Почему у стран Восточной Европы получается развивать экономику, а у России — нет
- Мнения
- Леонид Бершидский Автор
Глядя на таблицу фондовых индексов MSCI, любой, кроме заядлого шортиста, испытает тревогу. Последние пять лет, три года, год, три месяца, месяц — кровавое море «минусов» с редкими черными островками. В последний месяц эти островки — в Центральной и Восточной Европе. Без России.
В то время как все развивающиеся рынки валятся, Чехия, Венгрия и Польша — растут. Это касается не только акций, но и валют. С начала этого года чешская крона подорожала относительно доллара на 1,91%, венгерский форинт на —2,61%, польский злотый — на 4,51%.
Может показаться, что маленькие, богом забытые фондовые рыночки и экзотические валюты этих стран растут из-за какого-то компьютерного глюка. Но нет, и экономика у восточноевропейцев на подъеме, насколько это вообще возможно в наше депрессивное время. У поляков рецессии, связанной с кризисом 2008-2009 годов, не было вовсе. Венгры вышли из нее в этом году, показав два квартала роста подряд. У чехов в последнем квартале рост на 0,7% к предыдущему.
Бывшие товарищи Советского Союза по Варшавскому договору не шикуют — вы не увидите на улицах Праги, Варшавы, Будапешта столько дорогих машин, сколько в Москве или даже Киеве, не заплатите там $1000 в месяц за съемную квартиру, больше похожую на собачью конуру, не получите зарплату $2500 за офисную работу, смысл которой будет вам непонятен и через год.
Жизнь в восточноевропейских столицах кажется москвичу слишком размеренной и пасторальной, а ремонт старинных фасадов — недостаточно тщательным и дорогим.Однако наша нефте-, стале-, алюминие- и калиеносная экономика, в отличие от чешской и польской, похоже, только что вступила в рецессию (два квартала подряд отрицательного роста к предыдущим трем месяцам — недаром Росстат показывает только более приятные сравнения с тем же периодом прошлого года). Рубль падает, пусть и не так безнадежно, как индийская рупия, — но все же на 8% с начала года. На фондовом рынке творится такое, что только Игорь Сечин, скупающий акции «Роснефти», выглядит бодро. Впрочем, подозреваю, что этого конкретного инвестора государство, если что, спасет: too big to fail.
Восточноевропейские страны так неплохо держатся по сравнению с нами благодаря, как это ни архаично звучит, своей перерабатывающей промышленности. Они выпускают мебель, электронику, автомобили и детали для них, одежду — и все это достаточно дешево и достаточно хорошего качества, чтобы основным рынком сбыта служили другие страны Евросоюза. В прошлом году государства Центральной и Восточной Европы поставили в остальной ЕС товары на $380 млрд, 64% всего своего товарного экспорта.
Понятно, что экспорт в другие страны ЕС восточноевропейцам упрощает отсутствие таможенных барьеров. Это палка о двух концах: когда в Западной Европе все плохо и потребление там проседает, чехи, поляки и венгры тоже чувствуют боль. Зато сейчас Германия, Франция, даже юг Европы начинают выкарабкиваться из экономической ямы, и их, так сказать, промышленные придатки на востоке тоже радуются наметившемуся росту.Вряд ли можно осуждать украинцев за то, что они даже под угрозой торговой войны с Россией, которая в краткосрочном плане будет для них настоящим бедствием, все же стремятся в союз с Европой, а не с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Это не тупое упрямство донецких бандитов — это прагматизм сметливых местных бизнесменов, иные из которых, да, с донецко-бандитскими корнями — но тем они, выжившие, рациональнее. У Украины, если забыть о нынешних таможенных границах, те же преимущества, что и у Польши с Венгрией. А именно удобное географическое положение и дешевая, но хорошо обученная рабочая сила.
После десятилетия разговоров о том, что России надо совершить скачок в постиндустриальный век, завоевать мир с помощью нанотехнологий и прочей фантастики, смотреть на поляков с их мебельными фабриками, чехов с их Skoda и румын с их Dacia должно быть смешно. Вместо этого — скорее обидно. Потому что наши соседи и бывшие союзники, вместо того чтобы мечтать о технологическом прорыве (ради которого все равно надо вкладывать деньги в образование, а не во всякое «Роснано»), делали ставку на простые и понятные вещи. Никто ведь не отменял базовых потребностей живого человека во вкусной и недорогой еде, одежде, бытовой технике, машинах.
Не таких, которые, урча, проносятся мимо по московским проспектам в поисках удобного фонарного столба, а таких, как румынский Renault Duster, который и в Британии, и здесь, в России, продается в базовой комплектации за $14 000.И да, эти наши соседи — может быть, из-за того что страны у них такие маленькие и не страшные — не пытались строить никаких параллельных альянсов, как это сейчас делает Россия, а присоединялись к существующему. Вместе с ним они испытали несколько неприятных лет, с ним теперь и воспрянут. По крайней мере, инвесторы (за редкими исключениями вроде Сечина) верят в них больше, чем в Россию, отток капитала из которой в этом году составит, видимо, не меньше $70 млрд.
Здравый смысл и разумное, осторожное целеполагание иногда конвертируются в деньги лучше, чем даже нефть и металл.
