Кирилл, правда я его почти не узнаю. В прошлом году он был трезвенником и созерцателем, которому в Рыжем лесу нравилось больше, чем среди других людей. Но сегодня Кирилл — знаменитость — кажется, все на рейве его знают, а он кричит, щеголяет, танцует и пьет, пробивая себе дорогу сквозь толпу. Когда я здороваюсь, он тепло меня приветствует, но не в том состоянии, чтобы разговаривать.

Единственный трезвый человек в зале, кажется, организатор рейва Игорь. Он постоянно в движении. Теперь он мчится из-за неисправности электропроводки во второй аудиосистеме, чтобы заняться потерявшим сознание пьяницей в саду. Только в ранние часы мне удается уговорить его поболтать.

Ограждение по периметру Чернобыльской зоны отчуждения. За деревней Хубынь ржавая колючая проволока нависает над тропинкой, ведущей в Зону. Отсюда нарушителю придется идти целый день, прежде чем он столкнется со значительным уровнем радиации.

«Многие здесь никогда раньше не были в Чернобыле. Мы пытаемся привлечь внимание своими выступлениями в Зоне, даже если это негативное внимание». Игорь, чей интерес к Зоне отчасти был вдохновлен выпуском S.T.A.L.K.E.R. », говорит, что с 2012 года он совершил более тридцати незаконных посещений. Некоторое время он работал официантом в одной из гостиниц в Чернобыле, и именно во время общения с туристами он заинтересовался характером индустрии. «Я не против туризма — я за туризм. Но официальный туризм в Зоне сегодня порочный и коррумпированный. Все турфирмы платят по преступной схеме откатов, тогда как на самом деле деньги должны идти в государственный бюджет».

Игорь говорит, что его группа АВО обеспечивает движение протеста. «Это виртуальная контр-субкультура, — говорит он. «Это началось в 2010 году как шутка. Наша миссия сегодня — преобразить Припять — не уничтожить ее, как некоторые говорят, а использовать перформанс, чтобы привлечь к ней внимание. Итак, мы нарисовали вывеску… и что?» Никто не пострадал, и он уже покрашен в свой первоначальный цвет. На здании советский герб… теперь по закону его должны убрать. Так как насчет того, чтобы вместо этого покрасить его в розовый цвет? Украинский закон о декоммунизации абсурден, и мы отвечаем ему так — абсурдом, постиронией»9.0003

Коготь журавля, г. Янив (окраина Припяти). Это оборудование использовалось для очистки четвертого реакторного блока от мусора во время расчистки 1986 года. Сегодня он дает потенциально опасные показания дозиметра до 600 мкЗв/ч. В конце 2019 года он стал объектом предполагаемого «перформанса» и был окрашен в ярко-розовый цвет. Это положило начало непрекращающейся битве между художниками-граффити и сталкерами-пуристами, которые попытались восстановить его первоначальные цвета.

Через несколько недель следующий трюк AVO заключается в том, чтобы покрасить знаменитую клешню чернобыльского журавля в ярко-розовый цвет. Сильно облученный объект восстановить не так просто, как предыдущие цели. В сети Игорь пишет: «На окраине города Трипять стоит журавлиная клешня, которой выгребали обломки чернобыльского реактора… Теперь туристы меньше будут подвергать свое здоровье опасности, ведь они больше не будут фотографировать себя на глазах этой красоты».

Я сплю в машине друга, просыпаюсь на рассвете от непрерывного барабанного боя. Горстка зомби все еще танцует в зале. Некоторые ютятся в углах или спят в палатках, разбросанных в кладовых, в то время как другие сидят снаружи, курят сигареты и смотрят с пустым лицом на тлеющие угли вчерашнего костра. За деревенским клубом старая дорога с асфальтированными краями, заросшими травой, ведет на север, к лесу. Я иду по нему мимо кладбища с военным мемориалом, пока он резко не останавливается там, где земля была снесена бульдозером в гребень, обозначающий внешнюю границу Зоны отчуждения.

Мурал на жилом доме, улица Героев Сталинграда, г. Припять. На этой фреске в стиле соцреализма изображены добродетельные граждане (фермер, строитель, милиционер и пионер) под лучезарным советским гербом.

«Мост смерти» на дороге между Припятью и электростанцией. Утверждают, что в ночь катастрофы несколько жителей Припяти стояли здесь, чтобы получше рассмотреть горящую АЭС. Мост получил свое прозвище из-за широко распространенного, но неверного, мнения, что все зрители вскоре после этого умерли от радиационного облучения.

Несколько ржавых прядей проволоки лениво качаются между деревьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *