Строительство первых каменных церквей: КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (начало). Фальковский Николай Иванович (в интернете публикуется впервые).

Архитектура древних храмов и церквей

02.07.2019

Древние храмы — величественные памятники зодчества. Они удивляют мастерством строителей и художественным вкусом, одинаково привлекают благородной простотой или богатством отделки. Их архитектура неразрывно связана с мировоззрением общества и развитием религии, главенствующими течениями, обычаями и традициями, а формы олицетворяют силу и мощь, часто имея символическое значение.

Начало строительства храмов — времена Владимира Крестителя, князя Новгородского и Киевского. Именно он обратил языческую Русь в христианство и приказал заложить первую церковь на месте древнего капища — культового места, где устанавливались статуи богов и сакральные предметы.

Типы древних православных храмов

Несмотря на яркие отличия во внешнем виде древние храмы и церкви имели единые черты и традиционно имели и имеют до сих пор в плане несколько фигур.

  • Равноконечный крест. Крестово-купольные храмы пришли из Византии, имеют пирамидальную композицию, одну или несколько глав, скромное и пышное оформление с использованием открытых арок, пилястр, закомар, кокошников.
  • Восьмиконечная звезда. Высокие шатровые храмы, имеющие в плане восьмерик на четверике, отличались характерной кровлей в виде многогранной пирамиды и могли украшаться рядами декоративных закомар.
  • Круг. Мало возводимые на Руси и известные ещё в древней Греции храмы-ротонды увенчивались одним куполом, часто опоясывались открытой галереей или рядом колонн.
  • Квадрат. Классические церкви, которые были представлены в одноглавом и многоглавом исполнении, декорировались аркатурно-колончатыми поясами и часто строились ярусными с несколькими рядами поставленных друг на друга четвериков.
  • Корабль. Храмы с прямоугольником в плане, получившие широкое распространение на Руси и отличающиеся построением в одну линию трех основных частей — основного объема, колокольни и трапезной.

Соблюдение форм в последствие перестало быть строгим. Современные церкви нередко состоят из двух и более частей, имеющих в плане разные фигуры и возводимые в разное время.

Древние храмы из дерева и камня

Все древние храмы и церкви можно разделить на три типа в зависимости от используемого в строительстве материала.

  • Дерево. Деревянные церкви первыми возникли на Руси, но практически не сохранились до сегодняшних дней. Редкие оставшиеся «в живых» экземпляры доказывают, что умельцы могли срубить шатровые храмы и луковичные главы, используя сосну на стены и ольху на покрытие куполов.
  • Плоский обожженный кирпич или плинфа. Материал, характерный для древнерусского храмового зодчества — ярославо-ростовской архитектуры и первых каменных церквей Владимиро-Суздальской Руси.
  • Белый камень. Известняк изначально использовался в смешанной технике вместе с плинфой, но во времена правления Юрия Долгорукого превратился в основной материал для строительства — из него создавалось до 95% сооружений.

Современные церкви возводятся из оцилиндрованного бревна, бруса, пеноблоков и кирпича. Компания «МосПромМеталл» владеет разными техниками строительства, обеспечивает соответствие зданий идеалам русского храмового искусства и воплощает любые решения в камне и дереве.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

Задать вопрос

Возврат к списку

Поделиться:

«Запретить нельзя строить» в царской Руси

Технические регламенты, национальные стандарты, СНиПы… Какие только документы не регулируют сегодня строительство. Но контроль и запреты в стройке на Руси были за долгие годы «до», в том числе еще в царской России. Какие-то запреты были закреплены законодательно, какие-то носили рекомендательный характер. Но самым известным вето стал указ Петра I о запрете каменного строительства, который сам же царь и нарушал чаще всего.

Системные работы по контролю в сфере строительства в России в целом были начаты Петром Великим, по указу которого была организована Канцелярия от строений – надзорный орган, осуществлявший контроль за сооружениями в городах и селах. Члены Канцелярии обсуждали проекты мастеров, после чего комиссия выдавала заключение, утвердить которое мог только император. В каком-то смысле мы считаем это началом становления института строительной экспертизы в России.

В 1701 году Петр, известный своими реформами и стремлением взять лучшее из Европы, издал повеление «О строении в Москве на погорелых местах достаточным людям каменных домов, а недостаточным – мазанок», в 1704-ом – запретил строить дома во внутренних дворах. Исходя из требований пожарной безопасности, по образцу Запада здания должны были располагаться по линии улиц. Еще два главных направления в строительной политике, которые задал Петр I, – государство взяло на себя контроль за работами по осушению почв и прокладке улиц и набережных, а также регулировало опорные пункты городского плана, прежде всего, центр Санкт-Петербурга.

Царские указы следовали один за другим, но не все они были рациональными и гуманными. Так, в 1714 году Петр I издал Указ о запрете каменного строительства. Согласно документу, возведение исключительно каменных «образцовых домов» было возможно только в Санкт-Петербурге. Таким образом император хотел завлечь (или точнее вынудить) «прибиться» к «брегам Невы» всех каменщиков России и ускорить строительство города, а также повысить его стандарты до уровня Европы. Он просчитался, массового притока рабочей силы не случилось. Век каменщика на пронизывающих невских ветрах был очень недолог, и немногие стремились принять участие в грандиозной стройке. Тогда царь распорядился, чтобы людей, способных к строительству каменных сооружений, свозили в Северную Пальмиру фактически силой.

Что касается запрета на каменное строительство – Петр не раз нарушал собственный Указ. Например, в 1706-1719 годах лично участвовал в строительстве Воскресенского войскового собора на Дону, или с его одобрения в самый разгар запрета было сделано исключение для Москвы, — на Крутицком подворье в 1719 году возвели Набережную палату как завершающий элемент величественного памятника Московского барокко.

Смотрели на Указ сквозь пальцы и некоторые градоначальники. Так были построены Церковь Знамения в Дубровицах под Подольском, храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово близ Серпухова и многие другие каменные «чуда» того времени. Некоторые отступившие, впрочем, за наглость поплатись. Так, например, первый губернатор Сибири – Матвей Гагарин, удерживал при себе для строительства кремлевских стен, храмов и прочих строений гениального мастера Семена Ремезова, автора знаменитой «Чертежной книги Сибири», и наладил целый поток даров (читай «взяток») в Санкт-Петербург, чтобы укрыть свои действия от царя. Но в итоге слухи о масштабных хищениях дошли до Петра, и казнокрад был повешен. В назидание другим его тело больше полугода не снимали с виселицы.

Впрочем, запреты в строительстве – и логичные, и не очень, были на Руси и до Петра. Например, патриарх Никон запрещал возводить шатровые церкви (такие как, например, церковь Вознесения Господня в Коломенском), которые якобы не соответствуют православному канону.

Патриарх хотел приблизить церковную архитектуру Руси к византийским стандартам, кроме того, в стране происходили церковные реформы и активно отказывались от всего «старого». 

Изначально шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли в себе и глубокую смысловую нагрузку. Шатры имели свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки подчеркивали своеобразие того или иного памятника. Церкви, строящиеся в южном и восточном направлениях от Москвы использовались в качестве «огненного телеграфа», по цепочке оповещая Кремль о приближении татарской конницы. XVII век принес новые художественные веяния, архитектура становилась все более нарядной, но в итоге дошло до пышного украшательства и подражательности, что свидетельствовало об упадке стиля. Тогда и вышел патриарший указ, положивший конец «богохульному узорочью». Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить» и в качестве примера для зодчих выбрал пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.

Сам же Никон и нарушил свой указ одним из первых, распорядившись построить храм по подобию храма Воскресения в Иерусалиме – огромный каменный шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Шатер был настолько велик, что просто рухнул в 1723 году без выявленных причин. Спустя 25 лет его решили восстановить, но уже из дерева по проекту Растрелли. Между тем, шатровое зодчество XVI–XVII веков черпало вдохновение в традиционной русской деревянной архитектуре и по сей день считается уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Опять же при Петре I, пока церковь не была отделена от государства, последнее довольно жестко контролировало увеличение числа храмов на Руси. Новые церкви возводились сначала с разрешения Синода, затем полностью на деньги верующих – «в тех местах, где православные христиане имеют в том надобность», и только если ближе чем в 20 верстах нет другого храма.

В конце XVIII века церкви можно было строить лишь взамен ветхих и сгоревших. Но и эти запреты тоже нарушались.

Следите за нами в

ВКонтакте ,

Одноклассники ,

Дзен и

Telegram

Подписаться на рассылку

Знакомство с каменным строительством | Ирландская архитектура | Брифинг | Профессор Роджер Сталли


 
Внедрение каменного строительства | Ирландская архитектура в раннем средневековье: ок. 500–1200 гг. н.э.
Профессор Роджер Сталли
Архитектура и литургияИрландское монашествоМонастырский комплексИрландский монастырь: ГлендалохИрландская архитектура до 10 векаВведение каменного строительстваСистемы строительства: здания с выступамиВлияние романских колоколен———————— Вернуться на главную страницу ирландского брифингаВернуться на главную страницу брифинга
Один из самых фундаментальных изменений, произошедших в ирландском церковная архитектура была введением камня в качестве первичный строительный материал. Развитие каменного строительства. был медленным процессом, но также отражал растущий размер и богатство общин. Устойчивость к использованию камень можно рассматривать как предпочтение более обильному и легко обрабатываемое дерево, а также постоянное почитание существующих деревянных зданий, стоимость которых увеличилась за счет использования и традиции. Вопреки сложившемуся впечатлению, каменная церковь — или «даймляг» — не была огнеупорной, поскольку такие здания, как правило, были покрыты деревянным каркасом крыши. Случайная каменная церковь существовала еще до эпохи викингов. период: был один в Дулике в 7 веке и другой в Арме в 789 г.. За пределами крупных центров, таких как Келлс и арма, правда, они оставались редкими до 10-го век. Возможно, важно, что первая каменная церковь записано в анналах, был построен в Арме монастырь который претендовал на звание центра христианской Ирландии. Развитие каменного строительства, вероятно, произошло благодаря стремление к большему статусу и престижу, но также полагались на рост численности и благосостояния общества. Дальше, каменные постройки были более прочными и если не полностью невосприимчивы к разрушительному воздействию огня из-за постоянного использования деревянные крыши, безусловно, были некоторые улучшения в безопасность и надежность конструкций.

Общий характеристики каменных церквей в крупных монастырях могут оцениваться по целому ряду критериев, включая:

Одноклеточные структуры, часто с отношением длины к ширине из 3:



Ирландия, Фор, ул. Фешин, этаж


Ирландия, Фор, ул. Фешин, Внешний вид


реланд, Глендалох, собор, план



Ирландия, Глендалох, собор



Ирландия, Килмалкедар, церковь

северная и южная стены часто продолжаются немного дальше углы, образующие «антаэ», поддерживающие брус крыши, который первоначально нависал над фронтонной стеной. Кровельные системы и использование черепицы, установленной поверх деревянного каркаса.

Дизайн окон и проблема остекления предлагает еще один момент представляет интерес. Окна, как правило, очень маленькие, их головы либо треугольной или круглой формы. В последнем случае они часто вырезанный из одного камня, а не построенный как подлинный арка Нет никаких подтверждений, ни документальных, ни археологических. показания к использованию стекла, но, учитывая его использование в англо-саксонских Англия, трудно поверить, что она была неизвестна в Ирландии. По крайней мере, деревянные ставни должны были быть необходимы в неблагоприятная погода.

Западная стена ранних церквей неизменно содержала перемычку. дверной проем с наклонными косяками, в некоторых случаях обрамленный «наличником» полоса, выступающая над поверхностью тонким рельефом. Хотя обманчиво простые по форме, дверные проемы построены из хорошо обработанного камня, прочный и внушительный на вид. Прекрасные примеры можно найти на Фор, церковь Св. Фешина и Св. Марии в Глендалохе. В со временем все более сложные порталы появляются в Кашеле, одном из первые ирландские здания, украшенные декоративной скульптурой а у Клонферта, оформленного с крутой декоративной «касательной» фронтон.




Ирландия, Фор, ул. Фешин, Внешний вид


Ирландия, Глендалох, церковь Святой Марии, дверной проем


Ирландия, Кашел, часовня Кормака, дверной проем



Ирландия, Клонферт. Собор, дверной проем
Типы каменная кладка: Качество каменной кладки, найденной в начале церквей часто бывает очень высоким. Когда камни разного цвета и текстура аккуратно подогнаны друг к другу, как в так называемом «Мужская церковь» на Инисмуррее, визуальный эффект может быть очень привлекательный. Фактический характер кладки сильно различается. сделка, частично отражающая местные геологические условия. Там некоторые свидетельства того, что стены ранних церквей были покрыты известковой штукатуркой, следы которой были обнаружены в Клонмакнуа Кафедральный собор.
назад до вершины

брифинг | индекс изображений | Ресурсы
домашняя страница | сайт индекс изображений | ресурсы сайта

медиацентр искусствоведения, археологии и сохранение исторического наследия | Колумбия университет

 

Раннее Средневековье: Архитектура | Английское наследие

Раннее Средневековье

Большинство англо-саксонских зданий были построены в основном из дерева, поэтому лишь немногие из них сохранились. Но традиция деревянного строительства оставила свой след и в более поздних каменных церквях.

Часть дамбы Оффы, границы земляных валов 8-го века.

ДЕЛАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ

Англо-саксонский поэт, восхищаясь руинами римского города (возможно, Бата), назвал их «enta geweorc» — «дело гигантов». Казалось невероятным, что они могли быть работой простых мужчин.

Большая часть «архитектуры» 5-го века в значительной степени была связана с исправлением или повторным использованием существующих зданий. Маленькая английская башня из щебня, которая затыкает брешь в римских стенах Йорка, является одним из немногих новых каменных зданий, которые могут быть построены в этот период.

Гораздо более впечатляющим, должно быть, был 23-метровый деревянный зал, построенный в старых зернохранилищах римского форта Бердосвальд на стене Адриана. Воздвигнутый вскоре после падения имперского правления в 410 г. , он, предположительно, был построен для командиров независимого военного отряда, который прибыл сюда после ухода гарнизона.

Деревянные дома заменили ветхие каменные постройки в римском городе Роксетер, графство Шропшир. И хотя есть свидетельства многочисленных каменных построек 5-7 веков на территории британского княжества в замке Тинтагель, англосаксы, пришедшие из земель, где почти не существовало необходимых материалов, вероятно, не имели традиции строительства из камня.

Резной лик Христа десятого века на башне церкви Святого Петра в Бартон-апон-Хамбер. Это редкая сохранившаяся англосаксонская архитектурная деталь: большинство англосаксонских зданий были построены из дерева и были перестроены из камня после норманнского завоевания.

ДАЙКА ОФФА

И британцы, и англосаксы привыкли строить большие линейные земляные дамбы с рвами и насыпями.

Дайк Оффы — самое удивительное из всех инженерных подвигов этого периода, сравнимое по величию замысла со стеной Адриана. 81 миля в длину, он тянется с перерывами от Чепстоу на юге до Престатина на севере, четко определяя границу между англичанами и бриттами. Организация необходимой огромной рабочей силы — впечатляющая дань власти короля Мерсии Оффы (годы правления 757–96).

Дамба не могла быть защищена на всем протяжении, хотя она могла патрулироваться конными пограничниками. Но это было эффективное средство контроля за перемещением людей с востока на запад и, таким образом, — потенциально — взимание налогов.

Каменные церкви

Строительные традиции позднеримского христианства привели к появлению первых каменных церквей в Англии. Самым ранним из них является аббатство Святого Августина в Кентербери, графство Кент, основанное святым-миссионером вскоре после его прибытия из Рима в 597 году. Три его церкви, построенные из повторно использованных римских кирпичей, были построены по образцу римских базилик.

То же самое можно сказать и о каменной церкви в римском стиле, построенной примерно в 669 году последователями Августина в римском форте Рекалвер в Кенте.

Но самая большая из всех этих каменных церквей в римском стиле — и действительно самая большая англосаксонская церковь в Англии — находится в Бриксворте, Нортгемптоншир. Датируемый примерно 800 годом, он лишь немного меньше Кентерберийского собора начала 9 века, который находится под нефом нынешнего средневекового здания.

Аббатство Святого Августина в Кенте было основано в 598 году после успешной миссии святого Августина по обращению англичан в христианство. Используемый в качестве места захоронения королей Кента и первых архиепископов Кентерберийских, саксонский монастырь был в значительной степени заменен после 1066 года в ходе крупной нормандской перестройки.

TIMBER TRADITION

Большинство англо-саксонских церквей изначально были деревянными, хотя многие из них, как в заброшенной средневековой деревне Уоррам-Перси в Северном Йоркшире, позже были перестроены из камня. Единственный уцелевший деревянный дом находится в Гринстеде в Эссексе, стены нефа которого построены из расколотых дубовых столбов, датированных по годичным кольцам между 998 и 1063 годами.

Существует множество археологических свидетельств того, что великие светские здания также были деревянными. Демонстративное потребление древесины важными людьми было демонстрацией статуса и контроля над рабочей силой и скудными природными ресурсами.

Английская традиция деревянного строительства наложила свой отпечаток на некоторые более поздние каменные церкви. Одним из примеров является собор Святого Петра в Бартон-апон-Хамбер, построенный примерно в 970 году. Хотя он демонстрирует многие отличительные черты донормандских каменных церквей, тонкие вертикальные каменные полосы на его башне вдохновлены деревянными украшениями.

Башня церкви Святого Петра в Бартон-апон-Хамбер датируется примерно 1000 годом. Треугольные верхушки окон, направленные к вершине башни, типичны для англосаксонской архитектуры, а украшение вертикальными каменными полосами — это техника, заимствованная из деревянные постройки. Колокольня наверху — нормандское дополнение.

Подробнее о Раннесредневековой Англии

  • Раннее Средневековье: Архитектура

    Большинство раннесредневековых зданий строились в основном из дерева, но эта традиция наложила свой отпечаток и на более поздние каменные церкви.

  • Раннее средневековье: искусство

    Ранний средневековый период дал множество образцов самобытного искусства мирового значения.

  • Раннее Средневековье: Сети

    Между концом римского владычества и приходом норманнов отношения Англии с остальным миром много раз менялись.

  • Раннее средневековье: власть и политика

    В этот период нация военачальников превратилась в страну, организованную в отдельные королевства.

  • Раннее средневековье: религия

    Христианство в Британии обычно связывают с прибытием святого Августина в 597 г., но на самом деле оно уже укоренилось в римской Британии.

Раннесредневековые рассказы

  • Рейд викингов на Линдисфарн

    Разрушительное нападение викингов на церковь Святого Катберта в 793 году потрясло всю Европу. Но как выжила христианская община в Линдисфарне?

  • Кем был святой Августин?

    В конце 6 века из Рима в Англию был послан человек, чтобы принести христианство англосаксам. Но кем был святой Августин и как его миссия увенчалась успехом?

  • Кэдмон, Уитби и ранняя английская поэзия

    Как поэтическое пробуждение Кедмона в монастыре, расположенном под аббатством Уитби, породило один из первых фрагментов английского стиха.

  • Королева Берта: историческая загадка

    В 597 году святой Августин прибыл в Англию, чтобы обратить англосаксов в христианство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *