Строительство собора святой софии в киеве – Софийский собор (Киев) — Википедия

Содержание

Строительство Софийского Собора в Киеве: история возведения, архитектура, фото

Красивейший древний храм Украины, имеющий тысячелетнюю историю и сохранившийся до наших дней — все это относится к Софийскому собору в Киеве. Сейчас собор используется в качестве музея, богослужения проводятся в строго отведенные дни.

Основание и дальнейшая судьба

По разным источникам указывается два года основания Софийского собора в Киеве: 1017 и 1037 гг. По данным из Новгородской первой летописи закладка храма произошла в 1017 г., и собор начинал строить князь Владимир, а заканчивал Ярослав. По другой версии строительство храма было запланировано в честь славной победы над печенегами на месте сражения. Если верить сведениям из «Повести временных лет», в 1037 г. Ярослав Мудрый вел массовое строительство в Киеве. Одновременно с Софийским собором возводился монастырь и Златые врата с церковью.

Начало строительства собора

По основной версии здание храма было построено по велению Ярослава Мудрого в XI в. Одной из причин закладки собора стал визит константинопольского митрополита Феопемпта, впоследствии переехавшего в Киев, чтобы служить русской церкви.

Образцом для возведения тринадцатикупольного собора Святой Софии был взят итальянский храм Богоматери-Оранты. Византийский стиль архитектуры дает основание предполагать, что для возведения святыни приглашались зарубежные мастера.

Киевский Софийский собор много раз был на грани уничтожения. В 1169 г., во время набега на Киев войска Андрея Боголюбского, храм был разграблен наряду с другими церквями города. В 1180 г. значительные повреждения зданию нанес случившийся пожар. Во время нашествия татарской Орды в 1240 году из Софийского собора была вынесена значительная часть святынь и реликвий. Кроме того чужеземцы нанесли храму значительные повреждения.

Поставленный во главу Киевского Софийского собора в 1242 г. митрополит Кирилл II восстановил и отремонтировал разрушенные части здания. До конца века храм был кафедрой митрополитов Киева. Спустя полтора века при митрополите Киприане собор был вновь отремонтирован, после чего около трех с половиной веков зданием никто не занимался. Значительные повреждения храму были нанесены во время набега крымских татар. Ими был убит находившийся при церкви святой Макарий. Завершающим событием, приведшим к окончательному упадку прихода, стала передача храма Святой Софии униатам. Богослужения в храме стали проводиться все реже, а затем вообще прекратились.

Возрождение Киевского Софийского собора произошло в XVII в. В 1633 г. храм отобрали у униатов и передали православной церкви. Во главе прихода встал митрополит Петр (Могила). Для восстановления и реставрации обветшавшего здания он пригласил арх-ра Октавиана Манчини из Италии. К концу столетия было восстановлено внутреннее убранство храма. Внешний вид здания был отреставрирован и достроен в стиле украинского барокко: появились семь новых грушевидных куполов, а стены украсила лепнина. При храме был основан мужской монастырь.

Собор Святой Софии с момента открытия был усыпальницей многих русских митрополитов, князей и их семей. Для государей делались княжеские гробницы, в подземном склепе хоронили останки священнослужителей. Большинство захоронений не сохранились.

Советские годы

До прихода советской власти собор был кафедральным храмом Киева. Октябрьская революция стала причиной разлада среди служителей храма. Между митрополитами началась борьба за главное место в Софийском соборе. В 1929 г. церковь закрыли. Разрушению здания храма препятствовали власти Франции. Они попросили оставить святыню, так как она была частичкой французской истории. Дочь Ярослава Мудрого была женой короля Генриха I. В 1934 году здание храма передали в ведомство Министерства культуры, и там был создан музей-заповедник.

Современное состояние

Современный внешний вид здание Софийского собора приобрело во времена Ивана Мазепы. Завершающим этапом реконструкции занимался митрополит Рафаил (Забаровский).

Колокольня собора Святой Софии дошла до наших дней в первозданном виде. Её строительство датируется началом XVIII века: с 1699 по 1707 гг. В 1705 году по спецзаказу был отлит колокол для звонницы. В настоящее время он выставлен на втором этаже колокольни в качестве музейного экспоната. Его назвали в честь гетмана Украины «Мазепа».

Собор входит в ансамбль Софийского монастыря, куда относятся все близлежащие здания – памятники древней архитектуры. С 1934 г. здесь образован заповедник «Софийский собор». Кроме храма Святой Софии и колокольни в ансамбль входят келейные монастыря, выездная башня, ворота Заборовского, пекарня, трапезная, Дом митрополита. Все эти здания преимущественно были построены в XVIII в.

Уникальная коллекция фресок и мозаик XI в. была найдена во время реставрационных работ. В 1987 г. Софийский собор был удостоен Золотой медалью Европы за сохранность древней реликвии. Награда была присуждена Гамбургским фондом им. А. Тёпфера. С 1990 г. храм находится под защитой ЮНЕСКО. Его включили в список Всемирного наследия.

Когда Украина стала независимым государством, в Софийском соборе были возобновлены богослужения. Но после внесения храма в реестр ЮНЕСКО службы запретили. Разрешается только проведение торжественных литургий в великие церковные праздники.

Другая версия строительства

С 2012 г. существует новая версия строительства храма. На стенах Софийского собора были обнаружены зашифрованные надписи, согласно которым закладка храма произошла в 1011 г., что на 26 лет раньше официальной даты.

Мнения ученых также разделились после открытия саркофага Ярослава Мудрого и исследования останков. Оказалось, что древние мощи принадлежат женщине. По некоторым источникам останки князя хранятся в Бруклинском храме.

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане. Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м. С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

Главная апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Внутреннее убранство собора

Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в. были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.

Адрес и как добраться

Адрес: Киев, ул. Владимирская, 24.

Тел.: +38 (0 44) 278-62-62, +38 (044) 279-22-56.

Добраться до храма можно на метро, станция «Майдан Незалежности». Далее пешком вверх по ул. Софийской. Время работы: 10.00-18.00.

pravednik.info

Софійський собор (Київ) — Вікіпедія

Софійський собор, або Софія Київська — визначна пам’ятка історії та архітектури України, розташована на Софійській площі міста Києва. Збудований 1037 року київським князем Ярославом. Названий на честь святої Мудрості Божої[en] (Софії). Мав статус катедрального собору. З перервами був резиденцією київських митрополитів (православних та унійних). До ХІІІ століття використовувався як головна церква Русі, місце поховання великих князів київських. При соборі велося літописання, були створена перша бібліотека. Занепав у XIV столітті. Відновлений стараннями митрополита Петра Могили і гетьмана Івана Мазепи. Був головним храмом Софійського монастиря (з 1638). Складова Національного заповідника «Софія Київська» (з 1934). Поєднує візантійський і бароковий архітектурні стилі. Одна з небагатьох уцілілих споруд часів Русі. Пам’ятка української архітектури та монументального живопису XI—XVIII століть. Об’єкт Світової спадщини ЮНЕСКО (1990).

Софійський кафедральний собор, початок 1910-х Фасад Софійського собору, 1918

У «Повісті минулих літ» заснування Софійського собору значиться під 1037 роком; в Новгородському літописі подія позначена 1017 та 1037 роками. Місцем закладення було поле битви на якому роком раніше (1036) руські війська здолали печенігів

[3].

Засновником собору літописні джерела визначають київського князя Ярослава Мудрого. Інші джерела дають можливість пов’язувати заснування собору з іменем Володимира Великого. Сучасник будівництва собору митрополит Іларіон Київський у своєму «Слові про Закон і Благодать», згадуючи Софійський собор, говорить, що в його створенні Ярослав завершив справу свого батька Володимира; німецький єпископ Тітмар Мерзебурзький (†1018) згадує під 1018 роком функціонуючий Софійський монастир у Києві . Останніми роками набула популярності гіпотеза про заснування Софії Київської князем Володимиром. Доктор історичних наук Надія Нікітенко, підтримана кандидатом історичних наук В’ячеславом Корнієнком, висунула гіпотезу: собор закладено 4 листопада 1011, освячено 11 травня 1018, спорудження розпочав Володимир Великий, завершив Ярослав Мудрий. Ця концепція побудована на підставі нової інтерпретації світських фресок та знайдених на фресках собору графіті, датованих 1018/21, 1019, 1022, 1023, 1028, 1033 і 1036 роками; на підставі свідчень Іларіона та Тітмара

[4].

Ця гіпотеза дискутується;[5][6], її знайшли достатньо переконливою для святкування у 2011 р. 1000-річчя заснування Софійського собору[7]; ювілей відзначили на міжнародному і загальнодержавному рівнях за рішенням ЮНЕСКО і за Указом Президента України[8].

Собор присвячено Софії — Премудрості Божій — одній з найскладніших абстрактних категорій християнського богослів’я, що має багато тлумачень. За апостолом Павлом, Софії символічно відповідає іпостась Христа — втіленого Слова Божого. Пізніше, коли поширилося ототожнення Софії з Божою Матір’ю, престольне свято київського собору перенесли на 8 (21) вересня — день Різдва Богородиці. Художній образ Софійського собору мав втілити багатогранний зміст, вкладений у цей символ. Це пояснює його грандіозні розміри та надзвичайно ускладнена структура; інтер’єр Софії відтворює середньовічну модель Всесвіту, зовнішній вигляд — образ Граду Божого — Небесного Єрусалима.

За багатовікову історію собор пережив навали ворогів, пограбування, часткові руйнування, ремонти, перебудови.

Київський Софійський собор був однією з найбільших будівель свого часу. Загальна ширина собору — 54,6 м, довжина — 41,7 м, висота до зеніту центральної бані — 28,6 м. Собор має 5 нав, завершених на сході апсидами. Увінчаний 13 верхами з банями, покритими свинцевими листами, що утворюють ступінчастий пірамідальний силует, оточений з трьох боків двома рядами відкритих галерей, з яких внутрішній має два яруси. Довгий час вважали, що галереї прибудовані до собору пізніше; дослідження останнього часу довели, що вони пов’язані єдиним задумом, виникли водночас. Хрестильня, вбудована у західну галерею, належить до середини XII ст.

Стіни викладені з великих природних каменів — граніту й рожевого кварциту, ряди яких розділені рядами пласкої цегли — плінфи. Мурування виконували на рожевому вапняно-цем’янковому розчині. Первісно собор не був зовні потинькований і побілений.

Дати[ред. | ред. код]

  • 1051 — на київський престол в соборі висвячений митрополит Іларіон Київський.
  • 1054 — в соборі похований Київський князь Ярослав Мудрий.
  • 1055-1062 — собор розбудовував Великий князь Київський Ізяслав Ярославич.
  • 1093 — в соборі поховали князя Всеволода І.
  • 1113 — в соборі коронували Великого князя Київського Володимира ІІ Мономаха
  • 1125 — в соборі поховали Володимира ІІ Мономаха
  • 1154 — в соборі відбувся похорон князя В’ячеслава.
  • 1169 — Київ захопив і зруйнував владимиро-суздальський князь Андрій Боголюбський, забрав із Софії всі золоті речі, церковні реліквії, зокрема, ікону Пресвятої Богородиці.
  • 1203 — під час боротьби за місто з Романом Мстиславичем собор пограбовано дружиною Рюрика Ростиславовича та союзними йому половецькими кланами.
  • 1240 — під час зруйнування Києва ханом Батиєм Софіївський собор встояв, але був пошкоджений і пограбований.
  • 1375 — собор ремонтував митрополит Кипріян.
  • 1416 — Київ розграбував і спалив хан Едіґей, у 1482 — кримський хан Менґлі-Ґірей.
  • 1497-1577 — собор залишався без догляду.
  • 1577 — Богуш Гулькевич-Глібовський своїм коштом відремонтував собор.
  • 1596 — собор перейшов у власність Унійної (греко-католицької) церкви за результатом Берестейської унії. За свідченнями Реґінальда Гайденштайна: собор перебував у «жалюгідному стані», через це служби в ньому не проводились; вартував величезних коштів, структурою та майстерністю виконаних робіт не поступався константинопольським, венеційським.[9]
  • 1633 — собор перейшов у власність відновленої православної Київської митрополії Константинопольського патріархату. Відродження пов’язане з київським митрополитом Петром Могилою котрий добився повернення собору православній церкві, провів капітальний ремонт собору, оздобив його. Навколо собору спорудили дерев’яні монастирські будівлі, всю територію обнесли високою дерев’яною огорожею. До робіт у соборі Петро Могила залучив італійського архітектора Октавіано Манчіні. Основними будівельними матеріалами були цегла та вапняно-піщаний розчин. Цеглу застосовували для мурування стін, склепінь, фундаментів. Внаслідок нерівномірності випалювання вона мала різні відтінки — від темно-червоного до світло-жовтого. Зазвичай всі внутрішні приміщення мали склепінчасті перекриття. У житлах стояли печі, оздоблені візерунчастими полив’яними кахлями, що надавало інтер’єрам особливого колориту.
  • 1638 — при соборі засновано чоловічий монастир.
  • 1651 — позолочено верхні малі куполи.
  • 1654 — кияни затвердили у Софійському соборі рішення Переяславської ради про союз із Московією.
  • 1690-1707 — митрополит Варлаам Ясинський провів капітальний ремонт собору (при матеріальній допомозі гетьмана Івана Мазепи): у галереях надбудовано поверхи, встановлено 4 нові куполи, перебудовано на бароковий стиль верхи старих веж. Спорудили нову муровану дзвіницю, звану мешканцями Києва «Тріумфальна дзвіниця». Гетьман Іван Мазепа позолотив головний купол своїм коштом. Встановлено Дзвін Мазепа.
  • 1697 — велика пожежа знищила дерев’яні будівлі Софійського монастиря.
  • 1699 — почалося спорудження нових кам’яних будівель навколо собору (тривало по 1767 р.). Збудовано дзвіницю, трапезну, хлібню (пекарню), палати митрополита, західні ворота (Браму Заборовського), монастирський мур, південну в’їзну башту, Братський корпус, бурсу. В архітектурі цих будівель і в зовнішньому вигляді Софіївського собору після реконструкції знаходимо характерні риси української барокової архітектури XVII—XVIII століть.
  • 1786 — монастир скасовано, його землі секуляризовано.
  • 1843-1853 — позолочено іконостаси. Надбудовано 4-й поверх дзвіниці.
  • 1851-1852 — реконструйовано дзвіницю.
Межі охоронної (буферної) зони об’єкта Світової спадщини ЮНЕСКО «Свята Софія»

Комуністичний уряд заборонив служіння в соборі. Всі золоті та срібні речі (царські ворота, ікони, срібні кадила, свічники, церковні ризи, книги) забрано, позолочені іконостаси розібрано, золото здерто, решту — спалено.

У вересні 1941, за свідченням колишнього завідувача Софійського заповідника Олексія Повстенка, більшовики намагалися замінувати та підірвати собор, але німецькі сапери запобігли цьому.

1943 — за гітлерівської окупації Києва експонати Софіївського архітектурно-історичного музею розграбовано, частину дорогих ікон, фотоархівів вивезли до Німеччини.

1950-ті рр. — у соборі провели реставрацію, під час якої виявили та відкрили фрески 11 століття (фрагментарно, там, де вони збереглися), відновили фрески 18 століття.

1990 — ансамбль Софійського монастиря занесено до Переліку світової спадщини ЮНЕСКО.

Зараз — Національний заповідник «Софія Київська».

У 2006 році представники п’яти православних церков прочитали першу спільну молитву за Україну в Софійському соборі.

1 червня 2018 року планується розпочати планову реставрацію південної частини підкупольного простору Софійського собору зі встановлення риштування.[10]

У Лютому 2019 Святослав (Шевчук) оголосив про прощу до софії. Філарет (Денисенко) закликав утриматися від цього. Після цього в УГКЦ заявили, що остаточного рішення про богослужіння в Софії не прийнято і будуть вестися перемови з предстоятелем ПЦУ Епіфанієм (Думенком).[11]

Схема території Київського Собору[ред. | ред. код]

План Софійського собору в Києві
  1. Софійський собор
  2. Дзвіниця
  3. Будинок митрополита
  4. Трапезна церква
  5. Братський корпус
  6. Бурса
  7. Консисторія (хлібня)
  8. Південна в’їзна вежа
  9. Брама Заборовського
  10. Келії
  11. Монастирський готель
  12. Пам’ятна стела бібліотеці Ярослава Мудрого

Збереглися 260 кв. метрів мозаїк та 3 тисячі кв. метрів фресок 11 століття

Мозаїки[ред. | ред. код]

Біля кожної мозаїчної композиції є написи грецькою мовою, що пояснюють сюжет. Імена мозаїстів невідомі. Однак художні особливості окремих зображень і способи укладання смальти дають можливість визначити склад бригади майстрів у кількості восьми чоловік (не рахуючи підмайстрів).

Особливу цінність становлять мозаїки ХІ ст., які прикрашають головні частини собору — центральну баню і головний вівтар; зображені основні персонажі християнського віровчення. Вони розташовані в строгому порядку згідно з «небесною ієрархією».

Витвором мистецтва мозаїки вважається зображення Оранти розміщеної в центральній апсиді — фігури Святої Діви Марії, руки якої підняті в молитві. Мозаїка має 6 метрів в вишину. Унікальність: виконане на внутрішній поверхні куполу Собору, з різних точок Оранта виглядає зображеною у різних позах — стоячи, схилившись у молитві чи на колінах.

Усі мозаїки собору виконані на сяйному золотому фоні, їм притаманні багатство барв, яскравість і насиченість тонів. При всій кольоровій різноманітності мозаїк переважними тонами є синій і сіро-білий у поєднанні з пурпуровим.

Кожний колір має багато відтінків: синій-21, зелений-34, червоно-рожевий-19, золотий-25 та ін. Це свідчить про високий розвиток у стародавній Русі скловарної справи і техніки виготовлення смальти. Всього палітра мозаїк собору налічує 177 відтінків кольорів. Наразі сучасні майстри, використовуючи методи 11 сторіччя, не в змозі виготовити таку різноманітність кольорів мозаїки.

Смальта виготовлена зі скла, забарвленого в різні кольори додаванням солей і окисів металів. Зображення виконані безпосередньо на стіні шляхом вдавлювання у вогку штукатурку кубиків смальти, розміри яких у середньому близько 1 см³. У наборі облич часто зустрічаються дрібніші кубики — близько 0,25 см³. Ґрунт під мозаїками тришаровий, загальна товщина його 4—6 см. Крім смальти, використано кубики з природного каміння.

У зеніті центральної бані зображений Христос Пантократор (Вседержитель), який царює над усім простором.

Навколо Христа-Вседержителя — чотири архангели, з яких лише один — мозаїчний, а інших наприкінці XIX ст. домалював олією М. О. Врубель.

У простінках між вікнами барабана зображені дванадцять апостолів, з них мозаїчною збереглася лише верхня частина постаті Павла.

З чотирьох зображень євангелістів на парусах, що підтримують баню, цілком залишилась постать Марка на південно-західному парусі.

На північній і південній підпружних арках розташовано п’ятнадцять мозаїчних медальйонів із зображенням мучеників. На стовпах передвівтарної арки — мозаїчна сцена «Благовіщення».

  • Богоматір Оранта (мозаїчний з використанням смальти)

  • Святий Василій Великий. XI століття.

  • Спас Ієрей. Середина XI століття.

  • Мозаїка в центральному куполі — Христос

  • Мозаїка в центральному куполі — Архангел

  • Марко Євангеліст (фрагмент)

Фрески[ред. | ред. код]

Фрески (розписи мінеральною фарбою на вологому тиньку), що збереглися в Софійському соборі, датуються ХІ століттям — вони були виконані під час будівництва собору. В XIX столітті, під час реконструкції собору, фрески були поновлені олійними фарбами, які, як правило, повторювали контури старих зображень.

В ХХ столітті, під час чергової реставрації вченими було виявлено, що велика частина фресок ХІ століття збереглася під шаром тиньку та олійних фарб, і, де це було можливо, старі фрески були відкриті. Колірна гама древніх фресок створювалася на поєднанні темно-червоних, жовтих, оливкових, білих тонів та блакитного тла. Для розпису Софії характерна чіткість композиції, виразність образів, барвистість, органічний зв’язок з архітектурою. Весь ансамбль стінопису Софії Київської за своїм змістом був підпорядкований єдиному задуму — вкоріненню недавно прийнятого християнського віровчення й утвердженню феодальної влади. Разом з тим розпис головного собору держави повинен був показати велич Русі, її міжнародне визнання, роль київського князівського дому в політичному житті Європи. Тому в Софії значне місце відведено світським композиціям. На трьох стінах центрального нефу, напроти головного вівтаря, було написано княжий сімейний портрет засновника собору. Портрет традиційно пов’язують з родиною Ярослава Мудрого. За версією Надії Нікітенко, тут зображено родину Володимира Святославича. На портреті князь Володимир та княгиня Анна очолювали урочисту ходу своєї родини, причому князь тримав у руках модель собору[12].

На жаль, до нашого часу від цієї фрескової композиції уціліли лише постаті дітей князя на південній і частково на північній стінах. Про решту зображень розповідає малюнок голландського художника Абрагама ван Вестерфельда, який бачив фреску в середині XVII століття.

У сходових вежах, що ведуть на княжі хори, зберігся унікальний палацовий цикл світських фресок. Тут представлені сцени візантійського придворного життя, змагання на константинопольському іподромі, музики, акробати, мисливські сюжети. Доктор історичних наук Сергій Висоцький визначає ці фрески як зображення прийому в середині Х ст. княгині Ольги візантійським імператором Костянтином Багрянородним[13]. Натомість професор Надія Нікітенко доводить, що фрески веж складають великокняжий тріумфальний цикл, який ілюструє укладення на зламі 987/8 рр. династичного шлюбу князя Володимира і візантійської принцеси Анни, що поклав початок хрещенню Русі[14].

На стінах обох веж добре видно орнаменти, символічні малюнки та численні мисливські сцени: «Полювання на ведмедя», «Боротьба ряджених», «Полювання на вепра» тощо. Фрески веж — унікальна пам’ятка середньовічного монументального мистецтва і важливе історичне джерело, що свідчить про культурні зв’язки Київської Русі та Візантії.

Звертає на себе увагу розпис, що зберігся в колишній хрестильні собору, зокрема фрескова композиція XI століття «Сорок севастійських мучеників». Хрестильнею приміщення стало на межі XI—XII сторіч, коли в арку галереї було вбудовано апсиду. Фрески апсиди — «Хрещення» і постаті святителів — відбивають стилістичні особливості монументального мистецтва того часу.

Фрески збереглися в усіх древніх приміщеннях собору, в першу чергу на стінах центрального підбанного простору (євангельські сцени).

У Софії Київській груповий княжий портрет розміщений на трьох стінах центрального нефу (коридору), навпроти головного вівтаря під княжими хорами. Це найбільша фреска собору, вона має у довжину 15 метрів. На думку істориків, це говорить про значення і могутність Київської княжої влади для всього тогочасного світу. І, отже, — Володимир — той князь, який замовив та збудував собор. На портреті зображено церемонію освячення Софії родиною хрестителя Руси-України Володимира.[15]

У бокових вівтарях — жертовнику і дияконнику — збереглися цикли фрескових композицій, що розповідають про діву Марію (вівтар Іоакима та Анни) і про діяння апостола Петра (вівтар Петра і Павла).

Розпис південного вівтаря (Михайлівського) присвячений архангелу Михаїлу, який вважався на Русі покровителем Києва і князівської дружини. Фрески крайнього, північного вівтаря оповідають про святого Георгія — духовного патрона князя Ярослава Мудрого. Великий інтерес викликає цикл фрескового розпису, що зберігся на хорах. Це сюжети «Зустріч Авраамом трьох подорожніх», «Гостинність Авраама», «Жертвоприношення Ісака», «Три отроки в пещі огненній», «Тайна вечеря», «Чудо в Кані Галілейській» тощо.

Значне місце в розписах собору займають орнаменти: вони обрамовують віконні та дверні прорізи, підкреслюють лінії арок і склепінь, збігають пілонами й стовпами, панеллю проходять понад підлогою.

uk.wikipedia.org

История Софийского собора в Киеве

История Софийского собора в Киеве

Софийский собор в Киеве (София Киевская) – памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства.

Точное время строительства храма неизвестно. «Повесть временных лет», летописный памятник Киевской Руси, датирует время постройки Софийского собора 1037 годом, во времена княжения Ярослава Мудрого. Некоторые же исследователи утверждают, что Софийский собор был заложен в 1017 году, при князе Владимире I Святославиче.

Но все же большинство ученых, на основании анализа летописных памятников, полагают, что строительство Софии Киевской было начато именно в 1037 году. Согласно летописям, в 1036 году Ярослав Мудрый находился в Новгороде Великом, когда к нему дошла весть о том, что печенеги «без числа» подступают к Киеву. Ярослав собрал дружину из варяг и новгородцев и выступил к Киеву. «На поле вне граде» сошлись печенеги и киевские дружины. Целый день бились противники, и только к вечеру одолел Ярослав печенегов и обратил их в бегство. Во славу своей победы на том месте, где были повержены полчища врагов, и заложил храм. В переводе с греческого имя София означает «мудрая», отчего посвящение храма Святой Софии воспринималось как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.

Как считают специалисты, в строительстве собора Святой Софии принимало участие 40 мастеров и около 100 помощников. Длилась стройка 2-2,5 года, еще несколько лет заняла внутренняя отделка и роспись. Для строительства собора Ярослав вызвал мастеров из Константинополя.

Изначально собор представлял собой пятинефное (неф — продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводам) прямоугольное в плане здание (55х37 метров) с двенадцатью крестовидными столбами. Собор был увенчан тринадцатью куполами (ныне у храма 19 куполов), символизировавшими двенадцать апостолов и Христа, главный купол был расположен в центре храма, четыре – над алтарной частью и восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор был окружен двумя рядами галерей, имевших вид «гульбища» – открытого балкона. На втором этаже располагались «полати», предназначавшиеся для князя, членов его семьи и знатных горожан.

Стены Софийского собора выкладывались из крупных гранитных блоков, заливавшихся «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Ряды крупных камней отделывались «плинфой» – оранжево-розовым широким и плоским кирпичом толщиной от 2,5 до 4 сантиметров. Наружная кладка оставалась открытой, фасады здания не штукатурились. Для кровли собора строители использовали свинцовые листы, которые укладывались на каменные своды и купола.

Стены, своды и столбы Софийского собора украшали великолепнейшие фрески. Фресковая роспись Софийского собора занимала около 5 тысяч квадратных метров, из них 2 тысячи квадратных метров уцелели в оригинале до наших дней.

За свою почти тысячелетнюю историю Софийский собор неоднократно разрушался, восстанавливался, подвергаясь коренной перестройке. Впервые храм серьезно пострадал в 1240 году при разграблении Киева ордами Батыя. Монголо-татары нанесли Софии Киевской серьезный урон. Собор не только лишился своей драгоценной утвари, но и был частично разрушен. Затем были крымские ханы, литовские князья, времена униатства.

Лишь после того, как митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и организовал при соборе мужской монастырь, София Киевская постепенно начала восстанавливать свое былое величие. До середины XVII века внешний вид Софийского собора практически не изменялся, архитектурный облик храма оставался почти таким же, каким он был в XI столетии. Правда, само здание находилось в плачевном состоянии. В 1633-1647-х годах после нескольких столетий упадка была предпринята первая попытка восстановления Софийского собора. В здании был произведен ремонт, заменена прохудившаяся крыша, настелены новые керамические полы, сооружен богато оформленный иконостас.

В 1697 году большой пожар уничтожил все деревянные здания Софийского монастыря. После этого печального события в Софии Киевской были начаты капитальные восстановительные работы. В это время возвели Софийскую трехъярусную колокольню — четвертый ярус был достроен в 1852 году — еще один уникальный памятник архитектуры, находящийся на территории Софийского монастыря. Серьезной перестройке подверглось и здание Софийского собора, приобретя характерные того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730-х годах на территории Софийского монастыря была построена трапезная, которая спустя столетие была реконструирована в так называемую Теплую, или Малую Софию, а также пекарня, в здании которой позже размещалась консистория (епархиальное управление). Во время реставрационных работ середины XIX века Софийский собор получил новую крышу и позолоченные купола, а также чугунные полы. В конце XIX века была осуществлена последняя дореволюционная перестройка Софийского собора – был серьезно реконструирован западный фасад здания.

В 1934 году решением советского правительства комплекс сооружений объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником.

После закрытия София Киевская лишилась целого ряда ценных деталей своего убранства – были отправлены на переплавку массивные серебряные (весом 114 килограмм) Царские Врата главного иконостаса, уничтожены восемь иконостасов боковых приделов, разрушены надгробия Киевских митрополитов. В то же время советский период стал для Софийского собора временем интенсивных реставрационных работ, в ходе которых из-под позднейших записей были высвобождены драгоценные мозаики и фрески XI века, восстановлены фасады храма и других построек Софийского комплекса.

В 1990 году Софийский собор был включен ЮНЕСКО в Список объектов мирового культурного наследия.

В октябре 1990 года здесь была совершена Божественная литургия, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время богослужения Патриарх Алексий вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (Денисенко) грамоту о даровании Украинской Православной Церкви полной самостоятельности в управлении.

Спустя 20 лет, в июле 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь возглавил молебен в Софийском соборе Киева.

Фрески и мозаики Софийского собора

Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты ее в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.

В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века были расчищены из под позднейших наслоений. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стенописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.

К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.

Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда, сделанного в 1651 году во время его визита в Киев. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

© РИА Новости.

Фреска «Дочери Ярослава Мудрого» в Софийском соборе в Киеве. XIв.

Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене – святых. Расчистка этих фресок была осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934 1935 годах. На северной стене Софийского собора, кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого – в XIX веке.

  • © РИА Новости. В. Бабайлов | Купить иллюстрацию

    Софийский собор

  • © РИА Новости. В. Бабайлов | Купить иллюстрацию

    Софийский собор

  • © РИА Новости | Купить иллюстрацию

    Фреска в Софийском соборе в Киеве

  • © РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию

    Фреска «Мария и Елизавета» в Софийском соборе в Киеве

© РИА Новости. В. Бабайлов | Купить иллюстрацию

Софийский собор

То обстоятельство, что фресковая композиция плохо сохранилась, и отсутствие первоначальных надписей затрудняют реконструкцию всей сцены и определение каждой из фигур. Хотя четыре фигуры на южной стене широко известны как портреты дочерей Ярослава, существуют научные гипотезы, определяющие эти изображения как мужские (в частности, две первые фигуры со свечами в руках).

Главный алтарь и купол Софийского собора украшают мозаики (изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы – смальты). Все сохраненные мозаики Софии Киевской — это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.

Мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий – 21, зеленый – 34, красно-розовый – 19, золотой – 25 и др. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов. Возле каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаистов неизвестны.

В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 метра, – монументальное изображение полуфигуры Христа Вседержителя. Христос – в пурпурном хитоне (хитон – мужская или женская одежда чаще без рукавов) и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа Вседержителя четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) мозаичный, а остальные в 1884 году пририсовал маслом Михаил Врубель.

Над аркой алтаря размещена композиция «Деисус» – три медальона с погрудными изображениями Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

В своде главного алтаря изображена огромная фигура Оранты – Богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней – синий хитон, пурпурный мафорий (длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят) с золотыми складками и красные сапожки. Из за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собора особым величием, монументальностью и сочностью красок.

Под Орантой – многофигурная композиция «Евхаристия» – символическая сцена причащения апостолов. В центре престол, вдоль которого стоят ангелы с рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа. Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками. Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.
В нижнем ярусе апсиды (свода) изображены «отцы церкви» («святительский чин») – святители и архидиаконы (мозаика сохранилась в верхней части фигур).

Саркофаг Ярослава Мудрого

В восточной части внутренней и внешней северных галерей собора в древности была великокняжеская усыпальница. Здесь были похоронены Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодич, Владимир Мономах и другие. До наших дней сохранился лишь саркофаг Ярослава Мудрого, который экспонируется в алтарной части бывшей северной внутренней галереи. Он состоит из прямоугольного ящика и двускатной крышки с выступами по углам. Ящик и крышка саркофага украшены резными изображениями виноградной лозы, пальмы, кипариса, рыб, птиц, крестов и других древнехристианских символов. Вес гробницы – 6 тонн. Саркофаг Ярослава Мудрого сделан из проконесского мрамора и, очевидно, привезен из Византии.

В 1936-1939-х годах, во время вскрытия и исследования саркофага Ярослава Мудрого, ученые обнаружили в нем мужской и женский скелеты, кости которых были перемешаны. Этот факт, а также полное отсутствие каких-либо предметов и одежды свидетельствуют об ограблении гробницы. Сопоставление результатов анатоморентгенологичного исследования костей с данными летописи доказало, что мужской скелет – это скелет Ярослава Мудрого. Женский скелет – скелет жены Ярослава Ирины. По черепу Ярослава Мудрого известный советский скульптор антрополог Михаил Герасимов воссоздал скульптурный портрет князя, который экспонируется в северной внешней галерее собора.

В сентябре 2009 года саркофаг Ярослава Мудрого был вновь вскрыт для антропологического исследования.

В апреле 2010 года украинская газета «Сегодня» со ссылкой на одного из сотрудников Софии Киевской сообщила, что останки, хранящиеся в Национальном заповеднике София Киевская как кости Ярослава Мудрого, могут не принадлежать киевскому князю.

Софийский собор в Киеве

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Храм Святой Софии в Киеве. Фото, описание, интересные факты, когда был заложен Софийский собор, постройка

Чудом византийского и древнерусского архитектурного искусства является собор Святой Софии Киевской. Храм, возведенный в начале ХІ века, практически не изменилось спустя тысячелетний юбилей, отпразднованный в апреле 2018 г. Знаменитый памятник архитектуры привлекает к себе сотни тысяч туристов в год.

Содержание статьи:

Софийский собор в Киеве

В самом сердце Киева неподалеку от Майдана Независимости (по адресу ул. Владимирская, 24) располагается исторический древний памятник ХІ века – Софийский собор. Храм занесен в ряды реликвий, относящихся к Мировому достоянию ЮНЕСКО, в качестве национального музея-заповедника, который не передается религиозным структурам.

Богослужения в храме проходят исключительно на День Независимости Украины (24 августа). Территория музея-заповедника открыта для посещения туристами.


Собор Святой Софии воздвигнут на самом высоком месте Старого Киева, к которому вело 4 дороги от любых ворот столицы Древней Руси. В настоящее время это Шевченковский район, к которому можно добраться также с любой точки Киева.

Располагается храм на Софийской площади (на сегодняшний день площади Б. Хмельницкого), ограниченной дорогами:

  • улицей Софиевской;
  • улицей Владимирской;
  • улицей А. Тарасовой;
  • проспектом Владимирским;
  • переулком Рыльского.

Как добраться до Софийского собора

Софийский собор можно посетить разными способами.

Есть несколько вариантов, как до него добраться:

  1. От станции метро «Золотые ворота» нужно подняться вверх по улице Владимирской (пешим шагом приблизительно за 10 мин.).
  2. До площади Б. Хмельницкого можно пройтись от станции метро «Майдан Независимости», двигаясь вверх по улице Софиевской (прогулка займет около 10 мин.).
  3. От станции метро «Майдан Независимости» можно проехать 1 остановку на троллейбусе №16, 18 или 3 до площади Б. Хмельницкого.
  4. Еще один вариант: со станции метро «Почтовая площадь» сесть на фуникулер (канатный трамвай), доехать до Михайловской площади, пройтись пешком по проспекту Владимирскому до собора (приблизительно 8 мин ходьбы.).

История строительства

Годы возведения самого древнего храма времен Киевской Руси, сохранившегося до сегодняшних дней, являются предметом споров и дискуссий. Учеными выдвинут ряд версий.

  1. На дату в 1037 г. опираются ученые, согласно хроникам Нестора «Повесть временных лет». Однако летописец на этот год записал также строительство Золотых Ворот, двух внушительных монастырских сооружений и Благовещенской церкви. Правдивость версии маловероятна, так как такое количество построек воздвигнуть одновременно невозможно даже по сегодняшним меркам. Историки имеют мнение, что Нестор-летописец просто подвел итоги правления князя Я. Мудрого в строительной сфере на 1037 г.
  2. В хрониках Новгорода указывается 1017 год, как время воздвижения храма. Опираясь на документ, ученые-историки приняли 1017 год, как начало постройки и 1037 год в качестве завершения выполняемых работ.
  3. В сказаниях «Слово о законе и Благодати», вышедших из-под пера первого митрополита г. Киева Иллариона, упоминается, что в 1022 г. Софиевская святыня была довольно известна, приводится ее описание. Также упоминается, что строить собор начал князь Владимир Великий, а его сын Ярослав закончил постройку. Англичанин Титмар Мерзебургский в своих Хрониках путешествий заявлял, что посещал Софию в 1017 и 1018 годах. На основании этих фактов некоторые ученые пришли к выводу, что храм строился ранее 1015 г. (даты смерти князя Владимира).
  4. Последняя версия выдвинута историками Софийского музея-заповедника. Заложена святыня была в 1011 г. правителем Владимиром Великим, а достроена в 1017 г. Я. Мудрым. В 1018 г. произошло освещение храма.

Известно, что для строительства святыни были вызваны византийские мастера. Это подтверждает архитектурные характеристики сооружения. Прототипом будущего собора послужила Константинопольская церковь Айя-София (название означает «мудрость в христианстве»).

Этапы преобразования Софийского собора можно выделить следующие:

1. Приобретение статуса первенствующего храма Древней Руси, места обитания митрополита Киева. В соборе проходят официальные приемы, помазания на власть. Площадь перед зданием считается основным местом сбора вече.

2. В ХІІ-ХV веках наступают периоды княжеских междоусобиц, нашествий орды монголо-татар, повлекшие осквернение, разграбление святыни. Собор теряет свое величие и торжественность, но остается главным храмом страны.

3. В XVI веке в результате заключения Брестской унии центр митрополии был перенесен из Киева. Собор совсем обветшал, потерял свой вид. Наступили тяжелые времена состояния войны между различными христианскими религиями за наибольшее влияние в церковных делах.

4. В XVII веке Петр Могила смог восстановить русскую православную церковь, возвратив Софии Киевской звание первенствующего собора страны. Здание перенесло реставрацию в ренессансном стиле. Состоялась постройка мужских монастырских келий на территории храма.

5. Большая заслуга в восстановлении святыни принадлежит гетману И. Мазепе, который отстроил святыню в стиле казацкого барокко, возвел колокольню.

6. В результате масштабных строительных работ XVII-XVIII столетий на территории храма были достроены:

  • дом для обитания митрополита г. Киева;
  • трапезная;
  • хозяйственные постройки;
  • хлебная;
  • семинария;
  • восточные (Заборовского) и южные ворота.

7. В 1786 г. состоялось уничтожение монастырской организации.

8. Самое масштабное восстановление внутреннего интерьера собора прошло в 1843-1853 гг.

9. В период событий Украинской Народной Республики святыня была наделена статусом первенствующей при православной украинской Автокефалии.

10. После прихода к власти большевиков храм закрыли. В 1934 г. всей прилегающей территории собора был придан статус заповедника под названием «София Киевская».

11. В 1990 году вся местность заповедника было занесена в Мировую книгу Достояний ЮНЕСКО.

Архитектура

Храм Святой Софии в Киеве, согласно своим архитектурным формам, не изменился практически с первоначального вида до современных дней. Прямоугольная проекция сооружения делится с помощью крестчатых столбов на 5 нефов (проходов), пересекающихся трансептами (перпендикулярными проходами).

В месте пересечения наибольшего нефа с трансептом образуется крестообразное пространство под куполом. Расстояние от основания пола до возвышения составляет 29 м, а подкупольный диаметр — 7,7 м.

Габариты строения (в длину и ширину) составляют 29 м, но благодаря наличию двухъярусных галерей с 3 сторон и широкой одной снаружи, размерные характеристики увеличиваются до 42 и 55 м. В центре собора построены хоры в форме буквы «п», на которые можно подняться по винтообразным лестницам, размещенным с северной и южной стороны.

Постройка выполнена в византийском стиле путем чередования кладки камня и сплющенного кирпича, уложенных на песочно-известковую смесь с добавлением кирпичной крошки.

Первоначально каменная и кирпичная кладка здания не прикрывалась, после проведения реконструкций (ХVІІ-XVIII веков) фасад отштукатурили и побелили. На сегодняшний день на здании можно наблюдать ограниченные участки фасада с древней кладкой.

Первоначальное архитектурное строение собора являлось символичным. Центральный купол здания отождествлялся с Иисусом Христом, а 12 более мелких куполов ассоциировались с апостолами. В период восстановительных работ ХVІІ-XVIII века собор был перестроен и стал насчитывать 19 куполов, наложилась штукатурка и побелка, а полусферические верхушки куполов были заменены на грушеподобные.

Внутреннее убранство

Интерьер храма практически не изменился с ХI века. Центральное место во внутреннем убранстве храма занимает подкупольное пространство в виде креста. В восточной части здания располагается главная апсида (выступающая часть сооружения), на севере и юге

построены двухъярусные аркады (открытые галереи в виде арок). На западной стороне находилась третья аркада, которая не сохранилась до наших дней (убрана в ХІІІ столетии). В церковь попадает много света благодаря наличию многочисленных оконных проемов в пробитых цилиндрах куполов.

Во внутреннее убранство Софийской церкви входят:

  • оригинальные мозаики;
  • оригинальные фрески;
  • медальоны, с располагающимися в них образами;
  • граффити (в том числе ХІ-ХІІ столетий) в количестве 7000.

Перегородки и столбы здания украшены образами более 500 святых. На сводах куполов изображены сцены из Библии с православными мотивами. Медальоны представляют фигуры ангелов.

Храм Святой Софии в Киеве (со стороны западного направления, под главным куполом) вмещает громадную семейную иллюстрацию княжеского рода, занимающую 3 стены центрального коридора (отгороженного колоннами участка).

До современного периода неповрежденными остались лишь боковые участки фрески: 4 силуэта княжичей и 2 фигуры княжон на противоположных сторонах. Средняя часть иллюстрации с изображением князя и княгини уничтожена при разборе западной галереи (в ХІII столетии).

Версии относительно персонажей фрески расходятся:

  • некоторые историки считают, что это семья Ярослава Мудрого;
  • профессор Н. Никитенко думает, что на картине изображена семья Владимира Великого.

Фрески и мозаики

Мозаики (витражи) являются украшением центрального купола и основного алтаря святыни — это образы, созданные на влажной штукатурке из стеклянных кусочков.

На центральном куполе и основном алтаре представлены основные библейские персонажи в согласии с их иерархией. Все мозаичные произведения собора оригинальны, относятся к ХІ веку. В ХІХ столетии поврежденные участки картин были расписаны тушью на масляной основе.

К основным образам из мозаики относятся следующие:

  1. Христос Вседержитель, изображенный в наибольшем подкупольном пространстве в медальоне размером в 4,1 м. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. С четырех сторон от Христа находится по архангелу: единственный святой в синем облачении выполнен из мозаики, а остальные — нарисованные Врубелем.
  2. 12 архангелов под центральным куполом располагаются между оконными проемами цилиндра. В виде витража сохранились силуэты Павла и Марка. Остальные витражные произведения дошли до наших дней в виде кусочков.
  3. Севастийские страдальцы изображены на подпружинных арках в северном и южном направлении. Уцелело 15 медальонов.
  4. Мозаика Деисус, располагающаяся в алтарной арке, относится к ХI-ХVIII векам.
  5. В центральный алтарь вмещена мозаичная Оранта в виде громадного силуэта (приблизительно 6 м высотой) молящейся Богоматери.

    Оранта в Храме Святой Софии в Киеве

  6. Евхаристия – это витраж, включающий множество силуэтов, располагающийся под Орантой. Произведение изображает причащение апостолов перед Иисусом Христом, фигуры располагаются симметрично алтаря.
  7. В нижней части выступающего участка храма, между колонами находятся изображения преподобных святителей — архидиаконов. В основном сохранился верхний кусок витража.
  8. Другие витражные произведения храма:
  • Апостол Павел;
  • Христос-Иерей;
  • фигура Аарона на центральном алтаре;
  • отделочные узоры на главном алтаре.

Храм Святой Софии в Киеве богат на фрески, которые представляют собой росписи красками на водной основе по влажной отштукатуренной стене. К местам изображения фресок относятся в основном центральный коридор с северной и южной стороны. В ходе реставрации собора удалось восстановить некоторые фрески ХI века, также неизменными остались произведения ХVII-ХVIII столетий.

Тематически все фресочные произведения храма можно свести в таблицу, разделив по типам:

Образы святых, среди которых есть известные и неизвестные Сцены религиозного характера Изображения светского характера
Апостол Павел Схождение Христа в ад Потрет семьи князя
Апостол Петр Нисхождение святого духа Фрагмент жизни Петра
Святая Варвара Приход архангела к Валааму Воин
Пророк Сорок Севастийский мучеников Крещение
Святой Николай Преподнесение Марии пурпура Император Константин
Святая Надежда Состязание архангела Михаила с Иаковым Император Юстиниан
Святой Фока Благовещение Фигура князя
Святой Филипола Христосование Марии и Елизаветы Грифон
Праведная Евдокия Уверение Фомы
Праведный Федор Стратилат Святые служители
Праведный Георгий
Иисус Христос и апостолы
Праведный Панкратий
Григорий Богослов
Праведный Ермилос
Праведный Виктор
Праведный Мелитон
Иоанн Креститель

Усыпальница

На северо-востоке святыни в углу галереи еще в древние времена была основана гробница для князей.

Известно про осуществление захоронений в храме:

  • правителя Ярослава Мудрого;
  • правителя Всеволода Ярославовича;
  • правителя Ростислава Всеволодовича;
  • Владимира Мономаха;
  • сына Мономаха Вячеслава.

С давнего до современного времени уцелела одна гробница Ярослава Мудрого, расположенная в северо-восточном участке арочной галереи. Саркофаг представляет собой четырехугольный ящик под двускатной крышей. Предмет украшен резьбой, изображающей христианские символы. Вес ящика 6 т, материал — мрамор.

В 1936 и 1939 гг. саркофаг скрывался. В нем были обнаружены останки мужчины и женщины. Согласно летописным описаниям мужчину идентифицировали с Ярославом Мудрым, по сказаниям правитель страдал от хромоты, получал ранения в ногу и голову.

Женские останки отождествили с женой князя Ириной. Известный антрополог-скульптор М. Герасимов, изучив череп князя, создал скульптуру бюста Ярослава, представленную в Софии.

Колокольня

Сооружение колокольни высится в восточной стороне заповедной местности «София Киевская». Это первая постройка из камня, заложенная на землях, прилегающих к собору, после губительного пожара 1697 года. Воздвижение башни было осуществлено в 1699-1706 гг.

Часто можно услышать название колокольни «Триумфальная» из-за празднования победы в Полтавской битве (1709 г.) под ее стенами.

Строение выполнено изначально в виде 3 уровней, фасад был украшен лепным декором, а купол изготовлен в стиле барокко, увенчан шпилем. В начале XIX века сооружение значительно обветшало, пострадало в результате удара молнии.

К тому же в Киеве начали появляться высотные постройки, заслоняющие башню, поэтому в 1851-1852 гг., произошла перестройка памятника архитектором Спарро. В это время осуществилась надстройка 4-го уровня сооружения, увенчание его грушевидным позолоченным куполом.

Капитальный ремонт строения проводился в 50-70 гг. XX столетия. Строение высится на 76 м. от уровня земли. Силуэт сооружения визуально напоминает пирамиду из 4 частей (каждая следующая меньше предыдущей). Верхние ярусы выполнены без межэтажных перекрытий, они просматриваются через арочные проемы.

Фасад строения украшен богатой лепниной в виде православных символов, а также фигурами правителя Владимира Великого, евангелистов Андрея Первозванного и Тимофея, архангела Рафаила.

На втором уровне колокольни можно увидеть колокол 1705 года. Ценное историческое литейное изделие начала ХVIII века, выполненное на заказ Ивана Мазепы.

Интересные факты

Храм Святой Софии в Киеве видел огромное количество исторических событий, перенес множественные перестройки и реконструкции. Среди интересных исторических фактов можно найти подтверждения ценности памятника архитектуры.

  1. В период строительства собора, каждому кто хотел въехать в город, необходимо было иметь при себе несколько камней.
  2. Площадь, занимаемых фресок, относящихся к ХІ веку равна приблизительно 3000 кв. м., а мозаичных изображений — 260 кв. м. Над убранством помещений работало несколько десятков мастеров, не считая подмастерьев.
  3. Во время проведения реставрационных работ в соборе были найдены не только надписи религиозного характера, но и житейского. Известна одна из них: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной (проклятое дерево) тебя по голове. Аминь.».
  4. Нестор-летописец в своей «Повести временных лет» указывает, что в подвалах Софии располагалась библиотека Ярослава Мудрого, которую увезла с собой его дочь Анна во Францию. В память о тех событиях на территории заповедника установлен мемориальный знак.
  5. Согласно одной из легенд, Киев простоит до тех пор, пока будет существовать мозаика Богоматерь Оранта. Недаром изображение называется «Нерушимая стена».

Софийский собор в Киеве сегодня

С 21 февраля 2016 года на территории заповедника Министерством культуры Украины разрешено Украинской православной церкви проводить богослужения в трапезной, основанной в XVII веке. Служба проходит дважды в день с 8:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00. Богослужения в храме Софии проводятся единожды в год 24 августа на празднование Дня Независимости.

Собор открыт для посещений ежедневно, кроме четверга, с 10:00 до 17:30. Касса работает аналогично, единственное исключение составляет среда — до 16:30.

В план размещения заповедной территории «София Киевская», занимающей площадь в 5 га, входят следующие памятники истории:

  • Софийский собор;
  • пекарня;
  • колокольня;
  • резиденция митрополита Киевского;
  • трапезная;
  • семинария;
  • восточные ворота;
  • Братский корпус;
  • монастырские кельи;
  • южные ворота;
  • мемориальный камень в честь библиотеки Я. Мудрого.

Стоимость входа на местность музея-заповедника составляет 20 грн., отдельно оплачивается посещение собора в размере 80 грн. Полная экскурсия с гидом по заповеднику обойдется в 200 грн.

При этом можно выбирать язык проведения экскурсии русский или украинский. Существуют также скидки для пенсионеров, школьников и студентов при наличии удостоверения, стоимость посещения полного комплекса заповедника для них составит 40 грн.

Ворота храма Святой Софии Киевской открыты для туристов. Переступив их можно окунуться в саму историю, в духовный мир наших предков. Каждый памятник архитектуры, предмет древности заповедника гармонично сочетается с природой, наделяет посетителей праздничными, умиротворенными эмоциями, подарит спокойствие и созерцание.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о Софийском Соборе в Киеве

Документальный фильм о «Софии Киевской»:

touristam.com

Софийский собор в Киеве Википедия

Православный собор
Софийский собор

Вид на Софийский собор
Страна Украина
Город Киев
Конфессия Православие
Тип здания Собор
Архитектурный стиль украинское барокко
Строитель Владимир Великий — Ярослав Мудрый
Дата основания 1011 год — 1037 год
Строительство 1037 год — 1740-е
Основные даты
Первая половина XI века — постройка собора
1596 — Переходит к униатам
1633 — Возвращён православной Церкви
Рубеж XVII-XVIII вв. — восстановление и перестройка
в стиле украинского барокко

1934 — обретение музейного статуса
Статус

Охраняется государством

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527
рус. • англ. • фр.
Сайт sophia.sophiakievska.org

ru-wiki.ru

Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества.

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Софийский собор. Открытая древняя кладка.


Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.


Колокольня Софийского собора на Софийской площади.


В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.


Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане…

Макет — реконструкция первоначального облика собора

Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.


Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век
Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе

pushmamba.livejournal.com

Софийский собор (в Киеве) Википедия

Православный собор
Софийский собор

Вид на Софийский собор
Страна Украина
Город Киев
Конфессия Православие
Тип здания Собор
Архитектурный стиль украинское барокко
Строитель Владимир Великий — Ярослав Мудрый
Дата основания 1011 год — 1037 год
Строительство 1037 год — 1740-е
Основные даты
Первая половина XI века — постройка собора
1596 — Переходит к униатам
1633 — Возвращён православной Церкви
Рубеж XVII-XVIII вв. — восстановление и перестройка
в стиле украинского барокко

1934 — обретение музейного статуса
Статус

Охраняется государством

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 527
рус. • англ. • фр.
Сайт sophia.sophiakievska.org

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о