Страна шерпов: Кто такие шерпы? | Неизведанный Мир

Содержание

Кто такие шерпы? | Неизведанный Мир

«Когда молодой шерп смотрит вверх — он видит гору,

когда он смотрит вниз — то видит груз.

Он поднимает его и идет на гору.

В этом его жизнь — носить грузы вверх и вниз.

Он не видит в этом ничего необычного или неприятного.»

Норгей Тенцинг

 

Жизнерадостный народ — шерпы — живет в отдаленном уголке Непала, но жители других частей страны охотнее всего посещают именно этот уголок.

Вверх и вниз… Вот дорога идет вниз, — от перевала за Луклой она тянется в долину мутно-зеленой реки Дуд-Коси. Река питается ледниками Джомолунгмы. На пятьсот-шестьсот метров вниз в узкое ущелье спускается тропа шириной не более метра.

Ледовый великан на севере, скрытый выступившими вперед шеститысячниками, лишь изредка просматривается из-за зубцов хребта, протянувшегося между двумя вершинами — Кангтайга и Кариолунг. Русло реки зажато отвесными скалами. Скалистые утесы, омываемые бурлящим потоком, теснят тропу то к одному, то к другому берегу, направление пути определяют шаткие висячие мостки, перекинутые через реку обычно подле деревень.

Так когда-то выглядела тропа ведущая через южную часть страны шерпов — Соло — в район Кхумбу.

Сердце Кхумбу — Намче Базар. Это родина «тигров» К Намче Базару дорога серпантином поднимается вверх, а у селения становится широкой и ровной, почти как улица, пока наконец не разветвляется в сеть переулков.

Намче Базар — торговый центр и самый большой населенный пункт шерпов. Он расположен на высоте 3880 метров над уровнем моря.

Говорят, что у тех, кто здесь родился в груди трое легких. Еще детьми шерпы — как мальчики, так и девочки — в течение всего лета пасут коз и яков на высокогорных пастбищах вблизи ледниковых ручьев на высоте 5000 метров. Они ходят с родителями через перевалы, ходят в Тибет, через покрытый снегом Нангпа Ла, поднимающийся на 5500 метров, или в соседнюю долину Рольвалинг через ледовый перевал Теси Лапаче, который внушает ужас даже самым отважным из них: здесь люди и нагруженные животные карабкаются вверх до высоты в 6000 метров, и для яков приходится топором прорубать ступени во льду.

Так проходит их юность — и вся жизнь.

Шерсть — в горы, в Тибет, на родину предков. Соль — в Индию, в Катманду, в Непальскую долину. Но в долине и шерпам, и их вьючным животным слишком жарко. Крестьяне-горцы стремятся скорее вернуться домой, в долину Кхумбу, огражденную со всех сторон высочайшими в мире вершинами, защищенную от жестоких бурь, имеющую более мягкий и устойчивый климат, чем многие места, расположенные ниже.

Там, на высоте четырех с половиной тысяч метров, они собирают хороший урожай ячменя, выращивают картофель. В других горах на такой высоте можно встретить лишь метеорологов, уединившихся на своих яростно атакуемых ветрами метеостанциях.

А здесь, под крышами монастырей и раскрашенных молельных домиков развеваются пестрые ритуальные флажки, у ручьев тарахтят приводимые в движение водой молитвенные цилиндры. Крестьяне, смеясь и болтая, молотят ячмень. Здесь тесно соседствуют молитвы и веселье.

Шерпы хорошо знают всю свою страну, однако лучше всего чувствуют себя, когда вокруг них горы. Их не гложет тоска по родным местам, только если вершины гор у них перед глазами, но больше всего они любят смотреть на снега Джомолунгмы из окон своего дома.

Когда началась эпоха изучения Гималаев, альпинисты их разных стран стали приглашать шерпов с собой на вершины гор-великанов, на «троны богов». Многие шерпы не вернулись домой, остались навсегда во льдах, но наиболее мужественных это не остановило, и они вместе с лучшими альпинистами мира продолжают наступление на ледовые гребни и заснеженные вершины.

Пауль Гюсфельд, географ из Берлина, один из первопроходцев Альп и Анд сказал: «Заслуга освоения высочайших гор принадлежит в равной мере как восходителям, так и их проводникам. Первые не смогли бы ничего предпринять без помощи вторых, и в то же время жителя гор не смогли бы без помощи приезжих альпинистов пробудить в себе дремлющие таланты проводников и носильщиков».

Свыше двух тысяч шерпов стали «тиграми», неутомимыми носильщиками и верными спутниками знаменитых восходителей. Лучшие из «тигров» побывали и в горах и других стран: их приглашали в Швейцарию, Австрию, Францию, Японию. Не все политические деятели и коммерсанты Непала могут похвастать таким числом заграничных путешествий, как шерпы.

Шерпы открыли Непал остальному миру, и в то же время шерпы, по существу, не являются непальцами. Они пришельцы из Тибета: слово «шер-па» означает «человек с востока». Много столетий назад переселились они из юго-восточной части огромной гористой страны, расположенной к северу от Непала, перешли через перевалы и спустились к подножию Джомолунгмы в долину Кхумбу, которая стала их второй родиной.

Некоторые семьи прошли еще дальше по ущелью реки Дуд-Коси и обосновались южнее, в предгорьях Махалангур-Гимала, в Солу.

Позже многие из них, привлеченные возможностью выгодной работы в городе, ушли через границу в Индию, в высокогорное курортное местечко британских колониальных чиновников и офицеров — Дарджилинг.

Но все шерпы рано или поздно, на время или навсегда возвращаются в родные места: в Кхумбу и Тхами, Порче и Кумъюнг, к монастырям Тьянгбоче и Дингбоче, к своим террасами раскинувшимся полям, к монастырям, к горным склонам, над которыми сияют вершины.

И все они рано или поздно снова приходят в большую деревню Намчебазар — сердце их родины.

Домики Намчебазара ступеньками приютились на горном кряже — там, где сливаются воды Тхами-Коси и Дуд-Коси. Отсюда долины тянутся вверх к перевалам — к хребту Рольвалинг-Гимал, в Тибет через Нангпа Ла, к огромной котловине Имджа-Кхола, расположенной под южной стеной Лхоцзе, к двадцатикилометровой ледяной реке Нгоюмба у подножия Чо Ойю и почти восьмитысячника Гиачунг-Канга и, наконец, к ледопаду Кхумбу, святая святых Джомолунгмы.

Ни одна экспедиция, направляясь к великанам Махалангур-Гимала, не может миновать Намче Базара. Так что это местечко знают гости со всех концов света.

Непальские шерпы проводят акцию протеста в базовом лагере Эвереста на высоте 5 км — Международная панорама

НЬЮ-ДЕЛИ, 4 мая. /Корр. ТАСС Евгения Кармалито/. Свыше 400 непальских шерпов проводят акции протеста в базовом лагере Эвереста на высоте 5 тысяч метров.

Как пишет газета Kathmandu Post, они требуют от властей Непала выдачи сертификатов, подтверждающих каждый подъем на вершину высочайшей горы мира, совершенный в составе международных экспедиций.

В прошлом году по завершении очередного альпинистского сезона правительство распорядилось выдавать эти сертификаты лишь тем альпинистам, которые официально оформляли разрешение на восхождение в качестве полноценных участников экспедиции. Эта услуга департамента туризма обходилась в $11 тыс. Шерпы оказались не в состоянии оплачивать эти астрономические для местных жителей сборы.

«Власти Непала рубят сук, на котором сидят — в последнее десятилетие Эверест стал краеугольным камнем всей индустрии туризма страны, ежегодно приносящей $370 млн, — заявил Пемба Дордже Шерпа, рекордсмен скоростного восхождения на вершину горы. — Для большинства иностранных альпинистов, которые являются источником дохода для небогатой гималайской страны, восхождение на горную вершину без помощи шерпов невозможно. Попытка правительства заставить шерпов оплачивать сертификаты недопустима, о чем мы заявляем в меморандуме, направленном во все заинтересованные инстанции, от министерства туризма до ассоциаций альпинизма и туроператоров Непала».

Чтобы избежать срыва альпинистского сезона, который в этом году обещает стать одним из самых массовых в истории Непала, власти пообещали шерпам в ближайшие дни разобраться в проблеме и принять надлежащие меры. Как сообщил глава департамента туризма Непала Динеш Бхаттарай, «министерство ускорит процесс внесения поправок в регулирование альпинизма, в частности, планируется ввести параграф, приравнивающий высотных носильщиков к полноценным участникам экспедиций».

Шерпы, работающие выше базового лагеря Эвереста, выполняют основную часть работы по восхождению — переносят грузы, провешивают веревочные перила, оборудуют высотные лагеря. Согласно базе данных гималайских восхождений, за всю историю альпинистских восхождений на Эверест погибли 174 высотных носильщика, сотни стали инвалидами в результате камнепадов и лавин, обморожений или недугов, вызванных высотной болезнью.

Альпинисты покидают Эверест из-за забастовки шерп

Автор фото, AP

Подпись к фото,

Шерпы ведут переговоры с властями по улучшению условий их работы

Многие альпинисты и их проводники начали покидать базовый лагерь на горе Эверест, не дождавшись разрешения конфликта между шерпами и властями Непала.

Шерпы — местные жители, работающие на горе проводниками — отказываются водить экспедиции после того как в лавине погибли 16 их коллег, а правительство не согласилось выплатить семьям погибших крупные компенсации.

Некоторые проводники считают, что в этот сезон необходимо вообще отменить восхождения — в память о погибших. Шерпы также добиваются создания новых, более эффективных спасательных и медицинских служб.

Официального решения до сих пор не принято, однако затянувшийся конфликт с каждым днем уменьшает шансы на то, что в этом году будет совершено хотя бы одно восхождение к южной вершине Эвереста, находящейся на территории Непала.

Анг Шеринг Шерпа, президент Непальской альпинистской ассоциации, сообщил корреспонденту Непальской службы Би-би-си, что в случае отказа большинства шерп от работы это может стать вполне реальным делом.

Однако представитель министерства туризма Непала Мадхусудан Бурлакоти выразил надежду, что некоторые группы шерп продолжат восхождения. Переговоры между правительством и представителями шерп продолжаются.

Автор фото, Getty

Подпись к фото,

Сезон восхождений длится три месяца

В этом году к восхождению на Эверест готовились более 300 иностранных альпинистов, но в результате гибели 13 носильщиков-шерп в результате схода лавины, а также пропажи еще трех, надежды на возобновление планируемых экспедиций почти не остается.

Сход лавины, произошедший в пятницу на прошлой неделе, стал худшей катастрофой в истории восхождений на высочайшую гору в мире.

Лавина обрушилась на базовый лагерь на склоне Эвереста на высоте 5800 метров.

Условия работы шерп

Шерпы зарабатывают до 8 тысяч долларов за сезон восхождений, который длится на Эвересте три месяца. Это в 10 и более раз выше, чем средний размер зарплаты в Непале, который остается одной из беднейших стран в Азии.

Однако корреспондент Би-би-си по странам южной Азии Эндрю Норт указывает, что правительство получает доход от продажи лицензий на восхождение в размере миллионов долларов ежегодно. Некоторые частные компании, организующие экспедиции, берут с клиентов по 60 тысяч долларов с человека.

Погибшие в прошлую пятницу проводники-шерпы занимались подготовкой маршрута для альпинистов. Они вышли на склон рано утром, чтобы проложить канаты для восхождения.

Лавина обрушилась на перевал Хумбу-Айсфолл, который изобилует трещинами и ледяными наростами, способными срываться без всякого предупреждения.

Несмотря на сравнительно небольшую высоту этого перевала, он расположен в одной из самых опасных точек на склонах Эвереста; однако вдоль знаменитого маршрута по южному склону, впервые пройденного сэром Эдмундом Хиллари и его проводником-шерпой Тензингом Норгаем в 1953 году, более безопасных троп просто нет.

Шерпы часто совершают за сезон до 20-25 восхождений и спусков, доставляя снаряжение и припасы по маршруту восхождения, что подвергает их значительному риску.

С 1953 года на Эверест совершили восхождение более 3 тысяч человек.

Покоритель Эвереста сэр Эдмунд Хиллари умер в возрасте 88 лет

By Reuters Staff, Рейтер

Сэр Эдмунд Хиллари (слева) и шерпа Тенцинг Норгея после покорения Эвереста. Новозеландец сэр Эдмунд Хиллари, первым покоривший высочайшую вершину мира Эверест в компании шерпы Тенцинга Норгея в 1953 году, скончался в пятницу утром в возрасте 88 лет. (REUTERS/Picture Norgay Archive/Handouy)

ВЕЛЛИНГТОН (Рейтер) — Новозеландец сэр Эдмунд Хиллари, первым покоривший высочайшую вершину мира Эверест в компании шерпы Тенцинга Норгея в 1953 году, скончался в пятницу утром в возрасте 88 лет.

О кончине иконы альпинизма и почетного гражданина Непала, посвятившего себя развитию страны шерпов в Гималаях к югу от Эвереста, сообщила премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк. Она назвала Хиллари “легендарным альпинистом, путешественником, филантропом, героической фигурой и самым известным новозеландцем в мире”.

После десятков лет неудачных попыток покорить Эверест с северной тибетской стороны масштабная британская экспедиция в 1953 году зашла с юга — из открывшегося годом ранее для иностранцев Непала. Хиллари, рослого и энергичного 33-летнего пасечника из Окленда с большим опытом восхождений в Гималаях, британцы выбрали в компанию к Тенцингу, который годом ранее был в штурмовой двойке швейцарской экспедиции, развернувшейся в 200 метрах от вершины.

На этот раз погода благоприятствовала, и 29 мая Хиллари и Тенцинг стояли на высочайшей точке планеты. Пройденный ими маршрут по леднику Кхумбу через Южное седло Эвереста к вершине стал классическим, а самое серьезное препятствие — скальный участок под вершиной — получил название “Ступень Хиллари” (Hillary Step).

О покорении Эвереста было объявлено в Лондоне в день коронации Елизаветы II, а Хиллари, еще не спустившийся с горы, был произведен в рыцари.

После Эвереста Хиллари побывал на Южном полюсе, искал снежного человека в Гималаях и поднимался на катерах к истокам Ганга. Однако одним из основных занятий в жизни он считал помощь шерпам — тибетской народности, проживающей у подножия Эвереста в регионе Кхумбу на территории Непала.

Основанный им Гималайский траст ежегодно собирал четверть миллиона долларов, и Хиллари лично участвовал в строительстве больниц, школ, мостов, электростанции и даже взлетно-посадочной полосы в Кхумбу, сделав его пожалуй самым пригодным для жизни высокогорным районом Гималаев.

Хиллари умер в больнице в Окленде от сердечного приступа. В последнее время он был болен, а местные СМИ сообщали, что у Хиллари пневмония.

Тенцинг Норгей умер в 1986 году в возрасте 71 года.

Дачири Шерпа – о лыжах, ментальных переменах, которые

Он занял 86-е место в лыжной гонке на 15 километров классическим стилем, отстав от победителя более чем на 17 минут. Однако для непальского лыжника Дачири Шерпы такой результат – несомненное достижение: большинство представителей экзотических стран, не выдержав коварных сочинских горок, сошли с дистанции. О том, в каких условиях он готовился к Играм, почему считает свое выступление успешным, а также об участии в ультрамарафонах и жизненных принципах Дачири Шерпа рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».

Досье

  • Родился 3 ноября 1969 года в Непале
  • Участник трех Олимпийских игр (2006, 2010, 2014), во всех случаях был единственным представителем своей страны
  • В 2003 году показал лучший результат в истории ультрамарафона Ultra-Trail du Mont-Blanc, который не побит до сих пор

Насколько я знаю, вы являетесь буддистом, но ведь дух соревнования не свойственен представителям данной религии.
В Непале живут не только буддисты, в нашей стране есть представители и других религий – индуисты, мусульмане. Лично мне действительно ближе буддистское мировоззрение. Я не воспринимаю Олимпийские игры в первую очередь как соревнование, демонстрацию своего эго. С уважением отношусь к людям с другими жизненными ценностями и счастлив заниматься именно тем, что мне нравится.

У вас нет ощущения, что большинство спортсменов приехали в Сочи с несколько иными целями, чем вы?
Представители ведущих спортивных держав вроде Германии, возможно, и будут опечалены, если не завоюют медаль, они сконцентрированы на результате. Я же в любом случае рад приехать на эти Игры. Счастлив представлять свою страну, способствовать тому, чтобы как можно больше людей узнало о ней. По правилам Международной лыжной федерации спортсмен с моим рейтингом может участвовать только в гонке на 15 километров классическим стилем, и я сделал все возможное для того, чтобы выступить на ней успешно.

В Непале многие следили за вашим выступлением?
Сложно сказать. Многие жители моей страны до сих пор не имеют телевизора, и даже в столице, в Катманду, существуют серьезные перебои с электроэнергией. Конечно, некоторые заходят в интернет, узнают результаты, но смотреть трансляции Игр там непросто в буквальном смысле: нет технических возможностей.

Вы специально тренировались перед Сочи‑2014? Вы ведь не столько лыжник, сколько специалист в горном беге.
Действительно, в данном качестве я известен несколько больше. В Непале много снега, однако мало кто катается там на лыжах, люди предпочитают ходить и бегать в горы, это для нас более естественно. Благо начинать можно сразу при выходе из дома. Существует большая разница в менталитете лыжника и альпиниста.

Соревнования по лыжным гонкам в Сочи проходили на высоте, и некоторые атлеты жаловались на то, что к ней непросто приспособиться.
Лично мне было тяжело не столько из-за высоты, сколько из-за рельефа трассы: много подъемов и спусков. Спортсмены из стран, расположенных на уровне моря, действительно порой испытывали сложности, особенно если приехали на Игры без предварительных тренировок на высоте.

Вы довольны своим результатом в Сочи?
Несмотря на то что я занял второе место с конца, вполне. Моя задача состояла в том, чтобы просто финишировать. Не могу сказать, что бежал на максимуме – скорее, получал удовольствие от гонки. Болельщики бурно приветствовали меня, радовались.

У вас есть личный тренер и сервисмен, ответственный за подготовку лыж?
Один человек помогает мне готовить инвентарь к стартам, а тренера нет. Готовлюсь к выступлениям по собственному плану, в зависимости от самочувствия и наличия свободного времени. Когда я только решил заняться лыжными гонками, один специалист из Франции поставил мне технику передвижения по трассе. После того как я освоил ее, стал заниматься самостоятельно.

В Сочи вы выступали в классической дисциплине. Свободным стилем тоже владеете?
Безусловно, но если доведется выбирать, предпочту все же классику.

Вы поедете на Игры в 2018 году?
Скорее всего нет. Мне 44 года, я участвовал в трех Олимпийских играх. К Пхенчхану я буду слишком старым. К тому же становится все сложнее проходить квалификацию. Для этого нужно участвовать в соревнованиях под эгидой Международной лыжной федерации, а такие старты плохо вписываются
в мои планы.

В Непале есть национальная федерация лыжных гонок?
Да, но трасс, на которых можно готовиться, нет. Мне помогает непосредственно национальный олимпийский комитет, именно он оплатил 20‑дневное пребывание в Сочи.

Вы несли флаг страны на церемонии открытия…


И очень горжусь этим фактом. Рад, что жители Непала смогли увидеть наш флаг на столь торжественном мероприятии. Во время церемонии закрытия тоже буду идти с флагом.

Кроме вас, из Непала в Сочи кто-нибудь приехал?
Да, руководитель делегации. На параде команд пойдем с ним вдвоем.

Вы участвуете в лыжных марафонах?
Нет, я предпочитаю бегать на супердлинные дистанции летом, участвую в соревнованиях на 50–160 километров. Марафонская дистанция для меня слишком коротка, к тому же мои мышцы больше адаптированы к горному бегу, нежели к передвижению по равнине. Я бы сказал, что они сильные, но не «быстрые».

Какую самую длинную дистанцию вы пробежали в рамках соревнований?
166 километров с серьезным перепадом высот. Это марафон Ultra-Trail du Mont-Blanc, проходящий по территории Франции, Италии и Швейцарии. Установленный мною в 2003 году рекорд (20 часов 5 минут) не побит до сих пор.

Какая подготовка нужна в первую очередь для преодоления подобных расстояний – физическая или ментальная?
И та и другая. Если ты не любишь природу, не можешь уютно чувствовать себя в ней, придется очень сложно. Но если же сумеешь почувствовать себя комфортно, получишь настоящее удовольствие. Горный бег на большие расстояния – особая дисциплина: тебя не подгоняет тренер, сам выбираешь комфортный для себя режим передвижения. Можешь даже сделать привал и поговорить с людьми, которые тебе встретятся.

На вашем персональном сайте указано большое количество спонсоров.
Они помогают преимущественно с инвентарем. Для того чтобы обеспечивать себя материально, я вынужден работать. Мой график примерно такой: неделя или две на работе, потом такое же время посвящаю спорту.

Кто вы по профессии?
Я живу в Женеве и работаю строителем, занимаюсь возведением зданий.

Вы руководитель, инженер или рабочий?
Занимаюсь физическим трудом. В Швейцарию я перебрался благодаря двум людям – жителю этой страны и французу, которые в 2004 году обратили на меня внимание во время одного из горных забегов в Непале и предложили переехать в Женеву. Я с удовольствием согласился. Затем женился на девушке из Швейцарии и остался в стране.

Насколько я знаю, вы сами занимаетесь организацией ультрамарафонов.
Скорее трекинга по пересеченной местности. Создал серию из четырех мероприятий, два из которых проходят в Непале и по одному – в Индии и Индонезии. Я побывал во многих странах и обнаружил массу очень красивых мест. Хочу познакомить с ними людей. Дистанции составляют от 230 до 353 километров, временного лимита нет. Приглашаю всех желающих, имеющих достаточную физическую подготовку.

Значит, профессионалов?
Отнюдь не только их. Каждого, кто готов испытать себя в сложных условиях и увидеть удивительные по красоте места – горы, вулканы… Иногда мне звонят спортсмены и спрашивают, что они получат в случае победы. Таким людям я отвечаю: вам не стоит приезжать на это мероприятие. Я жду только тех, кто не думает о заработке, а открыт новым впечатлениям и доброжелателен к людям.

Сколько людей участвует в подобных ультрамарафонах?
Порядка 50 человек: я устанавливаю ограничения. Иногда ночуем в кемпингах или в отелях, но стараюсь размещать всех в частных домах, чтобы люди могли ознакомиться с культурой и бытом местных жителей. Скажу без ложной скромности: человек, который преодолеет хотя бы одну подобную дистанцию, переживает ментальную трансформацию. После того как один француз вернулся с ультрамарафона, его жена позвонила мне и сказала: «Вы полностью изменили моего мужа, он был сложным в общении максималистом, а теперь стал гораздо более уравновешенным и доброжелательным человеком».

Шерпами принято называть людей, которые помогают альпинистам в восхождениях, несут их пожитки. Что означает ваша фамилия?
Шерпы – одна из самых многочисленных народностей Непала, нас около 150 тысяч человек. В 1953 году один из представителей нашей народности вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари поднялся на Эверест, они стали первыми в мире людьми, которым удалось сделать это. В своей книге Хиллари написал: «Я взошел на эту гору вместе со своим Шерпой». С тех пор это слово стало использоваться в значении «гид, помощник», в таком случае его надо писать с маленькой буквы. Но не путайте, пожалуйста, эти два значения. Наш род известен с XIV века, и его название пишется исключительно с заглавной буквы.

Вы выросли в большой семье?
У меня семь братьев и две сестры. Большинство из них живут в Непале.

Вы хотите, чтобы они перебрались в Швейцарию?
Уровень жизни там, конечно, выше. Но в целом все очень похоже: есть бедные и богатые, счастливые и несчастные. В Непале в некотором смысле даже легче: если у тебя есть какая-никакая работа, ты уже счастлив. В Швейцарии же все стремятся получить побольше, без денег там куда сложнее, чем в моей родной стране.

Какие у вас основные цели на ближайшие годы?
Все мои мысли связаны со спортом: хочу заниматься им, получать от него удовольствие и популяризировать. В этом мне здорово помогает супруга, мы с ней одна команда.

Непал. Земля шерпов. Монастырь Тенгбоче, отзыв от туриста kailash2 на Туристер.Ру

Соло Кхумбу — «лотосовая долина» — известная миру тем, что в ее верховьях расположены высочайшие горы мира Эверест (она же Сагарматха или Джомолунгма) 8848 м, Лхоцзе 8516 м, Чо Ою 8201 м. Сначала только профессиональным альпинистам были доступны пути к этим величественным ледяным гигантам. Но после первовосхождения на Эверест Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгей началось туристическое развитие этого региона.

Народность, проживающая здесь — шерпы, выходцы из Восточного Тибета. В 16 веке они начали заселять эти высокогорные долины, переходя высокогорные перевалы, разделяющие ныне Тибет и Непал. В обнаруженных рукописях — тертонах — спрятанных Гуру Ринпоче в этой долине в 8 веке, говорится, что долина эта священна и будет давать приют тибетцам в трудные времена. Гуру Ринпоче медитировал здесь в пещере Akar-phug, расположенной над селением Кхумжунг. После его медитаций Соло Кхумбу очистилась от злых духов и стала священной долиной — биюл — местом, прекрасным как для практик, так и для проживания добропорядочных людей.

Шерпы оказались очень восприимчивым к новым веяниям народом, с помощью фонда развития и при непосредственном участии Хиллари они обустроили эту долину чуть ли не как Швейцарию! Гостей со всех стран мира встречают необычайно чистые высокогорные приюты на высоте до 5100 м (!), называемые здесь лоджиями, с вай-фаем, ресторанчиками, солнечными батареями. Регион развивается постоянно. Строят небольшие электростанции, фермы, создали центр по выращиванию лекарственных растений. Все это происходит под чутким руководством духовного наставника Тенгбоче Ринпоче Ламы. Он для жителей долины является и духовным учителем, и советником в вопросах образования и здоровья, он принимает самое активное участие в жизни детей, у которых кто-то из родителей погиб во время работы в экспедициях. Непальское правительство четырежды награждало ламу за его успешные усилия в деле развития региона и Непала в целом.

Монастырь Тенгбоче был основан в 1916 году на месте, где лама Сангва Дордже оставил во время медитации свои следы в камне. Сангва Дордже говорил, что здесь будет построен храм. И вот однажды, это было в 1914 году, лама из селения Кхумжунг по имени Чатанг Чотар (его также звали лама Гулу) отправился в монастырь Ронгбук, расположенный с тибетской стороны возле Эвереста. Там он получал учение от ламы Наванг Тенцинг Норбу. По завершению всех пудж и церемоний лама Тенцинг Норбу сказал, что Чатанг Чотар должен основать монастырь в Соло Кхумбу на месте следа Сангва Дордже. Взволнованный монах подумал, как он сможет найти деньги на строительство такого монастыря?! В ответ на его мысли Тенцинг Норбу сказал, что в одном из своих воплощений Чатанг Чотар был отцом Сангва Дордже,

поэтому может не волноваться, это благая карма поможет найти необходимые средства. В то время династия Рана управляла Непалом. Они услышали, что лама закладывает новый монастырь и послали ему подношение и продовольствие для монахов. Также были пожертвования от местных жителей Genpo Sherab Tsepal, Lama Karma и Thakdo Kusan. Местные жители непосредственно участвовали в строительстве.

Нынешний настоятель монастыря Ngawang Tenzin Zangbu — реинкарнация основателя монастыря. Отец его получил благословение долгой жизни от ламы гулу (Чатанг Чотар), и как потом оказалось, через месяц лама Гулу ушел из воплощения. А родившийся вскоре сын постоянно удивлял родственников желанием отправиться в Тенгбоче. Тогда родители отправились в Ронгбук, где тогда жил еще дядя ушедшего ламы Гулу. При встрече мальчик бросился обнимать дядю, как будто знал его прежде. Тогда мальчика привели в монастырь Тенгбоче, и он должен был выбрать из монашеской утвари те вещи, что принадлежали ему в предыдущей жизни. Он прекрасно справился с испытанием, и его признали реинкарнацией Чатанг Чотара. После юный лама обучался в разных монастырях Тибета и Сиккима и получил посвящения, он изучал не только учения Нингмапинской традиции (монастырь Лингбу в Гьянтсе), но и Кагью (Талунг Чиб-пхунг монастырь около Лхасы) и Сакья (монастырь Тседонг Чоде около Шигатсе, учение Ларнде Чо). Тенгбоче Ринпоче Лама вернулся в монастырь к тридцати годам, после завершения всех практик и обучения, и с тех пор является настоятелем и пастырем всех шерпов. В монастыре учатся и служат шерпы-монахи, проводя ежедневные пуджи.

В этом году Тенгбоче Ринпоче лама после посещения шерпских деревень прибыл в Тенгбоче за день до землетрясения. Монастырь сильно пострадал, часть монашеских келий полностью разрушились, ламе также пришлось переселиться в ниже расположенную лоджию, которая в целом устояла.

Мы посетили долину Соло Кхумбу и монастырь спустя несколько дней после землетрясения, в начале мая. И посетили Ринпоче. Получили благословение и попросили о десятиминутной медитации. Это, конечно, были незабываемые 10 минут — рядом с Ринпоче да еще в Гималаях! Это было непередаваемо сильно и удивительно!

Светлана Паша, Кайлаш

Ошибка 404: страница не найдена!

К сожалению, запрошенный вами документ не найден. Возможно, вы ошиблись при наборе адреса или перешли по неработающей ссылке.

Для поиска нужной страницы, воспользуйтесь картой сайта ниже или перейдите на главную страницу сайта.

Поиск по сайту

Карта сайта

  • О Ростехнадзоре
  • Информация
  • Деятельность
    • Проведение проверок
      • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при проведении проверок
        • Нормативные правовые акты, являющиеся общими для различных областей надзора и устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых поверяется при проведении проверок
        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности
        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного горного надзора
        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного энергетического надзора
        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений
        • Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного строительного надзора
      • Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
      • Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
      • Статистическая информация, сформированная федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным планом статистических работ, а также статистическая информация по результатам проведенных плановых и внеплановых проверок
      • Ежегодные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля
      • Информация о проверках деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также о направленных им предписаниях
      • Форма расчета УИН
    • Нормотворческая деятельность
    • Международное сотрудничество
    • Государственные программы Российской Федерации
    • Профилактика нарушений обязательных требований
    • Прием отчетов о производственном контроле
    • Аттестация работников организаций
    • Государственная служба
    • Исполнение бюджета
    • Госзакупки
    • Информация для плательщиков
    • Порядок привлечения общественных инспекторов в области промышленной безопасности
    • Информатизация Службы
    • Сведения о тестовых испытаниях кумулятивных зарядов
    • Анализ состояния оборудования энергетического, бурового и тяжелого машиностроения в организациях ТЭК
    • Судебный и административный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Общественный совет
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов против коррупции для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2019 год
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2018 год
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2017 год
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2016 год
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2015 год
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2014 год
      • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2013 год
      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2012 год
      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2011 год
      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2010 год
      • Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих Ростехнадзора за 2009 год
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Информация для подведомственных Ростехнадзору организаций
    • Материалы антикоррупционного просвещения
    • Иная информация
  • Открытый Ростехнадзор
  • Промышленная безопасность
  • Ядерная и радиационная безопасность
  • Энергетическая безопасность
    • Федеральный государственный энергетический надзор
      • Нормативные правовые и правовые акты
      • Основные функции и задачи
      • Информация о субъектах электроэнергетики, теплоснабжающих организациях, теплосетевых организациях и потребителях электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории высокого и значительного риска
      • Уроки, извлеченные из аварий и несчастных случаев
      • Перечень вопросов Отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора
      • Перечень вопросов (тестов), применяемых в отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора
      • Перечень вопросов (тестов), применяемых в отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора для инспекторского состава территориальных органов Ростехнадзора
      • О проведении проверок соблюдения обязательных требований субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии в 2020 году
      • Контакты
    • Федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений
  • Строительный надзор

10 фактов о шерпах | CNN Travel

(CNN) — Шерпы — ангелы-хранители Гималаев, весело тащат огромные грузы в горы, в то время как иностранные клиенты задыхаются за их пятками.

Это мощный образ в общественном сознании, но есть ли что-то еще от шерпов?

1. Что такое шерпа?

Шерпы должны позаботиться о том, чтобы каждый получил одинаковую нагрузку, иначе возникнет риск возникновения трения между носильщиками.

paula bronstein / afp / getty images

Как и Google и Википедия, Sherpa — это существительное, которое превратилось в глагол, например, «Can you sherpa a bag for me?»

Но слово «шерпа» изначально означало «люди с Востока» и произносится самими шерпа как «шар-ва».

До того, как альпинизм стал популярным развлечением в Гималаях, слово шерпа просто обозначало группу людей, которые мигрировали в Непал из Восточного Тибета. Это было до того, как два региона стали отдельными странами.

Этнические шерпы обосновались в горах долины Солукхумбу в Непале со старейшей общиной в деревне Пангбоче. В настоящее время долина является национальным парком, а деревня — отправной точкой для восхождения на Эверест, также известный как Сагарматха и Джомолунгма, чья точная высота была зафиксирована отдельными геологическими агентствами как 8848 или 8850 метров.

2. Все ли носильщики?

Снимите груз: носильщикам часто платят килограммами.

paula bronstein / afp / getty images

Слово «шерпа» также стало описанием работы в официальной треккинговой команде, но оно не обязательно должно быть заполнено этническими шерпами.

Работа шерпа состоит в том, чтобы разбить лагерь, управлять носильщиками, обеспечить равномерное распределение грузов и нести ответственность за безопасность треккинг-группы. Шерпам также необходимо поддерживать связь с клиентами, поддерживать их на трассе, а затем бежать вперед, чтобы убедиться, что чай закипает, когда клиенты прибывают в лагерь.

Успешный шерп, которого часто считают самоотверженными, упорными лучшими друзьями иностранного альпиниста, будет слишком счастлив похвастаться тем, что у них достаточно хороших результатов, чтобы нанять представителей нешерпской национальности, чтобы таскать много вещей для них и их клиентов.

Но только в базовый лагерь. Шерпы, которые продолжают путь в более высокие лагеря и на вершину, являются узкоспециализированными и обычно принадлежат к этнической принадлежности. Работа на большой высоте более опасна, требует более опытных шерпов и зарабатывает более высокую оплату.Средний элитный шерпа может за два месяца заработать от 4000 до 5000 долларов.

3. Могу ли я быть шерпом?

Научные исследования показывают, что шерпы генетически адаптированы к большой высоте.

paula bronstein / afp / getty images

Американское исследование, проведенное в 1976 году, пришло к выводу, что шерпы претерпели генетическую адаптацию, прожив тысячу лет в одном из самых высокогорных регионов мира. Это давало им преимущество на больших высотах с низким содержанием кислорода.

Адаптации включают уникальные связывающие гемоглобин ферменты, удвоенное производство оксида азота, сердца, которые могут использовать глюкозу, и легкие с повышенной эффективностью в условиях низкого содержания кислорода.

С тех пор были проведены дополнительные исследования генетической основы этой адаптации.

Следуя этой логике, мы могли бы предположить, что если бы мы, наши дети и дети наших детей жили на больших высотах всю нашу жизнь, где-то в будущем наши потомки стали бы шерпами.

Если только вы не построены как Рейнхольд Месснер, который совершил первое одиночное восхождение на Эверест без дополнительного кислорода и который также поднялся на все 14 «восьмитысячников» — вершины более 8000 метров над уровнем моря.Поговорим о чрезмерных достижениях.

4. Непобедимы ли шерпы?

Шерп собирает мусор на Эвересте. Треть людей, погибших на Эвересте, были шерпами.

namgyal sherpa / afp / getty images

Эти генетически адаптированные ангелы-хранители альпинистов на Эверест звучат так, как будто они в значительной степени неуязвимы для стихий.

Мало кто упоминает шерпов, которые упали насмерть в трещинах или бросили умирать на горе, когда они обслуживали тщеславных клиентов.

Треть из 225 человек, погибших при попытке покорить Эверест, были шерпами.

С первых дней восхождения ходят мрачные истории о шерпах, оставленных на горе на произвол судьбы. Самый известный из них — дезертирство нацистской альпинистской команды на Нангба-Парбарте в 1939 году, когда разразился шторм, и сами шерпы стали багажом, который команда не была готова нести. Эта история была рассказана Джонатаном Нилом в «Снежных тиграх».

Шерп также не гарантия от собственной смерти.Они могут совершить рискованную часть подъема, забегая вперед, чтобы натянуть веревки и лестницы, и они становятся все более ответственными за безопасность клиентов, которые заплатили за их профессиональные услуги.

Но некоторые клиенты, пораженные высшей лихорадкой и зная, что у них может быть только один шанс на вершину, начинают рисковать и выходить за пределы безопасности. Это дорогой вид спорта, и на акклиматизацию могут уйти месяцы. Большая часть альпинистов Эвереста умирает на горе, что не сулит ничего хорошего для карьеры шерпов.

5. Есть ли известные шерпы?

Пожалуй, самый известный в мире шерпа Тенцинг Норгей стоит с сэром Эдмундом Хиллари в 1953 году.

keystone / getty images

Команды шерпа, первоначально упоминавшиеся в анналах европейских альпинистских экспедиций, теперь превосходят рекорды почти всех национальностей на каждой горе в Гималаях.

Тенцинг Норгей Совместный саммит шерпов с сэром Эдмундом Хиллари в 1953 году до сих пор остается высшей точкой гордости шерпов, а также гордостью Тибета и Индии, поскольку эти страны пытаются объявить его своим.

В то время как покойный Норгей является королевским альпинистом шерпа, статус рок-звезды достается Апа шерпе, который в мае 2011 года объявил о своем 23-м восхождении, что стало самым большим рекордом. Ближайший рекорд, не относящийся к шерпам, который приблизился к этому, принадлежит Дэвиду Хану, который достиг своего 14-го восхождения на Эверест 26 мая 2012 года.

7. Почему шерпы держатся вокруг Эвереста?

Журнал Outside сообщает, что в настоящее время за границей проживают более 5000 шерпов, половина из которых — в Нью-Йорке.

paula bronstein / afp / getty images

Они этого не делают.Шерпы всегда много путешествовали и продолжают путешествовать.

Около 600 лет назад они пересекли перевалы из современного Восточного Тибета в регион Солукхумбу в поисках легендарной Шангри-ла и возможностей улучшить свою жизнь.

С южным подходом к Эвересту, впервые организованным сэром Эдмундом Хиллари и первым саммитом Тенцинга Норгея в 1953 году, кланы шерпов Солухумбу хлынули потоком денег.

Состоятельные шерпы из Солухумбу сегодня, вероятно, отправляют своих детей учиться в Катманду или еще дальше.

Журнал Outside сообщает, что в настоящее время за границей проживает более 5000 шерпов, половина из которых — в Нью-Йорке. Многие бывшие альпинисты теперь водят такси. Другие открыли бизнес, связанный с треккингом. По данным журнала Outside,

сообществ шерпа также можно найти в Англии, Австралии и Германии, где шерпа Анг Джангбу летает на Боинге-767.

8. Всем ли шерпам нравится лазать?

Многие шерпы считают, что несчастные случаи происходят, когда богам не уделяется должного уважения.

paula bronstein / afp / getty images

Для шерпов самые высокие горные вершины являются домами богов, и их следует почитать издалека, а не покорять.Изначально одержимость восхождением была европейской.

Многие из шерпов, которые совершают восхождения и помогают в экспедициях в горы, верят, что несчастные случаи происходят, когда богам не уделяется должного уважения.

Пуджа, молитвенная церемония с подношениями богам, должна предшествовать альпинистской экспедиции. Джон Кракауэр описал тревожные предчувствия шерпов из-за отсутствия уважения во время праздничной церемонии пуджи, предшествовавшей катастрофической экспедиции на Эверест в 1996 году.Он закончился смертью восьми человек, в том числе уважаемых и очень опытных альпинистов.

9. Почему всех зовут Пасанг, Лакпа или Пемба?

Шерпа Пемба Дордже (в центре), шерпа Нима Гьялзен (слева) и шерпа Пхурба Тенцинг (справа). Многие шерпы названы в честь дня недели.

str / afp / getty images

«Когда шерпа не является Дордже Лхакпа, он является Лхакпа Дордже. Более того, обычай шерпов называть детей по дням недели приводит к тому, что слишком много шерп пасанг, шерп-пемба, и Phurba Sherpas, — писал Тамал.

Многие шерпы названы в честь дня недели. Пасанг — пятница, Пемба — суббота. Этот обычай помещает ребенка под защиту божества того дня.

Многие дети шерпа также получают такие добродетельные имена, как Лхамо, что означает «красивый», или Гьялтшен, что означает «смелая речь».

Вдобавок к этому есть множество часто используемых имен, таких как Тенцинг (что означает устойчивость и поддержка) из писаний тибетского буддизма.

10. Что едят шерпы?

Гора Эверест: виды потрясающие, но нужно хорошо поесть, чтобы пройти по этим тропам.

ROBERTO SCHMIDT / AFP / AFP / Getty Images

Чтобы подняться по этим горным тропам, нужно хорошо питаться, верно?

Дал Бхаат — это то, что питает многих шерп. Это блюдо является одним из основных продуктов питания в Непале: куча белого риса вместе с овощами карри и чечевичным соком. Шерпам приходится оставаться в силе, когда они так часто пересекают гору.

Углеводная диета также важна для того, чтобы не потерять мышечную массу и чтобы шерпы оставались в напряжении.

Примечание редактора: эта статья была ранее опубликована в 2012 году.Он был переформатирован, обновлен и переиздан в 2017 году.

NOVA Online | Эверест | Мир шерпа


Мир шерпа
Лизл Кларк и Бротон Коберн
Фотография Лизл Кларк
«Для иностранца шерпа означает того, кто перевозит грузы на большой высоте. Но на самом деле все шерпы — тибетцы. Их называют «люди из Восток. »- Джамлинг Норгей
Шерпы — этническая группа, проживающая в высокогорном районе восточные Гималаи.Около 3000 из более чем 10 000 шерп Непала проживают в долина Кхумбу, ворота на южную сторону Эвереста. Потому что их физическое мастерство на больших высотах не имеет себе равных, они составляют основу альпинистские экспедиции.

Исторически шерпи были торговцами, а поезда яков шкуры буйволов и разные предметы через перевал Нангпа Ла длиной 19000 футов в Тибет, возвращаясь с солью и шерстью. Шерпы — тибетские буддисты из Секта Ньингмапа, и большую часть своих религиозных традиций почерпнули из Монастырь Ронгпху, расположенный на высоте 16 000 футов на северной стороне Эвереста.

Шерпы в целом сохранили свои традиционные обычаи, хотя в некоторых деревнях есть ограниченная телефонная связь, а также энергия для освещения и Готовка. Они выращивают или выращивают большую часть своей пищи, пасут яков и сажают картофель, который был завезен из английских садов Дарджилинга и Катманду в 1800-х годах. Яки дают шерсть для одежды, кожу для обуви, навоз на топливо и удобрения, молоко, масло и сыр. Картофель, выращиваемый на высотой до 14000 футов обеспечивают шерпов их основным продуктом питания: основная еда — рагу из шерпы, шьякпа, рагу на основе мяса и картофеля с некоторыми смешанные овощи.Рис с чечевицей, который называют «даал бхаат», также общая трапеза для шерпа. Чай — любимый напиток, который подают в больших термосы с уже добавленным большим количеством молока и сахара. Каждая семья варит свое чанг, густое пиво на рисовой основе.

Продолжить

Фотографии: (2) любезно предоставлены Дженни Дубин.

Кто такие шерпы Непала? : Параллели: NPR

Грузовик перевозит тело шерпа Анкаджи во время похоронного митинга в Катманду, Непал, во вторник. Анкаджи шерпа погиб на прошлой неделе в результате схода лавины, в результате которой погибли не менее 13 человек. Навеш Читракар / Reuters / Ландов скрыть подпись

переключить подпись Навеш Читракар / Reuters / Ландов

Грузовик перевозит тело шерпа Анкаджи во время похоронного митинга в Катманду, Непал, во вторник.Анкаджи шерпа погиб на прошлой неделе в результате схода лавины, в результате которой погибло не менее 13 человек.

Навеш Читракар / Reuters / Ландов

Сезон восхождений на Эверест до сих пор остается под вопросом после катастрофы на горе на прошлой неделе, в результате которой 13 шерпов погибли, а еще трое пропали без вести и считаются погибшими. Как отмечает Марк Меммотт в нашем блоге Two-Way, это был самый смертоносный день на горе.

Но кто такие шерпы и что именно они делают, что делает их столь бесценными для альпинизма? Вот несколько ответов.

Кто такие шерпы?

Шерпы — это непальская этническая группа, насчитывающая около 150 000 человек. Они известны своими навыками лазания, превосходной силой и выносливостью на больших высотах. Пожалуй, самым известным шерпом был Тенцинг Норгей, который в 1953 году был одним из первых двух человек — Эдмунд Хиллари — другим — покоривших Эверест.

Чем они занимаются?

Шерпы действуют как проводники и носильщики и делают все, от переноски грузов до установки лагерей.Они охраняют маршруты для восхождения, фиксируют линии, переправляют и направляют клиентов на вершину Эвереста и других пиков Гималаев.

Сколько им платят?

Шерпы, которые возглавляют или помогают экспедициям на Эверест, зарабатывают около 5 000 долларов за двухмесячный сезон восхождений в Непале, что намного превышает годовой доход семьи на душу населения в стране в 430 долларов. Но чтобы заработать эти деньги, шерпы совершают несколько поездок туда и обратно, подвергая их большому риску. (Для сравнения, западные гиды могут заработать до 50 000 долларов за сезон.)

Насколько велик риск?

Грейсон Шаффер, старший редактор и автор журнала Outside , в прошлом году написал в статье, что 174 альпинистских шерпа погибли во время работы в горах Непала (за несколько десятилетий). Он написал:

«Шерп, работающий над базовым лагерем на Эвересте, почти в 10 раз чаще умирает, чем коммерческий рыбак — профессия, которую Центры по контролю и профилактике заболеваний считают самой опасной невоенной работой в США.С. — и вероятность гибели более чем в три с половиной раза выше, чем у пехотинца в течение первых четырех лет войны в Ираке. Если кто-то платит за достижение вершины, то это, вероятно, может объяснить опасность восхождения. Но если судить по статистике безопасности на рабочем месте, 1,2 процента смертности просто возмутительны. В мире нет другой индустрии услуг, которая так часто убивает и калечит своих работников ради выплаты клиентам ».

Почему это так опасно?

Восхождение на Эверест больше не является делом отдельных элитных альпинистов; это крупный бизнес, приносящий стране сотни миллионов долларов.Экспедиции начинаются примерно с 30 000 долларов США и могут достигать 100 000 долларов США на человека. Стоимость путевок варьируется от 25 000 долларов для индивидуального альпиниста до 70 000 долларов для команды из семи человек.

И как пишет Джон Кракауэр, автор книги Into Thin Air , в книге The New Yorker :

«Шерпам не предоставляется почти такое количество баллонного кислорода, потому что его очень дорого покупать и хранить на складе. в верхней части горы, и они, как правило, гораздо лучше акклиматизируются, чем жители Запада.Шерпам почти никогда не вводят дексаметазон в профилактических целях, потому что в их деревнях нет личных врачей, которые выпишут препарат по запросу. И, что, пожалуй, наиболее важно, шерпы берут на себя всю тяжелую работу на Эвересте, в прямом и переносном смысле. Руководящие компании, в большинстве своем принадлежащие иностранцам, поручают наиболее опасные и тяжелые с физической точки зрения работы своим сотрудникам-шерпам, тем самым снижая риск для своих западных гидов и членов, чьи рюкзаки редко вмещают что-то большее, чем бутылка с водой, фотоаппарат, дополнительная куртка и обед.«

Что есть для защиты их и их семей?

В своей статье для Outside Шаффер отмечает, что по закону непальские агенты по треккингу обязаны покупать своим носильщикам страховку жизни и спасения. Те шерпы, которые работают выше базового лагеря получают 4600 долларов в качестве страховки в случае смерти и 575 долларов в качестве медицинской страховки; носильщики, работающие на малых высотах, застрахованы на сумму 3500 долларов, пишет Шаффер. Кроме того, каждая экспедиция покрывает своих шерпов вместе с минимум 4000 долларов в качестве спасательной страховки.

Но, сказал он корреспонденту NPR Оди Корниш, последствия гибели или травмы имеют серьезные последствия для деревень.

«Ну, это вроде как, вы знаете, невидимая трагедия горы Эверест, которая является осадком в деревнях. Я имею в виду, эти деревни в Кхумбу крошечные, 40 или 50 домов. И в каждом из них. в этих деревнях есть дома с пропавшими без вести мужчинами, где у вдов и сирот отобрали мужей и отцов у горы.Когда шерп умирает, обычно выплачивается страховка.В прошлые годы это было около 4000 долларов.

«Только в этом сезоне правительство повысило минимальные требования примерно до 11 000 долларов. Но это все равно — вы говорите о 11 000 долларов, которые должны пойти, чтобы заменить доход, который рабочий будет иметь в течение 10 или 20 лет. Имеется огромный волновой эффект. это остается незамеченным альпинистским миром «.

В Стране шерпа любят «сэра Эда»

После того, как сэр Эдмунд и Тенцинг Норгей первыми взошли на самую высокую гору в мире 29 мая 1953 года, сэр Эдмунд вернулся в этот район, чтобы изучить влияние высоты на тело и искать «йети», существо, которое на Западе популярно как отвратительного снеговика.

«Однажды ночью они разбили лагерь на горном перевале, у костра и болтали всякие сплетни», — сказала Анг Рита, рассказывая о происхождении траста. » Он спросил одного из старших шерпов, Уркен шерп: ‘Если бы я мог помочь людям шерпам, что я мог бы сделать?’ «

» «Уркен Шерпа мог бы попросить яков», — сказал директор трастового фонда, имея в виду гималайских вьючных животных, которых ценят за их шерсть. Вместо этого он сказал: «У наших детей есть глаза, но они не видят. Нам нужна школа ». »

Здание школы привело к зданию больницы.

«Мы не идем в долину и не оглядываемся вокруг и не говорим:« Вам нужно это, вам нужно это », — сказал сэр Эдмунд сегодня на переполненной пресс-конференции в посольстве Великобритании. «Мы спрашиваем сельские комитеты и спрашиваем, что они хотели бы видеть созданным. Обычно это школа и медицинское учреждение ».

Когда врачи были размещены в отдаленной долине под Эверестом, они вскоре связали высокую частоту умственной отсталости и зоба с недостатком йода в местной диете. После двух поколений йодированной соли зоб угасает, и количество случаев умственной отсталости резко снизилось.

Когда иностранцы собрались в Катманду на празднование 50-летия восхождения, сегодня разбился частный вертолет, пытавшийся приземлиться в базовом лагере Эвереста, в результате чего два человека погибли и несколько получили ранения, в том числе два человека на земле, пораженные обломками.

Ричард С. Блюм, председатель Американского гималайского фонда, который помогает финансировать некоторые проекты Хиллари, сказал здесь сегодня, что вклад сэра Эдмунда в пользу жителей Гималаев был одним из его самых больших достижений.«Почти так же важно попасть на вершину первым, — сказал г-н Блюм.

Самый известный шерп в мире говорит на горе Mt. Эверест

После лавины на Эвересте, унесшей жизни более десятка непальских гидов-альпинистов в прошлом месяце, Апа говорит, что Эверест следует оставить в покое. В интервью Salt Lake Tribune он сказал, что гора нуждается в отдыхе и что люди всегда могут попробовать подняться на нее в следующем году.

Мы задали Апе шесть вопросов о его восхождении на вершину, о проблемах, с которыми сталкиваются альпинисты, и о том, почему правительство Непала и альпинистское сообщество должны обратить внимание на тяжелое положение шерпов.

Washington Post: Что заставляло вас постоянно хотеть вернуться на Эверест?

Apa Sherpa: Восхождение на Эверест — обычное дело для таких шерпов, как я. Мы сильно отстаем в образовании. Других вариантов достижения наших самых элементарных целей нет. Итак, несмотря на все риски, связанные с восхождением на гору, шерпы это делают. То же было и в моем случае. Люди поднимаются на Эверест раз в жизни, чтобы испытать приключение. У нас все иначе.Мы продолжаем лазать не раз, потому что должны это делать.

Первые 16 восхождений я поднялся на Эверест, чтобы поддержать свою семью. Я взял своих детей в Соединенные Штаты для обучения. Однако, помимо необходимости поддерживать семью, я хотел что-то сделать для страны. Так что я собирал средства в Америке в рамках Фонда Апа Шерпа и в Непале в рамках экспедиции Эко Эверест. После этого я увеличил количество своих экспедиций с 16 до 21. В 2008 году я начал кампанию, чтобы побудить альпинистов приносить свои отходы вместе с ними.Я ушел в отставку после того, как поднялся в 21-й раз. С тех пор я работаю под своим фондом в секторах образования, здравоохранения и окружающей среды. Мое сердце болит, когда теряют жизнь шерпы, которые несут багаж вдвое больше собственного веса.

(Посмотрите видео 2010 года, в котором Апа объясняет, как он планирует подняться на смертоносный ледопад Кхумбу)

Какая самая большая разница между временем, когда вы впервые поднялись на вершину, и временем, когда вы поднялись на нее в последний раз? Можете ли вы описать эмоции, физические проблемы, через которые вам пришлось пройти?

Эверест никогда не бывает легким. Но технологии, которые изменились сейчас, изменили ситуацию. Когда я начал заниматься скалолазанием в 1990 году, все, что у нас было во имя технологий, было рацией ближнего действия. У нас не было интернета и доступа к сводкам погоды.

С 1990 года я поднимался на Эверест раз в год. В 1992 году я поднялся на нее дважды, а в 1996 году я не поднялся, потому что моя семья попросила меня остаться дома в тот год, поскольку мы строили дом для себя.

Единственное существенное отличие, которое мы наблюдаем сейчас при восхождении на Эверест, — это погода.Теперь мы можем покупать прогнозы погоды из Америки, Швейцарии и Индии, среди прочих. Таковы наши достижения в области технологий, что я позвонил своей семье в Америку с саммита в 2011 году.

Тем не менее, восхождение никогда не бывает легким. Раньше на Эвересте снега было больше. Теперь меньшее количество снега на ледяных камнях означает более высокие шансы на падение. Даже высокая посещаемость людей сегодня создает проблемы. Например, мы должны подождать на шаге Хиллари, если там будет слишком много трафика. Это может привести к нехватке кислорода, а риск обморожения очень высок, когда у вас заканчивается кислород.

Как шерпа, который привел западных альпинистов на вершину, какая часть вашей работы является самой сложной?

Жители Запада поднимаются на Эверест ради приключений — всего один или два раза. С другой стороны, шерпам приходится делать это снова и снова. В то время как жители Запада пересекают ледопад максимум четыре или пять раз, шерпам приходится делать это более 15-20 раз, фиксируя веревки, разбивая лагеря и перевозя багаж. Именно шерпы делают всю тяжелую работу, и жители Запада считают, что успешно достигли вершины.Некоторые жители Запада даже заставляют шерпов делать это быстрее. Но шерпы никогда не терпят такого давления. Пока мы заставляем их лазить, мы берем на себя всю ответственность за их безопасность, как родители заботятся о своих детях.

Как вы думаете, почему правительство все эти годы не решало вопросы компенсации, безопасности и страхования? Была ли попытка подтолкнуть правительство к тому, чтобы компенсировать шерпам деньги, которых они заслуживают, особенно когда они брали 50 000 долларов за альпиниста, который покорил Эверест?

Правительство не должно игнорировать требования проводников шерпа.Если шерпа, который является единственным кормильцем в своей семье, умрет на работе, кто будет кормить членов его семьи дома? Компенсации, предоставленной государством жертвам лавины, едва ли хватит на похороны, и мы не можем отказать этим павшим проводникам в надлежащих последних ритуалах. Правительство также не уделяло должного внимания тем, кто пережил катастрофу.

Каждые несколько лет было несколько смертей. Но смерть сразу 16 человек была очень печальной.Это самое большое горе в нашем сообществе. Шерпы никогда не требовали ничего слишком большого. Я думаю, это основная причина, по которой их бедственное положение всегда игнорировалось. На этот раз правительство должно обратить внимание на наши проблемы. Выхода нет.

Не могли бы вы рассказать, почему так важно помогать проводникам-шерпам? Есть ли у шерпов другие варианты удовлетворения своих потребностей в средствах к существованию? Есть ли у жителей Запада другие варианты?

У жителей Запада нет другого выхода, кроме шерпов.В этой конкретной области шерпы внесли огромный вклад, чтобы познакомить мир с Непалом. Но что хорошего в горах, если не будет шерпов? Правительство должно признать ту тяжелую работу, которую они делают. У большинства из этих гидов нет других вариантов, и им приходится работать при любых обстоятельствах, поскольку они в большинстве своем необразованны. Но если у этих молодых шерп будет доступ к образованию, они смогут получить новые профессии. Именно поэтому я основал фонд, чтобы помочь шерпам найти новые пути в жизни.

Какие вещи, по вашему мнению, необходимо изменить, чтобы восхождение на Эверест стало более безопасным и экологически чистым занятием?

Я понятия не имею, как будет выглядеть безопасность на Эвересте. Никто не знает, когда сойдет лавина, сметая со скал. Какие правила мы можем установить в отношении ледопада? Это естественно и будет повторяться снова и снова. Нет ничего лучше, чем избежать риска на Эвересте. Очень сложно сказать, как решать проблемы, с которыми вы можете столкнуться.Даже шум вертолетов может разбить лед во время спасательных операций. Но спасение невозможно без вертолета. Во всем всегда есть свои плюсы и минусы, и Эверест в этом случае не исключение.

Мы начали наши попытки очистить Эверест еще в 1995 году, но не как кампанию. До этого практически не существовало правил, позволяющих содержать гору в чистоте. Итак, все оставили свой мусор под снегом. В 2000 году мы с моим другом из Калифорнии собрали средства и перевезли 632 баллона с кислородом из лагеря 4. Тогда мы спустили с горы в общей сложности 7055 фунтов мусора. Это была самая большая кампания по уборке на Эвересте. Позже за ним последовали и другие.

В 2008 году мы спустили с горы 30 800 фунтов мусора в рамках экспедиции Eco Everest. Именно тогда мое имя было внесено в Книгу рекордов Гиннеса за то, что я не только преодолел Эверест 21 раз, но и провел самую крупную кампанию по очистке на вершине. Теперь правительство обязало туристов вносить 4 тысячи долларов перед тем, как отправиться в экспедицию.Альпинист должен принести с Эвереста не менее 17 фунтов мусора. Они возвращают свои депозиты только тогда, когда они возвращают свои отходы. Это правило достойно похвалы.

Посмотрите короткий документальный фильм об Апа Шерпе, человеке, которого на Западе называют Майклом Джорданом, совершившим восхождение на Эверест.

Примечание: Интервью было проведено на непальском языке и переведено с него.

Знаменитый альпинист-шерп помогает непальским детям достичь больших высот

КАТМАНДУ, Непал (AP) — Апа-шерпа поднимался на вершину мира больше раз, чем все, кроме одного человека.Теперь он хочет убедиться, что никто не чувствует себя обязанным пойти по его стопам.

Мальчиком, выросшим в Непале, шерпа мечтал стать врачом, но бедность и необразованность привели его на гораздо более опасный путь: работать гидом на Эвересте, носить с собой альпинистское снаряжение и помогать иностранным альпинистам покорять мир самая высокая вершина.

