SHAMORA.info
Хабаровский край — самобытный и уникальный дальневосточный регион России. С востока Хабаровский край омывается Японским и Охотским морями, на северо-востоке граничит с Магаданской областью, на западе – с Китаем, Еврейской автономной и Амурской областями, на северо-западе – с Республикой Саха (Якутия).
Хабаровский край сильно вытянут в меридиональном направлении и имеет выход к океану. Его территория пестрит мозаикой ландшафтов и множеством больших и малых рек и озер, среди которых особо выделяется величавый и широкий Амур.
Природа Хабаровского края не находит сравнения ни с одним другим регионом России по разнообразию и уникальности флоры и фауны. Связано это с тем, север края находится в непосредственной близости от полярного круга, а южная граница края соседствует с Приморьем — родиной многих реликтовых видов южной флоры и фауны.
Хабаровский край невозможно спутать ни с одной другой землей. Здесь в тесном соседстве произрастают и виноградная лоза и таежная ель; стоят стройные высокие кедрачи; растет лимонник и чудо-корень–женьшень. Животный мир Хабаровского края включает в себя исчезающие виды: оленей, бурых и гималайских медведей, амурских тигров и снежных баранов.
Помимо природных ресурсов, дополняют рекреационный потенциал Хабаровского края уникальные бальнеологические источники, удивительно живописные, памятники природы, многонациональная культура коренных народов края.
Отдых в Хабаровском крае — это многочисленные курорты, санатории и базы отдыха Хабаровском края, расположенные в самых живописных и экологически чистых местах. Дома отдыха, отели и гостиницы Хабаровского края всегда готовы к приему и размещению многочисленных туристов.
Хабаровский край обладает широкими возможностями для активного отдыха и спортивного туризма. Любители экстрима здесь всегда найдут занятие по душе. Спортивный туризм в Хабаровском крае — это дайвинг, парашютизм, парапланеризм, кайтинг, рафтинг, сноуборд, горные лыжи, конный и спелеотуризм.
Богатый животный мир Хабаровского края привлекает сюда охотников со всей России. Охота в Хабаровском крае может порадовать охотников трофейным экземпляром: лося, медведя, изюбря, кабана, медведя, оленя и т.д.
Многочисленные реки и озера Хабаровского края, а также воды Японского и Охотского морей богаты ценными пресноводными и морскими видами рыб, что является основой особой популярности рыбалки в Хабаровском крае.
Интересны для посещения туристов многочисленные природные заказники и заповедники Хабаровского края. Здесь можно совершить сплав по горной реке, взойти на один из многочисленных горных хребтов, покататься на лошадях или снегоходах. Все природные заповедники и заказники Хабаровского края располагают базами отдыха, мини-отелями и туристическими центрами, где всегда можно остановиться на ночлег и воспользоваться услугами гида-профессионала.
Туристическая компания «ШАМОРА . ИНФО» уже более 5 лет успешно работает на рынке туризма Дальнего Востока. На нашем сайте приведена самая полная и оперативная информация по местам отдыха в Хабаровском крае , сопровождаемая исчерпывающей справочной информацией: описанием мест отдыха, перечнем оказываемых услуг, фотографиями, картами проезда, прайс-листами и т. д.
Пользуясь нашим веб-ресурсом, вы всегда можете выбрать место и время отдыха в Хабаровском крае , максимально соответствующие вашим планам, требованиям и финансовым возможностям.
13 спорных памятников в Москве: с фотографиями и описанием
Сначала мы хотели делать подборку странных памятников по всей России, но пока составляли список, поняли, что больше всего нелепых и спорных монументов сосредоточено в столице. Поэтому в итоге решили составить чисто московский список, в который собрали самые неоднозначные памятники, вызывающие горячие споры, неприятие, насмешки и критику самих москвичей и гостей столицы.
Начнем с Зураба Церетели. В подборке на Dorogi-ne-dorogi.ru будет несколько его скульпур.
Что вы узнаете:
- 1. Памятник Петру Первому
- 2. Большая Глина
- 3. Памятник Владимиру Великому
- 4. Памятник Калашникову
- 5. Памятник Достоевскому
- 6. Памятник Михаилу Шолохову
- 7. Памятник Сергею Есенину
- 8. Святой Георгий на Поклонной
- 9. «Трагедия народов»
- 10. «Дети — жертвы пороков взрослых»
- 11. Памятник Интеллигенции
- 12. Лужков-дворник
- 13. «Дружба навеки»
1. Памятник Петру Первому
- Автор: Зураб Церетели
- Дата открытия: 1997 г.
- Где находится: стрелка острова Москвы-реки и Обводного канала
Если пройтись по Болотной набережной, можно насладиться видами сразу двух архитектурных шедевров из списка. В нескольких шагах от памятника Петру I находится скандальная «Большая глина». Ракурс на Петра с Болотной не самый удачный. Им лучше любоваться с борта прогулочного теплохода по Москве-реке или с Крымской и Пречистенской набережных.
В ходе этой прогулки я поняла две вещи. Первая — на скульптуры лучше смотреть вживую, а не судить по фото в интернете и отзывам знакомым. Ну, и вторая — «Глина» оказалась вообще нормальная скульптура в отличие от Петра (да простит меня Зураб Церетели).
Памятник Петру I появился в Москве в год 300-летия российского флота (это официальное название скульптуры). Установили монумент на искусственно созданном острове. Это один из самых высоких памятников в России (98 м).
«Вас здесь не стояло» — под таким лозунгом собирали когда-то подписи против «Петра». Он стал самым критикуемым монументом Москвы и лидером по народной неприязни. Ну, а как вы хотели? И делали этот памятник изначально не для нас (а для американцев), и стоит он совсем ни к месту, и несоразмерен по масштабу и пропорциям, портит громоздкой фигурой исторический вид города. Да и сам Петр для Москвы — явление чужое, не свой он здесь.
2. Большая Глина
- Автор: швейцарский скульптор Урс Фишер
- Установлен: 2021
- Где находится: Болотная набережная, напротив здания ГЭС
Появление «Глины» в Москве наделало много шума. Критики было много, только ленивый не прошелся по «Глине». Критиковали все — обычные москвичи, известные персоны и даже искусствоведы. Подбирали эпитеты один другого хлеще — какашка, «кто кучу навалил», «самый дорогой кусок дерьма в художественном казино».
«Каждый в искусстве видит свое — кто-то цветок, а кто-то кусок дерьма» — так ответил автор скульптуры всем критиканам.
«Глина» уже выставлялась в Нью-Йорке и Флоренции. В Москве ее появление было приурочено к открытию центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2». Говорили, что «Глина» с нами ненадолго и весной 2022 ее уже ждут в другой мировой столице. Но пока она так и стоит на своем месте.
3. Памятник Владимиру Великому
- Скульптор: Игорь Воскресенский, автор проекта — Салават Щербаков
- Дата открытия: 4 ноября 2016
- Где находится: Боровицкая площадь
Инициатива создания монумента принадлежит Российскому военно-историческому обществу. Памятник открыт 4 ноября, в День народного единства, и должен быть приурочен к 1000-летию со дня кончины князя Владимира (2015 г. ). Первоначально предполагалось установить его на смотровой площадке Воробьевых гор. Но позже от этой идеи отказались. Было много протестов, в том числе среди студенчества.
В итоге, Владимир оказался совсем рядышком с Кремлем. С одной стороны от него стоит Дом Пашкова, с другой — Боровицкие ворота, самые древние в Кремле. Именно через них въезжает на кремлевскую территорию президент и другие важные персоны.
Скульптура Владимира получилась слишком большой, она спорит высотой и масштабом со стенами кремлевскими. Но тут и с ЮНЕСКО договорились, чтобы они не исключали Кремль из списка архитектурного наследия из-за нового соседа-великана, нарушающего гармонию архитектурного ансамбля. И вроде бы они и не возражают. Да и местные жители постепенно привыкают к Великану.
4. Памятник Калашникову
- Скульптор: Салават Щербаков
- Дата постройки: 2014 г.
- Где находится: Оружейный сквер (пересечение Оружейного переулка и ул. Долгоруковской)
Михаил Калашников — создатель автомата Калашникова, человек-легенда, который, к слову, ушел из жизни не так давно — в конце 2013 г. (ему было 94 года). Инициатива создания принадлежит также Российскому военно-историческому обществу.
У этой скульптуры также нашлись критики. Свое недовольство в связи с установкой выразили многие публичные люди — от Андрея Макаревича до блогера Варламова. Критикуют как саму идейную составляющую («Оружием, который создал Калашников, убито больше всего людей в мире»), так и художественное решение. Некоторые указывают на ошибку скульптора — тот якобы изобразил на одной из поверхностей скульптурной композиции чертеж не автомата Калашникова, а немецкой штурмовой винтовки Хуго Шмайссера.
5. Памятник Достоевскому
- Скульптор: Александр Рукавишников
- Установлен: в 1997 г.
- Где находится: ул. Воздвиженка, 3/5 (м. Библиотека им. Ленина)
Памятник стоит перед входом в Российскую государственную библиотеку.
В подборку он попал почти случайно. Все вроде бы с ним хорошо, и скульптор заслуженный, и писатель великий. Смущает только странная поза Федора Михайловича, который не то сидит, не то собирается привстать, будто что-то ему мешает. А с бокового ракурса и вовсе сползает с сидения. Народ это подметил и дал свое название скульптуре — «памятник Геморрою», или еще более хлесткое — «На приеме у проктолога».
6. Памятник Михаилу Шолохову
- Скульптор: Александр Рукавишников
- Дата открытия: 2004 г.
- Где находится: Гоголевский бульвар
«Дед Мазай и кони», «Скотобойня», «Мясокоминат», «Кладбище домашних животных» — вот нелестные прозвища, которые местные жители дали памятнику на Гоголевском бульваре. Все это из-за вида «отрубленных» конских голов, окружающих лодку, в которой сидит писатель.
Памятник сложный по конструкции — он оборудован фонтаном, создающим иллюзию течения реки, которую переплывает табун лошадей. Сам табун поделен на две части, устремленные в разные стороны, что символизрует разделение русского народа на красных и белых. Часто фонтан отключается, и тогда смысл композиции теряется. Нет воды, а торчащие из земли головы смотрятся особенно зловеще. Зимой фигуру Шолохова засыпает снегом и он становится похож на Деда Мазая в окружении «зайцев»-коней.
7. Памятник Сергею Есенину
- Скульптор: Григорий Потоцкий
- Установлен: в сентябре 2020
- Где находится: Б. Строченовский переулок, 24 (во дворе музея Есенина)
Подарок Григория Потоцкого музею Есенина к 125-летию поэта. Авторское название скульптуры: «Ангел русской поэзии» или «Реквием по Есенину». Скульптор изобразил поэта в виде падающего ангела со сломанными крыльями, с лицом, похожим на посмертную маску. По словам автора, он изобразил «распятую душу поэта» и запечатлел «момент снятия с креста».
Скульптура вызвала настолько сильную негативную реакцию у москвичей (мэру Москвы были направлены письма с требованием убрать памятник и не порочить образ поэта), что руководство музея пообещало убрать это после окончания юбилейных торжеств.
Кстати, кто-нибудь был в музее Есенина в последнее время? Действительно ли убрали скандальную скульптуру или она до сих пор там?
Следующие два объекта принадлежат эпохе Ю. М. Лужкова и установлены на Поклонной горе.
8. Святой Георгий на Поклонной
- Скульптор: Зураб Церетели
- Дата открытия: 9 мая 1995 г.
- Где находится: Парк Победы на Поклонной горе
Стоит у подножия величественного Монумента Победы — самого высокого памятника в России (141,8 м, где каждые 10 см — один день войны, а всего их 1418).
Всем известный образ Святого Георгия, отважного воина с копьем, победителя Змея, здесь не совсем каноничен. Смущает порубанная на куски шея Змея. Скульптор видимо увлекся темой расчлененки. Голова и часть шеи отсечены напрочь, как будто Святой Георгий орудовал мечом, а не копьем, и порубал Змея так, что голова его того и гляди рухнет с пьедестала вниз.
9. «Трагедия народов»
- Скульптор: он же (Зураб Церетели)
- Установлен: в 1997 г.
- Где находится: Парк Победы (рядом с музеем Победы)
Пожалуй, это лучшая работа Церетели, но смотреть на нее реально тяжело. Памятник пронзительный. Пробирает мороз по коже, когда смотришь на обнаженных людей в ожидании смерти, особенно на мать, закрывающую глаза ребенку. Похожий памятник («Жертвам Холокоста») подарил Израилю в 2005 г. президент России.
Монумент перемещен сюда с Центральной аллеи парка по просьбам посетителей, так как очень уж страшно было всякий раз натыкаться на него, особенно чувствительным людям и тем, кто гуляет по парку с детьми.
В народе памятник получил название «Восстание зомби».
10. «Дети — жертвы пороков взрослых»
- Скульптор: Михаил Шемякин
- Дата открытия: 2001 г.
- Где находится: Болотная площадь, сквер 800-летия Москвы
Пугающая композиция, в центре которой два ребенка с завязанными глазами. Их окружают 13 чудовищ, олицетворяющих пороки взрослых. Вот эта Чертова Дюжина — Наркомания, Проституция, Алкоголизм, Садизм, Нищета, Эксплуатация детского труда, Торговля оружием, Лжеученость, Воровство, Невежество, Война, Равнодушие.
Появление памятника вызвало неоднозначную реакцию. Критики предъявляют такие аргументы: нанесение вреда детской психике, слишком сильное акцентирование на самих пороках, неуместность размещения подобной скульптуры в историческом центре города.
К Шемякину можно относиться по-разному. Многие активно не принимают и не понимают его работ. Чего стоит только один памятник Петру в Петропавловской крепости с несоразмерно маленькой головкой. Но не признать, что этот скульптор талантлив и имеет свой неповторимый стиль, нельзя. Во всех его работах скрыто много смыслов. В композиции «Дети — жертвы пороков взрослых» этот смысл ярок и очевиден.
11. Памятник Интеллигенции
- Авторы: Галина Шилина, Даниэль Митлянский, архитектор: Г. Саевич
- Установлен: в 2004 г.
- Где находится: сквер возле музея им. А. Сахарова (Земляной вал, 57)
«Пронзенный Пегас» — второе название памятника.
Он создан специально для музея при поддержке фонда им. Сахарова. Рядом находится квартира, где жил академик. Окна выходят как раз на памятник.
Скульптура выглядит необычно — парящий Пегас, взмывающий вверх, которого пронзают и одновременно поддерживают острые металлические шипы — преграды. Во всей композиции четко прослеживается спор двух стилей — классический верх и фигура крылатого Пегаса спорит с конструктивистским низом монумента в духе русского авангарда.
Появление такого памятника в Москве породило споры — жива ли русская интеллигенция или она давно умерла.
12. Лужков-дворник
- Скульптор: Зураб Церетели
- Установлен: 2003 г.
- Где находится: Пречистенка, 19 (Галерея искусств З. Церетели)
Юрий Михайлович изображен здесь в виде дворника с огромными руками и огромной же метлой. Видимо, чтобы подчеркнуть деятельную натуру бывшего мэра.
Памятник прижизненный, установлен, когда Юрий Лужков пребывал в должности градоначальника. Когда-то он стоял во дворе Музея современного искусства на Петровке, 25, но после отставки мэра памятник перенесли в Галерею искусств Церетели.
Скульптура получилась забавная — огромные перчатки и здоровущая метла на фоне маленькой головы, стать и широкие плечи атлета, которыми при жизни мэр не обладал. Упоминание профессии дворника выглядит символично. Ведь именно при Лужкове в Москве исчезли последние русские дворники — коренные жители, и началась эра совсем других дворников-азиатов.
13. «Дружба навеки»
- Скульптор: Зураб Церетели
- Установлен: 1983 г.
- Где находится: Тишинская площадь
Закольцуем подборку еще одним памятником от Церетели.
Памятник русско-грузинской дружбе — один из самых первых монументов Зураба Константиновича в Москве. И самый старый в нашей подборке.
Интересно, что он создал его в соавторстве с поэтом Андреем Вознесенским.
Когда-то это был парный монумент. Вторую часть подарили Грузии и установили на Военно-Грузинской дороге. Грузинского «брата» взорвали в 1991 году при первом президенте Гамсахурдиа, так как дружба с Грузией закончилась, а СССР распался. Наш «московский» памятник целехонек. Радует глаз. В народе его называют просто — «Шашлык» (за внешнее сходство с шашлыком, нанизанным на шампур).
Пишите в комментариях, какие еще странные и нелепые памятники в Москве вы знаете?
Этот российский памятник в честь скромной лабораторной мыши | Умные новости
В 2013 году российский научный институт открыл памятник незамеченному герою науки — лабораторной мыши. Ирина Гельбух / WikimediaПоскольку на прошлой неделе разгорелись дебаты по поводу памятников Конфедерации в Соединенных Штатах, странный и малоизвестный памятник скромной лабораторной мыши получил известность в Интернете благодаря ставшем вирусным твиту от пользователя rubot.
Кстати, лучшая статуя в мире — памятник крысам, используемым для исследования ДНК в России pic.twitter.com/NEEY9qbCOQ
— rubot (@rubot) 17 августа 2017
Причудливая статуя, открытая в 2013 году в Новосибирске на юго-западе Сибири, изображает антропоморфную мышь в образе пожилой женщины с очками на носу. Из двух вязальных спиц в его руках выходит узнаваемая двойная спираль нити ДНК.
Статуя стоит на территории Новосибирского института цитологии и генетики, как сообщил российский журнал Sib.fm после ее открытия, и была создана в честь важной роли, которую мыши сыграли в науке — от изучения болезней до разработки лекарств. Институт собирал пожертвования для финансирования статуи и окружающего ее парка, которые в то время стоили около 50 000 долларов (1,7 миллиона рублей).
Мыши живут рядом с людьми примерно 15 000 лет и часто используются в качестве простого и быстрорастущего аналога человеческого тела для изучения всего, от рака до последствий космических путешествий. Хотя некоторые исследователи недавно поставили под сомнение точность этого сравнения человека и мыши, эти крошечные существа остаются одними из самых популярных животных для биомедицинских исследователей во всем мире. И памятник был воздвигнут в честь этих (иногда оклеветанных) отношений.
«В нем сочетается и образ лабораторной мыши, и образ ученого, потому что они связаны друг с другом и служат одному делу», — рассказал Сиб.фм скульптор Андрей Харкевич о своем замысле. «Мышь запечатлена во время научного открытия».
Институт цитологии и генетики, основанный в 1957 году, был первым подразделением Российской академии наук, занимающимся изучением генетики, созданным всего через четыре года после открытия ДНК британскими учеными Джеймсом Уотсоном и Фрэнсисом Криком.
Самым заметным исследованием, проведенным институтом за его 60-летнюю историю, было длительное исследование одомашнивания животных, сообщила Мэгги Кёрт-Бейкер в 2014 году для BoingBoing. Исследователи в рамках программы, начатой советским генетиком Дмитрием Беляевым, тщательно вывели более 40 поколений диких чернобурых лисиц и задокументировали обширные физические изменения, с которыми сталкивались животные по мере того, как каждое поколение становилось все более дружелюбным и игривым по отношению к людям.
Получайте последние новости в свой почтовый ящик каждый будний день.
Рекомендуемые видео
Странная деколонизация – памятник войнам в Прибалтике
Мемориал Маарьямяэ. Фото: Тоннель ТынуЗападные наблюдатели, возможно, восприняли последнюю итерацию войн за памятники в Прибалтике с некоторым когнитивным диссонансом. В англоязычном мире популярные движения, такие как Black Lives Matter, требовали деколонизации общественных пространств. Британский колонизатор Сесил Родс, генерал конфедератов Роберт Э. Ли и даже Теодор Рузвельт больше не приветствуются в приличной компании. Под давлением общественности университеты переименовывают здания, а музеи реконтекстуализируют свои коллекции.
Мемориальная доска, увековечивающая память Теодора Рузвельта, у Мемориала Рузвельта перед Американским музеем естественной истории. Эта мемориальная доска заменила конную статую Теодора Рузвельта, которая стояла на этом месте с 1940 по 2022 год. Фото: Mitchell GoldenПамятники падают и в Прибалтике, подстегиваемые войной на Украине и отвечая на пропагандистское использование Владимиром Путиным прошлого для оправдать его вторжение. В прошлом году латвийские власти демонтировали массивный мемориал Второй мировой войны в столице Риге, где каждый год 9 сентября собирались этнические русские.Май в ознаменование окончания войны. В Эстонии правительство убрало памятник советскому танку из приграничного города Нарва, сославшись на соображения безопасности. Все три прибалтийские страны приняли законы, обязывающие убрать со зданий советские военные мемориалы, воинские захоронения и символы эпохи оккупации.
Тем не менее, эти решения встретили сильное общественное сопротивление, особенно со стороны историков, искусствоведов и реставраторов. Если снос статуй конфедератов и колонизаторов на Западе интерпретировался как демократизация общественного пространства и изгнание нечистой силы из наследия превосходства белых, то в странах Балтии критики войн за памятники назвали снос советских памятников недемократичным. Создавая секретные комитеты, работая по ускоренному графику и отказываясь отвечать критикам, искусствовед Линда Калюнди утверждает, что правительства стран Балтии заглушают публичные дебаты — «наихудший подход, учитывая эмоциональную напряженность и поляризационный характер вопроса». Вместо этого она предлагает культивировать педагогический подход к памятникам советской эпохи, использовать их для «проработки» сложных исторических периодов и «понимания того, как разные сообщества могут и имеют разные интерпретации прошлого».
