1037 Строительство Софийского собора. Хронология российской истории. Россия и мир
1037 Строительство Софийского собора
Князь Ярослав много строил. При нем на новых каменных воротах Киева засияли золотые купола надвратных церквей. Ярослав возвел город на Волге, получивший его имя (Ярославль), а также основал город Юрьев в Прибалтике (имя Ярослава при крещении – Юрий), ныне Тарту. Главный храм Древней Руси – Софийский собор в Киеве – был заложен Ярославом в 1037 г. Его возводили греческие мастера, он был огромен, имел 13 куполов, галереи, украшен богатыми фресками и мозаиками. Удивление людей вызывали мозаичный пол с узорами, мраморный алтарь. Среди великолепных византийских мозаик Софийского собора до сих пор в алтаре сохранилась знаменитая икона «Нерушимая стена», или «Оранта», – молящаяся Богоматерь с поднятыми руками. Набожный Ярослав строил храмы не только в Киеве, но и в других городах. При нем учредили новые епархии, избрали первого митрополита, русского родом. Его звали Илларион. Он создал «Слово о законе и благодати» – одно из первых русских публицистических произведений. В 1051 г. Илларион на месте первого поселения монахов в небольших пещерах на лесистом склоне горы над Днепром основал Печерский монастырь (будущая Киево-Печерская лавра). При Ярославе появился и первый писаный закон – «Русская правда», или «Древнейшая правда», – свод первых русских установлений, изложенных на пергаменте. В нем учтены судебные обычаи и традиции Руси – так называемый «закон Русский», которым руководствовался князь при разборе судебных дел. Этим законом просвещенный князь ограничил кровную месть, заменив ее штрафом (вирой). «Русская правда» на многие столетия стала основой законодательства, заложила фундамент русского права.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1037
1037 Polybius 1. 14.1–3. О жизнедеятельности Фабия Пиктора: Frier 1979,1037
1037 Там же. С. 352.
1037
1037 Hilger G., Meyer A.G. Incompatible Allies. P. 331.
1037
1037 Ibid. V. 1472-1477.
1037
1037 Saitta В. Aspetti sociale… P. 95; Orlandis J. Epoca visigoda. P. 209.
Одиссея Софийского креста
Одиссея Софийского креста Случается, что старинная легенда вдруг оживает в наши дни. Поразительная история произошло с главным купольным крестом Новгородской Софии.Купольный крест из кованой меди с позолотой был установлен на Софийском соборе в ходе его реставрации,
1037
1037 Протокол заседания Политбюро ЦК КПСС, от 12 июля 1984 г. // CWIHP Bulletin № 4 (Fall 1994). P. 81; Прибытков В. В. Аппарат. 390 дней и вся жизнь генсека Черненко. М., 2002. С. 67-70; English R. D. Op. cit. P.
1037
1037 Франкфурт С.М. Рождение стали и человека. М., 1935. С. 44.
4. Книга Неемии Второе восстановление-строительство Иерусалима на двадцатом году Арта-Ксеркса — это строительство Москвы в XVI веке
4. Книга Неемии Второе восстановление-строительство Иерусалима на двадцатом году Арта-Ксеркса — это строительство Москвы в XVI веке 4.1. Строительство Иерусалима при Неемии — это возведение Московского Кремля около 1567 года В библейском каноне за первой книгой Ездры
1037
1037 Rosen. Forty Years. Vol. 1. P. 219.
1037
1037 Капнист В. В. Обуховка // Капнист В.В. Собр. соч. Т. 1. С. 254. Ср.: Там же. Т. 2. С. 77–78; Он же. К Лире // Там же. С. 276. См. об этом: Busch W. Horaz in Ru?land. S.
1037
1037 Shakya, 1999, p.245.
1037
1037 Шубарт В…, с. 130.
1037
1037 Stephan C. Das Handwerk des Krieges. Berlin, 1998. S. 241 ff.
1037
1037 31 октября, 9 ноября 1936 г. Додд У… С. 380
Строительство Софийского собора в Киеве
Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.
Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.
Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)
В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.
С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.
Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.
В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.
Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.
Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство. Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства. Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.
Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».
За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.
В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел. Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом. В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.
В XVI веке усиливается гнет польских феодалов. В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал.
Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.
XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.
В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.
В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.
Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.
Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.
Ссылка на источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml
В Киевском соборе расшифровалидревних граффити
Фотогалереи
После 15 лет работы украинские исследователи опубликовали исследование тысяч посланий, некоторым из которых почти 1000 лет, нацарапанных на стенах Софийского собора в Киеве.
1 Послание, высеченное в темном углу киевского Софийского собора, гласит: «Как мать может невольно навредить ребенку, просвещая его, так и Бог просвещает человека, взваливая на него беду. Человек, чей разум отклонился от правильного порядка вещей, будет сосудом для всех грехов». Предостерегающая записка написана в XII веке на церковнославянском языке.
2
Записка является одним из примеров граффити, выцарапанного на древнем камне Софийского собора и переведенного группой исследователей под руководством Вячеслава Корниенко (на фото). Исследование было объединено в многотомную серию книг, которая была опубликована в мае.
3 Сообщение религиозного ученика XVI века: «Григорий Дидович был здесь, чтобы поклониться и преклониться перед святой Софией!»
4 Софийский собор был построен во времена правления Владимира Великого около 1000 лет назад. Внутри древней достопримечательности захоронены несколько правителей Киевской Руси.
5 Служба в соборе в 2019 году.
Помимо знаменитых мозаик и фресок Софии, на ее стенах выгравировано около 7000 посланий и имен — с 11 по 18 века.
6
Ветхая записка с надписью: «Богдан Кам… 1625». Это было первое граффити в Святой Софии, расшифрованное историком Корниенко и исследовательской группой в 2006 году. Это послужило толчком к масштабному проекту по переводу и документированию всех граффити.
7
Корниенко изучает старые граффити в начале того, что станет 15-летним проектом.
Историк говорит, что «люди писали граффити для своих современников, но эти записи позволяют взглянуть на мир глазами людей того времени».
8
На этом граффити, оставленном братьями Иоанном и Бальтазаром Стоцкими, можно разглядеть 1614 год.
Корниенко добавил, что некоторые люди «доверили стенам собора то, что не доверили бы другим».
9 Одним из самых ранних граффити в соборе является изображение утки (в центре справа), нарисованное в 1076 году. Автор утки, «Петро», подписался рядом с птицей.
10 «Ты, грешный Яков, солгал в суде, чтобы развестись с Анной. Да избавит меня Бог от мучений!» К этой надписи более поздние читатели добавили комментарий: «Ой» было нацарапано над текстом, что можно сравнить с современным грустным или хмурым смайликом.
11
Книги, содержащие исследования граффити Святой Софии. Масштабный проект представлен в 12-томном сборнике.
Украинская служба РСЕ/РС
Украинская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода занимается освещением всей Украины, включая зоны конфликта и Крым, и устанавливает стандарты для сбалансированных репортажей и высокоэффективных журналистских расследований.
ДелитьсяОсмысление войны России против Украины через новое религиозное разделение
В самом сердце Киева, между Центральным вокзалом и рекой Днепр, протекающей через украинскую столицу, зимнее солнце отражается от восьми вершин с золотыми вершинами. Блестящие башенки принадлежат потрясающему бело-зеленому зданию в тихом городском парке. Это Софийский собор, церковь XI века, которая служит сердцем трех конфессий. Комплекс мог бы стать символом христианского единства и общих духовных корней России и Украины. Но все оказалось иначе. Драматически.
Через неделю после вторжения России в Украину в Твиттере появилось зловещее сообщение. По данным неназванных спецслужб, россияне готовили «воздушный удар по Софийскому собору в Киеве». Твит поступил от посольства Украины в Святейший Престол, международную штаб-квартиру Римско-католической церкви, которая также является автономным мини-государством Ватикана.
Напряженность между различными христианскими церквями в Украине регулярно нарастала на протяжении последних столетий. В 1995, собор стал ареной кровавой битвы во время похорон украинского патриарха Владимира, лидера самопровозглашенной независимой Украинской церкви, который провел два десятилетия в советских лагерях для военнопленных, прежде чем жить в изгнании в Канаде.
Когда украинское правительство отказало в разрешении его захоронения в соборе, сторонники патриарха атаковали полицию с палками и камнями, ранив десятки человек, в том числе 25 священников, 35 полицейских и четырех журналистов.
