Столица сиама: Аюттайя древняя столица Сиама

Аюттая — средневековая столица Сиама

Тропы почти всех туристов в Таиланде непременно ведут к многолюдной и шумной столице страны — Бангкоку, которая удивляет каждого неожиданным сочетанием урбанизации и архаики. Повсюду на улицах украшенные цветочными гирляндами, нарядные, почти игрушечные, домики духов со свежими подношениям. А рядом ревущие ленты многоярусных скоростных магистралей и крыши небоскребов с разметкой посадочных площадок для вертолетов.

Свидетели старины мегаполиса — ребристые высокие башни храмов на берегах быстрой реки Чуапраи, буквально кипящей от стремительных движений священных белобрюхих сомов. Экзотика, безмерная яркость цвета и изощренность форм архитектурного декора дворцов в сочетании с невыносимо влажной жарой просто ошеломляют. Шестиметровые статуи великанов-ракшасов, охраняющие от злых духов павильоны Большого Королевского дворца и храм Изумрудного Будды, устремленные к небу золотые шпили реликвариев невероятно далеки от привычно сдержанного облика европейских столиц.

Блеск и мерцание красочных форм как-то незаметно погружают в восторженные детские видения волшебного царства, полного невиданных красот и несметных богатств. Если вы никогда не были в Большом Королевском дворце Бангкока в солнечный день — это значит, что о яркости цвета у вас самые прозаичные представления.

Руины другого некогда великого города — средневековой столицы Сиама, изумлявшей своей красотой европейцев, находятся примерно в 80 километрах от Бангкока. Приехать сюда в сезон завершения дождей непросто. Туристический бум пока еще не начался, да и, к сожалению, у русских туристов Аюттая (Аюттхая, Аюттхайя, Аютия), часто характеризуемая в путеводителях как полностью разрушенная древняя столица Сиама, не вызывает большого интереса, представляясь грудами битого камня и кирпича. Между тем руины некогда прекрасного города занесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, могут и сейчас поразить воображение.

Уже с XIV столетия в нижнем течении Менама князь Утонга основал в 1350 году новую столицу — Аюттаю. Вскоре она стала центром государства Сиам, распространив свое влияние на центральный Таиланд и на юг — на часть Малаккского полуострова. С XIV по XVIII век Аюттая была мощным культурным центром. Прочные торговые связи соединяли ее с Китаем, Японией, странами Юго-Восточной Азии и Европы. Король Франции Людовик XIV отправлял в Сиам своих послов, а британские и португальские купцы приезжали сюда за ароматными специями. Историки отмечают, что «столица Сиама в XVII в. превосходила Париж. Считалось, что в Аюттае проживают подданные (или представители) 43 государств. Подданным каждого иностранного государства предоставлялся особый квартал, или слобода, где они могли жить, следуя законам и обычаям своей страны, под управлением старшины, выбранного из их числа и ведшего дела с сиамскими чиновниками» (Э. О. Берзин. История Таиланда. 1973). Интенсивная торговая жизнь города привела к стремительному расцвету его культуры. Аюттая стала центром художественной жизни и ремесленного производства. Великолепие отстраиваемых дворцов и храмовых ансамблей, искусно украшенных умелыми мастерами прикладного искусства, было отмечено в восторженных описаниях, побывавших здесь европейцев: купцов, путешественников и миссионеров.

Между тем история столицы не была безмятежной: страна часто страдала от военных походов Бирмы. Сиам пережил огромное потрясение, когда после продолжительных войн бирманцы на боевых слонах все же сумели в 1767 году окончательно покорить город. Жители Аюттаи надеялись, что разлив реки спасет их, оттеснив завоевателей, но этого не произошло. Бирманцы, зная коварный нрав стихии, предусмотрительно заняли возвышения, сохранив осаду. Покорение страны было жестоким. К сожалению, в огне войны погибли исторические летописи и архивы Аюттаи, поэтому о печальной участи города мы узнаем из других письменных источников. Оказалась уничтоженной гражданская деревянная архитектура и великолепные дворцы правителей Сиама. Завоеватели расплавили золотые статуи Будды и ограбили реликварии, некоторые из них в поисках ценностей были разрушены до основания, ведь тайские храмы того времени были истинными сокровищницами. Со временем в обезлюдевшей столице исчезли пруды для лотосов и водоемы у храмов для разведения священной живности.

Опустевшие ряды маленьких и больших ниш храмовых комплексов, заполненные ранее статуями святых, постепенно зарастали травой. Руины города были преданы полному забвению.

Сейчас о былом величии столицы Сиама свидетельствуют панорамы храмовых ансамблей. Здесь тихо и спокойно, хорошо думается, не отвлекают разноголосица и толкотня ошалевших от влажного и горячего воздуха полчищ туристов. Культовые памятники Аюттаи предстают перед посетителем как гигантские полуразрушенные пазлы, и прошлое здесь особенно осязаемо. Многочисленные утраты и разрушения настойчиво требуют мысленного восстановления. Каменные статуи Будды, украшавшие храмовые комплексы, утратили свои головы, разбитые бирманцами. Завоеватели также были буддистами, но не побоялись обезглавить богов в сиамских храмах, показывая, что тайцы не в состоянии защитить даже свои святыни. Так и остались до современного времени аллеи обезглавленных священных статуй в ансамбле Ват Махатхат, строительство которого было завершено в 1384 году при короле Рамесуане.

Сам храм был королевским монастырем, и здесь сохранилась не разбитой от варварской акции бирманцев лишь одна средневековая голова Будды. Срубленная с плеч статуи и погребенная под обломками, она одновременно простым и чудесным образом явилась миру только через века. Корни дерева оплели и постепенно подняли над поверхностью земли спокойный, медитирующий лик с полуприкрытыми глазами. Древний образ Будды в объятиях корней — одна из главных святынь в Аюттае для исповедующих буддизм, рядом с которой можно фотографироваться лишь присев на корточки, дабы не возвышаться над святыней, с которой у тайцев связано множество легенд.

Один из замечательных руинированных архитектурных комплексов Аюттаи, стоящий на берегу реки Ват Чай Ваттанарам, основан в 1630 году. Рядом с храмом установлена модель реконструкции всего ансамбля, но даже без нее можно видеть зримое воплощение не только универсалий средневековой эстетики буддизма, но и традиции классической точной пространственной упорядоченности форм.

Панорама храмового комплекса — отражение глубокого понимания пропорций и соотношений постепенно нарастающих объемов башен, создающих эффект грандиозности величественного замысла. Массивные ребристые башни напоминают выросшие из земли гигантские кристаллы. При создании архитектурных ансамблей зодчие Юго-Восточной Азии, конечно, были связаны многочисленными канонами. По-видимому, ансамбль воспроизводил в буддийской версии уменьшенную модель Вселенной. Центральная башня — стройная, 35-метровой высоты, как бы задает собой вертикальную доминанту и символизирует легендарную гору Меру, состоящую из золота и драгоценных камней. Согласно мифу гора — центр вселенной, на ней живут боги, а вокруг вращаются солнце, луна и планеты. Четыре меньших башни словно вторят формам центральной башни, подготавливая ее медленное движение кверху. Они олицетворяют четыре континента, плывущих в стороны света. Ват (храм) принадлежал королевской династии и был построен в правление Прасаттхонга. Грандиозный ансамбль был связан с религиозными обрядами тайцев и предназначался для культовых церемоний с участием членов королевской семьи.
На его территории также проходила кремация принцев и принцесс. Здесь было установлено более ста статуй Будды, также обезглавленных бирманцами в 1767 году. Храм, веками страдавший от наводнений, не был пощажен стихией и в позапрошлом году, когда в Таиланде случилось самое большое за последние 50 лет наводнение, Ват Чай Ваттанарам не спасла даже стационарная дамба. Поэтому не удалось пройти по священной тропе процессий мимо реликвариев и других культовых сооружений. Но не только река, но и жаркий влажный климат разрушает древние памятники, способствуя бурному росту растений прямо в каменном декоре руин. Их цепкие корни постепенно разрывают тщательно выполненную кирпичную кладку и даже блоки латерита (горная порода). Изумление вызывает бесстрашная работа уборщиков, которые без страховочных веревок и ремней на многометровой высоте выдергивают ярко-зеленые побеги, закрепившиеся на стройных башнях. Даже в руины Ват Чай Ваттанарама вызывают восхищение красотой пропорций и соразмерностью форм.
Стройный и гармоничный, он навсегда останется таким, каков есть сейчас — разрушенным ослепленными, обезумевшими от ненависти людьми, стихией воды и временем, и все же удивительно прекрасным. Хотя еще в 1956 году правительством Таиланда было принято решение о реставрации архитектурных памятников Аюттаи, этот ансамбль из-за значительных утрат может быть восстановлен лишь частично.

Средние века — это время, когда происходил непрерывный обмен художественным опытом между странами Юго-Восточной Азии. Многочисленные руины реликвариев можно видеть в каждом храмовом комплексе Аюттаи. Часто они образуют композиционно продуманные группы с другими памятниками, а иногда своеобразные микроансамбли. Появление этого типа сооружений уводит на родину буддизма — в Индию и связано с известным событием из жизни Просветленного. Согласно легенде, ученики Будды однажды спросили его: «Как поминать тебя, Учитель, когда ты уйдешь?» В ответ Будда молча расстелил на земле свою накидку, поставил на нее вверх дном чашу для подаяний и зонт. То есть три обязательных компонента реликвария означают одежду монаха, чашу для подаяний и зонт, защищающий от солнца и дождя. Так в соответствии с традицией возник индийский реликварий (ступа). Ступа также воплощает собой космическое начало вселенной и всегда состоит из основания, полусферы, шеста на ее вершине с нанизанными на него кругами, символизирующими небо. В Сиаме этот тип культового сооружения несколько изменился в пропорциях и получил название пранг. Тайский пранг иногда называют разновидностью прачеди (Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии, 1978). Реликварий всегда имеет вытянутую форму, его высокий шпиль часто состоит из нанизанных друг на друга дисков, условно передающих многоярусные зонтики индийских ступ. Эти сооружения первоначально строили для хранения реликвий Будды или просто в память о Просветленном, позднее некоторые из них тайцы строили для хранения пепла членов королевских династий.

Как известно, «колесо учения» (дхармачакра) — один из главных символов буддизма. Согласно традиции оно было приведено в движение Буддой после его просветления во время первой проповеди в роще близ Сарнатха (Индия). В Аюттае также ощутимо символическое присутствие Будды. Верующие приносят дары и цветы лотоса — символа чистоты и духовного просветления к действующим святилищам. Преклоняются перед огромным почти полуметровым отпечатком ноги Будды (Буддапада), являющимся священным знаком его присутствия. Как это часто бывает, здесь одновременно уживаются святое и житейское, обыденное. Всего за 500 батов можно укрыть золотистым покрывалом многометровую белоснежную статую Лежащего Будды и решить этим обрядом личные финансовые проблемы. В литературных источниках часто отмечается, что ни в одной другой стране Юго-Восточной Азии не изготавливалось такого количества статуй Будды, как в Таиланде. Камень, металл, терракота, а сейчас даже литье из разноцветного пластика служат для создания миниатюрных и больших статуй. Несмотря на то, что миниатюрные фигурки буддийских святых продаются совершенно свободно и не только на территории храмов, вывоз из страны даже современных изображений Будды не поощряется. По словам экскурсоводов, исключение делается только для фигурок высотой не более 8 сантиметров.

Действующие монастыри в Таиланде есть повсеместно и играют заметную роль в обществе. До сих пор во многих семьях принято на сезон дождей отправлять туда сыновей. Если же отпрыски огорчают своих близких непутевостью, то родные отправят их в монастырь обязательно. Строгие правила поведения, удаленность от мирских соблазнов и утех, ежедневный физический и духовный труд, по словам тайцев, творят чудеса, часто возвращая в лоно семьи исправившихся юношей.