Как страны Западно и Восточной Европы привлекают туристов из России
Мы продолжаем рассказывать вам о том, как различные туристические направления продвигаются на российском рынке. Ранее мы уже познакомили вас с особенностями онлайн продвижения стран Южной и Северной Европы Продвижение северо- и южноевропейских туристических направлений в России.
Напомним, что ТОП-20 стран «дальнего» зарубежья, за исключением приграничных государств, куда выехало больше всего россиян в 2018 выглядит следующим образом.
Source: по данным Пограничной службы ФСБ РФ
Топ-5 стран Западной и Восточной Европы по популярности среди российских туристов
Согласно статистике, пятерка лидеров по выездному туризму среди стран Восточной и Западной Европы (за исключением приграничных государств) по итогам 2018 года выглядит следующим образом:
- Германия, 1,408 млн (+5,9%)
- Чехия, 523 тыс. (- 0,1%)
- Франция, 516 тыс. (+1,7%)
- Болгария, 457 тыс. (- 9,3%)
- Великобритания, 277,6 тыс. (+ 0,05%)
Сегодня мы рассмотрим примеры того, как эти страны продвигаются в российском интернет пространстве.
Германия
Германия уже не первый год входит в топ 10 не только по общему числу выезда россиян, но и по количеству туристов. По данным ЕМИСС только с января по март 2019 года Германию уже посетило 340 тысяч россиян, что на 7% выше показатели за аналогичный период 2018 года, при этом туристический поток увеличился почти на 11% — 177 тыс. россиян выехали в Германию в первом квартале 2019 года с туристической целью.
Германия привлекает российских туристов разнообразием видов отдыха: от экскурсионного до гастрономического, от экстремального до гастрономического, от семейного до бизнес-туризма – каждый найдет отдых по душе.
Посмотрим, какие онлайн каналы использует Национальный туристический офис Германии в России и СНГ для продвижения.
- Сайт www.germany.travel, оптимизированный под различные языковые версии (в том числе и русский язык), на котором представлена информация о регионах и достопримечательностях страны,также путешественники могут найти на сайте информацию о мероприятиях в городах Германии (можно выбрать по различным фильтрам: городу, дате, наименованию мероприятия или его направленности).
- На сайте можно подписаться информационную рассылку проекта «Туристический регион Германия»:
«Мы информируем об актуальных предложениях, мероприятиях и новостях по теме «Туристический регион Германия». В письмах могут содержаться туристические предложения от наших партнеров со ссылками на сторонние сайты, которые могут использовать инструменты для отслеживания переходов по ссылкам».
- Страницы в соцсетях: Facebook, Twitter, Instagram и канал на Youtube. Однако страницы ведутся преимущественно на английском языке и немецком языках. На канале Youtube есть серия видео 360 градусов о различных достопримечательностях страны (к сожалению контент на русский язык не переведен).
- Спецпроекты с агрегатором авиабилетов Aviasales.ru. Национальный туристический офис Германии проводил несколько мероприятий, направленных на информирование потребителей о путешествиях в Германию (в частности, одно из них было нацелено на развитие туристического направления Лейпциг). Отметим, что спецпроекты с крупными партнерами такими, как поисковики билетов, а также сайты бронирования отелей могут стать отличным каналом продвижения направления. Поскольку они позволяют охватить большую целевую аудиторию, которая уже использует сервисы.
Чехия
Агентство CzechTourism представляет бренд страны в России в рамках маркетинговой кампании «Чехия: страна историй». Министерство туризма Чехии стремится привлечь российских туристов увлекательными историями, которые туристы захотят прожить на собственном опыте.
Агентство CzechTourism продвигает Чехию на российском и зарубежном рынках по нескольким направлениям: участие в выставках, издание публикаций, брошюр и карт на разных языках, информационно-ознакомительные туры, поддержка ключевых мероприятий в стране.
- Портал czechtourism.com является одним из основных элементов в продвижении Чехии на мировой арене. Помимо разделов с полезной информацией для путешественников: о регионах и городах, мероприятиях и событиях в стране, советов и рекомендаций — на сайте в разделе «Поездки» путешественники могут посмотреть различные варианты экскурсионных предложений по историческим достопримечательностям Чехии.
- В соцсетях на русском языке CzechTourism ведет две страницы в Facebook и Вконтакте (более 15 тыс. подписчиков). На страницах туристического управления Чехии можнонайти информацию о достопримечательностях и курортах страны, различных мероприятиях, проводимых в Чехии, таких как карнавалы, ярмарки, выставки, праздничные гуляния. Примечательно, что фотографии в постах CzechTourism использует преимущественно из собственного архива.
- На канале туристического управления Чехии в youtube представлены плейлисты на различных языках (в том числе и русском), что по достоинству оценят туристы различных стран мира. В роликах путешественникам демонстрируются удивительные пейзажи различных регионов Чешской республики и предлагается «открыть Королевскую Чехию» и окунуться в ее историю.
Франция
Франция ассоциируется у большинства российских туристов с самым романтичным местом на земле.
Есть две основные причины, которые манят туристов из России и не только в эту удивительную страну: во-первых, Эйфелева башня. Сделать фотографию на фоне главной достопримечательности столицы Франции цель #1 чуть ли не каждого туриста. Во-вторых, посещение собора Нотр-Дам-де-Пари и обязательное фото на его фоне.
Помимо этого россиян привлекают французские курорты: Куршавель, Корсика, Санн-Тропе – являются излюбленными местами отдыха состоятельных туристов из России.
- На сайте Национального Агентства по развитию туризма во Франции www.ru.france.fr путешественник из России сможет найти практически любую информацию о стране: куда поехать, чем заняться, какие мероприятия посетить и даже о том, как получить визу в страны Шенгена.
- В социальных сетях, как и представители туристического управления Чехии, Atout France ведет две страницы на русском языке: в ВК и Fb. Замки и достопримечательности регионов страны и их история, картинные галереи и невероятные холсты французских художников, гастрономические и культурные мероприятия — вот лишь малая доля того, о чем рассказывает в своих постах Национальное агентство по развитию туризма Франции. В Instagram Atout France в основном представлен пользовательский контент с кратким описанием (на английском языке).
- Atout France ведет активно канал на Youtube. К сожалению, нет отдельного плейлиста для русскоязычной аудитории, однако все видео на канале удобно распределены по категориям: регионы, достопримечательности и тематические, например, кулинарная. И вот такой проморолик Франции, как туристического направления, представлен на канале.
Болгария
Богатое культурное наследие, живописные ландшафты, колоритное и радушное население – все это словно магнитом тянет путешественников.
Болгария привлекает российских туристов, в первую очередь, горнолыжными курортами. Они, конечно, не сравнятся с австрийскими или французскими трассами, но вполне придутся по душе нашим российским любителям гор, в особенности ценами.
Очень привлекательно для туристов восточное побережье Черного моря в теплый летний период. В это время туроператоры предлагают не только варианты пляжного отдыха в условиях комфортабельных отелей, но и варианты экстремальных и дайвинг туров. Также Болгария привлекает туристов широкими возможностями бальнеологического и spa-отдыха.
В начале марта представители России и Болгарии подписали Программу совместных действий в области туризма на 2019-2021 год, направленную на увеличение взаимного турпотока двух стран. Теперь посмотрим, в каких интернет-каналах официально представлена Болгария как туристическое направление.
- Контент на официальном туристическом портале Болгарии www.bulgariatravel.org адаптирован на различные языки, в том числе и русский. На сайте представлена базовая информация для туристов: исторические и географические данные о регионе, достопримечательности, виды туризма, полезная информация для приезжих.
- На канале Youtube представлен ролик на нескольких языках (в том числе и русском), в котором за 10 минут гид рассказывает и показывает самые красивые и примечательные места Болгарии, рассказывает об истории, местных традициях, обычаях и поверьях, гастрономических особенностях болгар.
Великобритания
Соединенное королевство не столь популярно среди российских туристов, как предыдущие страны, однако интерес к этой стране, как и поток туристов, продолжает расти.
Соединенное Королевство это страна «действующей монархии» с богатейшей историей и культурой: соборы, дворцы, парки, музеи, пабы, торжественные церемониалы, мюзиклы, оперные спектакли и уличные музыканты.
- Для тех, кто только планирует путешествие на сайте www.visitbritain.com представлена удобная навигация по цели путешествия «Я путешествую в поисках…»: историй, новых мест, новых вкусов, искусства, открытий или отдыха – информация на сайте фильтруется в зависимости от выбранной цели. Также на сайте представлена полезная информация для туристов: как сэкономить на путешествии, как получить визу и другие советы, которые направлены на то, чтобы помочь туристу организовать свое путешествие в Великобританию.
- На страничке Facebook (страничка в этой соцсети адаптирована для русскоговорящей аудитории) потенциальные путешественники из России могут больше узнать о регионах и достопримечательностях страны.
- Видео 360 градусов на канале Youtube позволяет поближе познакомиться с городами и достопримечательностями страны, а также пробуждает желание пройтись по улочкам Лондона вживую.
Заключение
Мы рассмотрели примеры того, как наиболее популярные среди российских туристов страны Европы продвигают свое туристическое направление онлайн.
Если вы решили продвигать свое туристическое направление на российском рынке или усовершенствовать маркетинговую стратегию по завоеванию сердец русских туристов, вам необходимо сделать следующее:
1. Изучите Комплексное исследование туристического рынка России. Как восхитить русских туристов и привлечь их в свою страну, которое поможет вам поближе познакомиться с конъюнктурой и спецификой российского рынка.
2. Обратиться к специалистам RMAA Travel , которые помогут вам создать и реализовать маркетинговую стратегию по продвижению вашего туристического направления на российском рынке.
Следите за нами в социальных сетях
В Восточной Европе растет дискомфорт от западного либерализма: NPR
Ласло Магас (слева) и Ласло Надь стоят возле венгерско-австрийской границы, которую молодые протестующие открыли в 1989 году. Оба мужчины были антикоммунистами в советский период и искали выход на Запад. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок Джоанна Какиссис для NPRБУДАПЕШТ, Венгрия — Когда на этой неделе президент Байден будет приветствовать десятки стран на своем виртуальном «Саммите за демократию», там не будет ни одного члена западного альянса.
Венгрия, расположенная на восточной окраине Европейского Союза, не была приглашена.
Вашингтон и лидеры ЕС в Брюсселе неоднократно обвиняли ультранационалистическое правительство страны во главе с премьер-министром Виктором Орбаном в подрыве демократии. Байден однажды назвал Венгрию именем «головорезов мира».
Но Ласло Магас, профессор на пенсии, который помог положить конец коммунизму в Венгрии, объясняет политическую изоляцию своей страны одной вещью: западным либеральным уклоном.
«Венгрия — не колония Запада», — говорит Магас, сторонник Орбана, разделяющий многие взгляды премьер-министра. «Весь мир введен в заблуждение относительно нас. Основные средства массовой информации полны фальшивых новостей о нас. Либералы хотят, чтобы вы думали, что Венгрия не знает, что такое демократия, потому что мы не разделяем их убеждений».
Европа, говорит он, идеологически разделена между консервативным Востоком и более либеральным Западом, что-то вроде красно-синей Америки.
— А граница — это [бывший] железный занавес, — говорит Магас. «Мы на Востоке защищаем традиционные европейские ценности, христианские ценности, а Запад сошёл с ума».
Многие в Восточной Европе пришли к выводу, что западный либерализм им не подходит.
Орбан и его партия Фидес стали знаменосцами этого мышления за десятилетие своего пребывания у власти. Венгерское правительство неоднократно конфликтовало с Брюсселем из-за миграции, мультикультурализма, свободы прессы и, совсем недавно, из-за прав ЛГБТК.
Его целью в этой культурной войне была либеральная демократия, которую Орбан пытался приравнять к левым и «непатриотическим» убеждениям. Вместо этого Орбан продвигает «нелиберальную демократию» — термин, введенный журналистом Фаридом Закария для описания стран, где избранные лидеры подрывают контроль над властью.
Орбан впервые использовал этот термин в речи 2014 года, продвигающей управление в национальных интересах, приведя в качестве примеров Китай, Россию и Турцию. Четыре года спустя, после того как его партия одержала убедительную победу на выборах, он заявил, что «мы заменили потерпевшую кораблекрушение либеральную демократию христианской демократией 21 века», которая поддерживает традиции и безопасность.
«Он пытается позиционировать себя, чтобы играть роль, которую [кубинский лидер] Фидель Кастро играл для левых в 1970-х», — говорит политолог Иван Крастев, который вместе со Стивеном Холмсом написал книгу . Запад проигрывает борьбу за демократию, исследование разочарования Восточной Европы в либеральной демократии.
«Левые полюбили Кастро за то, что он отстаивал то, во что они верили, за то, что он был революционером. Орбан и Венгрия сейчас играют ту же роль, но для консерваторов», — говорит Крастев.
Венгрия стала магнитом для крайне правых европейских националистов и американских консерваторов. В августе этого года ведущий Fox News Такер Карлсон провел свое шоу в Венгрии на неделю, дав Орбану восторженное интервью.
Затем последовал сентябрьский визит бывшего вице-президента Майка Пенса, во время которого он сказал, что надеется, что США отменят право на аборт. Пенс также высоко оценил продвижение венгерским правительством «традиционных семейных ценностей» на Будапештском демографическом саммите, ежегодном гимне увеличению населения за счет увеличения рождаемости, а не иммиграции.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан дает пресс-конференцию после встречи премьер-министров неформального органа сотрудничества стран Центральной Европы под названием Вышеградская группа (V4) в Будапеште, Венгрия, в прошлом месяце. Аттила Кисбенедек/AFP через Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок Аттила Кисбенедек/AFP через Getty ImagesПремьер-министр Венгрии Виктор Орбан дает пресс-конференцию по итогам встречи премьер-министров центральноевропейского неформального органа сотрудничества под названием Вышеградская группа (V4) в Будапеште, Венгрия, в прошлом месяце.
Аттила Кисбенедек/AFP через Getty ImagesА в следующем году Американский консервативный союз планирует провести версию своей Консервативной конференции политических действий (CPAC) в Будапеште.
Две группы — националисты из-за бывшего «железного занавеса» и консерваторы США, связанные с бывшим президентом Дональдом Трампом, — используют один и тот же страх, говорит Крастев, «и это страх, что нас недостаточно, что мы жить в мире, в котором нас заменят, в котором наша численность сокращается и в котором мы потеряем свою идентичность».
Конец коммунизма означал политический и культурный выбор для народов Восточной Европы
У Ласло Магаса не было этих опасений, когда он и другие активисты демократии в 1989 году настаивали на свержении коммунистической системы и ее строгих ограничений на свободу слова, собраний, религии и передвижения.
Магас, в то время профессор лесного хозяйства в городе Шопрон, помог организовать акцию протеста, известную как Панъевропейский пикник, на поле недалеко от границы с Австрией.
После того, как там собрались тысячи молодых венгров и восточных немцев, правительство Венгрии открыло границу за несколько месяцев до падения Берлинской стены. Это был первый прорыв железного занавеса.
«Мы думали, что сможем стать свободными как часть объединенной Европы, если только сможем открыть эту границу», — говорит Магас.
Но первоначальный восторг от свободы сменился культурным шоком, когда восточноевропейские экономики столкнулись с трудностями, а миллионы людей мигрировали на запад.
Ласло Надь, еще один организатор пикника, говорит, что после Второй мировой войны коммунизм отправил общества советского блока в «глубокую морозильную камеру». «И когда мы вышли из этого морозильника в 1990 году, мы отправились прямо в микроволновую печь», — говорит он. «Изменения произошли слишком быстро».
Крастев, выросший в Болгарии, еще одной стране железного занавеса, говорит, что в Восточной Европе назревает экзистенциальный кризис.
«Мы хотели быть как Запад, но в тот самый момент, когда ты хочешь быть похожим на кого-то другого, это значит, что, возможно, этот кто-то лучше тебя», — говорит он. «И тогда вы начинаете бояться, что насчёт нашей собственной идентичности? Что произойдёт?»
Эти вопросы задержались в Венгрии, стране с населением 10 миллионов человек, которая долгое время считала себя маленькой нацией, борющейся за выживание в длинном списке оккупантов, включая поддерживаемых Советским Союзом коммунистов.
«Во времена коммунизма венгерскому народу в основном говорили Советы, как жить», — говорит Наталья Борза, философ и лингвист из Будапешта. «И хорошо, прошло 30 лет, но мы до сих пор помним, каково это быть под чьими-то правилами».
Антикоммунист Орбан идет своим собственным путем антилиберализма
Орбан придерживается своего дерзкого послания с тех пор, как в 1980-х годах он был студентом юридического факультета, борющимся с коммунистами. В 2015 году, когда в Европу прибыло более миллиона просителей убежища, он представил их как захватчиков, стремящихся стереть европейскую демографию и культуру. Он отверг мандаты ЕС на прием перемещенных беженцев и соблюдение брюссельских стандартов верховенства права.
Совсем недавно, на демографическом саммите, Орбан обвинил «западное левое крыло» в попытке «релятивизировать понятие семьи».
«Инструментами для этого служат гендерная идеология и ЛГБТК-лобби, которые нападают на наших детей», — сказал он.
Правительство Орбана недавно приняло спорный закон, ограничивающий преподавание вопросов ЛГБТК в школах. Это было вызвано публикацией в 2020 году « Страна чудес для всех» , , детского сборника рассказов с участием геев, небинарных и трансгендерных персонажей.
Болдизар Надь, редактировавший сборник рассказов, говорит, что ему угрожали расправой, когда правительство напало на него.
«Он стал для них инструментом, и они использовали его как символ «западного врага», западного упадка», — говорит он.
Болдизар Надь является редактором Страна чудес для всех, , детского сборника рассказов о геях, небинарных и трансгендерных персонажах. Публикация книги вызвала возмущение правых в Венгрии. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок Джоанна Какиссис для NPRНовый закон означает, что книги на темы ЛГБТК должны быть завернуты в пластик и запрещены к продаже в пределах 200 метров от школ и церквей. Он также запрещает старшим школам приглашать преподавателей, таких как Эстер Ари, биолога-эволюциониста и защитника ЛГБТК, чтобы они говорили о толерантности.
Ари говорит, что правительство хочет, чтобы ЛГБТ-граждане Венгрии «молчали о том, кто они, или уезжали из страны».
«Правительство сделало нас, своих граждан, врагами», — говорит она. «Они хотят разделить людей, чтобы они боялись и не думали о таких вещах, как коррупция в правительстве».
Закон вызвал гнев западноевропейских лидеров, таких как Марк Рютте, премьер-министр Нидерландов, которые в 2001 году стали первой страной в мире, разрешившей однополые браки. Венгрии «больше нечего делать в ЕС», заявил этим летом Рютте.
Европейский Союз угрожает сократить финансирование Венгрии, что касается даже тех венгров, которые поддерживают позицию Орбана в культурных войнах.
Эстер Ари — педагог, биолог-эволюционист и ЛГБТК-активистка, выступающая за толерантность. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок Джоанна Какиссис для NPRРазногласия в венгерском обществе растут вместе с усилиями по их уменьшению
Семнадцатилетняя Аннамария Вестен считает себя консерватором и говорит, что ценит борьбу Орбана за традиционные ценности. Но она прожила всю свою жизнь в Венгрии, которая является частью Европейского Союза. «Для нашей экономики очень хорошо быть частью этого», — говорит она.
Этим летом я встретил Вестена в Эстергоме, городе к северу от Будапешта, где проходила конференция, организованная Mathias Corvinus Collegium, частным учебным заведением, которое недавно получило более 1,7 миллиарда долларов от правительства Орбана. На конференции выступили американские консерваторы, включая Карлсона, писателя Рода Дреера и радиоведущего Денниса Прагера.
Вестен ушел обеспокоенный тем, что некоторые участники высмеивали и освистывали выступающих с либеральными взглядами.
«Разделена не только Европа, но и эта страна», — сказала она. «Я не чувствую, что мы часть одной нации. Это уже больше похоже на две нации».
Прихожане Венгерского евангелического братства, скромной методистской церкви на окраине Будапешта, думают так же.
Недавним воскресным утром женщина возносит молитву за финансируемые Западом некоммерческие организации, которые правительство назвало иностранными агентами. Другой выражает благодарность высокому седобородому пастору церкви Габору Ивани.
«Я знаю, каково это быть изгнанным, — говорит Ивани. «Поэтому я решил стать пастором, который проявляет солидарность с теми, кто подвергается маргинализации».
Подобно Орбану и Магасу, которые помогли организовать протест 1989 года с целью свержения железного занавеса, священнослужитель боролся с коммунистической системой. Правительство Венгрии, поддерживаемое Советским Союзом, выгнало его из церкви и заколотило. В течение многих лет он был вынужден проповедовать на улицах.
Пастор Габор Ивани из Венгерского евангелического братства, скромной методистской церкви на окраине Будапешта, обеспокоен растущим разделением на левых и правых в венгерском обществе. Джоанна Какиссис для NPR скрыть заголовок
переключить заголовок Джоанна Какиссис для NPRИваны встретил Орбана во время борьбы с коммунизмом, и сначала они были союзниками. Он крестил двоих детей Орбана и обновил свадебные клятвы премьер-министра. Но пастор говорит, что он возмущен тем, что Орбан использует христианство для очернения мигрантов и политических критиков.
«Защитой христианских ценностей не должны заниматься политики, — говорит Ивани, — потому что политизация христианства дважды приводила европейскую цивилизацию к полной гибели».
Есть признаки того, что культурные войны имеют пределы. Орбан ухаживает за двумя восточными державами — Китаем и Россией, которые и у венгров, и у сторонников консервативной культуры ассоциируются с подавлением коммунизма.
«Орбан рассматривает отношения с этими странами как прагматичные, особенно в финансовом плане, а также как стратегию в своей борьбе с Брюсселем», — говорит Андраш Коса, биограф Орбана. «Но венгры не доверяют Москве и Пекину и не хотят сближаться с ними».
Следующей весной венгры пойдут на выборы, и Орбан столкнется с вновь объединившейся оппозицией. Его кандидатом является Петер Марки-Зай, христианин-консерватор, который является мэром Ходмезовасархей, небольшого городка в сельской Венгрии.
Марки-Зай выступает на антикоррупционной платформе и обещает защищать идентичность Венгрии, но не за счет демократических институтов. Он также говорит, что восстановит отношения с ЕС и Вашингтоном.
«Я по-прежнему поддерживаю западные ценности, — сказала Марки-Зай агентству AP в прошлом месяце. «Мы не можем принять коррумпированного головореза… который предает западные ценности и теперь является слугой коммунистического Китая и России».
Недавний опрос общественного мнения показывает, что оппозиция составляет конкуренцию правительству Орбана. Но Орбан придерживается своего сценария. В недавней речи он высмеял Запад как место, где «могут родить как мужчины».
Он также взял страницу из пьесы Трампа и предположил, что Брюссель и Вашингтон планируют вмешаться в предстоящие выборы.
«Даже все левые не смогут нас остановить», — говорит он.
Мате Халмош предоставил репортаж из Венгрии.
С востока на запад: бумажная завеса в шведских новостях? — hhs.
seСредства массовой информации играют жизненно важную роль в современном обществе, информируя общественность и подотчетно политиков. От того, освещаются ли события в новостях, и если да, то каким образом, зависит их значимость в общественных дебатах. Существует достаточно эмпирических доказательств того, что средства массовой информации определяют повестку дня. Например, Snyder and Strömberg (2010) показывают, что освещение в местной прессе влияет на то, насколько избиратели США информированы о своих представителях и, в свою очередь, насколько их политики работают в интересах своих избирателей. Eisensee and Strömberg (2007) считают, что освещение в новостях влияет на то, сколько помощи при стихийных бедствиях США отправляет в зарубежные страны.
В этом брифе мы собираем данные об упоминании стран Восточной и Западной Европы в основных шведских газетах за последние десятилетия. В шведской прессе мы постоянно находим больше материалов, посвященных Западной Европе, чем Восточной. Мы исследуем несколько факторов, которые могли бы объяснить эту закономерность. Мы обнаружили, что, хотя страны Восточной Европы в среднем географически не более удалены от Швеции, Швеция, как правило, имеет более тесные торговые связи со странами Западной Европы. Швеция культурно больше похожа на среднюю западноевропейскую страну с точки зрения языка, религии и взглядов, культурных ценностей и социальных норм. Торговые отношения и культурная близость связаны с более широким освещением в СМИ.
Разделение между Востоком и ЗападомМы выбираем четыре самые читаемые шведские газеты ( Aftonbladet , Expressen , Dagens Nyheter 90 044 и Svenska Dagbladet ) и использовать базу данных газет Retriever Research Media Archive для получения статистических данных о количестве упоминаний каждой страны в период с 1995 по 2021 год. Упоминание страны – это статья, в которой упоминается название страны. Поскольку в одной статье могут быть названы две и более стран, общее количество упоминаний не соответствует количеству статей. В процентах от всех статей, опубликованных четырьмя газетами в 2021 году, примерно 20% упоминают хотя бы одну из этих стран. Хотя эта простая мера освещения в новостях может быть информативной, она не принимает во внимание многие другие аспекты известности страны в новостях, такие как объем статей, места появления статей, тон освещения и т. д.
На рис. 1 представлена сумма годового количества упоминаний по регионам с течением времени. Мы видим явную разницу в объеме освещения, посвященного странам Восточной и Западной Европы. За весь временной период 21 западноевропейская страна упоминалась в среднем в 2,7 раза чаще, чем 22 восточноевропейские страны.
Несмотря на отсутствие тенденции относительного охвата, год от года наблюдаются значительные колебания. Годом, когда относительная разница в количестве упоминаний наименьшая, является 2014 год. Двумя наиболее упоминаемыми странами Восточной Европы в этом году были Россия и Украина. Покрытие, вероятно, увеличилось из-за Крымского кризиса, когда Россия вторглась и аннексировала Крымский полуостров на юге Украины. Относительная разница также была небольшой в 2008 году, что совпало с августовской российско-грузинской войной. В этом году другие заслуживающие внимания события, такие как глобальный финансовый кризис или чемпионат Европы по футболу, оказывают более неоднозначное влияние на относительное освещение в СМИ.
Рисунок 1. Упоминания страны в шведских газетах
Примечание: Страны, входящие в Восточную Европу: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Черногория, Северная Македония, Польша, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Украина. Страны Западной Европы: Андорра, Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Италия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Испания, Швейцария, Великобритания.
Чем объясняется это несоответствие между Востоком и Западом?Существует ряд потенциальных причин, по которым некоторые страны систематически получают больше внимания в прессе. В этом разделе мы сопоставляем среднегодовые упоминания каждой страны в период с 2019 по 2021 год с различными аспектами отношений этой страны со Швецией.
Расстояние и населениеНа рис. 2 показано, как освещение страны в новостях зависит от ее географического расстояния до Швеции и численности населения. В целом, чем дальше страна находится от Швеции, тем меньше эта страна освещается в шведской прессе. В среднем страны Восточной Европы (выделены желтым цветом) покрыты меньше, чем страны Западной Европы (выделены синим цветом) на заданном расстоянии от Швеции. Например, Польша и Германия находятся примерно в 1000 км от Швеции, но Германия упоминается в шведской прессе почти в два раза чаще. Поскольку мы измеряем расстояние между самым густонаселенным городом каждой страны и Стокгольмом, эта разница в покрытии частично обусловлена тем фактом, что страны, имеющие общую границу со Швецией, получают широкое покрытие. Например, Дания, Финляндия и Норвегия в среднем охвачены более чем в шесть раз больше, чем Латвия.
Население также играет роль, т. е. более крупные страны (например, Германия, Россия, Испания и Польша) получают больший охват, чем более мелкие страны (например, Литва, Ирландия и Эстония). Поскольку в странах Восточной Европы население в среднем меньше, чем в странах Западной Европы, численность населения может частично объяснить разницу в освещении новостей между Востоком и Западом. Одним из контрпримеров является Россия, в которой проживает более чем в два раза больше людей, чем во Франции или Великобритании, но она меньше освещается в шведской прессе.
Рисунок 2. Географическое расстояние и население
Примечание: Геодезические расстояния рассчитываются между широтой и долготой самого густонаселенного города каждой страны и Стокгольма. Размеры маркеров взвешены по населению, усредненному за 2019-2021 гг., а подобранная линия не взвешена. Источник: набор данных CEPII GeoDist (Mayer and Zignago, 2006) и Всемирный банк. См. Рисунок 1 для списка включенных стран.
Торговля и ВВП
На рис. 3 показано, что экономические отношения Швеции со страной влияют на то, как часто эта страна фигурирует в шведских новостях. Мы обнаружили сильную положительную корреляцию 0,8 между общим объемом торговли страны со Швецией и упоминанием страны в шведских газетах. Поскольку крупнейшие торговые партнеры Швеции, как правило, находятся в Западной Европе, это частично объясняет относительный охват Востока и Запада. Еще одним фактором является общий размер экономики страны (измеряемый ее ВВП). Шведские газеты чаще упоминают страны с более высоким ВВП, и они чаще относятся к Западной, чем к Восточной Европе.
Рисунок 3. Торговля и ВВП
и подобранная линия не взвешена. Показатели ВВП усреднены за 2019–2021 годы и измерены в текущих ценах с поправкой на ППС в международных долларах. Источник: база данных WITS Всемирного банка и «Перспективы развития мировой экономики» МВФ, октябрь 2021 года. Список включенных стран см. на рис. 1.
Культура
Существует большое количество литературы, документирующей связь между культурными факторами и экономическими отношениями между странами. Например, исследования показывают, что сходство в происхождении, языке, религии, нормах и ценностях может влиять на двустороннюю торговлю (Melitz, 2008; Guiso et al., 2009) и распространение технологий (Spolaore et al., 2009). В этом разделе мы покажем, как объем освещения в прессе коррелирует с различиями в языке, религии, ценностях и нормах, используя данные о культурной дистанции из Spolaore and Wacziarg (2016).
Рисунок 4.a показывает, что шведские газеты более склонны освещать страны, языки которых сходны со шведским. Мера языкового сходства, первоначально разработанная Фироном (2003), основана на преобладании языков в стране и расстоянии между языками. Мера расстояния рассчитывается с использованием лингвистических деревьев, представленных в Ethnologue. Он варьируется от 0 (близко) до 1 (далеко) и отражает ожидаемое количество общих языковых узлов между двумя случайно выбранными людьми из каждой страны и принимает во внимание, что страны могут быть лингвистически неоднородными (подробнее см. Fearon 2003). Норвегия и Дания лингвистически ближе всего к Швеции, однако это также две соседние страны, с которыми Швеция ведет обширную торговлю. В среднем восточноевропейские страны более лингвистически далеки от Швеции, хотя некоторые западноевропейские страны (например, Франция и Испания) лингвистически далеки от Швеции так же, как и многие восточноевропейские страны, и получают значительно больше внимания в прессе.
Мера религиозной дистанции, предложенная Spolaore and Wacziarg (2016), рассчитывается аналогично лингвистической дистанции. Он основан на преобладании различных религий в стране и дистанции между религиями. Рисунок 4.b показывает, что страны, отличающиеся от Швеции в религиозном отношении, меньше освещаются в шведских СМИ. За исключением трех скандинавских стран, страны Восточной и Западной Европы имеют одинаковый уровень религиозной дистанции со Швецией. Основываясь исключительно на этом показателе, шведская пресса меньше упоминает страны Восточной Европы (и страны Западной Европы больше), чем можно было бы предположить по их религиозной дистанции со Швецией.
На рис. 4.c показан индекс культурной близости страны к Швеции, то есть ее отдаленность с точки зрения культурных ценностей, взглядов и норм, основанный на усредненных ответах на всемирные опросы ценностей с 1981 по 2010 год (см. Spolaore and Wacziarg, 2016). Этот индекс культурной близости объединяет евклидовы расстояния в ответах на опросы между каждой страной и Швецией. Индекс стандартизирован таким образом, что 0 показывает среднее культурное расстояние страны от Швеции, а отрицательные (положительные) значения указывают выше (ниже) среднего культурного сходства. По этому показателю страны Западной Европы значительно ближе к Швеции, чем страны Восточной Европы. Поскольку освещение в шведской прессе в среднем сокращается из-за культурной дистанции страны от Швеции, эта разница в ценностях и отношении страны может объяснить некоторую разницу в освещении СМИ между Востоком и Западом.
Рисунок 4. Культурная дистанция
Панель a. Лингвистическое расстояние
Примечание: Мы используем индикатор взвешенного лингвистического расстояния на основе дерева из Spolaore and Wacziarg (2016) и первоначально разработанный в Fearon (2003). Эта мера представляет собой оценку ожидаемого или взвешенного количества общих языковых узлов между двумя случайно выбранными людьми из каждой страны. Данные о распространенности языка собраны из ряда различных источников и собраны в Fearon (2003). Страны, входящие в Восточную Европу: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Россия, Словакия, Словения, Украина. Страны, входящие в Западную Европу: Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия (в среднем между Восточной и Западной Германией), Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швейцария, Великобритания.
Панель б. Религиозное расстояние
Примечание: Мы используем взвешенное религиозное расстояние на основе дерева из Spolaore and Wacziarg (2016). Эта мера представляет собой оценку ожидаемого расстояния между религиями двух случайно выбранных людей из каждой страны. См. Рисунок 4.a для списка включенных стран.
Панель c. Дистанция в культурных ценностях, установках и нормах
Примечание: Мы используем дистанцию в культурных нормах и ценностях из Spolaore and Wacziarg (2016). Этот показатель основан на всех вопросах, связанных с ценностями, из интегрированного вопросника Всемирного обзора ценностей за 1981–2010 годы. Среднее расстояние по странам стандартизировано до нуля. См. Рисунок 4.a для списка включенных стран.
Заключение
Поскольку общественность и лица, определяющие политику, в основном получают информацию из средств массовой информации, освещение в новостях может оказывать глубокое влияние на общественные дебаты и политические решения. Используя данные о содержании четырех самых читаемых шведских газет за последние десятилетия, мы измеряем, насколько шведская пресса освещает страны Восточной и Западной Европы. Мы обнаружили, что за последние 25 лет западных европейских стран упоминалось в 2,7 раза больше, чем восточноевропейских. Мы обнаружили, что шведская пресса чаще упоминает страны, которые географически ближе, более населены, имеют больший ВВП и больше торговли со Швецией. Культурная близость (измеряемая языком, религией и ценностями, установками и социальными нормами) также коррелирует с более широким охватом. Эти факторы, конечно, не являются независимыми друг от друга. Например, другие скандинавские страны, с которыми Швеция имеет общую границу и историю, в культурном отношении схожи со Швецией и являются одними из самых важных торговых партнеров Швеции. Они также являются одними из стран, которые больше всего освещаются шведской прессой. Некоторые из этих факторов, такие как общие ценности, по-видимому, объясняют разрыв в охвате между Востоком и Западом, в то время как другие, такие как географическое расстояние, этого не делают. Недавние опасения по поводу энергетической безопасности в ЕС (см., например, Le Coq and Paltseva, 2022) и рост военной напряженности между Россией и Украиной иллюстрируют, как события в Восточной Европе могут напрямую повлиять на жизнь здесь, в Швеции. Может быть, Швеции пора обратить больше внимания на своих восточных соседей?
- Эйзензее, Т., и Стремберг, Д. (2007). «Новостные засухи, новостные потоки и помощь США при стихийных бедствиях». The Quarterly Journal of Economics , 122(2), 693–728.
- Фирон, Дж. (2003) «Этническое и культурное разнообразие по странам», Журнал экономического роста, 8, 195–222.
- Гизо, Л., Сапиенца, П., и Зингалес, Л. (2009). «Культурные предубеждения в экономическом обмене?». Ежеквартальный Журнал из Экономика , 124(3), 1095-1131.
- Ле Кок, К. и Пальцева, Е. (2022). «Что газовый кризис говорит об энергетической безопасности Европы?» БЕСПЛАТНЫЕ аналитические записки.
- Майер, Т. и Зиньяго, С. (2006). «GeoDist: База данных расстояний и географических данных CEPII» MPRA Документ № 31243.
- Мелитц, Дж. (2008). «Язык и внешняя торговля». European Economic Review ” , 52(4), 667-699.
- Снайдер, Дж. М., и Стрёмберг, Д. (2010). «Освещение в прессе и политическая ответственность». Журнал Политическая экономия , 118(2), 355-408.
- Сполаоре, Э., и Вациарг, Р. (2009). «Диффузия развития».