Аюттая – столица древнего Сиама в 2023 году, цены. Подбор тура
home СТРАНЫ / Таиланд / На заметку путешественнику / Аюттая – столица древнего Сиама
заказатьСовременный Таиланд бережно хранит свою историю. Ее проявления встречаются повсеместно. Один из заповедников древностей можно посетить в Аюттае. Старая часть города включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Посещая Бангкок, вы погружаетесь в современный мир Таиланда. Но совсем рядом от него находится совсем другой мир, чем-то похожий на город-призрак, пришедший из глубины веков. Это древняя столица Сиама – Аюттая. Вся ее история непрерывная цепь взлетов и падений. Периоды расцвета перемежались захватами и разрушениями. Но сиамский народ изгонял агрессоров и вновь восстанавливал свой любимый город. К семнадцатому веку Аюттая стала крупнейшим городом Юго-Восточной Азии и, даже, мира. Европейцы, посещавшие эту столицу в то время, ставили ее на один уровень с Лондоном и Парижем. А добиться такого признания от чужаков совсем не просто. Слишком сильно нужно было поразить их воображение. Но в жизни не бывает все гладко. Человеческая зависть и ненасытность – чувство интернациональное. После многочисленных грабительских набегов бирманцы захватили Аюттаю в 1767 году и основательно ее разрушили. После освобождения города стало понятно, что проще отстроить новую столицу, чем пытаться восстановить оставшиеся руины. Такова предпосылка к основанию Бангкока.
Аюттая, Таиланд
Но и сиамцев не стоит идеализировать как пострадавшую сторону. В те времена была эпоха постоянных войн и набегов на соседей. Передел карты Юго-Восточной Азии – любимое занятие древних правителей. Да и вся история Аюттаи сплошная череда дворцовых переворотов. Почти ни один король не умер естественной смертью. Так гласит история. В борьбе за власть не останавливали ни королевская кровь, ни монашеский сан. Так в 1629 году по приказу первого министра Прая Сриворавонга был убит принц Сурин, бывший в то время монахом. Его предали казни «по-королевски». Жертву завязывали в бархатный мешок и забивали дубиной из сандалового дерева до смерти. Вот уж, действительно, королевские почести.
Аюттая, Таиланд
Сегодняшняя Аюттая разделена на две части – современную и историческую. По ее размеру не скажешь, что город некогда населял миллион жителей. В те времена не было многоэтажек, где на малой площади можно разместить множество жителей. Поэтому территория древней Аюттаи была огромной. От былого величия осталось всего несколько храмов и фрагменты крепостной стены. Чтобы сделать руины более привлекательными для туристов, идут реставрационные работы. Восстанавливают крепостные стены. Это, вроде, и неплохо. Но реальные исторические раритеты скрываются под новоделом. Хоть и искусно выполненным. Чтобы получить представление об этом историческом месте, посетим несколько храмов. Нельзя сказать, что они самые интересные, а другие не очень. Но чтобы знать о том, что посетить Аюттаю стоит обязательно, этого будет достаточно.
Wat Mahathat
Аюттая, Таиланд
Один из немногих храмов, где для осмотра открыто много уцелевших древних сооружений. Некоторые из них в очень неплохом состоянии. Может быть, бирманцы не захотели возиться с их разрушением, а может, над ними хорошо потрудились реставраторы. Почти все ступы стоят целые. Грандиозным храмам повезло меньше. Но их руины, как в разрезе, позволяют в деталях рассмотреть всю конструкцию. Встречаются очень интересные экземпляры. Оказывается, не все сделаны только из одного кирпича. У некоторых внутри каменный «сердечник». По способу кладки он очень напоминает Ангкор Ват в Камбодже. А это наталкивает на интересные мысли. После Ангкора подобный тип строительства больше нигде не применялся. Получается, что возраст Аюттаи на 400-500 лет больше, чем озвучено в официальной версии. Но, чтобы это доказать, необходимо провести полномасштабные исследования. Однако этим вряд ли кто-то будет заниматься. Ведь тогда придется пересматривать все исторические хроники. Гораздо проще придумать какую-нибудь красивую легенду, чтобы привлекать любопытных туристов. Именно по такому пути пошли в этом храмовом комплексе.
Аюттая, Таиланд
На всех туристических буклетах об Аюттае красуется фотография головы Будды, оплетенная корнями баньяна. Любой местный гид в красках расскажет, как явилось это чудо. Из-под земли дерево подняло своими корнями каменную голову Будды. Но, ведь, лукавят же. Баньяну от силы лет тридцать-сорок, а всю территорию неоднократно перекопали археологи и «черные копатели» еще до того, как здесь появился росток этого дерева. Зато красивая легенда вызывает восторженные вздохи туристов. Но есть подозрение, что это «чудо» рукотворного происхождения.
Аюттая, Таиланд
На территории этого комплекса выставлено большое количество древних статуй Будд. Мастерство древних камнерезов внушает уважение. Но и вандализм захватчиков проявляется во всей красе. Почему-то победители считали своим долгом снести головы у всех статуй. Их, даже, не останавливало то, что это фигуры Будды. Не исключено, конечно, что статуи ломались от времени в самом слабом месте. Но если учесть, что тайцы трепетно относятся к изображению Будды, то первая версия более вероятна.
Wat Ratchaburana
Аюттая, Таиланд
Этот храмовый комплекс относительно небольшой и неплохо сохранился. На входе встречает здание, без каких либо архитектурных изысков. Вероятно, это компенсировалось наружной и внутренней отделкой. Но сейчас от нее не осталось и следа. Внутри огромного зала остатки разрушенной колоннады. Сквозь пустой дверной проем виден, вознесшийся ввысь, грандиозный храм. Надо полагать, раньше в этом зале проводились роскошные королевские приемы. Сейчас это просто большая кирпичная коробка. Без крыши и зияющими оконными и дверными проемами. Можно только пофантазировать о былом величии.
Аюттая, Таиланд
Храм сохранился лучше. На нем, даже, осталась местами родная штукатурка. Вылепленные из цементного раствора мифологические фигуры. Но и здесь видна рука реставраторов. Где-то добавлена штукатурка, где-то подправлены элементы фигур. Вскоре этот новодел будет совсем незаметен. Дожди и тропический климат сделают свое дело. Но в этом храме есть один секрет. По крутой лестнице нужно подняться вверх, чтобы войти в небольшое помещение. Внутренние помещения, вообще, неправдоподобно маленькие по отношению к размерам всего сооружения. Кажется странным, что в такой грандиозной конструкции не используется внутреннее пространство. Его почти нет. Но, поднявшись наверх, вы увидите небольшую лесенку ведущую вниз. Оттуда на вас дохнет сыростью. Возникнет сомнение, а стоит ли туда идти? Конечно! Ведь там самое интересное. В глубине храма находятся настоящие фрески и рисунки, дошедшие до нас со времен древней Аюттаи. Но помещения с картинами совсем маленькие. На лестнице, ведущей туда, двоим можно разойтись, но только боком. Тусклая лампочка едва разрывает сырую мглу, освещая древние фрески.
Wat Yai Chai MongkonАюттая, Таиланд
Из древних строений здесь сохранилась только ступа. Крутые ступеньки ведут наверх. Туда, где в маленьком помещении стоит статуя Будды. Сверху открывается вид на внутренний двор, по периметру которого, сидят десятки каменных Будд, завернутые в оранжевую ткань. В отличие от других, это действующий храм. Первоначальное здание было разрушено, и на его месте воздвигли новое. Но, не смотря на новизну, интересное есть и там. Внутри храма стоит стеклянный куб, в котором сидит монах. Служители храма говорят, что это настоящий святой, а не персонаж из музея мадам Тюссо. Он с легкой улыбкой смотрит на молящихся и, вероятно, благословляет их. Во всяком случае, хочется в это верить.
Wat ChaiwatthanaramАюттая, Таиланд
Пожалуй, этот храм самый грандиозный во всей Аюттае. По официальным данным построен в 1630 году. Бирманцы его основательно разрушили, и то, что мы можем сейчас видеть – результат работы реставраторов. Центральный храм издалека похож на какой-то фантастический космический корабль, застывший на старте. Его окружают классические тайские ступы. По всей территории комплекса тянутся кирпичные, то ли дорожки, то ли остатки каких-то стен. Говорят, что этот храм был построен для проведения церемоний. Но надо полагать, что весь обслуживающий персонал был приходящий. Потому что здесь нет ни одного здания пригодного для жилья. Ни для монахов, ни для царствующих особ. К сожалению, туристов на территорию храма не пускают, и ограничиться придется только созерцанием со стороны.
Лежащий БуддаАюттая, Таиланд
Кроме храмов в Аюттае прямо под открытым небом расположилась статуя Лежащего Будды. Она полностью повторяет такую же фигуру в Бангкоке. Но в столице статуя покрыта золотом и находится в храме. Здешний Будда поскромнее. Ему, даже, не часто делают косметический ремонт, но от того почитают не меньше. Историческая часть города окружена тремя реками. В сезон дождей они иногда выходят из берегов, принося немало бед местным жителям. На статуе Будды видны следы, показывающие, на какую высоту поднималась вода.
Прогулки на слонахДаже самые интересные экскурсии могут утомить большим количеством информации. А ведь мы посетили всего несколько храмов из десятков подобных, разбросанных по всей территории Аюттаи. Как же снять напряжение и немного отвлечься? В самом центре исторической части города есть небольшой парк. Главная его достопримечательность, кроме руин храмов, это слоны. Отсюда можно совершить прогулку на спинах этих благородных животных. Проплыть над улицами Аюттаи, как, возможно, это делали древние правители верхом на своих слонах, поглядывая сверху вниз на своих подданных.
Аюттая, Таиланд
Но, даже, если по какой-то причине вы не решитесь на прогулку на слонах, то можно найти не менее увлекательное занятие. Например, покормить слонят и сфотографироваться возле них. Дети везде дети. Точно также слонятам хочется пошалить и съесть лакомство. Иногда они могут у вас стащить что-нибудь вкусное. Но если вы их угостите, то они обязательно поблагодарят, издав пронзительный звук с поднятым хоботом, и поклонятся, преклонив переднюю ногу. Здесь можно не спешить и посидеть немного под навесом. За полчаса можно увидеть столько представлений, что воспоминаний хватит надолго. Чтобы слонам не было жарко, их периодически поливают из шланга. Им это так нравится, что они замирают под струей прохладной воды. Рассказать обо всем просто невозможно. Лучше увидеть это все своими глазами.
Аюттая, Таиланд
Сколько продлится ваш визит в Аюттаю, решать вам. Кому-то будет достаточно одного дня, чтобы для себя поставить «галочку» о посещении еще одной туристической достопримечательности, а кому-то не хватит и недели, чтобы полностью погрузиться в историю древней столицы Сиама. Но в любом случае, Аюттая никого не оставит равнодушным.
Фотогалерея
Запрос путешествия | |
Имя *: | |
Телефон *: | |
E-mail *: | |
Количество человек: | |
Предполагаемые даты поездки: | |
Количество дней: | |
Категория отеля: | 5*4*3* |
Перелет: | нужен |
Город вылета: | |
Виза: | нужна |
Трансфер: | нужен |
Рассылка СПО (не чаще 2-3 раз в неделю): | нужна |
Являюсь постоянным клиентом компании: | да |
Согласен на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности *: | да |
Комментарий: (дополнительные пожелания, удобное время и способ связи) | |
* — поля, обязательные для заполнения | |
Комментарий посетителя: |
наверх
Аюттайя – древняя столица Сиама — All My World — путеводители Романа Мироненко
Фото-рассказ о древнем городе Аюттайя, некогда бывшем столицей Сиама, а сейчас превращенном в огромный музей под открытым небом.
Аюттайя, бывшая некогда столицей Сиама (предшественника современного Таиланда), давно мертва — но за свою долгую жизнь она пережила 33 короля и вторжения многих захватчиков, одно из которых — бирманское в 1767 году — и положило конец долгой и яркой истории Аюттайи как столицы Сиама. История города насчитывает более 400 лет, когда-то она была центром всего Индокитая — даже французский король Людовик XIV посылал в Аюттайю своих послов. Многое повидавшие на своем веку британские и португальские купцы уезжали из Аюттайи, потрясенные величием местного королевского двора.
Полный путеводитель по Таиланду: вся информация для отдыха и путешествия
Содержание статьи:
Аюттайя — общая информация
Достопримечательности Аюттайи: Ват Ратчабурана (Wat Ratchaburana) — Ват Махатат (Wat Mahathat) — Ват Пра Сисанпет (Wat Phra Si Sanphet) — Ват Локкайасутарам (Wat Lokkayasutharam) — Церковь Святого Иосифа
Аюттайя на карте Таиланда
Как добраться до Аюттайи из Бангкока – все способы: На маршрутке-минибасе от станции метро «Victory Monument» — На автобусе — На поезде — На такси — Туристический трансфер от Каосан-роуд — Трансфер Kiwitaxi
Славная и богатая событиями история блистательной Аюттайи началась в 1350 году, года сиамский князь Рама Тибоди решил построить здесь свою резиденцию. Решено – сделано, а имя новому селению князь выбрал в честь индийского местечка Айодаи, где родился бог Рама. Князь оказался амбициозен и талантлив – и вскоре его небольшое княжество изрядно увеличилось в размерах, без особого труда поглотив первое тайское государство Сукотай (Сукхотай). Потомки Рамы Тибоди всецело поддержали почин князя, поочередно победив и кхмеров, и бирманцев, что превратило Аюттайю в столицу самого могущественного государства во всем Индокитае. История великого города длилась около 400 лет, и за это время каждый из 33 монархов вносил в его облик что-то новое и уникальное, доведя в период расцвета Аюттайи количество ее храмов до полутора тысяч, а священных статуй Будды – до пяти тысяч. В середине XVIII века (по христианскому летоисчеслению) в Аюттайе постоянно проживало более миллиона человек – больше, чем в любом европейском городе того времени!
Но конец всему этому великолепию положили в 1767 году соседи-бирманцы, не раз битые воинами Аюттайи и отрастившие по этой причине на нее немалый зуб. Они внезапно пришли с запада на боевых слонах и, пользуясь фактором внезапности, сумели захватить блистательную Аюттайю. А захватив, постарались ее до основания разрушить — слишком уж долго ждали бирманцы этого дня и слишком велико было желание расквитаться за прошлые обиды. Почти все жители великого города были убиты или обращены в рабство, золотые статуи Будды бирманцы забрали себе, а от города остались лишь руины. И в таком заброшенном виде древняя Аюттайя пребывала около двухсот лет – пока тайское правительство не начало принимать действенные меры по сохранению древнего города от окончательного разрушения. Результат не замедлил себя ждать, и в 1991 году ЮНЕСКО внесло Аюттайю в свой список мирового культурного наследия.
В наши дни тайское правительство старается восстановить Аюттайю — насколько это возможно — и на данный момент она функционирует как огромный музей под открытым небом. С момента присвоения Аюттайе статуса всемирного достояния поток желающих увидеть ее храмы и памятники своими глазами вырос многократно, не в последнюю очередь благодаря близости к Бангкоку и очень несложной транспортной доступности.
Конечно, после камбоджийского Ангкора или бирманского Багана Аюттайя особо не впечатляет — но, если есть свободный день и нет желания проводить его в Бангкоке — его вполне можно потратить на осмотр Аюттайи. Несмотря на сугубую популярность Аюттайи у организованных и самостоятельных путешественников, в ней все еще можно найти тихие уголки, чтобы созерцать древние руины практически в одиночестве – для этого надо лишь свернуть с основных туристических троп.
Важно! Как купить хорошую страховку в Таиланд
На данный момент лучшей страховкой для Таиланда является Tripinsurance. Все полисы полностью покрывают лечение и диагностику в случае заражения COVID-19. Очень большая страховая сумма 100 000 USD/EUR – если понадобится, ее вполне хватит для оплаты дорогостоящей хирургической операции и последующей реабилитации. Также полисом предусмотрена компенсация по риску отмены поездки, если застрахованный заболеет COVID-19. Обострение хронических заболеваний с угрозой жизни покрывается на сумму до 3000 USD. Возможна помощь при террористических атаках и стихийных бедствиях (многие страховые рассматривают такие случаи как форс-мажор). Можно установить приложение и с его помощью получить бесплатную консультацию терапевта или педиатра. В страховое покрытие входит езда на мотобайке (при наличии прав категории А) и алкогольное опьянение до 0,7 промилле. В перечень покрываемых страховкой случаев входит лихорадка Денге.
Скидка по промокоду ALLMYWORLD — 10%.
Tripinsurance известна своим лояльным отношением к клиентам и обычно платит даже по тем случаям, которые не всякая компания признает страховыми.
Если вы не знаете, какими соображениями имеет смысл руководствоваться при выборе страховки, а также что такое ассистанс и почему хороший ассистанс важнее, чем собственно страховая компания, я очень рекомендую почитать отдельную большую статью, посвященную нюансам выбора хорошей медицинской страховки для путешествий.
Все самое интересное в Аюттайе сосредоточено на искусственном острове – воды реки Чао-прайя и каналов хорошо защищали великий город от недругов. Этот остров и есть историческая зона Аюттайи. Зона эта достаточно велика, и для вдумчивого и физически необременительного ее осмотра рекомендую взять напрокат или мотобайк (250-300 бат в день), или велосипед (40-50 бат). Между храмами можно перемещаться по асфальтированным дорожкам и живописным мостам (на территорию храмов въезжать нельзя, только пешком).
Забегая вперед, я очень порадовался, что мне хватило ума не брать велосипед. По мартовской тайской жаре, да с тамошними неблизкими расстояниями это было бы довольно тяжко (все-таки оптимально туда ехать — как, в принципе, почти везде в Таиланде — зимой: с ноября по февраль). А на мотобайке я не торопясь объехал все наиболее интересные руины плюс floating-market в другой части города – той, что за рекой.
В качестве экскурсии по историческому маршруту Аюттайи на месте можно взять прогулку на слонах (почем — не знаю, не брал):
К основным достопримечательностям Аюттайи обычно относят 5 храмов (о них ниже), но всего их тут гораздо больше – визуально не меньше сотни. Правда, львиная их доля представляет собой просто кучу кирпичей, интересную разве что историкам и археологам. В основные храмы доступ платный (50 бат), остальные можно осмотреть бесплатно.
Аюттайя: Ват Ратчабурана
Первое, на что натыкается взгляд туриста в исторической части Аюттайи это Ват Ратчабурана (Wat Ratchaburana), внешне напоминающий гигантский кукурузный початок.
Храм был возведен сиамским королем Боромарачей II в 1424 году. Кхмерский стиль Вата Ратчабурана объясняется тем, что король вошел в историю как покоритель столицы кхмеров – великолепного Ангкора – и, видимо, решил с помощью нового храма увековечить память о своем завоевании. Кроме того, в секретных комнатах Вата Ратчабурана король припрятал сокровища, вывезенные им из захваченного Ангкора.
Для туриста этот храм примечателен тем, что можно войти в его пранг (обычно такой возможности в тайских храмах нет). Впрочем, ничего особенно интересного внутри нет: лестница, ведущая в тупик.
Вход 50 бат.
ТОП-30 достопримечательностей Бангкока
Аюттайя: Ват Махатат (Wat Mahathat)
Некогда это был великолепный храм, построенный королем Боромарачей I в 1374 году, но бирманцы сделали все от них зависящее, чтобы до нас дошли лишь руины. Главная достопримечательность этого храма и самый фотографируемый объект всей Аюттайи – голова Будды, выглядывающая из корней древнего дерева:
Как священная голова оказалась в столь странном положении: когда яростные бирманцы ворвались в Аюттайю, они крушили все без разбора – и многие священные статуи были разбиты и повалены оземь. И вот в таком состоянии руины храмов пребывали около 200 лет – пока у тайцев не дошли до них руки. А как дошли – то обнаружили, что вокруг головы одной из статуй выросло дерево и оплело ее своими корнями. Решено было оставить все как есть – по-моему, очень мудрое решение.
Кроме поиска головы и фотографирования на ее фоне, в Ват Махатат можно зайти в пранг и по лестнице взобраться наверх, дабы окинуть пытливым взором всю историческую часть Аюттайи.
Вход 50 бат.
Аюттайя: Ват Пра Сисанпет
Выстроившиеся в ряд серебряные чеди этого храма – еще один популярный открыточный сюжет из Аюттайи. Это самый большой и посещаемый туристами храм в Аюттайе.
Ват Пра Сисанпет (Wat Phra Si Sanphet) был возведен в 1448 году как главный монастырь Таиланда и место погребения его правителей, чей дворец располагался по соседству. Вторгшиеся бирманцы до основания разрушили дворец, а на храм сил уже не хватило – так что знаменитые чеди теперь отданы на растерзание туристам. Кроме чеди, к сожалению, больше почти ничего не сохранилось.
Вход 50 бат.
Аюттайя: Ват Локкайасутарам (Wat Lokkayasutharam)
Главная туристическая аттракция этого храма – статуя лежащего Будды:
Кроме нее, есть в храме и прочие священные изваяния:
Аюттайя: церковь Святого Иосифа
Если вы устали от излишне концентрированной тайской экзотики, разбавить ее можно посещением католической церкви Святого Иосифа, построенной в XVII веке европейскими миссионерами для торговцев и дипломатов, а также для неофитов из числа местного населения.
Аюттайя на карте Таиланда
Как добраться до Аюттайи из Бангкока – все способы
Расстояние от Бангкока до Аюттайи составляет около 60 километров, и, при желании, можно обернуться за один день. Если же вы хотите осмотреть древние руины без суеты и спешки и получше прочувствовать энергетику места, лучше хотя бы на одну ночь остановиться в одном из многочисленных отелей аюттайского Старого города.
Ниже я перечислю основные способы как можно добраться из Бангкока до Аюттайи:
На маршрутке-минибасе от станции метро «Victory Monument»
С моей личной точки зрения, это самый разумный и наименее затратный способ добраться до Аюттайи. Около станции метро «Victory Monument» расположен стихийный неофициальный «автовокзал», откуда маршрутки отправляются в разные города к северу от Бангкока. Минибас до Аюттайи стоит 60 бат, время в пути – около полутора часов.
Victory Monument в Бангкоке
Правда, упомянутый минибас высадил меня в Аюттайе на какой-то неведомой улице, и некоторое время ушло на попытки сориентироваться (местное население, как ни странно, практически не говорит по- английски: сначала меня в магазине 7-Eleven в ответ на вопрос, есть ли у них карта города, послали на почту; а затем мототаксист, услышав от меня «historical park of Ayuttaya», отвез на ж/д вокзал. . Но постепенно картина прояснилась: конечная остановка этого минибаса находится аккурат в той части города, где и расположены все исторические развалины, никуда дальше ехать не надо. На берегу реки, возле паромной переправы, я взял напрокат мотобайк (к нему прилагалась бесплатная карта исторической части Аюттайи) и отправился осматривать достопримечательности.
Самый главный тайский транспорт
GPS-координаты исторического парка Аюттайи: 14.3567, 100.5676.
UPDATE: Осенью 2016 года власти Бангкока решили положить конец гигантским пробкам, возникавшим на площади Victory Monument из-за скопления маршруток. И теперь минибасы до прочих городов Таиланда оттуда уже не отправляются – их маршруты соответственно географии распределили между тремя официальными автовокзалами Бангкока: Сай Тай Май, Эккамай и Мо Чит.
А от Victory Monument минибасы теперь ездят лишь до этих трех вокзалов. В принципе, тоже удобно – если вы живете недалеко от Виктори, разумнее доехать до нее и затем добраться на минибасе до нужного автовокзала. Микроавтобусы курсируют с 4:30 до 20:30 с интервалами 20 минут.
До Аюттайи на автобусе
Чтобы доехать до Аюттайи на автобусе, надо добраться до северного бангкокского автовокзала Moh Chit, откуда отправляются рейсовые автобусы до Аюттайи. Автобус едет около двух часов, причем прибывает он на автовокзал в новом городе, откуда затем еще надо доехать до исторической зоны Аюттайи.
В Аюттайю на поезде
До Аюттайи можно доехать и на поезде от ж/д вокзала Hualampong – электрички оттуда в сторону Аюттайи отправляются каждые 20 минут. Время в пути – около полутора часов, но электрички в Таиланде не слишком пунктуально придерживаются расписания, так что общее время поездки до Аюттайи может составить и два часа, и больше. Плюсы данного способа – электричка не зависит от пробок, а это в Бангкоке довольно серьезная проблема. Цена билета до Аюттайи 20 бат. Поезд прибывает на ж/д вокзал Аюттайи, который расположен несколько дальше от исторической зоны по сравнению с местом, куда привозят минибасы. Чтобы от ж/д вокзала добраться до древних руин, надо на пароме переплыть через реку (в один конец это стоит 3 бата с человека).
В Аюттайю на такси
Этот способ может подойти большим компаниям или тем, кто категорически не желает постигать науку самостоятельного пользования тайским транспортом. Можно остановить любое официальное такси (их видно сразу – это яркие желтые, зеленые или розовые «Тойоты») и задать вопрос водителю насчет поездки в Аюттайю. Не уверен, что таксист согласится ехать по счетчику, скорее всего сумма будет озвучена заранее. Я таким способом не пользовался, но, на вскидку, поездка до Аюттайи может стоить 2000-2500 бат.
Туристический трансфер от Каосан-роуд
Если вы живете в «туристической мекке» Бангкока, на знаменитой улице Каосан-роуд или в ее окрестностях, то съездить в Аюттайю можно, купив билет в любом тамошнем турагентстве. Цена вопроса 200-300 бат.
Трансфер Kiwitaxi
Это самый простой способ добраться до Аюттайи – любой желающий может онлайн заказать трансфер в любое место Таиланда от компании Kiwitaxi. Я с их помощью как-то ездил из аэропорта Суварнабхуми в Паттайю – водитель встретил в зале прилета с табличкой «Mr. Roman», загрузил багаж и без заезда в Бангкок отвез в паттайский Джомтьен. Способ подойдет тем, кто хочет все продумать и заказать заранее и не имеет желания связываться с аэропортовыми и прочими такстистами.
Полные онлайн-путеводители по Таиланду:
P.S. Подписывайтесь на канал Allmyworld.ru в Telegram, а также добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/allmyworld.ru и В Контакте vk.com/allmyworld.ru, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.
Хорошего вам отдыха в Таиланде!
Ваш Роман Мироненко
Поездка в Аюттайю, Таиланд, напоминает о днях славы старого Сиама
Си-Эн-Эн —
com/_components/paragraph/instances/paragraph_060C0D29-5DCF-9BBF-C851-C89BE167D0C9@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Старая столица Таиланда Аюттхая, наполненная полуразрушенными руинами, подходящим для фотосъемки, уже давно является популярным местом для однодневных поездок в Бангкок. Всего в часе езды от города этот объект наследия, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, основанный в 1350 году, был второй сиамской столицей после Сукхотаи. Оживленный торговлей, это был один из самых космополитичных городов мира, приветствовавший дипломатов из далеких стран.Но в 1767 году, 250 лет назад, сюда вторглись бирманцы и разрушили королевство, вынудив жителей переселиться вниз по реке и основать новую столицу — Бангкок.
В настоящее время Аютия может предложить гораздо больше, чем увлекательный кусочек сиамской истории.
Недавний приток современных ресторанов и спальных мест соблазняет некоторых остаться на ночь, что делает это прекрасным временем, чтобы превратить посещение одного из самых культурных городов Таиланда в отдых на выходных.
Аюттхая, бывшая столица Таиланда
01:04 — Источник: Си-Эн-Эн
Хотя руины бывшей столицы разбросаны по территории современной провинции Аюттхая, ради экономии времени большинство посетителей предпочитают оставаться на главном острове, расположенном в месте слияния трех рек: Чао Прайя (которая впадает в Бангкок и впадает в море), Лопбури и Па Сак.
Общая площадь, считающаяся объектом Всемирного наследия, составляет менее трех квадратных километров.
«Район древнего города не так уж велик, и одно из моих любимых занятий — взять напрокат велосипед и исследовать город таким образом», — говорит археолог Ноэль Идальго Тан из Регионального центра археологии и изобразительного искусства Юго-Восточной Азии.
«Инжир-душитель напоминает деревья, растущие на руинах храма в Ангкоре», — говорит он о голове.
«Можно подойти довольно близко к голове Будды, но не забывайте проявлять уважение, поскольку люди до сих пор поклоняются ей».
Остатки статуй Будды можно найти по всей Аюттхая.
Понгпат Патумсувон/CNNРядом с храмом Махатхат находится храм Ратчабурана, который, по словам Тана, был недавно отреставрирован группой тайских и немецких реставраторов камня.
«Ват Ратчабурана имеет сильное кхмерское влияние, он выглядит как одна из башен Ангкор-Вата».
В храме Локаясутарам вы найдете еще одно хорошо сфотографированное место — лежащего Будду длиной 42 метра.
Для тех, кто ищет дополнительную информацию об исторических достопримечательностях города, Ayutthaya-history. com — отличный ресурс.
У главного острова Аюттхая, на южном берегу реки Чао Прайя, в 1666 году была построена красивая церковь Св. Иосифа.
Понгпат ПатумсувонЧтобы почувствовать космополитическое прошлое города, Тан рекомендует посетить бывшие португальские, японские и голландские поселения к югу от острова.
«Они представляют некоторые из первых многонациональных формирований в регионе, которым было разрешено строить поселения», — говорит он.
«Некоторые из самых ранних церквей региона были основаны здесь, в португальском поселении.
«Музей Baan Hollanda — еще одно прекрасное место — это было бывшее здание VOC (Голландская Ост-Индская компания)».
Помимо роли города как торгового центра, Тан говорит, что необходимо также учитывать роль Аюттайи в продолжающихся битвах региона за геополитическое превосходство.
«Я думаю, что многие туристы могли бы приехать в Аюттайю, увидев в ней бывшую древнюю «столицу» Сиама — не только Таиланда — до того, как столица переместилась в Бангкок», — говорит археолог.«Но было бы интересно понять Аюттайю как политическую силу, существовавшую одновременно с другими королевствами в средневековой Юго-Восточной Азии: Ангкор (Камбоджа), Лан Ксанг (Лаос), Ланна и Сукхотай (север Таиланда) и Пегу и Ава на территории современной Мьянма.
БОЛЬШЕ: Совет эксперта по посещению руин Ангкор-Ват в Камбодже
cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_2388D9CC-4918-82C5-70AD-CE623600DDAD@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Что касается еды, Аюттхая славится тремя вещами: гигантскими речными креветками, роти-сай-май и лодочной лапшой.Мы попросили Лилу Пуньяратабандху, автора новой кулинарной книги «Бангкок: рецепты и истории из сердца Таиланда», поделиться некоторыми мыслями об этих основных продуктах питания.
«Аюттайские гигантские речные креветки настолько популярны, что это животное было названо символом водных животных провинции Аюттхая — ее талисманом, если вы хотите так думать», — говорит она.
Гигантские речные креветки ценятся за их богатую, сливочную, сочащуюся помидорку и твердую, но нежную мякоть.
«Из них можно приготовить множество блюд, от классического том ям или пад тай до более изысканных блюд», — говорит Пуньяратабандху.
«Но то, что большинство людей предпочитает, — это просто приготовленные на гриле гигантские речные креветки (кунгфао), где свежие креветки готовятся на древесном угле до тех пор, пока они слегка не почернеют снаружи и станут едва непрозрачными внутри. Их подают разделенными пополам вдоль, чтобы вы могли видеть (и вычерпывать ложкой) красивый помидор. Они дорогие, но они того стоят».
Цены варьируются от 400 до 1400 бат (11,75-41 доллар США) в зависимости от веса.
Роти сай май, сладкая закуска старой школы, является личным фаворитом Пуньяратабандху.
«Только два компонента — никаких украшений — составляют этот многолетний фаворит: роти, выпечка на основе пшеницы, и сай май (буквально «шелковые нити»), карамель, вытянутая вручную в эфирные и кристаллические пряди, тонкие, как ваши волосы, » она говорит.
«Роти сай май не только вкусный; кушать тоже весело, потому что закуска всегда оставляет руки продавцов в разобранном виде; вы тот, кто соединяет два компонента вместе за секунды до того, как вы собираетесь это съесть».
И, наконец, каждый посетитель Аюттхая захочет купить несколько тарелок лапши в местном ларьке.
«Лапша-лодочка, изначально продаваемая с лодок, — одна из самых вкусных лапш, которые может предложить Центральный Таиланд», — говорит Пуньяратабандху.
«Существует несколько видов лодочной лапши, но тот, который выделяется среди остальных и стал определять весь жанр, — это тип, благоухающий сушеными специями, с темным, сытным бульоном и слегка загустевшим от крови.
«В Аюттхая одна из лучших лапш для лодок».
Вино Аюттхая.
Понгпат Патумсувон/CNNВ этом году часть современной архитектуры Аютии отвлекла внимание от этих исторических руин.
Открытый в мае ресторан The Wine Ayutthaya — расширение ресторана Grand Chaophraya ( 42/1 Moo 4, Ban Run, Ayutthaya; +66 89 615 5999 ) — был спроектирован студией Bangkok Project Studio и вдохновлен местными деревянными домами.
«Здание было построено, чтобы стать новой туристической достопримечательностью в надежде стимулировать экономику местных сообществ», — говорит главный архитектор проекта Бунсерм Премтада.
Одноэтажное девятиметровое здание гармонирует с существующими большими деревьями.
Салон полностью сделан из армированной сталью фанеры и разделен на четыре платформы, с каждой из которых открывается вид на реку под разными углами.
Еще одно новое открытие на берегу реки, The Summer House в Аюттхая ( 71/1 moo 6 Ко Реан, Аютия; +66 94 224 2223 ) добавляет современный акцент к старой классике.
Расположенный всего в нескольких минутах езды от центра города, он расположен в бывшем семейном доме для отдыха владельца и отличается ярким современным декором, создающим шведскую атмосферу.
Популярные блюда включают летний рулет, масляную запеченную булочку с речной креветкой и острым майонезом, сыром и листьями салата.
БОЛЬШЕ: Краткий обзор величественного здания Маханакхон в Бангкоке.
Дизайн Sala Ayutthaya был вдохновлен историческими руинами этого района.
залАютия является домом для десятков гостевых домов и отелей, многие из которых расположены на берегах рек.
Среди лучших вариантов проживания — Sala Ayutthaya, шикарный бутик-отель на берегу реки с панорамным видом на реку Чао Прайя и красивый храм Ват Пхуттайсаван.
В дизайне есть несколько намеков на историческую архитектуру города, наиболее очевидным из которых является обильное использование кирпичной кладки, которая прекрасно сочетается с белоснежными стенами отеля.
Бассейн может быть маленьким, но 26 современных, гладких номеров отеля огромны — и кража, с номерами, стоимостью чуть более 100 долларов за ночь.
Из многих номеров открывается вид на реку, в других есть собственный небольшой частный бассейн.
Есть также небольшая галерея, демонстрирующая фотографии и картины из этого района, а также ресторан на берегу реки с отличным меню напитков, которое включает в себя выбор тайского крафтового пива.
Кому нужны дороги, если у вас есть отреставрированная 100-летняя баржа, которая стильно переправит вас в Аюттайю.
киаттипонг панчи/АнантараКак бы ни было легко добраться до Аюттхая из Бангкока по дороге, ночной круиз на отреставрированной рисовой барже доставит гораздо больше удовольствия.
Нет ничего лучше, чем сидеть на открытой палубе с напитком в руке, наблюдая, как густонаселенные берега рек Бангкока истончаются, уступая место открытой сельской местности, усеянной странными заводами.
Есть несколько вариантов, доступных в Бангкоке, с Anantara Dream в верхней части списка.
Эта 100-летняя тиковая баржа, принадлежащая бренду роскошных отелей Anantara, имеет только две каюты и может быть забронирована для частных обратных поездок в Аюттхая.
Туры настраиваются, но они рекомендуют двухдневный / трехдневный опыт, предлагая достаточно времени для изучения района.
Гости отправляются от пристани курортного отеля Anantara Riverside Bangkok.
Хотя красочные тук-туки Аюттхая всегда готовы подвезти вас, езда на велосипеде — популярный способ исследовать этот компактный город.
Прокат велосипедов широко доступен, но для дополнительной информации мы предлагаем заказать тур.
Среди рекомендуемых операторов велосипедных туров — «Другая сторона Бангкока», недавно начавшая предлагать экскурсии по Аюттайе.
Вы можете настроить свой тур в зависимости от того, что вы хотите увидеть/сделать.
Основатель/директор Пичая Шрируннангам, бывшая жительница Аюттхая, является превосходным гидом и блестящим источником знаний о городе.
СУХОТАЙ, ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА СИАМА — The New York Times 64
Кредит… Архив New York Times См. статья в ее первоначальном контексте от
15 февраля 1981 г., раздел 10, страница 1Купить репринты
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых подписчиков.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
Само имя — Сукотаи — обещало очарование на протяжении более десяти лет частых посещений и эпизодического проживания в Таиланде. Но все эти годы мысль о поездке туда и обратно по дороге в 460 миль от Бангкока отпугивала меня. И я никогда не встречал никого, кто действительно посетил легендарный город, первую столицу Сиама, который просуществовал чуть больше века и все же закрепил многие направления культуры, искусства и государственного управления Таиланда. Тайцы проводят большую часть своих экскурсий вдали от Азии, а Сукхотай еще не находится на протоптанной туристической тропе.
Сукхотай был основан в 1257 году после того, как сиамцы изгнали правящих камбоджийцев с этого западного аванпоста их великой империи, и принц, возглавивший кампанию, стал первым королем Сиама под именем Шри Индрадитья. Один из его сыновей, Рамкаенг, взошел на престол в 1278 году и правил 40 лет. Великого воина, Рамкаенга теперь называют первым великим королем Таиланда. Он открыл отношения Таиланда с Китаем, побывав там дважды, и привез ремесленников, основавших первую школу сиамской керамики. Одним из самых значимых достижений Рамкхенга было создание первого алфавита на основе камбоджийской письменности, который позволял переводить тайский язык в письменном виде.
Как и великая камбоджийская столица Ангкор, Сукхотай пришел в полный упадок и запустение, когда в 14 веке на юге возникло следующее королевство. Он был заброшен.
Неизбежный риск того, что когда-нибудь в скором времени Сукхотай может принимать потоки любознательных туристов, а также сопутствующие болезни торгашей и торгашей, наконец, заставили меня рискнуть отправиться в путешествие. Департамент изящных искусств правительства Таиланда убедил себя и Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры осуществить крупный проект реставрации и развития туризма, который может поставить памятник 13-го века на туристическую карту 20-го века.
Проект Департамента изящных искусств хорошо продуман и даже захватывающий, потому что планировщики намерены не только реабилитировать участок площадью около 40 квадратных миль, но также заново заселить и заново засадить его, как это было во времена короля Рамкхенга. Но великие руины очаровывают даже невосстановленными, и в своем нереконструированном состоянии руины Сукхотаи чудесны.
Дорога из Бангкока хоть и хороша, но ведет через равнины центральной рисовой миски и предлагает мало что может порадовать глаз. Когда мы с двумя сыновьями приблизились к Сукхотай, предгорья северных гор начали оживлять горизонт, обещая облегчение после унылого путешествия. Облегчение сменилось тревогой, когда мы вошли в современный город Сукхотай, пыльный и невзрачный набор унылых магазинов, домов и административных зданий, их сумма настолько уродлива, что можно пожалеть о поездке. Но мы поехали не по тому дорожному знаку.
Повернув налево вместо направо, мы пошли по проселочной дороге к славе, которой был Сукхотай, а не современная столица провинции с таким же названием. В конце дня, однако, некоторые путешественники пройдут восьмимильную дорогу, которая ведет от величественного старого к убогому новому, чтобы переночевать в одном из современных примитивных отелей Сукхотаи.
Старый Сукхотаи внезапно наткнулся на нас. В какой-то момент вдоль дороги стояли функциональные деревянные постройки повседневной тайской жизни — дома, усадьбы и магазины. Затем, без предупреждения, по левой стороне дороги возвышалось огромное пространство Ват Махатхат, величайшего из храмовых комплексов Сукхотаи. Эффект был противоположен постепенному приближению к Шартрскому собору, чьи огромные шпили видны как маленькие вершины, возвышающиеся над пшеничными полями за много миль, и которые растут по мере приближения, медленно приобретая знакомую форму, возвышающуюся над городом и воображение.
Ват Махатхат больше не башни, но великолепные остатки комплекса куполов, колонн, столбов и контрфорсов, большие изображения Будды, возвышающиеся над сценой, барельефы монахов, идущих у ног Будды, благоговейно сложив руки в молитве, достаточно ярки, чтобы питать воображение. Святилище, состоящее почти из 200 отдельных построек, было названо «магическим и духовным центром королевства», а его величие и тщательно продуманный архитектурный дизайн приближаются к величине несколько более ранних крупных храмов Пагана в Бирме и Ангкора в Камбоджа.
Нужно немного воображения, чтобы увидеть то великолепие, которым был Сукхотай, из укороченных башен, сломанных стен из красновато-коричневого кирпича, колоколообразных ступ и массивных оснований, на которых когда-то стояли статуи Будды. Но места для храмов были расчищены, что дает представление о пространстве каждого храмового комплекса и границах столицы. Воображение, вдохновленное классическими руинами Греции или Италии, легко откликнется.
Ват Махатхат разделяет с другими остатками индуистской и буддийской цивилизаций Юго-Восточной Азии способность вселять чувство глубокого спокойствия. Это не только отсутствие шума и волнения, но и позитивное ощущение тишины, нисходящей на пейзаж, камни и людей, что в своем роде является столь же мощным ощущением, как и ощущение, навеянное возносящимися к небу шпилями, контрфорсами и витражами. -стеклянные окна великих соборов Европы.
Используемые средства проще, но остатки Ступ и шпилей достигают своего эффекта в окружении полей риса и сахарного тростника на фоне тиковых лесов, ведущих к горам на горизонте.
Статуи Будды, некоторые восстановленные, некоторые поврежденные, не просто памятники исторического прошлого. Некоторые облачены в шафрановые одеяния или покрыты небольшими квадратиками сусального золота, нанесенными недавно, что свидетельствует о том, что местные жители продолжают поклоняться статуям как живым воплощениям своей веры.
Ват Махатхат стоит в пределах прямоугольного рва, окружавшего Королевский дворец, от которого мало что осталось. Район, окруженный рвом, был центром обнесенного стеной города, в котором находятся остатки 35 памятников, некоторые из которых сейчас находятся посреди полей, другие — у прудов и искусственных водоемов. То, что сегодня представляет собой руины и сельскохозяйственные угодья, семь веков назад было королевским городом с населением 17 000 человек.
Ват Шри Савай, расположенный в стенах немного южнее храма Махатхат, изначально был индуистским храмом, но позже был изменен в кхмерском стиле. Его отличают группы зданий на террасных платформах, объединенных соединительными коридорами, фасады которых украшены панелями с божественными фигурами. Низкая стена окружает три башни. Элегантные изображения богов и птиц встроены в лепной декор 15-го века, когда Сукхотай уже попал под влияние следующего королевства Сиама, расположенного в Аюттхая к северу от Бангкока.
Другими замечательными храмами в пределах городских стен являются Ват Трапанг Нгоен с хорошо сохранившейся башней святилища и стоячими лепными фигурами Будды, живописно расположенными на пруду, и Ват Чана Сонгкхрам, хороший пример более округлой храмовой архитектуры в более ранние времена. Шри-ланкийский стиль.
Стоит посетить небольшой, но интересный музей. Он находится рядом с воротами, ведущими в старый город из нового города Сукхотай, и содержит артефакты из раскопок в этом регионе, скульптуры и копии надписей Сукхотай. Музей — хорошее место, чтобы узнать, может ли кто-нибудь из кураторов или членов группы реставрации провести посетителя по сайту. Художники, архитекторы или археологи, связанные с проектом реставрации, вероятно, единственные люди, которые сочетают знание сукхотаи с некоторым знанием английского языка. Я не нашел в Сукотаи никого, кто мог бы послужить проводником. Путешественник может приобрести иллюстрированный буклет на английском языке в сувенирном магазине Национального музея в Бангкоке, а у Туристической организации Таиланда есть исторический буклет, отпечатанный на мимеографе, что очень полезно.
За стенами разбросаны храмы и буддийские учебные дома. Ближайший и самый важный – Ват Пхра Пхай Луанг. Храм предшествует периоду Сукхотай и был построен в кхмерском стиле, когда короли Ангкора все еще правили Сиамом.
Чуть западнее находится Ват Шри Чам, в котором находится огромный сидящий Будда внутри высокого и узкого мондопа, или храма, в котором находится только одна большая статуя. Лестница внутри массивных стен мондопа ведет прямо за головой статуи. Потолок прохода состоит из резных сланцевых плит, иллюстрирующих буддийские практики.
Куда бы вы ни пошли, по всем сторонам света от старого города видны руины храмов, учебных домов, печей для обжига фарфора и плотин в окружении, которое, кажется, не обращает внимания на постройки, которые когда-то были благородными. Вокруг них пасутся буйволы; фермеры срезают сахарный тростник, а дети резвятся в бассейнах, которые когда-то были частью святилищ.
Вокруг больших храмов болтливые женщины продают керамические изделия, некоторые из которых, как утверждают продавцы, относятся к периоду Сукхотай. Однако даже те, что изготовлены недавно, сделаны из той же глины и глазури селадона, что и те, которым уже несколько веков, и являются выгодными покупками. Торговаться — это слово; до двух третей запрашиваемой цены часто могут быть снижены.
Более качественную керамику можно найти в городе-побратиме Сукхотаи, Шри Сатчаналай, примерно в 35 милях к северу. Резиденция наместников Сукхотаи, город находится недалеко от печей Саванхалок, главного центра тайской керамики.
Приблизительно за 5 долларов в любом месте можно приобрести красивую маленькую баночку. Примерно за 50 долларов можно купить красивую керамическую фигурку слона, человека или большую миску, хотя при такой цене покупатели позволяют себе терзать себя сомнениями относительно того, купили они новую или старую, неповрежденную или отремонтированную.
Неподалеку находятся храмы-близнецы Ват Кхао Пханом Флеунг и Ват Кхао Суванкири, каждый из которых расположен на выступе и связан протоптанной тропой. Они стоят небольшого подъема из-за чудесных видов, которые открываются на плодородные просторы всех возможных оттенков зелени — леса, склоны и берега рек, вдоль которых стоят другие храмы. Если вы отправитесь… …в Сукхотай, вы обнаружите, что это не стандартная остановка на туристических маршрутах из Бангкока. Автобусные операторы часто меняют свои маршруты, и лучше всего обратиться в справочную службу отеля в Бангкоке, чтобы узнать, какая компания управляет автобусом с кондиционером до Сукхотаи. Поездка занимает семь-восемь часов, а стоимость составляет около 10 долларов в одну сторону.
Можно также сесть на самолет или поезд до Пхитсанулока, что в 44 милях от Сукхотаи, или на автобусе до Кампхэнгпета, расположенного немного дальше. Оба города предлагают недорогие отели по цене около 20 долларов за ночь на двоих. Вы можете позволить персоналу отеля договориться с такси, чтобы отвезти вас в Сукхотай. Машины, арендованные в Бангкоке для дальних поездок, стоят около 150 долларов в сутки, с кондиционером, водителем и бензином.
В современном городе Сукхотаи есть несколько нестандартных отелей, лучший из которых — Китмонгкол по цене около 10 долларов за ночь на двоих. Преимущество его в том, что он находится рядом с лучшим рестораном, безымянным, насколько я могу судить, в нескольких сотнях шагов слева от входа в отель. Около 5 долларов на человека можно купить сочное разнообразие тайских блюд из креветок, курицы, говядины, свинины, рыбы и овощей с рисом. Я не обнаружил ничего, кроме тайской еды в Сукотаи, что означает жареный рис или курицу с рисом или суп с лапшой — даже на завтрак.
Будьте готовы к языковой проблеме в сельской местности Таиланда; Аренда автомобиля в Бангкоке, где не редкость англоговорящие водители, имеет свои преимущества. Телефонный звонок в Туристическую организацию Таиланда (Бангкок 221-8151-7) может сообщить о специальном автобусном туре или туроператоре, который включает Сукхотай в один из своих пакетов. — Х.К.
ГЕНРИ КАММ, базирующийся в Бангкоке, является главным азиатским дипломатическим корреспондентом The Times.
Версия этой статьи опубликована в разделе 10, стр. 1 национального издания под заголовком: СУХОТАЙ, ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА СИАМА.