В окрестностях Аюттаи находится загородная резиденция монархов Таиланда, посещаемая ныне королевской семьей. Живописная парковая территория, включающая систему искусственных каналов с фонтанами, перекинутыми мостами и водоемами с островками — один из примеров ландшафтного мышления тайских мастеров. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах. Первый летний дворец Банг Па-Ин был построен королем Прасат Тхонгом еще в XVII веке, но весь ансамбль создавался постепенно, на протяжении нескольких веков. Одной из достопримечательностей королевской резиденции является павильон Айсаван Типпайя Асна, построенный в XIX веке. Он находится в центре искусственного озера и напоминает хрупкий цветок. Легкая многоярусная крыша с тонким резным шпилем — характерный пример тайской архитектуры — создает эффект парения над водой. С течением времени здесь были выстроены дворцы и павильоны в традициях неоклассики и водонапорная башня, решенная как неоготическая постройка. Издалека заметна двухъярусная черепичная крыша, украшенная драконами и сложной резьбой. Окрашенные в красный цвет элементы декора позволяют безошибочно отличить дворец, построенный в «китайском стиле». Весь загородный ансамбль представляет собой образец эклектики, невероятного и даже забавного смешения европейских и тайских традиций архитектуры. Парк королевской резиденции оформлялся с таким расчетом, чтобы посетитель мог чувствовать себя окруженным природой, пышными тропическими растениями, цветами и с разных точек обзора ему открывались новые ландшафтные перспективы. В каналах и прудах парка кипит жизнь. Здесь привольно живется черепахам, рыбам и кайманам. Увидеть сонную рептилию, отдыхающую на ухоженной травке, считается хорошей приметой. Комплекс по своему характеру и назначению перекликается с парижским Версалем и отечественным Петергофом. Он такой же пышный, эффектный, но очень… тайский.

Бывшая средневековая столица Сиама Аюттая живет сейчас вполне тихой жизнью сравнительно небольшого провинциального города, оживающей только в туристский сезон. Ее бурное и яркое прошлое отражено в замечательных памятниках архитектуры, способных вызвать в сознании отчетливые исторические реминисценции. Здесь, среди величественных развалин, где неспешно ведутся реставрационные работы, невольно возникают раздумья о противоречивой сущности человеческой натуры, наделенной как способностью к безудержному творческому созиданию, так и к безумному разрушению.

Виктория ШИШКИНА
Фото автора

‹ Под синим шелком иерусалимских небес Вверх Единое пространство культуры ›

Айюттайя — столица Сиама

Все экскурсии Паттайи >> Айюттайя

Айюттайя – древняя столица царства Аютия, которое существовало на территории Таиланда еще до образования Сиама. Во время однодневной экскурсии по местным достопримечательностям этого старинного города вы посетите Дворец Бангпаин, а также побываете в монастыре, расположенном на острове посередине реки Чао Прао.

Кроме того в программу входит посещение легендарного Храма Лежащего Будды, где можно воочию увидеть старинную 8-метровую статую Лежащего Будды, расположенную под открытым небом.

Посредине дня вас ждет перерыв на обед, который состоится в одном из лучших ресторанов Аюттайи. А затем вы отправитесь в Пхра-Махатхат – знаменитый храм, где находится каменная голова Будды, опутанная корнями тысячелетнего дерева.

Завершающим этапом путешествия станет увлекательная экскурсия по руинам древнего замка Пхра-Сисанпхет, а также посещение действующего храма Ват На Пхра Мен, в котором хранится 1300-летняя статуя Будды из зеленого камня.

Показать описание

Айюттайя – древняя столица царства Аютия, которое существовало на территории Таиланда еще до образования Сиама. Во время однодневной экскурсии по местным достопримечательностям этого старинного города вы посетите Дворец Бангпаин, а также побываете в монастыре, расположенном на острове посередине реки Чао Прао.

Кроме того в программу входит посещение легендарного Храма Лежащего Будды, где можно воочию увидеть старинную 8-метровую статую Лежащего Будды, расположенную под открытым небом.

Посредине дня вас ждет перерыв на обед, который состоится в одном из лучших ресторанов Аюттайи. А затем вы отправитесь в Пхра-Махатхат – знаменитый храм, где находится каменная голова Будды, опутанная корнями тысячелетнего дерева.

Завершающим этапом путешествия станет увлекательная экскурсия по руинам древнего замка Пхра-Сисанпхет, а также посещение действующего храма Ват На Пхра Мен, в котором хранится 1300-летняя статуя Будды из зеленого камня.