Мемориал Маарьямяэ. Фото: Тынуский туннельДействительно, хотя здесь также используется термин «деколонизация», войны за памятники в странах Балтии отличаются от своих западных аналогов в нескольких ключевых аспектах. Во-первых, это лишь последняя волна процесса, восходящего к 1990-м годам. Статуи Ленина, Сталина и местных коммунистических лидеров можно найти в парках Груто в Литве или в эстонском музее Вабаму, но не на площадях, потому что их сняли в начале 1990-х, когда страны Балтии восстановили свою независимость. Таким образом, нынешняя волна демонтажа ориентирована не на горячие и противоречивые символы периода оккупации, а на более мелкие военные мемориалы и могилы, о которых часто забывают, или на архитектурные детали, такие как фрески или символы серпа и молота на фасадах зданий. здания, такие как таллиннский кинотеатр Sõprus.
Во-вторых, список целевых памятников намного шире, чем в США или Великобритании. В Эстонии правительственное исследование от 2022 года перечислило в общей сложности 322 советских памятника, все еще остающихся в стране, и постановило, что 244 из них должны быть удалены. В том числе 133 воинских захоронения, требующих перезахоронения. Для сравнения, исследование Южного юридического центра по борьбе с бедностью, проведенное в 2020 году, показало, что в США было удалено 168 символов Конфедерации, а осталось более 2100. В странах Балтии потеря педагогического потенциала в застроенной среде представляет собой реальную опасность, в то время как в США ситуация прямо противоположная: символы с колониальной или белой расистской историей, как правило, доминируют в общественных местах, подавляя, по общему признанию, растущее число памятников.
которые прославляют черную и коренную культуру.В-третьих, роль этих оставшихся советских памятников в современном балтийском контексте также весьма различна. Следует напомнить, что движение за снос статуй Конфедерации в США возникло не из ниоткуда, скорее, оно было реакцией на всплеск насилия сторонников превосходства белой расы, в частности, на расстрел церкви в Чарльстоне в 2015 году и митинг Unite the Right в 2017 году. Действительно, как отметила в своем заявлении Американская историческая ассоциация в то время, большинство статуй Конфедерации никогда не устанавливались в качестве памятников Гражданской войне, а вместо этого были воздвигнуты спустя десятилетия, в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, и явно были разработан для запугивания чернокожих американцев в период негативной реакции после реконструкции.
Наследие оставшихся советских памятников усложнено по-другому. С одной стороны, путинский режим явно использует нарратив о Великой Отечественной войне, чтобы заручиться поддержкой войны на Украине, «антифашистской» операции, как того хочет Россия. С другой стороны, многие из рассматриваемых памятников действуют как военные мемориалы для русского меньшинства, которое собирается там, чтобы почтить память погибших членов семьи, отпраздновать окончание войны 9 сентября.Может, или фотографировать во время семейных мероприятий, таких как свадьбы.
Критики отмечают, что машины разрушения в общественных местах вызывают неприятные ассоциации в эпоху российской агрессии. Тем не менее, использование танков в качестве военных мемориалов, как это было в Нарве, отнюдь не редкость. Памятники британским танкам «Черчилль» и американским танкам «Шерман» можно найти по всему побережью Нормандии, а мемориалы советским танкам не редкость (и не вызывают споров) в Восточной Германии или Польше. Другие памятники усложняются тем, что они были созданы местными архитекторами и скульпторами и со временем утратили связь с советским периодом.
Например, обширный комплекс на Маарьямяэ в Таллинне, скорее всего, будет идентифицирован как одно из мест, где снимался фильм Тенет чем советский мемориал Великой Отечественной войне. В любом случае политика памяти балтийских мемориалов не поддается единой интерпретации. Киви-Юри. Эндель Танилоо и Юло Сирп, 1966 г. Фото: Creative CommonsНаконец, несмотря на то, что снос статуй советских лидеров в 1991 г. пользовался широкой общественной поддержкой, неясно, существует ли большая часть избирателей, которых сегодня активно беспокоят оставшиеся памятники. Действительно, опросы общественного мнения показывают либо равнодушие, либо поддержку памятников. В Эстонии 43% респондентов, говорящих на эстоноязычном языке, заявили, что памятники советской эпохи «не имеют для них никакого значения», а 16% заявили, что они вызывают «негативные чувства и воспоминания». Часто местные сообщества высказывались в поддержку памятников. Вывоз танка Т-34 в преимущественно русскоязычном городе Нарве сопровождался мирными собраниями.