С тех пор собор редко использовался как церковь, чтобы избежать дальнейшей напряженности и конфликтов в его стенах. Большую часть времени это уникальное религиозное сооружение, великолепные исторические фрески которого делают его объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, функционирует как музей.
Сегодня это пешка в игре, правила которой, кажется, знает только президент России Владимир Путин. Путин не известен как набожный верующий. Он вырос атеистом, много лет работал на светский КГБ и обратился в Русскую православную церковь только в свои сорок после падения коммунизма. Это было правильное время: в коренным образом изменившемся мире русским людям нужен был другой нарратив, чтобы определить себя. И этот был бы неразрывно связан с русской православной верой.
Мечты о великой империи
Многие объясняют российское вторжение в Украину через призму геополитики. Но одержимость Путина своим меньшим соседом идет дальше индивидуальной психологии, крупномасштабной стратегии и империалистических мечтаний. Прежде всего, нынешнее вторжение в Украину — это война за построение российской идентичности через религию. Потому что исторические истоки русской идентичности не в Москве или Петербурге, а… в Киеве.
Именно здесь князь Владимир правил в конце 10 века огромной империей под названием Киевская Русь. Языческий правитель с сомнительным прозвищем Блудник Максим (великий распутник) принял христианство и крестился в 988 году. За ним последовали многие — легенды рассказывают о массовых крещениях в Днепре.
Нынешние мечты о великой Российской империи восходят к этой истории происхождения. Согласно этому мышлению, три современные страны Россия, Украина и Беларусь по существу и экзистенциально принадлежат друг другу. Москва часто говорит, что они происходят из одной и той же «крещальной купели», но это мягко сказано с российской стороны. В то время как Киев уже был могущественным городом в этом переломном 10 веке, Москва все еще была совершенно неизвестным местом. Первые упоминания о собственно русской столице относятся к 1147 году. Лишь позже власть постепенно перешла из Киева в Москву.
Гармонизирующее мышление о сильной «русской душе», объединяющей Россию и Украину, за последние десятилетия претерпело две существенные вмятины: политическую и духовную. В традиционно православных странах эти два уровня очень часто неразрывно смешиваются и переплетаются. Православные церкви принадлежат территории. Большинство из четырнадцати (или пятнадцати, как мы увидим) автономных православных церквей, образующих Восточную православную церковь, являются национальными церквями, тесно связанными с политической сферой и часто недооцениваемым политическим влиянием.
Почти божественная троица трех стран России, Украины и Белоруссии рухнула в 1991 году с позорным распадом Советского Союза. Украина стала независимой и — с новым демократическим суверенитетом — начала все больше и больше смотреть на Запад, выстраивая политические отношения с Европейским Союзом и НАТО.
Менее известна вторая значительная вмятина, когда в 2018 году в Киеве была создана независимая Украинская Православная Церковь. Согласно православной традиции, территория Украины попала под власть Московского Патриархата, и эта новая церковь потрясла самую суть этих устоев. Она действовала как национальная церковь при активной поддержке политического класса в Киеве и официальном признании Константинопольским Патриархатом почетного главы всех Православных Церквей.
Расколы внутри церкви
В Украине большая часть населения — почти три четверти — православные. Пожилые православные очень часто оставались верными своим священникам и приходам, остававшимся под властью Москвы. Более молодых украинских верующих гораздо больше привлекала новая Церковь, которая подчеркивает стремление к национальной независимости. Но в целом они реже посещают церковные службы.
Внезапно душа России, отполированная православной верой после падения коммунизма, оказалась под экзистенциальной угрозой. Пуповину со своей историей перерезали дважды: политически в 1991, религиозно в 2018 году. Для многих россиян второй был еще более болезненным, чем первый.
Реакция Москвы была яростной. С тех пор русские православные богослужения больше не упоминают Константинопольского Патриарха — обреченный раскол внутри Православной Церкви.
На момент российского вторжения почти две трети всех православных приходов в Украине все еще принадлежали Украинской Православной Церкви под Москвой. Но почти две трети населения заявили, что чувствуют себя в новой независимой церкви как дома. И все больше и больше приходов отдалялось от Москвы. Украинские политики активно поддерживали этот сдвиг. По украинскому законодательству, как только две трети всех прихожан проголосуют за переезд в новый храм, все — здание, деньги, вся организация местного прихода — переводится из Москвы.
В ответ Путин пытается узаконить свою атаку на Украину религиозными аргументами. В своем выступлении 24 февраля 2022 года, в котором он объявил о признании двух сепаратистских республик Донецкой и Луганской областей и тем самым фактически начал войну, он говорил о «религиозных преследованиях» верующих россиян.
Владимир Путин и глава могущественной Русской православной церкви в Москве патриарх Кирилл уже давно смешивали нарратив о Великой России с идеей о непримиримости Запада и России. Западные посягательства на традиционную семью, нормативную гетеросексуальность и строгое разделение ролей женщин и мужчин были занозой в боку Русской православной церкви, и Путин любит использовать этот нарратив, чтобы очернить то, что, по его мнению, является декадентской западной культурой.
Поспешное расставание
Путин использует Кирилла. Наоборот. Потому что Русская Православная Церковь пользуется активной поддержкой российского правительства. За последние годы только в Москве при активной и финансовой поддержке местных или вышестоящих властей построены сотни православных храмов. В конце концов, после эпохи атеизма и коммунизма должна начаться новая глава, и восстановление христианской нации является политическим приоритетом. Церковь и государство официально разделены, но интересы общие, и взаимная поддержка не скрывается. Наоборот, об этом широко и с гордостью сообщается в российских государственных СМИ.
Здесь Путин видит себя не только завоевателем, но прежде всего спасителем русской культуры и спасителем души Украины, павшей жертвой всего западного: еретического (католического, протестантского), декадентского, либерального.
Но эта религиозная идеология, поддерживаемая Русской православной церковью, вскоре после вторжения сталкивается с суровой реальностью. Лидер Украинской православной церкви под Москвой восстал против Путина в день первых авианалетов и призвал патриарха Кирилла возвысить голос. Многие епархии и священники этой московско-верной церкви следуют этому примеру и теперь отказываются упоминать Кирилла за литургией, как предписывает церковный устав. И все больше духовенства и приходов проявляют интерес к переходу в новую, независимую церковь.
То, что Путин и Кирилл хотели предотвратить, они, кажется, ускоряют: религиозный раскол России и Украины. Сейчас кризис личности — идентитарный и экзистенциальный. Российскому обществу придется искать другой нарратив: оно уже не может опираться на христианское крещение князя Владимира.
Кирилл продолжает поддерживать своего личного друга Путина несмотря ни на что. Во время проповедей в Храме Христа Спасителя он приводит две основные причины правомерности нападения: речь идет о «защите России и Украины от гей-парада» и «прочих дьявольских практиках с Запада». По его словам, это защита нераздельности украинского и русского народов.
Церковные лидеры со всего мира и даже епископы и священники из его собственной церкви умоляют его привести Путина в чувство, но ничего не помогает. Путин и Кирилл полностью погрузились в свою идеологическую миссию.
Словно находишься в раю на земле
Первые камни Софийского собора были заложены в 1037 году, за семнадцать лет до церковного раскола между католическим Западом (Рим) и православным Востоком (Константинополь). И Украинская Православная Церковь под Москвой, и новая, независимая Украинская Православная Церковь претендуют на Софийский собор. Еще больше усложняет ситуацию третье религиозное движение в стране — греко-католическая церковь.
Эта церковь находится под властью Рима, с церковным законом, который включает возможность для священников вступать в брак и литургию, которая напоминает православную литургию, как две капли воды. Греко-католическая церковь составляет около десяти процентов населения Украины. Были намеки на слияние этих украинских католиков с независимой православной церковью. А благодаря войне, которую Путин ведет в Украине, все больше и больше верующих и священнослужителей, подпадающих под юрисдикцию Москвы, почувствуют себя призванными присоединиться к единому украинскому христианству.
На момент написания статьи Святая София все еще стоит. Когда светит солнце, сияют его величественные купола, и вы чувствуете себя так, словно находитесь в раю на земле. Это основа Божественной литургии в православных храмах — и почему службы так долго длятся воскресным утром: для православных верующих это предвещает и даже позволяет ненадолго приобщиться к вечности, которая ожидает вас после смерти.