Программа экскурсии «Айюттайя»

Кликните по любому пункту для подробного ознакомления:

1 день

Цена: 2300 1200

Мы посетим:
  • Bang Pa-in Palace Королевская резиденция — дворец.
  • Монастырь на острове посередине реки Чао Прао.
  • Wat Yai Chai Mongkol
  • Wat Maha That
  • Wat Phra Sri Sanpet
  • Wat Na Phra Men
  • Также мы побываем на месте съёмок блокбастера «Mortal Kombat»
  • Обед в одном из лучших ресторанов Аюттайи на берегу реки, великолепный обед в национальном стиле (множество вкуснейших тайских блюд)
Расписание:
  • отправление из Паттайи
  • возвращение

Дни проведения: ЕЖЕДНЕВНО

Видео из «Айюттайя»

Галерея фотографий от «Айюттайя»

Аютия, древняя столица — Удивительный Таиланд

Перейти к содержимому

Предыдущий Следующий

Аютия, древняя столица

Заметки об Аюттхая, древней столице

Аюттхая — город в Таиланде, примерно в 80 км к северу от Бангкока. Это была первая столица Королевства Сиам и процветающий международный торговый порт с 1350 года до его разорения бирманцами в 1767 году. Остатки старого города теперь образуют Исторический парк Аюттхая, место археологических раскопок, в котором находятся дворцы, буддийские храмы, монастыри и впечатляющие статуи.

Легенда Аюттайи

Легенда Аюттайи повествует о принце У Тонге, который позже принял королевское имя Раматибоди во время своего правления с 1350 по 1369 год. Когда его отправили в сельскую местность, чтобы избежать эпидемии оспы, он Говорят, что во время прогулки он нашел тонкую раковину, зарытую в землю. В момент откровения и ясности он избрал именно это место местом для своей будущей столицы. Он сразу же поставил раковину на поднос пьедестала и построил вокруг нее павильон.

Он назвал столицу Аюттхая в честь города Айодхья в Северной Индии, где родился Рама, прославившийся индуистской Рамаяной. Аюттхая стала второй столицей Сиама после Сукхотаи и идеально расположена между Китаем, Индией и Малайским архипелагом, что делает ее торговой столицей Азии и даже мира. К 1700 году Аютия стала крупнейшим городом в мире с населением более миллиона человек.

Многие международные купцы отправляются в Аюттайю из арабского мира, Китая, Индии, Японии, Португалии, Франции и Нидерландов, а европейские купцы провозглашают Аюттайю лучшим городом, который они когда-либо видели. На голландских и французских картах города изображены великолепные усыпанные золотом дворцы, грандиозные церемонии и огромный флот торговых судов со всего мира. В 16 веке Сиам достиг своего пика с точки зрения суверенитета, военной мощи, богатства, культуры и международной торговли.

Всему этому, к сожалению, пришел конец, когда бирманцы вторглись в Аюттайю в 1767 году и сожгли город дотла. Сегодня руины дают представление о некогда впечатляющем городе, который характеризовался башнями-прангами и большими монастырями. Большая часть остатков относится к храмам и дворцам, так как в то время это были единственные здания из камня.

Ориентация Аюттхая

Аюттхая была основана на острове в месте слияния трех рек: реки Чао Прайя, которая ведет в Бангкок, реки Лопбури и реки Па Сак. Это было стратегическое решение разместить столицу над Сиамским заливом в надежде, что это место предотвратит нападение со стороны океана.

В архитектурном отношении стили представляют собой заманчивую смесь кхмерского стиля древней Камбоджи и раннего Сукотая с художественными чертами, характерными для периода Аюттхая. Элементы этих разных эпох можно увидеть в слоях и влияниях, привнесенных правлением 33 королей.

Дипломатов и торговцев издалека приглашали остаться в Аюттайе, и их влияние можно увидеть в старых японских поселениях и португальских деревнях, а также во дворцах и зданиях в швейцарском, бельгийском и русском стиле. Исторически сложилось так, что несиамцам не разрешалось жить внутри городских стен, а это означало, что иностранные кварталы располагались за пределами острова. К ним относятся Мусульманский квартал, Японская деревня, Португальская деревня и Баан Холланда.

Посещение исторического парка Аюттхая

Посетив исторический парк Аюттхая сегодня, вы найдете железнодорожную станцию ​​на восточной стороне острова, и большинству посетителей необходимо пересечь реку на пароме. U Thong Road — это кольцевая дорога, которая полностью окружает остров, при этом большинство руин храмов находится на северо-западе острова, а жилье и другие достопримечательности в основном сосредоточены вокруг северо-востока.

Для тайцев Аюттхая стала местом, где чтят предков и собирают мудрость, накопленную на протяжении веков, и является основанием великой ностальгической гордости. Это обязательное место для посещения для всех, кто любит культуру, историю, искусство и археологию. Его близость к Бангкоку делает его популярным местом для однодневных поездок среди путешественников и посетителей из Бангкока.

Великое национальное значение руин Аюттайи было официально признано в 1991 году, когда они стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

360 Онлайн2021-10-09T08:57:12+00:00 Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

Таиланд | История, флаг, карта, население, язык, правительство и факты

флаг Таиланда

Аудиофайл: Государственный гимн Таиланда

Аудиофайл: Королевский гимн Таиланда

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Премьер-министр: Прают Чан-оча
Капитал:
Бангкок
Население:
(оценка 2023 г. ) 67 293 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 34,724 тайских бата
Глава государства:
Король Ваджиралонгкорн

Посмотреть все факты и статистику →

18 мая 2023 г., 6:06 по восточноевропейскому времени (AP)

Лидер таиландской оппозиционной партии, победившей на выборах, объявляет план восьмипартийной коалиции по захвату власти

Лидер прогрессивной оппозиционной партии, одержав ошеломляющую победу на национальных выборах в Таиланде, заявил в четверг, что восемь партий согласились сформировать коалиционное правительство с ним в качестве премьер-министра, несмотря на опасения среди сторонников, что его противники, связанные с военными, могут использовать неизбранный Сенат, чтобы заблокировать их

17 мая 2023 г., 7:17 по восточноевропейскому времени (AP)

Жара в Азии стала в 30 раз более вероятной из-за изменения климата, говорят ученые по крайней мере в 30 раз более вероятно из-за изменения климата, согласно быстрому исследованию международных ученых, опубликованному в среду

15 мая 2023 г. , 20:50 по восточноевропейскому времени (AP)

Что ждет Таиланд после драматической победы оппозиции на выборах?

Таиландская оппозиция набрала подавляющее большинство из 500 мест в Палате представителей, нанеся серьезный удар по правящим партиям и бывшему генералу, который возглавлял страну Юго-Восточной Азии с момента захвата власти в результате переворота 2014 года.

15 мая 2023 г., 10:23 по восточноевропейскому времени (AP)

Оппозиционные партии Таиланда после ошеломляющей победы на выборах разработали планы по привлечению союзников для прихода к власти В Палате представителей две ведущие оппозиционные партии Таиланда в понедельник начали планировать следующий этап своей попытки заменить правительство, в котором доминируют военные. рынки в основном выше; Турция и Таиланд отстают после выборов

Мировые акции в понедельник в основном выросли после слабого старта в Азии, в то время как ориентиры в Турции и Таиланде упали после провала выборов правящих партий на выходных

Таиланд , страна, расположенная в центре материковой части Юго-Восточной Азии. Расположенный полностью в тропиках, Таиланд включает в себя разнообразные экосистемы, в том числе холмистые лесные районы северной границы, плодородные рисовые поля центральных равнин, широкое плато на северо-востоке и изрезанные побережья вдоль узкого южного полуострова.

До второй половины 20-го века Таиланд был в основном сельскохозяйственной страной, но с 1960-х годов все больше людей переезжает в Бангкок, столицу, и в другие города. Хотя большая столичная зона Бангкока остается выдающимся городским центром страны, есть и другие крупные города, такие как Чиангмай на севере, Накхонратчасима (Корат), Кхон Каен и Удонтхани на северо-востоке, Паттайя на юго-востоке. и Хатъяй на крайнем юге.

Сиам, как официально назывался Таиланд до 1939 года, никогда не находился под европейским колониальным господством. В независимом Сиаме правила абсолютная монархия до революции 1932 года. С тех пор Таиланд является конституционной монархией, и все последующие конституции предусматривали избираемый парламент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *