О происхождении архитектурной композиции столпа Ивана Великого
0Архитектурная композиция столпа Ивана Великого, построенного в 1505 — 1508 гг. фрязином Боном, многие столетия вызывает удивление и восхищение. Вот уже сто шестьдесят лет прошло с начала изучения памятника, он неоднократно подвергался ремонтам и реставрациям, в ходе которых о нем было получено значительное количество информации, существует большая литература о постройке, но один из главных вопросов – о происхождении архитектурной композиции памятника — ответа так и не получил.
Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли С.С. Подъяпольский и
А.Л. Баталов, опубликовавшие работы, в которых, с одной стороны, был намечен определенный и, на наш взгляд, до некоторой степени верный историко – географический ареал поисков аналогий, а с другой – описан принцип механизма художественного («креативного») мышления итальянских зодчих, оказавшихся в России в конце ХV – начале ХVI в.
C.C. Подъяпольский предположил, что столп Ивана Великого имеет типологическую связь с генерацией венецианских колоколен ХII – ХV вв. (ступенчатый стилобат, двухъярусное членение основного объема, сходный по пропорциям верхний восьмерик с куполом), но есть и существенные отличия: восьмигранная форма в плане, большая ширина его нижнего яруса, наличие не одного, а трех ярусов открытых арок, из которых один занял место традиционного глухого фонаря. Рассматривая внешний архитектурный образ Ивана Великого, нетрудно заметить, что его можно описать в нескольких категориях. Во-первых, это – высотность. Во-вторых, восьмиугольная форма плана, совершенно не характерная для древнерусских построек. (Сооружение, открытое в 1913 г. на Соборной площади, кроме своей геометрической формы и литургической функции, мало похоже на построенный Боном памятник, их масштабы и архитектура не сравнимы.) В-третьих, столп Ивана Великого имеет сильное, композиционно и функционально оправданное, сокращение диаметра ярусов: в первом находится церковь и ярус звона, второй имеет откровенно высотное предназначение (ярус звона находится наверху), третий, очевидно, служит переходом к завершению здания и содержит ярус звона мелких колоколов.
В-четвертых, памятник имеет определенный набор архитектурных элементов (цоколь, лопатки, окна, аркатурные пояса и карнизы) и завершение, первоначальная форма которого – купол или шатер – до сих пор остается неизвестной.Внутреннее пространство здания совершенно не связано с наружным обликом и также обладает определенным набором архитектурных и декоративных элементов (карнизы, тяги, розетки). Полагаем, что мы можем рассматривать интересующие нас итальянские аналогии в соответствии с изложенной выше рубрикацией.
Стремление к возведению высотных доминант в виде отдельно стоящих, то есть не включенных в архитектурную композицию церкви колоколен, прослеживается в итальянской архитектуре с Х в. Помимо колоколен, в XIV в., итальянских городах строятся коммунальные башни, большая высота которых идеологически обусловлена – она должна быть выше башен семейств нобилей. Высота сооружения напрямую связывалась с амбициями и престижем ктиторов, независимо от того, были ли это частные лица или город. Такие башни достигают огромной высоты, самая высокая из них, Torrazzo в Кремоне, была сооружена еще в начале ХIV в. как колокольня собора. Важно отметить, что все башни объединяет одна особенность – ярусы звона на колокольнях и смотровые площадки находятся в верхней части. Восьмигранная форма плана Ивана Великого совсем не является уникальной для средневековой итальянской архитектуры, как думали С.С. Подъяпольский и В. В. Кавельмахер. Традиция строительства высоких восьмигранных отдельно стоящих или являющихся частью какого — либо церковного или коммунального здания колоколен не прерывалась в средневековой Италии с романского времени. Наиболее характерна эта архитектурная форма для Ломбардии и Пьемонта.
Отдельно стоящие многоярусные восьмигранные колокольни, построенные до 1500 г., с переменной шириной ярусов, нам не известны. Однако, в Северной Италии мы легко можем найти эту форму в башнях над сердокрестием церквей, построенных в
ХII-ХVI вв. Наибольшее распространение ярусные башни получили в соборах цистерцианских аббатств, строившихся в ХIII – ХIV вв. и ставших главным источником распространения готики в Италии. Для нашего исследования наибольший интерес представляют ломбардские постойки – соборы монастырей Кьяровалле и павийская Чертоза. Аналогичные постройки часто изображаются североитальянскими художниками во второй половине ХV в. Сооружения, подобные колокольне Ивана Великого, мы находим и в архитектурных трактатах второй половины ХV – начала XVI в.
Очевидно, что в архитектуре и живописи Северной Италии конца ХV в. мы можем найти архитектурные формы и композиционные приемы, использованные и примененные в церкви Ивана Лествичника. Проблема заключается в том, что мы не знаем архитектурного памятника, где бы эти приемы были соединены в одной постройке.
Тем не менее, памятник, в котором описаны многие из указанных выше элементов, соединенных в одном сооружении, давно известен. Это сочинение Антонио Аверлино (Филарете) «Трактат об архитектуре». В шестой книги этого трактата говорится о сооружении, стоящем посреди замка.
Это башня, внизу которой находятся службы, выше – капелла, « где, по крайней мере, по субботам, должна быть служба», еще выше, «между колоннами.. .. большой колокол». Наверху описан «заостренный» купол, на котором установлен шар. Описание формы здания достаточно неопределенно и запутано, но совершенно ясно, что это уступчатая башня, как минимум, с тремя уступами. Конфигурация планов ярусов не совсем понятна, текст Филарете неясен, но, судя по рисункам в рукописи (хотя они не тождественны тексту и представляют собой параллельный информативный ряд), башня имела круглый и восьмиугольный ярус.Очевидна близость описанного сооружения конструкциям и архитектурной композиции колокольни Ивана Великого. Исследователи уже предполагали возможность существования списка с рукописи Филарете в Москве в конце ХV в., возможно, привезенного другом Филарете, Аристотелем Фиораванти. Можно осторожно предположить, что оставшийся после смерти Фиораванти трактат мог послужить одним из источников создания оригинальной композиционной идеи кремлевской колокольни.
Одной из особенностей объемно – пространственной композиции церкви Иоанна Лествичника является устройство внутренного пространства, когда внутри нижнего, наиболее широкого, объема устроена церковь, высота которой меньше высоты объема, следующий (точнее, третий по порядку) внутренний объем своей нижней частью принадлежит нижнему наружному объему, а в верхней части — верхнему наружному объему.
Здания такой конструкции в ренессансной Италии нам не известны. Однако существует сооружение, имеющее именно такую структуру, а также ряд необычных деталей, не распространенных в реальной архитектуре. Это – изображение башенной постройки в книге рисунков, Le rovine di Roma (1508 – 1513), принадлежавшей ломбардскому архитектору и художнику Бартоломео Суардо по прозвищу Брамантино (около 1465 г. – около 1530 г.), а также планы ряда построек из той же книги (очень характерны толстые стены октагонов с размещенными в них лестницами разной формы). В совокупности, во всех этих рисунках мы видим конструкции и элементы, присутствующие и в Иване Великом.
Думаем, что есть достаточно оснований предполагать, что при разработке проекта колокольни использовались материалы, аналогичные архитектурным рисункам Брамантино. Ясно, что и сама московская постройка в структурно – композиционном плане представляет собой отражение архитектурных идей, бродивших в головах архитекторов и строителей Ломбардии в последнем десятилетии ХV в.Необходимо отметить, что рисунки центрических зданий в трактате Брамантино существенно отличались от известных рисунков Франческо ди Джорджо из Туринского кодекса, созданных в 1475 – 1476 гг. В качестве некоторой параллели планам Брамантино можно указать на рисунки – перспективы Николлетто да Модена (работал между 1485 и 1503 гг.) и молодого Бальтазаре Перуцци (1481 – 1537). Многие частные архитектурно – конструктивные решения, использованные в этих рисунках и в Иван Великом, находят аналогии и в реальных североитальянских постройках 1480 — 1520- х гг.
Серьезное отличие кремлевской постройки от ее итальянских аналогов состоит в массивности и мощи конструкций нижнего восьмерика здания. Они представляются неоправданными и излишними Мы знаем только один тип построек, обладающий столь же массивными конструкциями, разной шириной ярусов и многочисленными внутристенными лестницами разной формы. Это – большие башни Московского Кремля, возведенные в 1485 – 1490-х гг. Можно осторожно предположить, что, приступая к возведению Ивана Великого, мастер Бон воспользовался практическим опытом и конструктивной идеей строителей кремлевских башен. Указав на архитектурные аналоги, мы, тем не менее, не можем объяснить причину строительства столь мощного сооружения, особенно учитывая огромный опыт итальянских архитекторов в строительстве высотных сооружений в сейсмической зоне со значительно более легкими конструкциями. Возможно, великий князь захотел получить помимо колокольни еще и своеобразный «несгораемый шкаф», в котором он мог бы хранить свою казну (по образцу новгородских церквей с подклетами), не боясь разрушительных московских пожаров. В этом случае становится понятным и устройство в колокольне дополнительных помещений.
Рассматривая наружный декор колокольни Ивана Великого, следует заметить, что С.С. Подъяпольский высказал, на наш взгляд, совершенно правильную идею о прямой связи архитектурного декора московской звонницы и некоторых памятников Виченцы и Монтаньяны конца ХV в., построенных или приписываемых Лоренцо ди Болонья.
Архитектурные и конструктивные решения, использованные в колокольне Ивана Великого, находят множество аналогий в средневековой и раннеренессансной архитектуре Северной Италии. Однако все они известны «по отдельности», московский же памятник, не имеющий там прямых аналогий, прежде всего, отличается особым, «синтетическим» характером композиции, свойственной, скорее, не каноническому образу мышления архитекторов Возрождения , но творческим поискам североитальянских, и прежде всего ломбардских, мастеров второй половины ХV в., в работах которых ранний ренессанс переплетается с готикой.
«Колокольня Ивана Великого.
Осмотр ежедневно. Спросить сторожа» | СтатьиОсмотреть Кремль с высоты птичьего полета в скором времени сможет любой желающий. В 2008 году для посетителей снова откроется смотровая площадка самой высокой звонницы столицы — колокольни Ивана Великого. Впрочем, посетить первый ярус кремлевского столпа можно будет гораздо раньше — начальный этап реставрации планируется завершить уже к Новому году.До революции Кремль был абсолютно доступной территорией. Москвичи ходили сюда гулять. Для входа и выхода были открыты 6 ворот (в том числе и Спасские), через которые ездили извозчики, сокращая путь из Китай-города к Арбату. Народная тропа вела и к колокольне Ивана Великого. С верхотуры звонницы за пятачок всегда можно было полюбоваться видами древнего города. С 80-метрового столпа Москва просматривалась практически до окраин — более чем на 30 километров во все стороны. В путеводителе, изданном до начала Первой мировой войны, сообщалось: «Колокольня Ивана Великого. Осмотр ежедневно. Спросить сторожа». Однако с приходом большевиков свободный допуск на «башню» запретили.
— Сначала помещения просто пустовали, — рассказывает заведующая отделом реставрации памятников архитектуры Кремля Татьяна Крашенинникова. — Потом, в 60-х, тесные коморки использовали для складских нужд музейные сотрудники. Теперь же, к 200-летию Кремлевского музея, колокольню решено вновь открыть для посетителей. Правда, прежде ее придется отреставрировать.
Старинная звонница довольно сильно износилась. На Иване Великом даже во время главных церковных праздников не решаются звонить во все колокола: опасаются, что старинное сооружение даст трещину.
— Но после реконструкции никаких проблем не будет, — уверена Крашенинникова. — Сейчас ведется реставрация конецформыначалоформыуникального фундамента колокольни, стоящего на старом деревянном основании XVII века. А также внешних стен. Потом займемся внутренними помещениями, начиная с первого яруса.
Уже в следующем году перед посетителями предстанет первый ярус, который после реконструкции превратится в небольшой выставочный зал. Здесь будет размещена постоянная экспозиция, посвященная истории и архитектуре Московского Кремля.
— В ее основу лягут фрагменты белокаменной кладки XII-XIV веков, — говорит Крашенинникова. — Самые ценные экспонаты — фрагменты соборов времен Ивана Калиты: Благовещенского, Архангельского, Успенского и других. Мы пониманием, что статичными выставками никого не завлечешь. Поэтому уже в первом зале наши гости станут свидетелями уникальной аудиовизуальной экспозиции, на которой в трехмерном формате будет воспроизводиться процесс развития кремлевского комплекса. Два других яруса будут посвящены периоду XV-XIX веков.
Впрочем, главная гордость возрожденной звонницы — смотровая площадка — увидит свет лишь в 2008 году.
— С этой затеей вообще много проблем, — говорят в музее. -Узкие лестницы Ивана Великого не предусмотрены для большого туристического потока. Поэтому одновременно в здании сможет находиться не более 10 человек, а на смотровой площадке и того меньше. Этот вопрос пока до конца не проработан. Не исключено, что экскурсии на звонницу будут не постоянные, а заказные.
Храм по образу Иерусалимского
Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. В галереях ярусов размещается 21 колокол. Самый большой, Успенский, весит 70 тонн. Свое название колокольня получила от деревянной церкви Иоанна Лествичника, на месте которой в 1505- 1508 годах итальянский архитектор Бон Фрязин построил новую колокольню высотой в 60 метров. В конце ХVI века Борис Годунов, мечтая построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, надстроив ее высоким барабаном с золоченой главой. В результате высота столпа вместе с крестом достигла 81 метра, и на протяжении двух веков Иван Великий оставался самым высоким зданием в России.
Иван III.
Великий Князь и Царь Всея РусиСегодня в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открывается выставка, посвященная жизни и деяниям великого государя
Московский Кремль, 20 марта — 14 июля 2013
Одностолпная палата Патриаршего дворца
Сегодня в Колонной палате Патриаршего дворца Московского Кремля открывается выставка о жизни и деле с большим государь.
Иван III, великий князь Московский и всея Руси, — личность весьма примечательная. Вот когда объединились разрозненные русские земли вокруг Москвы, Россия окончательно освободилась от татарского ига трехсотлетнего и процесса утверждения автокефалии (независимости) Русской Церкви, находившейся до того времени под влиянием Константинопольского Патриархата. Именно в годы его правления зародился тезис «Москва — Третий Рим», оказавший огромное влияние на состав российской государственности. Наконец, благодаря ему в Россию были приглашены итальянские мастера, которые полностью перестроили Кремль и превратили его в настоящую крепость Европы.
Но, несмотря на значимость проступков, фигура Ивана III так и осталась затеряться в тени более колоритных исторических фигур. Выставка в музеях Московского Кремля была призвана привлечь внимание к личности этого замечательного, но, к сожалению, недооцененного лидера. Выставка в Колонной палате Патриаршего дворца расскажет, как складывалась идеология будущего Московии, как появлялись на свет новые образы и символы, отражающие важнейшие деяния великого государя.
- Иван III. Великий Князь Всея Руси и Царь
Источник: Пресс-релиз Московского Кремля - Закон 1497
РГАДА
Источник: Пресс-релиз Музеев Московского Кремля 90 035
усилия по созданию действительно единого государства, Иван III вел активную культурную политику своих разных земель Великого княжества, в частности, он выступал вдохновителем и заказчиком многочисленных работ для храма даже в самых отдаленных районах. Благодаря его заказу появились на свет такие шедевры русского искусства, как фрески Ферапонтова Рождества Богородицы монастыря и иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Хотя основу экспозиции составляют произведения Московского Кремля, без привлечения экспонатов из других музеев составить максимально точное представление о деятельности этого великого правителя было бы невозможно. участие в выставке Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж историко-архитектурный и художественный музей Кирилла Белозерского, Новгородский государственный объединенный музей, Рязанский государственный областной художественный музей. Пожалостина И.П., Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Российская государственная библиотека и Российский государственный архив древних актов.
Архангел Михаил. Икона Сундук. Середина XV века. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Источник : Пресс-релиз Московского Кремля | Иоанн Креститель. Резная икона. XIV — первая половина XV г. н.э. Московский Кремль Источник: Пресс-релиз Московского Кремля |
Первый раздел выставки посвящен теме византийского наследия. В 1453 году священный город Константинополь пал перед турками, а через несколько лет была подписана Флорентийская уния, ознаменовавшая союз с католической церковью. В этих условиях великий князь Московский, с укреплением своей власти и могущества, стал осознавать себя единственным защитником православной веры, преемником византийских императоров. Эта идея легла в основу образования Российского государства. Женитьба Ивана III на Зое (Софии) Палеолог — племяннице последнего византийского императора Константина — явилась завершающим аккордом, подтверждающим право русского суверена на перенятие власти от великих правителей Константинополя. В этот раздел выставки вошли артефакты, позволяющие проследить наследование идей и символов Византии. Особый интерес представляют предметы личного благочестия, принадлежавшие семейству великокняжеских. Многие из них являются частью большого имения, которое было привезено в Москву Софьей Палеолог, например, знаменитый Корсунский крест, немедленно хранившийся в алтаре Успенского собора и неизменно участвовавший во всех крестных ходах, золотая реликварная икона с изображением Дева Мария с двенадцатью апостолами и Распятием, богато украшенная драгоценными камнями рубинами и сапфирами. Одним из самых интересных экспонатов является вышитая фата мастерской Елены Волошанки, изображающая торжественное шествие после коронации внука Ивана III Дмитрия, где зрители могут воочию увидеть портреты великого князя и его семьи.
Богородица. Россия, XV в. Московский Кремль Источник: Пресс-релиз Московского Кремля | Спас без рук с ангелами, для ведения счетов XV — XIX (?) вв. Московский Кремль Источник: Пресс-релиз Московского Кремля |
Во второй раздел выставки вошли памятники, отражающие сложный, а порой и весьма драматичный процесс собирания земель вокруг Москвы. Одно из важнейших направлений консолидационной политики Ивана III обращалось к «древним», почти былинным временам святого Владимира, когда вся русская земля была единым целым. Таким образом, присоединение к новым московским княжествам представлялось как восстановление исторической справедливости. теперь Владимир и его сыновья Борис и Глеб возглавляли список небесных заступников за великую семью. Постепенно к этому списку стали добавляться новые местные святые: Иван III знал, что их почитание и поклонение является весьма действенным и, главное, бескровным толчком к созданию внутренней связи между различными землями. важное место в политике великого князя отводилось сохранению национальных традиций, поиску собственных корней, что привело к распространению образов Марии, история которых тесно связана с историей княжеского рода. Большой любовью пользовались два образа — «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь Боголюбская».
Богородица Боголюбская. Икона. 1-й XV в третьем. Московский Кремль Источник: Пресс-релиз Московского Кремля | Беседа митрополита Петра. Икона. 1480-е Московский Кремль Источник: Пресс-релиз Московского Кремля |
большое внимание Иван III уделяет религиозным делам. Следующий раздел выставки расскажет об утверждении автокефальности Русской Церкви. После падения Византии Константинопольский патриархат оказался под полным контролем турецкого султана. Это довольно сложная ситуация, и великокняжеские архиереи были вынуждены принять решение о коронации митрополита Ионы без обычных консультаций с Константинополем. С тех пор идея самостоятельности Русской православной церкви является одним из главных направлений политики Ивана III. Власть Нагорной церкви, по мнению великого князя, заключалась в содействии чествованию русских святых. Важную роль в этом процессе сыграло сооружение нового собора Кремля, а также увековечение памяти усопших Московских иерархов, перезахоронение останков которых необходимо было перенести в новые и раки. На выставке можно будет увидеть монументальные житийные иконы с изображением митрополитов Петра и Алексия, московских святых, выполненные великим Дионисием по заказу Ивана III.
Перестроенный Успенский собор должен наполниться драгоценным содержимым — священными сосудами, богослужебными книгами и крестами. Богатая утварь для дома всегда создавалась на средства светских властей, что со времен Константина Великого, основателя Гроба Господня, должно было свидетельствовать о заботе владыки Христовой церкви. Роскошное убранство главного московского собора можно представить в качестве примера так называемых Большого и Малого Сионов — двух великолепных сосудов для переноса Святых Даров, изготовленных по заказу Ивана III лучшими западноевропейскими ювелирами, работавшими при Московском дворе.
кадило. Москва, конец XV века. Московский Кремль Источник: Пресс-релиз Московского Кремля | Крест Алтарь. Москва, Россия, начало XVI в. Музеи Московского Кремля Источник: Пресс-релиз Московского Кремля |
Иван III начал свой путь правителем малого княжества, закончил — великим государем всея Руси. Закрепление нового статуса проявилось в оформлении башен Фроловского кремля, на которых были установлены мемориальные доски Ивана III «император и самодержец всея Руси» на русском и латинском языках. С другой стороны, двуязычные надписи Московии демонстрируют открытость западному миру, утверждал новый международный статус, с которым европейские правители больше не могли не считаться9.0012
Источник : пресс-релиз Московского Кремля
© artinvestment.ru, 2023
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment. RU, в том числе иллюстрированная справочная информация о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявления уполномоченного органа.
Иван III и московский ренессанс
Постдокторант Британской академии Александра Вукович (Сент-Эдмунд Холл) исследует межкультурные связи в Московии и России раннего Нового времени
Московия возникла в период монгольского сюзеренитета с севера восточное княжество Владимиро-Суздальское. Хотя Москва впервые упоминается в ранней русской летописи в 1147 году, только в XIV и XV веках Москва возвышается как центральное место все более централизованного государства, слабо основанного на вертикальной линии князей так называемой династии Рюриковичей. Руси. Укрепленный комплекс Кремль стал местом церковного комплекса и резиденцией княжеской власти. С перестройкой и расширением Кремля при Иване III (годы правления 1462-1505) развились общественные обряды, сливая придворный церемониал с церковным обрядом. Московские правители участвовали во все более сложных церемониях и ритуалах, которые объединяли существующие практики (например, возведение на престол) с новым набором источников церемоний. Падение Константинополя османами в 1453 году привело к распространению византийской культуры через церковников и дворян, некоторые из которых бежали в центры восточно-христианских сетей в изгнании, такие как Рим. Разнообразные сети принесли источники из византийского мира, сформировав новый набор референтов для развивающейся придворной культуры. Именно во время женитьбы Ивана III на византийской принцессе Зое/Софии Палеологиной, которая проживала в Риме после захвата деспотии Мореи османами, Кремль приобрел часть своего нынешнего ландшафта. На этом фоне экономической и территориальной экспансии и политической консолидации Иван III спонсировал ансамбль дворцов, церквей и укреплений, которые привели Москву к эпохе Возрождения.
Часть вклада Ивана III в комплекс — Грановитая палата, украшенная изображениями библейских сюжетов и истории династии Рюриковичей ранней Руси. Судя по гравюрам помещения, это квадратное помещение имело в центре толстый прямоугольный столб, несущий высокие своды, под которыми правитель восседал на троне, расположенном в «красном углу». Дизайн комнаты передавал как политическую, так и духовную легитимность через иконографические темы и представлял собой арену для проявления власти. Возможно, именно шествие навстречу правителю, описанное секретарем герцога Голштинского Адамом Олеарием во время его визитов в Москву в 1633 и 1636 годах, лучше всего выражает логику архитектонического оформления зрелища власти:0012
Зал для аудиенций представлял собой сводчатую каменную квадратную комнату, пол и стены которой были покрыты прекрасными коврами, а потолки были украшены библейскими картинами в золотых тонах. Трон (в углу) возвышался на трех ступенях, окруженный четырьмя серебряными колоннами, на которых покоился балдахин, образующий небольшую башню, на каждом углу которой был серебряный орел. Его царское величество восседал на троне в одеянии, усыпанном драгоценными камнями и расшитом крупным жемчугом. Его корона, которую он носил поверх большой шляпы из соболя, была инкрустирована бриллиантами […].[1]
Грановитая палата была лишь частью масштабного проекта по расширению по заказу Ивана III, увековечившего благополучие великого князя, его победы над Казанью и Астраханью путем создания сети памятников (например, Соборная площадь / Соборная площадь, Благовещенский собор /Благовещенский собор, часть Теремного двора /Теремный дворец и др.), что сделало видимыми как преемственность, так и изобретательность правления Ивана III.
В рамках строго формальной преемственности княжеского культурного покровительства изобретательность заключается в проектировании и выполнении новой княжеской резиденции и дворцового сооружения итальянскими архитекторами, такими как Марко Руффало, Пьетро Соларио и Алоизио да Карезано. Строительная программа Ивана III и реструктуризация придворной культуры в соответствии с новой архитектурной логикой отражают транскультурный набор влияний, где внутренняя логика правления Ивана III находит свое конкретное выражение через архитектурный стиль итальянского Возрождения, наделенный новой политической легитимностью, дарованной византийской культурой. имперская связь. Зоя / София Палеологина проживала в Риме, и, возможно, именно ее связи (и связи ее романо-морейского окружения) привели этих архитекторов в Московию. Об итальянских зодчих, приехавших в Московию, известно очень мало. Один из них, Аристотель Фиораванти из Болоньи, ранее работал на семью Медичи и, как известно, спроектировал Палаццо Бентивольо в Болонье. Дворец имеет некоторое сходство с Грановитой палатой. Другой архитектор, Пьетро Антонио Солари, завершил часть Дуомо в Милане, прежде чем прибыть в Московию, где спроектировал часть укреплений Кремля.
Принятые идеи настаивают на «модернизирующем» или «европеизирующем» творчестве Петра I, подразумевая, что то, что было новым в России в XVIII веке, уже было старым в других местах, тем самым способствуя устаревшим представлениям об «отсталости» России по отношению к своим западным современникам. Вот почему Московию в 14-17 веках часто совершенно не замечают или представляют как все еще принадлежащую средневековому миру, несмотря на ее временную и идеологическую обособленность от средневековых политий Руси.