Теперь на пенсии в США, шерпа ежегодно возвращается к своим корням в предгорьях Гималаев, чтобы оказать финансовую помощь деревенским школам и попытаться показать детям из группы меньшинства шерпа, что у них есть возможности в жизни.

«Шерпы идут на большой риск в горах, чтобы заработать на жизнь для своих семей, потому что они не могут найти другую работу», — сказал 59-летний мужчина. «Моя главная цель — сделать так, чтобы в будущем детям не пришлось заниматься скалолазанием, как это сделали мы».

Соплеменниками шерпа были в основном пастухи яков и торговцы, жившие глубоко в Гималаях, пока Непал не открыл свои границы для иностранцев в 1950-х годах. Когда искатели приключений начали прибывать, чтобы покорять знаменитые вершины страны, шерпы с их горным опытом стали востребованы в качестве проводников и носильщиков.

По сей день они являются незаменимой частью альпинистской индустрии Непала, которая ежегодно приносит стране 300 миллионов долларов. Но правозащитники говорят, что около 350 000 шерп в Непале остаются маргинализированными, многие из них живут в отдаленных бедных деревнях, соединенных с остальной частью страны только пешеходными дорожками и небольшими взлетно-посадочными полосами. Доступ к школьному образованию после начального уровня редок.

Фонд Апа Шерпа, созданный в 2012 году, пытается изменить это положение, выплачивая зарплату учителям в нескольких деревнях, чтобы школы оставались открытыми, и предоставляя горячие обеды, компьютеры, книги, ручки и теплую одежду, чтобы мотивировать детей посещать занятия.

«Большинство людей в этом районе осознали ценность обучения своих детей и делают все возможное, чтобы отправить своих детей в школу», — сказал Шерпа. «Но многие школы сталкиваются с трудностями, поэтому мы стараемся им помочь, чем только можем».

Когда шерпа рос, школа в его деревне Тейм давала образование только до второго класса. Он продолжил учебу в другой деревне еще два года, ходя по горным тропам по шесть часов каждый день, но вынужден был бросить учебу, когда умер его отец, и ему пришлось взять на себя ответственность кормить свою семью.

К 12 годам работал в альпинистских экспедициях. В 30 лет он впервые покорил Эверест. Он повторял этот подвиг почти каждый год, став одним из величайших проводников Эвереста и получив прозвище «Супер Шерпа».

Когда он вышел на пенсию в 2011 году, он вместе с другим шерпом Пурба Таши вместе с другим шерпом Пхурба Таши установил рекорд высоты 8 850 метров (29 035 футов) 21 раз. Другой шерп, Ками Рита, теперь является единственным, кто достиг вершины 24 раза, два из них в этом сезоне.

«Все говорили, что 21 год — хорошее число», — сказал Шерпа о сроках своего выхода на пенсию, который выполнил давнее обещание, данное его жене.

Шерпи первыми достигают Эвереста в каждом сезоне восхождения и уходят последними. Они разбивают лагеря, несут снаряжение и готовят еду для альпинистских вечеринок. Самое главное, они закрепляют веревки и лестницы над трещинами и ледопадами, что позволяет альпинистам взбираться на вершину.

Эта работа принесла шерпам престиж, а также доход, намного превышающий среднюю заработную плату в Непале.

Опытные гиды, такие как шерпа, которые возят альпинистов на вершину Эвереста, зарабатывают 10 000 долларов или больше, а носильщики или повара в альпинистских лагерях в среднем за три месяца работы составляют от 3 000 до 5 000 долларов. Это огромная сумма по сравнению с годовым доходом Непала в размере 1035 долларов на душу населения.

Сам шерпа смог переехать в американский штат Юта в 2006 году, чтобы его дети могли получить лучшее образование.

Но шерпы также несут наибольшую тяжесть опасностей и смертей, которые идут рука об руку с отраслью.В 2014 году на Эвересте обрушилась лавина на 16 гидов-шерп, когда они несли припасы. В следующем году еще 10 человек погибли в результате землетрясения, вызвавшего лавину, разорвавшую базовый лагерь Эвереста.

После катастрофы 2014 года шерпы отказались работать, что побудило правительство ввести новые правила повышения заработной платы, увеличения страховых выплат и улучшения спасательных операций для шерпа.

Сам шерп часто погибал, пережив вьюги, обморожения, недостаток кислорода и гибель других альпинистов.По его словам, если бы у них был выбор, многие шерпы, вероятно, никогда бы не взялись за эту работу.

За последние несколько недель члены его фонда и туристы пошли пешком в шесть школ, чтобы оставить припасы. Они также раздают припасы монастырям. Будучи буддистами, шерпы часто отправляют своих детей жить и учиться в монастыри — традиция, которая также избавляет родителей от бремени кормления и обучения их дома.

Помимо обеспечения доступа детей к школе, существует также проблема найма учителей.Правительство утверждает, что из восьми учителей, необходимых в сельской школе в Теме, оно может позволить себе нанять только трех.

Фонд шерпы помогает выплатить зарплату еще пяти учителям, которые не были наняты официально.

«Очень трудно найти квалифицированных учителей для переезда в отдаленные деревни, и у нас нет достаточно денег, чтобы выплачивать им всю зарплату», — сказал Хагендра Шреста, главный специалист по образованию района, отвечающего за Теме.

Фонд шерпы в основном собирает средства от пожертвований, бесед, обедов и просмотров.В прошлом году он собрал 80 000 долларов. Он также получил спонсорскую поддержку от поставщика уличного оборудования Thule, благодаря известности Sherpa.

«Апа хотел, чтобы у детей был выбор через образование», — сказала член правления фонда Валери Литтлтон. «Он очень страстно любит возвращать стране, которую любит».

Эверест | Национальное географическое общество

Гора Эверест — вершина горного хребта Гималаев. Он расположен между Непалом и Тибетом, автономным регионом Китая.На высоте 8849 метров (29 032 фута) он считается самой высокой точкой на Земле. В девятнадцатом веке гора была названа в честь Джорджа Эвереста, бывшего генерального инспектора Индии. Тибетское имя — Джомолунгма, что означает «Богиня-Мать Мира». Непальское имя — Сагарматха, которое имеет разные значения.

Первыми зарегистрированными людьми, совершившими восхождение на Эверест, были Эдмунд Хиллари (альпинист из Новой Зеландии) и его тибетский гид Тенцинг Норгей. Они поднялись на гору в 1953 году и вместе удерживают рекорд.Первые сведения о высоте Эвереста были получены гораздо раньше, в 1856 году. Британские геодезисты зафиксировали, что Эверест был самой высокой вершиной в мире в своем Великом тригонометрическом исследовании Индийского субконтинента.

Гималаи издавна были домом для коренных народов, живущих в долинах. Самые известные из них — люди шерпов. Слово «шерпа» часто используется для обозначения горного проводника, хотя на самом деле оно относится к этнической группе. У шерпа есть ценный опыт альпинизма, которым они могут поделиться с другими альпинистами.Большинство восхождений на Эверест было бы невозможно без материально-технической помощи и знаний шерпов. Однако их образ жизни выходит за рамки помощи альпинистам на Эверест. Традиционно их образ жизни состоял из земледелия, скотоводства и торговли. И поскольку они живут на такой большой высоте круглый год, они привыкли к низкому уровню кислорода.

Восхождение на Эверест стало популярной экспедицией альпинистов. Однако это опасное предприятие. Восхождение на Эверест требует большого опыта альпинизма в других местах, а также сертификата хорошего здоровья, снаряжения и обученного непальского гида.Снег и лед на горе создают смертельную опасность, такую ​​как лавины, а сезон восхождений ограничен из-за плохих погодных условий. Но, пожалуй, самая большая опасность — это высота. Большинство альпинистов не привыкли к большой высоте и низкому уровню кислорода и полагаются на баллоны с кислородом, которые они приносят с собой. Вот почему область на высоте более 8000 метров (26000 футов) на Эвересте называется «зоной смерти». У альпинистов, которые проводят в этом регионе длительное время, может развиться горная болезнь и даже отек мозга.

Индустрия альпинизма на Эверест стала неоднозначной. По мере того, как популярность восхождения увеличивалась, было больше «пробок», так как альпинисты проводят слишком много времени в зоне смерти, ожидая своего шанса подняться на вершину. Чем больше людей, тем больше загрязнений становится около вершины, поскольку альпинисты часто выбрасывают ненужные предметы по всей горе. Кроме того, шерпов эксплуатируют альпинисты, а их традиционный образ жизни нарушают иностранные альпинисты.Гиды-шерпы сталкиваются с одним из самых высоких показателей смертности среди всех сфер работы при сравнительно небольшой заработной плате. Самое тревожное, что многие альпинисты погибли по пути, и их тела невозможно восстановить, альпинистам приходится часто проходить мимо трупов, пока они поднимаются на гору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *